Взлёт и падение марксизма

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,78 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Взлёт и падение марксизма

Содержание

Введение

1. Исторические предпосылки появления нового учения

2. Формирование марксистской теории

3. Марксистские воззрения в Советской России

4. Современный взгляд на марксизм

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Карл Маркс и Фридрих Энгельс создали такое особое философское и социально-экономическое учение, которому суждено было сыграть огромную и не только теоретическую роль в жизни европейского и даже мирового человечества ХХ в., хотя стоит заметить, что философия марксизма, созданная в середине XIX в., была не первым материалистическим философским учением того периода.

Новации, внесенные марксизмом в материализм, заключаются в применении материализованной гегелевской диалектики, в тезисах о сознании как свойстве высокоорганизованной материи - мозга и о практике как критерии истины, в материалистической теории отражения и создании на этой основе материалистической теории познания и материалистического понимания истории. Главное «достижение» марксизма - в рассмотрении материалистической диалектики как критической и революционной, нацеленной не на осмысление мира, а на его преобразование, причем революционным путем.

Традиционно считается, что большое значение в теории Маркса имеют следующие положения: учение о прибавочной стоимости, материалистическое понимание истории (исторический материализм) и учение о диктатуре пролетариата.

Теория и идеология Маркса породила множество последователей как в научной сфере, так и в политике.

Целью нашей работы является рассмотрение взлета и падения марксизма.

Наши задачи:

рассмотреть основные идеи марксизма;

выяснить сущность учения К. Маркса и Ф. Энгельса;

остановить на выяснении причин неудач философии на практике.

1. Исторические предпосылки появления нового учения

К середине XIX в. заканчивается формирование домонополистического капитализма. Отчетливо проявляются новые тенденции развития общества, намечаются социальные противоречия, принимающие форму классовых столкновений и революций. Массовое разорение мелких хозяйств, образование гигантских монополий, охватывающих общество жесткими экономическими связями, свидетельствовали о неосуществимости традиционных идеалов. Возникла необходимость в выработке новых нравственных ориентиров и ценностей, на которые можно было бы опереться в век крушения просветительских идеалов, тем более что наука, утрачивая пафос изначальной целостности бытия, теряет и свое нравственное измерение. Многие мыслители негативно относятся к научно-техническому прогрессу, который может превратить человека в робота, в придаток машины.

Середина XIX в. - это переломная эпоха, когда начинают формироваться нетрадиционные, неоклассические типы философствования, когда в философской среде возникает протест против традиционных систем в познании, экономике, политике.

Важным этапом развития капиталистической экономики стал промышленный переворот, наиболее широко проявившийся в первые десятилетия XIX в. Он ознаменовал небывалое на протяжении всей предыдущей истории ускоренное развитие производственных сил, выразившихся в переходе от мануфактуры к фабричной системе, основанной на широком применении машинной техники и обусловил утверждение капиталистических производственных отношений. Важной исторической предпосылкой формирования марксистского мировоззрения явилось то обстоятельство, что капитализм одержавший победу над феодализмом в передовых странах Западной Европы, уже показал к тому времени не только свое экономическое преимущество над предыдущим способом производства, но также и противоречивость своего развития, все большее нарастание конфликта между трудом и капиталом.

Промышленный переворот, осуществившийся вначале в Англии, а затем и в других странах Западной Европы, создал качественно новую основу для развития производственных сил и, следовательно, реальную перспективу резкого увеличения после социальной революции производства материальных благ для трудящихся, и увеличения свободного времени - основы всестороннего развития всех членов будущего свободного от эксплуатации общества. В ходе промышленного переворота рабочий класс впервые выступил на историческую сцену как самостоятельная общественная сила. Широко известны проявления активной революционной роли рабочего класса в 1831 - 1834 гг., а также чартистское движение 1830 - 1840-х гг. в Англии. марксизм воззрение промышленный переворот

То обстоятельство, что развитие капитализма в Германии в этот период сочеталось с сохранением значительного проявления феодальных отношений, придало этим восстаниям особо важную роль. Это явилось свидетельством того, что в условиях назревавшей в этой стране буржуазно - демократической революции пролетариат становился ее главной движущей силой. Острота классовых противоречий в Германии 40-х гг. во многом благоприятствовала тому, что революционное пролетарское учение возникло именно в этой стране.

