История средств массовой информации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    39,38 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

История средств массовой информации

ВВЕДЕНИЕ

История средств массовой информации (СМИ) на всех этапах ее пути сложна и противоречива. Суть СМИ определяется не суммой исходящей из них информации, различных по характеру и содержанию, а динамичным, многообразным процессом, в котором СМИ и общество находятся в весьма сложных взаимоотношениях, в постоянном движении и развитии.

История СМИ складывалась под воздействием многочисленных не только объективных, но и субъективных факторов, повлиявших на содержание, характер всех ее структурных звеньев. В течение десятилетий историческая, в том числе и историко-журналистская, наука находилась под авторитарным прессом. Она выполняла апологетические функции, лишая себя научных принципов историзма, объективности, правдивости. В историко-журналистской литературе замалчивалось все то, что могло бросить тень на «непогрешимость» партии, ее вождей, посеять сомнение в абсолютной правильности их линии.

К современным средствам массовой информации относятся: печать, радио, телевидение и сеть Интернет. До появления радио, телевидения и сети Интернет - печать была главным средством общения, передачи и сохранения знаний и культуры. Первыми печатными изданиями были книги, брошюры и листовки. В начале XVII века появились газеты, а к середине того же века - журналы. В дальнейшем растущий спрос на разнообразную информацию стимулировал массовый выпуск газет и журналов, появление в середине XIX века информационных агентств. Развитию печати также способствовал прогресс печатной техники и технологии [1].

История развития печати - это история развития человеческой мысли, прогресса, культуры, образования. Подобно истории человеческого общества, история печати была насыщена глубоко драматическими событиями: книги, содержащие передовые идеи и научные открытия, сжигались на кострах иногда вместе с их творцами, тысячи произведений во времена папской инквизиции оказались в «Индексе запрещенных книг».

Первоначально печать выступала орудием в руках церкви. Однако со временем, когда церковь стала терять монополию на духовную жизнь общества, появилась светская печать. Она также служила интересам государства, защищала его идеологию, почему и называлась «охранительной». Независимая, оппозиционная печать, которая отражала интересы большей части общества, подвергалась цензуре и гонениям. Социальная роль печати, а также других средств СМИ определяется тем, в чьих руках находятся материальная основа печати и средства ее распространения (типографии, производство бумаги, радио, телевидение). Это подтверждается всей историей развития печати, в частности советским периодом - вскоре после победы Октябрьской революции самые крупные частные типографии подверглись национализации, печать превратилась в орудие пропаганды, агитации, идеологического, политического и экономического воспитания народных масс [3].

Цель данной курсовой работы - описание истории развития отечественных СМИ, путей их становления и анализ их состояния на современном этапе развития.

Задачи:

Исследовать историю развития отечественных СМИ.

Выделить современные особенности СМИ в России.

Методы исследования: контент-анализ, наблюдение и сравнение.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В РОССИИ

.1 Этапы развития печатных СМИ

Журналистика в России возникла «сверху» как элемент правительственной политики - по Указу Петра Первого и предназначалась для пропаганды и разъяснения новаторских реформ государя. Феодальное общество России еще почти не нуждалось в регулярном и оперативном обмене информацией через средства массовой информации. Здесь достаточно было деловой переписки. И научная общественность еще не ощутила потребность в необходимости издания своего журнала, как это было в Великобритании и Франции. Поэтому в России полноценные СМИ появились только в начале XVIII в. Первое время они были мало заметны, маловлиятельны, затем постепенно развились в значимую силу общественной жизни. Около полувека непосредственно правительство России непосредственно и при посредничестве Академии Наук держало в своих руках монополию на прессу и лишь в конце пятидесятых годов XVIII в. появилось первое частное издание.

Первая российская газета «Куранты» (1621 г.) была рукописной. Её по-другому называли «Вестовые письма». Она создавалась по типу «Ньюз-леттерз» и содержала выборку сообщений на дипломатическую, военную, придворную и торговую темы из немецких, шведских, польских и голландских газет, переведенных на русский язык. Для массовой аудитории не предназначалась, и вообще ее выпуск был окружен тайной. С текстами этих газет можно ознакомиться по академическим изданиям «Вести-Куранты». 1600-1639, М., 1972; «Вести-Куранты». 1642-1644, М., 1976; «Вести-Куранты». 1645-1648, М., 1980. [1].

Первая настоящая газета - «Ведомости» (декабрь 1702-1727) создана по указу Петра Первого. Это существенно отличается от путей формирования западной системы СМИ, где первые газеты возникали в основном как частная инициатива и служили торгово-коммерческим целям. Петр I нередко сам принимал участие в подготовке, редактировании и отборе материалов для газеты. Цель издания - пропаганда внешней и внутренней политики государства. Перестала издаваться через два года после смерти Петра I.

«Санкт-Петербургские ведомости» (1727-1917) - первая газета, которую стала издавать Академия Наук, как правительственный орган. Это научное объединение стало центром интеллектуальной и культурной жизни России. С ним на протяжении почти полувека связано развитие отечественной журналистики и СМИ. Первоначально «Санкт-Петербургские ведомости» выходили на немецком языке - «Sanct-Peterburgische Zeitung». До сих пор сохранились лишь издания немецких Санкт-Петербургских ведомостей за 1727 г. В 1728 году стали печатать и русские переводы этой газеты. Газета приобрела удивительную для России регулярность: в 1727 г. была еженедельной, а с 1728 г. стала выходить два раза в неделю. Основные жанры газетных материалов - информационные заметки, письмо, в некоторых материалах можно найти элементы зарисовки, репортажа. Многие материалы заимствованы из иностранных источников. На страницах газеты нет ни политического анализа, ни политического очерка, а только информация, официальная хроника, освещение деятельности Академии Наук, объявление о театральных представлениях. [8].

«Московские ведомости» (1756-1800) - вторая газета в России, которая стала издаваться по инициативе М.В.Ломоносова тиражом около 600 экземпляров через год после открытия Московского университета. Газета выходила на 8 страницах. Здесь публикуются материалы о жизни и деятельности Московского университета, его профессоров и студентов на разных факультетах, о научных разработках ученых, о торжественных актах и других событиях, о выходе новых книг.

В 1779 году ее взял в аренду (это очень характерное для России явление, т.к. в этот период для борьбы с вольнодумством было запрещено создавать новые СМИ, а можно было только перекупать или арендовать уже существующие) известный издатель и редактор Н.И.Новиков и вдохнул в нее новую жизнь. Стал печатать не только политические статьи, но и статьи по литературе и искусству. Однако в 1788 году, еще до окончания аренды он оставил газету. Формально поводом для этого послужила публикация статьи об истории ордена иезуитов, в которой высказывалось неодобрение их притязаний на политическую власть. Императрица же Екатерина II покровительствовала этому монашескому ордену и была недовольна публикацией. Статья была запрещена. Компания травли издателя закончилась его арестом и заключением в крепость [1].

Газеты XVIII века еще мало похожи на современные как внешне, так и внутренне. Не комментированные новости, сухая придворная хроника, преобладание перепечаток из иностранных газет, слухи, вексельные курсы - вот информационный арсенал этих изданий. Сведения из иностранной жизни преобладают над сообщениями провинциальной жизни. Главный территориальный охват - Санкт-Петербург, Москва, их окрестности, крупные европейские города и столицы, изредка - Сибирь, города средней полосы России, Башкирия, другие регионы.

Газеты пользовались в России меньшей популярностью, чем журналы. Цензура оказывала серьезное влияние на лицо прессы. В ней можно было писать о прошлом, но не о настоящем, особенно о революционных событиях. В силу этого в России литературные художественные произведения и критические статьи о них, рецензии на долгое время стали важнейшими публицистическими жанрами как в XVIII, так и в XIX вв. А эти жанры были более свойственны журналам. Не способствовал популярности газеты и транспорт, технические возможности типографий, невозможность издания доходных газет, неграмотность большинства населения, ориентированность российской экономики на натуральное хозяйство.

«Толстый» журнал в России заменял все: и газету, литературный сборник, и энциклопедию. В течение всего XVIII в. газеты были еще не ежедневными и газетами еще не назывались. Еще не оформилось четкое разделение терминов газета и журнал. Это произошло лишь в 1840 г., когда В.Г.Белинский обратил на это свое внимание и дал определение каждому из этих типов периодических изданий.

