Финансовое состояние организации

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    2,18 Мб
  • Опубликовано:
    2015-06-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансовое состояние организации

ВВЕДЕНИЕ

Финансовое состояние организации зависит от результатов ее производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Бесперебойный выпуск и реализация высококачественной продукции положительно влияют на финансовое состояние организации. Перебои в производственном процессе, ухудшение качества продукции, затруднения с ее реализацией ведут к уменьшению поступления средств на счета организации, в результате чего ухудшается ее платежеспособность. Имеется и обратная связь, так как отсутствие денежных средств может привести к перебоям в обеспеченности материальными ресурсами. На практике нередки случаи, когда и хорошо работающая сельскохозяйственная организация испытывает финансовые затруднения, связанные с недостаточно рациональным размещением и использованием имеющихся финансовых ресурсов. Поэтому финансовая деятельность должна быть направлена на обеспечение систематического поступления и эффективного использования финансовых ресурсов, соблюдения расчетной и кредитной дисциплины, достижения рационального соотношения собственных и заемных средств, финансовой устойчивости с целью эффективного функционирования организации. Профессиональное управление финансами неизбежно требует глубокого анализа, позволяющего более точно оценить неопределенность ситуации с помощью современных количественных методов исследования. В связи с этим существенно возрастают приоритетность и роль финансового анализа, основным содержанием которого служит комплексное системное изучение финансового состояния организации и факторов его формирования с целью оценки степени финансовых рисков и прогнозирования уровня доходности капитала. Обобщающими показателями эффективности деятельности организации являются прибыль и рентабельность.

Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых организации любой формы собственности. Как экономическая категория, она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности и является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.

Значение прибыли обусловлено тем, что, с одной стороны, она зависит в основном от качества работы, создает экономическую заинтересованность в наиболее эффективном использовании ресурсов, поскольку является основным источником производственного и социального развития, а с другой - является важнейшим источником формирования государственного бюджета. Таким образом, в росте суммы прибыли заинтересованы каждый субъект хозяйствования и государство.

Рентабельность - это доходность, прибыльность организации; показатель хозяйственной деятельности организации, характеризующий прибыльность производственной деятельности за определенный период. Рентабельность отражает степень результативности различных участков и в целом деятельности организации. Исчисляется данный показатель как процентное соотношение прибыли к величине капитала, имущества, объема реализации продукции или затрат, связанных с данной реализацией.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы организации в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности организации и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие организации, т. е. способность организации получать достаточную прибыль на инвестиции.

В связи с вышеизложенным, тема дипломной работы, ориентирована на управление прибылью и рентабельностью сельскохозяйственных организаций и путей их улучшения, является особенно актуальной.

Цель данной дипломной работы - разработать пути улучшения финансовых результатов деятельности ЗАО «Добрушский фарфоровый завод».

Задачи дипломной работы:

         изучить теоретические основы финансовых результатов деятельности организаций;

         проанализировать финансовые результаты деятельности ЗАО «Добрушский фарфоровый завод»;

         разработать пути улучшения финансовых результатов деятельности ЗАО «Добрушский фарфоровый завод».

Источниками информации для написания дипломной работы послужили данные бухгалтерской и статистической отчетности разработать пути улучшения финансовых результатов деятельности ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» за 2011 - 2013 годы, данные пояснительной записки к годовому отчету предприятия за 2011 - 2013 годы, и другая статистическая и бухгалтерская отчетность организации. Для написания дипломной работы использовались нормативные документы Республики Беларусь в области бухгалтерского учета и анализа, труды российских и белорусских ученых-экономистов Э.А. Маркарьяна, Г.П. Герасименко, В.И. Стражева, Г.В. Савицкой и др., а также публикации по теме исследования в периодической печати. Так же в процессе написания курсовой работы была изучена, но не использована литература таких авторов как Э.В. Никольской, А.Д. Тойнби в виду отраженных в них устаревшей и как следствие не актуальной информации.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

.1 Экономическое содержание финансовых результатов деятельности организации

Прибыль - это один из наиболее важных показателей финансовых результатов производственной деятельности организации. В самом общем виде прибыль - это превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и реализацию этих товаров.

Прибыль организации - это часть выручки от реализации продукции, которая остается после вычета из нее налогов, уплачиваемых из выручки, затрат на производство. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и эффективной производственной деятельности хозяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю [5, с. 220].

На стадии реализации выявляется стоимость товара, которая включает стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость, которая состоит из двух частей. Первая представляет собой заработную плату работников, участвующих в изготовлении и реализации продукции. Ее величина определяется рядом факторов, обусловленных необходимостью воспроизводства рабочей силы. В этом смысле для организации она представляет собой часть издержек на производство продукции. Вторая часть созданной стоимости отражает чистый доход, который образуется только в результате продажи произведенной продукции, что означает общественное признание ее полезности. Поэтому реализация продукции является одним из показателей планирования, оценки хозяйственной деятельности промышленных организаций и основным источником дохода в бюджет государства [5, с.221].

Особенность прибыли в условиях рынка - то, что организации ориентированы не на преимущественное накопление ее в денежной форме, а на расходование (на инвестиции и инновации). Тем самым обеспечивается экономический рост организации и повышается его конкурентоспособность.

Организации реализуют свою продукцию потребителям, получая за нее денежную выручку. Но это еще не означает получения прибыли. Для выявления финансового результата следует сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, т. е. с себестоимостью продукции. Если выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Если выручка равна себестоимости, значит, удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При реализации продукции без убытков отсутствует прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. Если затраты превышают выручку, то организация несет убытки. Получение отрицательного финансового результата ставит организацию в достаточно сложное финансовое положение, которое может привести даже к банкротству субъекта хозяйствования [5, с. 221].

Прибыль как экономическая категория выступает в качестве источника развития и стимулирования эффективного труда.

Как оценочный показатель прибыль характеризует эффективность использования всех ресурсов организации. Являясь конечным результатом деятельности организации, прибыль создает условия для его расширения, развития и повышения конкурентоспособности. Наличие прибыли позволяет удовлетворять экономические интересы государства, организации, работников и собственника. Объектом экономических интересов государства является та часть прибыли, которую уплачивает организация в виде налогов и которую общество использует для решения социальных задач. Экономические интересы организации заключаются в увеличении доли прибыли, остающейся в его распоряжении (чистой прибыли). Интересы работников в увеличении прибыли связаны с созданием больших возможностей для материального стимулирования труда работников. Собственники также заинтересованы в росте прибыли, поскольку это увеличивает получаемые ими дивиденды [6, с. 156].

Прибыль исчисляется как разность между выручкой от реализации продукта производственной деятельности и себестоимостью реализованной продукции по формуле (1):

  (1)

 

где П - прибыль от продаж, руб.;

BP - выручка от продажи продукции (работ, услуг), руб.;

С - себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), руб. [6,с. 157].

Из данной формулы следует, что любое изменение выручки или себестоимости влечет за собой адекватное изменение прибыли. Все аспекты снабженческой, производственной и сбытовой деятельности организации находят свое отражение в показателе прибыли: уровень использования материальных ресурсов, основных средств, трудовых ресурсов, объем реализации продукции, уровень цен.

Прибыль является основным источником развития организации, расширения его производственной базы и источником финансирования социальной сферы. [6, с. 158].

По прибыли определяется доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов. По прибыли кредиторы судят о возможностях организации по возврату заемных средств, инвесторы - о целесообразности инвестиций в организация, поставщики - о платежеспособности организации. Прибыль используется для расчета доходности активов организации, собственных и заемных средств, авансированного капитала и каждой акции [6, с. 158].

