Брак с иностранными гражданами

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,87 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Брак с иностранными гражданами

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

Юридический факультет

Кафедра гражданского права

Специальность 1-24 01 02 Правоведение







БРАК С ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ

Курсовая работа


студентки 1 курса дневной формы обучения

Антоник Натальи Владимировны







Гродно, 2013

Оглавление

Введение

. Понятие брака по законодательству Республики Беларусь

. Заключение и расторжение брака с иностранными гражданами

Заключение

Список использованных источников

брак супруг иностранный

Введение

Брак - это добровольный союз мужчины и женщины, который заключается на условиях, установленных законом, направлен на создание семьи и порождает для сторон взаимные права и обязанности.

В последние годы вопросы правового регулирования семейных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства приобрели особую актуальность. Это связано с рядом причин объективного характера: распад СССР и появление на его территории независимых государств; многократное усиление миграции населения, наплыва беженцев и переселенцев в связи с этим наблюдается рост числа браков, заключаемых белорусскими гражданами с иностранцами либо белорусскими гражданами на территориях иностранных государств.

января 2012 года принят Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье», который вступил в силу с 24 июля 2012 года. В связи с принятием этого Закона изменения и дополнения были внесены в нормативные акты, касающиеся вопросов регистрации актов гражданского состояния. Значительные изменения коснулись и порядка регистрации заключения интернациональных браков.

Смешанные браки являются объектом изучения множества наук: социологии, права, философии, психологии и др. Межнациональные браки представляют собой форму межличностных взаимоотношений мужчины и женщины, граждански принадлежащих к разным национальным общностям, исторически сложившимся в границах двух разных территориально-государственных образований, и накладывают определенную совокупность обязанностей и предписаний на супругов с учетом этнической принадлежности, основанной на общности культуры, религии и традиций той социальной группы, с которой каждый из супругов себя осознает с момента рождения и обладает ее идентичностью, которая впоследствии служит социальной базой для действия в браке.

С каждым годом растет количество интернациональных браков. По статистике, прошлом году в Брестской области образовалось 732 интернациональные пары. За полгода Минский Дом бракосочетаний зарегистрировал почти 170 интернациональных браков. В 2012 году в отделе загса Барановичского горисполкома зарегистрировано 88 браков с иностранными гражданами. Жители Барановичей связали себя супружескими узами с представителями 13 стран мира. Среди них преобладали браки с гражданами ближнего зарубежья: Российской Федерации - 58 браков, Украины - 11; Литовской Республики - 3; Республики Молдова - 3 брака. Среди стран дальнего зарубежья «лидируют» молодожены из Федеративной Республики Германии - три брака - и столько же из Турецкой Республики. По одному браку пришлось на следующие страны: Камерун, Норвегия, США, Франция, Нидерланды, Афганистан и Азербайджан.

Возникают различные семейные отношения, с участием международного элемента: заключение брака, расторжение брака, признание брака недействительным и т.д.

В связи с вышесказанным приобретает решающее значение вопрос: законодательство какого государства применять при заключении, прекращении, признании недействительным брака с участием иностранного элемента? Это связано с тем, что нормы семейного права различных государств очень разнообразны, и унификацию брачного законодательства осуществить наиболее трудно. Значительное влияние на регулирование брачно-семейных отношений оказывают уровень экономического развития государства, его неодинаковый демографический состав, национальные, бытовые, религиозные особенности и традиции его населения. Поэтому для конкретных случаев заключения, прекращения или признания недействительным брака с участием иностранного элемента требуется определить принадлежность данного правоотношения к правовой системе конкретного государства.

Поэтому цель данной курсовой работы является исследование межнациональных браков.

Исходя из цели, задачами данной работы являются: изучение особенностей правового регулирования отношений, связанных с заключением и расторжением браков с иностранными гражданами в Республике Беларусь.

Методологической основой данной курсовой является диалектический метод, который предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развития. В ходе исследования использовались такие методы как, метод анализа, синтеза, индукции, дедукции, формально-юридический метод.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Введение содержит в себе актуальность данной темы, цели, задачи исследования, характеристику методов исследования. В первой главе рассмотрено понятие брака по законам Республики Беларусь. Во второй главе рассмотрен порядок заключения и расторжения браков. В заключении сделаны выводы по данной теме.

