Анализ услуг предприятия розничной торговли (на примере магазина 'Мир книги')

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    42,12 Кб
  • Опубликовано:
    2014-06-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ услуг предприятия розничной торговли (на примере магазина 'Мир книги')

Содержание

Введение

. Теоретические аспекты исследования розничной торговли как вида экономической деятельности

.1 Розничная торговля как вид экономической деятельности

.2 Факторы и условия развития розничной троговли в стране

.3 Показатели оценки состояния розничной торговли в стране

. Анализ услуг предприятия розничной троговли

2.1 Общая характеристика предприятия

.2 Основные показатели экономической деятельности

. Пути совершенствования работы розничного предприятия

Заключение

Список использованных источников

Введение

Розничная торговля - вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров непосредственно потребителю для личного, бытового, семейного, домашнего использования - так современное законодательство определяет розничную торговлю.

Правовая природа розничной торговли, как вида деятельности, выражается, прежде всего, в договорном характере.

Актуальность темы нашего исследования обусловлена сложившейся ситуацией в сфере розничной торговли в России.

С одной стороны, наблюдается рост предприятий розничной торговли, с другой - существуют существенные ограничения со стороны как государства, так и со стороны самих игроков рынка для выхода новых предприятий.

Отсюда - необходимость изучения государственного регулирования в сфере розничной торговли, сложившейся ситуации на рынке, факторов влияния на развитие розницы в нашей стране.

Цель работы - изучение работы конкретного предприятия розничной торговли.

Задачи работы:

1)          изучение теоретических источников по проблемам розничной торговли как вида экономической деятельности;

2)      анализ работы розничного предприятия;

)        составление рекомендаций по улучшению работы предприятия.

Объект работы - сфера розничной торговли в России; предмет - особенности деятельности конкретного предприятия розничной торговли.

Работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка использованных источников.

 

1. Теоретические аспекты исследования розничной торговли как вида экономической деятельности


1.1 Розничная торговля как вид экономической деятельности


Розничная торговля - «это совокупность видов предпринимательской деятельности, связанных с продажей товаров и услуг непосредственно конечным потребителям и предназначенных для личного или семейного использования» [1, с. 57].

Розничная торговля - это товарообменный процесс, направленный на удовлетворение потребностей людей путем свободной продажи товаров и услуг, представляющих для них ценность.

Розничная торговля означает в переводе с англ. - retail trade -«малый бизнес», с франц. retailer - «разрезать, дробить», от русского глагола «рознить» - «разделять, отделять часть от целого, одно от другого».

Поэтому в последнее время розничную торговлю, т.е. дробление партий товаров для отдельных покупателей в целях личного использования, стали называть «ритейлингом», т.е. ритейл, ритейлинг - это просто розничная торговля.

Определение понятия «розничная торговля» дано в части 2 ГК РФ, где указано, что по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность <#"816584.files/image001.gif"> 

Рисунок 1 - Структура управления магазина «Мир книги»

2.2 Основные показатели экономической деятельности


В таблице 1 рассчитаны основные финансово-экономические показатели и темп их изменения. Для того, чтобы посмотреть в динамике и проанализировать основные показатели финансово-хозяйственной деятельности магазина для анализа берем показатели 2010 - 2011 гг.

Таблица 1 - Основные экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности магазина «Мир книги»

Показатели

2010 г.

2011 г.

Отклонения




В сумме

В %

1. Объем реализации, руб.

8270705

11264700

+ 2993995

36,2

2. Валовой доход, руб. (товарооборот - сумма закупа)

3 039 659

3 997 152

+ 957 493

31,5

3. Численность персонала, чел.

13

15

+ 2

15,4

4. Производительность труда (ТО : Ч перс.), руб./чел.

636 208

750 980

+ 114 772

32,6

5. Средняя з/п в месяц, руб/чел.

 9 200

11 500

+ 2300

25,0

3. Издержки обращения, руб.

2175880

2915680

+ 992 698

34,0

4. Прибыль от реализации (ВД - ИО), руб.

863 779

1081472

+ 217 693

25,2

5. Прибыль валовая (П реал + П операц. деят.  + Сальдо внереал. деят-ти)

863 779

1081472

+ 217 693

25,2

Балансовая прибыль, руб.

863 779

1081472

+ 217 693

25,2

Чистая прибыль, руб.

863 779

1081472

+ 217 693

25,2

Рентабельность ИО (Прибыль: Иох100)

39,7

37,1

- 2,6

93,45

Рентабельность продаж (прибыль от реал. : То х 100)

10,4

9,6

-0,8

92,3


Анализ данной таблицы показал, что розничный товарооборот в 2011г. по сравнению с 2010 г. вырос на 2 993 995 руб. благодаря тому, что в 2011 г. расширился ассортимент товаров, более эффективно стала использоваться торговая площадь, регулярно проводятся рекламные акции. Все новинки, поступающие в город, сразу оказываются на прилавках нашего магазина; организована работа по доставке необходимых покупателям книг под заказ, повысилась квалификация продавцов-консультантов.

Сумма валового дохода выросла на 957 493 руб. Его росту способствовало увеличение товарооборота на 36,2 %, увеличение торговых надбавок на 4,3 % по сравнению с 2010 годом, повышение уровня коммерческой деятельности, введение дополнительных услуг, оказываемых покупателям (оформление подарков, доставка книг под заказ), установление прочных хозяйственных связей с поставщиками, получение наибольших скидок на товар от поставщиков.

Издержки обращения в 2011г. увеличились на 992 698 руб., вследствие увеличения арендной платы за магазин, увеличения численности персонала и их заработной платы, а также в связи с подорожанием ГСМ и аренды земли увеличились транспортные расходы.

Однако в 2011г. магазин получил прибыль от реализации в сумме 1 081 472 руб., рост показателя в динамике составил 25,2 %. Но рентабельность продаж и издержек обращения снизилась на 0,8 и 2,6 % соответственно

Проведенный выше анализ экономических показателей свидетельствует о том, что предприятие растет, развивается, товарооборот и прибыль в отчетном 2011г. выросли.

