Анализ рынка театральных услуг

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,9 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ рынка театральных услуг

ВВЕДЕНИЕ

Анализ рынка театральных услуг имеют большое значение для управления театральным предприятием, так как полученные результаты могут быть применены для роста эффективности театрально-зрелищного менеджмента, как при осуществлении новых проектов, так и для улучшения существующих бизнес-процессов.

Театр формируется, существует, развивается, выполняя поставленные перед ним задачи, которые не имеют сходства. с целями деятельности индустриальных предприятий. Театральный коллектив создает особую художественную «продукцию», - спектакль - которой нельзя найти аналогов в других отраслях хозяйства.

Рынок театральной сферы требует системного и комплексного изучения искусства выживания. на нем, а это, прежде всего, объединено с понятием маркетинга. Однако, прежде чем изучать театральное дело, необходимо проанализировать. состояние объекта с помощью различных методов исследования.

Актуальность исследований в сфере театрального искусства обусловливается целым рядом причин. Сегодня успешная жизнь театра зависит от многих факторов:

üот местоположения объекта на рынке театральных услуг;

üот уровня управления театром, умения, опыта и таланта руководящего персонала.

Только сам театр способен реально оценить существующую конъюнктуру и спрос, установить такие цены на билеты, которые не привели бы к потере зрителя.

Для разработки стратегии исследования театр должен постоянно проводить ситуационный, комплексный анализ своей внутренней и внешней среды Такой анализ. позволяет оценить прошлую. деятельность, рассмотреть достижения и. провалы, установить. их. причины, проверить. компетентность и. профессионализм сотрудников, предотвратить. нежелательные сбои. в работе. театра, создать предпосылки и благоприятные. условия. для. нормального функционирования системы маркетинга в театре, а также ответить на многие другие важные. вопросы.

Цель моей курсовой работы заключается в изучении и проведении анализа и исследования театрально-зрелищных услуг в городе Санкт-Петербурге.

Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:

üизучение общей характеристики и структуры рынка театральных услуг Санкт-Петербурга;

üоценка конъюнктуры рынка услуг;

üисследование сегментов рынка;

üтенденции развития рынка театральных услуг.

В театральном деле исследование предстает как комплекс действий, которые предпринимаются для того, чтобы изучать, предвидеть, формировать, стимулировать и удовлетворять зрительский спрос на театральные услуги.

Нынешний театрально-зрелищный процесс - это система отношений между участниками этого процесса - производителями спектакля (создателями), театральными критиками, зрителями сценического произведения (потребителями), публицистами и журналистами, а также продюсерами и менеджерами (продавцами), распространителями театральных билетов (посредниками). Рыночная специфика этих отношений и обусловливается понятием таким, как театрально-зрелищный рынок.

ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СТРУКТУРА РЫНКА ТЕАТРАЛЬНЫХ УСЛУГ

маркетинговый театр оценка потребитель

Рынок театрально-зрелищных услуг - это совокупность потенциальных потребителей с определенными запросами и интересами, которые потребляют услуги с целью объединения к миру культуры и искусства.

В городе Санкт-Петербурге существует целый театральный мир. Именно этот город положил начало истории русского театра. Во времена правления Елизаветы Петровны был основан первый Российский театр. Это позволило считать город Санкт-Петербург театральной столицей России. В городе Санкт-Петербурге имеется более ста театров, как государственных, так и негосударственных, известных по всему миру. Каждый год в городе проходит более 30 международных фестивалей искусств, около 90 музыкальных и театральных фестивалей, конкурсов, сотни различных и интересных выставок и премьер. В городе Сакнт-Петербурге проходят всем известные конкурсы и фестивали искусств: «Праздник детства», «Фестиваль танцев», «Юность, Наука, Культура», кинофестиваль «Фестиваль Фестивалей» и многие другие. Культурная жизнь города Санкт-Петербурга разнообразна - каждый вечер у желающего отдохнуть есть выбор из более пятисот культурно-зрелищных мероприятий. В городе Санкт-Петербурге имеются развлечения для разных людей, с любыми вкусами и запросами, для каждого человека здесь найдётся развлекательная программа. Будь то клаббер или ценитель высокого искусства, или театрал и любитель долгих прогулок по городу и т.д.

Действительно, мало городов на свете, которые могли бы похвастать такими оперными театрами, такими музейными коллекциями и таким литературным наследием. И все-таки, главная особенность петербургской культуры не в неизменности его культурных ценностей, а как раз наоборот - открытости всему новому в искусстве, литературе и просто повседневной жизни.

Культура города Санкт-Петербурга - результат взаимодействия разных, совсем несходных друг на друга людских сообществ. Петербург - это плавильный котел, в котором объединяются имперское и советское, европейское и российское, блеск и нищета.

Сегодня культурная жизнь города Санкт-Петербурга не менее разнообразна, чем в любой мировой столице. На сценах театров ставятся сотни спектаклей: от классических опер в Мариинском до «Клаустрофобии» в Малом драматическом. На экранах кинотеатров идут новейшие блокбастеры, архивные ленты, российские и зарубежные кинофильмы.

