Андреевич Крылов родился 2 февраля (14 февраля н.с.) в Москве в семье бедного армейского капитана, получившего офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы. В 1775 отец вышел в отставку, и семья поселилась в Твери.
Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, стал одним из самых просвещенных людей своего времени.
После смерти отца семья осталась без всяких средств к существованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде. Мать не сумела добиться пенсии после смерти мужа, и в 1782 было решено ехать в Петербург хлопотать о пенсии. В столице тоже ничего не удалось добиться, но для Крылова нашлось место канцеляриста в Казенной палате. К тому же Петербург открывал перед ним возможность заниматься литературным трудом. На протяжении 1786 - 1788 Крылов написал трагедии "Клеопатра" и "Филомела" и комедии "Бешеная семья", "Проказники". Имя молодого драматурга вскоре приобретает известность в театральных и литературных кругах.
В 1789 Крылов начал издавать сатирический журнал "Почта духов", продолжавший традиции русской сатирической журналистики. Из-за своего радикального направления журнал смог просуществовать только восемь месяцев, но Крылов не оставил намерения возобновить его. В 1792 он создал новый сатирический журнал "Зритель", сразу ставший популярным из-за злободневности своей тематики. В повести "Каиб" аллегорически представлен произвол и лживый либерализм тоталитарного режима, в котором читатель без труда узнавал современную ему Россию. Летом 1792 в типографии был произведен обыск, Крылов попал под надзор полиции, издание журнала пришлось прекратить.
В 1791 - 1801 Крылов отошел от журналистской деятельности, скитался по провинции: побывал в Тамбове, Саратове, Нижнем Новгороде, на Украине. Он не переставал сочинять, но его произведения лишь изредка появлялись в печати.
После смерти Екатерины II ему удалось поступить на службу к князю С. Голицыну в качестве личного секретаря и учителя его детей. В домашнем театре Голицына была поставлена написанная Крыловым в 1800 шутотрагедия "Трумф, или Подщипа" - остроумная и меткая сатира на Павла I и царский двор.
В 1801 Крылов завершил комедию "Пирог", поставленную в Петербурге и в Москве.
В 1806 возвратился в Петербург, где установил новые литературные связи, написал комедии "Модная лавка" (1806) и "Урок дочкам" (1807). В 1809 вышла первая книга басен Крылова, в которых он выступал не только как моралист, но обличитель "сильных" мира сего, угнетающих народ. Именно басня стала тем жанром, в котором гений Крылова выразился необычайно широко. Девять книг, включающих более 200 басен, составляют басенное наследство Крылова.
В 1812 стал библиотекарем только что открывшейся Публичной библиотеки, где прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841. Крылов не только оказался хорошим собирателем книг, число которых при нем сильно возросло, но он много работал по составлению библиографических указателей и славяно-русского словаря.
ноября (21 н.с.) 1844 в возрасте 75 лет Крылов скончался. Похоронен в Петербурге.
. Интересные факты из жизни И.А.Крылова
Дочь Оленина, Варвара Алексеевна, рассказывает, как её отец и И. А.Крылов отправляются во дворец. Крылов выбрит, умыт, на нем новый, только что сшитый мундир. И вдруг кто- то спохватывается:
Иван Андреевич, а где же ваша шляпа?
Весь дом кидается искать крыловскую шляпу: без нее являться во дворец никак невозможно. Высокий, дородный Крылов сидит неподвижно, наблюдая, как суетятся окружающие. Наконец и он встаёт, чтобы присоединиться к розыскам. И тут выясняется, что…Крылов сидел на своей шляпе. Измятый блин пытаются хоть как-то уподобить головному убору. Поломанные перья плюмажа (украшения на головном уборе) кое- как поставили стоймя, и Крылов спешит к императрице.
Вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, мать царя Александра I и правившего вслед за ним его младшего брата Николая I, старалась приблизить ко двору именитых писателей. Крылова она часто приглашала в свою летнюю резиденцию - Павловск. Иван Андреевич и здесь являлся уморительным чудаком. Вот императрица входит к обеду. Крылов приближается, чтобы поцеловать августейшую ручку, и вдруг… чихает на руку императрице. Или другой конфуз. При разводе дворцового караула императрица замечает в толпе зрителей Крылова. Она подзывает его, Крылов подходит как- то боком, переминается с ноги на ногу, норовит поскорее уйти. Что ж оказалось? Иван Андреевич позабыл надеть чулки. А сапоги у него дырявые - голые пальцы торчат наружу.
