Анализ финансовой устойчивости предприятия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    139,59 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ финансовой устойчивости предприятия

Содержание

Введение

.   Теоретическая часть. Финансовые ресурсы коммерческих организаций

.1 Сущность финансовых ресурсов коммерческих организаций

1.2    Особенности формирования и использования финансовых ресурсов организации

.3      Отечественный и зарубежный опыт в повышении эффективности использования финансовых ресурсов на предприятии

2. Практическая часть. Анализ финансовой устойчивости предприятия

.1 Оценка финансовой ситуации на предприятии

2.2    Расчет и анализ коэффициентов финансовой устойчивости

.3      Анализ платежеспособности предприятия

.4      Диагностика вероятности банкротства предприятия

3. Основные направления улучшения финансового состояния предприятия и совершенствования методики финансового анализа

.1 Меры по совершенствованию формирования финансовых ресурсов коммерческих организаций

3.2    Повышение эффективности использования финансовых ресурсов предприятия

.3      Использование альтернативных источников финансирования деятельности предприятия

Заключение

Список использованных источников

Приложение (исходные данные)

Введение

Одна из главнейших проблем современных российских предприятий - это эффективное управление состоянием финансовых ресурсов. Опыт показывает, что из-за отсутствия точного и систематического знания о своих финансах российские компании теряют до пятой части доходов. Для эффективного управления необходимо точно представлять за счет чего формируются финансовые ресурсы, а также, какие факторы оказывают влияние на составляющие финансовых ресурсов. Руководитель предприятия должен точно представлять из чего складываются ресурсы организации и куда они расходуются. При этом важно не просто знать направления использования, а конкретную величину направленных средств.

Темпы развития экономики, оздоровление бюджетной системы и финансов предприятий во многом зависят от рационального использования источников формирования финансовых ресурсов, как на уровне предприятий, так и на уровне государства, что является одной из основных задач в области правильной организации управления финансами.

Принимаемые руководителем предприятия решения по использованию ресурсов с целью извлечения выгоды охватывают три сферы деятельности предприятия:

инвестирование ресурсов;

осуществление хозяйственной деятельности путем использования этих ресурсов;

обеспечение различных источников финансирования потребностей предприятия.

Для эффективного использования финансовых ресурсов предприятия, обеспечения их роста, анализа факторов оказывающих влияние на изменение величины необходим глубокий и всесторонний анализ финансовых ресурсов предприятия. Для этого более подробно проводится анализ финансовых результатов предприятия, рассчитываются коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость предприятия.

Актуальность данной работы заключается в том, что финансовые ресурсы как результат деятельности народного хозяйства являются источником его дальнейшего развития и воспроизводственного процесса в целом.

Цель курсовой работы - охарактеризовать основные источники формирования финансовых ресурсов выявить основные факторы, оказывающие влияние на источники ресурсов, проанализировать их величину и динамику за анализируемый период, показать основные направления использования ресурсов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

охарактеризовать "финансовые ресурсы предприятия" как экономическую категорию.

указать источники формирования финансовых ресурсов предприятий, а также направления их использования.

проанализировать современные проблемы финансовых ресурсов российских предприятий.

рекомендовать мероприятия для более эффективного управления финансами фирмы.

Главная задача работы заключается в нахождении путей совершенствования использования финансовых ресурсов, так как в современных рыночных условиях предприятия будут эффективно функционировать лишь тогда, когда они будут обеспечены достаточной для прибыльной деятельности финансовой базой.

Объектом исследования является ООО «Литмаш»

Основными видами деятельности предприятия являются: производство продукции производственно-технического назначения; товаров народного потребления; производство полуфабрикатов литья из высокопрочного чугуна ВЧ-40, ВЧ-50 ГОСТ 7293-70 и серого чугуна СЧ-20, СЧ-25, СЧ-30 ГОСТ 1412-85; механическая обработка полуфабрикатов. Предмет исследования являются непосредственно финансовые ресурсы предприятия, их состав и структура.

1. Теоретическая часть. Финансовые ресурсы коммерческих организаций

Как известно, укрупненными элементами (подсистемами) системы финансов современной России являются государственные и муниципальные финансы (централизованные (публичные) финансы), финансы хозяйствующих субъектов и финансы домохозяйств (децентрализованные финансы), которые, в свою очередь, в зависимости от конкретных методов формирования доходов и денежных фондов делятся на частные подсистемы (звенья).

Система финансов как совокупность различных сфер финансовых отношений подразделяется на три взаимосвязанные подсистемы: государственные и муниципальные финансы; финансы организаций (предприятий); финансы домохозяйств. В каждой из этих подсистем применяются специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов, каждая из них имеет соответствующий финансовый механизм.

Названные нами системообразующие элементы системы финансов РФ делятся на частные подсистемы (звенья). Так, в сферу централизованных (государственных и муниципальных) финансов входят:

•    бюджетная система, которая, в свою очередь, состоит из федерального бюджета, территориальных бюджетов субъектов Федерации, бюджетов муниципальных образований;

•           государственные внебюджетные фонды (являются составной частью бюджетной системы РФ);

•           государственный и муниципальный кредит.

Вместе с тем основу системы финансов РФ составляют децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. Сфера децентрализованных финансов включает в себя:

•    финансы коммерческих организаций (предприятий);

•           финансы некоммерческих организаций;

•           финансы финансовых посредников;

•           финансы домохозяйств.

Ключевое место в системе децентрализованных финансов принадлежит финансам коммерческих организаций (предприятий), поскольку именно здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги и формируется прибыль, которая является главным источником производственного и социального развития общества.

Коммерческая деятельность официально представлена в национальной экономике юридическими лицами (предприятиями и организациями) и физическими лицами (предпринимателями без образования юридического лица) и охватывает два рыночных сектора экономики: нефинансовый и финансовый. В нефинансовый сектор - самый большой сектор рыночной экономики - входят реальный сектор, производящий товары, и сектор оказания рыночных нефинансовых услуг (торговля, услуги транспорта и др.). Что же касается финансового рыночного сектора, то он включает в себя только организации, оказывающие финансово-кредитные услуги на коммерческой основе.

1.1    Сущность финансовых ресурсов коммерческих организаций

Финансовые ресурсы организаций (предприятий) - это совокупность денежных средств, аккумулируемых предприятиями для формирования необходимых им активов в целях осуществления всех видов деятельности, как за счет собственных доходов, накоплений и капитала, так и за счет поступлений извне.

По источникам формирования финансовые ресурсы подразделяются на 3 группы:

•    финансовые ресурсы, сформированные за счет собственных и приравненных к ним средств (прибыль от основной деятельности, прибыль от реализации выбывшего имущества, прибыль от внереализационных операций, амортизационные отчисления, поступления от учредителей при формировании уставного капитала, дополнительные паевые и иные взносы, устойчивые пассивы и др.);

•           финансовые ресурсы, сформированные за счет заемных средств (средства от выпуска и продажи облигаций, кредиты банков и займы юридических и физических лиц, факторинг, финансовый лизинг и др.);

•           финансовые ресурсы, поступающие в порядке перераспределения (страховые возмещения, средства, поступающие от концернов, ассоциаций, бюджетные средства и т.п.).

Формирование и использование финансовых ресурсов осуществляется на двух уровнях: в масштабах страны и на каждом предприятии. Величина и структура источников формирования финансовых ресурсов в масштабах страны определяют возможности расширенного воспроизводства народного хозяйства, повышения уровня жизни общества, роста доходов бюджета государства. Величиной финансовых ресурсов, формируемых на уровне предприятия, определяются возможности проведения необходимых капитальных вложений, увеличения оборотных средств, выполнения всех финансовых обязательств, обеспечения потребностей коллектива организации. Структура финансовых ресурсов зависит от источников их поступления. На уровне государства основными источниками поступления, определяющими структуру финансовых ресурсов, являются национальный доход и доход от внешнеторговой деятельности. Частично финансовые ресурсы могут формироваться за счет национального богатства, вовлекаемого в хозяйственный оборот. Возможно также формирование финансовых ресурсов за счет заемных и привлеченных средств других государств.

Формирование и использование финансовых ресурсов может осуществляться в двух формах: фондовой и не фондовой. На общегосударственном уровне централизуемые финансовые ресурсы формируются и используются преимущественно посредством бюджетных и внебюджетных денежных фондов целевого назначения. К ним относятся фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонд занятости населения, дорожные фонды и др. На уровне предприятия финансовые ресурсы используются как в фондовой форме, так и в не фондовой. Часть финансовых ресурсов предприятие использует на образование денежных фондов целевого назначения: фонд оплаты труда; фонд развития производства, фонд материального поощрения и т.д. Использование финансовых ресурсов на выполнение платежных обязательств перед бюджетом, банками, организациями осуществляется в не фондовой форме.

