Организация и исполнение бюджета на муниципальном уровне

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,81 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация и исполнение бюджета на муниципальном уровне

Содержание

Введение

1. Понятие бюджетного процесса и его особенности на муниципальном уровне

1.1 Правовые и организационные основы бюджетного процесса

1.2 Экономическая характеристика бюджетного процесса на муниципальном уровне в Российской Федерации

1.3 Зарубежный опыт организации бюджетного процесса на муниципальном уровне

2. Особенности бюджетного процесса на муниципальном уровне

2.1 Характеристика особенностей бюджетного процесса города Бузулука

2.2 Анализ исполнения бюджета муниципального образования г. Бузулук

2.3 Проблемы бюджетного процесса на муниципальном уровне и пути их решения

3. Перспективы развития бюджетного процесса в Российской Федерации

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Приложение Б

Введение

Бюджетная система страны является основной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответствующих территорий.

К компетенции местных органов власти, наиболее тесно связанных с населением, относится решение многих вопросов: социальной защиты населения, жилья, здравоохранения, образования, транспорта, коммунального хозяйства, экологии. Для решения данных задач муниципальное образование должно иметь сбалансированный по доходам и расходам бюджет. Для достижения цели иметь сбалансированный и достаточный бюджет ежегодно руководства муниципальных образований проводят совокупность определенных действий, называемых бюджетным процессом, причем все эти действия (стадии) должны строго идти одна за другой, в соответствии с бюджетным законодательством, учитывая потребности всех жителей и хозяйствующих структур муниципального образования.

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что в условиях становления демократического общества и развития основ местного самоуправления особую значимость в системе бюджетных отношений приобретает функционирование бюджетного механизма на муниципальном уровне. Отсутствие достаточно четкого определения принципов, методов, способов формирования доходов и расходов местных бюджетов, их регулирования уменьшает эффективность бюджетного управления на региональном и местном уровне, снижает ответственность, инициативу и предприимчивость местных органов власти и, в конечном счете, отрицательно сказывается на функционировании всей экономики страны. Через муниципальный бюджетный механизм государство воздействует на пропорции распределения централизованных финансовых ресурсов в пользу местного уровня бюджетной системы, из которого финансируется преобладающая доля социально-значимых расходов страны.

Учитывая важность местных бюджетов в жизни регионов РФ вопрос бюджетного процесса на муниципальном уровне очень актуален.

Целью курсовой работы является анализ особенностей бюджетного процесса на муниципальном уровне и разработка предложений по его совершенствованию;

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть понятие в целом бюджетного процесса;

определить понятие бюджетного процесса на муниципальном уровне;

охарактеризовать бюджетный процесс муниципального образования;

проанализировать исполнение бюджета муниципального образования как основной стадии бюджетного процесса;

рассмотреть проблему бюджетного процесса на муниципальном уровне и предполагаемые пути ее решения.

Объектом исследования выступает бюджетный процесс на муниципальном уровне.

Методологическая база курсовой работы основана на учебно-методической литературе и нормативных правовых актах по рассматриваемой проблеме, а также анализу практического материала по бюджетному процессу муниципального образования города Бузулук.

бюджетный процесс муниципальное образование

1. Понятие бюджетного процесса и его особенности на муниципальном уровне

1.1 Правовые и организационные основы бюджетного процесса

Наименее исследованными областями бюджетной сферы в современной финансово-правовой науке являются различные правовые механизмы обеспечения эффективности бюджетного строительства и бесперебойного функционирования бюджетной системы. В советское время в силу определенных политических и организационных причин указанные проблемы не стояли так остро а следовательно, не вызывали надлежащего внимания исследователей.

Однако и в современных условиях многократного повышения значения механизмов обеспечения функционирования бюджетной сферы, обострения бюджетных горизонтальных (между субъектами Российской Федерации) и вертикальных (между центром и регионами, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями) противоречий, катастрофического снижения бюджетной дисциплины, указанная проблематика приобретает особую актуальность, но в рамках юридической науки практически не нашла своего исследователя.

Особенности бюджетного процесса определяются формами правления и государственного устройства страны. Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю над их исполнением. [2]

Правовой основой бюджетного процесса в Российской Федерации выступают положения Конституции Российской Федерации, а также принятые в рамках, очерченных нормами Бюджетного кодекса РФ, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разного уровня.

До принятия Бюджетного кодекса (БК) РФ основным правовым актом, регламентирующим бюджетный процесс России, являлся Закон РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР" от 10.10.1991 г. № 1734-1. В настоящее время нормы, касающиеся осуществления бюджетного процесса, помимо БК РФ содержатся в ряде других законов РФ, законов субъектов Федерации, нормативно-правовых актах, издаваемых органами исполнительной власти.

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, БК РФ включает: финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования (Банк России), органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата РФ, контрольно-финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы региональных и местных представительных органов).

Участниками бюджетного процесса являются:

Президент Российской Федерации;

органы законодательной власти;

органы исполнительной власти;

органы денежно-кредитного регулирования;

органы государственного и муниципального финансового контроля;

государственные внебюджетные фонды;

главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;

бюджетные учреждения, государственные муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.

Основными задачами бюджетного процесса являются:

выявление материальных и финансовых резервов государства;

максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджета;

максимально точный расчет расходов бюджета;

обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов;

согласование бюджетов с реализуемой экономической программой;

осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределенья источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.

Первый этап бюджетного процесса - составление проектов бюджетов. Ему предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативных финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг и иных установленных нормативов.

Порядок рассмотрения закона (решения) и его утверждения определяется для (ст.187 БК РФ):

федерального бюджета - Бюджетным кодексом;

бюджета субъекта РФ - законом субъекта Российской Федерации;

местного бюджета - правовыми актами органа местного самоуправления в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.

Одновременно с проектом закона о бюджете на очередной финансовый год рассматриваются и утверждаются проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов.

Рассмотрение и принятие проекта закона о федеральном бюджете регулируется главой 22 БК РФ. Согласно ст. 196 указанного Кодекса, проект закона о федеральном бюджете рассматривается Государственной Думой в трех чтениях. [2]

Принятый в четвертом чтении федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней передается на рассмотрение и одобрение Советом Федерации (ст. 207 БК РФ), а затем Президенту РФ для подписания и обнародования (п.2 ст. 208 БК РФ).

В соответствии с Положением о федеральном казначействе, его возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации. Руководитель Федерального казначейства несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Федеральное казначейство полномочий.

Руководитель Федерального казначейства имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов Российской Федерации по представлению руководителя Федерального казначейства.

