Финансовое обеспечение муниципальной службы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,18 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансовое обеспечение муниципальной службы

Оглавление

Введение

Глава I. Муниципальная собственность

I.1 Правовые основы формирования муниципальной собственности

I.2 Процесс формирования муниципальной собственности

Глава II. Местный бюджет и другие местные финансы

II.1 Местные бюджеты в бюджетной системе РФ

II.2 Бюджетный процесс на уровне бюджетов муниципального образования

Заключение

Список литературы

Введение

Материально-финансовые ресурсы в большой мере определяют реальность и эффективность функционирования органов местного самоуправления. Эти ресурсы, в сущности и составляют финансово-экономическую основу местного самоуправления в пределах муниципального образования.

Финансово-экономическая основа местного самоуправления является институтом муниципального права, и следовательно, включает в себя совокупность правовых норм, которые регулируют и закрепляют некоторые особые общественные отношения. Суть этих общественных отношений заключается в формировании и использовании местных бюджетов, муниципальной собственности, других местных финансовых источников в интересах населения муниципального образования.

Первым делом финансово-экономические основы муниципального образования направлены на обеспечение самостоятельной жизнедеятельности муниципального образования, идут на хозяйственные нужды в интересах населения. При этом развитие и укрепление финансово-экономических основ местного самоуправления в отдельно взятых муниципальных образованиях способствует улучшению общей финансово-экономической ситуации в стране. Вместе с этим не стоит забывать о том, что финансово-экономическая самостоятельность во многом зависит от состояния экономики в стране, от финансовой обеспеченности нашего общества.

Основу финансово-экономической базы местного управления составляют три компонента:

) Муниципальная собственность

) Местные бюджеты, а так же другие источники финансирования местного самоуправления.

) Имущество переданное государством в пользование органам местного самоуправления, но при этом находящееся в государственной собственности. А также, в соответствии с законом, иная собственность, необходимая муниципальному образованию для удовлетворения потребностей населения.

Тот факт, что государство признает и гарантирует местное самоуправление предполагает, что государство обязано взять на себя ответственность за создание финансовых, экономических и других предпосылок и условий, необходимых для надлежащего функционирования системы местного самоуправления.

Глава I. Муниципальная собственность

.1 Правовые основы формирования муниципальной собственности

Формирование муниципальной собственности, как значимого компонента финансово-экономической базы местного самоуправления на территории Российской Федерации должно строго регламентироваться нормативно правовыми актами в соответствующей области во избежание злоупотребления властью и превышения полномочий местными чиновниками.

Многие правовые аспекты формирования муниципальной собственности на территории Российской Федерации устанавливаются Европейской Хартией о местном самоуправлении. В ней заложены следующие основные положения:

а) Органы местного самоуправления имеют право на обладание в рамках национальной экономической политики собственными финансовыми средствами, достаточными для осуществления своих полномочий, которыми они в праве распоряжаться на свое усмотрение в процессе осуществления своих функций;

б) Финансовые средства, предоставляемые органам местного самоуправления должны быть соразмерны осуществляемым ими полномочиям;

в) По меньшей мере некоторая часть бюджета органа местного самоуправления должна составляться за счет налоговых сборов с местного населения, по ставкам, устанавливаемым органами местного самоуправления в определенных законом пределах;

г) При осуществлении полномочий местных органов власти возникают определенные издержки, поэтому финансовые системы, на которых основывается деятельность органов местного самоуправления, должны быть достаточно гибкими и разнообразными, чтобы следовать за изменениями издержек, насколько это возможно.

д) Защита более слабых, в плане финансов, органов местного самоуправления требует ввода процедур финансового выравнивания или эквивалента мер, предназначенных для корректировки результатов неравномерного распределения потенциальных источников финансирования местных органов и лежащих на них расходов. Такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу выбора органов местного самоуправления в пределах их компетенции (ст. 9 Европейской Хартии о местном самоуправлении).

Данные положения Европейской Хартии о местном самоуправлении выступают в роли наиболее общих принципов, на основе которых должна строиться финансово-налоговая система и экономическая политика современных демократических государств, применительно к органам местного самоуправления, получая отражение в законодательстве данных стран.

