Жанровое своеобразие новеллы (на материале творчества Эдгара По)
Жанровое
своеобразие новеллы (на материале творчества Эдгара По)
Введение
Эдгар По создавал свои произведения в период,
когда Соединенные Штаты Америки проходили один из наиболее важных моментов
своего исторического пути (война за Независимость, создание Республики,
Гражданская война). В истории культуры США эпоха рубежа веков (1790-1860-е
годы) получила название эпохи романтизма.
Эдгар По, Генри Лонгфелло, Герман Мелвилл,
Фенимор Купер и другие писатели-романтики находились тогда у самых истоков
формирования национальной литературы. Именно они доказали Европе самоценность
американской культуры и ее значение в формировании художественных явлений конца
19 века. Огромное значения для развития американского романтизма и реализма
имела деятельность Эдгара По.
Критическая литература о творчестве Эдгара Алана
По обширна и многопланова, о нем написано больше, чем о каком-либо другом
американском романтике. Возможно, такое внимание к нему обусловлено богатым
тематическим и жанровым разнообразием его произведений, а также его несомненным
авторитетом как писателя-новатора, основателя и разработчика американской
новеллы как литературного жанра.
Необходимо отметить, что для американской
культуры Эдгар По является прежде всего одним из родоначальников национальной
журналистики. Подтверждением этому служат многочисленные исследования западных
литературоведов (М.Аллена, М. Альтертона, У. Кука, Д.К. Джексона, С. Мосса и
др.). Европейские же исследователи творчества Э.По сконцентрированы на
своеобразии его поэзии и новеллистики, рассматривая их с позиции
нравственно-философских обобщений и с точки зрения современных открытий науки о
человеке. Эти работы исследуют прежде всего эволюцию художественного мира
писателя (например, труды Д. Гоффмана, Б. Р. Поллина, Д.М. Рейна и др.). Данные
исследования представляют собой глубокие размышления о психологии человека,
раскрыть и понять которую, помогают некоторые его новеллы и стихотворения.
Наиболее фундаментальным исследованием
творческого наследия По в отечественном литературоведении является
монографическая работа Ю.В.Ковалёва «Эдгар Аллан По», изданная в 1984 году и
являющаяся основной опорой для многих исследователей. Также исследованием
данной проблематики занимались такие отечественные ученые, как А.Антипенко, Н.
Шогенцукова, Л.Королева, Е. Аленко, В. Неделин, Н. Эйшискина и др.
Актуальность данной курсовой работы обусловлена
тем, что влияние новеллистики Эдгара По играет важнейшую роль в становлении как
самого жанра американской новеллы, так и особого литературного стиля, и
прослеживается в американской и европейской литературе даже и в наши дни.
Несмотря на то, что в последнее время наблюдается новый всплеск интереса к
произведениям Эдгара По, его творчество еще недостаточно изучено в
отечественном литературоведении. Поэтому исследование художественного
своеобразия новелл По представляется актуальным в плане изучения особенностей
американской новеллы как литературного жанра (сюжета, тематики, стиля, идейной
позиции и т.д.).
Объектом изучения в данной курсовой работе выступает
новелла, как жанровое целое.
Предметом исследования служат жанровые традиции
новеллы в творчестве Эдгара Аллана По.
Целью работы является выявление жанрового
своеобразия новеллы как литературного жанра на материале творчества Э.По.
В соответствии с целью исследования в работе
ставятся следующие задачи:
. Изучить научную литературу по данной
проблематике.
. Определить понятие «новелла» в трудах
отечественных и зарубежных исследователей.
. Выявить особенности новеллистического
литературного жанра.
. Исследовать причины обращения автора к данному
жанру.
. Изучить творчество писателя в контексте
американского романтизма.
. Раскрыть особенности и жанровое богатство
новеллистики Э.По на основе материала его новелл «Падение дома Ашеров» и
«Убийство на улице Морг».
В работе используются следующие методы:
сопоставительно-исторический, историко-генетический, социологический и
психоаналитический.
Структура работы определяется ее целями и
задачами. Работа состоит из введения, двух глав, посвященных исследованию жанровых
особенностей новеллы, основанному на новеллистике Э.По.
