Финансовое планирование на предприятии ООО 'Синергия–Н'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    42 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансовое планирование на предприятии ООО 'Синергия–Н'

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы

Пермский филиал

Факультет экономики

Направление 080100.62 "Экономика"







Курсовая работа

по курсу "Корпоративные финансы"

Финансовое планирование на предприятии ООО "Синергия - Н"


Исполнитель: студентка 3 года обучения

заочного отделения группы 31/11-З

Ужегова Е.А.

Научный руководитель: к.э.н.

В.А. Баяндина



Пермь,2013

Содержание

Введение

. Система финансового планирования на предприятии

.1 Планирование деятельности предприятия, понятие планирования

.2 Виды финансового планирования

.3 Система показателей планирования

.4 Составление прогнозных финансовых документов

.5 Нормативно-правовое регулирование деятельности общества с ограниченной ответственностью

. Анализ финансовой деятельности предприятия и существующей системы планирования

.1 Характеристика предприятия

.2 Анализ финансового состояния предприятия

.3 Анализ существующей системы планирования

.4 Порядок разработки бюджетов ООО "Синергия - Н"

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность выбранной темы состоит в том, что планирование финансовой деятельности предприятия и его оптимизация - весьма распространенная проблема, особенно на сегодняшний момент. Оптимизация системы финансового планирования в организации - это комплекс решений и действий, которые внутри определенной организации и в соответствии с заданными целями содействуют регулированию ее финансовых потоков. Это определение подчеркивает, что финансовое планирование - это конечная практика, иначе говоря, практика, определяемая конкретными целями и состоящая из разного рода действий.

Понятие конечной практики включает действия по планированию финансовой деятельности, которая определяется целями и конкретной организацией. Такая практика в большей или меньшей степени зависит от структуры этой организации. Поэтому финансовое планирование деятельности ассоциации не равнозначно планированию финансовой деятельности предприятия. К действиям, требующим исследования, относится то, что связано с анализом и подготовкой решений, которые направляют финансовую практику организации в соответствие с ее целями.

Главной целью планирования является обеспечение руководителей служб и всего предприятия определенного рода информацией, необходимой для эффективного управления ресурсами предприятия. Система планирования призвана сузить рамки неопределенности, которой характеризуется представление о предстоящих событиях и их последствиях.

Основной задачей системы планирования является прогнозирование денежных потоков и изменение финансового состояния предприятия в результате планируемой финансово-хозяйственной деятельности.

Вот почему цель данной работы - анализ и совершенствование системы финансового планирования в ООО "Синергия-Н".

Задачами работы являются:

изучение теоретических аспектов планирования на предприятии;

анализ системы планирования на анализируемом предприятии;

совершенствование системы финансового планирования на предприятии.

Предмет исследования - система финансового планирования.

Объектом исследования является ООО "Синергия - Н".

В ходе написания работы использовались следующие методы: сравнения, графический метод, метод цепных подстановок, эмпирический, статистический.

Информационной базой для написания работы послужили статьи и монографии таких авторов, как Алексеева М.М. "Планирование деятельности фирмы", Бухалков М.И. "Внутрифирменное планирование", Хруцкий В.Е. "Внутрифирменное бюджетирование", Хмелев А.Н. "Гибкое развитие предприятия: эффективность и бюджетирование", Куксов А. "Планирование деятельности предприятия", а также отчетность предприятия (ф. № 1 и ф. № 2).

Практическая значимость работы состоит в том, что предложенные мероприятия могут быть внедрены на предприятии, что будет способствовать оптимизации системы финансового планирования.

1. Система финансового планирования на предприятии

.1 Планирование деятельности предприятия, понятие планирования

В понятие "планирование" входит определение целей и путей их достижения. На Западе планирование деятельности предприятий осуществляется по таким важным направлениям, как сбыт, финансы, производство и закупки. При этом, конечно, все частные планы взаимоувязаны между собой.

Сам процесс планирования проходит четыре этапа:

  1. разработка общих целей;
  2. определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени;
  3. определение путей и средств их достижения;
  4. контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.

Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности и правильности бухгалтерских расчетов прошлого. Любое планирование предприятия базируется на неполных данных. Качество планирования в большей степени зависит от интеллектуального уровня компетентных сотрудников. Все планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, а сами планы взаимоувязывались с имеющимися условиями.

Поэтому планы содержат в себе так называемые резервы, иначе именуемые "надбавками безопасности", однако слишком большие резервы делают планы неточными, а небольшие влекут за собой частые изменения плана. В основу составления плана по конкретным направлениям производственных участков предприятия кладутся отдельные задачи, которые определяются как в денежных, так и в количественных показателях. При этом планирование должно отталкиваться от так называемых узких мест: в последнее время это сбыт, финансы или рабочая сила.

Значение финансового планирования для внутренней среды организации определяется тем, что оно:

  • облекает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;
  • устанавливает стандарты для организации финансовой информации;
  • определяет приемлемые границы затрат, необходимых для реализации всей совокупности планов фирмы;
  • в части оперативного финансового планирования дает очень полезную информацию для разработки и корректировки общефирменной стратегии.

Разработка финансовых планов является также одним из основных средств контактов с внешней средой: поставщиками, потребителями, дистрибьюторами, кредиторами, инвесторами. От их доверия зависят стоимость активов организации и возможность ее эффективной деятельности, поэтому финансовый план должен быть хорошо продуман и серьезно обоснован.

Система финансовых планов включает в себя следующие элементы.

. Прогноз баланса.

. Прогноз отчета о прибылях и убытках.

. Прогноз финансовых бюджетов.

. Анализ ключевых финансовых показателей, основанный на прогнозах.

. Письменное изложение результатов финансового планирования.

К финансовому планированию тесно примыкают, однако относятся к более общим элементам финансового менеджмента, составление долгосрочного бюджета капиталовложений и оценка инвестиционных проектов, а также долгосрочная стратегия финансирования организации.

Процесс финансового планирования состоит из следующих этапов.

. Анализ финансовых показателей фирмы за предыдущий период. Расчет показателей производится на основе основных финансовых документов фирмы - баланса, отчета о прибылях и убытках. Этому вопросу посвящена 2 часть данной работы.

. На основе прогнозируемого объема продаж составляются планируемые финансовые документы.

. На основе спрогнозированных баланса, отчета о прибылях и убытках, проводится анализ финансовых коэффициентов за планируемый период.

. Как и всякий другой процесс, финансовое планирование завершается практическим внедрением планов и контролем их выполнения.

.2 Виды финансового планирования

Тактическое (текущее) планирование деятельности компании должно охватывать период до одного года. Логически и методически этот план занимает промежуточное положение межу стратегическим и оперативным планам. С одной стороны, для выбранной на стратегическом уровне воспроизводственной и рыночной альтернатив на тактическом уровне определяются конкретные проекты и мероприятия, которые обеспечивают реализацию выбранной стратегии. С другой стороны степень проработанности тактического плана уже должна позволять разрабатывать на его основе оперативный план.

Разработка тактического плана должна вестись по двум направлениям:

План реализации проектов;

План текущей деятельности.

Работа над планом реализации проектов является прямым продолжением стратегического (долгосрочного) планирования. На этом этапе должен быть проанализирован ход реализации инвестиционных проектов Компании (в том числе и возможно возникшие отклонения от плана). Результатом анализа должен стать план капиталовложений на год.

формулирование исходящих из стратегического плана компании тактических целей работы предприятия на предстоящий год в терминах ожидаемой структуры баланса фирмы (прибыль, рентабельность, мгновенная ликвидность баланса, структура оборотного баланса по срокам обязательств и ожидаемых поступлений и т.п.);

определение производственной программы на базе информации о текущем и ожидаемом состоянии основных фондов;

определение себестоимости выпуска продукции, соответствующей заданной производственной программе;

оценка программы сбыта по видам, являющаяся результатом маркетинговых исследований и исходящая из заданной рентабельности и складывающейся себестоимости производства;

разработка финансового плана компании, на основании которого производятся оценки потока наличности, определяются возможности улучшения структуры оборотного баланса и определяются объемы средств, которые реально могут быть отправлены на капиталовложения;

многосторонняя итерационная увязка показателей, связанных между собой (объемы производства и объемы сбыта, капиталовложения и наличный объем источников капиталовложений). В случае, если такая сбалансированная увязка достигнута, тактический план готов, если ни один из возможных вариантов не удовлетворяет заданным на первом этапе критериям, решается вопрос о пересмотре этих критериев и процесс повторяется.

Полученный таким образом план текущей деятельности является основой для корректировок плана реализации проектов, который приводится в соответствие с объемом капитальных вложений, реально выделяемых в предстоящем плановом периоде.

Стратегическое планирование

На этом уровне планирования формируется стратегический план развития, в котором определяются основные направления долгосрочного развития Компании на 5-10 лет вперед. Для работы над стратегическим планом в составе экономического управления должна быть выделена специальная группа сотрудников, которая будет заниматься преимущественно этим вопросом.

