Направления развития культурной сферы в Республике Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    459,59 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Направления развития культурной сферы в Республике Беларусь

Оглавление

Введение

Глава 1. Современное состояние культуры в Республике Беларусь

1.1 Белорусская культура сегодня

1.2 Перспективы развития культуры в Республике Беларусь

Глава 2. Направления развития культурной сферы в Республике Беларусь

2.1 Основные направления и виды деятельности учреждений культуры

2.2 Государственная программа развития культуры Беларуси

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Как национальный ресурс культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, включая национальный язык, историко-культурное наследие, традиции, фольклор, народные промыслы и ремесла, профессиональное и самодеятельное искусство, культурологическое и художественное образование, учреждения и кадры культуры, межнациональные и межгосударственные культурные связи, материальное и финансовое обеспечение.

Государственная политика в сфере культуры направлена на:

сохранение самобытности культуры белорусского народа и национальных традиций;

возрождение и сохранение потенциала культурного наследия и его развитие;

обеспечение доступности культурных ценностей широким слоям населения;

защиту духовных, интеллектуальных и культурных ценностей; интеграцию в систему мировой культуры на правах равноправного участника глобальных культурных процессов.

Культура является важнейшим фактором совершенствования человеческого капитала, призванного содействовать устойчивому социально-экономическому развитию нашей страны.

Благодаря целенаправленной поддержке государства, разработке и реализации программ национального возрождения белорусской культуры сохранен культурный потенциал страны. Дальнейшее развитие получило профессиональное искусство, поддерживается и сохраняется историко-культурное наследие народа. Увеличилось число музеев, театров, выпуск книг и брошюр. Установлены культурные связи более чем с 30 государствами мира. Вместе с тем в сфере общественной и деловой жизни культура еще не рассматривается как существенная парадигма развития. В обществе медленно осознается, что нравственно-духовные императивы, также как экологические и экономические, являются решающими при переходе к устойчивому развитию.

Поэтому реальное отношение общества к культуре выражается в недостаточном выделении финансовых средств на ее развитие (1,4% от общих расходов государственного бюджета). Ограниченность финансовых средств затрудняет выполнение мероприятий, предусмотренных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. по сохранению и качественному наращиванию сети учреждений культуры, укреплению и обновлению ее материально-технической базы, обеспечению доступности и разнообразия услуг учреждений культуры для всего населения.

В Республике Беларусь наблюдается тенденция развития разнообразных по типам и видам деятельности предприятий, учреждений и организаций культуры: театров, студий, мастерских, кинотеатров, киноустановок, концертных, художественных и других театрально-зрелищных и культурно-просветительных учреждений, внешкольных, учебных, научно-исследовательских и других предприятий, учреждений и организаций культуры с учетом исторических, этнических и географических особенностей местности. Это и обусловило актуальность выбранной темы для курсовой работы

Целью работы является проанализировать Государственные программы сохранения и развития культуры Республики Беларусь:

Задачи работы:

. охарактеризовать современное состояние культуры в Беларуси;

. проанализировать перспективы развития культуры в Республике Беларусь;

. выявить основные направления и виды деятельности учреждений культуры;

. изучить государственную программу развития культуры Беларуси и ее реализацию Национальной библиотекой Республики Беларусь.

Объект исследования - Государственные программы сохранения и развития культуры Республики Беларусь.

Предмет исследования: Реализация государственной программы Национальной библиотекой Республики Беларусь

Методы научного исследования:

. Анализ и синтез литературных и интернет источников;

. Не включенное наблюдение.

Глава 1. Современное состояние культуры в Республике Беларусь

 

.1 Белорусская культура сегодня


Переход к устойчивому развитию связан не только со сбалансированием экологических и экономических требований, но и созданием новой системы нравственно-духовных и социально-этических ценностей общества, во многом зависящей от состояния культуры.

Благодаря целенаправленной поддержке государства, программам возрождения белорусской культуры сохранен культурный потенциал Республики Беларусь. Дальнейшее развитие получило профессиональное искусство, поддерживается и сохраняется историко-культурное наследие. Увеличилось число театров, музеев, выпуск книг и брошюр.

Однако проблемным остается финансовое обеспечение отрасли. В 2011 г. расходы на культуру составили 1 365 млрд. рублей, или 1,7% от общих расходов государства. против 3% согласно Закону о культуре в Республике Беларусь. Мировой опыт показывает, что государственные расходы на культуру многих стран составляют от 2,3% до 5%.

Рисунок 1 Расходы государства на культуру (в процентах от общих расходов государства)

Примечание - Источник [15]

Из-за недостаточных объемов бюджетного финансирования культуры в Беларуси возникают проблемы укрепления материально-технической базы отрасли, комплектования библиотечных фондов, обеспечения современными техническими средствами и др. [17, с.84].

