Анализ финансового состояния предприятия ЗАО 'МЗБН'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    241,01 Кб
  • Опубликовано:
    2014-06-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ финансового состояния предприятия ЗАО 'МЗБН'

РЕФЕРАТ

Работа содержит: с., рисунков, таблиц, источника, приложений

Ключевые слова:

Цель работы заключается в комплексном анализе финансового состояния предприятия (на примере ЗАО «МЗБН»).

Объект исследования является лизинговая деятельность ЗАО «МЗБН».

Методы исследования: монографический, экономико-статистический, расчетно-конструктивный.

В процессе работы получены следующие результаты:

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

_________________

(подпись студента)

paper contains s., figures, tables , source , applications:: monographic, Economics and Statistics, calculation and constructive.author of the work confirms that resulted in her settlement and analytical materials correctly and objectively reflects the state of the test process, and all borrowed from literature and other sources of theoretical, methodological positions and concepts are accompanied by references to their authors.

_________________

(Signature of the student)

РЭФЕРАТ

Праца змяшчае: с., малюнкаў, табліц, крыніцы, прыкладанняў

Ключавыя словы:

Метады даследавання: манаграфічны, эканоміка-статыстычны, разлікова-канструктыўны.

Аўтар працы пацвярджае, што прыведзены ў ёй разлікова-аналітычны матэрыял правільна і аб'ектыўна адлюстроўвае стан доследнага працэсу, а ўсе запазычаныя з літаратурных і іншых крыніц тэарэтычныя, метадалагічныя палажэнні і канцэпцыі суправаджаюцца спасылкамі на іх аўтараў.

_________________

(Подпіс студэнта)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

. ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

.1 Предварительная оценка финансового состояния предприятия

.2 Методика анализа финансового состояния

.3 Показатели финансового состояния

. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ЗАО «МЗБН»

.1 Оценка структуры баланса

.2 Оценка платежеспособности и ликвидности

.3 Анализ финансовых результатов предприятия

.4 Анализ деловой активности

.5 Оценка вероятности банкротства

. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

ВВЕДЕНИЕ


Финансовое состояние - это самая важная характеристика экономической деятельности предприятия во внешней среде. Оно определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированны экономические интересы самого предприятия и его партнеров по финансовым и другим отношениям. Поэтому можно считать, что основная задача анализа финансового состояния - показать состояние предприятия для внутренних и внешних потребителей, количество которых при развитии рыночных отношений значительно растет.

Целью анализа финансового состояния предприятия является оценка его текущего состояния, а также определение того, по каким направлениям нужно вести работу по улучшению этого состояния. При этом желаемым является такое состояние финансовых ресурсов, при котором предприятие, свободно маневрируя средствами, способно путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также расходы по его расширению и возобновлению.

Основная цель данной дипломной работы - обосновать принципы и методы анализа финансового состояния отечественного предприятия.

Соответственно поставленной цели в дипломной работе решаются следующие задачи:

·        исследование экономической сути такого понятия как „финансовое состояние предприятия”;

·        определение роли финансового состояния в эффективности хозяйственной деятельности предприятия;

·        комплексная оценка финансового состояния действующего отечественного предприятия;

Предметом исследования является диагностика финансового состояния предприятия.

Объектом исследования является диагностика финансового состояния ЗАО «МЗБН». Основной целью деятельности данной организации является осуществление преимущественно производственной деятельности с целью извлечения прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов акционеров.

Основной вид деятельности - производство вод питьевых и минеральных, безалкогольных напитков. Ассортимент предприятия насчитывает более 60 наименований продукции (разлитой в бутылки различной емкости), который постоянно и динамично изменяется в соответствии с требованиями рынка.

Весь выпускаемый ассортимент по совокупности технологических и потребительских признаков может быть разделен на следующие основные товарные группы:

•        минеральные и питьевые воды;

•        безалкогольные напитки;

•        слабоалкогольные напитки;

•        ликероводочные изделия;

•        винодельческая продукция;

•        прочая продукция (соки).

Основное производство представлено цехом розлива, купажным участком и алкогольным участком. Для обслуживания основного производства на предприятии имеются холодильно-компрессорная служба, служба главного энергетика, ремонтно-механическая, ремонтно-строительная службы, служба КИПиА, транспортный цех. Производственная лаборатория аттестована и имеет свидетельство о технической компетентности. Для оперативного обеспечения поставки продукции завода на потребительский рынок регионов на предприятии функционируют восемь региональных складов. Неосновная деятельность предприятия представлена фирменным магазином розничной торговли, магазином-складом и столовой.

. ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1.1 Предварительная оценка финансового состояния предприятия


Финансовый анализ используется как самой компанией, так и внешними субъектами рынка при осуществлении различных сделок или для предоставления информации о финансовом состоянии компании третьим лицам. Как правило, финансовый анализ проводится при:

·        реструктуризации. В процессе выделения структурных подразделений в отдельные бизнес-единицы необходимо оценивать такие показатели их текущей деятельности, как размеры дебиторской и кредиторской задолженностей, рентабельность, оборачиваемость материальных запасов, производительность труда и т. д. Благоприятное финансовое состояние структурной единицы может послужить дополнительным фактором в пользу оставления ее в составе компании;

·        оценке стоимости бизнеса, в том числе для его продажи/покупки. Обоснованная оценка финансового состояния позволяет назначить справедливую цену сделки и может служить инструментом изменения суммы сделки;

·        получении кредита/привлечении инвестора. Результаты финансового анализа деятельности компании являются основным индикатором для банка или инвестора при принятии решения о выдаче кредита;

·        выходе на фондовую биржу (с облигациями или акциями). По требованиям российских и западных бирж компания обязана рассчитывать определенный набор коэффициентов, отражающих ее финансовое состояние, и публиковать эти коэффициенты в отчетах о своей деятельности. Например, по российскому законодательству в проспекте эмиссии ценных бумаг компании необходимо указывать степень покрытия платежей по обслуживанию долгов, уровень просроченной задолженности, оборачиваемость чистых активов, долю налога на прибыль в прибыли до налогообложения и т. д.

Финансовый анализ может проводиться для сравнения собственной компании с другой (бенчмаркинг). Для проведения разовых оценок финансового состояния предприятия имеет смысл привлекать профессиональных оценщиков и аудиторов. Это позволит повысить надежность оценки в глазах третьих лиц.

В оперативной деятельности финансовый анализ используется для:

·        оценки финансового состояния компании;

·        установления ограничений при формировании планов и бюджетов. Например, можно ограничить ликвидность компании (указать, что она должна быть не ниже определенного уровня), оборачиваемость запасов, соотношение собственных и заемных средств, стоимость привлечения капитала и т. д. Во многих компаниях существует практика установления лимитов для филиалов и дочерних предприятий на основе таких показателей, как рентабельность, себестоимость продукции, отдача на инвестиции и т. д.;

·        оценки прогнозируемых и достигнутых результатов деятельности.

Анализ начинается с обзора основных показателей деятельности предприятия. В ходе этого обзора необходимо рассмотреть следующие вопросы:

·        имущественное положение предприятия на начало и конец отчетного периода;

·        условия работы предприятия в отчетном периоде;
результаты, достигнутые предприятием в отчетном периоде;

·        перспективы финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Имущественное положение предприятия на начало и конец отчетного периода характеризуются данными баланса. Сравнивая динамику итогов разделов актива баланса, можно выяснить тенденции изменения имущественного положения. Информация об изменении в организационной структуре управления, открытии новых видов деятельности предприятия, особенностях работы с контрагентами и др. обычно содержится в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности. Результативность и перспективность деятельности предприятия могут быть обобщенно оценены по данным анализа динамики прибыли, а также сравнительного анализа элементов роста средств предприятия, объемов его производственной деятельности и прибыли. Информация о недостатках в работе предприятия может непосредственно присутствовать в балансе в явном или завуалированном виде. Данный случай может иметь место, когда в отчетности есть статьи, свидетельствующие о крайне неудовлетворительной работе предприятия в отчетном периоде и о сложившемся в результате этого плохом финансовом положении (например, статья «Убытки»). В балансах вполне рентабельных предприятий могут присутствовать также в скрытом, завуалированном виде статьи, свидетельствующие об определенных недостатках в работе.

Это может быть вызвано не только с фальсификациями со стороны предприятия, но и принятой методикой составления отчетности, согласно которой многие балансовые статьи комплексные (например, статьи «Прочие дебиторы», «Прочие кредиторы»).

 

1.2 Методика анализа финансового состояния


Методика анализа финансовой деятельности - это совокупность аналитических процедур используемых для определения финансового состояния предприятия.

Специалисты в области анализа приводят разные методики определения финансового состояния предприятия. Однако основные принципы и последовательность процедурной стороны анализа являются практически одинаковыми с небольшим расхождениями. Детализация процедурной стороны методики анализа финансовой деятельности зависит от поставленных целей и различных факторов информационного, методического, кадрового и технического обеспечения. Таким образом, не существует общепринятой методики анализа финансовой деятельности предприятия, однако во всех существенных аспектах процедурные стороны похожи.