Таким образом, прибыль как экономическая категория выполняет следующие функции:

показателя, характеризующего экономический эффект, полученный в результате деятельности организации. Наличие прибыли в организации означает, что его доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью;

стимулирующую, являясь основным элементом финансовых ресурсов организации. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты всех налогов и отчислений, направляется на финансирование расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития организации, материального поощрения работников;

главного источника возрастания рыночной стоимости организации. Рост стоимости капитала обеспечивается путем капитализации части полученной организацией прибыли. Чем выше сумма и уровень капитализации, тем в большей степени возрастает стоимость ее чистых активов, а соответственно и рыночная стоимость фирмы в целом, определяемая при ее продаже, слиянии, поглощении и т.д.;

социальную, так как является основным источником формирования доходной части бюджетов всех уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими поступлениями используется для финансирования общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных программ [5, с. 222].

Особенность прибыли в условиях рынка - то, что организации ориентированы не на преимущественное накопление ее в денежной форме, а на расходование (на инвестиции и инновации). Тем самым обеспечивается экономический рост организации и повышает его конкурентоспособность.

Рассматривая прибыль как экономическую категорию, мы говорим о ней абстрактно. Но при планировании и оценке производственно-финансовой деятельности организации, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении организации, используются конкретные виды прибыли.

В экономической теории и практике в зависимости от метода исчисления оперируют следующими видами прибыли:

·  Валовая прибыль;

·        Прибыль (убыток) от реализации товаров, продукции, работ, услуг;

·        Прибыль (убыток) от текущей деятельности;

·        Прибыль (убыток) от инвестиционной, финансовой и иной деятельности;

·        Прибыль (убыток) до налогообложения;       

·        Чистая прибыль (убыток);

·        Совокупная прибыль (убыток);

·        Базовая прибыль (убыток) на акцию;

·        Разводненная прибыль (убыток) на акцию[12, с. 132].

Валовая прибыль - разница между выручкой и себестоимостью реализованной продукции или услуги.

Чистый доход от продаж вычисляется следующим образом (формула 2):

 (2)

Валовая прибыль вычисляется по следующей формуле (формула 3):

  (3)

Прибыль от реализации (Прп) - финансовый результат от реализации товаров, продукции, работ, услуг рассчитывается по формуле 4:

 (4)

где Врп - выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, руб.;

Н - налоги и сборы, включаемые в выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг, руб.;

Срп - себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг;

УР - управленческие расходы, руб.;

Ррп - расходы на реализацию, руб.

Прибыль (убыток) от текущей деятельности - финансовый результат, представляющий собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции, товар, работ, услуг и сальдо прочих доходов и расходов по текущей деятельности.

Прибыль (убыток) от инвестиционной, финансовой и иной деятельности - финансовый результат, представляющий собой сумму сальдо доходов и расходов от инвестиционной деятельности, сальдо доходов и расходов от финансовой деятельности и сальдо иных доходов и расходов .

Прибыль (убыток) до налогообложения - полученный за отчетный период финансовый результат деятельности организации, который слагается из прибыли (убытка) от текущей деятельности и прибыли (убытка) от инвестиционной, финансовой и иной деятельности организации.

Чистая прибыль (убыток) - прибыль (убыток) до налогообложения, уменьшенная на сумму налога на прибыль и прочих налогов и сборов, исчисляемых из прибыли (дохода) и скорректированная на изменения отложенных налоговых активов и обязательств, подлежащая реформации и покрытию или распределению в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 Показатели чистой прибыли для каждой организации являются очень важными. Чистую прибыль можно считать итогом деятельности организации, за период в котором эта прибыль была продемонстрирована.

Показатель чистой прибыли явно демонстрируют сумму средств, полученных организацией после оплаты всех налоговых сборов, выплаты зарплаты, а также осуществления других платежей, носящих обязательный характер.

Объём чистой прибыли зависит от объёма валовой прибыли и величины налогов; исходя из объёма чистой прибыли, исчисляются дивиденды акционерам организации.

Совокупная прибыль (убыток) - чистая прибыль организации, скорректированная на результаты от переоценки долгосрочных активов и от прочих операций, при условии, что эти результаты не были включены в чистую прибыль (убыток).

Базовая прибыль (убыток) на акцию отражает часть прибыли (убытка) отчетного периода, причитающейся акционерам - владельцам обыкновенных акций и определяется как отношение базовой прибыли (убытка) отчетного периода к средневзвешенному количеству обыкновенных акций, находящихся в обращении в течение отчетного периода. Средневзвешенное количество обыкновенных акций, находящихся в обращении в течение отчетного периода, определяется путем суммирования количества обыкновенных акций, находящихся в обращении на первое число каждого календарного месяца отчетного периода, и деления полученной суммы на число календарных месяцев в отчетном периоде. Базовая прибыль (убыток) отчетного периода определяется путем уменьшения (увеличения) прибыли (убытка) отчетного периода, остающейся в распоряжении организации после налогообложения и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, на сумму дивидендов по привилегированным акциям, начисленным их владельцам за отчетный период. При исчислении базовой прибыли (убытка) отчетного периода не учитываются дивиденды по привилегированным акциям, в том числе по кумулятивным, за предыдущие отчетные периоды, которые были выплачены или объявлены в течение отчетного периода.

Разводненная прибыль (убыток) на акцию отражает возможное снижение уровня базовой прибыли (увеличение убытка) на акцию в последующем отчетном году (в случае конвертации всех конвертируемых ценных бумаг акционерного общества в обыкновенные акции либо при исполнении всех договоров купли-продажи обыкновенных акций у эмитента по цене ниже их рыночной стоимости). Таким образом, величина разводненной прибыли (убытка) на акцию показывает максимально возможную степень уменьшения прибыли (увеличения убытка), приходящейся на одну обыкновенную акцию акционерного общества, в случаях:

·  конвертации всех конвертируемых ценных бумаг акционерного общества в обыкновенные акции (далее - конвертируемые ценные бумаги);

·        при исполнении всех договоров купли - продажи обыкновенных акций у эмитента по цене ниже их рыночной стоимости.

К конвертируемым ценным бумагам относятся привилегированные акции определенных типов или иные ценные бумаги, предоставляющие их владельцам право требовать их конвертации в обыкновенные акции в установленный условиями выпуска срок.

Под разводнением прибыли понимается ее уменьшение (увеличение убытка) в расчете на одну обыкновенную акцию в результате возможного в будущем выпуска дополнительных обыкновенных акций без соответствующего увеличения активов общества. При определении разводненной прибыли (убытка) на акцию значения базовой прибыли и средневзвешенного количества обыкновенных акций, находящихся в обращении, используемые в отчетном периоде при расчете базовой прибыли на акцию, корректируются на соответствующие суммы возможного прироста указанных значений в связи с конвертацией в обыкновенные акции всех конвертируемых ценных бумаг акционерного общества и исполнения договоров. Корректировка осуществляется путем увеличения числителя и знаменателя, используемых при расчете базовой прибыли на акцию, на суммы возможного прироста соответственно базовой прибыли и средневзвешенного количества обыкновенных акций в обращении в случае конвертации ценных бумаг и исполнения договоров. Возможный прирост прибыли и возможный прирост средневзвешенного количества обыкновенных акций в обращении рассчитывается:

·  по каждому виду и выпуску конвертируемых ценных бумаг;

·        по каждому договору или нескольким договорам, если в них предусмотрены одинаковые условия размещения обыкновенных акций.