Для ее реализации требуется решение следующих задач:

сохранение и развитие культурного наследия, национально-культурной самобытности белорусского народа, белорусского языка, расширение сферы его применения;

обеспечение условий для свободного развития культур всех социально-этнических групп, проживающих в Беларуси;

создание условий для свободного творчества;

достижение здорового нравственного климата в обществе;

обеспечение доступности культурных ценностей для всех социальных слоев населения;

усиление роли деятелей и учреждений культуры в решении социально-экономических задач, формировании гражданской позиции и социально активной личности;

интеграция белорусской культуры в систему мировой культуры как

равноправного участника глобальных социокультурных процессов.

Главной целью развития культуры в ближайший период (до 2015 г.) должно стать развитие и укрепление инфраструктуры отрасли, обеспечивающей доступ граждан страны к культурным благам и информационным ресурсам государственных музейных, библиотечных и других фондов культуры. Для этого необходимо осуществить комплекс мер по: сохранению действующей сети учреждений культуры и искусства и качественному ее совершенствованию;

достижению уровня бюджетного финансирования до 1% от ВВП;

созданию новых культурных объектов, более гибко реагирующих на

изменяющиеся потребности и запросы населения;

укреплению и обновлению материально-технической базы;

сохранению движимого и недвижимого культурного наследия;

созданию банка данных об историко-культурном наследии Беларуси, народному искусству и ремеслам;

развитию профессионального творчества и профессионального художественного образования, народного художественного творчества, народных промыслов и традиционной культуры;

повышению уровня и качества услуг культуры.

Устойчивое развитие требует бережной защиты и передачи следующим

поколениям исторического опыта общества и его культурных достижений. В этих целях предстоит реализовать: программы реставрации, реконструкции и

обеспечения сохранения приоритетных историко-культурных ценностей белорусского народа: дворцово-парковый ансамбль XVI - XVIII в. в. в г. Несвиже, замковый комплекс в г. п. Мир Кореличского района, который решением ЮНЕСКО получил сертификат о внесении его в список памятников всемирного природного и культурного наследия [27].

Архитектурные, историко-культурные и природные памятники Беларуси, включенные в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО:

Национальный парк "Беловежская пуща" (как природный трансграничный объект, совместно с Республикой Польша);

Замковый комплекс "Мир" (гп. Мир Кореличского района Гродненской области);

Архитектурно-культурный комплекс бывшей резиденции Радзивиллов в г. Несвиже (Минская область);

Дуга Струве (трансграничный объект, 19 топографических точек которого расположены на территории Беларуси) [21, с.110].

Таблица 1.1 Недвижимые объекты наследия, включенные в Государственный список историко-культурных ценностей (единиц)


Примечание - Источник [15]

Среди регионов республики больше всего недвижимых объектов наследия, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей, расположено в Могилевской области.  На этапе 2011-2020 гг. в отрасли культуры предстоит: провести структурные преобразования организационно-хозяйственного механизма отрасли; разработать эффективный механизм финансирования культуры, новые формы ее экономической поддержки; продолжить работу по совершенствованию культурных процессов в республике, созданию цивилизованного рынка культурных услуг; активно включиться в экономику страны и мировой культурный процесс.

1.2 Перспективы развития культуры в Республике Беларусь


За многовековую историю белорусским народом сформировано богатое самобытное культурное наследие.

В Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО включены архитектурно-культурный комплекс резиденции Радзивиллов в Несвиже, замковый комплекс в г. п. Мир, Беловежская пуща и геодезическая дуга Струве. В стадии подготовки находится досье по Августовскому канлу, еще девять объектов национального достояния рекомендованы для включения в список экспертами ЮНЕСКО.

Сохранение историко-культурных ценностей - одна из приоритетных задач белорусского государства. Реставрационные работы проводятся на более чем 600 объектах, в числе которых Мирский замок, дворцово-парковый комплекс в Несвиже, здание Национального академического Большого театра оперы и балета, бывший дворец Потемкина в Кричеве, Спасо-Преображенская церковь в Полоцке (восстановление фресок XII века) и многие другие [19].

В то же время архитектуре современной Беларуси присущи новаторские поиски как в объемно-пространственной композиции, так и в конструктивном решении. Художественная выразительность общественных зданий проявляется в сочетании реалистической и авангардной тенденций. В системе градостроительных решений усиливается роль монументально-декоративного искусства, а также скульптуры и колористики, активно используются графические средства и декоративное освещение. Интенсивными темпами ведется строительство спортивных сооружений, банковских зданий, деловых, культурно-просветительских учреждений и др.

