Философия как форма мировоззрения

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,05 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Философия как форма мировоззрения

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: "Финансы и кредит"






КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По предмету: Философия












Содержание

1. Мировоззрение и его структура

2. Общая характеристика русской философии

3. Проблема бытия в философии средних веков

4. Современная философия науки

5. Сознание и мозг

6. Регулятивные функции морали и права. Справедливость как идеал

7. Гражданское общество и государство

8. Проблема единства человечества

9. Материя - это…

10. Телеологизм - это…

Список использованной литературы

1. Мировоззрение и его структура

Важную роль в общественной жизни играет мировоззрение, представляющее собой совокупность обобщенных взглядов на мир и место в нем человека. Оно может быть различным: обыденным (житейским), религиозно-мифологическим, философским.

Философия помогает строить доводы логично, обосновывает необходимые действия. Она формирует кругозор, умение понимать суть различных явлений, процессов, прогнозировать тенденции их развития, адекватно осуществлять деятельность в природной и социальной реальности.

Мировоззрение зависит от ориентации личности. Последняя определяется многими факторами: историческими условиями, социальными изменениями. На том или ином историческом этапе существуют общие убеждения, идеалы, нормы. Но при этом в реальной действительности мировоззрение имеет не только общие, типичные для времени черты, но и преломляется во множестве индивидуальных вариантов.

Существуют исторические типы мировоззрений (например, мировоззрение феодального, буржуазного общества), а также социально-классовое, национальное мировоззрение и другие его разновидности. Наряду с этим, каждый человек может обладать и собственным, отличающимся от названных, мировоззрением.

В структуру мировоззрения входят: обобщенные знания о мире и месте в нем человека, которые могут быть обыденно-практическими, так называемыми житейскими и научно-теоретическими; ценностные ориентации, т. с. представления о том, что имеет положительную значимость для общества, класса, личности; соответствующие убеждения, отражающие готовность субъекта действовать определенным образом.

Мировоззрение есть совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих восприятие человеком мира. Оно ориентирует людей в их практической деятельности.

Мировоззрение - это убеждение. Однако важным фактором убеждения является сомнение, готовность к скепсису. Сомнение необходимо для того, кто хочет продвигаться по пути знания и истины. Фанатичное, безоговорочное следование избранной доктрине, срастание с ней - без критики и собственного анализа, принятие на веру раз и навсегда какой-то идеологии (социальной установки, религиозной идеи или научной концепции) называют догматизмом. Избежать догматизма помогают сомнение, творческая мысль, критичность.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Несколько позже возникает такая форма мировоззрения, как религии. Посредством религиозно-мифологического мировоззрения древний человек пытался получить целостное представление о мире, в эмоционально-образной форме постичь универсальную целостность бытия.

Философия как форма мировоззрения унаследовала от мифологии и религии стремление осознать интегральную целостность мира, осмыслить отношение человека к природе, универсуму. Поэтому мифологию и религию следует рассматривать в качестве предшественников философии.

Мифология - форма общественного сознания, способ понимания мира, возникшие на ранних стадиях общественного развития в условиях первобытного общества. Специфика мифологического сознания заключается в том, что в нем не в рациональной, а в чувственно-наглядной, художественной форме отражается мир. Кроме того, в мифологическом сознании отсутствует грань между воображаемым и реальным. Для первобытного человека миф был в высшей степени реальным явлением. Именно поэтому мифы регулировали поведение людей, устанавливали гармонию между природой и человеком, обществом и личностью, стабилизировали общественную жизнь.

В мифах отражены важнейшие мировоззренческие вопросы: о происхождении мира, человека, о жизни и смерти, о судьбе, добре и зле. Другие формы мировоззрения - религия и философия - унаследовали от мифологии эти вопросы. Обратимся к рассмотрению религии.

Религия - такая форма мировоззрения, в которой освоение мира основано на вере в сверхъестественное. Религиозное мировоззрение строится на религиозных представлениях, которые различны в разных формах религий. Христианство, буддизм, ислам - мировые религии, которым соответствуют христианское, буддийское, исламское (мусульманское) мировосприятие. Они являются результатом исторического развития и представляют собой различные виды культур. Религиозное мировоззрение выражено в форме притч, сказаний, которые оказывают большое влияние на сознание людей разных стран и регионов.