Рынок. предложений. огромен, поэтому. организаторы. театрально-зрелищных. мероприятий. заинтересованы. в том, чтобы. билеты. на. их. мероприятия. можно. было. легко. и недорого. купить.

Схема продажи билетов работает в неизменном виде уже несколько десятилетий. Существует продажа билетов в кассах театрально-концертно-спортивных площадок, а также компьютерную систему торговли билетами, т.е их покупка заранее.

Электронные билеты в театральных кассах города - сегодня уже не новость. Возможность для зрителя приобристи билет на любой спектакль в любой кассе города - это тоже не новость для города Санкт-Петербурга, где с 11 января 2002 года функционирует система единой информационной сети для покупки билетов на театрально-зрелищные мероприятия.

Приказ о переводе театрально-зрелищных касс на компьютерную систему торговли был подписан Комитетом по культуре Администрации Санкт-Петербурга в июне 2001 года. В компьютеризированной кассе человеку предоставляют исчерпывающую информацию об имеющихся в наличии местах, наглядно демонстрируют расположение выбранных мест в зале.

Существует деление театрально-зрелищных организаций на государственные и коммерческие.

Государственные театрально-зрелищные организации - театры, цирки, филармонии и иные концертные организации. Их основным видом деятельности, в соответствии с уставом (положением), является концертное (театральное, цирковое) обслуживание населения, созданные государственным органом и получающие субсидии из государственного бюджета.

Коммерческие театрально-зрелищные учреждения - это спортивно-зрелищные комплексы, кинотеатры, театры, клубы, музеи, парки, цирки и другие учреждения культуры. Они ориентируются на показ образцов и ценностей культуры, и получение прибыли.

Современные зрелищные учреждения для демонстрации и просмотра зрелищ включают в себя:

·Зоопарки и террариумы: организованный просмотр и показ различных животных, рыб, птиц и др.

·Дельфинарии: показ и просмотр представлений с дельфинами, касатками, ластоногими.

·Кинотеатры: Показ и просмотр кинофильмов.

·Спортивные сооружения: Показ и просмотр спортивных состязаний (стадионы, плавательные бассейны, теннисные площадки, ипподромы, боксерские ринги, борцовские арены и др.)

·Концертные залы: показ различных шоу, выступлений эстрадных певцов и артистов.

·Музеи: показ и просмотр музейных экспонатов (картин, скульптур, предметов старины и др).

·Театры: Показ и просмотр театральных постановок (драм, пьес, комедий, мюзиклов и др).

·Цирки: Показ и просмотр разнообразных цирковых программ и представлений.

Таким образом, театрально-зрелищное мероприятие - это концерты классики, джаза и сольные выступления звезд, спектакли, фестивали, цирковые представления, балы, смотры моды, балетные выступления, светомузыкальные шоу, и иные виды художественно-исполнительского творчества.

Существуют благотворительные мероприятия такого типа - это концерты для участников Великой Отечественной Войны и труда, блокадников и инвалидов, войск Министерства внутренних дел, пограничных войск. Эти мероприятия не предусматривают получение каких-либо доходов.

Основными видами деятельности театрально-зрелищных организаций являются:

üСоздание и показ театрально-зрелищных постановок, других произведений искусства на основной сцене (сценах), гастролях и выездах, организация фестивалей, конкурсов, смотров, реализация билетов на указанные мероприятия;

üПодготовка театрально-зрелищных постановок, концертов на основе договоров с юридическими и физическими лицами для показа на их собственных или арендованных ими сценических площадках, по телевидению, для трансляции по радио, съемок на кино-, видео- и иные материальные;

üОрганизация других мероприятий художественно-творческого характера, проводимых собственными силами или силами приглашенных коллективов, приглашенными исполнителями;

üПредоставление организациям на основе договоров постановочных услуг, сценических постановочных средств для проведения спектаклей, концертов, представлений;

üИзготовление по заказам предметов художественного оформления театральных представлений, постановок, концертов;

üПредоставление и аренда своих сценических площадок другим театрально-зрелищным организациям для проведения гастрольных и выездных мероприятий, совместных проектов и программ;

üПодготовка, тиражирование и реализация информационно-справочных и рекламных материалов, копий видеоматериалов и фонограмм, связанных с художественно-творческой деятельностью организации.

Театрально-зрелищная организация самостоятельно планирует свою деятельность и назначает перспективы развития исходя из целей, предусмотренных её уставом, наличия личных творческих и хозяйственных ресурсов и необходимости творческого производственного и общественного развития. Театрально-зрелищная организация самостоятельно ставит цены на билеты и свой режим работы.

Структура театрально-зрелищного учреждения - это совокупность специализированных подразделений, которые взаимодействуют в процессе подготовки и демонстрации спектаклей и других публичных выступлений. Обычно в структуре театрально-зрелищной организации выделяют: творческий, технический, административно-педагогический составы и состав оркестра. Организационной структурой театрально-зрелищного учреждения также является - система контрактов, заключаемых на постановку с актерами, режиссерами, танцорами.