Следует заметить, что не только Европейская Хартия о местном самоуправлении устанавливает принципы формирования финансово-экономической базы местного самоуправления в России. Российское законодательство и Конституция Российской Федерации так же играют в этом процессе немаловажную роль.

На территории Российской Федерации органы государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, обязаны оказывать содействие развитию финансово-экономических основ местного самоуправления. Для этого они, в соответствии с федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года обязаны:

) Регулировать путем издания нормативно-правовых актов порядок передачи различных объектов из государственной собственности в муниципальную собственность;

) Передавать местным органам власти финансовые и материальные средства, которые необходимы им для осуществления определенных функций и исполнения отдельных государственных полномочий, определяемых законом;

) Разрабатывать и устанавливать минимальные государственные социальные стандарты;

) Регулируют отношения между федеральным бюджетом и местными бюджетами, между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами;

) Обеспечивать сбалансированность минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;

) Обеспечивать гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления;

) Компенсировать местному самоуправлению дополнительные расходы, возникающие в результате решений, принятых органами государственной власти;

) Участвовать в решении местных задач через целевые федеральные и региональные программы.

Экономические условия существования местного самоуправления на территории Российской Федерации признаются и гарантируются Конституцией Российской Федерации. Данные гарантии прежде всего находят свое выражение:

В равной правовой защите и признании наряду с иными видами собственности муниципальной собственности (статья 8);

В наличии у органов местного самоуправления права самостоятельно распоряжаться располагаемой муниципальной собственностью.

Порядок образования муниципальной собственности, правила её распоряжения, владения, и использования муниципальными органами власти также закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации, а так же в федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Существуют и иные нормативно - правовые акты и законы, регулирующие отношения, связанные с муниципальной собственностью.

Понятие "муниципальная собственность" в Российской Федерации впервые было введено Законом РСФСР от 24 декабря 1990 года "О собственности в РСФСР", который в последствие утратил силу в результате введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской федерации с 1 января 1995 года.

Статья 215 Гражданского кодекса Российской Федерации дает следующее определение понятию "Муниципальная собственность": это имущество, которое на праве собственности принадлежит городским и сельским поселениям, а так же иным муниципальным образованиям.

Таким образом получается, что муниципальные образования являются субъектами муниципальной собственности.

Органы местной власти осуществляют управление муниципальной собственностью, однако это не делает их собственниками муниципального имущества.

Право на собственность муниципального имущества, согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации а так же статье 29 Федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принадлежат муниципальному образованию. Органы местного самоуправления осуществляют эти права от имени муниципального образования. В некоторых случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации а так же уставами муниципальных образований, эти права могут быть реализованы непосредственно населением.

Имущество, которым в праве распоряжаться муниципальное образование подразделяется на две категории:

) Муниципальное имущество, закрепляемое за муниципальными учреждениями и предприятиями на праве оперативного управления и хозяйственного ведения.

) Муниципальное имущество, а так же средства местного бюджета, составляющие муниципальную казну городского или сельского поселения, либо иного муниципального образования. Данная часть, согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, не закреплено за муниципальными предприятиями и учреждениями.

В состав муниципальной собственности, согласно российскому законодательству, могут входить следующие компоненты:

) средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды;

) имущество органов местного самоуправления;

) муниципальные земли и иные природные ресурсы, входящие в муниципальную собственность;

) муниципальные предприятия и организации;

) муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации;

) муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения;

) муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта;

) другое движимое и недвижимое имущество.

Особенности социального и экономического развития муниципального образования, размеры его территории а так же некоторые иные факторы определяют конкретный перечень объектов муниципальной собственности.

I.2 Процесс формирования муниципальной собственности

Процесс формирования муниципальной собственности берет свое начало в 1991, он был запущен вступлением в силу закона РСФСР от 6 июля 1991 года "О местном самоуправлении в РСФСР". Спустя пол года, 27 декабря 1991 года постановлением Верховного Совета Российской Федерации "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" был установлен порядок формирования муниципальной собственности.

Положение 3 данного постановления определяло список объектов, которые должны были быть переданы в муниципальную собственность. В их число входили:

) Объекты государственной собственности, которые прежде находились на территории районных и городских Советов. В их число входили жилищный и нежилой фонд, находящийся под управлением местной администрации, а так же другие жилищно-эксплуатационные, ремонтные и строительные комплексы, выполняющие разнообразные обслуживающие задачи. Так же сюда входили инженерные и иные объекты, которые находились в оперативном управлении местной администрации.

