Взаимодействие международного и внутригосударственного права

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,32 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Взаимодействие международного и внутригосударственного права

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ"

Кафедра европейского права и сравнительного правоведения

Учебная дисциплина "Международное публичное право"




Контрольная работа №1

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА

Выполнила:

студентка 5 курса 507 группы

Института прокуратуры РФ

Леденева А.А.

Научный руководитель -

к. ю. н., доцент

Косолапов Михаил Федорович



Саратов 2013

Содержание

Взаимодействие международного и внутригосударственного права

1. Основные теории соотношения международного и внутригосударственного права

2. Международно-правовое регулирование соотношения норм международного и внутригосударственного права

3. Нормы национального законодательства государств о соотношении международного и внутригосударственного права

4. Роль внутригосударственного права в осуществлении норм международного права

Список использованной литературы и источников

Взаимодействие международного и внутригосударственного права

ВАРИАНТ №3.

План:

1. Основные теории соотношения международного и внутригосударственного права.

. Международно-правовое регулирование соотношения норм международного и внутригосударственного права.

. Нормы национального законодательства государств о соотношении международного и внутригосударственного права.

. Роль внутригосударственного права в осуществлении норм международного права.

. Влияние международного права на совершенствование национального законодательства государств.

1. Основные теории соотношения международного и внутригосударственного права

В конце XIX века в науке международного права впервые встал вопрос о проблеме соотношения международного и внутригосударственного права. В 1899 году вышла книга известного немецкого юриста Г. Трипеля "Международное и внутригосударственное право". Но еще раньше русские ученые Камаровский Л.А. и Мартене Ф.Ф. заметили неоспоримую связь и взаимное влияние норм международного и норм внутригосударственного права как основной критерий их взаимодействия.

По вопросу соотношения международного и национального права изначально в науке международного права преобладало два основных направления: дуалистическое и монистическое.

международное внутригосударственное право

Согласно дуалистической теории между международным правом и внутригосударственным правом имеется существенное различие, заключающееся в разном предмете регулирования этих систем. Международное право регулирует отношения между суверенными государствами, а внутригосударственное право действует в пределах государства и регулирует отношения его граждан друг с другом и с исполнительной властью.

Монистическая же теория напротив исходит из слияния международного и внутригосударственного права в одну правовую систему и только в зависимости от того, какая часть преобладает - внутригосударственное право или международное, - различают верховенство внутреннего права государства или верховенство международного.

Таким образом, на сегодняшний день главенствующей теорией соотношения международного и внутригосударственного права является монистическая теория с приматом международного права. Безусловно, что государства, утверждая концепцию примата международного права, вовсе не умаляют значение внутригосударственной сферы международному праву, а напротив, обращают внимание на принципиально новую роль международного права в условиях регулирования межгосударственных отношений. Но в последнее время в российской юридической литературе все же имеют место и противоположные толкования современного содержания примата международного права.

2. Международно-правовое регулирование соотношения норм международного и внутригосударственного права

На сегодняшний день наблюдается интегрирование государств, их усиленное взаимодействие друг с другом. В свою очередь, это приводит к совместному решению глобальных проблем, а, следовательно, и к новому содержанию соотношения норм международного и национального права. Оно является многоуровневым, потому что нормативно-правовые акты каждой страны по-своему трактуют международные акты.

Динамичное соотношение национального и международного права выражается в масштабном взаимодействии их правовых систем, а также во все большем применении международных принципов и норм во внутригосударственных правовых системах. В России, например, характер такого соотношения норм регламентируется положениями ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации.

Среди норм международного права международные договоры получают наивысшую степень юридического оформления. В свою очередь, среди них есть и такие договоры, которые выступают в качестве базовых актов - принципов. Не меньшее значение отводится "общепризнанным принципам и нормам" как основополагающие стабилизаторы. В официальном порядке страна дает согласие на их действие. Наиболее сложным вопросом является определение границ их применения разным количеством государств с учетом их заинтересованности. Это объясняется тем, что не все государства признают те или иные нормы и реализуют их, не везде идентична правовая практика.

По своей природе международное право является договорным и обращает свое внимание на порядок заключения и выполнения международных договоров. Это положение закреплено в Венских конвенциях о праве международных договоров. В России же, например, этот процесс регламентируется Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации"от 15 июля 1995 года № 101.

Присоединение государств к какому-либо международному договору влечет принятие ими на себя определенных обязательств. Согласно статье 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года государство-участник не может ссылаться на положения внутреннего права или отсутствие соответствующих положений для оправдания невыполнения определенных обязательств. Таким образом, государство-участник должно в своей деятельности руководствоваться не только внутригосударственным законодательством, но и нормами международного права, чтобы избежать нарушения взятых на себя обязательств.

В качестве примера можно указать следующие международно-правовые документы.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод направлена на защиту основных прав и свобод для каждой личностии обязывает государства гарантировать эти права каждому человеку, который находится под их юрисдикцией. Главное отличие Конвенции от иных международных договоров в области прав человека - это существование реально действующего механизма защиты декларируемых прав - Европейского суда по правам человека (сокр. ЕСПЧ), рассматривающего индивидуальные жалобы на нарушения конвенции. Исходя из этого положения, государства, при издании нормативно-правовых актов не должны нарушать положения данной конвенции, во избежание наступления ответственности.