XIX век ознаменовался обновлением и оживлением жизни общества в связи с убийством деспотичного Павла I и восшествием на престол Александра I. Общество заговорило о либеральных переменах, конституции, о твердости законов. Заметным стало и более терпимое отношение к прессе. Заметно выросло число журналов и альманахов, появились и новые газеты, в том числе и провинциальные. В Петербурге появилось 47 новых изданий, в Москве - 84, в провинции - 3. Важным фактом совершенствования структуры российской печати стало появление отраслевой печати - изданий, освещающих административную, экономическую, научно-техническую деятельность. Не менее существенно и создание специализированных - тематических - изданий: музыкальных, театральных, педагогических, женских, детских, библиографических и других. Растет и число выходящих газет. В 1816 г. создается первая русская литография, которая за 7 лет своего существования выпустила более 30 тысяч литографий. Несмотря на увеличение спроса на газеты главным типом периодического издания в России остается журнал, только уже не литературный или сатирический, а энциклопедический. Особенностью развития журналистики этого периода надо считать ее подцензурность, запрет на открытое обсуждение политических вопросов и важнейших проблем внутренней жизни. «Толстый» журнал продолжает удерживать свои позиции в дворянской усадьбе и литературном салоне[8].

Особенностью издания газет этого времени является наличие государственных, арендных и частных изданий. Нередко из-за финансовых и профессиональных трудностей газеты сдавались в аренду частным лицам. Например, в разные периоды в аренду отдавали «Санкт-Петербургские ведомости» и «Московские ведомости». Главная особенность - отсутствие общественно-политических газет. Кроме того, издание газет было делом убыточным, поэтому большинство газет стремилось официально и полуофициально выходить при каких-нибудь ведомствах и на их средства. И лишь немногим приносило доходы. Например «Северная пчела» была доходной, но как показала история, ее издатели тесно сотрудничали с Третьим отделением и получали от него деньги за «верную службу» [14].

Русская легальная печать начала ХХ в. была весьма разнообразной. По статистике в 1900 г. в России выходило 125 общественно-политических газет. Но среди них не было ни одной партийной газеты. Начало века - это появление и активная деятельность легальной и нелегальной социал-демократической печати - экономистов («Рабочая мысль»), меньшевиков («Социал-демократ», «Начало», «Народная дума»), большевистской «Искры».

На начало века - 1903 г. - пришлось празднование 200-летие русской печати. В связи с торжествами либеральные газетчики развернули кампанию по борьбе за свободу слова, но из этого ничего не вышло. По-прежнему судьбу издателей и их изданий решало совещание из четырех министров. Правда, в 1902-1903 гг. был образован ряд провинциальных цензурных комитетов в Саратове, Нижнем Новгороде, Владивостоке, Ростове-на-Дону, Екатеринославе, Томске и других крупных городах. Часть особо благонадежных провинциальных изданий освобождается от предварительной цензуры. Но все принципиальные вопросы - назначения редакторов, рассмотрение особо важных статей, разрешение или запрещение изданий - все это решалось в Петербурге. По-прежнему ряд острых тем были запретными для печати, и в первую очередь освещение рабочего движения. Русско-японская война 1904-1905 гг. позволила цензуре ужесточить свой контроль над прессой. Лишь революционные выступления народа 1905 г. вынудили правительство пойти на уступки. Была отменена предварительная цензура политических газет, появились первые легальные партийные политические газеты, в частности, эсеровские и социал-демократические, а также журналы «легального марксизма». Среди либеральных изданий заметное место занимает журнал «Русское богатство», а также «Вестник Европы» [1].

Периодическая печать в годы первой русской революции. Главным событием этого времени был Манифест от 17 октября 1905 г. Он провозглашал гражданские права и политические свободы, тем самым давал развитие многопартийной прессе. Вскоре была фактически отменена цензура, но восстанавливался порядок ответственности журналистов по суду за преступления в области печати. Их можно было оштрафовать, арестовать на срок до трех месяцев, заключить в тюрьму на срок до полутора лет, сослать на поселение. За Главным управлением по делам печати МВД и полиции оставалось и право конфискации тиражей, приостановки изданий, закрытия типографий. С 1906 г. этот указ стал действовать весьма сурово. Власти стали использовать и субсидии правительственным и консервативным издания как средство их поощрения [4].

В это время в России появляется партийная печать. Каждая партия, даже небольшая могла иметь свои печатные органы: октябристы, Союз трудового народа, монархисты. Ряд из них носили шовинистический и националистический характер. Так же в 1905-1907 гг. появляются национальные газеты (то есть издания на языках народов, входивших в состав Российской империи)

Поражение первой русской революции привело к ужесточению условий выпуска газет и журналов. Часть из них закрылась, многие партийные газеты стали вновь издаваться за границей или нелегально. Большевики в 1911 г. начинают издавать газету «Звезда» (1910-1912), а в 1912 г. - «Правда», которая с перерывами выходила вплоть до 1917 г. Идейным вдохновителем и руководителем газеты был В.И.Ленин. По цензурным соображениям ее издание не раз прекращалось. Но ее начинали выпускать вновь под похожими названиями: «Рабочая правда», «Правда труда», «За правду», «Путь правды», «Трудовая правда». Но накануне Первой мировой войны она все-таки была закрыта цензурой.

Русская пресса в годы Первой мировой войны. Война - это особое время для журналистики. Даже в демократических странах на свободу печати накладываются некоторые ограничения. В России ужесточения по отношению к газетам прежде всего привели к закрытию всех легальных большевистских изданий (они выступали против войны и призывали к поражению в ней своего правительства) и некоторые из них стали вновь издаваться за границей. Остальные же издания заняли патриотическую позицию, призывали к единению народа перед врагом, призывали вести войну до победного конца. Видные литераторы и публицисты выступали как защитники европейской культуры от немецких варваров. Издания левых партий обсуждали вопрос, как скажется война на развитии рабочего движения. Они считали победу в войне важным условием успешной освободительной борьбы и на революционном поприще. Газеты всех направлений печатали воззвания, обращения, призывы политических и общественных деятелей по поводу национальной обороны и участия в ней всего народа [5].

Февральская революция 1917 г. совершилась в России мирным путем. Она провозгласила демократические свободы, прежде всего свободу слова, печати, провела амнистию политических заключенных, дала возможность легально действовать социалистическим партиям (эсерам, РСДРП, анархистам) и выпускать свои издания. Эти перемены открыли новую страницу истории отечественной журналистики - короткий период работы в условиях свободы печати.

Временное правительство начало выпускать свою официальную газету «Вестник Временного правительства», затем «Народную газету». В нем видно, что оно продолжало вести ту же внутреннюю и внешнюю политику, что и царская власть. Поэтому левые партии и издания стали критиковать ее в своих изданиях с той же страстностью. 27 апреля 1917 г. был принят Закон о печати, согласно которому в России могли беспрепятственно выпускаться, издаваться, распространяться и продаваться печатные издания любых политических направлений.

Журналистика перед Октябрьской революцией была многопартийной, многонациональной, с хорошо выраженной дифференцированной структурой. К октябрю 1917 г. у большевиков было 75 периодических изданий. У социалистических партий - 85. Вся эта разветвленная система многопартийной печати. Рассчитанной на различные категории читателей, сложилась за 8 месяцев работы в условиях демократических свобод и свободы печати. Последующие события октября 1917 г., острая борьба между партиями решили судьбу многих периодических изданий, выражавших несогласие с большевиками. Для многих 1917-1918 гг. стали последними в их истории.

Формирование системы однопартийной печати и жесткое ограничение свободы слова - таков был важнейший итог для журналистики и СМИ победы Октябрьской революции. Идеологический партийный диктат во всех сферах жизни, в том числе и в журналистике, борьба с инакомыслием, в том числе и физическая, закрытие всех оппозиционных и частных изданий, монополизация права издания СМИ, использование СМИ и информации как инструмента политического воздействия на людей - вот главные черты советской журналистики первых лет советской власти и последующих 70 лет существования СССР. Газеты оказались на службе революции.

Печать и радио в предвоенные годы и в годы Великой Отечественной войны. Период 1935-1941 гг. был странным в истории развития нашей журналистики. Под влиянием пакта Молотова-Риббентропа официальная печать пропагандировала дружеские отношения с Германией, ей запрещались всяческие выпады против этой страны, ее руководства и ее политики. Поэтому для нее не было катастрофическим событием начало Второй мировой войны. Публицистика времен войны не знала себе равных в мировой истории, рождаясь из сплава таланта журналистов, их причастности к событиям и необходимости поднятия духа всех соотечественников. Была перестроена структура печатных СМИ, в частности - сокращалось число центральных изданий, и росло число фронтовых.