На практике ошибочно воспринимаются в качестве единого следующие разные понятия: денежные средства, финансовые ресурсы и денежные фонды. Денежные средства - это более широкое понятие, чем финансовые ресурсы, составляющие только часть денежных средств, находящихся в обороте предприятия. Денежные фонды - это лишь часть финансовых ресурсов, наиболее стабильная и формируемая в виде фондов целевого использования. Различие между денежными средствами и финансовыми ресурсами наглядно видно на примере выручки предприятия от реализации продукции.

Общая сумма выручки представляет собой величину денежных средств, поступивших на счет предприятия в банке. Из этой суммы денежных средств значительную часть составляют оборотные средства, авансированные в процессе производства на оплату сырья, материалов, топлива, электроэнергии. И только остаточная часть, представляющая собой чистую выручку в виде валового дохода, является источником финансовых ресурсов. [4, 27-35]

Темпы развития экономики, оздоровление бюджетной системы и финансов предприятий во многом зависят от рационального использования источников формирования финансовых ресурсов, как на уровне предприятий, так и на уровне государства, что составляет одну из важнейших задач в области правильной организации управления финансами. По источникам образования финансовые ресурсы подразделяются на собственные и привлеченные. На уровне предприятия к первым относятся валовой доход, амортизация, к привлеченным - паевые и иные взносы членов коллектива, средства, мобилизуемые на финансовом и кредитном рынках.

Большое значение имеет структура источников формирования финансовых ресурсов и, в первую очередь, удельный вес собственных. Производитель практически повсеместно пытается сегодня решить свои проблемы организации финансов не за счет привлечения собственных ресурсов, но все более за счет банковского и коммерческого кредита. [3, 57]

Организация финансов предприятия требует использования не только финансовых, но и кредитно-денежных отношений, поскольку сущность кредита связана с реальной необходимостью перераспределения денежной формы вновь создаваемой стоимости в экономике. Эта причина закономерно вытекает не из возможности возникновения и необходимости обязательного кредитного покрытия финансового прорыва, а из процессов производства и обращения товаров, движения стоимостей, выраженных в денежной форме, кругооборота основных и оборотных фондов. Большой удельный вес привлеченных средств утяжеляет финансовую деятельность предприятия дополнительными затратами на уплату высоких процентов по кредитам коммерческих банков, дивидендов по акциям и облигациям и осложняет ликвидность баланса предприятия. [7, 34]

1.2    Особенности формирования и использования финансовых ресурсов организации

Финансовые ресурсы предприятия - это денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию работающих. Формирование финансовых ресурсов организации осуществляется за счет собственных и приравненных к ним средств, привлечения ресурсов на финансовом рынке и поступления денежных средств от финансово-банковской системы в порядке перераспределения.

Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставной капитал. Его источниками в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствования выступают: акционерный капитал, паевые взносы членов кооперативов, отраслевые финансовые ресурсы (при сохранении отраслевых структур), долгосрочный кредит, бюджетные средства. Величина уставного фонда показывает размер тех денежных средств (основных и оборотных), которые инвестированы в процессе производства.

Основным источником финансовых ресурсов на действующих предприятиях выступают стоимость реализованной продукции (оказанных услуг), различные части которой в процессе распределения выручки принимают форму денежных доходов и накоплений. Финансовые ресурсы формируются, главный образом, за счет прибыли (от основной и других видов деятельности).

Прибыль характеризует абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. В условиях рыночной экономики она составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей предприятия. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками, и другими предприятиями и организациями. Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки финансовой и производственной деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы данного предприятия. Можно выделить три составные части прибыли;

а) прибыль от реализации продукции (работ, услуг);

б)      прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия;

в)      прибыль от внереализационных операций;

Прибыль (убыток) от реализации продукции определяется как разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах (без НДС и акцизов) и затратами на производство и реализацию продукции, включаемыми в себестоимость. В себестоимость продукции при определении прибыли включаются: материальные затраты с учетом затрат, связанных с использованием природного сырья; амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов; расходы на оплату труда, включая премирование не только рабочих, но и руководителей, специалистов и других служащих за производственные результаты; отчисления на государственное социальное страхование, отчисления по медицинскому страхованию; расходы по всем видам ремонта и другие затраты на производство и реализацию продукции. В себестоимость продукции не включаются выплаты в денежной и натуральной формах, которые производятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и специальных источников, и выплаты, не связанные непосредственно с оплатой труда.

Прибыль (убыток) от реализации основных фондов и иных материальных ценностей (иного имущества) определяется как разность между продажной (рыночной) ценой имущества и первоначальной или остаточной стоимостью имущества.

Прибыль (убыток) от внереализационных операций - это прибыль по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанных с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнением работ, услуг.

К внереализационны доходам относится доходы:

а) от сдачи в аренду имущества;

б)      от дооценки товаров;

в)      проценты по денежным средствам на счетах предприятия;

г)       прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

д)      поступления сумм в счет погашения дебиторской задолженности, списанной в прошлые годы в убыток;

е)       от долевого участия в совместных предприятиях;

ж)      доходы по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию;

К внереализационным расходам относят:

а) убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году;

б)      затраты по аннулированным производственным заказам;

в)      недостача материальных ценностей, выявленная при инвентаризации;

г)       некомпенсируемые убытки в результате чрезвычайных событий, вызванных экстремальными ситуациями;

д)      судебные издержки и арбитражные сборы и др.

Балансовая (валовая) прибыль представляет собой сумму прибыли от реализации продукции, прочей реализации и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. При этом платежи, внесенные в бюджет в виде санкций в соответствии с законодательством, производятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и не включаются в состав расходов от внереализационных операций.

Для исчисления облагаемой прибыли балансовая прибыль корректируется: увеличивается на сумму превышения расходов на оплату труда персонала предприятия, занятого в основной деятельности, в составе себестоимости реализованной продукции по сравнению с их нормируемой величиной; уменьшается на сумму рентных платежей, вносимых в установленном порядке в бюджет из прибыли; уменьшается на сумму доходов, полученных по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию; уменьшается на сумму дохода, полученного от долевого участия в других предприятиях (кроме доходов, полученных за пределами Российской Федерации).

Сумма налога определяется исходя из величины облагаемой прибыли с учетом предоставленных льгот и ставки налога на прибыль. Предприятия, помимо налога на прибыль, уплачивают налоги со следующих видов доходов: с дивидендов, с процентов, полученных по акциям и облигациям, принадлежащим предприятиям, а также с доходов от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории России; с доходов (включая доходы от аренды и иных видов использования) казино, видеосалонов (от видеопоказа), от проката видео- и аудиокассет и записи на них, от игровых автоматов с денежным выигрышем; с прибыли от проведения концертно-зрелищных массовых мероприятий на площадках и в помещениях, с числом мест более двух тысяч. Указанные налоги взимаются у источника этих доходов.

В соответствии с Законом Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций” для отдельных видов плательщиков налога устанавливаются льготы по налогообложению в одной из следующих форм: полное освобождение от налога; предоставление налоговых “каникул” (первые два года работ); понижение ставок налога; уменьшение величины налогооблагаемой прибыли. От налогообложения освобождаются дивиденды, получаемые по государственным облигациям и ценным бумагам. [9, 136-145]

Использование финансовых ресурсов осуществляется предприятием по направлениям, главными из которых являются:

а) Платежи органам финансово-банковской системы, обусловленные выполнением финансовых обязательств.

б)      Сюда относятся: налоговые платежи в бюджет, уплата процентов банкам за пользование кредитами, погашение взятых ранее ссуд, страховые платежи и т.д.;

в)      Инвестирование собственных средств в капитальные затраты (реинвестирование), связанное с расширением производства и техническим его обновлением, переходом на новые прогрессивные технологии, использование “ноу-хау” и т.д.;

г)       Инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги, приобретаемые на рынке: акции и облигации других фирм, обычно тесно связанных кооперативными поставками с данным предприятием, в государственные займы и т.п.;

д)      Направление финансовых ресурсов на образование денежных фондов поощрительного и социального характера;

е)       Использование финансовых ресурсов на благотворительные цели, спонсорство и т.п.

С переходом на рыночные основы хозяйствования необычайно возрастает не только роль руководителей предприятий, членов правлений акционерных компаний, но и финансовых служб, игравших второстепенную роль в условиях административно-командных методов управления. Поиск финансовых источников развития предприятия, направлений наиболее эффективного инвестирования финансовых ресурсов, операции с ценными бумагами и другие вопросы финансового менеджмента становятся основными для финансовых служб предприятий в условиях рыночной экономики. [8, 56-57]

1.3 Отечественный и зарубежный опыт в повышении эффективности использования финансовых ресурсов на предприятии

Экономическая и политическая нестабильность в российской экономике и обществе в условиях становления и развития рыночных механизмов выдвигает весьма важную задачу разработки и практического применения инструментов и показателей устойчивого развития предприятий, которые являются источником производства товаров и услуг, средств для формирования федерального и территориального бюджетов, местом приложения сил для большинства трудоспособных граждан страны, занимают особое место в социально-экономической структуре общества. Взаимодействие предприятий, их целевые ориентации во многом определяют правовую среду государства, служат моделью взаимоотношений, как юридических лиц, так и деловых взаимоотношений физических лиц.