Наряду с революционными выступлениями рабочего класса, важнейшее значение в подготовке возникновения марксизма имело происходившее ранее развитие общественной мысли: немецкой классической философии, классической английской политической экономии и французского утопического социализма.

Марксизм видит основу специфического отношения человека к миру в практической деятельности, направленной на преобразование материального мира: как природного, так и социального, который противостоит человеку. Это преобразование внешнего мира предполагает способность сознания, активную работу духа. Хоть сознание является специфическим признаком человека, но его происхождение и сущность можно правильно понять только в системе практически-преобразовательного отношения человека к миру. Сознание возникает, функционирует и развивается как необходимое условие этого практически-преобразовательного отношения.

Гуманизм (лат. humanus - человечный) является системой взглядов, выражающих признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье и равенство, уважение принципов справедливости и милосердия как норм отношений между людьми, борьба за создание условий для свободного развития творческих сил и способностей человека.

Идея свободного всестороннего развития личности как абсолютной ценности и самоцели общественного прогресса образует краеугольный камень марксистского гуманизма. На протяжении всей человеческой истории система идей гуманизма находилась в непрерывном развитии. Он призван выражать приоритет общечеловеческих интересов и ценностей, впитать в себя все достижения гуманистических исканий, в т. ч. вклад гуманистической религиозной традиции. Общечеловеческие интересы находят выражение в борьбе за мир, против социальной несправедливости, национального гнета, в защите природной среды обитания человека, его нравственных устоев и т. д.

Процесс формирования духовности как неотъемлемой характеристики подлинного человека тесно связан с проблемой идеального. Недостаточно признать существование в мире идеального, самое главное - его реализовать. Ведь будучи потенцией мира, идеальное осуществляется исключительно через деятельность. Человеческая деятельность осуществляется через опредмечивание и распредмечивание культуры. Приобщаясь к социально-культурному опыту, человек занимается распредмечиванием, т.е., переводом свойств культурного продукта во внутреннюю сферу человека, в его способности, умения и навыки.

Обратный процесс перевода способностей и умений во внешний план, в создание новых предметов культуры называется опредмечиванием.

Правда, в антагонистических обществах процесс опредмечивания и распредмечивания приобретает отчуждённую форму. Применительно к процессу опредмечивания отчуждение проявляется в том, что человеческая деятельность и её результат превращается в самостоятельную, господствующую над ним и враждебную ему силу. Применительно к процессу распредмечивания отчуждение проявляется в том, что человеческие способности кажутся навечно закреплёнными за определённым классом (господствующим), который всего - навсего узурпировал право на развитие способностей. На самом деле истоки отчуждения - в относительной обособленности индивидов в процессе производства, в антагонистическом разделении труда, основанном на частной собственности. Отчуждение в экономической сфере порождает отчуждение в социальной и духовной сферах.

Поэтому сущность подлинного гуманизма - признание человека высшей ценностью культуры или, другими словами, обеспечение ему условий для беспрепятственного развития своих способностей, «безотносительно к какому бы то ни было масштабу» (К. Маркс). Но для этого необходимо создать социальные предпосылки, при которых все члены общества имели бы равный доступ к культуре.

Сущность нового, внесенного марксизмом в философию, можно проследить по следующим линиям:

по функциям философии;

по соотношению в ней партийности, гуманизма и научности;

по предмету исследования;

по структуре основных сторон, разделов содержания;

по соотношению теории и метода;

по отношению философии к частным наукам.

В целом, можно сказать, что возникновению марксизма и марксистской философии способствовали:

предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в. - Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIX в.);

бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда);

крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;

нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 - 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);

кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности).

. Формирование марксистской теории

Формирование марксистской теории происходило с конца 30-х до конца 40-х гг. XIX в. Значение философии К. Маркса и Ф. Энгельса в том, что они создали материалистическую диалектику как науку о наиболее общих законах развития мира и сознания человека. Это учение не только способствовало разработке всех составных частей марксистской теорий, но и явилось методологической основой для решения практических задач. Одновременно с этим, ими были открыты и основополагающие законы общественного бытия и общественного сознания.

