Правовой режим использования и охраны земель

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Сельское хозяйство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,07 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовой режим использования и охраны земель

МВД РОССИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра административного права










КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по учебному курсу «Экологическое право»

Тема: «Правовой режим использования и охраны земель»


Выполнил: ст. лейтенант полиции

Кащеев Алексей Сергеевич

ФЗО, гр. 618

специальность «Юриспруденция»



Санкт-Петербург 2015

Введение

Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к угодьям как к сложным природным образованиям (экосистемам), с учетом их зональных и региональных особенностей.

Среди государственных органов, осуществляющих регулирование правового режима государственного земельного фонда, различают представительные и исполнительные органы государственной власти.

Органы исполнительной власти подразделяются на органы общей и специальной компетенции.

В Российской Федерации устанавливаются частная (граждан и юридических лиц), государственная (федеральная и субъектов РФ), муниципальная и иные формы собственности на землю.

Охрана земель включает систему правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на предотвращение необоснованных изъятий из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных антропогенных воздействий, а также на воспроизводство и повышение плодородия почв, продуктивности земель.

Цель контрольной работы заключается в том, что дать анализ правовому режиму использования и охраны земель в Российской Федерации.

1. Понятие и содержание земельных правоотношений

Понятие, структура и содержание земельных правоотношений относятся к числу базовых, фундаментальных вопросов, являются одними из наиболее актуальных в теории земельного права.

В советской научной литературе земельные правоотношения признавались особой категорией общественных отношений, поскольку в их основе лежали отношения исключительной государственной собственности на землю.

Конституция России закрепляет, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9). Определение правомочного субъекта, жизнь и деятельность которого обеспечиваются надлежащим использованием и охраной земель, ставит вопрос о корреспондирующем с ним обязанном субъекте, деятельность которого имеет целью гарантировать названное право народов Российской Федерации. Ответ на данный вопрос содержится в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <11>, в котором указано, что из содержания ст. 9 Конституции во взаимосвязи с ее ст. 71 и 72 вытекает обязанность Российской Федерации и субъектов Федерации по охране и обеспечению использования земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях (п. 3.2).

С.А. Чаркин под земельным правоотношением подразумевает урегулированную правом внешнюю (юридическую) сторону общественных отношений в области использования, управления и охраны земель, субъекты которых обладают соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями, а их реализация гарантирована возможностью применения мер государственного принуждения; при этом автор подчеркивает, что земельные правоотношения, наряду с нормами права, могут порождать судебный прецедент и правовой обычай. В качестве иллюстрации возможности возникновения земельных правоотношений по названным основаниям автор приводит Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 г., отдельные нормы действующего законодательства о публичном сервитуте (пп. 7 п. 3 ст. 23 ЗК РФ) и об особенностях природопользования коренных малочисленных народов (ст. 13 Федерального закона "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации").

В настоящее время в связи с ухудшением экологического состояния земельных ресурсов, сокращением площади сельскохозяйственных угодий особую значимость приобрели проблемы обеспечения рационального использования и охраны земель. Указанные обстоятельства требуют формирования такого механизма правового регулирования земельных отношений, который бы в полной мере соответствовал реализации задач обеспечения устойчивого развития Российской Федерации, обеспечения экологической и продовольственной безопасности страны. В целях решения названных задач и повышения эффективности управления земельными ресурсами страны актуальные направления развития земельного законодательства определены Основами государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2017 годы (далее - Основы). Характерно, что Основы вновь обратились к категориям "целей" и "задач" в сфере земельной политики. Второй раздел Основ именуется "Цели и задачи государственной политики по управлению земельным фондом". В качестве целей государственной политики Основы называют: повышение эффективности использования земель, охрану земель как основного компонента окружающей среды и главного средства производства в сельском хозяйстве при обеспечении продовольственной безопасности страны. Основными задачами государственной политики по управлению земельным фондом признаны:

создание условий для организации рационального и эффективного использования земельных участков, включающих в себя учет общественных и отраслевых потребностей, требования устойчивого развития территорий, а также соблюдение гарантий прав участников земельных отношений;

обеспечение охраны природы и окружающей среды, в том числе охраны земель и сохранения объектов культурного наследия;

сохранение и повышение качественного состояния земель;

сохранение статуса особо охраняемых природных территорий как особо охраняемых земель в составе земельного фонда;

обеспечение условий для повышения эффективности гражданского оборота земельных участков, в том числе направленных на защиту прав на недвижимое имущество, а также для снижения административных барьеров и обеспечения налогообложения недвижимости.