Только за последние годы в белорусской столице появились такие значимые архитектурные объекты, как Национальная библиотека Беларуси, здание автовокзала "Московский" и железнодорожного вокзала, футбольного манежа. А открытие в 2007 году гостиницы "Европа" стало очередным этапом в реализации проекта по воссозданию исторического центра Минска.

Художественная жизнь Беларуси динамична и разнообразна. Активизируется выставочная деятельность, проводятся совместные акции с зарубежными художниками, заявили о себе арт-дизайн, фотоискусство, компьютерная графика и др.

На смену искусству темы пришло искусство метафоры и концепции. Шире осваивается чужой художественный опыт, идет процесс творческой ассимиляции с мировым художественным процессом. По-прежнему сильны традиции реалистической живописи (М. Савицкий, Г. Ващенко, Л. Щемелев, Б. Казаков, В. Кривоблоцкий, В. Шкарубо). Развивается эмоционально-ассоциативное направление с использованием современных пластических средств выражения (В. Кожух, В. Альшевский, В. Товстик). Прочным остается интерес к чисто живописным ценностям картины (А. Кузнецов, Н. Бущик, Л. Хоботов). Традиции авангарда начала ХХ в. витебской художественной школы развивают в своем творчестве Н. Залозная, И. Тишин, В. Васильева, А. Задорин и другие [12. c.55]

Разнообразны и индивидуальны в способах пластического выражения скульпторы В. Слободчиков, А. Финский, С. Горовая, А. Дранец, С. Бондаренко, В. Жбанов. Для молодых скульпторов на первый план начинает выходить не изобразительность, а переосмысление форм натуры, трансформация привычного в гротескно-фантастическое.

Высокий профессионализм и остроту изобразительного решения демонстрируют белорусские графики А. Кашкуревич, Г. Поплавский, В. Шарангович, М. и В. Басалыги, В. Савич, С. Баленок, М. Барздыко, В. Вишневский. Успехов добились получившие ряд международных наград белорусские плакатисты В. Цеслер, С. Войченко, К. Хотяновский, А. Новожилов, Д. Сурский. Значительны достижения в декоративно-прикладном искусстве (гобелены В. Бартловой, Н. Пилюзиной; керамика В. Колтыгина, Т. Васюк; художественное стекло О. Сазыкиной, Т. Малышевой). Художники активно участвуют в продвижении белорусского искусства на зарубежный арт-рынок, о чем свидетельствует обширная выставочная география: Франция, Италия, Германия, Австрия, Англия, Китай, США и другие страны.

Крупнейшим в стране собранием произведений белорусского, зарубежного и русского изобразительного искусства является Национальный художественный музей Беларуси. В фондах главной сокровищницы музейных ценностей республики хранится около 24 тыс. экспонатов. С открытием нового музейного корпуса площадь постоянной экспозиции увеличилась более чем в четыре раза. Музей активно пропагандирует национальное искусство: в 2007 году здесь открылась юбилейная выставка народного художника СССР и Беларуси, Героя Беларуси Михаила Савицкого, приуроченная к 85-летию мастера, впервые экспонировалась персональная выставка заслуженного деятеля искусств, народного художника Беларуси Леонида Щемелева, организовывались выставки других известных белорусских художников [19].

Вниманию ценителей искусства были представлены и интересные совместные выставочные проекты, в их числе - "Формула движения" с участием белорусского скульптора Сергея Бондаренко и китайского художника Ень Фей Хонга, а также "Пленники красоты", познакомивший с шедеврами русского академического и салонного искусства XIX - начала XX века из фондов Государственной Третьяковской галереи и Национального художественного музея.

Образование и культура являются основой современного общества. Их высокий уровень - залог развития, показатель цивилизованности и международного авторитета страны. Развитие культуры обеспечивает необходимые предпосылки для политического, социального, экономического и духовного воспитания граждан.

Приоритетами в области развития культуры в Республике Беларусь являются:

возрождение, сохранение, развитие и распространение белорусской национальной культуры;

деятельность по сохранению и использованию историко-культурного наследия;

создание и популяризация произведений искусства и литературы для детей, их эстетическое образование и воспитание;

популяризация классических произведений отечественного и всемирного искусства и лучших образцов современной культуры;

обеспечение развития культуры в сельской местности, расширению культурной инфраструктуры деревни.

создание эстетической и удобной жизненной среды для жителей страны.

В отраслевой программе "Захаванне і развіццё культуры Рэспублікі Беларусь на перыяд 2011-2015 гг." ставится стратегическая задача "сохранения историко-культурного наследия, создания условий для всестороннего развития личности, роста ее творческой инициативы, духовных и эстетических потребностей, что существенно повысит роль личности как главной движущей силы нового постиндустриального общества". Здесь налицо ориентация на теорию "постиндустриального общества" с подчеркиванием роли личности и социального капитала в целом.

