Применение системного подхода в логистике

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    46,89 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Применение системного подхода в логистике

Содержание

Вступление

. Теоретическая часть

.1 Применение системного подхода в логистике

.2 Роль складирования в логистической системе

. Практическая часть

.1 Задача 1

.2 Задача 2

Выводы

Список литературы

Вступление

Логистика - наука, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами и провиантом, создания инфраструктуры товародвижения.

Целью данной контрольной работы является изучение теоретических вопросов: применение системного подхода в логистике, роль складирования в логистической системе, а так же решение практических задач.

1. Теоретическая часть

1.1 Применение системного подхода в логистике

Понятие логистической системы является одним из базовых понятий логистики. Существуют разнообразные системы, обеспечивающие функционирование экономического механизма. В этом множестве необходимо выделять именно логистические системы с целью их анализа, синтеза и совершенствования. Понятие логистической системы является частным по отношению к общему понятию системы. Поэтому дадим вначале определение общему понятию системы, а затем определим, какие системы относят к классу логистических.

В энциклопедическом словаре приведено следующее определение этого понятия: "Система (от греч. - целое, составленное из частей, соединение) - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство". Данное определение хорошо отражает наши представления о системах, однако целям анализа и синтеза логистических систем оно не удовлетворяет. Для более точного определения понятия "система" воспользуемся следующим приемом: перечислим свойства, которыми должна обладать система. Тогда, если удастся доказать, что какой-либо объект обладает этой совокупностью свойств, то можно утверждать, что данный объект является системой.

Существует четыре свойства, которыми должен обладать объект, чтобы его можно было считать системой:

первое свойство (целостность и делимость). Система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Следует иметь в виду, что элементы существуют лишь в системе. Вне системы это - объекты, обладающие потенциальной способностью образования системы. Элементы системы могут быть разнокачественными, но одновременно совместимыми;- второе свойство (взаимосвязи). Между элементами системы имеются связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегрированные качества этой системы. Они могут быть вещественные, информационные, прямые, обратные и т.д. Связи между элементами внутри системы должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой, так как в противном случае система не сможет существовать;- третье свойство (внутренняя организация). Наличие системообразующих факторов предполагает возможность ее создания. Для появления системы необходимо наличие упорядоченных связей, т.е. определенную структуру, организацию системы;

четвертое свойство (интеграционные качества). Это - наличие у системы качеств, присущих ей в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности.

Пример: возьмем обычную шариковую ручку и посмотрим: имеет ли она перечисленные признаки системы?

Первое - ручка состоит из отдельных элементов - корпус, колпачок, стержень, пружина и т. д.

Второе - между элементами имеются связи - ручка не рассыпается, она является единым целым.

Третье - связи определенным образом упорядочены. Все части разобранной ручки можно было бы связать и ниткой. Они тоже были бы взаимосвязаны, но эти связи не были бы упорядоченными. Такая ручка не имела бы нужных нам качеств.

Четвертое - ручка имеет интеграционные (суммарные) качества, которыми не обладает ни один из составляющих ее элементов. Ей можно удобно пользоваться: писать, носить.

Точно так же можно доказать, что такие объекты, как автомобиль. студенческая группа, оптовая база, совокупность взаимосвязанных предприятий, книга и многие другие привычные, окружающие нас объекты тоже являются системами.

Природа материального потока такова, что на своем пути к потреблению он проходит производственные, складские, транспортные звенья. Организуют и направляют материальный поток разнообразные участники логистического процесса.

Очевидно, что методологической основой "сквозного" управления материальными потоками является системный подход, реализация которого в концепции логистики поставлена на первое место.

Методология - это учение о структуре, организации, методах и средствах деятельности. Это всё, что отвечает на вопрос: "Как?". Современная теория логистики, в концептуальном плане, базируется на четырех методологиях: общей теории систем, кибернетике, исследовании операций и прогнозе развития. Сформулируем логическую последовательность использования описанных научных направлений:

. Логистическая система (ЛС), с движущимися в ней потоками материалов, продуктов и информации, объективно представляет собой сложную систему и может быть исследована средствами общей теории систем.

. ЛС являются искусственными, динамическими и целенаправленными. Для таких систем актуальны проблемы управления, задачи анализа и синтеза, которые могут быть изучены, решены и смоделированы современными IT - методами.

. Если речь идет о системе управления, то возникают задачи выбора оптимальных решений и оценки эффективности управления. Решение этих задач обеспечивают методы исследования операций.