Послевоенная журналистика, в большинстве своем, сводилась к освещению подвигов героев войны и поднятию новой волны патриотизма в связи с плачевным состоянием экономики. В 1956 г. состоялся ХХ съезд КПСС, на котором Н.С.Хрущев в своем докладе разоблачил культ личности Сталина, осудил репрессии и другие перегибы в партийной политике сталинских времен. Это повлекло за собой изменения в политической жизни и в работе СМИ. Печать, радио, телевидение во второй половине 50-х гг. начинают более достоверно освещать реальное положение в стране, хотя по-прежнему они остаются под диктатом административно-командного управления. Журналистика стремится освободиться от прежних стереотипов, шаблонов, штампов, но создает новые [9].

Противопоставление жизни двух систем - капиталистической и социалистической стало характерной чертой журналистики периода холодной войны.

Новая эпоха в истории государства и журналистики СССР наступает с приходом к власти М.С.Горбачева. Назревшие политические и экономические проблемы страны, явные противоречия между декларируемыми ценностями и образом жизни и реальными процессами в партии и обществе, привело к необходимости смены курса, в том числе и в пропаганде. Журналистика, естественно, является главным звеном этой перестройки. Она начинает освещать различные негативные процессы и явления, которые по понятным причинам замалчивались местными партийными органами. Кампания по пропаганде социализма с человеческим лицом становится важнейшей в СМИ. Более достоверно начинают они информировать читателей и о международных событиях. На экранах ТВ появляются западные политики. Например, Маргарет Тэтчер. По-иному начинает освещаться война в Афганистане. СМИ способствуют тому, что общественное мнение склоняется в пользу ее окончания. Главной их задачей становится перестройка мышления и это ведет к изменению характера журналистики. Она становится более информационной. Особую проверку на достоверность, на демократичность, приверженность новым веяниям прошли СМИ в периоды массовых волнений в Грузии, в Прибалтике, а также в периоды путчей 1991 и 1993 гг. Именно тогда отчетливо проявилась их самостоятельность, неподчинение партийному диктату. Именно тогда и родилась современная демократическая журналистика России.

.2 Этапы развития радио

С первых дней Советской власти Коммунистическая партия уделяла большое внимание радиовещанию как средству связи, информации, пропаганды и агитации.

Первые советские радиотелеграфные передачи о важнейших событиях в стране состоялись в ноябре 1917, первые радиовещательные - в 1919. Регулярное радиовещание началось в 1924. В 20-е гг. складывались жанры радиовещания (радиорепортажи, радиобеседа, комментарии), формы передач (радиогазета, радиожурнал, радиоперекличка и др.), шло развитие детского, молодёжного, музыкального, спортивного вида вещания. В 1925 состоялся 1-й радиорепортаж с Красной площади в Москве, посвященный Октябрьским торжествам. В 1932 начались регулярные выпуски "Последних известий". В 1931 образован Всесоюзный комитет по радиовещанию, в 1932 - 12 местных радиокомитетов в республиках и областях. В 30-е годы радиовещание сыграло значительную роль в пропаганде передовых методов труда (стахановского движения и др.), в организации социалистического соревнования, в патриотическом воспитании населения [11]. В годы Великой Отечественной войны 1941-45гг. радиовещание выполняло активную мобилизующую роль в борьбе с фашизмом. В эфир было передано свыше 2 тыс. сводок Совинформбюро, 2,3 тыс. выпусков "Последних известий", около 7 тыс. корреспонденций из действующей армии, свыше 8 тыс. "Писем с фронта" и "Писем на фронт". Регулярно велись передачи для партизан и населения временно оккупированных районов. Приказы Верховного главнокомандующего, выступления руководителей Советского правительства по радио имели большое политическое значение, поддерживали боевой дух народа в тяжёлые годы войны. В 1944 СНК принял постановление о мероприятиях по укреплению материально-технической базы центрального радиовещания, в 1945 - о ежегодном праздновании 7 мая Дня радио (7 мая 1895 А. С. Попов продемонстрировал в действии созданный им радиоприёмник). Огромная работа по развитию радиовещания и радиофикации была проведена в послевоенные десятилетия. Радиовещанием охвачена вся территория Советского Союза, передачи ведутся на 68 языках народов СССР и 70 языках народов других стран. По суммарной мощности радиовещательные станции СССР занимают 1-е место в Европе.

Передачи Всесоюзного радио готовят главные редакции (пропаганды, информации) вещания для детей, молодёжи, литературно-драматическая, музыкальные вещания для Москвы и Московской области) и комитеты в союзных и автономных республиках, краях, национальных округах, областях. В начале 1977 Всесоюзное радио имело 8 программ вещания (среднесуточный объём 158,3 ч.), 1-я программа (основная) - общесоюзная, информационная, общественно-политическая, познавательная и художественная (среднесуточный объём вещания 20 ч) имеет 3 дубля с учётом поясного времени для Западной Сибири, республик Средней Азии (кроме Туркменской ССР) и Казахстана, Восточной Сибири, Дальнего Востока. 2-я программа ("Маяк") - круглосуточная, информационно-музыкальная; передаётся одновременно для всех районов страны, 3-я программа - общеобразовательная, литературно-музыкальная; среднесуточный объём 16 ч. 4-я программа - музыкальная, звучит на средних и ультракоротких волнах (объём вещания в среднем 9 ч), 5-я программа - круглосуточная, информационная, общественно-политическая и художественная, адресованная советским людям, находящимся за пределами страны (морякам, рыбакам, полярникам и др.).

Местное радиовещание в СССР осуществляют республиканские, краевые, областные, городские радиокомитеты и радиоредакции. Передачи ведут 300 2-программных передающих радиостанций. Москва, столицы союзных республик, а также более 10 городов ведут стереофонические передачи. В СССР самое крупное в мире проводное вещание - общая длина линий около 2 млн. км, свыше 200 городов имеют многопрограммное проводное вещание, 14 комитетов союзных республик ведут радиовещание по 3-4 программам.

Из 162 областных, краевых и окружных комитетов 113 ведут радиовещание на 2 и более языках (например, в Дагестанской АССР радиовещание на 9 языках). Собственное радиовещание ведётся также в крупных городах Советского Союза (196 городских редакций). Существует сеть фабрично-заводского радиовещания, радиовещания в вузах, НИИ, колхозах и на стройках [1].

На 1975г. в стране на 100 семей приходится 79 радиоприёмников и радиол; практически каждая семья в городе может принимать программы Всесоюзного и местного радио по проводам. В 1977 общий среднесуточный объём радиовещания в Советском Союзе составил 1307 человек. Особое место занимали радиопередачи, посвященные 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции, 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, 30-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-45: «Хроника Великого Октября. Год 1917», «50 героических лет», «Литературная лениниана», радиохроника «Биография В. И. Ленина», «Подвиг народа», «Документы Великой Отечественной войны».

Основные общественно-политические программы Всесоюзного радио информационные выпуски «Последних известий» по 1-й программе, а также выпуски новостей по программе «Маяк». Вопросы, связанные с социалистическим строительством, освещаются в радиоцикле «Ленинский университет миллионов». Передачи Всесоюзного радио «Время, события, люди» ведут многоплановый рассказ о трудовых буднях советских людей. Международные проблемы звучат в передачах «Международный дневник», «В странах социализма», «Международные обозреватели за круглым столом», «По странам и континентам».

С первых дней радиовещания, по рекомендации Н. К. Крупской, создавались программы, рассчитанные на определённые социальные и возрастные группы населения. Ведутся передачи для рабочих («В рабочий полдень» и др.), жителей села («Земля и люди», «Сельские встречи»), детей («Ровесники», «Пионерская зорька»), молодёжи (радиостанция «Юность» с различными блоками передач для молодёжи села, учащихся училищ профессионально-технического образования, студентов, солдат, специальная программа для строителей БАМа и др.) [12].

Литературно-драматическое вещание пропагандирует лучшие произведения русской, советской и зарубежной литературы и драматургии. В передачах участвуют известные писатели и поэты, ведущие критики («Писатели у микрофона», «Поэтическая тетрадь», «Литература и искусство за рубежом», «Театр и жизнь»). Всесоюзное радио регулярно участвует в международном фестивале радиопостановок для детей и юношества.