Существенное влияние на формирование мировоззрения людей оказывает не только религия, но и философия.

Философия - буквально означает "любовь к мудрости".

Возникновению философии предшествовали религиозно-мифологическое освоение действительности, а также зачатки конкретно-научного знания (математика, астрономия и др.). Первые древнегреческие философы занимались изучением природы и пытались объяснить ее с научных и философских позиций.

Чем отличалась философская мысль от мифологического мировоззрения? Философия - это миропонимание, фундаментом для которого стали позиции разума, интеллекта. Логический анализ и обобщения на основе наблюдений, выводы и доказательства вместо фантастических сюжетов, образов характерны для философии. Мудрость при этом не носит характера обыденного разумения, а противостоит ему, ибо основана на рациональном постижении мира. Возникновение философии означало не только отделение от мифологии, но и выход из тесных рамок обыденного сознания, преодоление его эмоциональности, поверхностного характера.

2. Общая характеристика русской философии

Русская философия - одна из важнейших составных частей как отечественной, так и мировой культуры. В ней воплотились творческие поиски русского народа, проявились своеобразные черты национального характера и мышления. Кроме того, нельзя понять современную философию экзистенциализма, позитивизма, пост- и неомарксизма, не изучив результатов единственного в своем роде опыта философствования русских мыслителей. Н. Бердяев, Вл. Соловьев, Н. Федоров, Ф. Достоевский, Л. Толстой, М. Бакунин, П. Сорокин, С. Булгаков и многие другие являют собой самостоятельное, обладающее неповторимым национальным своеобразием, действительно оригинальное философское направление, достойно представляющее Россию в европейской философской традиции.

Русские философы использовали мыслительный материал, возникший на более развитой социокультурной основе, включили его, при этом соответствующим образом переработав, в структуры национального происхождения. Главными моментами в этом процессе стали:

теории естественного права и договорного происхождения государства, принятые в России задолго до постановки задач антифеодальных преобразований и истолкованные в широком диапазоне программ нескольких политических направлений (консервативных, просветительских, радикальных);

теории утопического социализма, возникшие в начале XIX в. как альтернатива развивающемуся капитализму и взятые на вооружение либеральным и радикальным дворянскими движениями, народниками, революционными демократами конца XIX - начала XX в., непримиримо относившимися к идее последовательного развития России;

антропологический материализм, который в России превратился в главную теоретическую систему почти всех направлений революционного движения;

идеалистическая диалектика, подвергнутая материалистической обработке и понятая как метод революционного отрицания, что было, кстати говоря, осуществлено параллельно с разработкой К. Марксом аналогичных проблем;

мистические религиозно-философские системы, прежде всего Ж. де-Местра и Я. Беме, перенесенные на почву русского православия. Следовательно, проникновение в Россию передовых философских идей Европы, их творческая переработка на национальной почве, своеобразие которой основывалось на неповторимости русской истории и оригинальном восприятии и интерпретации христианского вероучения, вызванном противостоянием русского православия всем остальным христианским церквям, и породило тот феномен, который мы сегодня называем русской философией.

Русская самобытная философская мысль начинается с философии истории, с вопроса: что есть Россия и каково ее предназначение в истории человечества. Русским людям давно уже было свойственно чувство, именно чувство, а не сознание, что Россия имеет особенную судьбу, что русский народ - народ особенный. Подобное чувство или сознание называют мессианским. Русская историософская мысль работала в атмосфере глубокого пессимизма в отношении к прошлому и особенно к настоящему России и оптимистической веры и надежды в отношении к ее будущему.