) Объекты находящиеся в собственности государства и по предмету ведения относящиеся к органам власти субъектов федерации, расположенные на территориях соответствующих городов и поселений. Сюда входили различные предприятия оптовой и розничной торговли, складские помещения, объекты организации общественного питания и обслуживания населения, культурные объекты и здания, учреждения народного образования, спорта, здравоохранения.

) Предприятия обслуживания населения, общественного питания, розничной торговли и иные предприятия, которые прежде находились в собственности государственных министерств, ведомств, предприятий.

По решению представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации данные объекты были переданы в муниципальную собственность на основании соответствующих предложений, поступающих со стороны представительных органов власти местного самоуправления. Передачу государственной собственности муниципальным органам осуществлял специальный комитет по управлению имуществом.

Решения о передаче имущества принимались представительным органом государственной власти в течении двух месяцев с момента поступления и регистрации заявления в соответствующем комитете по управлению имуществом.

Если по истечении двухмесячного срока решение не было принято соответствующими уполномоченными органами, то предложение о передаче имущества, вносимое органами местной власти можно было считать удовлетворенным. В данном случае принятие объектов в собственность муниципального органа государственной власти оформлялось самим этим органом.

Процесс формирования муниципальной собственности еще не завершен, как не завершен и порядок формирования муниципальных образований. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г. содержит специальную статью 61 о формировании муниципальной собственности.

В соответствии с этой статьей Закона субъекты Российской Федерации должны передавать в собственность муниципальных образований объекты, находящиеся в их собственности, но необходимые для решения вопросов местного значения. Передача данных объектов в собственность местного самоуправления должна осуществляться в соответствии с разграничением полномочий между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, а также между муниципальным образованиями. При этом споры, которые могут возникнуть в связи с передачей объектов государственной собственности в муниципальную, разрешаются посредством согласительных процедур или в судебном порядке.

Муниципальная собственность - одно из обязательных условий существования самостоятельного муниципального образования. Но вместе с тем, согласно статье 61 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации", отсутствие муниципальной собственности на территории муниципального образования на момент вступления в силу Закона не может служить основанием для упразднения или преобразования соответствующего муниципального образования либо отказа в образовании нового муниципального образования.

муниципальный собственность бюджет

Глава II. Местный бюджет и другие местные финансы

.1 Местные бюджеты в бюджетной системе РФ

Местное самоуправление является важной составляющей демократического государственного строя. Оно осуществляется непосредственно самим населением, либо через выбираемые населением представительные органы. Очевидно, что для выполнения задач и функций, возложенных на местные исполнительные и представительные органы власти, им необходимы финансовые ресурсы, имущественная и экономическая основа их деятельности.

Именно такой финансовой базой муниципальных органов власти и являются местные бюджеты. Бюджетные, имущественные и экономические права, закрепленные за данными органами власти, позволяют им составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться муниципальными финансами. Формирование и использование местных финансов основывается на следующих важных принципах:

) Гласность

) Самостоятельность

) Государственная финансовая поддержка.

Распоряжение местными финансовыми средствами осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ, уставами муниципальных образований а так же другими нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Определение понятия "бюджет муниципального образования" дается бюджетным кодексом, и выглядит следующим образом:

"Местный бюджет или бюджет муниципального образования это форма образования и расходования денежных средств, которые предназначены для выполнения различных задач и функций, относящихся к сфере компетенции органов местного самоуправления."

Таким образом, можно сделать вывод, что местные бюджеты представляют собой централизованные фонды, принадлежащие определенному муниципальному образованию, контроль за использованием которых осуществляется соответствующим органом местного самоуправления на территории данного муниципального образования.

Необходимо помнить о том, что бюджетная система Российской Федерации строится на экономически взаимосвязанных различных уровнях и компонентах. Местные бюджеты играют очень важную роль в решении социально значимых проблем и задач, касающихся существования определенного муниципального образования и людей, проживающих на его территории. Реальная возможность оказывать влияние на процессы общественного воспроизводства за счет централизации денежных средств является объективной причиной использования местных бюджетов в качестве экономических инструментов регулирования. К другим причинам относится возможность следить и осуществлять контроль за течением экономических явлений и процессов в регионе, регулировать своевременность поступления финансовых и иных ресурсов в распоряжение органов местной власти.