Количество заместителей руководителя Федерального казначейства устанавливается Правительством Российской Федерации. Руководитель Федерального казначейства:

распределяет обязанности между своими заместителями;

представляет Министру финансов Российской Федерации: проект положения о Федеральном казначействе, предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата Федерального казначейства и территориальных органов Федерального казначейства, предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителя Федерального казначейства, предложения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей территориальных органов Федерального казначейства, проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Федерального казначейства, а также отчет об их исполнении, предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Федерального казначейства, проекты положений о территориальных органах Федерального казначейства;

назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Федерального казначейства и заместителей руководителей территориальных органов Федерального казначейства;

утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Федерального казначейства в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

утверждает положение о Почетной грамоте Федерального казначейства;

на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Федерального казначейства.

Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов Федерального казначейства осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Федеральное казначейство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.2 Экономическая характеристика бюджетного процесса на муниципальном уровне в Российской Федерации

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Бюджетным процессом на уровне местного самоуправления называется деятельность по составлению и рассмотрению проекта местного бюджета, его утверждению и исполнению, а также по контролю над исполнением и утверждением отчета о его исполнении. Строится бюджетный процесс в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст.9), а также на основании нормативных актов, принимаемых самими органами местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (ч.1 ст.11) такие нормативные акты вправе принимать только представительные органы местного самоуправления ("Представительные органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают положение о бюджетном процессе в данном муниципальном образовании в соответствии с общими принципами бюджетного процесса, установленными федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации").

Участниками бюджетного процесса являются представительные, а также иные органы местного самоуправления. Что касается иных органов местного самоуправления, как то: местная администрация (орган общей компетенции), финансовый отдел или управление, муниципальное казначейство, отраслевые муниципальные службы, муниципальная налоговая инспекция. Однако наличие таких органов реально только для крупных муниципальных образований на уровне района или города субъекта Российской Федерации.

Бюджетный процесс имеет четыре основных стадий бюджетной деятельности:

) составление проектов бюджетов;

) рассмотрение и утверждение бюджетов;

) исполнение бюджетов;

) составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности. [2]

Кратко рассмотрим каждую из стадий.

Организация работы и составление проекта бюджета. Решение о начале работы принимает глава администрации местного самоуправления за шесть месяцев до следующего финансового года. Соответствующим постановлением утверждается план организационных мероприятий по разработке проекта бюджета, устанавливаются сроки и конкретные исполнители по направлениям. Финансовый орган собирает предложения от всех служб хозяйственной и бюджетной сферы, согласовывает их и на основе прогноза экономического и социального развития муниципального образования и его административно-территориальных структур, главных направлений бюджетно-финансовой политики и бюджетной классификации составляет проект бюджета по доходам и расходам.

Рассмотрение и утверждение бюджета. Проект бюджета финансовый орган представляет администрации местного самоуправления. Последняя согласует его статьи с отраслевыми хозяйственными и бюджетными организациями, а затем обсуждает проект на своем заседании. После этого глава местной администрации составляет бюджетное послание и вместе с проектом бюджета направляет его на рассмотрение представительному органу местного самоуправления. На заседание местной администрации приглашаются руководители муниципальных учреждений, предприятий, организаций.

Весь пакет документов должен предусматривать взаимосвязанный механизм, обеспечивающий нормальное функционирование местных финансов.

Руководитель представительного органа организует предварительное рассмотрение и обсуждение данного пакета: материалы направляются, прежде всего, депутатам, в комитеты и комиссии представительного органа (если таковые имеются). На заседания комиссий (комитетов) могут приглашаться руководители муниципальных предприятий, учреждений, организаций в целях согласования возникающих вопросов по проекту бюджета. При необходимости в заседаниях участвуют представители местной администрации. Согласительная комиссия проводит согласительные процедуры и принимает окончательное решение.

Доработанный и уточненный проект бюджета рассматривается на сессии представительного органа и утверждается в форме нормативного правового акта. Такой правовой акт должен содержать статьи доходов с указанием источников, а также расходов в соответствии с ведомственной структурой бюджета муниципального образования, суммы дотаций и субвенций. Расходная часть бюджета утверждается постатейно.

В случае, если местный бюджет не утвержден до 1 января планируемого финансового года, расходование финансовых средств муниципального образования до утверждения местного бюджета производится по соответствующим статьям местного бюджета истекшего финансового года ежемесячно в размере 1/12 суммы фактически произведенных расходов с учетом индекса потребительских цен.

Исполнение бюджета и контроль над его исполнением. Бюджет исполняется по принципу единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет, а также направление запланированных расходов с единого бюджетного счета.

Местная администрация организует исполнение бюджета в соответствии с бюджетной классификацией на основе росписи бюджетных расходов на очередной финансовый год. Роспись составляется финансовым органом, входящим в систему местной администрации, и в течение десяти дней после утверждения бюджета направляется в местную администрацию и его контрольно-счетную палату (если таковая имеется). Роспись утверждается руководителем финансового органа. Кроме того, финансовый орган составляет лимиты финансирования конкретных бюджетополучателей на месяц, исходя из бюджетных назначений для каждого из них, а также в соответствии с решениями о секвестре (индексации) бюджетных расходов. уведомления о лимитах должны быть доведены до бюджетополучателя в установленный срок. Контрольно-счетная палата проводит проверку соответствия росписи утвержденному органу местного самоуправления.

В процессе исполнения бюджета местная администрация (если она наделена такими полномочиями по уставу) вправе вносить изменения по доходным и расходным статьям бюджета в пределах утвержденных ассигнований.

В ходе исполнения бюджета по предложению местной администрации может быть введен секвестр бюджета. Проект решения о секвестре выносится на рассмотрение представительного органа, который и принимает соответствующее решение. Контроль над исполнением бюджета осуществляется представительным органом местного самоуправления. В этих целях образуется контрольно-счетная палата, что характерно преимущественно для представительных органов городов, районов, где имеются материальные возможности для ее содержания. Местная администрация контролирует исполнение бюджета через свой финансовый орган. В этот процесс могут включаться муниципальные налоговые службы, создание которых предусмотрено Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации".

Утверждение отчета об исполнении бюджета. Отчет об исполнении бюджета составляется на основании данных, представляемых бюджетными учреждениями, предприятиями, организациями в сроки, установленные местной администрацией по единой форме (квартал, полугодие, девять месяцев) и в той же структуре и бюджетной классификации, которая применялась при утверждении бюджета.

После обсуждения отчета на заседании местной администрации (в присутствии всех заинтересованных подразделений) он направляется представительному органу местного самоуправления в сроки, предусмотренные уставом или положением о бюджетном процессе. По итогам рассмотрения отчета принимается нормативный правовой акт. Данные об отчете подлежат опубликованию в средствах массовой информации.

