Система 'мнимых' разрешений конфликта в трагедии Расина 'Андромаха'
Содержание
Введение
. Трагедия - решение конфликта
. Решение конфликта или фатум
Вывод
Список литературы
Введение
В середине XVIII века в русской литературе все еще царил принцип имитации. Было, правда, и немало упреков в плагиате, которые высказывались с полемической целью, однако они не производили большого впечатления на русских авторов. Западная литература была для них складом, из которого они без колебаний заимствовали все необходимое мотивы, сюжетные положения, отдельные выражения и целые пассажи, вырывая их из первоначального контекста.
Мнимый конфликт - эксцесс являющийся самоцелью по крайней мере для одной из конфликтующих сторон. Следствием мнимого конфликта является снятие эмоционального напряжения, но не разрешение объективного противоречия.
1. Трагедия - решение конфликта
Трагедии, о жизненные силы, в быту на сцене их исход иной, лишают разума коварство, алчность, сила, где же библейский кроется исход?
Впервые в ноябре 1667 Расин поставил свою большую трагедию "Андромаха", которая имела грандиозный успех.
Обращаясь к истокам древнегреческой мифологической тематики великого древнегреческого мифа о Гекторе и Андромахе, прославленных Гомером, Эврипидом и многими другими античными авторами, неоднократно привлекающими к себе внимание практически всех поколений человечества.
Адепт поэтической легенды о юном сыне Гектора Астианаксе к своей национальной истории, чувственный и трагический.
Юноша Астианакс не погиб, как гласят античные авторы, он был чудом спасен и основал монархию, став прародителем французских королей. Так рассказывали древние французские хроники. Сюжет, основанный на легенде о Андромахе и ее сыне, льстил национальному сознанию французов времен Расина.
Андромаха - жена Гектора, воина, возглавлявшего троянцев в Троянской войне, которого убил Ахилл, после войны стала пленницей сына Ахилла - Пирра.
Проблема выбора всегда для человека была болезненной и своеобразной, на кон эпох выставляется честь и долг, любовь и предательство.
Мир полон страсти, ревности, преданности и алчности, все любят без обмана, кто приказал тот и герой.
По концепции Расина только в этом случае герой может спасти свою жизнь и возвыситься, во всех других случаях, когда об обязанности забыто, на героя ждали несчастья и смерть. Пирра, сделавший Андромаху царицей, был коварно убит перед алтарем греками во главе с Орестом, который осуществлял месть за брошенную Гермиону, призвала их отомстить грекам за нового мужа. Так выполнила долги спасена была.
Забывшие о долге под влиянием страсти безответной любви, получили жизненный крах: Пирр убит, Гермиона наложила на себя руки, Орест обезумел.
Трагедии Корнеля сильно отличается от «любовной» трагедии Расина. Так, при всей близости его трагедий к их европейским источникам наблюдается и значительная разница, особенно по отношению к Расину.
В «Андромахе» центральным является мотив губительной страсти.
У Расина эти центральные персонажи являются носителями единого драматического действия.
И Расин не аморален: его Андромаха представляет собой положительный контраст к другим ведущим персонажам трагедии. С другой стороны, Пирр, Гермиона и Орест, несмотря на пренебрежение моральными принципами, отнюдь не являются однозначно отрицательными героями: находясь во власти демонической страсти, которая вырывает их из нравственного порядка, эти три героя не владеют собою, они несвободны. В этой ситуации трудно, если не невозможно, усмотреть моральное осуждение.
У Расина человек является жертвой сил, над которыми он не властен Страсть Пирра, Ореста и Гермионы проявляет себя как роковая сила, против которой человек беспомощен Власть здесь не у человека, ею обладают боги Стремясь обновить французскую трагедию за счет отсылок к трагедии классической, Расин вводит представление о власти фатума - представление, которое было ему близко благодаря его приверженности французскому янсенизму с его учением о предопределении (как известно, Расин был воспитанником Пор-Рояля)
. Решение конфликта или фатум
Античное представление о фатуме является центральным элементом поэтики трагедии Расина. В современной Расину критике и в критике последующих веков эта черта осталась незамеченной (только в XX веке, в годы после Второй мировой войны, особенный характер трагического мира Расина привлек к себе внимание критиков). Огромному успеху у современников Расин обязан не метафизическим аспектом своих трагедий, а склонностью к любовной теме и интенсивностью эмоционального воздействия - отсюда и клише «нежный Расин» (tendre Racine). Совсем не понятым осталось трагическое мировоззрение расиновских пьес в XVIII веке - не только в просвещенной Франции, но и в послепетровской России. Трагический герой Орест погружается во мрак. Последние слова Ореста знаменуют собой его погружение в небытие. Он признает свое безумие и соглашается стать жертвой Гермионы. Но дальше трагедия заканчивается. Безумие героя - это развязка, ибо за ним уже ничего не может быть, так как это уже небытие: «В трагедиях начала XVII в. безумие тоже могло выступать развязкой драмы - но такой развязкой, благодаря которой высвобождается истина; оно еще сохраняло выход на язык, язык обновленный, язык объясняющий, язык вновь обретенной реальности. Оно могло быть, самое большее, предпоследним моментом трагедии. Но не последним, как в «Андромахе», где не высказывает себя ни одна истина, кроме истины страсти, говорящей на языке Бреда и находящей в безумии свое предельное совершенство». Фуко называет «Андромаху» первой великой трагедией классицизма и неслучайно, что именно в последней сцене этой трагедии мы наблюдаем последнее явление персонажа одновременно трагического и безумного. Ведь с этого момента трагический персонаж и безумец разойдутся более чем на два столетия.