Важное значение для анализа имеет его информационное обеспечение. Обычно для принятия многих решений потенциальными партнерами фирмы, достаточным является проведения экспресс-анализа финансовой деятельности. Даже для проведения детализированного анализа финансовой деятельности зачастую не требуется информации составляющую коммерческую тайну. Для проведения общего детализированного анализа финансовой деятельности предприятия требуются сведения по установленным формам бухгалтерской отчетности, а именно:

·        форма №1 Бухгалтерский баланс

·        форма №2 Отчет о прибылях и убытках

·        форма №3 Отчет о движении капитала

·        форма №4 Отчет о движении денежных средств

·        форма №5 Приложение к бухгалтерскому балансу

Анализ финансовой деятельности предприятия проводится в три этапа.

На первом этапе принимается решение о целесообразности анализа финансовой отчетности и проверяется ее готовность. Задачу о целесообразности анализа позволяет решить ознакомление с аудиторским заключением. Существует два основных типа аудиторских заключений: стандартное и нестандартное. Стандартное аудиторское заключение представляет собой унифицированный кратко изложенный документ, содержащий положительную оценку аудиторской фирмы о достоверности представленной в отчете информации и ее соответствии действующим нормативным документам. В этом случае проведение анализа целесообразно и возможно, так как отчетность во всех существенных аспектах объективно отражает финансовую деятельность предприятия.

Нестандартное аудиторское заключение составляется в тех случаях, когда аудиторская фирма не может составить стандартное аудиторское заключение в силу ряда причин, а именно: некоторые ошибки в бухгалтерской отчетности фирмы, различные неопределенности финансового и организационного характера и т.п. В этом случае ценность аналитических выводов составленных по данной отчетности снижается.

Проверка готовности отчетности к чтению носит технический характер и связана с визуальной проверкой наличия необходимых отчетных форм, реквизитов и подписей на них, а также простейшей счетной проверкой промежуточных итогов и валюты баланса.

Цель второго этапа - ознакомление с пояснительной запиской к балансу, это необходимо для того, чтобы оценить условия функционирования предприятия в данном отчетном периоде и учесть анализе факторы воздействие которых повлекло изменения в имущественном и финансовом положении организации и которые нашли свое отражение в пояснительной записке.

Третий этап является основным в анализе финансового состояния. Целью этого этапа является оценка результатов финансовой деятельности и финансового состояний хозяйствующего субъекта. Необходимо отметить что степень детализации анализа финансовой деятельности может варьировать в зависимости от поставленных целей.

В начале анализа целесообразно охарактеризовать финансовую деятельность предприятия, указать отраслевую принадлежность и прочие отличительные признаки.

Затем производиться анализ состояния «больных статей отчетности», а именно статей убытков (форма №1 - строки 310, 320, 390, форма №2 строки - 110, 140, 170), долгосрочных и краткосрочных кредитов банков и займов, непогашенных в строк (форма №5 строки 111, 121, 131, 141, 151) просроченной дебиторской и кредиторской задолженности (форма №5 строки 211, 221, 231, 241) а также просроченных векселей (форма №5 строка 265).

В случае наличия сумм по этим статьям необходимы изучить причины их появления. Иногда информацию в данном случае может дать лишь дальнейший анализ и окончательные выводы можно будет сделать позже.

1.3 Показатели финансового состояния


Анализ финансового состояния предприятия состоит в общем из следующих основных компонентов:

·        анализ имущественного положения;

·        анализ ликвидности;

·        анализ финансовой устойчивости;

·        анализ деловой активности;

·        анализ рентабельности.

Эти составные части тесно взаимосвязаны межу собой и их разделение необходимо лишь для более четкого разделения и понимания выводов по аналитическим процедурам анализа финансовой деятельности организации.

Анализ имущественного положения складывается из следующих компонентов:

·        Анализа активов и пассивов баланса

·        Анализа показателей имущественного положения

При анализе активов и пассивов баланса прослеживается динамика их состояния в анализируемом периоде. Следует иметь ввиду, что в условиях инфляции ценность анализа по абсолютным показателям значительно снижается и для нейтрализации этого фактора следует проводить анализ также и по относительным показателям структуры баланса.

При оценке динамики имущества прослеживается состояние всего имущества в составе иммобилизованных активов (I раздел баланса) и мобильных активов (II раздел баланса - запасы, дебиторская задолженность, прочие оборотные активы) на начало и конец анализируемого периода, а также структура их прироста (снижения).

Анализ показателей имущественного положения заключается в расчете и анализе следующих основных показателей:

·        сумма финансовых средств, находящихся в распоряжении предприятия;

·        данный показатель дает обобщенную стоимостную оценку активов, числящихся на балансе предприятия;

·        доля активной части основных средств.

Под активной частью основных средств следует понимать машины, станки, оборудование, транспортные средства и т.п. Рост данного показателя рассматривается как положительная тенденция.

Коэффициент износа - он характеризует степень изношенности основных средств в процентах к первоначальной стоимости. Его высокое значение является неблагоприятным фактором. Дополнением данного показателя до 1 выступает коэффициент годности.

Коэффициент обновления , - показывает какую часть от имеющихся на конец периода основных средств составляют новые основные средства.

Коэффициент выбытия, - показывает какая часть основных средств выбыла из хозяйственного оборота за отчетный период по причинам изношенности.

Анализ ликвидности предприятия базируется на расчете следующих показателей:

·        Маневренность функционирующего капитала. Характеризует ту часть собственных оборотных средств, которая находится в форме денежных средств, т.е. средств, имеющих абсолютную ликвидность. Для нормально функционирующего предприятия этот показатель обычно меняется в пределах от нуля до единицы. При прочих равных условиях рост показателя в динамике рассматривается как положительная тенденция. Приемлемое ориентировочное значение показателя устанавливается предприятием самостоятельно и зависит, например, от того, насколько высока ежедневная потребность предприятия в свободных денежных ресурсах.

Коэффициент текущей ликвидности. Дает общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов предприятия приходится на один рубль текущих обязательств. Логика исчисления данного показателя заключается в том, что предприятие погашает краткосрочные обязательства в основном за счет текущих активов; следовательно, если текущие активы превышают по величине текущие обязательства, предприятие может рассматриваться как успешно функционирующее (по крайней мере теоретически). Размер превышения и задается коэффициентом текущей ликвидности. Значение показателя может варьировать по отраслям и видам деятельности, а его разумный рост в динамике обычно рассматривается как благоприятная тенденция. В западной учетно-аналитической практике приводится критическое нижнее значение показателя - 2; однако это лишь ориентировочное значение, указывающее на порядок показателя, но не на его точное нормативное значение.

Коэффициент быстрой ликвидности. По смысловому назначению показатель аналогичен коэффициенту текущей ликвидности; однако исчисляется по более узкому кругу текущих активов, когда из расчета исключена наименее ликвидная их часть - производственные запасы. Логика такого исключения состоит не только в значительно меньшей ликвидности запасов, но, что гораздо более важно, и в том, что денежные средства, которые можно выручить в случае вынужденной реализации производственных запасов, могут быть существенно ниже затрат по их приобретению. В частности, в условиях рыночной экономики типичной является ситуация, когда при ликвидации предприятия выручают 40% и менее от учетной стоимости запасов. В западной литературе приводится ориентировочное нижнее значение показателя - 1, однако эта оценка также носит условный характер. Кроме того, анализируя динамику этого коэффициента, необходимо обращать внимание и на факторы, обусловившие его изменение.

Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности). Является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия; показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно. Рекомендательная нижняя граница показателя, приводимая в западной литературе, - 0,2. В отечественной практике фактические средние значения рассмотренных коэффициентов ликвидности, как правило, значительно ниже значений, упоминаемых в западных литературных источниках. Поскольку разработка отраслевых нормативов этих коэффициентов - дело будущего, на практике желательно проводить анализ динамики данных показателей, дополняя его сравнительным анализом доступных данных по предприятиям, имеющим аналогичную ориентацию своей хозяйственной деятельности.

Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов. Характеризует ту часть стоимости запасов, которая покрывается собственными оборотными средствами. Традиционно имеет большое значение в анализе финансового состояния предприятий торговли; рекомендуемая нижняя граница показателя в этом случае - 50%.

Коэффициент покрытия запасов. Рассчитывается соотнесением величины «нормальных» источников покрытия запасов и суммы запасов . Если значение этого показателя меньше единицы, то текущее финансовое состояние предприятия рассматривается как неустойчивое.

Одна из важнейших характеристик финансового состояния предприятия - стабильность его деятельности в свете долгосрочной перспективы. Она связана с общей финансовой структурой предприятия, степенью его зависимости от кредиторов и инвесторов.

Финансовая устойчивость в долгосрочном плане характеризуется, следовательно, соотношением собственных и заемных средств. Однако этот показатель дает лишь общую оценку финансовой устойчивости. Поэтому в мировой и отечественной учетно-аналитической практике разработана система показателей.