Однако сама структура отраслевой программы и постановка задач для каждой отдельной подсистемы культуры отражают направленность скорее на создание и сохранение объектов посредством современных ИКТ, нежели на активизацию и развитие социального капитала в системе культурных объектов. Поэтому, не случайно, в ряду задач культурной политики в качестве первых сформулированы следующие:

)"обеспечение доступности культурных ценностей и услуг";

)"реализация программ реставрации, реконструкции или сохранения приоритетных историко-культурных ценностей белорусского народа, включение их в культурный и туристический оборот";

)"разработка и укоренение рациональной схемы размещения сельских учреждений культуры с учетом конкретной социально-демографической и экономической ситуации в сельских населенных пунктах и районах"

Разработка программ по культурной политике, в которой вопросу кадров будет уделяться центральное внимание, позволит сделать ее основанием более тесной и координированной интеграции между различными сферами культуры [9, с.112].

Как следствие доминирования ориентации на сохранение и развитие объектов культуры, в программах культурной политики выделяются преимущественно задачи "сохранения действующей сети учреждений культуры и условий, в которых реализуется ее усовершенствование", а также задачи "инвентаризации" материальных объектов. При этом не уделяется должного внимания роли социального капитала в развитии учреждений культуры и их инфраструктуры. Учреждения культуры не могут рассматриваться как "строительные коробки", наполняющиеся определенным типом социального капитала. Строительство зданий и наполнение их историко-культурными ценностями не гарантирует их трансформацию в учреждения культуры. Для приобретения данного статуса необходимы следующие взаимодействующие элементы:

субъекты, создающие язык, который превращает объекты в культурно-материальные ценности: именно субъекты, обладающие знанием об определенных объектах культуры, трансформируют объект в ценность;

субъекты, прочитывающие, интерпретирующие язык ценностей: потребители культурных благ должны быть соответствующим образом подготовленными, чтобы потреблять культурные блага, опознавать их, осознавать сам факт их существования;

сами объекты-ценности, сохранность которых обеспечивается существованием обозначенных субъектов;

материальные и социальные условия, обеспечивающие сохранение, интерпретацию и, что особенно важно, постоянную реинтерпретацию ценностей культуры в пространственном и временном контекстах эволюции их значений.

В контексте современных тенденций развития креативной индустрии актуально реформулирование государственных программ Республики Беларусь в понятиях теории "креативного общества". Своевременность этого шага обосновывается неопределенностью концептуальных оснований имеющихся на сегодняшний день программ социально-экономической политики. При этом предпосылки конвергенции концепции креативной индустрии и стратегических задач современной политики Республики Беларусь могут быть обозначены первоначально следующими пунктами:

ориентация на личность как главную движущую силу "нового общества";

содействие "укреплению связи науки, образования, производства и рынка в инновационном процессе; созданию рынка научно-технической продукции; налаживанию механизмов коммерциализации нововведений, включая объекты интеллектуальной собственности; усилению инновационной конкуренции и роли инноваций как основного катализатора инвестиций";

"реорганизация и объединение учреждений культуры там, где это целесообразно и обоснованно…", "развитие межотраслевых комплексов" реального сектора экономики, а также "ускоренное создание государственных межотраслевых научно-исследовательских и учебно-методических центров по приоритетным направлениям науки и технологий", что соответствует и способствует интеграции искусства, науки, промышленности и бизнеса по различным направлениям деятельности;

"создание рынка объектов интеллектуальной собственности и инновационной инфраструктуры" в условиях "совершенствования охраны и управления интеллектуальной собственностью"; "развитие малого и среднего инновационного предпринимательства"

Основными принципами культурной деятельности в Республике Беларусь являются:

свобода творческой деятельности и саморазвитие культурных процессов, плюрализм направлений и стилей в творчестве, отказ от монополизма в культуре;

защита интеллектуальной собственности;

общедоступность духовных ценностей;

право на беспрепятственную культуротворческую деятельность на территории Республики Беларусь для всех национальных сообществ;

приоритет условий для развития белорусской национальной культуры;

гуманистическая направленность, усиление личностного начала в культурной деятельности, ориентация на общечеловеческие ценности, высокоморальный характер культуры;

обеспечение связей белорусской национальной культуры с культурами других народов;

соединение государственных и общественных начал в организации культурной деятельности;

полная самостоятельность культурной деятельности Республики Беларусь [18, с.55].

В качестве основных факторов, положительно влияющих на развитие культуры в Республике Беларусь можно выделить следующее:

обогащение духовной жизни граждан республики, их нравственной, профессиональной, художественной культуры на основе дальнейшего развития образования, культуры, науки, искусства, литературы, утверждения принципов нравственности и морали всех социальных групп страны:

реализация мероприятий, направленных на повышение результативности и эффективности расходов республиканского бюджета Республики Беларусь, в том числе пересмотр приоритетов в расходовании бюджетных средств и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

Основные факторы, отрицательно влияющие на развитие культуры:

рост конкуренции со стороны теле-, видео-, интернет-продуктов.