. Любая организационно-экономическая деятельность, а значит и управление логистическими потоками немыслима без перспективного планирования и изучения тенденций развития. Такие задачи решаются на основе прогнозов.

Системный подход (анализ + синтез) - это направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, что позволяет исследовать трудно наблюдаемые свойства и отношения в объектах. Его основными задачами являются:- задача декомпозиции: представление системы в виде подсистем, состоящих из более мелких элементов;

задача анализа: нахождение различного рода свойств системы, ее элементов и окружающей среды с целью определения закономерностей поведения системы;

задача синтеза: на основе знаний о системе, полученных при решении первых двух задач, создание модели системы, определение ее структуры и параметров, обеспечивающих эффективность её функционирования.

Основные функции системного (научного) подхода в рамках описанных трех основных задач представлены в табл. 1.

Таблица 1

Структура системного (научного) подхода

Декомпозиция

Анализ

Синтез

Определение и декомпозиция общей цели, основной функции

Функционально-структурный анализ

Разработка модели системы

Выделение системы из среды

Морфологический анализ(анализ взаимосвязи компонентов)

Структурный синтез

Описание воздействующих факторов

Генетический анализ (анализ предыстории, тенденций, прогнозирование)

Параметрический синтез

Описание тенденций развития, неопределённостей

Анализ аналогов

Оценка системы

Описание как «чёрного ящика»

Анализ эффективности


Функциональная, компонентная и структурная декомпозиция

Формирование требований к создаваемой системе



Одним из основных принципов системного подхода является выявление конечной цели, который заключается в следующем:

для проведения системного анализа и синтеза необходимо в первую очередь сформулировать основную цель исследования;

анализ следует вести на базе уяснения основной цели исследуемой системы, что позволит определить ее основные свойства, показатели качества и критерии оценки;

при синтезе систем любую попытку изменения или совершенствования существующей системы следует оценивать относительно того, помогает или мешает она достижению конечной цели.

Применение системного подхода в логистике позволяет:

определить и упорядочить элементы, цели, параметры, задачи, ресурсы ЛС, и определить структуру ЛС;

выявить внутренние свойства ЛС, определяющие ее поведение;- выделить и классифицировать связи между элементами ЛС;- выявить нерешенные проблемы, узкие места, факторы неопределенности, влияющие на функционирование, возможные логистические мероприятия;- формализовать слабоструктурированные проблемы, раскрыть их содержание и возможные последствия перед предпринимателями;- выделить перечень и указать целесообразную последовательность выполнения задач функционирования ЛС и отдельных ее элементов;- разработать модели, характеризующие решаемую проблему со всех основных сторон и позволяющие "проигрывать" возможные варианты действий и т.п.

В качестве примера рассмотрим движение сахарного песка от завода - изготовителя, через торговых посредников, до магазинов. Допустим, что руководство завода без согласования с оптовым и розничным звеном приняло несогласованное с логистическими цепями решение о внедрении мощного оборудования для фасовки сахарного песка в бумажные пакеты, что улучшило его производственные показатели. Возникает вопрос: как воспримет это нововведение вся товаропроводящая система, приспособленная к транспортированию, хранению и выполнению остальных технологических операций с сахарным песком, упакованным именно в мешки? Не исключено, что в ее работе произойдет сбой. В соответствии с требованиями системного подхода решение о фасовке сахарного песка на заводе-изготовителе должно приниматься во взаимной связи с остальными решениями, общей целью которых является оптимизация совокупного материального потока. В этих условиях принятие частных решений, без учета общих целей функционирования системы и предъявляемых к ней требований, может оказаться недостаточным, а возможно и ошибочным.

Вывод: функционирование реальных логистических систем характеризуется наличием сложных связей как внутри них самих, так и в их отношениях с окружающей средой. Без комплексного системного подхода, эффективно решать задачи продвижения любой продукции не представляется возможным.

1.2 Роль складирования в логистической системе

Складирование - это логистическая операция, заключающаяся в содержании запасов участниками логистического канала и обеспечивающая сохранность запасов, их рациональное размещение, учет, постоянное обновление и безопасные методы работы.

Логистика складирования - отрасль логистики, занимающаяся вопросами разработки методов организации складского хозяйства, системы закупок, приемки, размещения, учета товаров и управления запасами с целью минимизации затрат, связанных со складированием и переработкой товаров. Это также комплекс взаимосвязанных операций, реализуемых в процессе преобразования материального потока в складском хозяйстве.