Созданию стратегического плана развития предшествует:

Сравнительный анализ потенциальной эффективности всех воспроизводственных и инвестиционных альтернатив (варианты перераспределения средств, высвобождающихся в результате реструктуризации производственных мощностей, для более эффективного их использования, также должны рассматриваться в ходе общего анализа инвестиционных альтернатив). Таким образом данная стадия анализа позволяет осуществить выбор наиболее эффективной с экономической точки зрения системы производства продукции.

Анализ рыночных возможностей Компании (рыночных альтернатив), ее перспектив выхода на новые рынки сбыта и соответствующие, им инвестиции (в сбытовую сеть, рекламу, транспортные магистрали и так далее), что, в результате, дает оценку возможностей сбыта продукции Компании.

На стадии разработки стратегического плана, рассмотрение вариантов развития должно охватывать максимально широкое поле возможных направлений развития компании, как в производственной, так и в сбытовой области.

При разработке стратегического плана развития в числе прочего анализируются долгосрочные экономические последствия политики. Это позволяет оценить вклад такой политики в реализацию стратегических целей Компании. Результаты, полученные с ориентацией на стратегические цели Компании, в дальнейшем уточняются с учетом долгосрочных соображений, а также соображений, связанных с обеспечением оптимальной загрузки мощностей. планирование бюджет капиталовложение инвестиционный

Подготовленный стратегический план развития должен быть рассмотрен коллективным органом ("Экспертным советом"), состоящим из представителей различных направлений деятельности компании (финансистов, плановиков, сбытовиков, производственников представителей филиалов и т.д.). Рекомендованный Экспертным советом вариант плана рассматривается и утверждается руководством Компании. В том случае, если план не утвержден, он возвращается на доработку (или переработку) в Экономическое управление с соответствующими замечаниями и, минуя Экспертный совет, вновь представляется руководству на утверждение.

Результатом стратегического планирования является принятый руководством стратегический план развития Компании, являющийся базой для разработки планов более низкого уровня (тактического, в первую очередь).

Оперативное планирование

Один месяц - период оперативного планирования - слишком короток, чтобы говорить о возможности планирования на этом интервале каких-либо изменений. Реально можно лишь экстраполировать динамику основных плановых показателей, сложившуюся в предыдущие периоды, применяя широко распространенную практику планирования от достигнутого.

Экстраполяция позволяет экономическому управлению ежемесячно осуществлять мониторинг выполнения принятого тактического плана. С этой целью для наиболее важных показателей результатов деятельности компании и ее "внешней среды" на стадии разработки тактического плана устанавливаются границы допустимых отклонений значений этих показателей от запланированных или использовавшихся в ходе планирования в качестве исходных данных.

Если значения выбранных показателей не выходят за установленные рамки, то это означает, что соответствующий план деятельности Компании, принятый руководством, выполняется нормально и остается реализуемым в дальнейшем.

Таким образом, цели планирования для стратегического, тактического и оперативного планирования существенно различны. Стратегическое планирование направлено на определение стратегии компании, формирование стратегических ориентиров. Для тактического планирования характерна разработка уже более детализированных планов, проверка стратегических планов на выполнимость.

Оперативное планирование должно осуществить проверку плановых показателей, формирование плановых заданий подразделениям и т.д.

Долгосрочное финансовое прогнозирование

Долгосрочное финансовое прогнозирование - это часть долгосрочного финансового планирования. Под финансовым прогнозированием понимается процесс оценки некоторых будущих финансовых событий или условий функционирования. Отличие финансового прогнозирования от финансового планирования заключается в том, что при прогнозировании оцениваются возможные будущие финансовые последствия принимаемых решений и внешних факторов, а при планировании фиксируются финансовые показатели, которые компания стремится получить в будущем.

Финансовый рычаг - это повышение эффективности компании за счет привлечения внешних кредитов, несмотря на расходы по оплате этого кредита.

Выделение финансового прогнозирования как особого вида планирования, обусловлено: относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства; активным воздействием опосредованного деньгами распределения на производство; необходимостью администрирования при принятии решений о распределении финансовых ресурсов.

Таким образом, финансовое планирование на предприятии базируется на использовании четырех основных его систем, каждой из которых присущи определенный период и свои формы реализации его результатов (таблица 1.).

Таблица 1. Системы финансового планирования и формы реализации его результатов на предприятии

Системы финансового планированияФормы реализации результатов финансового планированияПериод планирования1. Стратегическое планированиеРазработка финансовой стратегии предприятияОт 3 до 10 лет2. Прогнозирование финансовой деятельностиРазработка общей финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям финансовой деятельности предприятиядо 3-х лет3. Текущее планирование финансовой деятельностиРазработка текущих финансовых планов по отдельным аспектам финансовой деятельности1 год4. Оперативное планирование финансовой деятельностиРазработка и доведение до исполнителей бюджетов, платежных календарей и других форм оперативных плановых заданий по всем основным вопросам финансовой деятельностимесяц, квартал

Все системы финансового планирования находятся во взаимосвязи и реализуются в определенной последовательности. Первоначальным исходным этапом планирования является прогнозирование основных направлений и целевых параметров финансовой деятельности путем разработки общей финансовой стратегии предприятия, которая призвана определять задачи и параметры текущего финансового планирования.

Являясь частью общей стратегии экономического развития предприятия финансовая стратегия носит по отношению к ней подчиненный характер и должна быть согласована с ее целями и направлениями.

1.3 Система показателей планирования

Сами по себе финансовые документы не дают ясного представления о финансовом положении фирмы. Для его определения необходимы дополнительная работа, анализ финансовых показателей деятельности организации. Анализ финансовых показателей позволяет выявить критические точки в деятельности фирмы, определить причины проблем и запланировать действия, направленные на их решение.

Финансовый анализ складывается из четырех основных шагов:

  • выбор показателей, подходящих для анализа;
  • расчет этих показателей;
  • сравнение полученных величин с аналогичными показателями данной фирмы за предыдущие годы;
  • использование показателей при составлении финансовых планов для определения способов решения проблем и будущих возможностей фирмы.

Среди множества финансовых показателей есть такие, которые имеют особо большое значение для определения позиции фирмы и могут использоваться для анализа различных проблем. Можно выделить пять типов наиболее значимых финансовых показателей. Это показатели:

  • ликвидности (краткосрочной платежеспособности);
  • деловой активности (оборачиваемости);
  • рентабельности;
  • рыночной активности;
  • платежеспособности (структуры капитала).

Ликвидность - это способность организации ответить по своим краткосрочным обязательствам. Если ликвидность фирмы низка, то это говорит о ее крайне слабом финансовом здоровье и невозможности решать большинство вопросов своей деятельности, в частности таких, как привлечение новых займов, поскольку доверие кредиторов будет подорвано. Иначе ликвидность определяют как качество оборотных (текущих) активов фирмы, их способность покрывать долги фирмы.

Выделяют три основных вида показателей ликвидности:

  • коэффициент общей (текущей) ликвидности;
  • коэффициент абсолютной ликвидности;
  • чистый оборотный капитал.

Коэффициент общей ликвидности (Кол) выражает соотношение между текущими (оборотными) активами фирмы и ее текущими (краткосрочными) обязательствами.

Кол = Текущие активы: Текущие пассивы

Минимально необходимая величина Кол должна быть не менее 1 - иначе фирма будет признана неплатежеспособной. Оптимальный показатель Кол по оценкам экспертов колеблется в диапазоне от 2 до 2,5.

Коэффициент абсолютной ликвидности (Кал) показывает соотношение между наиболее ликвидной частью текущих активов и текущими пассивами. Наиболее ликвидная часть текущих активов, или "быстро оборачиваемые" активы, это денежные средства предприятия.

Кал = Денежные средства: Текущие пассивы

По оценкам экспертов теоретически приемлемой величиной считается коэффициент, равный 0,2 - 0,25. Показатель Кал менее консервативен, чем коэффициент общей ликвидности, он определяет способности наиболее ликвидных текущих активов - денег в кассе, на банковском счете, ценных бумаг - оплатить долги предприятия.

Чистый оборотный капитал (ЧОК). Рассчитывается как разность между текущими активами предприятия и его текущими пассивами.

ЧОК = Текущие активы - Текущие пассивы.

Показатели деловой активности (оборачиваемости)

Этот тип финансовых показателей определяет, насколько хорошо фирма использует свои ресурсы. Обычно показатели оборачиваемости выражают соотношение между величиной продаж и различными элементами активов, то есть выясняют количество продаж, созданное одним рублем инвестиций в активы. Одними из наиболее часто используемых показателей деловой активности являются:

оборачиваемость активов;

оборачиваемость дебиторской задолженности;

оборачиваемость кредиторской задолженности;

оборачиваемость материально-производственных запасов;

оборачиваемость основных средств (фондоотдача).

Коэффициенты рентабельности

Эти коэффициенты показывают, насколько прибыльна деятельность компании.