Велика роль радио в пропаганде сочинений композиторов советских республик, мирового классического наследия, новинок музыкальной жизни зарубежных стран. Только по 1-й программе Всесоюзного радио ежедневно звучит 15-17 концертов, музыкальных обозрений. «Маяк» круглосуточно ведёт музыкальные передачи. Эти передачи - основные на 3-й программе и целиком составляют 4-ю.

Ведутся передачи по письмам слушателей «Почта радио», «Полевая почта «Юности», «По вашим просьбам», «Поэтическая тетрадь», «В мире слов», даются консультации, справки по разнообразным вопросам. Большое внимание уделяется общеобразовательным и учебным передачам. Передачи дифференцированы по уровню образования аудитории, по разделам науки. Популярна передача «Радиоуниверситет музыкальной культуры».

Значительное место занимают образовательные передачи и в программах местных комитетов. Регулярны спортивные передачи: информационные выпуски, трансляции соревнований внутри страны и крупнейших международных состязаний.

Важную роль в работе Всесоюзного радио, местных комитетов по радиовещанию играют общественные редколлегии, в которые входят представители рабочих, учёных, специалисты по различным общественным, научным, культурным проблемам. Многие программы составляются и ведутся с помощью рабкоров и внештатных ведущих, при подготовке передач учитываются просьбы и предложения слушателей.

Регулярное радиовещание на зарубежные страны началось в 1929 (вначале на немецком языке, затем на английском, французском и других языках). В 1975 10 редакций вели вещание по группам стран и регионам на 70 языках. Передачи для зарубежных слушателей ведёт также станция «Мир и прогресс» (основана в 1964) - орган советских общественных организаций. Советское радио несёт слушателям всего мира правду о первой стране социализма, советском образе жизни, об успехах трудящихся Советского Союза в строительстве коммунизма, разъясняет внешнюю и внутреннюю политику КПСС и Советского государства. Передаются музыкальные и художественные программы. Передачи на зарубежные страны ведут также 9 республиканских комитетов (Азербайджанский, Белорусский, Армянский, Латвийский, Литовский, Таджикский, Узбекский, Украинский, Эстонский). Объём радиовещания на зарубежные государства из Москвы - свыше 200 ч. в сутки.

В первые годы перестройки Всесоюзное радио продолжало работать по сложившимся стереотипам, в рамках устоявшейся за долгие годы жесткой вещательной сетки. В 1985-1987 годах в программах радиовещания проводятся пропагандистские кампании, посвященные пленумам ЦК КПСС и XXVII съезду партии, широко освещается XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов, отмечается 50-летие стахановского движения, 70-летие Октябрьской революции. Крупная пропагандистская акция была проведена в связи с постановлением ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» [10].

В центре вещания, как говорилось в соответствующих отчетах, были трудовые будни народа, крупные мероприятия в партийной и общественной жизни страны, встречи государственных деятелей на высшем уровне, интервью М.С. Горбачева зарубежным средствам массовой информации. Партийные документы обсуждались в специальных предсъездовских выпусках «Последних известий» и «Маяка», радиопередачах «Время, события, люди», «Земля и люди» и др. Совершенно очевидно, что, несмотря на официально объявленные новые критерии работы, в радиопропаганде действовали старые стандарты. Замалчивались острые темы, касающиеся истории страны, особенно ее советского периода, межнациональных конфликтов. Запретными темами оставались позорная война в Афганистане, преподносившаяся под флагом "интернациональной помощи братскому народу", и положение в армии. С большим опозданием радио сообщило об общенациональной трагедии - аварии на Чернобыльской атомной электростанции в апреле 1986 года, причем в репортажах с места события хотя и рассказывалось о героической работе ликвидаторов аварии, размеры трагедии преуменьшались, ее последствия замалчивались.

Начало 90-х годов - точка отсчета нового исторического этапа в развитии радиовещания России. Политические, экономические, социальные и иные преобразования в стране привели к серьезным сдвигам в структуре средств массовой информации, в том числе и электронных: их демократизации, возникновению многообразных форм собственности (от государственной до частной), широкого спектра новых направлений вещания, появлению новых форм радиожурналистики, внедрению новейших технологий, связанных со вступлением в массовое информационное сообщество. Прежде всего, подверглась изменениям структура Гостелерадио СССР, казавшаяся незыблемой именно потому, что она не только соответствовала государственным задачам в сфере идеологии и пропаганды, но и отвечала потребностям большинства населения огромной страны - Советского Союза. Главный удар по монополии Гостелерадио был нанесен созданием официального государственного «Радио России», которое 10 декабря 1990 года вместе с Российским телевидением образовало Всероссийскую государственную телерадиокомпанию - ВГТРК.

После того как в 1991 году было разрешено частное, коммерческое радиовещание в Москве, Санкт-Петербурге и в областных центрах страны, начинается бурный рост негосударственных радиостанций. Если в 1990 году в Москве функционировали всего 3 негосударственные станции, то в 1991 году их стало 10, в 1992 - 21, в 1993 - 27, в 1994 году - 33 станции. В целом же Федеральная служба телевидения и радиовещания Российской Федерации выдала к 1998 году более 1500 лицензий на право вещания, главным образом частным лицам.

1.3 Этапы развития телевидения

В 1931 в СССР стали передаваться опытные телепередачи по системе малокадрового механического телевидения. В 1932 была проведена первая передача движущегося изображения (телекино). В 1934 началось регулярное вещание механического телевидения со звуковым сопровождением. В постановлении СНК «О мероприятиях по улучшению связи» (1934) содержались конкретные указания по развитию телевидения. В 1938 начались экспериментальные передачи электронного телевидения телецентрами Москвы и Ленинграда, которое расширило его творческие возможности, создало условия для появления массового телевещания. В 1939 в Москве началось регулярное электронное телевещание показом снятого Союзкинохроникой (по заказу телевидения) фильма об открытии 18-го съезда ВКП(б). В годы Великой Отечественной войны 1941-45 телевидение в СССР, как и в других странах Европы, не функционировало. Первая послевоенная передача проведена 7 мая 1945; 15 декабря 1945 Московский телецентр первым в Европе возобновил регулярное телевещание (2 раза в неделю). В 1947 регулярно начал работать Ленинградский телецентр. В 1951 создана Центральная студия телевидения, где в 1954 были организованы редакции (отделы) пропаганды, промышленности, сельского хозяйства, науки, спорта [8].

В систему советского телевидения входили Центральное, республиканское и местное (краевое, областное) телевещание, использовались передачи Интервидения и других зарубежных телеорганизаций. Телецентры в столицах союзных республик начали действовать с 1952. К концу 50-х гг. телевидение стало общесоюзным. В 1962 было положено начало космическому телевидению первым репортажем с борта космического корабля «Восток-3», пилотируемого лётчиком-космонавтом А. Г. Николаевым. СССР стал родиной космовидения.

С 1967 стали регулярными передачи цветного телевидения. Подготовка и выпуск программ Центрального телевидения велась главными вещательными редакциями, главной дирекцией программ и Телевизионным Техническим Центром им. 50-летия Октября (ТТЦ). Аналогичные редакции (отделы) существовали на местных студиях. ТТЦ - был крупнейшим телецентром в Европе и одним из крупнейших в мире.

Центральное телевидение вело вещание (1977) по 8 программам, 4 из которых предназначались для отдалённых районов страны. 1-я программа (основная) - общесоюзная информационная, общественно-политическая, художественная и познавательная, включала основные передачи Центрального телевидения, принимался в Европейской части СССР и ряде прилегающих районов. (К 1970 стала передаваться во все столицы союзных республик и ещё в 200 городов.) 2-я программа - информационно-публицистическая и художественная, принималась в Подмосковье и близлежащих районах; её значительный объём составляли передачи о жизни Москвы и Московской области, 3-я программа - учебная и научно-популярная, включала передачи для учащихся средних, специальных и высших учебных заведений, специалистов народного хозяйства, распространялась в ряде областей Европейской части СССР. 4-я программа художественная, познавательная, спортивная, распространялась в Европейской части СССР, включала значительную часть повторных передач.