Первый русский философ истории П. Чаадаев продемонстрировал разочарование в историческом прошлом России. Но следующий за ним А. Герцен ощутил уже разочарование и в Западе. Это основные исходные факты для данной русской философской темы XIX в. 30-е гг. были годами социальных утопий. И для этого десятилетия характерна некоторая экзальтированность. Так, восстание П. Чаадаева против русской истории выразилось, в частности, в словах: "Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами". Мысль о русской истории, о прошлом России выражена с глубокой болью. Это крик отчаяния человека, любящего свою страну. Он думал, что силы русского народа не были актуализированы вето истории, они остались как бы в потенциальном состоянии. Но это обстоятельство могло стать залогом его великого будущего. Он высказывает некоторые основные для всей русской философии XIX в. мысли, а именно, что отсталость России дает ей возможность выбора своего будущего. "Прошлое уже нам не подвластно, но будущее зависит от нас".П. Чаадаев проникается мистической верой в особую миссию Россия, которая, по его мнению, еще может занять ведущее место в духовной жизни Европы.

В развитии темы "Россия и Европа" важную роль сыграл спор славянофилов и западников. Это был спор о вариантах будущего России, Русская философия истории должна была прежде всего решить вопрос о смысле и значении реформ Петра I, которые разделили русскую историю как бы на две части. Именно по этому вопросу произошло столкновение. Западники целиком приняли реформу Петра I и будущее России видели в том, чтобы она пошла западным путем. Славянофилы верили в особый тип культуры, возникающий на духовной почве православия. Реформы Петра I и европеизация страны в петровский период были, с их точки зрения, изменой России.

Размышления русских философов над проблемами философии истории привели в конце концов к сознанию, что путь России - особый: Россия есть "Великий Восток-Запад"; она представляет собой целый огромный мир; в русском народе заключены великие силы и это есть народ будущего; именно он разрешит великие вопросы, которые Запад уже не в состоянии разрешить, и которые в Европе даже не ставятся во всей их глубине. Однако это сознание мессианского предназначения России все время сопровождалось пессимистическим чувством тьмы русского общественного бытия, иногда сознанием, что Россия летит в бездну.

мировоззрение философия бытие мораль

3. Проблема бытия в философии средних веков

Проблема бытия, реальности чего-либо - это фундаментальная мировоззренческая и методологическая проблема. Дело в том, что объективную реальность, действующую во всех существующих вещах и явлениях, мы не в состоянии охватить своим мышлением ни во всем ее объеме, ни во всех способах ее проявления. Критерий реальности несводим к критерию чувственной достоверности.

Существование реальности трансцендентной, например бытие Бога, есть чрезвычайно сложный вопрос. "Онтологическое доказательство бытия Бога" уже рассматривалось. Философы придерживаются разных мнений относительно того, возможно ли в принципе - с точки зрения логики - такое доказательство. Для религиозной веры здесь нет сомнений, для нее это скорее "опытный факт" (где опыт понимается в специфическом смысле, не тождественном с обычной "эмпирической"). Вопрос в том, можно ли доказать бытие Бога неверующему.

И в практической жизни вопрос о реальности имеет животрепещущий характер. Существует ли реально, например, подозреваемая или не подозреваемая та или иная болезнь у человека - разве это не важно для него? Да и сами виды реальности, их социальная и личная значимость крайне важны: одно дело бытие намерения, скажем, украсть и другое - осуществленное намерение, когда его бытие в форме цели становится бытием в виде реального факта.

Проблема реальности имеет огромное значение для науки. Во - первых, это относится к разнообразным "необычным явлениям". Возьмем, например, экстрасенсорные феномены, связанные с излучением живыми системами энергии и информации. В силу своей крайней необычности эти явления многим представляются загадочными, таинственными, даже сверхъестественными. Но ведь, как показывают многочисленные опыты и наблюдения, эти явления существуют. Следовательно, они естественны в своем реальном бытии. Поэтому можно сказать, что само представление о сверхъестественном характере этих явлений обусловливается не сущностью этих явлений, а ошибочным пониманием их сущности.

Во-вторых, известно, что и реальность, и истина об этой реальности, и смысл даже самих развитых частных наук есть всегда частные виды и реальности, и истины и что все это доступно и даже необходимо в пределах некоторой специальной области, но это способно утратить и саму предметную область, и истинность, и осмысленность за ее пределами.