Под внутренней средой театрально-зрелищного предприятия подразумеваются представители всех его структурных подразделений и служб - труппа, работники цехов, дирекции, режиссерского управления, билетеры и прочие служащие.

Первая и самая тесная ступень - это круг общения автора театрально-зрелищного мероприятия, который состоит из создателей постановки или спектакля - режиссера, сценографа, художника по свету, композитора, актеров.

Второй круг общения - работники служб и цехов, которые задействованы в создании и прокате театрально-зрелищного мероприятия (декораторы, реквизиторы, помощники режиссеров, осветители, кассиры, билетеры, и др.).

Третий круг коммуникационных взаимодействий составляют службы, которые занимаются продвижением и продажей спектакля. Сотрудничая с дирекцией и работниками административной части, автор спектакля содействует привлечению зрителей, обеспечению посещаемости спектакля и поддержанию интереса к театру.

Под внешней средой театрально-зрелищной организации подразумевается вся культурная среда. Она состоит из представителей структур, организаций, коллективов и отдельных личностей, напрямую не связанных с данной театрально-зрелищной организацией, однако играющих в её деятельности важную роль. Среди них - критики и рецензенты, представители многообразных средств массовой информации (СМИ), государственных структур и городской администрации, лидеры общественного мнения, поклонники и рядовые зрители.

Необходимо понимать, что даже самая совершенная модель нового экономического механизма не сможет эффективно функционировать без талантливых и хорошо подготовленных в профессиональном отношении руководящих работников-менеджеров. Безусловно, театральные деятели понимают необходимость радикальных перемен, но годами складывающиеся стереотипы управленческого мышления препятствуют скорому выходу из затруднительного положения, в котором оказались многие театральные организации. Поэтому появилась необходимость практической и теоретической переподготовки кадров театральных менеджеров.

При широком внедрении элементов рынка в отечественную экономику, должности специалистов по маркетингу необходимы в штатном расписании организаций любого типа. На начальном этапе использования маркетинга театру руководствуется учредить должность маркетинг-директора.

Основные функции маркетинг-директора и сотрудников маркетинговой службы театра заключаются в следующем:

üнепрерывный анализ рыночной ситуации и возможных колебаний спроса;

üизучение тенденций развития рынка сценического искусства;

üопределение стратегии перспективного развития;

üпрогнозирование объема продажи билетной продукции с одновременным обеспечением устойчивой реализации билетов;

üсбор маркетинговой информации;

üпроведение социологических опросов и анализ мнения зрительской аудитории;

üоценка политики конкурентов;

üформирование зрительского спроса и стимулирование посещаемости;

üразработка гибкой ценовой стратегии;

üрациональное составление репертуарного плана;

В сфере театрально-зрелищных услуг существуют свои особенности предложения и спроса. Предложение постановок и спектаклей превышает спрос на них со стороны зрителей, в то же время престиж сценического искусства и интерес к нему резко понижается.

Исследование в сфере театрального искусства наталкивается на ряд проблем, которые вызваны специфичностью данного рода услуг, поскольку не только реализуется продукт коллективного творчества, но и одновременно снабжается эстетическое и духовное развитие личности зрителя. В то же время сегодня можно констатировать противоречие между ролью, которую отводит общество театральному искусству в качестве духовного, художественного и культурно-нравственного воспитания человека, и реальным местом театрального искусства в повседневной жизни населения, поскольку к театру начинают относиться как к средству развлечения и проведения досугового времени.

Для разработки стратегии исследования театр должен регулярно проводить ситуационный и комплексный анализ своей внутренней и внешней среды. Такой анализ позволяет оценить предшествующую деятельность, рассмотреть достижения и неудачи, установить их причины, проконтролировать компетентность и профессионализм работников, предупредить нежелательные сбои в работе театра, создать предпосылки и благоприятные условия для нормального функционирования системы маркетинга в театре, а также ответить на многие другие важные вопросы.

ГЛАВА 2 ОЦЕНКА КОНЪЮКТУРЫ РЫНКА ТЕАТРАЛЬНЫХ УСЛУГ

Масштаб рынка театральных услуг довольно велик, так как культурные потребности населения постоянно возрастают.

По данным комитета культуры города Санкт-Петербурга, на территории города находятся следующие государственные учреждения:

ü69 музеев;

ü88 театров различной направленности: театр кукол - 6, театры оперы и балета - 13, драматические театры - 40, музыкальные - 10, другие жанры - 19;

ü4 дворца культуры;

ü1 зоопарк;

ü4 цирка;

ü2 выставочных зала;

ü3 спортивно - концертных комплекса;

ü14 кинотеатров;

ü12 концертных зала.

Так же в городе Санкт-Петербурге, как и в любом другом, наличествуют коммерческие театрально-зрелищные учреждения:

ü180 музеев;

ü100 театров;

ü39 дворцов культуры;

ü6 зоопарков;

ü3 цирка;

ü12 выставочных залов;

ü4 спортивно - концертных комплекса;

ü57 кинотеатров;

ü23 концертных зала.

По последним данным можно сделать вывод о том, что рынок театрально-зрелищных услуг города Санкт-Петербурга характеризуется изобилием коммерческих предприятий, работающих на данном рынке услуг. Таким образом, общее количество театрально-зрелищных учреждений города Санкт-Петербурга насчитывает более 510 организаций.