Наиболее часто используемыми показателями являются:

коэффициенты рентабельности всех активов предприятия (рентабельность активов);

рентабельности реализации;

рентабельности собственного капитала.

Коэффициент защищенности кредиторов (КЗК) показывает степень защищенности кредиторов от невыплаты процентов за предоставленный кредит.

Помимо пяти названных типов финансовых показателей в современном финансовом планировании широко используется анализ еще двух категорий:

показателей использования финансового рычага;

комплексных (композитных) показателей.

Показатели использования финансового рычага

Финансовый рычаг - это способ увеличения доходности (рентабельности) собственного капитала за счет использования кредита.

Чем больше величина заемных средств, тем длиннее рычаг, тем выше рентабельность собственного капитала. Одновременно чем длиннее рычаг, тем выше риск деятельности фирмы, связанный с оплатой своих обязательств. Следовательно, у кредиторов такая фирма будет вызывать меньшее доверие, чем фирма с малой величиной заемных средств. Оптимальным соотношение собственных и заемных средств считается 50 : 50.

Поэтому показатели использования финансового рычага - это в первую очередь измерители финансового риска фирмы.

Таким образом, финансовые показатели сами по себе не являются причиной неудач фирмы. Они всего лишь индикаторы неблагополучия, глубинные причины которого кроются в непосредственной хозяйственной деятельности, а также в стратегии действий, которую выбрало руководство фирмы. Следовательно, неудовлетворительные финансовые показатели должны послужить отправной точкой не только для пересмотра финансовых планов, но и в первую очередь для переформулирования общей стратегии фирмы.

.4 Составление прогнозных финансовых документов

Целью планирования является составление прогноза баланса и отчета о прибылях и убытках. Основываясь на этих плановых документах, организация разрабатывает бюджеты.

Качество финансового планирования определяется уровнем бухгалтерского учета и финансового контроля. Финансовые отчеты организации должны включать такие ключевые позиции, как прибыльность, рыночная позиция, производительность, использование активов, инновации.

прогнозирования объема продаж;

сроков оборачиваемости;

бюджета денежных средств;

предварительных (плановых, прогнозных) балансов;

процента от продаж;

и некоторые другие.

Каждый из этих методов представляет собой схему прогнозирования, более или менее приспособленную к определенной ситуации.

Метод прогнозирования объемов продаж.

Процесс финансового планирования обычно начинается с прогнозирования будущих продаж.

Правильно определенный прогноз продаж служит основой для:

организации производственного процесса;

эффективного распределения средств;

должного контроля над запасами.

Период прогноза продаж должен быть увязан с общим плановым периодом. Обычно прогнозы продаж составляются на 1 год и на 5 лет. Годичные прогнозы продаж разбиты на квартальные и месячные. Чем короче прогнозы продаж, тем точнее и конкретнее должна быть содержащаяся в них информация.

Прогнозы продаж могут быть выражены как в денежных, так и в физических единицах.

Величину будущих продаж можно определить при помощи следующих методов:

1. Оценки торговыми работниками.

2. Опросы потребителей.

. Анализ временных рядов (регрессионный анализ).

Метод сроков оборачиваемости.

Существует несколько вариантов этого метода. Его цель - определить финансовые потребности, порожденные хозяйственным циклом. Эти потребности измеряются в днях и в процентах к объему продаж. Метод опирается на временной анализ цикла хозяйственной деятельности

Метод бюджета денежных средств.

Бюджет денежных средств - это детальный план (обычно по месяцам) денежных поступлений и выплат предприятия по всем видам его деятельности.

Сбор информации.

Польза бюджета денежных средств напрямую связана с качеством информации, которая в нем записана.

Когда предприятие располагает полной системой бюджетов, прогнозы поступлений и выплат бюджета денежных средств базируются на прогнозах бюджетов хозяйственной деятельности, а также инвестиционного и финансового бюджета. Напомним, что последний показывает детально инвестиционные выплаты, а также их источники, предусмотренные для данного года в инвестиционном и финансовом плане.

В противном случае, если предприятие имеет неполную систему бюджетов или не имеет ее вовсе, то казначей должен самостоятельно собирать необходимую ему информацию. И бюджет, естественно, будет более приблизительным. Чтобы сохранить взаимосвязь бюджетов, стараются добиться соответствия между хозяйственными поступлениями и выплатами, с одной стороны, и доходами и расходами (выплаченными), записанными в счет эксплуатации, с другой.

Разработка бюджета денежных средств.

). Планирование поступлений от хозяйственной деятельности.

Планирование поступлений включает главным образом поступления от продаж. Следовательно, именно на основе плана ежемесячных продаж, который разрабатывается коммерческими службами, можно рассчитать эти поступления, однако, принято учитывать способ, которым рассчитываются клиенты

Изучение способа, которым рассчитываются клиенты, возложено на бухгалтерские и финансовые службы и состоит в статистическом ведении картотеки кредитов, предоставляемых клиентам.

2). Планирование выплат на хозяйственную деятельность.

Эти выплаты соответствуют различным рубрикам выплаченных расходов счета результата: закупки, прочие внешние расходы, расходы по заработной плате, налоги и сборы, финансовые расходы. В бюджете денежных средств нет амортизационных отчислений, потому что амортизация измеряет реальный расход, а не выплаченный.

4). Оформление бюджета денежных средств.

Сходные различные прогнозы поступлений и выплат представляются в виде таблицы.

В колонках указывается выбранный интервал прогноза (3, 6 или 12 месяцев) по периодам, которыми могут быть месяц, полмесяца, даже неделя. Поступления и выплаты соответствуют выбранному периоду в зависимости от даты оплаты. Такое соответствие следует соблюдать с осторожностью: если, например, выбран период в один календарный месяц, а оплата поставщикам осуществляется 5-го числа каждого месяца, то предпочтительнее включить этот платеж в предыдущий месяц.

Информатизация бюджета денежных средств.

Разработка и моделирование бюджета денежных средств сегодня намного облегчена применением вычислительной техники.

Предприятие может запрограммировать свой бюджет, но гораздо дешевле для него использовать многочисленные программы, которые существуют в продаже: табличные процессоры или системы финансового моделирования.

Табличные процессоры - это электронные таблицы, выводимые на экран и состоящие примерно из шестидесяти колонок и двухсот пятидесяти строк. Системы финансового моделирования, разработанные первоначально для оборудования большой мощности, а сегодня используемые на компьютерах, имеют некоторое преимущество перед электронными таблицами. Благодаря этим системам легче объединять различные подтаблицы: разработка бюджета денежных средств заключается в том, чтобы составить и объединить несколько подтаблиц для получения конечной таблицы.

Метод процента от продаж.

Этот метод позволяет вывести каждый элемент планового баланса и отчета о прибылях и убытках исходя из запланированной величины продаж. Таким образом, при помощи метода процента от продаж можно определить конкретное содержание pro forma документов.

Суть метода заключается в том, что каждый из элементов документов рассчитывается как определенное соотношение от установленной величины продаж.

В основе определения процентного соотношения лежат:

процентные соотношения, характерные для текущей деятельности фирмы (т.е. в текущий период издержки составляют 80 % от продаж);

процентные соотношения, рассчитанные на основе ретроспективного анализа как средняя за последние несколько лет;

заключения менеджмента, особенно в тех случаях, когда сложившиеся процентные соотношения не удовлетворяют управляющих, и они хотели бы изменить их для улучшения финансовых показателей.

.5 Нормативно-правовое регулирование деятельности общества с ограниченной ответственностью

Наиболее распространенной формой ведения бизнеса является осуществление его посредством образования юридического лица.

Любое юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность, обладает совокупностью определенных признаков. Основными из этих признаков являются:

) организационное единство, то есть наличие устава, учредительного договора, иных учредительных документов, определяющих его правовой статус, структуру, цели, задачи и иные основные положения, характеризующие организационную сущность;

) наличие обособленного имущества, отражаемого на отдельном балансе, что позволяет отделить его от имущества иных лиц. Все юридические лица разделяются на тех, которые обладают правом собственности на обособленное имущество и на тех, которые обладают иными вещными правами на закрепленное за ними имущество;

) самостоятельная имущественная ответственность, то есть ответственность имуществом, принадлежащим данному юридическому лицу;

) участие в гражданском обороте от своего имени.

При создании коммерческой организации ее учредители принимают ряд основополагающих решений, касающихся вновь создаваемого юридического лица. Решения, принимаемые учредителями, определяют правовое положение будущей организации, права и обязанности ее участников, взаимоотношения с государственными органами.

Прежде всего учредители должны выбрать организационно-правовую форму коммерческой организации.

Гражданский кодекс устанавливает принцип, согласно которому юридические лица могут быть созданы только в какой-либо из предусмотренных законом организационно-правовых форм. Для коммерческих организаций исчерпывающий перечень таких форм содержится в самом Гражданском кодексе.

Основные положения об ООО в современном понимании содержатся в Гражданском кодексе РФ (ст.ст.87-94 ГК РФ), детальное их регулирование осуществляется специальным законодательным актом, который, по сути, впервые в российском праве дал развернутую, отвечающую современным потребностям регламентацию правового статуса этих хозяйственных обществ.