декабря 1825г. Крылов пришел на сенатскую площадь в самый разгар восстания декабристов. Видел вблизи мятежных солдат и с ними своих давних знакомых - Рылеева, Бестужева, Кюхельбекера. Долго и бесстрашно всматривался он в происходящее, а потом, как рассказывали, на вопрос императора Николая I, зачем он пошел на площадь, отвечал:
Я, ваше величество, подумал, что пожар.
Пожары были страстью Крылова, он готов был вскочить среди ночи и мчаться на другой конец города, чтобы увидеть яркий и страшный разгул стихии.
Его ответ императору, разумеется, был шуткой. Он вообще на все серьезные вопросы либо отмалчивался, либо отшучивался.
4. Крылатые слова и выражения в баснях И.А.Крылова
В нашей повседневной речи мы часто употребляем выражения из крыловских басен, не всегда при этом осознавая их авторство. Они давно стали крылатыми выражениями, пословицами и поговорками.
Словарь крылатых слов и выражений
А Васька слушает да ест («Кот и Повар»)
Употребляется по отношению к человеку, который, не оспаривая обращенных к нему доводов, продолжает делать по - своему.
А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь. («Квартет»)
Употребляется по отношению к группе людей, неспособных к совместной деятельности.
А жаль, что не знаком ты с нашим петухом: еще б ты боле навострился, когда бы у него немножко поучился. («Осел и Соловей»)
Употребляется по отношению к невежественному человеку, высказывающемуся о вещах, в которых он мало разбирается.
А ларчик просто открывался. («Ларчик»)
Употребляется в отношении найденного простого решения вопроса, поначалу казавшегося сложным.
Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона. («Слон и Моська»)
Употребляется по отношению к человеку, ругающему вышестоящие инстанции или того, кто в каком -либо отношении сильнее, пользуясь своей безнаказанностью.
Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник. («Щука и Кот»)
Употребляется по отношению к людям, занимающимся не своим делом.
Без драки попасть в большие забияки («Слон и Моська»)
Употребляется по отношению к человеку, стремящемуся добиться незаслуженного признания или славы.
В семье не без урода («Слон на воеводстве»)
Употребляется по отношению к какому-либо члену коллектива, выделяющемуся своими отрицательными чертами характера, манерой поведения.
Великий зверь на малые дела («Воспитание Льва»)
Применяется по отношению к людям, прилагающим много старания и изобретательности для выполнения дел, не стоящих затраченных на них усилий, а на большие дела неспособным.
Видит око, да зуб неймет («Лисица и Виноград»)
Употребляется по отношению к чему-нибудь видимому, но недостигаемому, недоступному.
Да только воз и ныне там. («Лебедь, Щука и Рак»)
Употребляется в случаях, когда дело, не двигаясь, стоит на месте, а вокруг него ведутся бесплодные разговоры, суета.
Демьянова уха («Демьянова уха»)
Чрезмерное угощение, что-то настойчиво предлагаемое.
Дразнить гусей («Дразнить гусей»)
Стараясь не задеть кого-либо, не вызвать раздражение.
Если голова пуста, то голове ума не придадут места («Парнас»)
Зелен виноград («Лисица и Виноград»)
Употребляется для выражения мнимого презрения к тому, чего нет возможности достигнуть.
И моего хоть капля меду есть. («Орел и Пчела»)
Употребляется в случаях, когда говорится о личном вкладе в какое-либо общее дело.
Из дальних странствий возвратясь. («Лжец»)
Употребляется в случае возвращения кого-либо из дальнего путешествия.
Избави бог и нас от этаких судей. («Осел и Соловей»)
Употребляется по отношению к людям, высказывающим свое мнение по тем вопросам, в которых они совершенно некомпетентны.
Как белка в колесе. («Белка»)
Употребляется по отношению к человеку, находящемуся в постоянных хлопотах (иногда без видимого результата).
Как под каждым ей листком был готов и стол, и дом («Стрекоза и Муравей»)
Употребляется шутливо по отношению к человеку, который без всякого труда добивается благополучия.
Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит оно кукушку. («Кукушка и Петух»)
Употребляется по отношению к людям, взаимно восхваляющим друг друга.
Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. («Лебедь, Щука и Рак»)
Употребляется в случаях, когда нет согласованности в каком-либо деле.
Мартышкин труд. («Обезьяна»)
Бесполезный труд, напрасные страдания.
Надела синица славы, а моря не зажгла («Синица»)
Употребляется по отношению к хвастовству большим, но не исполненным обещанием.
Наши предки Рим спасли («Гуси»)
Употребляется по отношению к людям, которые кичатся прошлыми заслугами или заслугами своих предков.