Важнейшим принципом, обеспечивающим оптимальную устойчивость местных бюджетов на современном этапе, является их взаимосвязь с государственным бюджетом, которую принято называть межбюджетными отношениями. Межбюджетные отношения строятся на принципах бюджетного федерализма, взаимной ответственности, применения единой методологии, учитывающих особенности территории, выравнивания доходов местных бюджетов, максимально возможного сокращения встречных финансовых потоков, компенсации местным бюджетам в случае уменьшения доходов или увеличения расходов (возникающих вследствие решений, принимаемых органами государственной власти), повышения заинтересованности органа местного самоуправления в увеличении собственных доходов бюджета, законности, гласности. Принцип бюджетного федерализма означает распределение и закрепление источников доходов, а также расходов за местным бюджетом, бюджетом субъекта Российской Федерации и федеральным бюджетом в соответствующих пропорциях, равноправие местного бюджета, перераспределение средств между бюджетами в целях сочетания общегосударственных интересов с интересами муниципального образования.

1.3 Зарубежный опыт организации бюджетного процесса на муниципальном уровне

В свете рассмотрения вопроса о бюджетном процессе в России интересно рассмотреть как проходит бюджетный процесс в зарубежных странах.

Рассмотрим, как проходит бюджетный процесс в США.

В США все 50 штатов формально наделены автономными правами в области финансов. Они самостоятельно составляют, утверждают и исполняют свои бюджеты, которые ни по доходам, ни по расходам не входят в федеральный бюджет страны. В известной мере они самостоятельны в определении объема бюджетов, структуры расходов и доходов. Федеральные власти не уполномочены прямо контролировать бюджеты штатов. Власти штатов не отчитываются перед федерацией о состоянии финансов и бюджета.

В большинстве штатов составление бюджета находится в ведении главы исполнительной власти и осуществляется подчиненным ему финансовым органом. При этом смету расходов разрабатывают бюджетные и финансовые бюро, а смету доходов - налоговые и другие органы. Проект бюджета направляется в местные законодательные органы.

Основным источником доходов бюджетов штатов, как и федерального бюджета, являются налоговые поступления. [13]

Что касается местных административных единиц и местных функциональных органов и учреждений, то они также располагают определенной степенью автономии по составлению, утверждению и исполнению своих бюджетов, которые не входят ни в федеральный бюджет, ни в бюджеты штатов США. Функции по составлению местных бюджетов возложены на глав исполнительной власти, функции по утверждению бюджетов - на представителей местной законодательной власти.

В состав расходов местных бюджетов более половины их общей суммы приходится на долю затрат, связанных с финансированием государственной налоговой школы. Кроме того, значительная доля средств ежегодно выделяется на финансирование содержания дорог, коммунального и городского хозяйства, противопожарной охраны, лечебных и других учреждений.

К источникам финансирования расходов местных бюджетов относятся: местные налоги, доходы от услуг коммунального хозяйства и другие не налоговые доходы, дотации из федерального бюджета и бюджетов штатов, поступления от выпуска местных займов и лотерей. Основным источником доходов являются местные поимущественные налоги (на их долю приходится около 29% налоговых доходов).

Таким образом, важно выделить, что при единстве налоговой системы США каждая административная единица выбирает свою структуру налогов с учетом разнообразия местных условий и уровня жизни населения.

На сегодняшний день бюджетный процесс в Соединенных Штатах состоит из трех этапов:

Президентская редакция бюджета;

Прохождение бюджета через Конгресс;

Исполнение бюджета. [13]

Конгресс рассматривает план бюджета и одобряет, модифицирует или не одобряет его. Конгресс может изменять финансирование фондов, исключать программы или добавлять программы, не заявленные президентом. Он может вводить и исключать налоги и другие источники поступлений, может вносить прочие изменения, влияющие на объем поступлений. Конгресс не принимает бюджет как таковой. В процессе вынесения резолюции, он соглашается с общими доходами и расходами, размером дефицита или профицита и лимитами государственного долга. Также каждый год он вносит изменения в другие законы, касающиеся доходов и расходов.

На этапе исполнения бюджета Правительство как правило обнаруживает потребность потратить больше средств, чем было ассигновано конгрессом на данный финансовый год, вследствие обстоятельств, которые не были предусмотрены при составлении бюджета и утверждении ассигнований. Например, может потребоваться больше средств для предоставления адекватной помощи районам, пострадавшим от стихийных бедствий. В таких обстоятельствах конгресс может выделить добавочные ассигнования.

Бюджетный процесс в Германии происходит следующим образом. Бюджет выступает главным звеном финансовой системы ФРГ, его структура и бюджетный процесс соответствуют федеративному характеру государственного строя. В госбюджет включаются доходы и расходы трех уровней административного управления - федерации (центральный бюджет), земель (региональные бюджеты), и общин (местные бюджеты). Сводный (консолидированный) госбюджет получается путем сложения доходов и расходов бюджетов всех трех уровней за вычетом межбюджетных трансфертов (субсидий, дотаций).

Бюджетный год в ФРГ совпадает с календарным. Федеральный бюджет утверждается бундестагом (парламентом). Составление, утверждение и исполнение федерального бюджета предусматривает определение ожидаемых доходов и расходов в бюджетном плане и ведение бюджетного учета, фактическое отражение исполнения бюджета.

На стадии составления центрального бюджета министерства и ведомства направляют в министерство финансов предполагаемые сметы расходов на следующий год, примерно за 9 месяцев. Министерство финансов на основе прогнозируемых доходов уточняет расходную часть бюджета и передает проект бюджеты на утверждение федеральному правительству. Одобренный кабинетом министров проект бюджета направляется на утверждение в законодательные органы. Сначала бюджет направляется в верхнюю палату парламента (бундесрат), где рассматривается в течение трех недель. Из бундесрата законопроект о бюджете направляется в нижнюю палату парламента (бундестаг). В случае внесения одной из палат парламента поправок в бюджет, он возвращается на повторное рассмотрение. После принятия законопроекта бундестагом законопроект подписывается главой правительства и становится законом.

Высшим контрольным органом ФРГ в области государственных финансов является федеральная счетная палата. Отчет об исполнении бюджета составляется министерством финансов и направляется в парламент и счетную палату. После заключения счетной палаты парламент утверждает закон об исполнении бюджета.

Бюджетная политика ФРГ подчиняется общим целям экономической политики и опирается на отлаженный в послевоенный период механизм ее реализации, на богатый арсенал средств и методов формирования доходных и расходных статей госбюджета.