В условиях экономической неопределенности переходного периода, искаженности структуры материальных оборотных средств, способом управления материальными потоками может быть двойной контроль за прохождением материально-сырьевых ресурсов по технологической цепи.

Способ “система двойного контроля” позволяет исключить ошибки при определении потребности в материально-сырьевых ресурсах, сократить до минимума объем производственного запаса. “Система двойного контроля” помимо обеспеченности программным, информационным и техническим потенциалом предполагает высокую дисциплину поставок и ответственность персонала за экономические результаты деятельности предприятия.

Совокупный эффект от применения данного подхода к управлению материальными потоками на предприятии складывается из следующих элементов:

-  ориентация производства на потребительский спрос;

-       налаживание партнерских отношений с поставщиками;

-       сокращение простоев оборудования за счет обеспеченности рабочих мест заказами на производство и необходимыми предметами труда;

-       улучшение качества выпускаемой продукции и, соответственно повышения ее конкурентоспособности;

-       снижение потерь материалов;

-       улучшение использования производственных и складских площадей;

-       повышение исполнительской дисциплины, снижение травматизма.

Существенным аспектом развития предприятий является информационное обеспечение.

Информация используется предпринимателями при защите от рисков, подготовке и принятии управленческих решений, при выборе тактики и стратегии развития, оформлении сделок, получении кредитов, освоении местных рынков и т.д.

В последние годы очень популярной стала тема развития микрокредитования: разрабатываются методики, внедряются новые схемы, начали создаваться специализированные организации. Именно микрокредит является наиболее приемлемой формой кредитования для пополнения оборотных средств малых предприятий и частных предпринимателей. В российских условиях микрокредит подразумевает:

-  небольшой объем заемных средств;

-       краткий срок пользования кредитом;

-       целевое назначение (пополнение оборотных средств, мелкооптовая и розничная торговля, сфера услуг);

-       жесткий контроль кредитора за использованием заемных средств и своевременным их возвратом;

-       оперативное рассмотрение заявки (от 1 до 3 дней) и предоставление кредитных ресурсов.

Таким образом, микрокредит представляет собой более гибкую форму классического банковского кредита.

Можно отметить, что для решения проблем финансирования малого предпринимательства также необходимо:

-  на законодательном уровне облегчить доступ предпринимателям к кредитным ресурсам, предоставлять налоговые льготы банкам, кредитующим предприятия;

-       увеличить количество государственных заказов, предоставляемых предприятиям, причем придать этому решению форму закона и контролировать его выполнение;

Теперь рассмотрим зарубежный опыт в улучшении использования финансовых средств.

Предпринимательство является важнейшим фактором экономического развития предприятия. Но оно также оказывает большое влияние и на развитие национальной экономики.

Последнее объясняется тем, что предпринимательство, исходя из его сущности, рождает массовое явление в форме развития малого и среднего бизнеса.

Структура национальных экономик стран с рыночной системой хозяйствования подтверждает это положение полностью (таблица 3.1).

Таблица 3.1

Распределение различных размеров предприятий в США, Франции, Японии, %

Доля предприятий

США

Франция

Япония


крупные

средние

малые

крупные

средние

малые

крупные

средние

малые

В общем количестве предприятий

0,5

7,9

92

0,1

1,3

98,4

1,4

21,6

77

В объеме промышленной продукции

35

28,4

37

42,1

19,1

38,8

34,4

30,1

35,5


Малые предприятия являются неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, поскольку значительная часть населения втягивается в эту систему отношений, во-вторых, они обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка, создают глубокую специализацию.

Опыт работы небольших предприятий в США показывает ряд особенностей их развития. Им присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологии, лучшее использование производственных мощностей и др.

Согласно статистическим данным мелкий наукоемкий бизнес в США дает примерно 50% всех промышленных новшеств, в том числе 95% радикальных изобретений (калькулятор, ксерография, искусственный инсулин, гибкие контактные линзы, персональный компьютер, полароидная фотография и др.).

Малое предприятие тесно связано с корпорациями по организации сбыта продукции, выпускаемой крупными предприятиями, а также обеспечения их сырьем и оборудованием. Это объясняется тем, что крупным предприятиям не всегда выгодно создавать у себя специализированные службы по сбыту продукции и снабжению. Эту функцию выполняют многочисленные малые предприятия в лице оптово-торговых фирм. Причем особенностью их развития, к примеру, в США, является отраслевая специализация. Это связано с тем, что именно при ней оптовики имеют дело с четко очерченным кругом покупателей и продавцов и концентрируют свою деятельность на изучении и обслуживании определенных товарных рынков. Кроме того, в каждой отрасли, как показывает опыт США, должно быть, как и среди производителей, не менее 10-15 конкурирующих фирм, имеющих приблизительно одинаковую товарную специализацию. Иначе никакой конкуренции не будет, и все преимущества рыночного оборота будут подорваны.

В США активно применяются разные виды лизинга, в частности операционный (с периодом меньше нормативного рока использования оборудования) и финансовый (с нормативным сроком использования оборудования). Операционный лизинг применяют преимущественно на короткий срок для высокотехнологичного и иного оборудования, которое быстро морально устаревает. Финансовый лизинг длится дольше и обычно покрывает затраты на покупку оборудования к моменту истечения срока лизинга. Как правило, лизингодатель передает права собственности на оборудование в конце срока действия лизинга, возможность чего закладывается в лизинговый договор в виде опциона на покупку.

Американский предприниматель имеет возможность использовать различные источники финансирования в зависимости от стадии, на которой находится его компания. Также он может выбирать источник финансирования в соответствии с тем, на что он собирается направить данные средства: создание новой или расширение существующей, на разработку бизнес-идей и т.д.

Можно выделить следующие направления повышения эффективности использования финансовых ресурсов, опираясь на отечественный и зарубежный опыт. Можно было бы использовать способ “система двойного контроля”, который позволил бы исключить ошибки при определении потребности в материально-сырьевых ресурсах, наладить партнерские отношения с поставщиками. Благодаря данному подходу улучшилось бы качество выпускаемой продукции, снизились потери материала. Можно использовать такие источники, как накопления населения, кредиты под собственный капитал, кредиты страховых компаний, что позволит предпринимателю привлечь дополнительное финансирование за счет личных средств в условиях развития компании. На ООО «Литмаш» возможно также применение микрокредитования, которое позволит быстро пополнить оборотные средства.

2. Анализ финансовой устойчивости предприятия

2.1    Оценка финансовой ситуации на предприятии

В данной работе мы проведем оценку финансовой ситуации на ООО «Литмаш». Оценка финансовой ситуации на предприятии может проводиться разными способами: на основе балансовой модели и на основе трехкомпонентного показателя.

Наиболее распространенной является методика, основанная на составлении балансовой модели:

,

где F - стоимость внеоборотных активовM - стоимость производственных запасовP - денежные средства, краткосрочные финансовые вложения,

дебиторская задолженность и прочие оборотные активыC - источники собственных средствД - долгосрочные обязательстваK - краткосрочные займы и кредитыP - кредиторская задолженность и прочие краткосрочные пассивы

Учитывая, что собственные средства и долгосрочные кредиты в первую очередь направляются на формирование внеоборотных активов, балансовую модель преобразуют:

.

Показатель EC, равный (CC+CД) - F, называют собственными оборотными средствами. Он отражает величину источников собственных средств, оставшихся после полного обеспечения внеоборотных активов. Этот остаток находится в мобильной форме и может быть направлен на формирование оборотного капитала (в первую очередь, запасов).

Оценим тип финансовой ситуации на анализируемом предприятии на начало и конец 2011 года. Для этого заполним таблицы 2.1. и 2.2.

Таблица 2.1

Исходные данные для оценки типа финансовой ситуации

№ п/п

Показатели

Значение, тыс. руб.



на начало года

на конец года

1.

Стоимость внеоборотных активов (F)

48209

55396

2.

Стоимость запасов (EM)

16728

16481

3.

Денежные средства, краткосрочные вложения, дебиторская задолженность и прочие оборотные активы (EP)

33428

36340

4.

Источники собственных средств (CC)

57641

62637

5.

Долгосрочные обязательства (СД)

18126

16020

6.

Краткосрочные займы и кредиты (СК)

1077

14318

7.

Кредиторская задолженность и прочие краткосрочные пассивы (СР)

21521

15242

8.