Различные научные понятия в ходе исторического развития переходили из области чисто теоретической в вещественную, приобретали "материальный статус" и наоборот. Долгое время атомы и молекулы, электрон, ген и т.п. существовали только как удобные теоретические схемы, причем господствовало убеждение, что "их никто не видел и не увидит". Но достаточно быстро, под влиянием ли поразительных экспериментов типа измерения заряда одного-единственного электрона, или появления глубокой теоретической концепции - двойной спирали ДНК (т.е. структуры гена) все эти понятия "овеществились", приобрели исключительно прочный материально-бытийный смысл. С другой стороны, весьма убедительное для современников понятие эфира как материальной субстанции, светоносной среды, столь же быстро "развеществилось" после создания теории относительности. Нынешний онтологический статус эфира весьма проблематичен (подробнее см. в параграфах, посвященных пространству и времени).

Естествознание не может объяснить природу прекрасного. Это не физическая, а эстетическая реальность, по сути своей объектно-субъектная, человечески окрашенная. Очарование девственной природы, волнующие наше сердце переливы морских волн, багряный закат солнца, брызжущее всеми красками северное сияние, величественное молчание гор или шумящий лес. Что может сказать нам об этом физик - именно как физик? Он опишет физическую суть звуковых колебаний, сообщит при этом, что багряность связана с излучением электромагнитных волн такой-то длины и частоты. Но исчерпывается ли физической реальностью то чувство восхищения, которое при этом испытывает человек, внемлющий всему этому? Конечно, нет. И вообще - что это за реальность: восхищение? Тут нужен иной язык - язык музыки и красок, язык поэзии, мастерство художественного слова. Аналитическому уму физика здесь вообще нечего делать. Для него - в рамках его физического мышления - не существует ни цветов, ни звуков. Спросите физика, что такое цвет, и он тут же переведет ваши ощущения на свой физико-математический язык, на котором звук уже не звучит, свет уже не искрится красками, а вибрируют воздух и электромагнитные волны.

Можно усилить это утверждение, назвав эстетический метод одним из важнейших и глубоких методов познания бытия, вплоть до доказательства бытия других видов реальности.

4. Современная философия науки

Взаимоотношения философии и науки имеют длительную историю. В античности и средневековье их почти не различали. Наука была развита по сравнению с теперешним ее состоянием весьма слабо. Еще только вырабатывались, в том числе и в философии, принципы всестороннего как теоретического, так и экспериментального обоснования знания.

В Новое время, главным образом благодаря работам Декарта и Гегеля, было введено представление об универсальной науке, каковой и считали философию; остальные науки выступали как части философии. Это спокойное согласие философии и науки продолжалось недолго. С одной стороны, в самой философской среде возникло движение против признания философии наукой, поскольку, как считали некоторые (Шопенгауэр, Ницше), она жизненней всякой науки, она есть искусство. С другой стороны, чувствовалось давление наук на философию. В рамках неопозитивизма (XX век) философия уже не считалась наукой, ибо у нее нет самостоятельной экспериментальной базы и она не занимается истиной.

В наши дни каждое из двух утверждений - "философия - это наука" и "философия не является наукой" - имеет своих сторонников. Однако, как нам представляется, противостояние сторонников и противников признания философии наукой в настоящее время отнюдь не обязательно. И вот почему.

Во-первых, выяснено, что в науке содержатся философские положения. Правомерность этих положений определяется среди прочего и экспериментами. Вместе, например, с математикой философские положения также подвергаются проверке. Так, физическими экспериментами подтверждается не только физика, но и математика, и философия, которая в ней содержится.

Во-вторых, философия только навредила бы себе, если бы она признала неприемлемыми требования обоснования достоверности философского знания. В философию нельзя допускать необоснованное знание - так считает большинство философов. Но это означает, что ценности науки - вместе с тем ценности философии.

В-третьих, надо признать, что научный характер философии ни в коей мере не противоречит ее богатому эстетическому и этическому потенциалу. В науке, например математике и физике, тоже присутствуют эстетические и этические ценности, но не в таком ярком виде, как в философии.

Философия имеет научное содержание, поэтому она является наукой. Но наряду с научным философия обладает так же эстетическим и этическим содержанием. Из четырех главных современных философских движений - аналитизма, феноменологии, герменевтики и постмодернизма - наиболее продуктивно философией науки занимается аналитизм. Феноменологи разрабатывают общую теорию познания, ее влияние на современную науку пока еще не очень значительно. Что касается герменевтики и постмодернизма, то их влияние сказывается сколько-нибудь существенно только в области гуманитарных наук. Будущее этого влияния остается пока неясным.