В Ведении обосновывается актуальность выбора
темы исследования, определяются его объект, предмет, цель, задачи и структура
работы.
В Главе 1 рассматриваются основные теоретические
вопросы - новелла как жанр литературы, причины обращения Э.По к данному жанру.
Глава 2 ставит своей целью выявить особенности жанрового своеобразия
новеллистики Э.По на основе анализа его новелл. В Заключении подводятся итоги
проделанной работы. Список литературы.
Практическая значимость данной работы
заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в учебном
процессе, на семинарах по практике перевода и истории литературы на факультете
иностранной филологии.
жанровый новелла
литературный
1. Новела как жанр литературы
.1 Понятие «новеллы» в трудах
отечественных зарубежных исследователей
Термин «новелла» происходит от итальянского
слова «novella» (новость). В истории и теории литературы он обозначает одну из
форм повествовательного художественного творчества и является международным. В
то же время существуют равнозначные наименования этого жанра в различных
странах: французское - conte, fable, немецкое - Shwank, Geschichte, английское
- shot story, русское - рассказ, сказка.
Термин «новелла» впервые начал обозначать
определенный жанр повествовательного художественного творчества в Италии, где
уже в 13 веке существовали небольшие рассказы из обыденной жизни, иногда
объединяемые в сборники. А в 14 веке этот жанр литературы и его понятие
утвердил Боккаччо в своем знаменитом «Декамероне» ]11,
ס.364[.
Ñàìûå ðàííèå
âûñêàçûâàíèÿ
î íîâåëëå, êàê
æàíðå, ïðèíàäëåæàò
øòå.  ñâîèõ
«Ðàçãîâîðàõ íåìåöêèõ
ïóòåøåñòâåííèêîâ»
îí âêëàäûâàåò
â óñòà äåéñòâóþùèõ
ëèö ðÿä çàìå÷àíèé
î ïðèðîäå íîâåëëû.
Îñíîâíàÿ ìûñëü
ýòèõ çàìå÷àíèé
â òîì, ÷òî íîâåëëå
äîëæåí áûòü ïðèñóù
ýëåìåíò «íîâîãî,
íå ïîâñåäíåâíîãî»,
äîëæíî áûòü «îäíî
íåîáû÷àéíîå
ïðîèñøåñòâèå»
]10, ס.438[.
Ýòî îïðåäåëåíèå
èìåëî áîëüøîå
âëèÿíèå íà âñþ
íåìåöêóþ ëèòåðàòóðó
äî ïîñëåäíåãî
âðåìåíè.  ó÷åáíèêå
Ëåìàíà «Ïîýòèêà»
äëÿ âûñøåé øêîëû
1919 ãîäà öåëèêîì
ïîâòîðÿåòñÿ ã¸òåâñêàÿ
õàðàêòåðèñòèêà
íîâåëëû. Õîòÿ
íå âñå èññëåäîâàòåëè
ñîãëàøàëèñü
ñ òàêîé òðàêòîâêîé.
Íàïðèìåð, Ì.Ïåòðîâñêèé
óêàçûâàåò íà
òî, ÷òî ýëåìåíò
íåîáû÷àéíîãî
ïðèñóù âîâñå
íà âñåì íîâåëëàì;
â ÷àñòíîñòè,
â íîâåëëàõ À.×åõîâà
ðå÷ü èäåò, êàê
ïðàâèëî, î ñîâåðøåííî
îáû÷íûõ ïðîèñøåñòâèÿõ
]6, ס.11[.
Íåîáõîäèìî
îòìåòèòü, ÷òî
íåìåöêèå ðîìàíòèêè
ìíîãî âíèìàíèÿ
óäåëÿëè òåîðèè
è ïðàêòèêå íîâåëëû.
Îò÷àñòè ðàçâèâàÿ
ìûñëû øòå, Øëåãåëü
ïèñàë: «Íîâåëëà
åñòü àíåêäîò,
íåçíàêîìàÿ åùå
èñòîðèÿ, êîòîðàÿ
èíòåðåñíà òîëüêî
ñàìà ïî ñåáå…,
êîòîðàÿ äàåò îñíîâàíèå
äëÿ èðîíèè ïðè
ñàìîì ïîÿâëåíèè
íà ñâåò. Òàê êàê
îíà äîëæíà çàèíòåðåñîâàòü,
òî äîëæíà èìåòü
òàêóþ ôîðìó, êîòîðàÿ
ñîäåðæèò â ñåáå
è îáåùàåò çàìå÷àòåëüíûå
èëè ïðèâëåêàòåëüíûå
ìîìåíòû» ]18,
ס.114[.
