работниками, выполняющими работу за границей.
Контракт может заключаться в двух случаях:
) при приеме работника на работу;
) с работниками, работающими у данного нанимателя по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок. .[13, с.592]
В первом случае если гражданин откажется работать по контракту после ознакомления с его условиями, наниматель вправе отказать ему в приеме на работу. Это же правило распространяется на лиц, указанных в ст. 16 Трудового кодекса Республики Беларусь (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда № 4).
Во втором случае должны быть соблюдены определенные правила. В соответствии с Указом № 180 контракты с беременными женщинами, женщинами, имеющими детей в возрасте до 3 лет (детей-инвалидов - до 18 лет), трудовые договоры с которыми были заключены на неопределенный срок, не заключаются, если они не дали согласия на заключение таких контрактов.
Поскольку перевод работника на контрактную форму найма является изменением существенных условий труда, то такой перевод должен производиться с соблюдением процедуры, установленной ст. 32 Трудового кодекса Республики Беларусь. [16, с.16-18]
Продление контракта - увеличение срока действия контракта по соглашению работника и нанимателя. Продление контракта осуществляется в пределах максимального срока его действия.
Например, если с работником заключен контракт на 3 года, то по окончании этого срока контракт можно продлить не более чем на 2 года, иначе, при продлении на больший срок, контракт автоматически трансформируется в бессрочный трудовой договор в соответствии со ст. 39 Трудового кодекса Республики Беларусь. В соответствии с Указом № 180 стороны (и работник, и наниматель) обязаны предупредить друг друга о намерении продлить или прекратить контракт не менее чем за две недели до истечения срока его действия, если более длительные сроки предупреждения не установлены коллективным договором, соглашением.
Нарушение нанимателем срока предупреждения работника о расторжении контракта в случае возникновения спора и рассмотрения его в суде не влечет восстановления работника на работе. В таком случае подлежит выплате компенсация морального вреда, если такое требование было заявлено [9, с.4]
Указом № 180 установлен минимальный срок для продления контракта - 1 год. Контракт можно продлить на срок менее 1 года, но только с письменного согласия работника. Контракт с беременной женщиной с ее согласия продлевается на период беременности либо иной срок по соглашению сторон.
Для продления контракта в его бланке предусмотрены специальные реквизиты.
Перезаключение контракта - это заключение по соглашению между работником и нанимателем нового контракта по истечении срока прежнего контракта на тех же или иных условиях. В законодательстве принято использовать термин «заключение нового контракта». Заключение нового контракта (перезаключение контракта) может осуществляться по соглашению сторон в случаях:
) истечения срока контракта, не превышающего максимального срока, установленного законодательством;
) истечения максимального срока его действия;
) перевода работника с его согласия на другую работу.
При заключении нового контракта стороны могут пересмотреть условия его содержания. При изменении существенных условий труда наниматель обязан соблюдать процедуру, предусмотренную ст. 32 ТК.
Контракт с работниками перезаключается минимум на 1 год, максимум - на 5 лет.
При заключении контракта с работником, трудовой договор с которым был заключен на неопределенный срок, продлении либо перезаключении контракта срок его действия определяется:
) с работающей женщиной, находящейся в отпуске по беременности и родам, матерью (отцом ребенка вместо матери, опекуном), находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, - не менее чем до окончания указанных отпусков;
) с работником предпенсионного возраста (женщины - 53 года, мужчины - 58 лет), добросовестно работающим и не допускающим нарушений трудовой и исполнительской дисциплины, - не менее чем до достижения общеустановленного пенсионного возраста (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет) и получения им права на пенсию по возрасту.
Наниматель с согласия матери (отца ребенка вместо матери, опекуна), приступившей к работе до или после окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, обязан продлить или перезаключить контракт на срок не менее чем до достижения ребенком возраста пяти лет. [25]
.2 Основания и порядок прекращения трудового контракта
Действие контракта до истечения его срока может быть прекращено по основаниям, установленным ТК, другими законодательными актами или контрактом. Основания прекращения трудового договора, предусмотренные контрактом, должны соответствовать законодательным актам.
Напомним, что контракт может быть прекращен по соглашению сторон (ст. 37 ТК), в связи с истечением срока (п. 2 ч. 2 ст. 35 ТК), по требованию работника (ст. 41 ТК), по инициативе нанимателя (ст. 42), по пунктам 4 - 7 ст. 35, ст. 44 ТК, по дополнительным основаниям согласно ТК (ст.ст. 47, 257 ТК), по дополнительным основаниям согласно Декрету № 29 (п. 2.10) и некоторым другим основаниям в соответствии с законодательством. Контракт не может предусматривать дополнительные основания прекращения контракта, не установленные в законодательстве (например, за разглашение коммерческой или служебной тайны нанимателя). В тоже время, данное основание может быть «привязано» к другому, законодательно установленному (например, к п. 1 ст. 47 ТК).
