Анализ реализации государственной программы сохранения и развития культуры Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    346,98 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ реализации государственной программы сохранения и развития культуры Республики Беларусь

Содержание

Введение

Глава 1. Государственная политика в сфере культуры. Теоретические аспекты

1.1 Сфера культуры в Республике Беларусь. Особенности государственной программы

1.2 Опыт зарубежных стран

Глава 2. Анализ реализации государственной программы сохранения и развития культуры Республики Беларусь

2.1 Реализация программы в крупных и мелких городах

2.2 Пути совершенствования государственной политики в сфере культуры Республики Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение


Во всем мире интенсивно развивается сфера услуг и экономика интеллектуальных продуктов. В Республике Беларусь, в частности в сельской местности, процесс развития этих сфер происходит значительно медленнее, однако роль в общественном производстве и внимание к их развитию растут.

Импульсом для активизации научного поиска послужили кардинальные изменения политической и социально-экономической ситуации в современной Беларуси, которые затронули все слои общества, общественные институты, государственное устройство, систему управления, экономику, культуру.

Децентрализация и перевод организаций культуры на современные условия хозяйствования существенно актуализировали проблемы разработки новой методологии и принципов управления сферой культуры. Разнообразие субъектов культурной деятельности и многообразие применяемых организационно-правовых форм и форм собственности, свидетельствуют, что сфера культуры является специфической и весьма развитой отраслью экономической системы, где необходимо применение разнообразных методов и способов привлечения организаций и отдельных творческих личностей в систему экономических отношений государства. Следует отметить, что до настоящего времени комплексная концепция механизма управления в сфере культуры, как на федеральном, так и на региональном уровне, не разработана. В связи с чем возрастает актуальность и своевременность выбранной темы исследования.

Сложившаяся в предыдущие десятилетия централизованная система управления всеми сферами общественной жизни, в том числе и культурой, характеризуется двумя главными недостатками:

высокой степенью централизации принятия решений и вытекающим отсюда диктатом органов управления;

государственная программа культура беларусь

преобладанием отраслевых интересов над интересами потребителей соответствующих благ и услуг.

Долгое время перед организациями сферы культуры ставились прежде всего политико-воспитательные, идеологизированные просветительские задачи. Государство принимало на себя почти всю сумму расходов, которые возникали в связи с деятельностью учреждений культуры. Они были освобождены от необходимости планировать и прогнозировать экономические результаты своей деятельности и ее эффективность.

Хозяйственный механизм в сфере культуры, основанный на системе бюджетного финансирования и административно-командного управления, в современной ситуации не способен создавать необходимые условия для саморазвития культурной жизни, конструктивного взаимодействия множественности независимых субъектов культурной деятельности.

Либерализация цен, высокий уровень инфляции, дефицит государственного бюджета, обострили положение отраслей социально-культурной сферы. В настоящее время они переживают кризис, в связи с недостатком финансовых и материальных ресурсов, отсутствием организационно-экономического механизма, адекватного современным экономическим отношениям. Взамен плановой экономики возникает спрос на поиск новых технологий, способных разрешать возникающие противоречия в сфере культуры.

Все выше перечисленные факторы негативно отразились на сфере культуры, характеризующейся ярко выраженной национально-региональной спецификой, стремлением к спонтанному проявлению самодеятельности населения, к максимальному разнообразию форм реализации культурной жизни.

Целью курсовой работы является анализ государственной программы по поддержке культуры Республики Беларусь.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

рассмотреть развитие сферы культуры Республики Беларусь на современном этапе, ее государственное управление;

исследовать зарубежный опыт поддержки и сохранения культуры;

дать оценку реализации программы по сохранению культуры в крупных и малых городах Республики Беларусь;

выявить основные проблемы в сфере культуры Республики Беларусь и рассмотреть основные пути их решения.

Объект исследования курсовой работы - сфера культуры Республики Беларусь.

Предмет исследования - государственная программа по сохранению и развитию культуры Республики Беларусь.

При написании курсовой работы применялись следующие методы:

общелогические методы (приемы): анализ. индукция;

методы эмпирического исследования: наблюдение, описание.

Были использованы материалы программы по государственному регулированию, а также труды таких авторов как Антонова Н.Б., Гордин В.Э., Горушкина С.Н., Ткачук Л.Т., Лученок А.И., а также электронные ресурсы, программные издания.

Глава 1. Государственная политика в сфере культуры. Теоретические аспекты

 

1.1 Сфера культуры в Республике Беларусь. Особенности государственной программы


К сфере культуры и искусства принято относить совокупность организаций, учреждений и предприятий, а также государственных и общественных органов, творческих союзов, непосредственно связанных с производством, сохранением, распространением и организацией потребления товаров и услуг культурного, социально-информационного и декоративного назначения.

Многообразие видов культурной деятельности (отдельные из них рассматриваются в качестве подотраслей) можно разделить на группы:

художественное творчество (литературное, изобразительное и

прикладное творчество, искусство, исполнительское искусство);

культурное наследие (реставрация и охрана памятников истории и культуры, музейное, архивное, библиотечное дело, народная культура);

клубная и развлекательная деятельность (клубная деятельность, аттракционы, шоу - бизнес, казино);

массовое создание и распространение культурных благ - индустрия культуры (пресса; книгоиздание;

производство аудиовизуальной продукции, включая кинематографию, радио, телевидение; сеть Интернет) [1, c.756].

В практике прогнозирования и разработки программ социально-экономического развития организации культуры делятся на две подотрасли. К подотрасли культурно-просветительных учреждений относятся: библиотеки; музеи; картинные, художественные галереи и галереи искусств; выставочные залы и др.; клубы, дворцы (дома, центры) культуры, центры (дома) народного творчества и другие клубные учреждения; парки культуры и отдыха, городские сады, зоопарки, зоосады; книжные палаты и др.

В подотрасль искусство включаются: театры; цирки; филармонии и другие концертные организации; организации кинематографии; творческие мастерские; организации народных промыслов (ремесел); научно-проектные и производственные реставрационные организации, а также зрелищные предприятия и учреждения искусства [1, c.757].

Рассматривая сферу культуры как объект государственного управления, необходимо выявить, что является непосредственно объектом управления и входит в структуру отрасли культуры.