Коэффициент концентрации собственного капитала. Характеризует долю владельцев предприятия в общей сумме средств, авансированных в его деятельность. Чем выше значение этого коэффициента, тем более финансово устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредитов предприятие. Дополнением к этому показателю является коэффициент концентрации привлеченного (заемного) капитала - их сумма равна 1 (или 100%).

Коэффициент финансовой зависимости. Является обратным к коэффициенту концентрации собственного капитала. Рост этого показателя в динамике означает увеличение доли заемных средств в финансировании предприятия. Если его значение снижается до единицы (или 100%), это означает, что владельцы полностью финансируют свое предприятие.

Коэффициент маневренности собственного капитала. Показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, т. е. вложена в оборотные средства, а какая часть капитализирована. Значение этого показателя может ощутимо варьировать в зависимости от структуры капитала и отраслевой принадлежности предприятия.

Коэффициент структуры долгосрочных вложений. Логика расчета этого показателя основана на предположении, что долгосрочные ссуды и займы используются для финансирования основных средств и других капитальных вложений. Коэффициент показывает, какая часть основных средств и прочих внеоборотных активов профинансирована внешними инвесторами, т. е. (в некотором смысле) принадлежит им, а не владельцам предприятия.

Коэффициент соотношения собственных и привлеченных средств. Как и некоторые из вышеприведенных показателей, этот коэффициент дает наиболее общую оценку финансовой устойчивости предприятия. Он имеет довольно простую интерпретацию: его значение, равное 0,25, означает, что на каждый рубль собственных средств, вложенных в активы предприятия, приходится 25 коп. заемных средств. Рост показателя в динамике свидетельствует об усилении зависимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов, т. е. о некотором снижении финансовой устойчивости, и наоборот.

Показатели группы деловой активности характеризуют результаты и эффективность текущей основной производственной деятельности.

К обобщающим показателям оценки эффективности использования ресурсов предприятия и динамичности его развития относятся показатель ресурсоотдачи и коэффициент устойчивости экономического роста.

Ресурсоотдача (коэффициент оборачиваемости авансированного капитала). Характеризует объем реализованной продукции, приходящейся на рубль средств, вложенных в деятельность предприятия. Рост показателя в динамике рассматривается как благоприятная тенденция.

Коэффициент устойчивости экономического роста. Показывает, какими в среднем темпами может развиваться предприятие в дальнейшем, не меняя уже сложившееся соотношение между различными источниками финансирования, фондоотдачей, рентабельностью производства и т.п.

При анализе рентабельности используются следующие основные показатели, используемые в странах с рыночной экономикой для характеристики рентабельности вложений в деятельность того или иного вида: рентабельность авансированного капитала и рентабельность собственного капитала. Экономическая интерпретация этих показателей очевидна - сколько рублей прибыли приходится на один рубль авансированного (собственного) капитала. При расчете можно использовать либо общую прибыль отчетного периода, либо чистую прибыль.

2. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ЗАО «МЗБН»


2.1 Оценка структуры баланса


Основой для анализа активов и пассивов ЗАО «МЗБН» является аналитический агрегированный баланс. Проанализировав баланс предприятия были выявлены как позитивные так и негативные тенденции.

Позитивные:

·        наблюдается увеличение имущества предприятия за период 2012-2014 гг. - на 13%;

·        за период 2012-2014 гг. наблюдается увеличение собственного капитала предприятия на 19%;

·        необоротные активы увеличились на 8,3% (2012-2014 гг.);

Негативные:

·        за период 2012-2014 гг. наблюдается увеличение задолженности по краткосрочным кредитам на 78,4%;

·        наблюдается увеличение кредиторской задолженности предприятия на 14842 тыс. руб. или 179,75% (2012-2014 гг.) и 2736 тыс. руб. или 11,84% в 2012-2014 гг.

·        дебиторская задолженность предприятия также имеет тенденцию к увеличению (период 2012-2014 гг. - на 65,5%).

2.2 Оценка платежеспособности и ликвидности


Одной из самых важных характеристик финансового состояния предприятия является финансовая стойкость. Финансовая стойкость характеризует степень финансовой независимости предприятия относительно владения своим имуществом и его использование.

В соответствии с обеспеченностью запасов возможными вариантами финансирования возможны четыре типа финансовой стойкости.

. Абсолютная стойкость - для обеспечения запасов (З) достаточно собственных оборотных средств; платежеспособность предприятия гарантирована: С < СОК.

. Нормальная стойкость - для обеспечения запасов кроме собственных оборотных средств привлекаются долгосрочные кредиты и ссуды; платежеспособность гарантирована: С < СОС + КД.

. Неустойчивое финансовое состояние - для обеспечения запасов кроме собственных оборотных средств и долгосрочных кредитов и ссуд привлекаются краткосрочные кредиты и ссуды; платежеспособность нарушена, но имеется возможность ее возобновить: С < СОС + КД + КК.

. Кризисное финансовое состояние - для обеспечения запасов не хватает „нормальных источников” их формирования; предприятию угрожает банкротство: С > СОС + КД + КК.

В таблице 1 проведен расчет финансовой стойкости для ЗАО «МЗБН».

№ п/п

Показатель

2012

2013

2014

а

1

2

3

4

1

Собственный капитал

190,7

212,4

227,1

2

Необоротные активы

247,6

246,8

268,2

3

Собственные оборотные средства (р.1-р.2)

-56,9

-34,4

-41,1

4

Долгосрочные обязательства

76,4

36,6

55

5

Наличие собственных и долгосрочных источников покрытия запасов (р.3 + р.4)

19,5

2,2

13,9

6

Краткосрочные кредиты и ссуды

61,7

104,2

110,1

7

Общий размер основных источников покрытия запасов (р.5+р.6)

-42,2

-102

-96,2

8

Запасы

81,3

106,5

124

9

Избыток или нехватка собственных оборотных средств (р.3-р.8)

-138,2

-140,9

-165,1

10

Избыток или нехватка собственных средств и долгосрочных кредитов и ссуд (р.5-р.8)

-61,8

-104,3

-110,1

11

Избыток или нехватка основных источников покрытия запасов (р.7-р.8)

-123,5

-208,5

-220,2

12

Тип финансовой стойкости

кризисное

кризисное

кризисное

Как показывают данные таблицы 1 предприятие с 2012 по 2014 год имело кризисное финансовое положение. Исходя из этих данных делаю вывод что это нормальное финансовое положение данного предприятия. Так как большая часть нехватки финансовых запасов обусловлена складскими запасами, дебиторской задолженностью и кредиторской задолженностью. Все это обусловлено спецификой отрасли, сильной конкуренцией в ней и динамично развитие всех участников отрасли.

В таблице 2 приведен расчет показателей финансовой стойкости.

Таблица 2

Анализ показателей финансовой стойкости ЗАО «МЗБН»

№ п/п

Показатель

Формула для расчета

2012

2013

2014

1

2

3

4

5

6

1

Маневренность рабочего капитала

Запасы / Рабочий капитал

 1,32

 1,02

 1,13

2

Коэффициент финансовой независимости (автономии)

Собственный капитал / Пассивы

   0,77

   0,86

   0,85

3

Коэффициент финансовой стабильности

Заемный капитал / Пассивы

 0,56

 0,57

 0,62

4

Коэффициент финансовой стойкости

Собственный капитал + долгосрочные обязательства / Пассивы

   1,08

   1,01

   1,05


Рассмотрим подробнее приведенные в таблице 2 показатели. Так, Показатель маневренности рабочего капитала характеризует часть запасов в собственных оборотных средствах. Направление позитивных изменений данного показателя - уменьшение. В данном случае идет уменьшение показателя за отчетный период, хоть и с небольшими скачками.

Коэффициент финансовой независимости характеризует возможность предприятия выполнять внешние обязательства за счет собственных активов. Его нормативное значение должно быть больше или равняться 0,5. Как видим в течение анализируемого периода этот показатель является большим нормативного значения, что свидетельствует о финансовой независимости предприятия.

Коэффициент финансовой стабильности показывает возможность обеспечить задолженность собственными средствами. Превышение собственных средств над ссудными свидетельствует о финансовой стабильности предприятия. Нормативное значение показателя должно быть больше единицы. В нашем случае его значение свидетельствует о высокой финансовой стабильности предприятия.

Коэффициент финансовой стойкости характеризует часть стабильных источников финансирования в их общем объеме. Он должен быть в пределах 0,85-0,90. У данного предприятия он ниже нормы, но идет в сторону увеличения в связи с этим можно сделать вывод что стойкость предприятия восстанавливается.

Рядом с абсолютными показателями финансовой стойкости целесообразно рассчитать совокупность относительных аналитических показателей - коэффициентов ликвидности (см. табл. 3).

Таблица 3

Анализ ликвидности ЗАО «МЗБН»

№ п/п

Показатель

Формула для расчета

2012

2013

2014

1

2

3

4

5

6

1

Коэффициент покрытия

Текущие активы / Текущие пассивы

2,38

2,5

2,38

2

Коэффициент соотношения кредиторской и дебиторской задолженности

Дебиторская задолженность / Кредиторская задолженность

0,39

0,55

0,54

3

Коэффициент абсолютной ликвидности

Денежные средства / Текущие пассивы

0,007

0,02

0,0004


Коэффициент покрытия характеризует достаточность оборотных средств для погашения долгов на протяжении года. При значении коэффициента менее 1 предприятие имеет неликвидный баланс. Как видим, значение этого показателя для ЗАО «МЗБН» свидетельствуют о ликвидности предприятия в анализируемом периоде.