Следует обратить внимание, что в законодательстве отсутствуют нормы, обязывающие стороны предупреждать друг друга о нежелании по истечении срока контракта продолжать отношения. Установление такой нормы (в том числе и срока предупреждения) возможно путем включения в коллективный договор либо как дополнительное условие контракта. Увольнение по п. 2 ст. 35 ТК (истечение срока контракта) возможно в период временной нетрудоспособности. Действие контракта прекращается и по иным основаниям, предусмотренным законодательством о труде (по соглашению сторон (ст. 37 ТК)). Контракт может быть расторгнут по инициативе нанимателя по основаниям, предусмотренным ст. 42 ТК, с некоторыми категориями работников - при определенных условиях в соответствии с требованиями ст. 47 ТК, подпункта 2.10 п. 2 Декрета.
В частности, Декретом установлено, что в контракте, заключаемом сторонами, должны быть предусмотрены дополнительные основания досрочного расторжения контракта по инициативе нанимателя за следующие нарушения работником возложенных на него трудовых обязанностей:
нарушение без уважительных причин порядка и сроков выплаты заработной платы, пенсий и (или) пособий;
неоднократное нарушение установленного законодательством порядка рассмотрения обращений граждан, а также неправомерный отказ в рассмотрении относящихся к компетенции соответствующего государственного органа обращений граждан;
незаконное привлечение к ответственности граждан и юридических лиц;
причинение в связи с исполнением трудовых обязанностей государству, юридическим и (или) физическим лицам имущественного ущерба, установленного вступившим в законную силу решением суда или решением о привлечении к административной ответственности, принятым иным уполномоченным государственным органом (должностным лицом);
неоднократное представление в уполномоченные органы неполных либо недостоверных сведений;
непринятие необходимых мер для своевременного поступления выручки по экспортным контрактам или оплаченного товара по импортным и бартерным контрактам;
необеспечение надлежащей и трудовой дисциплины подчиненных, равно сокрытие фактов нарушения ими трудовой и исполнительской дисциплины либо не привлечение без уважительных причин виновных лиц к установленной законодательством ответственности за такие нарушения;
распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств в рабочее время или по месту работы;
нарушение правил по охране труда и технике безопасности, повлекшее, увечье или смерть другого работника;
непринятие без уважительных причин в срок, установленный законными предписаниями правоохранительных или контрольных органов, мер по устранению выявленных нарушений, а также по возмещению материального ущерба, причиненного государству в результате нарушения действующего законодательства [26].
Неоднократным нарушением работником возложенных на него трудовых обязанностей является их нарушение два и более раза в течение шести месяцев.
По истечении срока контракта наниматель вправе прекратить трудовые отношения с работником без указания каких-либо дополнительных причин и независимо от результатов трудовой деятельности работника. Увольнение производится по п. 2 ст. 35 ТК - истечение срока трудового договора, о чем издается приказ и делается запись в трудовую книжку работника.
Работник по своей инициативе по истечении срока контракта имеет право прекратить трудовые отношения с нанимателем. При этом инициатива работника в прекращении трудовых отношений должна выражаться путем подачи нанимателю соответствующего заявления, а инициатива нанимателя - в виде издания приказа о прекращении трудовых отношений. [17. с. 52].
Выводы
Рассмотрев второй раздел курсовой работы сделаем выводы.
Контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах и хранится у каждой из сторон. Контракт подписывается сторонами. Контракт является основанием для издания приказа (распоряжения, постановления): - о приеме (назначении) работника на работу (должность); - о заключении контракта с работником, трудовой договор с которым был заключен на неопределенный срок. Контракт вступает в силу со дня его подписания или иного указанного в нем срока.
Продление контракта в пределах максимального срока его действия (пункт 2 статьи 17 Трудового кодекса Республики Беларусь) осуществляется по соглашению сторон на срок не менее одного года. На меньший срок контракт продлевается с письменного согласия работника, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. Письменное согласие означает письменное заявление работника.
Действие контракта до истечения его срока может быть прекращено по основаниям, установленным ТК, другими законодательными актами или контрактом. Основания прекращения трудового договора, предусмотренные контрактом, должны соответствовать законодательным актам. Напомним, что контракт может быть прекращен по соглашению сторон (ст. 37 ТК), в связи с истечением срока (п. 2 ч. 2 ст. 35 ТК), по требованию работника (ст. 41 ТК), по инициативе нанимателя (ст. 42), по пунктам 4 - 7 ст. 35, ст. 44 ТК, по дополнительным основаниям согласно ТК (ст.ст. 47, 257 ТК), по дополнительным основаниям согласно Декрету № 29 (п. 2.10) и некоторым другим основаниям в соответствии с законодательством.
3. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРАКТНОЙ ФОРМЫ НАЙМА НА РАБОТУ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ
.1 Контракты с государственными служащими
Основные положения, касающиеся контракта, заключаемого с государственным служащим, содержатся в ст. 30-32 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З "О государственной службе в Республике Беларусь".
Пунктом 7 ст. 30 Закона предусмотрено, в частности, что примерная форма контракта, заключаемого с гражданином, поступающим на государственную службу, определяется актами законодательства. В Законе приведены лишь основные нормы, касающиеся содержания и условий контракта, а также оснований для его прекращения. Решение иных вопросов, оказавшихся за пределами законодательного регулирования, должно определяться по предписанию законодателя актами законодательства.
Совет Министров Республики Беларусь постановлением от 07.10.2003 № 1271 утвердил Положение о порядке и условиях заключения контрактов с государственными служащими. Как отмечено в Положении, оно разработано в соответствии с Законом и Декретом № 29 и устанавливает общий порядок и условия заключения контрактов нанимателей с государственными служащими.