Не менее интересен бюджетный процесс в Японии. Бюджетный год в Японии продолжается с 1 апреля по 31 марта. Доходы и расходы бюджета имеют определенную группировку, включающую разделы, статьи и параграфы. Доходы подразделяются на 7 разделов, 11 статей и 43 параграфа, расходы - на 13 разделов, 41 статью и 242 параграфа.

Подготовка проекта бюджета осуществляется министерством финансов и его департаментами. Другие министерства и ведомства готовят предложения относительно объема и структуры своих бюджетов, а также по некоторым другим финансовым вопросам и не позднее 31 августа направляют соответствующие документы в бюджетный департамент министерства финансов. [13]

С сентября по декабрь бюджетный департамент рассматривает поступившие материалы и на их основе разрабатывает проект бюджета. Проект направляется для согласования в Управление экономического планирования, а затем - на рассмотрение кабинета министров.

После внесения поправок, в январе правительство представляет проект бюджета на рассмотрение парламента. После обсуждения в бюджетной комиссии парламент утверждает бюджет в виде закона.

Согласно Конституции Японии парламенту принадлежит исключительное право распоряжаться государственными финансами.

Исполнение бюджета осуществляется министерством финансов и иными министерствами и ведомствами.

Контроль за расходованием утвержденных ассигнований проводится поквартально в форме отчетов министерств и ведомств. Контролеры министерства финансов изучают полученные отчеты, проверяют данные и составляют общий отчет об исполнении бюджета по доходам и расходам.

Общий отчет представляется правительству, которое, в свою очередь, отправляет его на рассмотрение ревизионного бюро. После того, как ревизионное бюро даст заключение, отчет утверждается правительством и передается на рассмотрение и утверждение в парламент.

2. Особенности бюджетного процесса на муниципальном уровне

2.1 Характеристика особенностей бюджетного процесса города Бузулука

Город Бузулук входит в состав муниципальных образований Оренбургской области. Статус и полномочия города Бузулука устанавливаются Законом Оренбургской области. Официальное наименование муниципального образования - муниципальное образование город Бузулук Оренбургской области. Муниципальное образование наделено статусом городского округа законом Оренбургской области.

Правовую основу бюджетного процесса в городе Бузулуке составляют Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы Оренбургской области, регулирующие бюджетные правоотношения, Устав города Бузулука, иные нормативные акты органов местного самоуправления города Бузулука, принятые в пределах их компетенции. В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в целях сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации для составления и исполнения бюджета города Бузулука используется бюджетная классификация Российской Федерации.

Бюджет города Бузулука разрабатывается и утверждается в форме решения городского Совета депутатов.

Бюджет муниципального образования город Бузулук (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств города Бузулука. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств города не допускается. В бюджете города в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципального образования в связи с осуществлением органом местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств города, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий.

Участниками бюджетного процесса являются:

Глава города Бузулука;

Городской Совет депутатов города Бузулука;

Контрольно-счетная палата города Бузулука;

Исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления города Бузулука;

Главные распорядители (распорядители) средств бюджета города;

Главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета города;

Получатели бюджетных средств;

Бузулукское отделение Управления федерального казначейства.

Бюджетный процесс в городе Бузулуке состоит из следующих этапов:

первый этап - разработка прогноза социально-экономического развития города Бузулука в порядке, установленном администрацией города;

второй этап - разработка основных направлений бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, методики формирования бюджета города (до 10 октября текущего года);

третий этап - формирование и утверждение среднесрочного финансового плана, составление проекта бюджета города на очередной финансовый год (до 6 ноября текущего года);

четвертый этап - рассмотрение и утверждение проекта решения городского Совета депутатов о бюджете города на очередной финансовый год (до 26 декабря текущего года);

пятый этап - исполнение бюджета города (январь - декабрь отчетного года);

шестой этап - завершение операций по исполнению бюджета города (составление, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета за отчетный год) (январь - апрель года, следующего за отчетным).

Органы местного самоуправления города Бузулука осуществляют взаимодействие с органами государственной власти Оренбургской области на всех этапах бюджетного процесса в целях обеспечения единства экономической и бюджетной политики, проводимой в Оренбургской области.

Составлению проекта бюджета города предшествует разработка прогноза социально-экономического развития города Бузулука и отраслей экономики, а также подготовка баланса финансовых ресурсов города. Составление проекта бюджета города является исключительной прерогативой администрации города.

Порядок организации этой работы, а также предоставление документов и материалов, обязательных для предоставления одновременно с проектом бюджета, определяется администрацией города. Непосредственное составление проекта бюджета города осуществляет финансовый отдел администрации.

В целях своевременного и качественного составления проекта бюджета города финансовый отдел имеет право получать необходимые сведения от Министерства финансов Оренбургской области, от государственных органов Российской Федерации и Оренбургской области, органов местного самоуправления, предприятий и организаций различной формы собственности.

Составление проекта бюджета основывается на:

Бюджетном послании Президента Российской Федерации;

прогнозе социально-экономического развития города Бузулука;

основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

Исполнение бюджета города Бузулука обеспечивается администрацией города Бузулука. В городе Бузулуке осуществляется казначейское исполнение бюджета.

Организация исполнения бюджета города возлагается на финансовый отдел администрации. Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.

Кассовое обслуживание исполнения бюджета города Бузулука осуществляется Бузулукским отделением УФК по Оренбургской области. Исполнение бюджета города, управление счетами городского бюджета и городскими бюджетными средствами осуществляет финансовый отдел администрации города.

При казначейском исполнении бюджета регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств возлагается на финансовый отдел администрации города.

Единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями Бюджетного кодекса.

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств муниципального образования город Бузулук, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации.

План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Бюджетная отчетность включает:

) отчет об исполнении бюджета;

) баланс исполнения бюджета;

) отчет о финансовых результатах деятельности;

) отчет о движении денежных средств;

) пояснительную записку.

Отчет об исполнении бюджета содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Баланс исполнения бюджета содержит данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах муниципального образования на первый и последний дни отчетного периода по счетам плана счетов бюджетного учета.

Отчет о финансовых результатах деятельности содержит данные о финансовом результате деятельности в отчетном периоде и составляется по кодам классификации сектора государственного управления.

Отчет о движении денежных средств отражает операции по счетам бюджетов по кодам классификации операций сектора государственного управления.