Но, к сожалению, увеличение валового дохода и прибыли еще ничего не говорит о том, насколько эффективно книжный магазин расходует средства.

Закупка товаров, решение о том какую книгу выгоднее приобрести и в каком количестве - не единственное занятие книготорговца и не единственная область его финансовых вложений, однако она требует от него пристального внимания и соответствующих денежных средств. Другие затраты, например аренда, оплата труда работников и др., сравнительно стабильны, их изменение, например, в связи с принятием в штат еще одного продавца, не существенно влияют на общую ситуацию. Товарные запасы (ширина и глубина ассортимента, предлагаемого покупателям), являющиеся результатом закупочной деятельности, в наибольшей мере влияют на прибыльность книготоргового бизнеса.

Товарные запасы и товарооборачиваемость - ключевые экономические и математические показатели книжной торговли.

Правильный состав и объем товарных запасов - наиболее важное условие роста продаж и повышения прибыльности магазина. Это объясняется следующими причинами:

В товарные запасы вложена основная часть средств, поэтому даже небольшое колебание товарных запасов оказывает существенное влияние на прибыль.

Ассортимент книжного магазина имеет для покупателей главное значение. Отсутствие нужных им книг - основная причина того, что они могут уйти, ничего не купив, и уже никогда не захотят вернуться.

Таким образом, видно, что широкий ассортимент названий ведет к увеличению продаж. Но широкий ассортимент требует значительных затрат средств, что может свести на нет выгоду от роста продаж. Смысл в том, чтобы предложить посетителям больше названий без чрезмерного увеличения инвестиций. Для этого необходимо изучить состав покупателей, обслуживаемых магазином, по общему их количеству, доходам, вкусам, уровню образования.

Итак, для успешного ведения книжного бизнеса необходимо решить проблему: как, располагая ограниченными ресурсами, наилучшим образом подобрать книги для своего магазина, для своих потенциальных покупателей. Это и называется контролем товарных запасов, а результатом этой деятельности является эффективность товарных запасов.

Проанализируем время и скорость обращения товарных запасов в магазине «Мир книги» в таблице 2

Данные таблицы 2 показали, что при росте товарооборота в отчетном году на 36,2%, в сумме - 2994 тыс. руб., товарные запасы выросли почти в три раза. Поэтому время обращения в 2011г. составило - 136,2 дня, что на 70,2 больше, чем в прошлом 2010г. Соответственно скорость обращения замедлилась почти на три оборота и в отчетном году товарные запасы полностью обновились всего 2,6 раза.

Таблица 2 - Средние товарные запасы и товарооборачиваемость по магазину «Мир книги»

Показатель

год

Отклонения +, -

В % к прошлому 2010г.


2010

2011



Розничный ТО в действ. ценах, тыс.руб.

8270,7

11264,7

+ 2994,0

136,2

Среднегодовые т/з в действ ценах, тыс.р.

1515,2

4262,9

+2747,7

281,3

Время обращения товарных запасов в днях (стр.2: стр.1*360)

66

136,2

+70,2

206,4

Скор.обращ.тов. в оборотах(стр.1:стр.2)

5,5

2,6

-2,9

47,3

Товарооборачиваемость является одним из важнейших качественных показателей в торговле. Под товарооборачиваемостью понимается время обращения товаров со дня их поступления в торговлю до дня реализации, т.е. средняя продолжительность пребывания товаров в виде товарного запаса. Чем меньше товары лежат в товарных запасах, тем выгоднее предприятию. Скорость оборота показывает сколько раз в течении изучаемого периода произошло полное обновление товарных запасов.

Анализ средних товарных запасов и товарооборачиваемости необходимо провести не только по всему предприятию, но и в разрезе отдельных товарных групп, для того, чтобы выявить по каким именно товарным группам произошло наибольшее отклонение от прошлого года, по каким причинам и постараться исправить сложившееся положение. Данные анализа отображены в таблице 3.

Таблица 3 - Расчет товарооборачиваемости по магазину «Мир книги» в разрезе товарных групп за отчетный 2011г.

Тов. группа

Фактический товарооборот, тыс.р. 2011г.

Фактич.средние товар. запасы, тыс.р.

Средн. ТЗ в прошлом 2010г.тыс.руб.

Товаро-оборач. в днях в прошлом 2010г.

Т/оборач. фактическая

Отклонении + ; -


Год

одно-дневн. (гр.2:360)




в днях

в числе оборот.

в днях (гр.7-гр.6)

в сумме высвобожд. (+), заморожен. (-) денег, тыс.р. (гр.9*гр.3)

Книги

6785,8

18,85

3027,1

989,5

72,7

160,6

2,2

+87,9

-1656,9

Канц. товары

1829,3

5,08

591,7

249,7

66,4

116,5

3,1

+50,1

-257,9

Пазлы

1025,6

2,85

309,2

137,2

61,2

108,5

3,3

+47,3

-134,8

Модели

695,2

1,93

220,0

86,1

60,6

114,0

3,16

+53,4

-103,6

Открытки

569,6

1,58

66,4

35,9

32,6

42,0

8,6

+9,4

-14,9

Прочее

359,2

1,0

48,5

16,8

20

48,5

7,4

+28,5

-28,5

Итого:

11264,7

31,29

4262,9

1515,2

66

136,2

2,6

+70,2

-2196,6


Экономия или перерасход средств, обусловленные замедлением или ускорением товарооборачиваемости, определяются как произведение суммы однодневной реализации в текущем периоде и разница в днях товарооборачиваемости текущего и планового периода:

Э(П) = О/Д * (Вф-Вн),                                                           (1)

Где Э(П) - экономия (перерасход) средств;

О/Д - однодневный товарооборот за текущий период;

Вф -товарооборачиваемость в текущем периоде;

Вп - товарооборачиваемость в плановом периоде.

Из данных этой таблицы 4 видно, что по всем товарным группам товарооборачиваемость замедлилась, особенно сильно по «книгам» - на 87,9 дней по сравнению с базисным 2010г. и по «канцелярским товарам», «пазлам» и «моделям» - на 50,1, 47,3, 53,4 дня соответственно, что вызвало замораживание больших сумм денег. В книгах бездействует 1656,9 тыс.руб. , в канцелярских товарах - 257,9 тыс.руб. Ситуация угрожающая снижением платежеспособности и ликвидности предприятия.