Помимо определения контракта, воспроизводящего определение, данное в Законе, и устанавливающего, что контракт - трудовой договор, заключенный в письменной форме на определенный срок, содержащий в отношении вопросов поступления, прохождения и прекращения государственной службы особенности по сравнению с общими нормами законодательства о труде.
В Положении № 1271 включена, в качестве самостоятельной, норма о том, что контракты заключаются с гражданами, поступающими на государственную службу. В Положении № 1271 особо не оговаривается то обстоятельство, что с отдельными категориями государственных служащих контракт не заключается. Это касается Премьер-министра Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов, осуществляющих свои полномочия на профессиональной основе, а также судей. Приведенное исключение из правила содержится в п. 5 ст. 30 Закона. В то же время в п. 4 Положения № 1271 воспроизведено предписание п. 6 ст. 30 Закона, что с гражданами, поступающими на государственную службу на период выполнения обязанностей временно отсутствующего государственного служащего, заключается срочный трудовой договор в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством о труде.
Перечень оснований, при наличии которых контракт не может быть заключен, приведен в п. 5 Положения № 1271. В соответствии с указанной нормой контракты не могут заключаться с лицами: - не достигшими 18-летнего возраста; - признанными в установленном законом порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; - лишенными судом права занимать государственные должности в течение определенного времени; - имеющими в соответствии с медицинским заключением заболевание, входящее в утвержденный Правительством Республики Беларусь перечень заболеваний, препятствующих исполнению служебных обязанностей; - отказавшимися от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственные секреты, если исполнение служебных обязанностей по государственной должности, на занятие которой претендуют граждане, связано с использованием таких сведений; - не соответствующими квалификационным требованиям, предъявляемым к гражданам для занятия соответствующих государственных должностей; - в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, родные братья, сестры, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с государственным служащим, если их служебная деятельность будет связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; - не являющимися гражданами Республики Беларусь; - представившими заведомо недостоверные сведения, необходимые для занятия государственной должности; - не представившими декларацию о доходах и имуществе или умышленно внесшими в декларацию о доходах и имуществе неполные или недостоверные сведения; - уволенными с государственной службы за систематическое неисполнение служебных обязанностей без уважительных причин, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также за распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время до истечения 2 лет со дня увольнения за такие действия; - в иных случаях, установленных законодательными актами. .[18, с.16-18]
Контракт является основанием для издания решения, приказа, распоряжения, иного акта соответствующего государственного органа, должностного лица о назначении государственного служащего на должность.
В п. 10 Положения № 1271 сформулированы нормы, касающиеся содержания и условий контракта. Так, в контракте в качестве обязательных должны быть указаны следующие сведения и условия:
) дата подписания;
2) данные о государственном служащем и нанимателе;
) место работы, должность государственного служащего;
) срок действия контракта;
) основные права сторон, в том числе право нанимателя:
на уменьшение (лишение) премий всех видов независимо от привлечения государственного служащего к дисциплинарной ответственности: за отсутствие на рабочем месте без уважительной причины, несвоевременное выполнение или невыполнение должностных обязанностей без уважительных причин; использование государственного имущества не в служебных целях;
уменьшение государственному служащему отпуска в соответствующем году на число дней прогула или умышленного неисполнения им должностных обязанностей более 3 часов в течение рабочего дня без уважительных причин. При этом отпуск должен быть не менее 21 календарного дня;
понижение в классе (звании) за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей на срок до 6 месяцев. Понижение в классе не может быть более чем на один класс, а в звании (специальном, персональном) - ниже, чем на одну ступень;
) основные обязанности и ответственность сторон, в том числе полная материальная ответственность за ущерб, причиненный нанимателю по вине государственного служащего излишними денежными выплатами (за исключением случаев счетной ошибки), неправильным учетом и хранением материальных или денежных ценностей, их хищением, уничтожением; 7) условия организации и оплаты труда государственного служащего (с учетом результатов его работы), предусматривающие зависимость мер поощрения от соблюдения правил внутреннего трудового распорядка; 8) дополнительные меры стимулирования труда в пределах средств, предусмотренных на содержание государственного органа, в том числе:
предоставление дополнительного поощрительного отпуска с сохранением заработной платы до 5 календарных дней;
повышение должностного оклада (не более чем на 50%, если больший размер не предусмотрен законодательством).
И еще один момент.
Пунктом 2.4. Декрета № 29 действительно предусматривается включение в контракт указания о зависимости мер поощрения от соблюдения правил внутреннего трудового распорядка. Законом (п. 1 ст. 49) предусмотрена норма о поощрении государственных служащих за успешное и добросовестное исполнение служебных обязанностей, продолжительную и безупречную государственную службу, выполнение заданий особой важности и сложности, другие достижения в труде. В данном случае разночтения нет, поскольку норму Декрета № 29 можно рассматривать лишь как одно из условий применения мер поощрения.