Федеральный закон от 8 февраля 1998г. №14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (редакция от 02.01.2013) (далее по тексту - Закон "Об ООО") определяет:

порядок создания и правовое положение обществ с ограниченной ответственностью;

права и обязанности участников;

обеспечивает защиту прав и интересов участников.

Учредители юридического лица должны облечь его в одну из предусмотренных законом форм, и придумывать нечто, не предусмотренное законом, они не вправе. Этот принцип так называемого "замкнутого круга" юридических лиц прямо противоположен принципу неограниченного круга обязательных прав, вытекающих из принципа свободы договора, имеет важное значение.

Этот принцип юридического лица позволяет исключить возникновение ненадежных, не обладающих конструктивной устойчивостью юридических лиц. Он исключает возможность применения таких произвольных правовых конструкций в организации юридического лица, которые легализовали бы или хотя бы облегчали отклонение его от официально провозглашенных им и дополнительным законом целей, нарушение учредителями или руководителями юридического лица интересов других его участников или членов, злоупотребление их доверием, а также введение в заблуждение внешних контрагентов. Этот принцип обеспечивает возможность контроля со стороны государства за экономическим (хозяйственным) оборотом и стабильность, охрана которой - важнейшая задача гражданского права.

Определенный законодательством выбор организационно-правовых форм юридических лиц достаточно велик. Однако среди всех установленных в законодательстве организационно-правовых форм юридических лиц наиболее широкое распространение в Российской Федерации имеют в настоящее время общества с ограниченной ответственностью.

Обществом с ограниченной ответственностью (далее - общество) признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Уставный фонд общества представляет собой минимальный размер имущества юридического лица, гарантирующего интересы его кредиторов, поэтому он указывается в уставе и регистрируется при регистрации юридического лица. Вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества может быть любое имущество - деньги, ценные бумаги, другие вещи, любые имущественные и отчуждаемые имеющие денежную оценку права.

Участники общества, внесшие вклады в уставный капитал общества не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников общества.

Участниками общества могут быть граждане и юридические лица. Федеральным законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в обществах. Общество может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным участником. Общество может впоследствии стать обществом с одним участником.

Высшим органом общества является общее собрание участников общества. Общее собрание участников общества может быть очередным или внеочередным.

Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Общество с ограниченной ответственностью является организацией, имеющей самостоятельный правовой статус, отделенный от правового статуса создавших ее участников.

Общество с ограниченной ответственностью является более простой формой предпринимательства, удобной для функционирования малого и среднего капитала; нормы, регулирующие создание и деятельность общества с ограниченной ответственностью, являются в значительной мере диспозитивными.

2. Анализ финансовой деятельности предприятия и существующей системы планирования

.1 Характеристика предприятия

Чермозский промышленный комплекс (ПК) является производственной площадкой (филиалом) ООО "Синергия - Н", которое создано в 1990г. в г. Пермь в рамках конверсии на базе Пермского завода "Машиностроитель", специализирующегося на производстве ракетно-космических комплексов. Сегодня головное предприятие ООО "Синергия - Н" насчитывает более 700 работников. Основное направление деятельности предприятия - разработка и производство нефте-, газопромысловой техники:

Плунжерных насосов большой мощности.

Насосных установок.

Емкостных блоков для хранения и перевозки кислот.

Сегодня ООО "Синергия - Н" и его филиалы полноценно развиваются, постоянно вкладывая средства в собственное производство, приобретаются станки, оборудование, расширяются производственные площади и технологические возможности.

ООО "Синергия - Н" принимает производственные заказы от крупнейших газо-, нефтеперерабатывающих предприятий, таких как ООО "Татнефть", ООО "Башнефть", "Юкос" и региональные структуры "Газпрома". Девиз компании: "Работать так, чтобы гордиться своей продукцией!"

Сам Чермоский ПК был образован в мае 2000г. по средству покупки под производственные площади филиала Ленинского завода в г. Чермоз. С мая по август 2000г. на территории ЧПК проводились ремонтные работы. После их завершения Чермозское производство активно начало свое производство.

Первым успехом в октябре 2000г. была сдача в эксплуатацию первого выпущенного изделия - шиберной заслонки ф 100. в то время штатная численность ЧПК была 8 человек, выпускалось до 6-ти видов изделий. К сегодняшнему дню количество сотрудников возросло до 450 человек, штат расширился до 80 человек. Налажено производство более 200 видов изделий, среди которых:

üНасосная установка СИН 48,

üШаровые краны,

üШарнирные колена,

üШиберные заслонки разных диаметров,

üПарапередвижные установки,

üТара, необходимая для головного предприятия,

üДеревообрабатывающее производство, столярное производство,

üЛитье цветных металлов,

üРезинотехнические изделия,

üКомплектующие для агрегатов основной продукции в г. Пермь

На будущее перспективы по развитию ЧПК большие. А именно, на территории ЧПК планируется наладить серийное, основное производство, которое в данный момент осуществляет головное предприятие. А само ООО "Синергия - Н" организует и наладит разработку нового технологического производства.

Таблица 2. Технико-экономические показатели деятельности ООО "Синергия - Н", тыс. руб.

Показатели2010 г.2011 г.2012 г.Отклонение (+, -) 2012 г. от 2010 г.Темп роста, % 2012 г. от 2010 г.Численность работников, чел.142028+14200,0Выручка от реализации62210,5151856,1168039,9+105829,4286,9Себестоимость реализации товаров58561,1145356,0158379,0+ 99817,9270,5Прибыль от реализации269,52341,054578,41+ 4308,911698,8Операционный результат и выплаты по процентам-122,5-2110,1-3525,6-3403,1-2878,04Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности147,02230,951052,81+905,79716,1Внереализационный результат44,0-366,26411,2+367,2934,6Прибыль отчетного года191,0-135,27641,5+450,5335,9Налог на прибыль78,0334,4296,3+218,27379,7Отвлеченные средства14,01----Нераспределенная прибыль98,95-169,67345,2+246,25348,8

Таким образом, наблюдается быстрый рост практически всех финансовых показателей деятельности ООО "Синергия - Н", хотя в течение двух анализируемых лет происходило то снижение, то увеличение некоторых показателей. Положительно необходимо отметить рост прибыли (прибыль от финансово-хозяйственной деятельности - темп роста = 716,1 %, нераспределенной прибыли - 348,8 %), что, несомненно, говорит о повышении финансовой стабильности предприятия. Негативным явлением служит только повышение убытков от операционной деятельности, причем значительное.

Следует обратить внимание на то, что система бюджетирования на рассматриваемом предприятии не применяется.

.2 Анализ финансового состояния предприятия

Далее нам необходимо проанализировать финансовые коэффициенты, характеризующие рентабельность и ликвидность предприятия, а также коэффициентов оборачиваемости, которые обычно рассчитываются при экспресс-анализе финансового состояния предприятия.

Дадим оценку экономического потенциала предприятия.

Таблица 3. Оценка имущественного положения ООО "Синергия - Н"

№Показатель2010 г.2011 г.2012г.Отклонение (+, -) 2012 г. от 2010г.Темп роста, % 2012 г. от 2010 г.1.Величина основных средств107,4348,34684,75+577,32637,42.Доля основных средств в активах, %1,10,131,8+0,7163,63.Коэффициент фондоотдачи579,13141,4245,4-333,742,44.Коэффициент фондоемкости0,00170,00030,0041+0,0024241,23.Коэффициент износа основных средств0,420,730,17-0,2540,54.Коэффициент обновления основных средств0,840,210,91+0,07108,35.Коэффициент выбытия основных средств0,360,640,21-0,1558,36.Общая сумма хозяйственных средств у предприятия (валюта баланса)9715,836849,237701,7+27985,9388,05

На основе стоимостной оценки рассчитываются показатели использования основных фондов. Это коэффициенты (2012 г.):

. Коэффициент обновления основных фондов:

Кобн = П : ППСк = 10,15 тыс. руб. : 48,34 тыс. руб. = 0,21

. Коэффициент выбытия основных фондов:

Квыб = В : ППСн = 68,76 тыс. руб. : 107,43 тыс. руб. = 0,64

. Коэффициент фондоотдачи основных фондов:

Кф/о = Объем реализации: ППС = 151856,1 : 48,34 = 3141,1 руб.

. Коэффициент фондоемкости:

Кф/ё = 1 : Кф/о = 1: 3141,1 = 0,0003 руб.