Собственные оборотные средства (ЕС = (СС + СД) - F)

27558

23261

9.

Источники средств, ослабляющих финансовую напряженность (CО)

-358

-2727


Таблица 2.2

Оценка типа финансовой ситуации на предприятии

Тип финансовой ситуации

Соответствует условию

На начало года

На конец года

Абсолютная устойчивость

EM < EC + CK

EM

EC + CK

EM

EC + CK



16728

28635

16481

37579

Нормальная устойчивость

EM » EC + CK

EM

EC + CK

EM

EC + CK



16728

28635

16481

37579

Неустойчивое финансовое состояние

EM £ EC + CK + CO

EM

EC+CK+CO

EM

EC+ CK+CO



16728

28277

16481

34852

Кризисное финансовое состояние

EM > EC + CK + CO

EM

EC+CK+CO

EM

EC+CK+CO



16728

28277

16481

34852


Вывод: Проведя оценку финансовой ситуации на основе балансовой модели на нашем предприятии на начало и конец года наблюдается абсолютная устойчивость, которая гарантирует платежеспособность нашего предприятия.

Следующая методика оценки финансовой ситуации, основанная на расчете трехкомпонентного показателя, позволяет определить тип финансовой ситуации и риск потери финансовой устойчивости. В данном случае фактор риска характеризует несоответствие между требуемой величиной оборотных активов и возможностями по их формированию за счет собственных и заемных средств.

Риск потери предприятием устойчивости характеризует нарушение между возможностями финансирования и требующимися для ведения предпринимательской деятельности материальными активами (запасами).

В отличие от оценки финансовой ситуации на основе балансовой модели, при использовании данной методики финансовая ситуация на предприятии может быть признана абсолютно устойчивой в том случае, если для финансирования запасов используются только собственные средства. Использование заемных средств (в том числе долгосрочных - для финансирования внеоборотных активов и краткосрочных - для финансирования запасов) оценивается как частичное или полное ухудшение финансовой ситуации.

Оценим тип финансовой ситуации на анализируемом предприятии по трехкомпонентному показателю по состоянию на начало и конец 2011 г., дадим характеристику финансовой ситуации и ее изменение в течение года, сравним результаты оценки финансовой ситуации по трехкомпонентному показателю с результатами оценки по балансовой модели. Для этого заполним таблицу 2.3.

Таблица 2.3

Оценка финансовой ситуации по трехкомпонентному показателю

№ п/п

Показатели

Значение, тыс. руб.



на начало года

на конец года


Стоимость внеоборотных активов (F)

48209

55396


Стоимость запасов (EM)

16728

16481


Источники собственных средств (СС)

57641

62637


Долгосрочные обязательства (СД)

18126

16020


Краткосрочные займы и кредиты (СК)

1077

14318


Источники собственных оборотных средств (EСОС)

9432

7241


Источники собственных и долгосрочных заемных средств (ЕСД)

27558

23261


Общая величина источников формирования запасов (ЕО)

28635

37579


Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств (ФС)

-7296

-9240


Излишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных средств (ФСД)

+10830

+6780


Излишек (+) или недостаток (-)общей суммы источников финансирования запасов (ФО)

+11907

+21098


Трехкомпонентный показатель (S)

{0;1;1}

{0;1;1}


Вывод: Проведя оценку финансовой ситуации по трехкомпонентному показателю на нашем предприятии на начало и конец года наблюдается допустимая финансовая устойчивость, при которой недостаточно собственных оборотных средств и излишек долгосрочных источников.

Сравнивая результаты, оценка финансовой ситуации по трехкомпонентному показателю с результатами по балансовой модели у нас получились разные результаты. Окончательный вывод по оценке финансовой ситуации на данном предприятии мы сделаем, рассчитав и проанализировав коэффициенты финансовой устойчивости.

2.2   Расчет и анализ коэффициентов финансовой устойчивости

Для расчета и анализа коэффициентов финансовой устойчивости необходимо рассчитать:

-  коэффициент автономии, который характеризует долю источников собственных средств в общем объеме капитала.

,

где В - валюта баланса

-  коэффициент маневренности (kм), показывающий, какая часть собственных средств предприятия находится в мобильной форме.


-  коэффициент обеспеченности запасов собственными источниками формирования (kо.с.с), рассчитывается по формуле:

.

-  степень иммобилизации средств в расчетах характеризует доля дебиторской задолженности в имуществе предприятия (DДЗ):


где EDZ - сумма дебиторской задолженности.

Анализ коэффициентов устойчивости заключается в проверке соответствия их фактических значений с рекомендуемыми и оценке динамики.

финансовый устойчивость платежеспособность банкротство

Таблица 2.4

Анализ коэффициентов финансовой устойчивости

№ п/п

Показатели

Значение показателя

Изменение



Рекомендуемое

Фактическое





На начало года

На конец года


1

Стоимость запасов, тыс. руб.

-

16728

16481


2

-

21325

17599

-3726

3

Источники собственных средств, тыс. руб.

-

57641

62637

+4996

4

Долгосрочные обязательства, тыс. руб.

-

18126

16020

-2106

5

Краткосрочные кредиты и займы, тыс. руб.

-

1077

14318

+13241

6

Кредиторская задолженность, тыс. руб.

-

21521

15242

-6279

7

Имущество (капитал) предприятия, тыс. руб.

-

98365

108217

+9852

8

Собственные оборотные средства, тыс. руб.

-

27558

23261

-4297

9

Коэффициент автономии

мин. не ниже 0,5; оптим. не ниже 0,7-0,8

0,6

0,6

0

10

Коэффициент маневренности

не ниже 0,2; сфера услуг и торговля 0,3-0,5

0,5

0,4

-0,1

11

Коэффициент обеспеченности запасов собственными источниками формирования

не менее 0,5-0,7

1,6

1,4

-0,2

12

Степень иммобилизации средств в расчетах

Не выше 0,03-0,05; пред. допуст. значение не более 0,1

0,22

0,16

-0,06


Рассчитав коэффициенты финансовой устойчивости на данном предприятии, мы видим, что коэффициент автономии на начало и конец 2011 года остался не измененным и составляет 0,6. Деятельность предприятия является стабильной, так как значение коэффициента автономии соответствует рекомендуемым значениям. Все обязательства предприятия могут быть покрыты его собственными средствами.


Коэффициент маневренности собственного капитала на конец 2011 года составил 0,4, что на 0,1 ниже по сравнению с началом 2011 г., т.е. количество собственного капитала находящегося в обращении для финансирования текущей деятельности предприятия снизилось на 10% и соответствует рекомендуемым значениям.

Коэффициент обеспеченности запасов собственными источниками формирования на конец 2011 г. составляет 1,4, что на 0,2 меньше по сравнению с началом 2011 г. и соответствует рекомендуемым значениям. Это означает, что предприятие имеет возможность финансировать за счет собственных источников 140% производственных запасов.

Степень иммобилизации средств в расчетах на конец года составляла 0,16 по сравнению с началом года (0,22) - это свыше допустимого значения. Произошло снижение доли дебиторской задолженности в имуществе предприятия. Этот показатель не соответствует рекомендуемым значениям, что является негативным фактором в работе предприятия.

На основании проведенного анализа и сопоставления результатов оценки показателей, мы можем сделать вывод, что на данном предприятии наблюдается допустимая финансовая устойчивость.

2.3    Анализ платежеспособности предприятия

Предприятие является платежеспособным, если оборотные активы больше или равны краткосрочным обязательствам. Более частный случай платежеспособности: если собственные оборотные средства покрывают наиболее срочные обязательства (кредиторскую задолженность).

Для оценки платежеспособности статьи баланса группируют, активы - по степени ликвидности, пассивы - по степени срочности оплаты.

В активе выделяют следующие группы:

-  наиболее ликвидные активы (денежные средства и краткосрочные финансовые вложения);

-       быстро реализуемые активы (дебиторская задолженность);

-       медленно реализуемые активы (запасы, НДС по приобретенным ценностям и прочие оборотные активы);

-       трудно реализуемые активы (внеоборотные активы).

В пассиве выделяют:

-  наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность);

-       краткосрочные обязательства (краткосрочные кредиты и займы, и прочие краткосрочные пассивы);

-       долгосрочные обязательства;

-       постоянные пассивы (собственные средства).

Анализ ликвидности активов.

Для проведения анализа ликвидности активов рассчитываются следующие показатели.

-  Коэффициент абсолютной ликвидности, позволяет оценить способность предприятия погашать краткосрочную задолженность за счет денежных средств и краткосрочных финансовых вложений.

-  Критический коэффициент ликвидности отражает платежные возможности при условии полного использования денежных средств, краткосрочных вложений и погашения дебиторской задолженности.

-  Коэффициент текущей ликвидности, отражает платежные возможности предприятия при условии полного использования оборотных средств.