Основания прекращения контракта с государственным служащим приведены в п. 13 Положения № 1271, согласно которому "контракт прекращается в случаях:
.1. истечения срока действия;
.2. соглашения сторон;
.3. достижения государственным служащим предельного возраста, установленного для пребывания на государственной службе;
.4. возникновения (установления) обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 33 Закона;
.5. истечения срока, досрочного прекращения полномочий на государственной должности;
.6. несоблюдения ограничений, связанных с государственной службой; 13.7. разглашения сведений, составляющих государственные секреты;
.8. отказа от принесения присяги;
.9. нарушения требований законодательства при приеме на государственную службу;
.10. отставки;
.11. грубого нарушения должностных обязанностей, совершения проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе;
.12. прекращения гражданства Республики Беларусь вследствие выхода из гражданства или его утраты;
.13. неудовлетворительного результата предварительного испытания; 13.14. вступления в законную силу обвинительного приговора суда".
Абзацем 2 п. 13 Положения № 1271 предусмотрено, что при прекращении действия контракта по основаниям, предусмотренным п. 13.3 - 13.14 Положения № 1271, в решении, приказе, распоряжении, ином акте соответствующего государственного органа, должностного лица об увольнении государственного служащего и в его трудовой книжке делаются ссылки соответственно на ст. 33 и 40 Закона.
Основания досрочного расторжения контракта приведены в п. 15 Положения № 1271 , согласно которому контракт может быть досрочно расторгнут:
. По инициативе нанимателя или требованию государственного служащего при невыполнении или ненадлежащем выполнении одной из сторон условий контракта.
. По инициативе нанимателя по дополнительным основаниям,
предусмотренным законодательством, за следующие нарушения государственным служащим возложенных на него должностных обязанностей:
.1. нарушение без уважительных причин порядка и сроков выплаты заработной платы, пенсий и (или) пособий;
.2. причинение в связи с исполнением должностных обязанностей государству, юридическим и (или) физическим лицам имущественного ущерба, установленного вступившим в законную силу решением суда или решением о привлечении к административной ответственности, принятым иным уполномоченным государственным органом (должностным лицом);
.3. неоднократное нарушение установленного законодательством порядка рассмотрения обращений граждан, а также неправомерный отказ в рассмотрении относящихся к компетенции соответствующего государственного органа обращений граждан;
2.4. незаконное привлечение к ответственности граждан и юридических лиц;
2.5. неоднократное представление в уполномоченные органы неполных либо недостоверных сведений;
.6. непринятие необходимых мер для своевременного поступления выручки по экспортным контрактам или оплаченного товара по импортным и бартерным контрактам;
.7. необеспечение надлежащей трудовой дисциплины подчиненных, а равно сокрытие фактов нарушения ими трудовой и исполнительской дисциплины либо не привлечение без уважительных причин виновных лиц к установленной законодательством ответственности за такие нарушения;
.8. распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств в рабочее время или по месту работы;
.9. нарушение правил по охране труда и технике безопасности, повлекшее увечье или смерть другого работника;
.10. непринятие без уважительных причин в срок, установленный законными предписаниями правоохранительных или контрольных органов, мер по устранению выявленных нарушений, а также возмещению материального ущерба, причиненного государству в результате нарушения действующего законодательства.
. В порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством о труде.
. В иных случаях, предусмотренных законодательными актами. .[12, с.255]
Форма контракта с государственным служащим определяется соглашением сторон на основании Примерной формы контракта с государственным служащим, утвержденной в качестве приложения к Положению № 1271. Помимо обязательных реквизитов, характерных для двусторонних договоров, касающихся указания сторон договора, определения предмета договора, срока его действия, основную часть содержания контракта составляет изложение прав и обязанностей сторон, ответственности государственных служащих, оснований прекращения контракта.
Пунктом 12 Примерной формы контракта с государственными служащими предусмотрено, что наниматель устанавливает государственному служащему гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством о труде, с указанием видов гарантий и компенсаций. При включении указанного пункта в контракт необходимо иметь в виду, что отдельные гарантии материального и социального обеспечения предусмотрены ст. 46 Закона. Кроме того, иные гарантии для осуществления полномочий отдельными категориями государственных служащих, не предусмотренные Законом, могут устанавливаться законодательными актами, закрепляющими их правовой статус (например, для депутатов, судей, прокурорских работников и др.). В связи с изложенным указанные обстоятельства должны быть учтены нанимателем при заключении контракта с конкретным государственным служащим. .[13, с.592]
Положения, касающиеся ответственности государственного служащего, изложенные в п. 15 Примерной формы контракта, основываются на ст. 56 Закона. Включение в контракт условия о полной материальной ответственности государственного служащего за ущерб, причиненный нанимателю по вине государственного служащего излишними денежными выплатами (за исключением случаев счетной ошибки), неправильным учетом и хранением материальных или денежных ценностей, их хищением, уничтожением, основывается на положениях п. 2.8 Декрета № 29.
В контракте, заключаемом с государственным служащим, обязательно указываются возможные основания прекращения контракта, а также досрочного его расторжения. Приведенные в п. 18-20 Примерной формы контракта с государствеными служащими основания прекращения контракта, а также досрочного его расторжения воспроизводят соответственно п. 13-15 Положения, которые уже были предметом анализа (см. выше). Пункт 21 Примерной формы контракта содержит также указание на то, что продление контракта на новый срок производится по соглашению между государственным служащим и нанимателем.