Театрально-зрелищные услуги рассчитаны на массовость потребителя. Число зрителей может быть ограничено размерами, например, концертного зала или кинотеатра, а если культурно-зрелищное мероприятие проводится вне рамок таких объектов, то количество потребителей услуги может доходить до трудноисчислимых масштабов. В связи с этим зрителей может быть и сотни, и тысячи, и десятки тысяч. Ни один из популярных видов услуг не знает такой массовости потребителей.

Ежегодно, ежемесячно, еженедельно, ежедневно жителям города Санкт-Петербурга доступно огромное количество культурных мероприятий. Сумма на рынке театрально-зрелищных услуг в целом в городе превышает 65 миллионов долларов в год. Эта сумма постоянно растет, так как с развитием информационных и компьютерных технологий стало возникать меньше трудностей с покупкой билетов в театры, кинотеатры и т.д. Статистика показывает, развитие рынка приобретений театральных билетов - это один из развивающихся рынков.

Для адекватной оценки потребителей рынка театрального искусства и изучения характера потребления этих услуг был проведен выборочный опрос граждан. При анкетировании учитывались:

üвозраст респондента;

üпол;

üместожительство;

üналичие досугового времени;

üхарактер использования досуга;

üоценка качества театральных услуг.

В ходе анкетирования было опрошено 260 человек (дошкольники, школьники, студенты, рабочие и служащие, безработные, руководители организаций, пенсионеры и инвалиды). В опросе участвовали 165 женщин и 95 мужчин.

Это позволило выяснить, что театральные заведения посещает 33% от общего числа опрошенных, из них:

ü12% считают, что культура и современные театральные постановки находятся на низком уровне;

ü9% - не устраивает высокая цена на билеты;

ü5% - недовольны текущим репертуаром и культурной политикой театров;

ü4% - указали на позднее время окончания спектаклей, криминогенную обстановку и сбои в работе общественного транспорта;

ü3% - претензий не имеют.

Результаты этого социологического исследования показали, что большинство потенциальных зрителей испытывает дефицит досугового времени, что, безусловно, оказывает негативное воздействие на потребление театральных услуг. Ответы на поставленные вопросы помогают обнаружить насущные практические проблемы, от решения которых зависит дальнейший анализ в том или ином театре.

Важная проблема театрально-зрелищного рынка услуг - это определение рыночной стоимости спектакля. Театрально-зрелищный рынок имеет дело со сценическими произведениями, художественная ценность и коммерческая стоимость которых не могут быть впрямую соотнесены. Определить с абсолютной точностью, какие из предлагаемых на театральном рынке спектаклей обладают несомненной художественной ценностью, а какие сомнительны в художественном отношении, порой крайне затруднительно: эстетические и ценовые критерии здесь сильно размыты.

Соответственно, ценовая политика на театрально-зрелищном рынке основывается в большей мере на собственных регулятивных механизмах искусства, нежели на потребностях и вкусах потребителя.

Стоимость билетов на театрально-зрелищные мероприятия, также зависит от таких факторов как:

üИзвестность и престижность театрально-зрелищной организации. Например, стоимость билетов в Мариинский или Большой и Малый театры будет значительно превышать стоимость билетов в молодёжные театры.

üПопулярность и направление представления. Например, стоимость билетов на концерты рок, поп, и эстрадной музыки варьируется от 1 тысячи рублей до 5 тысяч рублей за один билет. Тогда как концерт классической музыки в среднем стоит 1 тысяча рублей. Также дорогие билеты часто бывают на зарубежных исполнителей и артистов.

üУдалённость занимаемого места от сцены, так же имеет значение при билетном ценообразовании.

Отдельно следует отметить что, ценовая политика кинотеатров зависит от района. В спальных районах цена билетов находится в диапазоне от 100 рублей до 250 рублей. В ведущих кинотеатрах - «Мираж-Синема», «Аврора», «Кристалл-Палас», «Баррикада», «Джем Холл», «Колизей» - диапазон цен от 200 рублей до 400 рублей за один билет (стоимость VIP-мест составляет от 400 до 600 рублей в зависимости от времени сеанса и дня недели).

Так же в городе Санкт-Петербурге большим спросом пользуются билеты на футбол. Статистику посещаемости и стоимости билетов рассмотрим на примере домашней команды города - ФК «Зенит».

Средняя посещаемость: 25000 (95 %), из них по абонементам - 17000 (75,4 %). Пусто - 7 %. В сезоне - 2009 реализовано 16000 абонементов по цене от 6 000 до 50000 рублей. Стоимость билетов - от 400 (на обычные матчи) до 60 000 рублей (в VIP ложи на топовые игры). Посещаемость в сезоне - 2010 - 21925.

Количество спектаклей, показанных петербургскими театрами, в июле увеличилось, некоторые из них открыли новый сезон раньше обычного. По итогам семи месяцев года число зрителей увеличилось на 2 000 человек, а сборы от продажи билетов на собственные спектакли возросли почти на 20%. Средняя цена билета в театр сейчас составляет 468 рублей.