1. Понятие брака по законодательству Республики Беларусь

Понятие "брак" определяют по-разному, но суть этих определений сводится к тому, что брак - ядро семьи. Брак - это союз, не сделка, не договор, а именно союз, который заключается только между лицами разного пола (мужчиной и женщиной), что соответствует законам человеческой природы, и именно поэтому он является основой семьи.

Интересна история происхождения слова "брак". Так, в древнерусском языке слово "брачити" означало отбирать, т.е. выбирать хорошее и отклонять плохое. В связи с этим возникла двусмысленность слова "брак", то есть брак - союз, а в обыденной речи - забракованный товар.

А в языках других славянских народов (белорусском, украинском, словацком, польском и др.) такой двусмысленности нет, и брачный союз отождествляется со словом "шлюб", которое происходит от древнеславянского слова "сълюбъ", что означает "слюбитись", т.е. договориться. И это тоже является доказательством того, что брак - союз, а не гражданско-правовой договор, поскольку целевое назначение брака, его сущность состоит в создании семьи, а она создается не на какой-либо срок как все гражданско-правовые договоры, а, как правило, на всю жизнь.

В истории отношение к бракам с иностранцами было неоднозначным. Еще со стародавних времен браки между христианами и нехристианами были запрещены. Введенное в 1721 году Петром 1 семейное право впервые разрешило церковные браки православных христиан с христианами иных конфессий, при этом существенно ущемлялись права иноверцев.

декабря 1917 года был издан декрет ВЦИК и СНК РСФСР «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния» - первый декрет Советской власти о браке и семье, который освобождал супружеские отношения от прежних ограничений: принадлежности будущих супругов к определенной вере, национальности. Однако в условиях гражданской войны и иностранной интервенции не могло быть и речи о заключении семейного союза с гражданами из-за рубежа.

В 30-е годы XX века, в период политических репрессий, регистрация браков с иностранцами становилась поводом для ареста, а в 40-е годы они вообще не допускались.

В 60-80-е годы граждане СССР могли вступать в законные отношения только с гражданами из социалистических стран, а браки с иностранцами из буржуазных капиталистических стран были большой редкостью, при этом буржуазное брачно-семейное законодательство в Советском Союзе постоянно подвергалось критике. Так, к примеру, на заключение 1 декабря 1970 года брака между гражданином СССР Владимиром Высоцким и гражданкой Франции Мариной Влади было дано разрешение в исключительном случае, в связи с тем, что Влади была членом Коммунистической Партии Франции.

Правовое положение граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства в брачно-семейных отношениях определяется Кодексом Республики Беларусь о браке и семье (далее - КоБС), действующим в Республике Беларусь с 1 сентября 1999 года.

В законодательстве (ст. 12 <consultantplus://offline/ref=E1BAE174A79FC235CC898EFB919A95306898DBFED72EA5542DD69BAAB9E368DF8623AD6EFEBD6DA122081A6913D8I8L> КоБС) брак определен следующим образом: "Брак - это добровольный союз мужчины и женщины, который заключается в порядке, на условиях и с соблюдением требований, определенных законом, направлен на создание семьи и порождает для сторон взаимные права и обязанности" [2, c. 4].

Задачами законодательства Республики Беларусь о браке и семье являются:

·укрепление семьи в Республике Беларусь как естественной и основной ячейки общества на принципах общечеловеческой морали, недопущение ослабления и разрушения семейных связей;

·построение семейных отношений на добровольном брачном союзе женщины и мужчины, равенстве прав супругов в семье, на взаимной любви, уважении и взаимопомощи всех членов семьи;

·установление прав детей и обеспечение их приоритета в соответствии с КоБС;

·установление прав и обязанностей супругов, родителей и других членов семьи в соответствии с положениями Конституции <consultantplus://offline/ref=A7141DC060C288F56E31D2744A4123768BA77936588A8CE2DBB72372604496F8F3iEC6M> Республики Беларусь, нормами международного права;

·охрана материнства и отцовства, прав и законных интересов детей, обеспечение благоприятных условий для развития и становления каждого ребенка.

Для заключения брака необходимы взаимное согласие лиц, вступающих в брак, достижение ими брачного возраста и отсутствие препятствий к заключению брака. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.

Кто не может вступать в брак?

Во-первых, нельзя вступать в брак лицам, которые уже состоят в другом зарегистрированном браке. Однако если кто-то из них (жених или невеста) находится в фактических брачных отношениях, то есть сожительствует без регистрации брака, то это не может служить препятствием к заключению брака.