Основные проблемы развития:

старение материально-технической базы учреждений культуры и искусства;

низкий уровень информатизации;

нехватка специалистов в области культурного менеджмента и социокультурного проектирования.

Таким образом, в условиях приоритетной поддержки развития туристской индустрии со стороны государства выполнение Национальной программы развития туризма в Республике Беларусь обеспечит более эффективное использование человеческих, информационных, материальных и прочих ресурсов, ориентированное на рынок труда и требования социально-экономического развития страны. [14, с.83].

Глава 2. Направления развития культурной сферы в Республике Беларусь

2.1 Основные направления и виды деятельности учреждений культуры


В Республике Беларусь большое внимание уделяется занятости молодежи, что представлено огромным количеством кружков и коллективов художественной самодеятельности. В летнее время работают оздоровительные и трудовые лагеря. Развитию патриотизма помогают реставрационные и поисковые клубы, которые занимаются раскопками, реставрацией и сбором исторических ценностей, чертежей, останков захоронений Великой Отечественной войны. Существуют клубы фольклора, участники которых ездят по деревням и селам и записывают фольклор.

Минусом развития культуры в Республике Беларусь можно назвать, как уже говорилось ранее, малое финансирование (1,7 % бюджетных денег). Так что можно сказать, что развитие культуры в данной стране строится в целом на добровольных, немеркантильных целях.

Чтобы удержать молодежь от попадания в группы риска, существуют Дворцы внешкольного воспитания, комнаты внешкольной работы, где каждый желающий может найти себе занятия по вкусу.

В последние годы открыто большое количество, коммерческих организаций оказывающих социально-культурные услуги. В их число входят не только платные клубы и дискотеки, но и клубы внешкольной работы, школы раннего развития для детей с 1,5 лет, центры рекреации для беременных женщин и молодых семей.

За последние годы прослеживается нацеленность культурной политики государства на семейный отдых, повышение демографического положения страны, сохранение семей и реабилитация неблагополучных семей.

Благодаря должному вниманию к вопросам развития культуры и искусства руководства республики в сложных условиях переходного периода удалось не только сохранить, но и преумножить ее культурный потенциал.

Одно из важнейших мест в культурной жизни республики занимает театральное искусство. Активно и плодотворно осваивает различные стили и направления мировой театральной культуры в контексте лучших традиций национального искусства белорусский профессиональный театр. В постановках доминирует углубленный психологический реализм и в то же время осваивается модернистская эстетика, национальное возрождение на театральной сцене переживает классическая белорусская драматургия. Лучшие спектакли, режиссерские и актерские работы получают признание как у себя на родине, так и за рубежом. Белорусские театры ведут активную гастрольную деятельность, участвуют и завоевывают награды в престижных международных фестивалях, в числе которых Эдинбургский в Великобритании, Шиллеровский и Боннское биеннале в Германии, Шекспировский в Испании, Чеховский в России и многие другие [19].

Сегодня в Беларуси действуют 27 профессиональных государственных театров. Среди них больше всего драматических (19). Также в республике 7 кукольных театров (в каждой области и столице) и 3 музыкальных. Молодёжный театр эстрады, несмотря на своё название, относится к концертным организациям из-за специфики своей деятельности (Таблица 1.2)

Таблица 1.2 - Театры


В 2011 году театры республики посетили 1 851,5 тыс. зрителей, почти половина из них приходится на театры г. Минска.  По подчинению выделяют театры республиканские, городские и областные. Пять театров в Беларуси имеют статус "национальный". Среди драматических это: театры Я. Купалы, М. Горького (Минск), Я. Коласа (Витебск). Также есть два музыкальных национальных театра - оперы и балета. Четыре театра носят почётное звание "Заслуженный коллектив РБ". Это Гомельский областной драматический театр, Брестский театр драмы и музыки, Белорусский государственный музыкальный театр (Минск), Белорусский театр "Лялька" (Витебск). Лицо театра - это его репертуар. В последнее время белорусские театры стали активно увеличивать количество постановок. Творческими коллективами профессиональных театров проводится более 8 тыс. спектаклей, концертов и творческих вечеров. Репертуар театров в 2011 году составил 940 спектаклей. В среднем один театр ставит около 280-ти спектаклей за сезон [9, с.110].

Особым направлением современного театрального искусства являются постановки спектаклей для детей. Репертуар профессиональных театров в 2011 году включал 414 детских спектаклей, что составило почти половину всего репертуара театров. Практически в каждом театре существует отдельный детский репертуар. Спектакли для самых маленьких обычно идут по утрам в выходные дни.