. Коэффициент износа (состояния) основных средств на конец года:

Кизн = Ик: ППСк

Кизн = 35,3 : 48,34 = 0,73

ППСн и ППСк - остаточная стоимость основных фондов на начало и на конец периода

П - ввод в действие, поступление основных фондов по остаточной стоимости

В - выбытие

Таким образом, анализ показателей основных фондов выявил, что величина фондов за период значительно изменилась. Коэффициент обновления основных фондов повысился на 0,07. Коэффициент износа снизился на 0,25. Коэффициент фондоотдачи говорит о том, что 1 руб. основных фондов приносит 245,4 руб. товарооборота. Это намного меньше, чем в прошлом и позапрошлом годах, но еще значительная сумма. Снижение коэффициента фондоотдачи произошло вследствие повышения стоимости основных фондов. Фондоемкость, наоборот, повысилась, но незначительно. В основном данные анализа таблицы 2.2 свидетельствуют, что основные средства ООО "Синергия - Н" достаточно обновлены и используются эффективно.

Далее рассмотрим общую оценку финансового положения ООО "Синергия - Н".

Таблица 4. Оценка финансового положения ООО "Синергия - Н"

Показатель2010 г.2011 г.2012 г.Отклонение (+, -) 2012 г. от 2010 г.Темп роста, % 2012 г. от 2010 г.1.Величина собственного капитала11,0812,5823,67+12,58213,62.Доля собственного капитала в источниках средств, %0,110,030,06-0,0554,53.Коэффициент общей ликвидности0,980,990,98--4.Доля собственных оборотных средств в оборотных активах, %81,8984,4671,02-10,8786,75.Доля собственных оборотных средств в краткосрочных обязательствах, %0,810,820,70-0,1186,46.Коэффициент покрытия запасов (ТЗ / краткосрочные обязательства)0,810,820,69-0,185,1Данные таблицы свидетельствуют, что за анализируемый период произошло снижение доли собственного капитала в источниках средств, доли собственных оборотных средств в краткосрочных обязательствах, коэффициента покрытия запасов. Все это свидетельствует о том, что наблюдается ухудшение финансового положения ООО "Синергия - Н", хотя оно еще устойчивое. Кроме того, коэффициент ликвидности имеет почти постоянное значение 0,98-0,99, хотя нормальное значение этого коэффициента должно быть не менее 2,0, чтобы происходили своевременные расчеты.

Таблица 5. Оценка прибыльности ООО "Синергия - Н"

Показатель2010 г.2011 г.2012 г.Абсолют. изм., 2012 г. от 2010Темп роста, %, 2012 г. от 20101.Выручка от реализации62210,5151856,1168039,9+168039,9270,12.Прибыль от продаж269,462341,054578,4+4308,941699,13.Прибыль до налогообложения190,99-135,27641,52+450,53335,94.Чистая прибыль98,9-237,89345,2+246,3349,045.Рентабельность продаж, %0,431,542,72+2,29632,66.Рентабельность активов, %1,02-0,650,92-0,190,27.Ренатабельность внеоборотных активов, %68,9-104,750,4-18,573,18.Рентабельность оборотных активов, %1,03-0,650,93-0,190,39.Рентабельность собственного капитала, %892,6-1889,51458,4+565,8163,410.Рентабельность реализованной продукции, %0,461,482,89+2,43628,3

Анализ показывает, что за период происходило как снижение, так и увеличение коэффициентов рентабельности. В 2012 г. почти все коэффициенты рентабельности увеличились, хотя многие еще остаются довольно низкими. По сравнению с 2010 г. снизились некоторые коэффициенты рентабельности - рентабельность активов, рентабельность внеоборотных активов, рентабельность оборотных активов, что говорит о том, что эти активы уже приносят меньше прибыли, чем прежде.

Все это говорит о том, что предприятие имеет неустойчивое положение, хотя еще не находится на грани банкротства.

Таблица 6. Оценка динамичности развития предприятия

Показатель2010 г.2011 г.2012 г.Абсолют. измен., 2012 г. от 2010 г.1.Выручка от реализации, тыс. руб.62210,5151856,1168039,9+168039,92.Активы предприятия, тыс. руб.9715,7536849,2537701,73+27985,983.Запасы, тыс. руб.20564,624678,526169,93+5605,334.Оборачиваемость запасов, раз3,036,156,42+3,395.Оборачиваемость запасов, дней120,559,356,85-63,656.Оборачиваемость активов, раз6,44,124,46-1,947.Оборачиваемость активов, дней56,2587,480,7+24,458.Оборачиваемость собственного капитала, раз.5615-7099+14849.Оборачиваемость собственного капитала, дней.0,06-0,05-0,01

Таким образом, из таблицы мы видим, что оборачиваемость активов в год сократилось с 6,4 раз до 4,46 раз. И наоборот, увеличилась оборачиваемость в днях. Следовательно, теперь активы оборачиваются медленнее.

Наоборот, увеличилась оборачиваемость собственного капитала. В связи с этим оборачиваемость в днях снизилась на 0,01 дней. Это незначительное снижение, но уже положительная тенденция. Следовательно, у предприятия имеется еще проблема увеличения оборачиваемости в днях.

Анализ оборачиваемости в запасах показал, что происходит увеличение оборачиваемости запасов за анализируемый период, но при этом обнаружены следующие проблемы:

. В стоимостном выражении запасы значительно увеличились;

. Оборачиваемость в оборотах увеличилась незначительно;

. Оборачиваемость запасов до сих пор очень низкая.

Таким образом, предприятие пока имеет устойчивое финансовое положение, но скоро может потерять его и прийти к кризису. Причина видится в неэффективной системе планирования, т.к. в составлении бюджетов при анализе обнаруживаются некоторые отклонения от правил, на которые обычно опираются составители бюджетов.

Таблица 7. Агрегированный баланс (тыс. руб.)

Наименование Код 20112012Актив1. Внеоборотные активы Основные средства120564,9685,14Итого по разделу 1190564,9685,142. Оборотные активыЗапасы + Налог210+22025354,426734,73Дебиторская задолженность2409267,69585,1Денежные средства26055,7120,58Прочие оборотные активы27000Итого по разделу 229034677,736440,41Баланс30036849,2537701,73Пассив 3. Капитал и резервы41000Резервный капитал430441,6329,54Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного года470012,6Итого по разделу 3490441,6142,144. Долгосрочные обязательства590005. Краткосрочные обязательстваЗаймы и кредиты61051221000,11234Кредиторская задолженность62035884,5516678Итого по разделу 569036396,5537678,1БАЛАНС70036849,2537701,7

Таким образом, анализ изменений активной и пассивной части баланса показывает, что произошло увеличение как внеоборотных, так и оборотных активов. Внеоборотные активы увеличились за счет роста стоимости основных средств, а оборотные - за счет увеличения запасов с 25354,4 тыс. руб. до 26734,73 тыс. руб. и дебиторской задолженности - с 9267,6 до 26734,73 тыс. руб. Необходимо также отметить рост денежных средств с 55,7 тыс. руб. до 120,58 тыс. руб. Вместе с тем, анализ пассивной части баланса показал, что изменения в оборотных активах произошли за счет изменений в собственных и заемных средствах. Существенно увеличилась сумма краткосрочных займов и кредитов. Но при этом кредиторская задолженность снизилась с 35884,55 тыс. руб. до 16678 тыс. руб. Собственные средства также увеличились незначительно. Следовательно, предприятие, кредитуя своих покупателей, вынуждено само жить в кредит.

Таким образом, анализ показал, что наиболее существенной проблемой на предприятии в данный момент является рост займов и кредитов. Поэтому в третьей главе будет рассмотрен проект по решению этой проблемы с помощью внедрения системы бюджетирования.

.3 Анализ существующей системы планирования

Стратегическое планирование

На этом уровне планирования формируется стратегический план развития, в котором определяются основные направления долгосрочного развития ООО "Синергия - Н" на 5-10 лет вперед. Для работы над стратегическим планом в составе финансовой службы выделена группа сотрудников, которая занимается преимущественно этим вопросом.

Созданию стратегического плана развития предшествует:

Сравнительный анализ потенциальной эффективности всех воспроизводственных и инвестиционных альтернатив (варианты перераспределения средств, высвобождающихся в результате реструктуризации производственных мощностей, для более эффективного их использования). Таким образом, данная стадия анализа позволяет осуществить выбор наиболее эффективной с экономической точки зрения системы производства продукции.

Анализ рыночных возможностей ООО "Синергия - Н" (рыночных альтернатив), ее перспектив выхода на новые рынки сбыта и соответствующие им инвестиции (в сбытовую сеть, рекламу, транспортные магистрали и так далее), что, в результате, дает оценку возможностей сбыта продукции ООО "Синергия - Н".

На стадии разработки стратегического плана, рассмотрение вариантов развития должно охватывать максимально широкое поле возможных направлений развития ООО "Синергия - Н" как в производственной, так и в сбытовой области.

Инструментом долгосрочного инвестиционного планирования является экономико-математическая модель производственного процесса в ООО "Синергия - Н". Исходными данными для построения модели служат прогноз, с одной стороны, и оценки возможного эффекта от вложений в те или иные направления деятельности в будущем, с другой. На выходе модель представляет прогноз финансовых потоков, связанных с различными вариантами распределения средств между воспроизводственными и инвестиционными альтернативами, т.е. различные варианты инвестиционной программы. При выборе оптимального варианта, прежде всего, учитывается соответствие порождаемого им денежного потока долгосрочным финансовым интересам предприятия или стратегическим целям. При этом могут приниматься во внимание желательный график оплаты задолженности, целевой уровень рентабельности производственной деятельности и другие обстоятельства.