Еще, в качестве примера, можно указать Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 года. Она закрепляет принцип, согласно которому государства воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения, принцип мирного разрешения международных споров, принципы суверенитета и независимости государств и другие принципы. Соответственно, государства-участники договора обязаны учитывать вышеуказанные принципы в своей деятельности, при издании каких-либо внутригосударственных актов.

Таким образом, на примере вышеуказанных международных актов, можно сказать, что государство должно строить свою правовую систему таким образом, чтобы обеспечить выполнение предписанных международных обязательств. Мир и международный правопорядок могут быть обеспечены при условии, что в государствах утвердится демократическое правление, основанное на уважении прав человека и господстве права. Демократия и законность в международной жизни невозможны без демократии и законности внутри государств.

Следует упомянуть также и о существовании особых случаев взаимодействия международного и национального права. К таковым относятся прежде всего интеграционные правовые системы. Наиболее развитой из них является система Европейского союза. Другим особым случаем могут быть мирные договоры. Данные мирные договоры 1947 года содержали целый ряд положений, обязывавших несшие ответственность за агрессию государства отменить антидемократическое законодательство и принять законы, необходимые для демократических преобразований.

3. Нормы национального законодательства государств о соотношении международного и внутригосударственного права

Помимо распространенных форм взаимодействия международного и внутригосударственного права в национальном законодательстве содержатся довольно нетипичные формы такого взаимодействия. Например, Конституция Мозамбика 1975 г. утверждала, что "Народная Республика Мозамбик признает Декларацию экономических прав и обязанностей государств, принятую XXIX сессией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций" (ст.8). Здесь мало сказать только об отсылке. Речь идет еще и о санкционировании внутренним правом государства юридической обязательности для него положений, закрепленных в международно-правовом акте, который относится к "мягкому праву", т.е. не обладает качествами императивности. Кроме этого, в результате таких предписаний национального правопорядка мозамбикское государство вменяет в обязанность своим органам и их должностным лицам соблюдение положения Декларации, осуществляя деятельность во внутригосударственной и внешней сферах. Это придает им юридическую силу. Также это ставит в известность международное сообщество обозначении своей позиции в отношении данного документа, признающей его в качестве международно-правового акта. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что предписания Конституции в индивидуальном порядке закрепили юридическую действительность международного акта для страны. Это позволяет указать возможность существования двух форм трансформации норм международного права: общей (генеральной) и индивидуальной (конкретной, или специальной).

В некоторых случаях приходится сталкиваться с рецепцией международного и национального права. Это происходит, когда внутригосударственный акт показывает содержание и формулировки международно-правовых документов. Например, английский Закон о договорах (применимом праве) 1990 г. базируется на Римской конвенции о праве, применимой к договорным обязательствам 1980 г., принятой странами - членами ЕЭС. Эта конвенция стала обязательной и для нее в результате членства Великобритании в Общем рынке. Ряд ученых использует термин "рецепция" для обозначения объема всех мероприятий по приведению государством своего внутреннего права в соответствие со своими международными обязательствами.

Подобного рода отсылки отражаются в указанном акте национального права этой страны, а также в других международным соглашениям: Гаагской конвенции о праве, применимом к алиментным обязательствам 1973 г., регламентирующей алиментные обязательства супругов, а также родителей и детей, Конвенции о юрисдикции и применимом праве в отношении несовершеннолетних 1961 г., Конвенции о коллизиях законов в отношении формы завещательных распоряжений 1961 г. и др.

4. Роль внутригосударственного права в осуществлении норм международного права

Системы международного и внутригосударственного права взаимодействуют с учетом исторической объективности первоначального влияния внутригосударственного права на международное. Это влияние складывалось в процессе формирования его норм и последующего влияния уже существующих норм международного права на последующее развитие национального законодательства. Здесь необходимо подчеркнуть одну важную деталь, которая характеризует взаимодействие систем международного и внутригосударственного права. Оно состоит в том, что такое взаимодействие происходит посредством взаимного влияния друг на друга источников права каждой из систем.

Изначально влияние внутригосударственного права на международное право сегодня неправильно понимать как признание примата внутригосударственного права над международным. Имеется ввидутот факт, что государства, по мере вступления в процесс формирования норм международного права, исходят из тех возможностей проявления своей воли, которые даются им национальным законодательством, внутренними социально-экономическими и политическими основами государственного устройства и соответствующими национальными интересами.

Принципы и нормы, сложившиеся во внутригосударственной сфере (преимущественно конституционные), влияют на международное право в процессе формирования международно-правовых норм и выступают в качестве наиболее яркой и типичной формы такого влияния. В качестве примера можно привести акты Великой французской буржуазной революции или первых революционных декретов России: Декрета о мире от 8 ноября 1917 г., Декларации прав народов России от 2 (15) ноября 1917 г., десяти принципов внешней политики в Конституции СССР 1977 г. и др.