Пояснительная записка содержит анализ исполнения бюджета и бюджетной отчетности, а также сведения о выполнении муниципального задания и иных результатах использования бюджетных ассигнований главными распорядителями (распорядителями, получателями) бюджетных средств в отчетном финансовом году. [2]

Целями финансового контроля за исполнением бюджета города являются проверка соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, эффективности использования бюджетных средств, привлечение виновных к ответственности, возмещение причиненного ущерба и осуществление мероприятий по предотвращению нарушений бюджетного законодательства.

2.2 Анализ исполнения бюджета муниципального образования г. Бузулук

Чтобы наглядно рассмотреть бюджетный процесс муниципального образования, проанализируем на примере г. Бузулук исполнение бюджета за 2012-2014 гг.

По итогам 2012 года объем промышленного производства сохранился на уровне предыдущего года. При этом снижены объемы добычи нефти и производства машин и оборудования. Увеличены объемы производства и отпуска электроэнергии, газа и воды, а также производства продукции, ориентированной на потребительский спрос.

Наблюдается рост заработной платы, а также увеличение показателей потребительского рынка.

Доходы городского бюджета за 2012 год составили 1690,5 млн. рублей - 80,3% к показателю 2011 года.

По итогам 2012 года доля собственных доходов городского бюджета в общем объеме доходов составила 43,2%, в том числе: налоговые доходы - 35,8%, неналоговые - 7,4%. Доля собственных доходов по сравнению с 2011 годом снижена на 4,4%. В 2012 году не зачислялись в городской бюджет доходы от оказания услуг бюджетными учреждениями, транспортный налог, а также снижены поступления госпошлины, в связи с зачислением госпошлины за государственную регистрацию транспортных средств в дорожный Фонд субъекта.

Доля НДФЛ в общем объеме доходов городского бюджета составила 22,8%. Объем доходов по данному виду налога к показателю 2011 года увеличился на 8,5% и составил 385,4 млн. рублей.

Объем дохода по налогу на совокупный доход по итогам 2012 года увеличен на 15,6%, по налогу на землю - на 14,8%. Доходы по налогу на имущество физических лиц за 2012 год увеличены в 5,7 раза в связи с изменением срока его уплаты в 2011 году.

Безвозмездные поступления из федерального и регионального бюджетов к уровню 2011 года снижены на 13,1%.

Расходы бюджета г. Бузулука по итогам 2012 года составили 1757,8 млн. рублей - 83,4% к уровню 2011 года.

Таблица 1 - Структура доходов городского бюджета, в миллионах рублей

Наименование2012 г. 2011 г. Темп роста, %суммаудельный вес, %суммаудельный вес, %Всего доходы1690,51002106,310080,31Собственные доходы730,243,21001,847,672,91.1Налоговые доходы604,735,8648,830,893,2*в том числе: *НДФЛ385,422,8355,116,9108,5*Налог на совокупный доход153,79,1133,06,3115,6*Налог на имущество, в том числе: 58,7 3,5 118,3 5,6 49,6 - налог с физ. лиц7,40,41,30,1в 5,7 р. - налог на землю 51,33,044,72,1114,8 - транспорт. налог72,33,4*Прочие налоги6,90,442,42,016,31.2Неналоговые доходы125,57,4353,016,835,62Субвенции, дотации960,356,81104,552,486,9

Прибыль прибыльных предприятий города за январь-ноябрь 2012 года составила 74786,4 млн. рублей - 101,7 % к показателю 2011 года.

По итогам 11 месяцев 2012 года отрицательный финансовый результат получили 9 предприятий, сумма убытков составила 142,6 млн. рублей-91,0% к соответствующему периоду 2011 года. Удельный вес убыточных предприятий в общем количестве предприятий составил 23,1%.

Недоимка по налогам и сборам во все уровни бюджетов на 01.01.2013 года составила 36,0 млн. рублей - 116,5% к уровню 2011 года, в городской бюджет - 4,6 млн. рублей - 39,0%.

Объем инвестиций в основной капитал, привлеченных в экономику города, за 2012 год составил 46530,5 млн. рублей - 143,0% к уровню 2011 года.

Населению города оказано платных услуг на сумму 3572,2 млн. рублей - 108,6% к уровню 2011 года. Объем бытовых услуг составил 342,1 млн. рублей - 104,9% к уровню 2011 года.

По итогам 2013 года увеличен объем производства предприятиями, предоставляющими услуги, связанные с добычей нефти. Увеличен объем производства строительных материалов, издательской и полиграфической деятельности, текстильного и швейного производства.

Снижены объемы производства транспортных средств и оборудования, производства пищевых продуктов. Объемы производства и отпуска электроэнергии, газа и воды сохранились на уровне 2012 года.

Наблюдается рост среднемесячной заработной платы, а также увеличение показателей товарооборота.

Доходы городского бюджета по итогам 2013 года составили 1607,0 млн. рублей - 95,1% к показателю 2012 года.

По итогам отчетного периода доля собственных доходов городского бюджета в общем объеме доходов составила 50,0%, в том числе: налоговые доходы - 40,5%, неналоговые - 9,5%. Доля собственных доходов в общем объеме доходов городского бюджета увеличилась на 6,8% по сравнению с показателем 2012 года.

Объем доходов по НДФЛ по итогам 2013 года увеличился на 11,0% к показателю 2012 года и составил 427,8 млн. рублей. Доля данного вида налога в общем объеме доходов городского бюджета составила 26,6%.

Объем дохода по налогу на совокупный доход за 2013 год увеличен на 2,9%, по налогу на имущество физических лиц - на 13,5%.

В связи со снижением кадастровой стоимости участков ряда налогоплательщиков объем дохода по земельному налогу по итогам 2013 года снижен на 5,3% по сравнению с показателем 2012 года.

Увеличен объем неналоговых доходов на 21,4% по отношению к показателю 2012 года за счет роста доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (коммерческого назначения).

Безвозмездные поступления из федерального и областного бюджетов к уровню 2012 года снижены на 16,4%.

Расходы бюджета г. Бузулука по итогам отчетного периода составили 1686,1 млн. рублей - 95,9% к уровню 2012 года.

Таблица 2 - Структура доходов городского бюджета, в миллионах рублей

Наименование2013 г. 2012 г. Темп роста, %сумма. удельный вес, %сумма удельный вес, %Всего доходы1607,0100,01690,5100,095,11Собственные доходы803,850,0730,243,2110,11.1 Налоговые доходы651,540,5604,735,8107,7*в том числе: *НДФЛ427,826,6385,422,8111,0*Налог на совокупный доход158,19,8153,79,1102,9*Налог на имущество, в том числе: 57,03,558,73,597,1 - налог на имущество физ. лиц8,40,57,40,4113,5 - земельный налог48,63,051,33,094,7*Прочие налоги8,60,56,90,4124,61.2 Неналоговые доходы152,39,5125,57,4121,42Субвенции, дотации803,250,0960,356,883,6

Прибыль прибыльных предприятий города за январь-ноябрь 2013 года составила 79907,9 млн. рублей - 106,8 % к показателю аналогичного периода 2012 года.