Самые популярные театры города Санкт-Петербурга:

üАлександринский театр

üБДТ им. Товстоногова

üМариинский театр

üМДТ - Театр Европы

üТеатр им. Комиссаржевской

üТеатр им. Ленсовета

В музеях Петербурга с января по июль 2010 года побывало посетителей всего на 9,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Средняя цена входного билета в музей составляет 100,9 рублей, с марта она практически не поднималась.

Ценовая политика кинотеатров города Санкт-Петербурга зависит от места их расположения - в «спальных» районах средняя стоимость билетов не превышает 150 рублей, а в ведущих кинотеатрах в центре города цена на вечерний сеанс достигает 400 рублей. VIP-места обойдутся Вам в два раза дороже обычного билета.

Самыми посещаемыми кинотеатрами Петербурга являются «Колизей», «Мираж Синема», «Баррикада», «Аврора», «Джем Холл», «Дом Кино» и «Кристалл Палас».

В среднем на 1000 жителей города Санкт-Петербурга в возрасте от 16 до 55 лет приходится около 200 мест в театрально-зрелищных организациях, это показатель характерен для центральных районов города. В других районах этот показатель имеет меньшее значение.

Всего жители города Санкт-Петербурга потратили на посещение театрально-зрелищных мероприятий в 2013 году около 65 миллионов долларов.

Анализируя источники финансирования театральной деятельности, можно констатировать, что театры имеют два основных источника поступления средств: финансирование собственника и доходы от самостоятельной хозяйственной деятельности.

В любой цивилизованной стране театрально-зрелищные организации поддерживаются различными структурами. В Российской Федерации, и в частности Санкт-Петербурге, эту миссию взяло на себя государство, что является необходимым. Бюджетное финансирование театров реализовывается в настоящее время из фондов развития культуры.

За 2012-2013 годы Инвестиционный фонд поддержки культуры (ИФПК) провел четыре конкурса и утвердил к финансированию проекты 23 учреждения культуры города Санкт-Петербурга. Общая сумма грантов составила более 5 миллионов долларов. ИФПК объявил первый конкурс для государственных учреждений города Санкт-Петеребурга на получение грантовых средств правительства Российской Федерации 21 января 2012 года. В настоящее время завершено семь проектов. В процессе реализации находятся еще 16 проектов.

Планируется модернизация кинотеатров, домов и дворцов культуры, и реорганизация их в многофункциональные кулътурно-досуговые комплексы. Развитие сети кинозалов в «спалъных» районах города Санкт-Петербурга и пригородах. Создание сети кинотеатральных залов по 150-200 мест.

Таким образом, органы государственной власти и органы местного самоуправления в целях реализации государственной антимонопольной политики и создания конкурентной среды в области театральной деятельности:

üСпособствуют созданию системы свободных сценических площадок для предоставления их на конкурсной основе на ограниченный срок негосударственным театрам и театральным организациям.

ГЛАВА 3 СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА ТЕАТРАЛЪНЫХ УСЛУГ

Одним из основных направлений маркетинговой деятельности является сегментация рынка, позволяющая аккумулировать средства предприятия на определенном направлении своего бизнеса.

Под сегментацией рынка в сфере культурного досуга принято понимать деление на части (сегменты) по каким-либо признакам. и с учетом определенных услуг, оказываемых театрально-зрелищными учреждениями, их потребителей, а также самих театрально-зрелищных учреждений, которые производят или предлагают услуги. Четкая и обоснованная сегментация - основа эффективной деятельности учреждения культуры.

Рынок состоит из покупателей, а покупатели отличаются друг от друга по самым разным параметрам. Разным может быть все, потребности, географическое положение, ресурсы, покупательские. отношения и привычки в конце концов. И любой из этих переменных можно употребить в качестве основы для сегментирования рынка.

В основе идеи сегментации рынка лежит изучение. спроса на услуги и подразумевает разделение рынка театрально-зрелищных услуг на однородные группы потребителей. Сегментация этого рынка реализовывается по тем же критериям, что и сегментация товарного рынка: географическому (территориальному), социальному, демографическому, поведенческому и т.д.

Географическая сегментация - деление рынка на различные географические единицы: страны, регионы, области, города и т.д.

В городе Санкт-Петребурге существует два типа населённых пунктов - это город и область (посёлки). Следовательно, существует два вида потребителей - сельчане и городские. У городских людей возможностей по посещению театрально-зрелищных представлений больше, чем у сельских. Да и качество репертуара лучше.

Демографическая сегментация - деление рынка на группы в зависимости от таких характеристик потребителей, как: возраст, пол, семейное положение, жизненный цикл семьи, религия, национальность и раса.

Женщины в городе Санкт-Петербурге преобладают, нежели мужчины. По статистике женский пол чаще посещает театрально-зрелищные представления.

Социально-экономическая сегментация предполагает деление потребителей по уровню доходов, роду занятия, уровню образования. Как показывает опыт маркетинговых прикладных исследований в области зрелищной индустрии, реальное формирование сегментов потребителей на основе только социалъно-демографических факторов бывает чрезвычайно затруднительным. Как ни парадоксально, люди, сильно отличающиеся в социально-демографических характеристиках, могут демонстрировать весьма схожее поведение, и наоборот.