5. Сознание и мозг

Сознание как идеальное образование не может существовать без физиологической деятельности мозга. Ч. Дарвин, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.Н. Леонтьев и другие ученые доказали, что сознание не только связано с материальными процессами, совершающимися в головном мозге, но и по своему генезису не может ни возникнуть, ни функционировать иначе, как в результате длительного исторического развития движущейся материи.

Психическая активность человека зависит от деятельности больших полушарий головного мозга, которые разделены на отделы, называемые долями: лобная, теменная, затылочная, височная, островковая.

Мозг имеет сложное строение. На поверхности большого мозга расположено серое вещество, образующее кору больших полушарий головного мозга, а в глубине полушарий находятся подкорковые узлы, представляющие собой крупные ядра, образуемые серым веществом. Совокупность тесно связанных между собой подкорковых центров называется экстрапирамидной системой.

И.П. Павлов, И.М. Сеченов, Н.Е. Введенский и другие ученые установили, что механизм функционирования корковых и подкорковых образований имеет рефлекторную природу. Они доказали, что взаимодействие высокоорганизованных живых существ (позвоночных животных и человека) с окружающей средой происходит посредством рефлексов - реакций организма, вызываемых раздражением органов чувств и осуществляющихся при участии нервной системы. Безусловные рефлексы - это рефлексы, которые являются врожденными, передающимися по наследству. Условные рефлексы - это временные связи, приобретенные в процессе жизненного опыта, связанные с адаптацией высокоорганизованных организмов, имеющих нервную систему, к меняющимся условиям окружающей среды.

Процесс воздействия среды на органы чувств человека начинается в периферической части анализатора - рецепторе, откуда нервное возбуждение по нервным волокнам проводится в головной мозг, где и возникает образ отображаемого. Следовательно, физиологической основой формирования идеального является рефлекторная деятельность мозга.

У разных людей в зависимости от их способностей, профессиональной деятельности, склонностей доминируют логические или эмоциональные компоненты психики. Так, в деятельности ученых, политиков существенную роль играют рациональные факторы, в то время как творчество артиста, музыканта, художника невозможно без эмоционально-образного восприятия мира.

Подчеркивая различие между чувственным и логическим освоением реальности, отметим, что рациональные, логические и эмоциональные факторы психической деятельности человека тесно связаны, диалектически взаимодействуют между собой.

Вопрос о физиологических основах сознания тесно связано с проблемой соотношения материального и идеального.

6. Регулятивные функции морали и права. Справедливость как идеал

Учение о праве является частью социальной философии, рассматривающей эту проблему по своим особым углом зрения, разумеется, с опорой на конкретны исследования юридической науки. Идея права неизбежно связаны неразрывной цепью таких понятий, как закон, власть, правомерность принуждения, наказания и, разумеется, идея государственности. Право возникло и существует с необходимостью для ограничения произвола, антиобщественных, антигуманных склонностей, побуждений и изволении, которые относятся к ложно понятым личным интересам, к проявлениям болезненных влечении.

Право - это социальные нормы, принимающие характер границ поведения человека в рамках данной государственности. Гегель утверждал: "Веление права по своему основному определению - лишь запрет". Между тем, говоря словами Вл. Соловьева, подчинение человека обществу совершенно согласно с безусловным нравственным началом, которое не приносит в жертву частное общему, а соединяет их как внутренне солидарных: жертвуя обществу свою неограниченную, но необеспеченную и недействительную свободу, человек приобретает действительное обеспечение своей определенной и разумной свободы - жертва настолько же выгодная, насколько выгодно получить "живую собаку в обмен на мертвого льва". Если я желаю, говорит Вл. Соловьев, осуществить свое право или обеспечить себе область свободного действия, то, конечно, меру этого осуществления или объем этой свободной области я должен обусловить теми основными требованиями общественного интереса или общего блага, без удовлетворения которых не может быть никакого осуществления моих прав и никакого обеспечения моей свободы.