При определении возможного прироста прибыли в расчет принимаются все расходы (доходы), относящиеся к вышеуказанным конвертируемым ценным бумагам и договорам, которые акционерное общество перестанет осуществлять (получать) в случае конвертации в обыкновенные акции всех конвертируемых ценных бумаг и исполнения договоров. Расходами, относящимися к конвертируемым ценным бумагам, могут быть: дивиденды, причитающиеся по привилегированным акциям, которые в соответствии с условиями их выпуска могут быть конвертированы в обыкновенные акции; проценты, выплачиваемые по собственным конвертируемым облигациям; суммы списания разницы между ценой размещения конвертируемых ценных бумаг и номинальной стоимостью, если они были размещены по цене ниже номинальной стоимости; другие аналогичные расходы. Доходами, относящимися к конвертируемым ценным бумагам, могут быть: суммы списания разницы между ценой размещения конвертируемых ценных бумаг и номинальной стоимостью, если они были размещены по цене выше номинальной стоимости; другие аналогичные доходы. При расчете возможного прироста прибыли в целях определения разводненной прибыли (убытка) величина вышеуказанных расходов уменьшается на суммы вышеуказанных доходов.

В условиях рыночной экономики значение прибыли очень велико. Получение ее ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, необходимой потребителю, снижение затрат на производство.

Определенную роль играют и убытки. Они свидетельствуют об ошибках и просчетах в направлении и использовании средств, организации производства и сбыта продукции [12, с. 135].

.2 Методика анализа финансовых результатов деятельности организации

Основную часть прибыли организации получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы (рисунок 1.) [8, с. 261].

Рисунок 1.1 - Структурно-логическая факторная модель прибыли от реализации продукции и услуг.

Примечание - Источник: [8, с. 261].

Прибыль от реализации продукции в целом по организации зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:

·  объема реализации продукции (VРП);

·        ее структуры (Уд1);

·        себестоимости (С1);

·        уровня среднереализационных цен (Ц1):

Объем реализации продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли [8, с. 261].

Структура реализованной продукции может также оказывать и положительное, и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится [8, с. 262].

Себестоимость продукции обратно пропорциональна прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорционально прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные, приведенные в таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс. руб.

Показатель

Базисный период

Данные базисного периода, пересчитанные на объём продаж отчётного периода

Отчётный период

Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, услуг (В)

∑(VПРi0∙ Цi0)

∑(VПРi1∙ Цi0)

∑(VПРi1∙ Цi1)

Полная себестоимость реализованной продукции (З)

∑(VПРi0∙ Ci0)

∑(VПРi1∙ Ci0)

∑(VПРi1∙ Ci1)

Прибыль(П)




Примечание - Источник: [8, с. 262].

Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных факторов.

Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции, а затем базовую сумму прибыли скорректировать на его уровень [8, с. 262].

Индекс объема продаж исчисляют путем сопоставления фактического объема реализации с базовым в натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном или стоимостном выражении:

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне себестоимости и цен. Для этого из условной выручки нужно вычесть условную сумму затрат (формула 5):

  (5)

Требуется подсчитать также, сколько прибыли организация могла бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого из фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат (формула 6):

   (6)

Порядок расчета данных показателей в систематизированном виде представлен в таблице 1.2. [8, с. 263].

Таблица 1.2 - Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по организации

Показатель прибыли

Факторы

Порядок расчёта

Прибыль, тыс. руб.


Объём продаж

Структура продаж

Цены

Себестоимость



П0

t0

t0

t0

t0

B0 - З0


Пусл. 1

t1

t0

t0

t0

Р0 * lрп


Пусл. 2

t1

t1

t0

t0

В усл - Зусл


Пусл. 3

t1

t1

t1

t0

В1 - Зусл.


П 1

t1

t1

t1

t1

В1- З1


Примечание - Источник: [8, с. 263].

Себестоимость продукции, как уже отмечалось, в свою очередь зависит от двух основных факторов:

а) количества потребленных ресурсов и услуг в процессе производства и реализации продукции;

б) уровня цен и тарифов на ресурсы и услуги [8, с. 264].

Используя способ пропорционального деления, можно определить изменение прибыли за счет:

•  роста цен на потребленные ресурсы

•        снижения ресурсоемкости продукции.

Это позволяет сделать вывод, что рост отпускных цен на продукцию организации возмещает рост цен на производственные ресурсы. И поскольку темпы роста цен на продукцию организации были выше темпов роста ее себестоимости, то в целом динамика прибыли положительна [8, с. 264] .

Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого уровня: объема продажи продукции, себестоимости и среднереализационных цен.

Данные таблицы 1.3. показывают, по каким видам продукции прибыль увеличилась, а по каким уменьшилась, и за счет каких факторов [8, с. 265].

Таблица по факторному анализу, может выглядеть следующим образом:

Таблица 1.3 - Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции

Изделие

Объём продаж, шт.

Цена изделия, тыс. руб.

Себестои-мость изделия, тыс. руб.

Сумма прибыли, тыс. руб.

Изменение суммы прибыли, тыс. руб.


t0

t1

t0

t1

t0

t1

t0

t1

Общее

В том числе за счёт











Объёма продаж

Цены

Себесто-имости

А













Б













И т.д.













Итого













Примечание - Источник: [8, с. 265].

После этого необходимо детально изучить причины изменения объема продаж, цены и себестоимости по каждому виду продукции [8, с. 265].

1.3 Возможные пути улучшения финансовых результатов деятельности организации

Резервы роста прибыли - это количественно измеримые возможности ее увеличения за счет роста объема реализации продукции, уменьшения затрат на ее производство и реализацию, недопущение внереализационных убытков, совершенствование структуры продукции.

Резервы роста прибыли организаций классифицируются по уровню управления, срокам использования и способам обнаружения.

По уровню управления различают народно-хозяйственные, отраслевые и внутрипроизводственные резервы увеличения прибыли. Народнохозяйственные резервы влияют на снижение затрат в целом по отраслям народного хозяйства. Это находит отражение: в изменении цен на сырье, материалы, покупные изделия, совершенствовании структуры производства и его территориального размещения.

Отраслевые резервы увеличения прибыли в пределах отдельных отраслей заключаются в усилении концентрации производства, углублении его специализации [11, с.301].

Внутрипроизводственные резервы выявляются и реализуются непосредственно в организации. К ним относятся: внедрение прогрессивной техники и технологии, рациональное изменение производственных и организационных структур организации, внедрение научной организации труда, улучшение его нормирования и стимулирования, эффективное использование находящихся в распоряжении организации ресурсов.

По срокам использования резервы роста прибыли бывают текущие и перспективные. Под текущими резервами подразумеваются возможности улучшения хозяйствования, которые могут быть реализованы на протяжении ближайшего года. Для использования текущих резервов требуются интенсификация производства и улучшение хозяйствования при имеющейся численности работников и материально-технической базе, устранение явных потерь и непроизводительных расходов без привлечения дополнительных материальных и трудовых ресурсов [12, с.42-45].

Для мобилизации перспективных резервов необходимо ускоренное внедрение в производство новейших достижений научно-технического прогресса. Особенностью перспективных резервов является неопределенность их величины.

Резервы роста прибыли - это количественно измеримые возможности ее увеличения за счет роста объема реализации продукции, уменьшения затрат на ее производство и реализацию, недопущение внереализационных убытков, совершенствование структуры продукции. Резервы выявляются на стадии планирования и в процессе выполнения планов. Определение резервов роста прибыли базируется на научно обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. Выделяют три папа этой работы: аналитический, организационный и функциональный. На первом этапе выявляют и количественно оценивают резервы, на втором разрабатывают комплекс инженерно-технических, организационных, экономических и социальных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов; на третьем этапе практически реализуют мероприятия и ведут контроль за их выполнением [13, с.286].

При подсчете резервов роста прибыли за счет возможного роста объема реализации используются результаты анализа выпуска и реализации продукции.