Объектом изучения логистики складирования являются товарно-материальные ценности в процессе их складирования, грузопереработки и упаковки.

К основным задачам логистики складирования относятся:

размещение складской сети;

складирование и подготовка груза к поставкам (производственные и другие услуги),

управление товарными запасами;

организация складских поставок.

В последнее время главным направлением развития складского хозяйства стало повышение гибкости и эффективности использования информационных технологий, что необходимо для удовлетворения растущих требований потребителей к ассортименту и условиям поставок. Совершенствование информационных технологий, автоматизация складского процесса увеличивают гибкость, давая возможность складским операторам быстрее реагировать на изменения и оценивать результаты деятельности в самых разных условиях.

Таким образом, создание разветвленного и автоматизированного складского хозяйства направлено на:

обеспечение ритмичности совместной работы, организованности и оперативного взаимодействия различного рода производственных и транспортных подразделений;

демпфирование колебаний внутри производства;

сглаживание неравномерности внешних поставок и организацию их получения и использования;

накопление готовой продукции и организацию ее распределения в соответствии с фактическим поступлением заказов от клиентуры;

обеспечение в течение времени хранения, поиска и выдачи сохранности качества сырья, материалов, комплектующих изделий и готовой продукции;

рациональное использование площадей, принадлежащих предприятиям и компаниям;

снижение простоев транспортных средств, обеспечение гибкости в выборе транспортных средств и определении объемов перевозок и, в конечном счете, уменьшение транспортных расходов;

снижение потребности в персонале, освобождение его от выполнения большого объема погрузочно-разгрузочных работ в условиях невысокого уровня организованности.

При анализе роли и места складов целесообразно рассматривать их на разных уровнях иерархии: общегосударственном, региональном, локальном и производственном.

На общегосударственном уровне проблемы создания складской системы имеют в значительной степени не технические, а экономические, стратегические и социальные аспекты. Они связаны с созданием общих структур системы материально-технического снабжения производства продукцией производственно-технического назначения, единой транспортной системы страны, определением числа складов, обеспечивающих обслуживание всей страны при бесперебойном снабжении клиентов, и т.д.

На региональном уровне значение складов велико в связи с развитием и созданием новых территориально-производственных комплексов, в которых целесообразно создавать крупные объединенные складские базы по видам продукции производственно-технического назначения (для снабжения промышленных узлов и производственных предприятий) и по видам товаров народного потребления (для снабжения населения).

На локальном уровне складской инфраструктуры размещение и работа складов существенно влияет на грузопотоки и транспорт промышленных районов и узлов, на общую эффективность работы промышленных предприятий и транспорта.

Важную роль играют склады на промышленных предприятиях (производственный уровень). Они влияют на общий ритм и организацию основных процессов производства на предприятиях, размещение и работу внутризаводского и внешнего транспорта, себестоимость промышленной продукции и другие показатели эффективности производства и деятельности предприятий.

Основными причинами использования складов в логистической системе являются:

) уменьшение логистических издержек при транспортировке за счет организации перевозок экономичными партиями;

) координация и выравнивание спроса и предложения в снабжении и распределении за счет создания страховых и сезонных запасов;

) обеспечение бесперебойного процесса производства за счет создания запасов материально-технических ресурсов;

) обеспечение максимального удовлетворения потребительского спроса за счет формирования ассортимента продукции;

) создание условий для поддержания активной стратегии сбыта;

) увеличение географического охвата рынков сбыта;

) обеспечение гибкой политики обслуживания.

Таким образом, складское хозяйство создается для приема грузопотока с одними параметрами (размерными, качественными и временными), его переработки и накопления и выдаче его с уже другими параметрами потребителю. Эта процедура должна выполняться с наибольшей экономической эффективностью. Проблемы, связанные с функционированием складов, оказывают значительное влияние на оптимизацию движения материальных потоков в логистической цепи и в конечном итоге на совокупные издержки обращения.

Складирование продукции необходимо в связи с имеющимися колебаниями циклов производства, транспортировки и ее потребления. Склады различных типов могут создаваться в начале, середине и в конце транспортных грузопотоков или производственных процессов для временного накапливания грузов и своевременного снабжения производства материалами в нужных количествах. Временное складирование (накапливание) продукции обусловлено характером производства и транспорта. Оно позволяет преодолеть временные, пространственные, количественные и качественные несоответствия между наличием и потребностью в материалах в процессе производства и потребления. Кроме операций складирования грузов, на складе выполняются еще и внутрискладские транспортные, погрузочные, разгрузочные, сортировочные, комплектовочные и промежуточные перегрузочные операции, а также некоторые технологические операции и т.д. Поэтому склады следует рассматривать не просто как устройства для хранения грузов, а как транспортно-складские комплексы, в которых процессы перемещения грузов играют важную роль. Работа этих комплексов носит динамический стохастический характер ввиду неравномерности перевозок грузов.