При разработке стратегического плана развития в числе прочего анализируются долгосрочные экономические последствия политики. Это позволяет оценить вклад такой политики в реализацию стратегических целей ООО "Синергия - Н". Результаты, полученные с ориентацией на стратегические цели, в дальнейшем уточняются с учетом долгосрочных соображений, а также соображений, связанных с обеспечением оптимальной загрузки мощностей.

Результатом стратегического планирования является выбор некой воспроизводственной и рыночной альтернативы, которая однозначно определяется следующими параметрами:

Формирование перечня основных инвестиционных проектов;

Определение приоритетов между ними;

Предварительная оценка объемов инвестиций, планируемых по проектам;

Предварительное распределение объемов капитальных вложений по выбранным направлениям

Разработанный таким образом стратегический план развития позволяет:

дать критерии для отбора конкретных инвестиционных проектов по направлениям инвестирования и по распределению их во времени;

ориентировочно спрогнозировать показатели деятельности на долгосрочную перспективу;

оценить укрупненные показатели финансовых планов на долгосрочную перспективу.

Подготовленный стратегический план развития должен быть рассмотрен коллективным органом ("Экспертным советом"), состоящим из представителей различных направлений деятельности компании (финансистов, плановиков, сбытовиков, производственников представителей филиалов и т.д.). Рекомендованный Экспертным советом вариант плана рассматривается и утверждается руководством ООО "Синергия - Н". В том случае, если план не утвержден, он возвращается на доработку (или переработку) в Экономическое управление с соответствующими замечаниями и, минуя Экспертный совет, вновь представляется руководству на утверждение.

Результатом стратегического планирования является принятый руководством стратегический план развития ООО "Синергия - Н", являющийся базой для разработки планов более низкого уровня (тактического, в первую очередь).

По результатам деятельности, а также на основании возможных изменений "внешней среды" ООО "Синергия - Н", в отношении которых при стратегическом планировании строились определенные предположения (объемные и ценовые показатели спроса и предложения на различных рынках, изменение структуры цен потребляемых инвестиционных ресурсов, установки местной администрации, налоговый режим и др.), периодически (1 раз в год) осуществляется ревизия принятого ранее стратегического плана ООО "Синергия - Н".

Тактическое планирование

Тактическое планирование деятельности ООО "Синергия - Н" должно охватывать период до одного года. Логически и методически этот план занимает промежуточное положение межу стратегическим и оперативным планам. С одной стороны, для выбранной на стратегическом уровне воспроизводственной и рыночной альтернатив на тактическом уровне определяются конкретные проекты и мероприятия, которые обеспечивают реализацию выбранной стратегии. С другой стороны степень проработанности тактического плана уже должна позволять разрабатывать на его основе оперативный план.

Разработка тактического плана ведется по двум направлениям:

План реализации проектов;

План текущей деятельности.

Работа над планом реализации проектов является прямым продолжением стратегического (долгосрочного) планирования. На этом этапе должен быть проанализирован ход реализации инвестиционных проектов ООО "Синергия - Н" (в том числе и возможно возникшие отклонения от плана). Результатом анализа должен стать план капиталовложений на год.

План текущей деятельности также разрабатывается на год вперед исходя из наличия производственных мощностей и их изменения в результате мероприятий плана реализации проектов. Работы над планом текущей деятельности включают в себя ряд этапов:

формулирование исходящих из стратегического плана компании тактических целей работы предприятия на предстоящий год в терминах ожидаемой структуры баланса фирмы (прибыль, рентабельность, мгновенная ликвидность баланса, структура оборотного баланса по срокам обязательств и ожидаемых поступлений и т.п.);

определение производственной программы на базе информации о текущем и ожидаемом состоянии основных фондов;

определение себестоимости выпуска продукции, соответствующей заданной производственной программе;

оценка программы сбыта по видам, являющаяся результатом маркетинговых исследований и исходящая из заданной рентабельности и складывающейся себестоимости производства;

разработка финансового плана компании, на основании которого производятся оценки потока наличности, определяются возможности улучшения структуры оборотного баланса и определяются объемы средств, которые реально могут быть отправлены на капиталовложения;

многосторонняя итерационная увязка показателей, связанных между собой (объемы производства и объемы сбыта, капиталовложения и наличный объем источников капиталовложений). В случае, если такая сбалансированная увязка достигнута, тактический план готов, если ни один из возможных вариантов не удовлетворяет заданным на первом этапе критериям, решается вопрос о пересмотре этих критериев и процесс повторяется.

Полученный таким образом план текущей деятельности является основой для корректировок плана реализации проектов, который приводится в соответствие с объемом капитальных вложений, реально выделяемых в предстоящем плановом периоде.

Бизнес - планирование

Осуществляется, когда ООО "Синергия - Н" планирует приобретение каких - либо активов.

Необходимо отметить основные недостатки существующей системы планирования на предприятии:

. Потенциальные пользователи системы планирования не вовлечены в процесс ее создания;

. Не уделяется должное внимание обучению пользователей работе в системе;

. Принижается риск отторжения системы со стороны персонала компании;

. Планирование и учет реализуются в различных информационных системах;

. Игнорируется необходимость разработки регламентирующих и нормативно-справочных документов;

. Неувязка краткосрочных бюджетов с показателями долгосрочных планов;

. Насаждение бюджетов "сверху вниз". Не достаточное вовлечение в процессы планирования руководителей центров ответственности;

. Отстраненность Высшего руководства от процесса планирования;

. Затягивание момента утверждения планов до "выяснения всех обстоятельств";

. Включение в бюджет только документально подтвержденных намерений об операциях с контрагентами;

. Не учет в операционных бюджетах последствий реализации инвестиционных бюджетов;

. Злоупотребление методологией приростного бюджетирования;

. Чрезмерное укрупнение или детализация объектов бюджетирования;

. Попытки бюджетировать случайные события методом нормирования;

. Принимаются поспешные решения по результатам контроля;

. Контролируется достижение оперативных показателей в ущерб достижения стратегических целей;

. Попытки достичь "стопроцентного" исполнения бюджета;

. Не учитывается воздействие на исполнение планов случайных факторов;

. Проводится план/факт сопоставление расходов без применения принципа "гибкого бюджета";

. Пересмотр нормативов поручается исключительно менеджеру, отвечающему за их исполнение;

.4 Порядок разработки бюджетов ООО "Синергия - Н"

Внедрение бюджетирования, состав бюджетов и порядок их формирования во многом зависят от специфики предприятия. Следовательно, при разработке системы бюджетирования ООО "Синергия - Н" следует исходить, в том числе и из требования адекватности ее структуры характеру деятельности предприятия. Поскольку особенности функционирования хозяйствующего субъекта выражены, прежде всего, в характере его операционной деятельности, изменения затронут операционные бюджеты.

Разработка всех видов бюджетов в данной работе опирается на систему сбалансированных показателей, характеризующих основные факторы деятельности предприятия, а также с использованием маржинального дохода.

Бюджет себестоимости строится на основе бюджета производства, а покрытие коммерческих и административных затрат производится за счет маржинального дохода.

Порядок разработки бюджетов опирается на логическую схему функционирования предприятия. В ее рамках можно выделить три вида деятельности коммерческой организации: операционную, инвестиционную и финансовую. Причем финансовая деятельность, как правило, определяется характером операционной и инвестиционной активности, а направления капитальных вложений подчинены стратегическим целям предприятия затрагивающим, прежде всего, его основную деятельность.

Вышесказанное находит отражение в порядке формирования бюджетов предприятия. Поскольку и финансовая и инвестиционная деятельность в значительной мере определяются операционной, процесс внутрифирменного планирования следует начинать именно с разработки операционного бюджета. Внедрение системы бюджетирования должно быть оправдано повышением результативности деятельности предприятия, или иначе степени достижения поставленных целей. Предприятия могут преследовать различные цели, но в качестве общей для коммерческих организаций цели является получение прибыли, выступающей в качестве основного источника внутреннего финансирования развития предприятия, и одновременно главного индикатора успеха его операционной деятельности.

Для организаций, действующих в условиях рыночной экономики, важную роль играют объем и условия сбыта, именно этими параметрами ограничивается "сверху" уровень возможной прибыли. Они определяют масштаб деятельности фирмы. Поэтому процесс внутрифирменного планирования начинается с разработки бюджета реализации продукции.

Готовность обеспечить реализацию запланированного по объемам и структуре продукции требует обеспечения его фактического наличия на складах организации к моменту продажи. Это достигается за счет составления бюджета запасов, где, на основании данных бюджета реализации определяется планируемый уровень запаса по каждой ассортиментной позиции.