Сумма резерва роста прибыли () за счет увеличения объема продукции (работ, услуг) рассчитывается по формуле (18):

,          (18)

где  - плановая сумма прибыли на единицу i-й продукции;

 - количество дополнительно реализованной продукции в натуральных единицах измерения.

Если прибыль рассчитана на рубль продукции, сумма резерва ее роста за счет увеличения объема реализации определяется по формуле (19):

,  (19)

где  - возможное увеличение объема (резерв роста) реализованной продукции;

 - фактическая прибыль от реализации продукции;

-фактический объем реализованной продукции.

Важное направление поиска резервов роста прибыли - снижение затрат на производство и реализацию продукции, например сырья, материалов, топлива, энергии, амортизации основных средств и других расходов.

Для выявления и подсчета резервов роста прибыли за счет снижения себестоимости может быть использован метод сравнения. В этом случае для количественной оценки резервов очень важно правильно выбрать базу сравнения. В качестве такой базы могут выступать уровни использования отдельных видов производственных ресурсов: плановый и нормативный; достигнутый на передовых организациях; базовый; фактически достигнутый средний уровень в целом по отрасли; фактически достигнутый на передовых организациях зарубежных стран.

Методической базой экономической оценки резервов снижения затрат овеществленного труда является система прогрессивных технико-экономических норм и нормативов по видам затрат сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, нормативов использования производственных мощностей, удельных капитальных вложений, норм и нормативов определения потребностей в оборудовании и др.[14, с.49].

При сравнительном методе количественного измерения резервов их величина определяется путем сравнения достигнутого уровня затрат с их потенциальной величиной по формуле (20):

,    (20)

где  - резерв снижения себестоимости продукции за счет i-го вида ресурсов;

 и  - соответственно фактический и потенциальный уровни использования i-ro вида производственных ресурсов.

Обобщающая количественная оценка общей суммы резерва снижения себестоимости продукции производится путем суммирования их величины по отдельным видам ресурсов по формуле (21):

,         (21)

где  - общая величина резерва снижения себестоимости продукции.

Если анализу прибыли предшествует анализ себестоимости продукции и определена общая сумма резерва ее снижения, то расчет резерва роста прибыли производится по формуле (22):

,    (22)

где  - возможное снижение затрат на рубль продукции;

 - фактический объем реализованной продукции за изучаемый период;

 - возможное увеличение объема реализованной продукции.

Резервы роста прибыли за счет снижения затрат живого и овеществленного труда по отдельным их направлениям рассчитываются по изложенной ниже методике.

Экономия затрат живого труда достигается за счет более экономного и рационального использования средств на оплату труда рабочих и служащих. Основными резервами снижения затрат средств на оплату труда являются:

1) внедрение мероприятий научно-технического прогресса и организационных, в результате которых достигается рост производительности труда и снижение трудоемкости;

2)      сокращение излишней численности работников;

)        устранение и предупреждение непроизводительных выплат за сверхурочное время, целодневные и внутрисменные простои и др [15, с.37].

Расчет резервов снижения себестоимости, а, следовательно, роста прибыли производится по следующим формулам (23, 24, 25):

1)      внедрение мероприятий научно-технического прогресса ():

;     (23)

где ,  - затраты на оплату труда единицы продукции до и после внедрения научно-технических мероприятий;

  - объем производства продукции после внедрения мероприятий до конца года в натуральных единицах измерения;

,    (24)

где  - трудоемкость единицы продукции, нормо-ч;

 - среднечасовая тарифная ставка рабочего;

 - средний процент дополнительной оплаты труда для данной категории рабочих;

- установленный процент отчислений в социальные и другие фонды;

)        сокращение численности работников ():

,        (25)

где  - среднегодовая численность сокращаемых работников;

 - средняя плановая оплата труда одного высвобождаемого работника;

 - сумма отчислений в социальные и другие фонды.

) сокращение непроизводительных выплат (по данным анализа использования средств, направленных на потребление).

Сокращение численности работников может быть обусловлено проведением следующих мероприятий: объединения отделов, бюро, укрупнения цехов, участков, внедрения отраслевых нормативов численности работников, других мероприятий по совершенствованию системы управления производством [16, с.299].

Основной общий резерв снижения материальных затрат связан с внедрением мероприятий научно-технического прогресса () и рассчитывается по формуле (26):

финансовый прибыль себестоимость затраты

,         (26)

где ,  - норма расхода сырья и материалов после и до внедрения мероприятий;

Ц0 - плановая цена единицы сырья и материалов;

 - объем производства i-го вида продукции в натуральных единицах измерения после внедрения мероприятий.

Резерв роста прибыли за счет уменьшения суммы амортизации () определяется по формуле (27):

,         (27)

где  - уменьшение стоимости основных средств за счет их продажи, ликвидации, передачи и т.п.;

 - норма амортизации i-го вида (группы) основных средств.

Резерв роста прибыли за счет улучшения использования основных средств () можно определить по формулам (28) - (29):

,     (28)

где  - сумма амортизационных отчислений в базовом периоде;

 - коэффициент прироста объема производства продукции;

 - коэффициент прироста среднегодовой стоимости основных средств;

,      (29)

где ,  - амортизация на рубль товарной (реализованной) продукции в отчетном и базовом году;

 - объем товарной (реализованной) продукции в отчетном периоде;

 - отношение суммы амортизационных отчислений к продукции в базовом периоде.

Резервом роста прибыли является снижение условно-постоянных расходов в связи с ростом объема товарной продукции (), который определяется по формуле (30):

,            (30)  

где  - сумма затрат по соответствующей статье (i-й) комплексных затрат в базисном периоде;

 - удельный вес условно-постоянных расходов в i-й статье затрат, коэффициент;

 - сумма амортизационных отчислений в себестоимости базисного года;

 - темп прироста объема товарной продукции, коэффициент.

В течение отчетного периода могут быть выявлены резервы роста прибыли краткосрочного действия. Они связаны с устранением отрицательного влияния факторов формирования прибыли в определенном периоде. Мобилизация этих резервов осуществляется путем разработки системы оперативных мероприятий. Результаты анализа прибыли за отчетный период (год) используются для определения направлений поиска резервов ее роста на последующий период [11, с. 133-138].

Возможные пути улучшения финансовых результатов организации представлены на рисунке 1.

Как известно прибыль определяется вычитанием себестоимости из выручки. Поэтому, очевидно, чтобы увеличить прибыль, необходимо искать возможности увеличения выручки или уменьшения затрат.

Факторы, влияющие на увеличение выручки, это, прежде всего:

·    Увеличение объемов продаж (достигается повышением конкурентоспособности продукции, расширением ассортимента, улучшением качества (сопровождающимся повышением уровня цен), поиском и завоеванием новых рынков сбыта, изменением ассортимента в сторону увеличения доли высокорентабельной продукции и т.п.)

Факторы, влияющие на себестоимость, вытекают из состава затрат, входящих в себестоимость:

·    По материальным затратам - выбор более дешевого сырья и экономия транспортно-заготовительных расходов, выбор метода оценки стоимости материальных ресурсов.

·    По заработной плате - строгое выдерживание соотношения между ростом заработной платы и производительности труда (с этой целью производится модернизация производства, поиск организационных резервов роста производительности труда и т.п.).

·   По амортизации - выбор наиболее эффективного метода начисления амортизации.

·    По прочим затратам (меры по уменьшению налогов, непроизводительных затрат и так далее - в эту статью в основном собраны накладные расходы и здесь традиционно есть достаточно резервов экономии.)

Использование наиболее выгодного для организации способа учета поступления выручки от реализации продукции [17, с. 234-235].

Рисунок 1.2 - Возможные пути улучшения финансовых результатов организации

Примечание - Источник: [8, с. 261].

Подведя итог главы 1 можно сделать вывод, что прибыль - это один из наиболее важных показателей финансовых результатов производственной деятельности организации.