Сравнительный анализ приведенных выше доктринальных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и положений Основ, на наш взгляд, свидетельствует о том, что Правительство Российской Федерации декларирует в качестве базовых принципов государственной земельной политики реализацию закрепленных в Конституции Российской Федерации положений о земле как основе жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях, что детерминирует необходимость определения в теории земельного права и закрепления в земельном законодательстве целей и задач правового регулирования земельных отношений. В связи с чем предусмотренные четвертым разделом Основ разрабатываемые нормативные правовые акты должны содержать соответствующие положения о целях и задачах регулирования земельных отношений.

Соответственно, общее понятие земельных правоотношений, на наш взгляд, должно включать указание на те цели и задачи правового регулирования земельных отношений, о которых говорят Конституция Российской Федерации и приведенные постановления Конституционного Суда Российской Федерации, а также содержать указание на особых участников правоотношений, выступающих в качестве лиц, обязанных обеспечить рациональное и эффективное использование и охрану земель посредством государственного управления рациональным и эффективным использованием и охраной земель.

Таким образом, земельные правоотношения следует рассматривать как урегулированные нормами земельного права в целях обеспечения рационального и эффективного использования и охраны земель общественные отношения, участники которых являются носителями соответствующих субъективных прав и юридических обязанностей, гарантированных участием органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в этих отношениях.

Указание на обеспечение рационального и эффективного использования и охрану земель в совокупности позволяет рассматривать земельные отношения как в аспекте экономических (имущественных) отношений, где главным объектом выступает земельный участок, так и в аспекте природоохранных отношений, т.е. сделать акцент на земле как природном объекте и природном ресурсе, состоящем в системе экологических связей в окружающей среде.

Такой подход позволяет рассматривать рациональное использование и охрану важнейшего природного объекта и природного ресурса - земли как способ достижения более широкой цели - обеспечение рационального природопользования, а также как конечную цель реализации земельно-правовых норм и как основной критерий оценки эффективности их действия.

С точки зрения отраслевой классификации правовых отношений, возникающих по поводу земли (земельных участков, частей земельных участков, земельных долей и др.), критерий цели правового регулирования и публично-правовой характер этих отношений позволит отграничить собственно земельные правоотношения от гражданских и иных правоотношений.

. Контроль за использованием и охраной земель

В России государственный земельный контроль осуществляется на основании статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

До декабря 2006 года на территории Российской Федерации действовало Положение о государственном земельном контроле, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2002 года № 833, в соответствии с которым реализовывался отраслевой подход к осуществлению государственного земельного контроля. Согласно указанному Положению федеральными органами исполнительной власти (помимо органов внутренних дел), осуществляющими государственный земельный контроль, являлись:

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) (ранее - Федеральная служба земельного кадастра России), которая осуществляла контроль в отношении всех видов земель независимо от их принадлежности к той или иной категории;

Роснедвижимость совместно с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) (ранее - Министерство природных ресурсов Российской Федерации) - в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий;

Роснедвижимость совместно с Федеральной службой по ветеринарному и фито-санитарному надзору (Россельхознадзор) (ранее - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации) - на землях сельскохозяйственного назначения;

Роснедвижимость совместно с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) - на территории городских и сельских поселений.

При такой системе осуществления государственного земельного контроля функции контроля дублировались несколькими федеральными органами. Кроме того, предусмотренные Положением о государственном земельном контроле полномочия отдельных названных федеральных органов исполнительной власти не в полной мере соответствовали их компетенции, установленной соответствующими положениями.

Между названными органами государственной власти имелись соглашения о совместной деятельности в области государственного земельного контроля. Как осуществлялась эта деятельность, каковы ее результаты, широкой общественности неизвестно. Но то, что земле не «становилось лучше», сомневаться не приходится.

