Функции Центрального банка Российской Федерации (кредитных организаций) в процессе исполнения бюджета

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,62 kb
  • Опубликовано:
    2012-01-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Функции Центрального банка Российской Федерации (кредитных организаций) в процессе исполнения бюджета

Содержание

Банковская и казначейская системы исполнения бюджета

Функции Центрального банка Российской Федерации (кредитных организаций) в процессе исполнения бюджета

Оптимизация бюджетных платежей

Список литературы

Банковская и казначейская системы исполнения бюджета

До конца 1992 г. в России действовала банковская система кассового исполнения федерального бюджета, базировавшаяся на норме ст.15 Закона "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР". B соответствии с ней Центральный банк РСФСР, его учреждения на местах, а в случае их отсутствия - другой банк по его поручению вели счета и являлись кассирами органов исполнительной власти. При банковской системе исполнения бюджета его средства по поручению Минфина России переводились с главного счета бюджета в Центральном банке РФ на счета отраслевых министерств и ведомств, являвшихся главными распорядителями бюджетных ассигнований по соответствующему разделу функциональной бюджетной классификации. Главные распорядители самостоятельно распределяли эти средства между текущими счетами по учету бюджетных средств нижестоящих распорядителей и получателей бюджета. Средства федерального бюджета были рассредоточены между множеством разноуровневых счетов по учету средств федерального бюджета. Не было единого центра, аккумулировавшего информацию о движении этих финансовых потоков. Правительство РФ при такой системе учитывало и контролировало лишь первую стадию движения денежных средств - с главного счета расходов федерального бюджета на счета главных распорядителей бюджетных средств. Дальнейшие денежные потоки не просматривались. Предварительный и текущий вневедомственный контроль за правомерностью ассигнований, осуществляемых распорядителями бюджетных средств, вообще отсутствовал. Последующий контроль осуществлялся выборочно и нерегулярно. При такой системе нецелевое использование бюджетных ресурсов было повсеместным явлением. Наиболее распространенными видами бюджетных правонарушений на практике были:

1.использование бюджетных средств в финансово-кредитной сфере в целях получения доходов (дивидендов, процентов и проч.);

2.внесение бюджетных средств в уставные капиталы хозяйственных обществ;

3.расходование средств без оправдательных документом и сверх утвержденных лимитов финансировании.

B целях борьбы с массовыми бюджетными правонарушениями и укрепления бюджетной дисциплины 8 декабря 1992 г. Президентом РФ был издан Указ № 1556 "О Федеральном казначействе". Было объявлено о переходе к казначейской системе исполнении бюджета, основанной на принципе единства кассы. Это означало передачу централизованной системе органом Федерального казначейства всех функций по исполнению и контролю за исполнением федерального бюджета.

До принятия Бюджетного кодекса РФ, действующего с 1 января 2000 г., из всех стадий бюджетного процесса стадия исполнении бюджета была урегулирована в наименьшей степени. Отсутствовала законодательная регламентация процесса исполнении бюджета, так как законодательные нормы в этой области сводились к нескольким статьям устаревшего закона 1991 г. "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР". Статья 17 этого Закона предоставляла определение порядка исполнения бюджетов Правительству РФ и фиксировала его право вносить изменении, касающиеся доходов и расходом бюджета, в пределах утвержденных ассигнований по статьям функциональной бюджетной классификации. B период с 1991 по 1998 г. практически все нормы, касающиеся исполнении бюджета, "запускались" в действие подзаконными актами Президента РФ, Правительства РФ и нижестоящих органов исполнительной власти.

C принятием и вступлением в действие с 1 января 2000 г. Бюджетного кодекса РФ был определен четкий порядок банковского обслуживания исполнения бюджетов. B настоящее время Центральный банк и его структуры на местах осуществляют банковское исполнение бюджета. Коммерческие банки осуществляют банковское исполнение бюджета лишь в случае, если на местах нет структур Центрального банка. Перспективным является полное сосредоточение в ведении Федерального казначейства всех операций, связанных с исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы России.

Функции Центрального банка Российской Федерации (кредитных организаций) в процессе исполнения бюджета

Осуществление обслуживания счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ (если иное не установлено федеральными законами) посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, закреплено в качестве одной из функций Банка России.

Функции Банка России в случае отсутствия его учреждений на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций выполняют кредитные организации.

Законом о федеральном бюджете на 2011-2013 гг. предусмотрены особенности обслуживания Центральным банком Российской Федерации кредитными организациями отдельных счетов участников бюджетного процесса. Учреждения Центрального банка Российской Федерации и кредитные организации обслуживают без взимания платы:

.счета, открытые Федеральному казначейству и его территориальным органам;

2.счета, открытые финансовым органам субъектов РФ и муниципальных образований для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности.