.2 Контракты с руководителями организаций
Контракты с руководителями государственных организаций заключаются с целью повышения ответственности руководителей за результаты деятельности организации, обеспечения условий для инициативы и самостоятельности с учетом индивидуальных способностей и профессиональных навыков, правовой и социальной защищенности руководителя и регулируется Положением о порядке заключения контрактов с руководителями государственных организаций, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 16.09.1994 № 76.
Наем руководителя государственной организации, относящейся к республиканской собственности, осуществляется соответствующим республиканским органом государственного управления, иной государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь, по согласованию с соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом, а руководителя государственной организации, относящейся к коммунальной собственности, - соответствующим местным Советом депутатов или уполномоченным им органом. Контракт заключается, как правило, на конкурсной основе. Порядок и условия проведения конкурса определяются руководителем республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь. .[19, с.36]
Контракт заключается в письменной форме и подписывается руководителем органа, назначаемым на должность руководителя государственной организации. Проект контракта республиканский орган государственного управления, иная государственная организация, подчиненная Правительству Республики Беларусь, согласовывают с Государственным комитетом по имуществу в части управления и распоряжения государственным имуществом.
Контракт составляется в двух экземплярах и хранится у каждой из сторон. Контракт является основанием для издания приказа (распоряжения, постановления) о назначении руководителя государственной организации на должность. Контракт вступает в силу с момента его подписания или иного указанного в нем срока. Контракт заключается на срок не менее одного года. Конкретный срок контракта определяется соглашением сторон. .[19, с.37]
В контракте должны быть указаны в качестве обязательных следующие условия:
дата подписания;
место работы; - должность руководителя государственной организации;
- срок действия контракта;
- конкретные показатели работы государственной организации, роста производства и прибыли;
условия организации и оплаты труда руководителя государственной организации в соответствии с законодательством, предусматривающие зависимость мер поощрения от объема и эффективности производства, наличия задолженности по платежам в бюджет, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка;
- права руководителя государственной организации;
- права органа, уполномоченного управлять имуществом государственной организации, в том числе право на:
. уменьшение (лишение) премий всех видов независимо от привлечения к дисциплинарной ответственности за: отсутствие на рабочем месте без уважительной причины; несвоевременное выполнение или невыполнение трудовых обязанностей без уважительных причин; использование государственного имущества не в служебных целях;
. лишение (снижение размера) установленной надбавки, лишение (снижение) премий или вознаграждений за нарушение законодательства, в том числе в части неправомерного использования государственного имущества, необоснованный отказ (уклонение) от заключения договоров на поставку товаров или проведение работ, недовыполнение (невыполнение) работ для государственных нужд, а также невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств, предусмотренных контрактом;
. уменьшение руководителю государственной организации отпуска в соответствующем году на число дней прогула или умышленного неисполнения им трудовых обязанностей более трех часов в течение рабочего дня без уважительных причин. При этом отпуск должен быть не менее двадцати одного календарного дня;
обязанности руководителя государственной организации и органа, уполномоченного управлять имуществом государственной организации;
ответственность руководителя государственной организации, включая полную материальную ответственность за ущерб, причиненный органу, уполномоченному управлять имуществом государственной организации, по вине руководителя излишними денежными выплатами (за исключением случаев счетной ошибки), неправильным учетом и хранением материальных или денежных ценностей, их хищением, уничтожением, кроме того: ответственность руководителя государственной организации за: неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта; результаты деятельности государственной организации, включая выпуск и реализацию продукции (работ, услуг), не соответствующей обязательным требованиям стандартов и других нормативных документов по стандартизации; сохранность и целевое использование имущества, в том числе имущественная ответственность за ущерб, причиненный организации в результате неправомерных действий или бездействия руководителя государственной организации;
ответственность органа, уполномоченного управлять имуществом государственной организации, за: несоблюдение законодательства; неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта;
дополнительные меры стимулирования труда, в том числе: предоставление дополнительного поощрительного отпуска с сохранением заработной платы до пяти календарных дней; повышение должностного оклада (не более чем на 50 процентов, если больший размер не предусмотрен законодательством); - размеры минимальных компенсаций за ухудшение правового положения руководителя государственной организации, установленные законодательством. .[23, с.22-26]
Руководитель государственной организации обязан:
в сфере управления государственной организацией, в том числе распоряжения имуществом и средствами организации: утверждать по согласованию с вышестоящим органом государственного управления прогноз развития организации на пять лет, бизнес-планы ее развития на год, а в случаях, установленных законодательством, при проведении модернизации или реконструкции действующего производства, а также создании нового производства - бизнес-планы инвестиционных проектов; самостоятельно распоряжаться без разрешения органа, уполномоченного управлять государственным имуществом, малоценными и быстро изнашивающимися предметами в пределах норм, установленных этим органом; запасами товарно-материальных ценностей (не ниже цен на момент отпуска); средствами на расчетных счетах организации в соответствии с уставом, коллективным договором и сметой организации; не отчуждать, не сдавать в аренду основные фонды организации без согласия органа, уполномоченного управлять государственным имуществом, либо иного органа, определенного законодательством; обеспечивать получение прибыли в размерах, согласованных с органом, уполномоченным управлять государственным имуществом; поддерживать необходимый уровень производства продукции (товаров, услуг); обеспечивать эффективное использование средств организации; в случае получения организацией бюджетного займа, бюджетной ссуды за счет средств республиканского (местного) бюджета обеспечивать их целевое использование и своевременность возврата. При прекращении трудовых отношений представлять нанимателю сведения Министерства финансов (местного исполнительного и распорядительного органа) о выполнении договора об условиях выдачи и возврата бюджетного займа, бюджетной ссуды, заключенного организацией с Министерством финансов (местным исполнительным и распорядительным органом); привлекать работников к материальной ответственности за ущерб, причиненный организации неправомерными действиями или бездействием при исполнении ими трудовых обязанностей; соблюдать коммерческую тайну организации. .[24, с.11-14]