За 11 месяцев 2013 года отрицательный финансовый результат получили 8 предприятий, сумма убытков составила 1042,2 млн. рублей, что превышает показатель аналогичного периода 2012 года в 7,6 раза. Удельный вес убыточных предприятий в общем количестве предприятий не изменился и составил 18,2%.

Объем инвестиций в основной капитал, привлеченных в экономику города, за 2013 год составил 31388,9 млн. рублей - 66,5% к уровню 2012 года.

За 2013 год предоставлено платных услуг населению в объеме 3560,9 млн. рублей - 99,7% к 2012 году. Объем бытовых услуг составил 334,7 млн. рублей - 97,8% к уровню 2012 года.

По итогам 2014 года увеличен объем добычи полезных ископаемых, производства пищевых продуктов. Снижен объем производства сервисных предприятий, предприятий по производству машин и оборудования, текстильного и швейного производства.

Наблюдается рост среднемесячной заработной платы, а также увеличение показателей товарооборота.

Доходы городского бюджета по итогам 2014 года составили 1011,2 млн. рублей - 83,4% к показателю 2013 года.

По итогам отчетного периода доля собственных доходов городского бюджета в общем объеме доходов составила 46,7%, в том числе: налоговые доходы - 38,9%, неналоговые - 7,8%.

Безвозмездные поступления из федерального и областного бюджетов к уровню 2013 года снижены на 11,6%.

Расходы бюджета г. Бузулука по итогам отчетного периода составили 1040,07 млн. рублей - 91% к уровню 2013 года.

Таблица 3 - Структура доходов городского бюджета, в миллионах рублей

Наименование2014 г. 2013 г. Темп роста, %сумма удельный вес, %сумма удельный вес, %Всего доходы1011,2100,01212,7100,083,41Собственные доходы472,246,7602,949,778,31.1 Налоговые доходы393,538,9476,939,382,5*в том числе: *НДФЛ223,722,1310,525,672,0*Акцизы7,30,700,0-*Налог на совокупный доход117,411,6121,410,096,7*Налог на имущество, в том числе: 37,83,739,33,296,2 - налог на имущество физ. лиц5,00,55,10,498,0 - земельный налог32,83,234,22,895,9*Прочие налоги7,30,75,70,5128,11.2 Неналоговые доходы78,77,812610,462,52Субвенции, дотации539,053,3609,850,388,4

Прибыль прибыльных предприятий города за январь-август 2014 года составила 76896 млн. рублей - 131,4 % к показателю аналогичного периода 2013 года.

За 2014 год отрицательный финансовый результат получили 13 предприятий, сумма убытков составила 259,2 млн. рублей, что меньше показателя 2013 года на 61,6%.

Недоимка по налогам и сборам во все уровни бюджетов на 01.01.2015 года составила 31,7 млн. рублей - 47,0 % к уровню 2013 года, в местный бюджет - 4,9 млн. рублей - 71,0 %.

Объем инвестиций в основной капитал, привлеченных в экономику города, за 2014 год составил 17181,4 млн. рублей - 77,7% к 2013 году.

За 2014 год объем платных услуг населению составил 3506,2 млн. рублей - 106,04% к 2013 году. Объем бытовых услуг составил 231,8 млн. рублей - 86,9% к 2013 году.

Таблица 4 - Структура расходов городского бюджета, в тысячах рублей

Наименование2012 г. 2013 г. 2014 г. Общегосударственные вопросы38 488 37113,337702,1Здравоохранение30030,55987,81600Социальная политика624069927818СМИ384535803580ЖКХ158879,4125130,292470Образование495748,1488755,3513593,4Физическая культура и спорт5291,04658,44855,1Всего расходы1344043,713147021355393,6Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета56299,839114,845138,5Иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджета3749,03749,03749,0Всего источники финансирования дефицитов бюджета60048,842863,848887,5

Расходы бюджета г. Бузулука по итогам 2012 года составили 1757,8 млн. рублей - 83,4% к уровню 2011 года, по итогам 2013 года расходы составили 1686,1 млн. рублей - 95,9% к уровню 2012 года, а в 2014году - 1040,07 млн. рублей - 91% к уровню 2013 года.

Таким образом, за анализируемый период мы выяснили, что наблюдается бюджетный профицит. Рост отрицательного финансового результата предприятий, доходы от налоговых поступлений в 2014 году значительно снижены, что связано с изменением нормативов отчислений в местный бюджет. Так норматив отчислений НДФЛ в бюджет города Бузулука снижен с 30% до 20,78%. В связи с этим объем доходов по НДФЛ по итогам 2014 года снизился на 28% к показателю 2013 года и составил 223,7 млн. рублей. Доля данного вида налога в общем объеме доходов городского бюджета составила 22,1%. Объем дохода по налогу на совокупный доход за отчетный период 2014 года снижен на 3,3%, по налогам на имущество - на 3,8%. Доходы от неналоговых поступлений в 2014 году также ниже по сравнению с 2013 годом на 37,5% в связи с уменьшением доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (на 94%) и объема поступивших штрафов и санкций (на 35%).

2.3 Проблемы бюджетного процесса на муниципальном уровне и пути их решения

Проблемы бюджета муниципального образования г. Бузулук во многом схожи с общими проблемами местных финансов в Российской Федерации. Как уже отмечалось, в реально функционирующей бюджетной системе Российской Федерации в настоящее время полномочия муниципальных органов власти во многом не подкреплены реальными финансовыми ресурсами. Иными словами, происходит постоянное снижение уровня бюджетной обеспеченности местных муниципальных образований. Растут затраты на охрану общественного порядка, усиливается контроль за использованием земель, за социальной поддержкой и содействием занятости населения, необходимостью покрытия затрат на природоохранные мероприятия и т.д.

Остается проблемой взаимоотношений центра и территорий. Ведь формирование местного бюджета, во многом зависит от политики федеральных органов.

Процесс развития местных бюджетов напрямую связан с решением вопросов по разграничению государственных и муниципальных полномочий.

Выход из этой запутанной ситуации видится в четком разграничении различных полномочий и способов их финансирования. Во-первых, было бы целесообразным исключить из списка "вопросов местного значения" все те функции, в отношении которых местные органы лишь применяют правила и нормы, установленные на федеральном или региональном уровнях: они должны быть приравнены к делегированным полномочиям (например, выплата зарплаты преподавателям, а также различных пособий).