Коэффициент соотношения кредиторской и дебиторской задолженности показывает способность предприятия рассчитаться с кредиторами за счет дебиторов на протяжении года. Рекомендованное значение этого показателя 1. Для ЗАО «МЗБН» данный показатель не приближается к нормальному значению. Но в тоже время видно что по этому показателю наблюдается стабильный рост. Но еще рано называть эту тенденцию положительной, так как коэффициент в два раза ниже нормы.

Коэффициент абсолютной ликвидности характеризует готовность предприятия немедленно ликвидировать краткосрочную задолженность. Нормативное значение этого показателя находится в пределах 0,20 - 0,35. В периоде, что рассматривается, значение данного коэффициента катастрофически не соответствуют нормативным.

2.3 Анализ финансовых результатов предприятия


В таблице 3 приведен анализ финансовых результатов ЗАО «МЗБН»

Таблица 3

Анализ финансовых результатов ЗАО «МЗБН»

№ п/п

Показатель

Период

Изменения за период



2013

2014

Млн. руб.

%

а

Б

1

2

3

4

1

Чистый доход (выручка) от реализации продукции

366638

413527

46889

11,34

2

Валовая прибыль от реализации

160100

180889

20789

11,49

3

Административные затраты

19067

24802

5735

23,12

4

Затраты на сбыт

80878

94605

13727

14,51

5

Другие операционные затраты

31499

68849

37350

54,25

6

Себестоимость реализованной продукции с учетом затрат

206538

232638

26100

11,22

7

Прибыль от реализации

60155

61482

1327

2,16

8

Другие доходы

16204

55857

39653

70,99

9

Прибыль от операционной деятельности

44860

48490

3630

7,49

10

1297

3490

2193

62,84

11

Прибыль от обычной деятельности

11405

10802

-603

-5,58

12

Налог на прибыль

7833

8831

998

11,30

13

Чистая прибыль

25504

28971

3467

11,97


Как свидетельствуют данные таблицы 3, чистая прибыль предприятия в анализируемом периоде увеличилась на 3467 млн. руб. или 11,97%, что является положительной тенденцией. Если проанализировать за счет чего произошло увеличение величины чистой прибыли, то здесь ситуация не однозначная, так мы можем наблюдать уменьшения объема реализации продукции на 46889 млн. руб. или 11,34%. А также происходит увеличение себестоимости реализованной продукции на 26100 тыс. руб. или 11,22%.

2.4 Анализ деловой активности


Рассмотрим показатели деловой активности предприятия в анализируемом периоде (см. табл. 4).

Таблица 4

Показатели деловой активности ЗАО «МЗБН»

№ п/п

Показатель

Формула

2012

2013

2014



для расчета




1

2

3

4

5

6

1

Фондоотдача

Чистая выручка

1,5

1,43

1,54



/ Основные производственные фонды




2

Коэффициент оборотности оборотных средств (обороты)

Чистая выручка

1,43

1,39

1,49



/ Оборотные средства




3

Период одного обороту оборотных средств (дней)

360

13,2

12

14,4



/ Коэффициент оборот. оборот. средств




4

Коэффициент оборотности запасов (обороты)

Себестоимость

1,89

1,86

1,92



/ Средние запасы




5

Период одного обороту запасов (дней)

360

5,34

4,63

6,12



/ Коэф. обор. запасов




8

Период погашения кредиторской задолженности (дней)

Средняя кредиторская задолженность * 360

0,32

0,5

0,47



/ Себестоимость реализации




финансовый ликвидность банкротство баланс

Рассмотрим каждый из приведенных показателей отдельно:

.        фондоотдача - показывает сколько выручки приходится на единицу основных фондов. Как видим, этот показатель ведет себя стабильно, что является хорошей тенденцией и свидетельствует о стабильности эффективности использования основных фондов предприятия;

.        период одного оборота оборотных средств - определяет средний период от расходования средств для производства продукции к получению средств за реализованную продукцию. Этот показатель также стабилен, что свидетельствует об эффективном использовании оборотных средств на предприятии;

.        период одного оборота запасов - это период, в течение которого запасы трансформируются в денежные средства. Этот показатель также ведет себя стабильно в пределах нашего периода.

.        показатели периода погашения дебиторской и кредиторской задолженности свидетельствуют о том, что у предприятия очень быстрый оборот денежных средств.

 

2.5 Оценка вероятности банкротства


Вопросом прогнозирования неплатежеспособности всегда занимались как академические круги, так и бизнес-консультанты. Поэтому, можно говорить как о теоретическом, так и практическом подходе к проблеме.

Первые опыты по оценке состояния компании были начаты еще в девятнадцатом веке. Показатель кредитоспособности был, по-видимому, первым показателем, что применялся для подобных целей. Особенно активными в этой области были купцы, будучи особенно заинтересованными, в определении потенциальной платежеспособности своих клиентов. В 1826 году увидел свет первый дайджест компаний, что отказались платить по своим обязательствам, который впоследствии был известен как Stubbs Gazette.

Однако только в двадцатом веке финансовые и экономические показатели стали широко использоваться, причем не только для прогнозирования банкротства, как такого, но и для прогнозирования разных финансовых затруднений.

Таким образом, до действительного момента существует более сотни разных работ, посвященных прогнозированию банкротства предприятия. Однако, практически все известные автору работы были выполнены на западе (в основном в США).

Также следует отметить, накопленный опыт показывает, что модели прогнозирования банкротства, как правило, состоят из разных коэффициентов с некоторыми весами. Причем, какие именно коэффициенты входят в модель, определяется либо на основе статистических, либо экспертных оценок.

Для оценки возможности банкротства ЗАО «МЗБН» используем показатель Таффлера (ZТ).Т = 0,03х1 + 0,13х2 + 0,18х3 + 0,16х4

х1 = ;

х2 = ;

х3 =

х4 = .

Если ZТ > 0,3 - предприятие имеет хорошие долгосрочные перспективы, при ZТ < 0,2 - имеется вероятность банкротства.

Рассчитаем показатель Таффлера для ЗАО «МЗБН»:

ZТ = 0,03* 0,65+ 0,13* 0,72 + 0,18* 0,187+ 0,16* 0,924 = 0,2946

Согласно рассчитанному коэффициенту предприятие имеет почти хорошие долгосрочные перспективы за 2012 год.Т = 0,03* 0,577+ 0,13* 0,851 + 0,18* 0,295+ 0,16* 1,037 = 0,347

Согласно рассчитанному коэффициенту предприятие имеет хорошие долгосрочные перспективы за 2013 год.Т = 0,03* 0,558+ 0,13* 0,848 + 0,18* 0,28+ 0,16* 1,054 = 0,346

Согласно рассчитанному коэффициенту предприятие имеет хорошие долгосрочные перспективы за 2014 год.

. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

3.1 Анализ продукции

 

Минеральная и питьевая воды.

Наибольший удельный вес (51,0 %) в объеме производства предприятия занимают минеральные и питьевые воды. Воды Минского завода безалкогольных напитков соответствуют следующим требованиям международных стандартов:

·   происходят из естественного источника, защищенного от любого загрязнения;

·   разливаются непосредственно в бутылки на расстоянии не более 50 метров от источника;

·   добываются только официально признанным методом, из официально зарегистрированных источников;

·   воды природной чистоты, в которых недопустимо использование любых методов, которые могут изменить первоначальные природные свойства, за исключением очистки от механических примесей и смешивания вод из различных скважин.

Минеральные воды, отличаясь ионным составом и минерализацией, являются лечебно-профилактическими и рекомендуются в качестве столового напитка и по назначению врача при хронических гастритах, не осложненной язвенной болезни желудка двенадцатиперстной кишки, хронических колитах и энтероколитах, хронических заболеваниях печени, желчевыводящих путей, хронических панкреатитах, болезни обмена веществ, хронических заболеваниях мочевыводящих путей.

Питьевая вода традиционно употребляется в быту как заменитель недоброкачественной водопроводной воды. Выпускаются газированные и негазированные воды.

Безалкогольные напитки

Выпуск безалкогольных напитков занимает 41,6 % в совокупном объеме производства и представлен широкой гаммой продуктов, количество и ассортимент которых постоянно и динамично расширяется в силу рыночного спроса. Основные направления в производстве безалкогольных напитков:

·   Легкие напитки, с использованием различных ароматических компонентов. Это прозрачные, бесцветные изделия, употребление которых приятно в любое время года, как в качестве самостоятельных продуктов, так и в различных сочетаниях в виде коктейлей.

·   Классические напитки. Использование натуральных экстрактов, основ, меда придает этим изделиям гармоничный насыщенный вкус и тонкий, приятный аромат. Напитки этой группы рассчитаны для самых разнообразных ситуаций потребления и новых потребителей.