Во-вторых, не допускается заключение брака между близкими родственниками, к которым относятся родители, дети, внуки, дед, бабка, а также между полнородными и неполнородными братьями и сестрами. Не допускается заключение брака между усыновителями и усыновленными. Запрет вступать в брак с близкими родственниками основан, в первую очередь, на моральных нормах (усыновление), а также на данных биологических наук, указывающих на возрастание опасности передачи ребенку наследственных заболеваний при узкородственных браках, то есть при вступлении в брак между собой родственников, связанных общностью крови.

В-третьих, запрещаются браки между лицами, если один из них является недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия. Однако в этом случае необходимо признание данного лица недееспособным в судебном порядке.

Если при вступлении в брак одним из лиц, вступивших в брак, были скрыты обстоятельства, являющиеся препятствием для заключения брака, такой брак признается недействительным. Если между лицами, вступающими в брак, не было намерения создать семью, то такой брак считается по закону фиктивным, и он также признается недействительным. Судебная практика признает брак фиктивным только в том случае, когда при его регистрации намерение создать семью отсутствует у обеих сторон. Если же такое намерение отсутствовало у одной из сторон, брак может быть признан недействительным как заключенный под влиянием обмана, то есть без взаимного согласия. Но если до рассмотрения дела судом лица, зарегистрировавшие фиктивный брак, создали семью, совместно проживают, ведут общее хозяйство, то брак не будет признан недействительным.

Брак может быть признан недействительным и в случае, если он заключен с несовершеннолетним лицом, которому брачный возраст не был снижен. Но признание такого брака недействительным возможно лишь при условии, что этого требуют интересы несовершеннолетнего супруга. Если к моменту разрешения дела он достиг совершеннолетия, то брак может быть признан недействительным только по его требованию.

После вступления в брак между супругами возникает ряд прав и обязанностей.

Все вопросы брачных и семейных отношений супруги решают совместно, по обоюдному согласию и на основе равенства.

Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, справедливого распределения семейных обязанностей, содействия в реализации каждым из них права на материнство (отцовство), физическое и духовное развитие, получение образования, проявление своих способностей, труд и отдых.

Супруги вправе самостоятельно решать вопросы, касающиеся их личных интересов, если иное не оговорено в Брачном договоре.

При заключении брака супруги по своему желанию избирают фамилию одного из супругов в качестве их общей фамилии или каждый из них сохраняет свою добрачную фамилию.

Супруги свободны в выборе занятий, профессии и места жительства.

Супруги имеют равные права владения, пользования и распоряжения имуществом, если иное не предусмотрено Брачным договором.

Супруги пользуются равными правами на совместно нажитое имущество и в том случае, если один из них в период брака был занят ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного заработка (дохода), если иное не предусмотрено Брачным договором.

Супруги обязаны материально поддерживать друг друга.

Брачным договором могут быть предусмотрены и другие случаи, при которых наступает обязанность супруга оказывать материальную помощь другому супругу.

. Заключение и расторжение брака с иностранными гражданами

Иностранным гражданином признается лицо, не являющееся гражданином данного государства и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лицах без гражданства на территории Республики Беларусь» и КоБС иностранные граждане пользуются в Республики Беларусь правами и несут обязанности в брачных и семейных отношениях наравне с гражданами Республики Беларусь.

В соответствии со ст.ст. 228 - 230 КоБС браки граждан Республики Беларусь с иностранными гражданами, а также браки иностранных граждан между собой заключаются в Республике Беларусь по законодательству Республики Беларусь.

Статья 228 КоБС регламентирует права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в брачных и семейных отношениях. Они пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Беларуси. Браки между иностранными гражданами, а также между иностранцами и лицами без гражданства заключаются в Беларуси в дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств и признаются на условиях взаимности действительными, если эти лица в момент вступления в брак являлись гражданами государства, назначившего посла или консула в Республике Беларусь. Если хотя бы один из них имеет разрешение на постоянное проживание в Беларуси, орган, регистрирующий акты гражданского состояния, может удостоверить брак при условии представления документов и сведений, предусмотренных законодательством Республики Беларусь об административных процедурах. Не имеющие же разрешения на постоянное проживание в Беларуси брак у нас зарегистрировать не могут.

Регистрация брака производится в органах загса по месту жительства одного из вступающих в брак или их родителей. Желающие вступить в брак лично подают заявление в один из указанных выше органов загса.