Таблица 2.5

Анализ ликвидности активов

Показатели

Значение показателя

Изменение


Рекомендуемое

Фактическое




На начало года

На конец года


Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения (наиболее ликвидные активы), млн. руб.

-

11811

18166

6355

Дебиторская задолженность (быстро реализуемые активы), млн. руб.

-

21325

17599

-3726






Производственные запасы и другие медленно реализуемые активы, млн. руб.

-

17020

17056

36






Краткосрочная задолженность, млн. руб.

-

22598

29560

6962

Коэффициент абсолютной ликвидности

не менее 0,2-0,25

0,5

0,6

0,1

Критический коэффициент ликвидности

не менее 0,7-0,8

1,5

1,2

-0,3

Коэффициент текущей ликвидности

min не < 1, оптим. не < 2-2,5

2,2

1,8

-0,4




На основании проведенного анализа мы видим, что данное предприятие способно погасить краткосрочную задолженность за счет денежных средств и краткосрочных финансовых вложений. Коэффициент абсолютной ликвидности соответствует рекомендуемым значениям и составляет на начало 2011 года 0,5, на конец 2011 года - 0,6.

Также предприятие способно погасить краткосрочную задолженность при условии полного использования денежных средств, краткосрочных вложений и погашения дебиторской задолженности. Критический коэффициент ликвидности на конец 2011 г. уменьшился на 0,3 по сравнению с коэффициентом на начало 2011 г., но соответствует рекомендуемым значениям.

При условии полного использования оборотных средств предприятие тоже способно погасить краткосрочную задолженность. Коэффициент текущей ликвидности на конец 2011 г. уменьшился на 0,4 по сравнению с коэффициентом на начало 2011 г. и составляет 1,8, что соответствует рекомендуемым значениям.

Следовательно, предприятия способно погашать краткосрочную задолженность при происходящих изменениях в его платежных возможностях.

Анализ ликвидности баланса.

Анализ ликвидности баланса позволяет оценить платежные возможности предприятия в долгосрочной перспективе - способность погашать не только краткосрочные, но и долгосрочные обязательства, а также обеспеченность собственными оборотными средствами. Для оценки ликвидности баланса следует сопоставить итоги групп по активу и пассиву.

Баланс считается абсолютно ликвидным, когда имеют место следующие соотношения:

А1 ≥ П1

А2 ≥ П2

А3 ≥ П3

А4 < П4

Если одно или несколько неравенств не выполняются, баланс не является абсолютно ликвидным. При этом ликвидность баланса оценивается как минимально достаточная, если выполняются следующие условия:


Если и эти условия не выполняются, баланс является абсолютно неликвидным, а предприятие - неплатежеспособным.

Проверим соблюдается ли эти условия на нашем предприятии.

На начало года: 11811 ≤ 20967 ─ не соблюдается равенство А1 ≥ П1

21325 ≥1631 ─ соблюдается равенство А2 ≥ П2

≤ 18126 ─ не соблюдается равенство А3 ≥ П3

< 57641 ─ соблюдается равенство А4 < П4

Так как два равенства не соблюдаются, баланс на начало 2011 г. не является абсолютно ликвидным.

+ 0213250 + 48209 ≥ 20967 + 1631 + 18126

≥ 40724 ─ соблюдается равенство А1 + А2 + А3 ≥ П1 + П2 + П3 => ликвидность баланса на начало 2011 г. минимально достаточная.

На конец года: 18166 ≥ 14872 ─ соблюдается равенство А1 ≥ П1

17599 ≥14688 ─ соблюдается равенство А2 ≥ П2

≥ 16020 ─ соблюдается равенство А3 ≥ П3

< 62637 ─ соблюдается равенство А4 < П4

Мы видим, что все неравенства соблюдаются, значит, баланс на конец 2011 г. является абсолютно ликвидным, а предприятие платежеспособным.

Анализ ликвидности баланса оформим в таблицу 2.6.

Таблица 2.6

Анализ ликвидности баланса (тыс. руб.)

Актив

На начало года

На конец года

Пассив

На начало года

На конец года

Платежный излишек (+), недостаток (-)














На начало года

На конец года

1. Наиболее ликвидные активы

11811

18166

1. Наиболее срочные обязательства

20967

14872

9156

-3294

















2. Быстро реализуемые активы

21325

17599

2. Краткосрочные пассивы

1631

14688

-19694

-2911









3. Медленно реализуемые активы

17020

17056

3. Долгосрочные пассивы

18126

16020

1106

-1036









4. Трудно реализуемые активы

48209

55396

4. Постоянные пассивы

57641

62637

9432

7241









Баланс

98365

108217

Баланс

98365

108217





В результате анализа ликвидности баланса на предприятии можно сделать вывод. На начало 2011г. текущие поступления не покрывали текущие платеж. Платежный недостаток составил 9156 тыс. руб. или 77,5% от валюты баланса. Наконец 2011г. положение изменилось, и текущие поступления покрывают текущие платежи с избытком 3294 тыс. руб. или 18% от валюты баланса.

Быстро реализуемые активы покрывают краткосрочные пассивы, как на начало года, так и на конец 2011г. Платежный излишек на начало года составляет 19694 тыс. руб. или 92,4% от валюты баланса, а на конец года всего 2911 тыс. руб. или 16,5% от валюты баланса.

Медленно реализуемые активы на начало года не покрывают долгосрочные пассивы. Платежный излишек составляет 1106 тыс. руб. или 6,5%, но на конец года они покрывают с избытком 1036 тыс. руб. или 6,1% от валюты баланса.

Собственный капитал покрывает трудно реализуемые активы с избытком. На начало года платежный избыток составляет 9432 тыс. руб. или 19,6%, а на конец года 7241 тыс. руб. или 13,1% от валюты баланса.

На начало 2011г. ликвидность баланса предприятия была минимально допустимая, а на конец года баланс предприятия является абсолютно ликвидным.

Данные о ликвидности баланса могут быть использованы для оценки риска потери платежеспособности. При такой оценке определяют выполнение условий ликвидности баланса и соотносят их со шкалой риска неплатежеспособности, причем для определения зоны риска неплатежеспособности устанавливают не два, а четыре типа ликвидности (табл. 2.7).

Таблица 2.7

Условия ликвидности баланса и зоны риска

Тип ликвидности

Балансовые соотношения

Зона риска

Характеристика

Абсолютная ликвидность (оптимальная)

А1 ≥П1

А2 ≥П2

А3 ≥П3

А4 ≤П4

Безрисковая зона

Состояние абсолютной ликвидности баланса, при которой у предприятия в любой момент ограничений в платежеспособности нет

Нормальная ликвидность (допустимая)

А1< П1

А2 ≥П2

А3 ≥П3

А4 ≤П4

Зона допустимого риска

У предприятия существуют сложности в оплате обязательств во временном интервале до 3 месяцев

Нарушенная ликвидность (недостаточная)

А1 <П1

А2 <П2

А3 ≥П3

А4 ≤П4

Зона критического риска

Ограниченные возможности оплаты обязательств в интервале до 6 месяцев, как правило, риск неплатежеспособности дополняется кредитным риском и риском неустойчивости

Кризисное состояние (недопустимое)

А1 <П1

А2 <П2

А3 ≥П3 А3 <П3

А4 ≥П4

Зона катастрофического риска

Предприятие находится в кризисном состоянии, не способно осуществлять платежи в настоящем и относительно отдаленном будущем - до 1 года включительно. Риск неплатежеспособности дополняется общим риском банкротства


На основании данной таблицы, наше предприятие на начало года имело нормальную (допустимую) ликвидность и находилось в зоне допустимого риска, т.е. у предприятия были сложности в оплате обязательств во временном интервале до 3-х месяцев. На конец года наше предприятие имеет абсолютную ликвидность, тем самым находясь в безрисковой зоне, что свидетельствует в любой момент о полной платежеспособности.

.4 Диагностика вероятности банкротства предприятия

Существует достаточно много методов оценки вероятности банкротства, позволяющих своевременно спрогнозировать банкротство и принять меры по его предотвращению. Для более глубокого анализа следует использовать не одну, а несколько методик и окончательную диагностику проводить на основе обобщения полученных результатов.

Проведем диагностику вероятности банкротства с помощью нормативного метода и метода Z-счета.

В систему критериев оценки вероятности банкротства по нормативному методу включаются коэффициенты: текущей ликвидности; обеспеченности собственными оборотными средствами; восстановления (утраты) платежеспособности.

Проведем оценку вероятности банкротства по нормативному методу и рассчитаем коэффициенты:

1) Коэффициент текущей ликвидности ( > 2):

Ктлн

Ктлк

2) Коэффициент обеспеченности оборотными средствами ( > 0,1):

Коосн

Кооск

Рассчитав оба коэффициента, мы видим, что коэффициент текущей ликвидности на конец года ниже норматива. Это означает, что структура баланса анализируемого предприятия неудовлетворительна и следует оценить возможность восстановить его платежеспособность.

