История возникновения и развитие науки о финансах

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,63 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

История возникновения и развитие науки о финансах

Содержание

Введение

Глава 1. История возникновения финансов и науки о финансах

.1 Происхождение финансов

.2 Эволюция финансовой науки

.3 Необходимость и сущность финансов.

Глава 2. Этапы становления финансов в России

.1 Этапы развития финансов

.1.1 Финансы в централизованной экономике России

.1.2 Финансы в реформируемой экономике России (1992-1999 гг.)

Глава 3. Современные проблемы реформирования финансов в России

.1 Финансирование инвестиций

.2 Реформирование международной валютно-финансовой системы

.3 Реформа финансового регулирования и надзора

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность темы курсовой работы.

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что в современной экономике накоплен значительный материал об эволюции финансов как о главном звене государственной финансовой системы. Этот материал необходимо осмыслить, структурировать, обобщить и представить как совокупность знаний об этапах и эволюции финансов.

Цель курсовой работы.

Дать теоретическое обоснование этапам и эволюции финансов.

Основные задачи курсовой работы.

-Изучить научную литературу по теме этапы и эволюция финансов

-Рассмотреть основные определения и формулировки, касающиеся темы.

Объект исследования - Этапы и эволюция финансов.

Предметом исследования является структура этапов и эволюции финансов в Российской Федерации и во всём мире в целом.

Информационной базой работы послужила научная и учебная литература российских и зарубежных авторов,

Структура работы.

Работа состоит из трёх глав, введения, заключения и списка используемой литературы. Первая глава посвящена теоретическим обоснованиям истории возникновения финансов. Вторая глава посвящена анализу этапов становления финансов в России. В третей главе описаны современные проблемы реформирования финансов в России. В заключении сделаны краткие выводы по исследуемой проблематике.

Глава 1. История возникновения финансов и науки о финансах

1.1 Происхождение финансов

Слово «финансы» происходит от латинского слова «finis», что в переводе означает конец, окончание, завершение, финиш. Во взаимоотношениях между князем, купцом, феодалом, монархом и т.д. и крестьянином это слово означало «завершение платежа», «окончательный расчет».

Соответственно, крестьянину выдавали документ, который назывался «fine».

Позже от слова «fine» произошло слово «financia», что означало «платеж». В последствии к нему добавили слово «pecuniaria», что в переводе означало «денежный». Таким образом, словосочетание «financia pecuniaria», то есть «денежный платеж», считается основой термина «финансы».

В 16 веке во Франции финансы означали совокупность государственного имущества. Позже в других западноевропейских языках публичные финансы означали совокупность государственных доходов и расходов.

В 15-18 вв. в Германии финансы означали лукавство, вымогательство, находчивость или просто обман.

В процессе своего развития финансы совершенствовались и играли разную роль в общественной жизни. Этот процесс был тесно связан с развитием человеческой цивилизации.

Финансы возникли на определенном этапе развития человеческого общества. Их появлению предшествовали две предпосылки: образование государства и развитие товарно-денежных отношений. Рассмотрим это более подробно.

С разделением труда и возникновением товарного обмена появилось имущественное неравенство. Потребовалась сила, способная защитить собственность. Такой силой стало государство, пришедшее на смену родовой общине.

Первое большое разделение общества на классы - это разделение на рабовладельцев и рабов, и первое государство - рабовладельческое. Переход от рабовладельческой общественно-экономической системы к феодальной привел к возникновению феодальных государств.

В докапиталистических цивилизациях большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различных натуральных повинностей и сборов.

Главными расходами государства в тот период были затраты на ведение войн, содержание двора монарха, государственного аппарата, строительство общественных сооружений (храмов, оросительных каналов, портов, дорог, водопроводов).

Главными доходами государств того периода были доходы от государственного имущества (доменов) и монопольного права монарха на отдельные промыслы и торговлю отдельными товарами (регалий), военная добыча, дань с покоренных народов, натуральные и денежные повинности, пошлины, займы.

Феодализм как общественная формация развивался или на основе рабовладельческого строя или патриархального строя. В пределах своей вотчины феодал устанавливал собственную систему налогов. Центральная власть могла вмешиваться в хозяйственную жизнь, в частности, облагать население налогами, только с согласия феодала.

На Руси длительное время государственные фонды формировались за счет дани, позже были введены налоги из серебряного и медного литья, впоследствии появились торговая и судебная пошлина.

На ранних этапах существования государства не существовало разграничения между ресурсами государства и главы государства, то есть монарх распоряжался средствами страны как своей собственностью.

С отделением государственной казны от собственности монарха возникают понятия «государственные финансы», «государственный бюджет», «государственный кредит».

В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер, финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода. Основные средства капиталистических государств стали концентрироваться в государственном бюджете.

Для государственных финансов капиталистических стран конца 19 ст. характерным становится то, что более 2/3 государственных расходов использовалось на военные цели, на погашение государственного долга и процентов по нему. Значительно увеличиваются расходы на содержание государственного аппарата. Расходы на образование и охрану здоровья были незначительными. Главными источниками наполнения бюджета страны становятся налоги, в первую очередь, непрямые.

Для 20 в. характерно стремительное развитие производительных сил, создание монополистических объединений, слияние государства с монополиями, расширение функций капиталистических государств. Государство обеспечивало не только обороноспособность страны, охрану частной собственности на средства производства, распределение и использование общественного продукта, но и содействовало становлению и развитию денежно-кредитной системы, инфраструктуры рыночных отношений.

После второй мировой войны в структуре государственных расходов произошли существенные изменения. Так, доля расходов на милитаризацию уменьшилась по сравнению с их долей в конце 19 - начале 20 вв., а доля расходов на социальное обеспечение, образование и охрану здоровья, наоборот, резко увеличилась.

Таким образом, финансы - это историческая категория, так как она имеет стадии возникновения, развития, то есть изменяется во времени.

Характерные черты возникновения финансов:

) Отделение главы государства от государственной казны, в результате чего образовался общегосударственный фонд денежных средств - бюджет, которым глава государства не мог распоряжаться единолично.

) Формирование и использование бюджета стало носить регулярный характер, то есть возникли государственные доходы, государственные расходы, определился их состав и структура, а также законодательная база. Основными направлениями расходов стали управление, военные цели, экономика, социальные нужды, содержание двора монарха. Расходы на управление до сих пор во многих странах постоянны и составляют 11-13%.