В Республике Беларусь сложилась определенная структура отрасли, включающая учреждения различного вида деятельности, связанные с производством и хранением культурных ценностей:

культурно-просветительные учреждения: библиотеки, клубы, дома и дворцы культуры, музеи, выставки, галереи, парки культуры и отдыха;

театрально-зрелищные объединения и предприятия: театры, концертные объединения, цирки, филармонии, музыкальные ансамбли и группы, хореографические и художественные коллективы, студии изобразительного искусства;

предприятия кино - и видеоискусства: киностудии, кинотеатры, киновидеоцентры и салоны;

учебные заведения: вузы культуры, музыки и искусства, музыкальные, художественные и хореографические училища, институты и курсы по переподготовке и повышению квалификации кадров, музыкальные школы и школы искусств [1, c.758].

В 90-е годы в национальной культуре Республики Беларусь наряду с традиционными сферами деятельности стала формироваться сеть новых типов учреждений: кабельное и спутниковое телевидение, производство аудио - и видеопродукции, реклама. Эти высоко прибыльные сферы деятельности существенно изменили рынки товаров и услуг культурного назначения, а их тесная связь с отраслью электроники обусловила изменение традиционного толкования сферы культуры, которая включила в себя и производство аудио - и видеооборудования. Сегодня сферу культуры рассматривают как важный сектор экономики [8, c.152].

В зависимости от формы собственности (учредителя) и органа управления в сфере культуры можно выделить учреждения:

государственные, подчиняются Министерству культуры;

ведомственные, находятся в непосредственном подчинении другим министерствам (образования, информации, обороны и т.д.);

профсоюзные, подчиняются Республиканской конфедерации профсоюзов, отраслевых и региональных советов профсоюзов;

общественно-коллективные, их учредителями являются акционерные общества, колхозы и другие организации, основанные на коллективной собственности;

частные, их учредителями являются частные лица.

Большая часть учреждений культуры находится в отраслевом подчинении Министерства культуры Республики Беларусь (Приложение).

По уровню управления и финансирования выделяют два вида учреждений системы Министерства культуры:

учреждения, которые находятся в непосредственном подчинении Министерству культуры и финансируются из республиканского бюджета;

учреждения культуры и искусства, действующие на территории областей, городов и районов, которые подчиняются местным органам управления и финансируются из местных бюджетов.

Министерство культуры Республики Беларусь осуществляет руководство данными учреждениями путем проведения единой государственной культурной политики, методологического и методического обеспечения, определения приоритетных направлений развития культуры и искусства через комплексные и целевые программы, а также решения проблем законодательно-правового регулирования деятельности учреждений культуры и искусства [9].

Министерство культуры Республики Беларусь является центральным органом управления, который осуществляет в соответствии с действующим законодательством координацию деятельности предприятий, организаций и учреждений культуры, поддерживает деятельность творческих союзов и других общественных объединений [9].

Главными задачами Министерства являются [9]:

участие в формировании и реализации государственной политики в сфере культуры, искусства, кинематографии, охраны историко-культурных ценностей;

разработка государственных программ и обеспечение государственных гарантий развития культуры и искусства, организация исполнения актов законодательства по вопросам культуры;

сохранение национального культурного наследия, развитие и координация сотрудничества с зарубежными странами в сфере культуры и искусства;

выявление научно обоснованных направлений экономического и производственно-технического развития отрасли, оптимальной политики инвестиций;

обеспечение комплекса научных, проектных, реставрационных и консервационных работ в целях сохранения историко-культурного наследия;

содействие развитию культур национальных меньшинств Беларуси;

На уровне областей, районов, городов в составе органов исполнительной власти создаются соответствующие управления, которые осуществляют регулирование деятельности учреждений культуры. Важнейшая задача органов государственного управления в сфере культуры - преодоление разрыва между культурными потребностями общества и возможностями их удовлетворения [9].

Правовой основой функционирования сферы культуры является Закон Республики Беларусь "О культуре" [11].

В составе мер государственного воздействия на развитие культуры используются различные формы и методы: планирование, прогнозирование и программирование, финансовые рычаги и т.д.

Одной из главных проблем в настоящее время является проблема финансирования и материально-технического содержания учреждений культуры.

На сегодняшний день в республике в сложных условиях рыночных преобразований удалось сохранить накопленный ранее культурный потенциал республики, сеть учреждений культуры. Вместе с тем из-за недостаточного финансирования и низкой эффективности использования выделяемых государством средств существенно ослабла материально-техническая база организаций культуры и искусства, износ основных фондов в отрасли составляет более 57%.

Основные принципы финансирования отрасли закреплены в Законе Республики Беларусь "О культуре" [11]. В соответствии со статьей 36 Закона на развитие культуры и искусства должно направляться не менее 3% от общей суммы государственного бюджета. Однако эта статья пока не выполняется [11].

В условиях плановой экономики затраты на услуги учреждений культуры возмещались в основном из государственных источников: из средств республиканского и местных бюджетов, за счет средств государственных предприятий и организаций. Этот механизм бюджетного финансирования и в настоящее время имеет большое значение в проведении политики социальной справедливости, социального равенства, социально гарантированного права в получении услуг, оказываемых учреждениями культуры и искусства. Однако государственные расходы на развитие отрасли не покрывают всех затрат, которые увеличиваются намного большими темпами, чем доходная часть бюджета. Выделяемые бюджетные ассигнования позволяют лишь сохранять действующую сеть учреждений культуры и искусства. Только этим и можно объяснить, что, несмотря на принимаемые решения о развитии отрасли культуры, ее учреждения не имеют средств, чтобы подняться до уровня передовых зарубежных стран.

Таким образом, действующая система финансирования учреждений культуры и искусства преимущественно за счет государственного бюджета не обеспечивает удовлетворение насущных потребностей населения республики в услугах отрасли и их качестве. Уровень бюджетного финансирования, составляющий на протяжении ряда лет 1,3-1,7% бюджета, не мог не сказаться на критическом состоянии отрасли [1, c.759].

Кроме бюджетных, на развитие отрасли культуры расходуются средства и из других источников финансирования. Однако для развития учреждений культуры и искусства, укрепления их материально-технической базы этих средств также недостаточно.