Так, в Государственном (национальном) докладе о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2004 году указано следующее: «состояние качества земель фактически во всех субъектах Российской Федерации интенсивно ухудшается. Почвенный покров, особенно пашни и других сельскохозяйственных угодий, продолжает подвергаться деградации, загрязнению, захламлению и уничтожению, катастрофически теряет устойчивость к разрушению, способность к восстановлению свойств, воспроизводству плодородия вследствие истощительного и потребительского использования земель».

В 2005 году состояние земель не улучшилось, что подтверждает Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2005 году: «практически во всех субъектах Российской Федерации имеет место выявленная тенденция к ухудшению состояния земель. Почвенный покров сельскохозяйственных угодий, и особенно пашни, продолжает подвергаться деградации, загрязнению, захламлению и уничтожению, катастрофически теряется устойчивость к внешним воздействиям, способность к саморегуляции, восстановлению первоначальных свойств, воспроизводству плодородия вследствие истощительного и нерационального использования земель».

В целях улучшения сложившейся ситуации в 2006 году Роснедвижимостью совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации была предложена и реализована новая концепция государственного земельного контроля, которая нашла отражение в постановлении Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 года № 689, утвердившим новое Положение о государственном земельном контроле. Принятое постановление основывается на ведомственном подходе к осуществлению государственного земельного контроля.

Согласно новой концепции контроль за землей осуществляется в двух направлениях: как за природным объектом и как за объектом недвижимости. Такая концепция осуществления государственного земельного контроля полностью отвечает общественным интересам и концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года № 1789, предусматривающей в качестве целей реализации административной реформы оптимизацию функций органов исполнительной власти, включая функции по осуществлению контроля и надзора, а также исключение избыточных и дублирующих функций органов исполнительной власти.

Согласно статье 6 Земельного кодекса Российской Федерации объектами земельных отношений являются:

земля как природный объект и природный ресурс;

земельные участки и части земельных участков как недвижимое имущество, объект права собственности и иных вещных прав на землю.

Земля как объект природного, экологического права и земля как объект вещного права или права собственности - категории совершенно разные. Соответственно, виды контроля соблюдения законодательства в указанных областях права должны быть различными. В противном случае могут возникнуть противоречивые ситуации при разрешении вопросов, связанных с реализацией прав в области земельного законодательства граждан или юридических лиц, с одной стороны, и государства - с другой.

Земельный участок как объект земельных отношений представляет собой часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке, и согласно статьям 128 и 130 Гражданского кодекса Российской Федерации является недвижимым имуществом и относится к объекту гражданских прав.

Земля как природный объект и природный ресурс в силу статьи 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» является объектом охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Учитывая, что охрана окружающей среды есть природоохранная деятельность, контроль за использованием и охраной земли как природным объектом и природным ресурсом по своей сути является экологическим контролем.

Земля как объект недвижимого имущества является объектом охраны собственности от нарушений правового режима использования земельного участка (нецелевое использование земельных участков), нарушений прав участников земельных отношений (самовольное занятие земель, уничтожение границ земельных участков, незаконное распоряжение).

Таким образом, государственный земельный контроль за использованием и охраной земли как природным объектом и природным ресурсом и объектом недвижимого имущества должен осуществляться разными государственными органами.

земля контроль охрана правоотношение

Заключение

Государственное регулирование земельных отношений представляет собой активную деятельность по организации рационального использования земель и их охраны путем принятия экономико-правовых мер.

Требование рационального использования земли неотделимо от ее охраны. Нерациональное использование земли, потребительское и бесхозяйственное отношение к ней приводят к нарушению выполняемых ею функций, снижению ее природных свойств.

Поэтому целью охраны земель является предупреждение истощения почв, загрязнения поверхности земли, повышение плодородия почв и сохранение их природных качеств и свойств.

Ответственность в сфере нарушения земельного законодательства может быть гражданской, административной или уголовной.

В случаях, когда нарушения земельного законодательства совершены должностными лицами и другими работниками предприятий, объединений и учреждений и являются одновременно нарушениями трудовой дисциплины, применяются меры дисциплинарной ответственности.