Критически переработав философскую теорию Гегеля, классическую политэкономию А.Смита и Д. Рикардо и утопический социализм Р. Оуэна, А. К. Сен-Симона и Ш. Фурье, опираясь на материализм Л. Фейербаха, Карл Маркс (1818 - 1883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895 гг.) создают философскую систему, важнейшими частями которой выступают диалектический и исторический материализм. Провозглашая тезис о примате материального над идеальным, К. Маркс конкретизирует его применительно к обществу, как первичность общественного бытия над общественным сознанием. Соответственно, проблема изменения жизни людей предстает, прежде всего, как проблема изменения общественного бытия, в котором центральное место принадлежит экономике. Это приводит к выводам о смене общественно-экономической формации в результате классовой борьбы, победителем которой должен стать пролетариат. В результате должно быть построено социалистическое, а затем коммунистическое общество.

Для К. Маркса история человечества - это история развития человека и одновременно растущего отчуждения. Социализм же - форма освобождения от отчуждения, возврат человека к самому себе. Понятие «отчуждение» было внесено в философию Гегелем, для которого история человечества - это история человеческого отчуждения.

К. Маркс показал, что у философии нет оснований претендовать на роль «науки наук»: она связана с построением научного мировоззрения, куда вносят вклад и конкретные науки. Более того, развитие философского знания не может проходить в стороне от достижений частных наук, так как результаты этих наук служат отправной точкой философских обобщений.

Таким образом, философские знания в такой же мере представляют собой относительную истину, как и результаты частных наук. Философия должны выступать в качестве методологии конкретных наук, должна подсказывать ученым общую стратегию исследования, поиска научной истины.

Философская концепция К. Маркса была создана в 40-ые гг. XIX в. и изложена в работе «Экономическо-философские рукописи 1844 года», опубликованные только в 1932 г. Основная мысль работы - идея отчуждения человека в обществе господства частной собственности. Для Маркса процесс отчуждения происходит в труде. Труд - это живая связь человека с природой, сотворение нового мира, включая самого себя. Но с развитием частной собственности и разделения труда, труд и продукт труда приобретают самостоятельное бытие. В процессе труда, особенно в условиях капитализма, человек не сознает своих собственных творческих сил. Предметы труда становятся человеку чужими и, в конечном счете, подчиняют его себе как независимые от производителя силы. Получается, что рабочий существует для производства, а не наоборот. Отчужденный труд вырывает у человека созданные им продукты, предметы труда, тем самым у него отнимается его родовая сущность. Из всех классов рабочий класс - наиболее отчужденный класс. Рабочий - придаток машины, превращается в вещь, товар.

Отчуждение ведет к переоценке всех ценностей. При капитализме человек думает о том, как создать новую потребность для других и в том найти удовлетворение своей эгоистической потребности. Потребность в деньгах становится единственной действительной потребностью человека.

Только при социализме, по Марксу, человек сможет создать в обществе такие организации и такой способ производства, в котором человек сможет преодолеть отчуждение от своего продукта, труда, окружающих людей и от природы. Неотчужденный человек как цель социализма - это человек, который не господствует над природой, а выступает с ней в единстве.

Согласно марксизму, материальное производство лежит в основе любых общественных отношений (базис). Над ними возвышается идеологическая надстройка духовной жизни общества как нечто вторичное. В историческом развитии общество проходит ряд формаций, которые различаются между собой уровнем развития производительных сил и конкретностью классовых противостояний (например, рабовладельческая формация).

К. Маркс критиковал частнособственнические отношения и считал, что от частнособственнического общества должно освободиться и все трудовое человечество. Основание для подобных выводов Маркс находил в социальной науке и философии. Но его теория была лишь откликом на реальные острые противоречия в современном Марксу обществе, достигшие уже открытой, насильственной формы выражения в европейской революции 1848 г. Именно с этой революцией и связано возникновение марксизма (хотя первые, в том числе и крупные работы Маркса и Энгельса были написаны еще в предреволюционные годы). Если отвлечься от других сторон теоретической деятельности Маркса и Энгельса (экономических, исторических, политических и др.) и вести речь только об их философском наследии, то можно вполне обоснованно сказать, что центральной темой и главнейшей философской идеей (философским открытием) марксизма стала идея материалистического понимания истории.

Материалистическое понимание истории отнюдь не отрицает роли идей в жизни общества. Оно лишь требует идти дальше: откуда берутся сами идеи? Почему в одно время и у одних людей преобладают одни, а у других - другие идеи? Не отрицается и роль идейных факторов общественного развития (нравственных, научных, религиозных). Их роль, несомненно, возрастает, они все больше и чаще действительно несут прямую, непосредственную ответственность за действия миллионов людей за их выбор и за их решения.