Ðàçâèâàÿ
òåîðèþ Øëåãåëÿ,
Òèê ïèñàë: «Íîâåëëà
ïðåäñòàâëÿåò
â ñàìîì ÿðêîì
ñâåòå íåçíà÷èòåëüíûé
èëè çíà÷èòåëüíûé
ñëó÷àé, êîòîðûé,
õîòÿ è âïîëíå
âîçìîæåí, òåì
íå ìåíåå, ÿâëÿåòñÿ
óäèâèòåëüíûì,
ïîæàëóé, åäèíè÷íûì.
Ýòîò ïîâîðîò,
ýòîò ïóíêò, ãäå
ðàññêàç ðàçâîðà÷èâàåòñÿ
ñîâåðøåííî íåîæèäàííî
è, òåì íå ìåíåå,
åñòåñòâåííî,
â ñîîòâåòñòâèè
ñ õàðàêòåðîì
è îáñòîÿòåëüñòâàìè,
ñèëüíåå çàïå÷àòëåâàåòñÿ
â ôàíòàçèè ÷èòàòåëÿ,
êîãäà ïðåäìåò
ðàññêàçà, äàæå
÷óäåñíûé, ìîæåò
ïðè äðóãèõ îáñòîÿòåëüñòâàõ
îïÿòü ñòàòü ïîâñåäíåâíûì»
]2, ס. 326[.
 ýòèõ ìûñëÿõ
íåìåöêèõ ðîìàíòèêîâ
ìû âèäèì çàðîæäåíèå
íîâåéøèõ ôîðìàëèñòè÷åñêèõ
òåîðèé íîâåëëû.
Ïîä÷åðêèâàíèå
èñêóññòâà ðàññêàçà
â íîâåëëå, åå ñïåöèôè÷åñêîé
êîìïîçèöèè ïîâòîðÿåòñÿ
â îñíîâíûõ ïîëîæåíèÿõ
èññëåäîâàíèé
è íåìåöêèõ è ðóññêèõ
ó÷åíûõ ïîñëåäíèõ
äåñÿòèëåòèé
(Õåððèãåëü, Ýéõåíáàóì,
Õèðò, Øêëîâñêèé,
Âèíîãðàäîâ, Ïåòðîâñêèé
è äð.)
Áîëüøîå
âëèÿíèå íà òåîðèþ
íîâåëëû îêàçàë
è Ïàóëü Ãåéçå
ñî ñâîåé òàê íàçûâàåìîé
«ñîêîëèíîé òåîðèåé»
«. Ãåéçå ïðîàíàëèçèðîâàë
íîâåëëó Áîêêà÷÷î
î ñîêîëå è ïðèøåë
ê âûâîäó, ÷òî äëÿ
íîâåëëû îáÿçàòåëüíî
åäèíñòâî äåéñòâèÿ,
ðåçêîñòü ñèòóàöèè
è ÷åòêîñòü îáðèñîâêè
(«ðåçêèé ñèëóýò»).
Îí ñ÷èòàë, ÷òî
â íîâåëëå «â îäíîì
êðóãó äîëæåí áûòü
îäèí êîíôëèêò»
]16, ס.11[.