Орган, уполномоченный управлять имуществом государственной организации, обязан: содействовать выполнению заказа для государственных нужд в соответствии с договорами; оказывать помощь руководителю организации в решении вопросов производственно-хозяйственной деятельности; содействовать адаптации организации к условиям рыночной экономики; создавать условия для повышения квалификации руководителя организации; проводить ревизию финансово-хозяйственной деятельности организации не чаще 1 раза в год и не реже одной ревизии в 2 года; не позднее, чем за две недели до истечения срока действия контракта письменно предупредить руководителя государственной организации о решении продолжить или прекратить с ним трудовые отношения. Если контрактом предусматривается переезд руководителя государственной организации на работу в другую местность, компенсации выплачиваются в размерах, предусмотренных законодательством. Стороны могут предусмотреть в контракте: дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы и гарантии для руководителя государственной организации, в том числе и в случае досрочного расторжения контракта; дополнительные условия, не ухудшающие положение руководителя по сравнению с законодательством. Круг прав и обязанностей сторон контракта, иные его условия определяются с учетом специфики деятельности, источника финансирования и других особенностей государственной организации.
За противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей руководитель государственной организации привлекается к дисциплинарной, административной, уголовной и материальной ответственности в соответствии с законодательством. .[24, с.15-17]
Изменение условий контракта производится в установленном порядке по соглашению сторон либо по основаниям, предусмотренным законодательством. Продление контракта в пределах максимального срока его действия (пункт 2 статьи 17 Трудового кодекса Республики Беларусь) осуществляется по соглашению сторон на срок не менее одного года. На меньший срок контракт продлевается с письменного согласия руководителя государственной организации, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. По истечении максимального срока действия контракта по договоренности сторон заключается новый контракт на срок не менее одного года. При продлении либо заключении нового контракта, кроме случая, предусмотренного в части пятой настоящего пункта, срок его действия определяется:
с руководителем государственной организации - работающей женщиной, находящейся в отпуске по беременности и родам, матерью (отцом ребенка вместо матери, опекуном), находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, - не менее чем до окончания указанных отпусков;
с руководителем государственной организации - работником предпенсионного возраста (женщины - 53 года, мужчины - 58 лет), добросовестно работающим и не допускающим нарушений трудовой и исполнительской дисциплины, - не менее чем до достижения общеустановленного пенсионного возраста (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет) и получения им права на пенсию по возрасту.
Наниматель с согласия матери (отца ребенка вместо матери, опекуна), приступившей к работе до или после окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, обязан продлить (заключить новый) контракт на срок не менее чем до достижения ребенком возраста пяти лет. Контракт с руководителем государственной организации - беременной женщиной с ее согласия продлевается на период беременности либо иной срок по соглашению сторон.
Действие контракта прекращается при:
истечении его срока;
нарушении правил охраны труда и техники безопасности, повлекшем увечье или смерть другого работника;
причинении в связи с исполнением трудовых обязанностей государству, юридическим и (или) физическим лицам имущественного ущерба, установленного вступившим в законную силу решением суда или решением о привлечении к административной ответственности, принятым иным уполномоченным государственным органом (должностным лицом);
распитии спиртных напитков, употреблении наркотических или токсических средств в рабочее время или по месту работы;
необеспечении надлежащей трудовой дисциплины подчиненных, сокрытии фактов нарушения ими трудовой и исполнительской дисциплины либо непривлечении без уважительных причин виновных лиц к установленной законодательством ответственности за такие нарушения; наступлении иных оснований, предусмотренных законодательством о труде.
Контракт может быть досрочно расторгнут:
по инициативе органа, уполномоченного управлять имуществом государственной организации, по дополнительным основаниям, предусмотренным законодательством, за следующие нарушения руководителем государственной организации возложенных на него трудовых обязанностей: нарушение без уважительных причин порядка и сроков выплаты заработной платы, пенсий и (или) пособий;
неоднократное нарушение установленного законодательством порядка рассмотрения обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, а также неправомерный отказ в рассмотрении относящихся к компетенции соответствующего государственного органа обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц;
незаконное привлечение к ответственности граждан и юридических лиц; неоднократное представление в уполномоченные органы неполных либо недостоверных сведений;
непринятие необходимых мер для своевременного поступления выручки по экспортным контрактам или оплаченного товара по импортным и бартерным контрактам;
непринятие без уважительных причин в срок, установленный законными предписаниями правоохранительных или контрольных органов, мер по устранению выявленных нарушений, а также по возмещению материального ущерба, причиненного государству в результате нарушения действующего законодательства;
необеспечение либо нарушение установленного законодательством порядка и сроков оплаты за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, повлекшее отстранение его от работы на срок более одного месяца;
по инициативе руководителя государственной организации в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения условий контракта по вине органа, уполномоченного управлять государственным имуществом.