Следует иметь в виду: склады способствуют преобразованию грузопотоков, изменяя параметры принимаемых и выдаваемых партий грузов по величине, составу, физическим характеристикам входящих грузов, времени отправки транспортных партий и т.д. В складской системе взаимодействуют материальные потоки, которые основаны на функциях транспортировки (определяют движение материалов) и хранения (кроме складирования осуществляются различные виды выравнивания потоков товаров, проходящих через склад).

логистический системный товародвижение складирование

2. Практическая часть

Задача 1

Логистика запасов

Рассчитать параметры оптимального запаса: объём поставки Vопт, количество поставок Nопт, текущий запас Зопт, при заданных объёме поступления материала за год в тоннах (Mi), количестве поставок материала в отчётном году (Ni).

Вид материала

Отчётные данные


Mi

Ni

А

80

4

Б

100

2

В

150

5

Итого



Решение:

Данная задача решается с использованием модели Уилсона.

Модель предполагает расчет следующих показателей:

. Число поставок (N):


где M - общее поступление материалов в течение года;

V - величина одной партии поставки.

Следовательно, величина одной поставки по каждому виду изделий составит


Вычислим размер поставок для всех заданных видов продукции

Таблица 1.2

Расчёт размеров поставок

Вид материала

Mi

Ni

Vi

A

80

4

B

100

2

50

C

150

5

30


. Вводим константу Н, которая определяется следующим образом:


где И1 - затраты на поставку одной партии материалов;

И2 - затраты на единицу хранения в течение года

. При хранении многономенклатурных запасов (как в данном случае), величина Н определяется следующим образом ():


где m - число позиций;

Niф - фактическое количество поставок i-го материала.

Вычислим константу для заданной ситуации


. Оптимальная партия поставки i-го материала при многономенклатурных запасах (Vopt) определяется по формуле:


Таблица 1.3

Расчёт оптимального размера поставок

Вид материалаMi




A

80

8,94

25

B

100

10,00

28

C

150

12,25

34


. Оптимальный текущий запас по i-му материалу рассчитывается по формуле:


Тогда, для данного случая

Таблица 1.4

Расчёт оптимального текущего запаса

Вид материала

Mi

A

80

8,94

25

13

B

100

10,00

28

14

C

150

12,25

34

17


. Рассчитаем оптимальное количество поставок для каждой номенклатуры изделий по формуле:



Таблица 1.5

Расчёт оптимального количества поставок

Вид материалаMiNi





A

80

25

3

4

100

28

4

2

C

150

34

5

5


Примечание: округление производим в большую сторону, чтобы избежать дефицита изделий при поставках.

Таким образом, результаты расчётов внесём в итоговую таблицу 1.6

Таблица 1.6

Итоговая таблица расчётов оптимального запаса

Вид материала

Отчётные данные

Расчёт оптимального запаса


Mi, тонн

Ni, ед.

Vi, тонн

, тонн

тонн

, ед.

А

80

4

20

8,94

25

13

3

В

100

2

50

10,00

28

14

4

С

150

5

30

12,25

34

17

5

ИТОГО

330

11

-

-

-

44

12


Задача 2

Транспортная логистика. Определить показатели работы автотранспорта на маятниковом маршруте с обратным холостым пробегом. Рассчитать объём транспортной работы, количество автомобилей, необходимых для перевозки заданного объема груза за смену (8 час.).

Таблица 2.1

Исходные данные

№ п/п

Наименование показателя

Условное обозначение

ед. измерения

Значение показателя

1

Масса груза

Qф

т

240

2

q

т

3

3

Коэффициент использования грузоподъемности

-

0,9

4

Техническая скорость

км/час

60

5

Расстояние перевозки

L

км

10

6

Время погрузки

t

мин.

15

7

Время разгрузки

t

мин.

15

8

Время смены

Т

час

8


Решение:

Ездка - законченный цикл транспортной работы, состоящий из погрузки груза на автомобиль (tп), движения последнего с грузом (tгр), разгрузки (tр) и подачи транспортного средства для следующей погрузки (движение без груза) (tдвж).

Оборот включает одну или несколько ездок, причем подвижной состав обязательно должен возвращаться в исходную точку.