Прибыль организации - это часть выручки от реализации продукции, которая остается после вычета из нее налогов, уплачиваемых из выручки, затрат на производство.

Основную часть прибыли организации получают от реализации продукции и услуг.

В условиях рыночной экономики значение прибыли очень велико. Получение ее ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, необходимой потребителю, снижение затрат на производство.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «ДОБРУШСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД»

.1 Анализ основных технико-экономических показателей ЗАО «Добрушский фарфоровый завод»

В 1975 году, было принято решение о строительстве предприятия отрасли легкой промышленности по производству фарфоровой посуды в Гомельской области, городе Добруше. Первая продукция была изготовлена 28 декабря 1978 года - этот день считается днем основания завода.

В декабре 1991 года коллектив работников предприятия перешел на арендную форму хозяйствования. Предприятие изменило наименование в феврале 1992 года- «Организация арендаторов Добрушская промышленно-торговая фирма «Фарфор».

Начиная с декабря 1993 года осуществлена приватизация предприятия. Изменяется форма собственности на коллективную.

В январе 1997 года завод переименован в Закрытое Акционерное Общество «Добрушский фарфоровый завод» (ЗАО «ДФЗ») в связи с акционированием.

На договорной основе предприятие входит в состав предприятий, относящихся по подчиненности в Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности Республики Беларусь (концерн «Беллегпром»).

На ЗАО «ДФЗ» действуют структурные подразделения промышленной группы общей численностью персонала 1245 человек.

Основное технологическое сырье- привозное с Украины и России. Из используемых вспомогательных материалов 20 % производится в Республике Беларусь.

Процесс выпуска посуды механизирован и автоматизирован. Изготовление изделий производится методами литья и формования.

ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» выпускает посуду фарфоровую в ассортименте: розница (тарелки, блюдце, масленка, салатник, миска, селедочница, сахарница, чайник, чайная пара, кружка, бокал, стакан, суповая ваза, блюдо, сувенир для кухни, солонка и многие другие изделия); комплекты (столовые и чайные сервизы, наборы для чая, набор салатников, набор столовой посуды, набор тарелок, набор питьевой, набор для заливного, набор для пельменей, набор для супа, детские наборы, набор для специй, набор столовой посуды).

Значительная часть продукции проходит стадию художественного оформления (декорирование). Для этого используют различные краски, деколи, золотосодержащие препараты, кобальт и соли кобальта. Применяются различные способы оформления- нанесение деколи, ручная роспись, отводка изделия по краю лентой с помощью краски, люстром или золотом и другие.

Необходимо отметить, что при разработке формы изделий и их оформления предприятие использует только собственные дизайнерские решения, поэтому продукция акционерного общества узнаваема и нашла своего постоянного покупателя.

Деятельность предприятия в целом направлена на расширение поставок на внешний рынок, закрепление положения на рынках сбыта и удовлетворение спроса населения сравнительно недорогой и высококачественной продукцией культурно-бытового назначения.

На сегодняшний день ЗАО "ДФЗ" является единственным производителем фарфоровой посуды в Республики Беларусь.

В таблице 2.1 представлены показатели деятельности ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» 2011 - 2013 гг.

Таблица 2.1 - Показатели деятельности ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» 2011 - 2013 гг.

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Изменение (+,-)

Темпы роста, %





2012 к 2011 г.

2013 к 2012 г.

2012 к 2011 г.

2013 к 2012 г.

A

1

2

3

4

5

6

7

1. Выручка-нетто от реализации продукции (работ, услуг):

88613,0

152494,0

195039,0

63881,0

42545,0

172,1

127,9

 2. Себестоимость реализованной продукции (работ, услуг):

58785,0

114129,0

146879,0

55344,0

32750,0

194,2

128,7

3. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг):

19294,0

16843,0

20452,0

--2451,0

3609,0

121,4

4. Прибыль (убыток) от инвестиционной, финансовой и иной деятельности

1433,0

-1181,0

-2095,0

-2614,0

-914,0

-

-

5. Валовая прибыль, млн. руб.

29828,0

38365,0

48160,0

8537,0

9795,0

128,6

125,5

6. Чистая прибыль, млн. руб.

12125,0

9673,0

10753,0

-2452,0

1716,0

79,8

111,2

7. Налоги и сборы, платежи и расходы, производимые из прибыли, млн. руб.

2051,0

2760,0

3188,0

709,0

428,0

134,6

115,5

8. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), млн. руб.

12020,0

9037,0

5605,0

-2983,0

-3432,0

75,2

62,0

9. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, млн. руб.

65068,0

91725,0

125255,0

26657,0

33530,0

140,9

136,5

10. Фондоотдача, руб.

1,4

1,7

1,6

0,3

-0,1

121,4

94,1

11. Среднесписочная численность работников, чел.

1242

1241

1245

-1

4

99,9

100,3

Примечание - Источник: собственная разработка

Анализируя данные таблицы 2.1, можно сделать вывод, что выручка от реализации продукции увеличилась на 63881 млн. руб. в 2012 году по сравнению с 2011 годом и на 42545 млн. руб. в 2013 году.

Опираясь на данные таблицы можно сделать вывод, что себестоимость реализованной продукции возросла 2012 году по сравнению с 2011 годом на 55344 млн. руб. , а в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 32750 млн. руб.

Наблюдается также снижение прибыли от реализации продукции, так в 2011 году она составила 19294 млн. руб. а в 2012 году уменьшилась на 2451 млн. руб., но в 2013 году прибыль возросла на 3609 млн. руб. и составила 20452 млн. руб.

На протяжении 2011 - 2013 гг. в организации наблюдается наличие убытка от инвестиционной, финансовой и иной деятельности. Убыток от инвестиционной, финансовой и иной деятельности увеличился в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 2614 млн. руб., а в 2013 году сократился и составил 914 млн. руб.

В 2012 году по соотношению к 2011 году наблюдается снижение чистой прибыли, так в 2011 году чистая прибыль составила 12125 млн. руб. а в 2012 уменьшилась на 2452 млн. руб. и составила 9673 млн. руб., а в 2013 году чистая прибыль стала увеличиваться на 1716 млн. руб. и составила 10753 млн. руб. Основные показатели деятельности ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» за 2011 - 2013 гг. представлены на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 - Основные показатели деятельности ЗАО «Добрушский фарфоровый завод»

Примечание - Источник: собственная разработка

Динамика изменения прибыли ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» за 2011 - 2013 гг. представлены на рисунках 2.2 - 2.4.

Рисунок 2.2 - Динамика изменения прибыли от реализации ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» за 2011 - 2013 гг.

Примечание - Источник: собственная разработка

Рисунок 2.3 - Динамика изменения прибыли (убытка) от инвестиционной, финансовой и иной деятельности ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» за 2011 - 2013 гг.

Примечание - Источник: собственная разработка

Рисунок 2.4 - Динамика изменения валовой и чистой прибыли ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» за 2011 - 2013 гг.

Примечание - Источник: собственная разработка

В таблице 2.2 представлены показатели структуры и динамики активов ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» 2011 - 2013 гг.

Таблица 2.2 - Динамика состава и структуры активов ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» за 2011-2013 гг.

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Изменение, +/-


сумма, млн. руб.

уд. вес, %

сумма, млн. руб.

уд. вес, %

сумма, млн. руб.

уд. вес, %

2012г. от 2011г.

2013г. от 2012г.