Развивающиеся страны включили в свои конституции и иные основополагающие акты положения о неотъемлемом суверенитете над естественными ресурсами и богатствами при эффективной поддержке других государств. Этот факт обусловил создание и нормативное закрепление в международных договорах принципа международного экономического права.

Важно упомянуть и такое направление влияния, как изменение, углубление и развитие содержания, а также расширение сферы действия и повышение эффективности существующих международно-правовых норм в результате воздействия национального права. Например, в международном праве закрепились принципы территориальной целостности и нерушимости государственных границ. В качестве гарантий неприкосновенности границы сопредельные государства устанавливают взаимно согласованный режим границы, который содержит вопросы прохождения и обозначения государственной границы, порядка пользования пограничными водами и коммуникациями, лесными, охотничьими, сельскохозяйственными и другими угодьями вблизи границы и т.д.

Внутренние законодательства ряда таких сопредельных государств, а также их международные договоры учреждают некоторые специальные институты. Например, совместные комиссии по проверке границы и пограничные уполномоченные (комиссары). Такие комиссары разумно регулируют различные пограничные ситуации, которые возникают между сторонами, для упрочения добрососедских отношений и развития мирного сотрудничества граничащих друг с другом государств.

Следовательно, права и обязанности государств, которые исполняют принцип уважения и неприкосновенности государственных границ, подразумевают под собой обязательное создание таких органов.

Вместе с тем важно отметить, роль Советского Союза в реализации сотрудничества по поддержанию мирного режима границ с сопредельными государствами. СССР привнес много позитивных новшеств в развитие данного института. Это обусловливалось интересами укрепления добрососедства и безопасности с пограничными государствами, сделав его постоянным элементом в отношениях с сопредельными странами. Это подтверждают международные договоры СССР и России как продолжательницы его договоров, в том числе и в этой области.


С учетом нынешнего характера национального законотворчества международное право имеет большое влияние как незаменимый элемент преобразования и совершенствования национального законодательства. Его необходимость продиктована, во-первых, признанием принципа pactasuntservanda императивной нормой международного права и, во-вторых, возросшим уровнем закрепления в международном праве перечня вопросов, которые относятся к сфере совместного регулирования с национальным правом.

Если говорить о практической стороне вопроса, то здесь влияние международного права определяется в помощи национального права при реализации норм международного права. Такая помощь необходима, так как она подтверждается спецификой норм международного права. Так, Г. Кельзен указывал, что "большинство норм международного права являются неполными и требуют имплементации со стороны национального права".

Такая мотивировка не может быть абсолютно верной. Причиной тому являются субъекты, которым адресованы нормы международного права.

Тем не менее, деятельность государства, согласно Р.А. Мюллерсону, производится с помощью его органов, положение которых регулируется национальным правом. Именно в нем содержится определение того, какие органы уполномочены реализовать нормы международного права. Отсюда следует, что ведущей причиной, которая объясняет потребность помощи национального права при реализации норм международного права, является то, что субъектами международного права будут сложные социальные образования. В международном праве они подразумеваются как единое целое, несмотря на сложность их организации и деятельности.

Еще одна причина, которая вызывает потребность в помощи со стороны национального права, заключается в том, что многие международные договоры имеют положения, которые ориентированы на участие субъектов национального права. В качестве примера можно привести конвенции по правам человека, гуманитарному праву, по борьбе с отдельными видами уголовных преступлений.

Преобладающее влияние международного права на внутреннее законодательство подтверждается ст.27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., в соответствии с которой "государство не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения договора".

Важно подчеркнуть, что в доктрине международного права отсутствуют единые термины, определяющие способы и формы реализации норм международного права в национальном законодательстве.

Существуют некоторые формы приведения национального законодательства в соответствие с международными договорами: разработка и принятие новых законодательных актов, ранее не известных правовой системе государства; принятие законов, которые заменяют ранее действовавшие законы и существенно изменяют содержание уже существующих норм; принятие актов, которые вносят частичные изменения и дополнения в действующие законодательные акты государства.

Если государство использует вышеуказанные формы, международные договоры выступают для него некоторым ориентиром, в соответствии с которым оно создает, изменяет и дополняет национальное законодательство. Это свидетельствует об оказании международным правом существенного влияния на процесс формирования законодательной базы страны.

Примером применения норм международного права может служить деятельность Международного трибунала по бывшей Югославии при рассмотрении дел в отношении лиц, совершивших военные преступления.

Список использованной литературы и источников

1. Камаровский Л.А. Основные вопросы науки международного права, М., 1892.

2. Мюллерсон, Р.А. Соотношение международного и национального права. М., 1982.

3.И. И. Лукашук Международное право. Общая часть М., 1997.

4. Буткевич В.Г. Соотношение внутригосударственного и международного права. Киев, 1981.

5. Рубанов А.А. Теоретические основы международного взаимодействия национальных правовых систем. М., 1984.

Нормативные акты и документы:

. Конституция РФ 1993 г. [электронный ресурс] URL #"justify">2. Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995 года № 101

3. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года

4. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970

Похожие работы на - Взаимодействие международного и внутригосударственного права

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!