3) Расчетный коэффициент текущей ликвидности:

Ктлр = (Ктлк + (Ктлк - Ктлн)= (1,8 + (1,8 - 2,2)) * 0,35

В - период восстановления или утраты платежеспособности (6 и 3 месяца);

Т - отчетный период (12 месяцев).

4) Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности:

Ктлнорм. = 2, Куп =

Из полученных расчетов видно, что значение коэффициента восстановления (утраты) платежеспособности выше 1. Это значит, несмотря на неудовлетворительную структуру баланса, наше предприятие способно восстановить платежеспособность.

Проведем диагностику вероятности банкротства с помощью метода Z-счета. Для российской экономики разработано несколько моделей Z-счета.

Диагностика вероятности банкротства проводится с учетом специфики анализируемого предприятия и сферы его деятельности.

Для нашего предприятия, которое занимается производством деталей из чугуна с механической обработкой, для проведения диагностики вероятности банкротства подходит двухфакторная модель.

Двухфакторная модель может применяться для средних производственных предприятий.

Результат оценивается по шкале оценки риска банкротства:

Если Z<1,3257 - вероятность банкротства очень высокая.

Если 1,3257 ≤ Z < 1,5457 - вероятность банкротства высокая.

Если 1,5457 ≤ Z < 1,7693 - вероятность банкротства средняя.

Если 1,7693 ≤ Z < 1,9911 - вероятность банкротства низкая.

Если Z >1,9911 - вероятность банкротства очень низкая.

На начало года: Ктл = 2,2 Ка = 0,5 (табл. 2.5.)

На конец года: Ктл = 1,8 Ка = 0,6 (табл. 2.5.)

Вывод: Проведя диагностику вероятности банкротства с помощью Z-счета, мы видим, что финансовое состояние предприятия как на начало так и на конец 2011г. неудовлетворительное и степень вероятности банкротства высокая (выполняется условие 1,3257 ≤ Z < 1,5457).

3.   Основные направления по совершенствованию формирования и использования финансовых ресурсов

.1   Меры по совершенствованию формирования финансовых ресурсов коммерческих организаций

Успешная деятельность предприятия не возможна без разумного управления финансовыми ресурсами. Нетрудно сформулировать цели, для достижения которых необходимо рациональное управление финансовыми ресурсами: выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы;

-  избежание банкротства и крупных финансовых неудач;

-       лидерство в борьбе с конкурентами;

-       максимизация рыночной стоимости фирмы;

-       приемлемые темпы роста экономического потенциала фирмы;

-       рост объемов производства и реализации;

-       максимизация прибыли;

-       минимизация расходов;

-       обеспечение рентабельной деятельности и т.д.

Приоритетность той или иной цели может выбираться предприятием в зависимости от отрасли, положения на данном сегменте рынка и от многого другого, но удачное продвижение к выбранной цели во многом зависит от совершенства управления финансовыми ресурсами предприятия.

Таким образом, мероприятиями по уменьшению дефицита собственного капитала могут являться: сокращения производственно-хозяйственного цикла, сверхнормативных остатков запасов, незавершенного производства, сроков строительства, и т.д.

С целью сокращения расходов и повышения эффективности основного производства в отдельных случаях целесообразно отказаться от некоторых видов деятельности, обслуживающих основное производство (строительство, ремонт, транспорт и т.п.), и перейти к услугам специализированных предприятий. Большую помощь в выявлении резервов улучшения финансового состояния предприятия может оказать маркетинговый анализ по изучению спроса и предложения, рынков сбыта и формированию на этой основе оптимального ассортимента и структуры производства продукции.

Основное внимание при этом необходимо уделить вопросам ресурсосбережения: внедрения прогрессивных норм, нормативов и ресурсосберегающих технологий, использования вторичного сырья, организации действенного учета и контроля за использованием ресурсов, изучения и внедрения передового опыта в осуществлении режима экономии, материального и морального стимулирования работников за экономию ресурсов и сокращение непроизводственных расходов и потерь.

Для систематизированного выявления и обобщения всех видов потерь на каждом предприятии целесообразно вести специальный реестр потерь с классификацией их по определенным группам:

-  от брака;

-       снижения качества продукции;

-       невостребованной продукции;

-       утраты выгодных заказчиков, выгодных рынков сбыта;

-       неполного использования производственной мощности предприятия;

-       простоев рабочей силы, средств труда, предметов труда и денежных ресурсов;

-       перерасхода ресурсов на единицу продукции по сравнению с установленными нормами;

-       порчи и недостачи материалов и недостачи материалов и готовой продукции;

-       списание невостребованной дебиторской задолженности;

-       просроченной дебиторской продукции;

-       привлечение невыгодных источников финансирования;

-       стихийные бедствия;

-       по производствам, не давшим продукции и т.д.

Анализ динамики этих потерь и разработка мероприятий по их устранению позволят значительно улучшить финансовое состояние субъекта хозяйствования.

При выборе предприятием форм расчетов следует руководствоваться конкретными ситуациями. По моему мнению, каждая форма безналичных расчетов должна содействовать движению материальных ценностей от производителя к потребителю и устранять, затрудняющие их движение моменты, иметь несложный экономический документооборот с применением унифицированных документов, которые могут быть использованы всеми участниками расчетов и приспособлены для современных ЭВМ; создавать возможности для осуществления взаимного контроля участников расчетов; предотвращать возникновение перераспределения денежных средств в форме дебиторской задолженности; способствовать целесообразному использованию кредита в форме расчетов.

Правильный выбор формы безналичных расчетов должен обеспечивать своевременное и быстрое завершение кругооборота средств у поставщика, предупреждать неплатежи и возникновение незаконного перераспределения средств между предприятиями.

Осуществление глубоких преобразований в экономике вызывает необходимость максимальной мобилизации внутренних резервов. Для эффективного функционирования предприятия в условиях рыночных отношений первостепенное значение имеет выявление резервов роста прибыли.

3.2 Повышение эффективности использования финансовых ресурсов предприятия

Эффективность использования финансовых ресурсов характеризуется оборачиваемостью активов и показателями рентабельности. Следовательно, эффективность управления можно повышать путем уменьшения сроков оборачиваемости и повышая рентабельность за счет снижения издержек и увеличения выручки. Ускорение оборачиваемости оборотных средств не требует капитальных затрат и ведет к росту объемов производства и реализации продукции. Однако инфляция достаточно быстро обесценивает оборотные средства, предприятиями на приобретение сырья и топливно-энергетических ресурсов направляется все большая их часть, неплатежи покупателей отвлекают значительную часть средств из оборота.

Один из способов экономии оборотного капитала, а, следовательно - повышения его оборачиваемости заключается в совершенствовании управления запасами. Поскольку предприятие вкладывает средства в образование запасов, то издержки хранения связаны не только со складскими расходами, но и с риском порчи и устаревания товаров, а также с временной стоимостью капитала, т.е. с нормой прибыли, которая могла быть получена в результате других инвестиционных возможностей с эквивалентной степенью риска.

Экономический и организационно-производственный результаты от хранения определенного вида текущих активов в том или ином объеме носят специфический для данного вида активов характер. Большой запас готовой продукции (связанный с предполагаемым объемом продаж) сокращает возможность образования дефицита продукции при неожиданно высоком спросе. Подобным образом достаточно большой запас сырья и материалов спасает предприятие в случае неожиданной нехватки соответствующих запасов от прекращения процесса производства или покупки более дорогостоящих материалов-заменителей. Большое количество заказов на приобретения сырья и материалов, хотя и приводит к образованию больших запасов, тем не менее, имеет смысл, если предприятие может добиться от поставщиков снижения цен. По тем же причинам предприятие предпочитает иметь достаточный запас готовой продукции, который позволяет более экономично управлять производством. В результате этого уже само предприятие, как правило, предоставляет скидку своим клиентам.

Повышение оборачиваемости оборотных средств сводится к выявлению результатов и затрат, связанных с хранением запасов, и подведению разумного баланса запасов и затрат. Для ускорения оборачиваемости оборотных средств на предприятии целесообразно:

-  планирование закупок необходимых материалов;

-       введение жестких производственных систем;

-       использование современных складов;

-       совершенствование прогнозирования спроса;

-       быстрая доставка сырья и материалов.

Второй путь сокращения издержек оборотного капитала заключается в лучшем использовании наличных денег. С позиции теории инвестирования денежные средства представляют собой один из частных случаев инвестирования в товарно-материальные ценности. Поэтому к ним применимы общие требования. Во-первых, необходим базовый запас денежных средств для выполнения текущих расчетов. Во-вторых, необходимы определенные денежные средства для покрытия непредвиденных расходов. В-третьих, целесообразно иметь определенную величину свободных денежных средств для обеспечения возможного или прогнозируемого расширения деятельности. Еще одним важным инструментом повышения эффективности использования финансовых ресурсов является управление основными производственными фондами предприятия и нематериальными активами. Основным вопросом в управлении ими является выбор метода начисления амортизации.