·   Напитки на основе фруктовых соков. Это наиболее успешно развивающаяся категория прохладительных напитков. Применение сока обогащает и облагораживает вкус изделий. Эти напитки не только прекрасно освежают, но и дарят радость и удовольствие, и обогащают палитру полезных для здоровья продуктов. Эти напитки - для здоровья и удовольствия.

Слабоалкогольные напитки

Доля слабоалкогольных напитков составляет 4,6 %. Все слабоалкогольные напитки производятся на основе умягченной воды, сахара, спирта этилового ректификационного высшей очистки, лимонной кислоты, натуральных ароматических добавок, сокосодержащих основ. Объемная доля этилового спирта напитков - 6,0%. Основные направления в производстве слабоалкогольных напитков следующие:

·   Традиционные напитки. Это прозрачные бесцветные изделия с различными вкусо-ароматическими характеристиками: от легких фруктовых, грушево-яблочных оттенков до классических можжевелово-цитрусовых тонов с приятной горчинкой. Это всегда актуальные напитки с давней традицией и самым популярным вкусом.

·   Освежающие напитки на основе травяных экстрактов. Для напитков этого направления характерны богатая ароматическая композиция, приятный, гармоничный вкус, который создается оптимальными сочетаниями травяных экстрактов с алкоголем и другими натуральными ароматическими компонентами.

·   Напитки с освежающим эффектом и модным вкусовым букетом на основе фруктовых соков. Новые слабоалкогольные смешанные напитки на основе соков являются продолжателями уже завоевавших успех традиционных продуктов напитков, приготовленных с использованием трав. Сочетание сока с малыми дозами алкоголя позволяет создать вкусные и “модные” продукты, комфортные для потребления, которые существенно лучше и приятнее по многим показателям стандартных спиртных напитков. Содержание сока в готовом продукте - 5-7%.

По прогнозам российских аналитиков объем рынка слабоалкогольных напитков находится на пороге больших перемен. Будет происходить частичная замена слабоалкогольных напитков сегмента «эконом» на более крепкий алкоголь, вино локального производства и пиво. В 2012 году рост объемов потребления слабого алкоголя составил всего 1-2 % в натуральном выражении (единицах продукции) и 2-3 % в денежном эквиваленте. Если вспомнить ситуацию пятилетней давности, то это серьезное замедление, хотя рынок еще не близок к насыщению.

Зеркальным отражением тенденций рынка слабоалкогольных напитков является производство данного продукта на ЗАО «МЗБН». Объем производства слабоалкогольных напитков за период с 2010 года достиг своего максимального выпуска в 2011 году - 1 786 тыс. декалитров (рост с 2010 годом в 3,1 раза), в 2012 году объем производства снизился на 12,8 %, в 2013 году - на 1,1 %; в 2014 году - 5,9 %. В связи со значительным ростом ставки акцизного налога выпуск данной товарной группы может быть прекращен.

Ликероводочная продукция, вино виноградное

Удельный вес данных товарных групп в объеме выпущенной продукции составляет:

·  Ликеры и настойки сладкие 1,5 %;

·        Вина виноградные 0,6 %.

Ликероводочная продукция производится на ЗАО «МЗБН» с 1993 года. На данный момент товарная группа представлена семью наименованиями ликеров и шестью наименованиями настоек сладких на коньяке.

В связи со снижением покупательского спроса на натуральные виноградные вина ЗАО «МЗБН» в 2010 году сократил ассортимент производимых натуральных вин. Вина виноградные представлены шестью наименованиями специальных вин и четырьмя наименованиями вин виноградных натуральных.

Прочая продукция

К данной группе относится сок березовый газированный в ПЭТ бутылках. Розлив данного продукта носит сезонный характер (март-апрель-май) в зависимости от погодных условий. В 2009 году на новой автоматической линии розлива итальянской компании «АВЕ ИНДАСТРИЗ С.П.А.» была розлита первая партия соков и нектара персикового горячим розливом без консервантов в ПЭТ бутылках вместимостью 0,5 и 1 литр. Это соки: яблочный, апельсиновый, мультифруктовый. В 2010 году по данной технологии был осуществлен розлив негазированного березового сока без консервантов.

Таблица 5. Структура производства продукции

Основные номенклатурные группы продукции

2012 год

2013 год

2014 год


Тыс.

%

Тыс.

%

Тыс.

%


Дал.


Дал.


Дал.


Минеральная и питьевая воды








6 421

44

5 963

47

7 459

51

Безалкогольные напитки








6 107

42

5 228

41

6 087

42

Слабоалкогольные напитки








1 447

10

1 148

9

672

4,6

Ликероводочная продукция








244

1,7

199

1,6

220

1,5

Вино виноградное

130

0,9

108

0,8

85

0,6

Коньяк

18

0,1





Прочая продукция

117

0,8

131

1

106

0,7

Итого

14 484

100

12 777

100

14 628

100

Запасы готовой продукции на складах








749


572


715



По данным опросов около 60% покупателей предпочитают употреблять безалкогольные напитки, а 40% бутилированную воду (из них большая часть употребляет минеральную воду, а меньшая питьевую). Среди приверженцев воды наибольшей популярностью пользуются негазированная или слабоминерализованная вода. Так как значительная часть питьевой негазированной воды приобретается для приготовления пищи, то эта категория меньше всего подвержена сезонным колебаниям спроса. Подавляющее большинство выбирает напитки и воду в ПЭТ таре.

Рынок питьевых, минеральных вод и безалкогольных напитков один из самых быстрорастущих в Беларуси. Потребление безалкогольных напитков и минеральной воды росло на протяжении последних лет на 13-17% в год.

В категории питьевых и минеральных вод продолжают набирать популярность негазированные виды. В целом белорусский рынок прохладительных напитков следует признать достаточно насыщенным. Так, минеральная вода продается практически в любом продуктовом магазине, причем в абсолютном большинстве магазинов она представлена в достаточно широком ассортименте (более 5 наименований, а в крупных магазинах - более 20).

Как упоминалось выше, в Беларуси растет потребление бутилированной питьевой воды. Это обусловлено снижением качества водопроводной воды и стремлением людей к здоровому питанию. Такая тенденция характерна для всех развитых государств. Однако потребление бутилированной питьевой воды в Беларуси пока значительно отстает от европейских стандартов. Годовое потребление питьевой бутилированной воды в расчете на одного человека составляет в:

·        Беларуси - 10,5 литра;

·        России - 14-15 литров;

·        Чехии - 25-30 литров;

·        Германия, Италия - 45 литров.

Этот факт свидетельствует о широких возможностях для роста данного сегмента в будущем.

Вся продукция ЗАО «МЗБН» представляет собой продукты массового потребления и реализуется на 95,7 % в Беларуси. Поэтому на уровень сбыта и доходности продукции предприятия основное воздействие оказывают внутренние факторы развития потребительского рынка Беларуси.

Продукция ЗАО «МЗБН» реализуется через клиентскую базу, насчитывающую 4 500 договоров. Поставки осуществляются как в розничные, так и в крупные оптовые организации. Для удобства работы клиентов с предприятием:

) организована доставка продукции в любую точку Республики Беларусь транспортом предприятия,

) обеспечена возможность предварительного заказа продукции по телефону,

) организована работа штата сотрудников отдела продаж, непосредственно курирующих конкретные торговые организации,

) разработана система скидок.

За 2014 году предоставлены скидки для 1 520 организации.

диаграмма 1. Продажи по районам г. Минска.

Наибольший удельный вес продаж -50,1% приходится на г. Минск. По районам города поставки распределяются следующим образом:

Продукция предприятия пользуется спросом не только в столице Республики Беларусь, но и за ее пределами. Поставки продукции осуществляются во все города республики. Координация и организация данных поставок осуществляется сотрудниками отдела продаж, курирующие работу торговых организаций в конкретных областях республики. Такая система работы позволяет:

) обеспечить активное внимание и тесное сотрудничество с клиентами;

) обеспечить быстрое поступление информации о необходимости поставки продукции клиенту;

) минимизировать затраты времени клиентом на составление и оформление заявки на поставку продукции;

) организовать оперативную поставку продукции клиенту;

) осуществлять контроль за соблюдением сроков оплаты за поставленную продукцию и своевременно применять меры в случае их нарушения;

) поддерживать «обратную связь» с клиентом, что позволяет своевременно получать информацию для корректирующих действия для повышения эффективности работ;

) получать информацию о состоянии рынка определенного региона (в том числе за пределами Республики Беларусь);

) формировать эффективное торговое предложение для внутреннего и внешнего рынка.

Большое внимание уделяется развитию и укреплению системы дистрибуции в областях Республики Беларусь. Так в предыдущие годы в областных центрах республики были открыты региональные склады: г.Бресте, г.Могилеве, г.Витебске, г.Гомеле, г.Мозыре, г.Барановичах. Создание данных структурных подразделений дает возможность:

) эффективно и оперативно обеспечивать поставки продукции завода на рынок указанных регионов;

) более активно расширять клиентскую базу данного региона;

) осуществлять непосредственный контроль за ситуацией на рынке конкретного региона, для чего в штате региональных складов имеются 17 человек торговых агентов.