С учётом поясного времени готовился дубль 1-й программы - программа «Восток» для Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Туркменистана, ряда областей Казахстана и Урала. Среднесуточный объём вещания составлял 13 ч. Программы «Орбита»1-я, 2-я и 3-я формировались из передач 1-й программы, и распространялась по космической системе связи в районы Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера, ряд областей Казахстана и Средней Азии [15].

Для распространения телепрограмм применялись наземные и космические средства связи.

Республиканское и местное (краевое и областное) телевидение вели (1975) 130 программных телецентров. Местное вещание дополняли передачи Центрального телевидения. Во всех союзных и автономных республиках в программы включались передачи на родном языке коренной национальности данной республики. Более чем в 700 городах принимаются цветные телепередачи. Успешно развивается внутреннее телевидение (главным образом в вузах, на предприятиях, в медицинских учреждениях).

В 1971-75 были построены 92 мощные передающие телестанции и значительно расширена сеть приёмных станций системы «Орбита». Телевизионным вещанием охвачена территория, на которой проживает 80% всего населения страны. К началу 1976 три семьи из четырёх имели телевизоры.

В 1971-75 была создана обширная телевизионная летопись жизни СССР. В неё вошли 140 передач телевизионного цикла «Пятилетку - досрочно!», которых дана панорама успехов всех советских республик, были показаны достижения советского народа в социально-экономическом и культурном строительстве. Большое место уделялось международным проблемам (передачи «Международная панорама», «Содружество», «9-я студия», «Советский Союз глазами зарубежных гостей», беседы политических обозревателей), выступлениям передовиков и новаторов производства, встречам с ветеранами войны и труда (передача «От всей души» и др.).

Одна из важнейших общественно-политических передач - «Ленинский университет миллионов» - пропагандирует актуальные проблемы марксистско-ленинской теории, материалы и документы Коммунистической партии.

Особое место занимали программы учебного телевидения, подготавливаемые совместно с органами народного образования, АПН СССР, АН СССР, ведущими учебными заведениями. Разрабатывалась теория телевизионных жанров. В качестве основных групп выделяли информационно-публицистические (репортаж, очерк, информация и т. д.), документально-художественные жанры (беседа, документальная драма, телеконкурсы и т. д.), художественно-игровые жанры (телевизионный спектакль, подразделяемый на драматический, литературный, эстрадный, музыкальный, кукольный; концерт, художественный телевизионный фильм). Особая жанровая группа - образовательные передачи (лекция, учебный театр, телеэкскурсия и т.д.) [15].

Телевидение как новая форма творческой деятельности находилась в непрестанном развитии. В телевизионных произведениях рассказывалось о героизме советских людей в годы Октябрьской революции 1917, Гражданской войны 1918-20, Великой Отечественной войны 1941-45, на стройках социализма. Созданы многосерийные произведения, посвященные человеку труда.

Значительное место Центральное телевидение отводило демонстрации художественных фильмов, что позволяет зрителям встретиться с кинофильмами, вошедшими в сокровищницу советского и мирового киноискусства. Важнейшим событиям советского и мирового кинематографа посвящает свои передачи «Кинопанорама».

Большое место в телепрограммах занимали спортивные передачи, репортажи с международных чемпионатов, Олимпийских игр и др.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему улучшению работы радиовещания и телевидения» (1962) повсеместно совершенствовались технические условия приёма программ, расширялся обмен программами между Москвой, республиками и областями, была организована подготовка кадров по радиовещанию и телевидению (в 1975 в 9 вузах) [8].

Советское телевидение постоянно участвовало и участвует в международных конкурсах, крупнейшие из них - фестиваль телефильмов в Праге, неделя документальных и короткометражных фильмов для кино и телевидения в Лейпциге, фестиваль телевизионных театров в Софии, телефестиваль в Монте-Карло, фестиваль телепрограмм на «Приз Италии» во Флоренции, фестиваль молодёжных и детских телепрограмм на "Приз юности" в Мюнхене и др.

1.4 Этапы развития сети Интернет

Историю русского интернета можно смело начинать с 1990 года, когда в январе, при финансировании американской «Ассоциацией за прогрессивные коммуникации» из Сан-Франциско, была создана общественная организация Гласнет. Название «Гласнет» тоже придумали американцы, объединив слова Glasnost и Network. Эта общественная организация была призвана обеспечить связью учителей, правозащитников, экологов и других гарантов открытого общества. В 1993 году «Гласнет» стал коммерчески провайдером. Позднее, 1 июля 1999 года слилась с «Совам телепорт». А 2 сентября того же года «Совам Телепорт» и «Телефонная связь Москвы» влились в ООО «ТелеРосс».

На этом знаковые события 1990 года не закончились. В августе была основана компьютерная сеть «Релком» (название образовано от RELiable COMmunications - надёжная связь). В работах по созданию сети принимали участие специалисты кооператива «Демос» (в последствии - ООО «Компания «Демос»), большинство из них являлись сотрудниками Курчатовского института. Уже к концу года к сети были подключены около 30 организаций, среди которых - центры российской науки в Серпухове, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Дубне. Сеть базировалась исключительно на технологии электронной почты UUCP, причем с возможностью переписки и на русском языке [12].

В феврале 1991 года состоялся первый сеанс связи между Москвой и Барнаулом посредством модемной связи на скорости 9600 бод с использованием базового протокола TCP/IP. А 1 мая количество внутрироссийского сетевого трафика превысило обмен между нами и западом. Сеть реально стала российской.

В этом же году было освоено использование телеконференций, которые через первый почтовый сервер обеспечивали по подписке пользователей сообщениями по электронной почте. А Институт коммерческой инженерии начал проект «ИнфоРынок», ставивший своей задачей информационную поддержку российского рынка ценных бумаг новейшими Интернет-технологиями.

В июле 1992 года сеть „Релком была официально зарегистрирована в пан-европейской сети EUnet под названием EUnet/Relcom и стала крупнейшей на европейском континенте. А в середине года «Релком» начал экспериментальное внедрение on-line IP-протокола, обеспечивающего подключение в режиме реального времени и расширяющего список доступных для использования сервисов помимо электронной почты. При активном участии АО «Релком» и использовании возможности сети EUnet/Relcom была начата реализация проекта создания научной некоммерческой сети RELARN, головной организацией которой является «РосНИИРОС».

С 1993 года ведет свою историю компания «Демос Он-Лайн», которая с середины следующего года получила первых пользователей, а в последствии стала одним из крупнейших провайдеров России.

В 1994 году был зарегистрирован домен RU, что можно считать официальным началом русскоязычного Интернета. В рамках государственной программы «Университеты России» начинается создание опорной инфраструктуры, объединяющей университетские сети в различных регионах России - будущей сети RUNNet (Russian Universities Network). Первая очередь охватывала шесть российских регионов и была реализована уже в начале 1995 года. Связь осуществлялась на базе систем спутниковой связи с двумя управляющими центрами в Москве и Санкт-Петербурге. К 1996 году сеть работала в пятнадцати регионах.

В конце 1995 года по инициативе Федерального агентства правительственной связи и информации (ФАПСИ) была начата работа по созданию и реализации проекта «Деловая сеть России». Проект предусматривал создание сети для коммерческого применения с учетом ее специфики, включая решение проблемы обеспечения сохранности информации. Участники проекта - ФАПСИ, «Ростелеком», АО «Релком», «Роспак» и ряд других организаций.

Из наиболее значимых ресурсов, созданных в 1996 году, можно отметить поисковую систему rambler.ru. Это проект компании «Стек» в последствии, благодаря выдающимся показателям по проиндексированным документам и сервера, быстро обойдет другие популярные поисковые сервера и некоторое время будет находится в лидерах [13].

В интернет входят радио станции. Радио 101 первая открывает свой информационный сайт и приступает, помимо УКВ диапазона, к трансляции своих в интернет. Радио «Серебренный дождь» идёт ещё дальше и первое в Европе начинает круглосуточное непрерывное вещание через интернет в режиме реального времени.

В 1997 году «отметились» такие компании как Mirabilis выпустила первую версию программы ICQ, которая в дальнейшем станет популярнейшим инструментом общения в реальном времени, вытеснив на обочину истории технологию IRC. Менее чем через полтора года количество русских пользователей ICQ оценивалось в 65-130 тыс. Человек.

Рейтинговая система Rambler's Top 100 стартовала 24 марта 1997 года. Она позволяла всем желающим установить на заглавную страницу своего сайта счетчик посещений и принять участие в рейтинге популярности сайтов российского Интернета в различных категориях.