Íåìåöêàÿ
è ðóññêàÿ ôîðìàëèñòè÷åñêàÿ
ïîýòèêà ñîâðåìåííîñòè
ïðîäîëæàåò ìûñëè
Ãåéçå. Íàïðèìåð,
Ëåìàí ñ÷èòàë,
÷òî íîâåëëå â
îòëè÷èå îò ðîìàíà,
ïðèñóùå ñòðîãîå
åäèíñòâî äåéñòâèÿ,
èñêëþ÷àþùåå
âñòàâíûå è ïàðàëëåëüíûå
ýïèçîäû. Ýòîò
æå ïðèçíàê, êàê
îñíîâíîé, äëÿ
íîâåëëèñòè÷åñêîãî
æàíðà, âûäåëÿþò
Ïåòðîâñêèé â
«Ìîðôîëîãèè íîâåëëû»
è Ýéõåíáàóì
â «Î.Ãåíðè è òåîðèÿ
íîâåëëû». Îáà èññëåäîâàòåëÿ
ñ÷èòàþò, ÷òî
íîâåëëà - ýòî êîðîòêèé
ðàññêàç, ðàññ÷èòàííûé
íà åäèíñòâî è
íåïðåðûâíîñòü
âîñïðèÿòèÿ. Ïîýòîìó
íîâåëëà òðåáóåò
«îñîáîãî, ñâîåãî
ñïåöèôè÷åñêîãî
ñæàòîãî èíòåíñèâíîãî
ñþæåòà. ×èñòàÿ
ôîðìà çàìêíóòîãî
ðàññêàçà - ýòî
ïîâåñòâîâàíèå
îá îäíîì ñîáûòèè»
]16, ס.37[.
Ñîîòâåòñòâåííî
äîëæíû ñòðîèòüñÿ
è êîìïîçèöèÿ
íîâåëëû, è åå èçëîæåíèå.
Ïðè ýòîì îñîáåííîñòü
êîìïîçèöèè ñîñòîèò
â ñþæåòíîñòè
ïðîèçâåäåíèÿ.
Ïåòðîâñêèé ñ÷èòàåò,
÷òî ñðåäèííóþ
÷àñòü íîâåëëû
äîëæíî çàíèìàòü
åäèíîå ñîáûòèå,
â êîòîðîì ðàññêàç
âåäåòñÿ ñ áîëüøîé
ñòåïåíüþ íàïðÿæåíèÿ
(çàâÿçêà). Çàòåì
ñëåäóåò ðàçðåøåíèå
íàïðÿæåíèÿ (ðàçâÿçêà),
ãäå ïðèñóòñòâóåò
îñòðûé çàêëþ÷èòåëüíûé
ìîìåíò.
Ýéõåíáàóì
äàåò òå æå êðèòåðèè
íîâåëëèñòè÷åñêîãî
æàíðà «Short story», ïîäðàçóìåâàþùåãî
ñî÷åòàíèå ìàëîãî
ðàçìåðà è ñþæåòíîãî
óäàðåíèÿ â êîíöå
ïðîèçâåäåíèÿ.
 ïîäòâåðæäåíèå
ñâîèõ èäåé Ýéõåíáàóì
öèòèðóåò ñëîâà
Ýäãàðà Ïî: «Åäèíñòâî
ýôôåêòà èëè âïå÷àòëåíèÿ
åñòü ïóíêò âåëè÷àéøåé
âàæíîñòè». «Óìåëûé
õóäîæíèê ïîñòðîèë
ðàññêàç. Åñëè
îí ïîíèìàåò äåëî,
îí íå ñòàíåò
ëîìàòü ãîëîâó
íàä ïðèëàæèâàíèåì
èçîáðàæàåìûõ
ñîáûòèé, íî òùàòåëüíî
îáäóìàâ îäèí
öåíòðàëüíûé ýôôåêò,
èçîáðåòàåò çàòåì
òàêèå ñîáûòèÿ
èëè êîìáèíèðóåò
òàêèå ýïèçîäû,
êîòîðûå ëó÷ùå
âñåãî ìîãóò ñîäåéñòâîâàòü
âûÿâëåíèþ ýòîãî
çàðàíåå îáäóìàííîãî
ýôôåêòà» ]15,
ס.98[.