В настоящее время основой государственных гарантий сохранения, развития и распространения культуры в Республике Беларусь остается бюджетное финансирование. Так, в бюджете страны на 2010 г. планировалось направить на развитие культуры, искусства и кинематографии 0,4% общей суммы расходов, в 2011 г. этот показатель составил 0,8%, в 2012 г. - 0,78%, в 2013 г. - 0,76%. По отношению к общим расходам местных бюджетов расходы на культуру составляют 4 - 5%. В целом складывается следующее соотношение общих расходов: за счет республиканского бюджета - 20%, местных - 80%. Законодательно разрешены дополнительные источники финансирования деятельности учреждений культуры (доходы от предпринимательской деятельности, кредиты банков, добровольные пожертвования и др.) [12].

Государственное финансирование культуры направлено на сохранение историко-культурного наследия и дальнейшее развитие культуры, создание условий для всестороннего развития личности, роста ее творческой инициативы, духовных и эстетических потребностей.

Благодаря бюджетному финансированию сохранена и развивается сеть культурных организаций. В настоящее время в республике функционируют 27 театров, 13 концертных организаций, в том числе 6 филармоний, 2 цирка, 4245 библиотек, 3960 учреждений клубного типа, в которых действуют 18495 кружков и коллективов художественной самодеятельности по интересам, 153 музея, 2461 киноустановка [14].

Кроме того, оказывается значительная финансовая поддержка в реализации творческих и культурологических проектов.

Созданы и функционируют: фонд Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства, специальный фонд по поддержке талантливой молодежи. За годы деятельности указанного фонда более 1000 молодых талантов получили финансовую поддержку, 725 лауреатов республиканских и международных конкурсов стали стипендиатами, которые продолжают учиться в учреждениях образования искусства и культуры, работают в отрасли, стали профессиональными музыкантами, артистами балета, художниками, кинематографистами [14].

Из средств фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства финансируется выплата ежегодно вручаемых специальных премий Президента Республики Беларусь "За духовное возрождение". Из республиканского бюджета финансируются международные театральные фестивали "Золотой витязь", "Белая Вежа", Дни культуры Республики Беларусь в странах СНГ, Дни культуры Российской Федерации в Республике Беларусь, международный конкурс пианистов, конкурсы "Евровидение" и т.д.

Государственное целевое финансирование крупных культурных акций и проектов позволяет обеспечивать проведение общественно-политических мероприятий, которые поднимают престиж государства: международного фестиваля "Славянский базар" в Витебске, международного фестиваля "Золотой шлягер" и др.

Недостаток бюджетных средств на содержание учреждений культуры ощущается по статьям: расходы на приобретение книг для библиотек, мероприятия по культурно-просветительской работе, приобретение оборудования, капитальный ремонт.

Вклад культуры и искусства в национальную экономику определяется следующими параметрами: 0,5% в структуре ВВП, 1,8% в общей численности занятого населения (2013 г.) [1, c.760].

Воздействие культуры и искусства на экономику страны проявляется в том, что данная отрасль создает конкретные рабочие места, имеет собственные автономные рынки, обладающие значительным инвестиционным потенциалом, осуществляет непосредственный вклад в развитие хозяйства конкретного региона. Культура и искусство служат важнейшим источником развития образования, средств массовой информации, туризма, индустрии развлечений.

Возрождение и развитие национальной культуры, придание ей статуса приоритетного направления в социально-экономическом развитии страны являются важнейшей целью государства. Предусматривается повысить влияние культуры на все сферы общественной жизни, становление государственности, укрепление международного авторитета Республики Беларусь.

Намечены мероприятия по сохранению и качественному наращиванию сети учреждений культуры, укреплению и обновлению ее материально-технической базы, обеспечению доступности разнообразия услуг отрасли для всего населения.

Формированию эффективно действующего экономического механизма развития отрасли культура и искусство будет содействовать установленный объем ее бюджетного финансирования в размере до 1% ВВП [14]. Культура является основой духовного развития общества, хранилищем интеллектуальных и духовных сил народа, гарантом сохранения его морального здоровья.

По словам Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, "культура является важным стратегическим ресурсом нашего государства, важнейшей составной частью государственной идеологии" [14].

Сегодня невозможно не учитывать культурный фактор при реализации масштабных задач государственного строительства. Высокий культурный уровень населения, опора на многовековые нравственные ценности и традиции народа, воспитание молодежи в духе патриотизма должны стать основой формирования зрелого гражданского общества, успешного экономического развития страны.

 

1.2 Опыт зарубежных стран


Проблема реформирования управления в сфере культуры Республики Беларусь требует глубокого теоретического осмысления и тщательной методической разработки. В качестве материала для исследования в данной области могут послужить зарубежные модели управления сферой культуры. Актуальность изучения мирового опыта возрастает в связи с некоторым отставанием отечественной теории от практики реформирования и регионализации управления [14].

Реформирование сферы культуры в Республики Беларусь происходит в сложный период перехода к новым политическим и экономическим отношениям. Сложившаяся ситуация требует создания принципиально иных структур управления социально-культурной деятельностью. В основу такой модели должны быть положены принципы децентрализации управления, максимальной организационной и экономической самостоятельности, многообразия государственных и общественных социально-культурных формирований, делегирование полномочий не только государственным органам власти, но и добровольным объединениям граждан и самодеятельным организациям.

Каждое государство в силу действия экономических, политических, социальных, демографических и иных факторов обладает специфической системой управления. Практическая ценность изучения зарубежного опыта заключается в возможности посредством анализа выявить, с одной стороны положительные моменты, которые могут быть использованы в Республики Беларусь, с другой стороны - недостатки, что поможет избежать аналогичных ошибок.

Еще одним имеющим научный и практический интерес моментом ознакомления с системой управления сферой культуры в развитых странах служит их динамичность. Ныне действующие там системы сложились в результате длительной эволюции, претерпев в процессе реформирования неоднократные преобразования, суть которых состояла в основном в перераспределении прав и полномочий между органами власти и управления различных уровней [14].