сентября произошло одно из самых знаменательных событий 1997 года - официальное открытие поисковой системы Яndex.ru, позволяющая производить поиск в русской Сети с полным учетом морфологии русского языка. Новая поисковая система быстро совершенствуется: вскоре появляется возможность формулировать поисковые запросы на естественном языке, ранжировать результаты поиска, искать «похожие документы» и т.д.

год стал отправной точкой в развитии российского интернета, так как именно в этом году было положено начало открытию множества популярных (и не очень) русскоязычных ресурсов. На всё их описание не хватило бы и целого журнала.

февраля 1998 года осужден Владимир Левин. Арестованный в марте 1995 года за компьютерное ограбление «Ситибанка» российский хакер был приговорен судом Нью-Йорка за хищение 3,7 млн. долларов к трем годам тюрьмы и денежному штрафу в размере 240 015 долларов.

апреля Радио 101 становится первой русской радиостанцией, количество потенциальных слушателей которой в Сети практически не ограничено (возможно 60000 одновременных соединений). А уже 7 мая начинает работу RadioNet - первая в России радиопрограмма, выходящая только в Интернете. Ведущий - Алексей Андреев. К марту 2000-го вышло 20 передач, включая 5 передач из цикла „Голоса русского Интернета (интервью с известными сетевыми деятелями).

ноября открылась бесплатная почтовая служба Mail.ru. В отличие от предшествующих попыток создания такого сервиса в российской сети (Extranet и Pochta.ru), проект оказался очень удачным. Позднее 20% акций компании Port.ru, создавшей этот сервис, было продано иностранным инвесторам за 940 тыс. долларов, в результате чего капитализация компании, все имущество которой - несколько компьютеров и интеллектуальная собственность, составила 4,7 млн. долларов. Это можно считать первой крупной сделкой в российском Интернете. 5 марта 1999 года количество зарегистрированных пользователей Mail.ru составило 100 тыс., 27 сентября 500 тыс., а 29 февраля 2000 года достигло миллиона [4].

Согласно отчету РОЦИТ за 1998 год, количество российских пользователей Интернета составило на конец года около 1,5 млн. Качественный состав пользователей: более 85% - мужчины, около 55% имеют высшее образование; около 80% русскоязычных пользователей живут в России, почти половина из них - в Москве. В стране действует более 300 Интернет-провайдеров; создано свыше 26 тыс. информационных ресурсов; общий объем информации на русском языке в российской Сети - не менее 0,5 терабайта.

марта знаменательно использованием Сети как средства дезинформации. Поздно вечером в «Дискуссии «Полит.ру» появилось сообщение о самоубийстве губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева. Через несколько часов сообщение повторили Gazeta.ru и Forum.msk.ru. Вскоре выяснилось, что это дезинформация; последовало опровержение. Тем не менее, пресса откликнулась статьями (12 марта в «Новых Известиях» и 19 марта в «Комсомольской правде»), где высказывалось представление об Интернете в целом как среде анонимных политических провокаций.

Открыта круглосуточная новостная Интернет-служба Lenta.ru - новый результат сотрудничества Фонда эффективной политики с командой, создавшей в декабре 1998 года проект Gazeta.ru. Главный редактор издания Антон Носик. За короткие сроки Lenta.ru стала крупнейшим информационным ресурсом в российском Интернете. В марте 2000 года Lenta.ru была куплена инвестиционным консорциумом «Русские фонды - Orion Capital Advisors» (Internet Holding Company), ранее приобретшим контрольный пакет Интернет-портала Rambler [13].

декабря выигран первый судебный иск по делу о плагиате из Интернета. На состоявшемся 10 декабря заседании арбитражный суд в Москве признал издательство «Познавательная книга плюс» виновным в плагиате и обязал его к уплате компенсации в 54 000 рублей в пользу пострадавшей стороны - компании Promo.Ru и ее директора Тимофея Бокарева.

января 2001 года - РИА Новости первым из информационным агентств открыло полный бесплатный доступ к своей ленте новостей через Интернет.

января 2002 года - вступил в силу закон «Об электронной цифровой подписи», принятый Госдумой 13 декабря 2001 года. В соответствии с ним, электронная цифровая подпись в электронных документах признается равнозначной собственноручной подписи на бумажных носителях.

июля 2002 года - крупнейшие новостные интернет-СМИ «Страна.ру», «Вести.ру», «СМИ.ру», принадлежавшие ООО «Фонд Эффективной Политики» вместе с дочерними проектами и рекламными сетями переданы в ведение дирекции интернет-вещания ВГТРК.

декабря 2002 года - принятие Государственной Думой РФ поправок к «Закону об образовании», уравнивающих в правах очное и дистанционное образование. Образовательным учреждениям было разрешено использовать дистанционные технологии в учебном процессе.

Выводы: В переходные периоды, когда коренные перемены касались всей общественно-политической и экономической жизни, подвергались переоценке и формы взаимодействия прессы и общества. Со времен Петра и до развала СССР, жизнь всех СМИ не оставалась без контроля. Но, не смотря на давление со стороны властей и других негативных влияний - отечественные СМИ во все времена держались на должном уровне объема и качества информации.

радио телевидение пресса интернет

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В РОССИИ

.1 Современные особенности печатных СМИ

Печатные издания - самый распространённый вид СМИ в РФ. К началу 2009 года в Российской Федерации было зарегистрировано 27425 газет и еженедельников, но в постоянном обороте находятся не более 14 тысяч из них. Также зарегистрировано 20433 журнала, 787 альманахов, 1297 сборников, 1519 бюллетеней и 214 изданий на магнитных носителях. Всего к началу 2009 году зарегистрировано 51725 печатных СМИ.

Совокупная аудитория национальных ежедневных газет по данным за май-октябрь 2008 года составила 6522,2 тыс. человек, а национальных еженедельных газет общего и делового содержания - 14 019,2 тыс. человек, что составляет 11,3 % и 24,2 % городского населения 100 тыс.+, 16 лет+ соответственно [5].

Общая аудитория журналов составила к концу 2008 года 36,2 миллиона человек. Данные ВЦИОМ и ФОМ позволяют сделать вывод, что время от времени журналы в РФ читают до 62 % населения. Наибольшей популярностью пользуются кино- и телегиды (28,5 %), женские и модные издания (28,1 %).

В 2008 году в России выходили 8978 газет, что на 62 % больше показателя 1999 года. Общий годовой тираж российских газет в 2008 году составил 8 млрд экземпляров [15].

В 2008 году в РФ было 6698 журналов и других периодических изданий, что в два раза больше показателя 1999 года. Годовой тираж журналов и других периодических изданий в 2008 году - 1,61 млрд экземпляров, что в 2,7 раза больше показателя 1999 года.

Основная особенность газетной индустрии связана с тем, что, пережив пик популярности, газеты вынуждены постоянно бороться против падения читательского интереса, ведущего к сокращению тиражей и доходов. Вторая особенность современной газетной индустрии заключается в том, что сокращение читательского интереса не привело к экономическому кризису в индустрии.

Газетный бизнес по-прежнему остается одним из наиболее стабильных и прибыльных секторов в медиасистемах информационно богатых стран. Структура газетного рынка России Доминирующим товаром и главным информационным носителем на рынке российской периодики по-прежнему остаются газеты. При этом объемы газет, а также оборот от их реализации и рекламные доходы растут, но тиражи сокращаются. Сегодня в России средний читатель тратит на чтение газет и журналов 18 минут в день, и суть всей конкуренции на рынке прессы заключается в том, чтобы втиснуться в этот скудный временной отрезок. Таким образом, проблема повышения интереса населения к чтению газет, особенно молодежи, становится определяющей для газетной индустрии. Тем не менее, основу информационного пространства России по-прежнему формирует региональная и местная периодика общественно-политического характера, доминирующая на нем и по тиражам, и по влиянию, и по значимости для населения. По данным Росохранкультуры, в настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано 35 тысяч газет и еженедельников, в том числе 28 тысяч региональных и местных и около 7 тысяч - общероссийских. Регулярно издаются примерно 49 % из них. Общий тираж в 2006 г. составил 8,05 млрд. экземпляров, тираж общероссийских газет (400 наименований) составил 2,8 млрд. экземпляров (34,8%) [7].

Экономические особенности предприятий газетной индустрии Газетная индустрия характеризуется следующими четырьмя экономическими особенностями [2].:

1.Газета - это продукт с высокой стоимостью первой копии.