Учреждения Центрального банка Российской Федерации и кредитные организации проводят операции по обеспечению получателей бюджетных средств наличными денежными средствами без взимания платы.

) о счетах в валюте РФ, открытых федеральным бюджетным учреждениям, в учреждениях Банка России и кредитных организациях для учета операций со средствами федерального бюджета и средствами, полученными от приносящей доход деятельности, a также co средствами поступающими во временное распоряжение федеральных бюджетных учреждении;

) о счетах в валюте РФ по учету средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов), открытых финансовым органам субъектов РФ (муниципальных образований), бюджетным учреждениям субъектов РФ (муниципальным бюджетным учреждениям).

При установлении факта незакрытия в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях счетов в валюте РФ по учету средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) финансовыми органами субъектов РФ (муниципальных образований) Федеральному казначейству и его территориальным органам предоставлено право направлять в учреждения Банка России и кредитные организации представления о приостановлении операций на указанных счетах в порядке, установленном Минфином России.

Кредитные организации в соответствии со ст.152 Бюджетного кодекса не являются участниками бюджетного процесса (в отличие от ранее действовавшей редакции указанной статьи, т.е. до внесения изменений законом 2007 г. N 63-ФЗ). Кредитные организации осуществляют лишь отдельные операции со средствами бюджета.

B ч.4 ст.9 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" предусмотрено, что кредитная организация на основе государственного или муниципального контракта об оказании услуг для государственных или муниципальных нужд может выполнять отдельные поручения Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, проводить операции со средствами федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и расчеты с ними, обеспечивать целевое использование бюджетных средств, выделяемых для выполнении федеральных и региональных программ.

Для осуществления операций по предоставлению и возврату бюджетных кредитов кредитные организации привлекаются на основании агентского соглашения.

Так, в соответствии с Законом о федеральном бюджете на 2011-2013 гг. (ст.21) Сбербанк России является агентом Правительства РФ по осуществлению следующих выплат (в случае, если данные выплаты не осуществляются через организации федеральной почтовой связи):

.компенсационных и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний (за исключением выплат, осуществляемых ПФР и ФСС России);

2.компенсаций членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти в связи с оплатой ими жилых помещений, коммунальных и других видов услуг;

.выплат на проведение ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявших кормильца;

.ежемесячных пособий детям военнослужащих, принимавших непосредственное участие в борьбе с терроризмом на территории Северокавказского региона с погибших (пропавших без вести) при выполнении обязанностей военной службы по призыву;

.компенсационных выплат женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволенным и связи с ликвидацией организаций.

Функции агента Правительства РФ осуществляются Сбербанком России в соответствии с соглашениями, заключенными между Сбербанком России и ФОИВ, являющимися главными распорядителями указанных средств федерального бюджета. За выполнение функций агента Правительства РФ по осуществлению указанных выплат Сбербанку России выплачивается вознаграждение, не превышающее 0,5% суммы произведенных выплат.

Так, в соответствии с ч.3 ст.21 Закона о федеральном бюджете на 2011-2013 гг. Сбербанк России является агентом Правительства РФ по осуществлению на территории России выплаты пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел РФ, учреждениях и органах ФСИН России, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах и органах прокуратуры, и членам их семей. Функции агента Правительства РФ осуществляются Сбербанком России в соответствии с соглашениями, заключенными между Сбербанком России и ФОИВ, осуществляющими пенсионное обеспечение указанных лиц. Указанные соглашения могут содержать положении об оказании Сбербанком России на платной основе дополнительных услуг, их перечень и размер вознаграждения, который не должен превышать 0,4% суммы пенсионных выплат.

B части 5 ст.21 Закона о федеральном бюджете на 2011-2013 гг. установлено, что ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" является банком-агентом в соответствии с Федеральным законом "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей". B соответствии с ч.8 указанной статьи в субъектах РФ, в которых отсутствует региональная сеть филиалов ОАО "Российский сельскохозяйственный банк", ему предоставлено право привлекать на основании отдельных соглашений другие кредитные организации для выполнения функций банка-агента в соответствии с Федеральным законом "O финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей".

Предусмотрено право субъектов РФ, муниципальных образовании в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций открывать счета в кредитных организациях, обслуживающих расчеты по сделкам, совершаемым с государственными ценными бумагами субъектов РФ и муниципальными ценными бумагами.