Поэтому неудивительно, что вышеупомянутые аспекты поэтики трагедии Расина либо игнорируются, либо - что более вероятно - не воспринимаются Ломоносовым. Как уже было сказано, троянские мотивы принадлежат к тем элементам, которые Ломоносов заимствует у Расина. С этими мотивами связывается у Расина представление о прошлом, которое еще присутствует в настоящем и роковым образом влияет на него, несмотря на все сопротивление, оказываемое героями как победитель Трои и сын Ахиллеса, Пирр ухаживает за троянкой Андромахой, но она не может забыть ужасы, свидетелем которых она была в ночь падения Трои .
Следует подчеркнуть еще одну черту трагедии Расина, напряженные отношения между Пирром и Андромахой являются частью замкнутой цепи взаимосвязанных событий, которая в конечном итоге приводит к катастрофе.
Из ревности Гермиона побуждает влюбленного Ореста убить Пирра. Однако, когда преступление совершено, Гермиона осыпает Ореста упреками (знаменитая третья сцена пятого акта). Эта перемена в ней - иррациональна и демонстрирует амбивалентность любви и ненависти.
На переднем плане должны стоять «интересы, чувства и страсти героя», считает автор. В адаптации Расина его герои живут и умирают в гораздо более жесткой реальности. Им не хватает силы воли, чтобы бороться страсти, которые стремятся истребить их. Любовь приходит к ним в качестве непреодолимой силы. Действие в «Андромахе» происходит после Троянской войны. Пирр, сын Ахилла, влюбляется в его прекрасную пленницу Андромахе, вдовы троянского героя Гектора. Когда она отвергает его ухаживания из-за лояльности к ее умершему мужу, Пирр угрожает убить ее сына; как он говорит, "Моя любовь была слишком сильна, чтобы закончить в простом безразличии. Отныне, мое сердце, если она не может любить с восторгом, должен ненавидеть ярости "(1,4). Дико из-под контроля, эмоции качаться от одной крайности к другой. Страсть Пирр к Андромахе ослепляет его к исполнению своих обязанностей в браке с Гермионой, дочерью Елены, в политический брак по договоренности. Если ситуация не осложнялась достаточно, Орест прибывает, утверждает, что они связаны цепями любви к Гермионе, которую он пытался забыть. Тем не менее, греки отправили Ореста к Пирру настаивать на введении в браке. "Как быстро преследовать судьбу поймали меня в ловушку, которую я хотел избежать!" Орест жалуется. "Вскоре я обнаружил, что мой прекрасный гонитель, принимая ее старое место в моем сердце; старые пожары бушевали, я чувствовал, что мой ненависть таять, а точнее - знал, что я всегда любил ее "(1,1). Когда его друг дает советы, он кричит: «Я сыт по горло вашими причинам!" (3.1) Он возмущается вмешательства разума, потому что это подрывает его личные желания, но и потому, что причина стоит в способе существования. Персонажи Расина имеют психологическая потребность жить в определенном поле напряженности. Любовь быстро превращается в ненависть: Гермиона хотела бы видеть Пирра мертвым, чем с другой. Однако, как только Орест возвращается, убив Пирра, ожидая благодарности Гермионы, она поворачивается к нему, называя его убийцей - варваром, выполнившим ее желание.
В каком-то смысле катастрофические состояния персонажей происходят от сил вне их контроля. Война сделала Андромаху, вдову, в плену убийцы ее мужа, и теперь угрожает взять сына; это дало Гермионе Пирра как награду за доблесть. Ситуация устанавливает невыполнимые правила, по которым герои должны играть, но это их страстные, бескомпромиссные натуры, которые управляют их быстро к разрушению. Эти люди действуют, как они делают, опрометчиво, импульсивно, не задумываясь, потому что от того, кто они есть. Характер это судьба. Они не могут избежать эмоций, которые мотивируют их, и они не имеют свободы воли, чтобы их контролировать. В сравнении драматических миров этих двух писателей, пессимистический взгляд Расина, управляемых внутренними желаниями предвещает теорий Зигмунда Фрейда и может показаться более убедительным, чем современные циничные сознания, но в пьесах Корнеля также есть, что сказать о вере человечества в нас самих.
Вывод
Главным для развития сюжета являются внутренние процессы и состояния, речь идет о самообмане, нежелании знать и ослеплении. В борьбе противоречивых чувств и в постоянно обновляющемся конфликте надежды и отчаяния, герои не способны познать подлинный смысл вещей и прийти к окончательному решению Преобладание в трагедии Расина психологического начала сказывается также на структуре диалога и находит выражение в исключительном богатстве смысловых оттенков.
Как он сам заявлял, Расин стремился к трагедии, действие которой было бы как можно более «простым и не нагруженным материалом» («une action simple, chargée de peu de matière»).
любовный трагедия мнимый конфликт
Список литературы
1.Батюшков Ф.Д. Пушкин и Расин: «Борис Годунов» и «Athalie» // Памяти А.С. Пушкина. СПб., 1900. С. 1-34 (Зап. Ист.-Филол. ф-та СПб. ун-та. Ч. 57) (Отд. отт <http://otto.ru/>.: СПб., 1900;
.Батюшков Ф.Д. Критические очерки и заметки о современниках. СПб., 1902. Ч. 2. С. 72-115.
.Мультатули В.М. Расин в России. СПб., 2000. С. 11-15, 29-30, 70, 119-120.