Гражданин Республики Беларусь, постоянно проживающий в республике, а также временно проживающий за границей, предъявляет паспорт гражданина Республики Беларусь или иной документ, удостоверяющий его личность. Гражданин Республики Беларусь, постоянно проживающий за границей, предъявляет паспорт гражданина Республики Беларусь. Регистрация брака по другим документам не производится.

Иностранный гражданин, постоянно проживающий в Республике Беларусь, предъявляет в орган загса наряду с действительным национальным паспортом или документом, его заменяющим, вид на жительство в Республике Беларусь, а лицо без гражданства, постоянно проживающее в Республике Беларусь, - только вид на жительство в Республике Беларусь.

В дальнейшем национальный паспорт, или документ, его заменяющий, именуется национальным паспортом.

Иностранный гражданин, временно пребывающий в Республике Беларусь, предъявляет в орган загса действительный национальный паспорт, зарегистрированный в органе внутренних дел.

Лицо без гражданства, временно пребывающее в Республике Беларусь, предъявляет в орган загса действительный документ, удостоверяющий его личность, выданный компетентными органами страны его постоянного проживания и зарегистрированный в органе внутренних дел.

Иностранный гражданин наряду с предъявлением национального паспорта должен представить в орган загса перевод его текста на белорусский (русский) язык, верность которого свидетельствуется консульством (посольством) государства, гражданином которого является это лицо (страны постоянного проживания лица без гражданства), министерством иностранных дел или иным соответствующим органом этого государства, либо нотариусом.

Если вступающие в брак подают заявление в орган загса по месту жительства родителей или одного из них, должен быть предъявлен паспорт родителей.

В связи с тем, что в соответствии со статьей 19 КоБС не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно состоит в другом браке, иностранный гражданин при подаче заявления о вступлении в брак должен представить справку, выданную компетентным государственным органом или консульством (посольством) государства, гражданином которого он является, подтверждающую, что он в браке не состоит, и легализованную в соответствующем консульском учреждении Республики Беларусь или в Консульском управлении МИД Республики Беларусь, если иное не вытекает из международных договоров. В том случае, если такого рода справки выдаются дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями иностранных государств в Республике Беларусь, они не нуждаются в последующей легализации. Лицо без гражданства представляет такую справку, выданную компетентным органом страны его постоянного проживания. Справка должна быть составлена на белорусском (русском) языке или к ней прилагается перевод текста на белорусский (русский) язык, верность которого свидетельствуется консульством (посольством) государства, гражданином которого является это лицо (страны постоянного проживания лица без гражданства), министерством иностранных дел или иным соответствующим органом этого государства либо нотариусом. В справке полностью указывается фамилия, имя, отчество иностранного гражданина. Справка действительна в течение шести месяцев со дня ее выдачи. Этот срок исчисляется на день подачи заявления о вступлении в брак.

Если в паспорте иностранного гражданина отчество не указано, оно не указывается и в документе для регистрации брака.

В связи с тем, что законодательство ряда государств признает действительными браки этих государств с иностранными гражданами только тогда, когда лица, вступающие в брак, получили на это разрешение компетентного органа данного государства, орган загса при приеме заявления должен выяснить у заявителей, требуется ли получение такого разрешения от компетентного органа государства, гражданином которого является иностранный гражданин.

В том случае, когда законодательство иностранного государства требует получения от компетентного органа специального разрешения на брак с иностранцем, а иностранный гражданин такого разрешения не имеет, орган загса при приеме заявления должен разъяснить вступающим в брак, и в первую очередь гражданину (гражданке) Республики Беларусь, что их брак может быть признан недействительным в стране, гражданином которой является иностранный гражданин, со всеми вытекающими из этого последствиями. Если несмотря на такие разъяснения, заявители настаивают на регистрации брака, этот брак регистрируется, а в записи акта о заключении брака делается отметка о том, что лица, вступающие в брак, ознакомлены с действующими в соответствующем государстве порядком и условиями вступления в брак с иностранцами [4, c. 236].