Моральность соответствует природе человека, но ее мало. Для того чтобы обеспечить нормальное функционирование общества и жизнь индивида как личности, необходим принудительный закон: принудительная обязательность является одним из существенных отличий правовой нормы от нравственной. Система правовых отношений должна распространяться не только в пределах данного общества, но и как бы опутывать своей паутиной все существующие общества, являющие в их взаимоотношении единое планетарное целое.

Право - необходимое условие осуществления свободы свободных граждан в обществе. Но если человек хочет быть свободным, он должен ограничить свою свободу фактом свободы других, а это и есть собственно правовое отношение. Право есть нечто святое уже потому, что оно является выражением идеи свободы, идеи законопорядка в жизни общества. По самой своей сути право может быть реальным и продуктивно проявлять себя лишь там, где есть свобода: при тоталитарном режиме действует не право, а пресловутая политическая целесообразность, т.е. произвол. Опасаясь открытого судебного разбирательства своих политических противников, тоталитаризм создает закрытые формы расправы. Только подлинное право, обеспечивая человеку свободу действия, в то же время обеспечивает защиту от произвола и рядовому гражданину, и "правящим верхам".

В каждом государстве издаются и действуют юридические нормы, представляющие собой веление власти и имеющие целью поддержание справедливого общественного порядка. Эти законы предписывают, что можно делать и от чего надо воздерживаться. Свод законов - это "библия свободы народа": без законов не бывает порядка. Обязательность закона предполагает свободное подчинение ему каждого индивида, но и в то же время возможность нарушения закона и, следовательно, необходимость для власти его восстановления, т.е. наказания.

Правовые отношения действуют не только в рамках данного государства, но и между государствами. Согласно Ш. Монтескье, международное право зиждется, по натуре вещей, на том основном начале, чтобы различные народы оказывали один другому столь много добра в настроении мирном и столь мало зла в настроении враждебном, сколько это возможно без ущерба для обоюдных своих существенных интересов. Естественное действие международного права - склонять волю правительств к миру и взаимовыгодным отношениям.

Право есть мера реализации свободы и в то же время, есть норма политической справедливости. Иначе говоря, право есть нормативно закрепленная справедливость. Право покоится на идее справедливости.

Существуют два вида справедливости: распределительная и уравнивающая. Распределительная справедливость как принцип означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общества: тут возможно как равное, так и неравное наделение соответствующими благами (властью, почестями, деньгами). Критерием уравнивающей справедливости является арифметическое равенство, сфера применения этого принципа - область гражданско-правовых сделок, возмещение ущерба, наказания и т.д.

Справедливость недостаточна для права: она есть абстрактное выражение того, что должно делаться в соответствии с правом - другой справедливости нет и быть не может.

Справедливость - это не закон природы, который абсолютен, она относительна, точнее, ее вообще нет, но она должна быть уже хотя бы потому, что без надежды на нее муторно на душе и чего-то не хватает. Ее можно мыслить хотя бы как роскошь, которой нет в реальности, но есть в виде идеала, к которому нам суждено постоянно стремиться - вольно или невольно. Принцип социальной справедливости навсегда останется как требование постоянного совершенства, как заповедь, обязывающая все общество и власть стремиться к возвышению меры реализации этого священного принципа жизни общества. Право как социальная справедливость - единственный критерий этого процесса. Мудрость и мужество власти, способной осуществить торжество социальной справедливости как правовой ценности и нравственного императива, власти, которая с достоинством и спокойствием может устранить все шаткое и создать состояние прочной уверенности и подлинное здоровье общества, - вот что является душой истинной демократии. Все это возможно лишь в условиях политической свободы - этой наивысшей ценности на шкале нравственно-психологических, социально-политических и правовых ценностей: нормы права и законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели.

7. Гражданское общество и государство

Эти понятия чрезвычайно актуальны для современной России, поскольку более чем тысячелетнее развитие государственности в нашей стране не совпадало с развитием гражданского общества, с осознанием миллионами людей своей роли не как подданных того или иного государя, но как граждан. Слово "гражданин" вошло в русский язык со времен Радищева и восходит к древнеславянскому "град", т.е. город. Гражданин - житель города, полиса в античной Греции. Интересно отметить, что в античном мире граждан, занятых делами города-государства, называли "политикос", а людей, занятых только частной жизнью, обозначали как "идиотикос", т.е. как обывателей.