Что характерно: народ вновь потянулся в театры. После шоковой терапии 90-х, когда людям было не до высоких искусств, показатели посещаемости вновь поползли вверх. "Приз зрительских симпатий" можно смело отдавать Национальным театрам балета, Я. Купалы, музыкальному театру. На их постановках практически всегда аншлаги. В уходящем году более 100 тысяч зрителей побывали в каждом из названных заведений.

Национальный академический Большой театр балета - лидер практически по всем показателям. Помимо того, что его залы никогда не бывают пустыми, театр также добился и значительных успехов в воспитании творческой молодёжи. Только в 2006 году 6 человек из его труппы стали победителями международных конкурсов в области хореографии.

Среди областных театров по количеству зрителей лидирует Гомельский областной драматический театр (86 тысяч). В целом Гомельская область - пожалуй, самая "театральная" в Беларуси. Помимо областного драматического и кукольного, в Гомеле есть ещё также молодёжный экспериментальный театр, а также драматический театр в Мозыре Гомельской области. Кроме того, Гомель раз в три года становится центром Международного театрального фестиваля "Славянские театральные встречи" [15]. Активно развивается сеть музеев, ведется соответствующая научно-исследовательская работа. В последние годы "сложилась устойчивая тенденция увеличения количества музеев, выставок и экскурсий, музейного фонда и посетителей". В ближайшие годы также можно ожидать опережающее развитие сети частных музеев. Интерес к ним довольно высокий, у людей есть возможности для формирования экспозиций.

Таблица 1.2 Основные показатели деятельности музеев


В Национальном историческом музее Республики Беларусь хранится более 8 тыс. произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства Беларуси, России и зарубежных стран.

Республика Беларусь создает национальные музеи, которые являются хранителями особенно ценных фондов национального культурного наследия Белоруссии и иного культурного достояния Республики Беларусь и выполняют роль научных, культурно-просветительных и методических центров музейного дела в республике. Национальные музеи Республики Беларусь обладают правом приобретения и сохранения предметов и объектов национального культурного наследия Белоруссии, находящихся в собственности государства или переходящих в его собственность.

Наиболее популярные музеи:

Мемориальный комплекс "Брестская крепость-герой" (338,6 тыс. посещений за год);

Гомельский дворцово-парковый ансамбль (304,4 тыс. посещений);

Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны (219,4 тыс. посещений);

Национальный историко-культурный музей заповедник "Несвиж" (210,4 тыс. посещений);

Замковый комплекс "Мир" (195,5 тыс. посещений);

Национальный художественный музей Республики Беларусь (182,9 тыс. посещений) [17].

На территории Республики Беларусь создаются и действуют заповедники природы, историко-культурные и археологические заповедники.

В настоящее время основой государственных гарантий сохранения, развития и распространения культуры в Республике Беларусь остается бюджетное финансирование. Так, в бюджете страны на 2010г. планировалось направить на развитие культуры, искусства и кинематографии 0,4% общей суммы расходов, в 2011г. этот показатель составил 0,8%, в 2012г. - 0,78%. По отношению к общим расходам местных бюджетов расходы на культуру составляют 4 - 5%. В целом складывается следующее соотношение общих расходов: за счет республиканского бюджета - 20%, местных - 80%. Законодательно разрешены дополнительные источники финансирования деятельности учреждений культуры (доходы от предпринимательской деятельности, кредиты банков, добровольные пожертвования и др.) [29].

Государственное финансирование культуры направлено на сохранение историко-культурного наследия и дальнейшее развитие культуры, создание условий для всестороннего развития личности, роста ее творческой инициативы, духовных и эстетических потребностей.

Благодаря бюджетному финансированию сохранена и развивается сеть культурных организаций. В настоящее время в республике функционируют 27 театров, 13 концертных организаций, в том числе 6 филармоний, 2 цирка, 4245 библиотек, 3960 учреждений клубного типа, в которых действуют 18495 кружков и коллективов художественной самодеятельности по интересам, 153 музея, 2461 киноустановка [17].

Кроме того, оказывается значительная финансовая поддержка в реализации творческих и культурологических проектов.

Созданы и функционируют: фонд Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства, специальный фонд по поддержке талантливой молодежи. За годы деятельности указанного фонда более 1000 молодых талантов получили финансовую поддержку, 725 лауреатов республиканских и международных конкурсов стали стипендиатами, которые продолжают учиться в учреждениях образования искусства и культуры, работают в отрасли, стали профессиональными музыкантами, артистами балета, художниками, кинематографистами.