Огурец с гору («Лжец»)
Употребляется в случаях чрезмерного преувеличения
Орлам случается и ниже кур спускаться, но курам никогда до облак не подняться. («Орел и Куры»)
Употребляется по отношению к талантливым великим людям.
От радости в зобу дыханье сперло («Ворона и Лисица»)
От чувства радости захватывает дух.
Пой лучше хорошо щегленком, чем дурно соловьем. («Скворец»)
Делаешь хорошо то малое, на что способен, и не берись за большое, которое выполнишь плохо.
Попрыгунья стрекоза (« Стрекоза и Муравей»)
Легкомысленная, ветреная женщина.
Рыльце в пуху. («Лисица и Сурок»)
Употребляется по отношению к человеку, причастному к чему-то преступному, неблаговидному.
Слон и моська («Слон и Моська»)
Употребляется по отношению к людям, сильно различающимся по физическим данным или по общественному положению, когда мелкий, ничтожный человек тщательно пытается повредить какому-либо деятелю.
Слона не приметить («Любопытный»)
Не заметить самого главного, важного.
Ты все пела, это дело: так поди же, попляши. («Стрекоза и Муравей»)
Употребляется в качестве упрека беззаботному человеку.
Ходить на задних лапках («Две собаки»)
Холопски угождать, выслуживаться, угодничать.
Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться.(«Зеркало и Обезьяна»)
Употребляется иронически в ситуации, когда кто-либо указывает человеку на недостатки, которые есть у него самого.
Заключение
Н.В. Гоголь говорил о баснях Крылова так: "Книга мудрости самого народа".
С 1809 по 1843 годы И.А. Крылов написал 200 басен. За 200 прошедших лет не только не устарел их язык, но до сих пор актуальны и сатира, и пороки, которые в них высмеиваются. За два века, конечно, изменились реалии жизни. Некоторые из них при чтении басен, может быть, нуждаются в пояснении. Но, удивительно, нам до сих пор не только понятен крыловский язык, но он продолжает удивлять нас меткостью образов, своей метафоричностью, яркостью.
Приложение
Сочинения И.А.Крылова:
Басни
·Белка,
·Булат,
·Волк и Журавль,
·Волк и Лисица,
·Волк и Ягнёнок,
·Волк на псарне,
·Ворона,
·Ворона и Лисица,
·Гуси,
·Две бочки,
·Две Собаки,
·Демьянова уха,
·Дерево,
·Заяц на ловле,
·Зеркало и Обезьяна,
·Камень и Червяк,
·Квартет,
·Кот и Повар,
·Кошка и Соловей,
·Крестьянин и смерть,
·Кукушка и Петух,
·Кукушка и Орёл.
·Ларчик,
·Лев и Комар,
·Лев на ловле,
·Лебедь, щука и рак,
·Лисица и Виноград,
·Лиса-строитель,
·Лисица и Сурок,
·Листы и Корни,
·Лжец,
·Любопытный,
·Лягушка и Вол,
·Мартышка и очки,
·Муравей,
·Мышь и Крыса,
·Обоз,
·Обезьяна,
·Овцы и Собаки,
·Орёл и Пчела,
·Осёл и Мужик,
·Осёл и Соловей,
·Петух и Жемчужное зерно,
·Пёстрые овцы,
·Пустынник и Медведь,
·Пушки и Паруса,
·Пчела и Мухи,
·Рыбья пляска,
·Свинья под дубом,
·Синица,
·Скворец,
·Слон и Моська,
·Слон на воеводстве,
·Собачья дружба,
·Совет Мышей,
·Стрекоза и Муравей,
·Тришкин кафтан,
·Трудолюбивый Медведь,
·Чиж и Голубь,
·Щука и Кот,
·Щука
Другие сочинения
·Кофейница (1783, опубл. 1869, комическая опера),
·Бешеная семья (1786, комедия),
·Сочинитель в прихожей (1786-1788, опубл. 1794, комедия),
·Проказники (1786-1788, опубл. 1793, комедия),
·Филомела (1786-1788, опубл. 1793, трагедия),
·Американцы (1788, комедия, совместно с А. И. Клушиным),
·Каиб (1792, сатирическая повесть),
·Ночи (1792, сатирическая повесть; незакончено),
·Триумф («Подщипа»; 1798-1800, опубл. 1859; распространялась в рукописных списках),
·Пирог (1801, опубл. 1869, комедия),
·Модная лавка (1806, комедия),
·Урок дочкам (1807, комедия),
·Илья-богатырь (1807, комедия).