Лица, состоявшие ранее в зарегистрированном браке, должны предъявить органу загса документ, подтверждающий прекращение прежнего брака. Это может быть свидетельство о расторжении брака (при отсутствии в документе, удостоверяющем личность, отметки о расторжении брака), свидетельство о смерти супруга либо решение суда о признании брака недействительным. Для гражданина Республики Беларусь, расторгнувшего брак за границей, а также иностранного гражданина таким документом может быть решение суда о расторжении брака, свидетельство о смерти супруга либо другой документ, подтверждающий прекращение прежнего брака, выданный компетентным органом и соответствующим образом легализованном, если иное не вытекает из международных договоров.

Решение иностранного суда либо другой документ, подтверждающий прекращение брака, должен быть представлен вместе с переводом текста на белорусский (русский) язык, верность которого свидетельствуется консульским учреждением Республики Беларусь за границей, консульством (посольством) государства, гражданином которого является иностранный гражданин (страны постоянного проживания лица без гражданства), министерством иностранных дел или иным соответствующим органом этого государства либо нотариусом. Это правило относится и к тем случаям, когда в соответствии с международными договорами такие документы считаются действительными на территории Республики Беларусь.

Заявление о вступлении в брак составляется на бланке установленной формы и заполняется четким разборчивым почерком. На все вопросы, предусмотренные в заявлении, должны быть даны полные и точные ответы.

Иностранный гражданин дополнительно указывает в заявлении:

в графе 6 - свое гражданство;

в графе 7 - цель приезда в Республику Беларусь;

в графе 13 - когда, в каком органе внутренних дел и на какой срок оформлена регистрация его паспорта, номер произведенной регистрации.

Орган загса проверяет полноту и правильность приложенных к заявлению документов и по согласованию с вступающими в брак назначает день и час регистрации брака, выясняя при этом, желают ли они зарегистрировать брак в торжественной обстановке в соответствии со статьей 213 КоБС [2, c.73].

В соответствии со статьями 212 КоБС орган загса, принявший заявление, обязан ознакомить вступающих в брак с условиями и порядком регистрации брака, разъяснить им их права и обязанности как будущих супругов и родителей, удостовериться, что эти лица осведомлены о состоянии здоровья и семейном положении друг друга, предупредить об ответственности за сокрытие обстоятельств, препятствующих вступлению в брак.

При приеме заявления гражданину Республики Беларусь, намеренному заключить брак с иностранным гражданином, рекомендуется ознакомиться с правовыми последствиями, которые могут возникнуть для него по законодательству того государства, гражданином которого является будущий супруг, в частности по вопросам гражданства, особенностей правового положения обоих супругов и их детей, личных и имущественных прав.

Гражданину Республики Беларусь должно быть разъяснено, что сам акт регистрации брака с иностранным гражданином не является безусловным основанием для выезда за границу. В соответствии со статьей 7 Закона Республики Беларусь от 20.09.2009 № 49-З "О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь", выезд за границу гражданам Республики Беларусь может быть временно ограничен.

При заключении брака между лицами, уже имеющими общих детей, орган загса должен разъяснить им также порядок установления отцовства.

Регистрация брака производится по истечении срока, установленного статьи 16 КоБС.

Акцент в указанной статье сделан на сроки заключения брака, в связи с чем было изменено ее название, а нормы о порядке заключения брака (в частности, о месте регистрации заключения брака и порядке регистрации) изложены в статье 210 КоБС.

По-прежнему заключение брака будет происходить в срок, согласованный лицами, вступающими в брак, с органом, регистрирующим акты гражданского состояния. Однако с целью уменьшения сроков осуществления административных процедур и доступности юридического оформления процедуры создания семьи срок заключения брака Законом сокращен. Законодатель исходит из того, что лица, вступающие в брак, подают заявление с уже сформированным желанием создать семью. Поэтому теперь заключение брака будет происходить не ранее чем через три дня и не позднее чем через три месяца со дня обращения (ранее минимальный срок составлял пятнадцать дней).

При этом сохраняется подход, при котором в отдельных случаях даже этот незначительный трехдневный срок может быть сокращен. С тем, чтобы избежать общих фраз и уйти от определенной коррупционной составляющей при изложении нормативных предписаний, законодателем сделан акцент именно на исключительном характере сокращенного срока. Поэтому брак может быть заключен до истечения трехдневного срока, в том числе в день обращения, не просто при наличии причин, уважительность которых оценивается руководителем органа, регистрирующего акты гражданского состояния, а исключительно в случаях, обусловленных беременностью, наличием общего ребенка или особыми обстоятельствами. Обычно к таким обстоятельствам можно отнести исключительные причины, связанные с прохождением воинской службы, предстоящей длительной командировкой или необходимостью госпитализации.