В связи с этим для нестабильного общества Республики Беларусь, с экономикой, находящейся в переходном состоянии представляют научный и практический интерес зарубежные модели управления культурой. Зарубежный подход в управлении сферой культуры соответствует ситуации стабильного общества с рыночной экономикой, поэтому следует постепенно заимствовать передовые технологии, методы и приемы управления культурой и адаптировать их к современным белорусским условиям.

Мировой опыт показывает, что в условиях рыночной экономики важнейшей функцией государства остается регулирование основных народнохозяйственных пропорций. Ведущее место занимают при этом социальные аспекты развития. Роль государства в регулировании процессов в сфере культуры может варьироваться от методов прямого управления в различных отраслях до координации действий независимых субъектов.

На протяжении всего XX века западные культурологи, экономисты и социологи активно обсуждали проблемы централизации и децентрализации управления и финансирования сферы культуры. Необходимость централизованного финансирования этой сферы выводилась из формы коллективного потребления и социальной значимости услуг культуры.

Современная практика государственного управления и финансирования сферы культуры выявила недостатки кейнсианского подхода - слабую обоснованность федерального и регионального распределения бюджетных средств, отсутствие методики определения объема помощи в каждом отдельном случае и некоторые другие [14].

Сосредоточение финансов на нужды культуры при министерствах культуры или других центральных органах управления культурой позволило государству содержать филармонические коллективы, крупные театры, проводить реставрационные работы. Однако политика централизованных регламентации и финансирования лишила активности многих спонсоров и меценатов способных развивать на местах при определенных условиях полезную культурно-эстетическую деятельность и конкурирующих в этом с предприимчивостью государства. Государство в известной мере ограничило коммерческо-рекламный стиль культуры, развившийся при активном меценатстве предпринимателей-промышленников. По мнению зарубежных специалистов, негативные результаты централизма в области культуры породили идею о необходимости децентрализации всех аспектов культурной жизни.

Во многих государствах наряду с бюджетными получило распространение государственное финансирование из внебюджетных фондов, формирование которых оправдалось "особыми потребностями" отраслей культуры в финансовых средствах и "национальными интересами". Традиционным источником таких фондов (например, в Финляндии, Норвегии и Ирландии) стали поступления от национальных лотерей, лото, спортивных тотализаторов. Средства фондов использовались для финансирования и культуры, и спорта.

Кроме того, существует так называемая негосударственная поддержка сферы культуры - спонсорство, благотворительность, патронаж.

Во всем мире уровень государственных расходов на культуру не связан на прямую с богатством страны, Швеция, Швейцария, Франция и Дания при высоком показателе ВЫЛ на душу населения тратят на культуру 1,5-2,5 % от общей суммы государственных расходов, но приблизительно так же финансируют культуру не столь богатые Польша и Чехия. Тогда, как в США выделяют непосредственно из федерального бюджета на культуру совсем незначительные средства [14].

Исследования показывают, что в большинстве высокоразвитых стран, прежде всего европейских, бюджетное финансирование остается одной из главных форм поддержки сферы культуры и искусства. Однако затраты на эти нужды составляют сравнительно небольшую часть их бюджетных расходов (0,2 - 2,5% по разным странам). Опыт зарубежных стран показывает, что государство поддерживает сферу культуры на всех уровнях (из центрального, регионального и местных бюджетов). Центральные бюджеты поддерживают культуру по нескольким каналам [14]:

. В форме прямого финансирования:

полное финансирование текущих издержек и капиталовложений (в настоящее время применяется в немногих странах);

специальные целевые трансферты (обычно используются в рамках национальных программ развития культуры);

фанты организациям культуры и отдельным работникам культуры (более распространенная форма, особенно характерна для шведской системы финансирования сферы культуры);

индивидуальные гранты (им придается особое значение в Швеции).

. Государственное финансирование сферы культуры через систему субнациональных бюджетов - используется повсеместно в рамках общих и целевых трансфертов, выделяемых региональным и местным бюджетами (Норвегия, Дания).

.        На основе совместного участия в финансировании органов власти разного уровня - в рамках более широких социально-экономических программ: программы регионального развития, увеличения занятости, помощи малому бизнесу и т.д. (Франция).

4.      Через независимые посреднические структуры.

В Германии, Великобритании и Франции государственные органы активно используют сеть посреднических организаций - благотворительные фонды, общественные институты культуры, ассоциации творческих работников, распределяющих полученные бюджетные средства по установленным критериям.

. С использованием смешанного государственно-частного финансирования - традиционно широко используется в США, а в настоящее время в Великобритании, Франции и других странах. Во многих странах наряду с бюджетными получило распространение государственное финансирование из внебюджетных фондов, формирование которых оправдалось "особыми потребностями" отраслей культуры в финансовых средствах и "национальными интересами".

Традиционным источником таких фондов (например, в Финляндии, Норвегии и Ирландии) стали поступления от национальных лотерей, лото, спортивных тотализаторов. Средства фондов использовались для финансирования и культуры, и спорта.

Кроме того, существует так называемая негосударственная поддержка сферы культуры - спонсорство, благотворительность и т.д. Особое значение спонсорство приобретает при внешнеэкономической деятельности - как технология проникновения на зарубежные рынки. В этом плане сфера культуры располагает исключительными способностями. Широко известен опыт спонсорства японских, южнокорейских компаний, финансирующих в Европе, Америке и других странах проекты и программы в сфере культуры, параллельно знакомя общественность этих стран со своей национальной культурой [14].

Финансирование белорусской культуры в несколько раз уступает не только зрелым рыночным странам, но и таким как Эстония, Хорватия или Словения.

Государственные расходы на одного жителя в Эстонии - 7,5; в Хорватии - 13,0; в Словении - 15,5 и, для примера, во Франции - 38 [14].

В западных странах сложились три способа финансирования организаций культуры: государственный, за счет местных властей; частный; а также хорошо развит опыт смешанной государственно-частной поддержки.

Наиболее эффективная система децентрализованного управления и финансирования в сфере культуры создана в США. В основе американской системы лежит принцип изъятия пожертвований некоммерческим организациям из суммы налогооблагаемых доходов. Функции государства при этом сводятся к роли "вдохновителя" и "помощника". Для этого используется соответствующий механизм - сокращение налогов, взимаемых с тех, кто выступает благотворителем. Кроме того правительство освобождается от забот относительно определения целесообразности затрат на культуру, от забот связанных с распределением средств и техническим контролем их использования.