Основной причиной этого послужило неправильное формирование ассортимента. А по группе «канцелярские товары» из-за непродуманного графика завоза и неверно рассчитанной партии завоза произошло затоваривание.

В итоге общая сумма замороженных в товарных запасах денег по магазину составила 2196,6 тыс.р. Необходимо срочно принимать меры по высвобождению средств, так как это ведет к сбою работы всего магазина, нарушению договорных обязательств, дополнительным потерям, снижению прибыльности и потери доверия у поставщиков.

Средняя торговая надбавка в 2010г. составляла - 58,1 % к цене закупа, а в 2011г. несколько снизилась и составила - 55,0 %.

Рассчитаем влияние изменения товарных запасов на доход в расчете на 1 рубль, инвестированный в товар средств. Данные оформлены в таблице 4.

Таблица 4 - Влияние изменения товарных запасов на доход в расчете на 1 рубль, инвестированный в товар средств, в сравнении с прошлым 2010г.

Товарная группа

Среднегодовой товарный запас, тыс.р.

Валовой доход тыс.р.

Доход на 1 инвестир. рубль, р.

Отклонения (+), (-), р.


2010

2011

2010

2011

2010

2011


Книги

989,5

3027,1

1798,0

2407,9

1,82

0,80

-1,02

Канц.товары

249,7

591,7

522,6

637,3

2,09

1,08

-1,01

Пазлы

137,2

309,2

234,7

323,1

1,71

1,04

- 0,67

Модели

86,1

220,0

143,8

202,6

1,67

0,92

-0,75

Открытки

35,9

66,4

191,0

258,2

5,32

3,89

-1,43

Прочее

16,8

48,5

149,6

168,1

8,9

3,47

-5,43

Итого:

1515,2

4262,9

3 039,7

3 997,2

2,00

0,94

-1,06


Анализ данной таблицы показал, что по всем товарным группам доход на 1 инвестированный в товар рубль снизился. По основным товарным группам «книги» и «канц.товары», занимающим наибольший удельный вес в общем объеме товарооборота, доход на один вложенный в товар рубль снизился 1,02 р. и 1,01 р. соответственно, что и привело к снижению по всему товару в магазине на 1,06 р.

На изменение товарооборачиваемости в днях в целом по торговому предприятию влияет ряд факторов. Основные из них:

изменение объема товарооборота;

изменение структуры товарооборота;

изменение среднего товарного запаса.

Ускорение (замедление) оборачиваемости отдельных товарных групп и товаров связано с изменением объема их реализации и размера средних товарных запасов. Для изучения влияния факторов на динамику времени обращения отдельных товарных групп составим таблицу 5. Расчет ведем методом цепных подстановок.

Анализ данной таблицы показал, что под влиянием изменения (роста) товарооборота товарооборачиваемость в целом по магазину ускорилась на 17,6 дня. По товарным группам «книги», «канц.товары», «модели» ускорение самое большое - на 20,2, 17,2, 16,0 дней соответственно, т.к. товарооборот по этим группам вырос на 38,5%, 35,3%, 35,8% соответственно.

Таблица 5 - Расчет влияния изменения товарооборота и среднего товарного запаса на товарооборачиваемость, дни

Тов. группа

Средние ТЗ 2010г., тыс.р.

Товаро оборот 2010г. тыс.р.

Однодн. Товаро оборот 2010г., тыс.р.

Товарооборачиваемость, дни

Отклонения + ; -





Прошлого 2010г. (гр.2: гр.4)

При тов. запасах прошлого и фактич. т/о 2011 г. (нормат.т/з: фактич. одноднев т/о)

Фактическая 2011г.

всего (гр.7-гр.5)

В т.ч.за счет изменения









Товаро-оборота (гр.6-гр.5)

Среднего товарного запаса (гр.7-гр.6)

Книги

989,5

4898,0

13,61

72,7

52,5

160,6

+87,9

-20,2

+108,1

Канц. товары

249,7

1352,4

3,76

66,4

49,2

116,5

+50,1

-17,2

+67,3

Пазлы

137,2

806,9

61,3

48,1

108,5

+47,3

-13,2

+60,4

Модели

86,1

512,4

1,42

60,6

44,6

114,0

+53,4

-16,0

+69,4

Открытки

35,9

398,7

1,11

32,3

22,7

42,0

+9,4

-9,6

+19,3

Прочее

16,8

302,3

0,83

20,2

16,8

48,5

+28,5

-3,4

+31,7

Итого:

1515,2

8270,7

22,97

66,0

48,4

136,2

+70,2

-17,6

+87,8


Основная причина замедления товарооборачиваемости заключена в изменении (увеличении) среднего товарного запаса. По этой причине товарооборачиваемость замедлилась на 87,8 дня. Это еще раз говорит о том, что работа над контролем товарных запасов в магазине практически отсутствовала, и эту работу необходимо срочно восстанавливать.

Далее необходимо проанализировать, как повлияло изменение структуры товарооборота на товарооборачиваемость. В связи с тем, что каждая товарная группа имеет различную товарооборачиваемость, изменение структуры товарооборота оказывает определенное внимание на время обращения товаров по магазину в целом. Если в товарообороте возрастает доля товаров с ускоренной товарооборачиваемостью, то за счет этого общая (средняя) товарооборачиваемость ускорится. Влияние этого фактора на динамику времени обращения товаров можно измерить приемом цепных подстановок с применением способа процентных чисел. Для этого составим таблицу 6, по данным которой определим условный средний показатель товарооборачиваемости в днях при фактической структуре товарооборота 2011г. времени обращения прошлого 2010г. товарных групп на отчетный 2011г.

Таблица 6 - Измерение влияния на динамику средней товарооборачиваемости изменения структуры товарооборота и времени обращения отдельных товарных групп по магазину «Мир книги» в отчетном 2011г.