Ãîâîðÿ îá
èñòîðèè íîâåëëèñòè÷åñêèõ
òåîðèé, íåîáõîäèìî
óïîìÿíóòü î ñòàòüå
Áåëèíñêîãî «Î
ðóññêîé ïîâåñòè
è ïîâåñòÿõ Ãîãîëÿ»
1835 ãîäà. Â ýòó ñòàòüþ
äëÿ êðèòè÷åñêîãî
ðàçáîðà âêëþ÷åíû
ïîâåñòè è ðàññêàçû
Ïîãîäèíà, Ïàâëîâà,
Ãîãîëÿ. Òàê êàê
â òî âðåìÿ òåðìèíû
«íîâåëëà», «ïîâåñòü»,
«ðàññêàç» áûëè
ïî÷òè íåðàçëè÷èìû,
äàííàÿ ñòàòüÿ
ìîæåò áûòü îòíåñåíà
è ê íîâåëëå. Â ñòàòüå
Áåëèíñêèé ïûòàåòñÿ
îáúÿñíèòü âîçíèêíîâåíèå
è ðàçâèòèå ïîâåñòè
â 30-å ãîäàõ 19 âåêà,
äàòü îïðåäåëåíèå
ýòîìó æàíðó. «Âñÿ
íàøà ëèòåðàòóðà
ïðåâðàòèëàñü
â ðîìàí è ïîâåñòü.
Îäà, ýïè÷åñêàÿ
ïîýìà, áàëëàäà,
áàñíÿ, äàæå òàê
íàçûâàåìàÿ, èëè
ëó÷øå ñêàçàòü,
òàê íàçûâàâøàÿñÿ
ïîýòè÷åñêàÿ
ïîýìà, ïîýìà ïóøêèíñêàÿ,
áûâàëî íàâîäíÿâøàÿ
è ïîòîïëÿâøàÿ
íàøó ëèòåðàòóðó,
- âñå ýòî òåïåðü
íå áîëüøå êàê
âîñïîìèíàíèå
î êàêîì-òî âåñåëîì,
íî äàâíî ìèíóâøåì
âðåìåíè. Ðîìàí
âñå óáèë, âñå ïîãëîòèë,
à ïîâåñòü, ïðèøåäøàÿ
âìåñòå ñ íèì,
èçãëàäèëà äàæå
è ñëåäû âñåãî
ýòîãî, è ñàì ðîìàí
ñ ïî÷òåíèåì ïîñòîðîíèëñÿ
è äàë åé äîðîãó
âïåðåäè ñåáÿ...
Âñëåäñòâèå êàêèõ
æå ïðè÷èí ïðîèçîøëî
ýòî ÿâëåíèå? … Ïðè÷èíà
â äóõå âðåìåíè».
«Åñòü ñîáûòèÿ,
åñòü ñëó÷àè, êîòîðûõ…
íå õâàòèëî áû
íà äðàìó, íå ñòàëî
áû íà ðîìàí, íî
êîòîðûå ãëóáîêè,
êîòîðûå â îäíîì
ìãíîâåíèè ñîñðåäîòà÷èâàþò
ñòîëüêî æèçíè,
ñêîëüêî íå èçæèòü
åå â âåêà: ïîâåñòü
ëîâèò èõ è çàêëþ÷àåò
èõ â ñâîè òåñíûå
ðàìêè» ]8,
ס.379[.
Àíàëèçèðóÿ
âñå ïåðå÷èñëåííûå
ïîäõîäû, ìîæíî
ñäåëàòü âûâîä,
÷òî íîâåëëà ìîæåò
áûòü ñóùåñòâåííûì
îáðàçîì ðàçëè÷íà
ïî ñâîåìó êîíêðåòíîìó
êà÷åñòâó. Òî åñòü
íîâåëëà ìîæåò
ðàññìàòðèâàòüñÿ
êàê ôóíêöèîíàëüíî
îäíîðîäíàÿ âåëè÷èíà,
íî èìåþùàÿ ñâîè
êîíêðåòíûå îñîáåííîñòè.
Ïîýòîìó íîâåëëà
íå èìååò óñòîé÷èâûõ
ïðèçíàêîâ, êðîìå
ñàìûõ îáùèõ
è âíåøíèõ. Íà
ïðàêòèêå, ïîíÿòèå
íîâåëëû â êàæäîì
êîíêðåòíîì ñëó÷àå
ïåðåìåííî - è íîâåëëà
Áîêêà÷÷î, è íîâåëëà
Ãîðüêîãî, è ôîëüêëîðíàÿ
ñêàçêà, è ãåðîè÷åñêàÿ
áàëëàäà - âñå îíè
«íîâåëëèñòè÷íû»,
íî êàæäàÿ ïî-ñâîåìó.