Таблица 6. Реализация продукции по регионам Беларуси, тыс. дал



За 2012

За 2013

За 2014

№ п/п

Регионы

Год

год

год



Тыс. дал

%

Тыс. дал

%

Тыс. дал

%

1

Минск

5 750

41,7

5 203

42

7 203

54,1

2

Брестская область

872

6,3

756

6,1

700

5,3

3

Витебская область

1 305

9,5

1 132

9,2

1 017

7,6

4

Гомельская область

1 939

14

1 713

13,8

1 423

10,7

5

Гродненская область

1 421

10,3

1 246

10,1

1 045

7,9

6

Минская область

1 847

13,4

1 737

14

1 466

11

7

Могилевская область

660

4,8

594

4,8

452

3,4

8

Итого по Беларуси

13 794

100

12 381

100

13 306

100

9

Экспорт

535

551

852


Итого

13 228

12 932

14 158


За 2014 год предприятие реализовало продукции на сумму 413 527 млн. руб., из них за пределы Республики был отгружен 3,9 % продукции, что в денежном выражении составляет 42 179 млн. руб.

За 2014 год экспортные поставки (в натуральном выражении) возросли по отношению к соответствующему периоду прошлого года в 1,5 раза.

Маркетинговая стратегия является фундаментом маркетинговой деятельности компании. Все мероприятия в области маркетинга, рекламы <#"814681.files/image006.gif">

За период с 2010 по 2014 год предприятие увеличило выпуск товарной продукции более чем в 1,5 раза.

Среднегодовые производственные мощности купажного отделения и цеха розлива в 2014 году составляют 22 825 тыс. декалитров. Коэффициент использования мощности за 2014 год - 64,1 %.

Реализация и соответственно объем выпуска продукции предприятия зависит от времени года. Наглядно влияние фактора «сезонности» представлено на графике (числовые значения объемов продаж приведены для 2014 года в сравнении с 2012 и 2013 годом).

Диаграмма 3. Реализация продукции, тыс.декалитров


Жаркое лето 2014 года подтвердило правильность проводимой на предприятии политики технического перевооружения и реконструкции. В августе 2014 года объем производства в натуральном выражении достиг рекордного значения 2 153 тыс. декалитров, все заявки торговых организаций выполнялись в срок и в полном объеме. По оценке руководителей торговых организаций ЗАО «МЗБН» оказалось более подготовленным к возросшему спросу на напитки и воды, чем СООО «Дарида» и ИП «Coca-Сola Бевриджис Белоруссия». И в тоже время повышенный спрос на продукцию предприятия остро обозначил нерешенные проблемы.

В связи с этим, на предприятии разработан план технического перевооружения цеха розлива и строительства логистического центра в деревне Кулики.

Техническое перевооружение цеха розлива

В последние два года на рынке безалкогольных напитков Беларуси наметилась устойчивая тенденция в употреблении сокосодержащих напитков и соков, полезных и безопасных для здоровья. ЗАО «МЗБН», являясь экспертом в индустрии напитков Республики Беларусь, стремится к соблюдению существующих локальных и мировых тенденций. Безопасности и полезности напитков можно добиться только благодаря использованию специальных технологий, оборудования и удобной упаковки напитка.

Переоснащая производство, предприятие получает возможность:

1.      Ввести бутылки объемом 1,5 литра на некоторые виды продукции.

Это позволит быть более конкурентоспособным среди белорусских производителей, а также с целью расширения полочного пространства, добиться лучшей представленности в розничных магазинах по всей Республике Беларусь. Распределение продукции по формату бутылок ПЭТ по водам и напиткам по данным за первое полугодие 2014 года представлено на диаграммах:

Диаграмма 4. Вода, %.


Диаграмма 5. Напитки, %.


. Изменение вида бутылки на негазированные продукты нашего производства.

Известный факт, что потребитель обращает внимание при покупке на удобство потребления продукта «на ходу», на современность и привлекательность формы бутылки, на удобство держать бутылку в руке. Круглая, современная и удобная бутылка в новом дизайне будет использоваться в производстве питьевой воды, а также в производстве продуктов «около воды» (как пример этому - негазированные напитки серии «Аква элемент»), в тех сегментах, где рынок растет наиболее быстро. В настоящий момент на производстве используется устаревший вариант квадратной бутылки с широким горлышком, который не удобен и не современен для наших потребителей.

3.      Изменение типа этикетки.

Известно, что при большом разнообразии предложений на полке в магазине потребитель часто делает выбор на основе импульса, т.е внешнего впечатления от упаковки. Этикетка важная составляющая часть упаковки, именно поэтому мы придаем ей такое большое значение. Кроме этого, полипропиленовая этикетка более сохранна на самой бутылке, меньше деформируется и меньше подвержена воздействиям окружающей среды и солнечного света. Данный тип этикетки является более износоустойчивым.

. Введение новых продуктов для Беларуси

В настоящее время достаточно сильно растет рынок напитков в составе которого содержится сок в разном %-ном соотношении. Также, новое оборудование позволяет включать в состав напитков кусочки фруктов, мякоть, пульпа, что является новинкой и привлечет внимание наших клиентов и покупателей в расширении торгового портфеля и ассортиментной линейки продукции.

Техническое перевооружение цеха розлива включает в себя следующие проекты:

·        Замена этикетировочной машины; установка оборудования по дозированию жидкого азота в бутылку; установка вертикального наливного кизельгуртового фильтра (купажное отделение линии AVE); приобретение фильтрующих элементов.

·        Реконструкция холодильной установки на линии AVE;

·        Приобретение линии розлива напитков и питьевых вод номинальной производительностью 16 000 бут/час.

Кризис 2014 года снизил темпы роста производства и реализации продукции предприятия. Для того, что бы учесть негативные факторы как внешней, так и внутренней среды (а это в первую очередь объемы реализации), расчет плана производства на период 2015 - 2019 годов производился исходя из консервативного варианта развития ЗАО «МЗБН». Жаркая погода 2014 года дала возможность значительно увеличить объемы производства и достичь налива 14 628 тыс. декалитров, что составит 109,9 % к 2013 году. При расчете объема производства на 2015 год учитывалось, что жаркое лето, когда температура воздуха в течение нескольких месяцев составляла 30 градусов и выше, не свойственна для климата Беларуси и основного зарубежного покупателя продукции ЗАО «МЗБН» - Российской федерации. Поэтому в 2015 году объем производства по плану снизится на 8,4 % и составит 12 974 тыс. декалитров. План производства продукции по годам представлен на графике:

Диаграмма 6. План производства, тыс.дал (2015-2020гг.)


С учетом ввода линии Sidel (№9) в декабре 2015 года и демонтажа линии №5 производственная мощность цеха розлива составит в 2015 году - 22 963 тыс.декалитров, в 2016 - 24 489 тыс.декалитров. Коэффициент использования мощности (в %) приведен на диаграмме 7.:

Диаграмма 7. Коэффициент использования мощности (в %, за 2013-2020гг.)


Замена линии розлива и модернизация оборудования не предполагает выпуска новых продуктов, поэтому все основные поставщики сырья и материалов остаются прежними. Процентное соотношение между поставщиками основ, ароматизаторов и соков для производства напитков представлено на диаграмме:

Диаграмма 8. Процентное соотношение поставщиков сырья.


Как видно из диаграммы, в данной группе сырья преобладают импортные поставки (59,7 %).

В группе упаковочных материалов (преформа и колпачек ) доля продукции Республики Беларусь составляет 97,6%.

Диаграмма 8. Процентное соотношение поставщиков упаковочных материалов.


Зависимость производства продукции от времени года оказала влияние и на реализацию проекта «Приобретение линии розлива». Весь процесс от проектирования оборудования до ввода в эксплуатацию займет не менее 8 месяцев, т.е. демонтировав одну линию не получится ввести к началу сезона (апрель месяц) новую линию розлива. В связи с этим, было принято решение о поэтапном изготовлении и вводе в эксплуатацию оборудования. Первый этап - это приобретение этикетировщика, двух паллетизаторов, 8 комплектов пресс-форм. Это позволит к началу летнего сезона запустить в производство новый дизайн бутылки с полипропиленовой этикеткой, сократить использование ручного труда. Второй этап - доукомплектация линии розлива SIDEL.

Без кардинальных изменений в складской работе дальнейшее развитие ЗАО «МЗБН» будет ограничено территориальными размерами предприятия. Перед предприятием стоит цель не просто построить дополнительные складские помещения, но и так организовать его работу, чтобы в условиях жесткой конкуренции оперативно выполнять заявки торговых организаций. Первый этап строительства логистического центра включает в себя строительство склада готовой продукции, электрической подстанции и дороги, протяженностью около 1 км.