Бюджет себестоимости продукции позывает размер затрат на производство продукции. Этот бюджет, наряду с бюджетом коммерческих и административных расходов и бюджетом реализации составляют основу плана прибылей и убытков, завершающего процесс формирования операционного бюджета. Рассчитанное значение прогнозной прибыли является (наряду с амортизацией) основным фактором чистого денежного потока (ЧДП) по операционной деятельности.

Эта информация содержится в так называемом бюджете движения денежных средств. Кроме того, сюда включается информация о денежных потоках по финансовой и инвестиционной (на основе предварительно составляемого бюджета инвестиционных вложений) деятельности. Завершающим этапом составления бюджетов выступает разработка прогнозируемого баланса (балансового отчета). Последние три бюджета (инвестиционный, денежных средств и балансовый отчет) составляют основу финансового бюджета.

Такова методическая схема, которой целесообразно придерживаться при разработке системы бюджетирования деятельности производственного предприятия.

Заключение

В данной курсовой работе мы разработали проект организации системы бюджетирования на предприятии ООО "Синергия - Н". Данное предприятие до 2012 г. не имело системы бюджетирования. Однако интенсивное развитие предприятия требует внедрения этой системы. Поэтому далее мы разработали финансовую структуру бюджетирования, а также бюджетный регламент предприятия.

Бюджетирование в ООО "Синергия - Н" будет осуществляется на основании трех нормативно - методических документов: Положения о бюджетной системе, Регламента формирования бюджетов, Методики формирования бюджетов.

Целью внедрения системы бюджетирования в ООО "Синергия - Н" было повышение эффективности управления финансовыми результатами фирмы.

Процесс формирования бюджетов в ООО "Синергия - Н" будет происходить в несколько этапов: разработка контрольных заданий, разработка методологических рекомендаций, доведение контрольных заданий до отдела заказов и отдела продаж, разработка показателей бюджетов этих отделов, анализ проектов бюджетов на соответствие поставленным задачам и эффективному достижению установленных контрольных заданий, утверждение генеральным директором контрольных заданий бюджетов.

Этапы составления бюджетного регламента в ООО "Синергия - Н":

1. Составление документов. На этом этапе необходимо определить форматы всех документов, необходимых для бюджетного процесса, начиная от заявок на платежи по операционной деятельности и заканчивая операционными и финансовыми бюджетами, а также правила согласования операционных и финансовых бюджетов различных ЦФО.

. Обучение персонала работе с бюджетными документами. После разработки методики составления и утверждения форматов операционных и финансовых бюджетов необходимо обучить персонал работе в рамках бюджетного регламента. Без этого невозможна успешная постановка системы бюджетного управления.

В ходе работы были разработаны следующие виды бюджетов: бюджет продаж (товарооборота), бюджет коммерческих расходов, бюджет затрат, бюджет движения денежных средств, прогноз отчета о прибылях и убытках, прогнозный баланс.

В работе также было произведено технико - экономическое обоснование совершенствования системы бюджетирования по этапам.

На первом этапе нами был проведен анализ организационной структуры предприятия и формирование финансовой структуры.

На втором этапе произведено формирование системы бюджет - менеджмента. В частности - внедрение автоматизированной системы управления для составления бюджетов. Предлагается также стимулирование работников ЦФО за достижение плановых результатов. Стимулирование будет осуществляться в форме премирования: за 1 % перевыполнения плана по выручке будет начисляться премия работникам ЦФО, то же самое - за сокращение затрат по сравнению с плановыми.

На третьем этапе были разработаны форматы основных бюджетов. В ходе реализации этапа был определен набор статей доходов и расходов, затрат в бюджете доходов и расходов с выделением прямых (переменных) и постоянных (накладных) расходов и затрат.

На четвертом этапе определен бюджетный период, шаг финансового планирования.

Всего расходы на внедрение бюджетирования составят 154,44 руб.

Кроме того, расчет экономического эффекта показал, что за счет внедрения системы бюджетирования предприятие получит экономию на процентах по займам на 1077,5 тыс. руб., что связано с более мягкими условиями кредитования (процентная ставка снизится с 24 % за год до 18 %), т.к. повышение деловой активности предприятия сделает его более кредитоспособным, что позволит банку снизить возможные риски.

Список литературы

Нормативные акты

1.Гражданский кодекс Российской Федерации (первая часть) от 30.11.94 № 51-ФЗ(с изменениями 2013 года);

2.Гражданский кодекс Российской Федерации (вторая часть) от 26.01.96 № 14-ФЗ (редакция от 01.09.2013г.);

3.Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть I и II. (редакция от 03.12.2013)

Учебная литература

1.Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия: учебное пособие / О.Н. Лихачева, С.А. Щуров. - Москва: Вузовский учебник, 2008. - 286 c.

2.. Любушин, Н.П. Анализ финансового состояния организации: учебное пособие " / Н.П. Любушин. - Москва: Eksmo education: Эксмо, 2007. - 254 с.

.Пласкова, Н.С. Стратегический и текущий экономический анализ: [с примерами из российской и зарубежной практики]: учебник / Н.С. Пласкова. - Москва: Эксмо, 2007. - 653 с..

.Турманидзе, Т.У. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: учебник / Т.У. Турманидзе. - Москва: Экономика, 2011. - 478 с.

.Тютюкина, Е.Б. Финансы организаций (предприятий): учебник / Е.Б. Тютюкина. - Москва: Дашков и К°, 2011. - 539 с.

.Управление финансовым состоянием организации (предприятия): учебное пособие / [Крылов Э.И. и др.]. - Москва: Эксмо, 2007. - 409 с.

.Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски: учебное пособие / Г.А. Тактаров, Е.М. Григорьева. - Москва: Финансы и статистика, 2007. - 255 c.

.Финансовый анализ: учебник / Л.С. Васильева, М.В. Петровская. - Москва: КноРус, 2007. - 804 с.

.Финансы организаций: учебное пособие / Липчиу Н.В., Тюпакова Н.Н., Бочарова О.Ф. - Москва: Магистр, 2007. - 253 с.

.Финансовые резервы организации: анализ и контроль / Д.А. Ендовицкий, А.Н. Исаенко. - Москва: Кнорус, 2007. - 300 с.

.Финансовый анализ: учебник / А.Ф. Ионова, Н.Н. Селезнева. - Москва: Проспект: Велби, 2008. - 623 с.

.Финансы предприятий: учебное пособие / В.М. Семенов, Р.А. Набиев, Р.С. Асейнов. - Москва: Финансы и статистика, 2007. - 238 с.

.Финансы организаций (предприятий): учебник / М.Г. Лапуста, Т.Ю. Мазурина, Л.Г. Скамай. - Москва: Инфра-М, 2008. - 574 c.

.Финансовые управленческие технологии: учебник / А.З. Бобылева. - Москва: Инфра-М, 2007. - 491 с.

.Финансы фирмы: учебник / А.М. Ковалева, М.Г. Лапуста, Л.Г. Скамай. - Москва: ИНФРА-М, 2009. - 520 c.

.Финансы предприятий: менеджмент и анализ: учебное пособие / А.Д. Шеремет, А.Ф. Ионова. - Москва: Инфра-М, 2009. - 478 с.

.Финансы: учебник / Л.А. Бурмистрова и др.]. - Москва: Высшее образование: Юрайт, 2009. - 591 с.

.Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: учебник / О.В. Ефимова. - Москва: Омега-Л, 2009. - 350 с.

.Финансы организаций (предприятий): учебное пособие / А.Н. Гаврилова, А.А. Попов. - Москва: КноРус, 2008. - 597 с.

.Финансы организаций (предприятий): учебник / [Колчина и др.]. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 382 с.

.Финансы предприятий: учебное пособие / М.Г. Лапуста, Т.Ю. Мазурина. - Москва: Альфа-Пресс, 2009. - 638 с.

.Финансы: учебник для бакалавров / [Барабаш и др.]. - Москва: Юрайт: ИД Юрайт, 2012. - 590 с.

.Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. - М.: ТК "Велби", Изд-во "Проспект", 2006. - 1016 с.

.Лапуста М.Г., Мазурина Т.Ю., Скамай Л.Г. Финансы организаций (предприятий): Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 575 с. - (Высшее образование).

.Колчина Н.В. Финансовый менеджмент: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / Н.В. Колчина, О.В. Португалова, Е.Ю. Макеева; под ред. Н.В. Колчаной. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 464 с. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. - 2-е изд., перераб. и доп. - К.: Эльга, Ника-Центр, 2005. - 656 с.

.Гаврилова А.Н. Финансовый менеджмент: учебное пособие / А.Н. Гаврилова, Е.Ф. Сысоева, А.И. Барабанов, Г.Г. Чигарев, Л.И. Григорьева, О.В. Долгова, Л.А. Рыжкова. - 5-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2009. - 432 с.

.Пласкова Н.С. Экономический анализ: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2009. - 704 с. - (Высшее экономическое образование).

.Макарова Л.Г. Экономический анализ в управлении финансами фирмы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Л.Г. Макарова, А.С. Макаров. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 336 с.