1.Долгосрочные активы

74049,0

74,7

93152,0

71,2

131303,0

64,9

19103,0

38151,0

2. Краткосроч-ные активы, всего

25041,0

25,3

37657,0

28,8

70926,0

35,1

12616,0

33269,0

2.1. Запасы и затраты

19590,0

78,2

28930,0

76,8

24831,0

35,0

9340,0

-4099,0

2.2. Налоги по приобретенным ценностям

2002,0

8,0

559,0

1,5

1146,0

1,6

-1443,0

587,0

2.3. Дебиторская задолженность

1817,0

7,2

5710,0

15,2

39923,0

56,3

3893,0

34213,0

2.4. Финансовые вложения

-

-

-

-

-

-

-

-

2.5. Денежные средства

1389,0

5,6

1733,0

4,6

4534,0

6,4

344,0

2801,0

2.6 Расходы будущих периодов

213,0

0,9

702,0

1,8

468,0

0,6

489,0

-234,0

2.6. Прочие оборотные активы

30,0

0,1

23,0

0,1

24,0

0,1

-7,0

1,0

Итого

99090,0

100,0

130809,0

100,0

202229,0

100,0

31719,0

71420,0

Примечание - Источник: собственная разработка

В данной таблице мы рассмотрели структуру и динамику активов ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» за 2011 - 2013 гг. Согласно этим данным можно сделать вывод, что долгосрочные активы в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличились на 19103 млн. руб. В 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличились на 38151 млн. руб.

Краткосрочные активы увеличлись на 12616 млн. руб. в 2012 году по сравнению с 2011 годом. Если рассматривать соотношение 2013 года с 2012, то можно заметить увеличение суммы краткосрочных активов на 33269 млн. руб. Запасы и затраты увеличились на 9340 млн. руб. в 2012 году и составили 28930 млн. руб. по сравнению с 2011 годом, а в 2013 г. уменьшлись на 4099 млн. руб. и составили 24831 млн. руб.

Дебиторская задолженность в период исследования увеличивалась. Так в 2012 по отношению в 2011 г. наблюдается рост на 3893 млн.руб., а в 2013 г. она увеличилась на 334213 по отношению к 2012 г. и составила 39923 млн. руб.

Более наглядно структура и динамика активов ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» за 2011 - 2013 гг. представлена на рисунке 2.5.

Рисунок 2.5 - Структура и динамика активов ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» за 2011 - 2013 гг.

Примечание - Источник: собственная разработка

В таблице 2.3 приводятся данные о структуре и динамике источников формирования краткосрочных активов ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» 2011 - 2013 гг.

Таблица 2.3 - Динамика состава и структуры источников формирования краткосрочных активов ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» за 2011-2013 гг.

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Изменение, +/-





2012 г. к 2011 г.

2013 г. к 2012 г.


сумма, млн. руб.

уд. вес, %

сумма, млн. руб.

уд. вес, %

сумма, млн. руб.

уд. вес, %

сумма, млн. руб.

уд. вес, %

сумма, млн. руб.

уд. вес, %

1.Краткосрочные активы, всего

25041,0

100

37657,0

100

70926,0

100

12616,0

0

33269,0

0

в том числе сформированные за счет следующих источников:

1.1.Краткосрочных кредитов и займов

-

-

7595,0

20,2

20044,0

28,3

-

-

12449,0

8,1

1.2.Кредиторской задолженности и прочих видов обязательств

13831,0

55,2

9070,0

24,1

29957,0

42,2

-4761,0

-31,1

20887,0

18,1

1.3. Собственных источников

11210,0

44,8

20992,0

55,7

20925,0

29,5

9782,0

10,9

-67,0

-26,2

Примечание - Источник: собственная разработка

Анализируя данные таблицы 3 можно прийти к выводу, что в 2011 году удельный вес краткосрочных кредитов и займов отсутствовал, кредиторская задолженность и прочие виды обязательств составили 55,2 %, и удельный вес собственных источников составил 44,8 % от общей доли краткосрочных активов, рисунок 2.6.

Удельный вес краткосрочных кредитов и займов в 2012 году составил 20,2 % от общей доли оборотных активов, кредиторская задолженность и прочие виды обязательств составили 24,1 %, а удельный вес собственных источников составил 55,7 % от общей доли краткосрочных активов, рисунок 2.7.

Удельный вес краткосрочных кредитов и займов в 2013 году составил 28,3 % от общей доли краткосрочных активов, кредиторская задолженность и прочие виды обязательств составили 42,2 %, а удельный вес собственных источников составил 29,5 % от общей доли краткосрочных активов, рисунок 2.8.

Сумма краткосрочных активов за анализируемый период имела положительную динамику, в 2012 году по отношению к 2011 году сумма краткосрочных активов увеличилась на 12616 млн. руб., а в 2013 году по отношению к 2012 году сумма краткосрочных активов увеличилась на 33269 млн. руб.

В период с 2010 по 2012 гг. наблюдается рост кредиторской задолженности ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» в 2011 году на 15,8 %, а в 2012 видно значительное увеличение кредиторской задолженности на 103 % .

Рисунок 2.6 - Структура краткосрочных активов ОАО ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» в 2011г.

Примечание - Источник: собственная разработка

Рисунок 2.7- Структура краткосрочных активов ОАО ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» в 2012г.

Примечание - Источник: собственная разработка

Рисунок 2.8 - Структура краткосрочных активов ОАО ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» в 2013г.

Примечание - Источник: собственная разработка

В таблице 2.4 приводятся сведения о ликвидности и платежной способности активов ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» за 2011-2013 гг.

Таблица 2.4 - Сведения о ликвидности и платёжеспособности активов ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» за 2011-2013 гг.

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Изменение, (+/ -)

Темп роста, %





2012 г. к 2011 г.

2013 г. к 2012 г.

2012 г. к 2011 г.

2013 г. к 2012 г.

1. Краткосрочные активы, млн. руб.

25041,0

37657,0

70926,0

12616,0

33269,0

150,4

188,4

2. Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения, млн. руб.

1429,0

1756,0

4558,0

327,0

2802,0

122,9

259,6

3. Краткосрочная дебиторская задолженность, млн. руб.

1817,0

5710,0

39924,0

3893,0

34214,0

314,3

699,2

4. Краткосрочные обязательства, млн. руб.

13984,0

16838,0

49999,0

2854,0

33161,0

120,4

296,9

5. Собственные оборотные средства, млн. руб.

5552,0

17149,0

267,0

11597,0

16882,0

308,9

1,6

6. Показатели ликвидности:


6.1. Коэффициент абсолютной ликвидности (2/4)

0,1

0,1

0,1

0

0

100,0

100,0

6.2. Коэффициент промежуточной ликвидности ((2+3)/4)

0,2

0,4

0,9

0,2

0,5

200,0

225,0

6.3. Коэффициент текущей ликвидности (1/4)

1,8

2,2

1,4

0,4

122,2

63,6

Примечание - Источник: собственная разработка

В соответствии с Инструкцией по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Постановлением Минфина, Минэкономики, Министерством статистики и анализа РБ от 14.05.2004г. №81/128/65, норматив коэффициента текущей ликвидности для промышленной отрасли составляет не менее 1,3.

Анализируя состояние коэффициента текущей ликвидности в период с 2011 по 2013 год, можно сделать вывод, что нормативному значению коэффициент текущей ликвидности соответствовал на протяжении всего анализируемого периода.

На рисунке 2.9 представлены сведения о ликвидности и платёжеспособности ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» за 2011-2013 гг.

Рисунок 2.9 - Сведения о ликвидности и платёжеспособности ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» за 2011-2013 гг.

Примечание - Источник: собственная разработка

Анализируя коэффициент промежуточной ликвидности, который показывает какую долю краткосрочных обязательств может покрыть в течение нескольких дней за счет краткосрочных активов организации и должен соответствовать значению 0,5 - 0,8 можно прийти к выводу, что нормативному значению коэффициент соответствовал только в 2013 году, а в 2011 и 2012 годах данный коэффициент не соответствовал нормативному значению.