Если по истечении срока действия контракта трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения, то контракт преобразуется в трудовой договор, заключенный на неопределенный срок. Государственный комитет по имуществу при нарушении руководителем государственной организации законодательства, регулирующего вопросы управления и распоряжения государственным имуществом, вправе поставить перед соответствующими республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь вопрос о досрочном расторжении контракта в установленном порядке. Вопросы, не предусмотренные контрактом, регулируются законодательством о труде. Споры между сторонами контракта рассматриваются судом в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Подводя итог, третьему разделу работы сделаем выводы.
Основные положения, касающиеся контракта, заключаемого с государственным служащим, содержатся в ст. 30-32 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 "О государственной службе в Республике Беларусь". Пунктом 7 ст. 30 Закона предусмотрено, в частности, что примерная форма контракта, заключаемого с гражданином, поступающим на государственную службу, определяется актами законодательства. В Законе приведены лишь основные нормы, касающиеся содержания и условий контракта, а также оснований для его прекращения. Решение иных вопросов, оказавшихся за пределами законодательного регулирования, должно определяться по предписанию законодателя актами законодательства.
Контракты с руководителями государственных организаций заключаются с целью повышения ответственности руководителей за результаты деятельности организации, обеспечения условий для инициативы и самостоятельности с учетом индивидуальных способностей и профессиональных навыков, правовой и социальной защищенности руководителя и регулируется Положением о порядке заключения контрактов с руководителями государственных организаций, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 16.09.1994 № 76.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение курсовой работы хочу отметить, что трудовой контракт - это основание возникновения трудовых отношений. Республика Беларусь на данный момент проходит этап перехода от плановой экономики к рыночным отношениям, стремления к правовому государству с высокоразвитой правовой культурой. Поэтому роль трудовых отношений в государстве возрастает и требует наиболее четкой регламентации. Ведь почти каждый четвертый гражданин Республики Беларусь состоит в тех или иных трудовых отношениях с государством и различными нанимателями, то есть данный вид отношений охватывает огромный круг людей и принятие новых законодательных актов, регулирующих данный аспект отношений на основе новых рыночных принципов, должно соответствовать потребностям современного человека.
Необходимо отметить, какое влияние оказал на трудовые отношения в нашей стране Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июля №29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины». Декрет впервые устанавливает режим временной занятости, так как предусматривает (в отличие от бессрочного трудового соглашения) заключение контракта на определенный срок (не менее года). При этом пункте 1 данного документа предусматривает добровольно-принудительный принцип: в случае отказа работника заключить контракт, трудовой договор с ним прекращается «по причине отказа от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда». Кроме того, работник, работающий по контракту, не вправе уволиться с работы в течение всего срока его действия.
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что контракт- это вид трудового, договора, заключенный в письменной форме на определенный срок, содержащий особенности по сравнению с общими нормами законодательства о труде и предусматривающий минимальную компенсацию за ухудшение правового положения работника. Контракт позволяет индивидуализировать условия труда с учетом особенностей квалификации работника, его деловых качеств, специфики выполнения работы и может содержать широкий перечень оговоренных непосредственно сторонами условий, в том числе по вопросам организации труда, его стимулирования, социально- бытового обеспечения, ответственности и др. Контракт может предусматривать и льготы, которые законодательством вообще не установлены, и повысить установленные законодательством. В то же время контракт дает возможность досрочно освободиться от работников, не выполняющих свои обязанности, поскольку помимо оснований, предусмотренных в законе, контракт может быть расторгнут по дополнительным основаниям, предусмотренным в самом контракте.
Контракт представляет собой соглашение, по которому обе стороны контракта (наниматель и работник) имеют как права, так и обязанности, невыполнение которых влечет применение определенных санкций.
Контракт содержит все основные условия трудового договора и служит основанием возникновения трудовых отношений между работником и нанимателем. Вместе с тем в контракте по сравнению с обычным трудовым договором имеется ряд особенностей, которые могут как улучшать, так и ухудшать правовое положение работников по сравнению с общими нормами законодательства о труде.
Контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах и хранится у каждой из сторон. Контракт подписывается сторонами. Контракт является основанием для издания приказа (распоряжения, постановления): - о приеме (назначении) работника на работу (должность); - о заключении контракта с работником, трудовой договор с которым был заключен на неопределенный срок. Контракт вступает в силу со дня его подписания или иного указанного в нем срока.
Продление контракта в пределах максимального срока его действия (пункт 2 статьи 17 Трудового кодекса Республики Беларусь) осуществляется по соглашению сторон на срок не менее одного года. На меньший срок контракт продлевается с письменного согласия работника, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. Письменное согласие означает письменное заявление работника.