Товарная группа

Удельный вес в рознич. т/о,%

Товарооборачиваемость, дни

Пересчет фактич. срукт.т/о на оборач. Прошлого 2010г. (гр.3*гр.5)

Средняя товарообо-рачиваемость в днях при структуре фактич. т/оборота 2011г. и товарооборач 2010г. (гр.9:100)


Прошлый 2010г.

Отчетный 2011г.

Измен. в динамике (гр.3-гр.2)

Прошлый 2010г.

Отчетный 2011г.

Изменение в динамике









Ускор (-) (гр.6-гр.5 с минусом)

Замедл.. (+) (гр.6-гр.5 с плюсом)



Книги

59,2

60,2

+1,0

72,7

160,6

-

+87,9

4376,5

43,8

Канцтовары

16,4

16,2

-0,2

66,4

116,5

-

+50,1

1075,7

10,8

Паззлы

9,8

9,1

-0,7

61,3

108,5

-

+47,3

557,8

5,6

Модели

6,2

6,2

-

60,6

114,0

-

+53,4

375,7

3,8

Открытки

4,8

5,1

+0,3

32,3

42,0

-

+9,4

164,7

1,6

Прочее

3,6

3,2

-0,4

20,2

48,5

-

+28,5

64,6

0,6

Итого:

100

100

-

66,0

136,2

-

+70,2

6615,0

66,2


Если из условной товарооборачиваемости вычесть базисную (прошлую), определим влияние на ее размер изменение структуры розничного товарооборота, а из плановой условную - изменения времени обращения отдельных товарных групп.

Таким образом, структурные изменения в товарообороте магазина «Мир книги» привели к незначительному изменению (замедлению) товарооборачиваемости, всего на 0,2 (66,2 - 66,0). По проведенному выше анализу составляем сводную таблицу 7.

По результатам анализа выявлено, что фактическое время товарного обращения в 2011г. в целом по всему магазину замедлилось на 70,2 дня, что привело к дополнительному вложению средств в товар на сумму 2196,6 тыс.р. Рост товарооборота по всем группам привел к ускорению товарооборачиваемости на 17,6 дня.

Изменение структуры товарооборота, по сравнению с прошлым 2010 годом, привело к замедлению товарооборачиваемости на 0,2 дня.

Но, основная проблема такого замедления товарооборачиваемости по сравнению с прошлым годом заключается в том, что средние товарные запасы сильно превысили товарные запасы прошлого года, и привели к замедлению товарооборачиваемости на 87,8 дня, что потребовало дополнительного вовлечения оборотных средств.

Таблица 7 - Сводная таблица влияния отдельных факторов на товарооборачиваемость в магазине «Мир книги»

Фактор

Размер влияния на товарооборачиваемость, дни

Товарооборот, В том числе:

-17,8

Объем товарооборота

-17,6

Структура товарооборота

+0,2

Средний товарный запас

+87,8

Итого:

+70,2


Эти показатели говорят о том, что увеличение товарных запасов привело к снижению товарооборачиваемости, а, следовательно, к уменьшению прибыли и к увеличению издержек обращения и к тому, что средства от реализации поступают значительно медленнее, чем наступает время оплаты за товар, что ведет к накапливанию долгов перед поставщиками и сбою товароснабжения.

Поставщик перестает поставлять товар, до тех пор, пока на его счет не поступит оплата за предыдущую партию, тем временем ходовые, высокооборачиваемые товары уже проданы, а пополнить их не чем.

Происходит, то, что их какое-то время в продаже нет, а они составляют основное ядро в товарообороте, следовательно, товарооборот снижается, соответственно снижается и доход.

Такая ситуация произошла во многом из-за того, что значительно расширился ассортимент товаров, на много увеличилась товарная масса, но плохо изученный спрос и платежеспособность населения, привели к тому, что структура и объем товарного предложения не соответствует покупательскому спросу, в связи с чем, товар застаивается на прилавках, а деньги, вложенные в него замораживаются и перестают работать.

Поэтому необходимо срочно принять меры по нормализации товарных запасов, особенно по ключевым товарным группам, имеющим наибольший удельный вес в общем объеме товарооборота: «книги» и «канцелярский товары».

Для этого необходимо проанализировать состав товарных запасов и прежде всего наличие залежалых, неходовых товаров.

3. Пути совершенствования работы розничного предприятия

В других отраслях торговли уже давно общепризнанно, что точный контроль за состоянием товарных запасов является основой успеха магазина, поэтому методы осуществления контроля хорошо разработаны и широко используются. Разработаны различные программы для контроля товарных запасов, позволяющие автоматически пополнять ассортимент магазина. Но такие системы имеют лишь один недостаток - они неприемлемы для книжных товаров. Это печально, так как проблема контроля товарных запасов в книжной торговле является насущной проблемой, и эффект от работы таких систем мог бы быть значительным. И дело не в том, что такие системы еще не действуют в книжной торговле, а в том, что они никогда не смогут работать с книжными товарами по следующим причинам:

Система контроля товарных запасов не может работать в независимых книжных магазинах, особенно в небольших, потому что, сведения о продажах отдельных названий в одной торговой точке не могут дать достаточную основу для применения математических методов прогнозирования. Математические методы требуют достаточной частоты продаж каждого названия, чтобы на этой основе определять тенденции и прогнозировать их на будущее. В книжной торговле это возможно не более, чем для 5-10% названий, имеющихся в магазине. Среди 4000 или 40000 названий, находящихся в магазине, большинство (75%) продаются в количестве менее 12 экземпляров в год (т.е. в среднем один экземпляр в месяц). В связи с этим для использования математических методов прогнозирования потребовалось бы собирать информацию в течении 4-5 лет, чтобы вывести формулу продаж для конкретного названия.

Большинство книг, которые имеют приемлемый для прогнозирования уровень продаж, к сожалению, имеют короткую жизнь в магазине. Т.е. системы прогнозирования собрали бы необходимую информацию по этим немногим бестселлерам и составили прогноз уже после того, как книги исчезли бы из товарных запасов.

Таким образом, приходим к выводу, что в рамках отдельного книжного магазина система контроля товарных запасов, основанная на математическом методе прогнозирования, работать не может. Без прогноза будущих продаж надежность системы не больше, чем надежность интуиции менеджера, и даже еще меньше.