Если до регистрации брака в орган загса от кого-либо поступит сообщение о наличии предусмотренных статьей 19 КоБС препятствий к заключению брака, заявителю предлагается представить в пределах установленного законодательством республики срока для регистрации брака соответствующие доказательства. Регистрация может быть в таком случае отложена, а о причинах отсрочки уведомляются лица, подавшие заявление о вступлении в брак.

В соответствии со статьей 213 КоБС регистрация брака производится в присутствии лиц, вступающих в брак.

При регистрации брака супругам по их желанию присваивается фамилия одного из них в качестве общей фамилии либо каждому сохраняется его добрачная фамилия, супруги или один из них также могут именоваться двойной фамилией.

Если гражданин Республики Беларусь при вступлении в брак принял фамилию супруга, на 31 странице паспорта гражданина Республики Беларусь (или на 1 странице иного документа, удостоверяющего личность) орган загса производит запись о том, что он подлежит обмену в течение месячного срока. Эта запись удостоверяется подписью должностного лица и печатью. В паспорте иностранного гражданина такая запись не производится.

В документах, удостоверяющих личность вступающих в брак, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства, производится запись (проставляется штампа) о регистрации брака.

В дипломатических и служебных паспортах иностранных граждан, зарегистрированных в МИД Республики Беларусь, такая запись (проставление штампа) не производится. Фамилия гражданина Республики Беларусь, избравшего себе при регистрации брака фамилию супруга, должна быть записана в точном соответствии с фамилией, указанной в паспорте иностранного гражданина с учетом имеющегося перевода паспорта.

При составлении записи акта о заключении брака национальность в графе 6 указывается по паспорту. Если в паспорте национальность не указана, в этой части графа 6 не заполняется. Кроме национальности иностранного гражданина, в графе 6 в соответствии с паспортом записывается гражданином, какого государства он является.

Лицам без гражданства национальность указывается с дополнением слов "лицо без гражданства". Орган загса, зарегистрировавший брак иностранного гражданина (гражданки) или лица без гражданства с гражданкой (гражданином) Республики Беларусь, должен в трехдневный срок направить в соответствующую паспортно-визовую службу (ГУВД Минского горисполкома, УВД облисполкомов) извещение по прилагаемой форме.

Дальнейшее развитие в КоБС получил порядок признания брака недействительным.

Согласно новой редакции части второй статьи 46 КоБС, органы внутренних дел обладают правом предъявлять иск о признании брака недействительным в случае, когда брак заключен иностранным гражданином или лицом без гражданства не только исключительно в целях получения разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, но и для получения разрешения на временное проживание в нашей стране.

Расторжение брака.

Рост браков с иностранными гражданами влечет за собой рост случаев их расторжения.

В Республике Беларусь каждому из супругов, в том числе и супругу-иностранцу, лицу без гражданства, предоставляется право обращаться в белорусский суд с иском о расторжении брака. В некоторых иностранных государствах национальное законодательство не предусматривает возможности обращения с соответствующим иском в суд иностранных граждан.

В соответствии со ст. 34 <consultantplus://offline/ref=8733BDD44D9D925BF1718C76F2598F589917114CA81ECAA543C7B11A70DFD62B70C1A045FB629D7BC42DC83164T4cCM> КоБС брак прекращается, во-первых, в случае смерти или объявления в судебном порядке умершим одного из супругов, а во-вторых, при его расторжении судом по заявлению одного из супругов. Из ч. 1 ст. 231 <consultantplus://offline/ref=8733BDD44D9D925BF1718C76F2598F589917114CA81ECAA543C7B11A70DFD62B70C1A045FB629D7BC42DC93364T4cDM> КоБС следует, что при расторжении браков граждан Республики Беларусь с иностранными гражданами и лицами без гражданства в Республике Беларусь основания и процедура расторжения брака (в т.ч. подсудность иска о расторжении брака) должны определяться только по белорусскому законодательству [2, c.73].

С 1 января 2013 г. в Республике Беларусь в связи с вступлением в силу статьи 35-1 КоБС, супруги вправе обойтись без суда при расторжении брака. Этим правом наделяется орган, регистрирующий акты гражданского состояния, при условии, что есть взаимное согласие супругов на такой шаг, что они не имеют общих несовершеннолетних детей и споров об имуществе. Через месяц они могут получить соответствующее свидетельство [2, c.11].