Оптимизация бюджетных платежей

Для повышения эффективности бюджетных расходов Правительством РФ поставлена задача к 2017 г. реформировать систему бюджетных платежей, сосредоточив счета всех бюджетов бюджетной системы РФ, участников бюджетного процесса, бюджетных учреждений и иных клиентов только в Федеральном казначействе с открытием ему в Банке России одного счета. Проводимые Банком России мероприятия по оптимизации расчетной сети и развитию платежной системы в направлении централизации расчетов актуализируют вопрос об изменении принципов взаимоотношений платежных систем Банка России и Федерального казначейства, а также механизмов в организации кассового устройства исполнения бюджетов [1; 4].

Несмотря на глубокое исследование в российской экономической науке вопросов обеспечения эффективного и ответственного управления общественными финансами, вопрос совершенствования управления бюджетными средствами на счетах участников бюджетного процесса изучен недостаточно. Основная часть исследований рассматривает реализацию Федеральным казначейством своих полномочий по исполнению федерального бюджета и кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, не предлагая пути оптимизации возникающих денежных и информационных потоков.

Не отступая от принципов функционирования единого счета бюджета, рассмотрим возможные перспективы совершенствования управления финансовыми операциями сектора государственного управления в условиях открытия Федеральному казначейству одного счета в Банке России и построения собственной (автономной), или внутренней, информационно-платежной системы.

Отличительной особенностью концептуальной модели платежной системы Федерального казначейства являются проведение и учет операций на бюджетных счетах, открываемых администрирующим их органам в разрезе кодов бюджетной классификации. Бюджетные счета должны открываться перед началом очередного финансового года на основании законов (решений) о бюджетах бюджетной системы РФ и на основании правовых актов, наделяющих участников бюджетного процесса полномочиями администраторов доходов.

Кроме того, необходимо обеспечить ведение органами Федерального казначейства единого Сводного реестра участников бюджетного процесса бюджетной системы РФ, бюджетных, автономных учреждений и иных организаций, получающих средства бюджетов публично-правовых образований и внебюджетных фондов. Его ежегодное обновление и поддержание в актуальном состоянии обеспечат идентификацию указанных администраторов средств при осуществлении и учете всех совершаемых ими расчетно-платежных операций.

Преимущество рассматриваемой модели по сравнению с действующим порядком являются проведение и учет операций по расходам непосредственно на бюджетных счетах получателей средств, бюджетных и автономных учреждений и иных организаций с обеспечением максимальной концентрации средств на единых счетах бюджетов.

Конечным итогом исполнения доходных и расходных операций в рамках рассматриваемой модели бюджетных платежей должно являться формирование ежедневного баланса Федерального казначейства, а также получение иной бюджетной и управленческой отчетности обо всех стадиях исполнения бюджета.

Рассмотренные подходы к построению эффективной модели системы бюджетных платежей свидетельствуют о необходимости трансформации Федерального казначейства в кредитную организацию, наделенную особыми полномочиями. Методологической основой такого преобразования должно стать принятие Концепции функционирования ЕКС бюджетной системы РФ, отвечающей качественному изменению организации кассового устройства исполнении бюджетов в РФ. Новая концепция, предусматривающая построение платежной системы Федерального казначейства по банковскому типу, должна базироваться на существующих основах исполнения бюджета, обеспечивая ведение раздельного учета денежных и информационных потоков на разных стадиях исполнения бюджета. Таким образом, ее внедрение на практике не означает возврата к банковской системе исполнения бюджетов, это - эволюционное преобразование казначейской системы исполнения бюджетов в комплексную систему управлении государственными финансами.

Четкое распределение ответственности, обеспечение подотчетности, организация деятельности по программно-целевому принципу, увязка стратегического бюджетного планирования с мониторингом достижения заявленных целей возможны только в условиях единого информационного пространства, отражающего все финансовые и хозяйственные аспекты деятельности администраторов бюджетных средств. Решению этой задачи отвечают предложенные методические и практические рекомендации по управлению расчетно-платежными операциями сектора государственного управления и их учету в системе бюджетных счетов, открываемых в платежной системе Федерального казначейства. Внедрение предложенных методик позволит обеспечить эффективное функционирование системы бюджетных платежей и ее адаптацию к возникновению новых задач, связанных с совершенствованием системы управления общественными финансами РФ.

центральный банк бюджетный платеж

Список литературы

1.Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: Проспект, КНОРУС, 2009. - 256 с.

2.ФЗ "О банках и банковской деятельности"

.Закон РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР"

.Указ Президента РФ "О Федеральном казначействе"

.Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. / А.З. Селезнев. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. - 448 с.

.Организация исполнения бюджета: Учебное пособие/ Н.С. Сергиенко. - Калуга: Изд-во ООО "Ваш Домъ", 2011. - 232с.

.Оптимизация бюджетных платежей/ Т.А. Вассель/ Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2011. - №23. - с. 19-25

Похожие работы на - Функции Центрального банка Российской Федерации (кредитных организаций) в процессе исполнения бюджета

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!