В качестве альтернативы поэкземплярного контроля, применяемого в таких системах, можно использовать стоимостной контроль товарных запасов. Этот контроль позволяет поддерживать объем товарных запасов в соответствии с объемом товарооборота. Однако он не может дать информацию, какие книги надо иметь в товарных запасах. С помощью этого метода, можно определить только на какую сумму надо иметь запас товаров.

В результате проведенного анализа состояния товарных запасов в магазине «Мир книги» предлагаю следующие мероприятия по нормализации товарных запасов и повышению эффективности управления и контроля над ними, которые в дальнейшем должны привести к улучшению экономического состояния торгового предприятия в целом:

а) Основной причиной, приведшей к затовариванию магазина, послужило неправильное формирование ассортиментной политики и работы в сфере закупочной логистики.

Формирование ассортимента - это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения. Основной принцип формирования ассортимента - его соответствие характеру и особенностям спроса населения в обслуживаемом магазином районе. Ассортимент товара в 2011г. увеличился более, чем в два раза. Это дало свои положительные результаты: товарооборот и доход магазина в отчетном году увеличился, но среднегодовые товарные запасы намного превысили норматив, что привело к замораживанию в товаре более 1 миллиона рублей.

Поскольку книжный товар завозится в единичных экземплярах и поступает прямо в торговый зал, можно сделать вывод о том, что товарное предложение не отвечает покупательскому спросу. В наличии имеется большое количество книг, которые никто не покупает. Это говорит о недостаточном изучении спроса покупателей, посещающих магазин. Поэтому необходимо разработать мероприятия с целью более детального изучения состава покупателей: социальный состав и уровень доходов, разделить его по половозрастным, профессиональным, национальным признакам и выяснить предпочтения каждой группы и удельный вес каждой группы покупателей в общем объеме. Для этого необходимо разработать соответствующие анкеты и опросники.

б) Заниматься формированием товарного ассортимента, нормированием и управлением товарными запасами книг должен высококвалифицированный специалист. Для повышения эффективности этого процесса необходимо внедрять в магазине новейшие компьютерные программы, адаптированные специально под книжный ассортимент, прибрести еще один компьютер и принять на работу грамотного специалиста - логиста, в задачу которого будет входить постоянное отслеживание продаж, управление товарными запасами и постоянный контроль над ними. Конечно это требует больших затрат, но они необходимы для дальнейшего успешного ведения бизнеса.

в) Изучить ассортиментный профиль подобных магазинов, находящихся в данном районе и исходя из этих данных, попытаться найти тот товар, который не представлен в этих магазинах, но пользуется спросом у покупателей.

г) Расширять ассортимент с учетом торговой и выставочной площади. Чтобы товар покупали необходимо его рационально и наглядно расставлять на витринах, а особенно книжный товар. Т.к. книги, наваленные на полки, не создают никакой информативности и не способствуют желанию покупателя приобрести их. А уж найти необходимое издание в такой обстановке без помощи консультанта вообще не возможно.

д) Необходимо срочно выявить залежалые, неходовые товары (при помощи АВС- и ХYZ анализов) и разработать мероприятия по их сбыту и нормализации товарных запасов. Как указывалось выше, существуют объективные причины, не позволяющие точно контролировать товарные запасы в независимом книжном магазине. Для улучшения состояния товарных запасов книг и более эффективного контроля за их реализацией необходимо в компьютерной базе данных разбить существующие в магазине крупные, основные тематические группы товара, входящие в категорию А, такие как: «боевики», «детективы», «фантастика», «детская литература», «учебная литература», на более мелкие. Эту разбивку можно сделать либо по авторам, либо по сериям книг. Не пытаясь привести все группы к одинаковому уровню оборачиваемости, менеджер книжного магазина должен анализируя ситуацию, принимать решения товарооборачиваемость каких книжных товаров целесообразно повысить, а каких можно несколько снизить, добавив новые названия, но при этом не увеличивая количество экземпляров.

е) Необходимо регулярно рассчитывать товарооборачиваемость этих небольших тематических групп книг. Этот ежемесячный расчет помогает определить момент, когда следует остановиться в добавлении названий в ассортимент. Таким образом, можно определить оптимальную широту ассортимента для магазина.

ж) Продажа книг любой тематической группы может быть увеличена путем предложения большего количества названий без увеличения инвестированных в товарные запасы средств. Это достигается путем замещения одного названия, когда оно продано другим. Например, если продана библиографическая книга, она может быть замещена биографией этого же деятеля, написанной другим автором, или биографией другого человека, но действовавшего в этой же области. Список книг с такой возможной «заменяемостью» должен быть подготовлен заранее, и в памяти компьютера должны быть 3-4 замещающих названия для каждой книги.

и) В книжном магазине представляется целесообразным разбить труднореализуемые книги на группы, содержащие по 100 названий. С помощью компьютера определить самую малоэффективную группу, т.е. 100 последних названий из списка, ранжированного по убыванию товарооборачиваемости, которая рассчитывается систематически (например, раз в месяц). И возле этих названий поставить отметку «не дозаказывать». Эти названия не должны больше заказываться после их продажи, даже если какие-то из них проданы буквально на следующий день.

к) Выявив самые труднореализуемые позиции книг необходимо по возможности быстрее от них избавиться. Для этого надо разработать мероприятия, при помощи которых, можно быстрее реализовать товар, не пользующийся спросом. Во - первых необходимо снизить розничную цену на эти книги, при этом магазин не получит планируемую прибыль, но компенсируется это тем, что вырученные от продаж этих изданий деньги можно будет вложить в книги с высокой товарооборачиваемостью. Чтобы быстрее реализовать застоявшуюся литературу необходимо чаще принимать участия в книжных ярмарках. Можно устроить распродажу, заранее известив население о том, когда она будет проходить и где. Для более успешной распродажи, следует устаивать ее не в магазине, а найти такое место, где повышенная проходимость людских потоков. Возможно на каком-то рынке в выходной день. Предоставлять скидки при покупке товаров свыше какой- либо установленной суммы, или делать подарки покупателям, сделавшим большую покупку, например, выбрав какой-то недорогой товар из канцелярской продукции (ручку или блокнот).