1.2 Ýäãàð
Ïî - ïèñàòåëü-íîâàòîð
àìåðèêàíñêîé
íîâåëëèñòèêè
Íîâåëëà
êàê æàíð âîçíèêàåò
â áóðæóàçíîé
ëèòåðàòóðå è
ðàçâèâàåòñÿ
êàê âûðàæåíèå
áîðüáû âîñõîäÿùåé
áóðæóàçèè ñ ôåîäàëüíûì
ñòðîåì è èäåîëîãèåé.
Òàêîâû, íàïðèìåð,
ôðàíöóçñêèé
ôàáëüî, íåìåöêèé
øâàíê, èòàëüÿíñêàÿ
novella 13 -14 âåêîâ - íåáîëüøèå
ïîâåñòâîâàòåëüíûå
ïðîèçâåäåíèÿ,
âûðàæàþùèå íîâîå
îòíîøåíèå ê äåéñòâèòåëüíîñòè.
Ýòè ïðîèçâåäåíèÿ
âûñìåèâàþò òàêèå
ÿâëåíèÿ ôåîäàëüíîé
ýïîõè, êàê ìîíàøåñêèå
îðäåíû, ðûöàðñòâî,
«áåçáðà÷èå» äóõîâåíñòâà
è ò.ä.
 èòàëüÿíñêîé
ëèòåðàòóðå âûðàçèòåëåì
èäåé âîñõîäÿùåé
áóðæóàçèè ñòàë
Áîêà÷÷î. Îí ñîáðàë
áåçûìÿííûå ôàáëüî,
óãëóáèë è ðàñøèðèë
èõ ñîäåðæàíèå.
 åãî íîâåëëàõ
ïðîñëåæèâàòåñÿ
èíîå ïî ñðàâíåíèþ
ñ ôåîäàëüíûì
ñðåäíåâåêîâûì
òâîð÷åñòâîì
îòíîøåíèå ê æèçíè:
ëþáîâü ê çåìíîé
æèçíè, çäîðîâàÿ
æèçíåðàäîñòíîñòü,
ñîçíàíèå íåîáõîäèìîñòè
ó÷èòûâàòü êîíêðåòíûå
îáñòîÿòåëüñòâà
â ïðåâðàòíîñòÿõ
÷åëîâå÷åñêîé
ñóäüáû è íàäåÿòüñÿ
íà ñèëó ÷åëîâå÷åñêîé
ëè÷íîñòè. Áîêà÷÷î
âîñïåâàåò ÷óâñòâåííî-ðàäîñòíóþ
ëþáîâü, âûñìåèâàåò
öåðêîâíóþ îáðÿäîâóþ
ðåëèãèþ, èçîáðàæàåò
ìîíàõîâ è ïîïîâ
øàðëàòàíàìè.
Áîëüøèíñòâî
åãî íîâåëë ñòðîèòñÿ
íà êîíôëèêòå
ñóäüáû, ñëåïîãî
ñëó÷àÿ è ïðåäïðèèì÷èâîé
íàõîä÷èâîé ëè÷íîñòè.
Áîêà÷÷î ãëóáîêî
ðàçðàáàòûâàåò
õàðàêòåðû ãåðîåâ,
íî åãî âíèìàíèå
êîíöåíòðèðóåòñÿ
íå íà èõ ïåðåæèâàíèÿõ,
à íà ïîêàçå èõ
â äåéñòâèè. Êîíôëèêò
ðàçâèâàåòñÿ
áûñòðî, ïîñëåäîâàòåëüíî,
ñ ÿñíî âûðàæåííîé
ðàçâÿçêîé. Âëèÿíèå
Áîêà÷÷î íà èòàëüÿíñêóþ
è ìèðîâóþ ëèòåðàòóðó
áûëî îãðîìíî.
Èòàëüÿíñêàÿ
íîâåëëà 14 - 16 âåêîâ
ðàçâèâàåòñÿ
ïîä çíàêîì ïîäðàæàíèÿ
åìó ]10,
ס.116[.