Рассмотрев место и роль местных бюджетов в финансово-экономической системе Российской Федерации, целесообразно обратить внимание на функции и полномочия органов местного самоуправления а так же органов власти регионального и федерального уровня в решении вопросов, касающихся бюджетных процессов в муниципальных образованиях.

Местные органы власти, согласно принципу самостоятельности местных бюджетов, имеют право самостоятельно и под свою ответственность распоряжаться финансовыми средствами из местных фондов. Бюджетный процесс, который осуществляют органы местного самоуправления состоит из следующих стадий:

) Планирование

) Утверждение

) Исполнение

) Оценка результатов исполнения бюджета.

Представительные органы муниципального образования наделены правом самостоятельно исполнять следующие полномочия:

) Устанавливают порядок рассмотрения и формирования проектов местных бюджетов, утверждают и исполняют бюджеты муниципального образования, ведут постоянный контроль за исполнением бюджетов и составляют отчеты об использовании местных средств.

) Определяют порядок и сроки направления в местные бюджеты финансовых средств и доходов от использования муниципальной собственности, налоговых сборов а так же других доходов для местных бюджетов.

) Определяют порядок и условия предоставления необходимой финансовой поддержки из средств местного бюджета.

) Предоставление бюджетных ссуд и финансовой помощи из местного бюджета

) Определение порядка осуществления, размера и сроков получения социальных заимствований.

Необходимо понимать, что поскольку бюджетные средства муниципального образования являются составной частью федеральной бюджетной системы, то на их формирование и исполнение оказывают значительное влияние органы государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

II.2 Бюджетный процесс на уровне бюджетов муниципального образования

Бюджетный кодекс дает следующее определение понятию бюджетного процесса: "бюджетный процесс" это деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников данного процесса включающая в себя формирование, утверждение и исполнение бюджетов, создание бюджетных проектов, контроль за исполнением бюджетов, составление, проверка и утверждение отчетностей.

Можно утверждать, что бюджетный процесс на любом уровне представляет собой совокупность всех мер, которые различные органы власти осуществляют с целью составления бюджета, его принятия и контроля за его исполнением.

На уровне муниципального образования в бюджетном процессе участвуют различные органы местного самоуправления, налоговые и аудиторские органы, которые имеют различные полномочия и компетенции. Следует заметить, что система формирования местных бюджетов и участие органов местных властей в бюджетных процессах имеет ряд проблем и недостатков, связанных в основном с расхождениями между теориями и реальным положением дел.

Положения, регламентирующие бюджетный процесс муниципального образования и определяющие роли его участников во многих муниципальных образованиях определены не точно, или не определены вовсе. Функции и полномочия участников бюджетных процессов часто не соответствуют уставу муниципального образования и другим нормативно-правовым актам органов местной власти. Результатом такого несоответствия выступают следующие негативные факторы:

) Низкий уровень организации и бессистемность деятельности самих органов местного самоуправления.

) Частые случаи нарушения различных положений бюджетного законодательства.

) Расхождения по срокам установки и утверждения местных бюджетов, несвоевременность их формирования и ошибки при исполнении бюджетов.

Крайне важным является изучение структуры местного бюджета, а именно его доходной и расходной частей. Необходимо учитывать тот факт, что в различных муниципальных образованиях бюджеты будут иметь различную структуру, по ряду объективных причин. Доходная и расходная части бюджетов различных муниципальных образований сильно отличаются друг от друга. В число факторов, влияющих на структуру бюджета муниципального образования влияют такие факторы, как его размер, численность населения, вид муниципального образования, географическое положение. Однако в целом основные принципы пополнения бюджетов и направления расходования бюджетный средств схожи.

Доходная часть местного бюджета формируется за счет федеральной системы и отчислений из федеральных налоговых сборов, а так же за счет собственных доходов и налоговых сборов с населения муниципального образования. Помимо этого в местный бюджет поступают средства выделяемые в качестве финансовой помощи муниципальному образованию. Основные источники дохода, имеющиеся в распоряжении органов местного самоуправления в муниципальном образовании можно условно подразделить на следующие группы:

) Налоговые сборы (налоги с местного населения и частичные отчисления с федеральных и региональных налогов)

) Неналоговые поступления, включающие в себя доходы от собственной хозяйственной деятельности

) Финансовая помощь

) Муниципальный кредит.