Суть материалистического понимания истории молодой Маркс разъяснял так: «Люди сами творят историю, но при обстоятельствах, от них не зависящих» (1846 г.) и еще ярче: «Люди - и авторы, и актеры собственной драмы» (1847 г.).

Концептуальное изложение своих взглядов Маркс дал в 1859 г. в предисловии к своей «Критике политической экономики», введя целый ряд философско-социологических понятий («социальная революция», «базис», «надстройка», «производительные силы», «производственные отношения» и другие. Резюмировал он свое открытие так: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Хотя общество и состоит из великого множества людей, у каждого из которых своя голова на плечах, свои помыслы и свои цели, но действия миллионов и миллиардов людей как бы уравновешивают друг друга. В целом развитие общества, по Марксу, - процесс естественноисторический.

К. Маркс разработал новое философское мировоззрение, основываясь на практическом характере жизни людей. Практика носит общественный характер, она возникает в процессе взаимодействия людей. Практика исторична, поскольку состоит в непрерывном преобразовании человеком мира и самого себя. Практика есть деятельность предметная. Все формы общественного сознания вплетены в практическую жизнь людей. Так материализм был распространен Марксом на область общественных явлений.

Переосмыслив диалектику Г. В. Ф. Гегеля, К. Маркс и Ф. Энгельс показали, что реальные диалектические процессы существуют и в природе, и в повседневной практической деятельности. Даже те ученые, которые открыто не признавали диалектику, пользовались в своих исследованиях диалектическим методом. В книге «Анти-Дюринг» Ф. Энгельс объяснил, как проявляются законы и категории диалектики в живой и неживой природе, общественном развитии, творчестве. В другой своей книге «Диалектика природы» Ф. Энгельс обосновал идею о том, что развитие естественных наук к середине XIX века подошло к диалектическому пониманию природы. Большое значение для развития марксистской философии имела классификация форм движения материи, которая дает схему общей картины природы.

Немецкий философ XX в. Эрих Фромм, оценивая философию марксизма, утверждал, что эта философия направлена на освобождение человека и человечества от старых символов и идолов, которые оно само же себе и создало, поэтому философия К. Маркса - это радикальный гуманизм.

Марксизм XIX в. попытался создать свое учение о социальной справедливости, основав его на принципе, прямо противоположном буржуазному - на принципе общественной собственности.

3. Марксистские воззрения в Советской России

На смену К. Марксу и Ф. Энгельсу в конце XIX в. пришла немногочисленная группа теоретиков, которые не играли ведущих ролей в руководстве национальных партий своих стран, но были тесно связаны с их политической и идеологической жизнью. Среди них следует выделить: А. Лабриолу (1843 - 1904 гг.), Ф. Меринга (1846 - 1919 гг.), К. Каутского (1854 - 1938 гг.) и Г. В. Плеханова (1856 - 1918 гг.). Они стремились систематизировать диалектический и исторический материализм как всеобъемлющее учение о человеке и природе. Взгляды идейных наследников К. Маркса и Ф. Энгельса сформировались в период относительного затишья, когда в развитых промышленных странах шел резкий экономический подъем. Открывалась напряженная эра стремительных научно-технических открытий.

Следующее поколение марксистов достигло зрелости в более бурной обстановке, когда европейский капитализм начал соскальзывать с пропасть первой мировой войны. Теоретиков этого набора было уже гораздо больше. Все без исключения ведущие представители этого нового поколения были выходцами из регионов, лежащих к востоку от Берлина: В. И. Ленин (Россия), Р. Люксембург (Германия), Л. Троцкий (Россия), Р. Гильфердинг (Вена), О. Бауэр (Вена), Н. Бухарин (Россия), Е. Преображенский (Россия) и др. Этому поколению теоретиков предстояло сыграть ведущую роль в руководстве соответствующими национальными рабочими партиями.

Их внимание было обращено на два новых направления:

изменения капиталистического способа производства, порождающие монополизацию и империализм и требовавшие нового экономического анализа.

построение системы марксистской политической теории классовой борьбы.

Первая мировая война вызвала раскол среди теоретиков марксизма по вопросу отношения к ней. Единство и реализм II Интернационала, взлелеянного Ф. Энгельсом, были уничтожены в течение одной недели. По Европе прокатилась волна революционного движения. И его апогеем стала Октябрьская революция в России. В 1919 г. был основан III Интернационал.