.2 Анализ формирования прибыли ЗАО «Добрушский фарфоровый завод»

Известно, что чем больше организация реализует рентабельной продукции, тем больше получает прибыли, тем лучше будет его финансовое состояние. Анализ прибыли важен как для внутренних, так и для внешних субъектов, поскольку рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей организации, повышение его деловой активности, увеличивает размеры доходов учредителям, собственникам и т. д.

Состав, структура и динамика показателей прибыли организации за три последних года представлена в таблице 2.5.

Источниками информации для проведения данного анализа являются данные формы №2 "Отчет о прибылях и убытках" за 2011 - 2013 годы.       

Таблица 2.5 - Анализ состава и динамики прибыли ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» за 2011-2013 гг.

Показатели

2011 год

2012 год

2013 год

Изменение, (+, -)

Темп роста, %





2012 к 2011 г.

2013 к 2012 г.

2012 к 2011г.

2013 к 2012 г.

1. Прибыль (убыток) от реализации, млн. руб.

19294,0

16843,0

20452,0

--2451,0

3609,0

87,3

121,4

2. Валовая прибыль, млн. руб.

29828,0

38365,0

48160,0

8537,0

9795,0

128,6

125,5

3. Прибыль (убыток) от текущей деятельности, млн. руб.

13193,0

13614,0

16036,0

421,0

2422,0

103,2

117,8

4. Доходы по инвестиционной деятельности, млн. руб.

276,0

197,0

125,0

-79,0

-72,0

71,4

63,5

5. Расходы по инвестиционной деятельности, млн. руб.

24,0

24,0

27,0

0

3,0

100,0

112,5

6. Доходы по финансовой деятельности, млн. руб.

2891,0

148,0

2123,0

-2743,0

1975,0

5,1

1434,5

7. Расходы по финансовой деятельности, млн. руб.

1710,0

1502,0

4316,0

-208,0

2814,0

87,8

287,4

8. Прибыль (убыток) от инвестиционной, финансовой и иной деятельности, млн. руб.

1433,0

-1181,0

-2095,0

-2614,0

-914,0

-

-

9. Чистая прибыль (убыток), млн. руб.

12125,0

9673,0

10753,0

-2452,0

1716,0

79,8

111,2

10. Совокупная прибыль, млн. руб.

43516,0

31457,0

22291,0

-12059,0

-9166,0

72,3

70,9

Примечание - Источник: собственная разработка

Анализируя данные таблицы 2.5, можно прийти к выводу, что в 2012 году по сравнению с 2011 годом прибыль от реализации уменьшилась на 2451 млн. руб. Увеличение прибыли от реализации наблюдалось в 2013 году, по сравнению с 2012 годом прибыль увеличилась на 3609 млн. руб. и составила 20452 млн. руб.

Величина доходов по инвестиционной деятельности в 2012 году по сравнению с 2011 годом уменьшилась на 79 млн. руб., в 2013 году по сравнению с 2012 годом уменьшилась на 72 млн. руб. и составила 125 млн. руб.

Инвестиционные расходы в 2012 году по сравнению 2011 годом не изменились, а в 2013 году увеличились на 3 млн. руб. и составили 27 млн. руб.

В 2012 году по сравнению с 2011 годом расходы по финансовой деятельности уменьшились на 208 млн. руб. и составили 1502 млн. руб., а в 2013 по сравнению с 2012 годом увеличились на 2814 млн. руб. или на 187,4 %.

На рисунке 2.10 графически представлена прибыль ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» за 2011-2013 гг.

Рисунок 2.10 - Прибыль от основной деятельности ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» за 2011-2013 гг.

Примечание - Источник: собственная разработка

Чистая прибыль организации в 2012 году была ниже на 2452 млн. руб., чем в 2011 году, а в 2013 году увеличилась на 1716 млн. руб. и составила 10753 млн. руб.

2.3 Анализ показателей рентабельности ЗАО «Добрушский фарфоровый завод»

Для анализа показателей рентабельности ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» составим аналитическую таблицу 2.6.

Таблица 2.6 - Сведения о динамике показателей рентабельности ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» за 2011-2013 гг.

Показатели

2011г.

2012 г.

2013 г.

Изменение, (+, -)

Темп роста, %





2012 к 2011 г.

2013 к 2012 г.

2012 к 2011 г.

2013 к 2012 г.

1. Выручка-нетто от реализации продукции (работ, услуг), млн. руб.

88613,0

152494,0

195039,0

63881,0

42545,0

172,1

127,9

2. Себестоимость реализации продукции (работ, услуг), млн. руб.

58785,0

114129,0

146879,0

55344,0

32750,0

194,2

128,7

3. Прибыль (убыток) от реализации, млн. руб.

19294,0

16843,0

20452,0

-2451,0

3609,0

87,3

121,4

4. Чистая прибыль, млн. руб.

12125,0

9673,0

10753,0

-2452,0

1716,0

79,8

111,2

5. Среднегодовая стоимость долгосрочных активов, млн. руб.

74049,0

93152,0

131303,0

19103,0

38151,0

125,8

140,9

6. Среднегодовая стоимость краткосрочных активов, млн. руб.

25041,0

37657,0

70926,0

12616,0

33269,0

150,4

188,4

7. Суммарные активы организации, млн. руб.

99090,0

130809,0

202229,0

31719,0

71420,0

132,0

154,6

8. Рентабельность реализованной продукции,%

32,8

14,8

13,9

-18

-0,9

-

-

9. Рентабельность продаж, %

21,8

11,1

10,5

-10,7

-0,6

-

-

10. Рентабельность долгосрочных активов, %

16,4

10,4

8,2

-6

-2,2

-

-

11. Рентабельность краткосрочных активов, %

48,4

25,7

15,2

-22,7

-10,5

-

-

12. Рентабельность капитала, %

12,2

7,4

5,3

-4,8

-2,1

-

-

Примечание - Источник: собственная разработка

Анализируя сведения о динамике показателей рентабельности ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» за 2011-2013 гг., можно сделать вывод о том, что наиболее эффективно организация функционировала в 2011 году.

Рентабельность реализованной продукции в 2012 году по сравнению с 2011 годом уменьшилась на 18 п.п., что говорит о снижении эффективности производства продукции. Если рассматривать соотношение 2013 г. к 2012 г, то рентабельность реализованной продукции уменьшилась на 0,9 п.п.

Рентабельность продаж в 2012 году по сравнению с 2011 годом уменьшилась на 10,7 п.п., а в 2013 году уменьшились на 0,6 п.п.

Рентабельность долгосрочных активов организации в 2012 году по сравнению с 2011 годом уменьшилась на 6 п.п., что говорит о снижении эффективности использования основных средств. В 2013 же году по сравнению с 2012 рентабельность долгосрочных активов уменьшились на 2,2 п.п.

Рентабельность краткосрочных активов в 2012 году по сравнению с 2011 годом уменьшились на 22,7 п.п., что говорит о катастрофическом снижении эффективности использования краткосрочных активов организации. Проанализировав соотношение рентабельности краткосрочных активов 2013 г. к 2012, можно заметить уменьшились на 10,5 п.п.

Рентабельность капитала в 2012 году по сравнению с 2011 годом снизилась на 4,8 п.п., что говорит о ухудшении эффективности использования совокупного капитала организации. В 2013 г. по сравнению с 2012 г. рентабельность капитала уменьшились на 2,1 п.п.

На рисунке 2.11 представлены показатели рентабельности ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» за 2011-2013 гг.

Рисунок 2.11 - Показатели рентабельности ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» за 2011-2013 гг.