КоБС <consultantplus://offline/ref=8733BDD44D9D925BF1718C76F2598F589917114CA81ECAA543C7B11A70DFD62B70C1TAc0M> устанавливает международную подсудность судам Республики Беларусь дел о расторжении брака постоянно проживающих за границей граждан Республики Беларусь с постоянно проживающими за пределами Республики Беларусь супругами, независимо от гражданства последних, без установления каких-либо специальных условий и обстоятельств (ч. 5 ст. 231 <consultantplus://offline/ref=8733BDD44D9D925BF1718C76F2598F589917114CA81ECAA543C7B11A70DFD62B70C1A045FB629D7BC42DC83963T4c7M> КоБС). В то же время граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на территории Беларуси, лишаются возможности возбуждения дела о расторжении брака на территории Республики Беларусь с супругом, не проживающим постоянно в стране, если у них нет несовершеннолетних детей, супруг-иностранец никогда не проживал на территории Республики Беларусь и др. (ст. 47 <consultantplus://offline/ref=8733BDD44D9D925BF1718C76F2598F589917114CA81ECAA545C2BD1A70DFD62B70C1A045FB629D7BC42DC83267T4c4M> Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ГПК)). Однако расторжение брака за пределами Республики Беларусь для граждан Республики Беларусь может быть сопряжено с целым рядом трудностей, касающихся необходимости отыскать орган иностранного государства, компетентный рассматривать данную категорию дел, переводом всех необходимых документов на иностранный язык, больших материальных затрат для выезда к месту нахождения иностранного органа, решающего вопрос о расторжении брака, и др.

Полагаем, будет целесообразным в целях защиты законных интересов граждан Республики Беларусь, уравнивания их в правах независимо от страны проживания включение международной подсудности по искам граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих в Республике Беларусь, о расторжении брака с иностранцами, постоянно проживающими за пределами Республики Беларусь. При этом территориальная подсудность таких дел должна определяться по месту жительства истца - гражданина Республики Беларусь. Из норм большинства договоров Республики Беларусь о правовой помощи следует, что при разном гражданстве супругов и проживании хотя бы одного из них на территории Республики Беларусь компетентными признаются суды Республики Беларусь. Однако неясно, означает ли данное правило, что независимо от того, истец или ответчик проживает на территории государства, суд должен принять исковое заявление о расторжении брака, или при принятии заявления следует руководствоваться только внутренними процессуальными нормами. Полагаю, отсутствие в ряде государств-участников действующих договоров о правовой помощи единой судебной формы расторжения брака не позволяет в международных соглашениях при проживании супругов на территориях различных государств закреплять разграничение подсудности дел по месту жительства истца или ответчика. Указанное обстоятельство является еще одним аргументом в пользу необходимости расширения случаев альтернативной подсудности, предусмотренных внутренним законодательством, - по месту жительства истца - гражданина Республики Беларусь, постоянно проживающего на территории Республики Беларусь, по искам о расторжении брака к супругу-иностранцу, проживающему на территории другого государства.

КоБС <consultantplus://offline/ref=8733BDD44D9D925BF1718C76F2598F589917114CA81ECAA543C7B11A70DFD62B70C1TAc0M> не содержит специальных норм о прекращении брака с иностранцами в случае смерти или объявления в установленном порядке умершим одного из супругов. Прекращение брака в случае смерти или объявлении одного из супругов умершим в Республике Беларусь, независимо от гражданства такого лица, происходит по общим правилам, не требует от второго супруга специальной регистрации факта прекращения брака в уполномоченных органах. В случае смерти одного из супругов за пределами государства для прекращения брака необходимо представление документа, удостоверяющего акт гражданского состояния - смерть лица, выданного компетентными органами иностранных государств, который признается в Республике Беларусь при условии соблюдения требований легализации (ст. 236 <consultantplus://offline/ref=8733BDD44D9D925BF1718C76F2598F589917114CA81ECAA543C7B11A70DFD62B70C1A045FB629D7BC42DC83962T4cCM> КоБС). Однако при объявлении умершим иностранца за границей и необходимости прекращения на этом основании с ним брака неясно, должно ли прекращение брака связываться с признанием документа, устанавливающего этот факт, и может ли вообще повлечь в Республике Беларусь какие-либо юридические последствия факт признания лица умершим за пределами государства.