Опыт США интересен тем, что в нем широко и эффективно используются негосударственные отчисления, которые в совокупности с государственными дотациями образуют "смешанную" экономику культуры и эстетического образования. Деловые круги, заботящиеся о культуре и образовании, получают от государства значительные льготы в налогообложении. Помощь богатых меценатов в США велика, но за ней стоит государство, стимулирующее осуществление меценатской и спонсорской деятельности, специальной системой методов и технологий, среди которых один из самых действенных - налоги [14].

Американские бизнесмены жертвуют средства не вообще, а вполне конкретно и целенаправленно - тому искусству, той культуре, которые не извлекают прибыли, а служат целям культурного и эстетического воспитания.

Поддержку организациям и учреждениям сферы культуры в США оказывают многочисленные фонды, отчисления в которые поступают из самых неожиданных источников. Например, 2% от стоимости каждого гостиничного номера в Чикаго идет в Фонд культуры, 20% от сметы каждой новостройки направляется на приобретение искусства - картин, скульптур и т.д. для строящегося объекта.

Распределение средств производится экспертными советами, в которые входят авторитетные представители соответствующей профессиональной среды. Поддержка обычно оказывается, в соответствии с принципом "мэтчинг грантс" в пропорции 1: 3 ("Дам тебе доллар, если ты найдешь еще три"), но не более 25% общей стоимости проекта [14].

Неслучайно фонды получили такое широкое развитие в США, Японии и других странах. Правовой основой их работы являются законы о некоммерческих организациях, система налоговых льгот. Их учредителями могут являться частные лица (Фонд Кресса, система Нобелевских премий, Фонд Сороса и т.д.), общественные организации, корпорации (Фонд "Кока-колы", Фонд "Мицубиси" и т.д.). В Японии в настоящее время существует свыше 500 фондов, занимающихся благотворительностью. Их источниками являются средства дарителей, поддержка государства на конкретные программы и проекты деятельности, средства спонсоров, а также доходы от деятельности создаваемых при фонде коммерческих структуру [14].

С начала 50-х годов во Франции также проводится политика децентрализации в области культуры, целью которой является выравнивание возможностей культурного развития разных районов страны. Ведутся поиски новых, эффективных средств, стимуляции культурной жизни в малых и средних городах, осуществляются попытки широкого приобщения к культуре различных слоев населения. Учреждения культуры не замыкаются на строго определенных формах работы, они представляют собой своеобразный "перекресток инициатив" [14].

С экономической стороны основу политики Франции в этой области составляет государственное финансирование. Однако в 80-е годы политика государства в этой области претерпевает изменения: наблюдается отход от традиционного участия в сфере культуры и эстетического образования, широкий простор предоставляется частному сектору. Государство продолжает регулировать происходящие в сфере культуры процессы, используя систему налоговых льгот. А именно, создавать союзы между неприбыльными культурно-образовательными учреждениями и отдельными коммерческими предприятиями, готовыми воплощать в жизнь определенные культурные программы и получать за это существенные налоговые льготы.

В Германии культурной и в частности, музыкальной жизнью руководит Западногерманский музыкальный совет, который представляет собой национальное отделение Международного музыкального совета - член ЮНЕСКО. Его деятельность финансируется Федеральными властями и правительствами отдельных земель в ФРГ, а также за счет пожертвований частных лиц и взносов членов совета. Особое внимание в своей работе Совет уделяет вопросам образования и воспитания, усматривая в этих видах деятельности залог общего высокого развития культуры [14].

Большую роль в организации культурной, образовательной жизни страны играют объединения промышленников, занятых изготовлением музыкальных инструментов, аппаратуры, нотоиздательской и книгоиздательской деятельностью, а также фонографическим делом. В ФРГ поставили вопрос регулирования и финансирования культуры и эстетического образования на более надежные связи с промышленностью, а не на случайные разовые вклады отдельных лиц. В связи с чем, самой благополучной на европейском фоне выглядит экономика культуры ФРГ.

Например, в Италии и Финляндии культура финансируется государством в объеме 60-70 % общих расходов, при увеличении частных пожертвований [14].

Развитие спонсорства и других видов поддержки культуры со стороны частного бизнеса в странах Западной Европы во второй половине 80-х годов стало все больше приобретать международный характер. "В документе "Новый этап в поддержке культуры", принятом Европейской комиссией в 1987 году, а также в последующих резолюциях Совета министров ЕС и Европейского парламента, особо подчеркивалась необходимость поощрения сотрудничества частного бизнеса и учреждений культуры в рамках ЕС, в качестве важного дополнения к экономической и политической интеграции [14].

В марте 1991г. с целью развития спонсорства на межгосударственном уровне был создан Европейский комитет по сближению экономики и культуры (Comite Europeen pour ie Rapprochement de I"Economie et de la Culture - CEREC). Комитет объединяет национальные организации спонсоров стран Европы и служит информационным и консультационным центром для компаний, заинтересованных в спонсорских проектах в различных странах Европы, являясь первой и единственной международной организацией в данной области.

В сотрудничестве с национальными организациями спонсоров в области культуры CEREC способствует гармонизации отношений между спонсорами и учреждениями культуры, а также следит за тем, чтобы государство, поощряя спонсорство, не забывало о своих финансовых обязательствах в отношении культуры [14].

Таким образом, исследования зарубежного опыта показали, что культурная политика в цивилизованном обществе базируется на объективном научном анализе и учете существующих уровней культуры, оценке реальной и необходимой степени соответствия между ними и проявляется как в идейном воздействии, так и через свои материально-технические возможности. В центре ее - поддержка основного фонда культуры, обогащение его новыми ценностями. Отсюда и соответствующая стратегия, включающая методы и средства, обеспечивающие решение магистральных задач культуры. К ним относятся: целенаправленное финансирование программ и проектов; совершенствование типа духовного производства; создание новых прогнозных моделей духовных ценностей и масштабная система их распространения в условиях широкого культурного пространства.

Децентрализация в регулировании культурной жизни, уменьшение роли и места в управлении и финансировании культуры и искусства центральными органами власти и правительством, в последние годы привели к увеличению роли и места в культурной жизни стран Запада муниципальных органов, частного капитала, меценатства, спонсорства.