Первый этап можно назвать ленинским и условно датировать 1922-1930 гг. Это время, когда идеологические тиски в СССР уже были, но еще не сжались, и в рамках материалистических представлений оставалось место для дискуссий и споров. Основной настрой этого времени задает вышедшая в марте 1922 г. работа В. И. Ленина «О значении воинствующего материализма», которая призывала разоблачать и преследовать всех идеалистов, руководствоваться воинствующим атеизмом, скреплять свой союз с представителями передового естествознания и изучать гегелевскую диалектику с позиций материализма.

Философские взгляды В. И. Ленина также нашли свое выражение в книге «Материализм и эмпириокритицизм» и в ряде других его книг и статей. После смерти Ленина его конспекты и заметки по поводу работ Гегеля, Фейербаха, Маркса, Энгельса и других были изданы под названием «Философские тетради».

Большое внимание Ленин уделяет проблемам теории познания, склоняясь к тому, что отражение действительности в сознании человека есть сложный, противоречивый процесс, совершающийся в чувственной и логической формах. «Наши знания представляют собой отражение объективной действительности, и поэтому в них имеется такое содержание, которое не зависит от человека и общества, а определяется объективной действительностью. Это есть объективная истина». Также Ленин указывает, что «наше познание складывается из суммы относительных истин, т. е. знаний правильных, но не совсем полных и точных, которые углубляются и уточняются дальнейшим развитием науки и практики. Относительная истина является более или менее правильным отражением объективной действительности, поскольку каждая из относительных истин содержит в себе крупицу абсолютно точного, абсолютно верного знания».

Ленин выступает в своей работе против отождествления общественного бытия и общественного сознания. Общественное бытие первично, общественное сознание - вторично. Разумеется, люди всегда действуют сознательно, но это не означает, что общественное бытие всегда связано с сознательной деятельностью людей. В сфере исторического материализма Ленин рассматривает понятия общественно-экономической формации, базиса и надстройки, производительных сил и производственных отношений, классов и классовой борьбы, национальных отношений, общественного прогресса, свободы и необходимости и т. д. Он подчеркивает, что «идея исторической необходимости» ничуть не подрывает роли личности в истории: история вся слагается именно из действий личностей.

Отношение личности к обществу, согласно ему, опосредовано отношениями класса, к которому принадлежит личность, к другим классам и обществу в целом. Нужно правильно представлять экономический строй, группировку общественных сил. Ленин говорит, что ни один класс не может прийти к власти, не выдвинув своих идеологов и политических руководителей. Исторический деятель идет впереди своего класса, «указывая ему путь, когда он умеет раньше всех разрешать все теоретические, политические, тактические, организационные вопросы, которые возникают перед классом, в ходе общественного развития».

Ленин считал, что социализм не может «вырасти» из капитализма в силу своей качественно иной природы. В капитализме лишь создаются объективные и субъективные предпосылки социализма. Но этот переход не может произойти сам собой, автоматически. Для этого необходимо появление субъективного фактора, нужно организовать подъем революционной инициативы масс.

Ленину принадлежит работа по развитию всех составных частей марксизма - философии, политической экономии, научного коммунизма. Обобщив с позиций марксистской философии достижения науки, особенно физики, конца XIX - начала XX вв., Ленин развил дальше учение диалектического материализма. Он углубил понятие о материи, определив её как объективную реальность, существующую вне человеческого сознания, разработал коренные проблемы теории отражения человеком объективной действительности и теории познания.

Большой заслугой Ленина является всесторонняя разработка материалистической диалектики, в особенности закона единства и борьбы противоположностей.

Крупнейший вклад был им внесен и в марксистскую социологию. Ленин конкретизировал, обосновал и развил важнейшие проблемы, категории и положения исторического материализма об общественно-экономических формациях, о закономерностях развития общества, о развитии производительных сил и производств, отношений, о взаимоотношении базиса и надстройки, о классах и классовой борьбе, о государстве, о социальной революции, о нации и национально - освободительных движениях, о соотношении объективного и субъективного факторов в общественной жизни, об общественном сознании и роли идей в развитии общества, о роли народных масс и личности в истории.