Центрами духовного обогащения нации, образования и информации являются библиотеки. В Беларуси библиотеки доступны для любого жителя. Главным координационным центром в области библиотековедения и книговедения в республике является Национальная библиотека Беларуси.

Национальная библиотека Беларуси - хранилище универсального фонда, объем которого составляет более 9 млн. экземпляров различных носителей информации по всем отраслям знаний. Библиотека имеет более 5 млн. экземпляров книг и брошюр, более 3 млн. экземпляров периодических изданий, свыше 7 тысяч электронных документов.

Рисунок 2 - Число публичных библиотек в сельской местности (единиц)

Примечание - Источник [15]

В Беларуси 2012 год был объявлен Годом книги. Такое решение принято в целях повышения роли книги и чтения в современном обществе, воспитания у молодого поколения любви к художественному слову, развития отечественной литературы. Это является убедительным свидетельством того, что вопросы сохранения духовности общества, развития белорусской литературы и культуры - предмет особой заботы государства. В республике с каждым годом увеличивается не только количество наименований издаваемых журналов и других периодических изданий, но и годовой тираж. Так, в 2011 году было выпущено 918 наименований журналов и других периодических изданий, в том числе 160 - на белорусском языке.

Рисунок 3 - Выпуск книг и брошюр по целевому назначениюв 2011 году (в процентах к общему числу печатных единиц)

Примечание - Источник [15]

В республике с каждым годом увеличивается не только количество наименований издаваемых журналов и других периодических изданий, но и годовой тираж. Так, в 2011 году было выпущено 918 наименований журналов и других периодических изданий, в том числе 160 - на белорусском языке.

Для осуществления проката и демонстрации кино - и видеофильмов в Республике Беларусь создаются предприятия и учреждения кино-, видеопроката и кино-, видеосети, действующих на основе Закона Республики Беларусь "О предприятиях в Республике Беларусь".

Право юридических и физических лиц на создание и деятельность предприятий кино-, видеопроката, а также кинотеатров, киноустановок, видеозалов, видеосалонов реализуется в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь (таблица 1.3)

Таблица 1.3 Кинотеатры

Предприятия, учреждения кино-, видеопроката, кинотеатры, видеоустановки, видеозалы, видеосалоны регистрируются местными Советами народных депутатов в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь. Для организации культурно-просветительной деятельности, эстетического воспитания и обеспечения отдыха населения, полноценного использования свободного времени в Республике Беларусь гарантируется развитие многообразных по типам и видам учреждений: дворцов (домов) культуры, клубов, парков культуры и отдыха, молодежных культурных центров и других. Деятельность культурно-просветительных учреждений регулируется соответствующим законодательством Республики Беларусь. В 2011 году 17 концертных организаций организовали проведение свыше 7 тыс. концертов, которые посетило 1,4 млн. зрителей.

Таблица 1.4 - Основные показатели деятельности концертных организаций


Музыкальное искусство Беларуси достойно представляют такие коллективы, как Белорусский государственный ансамбль "Песняры", Белорусский заслуженный хореографический ансамбль "Хорошки", Белорусская государственная филармония и др.  В 2011 году 17 концертных организаций организовали проведение свыше 7 тыс. концертов, которые посетило 1,4 млн. зрителей. На территории Республики Беларусь ежегодно проводятся международные фестивали:

фестиваль искусств "Славянский базар в Витебске",

фестиваль народной музыки "Звiняць цымбалы i гармонiк" (г. Поставы),

фестиваль анимационных фильмов "Анимаевка" (г. Могилев),

фестиваль детского творчества "Золотая пчелка" (г. Климовичи),

фестиваль песни и музыки Поднепровья России, Беларуси и Украины "Днепровские голоса в Дубровно" (Витебская область),

фестиваль народного творчества "Венок дружбы" (г. Бобруйск) и др.

Рисунок 2 - Число проведенных концертов и число посещений в 2011 году по областям и г. Минску

Примечание - Источник [15]

Для организации культурно-просветительской деятельности, и обеспечения отдыха населения в 2011 году в республике действовало 3,6 тыс. учреждений клубного типа. Большая часть из них (клубы, дома культуры и т.д.) находится в сельских населенных пунктах [15].

Приоритетной формой клубной работы являются студии, любительские коллективы художественного творчества. В 2011 году в них занималось 205,7 тыс. человек. В республике работает 2 цирка. В 2011 году цирками проведено 408 представлений, которые посетило 602 тыс. зрителей.

В республике работает 5 зоопарков, которые в 2011 году посетили свыше 655 тысяч человек.

Таким образом, мы видим, что современная культурная жизнь Беларуси динамична и разнообразна. В стране проходит множество художественных выставок, музыкальных, театральных и кинематографических фестивалей. Все дошедшие до наших дней шедевры белорусского искусства находятся под защитой государства. Они хранятся в коллекциях крупнейших белорусских музеев, собраниях библиотек. Классика белорусской музыки и драматургии демонстрируется на театральных подмостках и в концертных залах.