В рыночной экономике предприятие самостоятельно определяет рациональные варианты всех составляющих производственно-хозяйственной деятельности на основе баланса интересов производителей и потребителей выпускаемой продукции. При этом экономической оценкой эффективности варианта мероприятий является прибыль предприятия, остающаяся в его распоряжении. Поэтому основной задачей в условиях рынка является повышение эффективности функционирования предприятия путем оптимизации использования его ресурсов, в том числе финансовых, и построение перспективной производственной программы. Ключевым вопросом при оптимизации деятельности предприятия является построение его производственной программы с учетом наиболее рационального использования ресурсов предприятия. Для определения объемов прибыли от реализации вариантов производственной программы необходимо иметь данные о цене реализации продукции и себестоимости ее изготовления, а также данные об объеме выпуска по каждому виду продукции. Механизм распределения прибыли на предприятии должен строится таким образом, чтобы способствовать созданию условий по наиболее рациональному использованию средств на развитие предприятия, принимая во внимание показатели уровней фондо- и энерговооруженности, оборачиваемости оборотных средств, производительности труда и т.д.

Эффективность использования прибыли возможна лишь при согласованности действий системы экономических рычагов. При этом первостепенное значение имеет реализация продукции. Во-первых, потому, что в процессе продажи товаров на рынке сбыта происходит возмещение израсходованных средств производства. Во-вторых, реализация продукции - это момент, когда произведенный продукт получает признание на рынке. Так как прибыль отражает результаты всех видов деятельности предприятия: производственной, непроизводственной, финансовой, это значит, на размерах прибыли отражаются все стороны деятельности предприятия. Так, рост производительности труда означает снижение его затрат на единицу продукции, соответственно при нормальных условиях работы должны относительно снижаться расходы на оплату труда в расчете на единицу продукции. Улучшение использования основных производственных фондов означает, что относительно сокращаются затраты на их содержание и эксплуатацию, уменьшаются амортизационные отчисления в себестоимости отдельных изделий. Это, как и экономия материальных затрат, увеличивает прибыль и эффективность ее использования.

Руководству предприятия так же следовало бы повысить свою компетенцию в области управления финансовыми ресурсами, потому что руководитель, понимающий задачи и функции современной финансовой службы фирмы, смог бы быстрее принимать оптимальные решения по данным вопросам: разработать платежный календарь, контролировать состояние расчетов с покупателями и заказчиками.

Улучшение использования оборотных средств с развитием предпринимательства приобретает все более актуальное значение, так как высвобождаемые при этом материальные и денежные ресурсы являются дополнительным внутренним источником дальнейших инвестиций, то есть появляется возможность направить их на развитие предпринимательской деятельности и обойтись без привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Разработка платежного календаря и своевременный контроль дебиторской задолженности позволили бы уменьшить свою финансовую зависимость, повысить финансовую устойчивость. Ввести в практику на постоянной основе проведение экономического анализа деятельности предприятия. Сформировать информационно-аналитическую базу. На основе существующей информационно-аналитической базы предприятия необходимо создать отчет, который бы показывал эффективность использования ресурсов предприятия на определенную дату, рассчитанных на основе экономико-финансовых показателей. Периодически его просматривать и анализировать для принятия тактических и стратегических решений. Таким образом, успех управления финансовыми ресурсами прямо зависит от структуры капитала предприятия. Структура капитала может способствовать или препятствовать усилиям компании по увеличению ее активов. Она также прямо воздействует на норму прибыли, поскольку компоненты прибыли с фиксированным процентом, выплачиваемые по долговым обязательствам, не зависят от прогнозируемого уровня активности компании.

3.2 Использование альтернативных источников финансирования деятельности предприятия

В настоящее время на финансовом рынке появляются новые формы и методы получения денежных средств, которые могут быть использованы как дополнительные источники финансирования деятельности предприятия. Одним из таких форм является лизинг - это операции по размещению движимого и недвижимого имущества, которое специально закупается лизинговой фирмой, остаётся в ее собственности, но отдается в аренду предпринимателям. Лизинг форма не только аренды, но и финансирования.

В России получил распространение финансовый лизинг с полной окупаемостью. В течение срока договора имущество практически полностью амортизируется и лизингодатель за счет лизинговых платежей возвращает его стоимость или ее большую часть. В договоре финансовой аренды оговариваются размер и форма лизинговых платежей, сроки внесения, условия страхования и т.д. По окончании срока лизинга предприятие - лизингополучатель возможность приобрести оборудование по цене, определяемой определённой стоимостью оборудования.

Общераспространенной практикой является заключение лизинговых соглашений на срок, составляющий от 70 до 80% амортизационного периода. Лизинг предоставляет выгоды всем участникам лизинговой сделки. Предприятие - производитель расширяет рынок сбыта продукции, налаживая долговременные связи с лизинговыми компаниями; предприятие - лизингополучатель одновременно решает две проблемы: обретение и финансирование оборудования и использование его без мобилизации крупных финансовых ресурсов и без привлечения кредитов, что позволяет сохранить соотношение заемных и собственных средств без риска нарушения финансовой устойчивости предприятия. Поэтому лизинговые операции пользуются наибольшей популярностью мелких и средних предприятий. При организации новых производств лизинг дает возможность сформировать необходимый парк оборудования без больших начальных инвестиций. Однако в некоторых случаях лизинг может быть более дорогостоящим, чем банковский кредит. Поэтому при выборе способа финансирования необходимо учитывать размер лизинговых платежей и график их внесения.

Лизинговые платежи включаются в себестоимость продукции, произведенной лизингополучателем, что позволяет значительно снизить налогооблагаемую прибыль и суммы уплачиваемых налогов. Имущество, переданное в лизинг, находится на балансе лизингодателя, который сохраняет право собственности на него со всеми вытекающими отсюда обязанностями. Он же начисляет амортизационные отчисления. Если по согласованию сторон в договоре лизинга предусматривается применение ускоренной амортизации, лизинговые компании получают возможность возвратить основную часть средств, затраченных на приобретение оборудования, уже в первые годы его эксплуатации. Это фактически означает уменьшение налогового бремени и для арендодателя.

Для покрытия потребности в основных и оборотных фондах в ряде случаев можно прибегнуть к необходимости привлечения банковского кредита. Как правило, заемный капитал сроком до одного года относится к краткосрочному, а больше года - к долгосрочному. Вопрос о том, как финансировать те или иные активы предприятия - за счет краткосрочного или долгосрочного капитала необходимо обсуждать в каждом конкретном случае. Эффективность вложения заемного капитала определяется степенью отдачи основных или оборотных средств.

Однако в последнее время все большую популярность приобретают факторинговые операции, осуществляемые банками. Факторингом является операция, при которой поставщик (клиент) уступает банку (фактору) права требования, вытекающие из контрактов, заключаемых с его покупателями (дебиторами).

В зависимости от вида факторинга фактор предлагает ряд следующих услуг:

-  учет уступаемых требований;

-       финансирование поставщика;

-       работа с дебиторами с целью получения платежей;

-       защита клиента от неплатежеспособности дебиторов.

Таким образом, учитывая разнообразие услуг, оказываемых фактором поставщику услуг корректнее говорить о факторинге, не как о некой сделке, а как о комплексе услуг - факторинговом обслуживании.

Итак, в связи с недостатком собственного капитала можно предложить воспользоваться альтернативными источниками финансирования своей производственной деятельности, которые в дальнейшем позволят вывести предприятие из кризисного состояния, такими источниками могут являться: банковское кредитование, как краткосрочное, так и долгосрочное, лизинг, факторинг.


Финансовые ресурсы предприятий - это собственный, заемный и привлеченный денежный капитал, который используется предприятиями для формирования своих активов и осуществления производственно-финансовой деятельности в целях получения соответствующих доходов и прибыли.

Наличие в достаточном объеме финансовых ресурсов, их эффективное использование, предопределяют хорошее финансовое положение предприятия платежеспособность, финансовую устойчивость, ликвидность. В этой связи важнейшей задачей предприятий является изыскание резервов увеличения собственных финансовых ресурсов и наиболее эффективное их использование в целях повышения эффективности работы предприятия в целом. Денежные средства - наиболее ликвидная часть текущих активов.

Все предприятия, осуществляя производственную и хозяйственную деятельность, вступают во взаимоотношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями, работниками предприятия и отдельными лицами. Эти взаимоотношения основаны на различных денежных расчетах.