) Налоги стали взиматься в денежной форме (до этого носили натуральный характер).

Таким образом, можно выделить два этапа развития финансов:

) первый этап - неразвитая форма финансов, которая характеризуется непроизводительным характером финансовых отношений (основная масса денежных средств - 2/3 - расходовалась на военные цели и не воздействовала на экономику) и узостью финансовой системы (она состояла только из одного звена - бюджета).

) второй этап - финансы как инструмент воздействия на общественное производство, который характеризуется множеством звеньев финансовой системы (то есть, разнообразием финансовых отношений) и активным воздействием финансов на экономику.

1.2 Эволюция финансовой науки

Можно выделить две крупные стадии, характерные для становления и развития науки о финансах. Первая, начавшаяся во времена Римской империи и закончившаяся в середине XX в., нашла свое теоретическое оформление в так называемой классической теории финансов. На смену этой стадии пришла вторая, логику которой выражает неоклассическая теория финансов. Суть первой теории состоит в доминанте государства в финансах; суть второй теории - в доминанте финансов частного сектора.

Ввиду исключительной продолжительности первой стадии принято выделять в ней отдельные периоды. Один из ведущих теоретиков финансовой науки XIX в., профессор Гейдельбергского университета К. Pay (1792-1870) выделил три периода в ее развитии: ненаучное состояние, переход к научной обработке, научный (рациональный) период.

Период ненаучного состояния был самым продолжительным - Доходы государства складывались из нескольких источников, основным из которых была плата за пользование государственными землями, рудниками, рынками, пристанями и т. п.

В средние века каких-либо значимых систематизированных разработок по финансовой тематике все еще не было, тем не менее, именно конец средневековья рассматривается многими учеными как начало второго периода развития финансовой науки - перехода к научной обработке.

Значительный вклад в систематизацию знаний о финансах был сделан итальянскими учеными; Д. Карафа (7-1487), Н. Макиавелли (1480-1540), Дж. Ботеро (1540-1617) и другие.

Это были годы раннего меркантилизма, открывшего эпоху первоначального накопления капитала. Основная идея этого течения выражалась в активном вмешательстве государства в хозяйственную жизнь.

Несмотря на бурное развитие способов, и методов пополнения государственной казны, имевшее место к началу XVII века во многих феодальных государствах, наука о финансах еще не стала общепризнанной. Более того, один из величайших мыслителей того периода, Н. Макиавелли, выражая сомнение в самой возможности существования финансовой науки, аргументировал свою позицию тем, что подобной науке следовало бы иметь какие-нибудь неопровержимые истины, положения, но поскольку их нет, а все сводится лишь к известному навыку и ловкости в обирании граждан, то нет и самой науки.

Лишь к середине XVIII в. с появлением работ физиократов постепенно начало формироваться понимание того, что подобная разбойничья политика государства в области финансов бесперспективна, что государственное хозяйство должно руководствоваться общими экономическими законами.в. вообще считается переломным в плане становления и Укрепления науки о финансах - именно второй половиной XVIII в. многие ученые датируют появление систематизированной финансовой науки как самостоятельного направления. В эти годы как раз и начался так называемый научный, или рациональный, период в ее развитии.

В своей работе *System der Finanzwesens* (1766) Юсти рассматривал сущность финансовой науки в более широком аспекте, поскольку привел в ней учения о доходах государства, его расходах, об управлении камеральными делами, о кредите. Именно Юсти впервые предложил определенные правила для разработки налоговой политики. В дальнейшем большую известность получат правила, сформулированные А. Смитом:

·налоги не должны вредить человеческой свободе и промышленности;

·налоги должны иметь основательные поводы;

·не должно быть очень много касс и много служащих по взиманию налогов

В дальнейшем работа в оформлении нового научного направления значительно интенсифицировалась - уже к концу XIX в. главным образом усилиями представителей немецкой экономической школы сложилось вполне однозначное толкование термина - «финансы» и сформировалась структура одноименного научного направления.

Произошло окончательное оформление так называемой классической теории финансов, представлявшей собой свод административных и хозяйственных знаний по ведению финансов государства и публичных союзов; в основе этих знаний - систематизация и развитие методов добывания и расходования необходимых средств.

Следует обратить внимание на две особенности сформировавшейся финансовой науки. Во-первых, финансы однозначно трактовались как средства государства; в дальнейшем сферу их приложения расширили - под финансами стали понимать средства, принадлежащих публичным союзам (муниципалитетам, графствам, землям, общинам и др.). Во-вторых, финансы не сводились только к денежным средствам; под финансами понимались любые средства государства, полученные в виде денег, материалов, услуг.

Период становления и развития классической теории финансов, продолжавшийся почти двести лет, закончился в середине XX в. Накануне Второй мировой войны и сразу же после нее ситуация в мировой экономике начинает резко меняться - по мере развития рыночных отношений роль государства и публичных союзов в экономике снижается. Усилиями представителей англо-американской финансовой школы теория финансов получила абсолютно новое наполнение по сравнению с изложенными выше взглядами ученых XVIII - XIX вв.

Сороковые и пятидесятые годы XX в. можно назвать началом принципиально новой стадии в развитии финансовой науки в трактовке ее логики и содержания; именно в эти годы получает свое оформление неоклассическая теория финансов, суть которой состоит в теоретическом осмыслении и обосновании роли и механизмов взаимодействия рынков капитала и крупнейших национальных и транснациональных корпораций в международных и национальных финансовых отношениях.

В наиболее общем виде неоклассическую теорию финансов можно определить как систему знаний об организации и управлении финансовой триадой: ресурсы, отношения, рынки.

1.3 Необходимость и сущность финансов

Финансы - это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Под централизованными фондами денежных средств понимают фонды, образуемые на уровне государства. Под децентрализованными фондами - фонды, образуемые на уровне предприятий.

Соответственно, централизованные финансы - это экономические отношения, связанные с формированием и использованием денежных средств, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и государственных внебюджетных фондах. Децентрализованные финансы - это экономические отношения, связанные с кругооборотом денежных фондов предприятий.