Склад готовой продукции в деревне Кулики позволит единовременно хранить около 20 тыс. поддонов готовой продукции и уйти от аренды склада в поселке Гатово, на котором храниться около 30% производимой продукции. Это позволит снизить затраты на арендную плату, которые составляют 480 млн.руб. в год. Но в тоже время хранение и отгрузка продукции со склада вне территории предприятия увеличивает затраты на реализацию продукции за счет:

·  дополнительных перевозок продукции. Около девяноста процентов продукции будет отправляться в логистический центр;

·        дополнительных затрат на доставку продукции по г.Минску;

·        перевозок работников предприятия к месту работы;

·  амортизационных затрат.

Организационный план

Высшим органом управления ЗАО «Минский завод безалкогольных напитков» является Общее собрание акционеров, которое решет вопросы деятельности Общества в соответствии с действующим законодательством и Уставом. Коллегиальный орган управления Обществом - Наблюдательный Совет является органом управления, подотчетным Общему собранию акционеров, осуществляющим общее руководство деятельностью Общества в период между собраниями. Единоличным исполнительным органом Общества, осуществляющим руководство его текущей деятельностью, является директор. Ключевыми фигурами в руководстве предприятия являются:

·        общее финансовое состояние предприятия, осуществление кредитной и ценовой политики завода, анализ экономических результатов, поиски путей более экономичной работы - основные функции первого заместителя директора.

·        техническая сторона работы предприятия и руководство работой всех производственных участков - это основные функции главного инженера предприятия.

·        учетная политика, учет и отчетность обеспечены главным бухгалтером.

Основное производство представлено цехом розлива, купажным участком и алкогольным участком. Для обслуживания основного производства на предприятии имеются холодильно-компрессорная служба, служба главного энергетика, ремонтно-механическая, ремонтно-строительная службы, служба КИПиА, транспортный цех. Производственная лаборатория аттестована и имеет свидетельство о технической компетентности. Для оперативного обеспечения поставки продукции завода на потребительский рынок регионов на предприятии функционируют шесть региональных складов. Не основная деятельность предприятия представлена фирменным магазином розничной торговли, магазином-складом и столовой.

Организационная структура предприятия приведена в Приложении 4.

Основной целью деятельности общества является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли. Основная задача - удовлетворение социальных и экономических интересов учредителей и членов трудового коллектива общества; более полное насыщение потребительского рынка товарами и услугами. Выполнение поставленных задач осуществляется слаженным, квалифицированным коллективом. 22,3 % работающих имеют высшее образование; 7,6 % - среднеспециальное образование; 13,3 % - профессионально техническое. Средний возраст работающих составляет 39 лет. По стажу работы - средний стаж - 9,5 лет.

Среднесписочная численность Закрытого акционерного общества «Минский завод безалкогольных напитков» за 2014 год составила 683 человека, персонал, занятый в основной деятельности - 671 человек, в том числе:

·   Рабочих - 463 человека;

·   Служащих - 229 человек.

В 2015 году плановая среднесписочная численность составит 683 человек.

Диаграмма 9. Структура стреднесписочной численности.


Ввод в действие и обслуживание нового оборудования требует определенный уровень знаний от обслуживающего персонала. Обучение персонала проводится специалистами предприятия, представителями иностранных компаний - поставщиков оборудования, привлеченными специалистами.

Инвестиционный и инновационный план

Инвестиционный план на 2015 год выключает продолжение реализации плана технического перевооружения цеха розлива и строительства логистического центра в деревне Кулики, начатых в конце 2010 года.

Техническое перевооружение цеха розлива направлено на снижение материало- и энергоемкости производства, доли тяжелого ручного труда, численности и включает в себя:

. Замену этикетировочной машины; установку оборудования по дозированию жидкого азота в бутылку; установку вертикального наливного кизельгуртового фильтра (купажное отделение линии AVE); приобретение фильтрующих элементов.Современный покупатель предъявляет повышенные требования не только к вкусовым качествам продукта, но и к его внешнему виду - упаковке. Две линии розлива напитков (№1 и №2) укомплектованы этикетировочными машинами, которые используют полипропиленовую этикетку. Для перевода остальных линий розлива на выпуск продукции с полипропиленовые этикетки, было принято решение о приобретении одной единицы этикетировочной машины, которая будет установлена на линии № 4. Этикетировочный ротационный автомат типа ROLL FED имеет две станции этикетирования типа ROLL FED для нанесения двух этикеток:

·        одной опоясывающей этикетки из пластика;

·        одной самоклеющейся акцизной марки (на пробку или корпус бутылки).

Применение жидкого азота для создания давления и инертной среды - это, в известной степени переворот в упаковочной промышленности. Создание избыточного давления используется для усиления жесткости и прочности контейнеров из алюминия, ПЭТ и других материалов для рационального складирования и для предотвращения возникновения вакуума и последующего эффекта деформирования, который возникает при охлаждении горячего воздуха в закупоренной таре. Сегодня спрос на азотные установки высок как никогда. Азот, как основная составляющая воздуха, безопасен, химически инертен, не имеет запаха, цвета и вкуса. Он слабо растворяется в продукте и одобрен для использования в пищевой промышленности. Обеспечение инертной среды в пищевых продуктах и напитках (а так же в вине) существенно ослабляет процесс окисления, значительно увеличивая время хранения, улучшая вкусовые качества. Применение жидкого азота для создания давления позволяет снизить вес бутылки.

Для улучшения качества выпускаемой продукции ЗАО «МЗБН» заключил контракт на приобретение системы впрыска жидкого азота под крышку модель Ultradoser SC 350.

Кизельгуровый фильтр необходим для фильтрации сахарного сиропа и позволяет фильтровать в том числе сироп обработанный активированным углем, что необходимо для производства бесцветных напитков. Фильтр кизельгуровый с горизонтальными фильтрующими элементами и сухой центробежной выгрузкой мод. NF 15-15m2 для сахарного сиропа будет установлен в купажном участке №2. Установка данного фильтра так же позволит осуществлять фильтрацию березового сока и снизить нагрузку на оборудование для фильтрации купажного учаска № 1.

Приобретение фильтрующих элементов для установленного в купажном участке №1 фильтра необходимо для оптимизации работы по фильтрации сахарного сирота и березового сока в наиболее интенсивный период работы.

Для приобретения вышеперечисленного оборудования ЗАО «МЗБН» заключил контракт № 017\10 от 27 августа 2010 года с компанией «OU Revali Projekt KYH» (Эстония)

. Реконструкцию холодильной установки на линии №2.

Для обеспечения холодом тоннеля линии горячего розлива (линия № 2) необходима холодильная установка мощностью 800 000 ккал. Так же данная установка сможет обеспечить холодом оборудование цеха розлива в случае работы линии № 2 в обычном режиме (при простое блока горячего розлива).

. Приобретение линии розлива напитков и питьевых вод номинальной производительностью 16 000 бут/час.

ЗАО «МЗБН» осуществляет производство вод и напитков на пяти линиях розлива. Одна из линий (линия розлива № 2) позволяет осуществлять розлив напитков по технологии «горячего розлива» т.е. производить розлив соков и сокосодержащих напитков без консервантов.

На сегодняшний день розлив негазированных сокосодержащих напитков производится по классической технологии на линии №5, производительностью 8 тыс.бут/час формата 1,0 литр. При круглосуточной работе в летнее время месячная производительность линии составляет 396 тыс. декалитров. В пиковый период лета 2010 года на линии было выпущено 372 тыс. декалитров продукции, коэффициент использования мощности составил 93,9 %. Данная продукция пользовалась повышенным спросом как на территории Беларуси, так и за ее пределами - в Российской федерации. Удельный вес негазированных напитков в объеме экспортных поставок напитков составил 93,5%, в общем объеме экспорта - 62,7%. Если бы жаркая погода продержалась еще две недели, то заявки торговых организаций в разрезе поставок негазированных напитков оказались бы не выполненными.

Для улучшения микробиологических показателей напитков, увеличения мощности предприятия по производству негазированных сокосодержащих напитков, для поставки в торговую сеть продукции с измененным дизайном бутылки и этикетки специалистами предприятия было принято решение о приобретение новой линии розлива типа «чистый розлив». Технология «чистый розлив» обеспечивает снижение микробиологического загрязнения в процессе производства в 1000 раз по сравнению с обычными условиями розлива. Данная линия позволит выпускать продукцию в бутылках нового вида (круглой с диаметром горлышка 28 мм и 38 мм).

Выбор поставщика оборудования, французской компании SIDEL Blowing and Services S.A.S, был обусловлен долгосрочным сотрудничеством ЗАО «МЗБН» с компанией SIDEL (за период с 2010 по 2015 было приобретено три единицы выдувного оборудования).

Компания SIDEL является частью мировой группы Tetra Laval (Щвеция) - лидера в области производства оборудования для пищевой промышленности и упаковки. SIDEL - ведущий производитель:

·        в ПЭТ технологиях (с 1980 года более 5000 выдувных машин);

·        в машинах Комби (более 340 машин);

·        в конвейерных технологиях GEBO.

Кроме того, компания SIDEL оказывает техническую помощь своим клиентам, располагая для этого командой, насчитывающей более 600 специалистов, занимающихся послепродажным обслуживанием. Сервисное обслуживание оказывается круглосуточно все семь дней в неделю и обеспечивает поставку необходимых запасных частей в течение 24 часов.