Действие контракта до истечения его срока может быть прекращено по основаниям, установленным ТК, другими законодательными актами или контрактом. Основания прекращения трудового договора, предусмотренные контрактом, должны соответствовать законодательным актам. Напомним, что контракт может быть прекращен по соглашению сторон (ст. 37 ТК), в связи с истечением срока (п. 2 ч. 2 ст. 35 ТК), по требованию работника (ст. 41 ТК), по инициативе нанимателя (ст. 42), по пунктам 4 - 7 ст. 35, ст. 44 ТК, по дополнительным основаниям согласно ТК (ст.ст. 47, 257 ТК), по дополнительным основаниям согласно Декрету № 29 (п. 2.10) и некоторым другим основаниям в соответствии с законодательством.
Основные положения, касающиеся контракта, заключаемого с государственным служащим, содержатся в ст. 30-32 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 "О государственной службе в Республике Беларусь". Пунктом 7 ст. 30 Закона предусмотрено, в частности, что примерная форма контракта, заключаемого с гражданином, поступающим на государственную службу, определяется актами законодательства. В Законе приведены лишь основные нормы, касающиеся содержания и условий контракта, а также оснований для его прекращения. Решение иных вопросов, оказавшихся за пределами законодательного регулирования, должно определяться по предписанию законодателя актами законодательства.
Контракты с руководителями государственных организаций заключаются с целью повышения ответственности руководителей за результаты деятельности организации, обеспечения условий для инициативы и самостоятельности с учетом индивидуальных способностей и профессиональных навыков, правовой и социальной защищенности руководителя и регулируется Положением о порядке заключения контрактов с руководителями государственных организаций, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 16.09.1994 № 76.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Минск: Амалфея, 2005. - 48 с.
. О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины: Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. N 29, в ред. Декрет Президента Республики Беларусь от 13.02. 2012 г. № 1 // Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2012.
. О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999г. №29: Указ Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2000 г. № 180, в ред. Указ Президента Республики Беларусь от 31 .03.2010 г. № 164 // Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2012.
. О государственной службе в Республике Беларусь : Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 №204-З, в ред. Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 г. № 333-З // Консультант Плюс : Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2012.
. Об утверждении положения о порядке и условиях заключения контрактов нанимателей с работниками : Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 сентября 1999 года. №1476, в ред. Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19.01.2012 г. № 58 // Консультант Плюс : Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2012.
. Трудовой кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 8 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 17 января 2011 г. - Минск: Амалфея, 2011.
. Об утверждении Примерной формы контракта нанимателя с работником : Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.1999 г. № 1180, в ред. Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19.01.2012г. № 58 // Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2012.
. Положение о порядке и условиях заключения контрактов с государственными служащими: Постановление от 07.10.2003 № 1271, в ред. Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19.03.2012 г. № 242 // Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2012.
. О практике рассмотрения судами трудовых споров, связанных с контрактной формой найма работников: Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь 26 июня 2008 г. № 4: с изменениями и дополнениями от 25 марта 2009 г. № 3. - Минск : Амалфея, 2011.- 3- 4 с.
10. Гапоненко, В.Ф. Трудовое право / В.Ф. Гапоненко, Ф.Н. Михайлов. - Минск : ЮНИТИ, 2002. - 463с.
. Дмитрук, В.Н. Трудовое право: Учебное пособие / В.Н. Дмитрук: - Минск. : Амалфея, 2000. - 115с.
. Сыроватская, Л.А. Трудовое право: Учебник / Л.А. Сыроватская : Минск: Высшая школа, 2001. -255 с.
. Семенков, В.И. Трудовое право: Учебник / В.И. Семенков, В.Н. Артемова, Г.А. Василевич и др.; под общ. ред. Семенкова В.И. / Минск.; Амалфея, 2001. - 592 с.
14. Контрактная форма найма работника: порядок применения /Е. Комисарова// Архивы и делопроизводство- 2001.- № 6.- С. 27-29.
. Трудовые отношения на основе контракта /Г.И.Ульянова// Налоговый вестник- 2002. - №48. - С.52-60
. Обоснование причин перевода работников с бессрочного трудового договора на трудовой контракт /А.А. Войтик// Отдел кадров - 2004. - N 12. - С. 16-18
. Особенности трудовых договоров, контрактов /А.А. Войтик// Отдел кадров - 2005. - N 3. - С. 52
. Прием на руководящую должность. /В.В. Шапошников // Кадровик. Управление персоналом. - 2008. - N3. - С. 16-18.
. Особенности приема на работу руководителей государственных организаций /Т.Н. Важенкова// Отдел кадров - 2005. - № 11. - С. 36-38.
. Прием, перевод, увольнение работников. Контрактная форма найма./К.И. Кеник// Отдел кадров - 2005. - № 12. - С. 54-66.
. Контракт. / Т.В. Демедюк // Кадровик. Управление персоналом - 2009. - № 06. - С. 17-20
. Порядок и условия заключения контрактов/ Л. В. Логвина //Кадровик. Управление персоналом. - 2008. - № 03. - С. 24-29.
. Особенности заключения контракта с руководителями./ Е.В. Розова //Кадровик. Управление персоналом - 2007.- № 11. - С 22-26.
. Заключаем контракт с руководителем организации. /А.В. Довгер //Кадровик. Управление персоналом- 2009.- № 06- С 11-17
. Контракт и отдельные вопросы его правового регулирования Г.Б. Шишко, А.П. Чичина // Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2012.
. Трудовой контракт. Заключение и содержание. / В.В. Лозовская // Консультант Плюс : Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2012.