Финансы отличаются от денег, как по количеству, так и по виду выполняемых функций. Деньги выполняют пять функций (мера стоимости, средство обращения, средство накопления, средство платежа, мировые деньги), а финансы выполняют две функции (распределительную и контрольную). Деньги - это всеобщий эквивалент стоимости, который выделился в процессе исторического развития. Главное назначение финансов - обеспечить потребности предприятий и государства в денежных средствах, а также контролировать использование этих денежных средств. Таким образом, денежные отношения шире, чем финансовые.

Примером денежных отношений могут быть:

)калькулирование себестоимости и установление цен на продукцию;

)приобретение товаров и услуг.

)примером финансовых отношений могут быть:

)отношения между предприятиями и государством (например, по поводу уплаты налогов);

)отношения между гражданами и государством (например, по поводу уплаты налогов);

)отношения между звеньями бюджетной системы (например, между государственным бюджетом и местными бюджетами);

)отношения между предприятиями, гражданами и страховыми компаниями (по поводу уплаты страховых взносов и получения страхового возмещения);

)отношения внутри предприятия (в процессе кругооборота денежных фондов предприятия);

)отношения между предприятиями и их объединениями (в процессе создания централизованных фондов и резервов).

Глава 2:Этапы становления финансов в России

.1 Этапы развития финансов

.1.1 Финансы в централизованной экономике России

Финансы способствуют решению общеэкономических задач и поэтому финансовая система государства функционирует, как совокупность взаимодействующих звеньев на каждом конкретном историческом этапе, которые мы и рассмотрим.

. В первые годы социалистического строительства финансовая система была основана на налоговых формах и методах мобилизации ресурсов и воздействия на производство и реализацию товаров. Налоги обеспечивали максимальную концентрацию в бюджете финансовых ресурсов, регулировали платежеспособность предприятий и емкость рынка, ограничивали частный сектор. В этот период объективно возобладала концепция, согласно которой финансовые отношения вызываются существованием государства. В последующем эта концепция сохранила ряд сторонников.

. В первые годы НЭПа широко распространенным был взгляд на финансовую науку, заключавшийся в том, что ни свободная конкуренция, ни закон спроса и предложения не имеют места, наоборот, здесь господствуют: принудительная власть, монопольный принцип, политические и социальные мотивы.(Меньков Ф.А. Основные начала финансовой науки. - М., 1924. - С. 7.)

Считалось недопустимым применение форм и методов управления финансовой деятельностью, заимствованных от капиталистической системы. В качестве приоритета выдвигались интересы «народной казны», «укрепления финансовой мощи Советского государства».

. Серьезные коррективы финансовая система претерпела в процессе реформы 1930 г., целью которой было изменение системы распределения и направления в бюджет чистого дохода с учетом полной и своевременной мобилизации государственных ресурсов. До реформы насчитывалось около 70 налоговых и неналоговых платежей в бюджет. Реформа способствовала централизации, повышению концентрации финансовых ресурсов, расширению перераспределительных процессов, ограничению хозрасчетной деятельности предприятий, их самостоятельности и ответственности.

Реформа 1930 г. закрепила права на существование наряду с общегосударственными финансами и финансов предприятий, что и явилось причиной дуалистичности финансовых концепций.

Содержание финансовой науки постепенно расширялось. В курс «Финансы СССР» включаются:

)учение о роли финансов в социалистическом воспроизводстве;

)учение о государственных расходах, включая учение о государственном социальном страховании и социальном обеспечении;

)учение о государственных доходах;

)учение о государственном кредите и государственной организации сберегательного дела;

)учение о государственном имущественном и личном страховании;

)учение о государственном бюджете СССР;

)учение о государственном финансовом управлении и финансовом контроле. (Дьяченко В.П. Товарно-денежные отношения и финансы при социализме. - М.: Наука, 1974. - С. 129.)

Советские финансы представляют собой систему экономических отношений, посредством которых планомерно образуются и используются фонды денежных ресурсов для нужд расширенного социалистического воспроизводства и удовлетворения других общественных потребностей. Назначение советских финансов состоит в том, чтобы через своевременное и правильное образование, распределение, расходование денежных доходов и накоплений, а также посредством действенного контроля рублем способствовать наиболее рациональному, эффективному использованию всех ресурсов народного хозяйства и более полному удовлетворению материальных и культурных потребностей советского народа. (Дьяченко В.П. Товарно-денежные отношения и финансы при социализме. - С. 111.)

Характерным для концепции финансов в этот период было рассмотрение процесса создания доходов у государства в целом и государственных предприятий как единого целого.

. Значительным шагом в развитии финансов стала реформа 60-х годов, которая включала реализацию крупных мер в сфере управления, планирования, экономического стимулирования. Большие изменения произошли в механизме распределения прибыли: с 1965 по 1975 гг. платежи в бюджет из прибыли предприятий сократились с 71 до 58%. В этот период взаимно активизировалась роль прибыли как источника расширенного воспроизводства и экономического стимулирования. Усиление воздействия прибыли на производство обеспечивалось следующими финансовыми методами:

)созданием трех фондов экономического стимулирования в предприятиях: фонда развития производства, фонда материального поощрения, фонда социально-культурных мероприятий;

)использованием прибыли в качестве источника финансирования капитальных вложений, прироста оборотных средств и других затрат;

)введением нормативных первоочередных платежей в бюджет: платы за производственные фонды, фиксированных платежей, взносов свободного остатка прибыли.

Распределение прибыли осуществлялось централизованно через систему финансовых планов и окончательно регулировалось путем взноса в бюджет свободного остатка. Применялся так называемый остаточный принцип распределения прибыли, который был основан на жесткой системе финансового планирования. Значение финансового планирования заключалось в:

)определении пропорций распределения финансовых ресурсов между предприятиями и бюджетом;

)выполнении обязательств перед бюджетом в первоочередном порядке;

)учете возможности использования в денежном обороте предприятий бюджетных ассигнований;

)дифференциации методов финансирования из бюджета в зависимости от целевого использования ассигнований: на капитальные вложения, на прирост оборотных средств, на операционные расходы;

)в обеспечении финансового контроля за полнотой и своевременностью платежей в бюджет.

Планирование рассматривалось как основа управления социалистической экономикой, неразрывно связанная с системой стимулирования.

В этот период ученые-экономисты активно исследовали категорию экономического механизма, состоящую из следующих основных элементов:

)системы планирования и прогнозирования;

)организации общественного производства;

)системы экономического стимулирования;

)системы ценообразования;

)финансово-кредитного механизма.