л) Ускорить товарооборачиваемость можно несколькими способами. Например, сузить ассортимент и оставить только те позиции, которые быстро продаются. Однако книготорговец заинтересован не только в повышении уровня прибыли, но и в сумме полученного дохода. Может оказаться, что большая сумма прибыли при более низкой товарооборачиваемости предпочтительнее, чем меньшая сумма прибыли при высокой товарооборачиваемости. Такое решение о сужении ассортимента справедливо для некоторых других видов магазина, но не для книжного, т.к. это может привести к потере многих покупателей. В принципе на любую книгу есть свой покупатель.

м) Наиболее эффективный способ повышения товарооборачиваемости без сокращения ассортимента, состоит в том, чтобы чаще дозаказывать книги в небольшом количестве, а не стремиться набрать у поставщика товара на максимальную сумму один раз в месяц, для того, чтобы получить повышенную скидку на взятую партию. Чем большую партию книг мы берем, тем большую скидку мы получаем, но тем значительно снижаем товарооборачиваемость, а следовательно и прибыльность магазина.

Зависимость товарооборачиваемости и прибыли совершенно очевидна, чем медленнее товарооборачиваемость, тем ниже прибыль. Небольшим книжным магазинам, как наш, надо осуществлять закупки если не каждый день, то хотя бы через день. Примерно 90% всех названий присутствует в книжном магазине в единичном экземпляре, при этом не возможно узнать, когда будет продан этот экземпляр - через 3 месяца или через 8, а может быть он вообще не будет продан. Ежедневные закупки не включают большинство этих названий, так как если единственный экземпляр не продан, то его не стоит их заказывать. Ежедневная закупка быстореализуемых названий должна быть рассчитана на такое количество экземпляров, которое необходимо для продажи в течении нескольких дней, а не нескольких недель. Такая закупочная политика может оказать удивительное влияние на товарооборачиваемость в целом по всем книгам.

н) Широта ассортимента важна не только для книготорговца, но еще в большей степени для покупателей. Но в таком магазине как наш, где достаточно стабильный круг покупателей, очень важна еще и обновляемость. В первую неделю продажи новинок хорошие, во вторую - средние, в третью - совсем небольшие, а затем практически сводятся к нулю. Следовательно, закупая товар надо учитывать и этот факт.

о) Широта - это не единственный путь к успеху. И возможно стоит задуматься о том, что сделать магазин узкоспециализированным, т.к. он находится на отшибе, торговая площадь не большая и не позволяет сильно расширить ассортимент. Изучив ассортиментный перечень книжных магазинов по городу, и выявив те тематические группы, по которым ассортимент не большой, а спрос и потребность в нем велика, можно представить углубленный ассортимент по этой тематике у себя в магазине. Дав хорошую рекламу по городу, тем самым привлечь в магазин больше покупателей, не только из района расположения магазина, но и из других районов города.

п) Необходимо собрать и обработать информацию о всех поставщиках г.Екатеринбурга, формах оплаты, ассортименте продукции, формах и методах доставки, ценовой политики и других характеристиках. Устоявшиеся хозяйственные связи - это хорошо, но рынок постоянно находится в развитии, в том числе и книжный рынок. Появляется много новых оптовых предприятий по торговле книгами и канц. товарами, в городе открываются представительства книжных издательств, поэтому необходим постоянный сбор информации о развитии рынка, с целью усовершенствования товароснабжения магазина, выбора поставщиков, представляющих наибольший интерес для магазина, после чего следует заключение взаимовыгодных договорных отношений.

р) Необходимо совместно с поставщиками разработать оптимальные графики поставки товаров, в которых рассчитать частоту завоза товара, ритмичность, и оптимальную партию, соответствующую товарообороту. Равномерный и частый завоз товаров обеспечивает нормализацию товарных запасов и успешное формирование товарного ассортимента. Расчет партии товара должен производиться, опираясь на товарооборот, для того чтобы он был оптимальным и позволял своевременно, не нарушая договорных обязательств рассчитываться с поставщиками.

Планируется, что данные мероприятия позволят снизить товарные запасы в 2012г. на 50%.

Основным инструментом, позволяющим выявить прибыль предприятия в целях улучшения контроля за размещением и использованием всех его ресурсов является планирование товарооборота.

Цель планирования товарооборота - разработка такого объема и структуры реализации товара, которые обеспечивали бы максимум получаемой прибыли, эффективное использование ресурсов.

Одним из методов определения общего объема розничного товарооборота торгового предприятия является экономико-статистический метод, основанный на сглаживании данных о приросте товарооборота за ряд лет, предшествующих планируемому году (табл.8).

Таблица 8 - Исходные данные для сглаживания прироста объема товарооборота по магазину «Мир книги»

Периоды

Прирост товарооборота


условные обозначения

в % к предыдущему периоду

2009г.

К1

22,3

2010г.

К2

29,8

2011г.

К3

36,2


Сглаживание производится с помощью скользящей средней для трех близлежащих лет:

К1 = (22,3+29,8) : 2= 26,05%

К2 =(29,8+36,2) : 2= 33,0%

К3 = (26,05+33,0) : 2 = 29,53%

К4 = (33,0 + 29,53) : 2 = 31,3 %

К5 = (29,53 + 31,3): 2 = 30,4%

Среднее изменение прироста товарооборота составит:

D = (30,4 - 26,05) : (5-1) = 1,09 %

Прирост товарооборота на планируемый период (К5) определим продолжением выровненного ряда средних на 2 шага вперед, т.е. начиная от предшествующего года (t+3), через отчетный год (t + 4) на планируемый год (t+5). Показатель равен: К5 = 30,4 + 2 · 1,09 = 32,58 %. Таким образом, в планируемом периоде по сравнению с отчетным, товарооборот магазина «Мир книги» должен увеличится в действующих ценах на 32,6 % или на 3 672,3 тыс.р., объем товарооборота составит 14 937,0 тыс. р. (11 264,7Ч1,326).