У пользующихся культурными услугами людей неодинакова структура потребностей. Есть группа, для которой единая потребность в развлечениях может бытъ удовлетворена путем потребления любой из услуг театра, кино, эстрады. Вторая группа зрителей уже более избирательна. Для нее спектакли театров, кинофильмы, эстрадные концерты представляют различные художественные продукты. Но в рамках одного вида продукта (например, театральных представлений) она не избирательна. Третья группа потребителей ориентирована только на один вид услуг (например, только на оперные спектакли).

Подобное определение целевой аудитории в рамках социального потребления предполагает интересную и разножанровую афишу, широкий спектр представленных в ней направлений. Большое значение имеет выбор режиссеров и актерского состава, привлечение звезд.

Ориентация на потребителя составляет сущность современного подхода к исследованию рынка. Используя этот подход, театрально-зрелищная организация должна систематически проводить изучения, исследовать потребности и нужды зрителей, их вкусы, восприятия, отношения, удовлетворенность и предпочтения.

По уровню дохода не каждый сможет себе позволить сходить в театр. Конечно, если это будет обыкновенный и выдающийся спектакль, то на него сможет попасть. большая часть населения. А вот если это гастроли зарубежного или московского театров, если в актёрской труппе присутствуют такие актёры как Константин Хабенский, Сергей Безруков, и т.д. - то тут картина совсем иная, уже не каждый зритель (потребитель) сможет попасть на спектакль.

Сегментация рынка театрально-зрелищных предприятий многогранны и очень обширна. Можно даже сказать - сколько людей - столько и зрителей.

ГЛАВА 4 ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТЕАТРАЛЪНЫХ УСЛУГ

Сегодня, в исследовании сферы театрально-зрелищного искусства, в связи с растущей конкуренцией на рынке культуры, большое внимание должно уделяться в первую очередь не тому, чтобы найти нового зрителя, а тому, чтобы не потерять старого. Государство, прекратив контроль над ценами на билеты, объемом и тематикой репертуара, структурой предложения, предоставило театру потенциал самостоятельно выживать на стихийно сформировавшемся рынке сценического искусства в условиях довольно жесткой конкуренции. Однако театр - понятие сложное и многогранное. Внешне, в каждом театре естъ зал и сцена, артисты и зрители, и вместе с тем они совершенно разные. Театр бытовой, психологический, поэтический, музыкальный, публицистический, оперы и балета, сатиры, драмы, комедии, кукольный театр - таков диапазон вкусов и требований зрителей. Однако, конкурентоспособен тот театр, который может быстрее прореагировать на непредвиденное изменение рыночного условия и тактики соперников, пользуясь при этом стратегией маркетинга, не боясь риска и трудностей. Следует отметить, что для любого театра в рамках рыночной конкуренции важно заинтересовать зрителя, постоянно расширяя круг своей деятельности, а для этого в жизни театра должны происходить различные события: премьеры, празднования юбилейных спектаклей, бенефисы, торжественное открытие и закрытие сезона, показ целевых спектаклей и других мероприятий и проведение фестивалей.

На данном этапе, в сложившейся рыночной ситуации, театрам необходимо заняться разработкой эффективной ценовой политики. Комплексная система мер по усовершенствованию процесса ценообразования должна ориентироваться на доступность театрального искусства для всех общественных слоев населения. Цены на билеты нельзя устанавливать произвольно. Здесь требуется:

üотслеживание цен конкурентов;

üвыборочные опросы населения;

üгибкость и оперативность в варьировании ценами без снижения качества постановок;

üучет производственно-творческих затрат и т.д.

Следовательно, дирекция театра должна развивать ценовую стратегию, опираясь на базу издержек, спроса и ценовой политики конкурентов. Это является обеспечением решения стратегических задач исследования в театральном деле, так как в его. условиях должны быть гибкие дифференцированные цены, которые приспосабливаются к каждой конкретной ситуации.

Театральный продукт - спектакль - продается посредством продажи билетов, через кассу, где должно проходить приблизительно около 67% общего количества билетной продукции на каждый спектакль. Пусть каждый уполномоченный получает 43% от стоимости. проданных им билетов, но в случае возврата с него должен удерживаться очень высокий штраф, в размере 80% от нераспроданных им билетов. Это смогло бы стать весьма эффективной новацией в системе распространения билетов, потому что возвращенных билетов бывает очень много и они, так и остаются нераспроданными.

Еще один вариант выгодной продажи билетов - их можно реализовывать в крупных магазинах, ресторанах, гостиницах и других местах общего скопления людей. Для этого нужно снабдить там собственные или общие стационарные кассы с рекламой - плакатами и афишами.