Во-вторых, следовало бы признать недостаточным содержащееся в законодательстве требование, согласно которому финансирование "собственных" и "делегированных" полномочий (в отношении как поступлений, так и расходов) прописывалось в бюджете отдельно. Важно пойти дальше, добиваясь того, чтобы средства, предназначенные для финансирования "делегированных" полномочий вообще не включались в бюджет муниципального образования, а перечислялись на казначейский счет муниципалитета; распорядителем же этих средств должен стать глава местной администрации, работающий под контролем как местного представительного органа, так и администрации субъекта Федерации.

Подобная схема уже применяется, в частности, в Московской области в отношении финансирования семейных пособий, выплата которых по-прежнему осуществляется органами местного самоуправления, подобную схему, по моему мнению, можно применить и в нашем городе.

Процесс развития местных бюджетов также будет постоянно зависеть и от решения проблемы налогообложения на муниципальном уровне. Отсутствие Федерального Закона о местных налогах, продолжающаяся тенденция сосредоточения основной массы налоговых доходов (более 60%) на федеральном уровне, постоянно меняющийся механизм распределения налогов по уровням бюджетной системы, проблемы взаимоотношений региональных и муниципальных законодательных и исполнительных органов власти, требуют реформирования системы бюджетного выравнивания.

Ведь, как отмечалось выше, основу доходов местных бюджетов составляют регулируемые отчисления из вышестоящих бюджетов, которые, как правило, не закреплены на постоянной основе, а меняются год от года.

Кроме того, в эти доходы входят отчисления от налога на прибыль предприятий, от подоходного налога на физических лиц, а также акцизов, платежей за пользование природными ресурсами, налога с продаж, налога на вмененный доход и др. Практически все эти налоги являются федеральными или региональными. Естественно, органы местного самоуправления не имеют реальной возможности влиять на изменения их ставки или долю отчисления в местный бюджет.

Конечно, самым четким выражением самостоятельности органов местного самоуправления и оптимальным видом собственных доходов местных бюджетов являются так называемые эксклюзивные налоги, которые могут взиматься только данным муниципальным образованием. Но даже в этом случае законодательная база по налогообложению в данный момент не благоприятствует развитию получения доходов в этом направлении. Но и в данной ситуации, есть выход. Не могут муниципальные образования увеличить налоги на землю, но могут увеличить арендную плату за пользование природными ресурсами. Так, например, в г. Бузулуке можно увеличить плату за аренду земли, взимать сбор за пользование автостоянками. Но при этом следует, конечно, подходить к этому вопросу дифференцировано, не затрагивая интересы малообеспеченных людей.

Эта проблема напрямую связана с развитием рыночной инфраструктуры муниципальной собственности - следует увеличивать количество предприятий муниципальной собственности. Ведь в данный момент доходы от организации тех же автостоянок, оптовых рынков получают различные предприниматели, а не муниципальные образования. Увеличение муниципальных предприятий именно в тех направлениях, которые в данный момент регулируются муниципальным образованием - один из путей улучшения формирования доходной базы местного бюджета.

В какой-то мере может помочь увеличение расходов на решение актуальных для города социальных проблем, секвестирование бюджета, урезание некоторых статей, в частности статей на содержание административного аппарата.

Зачастую не используется такой эффективный метод получения дополнительных доходов и инвестиций как выпуск ценных муниципальных бумаг, в частности, можно было бы организовать муниципальный заем.

Таким образом, развитие финансовой базы муниципальных образований в России связано с целым рядом объективных и субъективных противоречий. Некоторые из них носят скорее политический, нежели экономический характер. На протяжении последних лет законодательная юридическая база не обеспечивает решение проблемы формирования эффективной экономической основы муниципальных финансов. Существующая финансовая база муниципального образования имеет много внутренних противоречий и не может полноценно функционировать как система, обеспечивающая экономическую основу источников дохода, провозглашенных в Конституции Российской Федерации. Но при этом проблема может в какой-то мере решаться на местном уровне при обеспечении местного самоуправления большей самостоятельностью.

В рамках исследованной проблемы можно сделать вывод, что законодательная база, регулирующая формирование и использование местного бюджета многообразна, но несовершенна как с точки зрения взаимоотношений центра и территорий, так и распределения налогов между центром и территорией.

С учетом вышесказанного, для решения проблемы формирования и использования бюджета г. Бузулука выдвигаются следующие предложения:

) Роль местного бюджета в социальном и экономическом развитии г. Бузулука может еще больше возрасти при определенных условиях, решаемых, в первую очередь законодательно: наделить органы местного самоуправления дополнительными полномочиями по формированию доходов местного бюджетов и их использованию.

) Как можно шире развивать предпринимательство. С моей точки зрения, предпринимательство - это единственный способ увеличить местные доходы путем увеличения не количества налогов, а за счет количества предпринимателей. Но для этого надо разработать действительно действенный механизм реализации предпринимательских идей каждого желающего.

) Увеличить получение собственных доходов за счет следующих источников:

одним из основных направлений использования финансовых ресурсов должно стать финансирование развития местной производственной базы (реального сектора экономики) как основы для получения в перспективе собственных доходов;

развивать рыночную инфраструктуру муниципальной собственности, создать дополнительный комплекс собственных предприятий муниципальной собственности;

передать полномочия по взиманию сборов за аренду мест на оптовых рынках, с автостоянок на муниципальный уровень;

провести секвестирование бюджета: урезать статьи на содержание административного аппарата города и перенести затраты на проведение вышеизложенных мероприятий или другие необходимые нужды.

3. Перспективы развития бюджетного процесса в Российской Федерации

Федеральный бюджет на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов сформирован в соответствии с законодательно утвержденными правилами использования нефтегазовых доходов. Соблюдение этих правил обеспечивает повышение устойчивости федерального бюджета и бюджетной системы в целом, снижение их зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры, исполнение социальных обязательств государства в условиях нестабильной внешней конъюнктуры.

Правительством Российской Федерации проводится работа по созданию системы управления рисками изменения экономической ситуации.

В Бюджетный кодекс Российской Федерации внесены поправки, обеспечивающие создание законодательной базы.

В 2014 году продолжилась реализация комплексной реформы государственных и муниципальных учреждений, направленной на повышение доступности и качества государственных услуг, эффективности и прозрачности деятельности государственных учреждений. Расширилась практика формирования государственных (муниципальных) заданий на оказание государственных услуг и предоставления субсидий на их выполнение.

Был реализован ряд предусмотренных налоговой политикой мер, направленных на улучшение качества инвестиционного климата.