Зная индекс сезонности работы магазина можно рассчитать товарооборот по квартально (табл. 9)

Таблица 9 - Планирование товарооборота магазина «Мир книги» по кварталам на 2012г.

Кварталы

Индекс сезонности

План товарооборота



сумма, тыс. р.

удельный вес, %

I

0,87

3248,8

21,8

II

0,78

2912,72

19,5

III

1,12

4182,36

28,0

IV

1,23

4593,13

30,7

Всего за период

-

14 937,0

100,0


План розничного товарооборота на 2012г. по магазину «Мир книги» определен и составляет 14 937 000 тыс. руб.

Планируема средняя торговая надбавка - 60 %, прибыль от реализации составит 14 937 000 - (14 937 000 : 1,6) = 5 601 375 руб. - валовой доход (ВД)

Магазин планирует 10 квадратных метров своей площади сдать в аренду под торговлю цветами и получить от этого внереализационный доход в сумме 7 000 руб. в месяц, 84 000 руб. в год.

Балансовая прибыль = прибыль от реализации + прибыль от внереализационных операций - издержки обращения.

Балансовая прибыль = 5 601 375 + 84 000 - 3 980 378 = 1 704 997 руб.

Поскольку, предприятие находится на ЕНВД, налог на прибыль не выплачивается, поэтому чистая прибыль = балансовая прибыль = 1 704 997 руб.

План движения денежных средств рассчитывается для определения достаточности денежных средств у предприятия в планируемом годы для осуществления бесперебойной деятельности.

Таблица 10 - Расчет плановой прибыли

Показатели

Сумма, руб.

1. Выручка от реализации

14 937 000

2. Прибыль от реализации

5 601 375

3. Прибыль от внереализационных операций

84 000

4. Балансовая прибыль

1 704 997

5. Налог на прибыль

-

6. Чистая прибыль после выплаты налогов и отчислений

1 704 997


Таблица 11 - План движения денежных средств

Показатели

Сумма, руб.

1. Поступления (приток) денежных средств:

- выручка от реализации товара без НДС

14 937 000

- доходы от внереализационной деятельности

84 000

Всего поступлений (приток)

15 021 000

2. Платежи на сторону (отток) денежных средств

- за товар поставщикам

9 335 625

- оплата налогов и отчислений

522 813

- аренда помещения

540 000

- заработная плата

2599 240

- прочие выплаты

137 700

Итого платежей (отток)

13 135 378

Остаток денежных средств на конец периода

1 885 622


Итак, результат между притоком и оттоком денежных средств положительный, что свидетельствует о финансовой устойчивости предприятия.

В таблице 12 отражен баланс доходов и расходов магазина «Мир книги»

Для оценки деятельности предприятия в 2012г. систематизируем основные экономические показатели в таблице 13.

Таблица 12 - Баланс доходов и расходов

Доходы и поступления средств

Сумма, руб.

Расходы и отчисления средств

Сумма, руб.

1. Прибыль

1 505 372

1. Налоги

522 813

2.Амортизационные отчисления

95 625

2. Ремонтный фонд

20 000

3. Отчисления в ремонтный фонд

20 000

3. Расходы на НИР

-

4. Прирост устойчивых пассивов

-

4. Фонд накопления В том числе:

1 062 184

5. Арендная плата

84 000

- погашение кредита

-

6. Кредит банка

-

- уплата % за кредит

-

7. Ассигнования из бюджета

-

5. Фонд потребления

-

8. Поступления средств для НИР

-

6 Резервный фонд

100 000

ИТОГО

1 704 997

ИТОГО

1 704 997


Таблица 13 - Основные экономические показатели деятельности предприятия на планируемый 2012г.

Показатели

Отчет прошлого года

План. год

Отклонения




В сумме

В %

1. Объем реализации, руб.

11 264 700

14937000

+ 3672300

32,6

2. Валовой доход, руб. (товарооборот - сумма закупа)

3 997 152

5 601 375

+ 1604223

40,1

3. Численность персонала, чел.

15

15

-

-

4. Производительность труда (ТО : Ч перс.), руб./чел.

750 980

+244820

32,6

5. Средняя з/п в месяц, руб/чел.

11 500

14 440

+ 2940

25,6

3. Издержки обращения, руб.

2 915 680

3 908 378

+ 992698

34,0

4. Прибыль от реализации (ВД - ИО), руб.

1 081 472

1 692 997

+ 611525

56,5

5. Прибыль валовая (П реал + П операц. деят. + Сальдо внереал.деят-ти)

1 081 472

1 776 997

+ 695525

64,3

Балансовая прибыль, руб.

1 081 472

1 776 997

+ 695525

64,3

Чистая прибыль, руб.

1 081 472

1 776 997

+ 695525

64,3

Рентабельность ИО (Прибыль: Иох100)

37,1

45,5

+ 8,4

22,6

Рентабельность продаж (прибыль от реал. : То х 100)

9,6

11,3

+ 1,7

17,7


Заключение

Потребительский рынок представляет собой один из наиболее динамично развивающихся секторов российской экономики, в котором решаются социально значимые задачи по обеспечению населения потребительскими товарами и услугами. Степень его развития значительно влияет на уровень и качество жизни населения. Одним из ключевых секторов потребительского рынка является торговля, которая в настоящее время обеспечивает десятую часть всех налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации.

В современных экономических условиях в розничной торговле Российской Федерации произошли значительные преобразования. Существенно изменился архитектурный облик предприятий торговли, улучшился их интерьер, значительно расширился товарный ассортимент. Появились и получили широкое распространение новые форматы торговли, такие как торговые центры и многофункциональные комплексы. Они сочетают в себе сразу несколько функций - торговля, развлечение, спорт и другие. Наиболее популярными многофункциональными комплексами являются торгово-развлекательные и торгово-офисные центры.

Уровень развития торговли по регионам и городам Российской Федерации очень неоднороден, что выражается в дифференциации уровня цен, степени обеспеченности населения торговыми площадями современных форматов и товарным ассортиментом и т.д. Степень межрегиональных и внутрирегиональных различий еще больше усилил мировой финансово-экономический кризис, который оказал влияние на все сектора российской экономики, в том числе и на розничную торговлю.