Финансово-кредитный механизм основывался на признании общности денежного оборота предприятий и государства. Понятие финансово-кредитного механизма означало взаимосвязь и взаимовлияние всех составляющих его элементов, которые определяли возможность эффективного функционирования для достижения поставленных целей. При этом большое внимание уделялось системности и комплексности финансового управления.

Действие финансово-кредитного механизма было направлено, прежде всего на выявление дополнительных резервов развития и расширения производства.

Финансово-кредитный механизм - это форма организации отношений в области финансов, кредита, денежного обращения. Его основу составляла централизованная система планирования, форм, методов и условий финансирования и кредитования общественного производства.

. В 1975-1980 гг. совершенствование управления, планирования и экономического стимулирования осуществлялось на базе изменения субъектов и объектов управления путем создания производственных объединений как первичного звена общественного производства, а также всесоюзных и республиканских объединений в среднем звене управления, распространения хозрасчета на отрасль в лице министерства, усиления концентрации и специализации производства. В области финансово-кредитного механизма преобразования осуществлялись по следующим направлениям:

)совершенствование финансового планирования путем усиления роли перспективных финансовых планов;

)совершенствование системы платежей в бюджет, формирование фондов экономического стимулирования путем применения нормативов распределения прибыли;

)совершенствование порядка финансирования затрат;

)стимулирование внедрения достижений научно-технического прогресса;

)концентрация финансовых ресурсов на приоритетных объектах с целью осуществления структурных сдвигов в экономике в пользу отраслей промышленности, производящих товары народного потребления.

Важным этапом развития финансов стало распространение хозяйственного расчета на отрасль. Ряд экономистов подверг сомнению правомерность постановки вопроса о хозрасчете министерства. Министерство не занималось хозяйственной деятельностью и не могло нести материальной ответственности за результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятий. Другие экономисты, напротив, видели в нем значительные преимущества.

Ведущей финансовой концепцией в этот период стала концепция, основанная на полном хозрасчете и самофинансировании. Полный хозрасчет имел следующие основные признаки:

)осуществление хозрасчетного финансирования за счет прибыли и амортизационных отчислений;

)повышение роли хозяйственных договоров и усиление экономической ответственности за их выполнение.

Эта финансовая концепция требовала законодательного оформления прав и обязанностей объектов и субъектов управления. Значительным этапом в развитии управления предприятиями стало принятие Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)» 30 июня 1987 г.

Основными принципами деятельности признавались полный хозрасчет и самофинансирование.

Принятие и введение в действие с 1 января 1991 г. Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» по сути, создало новый тип отношений между государством и предприятием.

Введение налоговой системы потребовало децентрализации расчетов и платежей в бюджет, предоставления предприятиям прав юридического лица с открытием расчетных счетов.

Налоговый принцип взаимоотношений предприятий с бюджетом имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с нормативным. На размер ставок налога на прибыль и доходы не оказывают влияния планируемые показатели и результаты хозяйственной деятельности.

Этот исторический этап характеризовался жесткой финансово-кредитной политикой в области регулирования финансов, обеспечивающей контроль над бюджетным дефицитом и денежной эмиссией, соблюдение твердой зависимости результатов работы и объема средств, направляемых на оплату труда, производственное и социальное развитие. Налоговая система позволила предприятиям накапливать финансовые ресурсы, но не решила главной проблемы - проблемы собственности. Имущество предприятий по-прежнему принадлежало государству. Относительная экономическая обособленность денежного оборота предприятий не устраняла обезличивания финансовых ресурсов.

На этом завершился важный этап развития финансов, основанный на общегосударственной собственности.

. 90-е годы. Этот этап базируется на новом экономическом фундаменте - альтернативных формах собственности и рыночных отношениях.

С начала 90-х годов экономика России находится в состоянии глубоких институциональных и структурных преобразований, которые затрагивают стратегические государственные интересы, а также корпоративные интересы и интересы различных социальных слоев общества. Рыночная экономика в этот период отличается целым рядом объективных особенностей, которые характеризуют в целом неустойчивое равновесие как политических, экономических, так и социальных методов регулирования. Но при этом неизбежны потери, прежде всего для государства как собственника, которые имеют негативные социальные последствия. Финансовая политика этого этапа развития нацелена на адаптацию всех институтов и субъектов рыночных отношений к качественно новым условиям управления и хозяйствования.

2.1.2 Финансы в реформируемой экономике России (1992-1999 гг.)

Переход к рыночной экономике вызвал необходимость поэтапной трансформации финансового законодательства. Его основу составляет процесс приватизации, который коренным образом изменяет финансовые отношения. Однако приватизация является лишь предпосылкой для дальнейшего развития финансов микроуровня. Поэтому важное значение имеет государственная концепция реформирования финансов на базе многообразия форм собственности и реализации бюджетного федерализма. Процесс реформирования с позиций государственного регулирования касается практически всех сторон государственных и муниципальных финансов и финансов предприятий.

. Серьезные перемены в сфере финансов произошли в связи с либерализацией цен, начавшейся в 1992 г. Либерализация цен означала свободу ценообразования по большинству товаров, работ, услуг с сохранением отдельных элементов государственного регулирования. Естественно, свободная цена как цена, зависящая от спроса и предложения, в период, когда рынок товаров, работ, услуг не оформился и не стабилен, имеет тенденцию к росту. Рост цен привел к резкому увеличению стоимостного объема товаров, продукции, работ и услуг. Это потребовало соответствующего возрастания массы платежных средств. Значительный урон экономике был нанесен:

)необоснованным курсом рубля по отношению к паритету его покупательной способности.

)неконтролируемая эмиссия денежных средств банками стран бывшего СССР при переходе на национальные валюты.

Предприятия, испытывающие дефицит оборотных средств, сворачивали производство. Нарушались хозяйственные связи и за счет этого усиливался общий дисбаланс в экономике. Дефицит платежных средств коснулся как безналичного, так и наличного оборота.

В целом за 1992 г. реальные денежные доходы населения составили менее половины от уровня предыдущего года. Сбережения равнялись 5,3% денежных доходов.

. В 1993 г. наблюдались активные процессы в структурном реформировании экономики. Происходило расширение негосударственного сектора, на долю которого в конце 1993 г. приходилось 52% ВВП.