.Сироткин В.Б. Финансовый менеджмент фирмы: Учеб. пособие/ В.Б. Сироткин. - М.: Высш. шк., 2008. - 320 с: ил.

Официальные сайты

1.Официальный сайт Федеральной налоговой службы. - www.nalog.ru.

Приложение 1. Бюджет продаж на 2011 г, тыс. руб.

Запланированные продажи, тыс.руб.2011 г.1234567891011122007 г.1.ДУстановка паровая передвижная9857,9862,57905,69950,98764,59927,44648,28964,001055,58784,29774,101100,77876,2110614,502.Установка кислотостойкая25986,72273,842387,532506,902015,552444,861708,962541,222782,642067,502040,622901,772309,8127981,203.Установка цементировочная119872048,862151,302258,871816,132202,971539,872289,792507,321862,941838,722614,662081,2725212,714.Насос трехплунжерный9876,8864,22907,43952,80766,05929,22649,53965,851057,60785,80775,581102,88877,8910634,855.Заглушка2987,6261,42274,49288,21231,72281,08196,47292,16319,91237,69234,60333,61265,553216,906.Заслонки11098,4971,111019,671070,65860,801044,15729,861085,311188,41882,99871,511239,29986,4711950,217.Хомуты7786,91681,351765,421853,691490,371807,811263,661879,062057,581528,781508,902145,661707,9520690,238.Паркер механический4763,9416,84437,68459,57369,49448,19313,29465,86510,12379,02374,09531,95423,445129,539.Якорь гидравлический124,710,9111,4612,039,6711,738,2012,1913,359,929,7913,9211,08134,2710.Насосно - силовой блок9798,5857,37900,24945,25759,98921,86644,38958,191049,22779,57769,431094,14870,9310550,5411.Установка насосная для закачки полимеров7654,3669,75703,24738,40593,67720,13503,37748,51819,62608,98601,06854,71680,358241,7712.Электрооборудование5430,31374,961443,711515,891218,781478,381033,391536,651682,631250,191233,941754,661396,7116919,8813.Блоки манифольдов215001881,251975,312074,081667,562022,751413,902102,472302,211710,541688,302400,771911,0123150,1414.Переходники и тройники27111,62372,272490,882615,422102,802550,701782,942651,232903,092157,002128,963027,382409,7929192,4415.Вспомогательное оборудование7653,6669,691245,701307,991051,621275,61891,651325,891451,851078,721064,701514,011205,1514082,5916.Кран шаровой4421,8386,91906,251461,271156,221402,11978,251447,631576,891168,071137,681603,841268,3914493,51Всего продажи 16804017603,3019526,021012,0016875,0020469,0014306,0021266,0023278,0017292,0017052,0024234,0019282,00232197

Приложение 2. График ожидаемых поступлений денежных средств от продаж

Наименование2010 г.1234567891011122011 г.Остаток дебиторской задолженности на конец периода, тыс. руб.9585,1Сумма задолженности к погашению в текущем период, тыс. руб.20007585,19585,1Поступления от продаж каждого месяца, тыс. руб.152818801,73520,617603,325857,79762,83905,119525,636303,710506,24202,521012,445062,58437,6337516875,156140,610234,44093,820468,864291,871532861,21430676379,910633,14253,221266,286983,4116397655,623278,095187,78646,23458,417292,3105115,98526,53410,517052,9117270,21217,1119387125784,65784,6Всего поступлений, руб.728122244,519587,119473,818780,717901,217626,720477,741557,621417,719255,110412,2236015,1

Приложение 3. Бюджет затрат на закупку материалов по видам продукции, 2012 г.

Наименование продукции, по которой приобретаются материалы2012 г.1234567891011122013 г.1.Установка паровая передвижная7736,20707,11714,22721,74764,97772,48796,19829,91838,74867,63925,61935,42943,969817,982.Установка кислотостойкая20393,621864,021882,781902,592016,572036,362098,852187,762211,032287,182440,032465,882488,3925881,463.Установка цементировочная9407,06859,83868,48877,62930,19939,32968,151009,161019,891055,021125,531137,451147,8311938,464.Насос трехплунжерный7751,03708,46715,59723,12766,44773,96797,71831,51840,35869,29927,39937,21945,779836,805.Заглушка2344,58214,30216,46218,73231,84234,11241,30251,52254,19262,95280,52283,49286,082975,506.Заслонки8709,71796,09804,10812,56861,24869,69896,38934,35944,29976,811042,091053,131062,7411053,467.Хомуты6110,94558,55564,17570,11604,26610,19628,92655,56662,54685,35731,15738,90745,657755,378.Паркер механический3738,57341,71345,15348,78369,68373,31384,76401,06405,33419,29447,31452,05456,174744,619.Якорь гидравлический97,868,949,039,139,689,7710,0710,5010,6110,9811,7111,8311,94124,2010.Насосно - силовой блок7689,58702,85709,92717,39760,36767,83791,39824,91833,69862,40920,04929,78938,279758,8211.Установка насосная для закачки полимеров6006,88549,04554,57560,40593,97599,80618,21644,40651,25673,68718,70726,32732,957623,3012.Электрооборудование4261,54389,52393,43397,57421,39425,53438,59457,16462,03477,94509,88515,28519,995408,3113.Блоки манифольдов16872,591542,191557,711574,101668,401684,781736,481810,041829,291892,292018,752040,132058,7621412,9314.Переходники и тройники21276,411944,711964,281984,952103,862124,512189,712282,462306,742386,192545,662572,622596,1127001,8115.Вспомогательное оборудование6006,33548,99554,52560,35593,92599,75618,15644,34651,19673,62718,64726,25732,887622,6116.Кран шаровой3470,10317,18320,37323,74343,13346,50357,13372,26376,22389,18415,19419,58423,424403,89Всего закупки (тыс. руб.)13187312053,512174,812302,913039,913167,91357214146,914297,414789,815778,215945,316090,9167359,50Запасы на начало, т. руб.400073333,93333,93333,93333,93333,93333,93333,93333,93333,93333,93333,93333,940006,80Запасы на конец, т.руб.66513430,7430,7430,7430,7430,7430,7430,7430,7430,7430,7430,7430,75168,40Сумма затрат на закупку.1583799150,39271,69399,710136,710264,710668,811243,711394,211886,61287513042,113187,7132620,9Приложение 4. График затрат на закупку материалов в 2013 г.

Наименование2012 г.1234567891011122013 г.Остаток кредиторской задолженности на конец периода16678Сумма задолженности к погашению в текущем периоде8400827816678Выплаты по закупкам поставщикам, тыс. руб.:12745,16405,29150,322781,56490,19271,632819,96579,89399,7430417095,710136,753079,47185,310264,763200,67468,210668,873418,37825,411243,783618,37775,911394,2935668320,611886,6103862,59012,512875113912,69129,513042,1123956,33956,3Итого11145,117464,793109620,810175,110385,910886,511443,711341,912183,112925,113085,8139967,7

Приложение 5. Прогноз отчета о прибылях и убытках на 2013 г., тыс. руб.

Показатель3 мес.Полугодие9 мес.2013 г.Выручка от реализации, работ, услуг58141,3109791,2171627,7232196,8Себестоимость реализации продукции27821,658891,893416,3132521,1Валовая прибыль30319,750899,478211,499675,7Коммерческие расходы1755,873315,75183,167012,34Управленческие расходы, в т.ч. заработная плата и ЕСН.3056109151220Прибыль от продаж28258,8347013,772153,2491483,36Транспортный налог0003,06Выплаты по процентам 1181,31732,61837,61837,6Внереализационные и операционные расходы14805246752961029610Прибыль (убыток) отчетного периода41882,569956,199925,6119252,7Налог на прибыль10051,816789,523982,228620,6Нераспределенная прибыль отчетного периода31830,753166,675943,590632,1

Приложение 6

Таблица 1. Прогноз активов баланса на 2012 г.

Показатель2012 г.3 мес.Полугодие9 мес.2007 г.1.Внеоборотные активы685,14685,11370,22055,32740,42.Оборотные активы:-Запасы26169,931292,12584,23876,35168,4-Дебиторская задолженность9585,1132835394494577,3108074,8-Денежные средства120,584053243519,648345,856801,4Итого по разделу 2.37016,5855108100048146800170045,2БАЛАНС37701,7355793101419148855,7172786

Таблица 2. Прогноз пассивов баланса на 2013 г.

Показатель2013 г.3 мес.Полугодие9 мес.2013 г.3.Капитал и резервы:353,2421487,8135752,6154869,8169568,74-капитал и резервы11,111,122,233,344,4-нераспределенная прибыль отчетного года12,621476,7135730,4154836,4669524,294.Долгосрочные обязательства-----5.Краткосрочные обязательства:37678,1343056566693985,5103216,9-займы и кредиты21000,115750262503150031500-кредиторская задолженность1667818554,939415,762485,271716,6БАЛАНС37701,755793101419148856172786

Похожие работы на - Финансовое планирование на предприятии ООО 'Синергия–Н'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!