2.Все стадии газетного производства тесно связаны между собой.

3.Эффективность распространения газеты оказывает большое влияние и на ее общую конечную стоимость, и на отношение к ней аудитории.

4.Реклама в газетах представляет собой не только существенный источник доходов, но и более важный, чем в других СМИ, источник информации. Итак, газета - продукт с высокой стоимостью первой копии. Это означает, что большая часть общих издержек приходится на постоянные издержки. Это положение верно для всех секторов полиграфического производства (газетного, журнального, книгоиздательского).

Также как и в случае с газетами, существует проблема распространением журналов. Повышение расходов по дистрибуции и ненадлежащее распространение всюду в мире, включая Россию, негативно влияют на журнальные тиражи и доходы. Преимущества журналов как рекламоносителя определяют высокую рентабельность этого сектора медиаиндустрии. Журнальный рынок, особенно секторы тематических журналов, имеет невысокие входные барьеры. Стоимость производства, благодаря отлаженным издательским технологиям, не очень высокая. Рекламодатель может довести до максимума охват целевой аудитории, причем внутри нее гораздо больше постоянных читателей, чем у газет. Доступ ко многим профессиональным сообществам или группам по интересам может быть предоставлен только журналами, что для производителей специализированных товаров и услуг оказывается едва ли неединственным эффективным способом достижения «своей» аудитории. Бесплатное распространение является сегодня важнейшим элементом развития любых печатных средств массовой информации. Без него невозможно вывести на рынок новое издание и увеличить рейтинги уже существующих. Общая задача изданий - быть доступными для потенциальных читателей, распространяться как можно шире, любыми способами - от бесплатной раздачи у станций метрополитена до организации разнообразных форм подписки. Особенно важно распространение газеты или журнала среди целевой аудитории, потенциальных покупателей и подписчиков - тех, кому может быть адресована реклама, размещенная на страницах издания (так называемое целевое продвижение) [5].

2.2 Современные особенности радио

В развитии современного российского радиорынка можно выделить несколько основных тенденций, которые определяют поведение ключевых игроков.

Концентрация рынка, создание и развитие холдингов. В условиях жесткой конкуренции радиостанциям очень сложно выжить в одиночку. С одной стороны, создание холдингов позволяет снизить ряд затрат. Радиостанции одного холдинга могут иметь объединенные отделы, например, отделы маркетинга и рекламы. С другой стороны, объединение в холдинги позволяет занять большую долю на рынке и еще больше увеличить объем привлеченных рекламных средств. Рекламодателям предоставляется доступ не к одной, а нескольким аудиториям, своеобразному комплекту. Например, в состав Русской МедиаГруппы уже входят радиостанции «Русское Радио» «Русское Радио-2», «Динамит FM», «Монте-Карло», «Танго». В 2005 году эта медиагруппа купила еще радио «Максимум» и радиостанцию «ХИТ-FM».

Необходимость все большей сегментации радиостанций в рамках холдингов. Сегодня уже не имеет смысла делать станции общего формата, они становятся дублерами существующих, отнимают деньги, а сами не зарабатывают. В рамках одного холдинга появляются радиостанции, ориентированные на совершенно разные аудитории. Широкоформатная станция привлекает большую аудиторию, но она уязвима и может потерять рейтинг при появлении другой успешной широкоформатной станции. Рассчитанные на определенную аудиторию станции, которыми чаще всего и прирастают холдинги, - менее доходный, но более стабильный бизнес. Так, входящие в состав Русской МедиаГруппы радиостанции ориентированы на разные сегменты рынка. Основную аудиторию «Русского радио» холдинг разделил на аудиторию 25-35 лет («Русское Радио») и на аудиторию 35-50 лет (более семейное «Русское Радио-2»). Радио «Динамит- FM», также входящее в холдинг, - более активное, молодежное, формата dance pop. А «Радио Монте-Карло» - для тех, кто по определению не любит русскую музыку [6].

Наконец, даже высокий рейтинг радиостанции не гарантирует ей больших доходов от продажи рекламного времени: рекламные расценки на радиорынке зависят не столько от рейтинга, сколько от имиджа и целевой аудитории станции. Именно поэтому радиохолдинги стремятся к диверсификации бизнеса и захвату новых сегментов аудитории.

На рынке существует и продолжает появляться все больше проектов, сомнительных с точки зрения коммерческой состоятельности. Стремясь предложить рынку оригинальный формат, многие радиостанции не выходят на необходимую для самоокупаемости аудиторию. Многие станции, не находя своего слушателя, экспериментируют с концепциями. Например, частота 88,7 FM. Здесь примечательно то, что за пять лет на этой частоте пробуют уже четвертую концепцию вещания (до этого были «Новости online», «Радио Опііпє», «Диско» и сейчас «Юмор- FM»). Многие радиостанции, входящие в состав крупных холдингов, не приносят доходов и находятся на дотировании за счет других активов холдинга.

Радио до настоящего времени остается самым дешевым и доступным средством массовой информации. В радиовещании, как и в телеиндустрии, существует четкое различие между станциями- вещателями, формирующими свои программные стратегии с использованием закупленного и собственного содержания, и производителями содержательного продукта для радиостанций. Как и в телевидении существует 3 модели радиовещание - коммерческое, общественное и государственное. Практические единственный источник доходов для коммерческих радиостанций - это размещение рекламы. В радио рекламодателя привлекает доступ к четко сегментированной аудитории. Предоставление рекламодателям доступа к четко идентифицируемой аудитории является залогом коммерческого успеха современной радиостанции, поэтому очень важно на современном радиорынке найти свою нишу, свою аудиторию. На радиорынке выбор формата напрямую связан с возможностями радиостанции привлекать определенные типы рекламы посредством «организации» определенных сегментов аудитории [11].

2.3 Современные особенности телевидения

В результате провозглашения суверенитета России была создана Российская телерадиокомпания. Общественное Российское телевидение встречало много трудностей на своем пути.

Всесоюзная телерадиокомпания обладала монопольным правом на технические средства, что позволяло ей различными способами мешать нормальной работе Российского телевидения, которому предоставили первый канал. С 16 мая 1991 года стала регулярно появляться в эфире информационная программа РТР «Вести»: сначала 1 раз в день, позже - 3 раза, 4 раза. В 1996 г. «Вести» стали выходить в эфир 6 раз в день [12].

В настоящее время телевидение в России можно без преувеличения считать универсальным СМИ, доступным практически каждому россиянину. 99 % населения принимают на свои телеприемники по крайней мере один телеканал, среднее число доступных телеканалов на одно домохозяйство к 2009 г. превышало два десятка. Причем доля россиян, хотя бы иногда обращающихся к различным массмедиа, максимальна именно для ТВ. Нынешний телевизионный ландшафт начал формироваться в 1990-е гг., когда в эфире появились такие телеканалы, как СТС, ТНТ, «РЕН ТВ», «Культура» и т. д.

В сегменте общедоступного телевидения работает 20 телеканалов, претендующих на статус телеканалов общенационального охвата. Правда, уровень реального технического проникновения этих телеканалов варьируется в широком диапазоне - от 98 % до 36 % («Первый канал» - 98,8 %, «Россия»-более 98 %, НТВ - 96 %) [16]. Сложилось принятое в индустрии деление этих телеканалов на три группы: первая группа - федеральные универсальные каналы «Первый канал», «Россия», НТВ; вторая - основные сетевые каналы СТС, ТНТ, среди которых универсальным является один - «РЕН ТВ»; третья - остальные общедоступные телеканалы, среди которых большинство являются специализированными, - ТВЦ, «Культура», «Домашний», «Спорт», «МУЗ ТВ», MTV, «ТВ3», ДТВ, «Петербург-5 канал», «Вести», «Euronews», «2 2», «Звезда», «7ТВ». (Каналы, входящие в структуру ВГТРК, в начале 2010 г. были переименованы: «Россия» в «Россия 1», «Спорт» в «Россия 2», «Культура» в «Россия К», «Вести» в «Россия 24».)

Развлекательный контент широкого профиля доминирует у большинства общедоступных каналов. Их основное программное наполнение фильмы, сериалы, юмористические и развлекательные программы, документальные фильмы и т. д.