Примечание - Источник: собственная разработка

В результате проведенного анализа прибыли организации можно сделать вывод о том, что в течение трех лет наблюдается постоянная тенденция к снижению прибыли организация. Основную часть прибыли организации получают от реализации услуг. Важнейшим фактором увеличения прибыли организации является сокращение себестоимости.

Поэтому основной целью деятельности организации должен быть поиск резервов снижения себестоимости, анализ структуры выпускаемой продукции и выявление высокорентабельной продукции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прибыль объективно необходима организациям для развития их хозяйства: расширения материально-технической базы, увеличения собственных оборотных средств, создания фондов, необходимых для социальных нужд коллектива. Размер получаемой прибыли определяет конкурентоспособность организации, степень его оперативно-хозяйственной самостоятельности.

Анализируя данные о деятельности ЗАО «Добрушский фарфоровый завод», можно сделать вывод, что выручка от реализации продукции увеличилась на 63881 млн. руб. в 2012 году по сравнению с 2011 годом и на 42545 млн. руб. в 2013 году; себестоимость реализованной продукции возросла 2012 году по сравнению с 2011 годом на 55344 млн. руб., а в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 32750 млн. руб.

Наблюдается также снижение прибыли от реализации продукции, так в 2011 году она составила 19294 млн. руб. а в 2012 году уменьшилась на 2451 млн. руб., но в 2013 году прибыль возросла на 3609 млн. руб. и составила 20452 млн. руб.

На протяжении 2011 - 2013 гг. в организации наблюдается наличие убытка от инвестиционной, финансовой и иной деятельности. Убыток от инвестиционной, финансовой и иной деятельности увеличился в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 2614 млн. руб., а в 2013 году сократился и составил 914 млн. руб.

В 2012 году по соотношению к 2011 году наблюдается снижение чистой прибыли, так в 2011 году чистая прибыль составила 12125 млн. руб. а в 2012 уменьшилась на 2452 млн. руб. и составила 9673 млн. руб., а в 2013 году чистая прибыль стала увеличиваться на 1716 млн. руб. и составила 10753 млн. руб.

На основании проведённого анализа видно, что ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» имеет довольно устойчивое финансовое положение. Это является результатом умелого, просчитанного управления всей совокупностью производственно - хозяйственной деятельности организации.

В результате проведенного анализа прибыли организации можно сделать вывод о том, что в течение трех лет наблюдается постоянная тенденция к снижению прибыли организация. Основную часть прибыли организации получают от реализации услуг. Важнейшим фактором увеличения прибыли организации является сокращение себестоимости.

Поэтому основной целью деятельности организации должен быть поиск резервов снижения себестоимости, анализ структуры выпускаемой продукции и выявление высокорентабельной продукции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Акулич, В. Экспресс-анализ основных показателей деятельности организаций / В.Акулич // Планово-экономический отдел. - 2006. - №10. - С. 25 - 34.

2.      Акулич, В. В. Оценка финансового состояния организации / В.В. Акулич // Экономика. Финансы. Управление. - 2011. - №9. - С. 34 - 40.

.        Бланк, И.А. Управление прибылью / И.А. Бланк. - К: Ника-Центр, 2007. - 765 с.

.        Борисевич, Д.С. Анализ работы организации и его совершенствование / Д.С. Борисевич // Экономика, финансы, управление. - 2007. - №4. - С.18-23.

.        Герасимова В. А. Анализ и диагностика производственной деятельности предприятий (теория, методика, ситуации, задания): Учебное пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - КНОРУС : «ПРОСПЕКТ», 2008. - 478 с.

.        Ермолович, Л.Л. Анализ хозяйственной деятельности предпри-ятия: Учеб. пособие. - Мн.: Экоперспектива, 2009. - 576 с.

.        Ермолович, Л.Л. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / Л.Л. Ермолович [и др.]. - Мн.: Соврем. шк., 2006. - 736 с.

.        Заяц, Н.Е. Финансы предприятий: учеб. пособие / Н.Е. Заяц [и др.]; под общ. ред. Н.Е. Заяц, Т.И. Василевской. - 3-е изд., испр. - Минск: Выш. шк., 2006. - 528 с.

.        Кожарский, В.В. Расчет коэффициентов финансовой устойчивости / В.В. Кожарский // Планово-экономический отдел. - 2009. - №5. - С.46-48.

10.        Колчина, Н.В. Финансы организаций (предприятий): Учебник для вузов / Н. В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.М. Бурмистрова и др.; Под ред. проф. Н.В. Колчиной. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2004. - 368 с.

11.    Красночуб, Н. Анализ показателей деловой активности организации / Н. Красночуб // Экономика, финансы, управление. - 2006. - №3. - С.45-48.

.        Крум Э.В. Анализ прибыли и рентабельности предприятия // Финансовый директор. - 2006 г.- №8. - с 31-36.

.        Крум, Э.В. Экономика предприятия: учеб. пособие / Э.В. Крум [и др.]; под общ. ред. Э.В. Крум, Т.В. Елецких - Мн.: Выш. шк., 2005. - 318 с.

.        Крум Э.В. Прибыль и рентабельность. Основные понятия и методика расчета показателей // Финансовый директор. - 2006. -№ 7. С. 72-74.

.        Курс экономического анализа / Под ред. М.И.Баканова и А.Д.Шеремента. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 248 с.

.        Любушин, Н.П., Лещева, В.Б., Дьякова, В.Г. Анализ финансовой деятельности организации: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Н.П.Любушина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 471 с.

.        Нехорошева, Л.Н. Экономика предприятия: учеб. пособие / Л.Н. Нехорошева [и др.]; под общ. ред. Л.Н. Нехорошевой.- 3-е изд.-Мн.: Выш. шк., 2005. - 383 с.

.        Попов, Е.М. Финансы предприятия: учебник / Е.М. Попов. - Мн.: Выш. шк., 2005. - 573 с.

19.    Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 26 декабря 2003 г. №181 «Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету "Доходы организации"// Портал национально-правовой информации Республики Беларусь. [Электронный ресурс] - Минск, 2012. - Режим доступа: http://www.pravo.by. - Дата доступа: 29.01.2012.

.        Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от Министерства финансов Республики Беларусь от 26 декабря 2003 г. №182 «Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету "Расходы организации"// Портал национально-правовой информации Республики Беларусь. [Электронный ресурс] - Минск, 2012. - Режим доступа: http://www.pravo.by. - Дата доступа: 29.01.2012.

21.        Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. - 5-е изд., перераб. И доп. - М.:ИНФАРМА - М, 2010 - 536 с. - (Высшее образование).

22.        Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. - Мн.: ООО «Новое знание», 2005. - 640 с.

23.    Старова, Л.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Методическое пособие для студентов экономических специальностей. В 2-х ч., Ч.1. - Мн.: БГУИР, 2005. - 153 с.

.        Стражева, В.И. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учебник / В.И. Стражев [и др.]; под общ. ред. В.И. Стражева. - 6-е изд. - Мн.: Выш. шк., 2005. - 480 с.

.        Суша, Г.З. Экономика предприятия: учеб. пособие / Г.З. Суша. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Новое знание, 2005. - 470 с.

.        Чуев, И.Н. Экономика предприятия. /И.Н. Чуев. -М.: Экономика, 2004.-520с.

.        Харламов, Г.В. Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий. - Харьков, 2006. - 358 с.

.        Финансы предприятий: учебное пособие / Н. Е. Заяц и др.; Под. общ. ред. Заяц, Т. И. Василевской. - Мн.: Выш. шк., 2009. - 520 с.

.        Шеремет, А.Д. Финансы предприятий. / А.Д. Шеремет. - М., «ИНФРА-М», 2008. - 343 с.

30.        Ясковец Т. Л. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. - М.: «Аграф», 2007 - 563 с.

Похожие работы на - Финансовое состояние организации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!