Как показывает зарубежный опыт, сама по себе сфера культуры не является самодостаточной в смысле выживания, не будучи включенной в систему экономических и социальных процессов, образующих современное общество.

Таким образом, по результатам исследования проведенного в первой главе можно сделать следующие выводы.

Культура в составе отраслей социальной инфраструктуры является самостоятельной отраслью со своей спецификой.

Как показывает зарубежный опыт, задачей государственного уровня управления сферой культуры является разработка систем законов, формирующих правила, нормы поведения субъектов хозяйствования, а необходимым требованием эффективного государственного регулирования, является системность и логическая урегулированность всех элементов системы сферы культуры.

В современных условиях переход от сугубо административно-распределительной технологии управления сферой культуры требует все более широкого использования экономических методов: перехода от чисто дотационного бюджетного финансирования к финансированию программ и проектов; к конкуренции за бюджетные средства; необходимости привлечения внебюджетных средств; хозяйственной самостоятельности - все эти факторы требуют глубокого научного познания и подхода к управлению и финансированию в сфере культуры.

Глава 2. Анализ реализации государственной программы сохранения и развития культуры Республики Беларусь

 

2.1 Реализация программы в крупных и мелких городах


Основными задачами государственной культурной политики являются позиционирование Республики Беларусь как одного из центров восточнославянской цивилизации и неотъемлемой части европейского сообщества, воспитание патриотов и достойных граждан нашей страны, приумножение духовного богатства народа, создание равных условий для реализации творческих способностей и обеспечение разнообразия культурных услуг.

В сфере профессионального искусства будет продолжено финансирование создания новых произведений искусства посредством государственного заказа с приоритетной поддержкой проектов белорусских авторов и исполнителей, фестивалей, конкурсов и иных творческих проектов, способствующих раскрытию и приумножению творческого потенциала белорусского народа.

К 2016 году завершится формирование системной нормативной правовой базы сферы культуры [12].

Одновременно будут сформированы правовые и экономические основы привлечения частных инвестиций, спонсорских средств и развития меценатства, развития продюсерства, конкурентной среды в сфере культуры посредством конкурсного финансирования культурных мероприятий.

Будет осуществлена поддержка перспективных творческих инициатив и реализация инновационных проектов, направленных на активизацию культурной жизни страны, создание культурного продукта, способного конкурировать на внешнем и внутреннем рынках. Получит развитие государственно-частное партнерство в сфере культуры.

Одним из приоритетов государственной культурной политики станет создание современной отечественной киноиндустрии. На решение этой задачи будет ориентировано конкурсное распределение государственных средств, выделяемых на фильмопроизводство, вовлечение частного бизнеса в сферу создания и проката фильмов, реконструкция и модернизация РУП "Национальная киностудия "Беларусьфильм", дальнейшее развитие киновидеопроката, укрепление его материально-технической базы и создание кинотеатров нового типа с привлечением отечественных и иностранных инвестиций.

В сфере организации досуга и народного творчества приоритетное внимание будет уделено созданию равных условий для городских и сельских жителей в доступе к культурным ценностям и услугам, сохранению образцов и традиций народного творчества, завершению компьютеризации музеев и библиотек, созданию Национальной электронной библиотеки, Государственного каталога Музейного фонда Республики Беларусь.

В целях сохранения историко-культурного наследия страны будут продолжены реставрационно-восстановительные работы на объектах, являющихся памятниками истории и культуры, в том числе в Национальном историко-культурном музее-заповеднике "Несвиж", замковом комплексе в г. п. Мир, зданиях Национального академического театра имени Янки Купалы, Национального исторического музея Беларуси, а также реализация программы действий по воссозданию замков Беларуси и других важных объектов [12].

Дальнейшее развитие получат система эстетического воспитания и образования, поддержка талантливой молодежи. Особое внимание будет уделено обновлению содержания профессионального художественного образования на основе лучших достижений и прогрессивных тенденций мирового искусства, развитию систем стажировок молодых деятелей культуры и искусства за рубежом.

Будут приняты меры по укреплению имиджа белорусской культуры и ее интеграции в мировое культурное пространство, открытию культурных центров Беларуси за пределами страны, а также оказанию содействия в сохранении культурной самобытности белорусов зарубежья.

К 2016 году планируется увеличение количества спектаклей, концертов на 15 процентов, посещений спектаклей, концертов, выставок, киносеансов и видеосеансов - на 20 процентов. Число объектов материального и нематериального наследия, которым присвоен статус историко-культурной ценности, возрастет на 100. Предусматривается осуществить полную компьютеризацию библиотек с подключением к сети Интернет и обеспечением электронной почтой с учетом обновления компьютерного парка на 20 процентов в год [12].

Результатом проводимой политики станут укрепление культурного потенциала нации, бережное сохранение и приумножение культурного наследия страны, вовлечение его в туристический оборот, повышение качества доступности и разнообразия культурных услуг для всех слоев общества.

Государство проявляет постоянную заботу об интеллектуальном и культурном развитии общества, укреплении духовного потенциала нации. Настоящей жемчужиной культурной сферы страны стала обновленная Национальная библиотека Беларуси. Это не только архитектурное украшение столицы нашей республики, но и символ развития современной белорусской культуры.

Дополнительные возможности для работы по эстетическому воспитанию населения, пропаганде творческих достижений белорусских мастеров изобразительного искусства получил Национальный художественный музей Республики Беларусь с введением в эксплуатацию нового корпуса, который оснащен оборудованием и технологиями, отвечающими современным требованиям.

В соответствии с отраслевой программой "Сохранение и развитие культуры Республики Беларусь на период 2011-2016 годов" [12] актуальными направлениями культурного развития страны являются обеспечение дальнейшей государственной помощи музеям - хранителям духовной памяти народа, создание условий для поддержки традиционной культуры (фольклора, народных промыслов и ремесел), выпуск качественных кино - и видеофильмов, внедрение в библиотеках новых технологий, с помощью которых они превращаются в современные информационно-культурные центры.