Отношения между гражданским обществом и государством сравнивались с отношениями между индивидуальной свободой и публичной властью, т.е. насилием. В этом собственно и заключена основная философская проблема в понимании общества, государства и человека. Без власти и насилия одних над другими не может существовать никакое государство, на что обратил внимание еще Макиавелли. Суть государства не в силе или насилии, а в опоре на общественное мнение граждан.

Правовое государство - это не только власть и законы, но и общественный договор, т.е. готовность граждан исполнять эти законы и реальная готовность и способность государства уважать и защищать права граждан. Человек может быть лично не согласен с властью и законами, но он обязан их исполнять наравне с другими гражданами. Равенство в правах и обязанностях перед законом не только по вертикали, но и по горизонтали представляет собой важнейший принцип гражданского общества.

Несогласие с системой права и законами может и должно выражаться в многообразных формах политической жизни общества, в деятельности партий, общественных объединений и т.п. Единственное условие - сохранить правовое государство, без чего невозможно развитие гражданского общества. К числу первостепенных прав человека относится право частной собственности как механизм обеспечения всеобщего интереса в условиях индивидуальной заинтересованности каждого гражданина.

Для обеспечения прав и свобод гражданина еще в античном мире выработан принцип демократии, народовластия, предусматривающий право на участие каждого в управлении государством. Важно подчеркнуть, что демократия - это не власть большинства, а защита прав и свобод меньшинства и в конечном итоге каждого человека. Реализация демократического принципа в жизни любого общества и государства представляет собой очень трудную задачу. Суть проблемы в том, что демократические принципы должны войти в "плоть и кровь" человека, стать неотъемлемой частью его самосознания, умонастроения, ментальности. Если в духовной культуре народа еще не сложилась парадигма "свобода в рамках закона", а господствует авторитарная политическая культура, то можно говорить только о ранней стадии формирования гражданского общества. Пока миллионы граждан не доверяют власти и не считают строгое соблюдение законов нормой жизни, общество будет в определенном смысле слова обречено на постоянное противоборство, на "хромающее развитие" и политическую нестабильность.

8. Проблема единства человечества

Философия, как символ духовного единства человечества возникла одновременно и независимо на Западе и Востоке. Социальное, моральное, интеллектуальное зло проистекает из забвения и нарушения коммуникативных связей между людьми, народами и странами.

Чувство постоянного утверждения единства человеческого рода должно пронизывать социально-антропологические исследования. На заре развития человечества единство его было более заметным. Поэтому изучение тех национальных общностей, которые сохранили архаичной культуры, - основная цель современной этнологии. Характерные для древних культур конкретные исторические явления "обмен и дар", трудно уловимые для нашего сознания, оказались ключевыми для понимания целостного мышления первобытного общества. Умелая адаптация основным понятий единства способствуют сближению цивилизованных и нецивилизованных народов.

9. Материя - это…

Материя является субстанциальной основой всевозможных свойств и форм движения. Это объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им. Она неразрывно связана с движением, способна к неугасающему саморазвитию, которое на определенных этапах, при наличии благоприятных условий, приводит к возникновению жизни и мыслящих существ. Материя вечна во времени и бесконечна в пространстве.

10. Телеологизм - это…

Телеологизм - это философское учение, в котором утверждается целесообразное устройство мира, при котором все происходящее в мире трактуется как соответствующее каким-то природным или божественным целям.

Список использованной литературы

1.Замалеев А.Ф. Курс истории философии: Учеб. для вузов. - 2-е изд, доп. и перераб. - М.: Магистр, 2006.

2.Горнев, Р.Н. Данильченко; Под ред. В.М. Мапельман, Е.М. Пенькова. - М.: ПРИОР, 2004.

.Курбатов В.И. История философии: Конспект. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

.История философии: Запад - Россия - Восток: Учебник для вузов / Под ред. Мотрошиловой. - М.: Греко-латинский кабинет, 2006.

.Крапивенский С.Э. Общий курс философии: Учебник. - Волгоград: Изд-во Волгоградский ун-та, 2003.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!