В октябре 1993 г. достигла беспрецедентного в мировой практике уровня банковская ставка рефинансирования, дойдя до отметки 210%. Она продержалась до конца апреля 1994 г., после чего появилась тенденция ее снижения. Однако в начале 1995 г. ставка вновь повысилась до 200%. С 1 мая 1995 г. ставка установлена в размере 195%, а с 16 июня 1995 г. - 180% годовых.

В середине 1993 г. начал развиваться рынок государственных долговых обязательств, используемых для не эмиссионного покрытия дефицита бюджета. За полгода объем размещаемых на аукционе государственных краткосрочных облигаций возрос с 1 до 130 млрд. руб. На вторичных торгах на Московской межбанковской валютной бирже за торговую сессию осуществлялось операций с государственными краткосрочными бескупонными облигациями (ГКО) на сумму до 40 млрд. руб. Стоимостной объем заявок на аукционе, как правило, превышал объем выпуска ГКО, что стимулировало рост цен на вторичных торгах.

Нерешенной оставалась проблема неплатежей. Ежемесячный прирост просроченной кредиторской задолженности сохранялся на уровне 14%, дебиторской - 12% к ВВП. Существенным показателем является возрастание доли конечного национального потребления с 50% в 1992 г. до 60% в 1993 г. и снижение доли валового накопления соответственно с 35 до 27%.

С 1993 г. меняется структура капитальных вложений по источникам финансирования. Так, доля централизованных источников, в том числе федерального и местных бюджетов, составила 33%, а собственных средств предприятий - 59%.

За 1993 г. возросла задолженность бюджета перед предприятиями.

. Погашение государственного долга в 1994 г. осуществлялось за счет выдачи предприятиям долговых обязательств, предоставления временного налогового освобождения и финансирования за счет федерального бюджета. Одновременно с этим авансовое размещение заказов для государственных нужд в 1994 г. привело к образованию новой задолженности государства перед предприятиями и организациями.

Проводимая в 1994 г. финансовая политика была нацелена в основном на преодоление негативных последствий либерализации экономики.

. Финансовая и денежно-кредитная политика в 1995 г. была направлена на достижение макроэкономической стабилизации.

С точки зрения образования доходов произошло снижение в ВВП доли оплаты труда наемных работников при увеличении доли валовой прибыли. Доля валовой прибыли ВВП в 1995 г. составила 59,7%, доля оплаты труда - 30%.

Темпы падения реальных инвестиций значительно сократились и составили 13% против 24% в 1994 г. Темпы сокращения объемов инвестиций продолжали опережать темпы снижения производства.

В 1995 г. возросла доля чистого экспорта в структуре ВВП, что отражает повышение роли экспортно-ориентированных производств.

Негативное воздействие на развитие экономики оказало дальнейшее падение эффективности производства. Производительность труда составила 62% к уровню 1991 г. На ее динамику оказывали воздействие снижение эффективности использования оборудования и низкие темпы роста фондовооруженности.

Среднемесячные темпы инфляции, измеряемые по динамике потребительских цен, в 1992 г. составили 31,4%., в 1993 г. - 20,5%, в 1994 г. 10%, в 1995 г. 7,2%. В 1995 г. был ограничен потенциал «инфляции спроса».

В 1995 г. консолидированный бюджет был исполнен с дефицитом 3,3% к ВВП против 10,3% в 1994 г. Недоимка по платежам в бюджет возросла в 3,6 раза по сравнению с 1994 г. Недоимка по платежам в федеральный бюджет составила 20% от общего объема поступлений в федеральный бюджет.

В целях обеспечения источников покрытия дефицита федерального бюджета и эффективного использования пакетов акций, находящихся в федеральной собственности, в конце 1995 г. были проведены аукционы на право заключения договоров кредита, залога находящихся в федеральной собственности акций и комиссии.

Упорядочение государственного регулирования деятельности естественных монополий стало важным фактором стабилизации финансов.

В 1995 г. были приняты меры по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп в целях концентрации собственности в центральных компаниях.

В этом же году был принят Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции», определивший отношения в области недропользования. и инвестиционной деятельности, установивший правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе и в пределах исключительной экономической зоны РФ. Таким образом, были законодательно оформлены отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения соглашений о разделе продукции, и определены основные правовые условия таких соглашений.

. 1996 г. в целом характеризовался снижением инфляции, стабилизацией рубля, предотвращением тенденции к снижению реальных денежных доходов населения. Наиболее острыми оставались вопросы исполнения бюджета, неплатежей, своевременности выплаты зарплаты, пенсий и пособий.

Накопленный иностранный капитал в экономике России составил на 1 января 1997 г. 13,5 млрд. долл. США, из которых 50% составляют прямые инвестиции. За 1996 г. прирост иностранных инвестиций составил 6,5 млрд. долл. США. Из них прямые инвестиции, включая взносы в уставный капитал, займы, полученные от иностранных совладельцев предприятий, составили 2,1 млрд. долл. США, торговые кредиты и банковские вклады - 4,4 млрд. долл. США.

На долю промышленности приходилась 1/3 всех иностранных инвестиций, из них 87% - иностранные вложения в цветную, топливную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную, пищевую промышленность, машиностроение.

Вложения российского капитала за рубежом составили 141,5 млн. долл. США и 1,9 млрд. руб. 2/3 инвестиций - это торговые кредиты и банковские вклады. Прямые инвестиции составили 33 млн. долл. США.

В денежно-кредитной сфере наблюдалось снижение инфляции на фоне роста денежной массы, что было связано с увеличением спроса на национальную валюту и уменьшением инфляционных ожиданий населения. Объем денежной массы по денежному агрегату М2 на 1 января 1997 г. составил 13,1% ВВП.

В 1996 г. финансовое положение основных отраслей экономики ухудшилось. Наблюдалось снижение реальной массы прибыли. Рентабельность производства снизилась с 29% в 1992 г. до 5% в конце 1996 г. Значительно увеличилась доля убыточных предприятий. Если в 1992 г. она составляла 15%, то в конце 1996 г. - 43%.

