Создание эффективной методической системы изучения басен И.А. Крылова на уроках в начальной школе
ВВЕДЕНИЕ
Каждый раз, когда внутренние раздоры в
коллективе и в семье мешают общему делу, мы поминаем Лебедя, Рака и Щуку - трех
персонажей известной крыловской басни. Когда речь идет о лести в целях
мошеннического обмана, на ум приходят Ворона и Лисица, выманившая у Вороны
кусок сыра. Когда непослушный ребенок продолжает хулиганить, несмотря на все
наши увещевания, мы вздыхаем: «…А Васька слушает, да ест…». А когда сложная и
запутанная задача неожиданно легко разрешается, усмехаемся: «…А ларчик просто
открывался!»
Все эти образы, ставшие неотделимой частью
мировосприятия каждого русского человека, пришли к нам из басен замечательного
писателя Ивана Андреевича Крылова. Помимо крылатых выражений и пословиц его
коротенькие и такие, на первый взгляд, простые басни подарили русской
литературе множество других, взрослых и детских произведений, в основу которых
легли крыловские замыслы. Огромное количество фольклора, особенно - анекдотов и
прибауток, - тоже строятся на образах и идеях этого поистине народного писателя.
Действительно, часто позволяют буквально в двух словах полностью
охарактеризовать и ситуацию, и наше к ней отношение. Достаточно назвать кого-то
«свиньей под дубом», как всем становится ясно, что речь идет о неблагодарном
человеке, не умеющем ценить поддержку других людей. А лаконичная фраза «зелен
виноград» - это намек на ситуацию, когда человек из зависти ругает что-либо,
что по тем или иным причинам оказалось ему недоступно.
А знают ли наши дети, что, в сущности, означают
все эти выражения, которые мы привыкли слышать и произносить изо дня в день.
Если нет, необходимо срочно познакомить их с баснями! Баснями Ивана Андреевича
Крылова. Ведь иначе они рискуют так никогда и не понять, почему про задиристого
и трусоватого соседского мальчика, исподтишка цепляющегося к старшим и более
сильным ребятам, взрослые со смехом говорят: «Ах, Моська, знать она сильна,
коль лает на слона…». И почему легкомысленному ученику, теряющему время даром,
в ответ на жалобы на плохие оценки советуют: «Так пойди же, попляши!».
Басни Ивана Крылова помогут детям узнать, что же
на самом деле означают загадочные фразеологизмы: «Мартышка и очки» или «Волк на
псарне». Оказывается, это названия интереснейших и смешных историй, помогающих
маленьким членам обществам выработать собственное отношение ко многим
типичнейшим ситуациям из жизни. Басни открывают перед ребенком удивительный мир
сатиры и философского осмысления, созданный пером Ивана Андреевича Крылова.
В.Г. Белинский справедливо отмечал: «Нет нужды
говорить о великой важности басен Крылова для воспитания детей: дети
бессознательно и непосредственно напитываются из них русским духом, овладевают
русским языком и обогащаются прекрасными впечатлениями…».
Актуальность избранной проблемы. Методика
изучения басни, как на уроках литературы, так и во внеклассной работе, остается
недостаточно разработанной.
Предметом исследования являются басни И.А.
Крылова и научно обоснованная методика их изучения.
Цель работы: создание эффективной методической
системы изучения басен И.А. Крылова на уроках в начальной школе (2-4 кл.).
Задачи работы:
выявить специфику анализа басни в начальной
школе;
разработать конкретные образцы анализа изучаемых
басен И.А. Крылова.
выявить истоки басен И.А. Крылова, традиции и
новаторство его творчества;
разработать и обосновать систему уроков по
басням И.А. Крылова;
обобщить результаты работы с целью использования
данного материала в последующей преподавательской деятельности.
Для решения намеченных задач использовались
следующие методы исследования: теоретический (изучение и анализ трудов по
литературоведению, педагогике, теории и методике обучения литературе,
касающихся темы исследования), социально-педагогический (анализ школьных
программ, учебных и методических пособий).
Практическая значимость. Выводы и рекомендации
данного исследования могут быть учтены при составлении новых и
совершенствовании существующих программ и учебных пособий по изучению басни
(басен И.А. Крылова), в начальной школе.
Структура дипломной. Работа состоит из введения,
двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной
литературы и двух приложений.
ГЛАВА 1. «УЖ СКОЛЬКО РАЗ ТВЕРДИЛИ
МИРУ…»
.1 Зарождение басни как жанра
Басня - жанр дидактической поэзии <#"649064.files/image001.gif">
Г. Нарбут. Лисица и виноград
Иллюстрация к басне «Ворона и Лисица». Художник
А. Чубукова. 2002
Г. Нарбут. И.А. Крылов
Иллюстрация к басне Эзопа и Лафонтена «Ворона и
Лисица». Художник Вимар. Париж. 1898