Не менее важно для страны реконструировать и сохранить наиболее значимые историко-культурные ценности белорусского народа, включить их в культурный и туристический оборот. Советом Министров Республики Беларусь определен перечень из 50 приоритетных объектов историко-культурного наследия Республики Беларусь и установлена очередность финансирования работ по их сохранению и восстановлению. В настоящее время закончена реставрация семи объектов историко-культурного наследия Республики Беларусь: ратуши в г. Шклове, бывшего коллегиума иезуитов в Пинске, Софийского собора в г. Полоцке, Каменецкой башни в Каменце, дворцово-паркового ансамбля в г. Гомеле, железнодорожного вокзала в г. п. Бигосово, Августовского канала. Продолжаются работы по восстановлению дворцово-паркового ансамбля в Несвиже, замкового комплекса в г. п. Мир, бывших соляных складов в Витебске, дворца Потемкина в Кричеве, Национального Большого театра оперы и балета и других [12].

По представленным Республикой Беларусь материалам, в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО включены: замковый комплекс "Мир" в г. п. Мир Гродненской области, архитектурно-культурный комплекс резиденции Радзивиллов в Несвиже, два трансграничных объекта - Беловежская пуща и геодезические пункты "Дуги Струве". В настоящее время совместно с Республикой Польша подготовлено досье по объекту "Августовский канал - творение человека и природы" для предоставления в Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. В стадии подготовки находятся материалы по другим знаковым объектам наследия высшей категории ценности, таким как Брестская крепость, дворцово-парковый ансамбль в Гомеле, памятники архитектуры Полоцка XI-XVIII веков.

Одной из основополагающих сфер формирования и развития национальной культуры и искусства является фестивальное движение. На международной арене современную и традиционную культуру Беларуси ярко и самобытно представляет фестиваль искусств "Славянский базар в Витебске". В "Славянском базаре в Витебске" приняли участие представители 32 стран, всего 4,8 тыс. человек. Действовали 11 фестивальных площадок, проведено 85 культурно-массовых мероприятий, которые посетили более 150 тыс. человек. Свидетельством широкого общественного признания этой культурной акции является растущий рейтинг официального сайта фестиваля, которым интересуются в 148 государствах мира [12].

Заметный вклад в популяризацию белорусской музыки внесли фестивали искусств в культурно-исторических центрах Беларуси - Гомеле, Гродно, Бресте, Поставах, Заславле, Несвиже, Мире, Мстиславле, Турове.

Важным элементом национальной культуры являются традиции и уклад сельской жизни. В Беларуси основу для развития культуры на селе составляют клубные учреждения. Это около 3 тыс. клубов, домов и дворцов культуры, 44 центра культуры и досуга, 63 дома (центра) фольклора, народного творчества, национальной культуры, 30 домов (центров) ремесел, народных мастеров, 332 других учреждения (клубы-библиотеки, клубы-музеи, культурно-спортивные центры, клубы культурно-социальных услуг, автоклубы и т.д.) [12].

В рамках Государственной программы возрождения и развития села на 2011-2016 гг. проводится работа по созданию новых типов сельских учреждений культуры. К 2016 году по республике их будет сформировано не менее 186. В основном это реорганизация и перепрофилирование существующих заведений, не требующие финансовых затрат и увеличения штатной численности. Получают развитие комплексные, многопрофильные клубные учреждения, все чаще открываются такие востребованные на селе заведения, как центры культуры и досуга, культурно-спортивные центры, ориентированные на детей и молодежь. В работе кружков, коллективов любительского творчества, созданных при клубах, принимают участие около 210 тыс. человек. Из этого количества более половины составляют дети (54,6%). В сельской местности функционируют 223 школы искусств. Постепенно производится компьютеризация сельских библиотек. С начала реализации госпрограммы 371 сельская библиотека обеспечена компьютерами с организацией электронной почты и подключением к сети Интернет [12].

Для широкого приобщения сельчан к профессиональному искусству в агрогородках открыто 114 филармонических и театральных площадок на базе приведенных в надлежащее состояние и реконструированных сельских домов культуры [12].

 

2.2 Пути совершенствования государственной политики в сфере культуры Республики Беларусь


Согласно Антоновой Н.Б. основными проблемами в области развития культуры являются:

оказание государственной финансовой поддержки учреждениям культуры, особенно районным и сельским;

формирование бюджетных расходов на основе минимальных социальных стандартов при определении минимальных услуг учреждений культуры, которые должны предоставляться в соответствии с Законом Республики Беларусь "О государственных минимальных социальных стандартах" бесплатно за счет средств бюджета;

создание условий для расширения внебюджетных источников финансирования учреждений культуры на основе расширения платных услуг, привлечения отечественных и зарубежных инвесторов, развития меценатства и спонсорства [1, c.762].

Для решения многочисленных проблем в сфере культуры в республике разработан ряд программ: целевая долгосрочная программа "Культура"; "Республиканская программа государственной поддержки народного искусства, народных промыслов (ремесел)".

В программе "Культура" определены стратегические направления и важнейшие задачи по дальнейшему развитию отрасли. Исходное, главное направление - это историческое освоение глубинных народных истоков и традиций белорусской национальной культуры с учетом того, что она прежде всего сохранялась и развивалась не в верхних слоях общества (терявших белорусскость при вышеуказанных негативных исторических ситуациях), а в языке, традициях, образе жизни и быта, обрядах народа, особенно в сельской местности.

Государственная программа "Культура" включает в себя проекты, непосредственно разрабатываемые Министерством культуры:

подготовку кадров культуры для работы в новых социально-экономических условиях;

концепцию профессионального образования в области искусства;

народное творчество, традиции и современность;

связь белорусской культуры с мировой культурой;

выявление, охрану и изучение памятников материальной культуры;

культуру и религию;

принципы функционирования национальной культуры в новых экономических и социально-правовых условиях и др.

В условиях ограниченных ресурсов основной акцент Министерство культуры делает на повышение эффективности использования выделяемых ресурсов, создание условий для частичного самофинансирования учреждений культуры, концентрацию средств на приоритетных социально значимых видах деятельности культуры.