Эффективность работы каждого предприятия во многом зависит от полной и своевременной мобилизации финансовых ресурсов и правильного их использования для обеспечения нормального процесса производства и расширения производственных фондов. Финансовое состояние предприятия зависит от обеспеченности финансовыми ресурсами и эффективности их использования. Формирование финансовых ресурсов в оптимальных размерах и целесообразное размещение является важным моментом для обеспечения устойчивого финансового состояния хозяйствующего субъекта. На мой взгляд, особое значение следует придать собственным источникам финансирования.

Таким образом, эффективность системы формирования и использования финансовых ресурсов ООО «Литмаш» в настоящее время зависит от своевременного выявления негативных тенденций в производственно-хозяйственной деятельности, и скором принятии тех решений, которые положительно скажутся на финансовых результатах предприятия. Данные решения могут быть приняты на основе оценки формирования и использования финансовых ресурсов и на основе тех направлений улучшения их использования, которые были рассмотрены в данной курсовой работе.

В первой главе были рассмотрены теоретические основы финансовых ресурсов и денежных средств организации, их особенности, источники формирования и основные направления использования.

Во второй главе был проведен анализ формирования и использования финансовых ресурсов и денежных средств ООО «Литмаш», а также проведена оценка эффективности механизма использования финансовых ресурсов и денежных средств организации.

Произошедшие изменения в динамике использования ресурсов связаны с изменением цен и объёмом потребления. На изменение повлияло увеличение расходов по доставке экспортной продукции, увеличение расходов на рекламу, доставку продукции, увеличение доли затрат на топливо, амортизационных отчислений. Увеличение прочих денежных расходов произошло из-за опережающего темпа прироста затрат по сравнению с ростом себестоимости.

В третьей главе был рассмотрен отечественный и зарубежный опыт в повышении эффективности использования финансовых ресурсов на предприятии, предложены основные направления совершенствования системы формирования и использования финансовых ресурсов и денежных средств организации.

Для улучшения финансового положения предприятия можно предложить некоторые мероприятия:

-  проводить регулярный анализ деятельности предприятия;

-       сократить избыточный персонал, привести оплату труда в соответствие с фактическими результатами работы в целях сокращения затрат на рабочую силу;

-       осваивать новые виды продукции, новые технологии и производства для повышения конкурентоспособности продукции.

Грамотное решение приведенных мероприятий по повышению эффективности управления финансовыми ресурсами позволит ООО «Литмаш» увеличить объем производства работ и услуг, прибыль, снизить себестоимость работ, повысить конкурентоспособность предприятия.

Таким образом, наличие в достаточном объеме финансовых ресурсов, их эффективное использование, предопределяют хорошее финансовое положение предприятия платежеспособность, финансовую устойчивость, ликвидность. В этой связи важнейшей задачей предприятий является изыскание резервов увеличения собственных финансовых ресурсов и наиболее эффективное их использование в целях повышения эффективности работы предприятия в целом.


Список использованных источников

1.   Гражданский кодекс РФ - М. Эксмо, 2010.

2.      Федеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

.        Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98

.        ПБУ 1/98 «Учетная политика предприятия» Утв. Приказом Минфина РФ №43н от 06.07.2003 г.

.        Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 06.07.99

6.   Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (ФЗ РФ от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ).

7.   Баканов, М.И., Шеремет, А.Д. Теория экономического анализа: учебник / М.И. Баканов - М.: Финансы и статистика, 2008. - 416 с.

8.      Балабанов, И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта / И.Т. Балабанов - М.: Финансы и статистика, 2008. - 183 с.

9.   Ефимова О.В. Финансовый анализ / О.В. Ефимова - М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2010. - 528 с.

10.    Ковалев В.В., Вит, В. Ковалев. Финансы предприятий: Учебник / В.В. Ковалев, Вит.В. Ковалев - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. - 352 с.

.        Финансы: Учебник Грязнова, Маркина, М.: - Финансы и статистика -2012.

.        Финансы: Учебник / Под ред. д.э.н., проф. В.П. Литовченко. - М.: ИТК «Дашков и Ко», 2009. - 724 с.

.        Финансы: Учебник / Под ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2009. - 682 с.

.        Финансы: Учебник / Под ред. проф. В.В. Ковалева. - М.: ТК Велби, 2009.

Приложение (исходные данные)

Бухгалтерский баланс за 2011 г.

Организация: Общество с ограниченной ответственностью «Литмаш»

Идентификационный номер налогоплательщика

Вид деятельности

Организационно-правовая форма / форма собственности: общество с ограниченной ответственностью

Единица измерения: тыс. руб.

Местонахождение (адрес): 602102 Россия, Российская Федерация, Владимирская обл., г. Меленки, ул. Фрунзе,1 корп.

Поясн.

АКТИВ

Код строки

На 31.12.2011 г.

На 31.12.2010 г.

На 31.12.2009 г.

1

2

3

4

5

6


I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ






Нематериальные активы

1110

1

0

0


Результаты исследований и разработок

1120

33

31

63


Основные средства

1130

52 548

47 985

35 321


Доходные вложения в материальные ценности

1140

0

0

0


Финансовые вложения

1150

1 498

73

73


Отложенные налоговые активы

1160

286

120

16


Прочие внеоборотные активы

1170

1 030

0

0


ИТОГО по разделу I

1100

55 396

48 209

35 473


II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ






Запасы

1210

15 920

15 790

12 606


Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

1220

561

938

1 650


Дебиторская задолженность

1230

17 599

21 325

21 635


Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)

1240

13 377

6 991

4 460


Денежные средства и денежные эквиваленты

1250

4 789

4 820

8 031


Прочие оборотные активы

1260

575

292

1 923


ИТОГО по разделу II

1200

52 821

50 156

50 305


БАЛАНС (актив)

1600

108 217

98 365

85 778

Поясн.

ПАССИВ

Код строки

На 31.12.2011 г.

На 31.12.2010 г.

На 31.12.2009 г.

1

2

3

4

5

6


III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ






Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)

1310

343

343

343


Собственные акции, выкупленные у акционеров

1320

0

0

0


Переоценка внеоборотных активов

1340

5 209

5 252

5 297


Добавочный капитал (без переоценки)

1350

0

0

0


Резервный капитал

1360

91

91

91


Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

1370

56 994

51 955

34 422


ИТОГО по разделу III

1300

62 637

57 641

40 153


IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА






Заемные средства

1410

14 264

16 870

12 149


Отложенные налоговые обязательства

1420

1 756

1 256

964


Оценочные обязательства

1430

0

0

0


Прочие обязательства

1450

0

0

0


ИТОГО по разделу IV

1400

16 020

18 126

13 113


V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА






Заемные средства

1510

14 318

1 077

8 279


Кредиторская задолженность

1520

14 872

20 967

24 065


Доходы будущих периодов

1530

0

3

5


Оценочные обязательства

1540

153

143

99


Прочие обязательства

1550

217

408

64


ИТОГО по разделу V

1500

29 560

22 598

32 512


БАЛАНС (пассив)

1700

108 217

98 365

85 778



Отчет о прибылях и убытках за 2011 г.

Организация: Общество с ограниченной ответственностью «Литмаш»

Идентификационный номер налогоплательщика

Вид деятельности

Организационно-правовая форма / форма собственности: общество с ограниченной ответственностью

Единица измерения: тыс. руб.

Местонахождение (адрес): 602102 Россия, Российская Федерация, Владимирская обл., г. Меленки, ул. Фрунзе,1 корп.

Поясн.

Наименование показателя

Код строки

За 12 мес.2011 г.

За 12 мес.2010 г.

1

2

3

4

5


Выручка

2110

100 744

104 106


Себестоимость продаж

2120

-73 493

-68 043


Валовая прибыль (убыток)

2100

27 251

36 063


Коммерческие расходы

2210

-8 764

9 554


Управленческие расходы

2220

-3 459

2 265


Прибыль (убыток) от продаж

2200

15 028

24 244


Доходы от участия в других организациях

2310

0

38


Проценты к получению

2320

835

818


Проценты к уплате

2330

-690

-818


Прочие доходы

2340

7 913

8 710


Прочие расходы

2350

-10 898

-10 127


Прибыль (убыток) до налогообложения

2300

12 188

22 865


Текущий налог на прибыль

2410

-2 468

-3 327


в т.ч. постоянные налоговые обязательства (активы)

2421

268

-79


Изменение отложенных налоговых обязательств

2430

-516

-231


Изменение отложенных налоговых активов

2450

166

80


Прочее

2460

129

34


Чистая прибыль (убыток)

2400

9 499

19 421


СПРАВОЧНО:





Результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода

2510

0

0


Результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода

2520

43

42


Совокупный финансовый результат периода

2500

9 542

19 463


Базовая прибыль (убыток) на акцию

2900

0.006

0.011


Разводненная прибыль (убыток) на акцию

2910

0


Похожие работы на - Анализ финансовой устойчивости предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!