Законодательство Республики Беларусь не определяет специальных условий признания иностранных решений об объявлении одного из супругов умершим. Полагаем, что данные решения, как не требующие принудительного исполнения, должны признаваться в соответствии с положениями международных договоров Республики Беларусь (ст. 1 <consultantplus://offline/ref=8733BDD44D9D925BF1718C76F2598F589917114CA81ECAA545C2BD1A70DFD62B70C1A045FB629D7BC42DCA3765T4cDM> приложения 4 к ГПК). С другой стороны, объявление лица умершим в Республике Беларусь влечет те же правовые последствия, что и физическая смерть лица. Следовательно, при установлении данного факта за границей в Республике Беларусь в первую очередь должен подлежать признанию документ, подтверждающий акт гражданского состояния, т.е. смерть лица. Поэтому при условии выдачи иностранными государствами на основании решения о признании лица умершим документа, в котором засвидетельствована смерть лица, проблема признания документа, устанавливающего факт объявления лица умершим, будет решена. В этом случае документ, подтверждающий смерть одного из супругов и соответственно удостоверяющий данный акт гражданского состояния, должен признаваться в Республике Беларусь по правилам ст. 236 <consultantplus://offline/ref=8733BDD44D9D925BF1718C76F2598F589917114CA81ECAA543C7B11A70DFD62B70C1A045FB629D7BC42DC83962T4cCM> КоБС, а брак с ним считаться прекращенным.

Заключение

В Беларуси в последнее время все большее распространение получают брачно-семейные отношения с участием иностранных граждан, что является прямым следствием демократизации нашего общества. Естественно, в данных обстоятельствах возникает множество вопросов о применении законодательства при регулировании таких отношений. В наше время браки между лицами из разных стран не являются редкостью. А это означает, что необходимо изучить особенности правового регулирования брачно-семейных отношений международного характера; рассмотреть заключение брака; признание браков, заключенных за рубежом; консульские браки; охарактеризовать правоотношения между супругами; проанализировать расторжение брака в международном частном праве. В курсовой работе мы рассмотрели данные вопросы. Также изучили само понятие брак по законодательству Республики Беларусь, выяснили, что брак - это добровольный союз мужчины и женщины, который заключается в порядке, на условиях и с соблюдением требований, определенных законом, направлен на создание семьи и порождает для сторон взаимные права и обязанности. Рассмотрели задачи законодательства Республики Беларусь о браке и семье.

Список использованных источников

1. Бирюков П.Н. Международное право / П.Н. Бирюков. - М.: Юристь, 1998. - 336 с.

.Богуславский, М.М. Международное частное право: учебник / М.М. Богуславский. - М.: Юрист, 2005. - 270 с.

. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь: с изм. и доп. по состоянию на 20 марта 2008 г. // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 4000 / ООО ЮрСпектр, Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013.

4.Еркалева Н.Ю. Международное частное право / Н.Ю. Еркалева. - М., 1999. - 442 с.

. Игнатенко Г.В. Международное право / Г.В. Игнатенко. - Москва, 1978. - 303 с.

. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, 9 июля 1999 г. N 278-З: с изм. и доп. по состоянию на 7 января 2012 г. // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 4000 / ООО ЮрСпектр, Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013.

. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Минск: Амалфея, 2007. - 48 с.

. КонсультантПлюс: Беларусь. Версия 4000.00.51 / ООО ЮрСпектр, Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013.

. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов / И.И. Лукашук. - М.: Волтерс Клувер, 2005. - 570 с.

. Дмитриева Г.К. Международное частное право: учебник / Г.К. Дмитриева. - М.: ООО «ТК Велби», 2004. - 143 с.

.Некоторые аспекты прекращения брака с иностранными гражданами и лицами без гражданства в Республике Беларусь / М.П. Короткевич

. Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан: Указ Президента Республики Беларусь, 26 апреля 2010 г. № 200 // КонсультантПлюс: Беларусь. Версия 4000.00.51 / ООО ЮрСпектр, Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013.

. О противодействия торговле людьми: Закон Респ. Беларусь, 7 января 2012 г. № 350-3: // КонсультантПлюс: Беларусь. Версия 4000.00.51 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. - Минск, 2013.

. Раминский И.П. Нации и народы в международном праве / И.П. Раминский. - М: Международные отношения, 2004. - 228 с.

Похожие работы на - Брак с иностранными гражданами

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!