Ленин существенно дополнил марксистский анализ капитализма постановкой таких проблем, как становление и развитие капиталистического способа производства, в частности в относительно отсталых странах при наличии сильных феодальных пережитков, аграрные отношения в условиях капитализма, а также анализ буржуазной и буржуазно-демократической революций, социальной структуры капиталистического общества, сущности и формы буржуазного государства, исторической миссии и форм классовой борьбы пролетариата. Важное значение имеет вывод Ленина о том, что сила пролетариата в историческом развитии неизмеримо больше, чем его доля в общей массе населения.

Ленин создал учение об империализме как высшей и последней стадии в развитии капитализма. Вскрыв сущность империализма как монополистического и государственно - монополистического капитализма, охарактеризовав его основные признаки, показав крайнее обострение всех его противоречий, объективное ускорение создания материальных и социально - политических предпосылок социализма, Ленин сделал вывод о том, что империализм - это канун социалистической революции.

Таким образом, Ленин развивает в своих работах концепцию диктатуры пролетариата, теорию государства. Он говорит о том, что в буржуазном государстве есть аппарат угнетательский (армия, полиция, бюрократия) и аппарат учетно-регистрационной работы (банки, синдикаты, тресты и т. д.). В ходе социалистической революции должен быть уничтожен первый; второй же должен быть вырван из подчинения капиталистам и подчинен пролетарским советам. В последующем, по мере создания материально-технической базы коммунизма будет идти процесс отмирания государства. Таким образом, Ленин пытался творчески разработать марксистское учение применительно к новым историческим условиям, конкретизировать его на опыте русских революций и международного революционного движения после смерти Маркса и Энгельса.

В работах Ленина были четко и ясно обозначены основные вехи идейно-философского направления марксизма. Поэтому в это время в нашем обществе стремительно формируется стиль мышления, опирающейся в идеологии на совокупность созданных догм. Отныне на многие годы советская философия может работать только в диалектико-материалистической парадигме, всякое отклонение от которой считается ересью, хотя все еще были допустимы расхождения в понимании некоторых догм: вопросах понимания соотношения в жизни человека биологических и социальных факторов (работы В. М. Бехтерева, нигилистов и др.), вопросе понимания базиса и настройки (труды А. Богданова, Н. И. Бухарина, М. Бахтин), развития диалектической логики и др.

В России после смерти Ленина ряды партии были постепенно очищены от последних соратников Ленина. Сталинизм непроницаемым колпаком накрыл советскую культуру.

Философия, которую развил Ленин в новых условиях была названа марксизмом-ленинизмом. Этот термин обозначает систему философских, экономических и социально-политических взглядов Маркса и Энгельса, он был введен в оборот в начале 20-х гг. для обозначения нового этапа развития марксизма, связанного с деятельностью Ленина. Но Ленин никогда не претендовал на создание особой, целостной теоретико-философской системы и рассматривал себя только учеником Маркса и Энгельса, а свой вклад в теорию лишь как часть марксистского учения.

В 1929 г. произошел крупнейший кризис капитализма, вызвавший массовую безработицу и усиление классовой борьбы. В Европе началось свертывание парламентской демократии с тем, чтобы ликвидировать самостоятельные организации рабочего класса. В ряде стран установились фашистские диктатуры, которые предназначались для подавления малейших проявлений сопротивления и независимости на фоне усиления межимпериалистических противоречий. В этих политических условиях завершается классическая традиция в развитии марксизма.

На наш взгляд, приспособление теорий марксизма к практике и искажение их идей привело к падению марксизма. Именно поэтому, по мнению ряда историков и экономистов, попытки построить «справедливое общество» на основе классического марксизма не только не жизнеспособны и утопичны, но привели к напрасной гибели миллионов людей во всём мире.

. Современный взгляд на марксизм

Марксизм, несомненно, является одним из наиболее заметных направлений в развитии экономической науки, сформулировавший и обосновавший законы капиталистического способа производства на основе богатого фактического и теоретического материала. Тем не менее, критическое восприятие марксизма, с учётом современных особенностей рыночной экономики, небесполезно, поскольку многие позиции данного учения и в настоящее время вызывают интерес своей неоднозначностью.

В частности, утверждение, по поводу устранения в социалистической перспективе товарно-денежных отношений, рынка и конкуренции, фактически опровергнуто длительным советским периодом экономического строительства. Данные категории постоянно действовали в рамках Совета экономической взаимопомощи, членами которого являлись практически все страны социалистического лагеря, не говоря уж о соблюдении рыночных норм с государствами иной политической системы.