В 1996 г. приняты важные меры по совершенствованию государственного финансового контроля. В качестве главных приоритетов были определены:

контроль за полным и своевременным поступлением всех видов государственных доходов, страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и другие федеральные внебюджетные фонды, а также заемных средств, направляемых на финансирование дефицита федерального бюджета;

контроль над своевременным финансированием расходов на социальную сферу по объемам, структуре и целевому назначению, в том числе на оплату труда и денежное довольствие, выплату пенсий, стипендий, пособий и другие социальные выплаты.

В 1996 г. в целях обеспечения национальных интересов РФ была разработана государственная стратегия экономической безопасности РФ, являющаяся составной частью национальной безопасности РФ в целом и ориентированная на реализацию экономических преобразований в ближайшие годы. Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане.

Государственная стратегия включает:

)характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности РФ как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства; определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную перспективу;

)определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности РФ;

)формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.

Важнейшими требованиями экономической безопасности являются:

)сохранение государственного контроля над стратегическими ресурсами, недопущение их вывоза в размерах, которые могут причинить ущерб национальным интересам России;

)устойчивость финансовой системы, определяемая уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, золотовалютного запаса, развитием российского финансового рынка, а также снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности;

)рациональная структура внешней торговли, обеспечивающая доступ отечественных товаров перерабатывающей промышленности на внешний рынок, минимизация уровня удовлетворения внутренних потребностей за счет импорта, обеспечение приоритета экономических отношений со странами ближнего зарубежья;

)поддержание научного потенциала страны и сохранение стратегически важных направлений научно-технического прогресса;

)сохранение единого экономического пространства и функционирование единого общероссийского рынка или интегрированной системы региональных рынков с учетом их производственной специализации;

)создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности.

. В 1997 г. в основном была завершена либерализация цен и хозяйственных связей, осуществлена массовая приватизация: более 70% ВВП производилось в негосударственном секторе.

Продолжалась политика освобождения производственного сектора от расходов на содержание социальной сферы, ее муниципализация, а также политика ликвидации «перекрестного субсидирования» в отраслях естественных монополий, когда за счет повышенных цен и тарифов для производства поддерживается их льготный уровень для населения и отдельных категорий потребителей.

В 1997 г. не произошло повышения собираемости налогов, хотя основной упор был сделан на косвенное налогообложение. Удалось несколько ограничить масштабы внутренних заимствований и использовать как альтернативу внешние заимствования. Значительное отставание в исполнении бюджета привело к необходимости его фактического секвестрования, несмотря на то, что закон о секвестре бюджета принят не был. Продолжилась реструктуризация долгов предприятий. Были приняты нормативные акты, регулирующие управление государственными пакетами акций. Произошел значительный рост иностранных портфельных инвестиций и курсовой стоимости акций российских предприятий. Проводились денежная приватизация ряда крупных предприятий, структурная перестройка в отраслях естественных монополий, вводились новые механизмы ценообразования, снижались масштабы перекрестного субсидирования.

. Несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших за последние годы, в 1998 г. российская экономика столкнулась с качественно новыми проблемами, от способа решения которых зависят перспективы развития страны в средне- и долгосрочной перспективе. Главной целью макроэкономического регулирования становится перелом сохраняющихся негативных тенденций в реальном секторе, переход к стадии экономического роста и его поддержание в дальнейшем на устойчивом уровне. Однако решение этих задач осложняется имеющимися диспропорциями в денежно-кредитной и финансовой сферах, низким уровнем внутреннего спроса, предъявляемого как со стороны государства, так и со стороны домашних хозяйств и частного сектора.

Важнейшая задача на ближайшие годы - дальнейшее снижение дефицита государственного бюджета.

Одна из важных задач - обеспечение целевого использования бюджетных средств путем установления жесткого контроля на всех стадиях бюджетного процесса и введения ответственности бюджетополучателей за целевое расходование бюджетных ассигнований. На это направлен переход исполнения федерального бюджета на казначейскую систему.

В целях концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях и обеспечения полноты финансирования предусмотренных в бюджете мероприятий производится сокращение количества федеральных целевых программ.

Большое воздействие на реформирование финансов оказывает государственная политика заимствований на рынке капиталов. После объявления 17 августа 1998 г. внутреннего дефолта произошли качественные изменения в регулировании рынка государственных ценных бумаг.

Для государственных финансов важное значение имеет денежно-кредитное регулирование. В условиях нестабильной экономики возможность диверсификации финансовых инструментов денежно-кредитного регулирования ограничена.

Для осуществления институциональных реформ важную роль играет организованный рынок корпоративных ценных бумаг. Он позволяет решать следующие задачи: обеспечить межотраслевое перераспределение инвестиционных ресурсов; стимулировать приток национальных и зарубежных инвестиций в реальный сектор экономики; создать необходимые условия для накоплений и трансформации сбережений в инвестиции; обеспечить повышение устойчивости финансовых рынков.

. Основные направления реформирования в области государственных и муниципальных финансов на1999 г. разработаны и соответствии с целями и задачами экономической политики государства, определенными с учетом мер по преодолению последствий финансового кризиса, ресурсного обеспечения предусмотренных мероприятий, а также реализации приоритетных направлений в области расходования бюджетных средств.

Реформирование включает следующие направления:

)осуществление бюджетной реформы на основе реализации Бюджетного кодекса и упорядочения бюджетного процесса;

)полномасштабное казначейское исполнение федерального бюджета, переход на этот вид исполнения бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов;

)снижение уровня инфляции за счет жесткого регулирования денежно-кредитной политики и контроля за размером денежной эмиссии ЦБ;

)осуществление индексации оплаты труда работников бюджетной сферы в целях адаптации к последствиям финансового кризиса и обеспечение устойчивого функционирования социальной инфраструктуры;

)инвентаризация и сокращение государственных расходов при полном выполнении бюджетных обязательств;

)усиление режима экономии в расходовании средств федерального бюджета путем упорядочения численности и оплаты труда занятых в бюджетной сфере, включая государственных служащих;

)сведение к минимуму государственных заимствований на финансовых рынках и сокращение дефицита федерального бюджета;

)стимулирование за счет прекращения спекулятивных операций на рынке государственного долга движения финансовых ресурсов в реальный сектор экономики;

)снижение остроты проблемы неплатежей за счет принятия и исполнения реального бюджета, сокращение расчетов с использованием бартера и денежных суррогатов;

)совершенствование механизма финансовых взаимоотношений между федеральным центром, субъектами РФ и органами местного самоуправления.