Предлагаемая данной компанией линия розлива оснащена машиной Combi (выдув/розлив), которая представляет собой единую комплексную систему, объединяющую три машины в одну Машину Выдува - Машину Розлива - Укупорщик (три функции в одной машине). Это дает следующие преимущества:

·        гигиена под контролем;

·        высокая производительность;

·        большой выбор форм бутылки;

·        компактность;

·        экономия на оборудовании;

·        экономия на операционных процессах.

Новая линия розлива будет размещена на месте линии №5, которая будет демонтирована и в дальнейшем существует два варианта ее использования:

·        продажа;

·        монтаж на производственных площадях линии №4, которая в свою очередь будет демонтирована, перенесена на новое место и перепрофилирована на розлив продукции в дорогой стеклянной упаковке для кафе и ресторанов.

На новой линии розлива планируется:

. розлив негазированных сокосодержащих напитков в круглые ПЭТ бутылки с горлом диаметром 38 мм. Это уже завоевавшие популярность на белорусском и российском рынках напитки серии «Ледяной чай» и «Мультитель». Удельный вес данных продуктов в объеме производства безалкогольных напитков составляет 23,4 %. В летний период 2014 года объем производства негазированных напитков в ПЭТ бутылках формата 0,5 литра сдерживался производственной мощностью линии №5, которая при производительности 8 тыс. бутылок в час смогла обеспечить потребность рынка только продукций формата 1,0 литр.

2. розлив негазированных напитков серии «около воды» и питьевой негазированной воды в круглые ПЭТ бутылки с горлом диаметром 28 мм.

Предварительная стоимость проведения технического перевооружения цеха розлива составит 25 123 млн. руб., в том числе в 2015 году - 21 776 млн.руб.

В настоящий момент на предприятии сложилась такая ситуация, что производственные мощности предприятия позволяют увеличить объем производства до 22, 8 млн.декалитров. Но собственное складское хозяйство предприятия не располагает площадями для обеспечения надлежащего хранения и бесперебойной реализации всего ассортимента продукции. На территории предприятия имеется склад готовой продукции, год постройки 1965, площадью 2 089 м², склад готовой продукции год постройки 2008, общей площадью 1 152 м².. Собственное складское хозяйство позволяет единовременно хранить 3 500 поддонов с продукцией. Так же арендуются склад в Минском районе (п. Гатово) общей площадью 2 500 м² (для хранения 4 000 поддонов) и в регионах:

·        Витебский региональный склад -742,5 м²;

·        Брестский региональный склад -411,3 м²;

·        Барановичский региональный склад - 714 м²;

·        Гомельский региональный склад - 893,8 м²;

·        Мозырьский региональный склад - 288 м²;

·        Могилевский региональный склад - 415,03 м²; итого арендовано складов в регионах - 3 464,63 м².

В ноябре 2011 года ЗАО «МЗБН» по договору купли-продажи приобрел здание школы общей площадью 1082,6 м² здание котельной, водонапорную башню-скважину, расположенные по адресу: Минская область, Червенский район, Смиловичский с/с, д.Кулики. Объекты недвижимости расположены на земельном участке общей площадью 3,1203 га., переданному предприятию на праве постоянного пользования.

На данных площадях ЗАО «МЗБН» планирует построить логистический центр. ЗАО «МЗБН» рассмотрел предложения компании «ФастХолл» и ООО «ЕвроСтальСтрой».

Компании «ФастХолл» поставляет быстровозводимые модульные здания, которые состоят из алюминиевого каркаса «одетого» в тентовое покрытие. Основные преимущества:

·        быстрый монтаж;

·        легкость монтажа;

·        мобильность. В любой момент здание можно расширить или перенести на другое место, затратив при этом минимум времени;

·        разрешение без формальностей. Здания данного типа относятся к третьей степени ответственности и не требуют специальных разрешений на строительство и сертификации.

На данных площадях компания «ФастХолл» предложила построить три склада готовой продукции, соединенных между собой, общей площадью 8 000 м² и высотой 9,5 м, в комплексе со строительством вспомогательных зданий и сооружений.

ООО «ЕвроСтальСтрой» - выполняет работы по проектированию и строительству зданий, изготовленных из металлических сендвич панелей с различными типами утеплителей. Одним из основных преимуществ сендвич панелей является быстрота и легкость их монтажа. Здания из сэндвич панелей <#"814681.files/image015.gif">

За 2015 год целевой показатель по энергосбережению прогнозируется «минус 6,4%» (для сравнения: данный показатель в 2013 году составил «+13,3%»). Плановый показатель на 2016 год - «минус 5,4 %».

Основные приоритетные направления энергосбережения на 2015 год приведены в таблице

№ п/п

Код основных направлений энергосбережения в соответствии с формой 1-энергосбережение

Наименование направлений

Условно- годовой экономический эффект, тут.

Ожидаемая экономия ТЭР от внедрення мероприятий в 2015 г., тут.

1

2

3

4

5

1.

500

Модернизация теплового узла

9

2,1

2.

500

Наладка водяной тепловой сети(шайбирование)

5,3

1,9

3.


Установка теплообменника в купажном отделении

14

2,6

4

1000

Внедрение системы автоматического регулирования воздуха высокого давления

242

80,7

5

1000

Модернизация работы выдувальных машин Внедрение системы рекупирации воздуха

87

29,0

6

400

Модернизация системы горячего водоснабжения

4

1,9

7

400

Модернизация аммиачной компрессорной

207,8

41,6

ВСЕГО по направлениям:


569

159,8

Экономия ТЭР от мероприятий предыдущего года, ту.т.



ИТОГО:




Целевой показатель по энергосбережению от ожидаемой экономии ТЭР мероприятий текущего и предыдущего годов, %

5,4


. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности

Основным источником поступления денежных средств ЗАО «Минский завод безалкогольных напитков» является выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг. В 2014 ее удельный вес в притоке денежных средств составит 84,3 %. В 2015 году использование кредитных средств (12,9% в притоке денежных средств) для приобретения оборудования и строительства логистического центра снизили удельный вес выручки от реализации на 3,7 процентных пункта. Краткосрочные кредиты и займы составляют 6,5%.

В структуре оттока денежных средств ЗАО «МЗБН» в 2014 году наибольший удельный вес занимают затраты на производство и реализацию продукции (за вычетом амортизационных отчислений) - 49,8 %, на втором месте идут налоги, сборы и платежи в бюджет, далее - погашение краткосрочных кредитов, прирост оборотных активов и капитальные затраты. 2015 год - год освоения капитальных затрат по проектам «Техническое перевооружение цеха розлива» и «Строительство логистического центра». В связи с этим, доля капитальных затрат в общем оттоке денежных средств увеличилась на 12,4 процентных пункта и составила 15,9%. Увеличился удельный вес расходов, связанных с погашением долгосрочных кредитов и займов на 3,6 процентных пункта и составил 6,8 %.

В 2015 году Закрытое акционерное общество «Минский завод безалкогольных напитков» планирует получить прибыли от реализации 68 814 млн. руб. Рентабельность от реализации составит 17,2 %, снизится на 8,6 процентных пункта. Это связано в первую очередь со снижением объема производства продукции. Чистая прибыль за период 2015 года планируется в размере 33 076 млн. руб.

.        Показатели эффективности деятельности предприятия

В 2015 году объем производства товарной продукции в сопоставимых ценах составит 262 495 млн.руб

Выручка от реализации составит 449 475 млн. руб. Закрытое акционерное общество «Минский завод безалкогольных напитков» реализует за пределы республики Беларусь продукции собственного производства на сумму 54 482 млн. руб.

Индекс роста себестоимости реализованной продукции возрастет больше, чем индекс выручки от реализации, что приведет к снижению уровня рентабельности реализованной продукции на 8,6 процентных пункта, а рентабельности продаж - на 5,8 процентных пункта. Рентабельности составят 17,2% и 14,7 % соответственно.

В 2015 году планируется получить чистой прибыли 33 076 млн. руб. Это позволит ЗАО «МЗБН» продолжать выполнять свои обязательства по возврату кредитных средств согласно графикам.

Расчетные значения показателей, характеризующие финансовое состояние и платежеспособность Закрытого акционерного общества «Минский завод безалкогольных напитков», в 2015 году составят:

·        Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами -«минус 0,73», (нормативное значение - ≥0,2);

·        Коэффициент текущей ликвидности - 1,4 (нормативное значение - ≥1,3);

·        Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами - 0,5 (нормативное значение не должно превышать 0,85).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 536 с. - (Высшее образование).

. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф., Финансовый анализ. Управление финансами: Учеб. Пособие для вузов - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 639 с.

. Финансовый анализ: учебник / Л.С. Васильева, М.В.Петровская.- М.: КНОРУС, 2006. - 554 с.

. Шеремет А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. - М.:ИНФРА-М, 2009. - 367 с.- (Высшее образование).

. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов. - Изд. испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 416 с. - (Высшее образование).

. Шеремет А.Д., Негашев Е.В,, Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 208 с.

Похожие работы на - Анализ финансового состояния предприятия ЗАО 'МЗБН'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!