Российские телеканалы - во всем их географическом и тематическом многообразии - выступают сегодня одновременно и как основной канал доступа к общеполитической информации, и как важное пространство культурного процесса (хотя зачастую прежде всего на уровне массового развлечения), и как доминирующая форма проведения / организации досуга. Следует, правда, отметить, что именно последняя, развлекательная, функция выходит в последнее десятилетие для российского ТВ на первый план - и по объему эфира, и по значению в программных стратегиях, и по зрительским предпочтениям. Телевидение становится заметной частью складывающейся в условиях глобализации индустрии развлечений, работающей на обслуживание свободного времени. Как это ни удивительно, в этом развитие российского ТВ весьма точно повторяет общемировые тренды, в соответствии с которыми именно телевидение стало движущей силой становления новой мощной индустрии СМИ и развлечений. Ключевые характеристики российского ТВ определяются одновременно общими тенденциями развития телевидения на глобальном уровне и тенденциями развития российского общества, его политическими и экономическими особенностями.

.4 Современные особенности сети Интернет

В настоящее время значение сети интернет увеличивается в геометрической прогрессии, что обусловлено ростом числа пользователей, и можно отследить по экономическим показателям. В 2009 году доля интернет-экономики составила 1,6 процента ВВП или 19,3 миллиарда долларов. Тогда Россия по доле интернет-экономики в ВВП находилась на уровне Испании (2,2 процента) и Италии (1,9 процента). Согласно результатам исследования, вклад интернет-экономики в ВВП России к 2015 году может увеличиться более чем в два раза до 3,7 процента ВВП [4].

Российский Интернет не отличается такой жёсткой цензурой и фильтрацией, как интернет в Китае, c его 450 миллионами пользователей, несмотря на очень популярные собственные поисковики и почтовые сервисы. Более того, Рунет во многом ориентирован на зарубежные рынки. На российском рынке присутствуют крупные интернет-компании Google и другие. Российские пользователи Интернета пользуются и участвуют в работе таких иностранных сайтов, таких, как: Google, Википедия, Facebook, Twitter, YouTube. Самыми популярными сайтами в России, по данным сайта Alexa.com являются следующие: Яндекс, Google, Почта@Mail.Ru, Вконтакте, YouTube, Facebook, Википедия, Живой Журнал, Одноклассники.ru. Многие ресурсы Рунета скуплены иностранцами.

У России есть два доменных имени: .ru и .рф, также используется .su. Некоторые популярные российские сайты (например, «ВКонтакте») расположены не в российских доменах.

Долгое время российский интернет не подвергался цензуре и был свободным. В настоящее время территории России действует Единый реестр запрещённых сайтов, который регламентирует доступ к ресурсам через российских провайдеров, в то время как зарубежные провайдеры и зарубежные русскоязычные сайты этим правилам не подчиняются. По данным организации Freedom House, в 2012 году интернет в России занимал 31 место из 60 стран по уровню свободы слова, и вошёл в категорию «частично свободный», было зарегистрировано 38 уголовных преследований интернет-активистов [13].

В 2012 году в силу вступил закон, позволяющий без суда закрыть сайт с детским порно, экстремизмом, пропагандой наркотиков или призывами к самоубийству. Однако критики закона отмечают, что реальные мотивы кроются в том, чтобы бороться с неугодными для правительства сайтами и таким образом установить политическую цензуру.

Введение законов о запрещённой информации и клевете по данным Freedom House опустило в 2013 году интернет в России с 31 места на 41 по уровню свободы слова. Уголовное преследование интернет-активистов возросло почти в 3 раза (103 случая против 38). Цензуре подвергается в основном политический, социальный или религиозный контент, а проправительственные комментаторы нередко манипулируют и направляют онлайн-дискуссии в нужное им русло.

В октябре 2013 года в Минкомсвязи подготовлен законопроект, который будет представлять ФСБ постоянный и прямой доступ к информации деятельности пользователей, передаваемой через интернет, таким образом спецслужбы смогут свободно получить прямой доступ к IP-адресам, именам учетных записей и адресам электронной почты. Операторы заявили, что это нарушение конституции, права на неприкосновенность частной жизни. Закон вступит в силу летом 2014 года [13].

В ноябре 2013 года Web Index составил рейтинг 81 стран по уровню свободы интернета, где Россия заняла 67 место.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный порядок в мире часто называют информационной эпохой, поскольку человеку открыты колоссальные возможности по обмену знаниями. Информация - это, прежде всего, обладанием знания о реальном факте. И как раз здесь и проявляется основная роль СМИ.

В советском прошлом отечественные СМИ были жестко скованы цензурой, и их качественно-количественные показатели напрямую зависили от диктатуры партии. Революция в российских СМИ началась в конце восьмидесятых, когда на смену привычным лозунгам «партия, воля народа, мнение пролетариата», пришли слоганы: «гласность, свобода слова».
Впрочем, спорный вопрос, что было первым - стремление людей высказаться о наболевшем, либо же желание беспорядочно выражать мысли. Поэтому, изначально российские СМИ развивались на идее правды, максимальной вариативности. В итоге потери жесткого контроля СМИ стали переживать наплыв большого количества недостоверной информации и не вполне адекватной аналитики. Дело в том, что журналистика - это профессия, которая подразумевает под собой этико-тактическую базу. Журналист - это не сколько личность, обладающая правом выражения мысли в широком формате и на публику, а сколько человек - общественный эталон, которому позволено говорить о многом. Когда была разрушена партийная школа, журналисты стали ориентироваться на западный лад: говорить то, чего они хотят. А это было не совсем правильно. Поэтому главной дилеммой в России на сегодняшний день является не только вопрос «свободы слова», но и культуры журналиста, работника СМИ, как человека. Общество должно указывать журналисту путь для мысли, но не ограничивать его, а направлять, исходя из справедливого интереса.
В современной России в сфере СМИ есть ряд проблем, которые можно выделить. Впрочем, они скорее больше связаны с проблемами самого общества - отсутствие явного вектора развития. Однако российские СМИ имеют большой мобилизационный потенциал. Это проявляется в том, что в России львиная доля крупнейших площадок сконцентированна в руках государства. Недостаток в том, что эта журналистика, в большинстве своем, работает по старым технологиям.

Коммунистическое прошлое накладывает определенный отпечаток на развитие СМИ. Примером тому может являться отношение людей к «Первому Каналу»: общество четко делится на тех, кто смотрит его, и тех, кто однозначно ему не верит. Очень мала прослойка тех, кого телевидение захватывает действительно. Этого можно было бы добиться при помощи разработки новых форматов общения с аудиторией и большего заимствования Интернет ресурсов, ибо важно развивать доверие людей к СМИ. Доверие важно, поскольку именно оно позволяет незаметно и гладко проводить основные посылы: борьбу с коррупцией, патриотизм, нацеленность масс на успех и другие стимулирующие факторы.

Список использованных источников

1.Бендерский В. В., История отечественных средств массовой информации: учеб. пособие для вузов. - Т.: Издательство ТПУ, 2006. - 130с.

.Бузин, В.Н. Медиапланирование. Теория и практика: учеб. пособие для

студентов вузов, обучающихся по специальностям «Реклама», «Маркетинг», «Психология», «Социология», «Журналистика» / В. Н.

.Бузин, Т. С. . - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 495 с.

.Гуревич, С.М. Экономика отечественных СМИ: учеб. пособие для вузов С.М. Гуревич. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 296с.

.Интернет-СМИ: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов Под ред М.М. Лукиной. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 348 с.

.Калмыков А.А., Коханова Л.А Основы теории журналистики. Учебное пособие - Издательство: Юнити, 2009. - 536 с.

.Кирьянова Л.Г. Экономика средств массовой информации - Томск: Изд-во ТПУ, 2006. - 132 с.

.Овсепян, Р.П. История новейшей отечественной журналистики - М.: МГУ, 1999 - 323 с.

.Панарин И.Н. СМИ, пропаганда и информационные войны. М.: Поколение, 2012 - 220 с.

.Сосновская, А.М. Деловая коммуникация и переговоры: учеб. пособие / А.М. Сосновская. - СПб.: Изд-во СЗАГС, 2011. - 179 с.

.Соколов, А. В. Общая теория социальной коммуникации / А. В. Соколов. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2002. - 460 с.

.Средства массовой информации России: учеб. пособие / под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Аспект-Пресс, 2008. - 380 с.

.Технологии общественной коммуникации : учеб.-метод. комплекс / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб. : РГПУ, 2007. - 211 с.

Похожие работы на - История средств массовой информации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!