Итак, только реальный рост объемов производства позволит повысить уровень жизни населения РФ и решить важнейшие социально-экономические задачи.

Глава 3. Современные проблемы реформирования финансов в России

финансы инвестиция валютный надзор

Большая двадцатка (также G20 или G-20, Группа двадцати; официально - англ. <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> The Group of Twenty, major advanced and emerging economies) - форум правительств и глав центральных банков <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA> государств с наиболее развитой и развивающейся экономикой. Участниками являются 20 крупнейших национальных экономик - Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, Южная Корея, ЮАР, Япония - и Европейский союз <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D1%8E%D0%B7>. Европейский союз представлен председателем Европейской комиссии <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C_%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8> и председателем Европейского совета <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C_%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0>. Кроме того, обычно на встречах G20 присутствуют представители различных международных организаций, среди которых Совет по финансовой стабильности <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82_%D0%BF%D0%BE_%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8>, Международный валютный фонд <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8E%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B4>, Всемирная торговая организация <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F>, Организация Объединённых Наций <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%9E%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D1%91%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9> и Всемирный банк <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA>.

В совокупности, G20 представляет 85 % мирового валового национального продукта <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BA%D1%82>, 75 % мировой торговли <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D1%8F> (включая торговлю внутри ЕС) и две трети населения мира <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%97%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B8>.

Является форумом для сотрудничества и консультаций по вопросам, относящимся к международной финансовой системе. До 2008 года группа не проводила саммитов на высшем уровне, её основной формой деятельности были ежегодные встречи на уровне министров финансов и глав центробанков.

.1 Финансирование инвестиций

Финансирование инвестиций - важнейшая предпосылка экономического роста и главный фактор создания рабочих мест. Вместе с тем одним из наиболее явных негативных последствий мирового экономического и финансового кризиса стало существенное снижение объёмов различных видов инвестиций, особенно заметное в развитых странах.

Главная задача «Группы двадцати» в данном контексте, на наш взгляд, состоит в том, чтобы содействовать созданию более благоприятных условий для финансирования инвестиций и выявить новые источники долгосрочных инвестиций в существующем экономическом ландшафте с целью стимулирования уверенного, устойчивого и сбалансированного роста. В ходе своего председательства Российская Федерация намерена создать все необходимые условия для плодотворной дискуссии о возможных путях и практических мерах по увеличению объёмов и повышению эффективности финансирования инвестиций. Наиболее дискуссионными представляются вопросы анализа государственной политики в этой сфере, роли государственно-частных партнерств (ГЧП) и нетрадиционных источников долгосрочного финансирования, оценки возможностей в современных условиях поиска ресурсов для инвестиций на рынках долговых обязательств и фондовых рынках, а также вопросы, связанные с прямыми иностранными инвестициями (ПИИ). Внимание «Группы двадцати» будет сосредоточено на таких темах, как влияние реформы системы финансового регулирования на финансирование инвестиций, возможности и барьеры, существующие в банковском секторе, возможности задействовать многосторонние и национальные банки развития и привлекать международные резервы для финансирования инвестиций. Совместно с широкой группой крупнейших международных организаций (Всемирный банк, Международный валютный фонд, Организация экономического сотрудничества и развития, Совет по финансовой стабильности, ООН и другие) «Группа двадцати» приложит максимум усилий для достижения следующих результатов, которые планируется представить на сентябрьском саммите в Санкт-Петербурге:

Усиление государственной политики и совершенствование механизмов ГЧП в отношении стимулирования финансирования инвестиций; - Выработка комплекса мер, направленных на привлечение инвестиций для поддержки малого и среднего предпринимательства, а также для поддержки нового бизнеса; - Разработка дополнительных мер по обеспечению необходимого уровня капитализации международных банков; - Выработка комплекса рекомендаций по внесению изменений в нормативно-правовую базу стран-участниц, направленных на преобразование моделей ведения банковского бизнеса в отношении финансирования реального сектора экономики; - Анализ роли возможных источников финансирования инвестиций (институциональные инвесторы, фондовые рынки, государственные гарантии); - Анализ тенденций, моделей и недавних результатов на рынке ПИИ с целью максимально эффективного их использования для ускорения экономического роста; - Выработка рекомендаций по повышению кредитоспособности многосторонних банков развития.

.2 Реформирование международной валютно-финансовой системы

Последний мировой финансово-экономический кризис выявил пробелы и недостатки международной валютно-финансовой системы (МВФС). Устранение этих пробелов является одним из основных приоритетов «Группы двадцати». Тема реформирования МВФС включает в себя широкий круг вопросов, в частности:

Управление международными финансовыми институтами и их легитимность; - Наличие и эффективность многосторонних стандартов, руководящих принципов и рекомендаций; - Вопросы, связанные с глобальной ликвидностью, потоками капитала, мировыми резервными валютами, обменными курсами и проч.

Реформа МВФС призвана заложить основу для укрепления мировой экономики и построения более сбалансированной и эффективной мировой финансовой архитектуры в целях предотвращения будущих кризисов. Для достижения этой цели, по мнению российского, председательства, необходимо продолжить работу по дальнейшему повышению эффективности и легитимности структуры управления МВФ. Особенно трудной задачей представляется завершение реформы квот и управления МВФ, инициированной еще в 2010 г. и направленной на удвоение объёмов имеющихся в распоряжении МВФ ресурсов, а также на пересмотр формулы расчета квот МВФ для адекватного отражения текущего относительного веса акционеров в управлении фондом.

Российская Федерация также настаивает на продолжении работы над усилением действующего механизма надзора и многостороннего анализа деятельности МВФ, в том числе - в контексте оценки дополнительных косвенных результатов принимаемых мер и разработки показателей глобальной ликвидности. Еще одним важным аспектом деятельности «Группы двадцати», на наш взгляд, должно стать продолжение разработки региональных финансовых соглашений и углубление их сотрудничества с МВФ.