 àíãëèéñêîé
ëèòåðàòóðå íàèáîëåå
ÿðêèì ïðåäñòàâèòåëåì
íîâåëëèñòè÷åñêîãî
æàíðà ñ÷èòàåòñÿ
×îñåð.  åãî «Êåíòåðáåðèéñêèõ
ðàññêàçàõ» («ñåâåðíûé
Äåêàìåðîí») ïîðòðåòû
ôåîäàëîâ è ìîíàõîâ
äîâåäåíû äî êàðèêóòóðû.
Òàê æå, êàê â «Äåêàìåðîíå»
ïðîïèñàíî ðàöèîíàëüíîå
îòíîøåíèå ê äåéñòâèòåëüíîñòè.
Âî Ôðàíöèè
òðàäèöèþ Áîêà÷÷î
ïðîäîëæàþò «Cent
nouvelles» Àíòóàíà äå
ëà Ñàëëü. À òàêæå
ñáîðíèê êóðòóàçíûõ
íîâåëë ÷óâñòâèòåëüíîãî
è ïîó÷èòåëüíîãî
ñîäåðæàíèÿ Ìàðãàðèòû
Íàâàðñêîé «Heptameron»
1559 ãîäà.
 ïðîöåññå
êàïèòàëèñòè÷åñêîãî
ðàçâèòèÿ ïðîèñõîäèëî
èçìåíåíèå óñëîâèé
êëàññîâîé áîðüáû,
îïðåäåëÿþùèõ
ãëóáîêèå ðàçëè÷èÿ
â ñîäåðæàíèè
è ôîðìå íîâåëëû.
Íàïðèìåð, â Èòàëèè
ñîöèàëüíî-àêòóàëüíàÿ
íîâåëëà Áîêà÷÷î
ñìåíèëàñü êóðòóàçíîé
íîâåëëîé 16-17 âåêîâ.
Íåìåöêàÿ íîâåëëà
íà÷àëà 19 âåêà
âûðàæàåò èðîíè÷åñêóþ
ôàíòàñòèêó,
ñòðåìëåíèå âûéòè
â ÷óäåñíûé ïîòóñòîðîííèé
ìèð, èðîíè÷åñêîå
ñìåùåíèå âî âðåìåíè
(òâîð÷åñòâî Òèêà,
ôîí Àðíèìà, Ãîôìàíà).
Íåïðåâçîéäåííûì
ìàñòåðîì íîâåëëû
â èñòîðèè ìèðîâîé
ëèòåðàòóðû ÿâëÿåòñÿ
è ôðàíöóçñêèé
ïèñàòåëü Ãè äå
Ìîïàññàí. Åãî
íîâåëëû, òàê æå
êàê è íîâåëëû
Áîêà÷÷î ñòðîÿòñÿ
íà èçîáðàæåíèè
ñëó÷àéíîñòåé
â ñóäüáå ÷åëîâåêà,
íî ïðîíèêíóòû
ãëóáî÷àéøèì
ïåññèìèçìîì.
Ôèíàë áîëüøèíñòâà
íîâåëë Ìîïàññàíà
- áåñïðîñâåòíîå
îò÷àÿíèå ]2,ס. 234[.
 ïåðâîé
ïîëîâèíå 19 âåêà
íîâåëëà áûëà
äîñòàòî÷íî ðàñïðîñòðàíåííîé
æàíðîâîé ôîðìîé
â Àìåðèêå. Íîâåëëû,
êîòîðûå ãëàâíûì
îáðàçîì ïå÷àòàëèñü
â ïîïóëÿðíûõ æóðíàëàõ,
áûëè èìåííî òåì
ñðåäñòâîì, áëàãîäàðÿ
êîòîðîìó íåêîòîðûå
ñàìûå õàðàêòåðíûå
ïðîèçâåäåíèÿ
ëó÷øèõ àìåðèêàíñêèõ
ïèñàòåëåé ïîëó÷èëè
îäîáðåíèå ïóáëèêè.
Ôîðìà êîðîòêîãî
çàíèìàòåëüíîãî
ïîâåñòâîâàíèÿ
ñòàëà òèïè÷íîé
äëÿ àìåðèêàíñêîé
ëèòåðàòóðû.
 ýòîì æàíðå
ðàáîòàë è Ýäãàð
Àëëàí Ïî - íåïðåâçîéäåííûé
ìàñòåð àìåðèêàíñêîé
íîâåëëèñòèêè.