. Общий пробег определяется по формуле:


где - первый и второй нулевой пробег (от АТП до пункта погрузки), км;

lx - холостой пробег, км;

lгр - груженый пробег, км.

Так как в условии задачи не сказано о пробеге от АТП до пункта погрузки, принимаем


Тогда для заданных условий


2. Техническая скорость движения автомобиля определяется по формуле, (км/ч):


где - движение транспортного средства без груза, км/час

Зная техническую скорость и общий пробег, определим время движения автомобиля без груза для заданных условий


. Определим время ездки автомобиля по формуле:


где tп - время погрузки груза на автомобиль;

tгр - движения транспорта с грузом;

tр - время разгрузки автомобиля;

tдвж 0 движение транспорта без груза.

Так как иное не оговорено условиями, принимаем время движения с грузом и без груза одинаковым, то есть.

получим время ездки для заданных условий

. Определим количество ездок по формуле

где Тн - время в наряде (смене);

tе - время одной ездки.

. Производительность автомобиля за время в наряде (т) определяется по формуле:


где q - грузоподъемность, тонн;

- коэффициент статистического использования грузоподъемности;

В данном случае:

. Объем транспортной работы (т-км) одного автомобиля определяется по формуле:


где Qi - объем i-ой партии груза, тонн;

li - расстояния перевозки i-ой партии груза, км.

A=18,9т*20км=378т-км

. Вычислим количество автомобилей необходимых для перевозки заданного объема груза за смену (8 часов) по формуле:


Ответ: объем работы- 378 т-км; число автомобилей - 13

Заключение

Логистика в России, как наука начала развиваться сравнительно недавно, но уже сейчас можно говорить о ее значимости на предприятии. Применение логистики на промышленных предприятиях приводит к следующему:

производство ориентировано на рынок;

налаживаются партнерские отношения с поставщиками;

сокращаются простои оборудования;

оптимизируются запасы - одна из центральных проблем логистики (анализ опыта ряда фирм Западной Европы показывает, что применение логистики позволяет уменьшить производственные запасы на 50%);

сокращается численность вспомогательных рабочих;

улучшается качество выпускаемой продукции;

улучшается использование производственных и складских площадей;

сокращается время движения продукции на 25-30%;

снижается уровень запасов продукции у потребителя в 30-50%.

обеспечивается комплексный учет всех затрат по завозу и вывозу грузов, а не только перевозочных тарифов, которые составляют лишь часть совокупных затрат на передвижение продукции.

повышается уровень транспортного обслуживания, что достигается не только и не столько улучшением работы транспортных подразделений, сколько слаженным выполнением комплекса работ по снабжению, сбыту и перевозкам продукции.

Логистика как сегодня, так и в будущем будет основным фактором в конкурентной борьбе. Успех в конкурентной борьбе между предприятиями и сетями единой цепочки создания стоимости, между странами и экономическими регионами определяется в первую очередь уровнем компетенции в логистике. Так, исследования, проведенные на предприятиях, доказывают положительную взаимосвязь между эффективной логистикой и успехом в предпринимательской деятельности. По сути, отдел логистики должен являться связующим звеном в работе всех служб предприятия, так сказать координирующим центром фирмы.

Исключительное значение, которое имеет логистика сегодня и которым будет обладать в будущем, объясняется в первую очередь современными представлениями о логистике, а во-вторых, современным и будущим состоянием развития систем создания стоимости и экономических структур.

На рынке труда появился спрос на специалистов такого профиля, не исключено, что в скором будущем профессия «логистик» будет входить в десятку наиболее престижных и пользующихся спросом специальностей.

Список литературы

1. Альбеков А.У. Логистика коммерции: Серия «Учебники, учебные пособия»/ А.У. Альбеков, В.П. Федько, О.А. Митько. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001

2.      Аникин Б.А. Коммерческая логистика: Учебник/ Б.А. Аникин, А.П. Тяпухин. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005

.        Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для вузов / А.М. Гаджинский. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2002

.        Гаджинский А.М. Основы логистики: Учеб. Пособие / А.М. Гаджинский. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 1996.

.        Джонсон Дж. Современная логистика: Пер. с англ./ Дж. Джонсон, Д. Вуд, Д. Вордлоу. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2002

.        Костоглодов Д.Д. Распределительная логистика / Д.Д. Костоглодов, Л.М. Харисова. -Ростов н/Д: Экспертное бюро, 1997

Похожие работы на - Применение системного подхода в логистике

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!