Виды налогов, их количество и нормативы установления налоговых сборов напрямую зависят от вида муниципального образования.

Расходная часть местного бюджета представляет собой средства, которые выделяются из местного бюджета и направляются на решение различных задач местного значения в пределах установленных для органов местного самоуправления полномочий, так же часть средств идет на развитие муниципального образования.

Расходы муниципального образования, требующие средств из местного бюджета можно условно поделить на две группы:

) Обязательные расходы. Включают в себя расходы по обеспечению выплат населению. Помимо этого сюда можно отнести собственные расходы муниципального образования, которые связанны с решением различных вопросов местного значения.

) Дискреционные расходы. Сюда входят расходы, идущие на содержание муниципального хозяйства, на развитие дорожного хозяйства, поддержание и развитие муниципальной экономики, развитие дорожного строительства и так далее. Помимо этого к дискреционным расходам относятся, расходы идущие на осуществление различных социальных программ, обеспечение бесплатного дошкольного и школьного образования, оплату труда работников муниципальных учреждений, социальную поддержку инвалидов и пенсионеров, организацию работы медицинских учреждений и так далее.

Однако приведенные выше положения дают лишь общее представление о процессе формирования местных бюджетов и функционировании бюджетных процессов. Для более глубокого анализа необходимо обратиться к бюджету какого-либо отдельно взятого муниципального образования.

Заключение

Подводя итог можно сделать вывод, что становление местного самоуправления в Российской Федерации проходит достаточно сложно, сталкивается с определенными проблемами.

Экономическое и финансовое обеспечение муниципалитетов не совершенно, несостоятельность системы местных бюджетов вызвана историческими, политическими и иными причинами. Такое положение вещей порождает зависимость экономической составляющей местного самоуправления от органов власти регионального и федерального уровня. Все эти факторы в совокупности мешают реализации муниципальными образованиями своих полномочий и препятствуют созданию инвестиций в будущее развитие.

Муниципалитеты пассивны, инертны и находятся в постоянной зависимости от постоянно передаваемых федеральных средств, на основе которых существуют и функционируют местные бюджетные системы. Вступивший в действие с 1 января 2009 года новый порядок формирования бюджетов муниципальных образований необходим для решения данной проблемы.

Отныне бюджеты муниципальных образований находятся в тесной зависимости от результатов собственной деятельности. По расчетам это должно привести к формированию и укреплению финансовой независимости и экономической самостоятельности муниципальных образований.

Необходим комплексный подход к решению проблем финансового обеспечения муниципальных образований и органов местного самоуправления. Поскольку эти проблемы тесно взаимосвязаны, невозможно осуществить решение всех этих проблем подходя к каждой из них по отдельности.

Местное самоуправление как субъект экономической деятельности не может не испытывать проблем которые существуют в экономике страны. И напротив укрепления и развитие финансово-экономических основ местного самоуправления оказывает положительное влияние на укрепление экономического положения нашего государства.

Список литературы

1.Адуков Р.Х. Проблемы и пути совершенствования местного самоуправления на селе /Р.Х. Адуков, А.Н. Адукова // Местное самоуправление в Российской Федерации, 2007. №7

.Берлин С.И. Теория финансов: Учеб. пособие / С.И. Берлин. М. 2001, 256 с.

.Васильев В.И. Административно-территориальное устройство региона и территориальное устройство местного самоуправления / В.И. Васильев // Журнал российского права. 2006. №3. - С. 3-11

.Вахрин П.И., Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / П.И. Вахрин, А.С. Нешитой. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. 340 с.

5.Карчевская С.А., Хворостухина Д.С. Финансовое обеспечение реформы местного самоуправления / С.А. Карчевская, Д.С. Хворостухина // Финансы. 2008. №4. С. 7-9.

.Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами / В.Б. Христенко. М. 2002, 158 с.

.Юрин А.В. О концепции повышения эффективности межбюджетных отношений в 2009-2011 годах / А.В. Юрин // Финансы. 2008.

Похожие работы на - Финансовое обеспечение муниципальной службы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!