Ñ 1819 ãîäà, êîãäà
Â.Èðâèíã îïóáëèêîâàë
ñåðèþ ðàññêàçîâ
«Êíèãà ýñêèçîâ»,
íîâåëëû çàíèìàþò
çíà÷èòåëüíîå
ìåñòî â òâîð÷åñòâå
âñåõ àìåðèêàíñêèõ
ïðîçàèêîâ ðîìàíòèçìà,
êðîìå Ô.Êóïåðà.
Íîâåëëà ñòàíîâèòñÿ
ìàññîâûì æóðíàëüíûì
æàíðîì, õîòÿ è
íå èìååò ÿñíîé
æàíðîâîé òåîðèè.
Ìíîãèå àâòîðû,
ïûòàâøèåñÿ ðàáîòàòü
â ýòîì æàíðå, «åäâà
ïîäîçðåâàëè, ÷òî
ìåæäó ðîìàíîì
è íîâåëëîé åñòü
èíàÿ ðàçíèöà,
êðîìå ÷èñëà ñòðàíèö»
]5, ס.164[.
Ýäãàð Ïî ïîñòàâèë
ñâîåé çàäà÷åé
èñïðàâèòü ýòî
ïîëîæåíèå. Åãî
çàñëóãà ñîñòîèò
â òîì, ÷òî îí ïðèäàë
æàíðó íîâåëëû
çàêîí÷åííîñòü,
ñîçäàë ÿñíóþ
è ÷åòêóþ òåîðèþ,
îïðåäåëèâ òå ÷åðòû,
êîòîðûå ìû ñåãîäíÿ
ñ÷èòàåì ñóùåñòâåííûìè
ïðè îïðåäåëåíèè
àìåðèêàíñêîé
ðîìàíòè÷åñêîé
íîâåëëû. Ïî ñëîâàì
À.Çâåðåâà, «ýòî
ïåðâûé àìåðèêàíñêèé
ïèñàòåëü, ïîëó÷èâøèé
ìèðîâóþ èçâåñòíîñòü
è çàâîåâàâøèé
ìîëîäîé àìåðèêàíñêîé
ëèòåðàòóðå «ïðàâî
ãðàæäàíñòâà»
â ñîçíàíèè ìíîãîîïûòíîãî
è âçûñêàòåëüíîãî
åâðîïåéñêîãî
÷èòàòåëÿ» ]6, ס.3[.
Ñâîþ òåîðèþ
æàíðà Ý. Ïî èçëîæèë
â òðåõ êðèòè÷åñêèõ
ñòàòüÿõ î Ãîòîðíå,
îïóáëèêîâàííûõ
â 40-õ ãîäàõ 19 âåêà
è â ñòàòüå «Ôèëîñîôèÿ
òâîð÷åñòâà» â
1846 ãîäó. Ïî ñ÷èòàë,
÷òî ãëàâíîå â
íîâåëëå - ýòî ñîçäàíèå
ó ÷èòàòåëÿ ìîùíîãî
ýìîöèîíàëüíîãî
âïå÷àòëåíèÿ.
«Îñíîâîïîëîãàþùèì
ïðèíöèïîì äëÿ
ýòîãî ÿâëÿëîñü
ïðàâèëüíîå ïîñòðîåíèå
êîìïîçèöèè ïðîèçâåäåíèÿ
è ïîäáîð õóäîæåñòâåííûõ
ñðåäñòâ, êîòîðûå
íàèëó÷øèì ñïîñîáîì
ñëóæèëè áû ñîçäàíèþ
îñíîâíîãî ýôôåêòà»
]15, ס. 234). עמ למצטמםאכםמו
ןמענסוםטו
ג סמחםאםטט
קטעאעוכ ֿמ םאחגאכ «totality effect». ֵדמ
םאסעףןכוםטו, ןמ
לםוםט ֿמ, המכזםמ
סמגןאהאע ס
ךףכלטםאצטמםםל
למלוםעמל
ןמגוסעגמגאםט. ָלוםםמ ןמעמלף
םומזטהאםםו
הנאלאעטקוסךטו
נאחגחךט
ודמ
ןנמטחגוהוםטי
גח