Также для проведения исследовательской политики, которая направлена на привлечение зрителя в театр, желательно найти, прежде всего, компаньонов, которые в силу каких-либо обстоятельств были бы заинтересованы взять на себя части затрат театральной организации. Например, как правило, после окончания спектакля о зрителе забывают. Транспорт работает плохо, в городе криминогенная обстановка, и человек еще до начала спектакля начинает беспокоиться. Именно по этой причине многие люди категорически отказываются от посещения театра в вечернее время суток. Выход из этого затруднительного положения состоит в организации после окончания спектакля рейсовых автобусов, заранее специально заказанных театром, которые развезут зрителей по домам разными маршрутами. Это наиболее приемлемо и необходимо в провинциальных городах. Транспортному агентству такое партнерство должно быть выгодно, особенно в поздние вечерние часы. А театр, в свою очередь, используя возможности, может через средства массовой информации (СМИ) рассказать о взаимовыгодном сотрудничестве с данной транспортной компанией.

Маркетинговая концепция, применяемая в театре, включает в себя рекламную деятельность. Сегодня необходимость. в рекламе с целью стимулирования зрительского спроса довольно актуальна и является основной составляющей маркетинговой политики в сфере театрального искусства. Рекламу спектаклей следует анализировать как форму массовой коммуникации, пытающаяся перевести качество постановок на язык нужд и запросов потребителей, так как большинство потенциальных зрителей не знают, что они хотят увидеть на сцене, до тех пор, пока им кто-нибудь не подскажет или расскажет. Таким образом, театральная реклама действительно необходима для повышения зрительского спроса. и понижения меры неопределенности потребительского поведения. Поэтому в объективно существующих условиях конкуренции с другими театрами, искусствами и зрелищами каждому театру необходимо сформировать свой индивидуальный «образ» в сознании массового зрителя, разработать свой имидж.

Возможность применения исследования в сфере театрального искусства наталкивается на ряд проблем, которые вызваны специфичностью данного рода услуг, поскольку не только реализуется продукт коллективного творчества, но и одновременно оснащается эстетическое и духовное развитие личности зрителя.

Для того чтобы выявит перспективы развития, тенденции и условия, в которых возможно применение исследования в театре, необходимо для начала провести маркетинговые исследования по следующим вопросам:

üРынок сбыта театральной продукции и его сегментов;

üКонкуренция;

üЦенообразование - формирование цен на билеты;

üПосещаемость и зрительский спрос;

üСпецифика репертуарного плана;

üВедение маркетинговой политики в театре.

Для решения данных вопросов образовываются специальные маркетинговые службы театра, которые постоянно должны исследовать рынок сценического искусства, проводя его сегментацию и, тем самым стремятся обеспечит увеличение зрительской аудитории и спроса. Они должны довольно профессионально работать со зрителем, разделить аудиторию на социальные группы. Например, сотрудники службы маркетинга могут работать с отдельными зрителями персонально, назначив границу людей, для которых театральное искусство - потребность частъ их повседневной жизни. Периодически рассылать им новую информацию о театре и текущих событиях в нем, о премьерах, о репертуаре, об актерском составе предоставленного им театра по домашнему адресу; по телефону принимать заказы на билеты. Надо внимательнее присматриваться к своему зрителю, используя для этого разнообразные методы общения - конференции, обсуждение постановок вместе со зрителями после просмотра спектакля, встречи с артистами, бенефисы и т.д. Этим можно подчеркнуть уважение к постоянному зрителю, тем самым подняв авторитет и престиж театра.

Театрально-зрелищным учреждениям города Санкт-Петербурга следует отдать предпочтение маркетинговой ориентации, при которой населению предоставляются лишь те зрелищные программы и услуги, которые являются актуальными и пользуются высоким спросом.

Применяя такую маркетинговую стратегию, театрально-зрелищные организации города останутся средством развлечения и местом проведения свободного времени. При этом следует помнить, чтобы театрально-зрелищные организации не утратили свое значение в духовном и эстетическом значении человека. Так как это может привести к гибели культурных учреждений, хотя и сбережет при этом само театрально-зрелищное заведение как коммерческую организацию.

В настоящее время в городе Санкт-Петербурге имеет место тенденция приспособление театральным мероприятий к зрителю, а не его духовное и нравственное воспитания.

Элементы маркетинга допустимы в театральном искусстве, но не полный их комплекс в категоричной трактовке удовлетворения спроса. Театр может достаточно эффективно употребить разработку имиджа, фирменного стиля театральной организации, маркетинговые коммуникации с целью стимулирования зрительского спроса такие как: реклама, система связей с общественностью, работа с средствами массовой информации (СМИ).

Современному организатору театрального дела требуется доскональное знание законов маркетинга и владения маркетинговыми приемами. В театрально-зрелищном деле маркетинг предстает как комплекс действий, которые предпринимаются для того, чтобы изучать, предвидеть, формировать, стимулировать и удовлетворять зрительский спрос на предоставленные спектакли.

В рыночных условиях информационный аспект театрально-зрелищного дела так же приобретает едва ли не исключительное значение. Однако, разнообразие средств передачи информации возлагаются на зрителя и приводят его в растерянность, чем ориентируют в потоке событий, которые составляют содержание театрально-зрелищных услуг.