Российская Федерация выступает в поддержку принятия дополнительных мер по дальнейшей реализации Плана действий «Группы двадцати» по развитию внутренних рынков облигаций. В данном контексте председательство Российской Федерации планирует интенсифицировать обсуждение вопросов управления суверенным долгом и устойчивости систем государственного заимствования. Рабочая группа по реформированию валютно-финансовой системы ставит перед собой задачу добиться следующих результатов к концу 2013 г.:

Завершение реформы квот и управления МВФ от 2010 г.; - Пересмотр формулы распределения квот МВФ и проведение 15-го раунда пересмотра квот к январю 2014 г.; - Продвижение работы в области определения показателей глобальной ликвидности; - Завершение реализации Плана действий по поддержке развития рынков национальных валют; - Дальнейшая разработка региональных финансовых механизмов и налаживание сотрудничества между региональными финансовыми учреждениями и МВФ;

3.3 Реформа финансового регулирования и надзора

Чтобы предотвратить возобновление мирового финансового кризиса, важно уделить в рамках «двадцатки» пристальное внимание вопросу укрепления системы финансового регулирования. Одна из основных задач «Группы двадцати» в данном контексте заключается в создании благоприятных условий для осуществления Советом по финансовой стабильности (СФС) необходимых реформ. СФС возглавит совместные усилия группы международных организаций, ответственных за разработку международных стандартов, с целью достижения результатов в следующих областях:

Мониторинг реализации соглашения «Базель III» участниками соглашения; - Принятие методологии отбора внутренних системно значимых финансовых институтов (D-SIFIs) и применения к ним соответствующего режима надзора; - Стимулирование мер по регулированию теневой банковской деятельности; - Разработка глобальной системы идентификаторов юридических лиц (LEI); - Прекращение практики механистического использования рейтингов, присваиваемых кредитными рейтинговыми агентствами (CRA); - Завершение реформы внебиржевых производных финансовых инструментов; - Завершение преобразования СФС в полноправную международную организацию и разработка внутреннего регламента его работы.

Ожидается, что к саммиту глав государств и правительств «Группы двадцати» в Санкт-Петербурге будут реализованы следующие мероприятия:

Процесс придания СФС институционального статуса; - Дальнейшее развитие и мониторинг системы регулирования системно значимых финансовых институтов, в том числе независимая оценка планов оздоровления СФС и соглашений о сотрудничестве со всеми глобальными системно значимыми финансовыми институтами (SIFIs), а также внедрение принципов определения внутренних системно значимых банков и реализация мер пруденциального надзора за их деятельностью; - Принятие рекомендаций по усилению надзора за теневой банковской деятельностью; - Получение предварительных результатов создания глобальной системы идентификаторов юридических лиц (LEI).

Заключение

Финансы (фр. finance от лат. financia - доход, платеж) возникли в условиях регулярного товарно-денежного обращения в связи с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Можно выделить два основных этапа развития финансов.

Первый этап - неразвитая форма финансов, которой был присущ непроизводительный характер, т.е. основная масса денежных средств (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели и практически не оказывала воздействие на экономику.

В настоящее время повсеместно, независимо от политического и экономического устройства того или иного государства, финансы вступили в новый этап своего развития - второй этап. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений. На этом этапе финансы становятся одним из важнейших орудий косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства: воспроизводства материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.

Финансовые отношения предприятий к началу нового столетия стали приобретать более устойчивый, стабильный характер.

Появлялись самостоятельные предприятия разных форм собственности, которые все больше основывались на принципах самофинансирования, самоокупаемости и материальной ответственности. Постепенное укрепление экономических позиций с конца 90-х гг. создало определенные возможности предприятиям увеличения собственных финансовых ресурсов, так и мобилизованных на рынке для осуществления проведения самостоятельной инвестиционной политики. В целом кривая капиталовложений предприятий, хотя и медленно, начинает ползти вверх.

Серьезные изменения произошли и в области государственной инвестиционной политики. Перестройка экономики, ускорение НТП, повышение эффективности производства и на этой основе роста жизненного уровня народа потребовало расширение права на макроуровне путем межотраслевого и межтерриториального перераспределения ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития.

Некоторое улучшение финансового положения Российского государства для инвестиционного роста сыграло благоприятное увеличение цен на энергоресурсы на рубеже XX и XXI столетий и некоторое обесценение заработной платы и налоговых платежей.

Реформирование финансов в России призвано заложить основу для укрепления мировой экономики и построения более сбалансированной и эффективной мировой финансовой архитектуры в целях предотвращения будущих кризисов. Для достижения этой цели, по мнению российского, председательства, необходимо продолжить работу по дальнейшему повышению эффективности и легитимности структуры управления МВФ.

Список используемых источников

Документы:

.Закон СССР от 30.06.87 N 7284-XI (ред. от 03.08.89) "О государственном предприятии (объединении)"

.Постановление Правительства РФ от 30 июля 1998 г. N 862 "О Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах"

Учебная литература:

.А.М. Бабич, Л.Н. Павлова «Государственные и муниципальные финансы». «UNITY» Москва 2002

.В.В. Ковалев (ред.) - Финансы «ТК Велби», «Проспект» Москва 2006

.В.П. Дьяченко Товарно-денежные отношения и финансы при социализме. - Москва: «ЭйВиДи-систем» 1974.

.Концепция председательства Российской Федерации в «группе двадцати» Москва Декабрь, 2012

.Меньков Ф.А. Основные начала финансовой науки. - Москва, «Книга по Требованию» 2012г

.Малиновская О.В. Финансы: Учебное пособие для вузов «ИНФРА-М» Москва 2012г

.Финансы учебное пособие для вузов под редакцией А.Г. Грязновой Е.В. Маркиной «Финансы и статистика» Москва 2007г

.Кадомцева С.В. Государственные финансы: Учебное пособие «ИНФРА-М» Москва 2010г

.Финансовая система и экономика под редакцией Нестерова В.В. «Книга по Требованию» Москва 2004г

.Финансовый мир - выпуск 3 «Финансы и статистика» Москва 2006г

.Государственные и муниципальные финансы России: учебное пособие Л.С. Гринкевич «КноРус» Москва 2007г

Интернет ресурсы:

14.<http://lektsiopedia.org/lek-9606.html>

.<http://psyera.ru/5676/evolyuciya-finansovoy-nauki>

.Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/179167/#ixzz3JtagVgCn <http://base.garant.ru/179167/>

.<http://www.referent.ru/1/35638>

18.http://www.imf.org/

Похожие работы на - История возникновения и развитие науки о финансах

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!