В случае совершения противозаконных сделок с землей, а также причинения материального вреда виновные субъекты, помимо привлечения к соответствующему виду юридической ответственности, обязаны возместить причиненный вред (речь идет об имущественной ответственности).

Задача № 1.

Председатель колхоза им. Седова Саулов и главный агроном Росяков заключили письменные договоры с жителями г. Жданова, по которым колхоз передает им 30 га колхозных земель для выращивания бахчевых культур, а жители города должны прополоть в колхозе 10 га пропашных культур или отработать 25 человеко-дней. Ввиду того что, жители города своих обязательств перед колхозом не выполнили, правление колхоза предъявило в суде иск о взыскании с них полученного урожая бахчевых культур, собранного с предоставленных им земель, или возмещении его стоимости по рыночным ценам. Суд, рассматривавший это дело, иск правления колхоза удовлетворил. Принимая во внимание, что жители г. Жданова использовали колхозные земли без разрешения компетентного государственного органа, суд возбудил против них уголовное дело по обвинению в самовольном захвате земель.

Проведите анализ законности решения суда по данному делу.

Решение

Действия суда являются не законными. Суд не имел право возбуждать уголовное дело.

Жителями г. Жданова не выполнили условия договора заключенного с председателем колхоза им. Седова Саулов и главным агроном Росяковым.

Действия жителей г. Жданова можно квалифицировать по ст. 7.1 КоАП РФ «Самовольное занятие земельного участка».

Согласно ст. 7.1 КоАП РФ на жителей г. Жданова можно наложить лишь административный штраф.

Согласно ст. 7.1 КоАП РФ под самовольным захватом земли понимается безосновательное, совершенное без наличия каких-либо надлежащим образом оформленных разрешительных документов занятие участка земли путем размещения на нем принадлежащего виновному лицу имущества либо разработки данного земельного участка в личных целях этого лица.

Введение в КоАП РФ рассматриваемого состава административного правонарушения обусловлено необходимостью обеспечения защиты правоотношений, связанных с владением, пользованием и распоряжением земельными участками, а также обеспечения неприкосновенности права собственности на данные объекты недвижимости.

Согласно условию задачи жители г. Жданова использовали земельный участок путем его засевания и выращивания бахчевых культур.

Задача № 2.

По результатам проведенной проверки соблюдения земельного законодательства прокурор района направил представление, в котором, в частности, отмечаются следующие нарушения в области использования и охраны земель:

) передвижная механизированная колонна N 10 Наро-Фоминского района самовольно заняла участок пашни колхоза «Кузьмолово», использовав его для разработки карьера по добыче песка. Хозяйству причинен ущерб на n - ю сумму;

) фирма «Ясень» заняла 6 га сельскохозяйственных угодий колхоза «Даниловский», использовав их для стоянки техники и устройства заправочного пункта;

) земельный участок, предоставленный Пушину под огород, используется им для строительства жилого дома.

Кому направил прокурор района представление?

Какие меры должны быть приняты?

Кто должен принимать эти меры по представлению прокурора района?

Решение

Согласно ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ»:

. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

. В случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации информирует об этом Президента Российской Федерации.

В задаче представление выдается лицам нарушившим ЗК РФ. В случае неустранения нарушений документы передаются в суд.

Список литературы

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

2.Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 21.07.2014).

.Анисимов А.П., Чаркин С.А. Объекты земельных правоотношений // Рос. юстиция. 2012. № 2.

.Земельное право : учеб. для бакалавров / отв. ред. Н. Г. Жаворонкова, О. А. Романова. М., 2013.

.Земельное право России : учеб. для бакалавров / под ред. А. П. Анисимова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2012.

.Иванова Т.Г. Особенности правоотношений по установлению границ в современных условиях // Экологическое право. 2011. № 1.

.Колесникова И.А. Часть земельного участка как объект правоотношений // Право и экономика. 2013. № 5 (303).

.Мальцев Д.Л. Земельный участок как объект правоотношений // Российский юридический журнал. 2009. № 3.

Похожие работы на - Правовой режим использования и охраны земель

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!