Отношения между основными работающими лицами театрального рынка нередко носят повышено напряженный характер. Для режиссера создание спектакля - это прежде всего творческий диалог с художниками-современниками, с театральной традицией и, наконец, со зрителями. Продюсер же в большей степени принимает позиции зрителя и видит в спектакле источник дохода, а значит, снабжения функционирования и развития театрального бизнес-процесса.

У режиссера/ художника/актера - и менеджера/ управленца/продюсера, разное понимание и представление театрального процесса. В первом случае оно прежде всего художественное, а во втором - маркетинговое. Отсюда - трудности взаимопонимания и преграды на пути к сотрудничеству.

Что касается государственной поддержки, театрально-зрелищных учреждений города Санкт-Петербурга, следует отметить что сегодня не рентабельность части культурных учреждений города определена в основном недостатком интересных общим состоянием театров. Даже выделяемого бюджетного финансирования - а это 2 миллиарда рублей в 2010 году - на содержание государственных и негосударственных учреждений культуры сегодня недостаточно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оценивая сложившуюся ситуацию в театральной сфере в целом, следует отметить, что главное в характеристике деятельности российских театров - отсутствие взаимосвязи с населением и установления с ним диалога, обратной связи. А отсутствие таких взаимосвязей, в свою очередь, оборачивается недостаточным применением имеющегося театрального творческого потенциала и также повергает к финансовым потерям. Это еще раз обосновывает неизбежность применения методов исследования в сфере театрального искусства.

Рынок театрально-зрелищных услуг в городе Санкт-Петербурге является стабильно развивающейся, высокоэффективной отраслью городской экономики. В 2006 году, Правительство города Санкт-Петербурга разработало Концепцию развития сферы культуры города Санкт-Петербурга на 2006-2009 годы, которая будет положена в основу отраслевой схемы в составе генерального плана развития города с расчетным сроком до 2010 года и с прогнозом развития до 2025 года.

Современная театрально-зрелищная индустрия является одной из самых высокодоходных отраслей в мировой экономике. Доход, получаемый от рынка театрально-зрелищных услуг, занимает существенную часть в бюджете города.

Развитие театрально-зрелищных услуг оказывает стимулирующее действие и на другие секторы экономики (в том числе транспорт, связь, торговлю), содействует основанию значительного количества рабочих мест, повышению налогооблагаемой базы и поступлений средств от налогов в казну Российской Федерации. Следует отметить, что существенными и самыми главными факторами, которые оказывают воздействие на доходность театрально-зрелищных услуг в экономике страны, являются политический климат и уровень благоприятствования государственной политики. Город Санкт-Петербург - культурная столица России. В нем сконцентрированы культурные ценности мирового значения, являющиеся национальным достоянием Российской Федерации.

За последние 4 года зафиксирован относительно стабильный темп роста рынка театрально-зрелищных услуг, который составляет 8-10 процентов ежегодно. В то же время, несмотря на комплекс принятых мер (в том числе проведение международных мероприятий в городе Санкт-Петербурге, создание соответствующих серверов в социальной сети Интернет, участие в зарубежных выставках), прирост посещаемости может быть более существенным, что особенно немаловажно.

Среди конкретных шагов, которые следует предпринять в первую очередь, - развитие инфраструктуры театрально-зрелищных услуг.

Необходимо формировать и представлять новые театральные программы населению, создавать и реализовывать новые мероприятия.

Как видно из официальной информации правительства города, желание развивать театральный рынок города Санкт-Петербурга есть и конкретные шаги предпринимаются.

СПИСОК ИСПОЛЪЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Аналитический отчет «Исследование потребностей жителей СПб разных национальностей в сфере культуры, агентство «Марко», 2007 г.

2.Бугаков В.П. Особенности маркетинга услуг //Маркетинг в России и за рубежом <http://www.dis.ru/market/> №2 / 2008г.

.Информационные базы данных СПбГУ кулътуры и дополнительного образования «Институт Культурных Программ».

.Концепция развития области культуры СПб на 2006-2009 годы//Комитет по культуре СПб

.Маркова В.Д. Маркетинг услуг. - М.: Финансы и статистика, 2009 - 128С.

.Отчеты о социологических исследованиях, 2006-2007 гг. (Санкт-Петербургский социологический научно-исследовательский центр, СПбСНИЦ).

.Прянишникова Н. Культурные услуги: стандартизация и оценка//«60 параллелъ», 2008, № 3

.Постановление Правительства СПб от 4 апреля 2009 г. N 350 О концепции формирования сферы культуры СПб на 2006-2009 годы

.Статистические справочники ФГУП «ГИВЦ «Роскулътура», Федералъное агентство по культуре и кинематографии за 2008 г.

.Федорец М.Н. Анализ потребителя как необходимая составляющая успешной работы на рынке // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. - 2010. - №1. - С. 16-24.

.Черчиллъ Г.А. Маркетинговые исследования. - СПб.: Питер, 2010.

.Шекова Е.Л.Маркетинговое исследование рынка культурных услуг в России и за рубежом//Маркетинг в России и за рубежом <http://www.dis.ru/market/> №6 / 2011.

Похожие работы на - Анализ рынка театральных услуг

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!