Торговая отрасль России в настоящее время стала одной из крупных бюджетосодержаших систем.

В рыночных условиях розничная торговля в России ориентируется на развитие торговли в странах с развитой рыночной экономикой, где широко внедряются достижения науки и техники, сосредоточены большие людские ресурсы, привлекаются значительные финансовые средства.

Таким образом, по итогам написания курсовой работы можно сделать вывод о том, что товарные запасы являются основополагающими элементами управления торговой деятельности, от эффективности управления которым напрямую зависят результаты деятельности фирмы, показатели товарооборота и рентабельности.

Задача управления запасами заключается в том, чтобы применительно к конкретной хозяйственной ситуации найти оптимальное решение по объему и срокам запасов, чтобы своевременно и в необходимом размере удовлетворить имеющиеся потребности и при этом обеспечить минимальные издержки на хранение и поставку ресурсов.

Решению этой задачи способствует, прежде всего, комплексный подход к снабженческо-заготовительным процессам, согласующимся с планами реализации, посредством различных инструментов в зависимости от компетентности и профессионализма персонала, используемых информационных технологий, программного обеспечения, степени автоматизации процесса снабжения и реализации, организации документооборота и скорости обработки всей документации.

В заключении хотелось бы добавить следующее. Для успешной эффективной работы книжного магазина необходим строгий, постоянный контроль за состоянием товарных запасов, за динамикой продаж, на основе которого можно прогнозировать дальнейшее развитие. Но на скудной информации одного независимого магазина эти прогнозы построить не возможно. Для того, чтобы информация была объективной в книжной торговле необходимо собирать данные о продажах, поступающие от многих независимых магазинов. Ценность такой информации очень велика.

Независимый книготорговец имеет данные о реализации книг только в своем магазине. Прогнозировать будущее какого-то названия можно, только имея необходимую информацию. Если же все знания наши сводятся к тому, что книга была продана вчера, а до этого она более месяца находилась в товарных запасах, то мы не можем математически определить, какой ее продажа будет в дальнейшем. Только о бестселлерах мы имеем достаточно информации о динамике их продаж, и то пока она собирается жизненный цикл этого названия уже заканчивается.

Ситуация может коренным образом поменяться если информация поступает от всех книжных магазинов. Аналогично тому, как собирается информация в книготорговых цепях может стать система электронного сбора информации по продажам отдельных книжных магазинов. Отсюда каждый участвующий в системе книжный магазин мог бы получать информацию для математического прогнозирования продаж названий, а также для контроля за закупками и товарными запасами. Преимущества доступа к таким данным очевидны, особенно эта информация полезна при закупке книг, которые ни разу не завозились в магазин, но уже завозились в другие магазины, которые в данном случае являются как бы пионерами в разведке торгового потенциала этих книг. Таким образом, даже маленькие книжные магазины могут узнать характеристики очень широкого ассортимента книг, и учитывая особенности расположения магазина, торговой площади, состава покупателей и других факторов можно более грамотно и эффективно сформировать ассортимент магазина.

Список использованных источников

 

1.  Горфинкель В.Я. Предпринимательство [Текст]/В.Я. Горфинкель. - М.: Юнити, 2010. - 417 с.

2.      Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли [Текст]/Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц.- М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2011. - 601 с.

.        Диксон П. Управление маркетингом [Текст]/П. Диксон. - М.: Бином, 2008. - 874 с.

.        Иванова Е.А. Особенности создания устойчивых конкурентных преимуществ предприятия розничной торговли в условиях рыночной власти потребителя [Текст]/Е.А. Иванова//Научный вестник УрАГС. - 2011. - №2. - С. 124-131.

.        Кудров В.М. Национальная экономика России [Текст]/В.М. Кудров. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 501 с.

.        Магомедмирзаева Г.М. Особенности формирования регионального потребительского рынка [Текст] // Проблемы теории и практики экономики народнохозяйственного комплекса региона: сб. науч. тр. - Махачкала: ДГТУ, 2006. - Ч.VIII. - С.147-149.

.        Николаева Т.И. Интеграция как важнейшее стратегическое направление торговой отрасли [Текст]/Т.И. Николаева, В.М. Гаянова//Вестник ЮУрГУ. - 2009. - № 21. - С. 80-86.

.        Основы предпринимательской деятельности [Текст]/Под ред. В. М. Власовой. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 837 с.

9.  Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность [Текст]/Ф.Г. Панкратов. - М.: Экономика. 2011. - 317 с.

.    Савченко П.В. Национальная экономика [Текст]/П.В. Савченко. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 832 с.

11.    Торговое дело: экономика, маркетинг, организация [Текст]/Под ред. проф. Л.А. Барагина. - М.: ИНФРА, 2010. - 557 с.

.        Тургель И.Д. Тенденции и проблемы развития розничной торговли в крупных городах Уральского региона [Текст]/И.Д. Тургель, Н.В. Усова//Научный вестник УрАГС. - 2011. - № 1. - С. 147-156.

.        Щур Д.Л. Основы торговли. Розничная торговля [Текст]/Д.Л. Щур. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 123 с.

.        Юсупов К.Н. Национальная экономика [Текст]/К.Н. Юсупов, А.В. Янгиров, А.Р. Таймасов. - М.: КноРус, 2009. - 288 с.

.        Литвинова О.В. Идентификация и оценка факторов, влияющих на развитие розничной торговли в Российской Федерации /О.В. Литвинова.

.        Маслова Е.В. Теоретические основы организации розничной торговли / Е.В. Маслова.

.        Розничная торговля

.        Розничная торговля FMCG в России

.        Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2010 - 2015 годы и период до 2020 года

.        Структура розничной торговли

.        Фетисова О.В. Анализ структурной динамики отраслей потребительского рынка региона /О.В. Фетисова, А.В. Зверев// Материалы международной заочной научно-практической конференции «Экономика и управление: актуальные проблемы и тенденции развития.

Похожие работы на - Анализ услуг предприятия розничной торговли (на примере магазина 'Мир книги')

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!