В рейтинге Всемирного банка Россия поднялась с 105-го на 64-е место по удобству уплаты налогов. Комитет по налоговым вопросам ОЭСР признал российскую фискальную систему соответствующей требованиям ОЭСР.

Так же хочется отметить, что Россия вошла в десятку лучших стран по индексу открытости бюджета Международного бюджетного партнерства. Создан единый портал бюджетной системы Российской Федерации, работающий в тестовом режиме.

В то же время планирование мер социально-экономического развития и бюджетное планирование по-прежнему остаются недостаточно скоординированными. Отсутствует четкая система оценки эффективности бюджетных расходов.

Государственные программы пока не стали инструментом выработки и реализации государственной политики на долгосрочную перспективу. Многие программы рассчитаны на увеличение бюджетного финансирования, источники которого не обозначены.

Отдельные программы приняты в нескольких вариантах, существенно отличающихся как по планируемым результатам, так и по объемам финансирования.

Так же не решена задача перехода к долгосрочному бюджетному планированию, не утверждена долгосрочная бюджетная стратегия, в рамках которой должны быть определены предельные объемы расходов на реализацию каждой из государственных программ в увязке с прогнозом основных бюджетных параметров.

Медленно решается задача повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг. Во многом формальным остается использование государственных заданий на оказание государственных услуг, отсутствует единая методология формирования нормативных затрат. Финансовое обеспечение государственных заданий в основном осуществляется методом "от достигнутого".

Для управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния предлагалось создать Российское финансовое агентство. Однако попытка реализация этой идеи выявила наличие многих нерешенных проблем. Необходимо рассмотреть альтернативные механизмы повышения эффективности управления средствами указанных фондов.

Это привело к возросшей нагрузке на региональные и местные бюджеты. По итогам 2013 года в 26 субъектах Российской Федерации, то есть практически в каждом третьем субъекте, соотношение государственного долга и собственных доходов превысило 50 %. Также наметилась тенденция негативных изменений структуры бюджетных расходов регионов - падение объемов и доли расходов инвестиционного характера.

Поэтому все ранее поставленные цели не потеряли своей актуальности и должны быть достигнуты с учетом новых вызовов.

Основными целями бюджетной политики на 2015 год и среднесрочную перспективу являются:

укрепление макроэкономической стабильности и обеспечение бюджетной устойчивости;

разработка долгосрочной бюджетной стратегии на период до 2030 года;

определение параметров развития пенсионной системы;

обеспечение условий для формирования и исполнения федерального закона о федеральном бюджете на 2015 - 2017 годы в программном формате;

создание условий для оказания качественных государственных услуг;

разработка и реализация нового этапа развития межбюджетных отношений;

совершенствование системы управления государственными активами и обязательствами Российской Федерации;

обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса.

На 2015 - 2017 годы государственные заимствования запланированы в объеме, превышающем дефицит федерального бюджета. Это позволит воздержаться от траты Резервного фонда и пополнить его за счет части нефтегазовых доходов.

Заключение

В ходе работы над вопросом выяснилось следующее:

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Бюджетным процессом на уровне местного самоуправления называется деятельность по составлению и рассмотрению проекта местного бюджета, его утверждению и исполнению, а также по контролю над исполнением и утверждением отчета о его исполнении. Строится бюджетный процесс в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, а также на основании нормативных актов, принимаемых самими органами местного самоуправления.

Составление проекта местного бюджета города Бузулука осуществляет администрация города.

Порядок и сроки составления проекта местного бюджета, перечень документов и материалов, обязательных для представления с проектом местного бюджета, порядок утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения годового отчета об исполнении местного бюджета определяются решением Думы города о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В ходе практического анализа выяснилось, что на стадии исполнения бюджета как по доходам, так и по расходам фактические данные всегда ниже плановых показателей. Причем если по доходам фактические показатели как правило ниже плановых на 2-3% процента, то отклонения по расходам фактические от плановых значительно больше.

В бюджетном процессе муниципальных образований много проблем. Многие из них являются просто попустительством со стороны руководителей администраций муниципальных образований; многие ошибки допускаются умышленно (например, неисполнение расходной части бюджета муниципального образования). Однако главным в России на сегодняшний день остается поддержание жизни населения страны на достойном уровне, в том числе в муниципальных образованиях. Для решения данной задачи необходимо все силы направить на четкое исполнение бюджетного процесса на всех его стадиях, но особенно на стадии планирования и стадии исполнения, так как многие ошибки и проблемы являются следствием неправильной работы руководства муниципальных образований на стадии разработки и утверждения бюджета.

Список использованных источников

1. Васильев А.А. "Муниципальное управление", 2-е издание <#"center">Приложение А

Информация о муниципальном долге и расходах на обслуживание муниципального долга муниципального образования город Бузулук Оренбургской области по состоянию на 01.01.2015

№ п/п Наименование показателейДата полного исполнения обязательств Всего (тыс. руб.) 1. Верхний предел муниципального долга на 01.01.201556 351,002. Объем муниципального долга, в том числе50 000,002.1 Объем долга по бюджетным кредитам, полученным от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации0,002.2 Объем долга по кредитам, полученных от кредитных организаций50 000,002.2.1 Муниципальный контракт №0153300000314000092-0231319-01/67 от 18.06.201428.12.201650 000,002.3 Объем обязательств по предоставленным муниципальным гарантиям 0,002.3.1 Муниципальная гарантия №8 от 27.06.201130.03.2015 0,002.3.2 Муниципальная гарантия № 11 от 20.11.201216.01.2016 0,003. Объем просроченной задолженности по долговым обязательствам0,004. Расходы на обслуживание муниципального долга4.1 Утверждено в городском бюджете на 2014 год3 024,04.2 Фактически исполнено2 977,4

Приложение Б

Аналитическая записка о результатах проведенного мониторинга задолженности по платежам в местный бюджет и оценки потерь бюджета г. Бузулука от недополученных доходов по состоянию на 01.07.2014.

Информация о задолженности в местный бюджет, в тысячах рублей

№ п/пНаименование задолженностиСумма задолженностиИзменение задолженности по сравнению с началом годана 1.01.2014 на 1.07.2014 1. Сумма задолженности3917354630+15457 из нее: 1.1 Задолженность по уплате налоговых обязательств1737120251+2880 в том числе: 1.1.1 Недоимка66876329-3581.1.2 Неурегулированная задолженность по уплате пеней и налоговых санкций1068413922+32381.2 Сумма отсроченных и рассроченных налоговых платежей---1.3 Задолженность по неналоговым доходам16263 28840+125771.4 Задолженность по бюджетным кредитам55395539-

Похожие работы на - Организация и исполнение бюджета на муниципальном уровне

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!