Далее, предполагая формирование в будущем коммунистического общества, выдвигались, в качестве неоспоримых постулатов, следующие: ликвидация частной собственности на средства производства, замена её общественной (общенародной); управление общественным производством из единого центра и по единому плану; централизованное распределение создаваемой продукции, в целях удовлетворения потребностей, как общества в целом, так и его членов в соответствии с принципами равенства.

Экономическая практика одновременного существования и капиталистической, и социалистической систем, со всей очевидностью доказала, что ликвидация частной собственности на условия производства и потребления его результатов, лишает хозяйствующего субъекта материальной и моральной заинтересованности в своей деятельности. Вместе с тем, многолетний опыт рыночных стран, напротив, показывает эффективность взаимодействия государственной (общенародной) и частной собственности, в лице предприятий и организаций малого и среднего бизнеса. Но, при этом, нельзя смешивать администрирование с регулированием, когда возможности государственной власти могут и должны оказывать помощь и защиту рыночным структурам.

И, наконец, постоянно актуальная проблема распределения совокупного общественного продукта. Не случайно, данная воспроизводственная категория являлась и остаётся предметом анализа многих выдающихся экономистов. И вновь, достаточно лишь вспомнить печальный опыт социалистического прошлого России, чтобы осознать всю утопичность марксистской идеи «общего котла» и «справедливого» централизованного удовлетворения общественных и личных потребностей.

Оценивая марксизм, как теоретическую концепцию, с позиций XXI-го в., безусловно, нельзя забывать о том, что это - система представлений его основателей о капиталистическом способе производства и будущем развитии человечества, на базе общенародной собственности на средства производства. В подобной оценке сходятся и сторонники, и критики данного направления. Более того, многие утверждают, что всё написанное Марксом о будущем социализме, как первой фазе коммунистического общества, является научной гипотезой (предположением).

В этой связи, необходимо отметить, что многие позиции марксизма предоставляют широкую возможность к плодотворным дискуссиям. Видимо это и предполагалось его авторами. Остаётся лишь сожалеть о длительном периоде догматического восприятия данного направления в развитии экономической теории, который не позволял развиться этому процессу в широких масштабах.

Заключение

В ходе своего небольшого исследования мы рассмотрели процесс возникновения и развития марксизма и выяснили, что марксизм - это философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное К. Марксом в середине XIX в. Существуют различные интерпретации учения Маркса, связанные с различными политическими партиями и движениями в общественной мысли и политической практике.

Кроме того, К. асМаркс является автором теории диалектического и исторического материализма и наиболее полным и последовательным выразителем материализма. Он в основном разрабатывал проблемы экономики, социально-философские вопросы и вопросы истории философии.

В процессе разработки марксизма Маркс переработал идеалистическую диалектику в материалистическую. Особое место в его учении занимает теория классов и классовой борьбы, переносимая на всю историю человечества. Маркс развил идею неизбежности смены капитализма социализмом на базе государственной собственности и диктатуры пролетариата, провозгласив сен-симоновский принцип социализма «от каждого по способностям, каждому по труду» и коммунизма «от каждого по способностям, каждому по потребностям».

Ф. Энгельс - немецкий философ-материалист, сподвижник и друг К. Маркса, обобщал достижения естествознания, анализировал диалектические процессы в природе. Он разрабатывал идею об объективной и субъективной диалектике.

В Советской России Ленин по-своему осмыслил и развил марксизм для свершения революции. Он претендовал на развитие теории марксизма, но скорее ленинизм есть приспособление (а нередко и искажение) учения Маркса и Энгельса для нужд революционной практики. В этом и есть суть падения марксизма.

Список использованной литературы

Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник. - 3-е изд, перераб. и доп. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2003.

Герц Г. Марксистская философия и естествознание. - М.: Прогресс, 1982.

Зеньковский В. П. История русской философии. - СПб.: Питер, 2002.

Кохановский В. П. Философия: Учебник для вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

Курбатов В. И. История философии. - М., 1997.

Спиркин А. Г. Философия: Учебник для технических вузов. - М.: Гардарики, 2000.

Сюсюкалов Б. И., Яковлева Л. А. Марксистско-ленинская философия: Учебное пособие. - М.: Мысль, 1984.

Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1991.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!