В Законе о культуре для финансового обеспечения мероприятий по возрождению, сохранению и дальнейшему развитию национальной культуры в области государственного финансирования Министерством культуры предусматривается [11]:

усовершенствовать структуру и порядок формирования бюджетных расходов на культуру на основе использования системы нормативов расходов на содержание единицы отдельных видов учреждений культуры, расходов в расчете на одного жителя определенного региона (населенного пункта);

финансировать, в первую очередь, целевые программы, проекты и другие государственные заказы, прошедшие конкурсную апробацию (целевые трансферты);

создавать различные резервно-стимулирующие фонды с выделением в их составе грантов (объемов финансовых средств) и предоставлять их как организациям культуры, так и отдельным выдающимся деятелям культуры (индивидуальные гранты);

субсидировать сферу культуры в рамках социально-экономических программ, финансируемых совместно из республиканского и местных бюджетов, а также на основе совместного финансирования отдельных организаций культуры и инвестиционных проектов;

создавать межведомственные программы субсидирования сферы культуры;

развивать финансирование сферы культуры на основе партнерского участия государства и спонсоров;

повысить самостоятельность учреждений и организаций культуры в финансово-хозяйственной деятельности.

Особо важной является проблема привлечения дополнительных финансовых средств в сферу культуры. Основными направлениями в реализации этой задачи могут быть:

развитие хозрасчетной (коммерческой) деятельности через систему платных услуг;

стимулирование привлечения дополнительных средств методами налоговых льгот как для учреждений и организаций культуры, отдельных работников культуры, так и для финансовых "доноров" учреждений культуры;

активное привлечение средств предприятий, организаций в сферу культуры;

использование международных займов и иностранных инвестиций, а также средств международных финансовых организаций.

Следует отметить, что сегодня в республике финансирование отрасли осуществляется посредством самых разнообразных и, в том числе, нетрадиционных форм: системы грантов, банковского кредитования, льготного налогообложения и др.

В целях стимулирования труда творческой интеллигенции, социальной поддержки наиболее значимых проектов и программ в области культуры и искусства с 1998 г. в республике учреждены специальные ежегодные премии Президента Беларуси в размере 100 минимальных заработных плат каждая за высокие творческие достижения и гранты Президента за создание произведений культуры и искусства. При этом выделяются индивидуальные и коллективные гранты.

Учитывая важную роль культуры в формировании личности и ограниченность финансовых ресурсов на современном этапе развития, для дальнейшего развития отрасли необходимо:

обеспечить стабильную государственную поддержку ведущим учреждениям и деятелям культуры и искусства;

закрепить минимум услуг, предоставляемых населению за счет средств бюджета, и утвердить их перечень в соответствии с Законом Республики Беларусь "О минимальных социальных стандартах".

создать условия для расширения внебюджетных источников финансирования, оказания платных услуг населению, привлечения средств зарубежных инвесторов, банковского капитала, меценатства и спонсорства.

Заключение


Таким образом, по результатам исследования, проведенного в курсовой работе, были сделаны следующие выводы.

В курсовой работе были рассмотрено развитие сферы культуры Республики Беларусь на современном этапе, ее государственное управление;

Было выявлено, что система учреждений культуры и искусства является одним из самых необходимых государственных институтов, поскольку он обеспечивает населению духовную свободу и формирует национальное самосознание. Культура в составе отраслей социальной инфраструктуры является самостоятельной отраслью со своей спецификой.

При исследовании зарубежного опыта поддержки и сохранения культуры было выявлено, что задачей государственного уровня управления сферой культуры является разработка систем законов, формирующих правила, нормы поведения субъектов хозяйствования, а необходимым требованием эффективного государственного регулирования, является системность и логическая урегулированность всех элементов системы сферы культуры.

По результатам исследования, проведенного в первой главе курсовой работы был сделан вывод, что в современных условиях переход от сугубо административно-распределительной технологии управления сферой культуры требует все более широкого использования экономических методов: перехода от чисто дотационного бюджетного финансирования к финансированию программ и проектов; к конкуренции за бюджетные средства; необходимости привлечения внебюджетных средств; хозяйственной самостоятельности - все эти факторы требуют глубокого научного познания и подхода к управлению и финансированию в сфере культуры.

. При оценке реализации программы по сохранению культуры в крупных и малых городах Республики Беларусь были выделены основные задачи государственной культурной политики: позиционирование Республики Беларусь как одного из центров восточнославянской цивилизации и неотъемлемой части европейского сообщества, воспитание патриотов и достойных граждан нашей страны, приумножение духовного богатства народа, создание равных условий для реализации творческих способностей и обеспечение разнообразия культурных услуг.

. Основными проблемами в области развития культуры являются:

оказание государственной финансовой поддержки учреждениям культуры, особенно районным и сельским;

формирование бюджетных расходов на основе минимальных социальных стандартов при определении минимальных услуг учреждений культуры, которые должны предоставляться в соответствии с Законом Республики Беларусь "О государственных минимальных социальных стандартах" бесплатно за счет средств бюджета;

создание условий для расширения внебюджетных источников финансирования учреждений культуры на основе расширения платных услуг, привлечения отечественных и зарубежных инвесторов, развития меценатства и спонсорства.

Список использованных источников


1.      Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики. Мн.: Академия управления, 2012. - 890 с.

.        Глаголев А., Пискотина Р. О маркетинге в культуре // Социально-экономические проблемы художественной культуры. - М., 2011. - 120 с.

.        Гордин В.Э. Социальная политика и социальный маркетинг. - СПб., 2011. - 310 с.;

.        Горушкина С.Н. Многофункциональные центры культуры // Справ. рук. учреждения культуры. - 2010. - № 5. - С.97-102.

.        Драгичевич-Шешич М. Маркетинг организаций культуры // Арт-менеджер №1, 2002 с.3-6

.        Драгичевич - Шешич М. Экономика культура // Арт-менеджер №2, 2002 с.3-6

.        Лученок А.И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Республике Беларусь / А.И. Лученок - Мн., 2010. - 243 с.

9.      Министерство культуры Республики Беларусь: официальный сайт [Электронный ресурс] / Мин. Культ. РБ - Минск, 2005. - Режим доступа: #"810516.files/image001.gif">

Рисунок П.1 - Структура Министерства культуры Республики Беларусь

Примечание - Источник: [9]

Похожие работы на - Анализ реализации государственной программы сохранения и развития культуры Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!