Все это интересно и доступно как для белорусов, так и для гостей страны.

2.2 Государственная программа развития культуры Беларуси


Государственная программа развития культуры в стране на 2011-2015 годы разработана впервые. Проект согласован со всеми исполкомами, министерствами, ведомствами, имеющими к этому отношение, и внесен на рассмотрение в Совет Министров. Документ, возможно, еще претерпит изменения, еще могут быть внесены дополнения или уточнения, но в целом программа может быть принята в таком виде.

Характеризуя проект Государственной программы развития культуры на 2011-2015 годы, отметим, что она отличается от отраслевой в первую очередь по содержанию. В программе выделено 10 основных задач или подпрограмм. Ряд из них включен в документ столь объемно впервые. Это касается, в частности, раздела "Сохранение и развитие материального и нематериального культурного наследия". Широко прописан раздел программы "Обеспечение сохранности музейного фонда Республики Беларусь и общедоступность музейных предметов". Подпрограмма "Поддержка отечественных производителей киновидеоискусства и развитие кинематографии" также впервые столь обстоятельно разработана и включена в документ. Широкое отражение нашли темы "Поддержка и развитие народного творчества, развитие системы эстетического воспитания профессионального художественного образования и поддержка талантливой молодежи", "Совершенствование научного обеспечения в сфере культуры". Подпрограмма "Формирование и укрепление имиджа национальной культуры в Беларуси и за пределами страны" включена отдельным разделом. Большое внимание в проекте уделено вопросам совершенствования нормативно-правовой базы и экономического стимулирования развития сферы культуры. Программа включает разделы "Обеспечение свободного и равного доступа к информационным ресурсам в библиотечных фондах для разных групп населения", "Развитие профессионального искусства".

Говоря о новизне программы, подчеркнем, что ряд подпрограмм включен в документ в расширенном объеме впервые, а такой раздел, как "Укрепление имиджа национальной культуры в Беларуси и за пределами страны", ранее не был представлен вовсе. Программа - не застывший документ, она содержит только основные задачи и мероприятия. Кроме того, практически по каждой подпрограмме есть некие новые направления деятельности. Включен ряд новых задач и проектов, в том числе и создание новых формирований, структур. Например, в разделе "Поддержка отечественных производителей продукции киновидеоискусства и развитие кинематографии" предусматривается создание национального центра кино, который будет, по нашим планам, заниматься продвижением отечественной киновидеопродукции не только в границах своей страны, но и за ее пределами, активной продюсерской деятельностью, формированием портфеля сценарных материалов и т.д. В подпрограмме "Формирование и укрепление имиджа национальной культуры в Беларуси и за пределами страны" предусматривается развитие сети культурных центров Беларуси в зарубежных странах, активизация сотрудничества с белорусской диаспорой.

Сохраняя традиционные формы государственной поддержки в области культуры, в программе предусматриваются и новые дополнительные меры экономического стимулирования развития сферы. Программа будет финансироваться за счет республиканского и местных бюджетов. Предусматривается повышение объемов финансирования по основным направлениям в отрасли [9].

Некоторые позиции не вошли в программу по причине того, что их не удалось согласовать, в первую очередь, из-за нехватки финансовых средств. Но, во-первых, это не догматичный документ, а во-вторых, даже если он будет принят в таком объеме, то это даст возможность разрешать основные задачи, которые стоят перед сферой культуры. Первоочередные среди них - поддержка и укрепление материально-технической базы всех объектов культуры, начиная с памятников архитектуры, объектов историко-культурного наследия и заканчивая клубами и библиотеками. В документе детально прописаны все направления. Это и приобретение современного оборудования, и более широкое использование интернет-ресурсов, формирование сайтов учреждений культуры, использование мультимедийных средств. Если говорить о формировании музейных экспозиций, приобретении музыкальных инструментов и т.д., то впервые в программе детально это расписано по каждому республиканскому объекту. Дополнительно по местным объектам программу будут детализировать местные органы управления, но вся музейная сеть, например, уже заложена в программу. И это касается не только республиканских музеев, но и местных, районных музеев, где прописано, что планируется сделать в течение 5 лет в каждом конкретном музее. Предусматривается развитие музейной сети, создание новых музейных учреждений. Детально прописан раздел по поддержке киновидеоискусства в части развития и укрепления материально-технической базы кинотеатров в стране, создание новых, оснащение их современным оборудованием (системами формата Dolby, 3D и т.д.).

Создание системы национальных преференций для развития отечественной культуры и искусства - одна из ключевых позиций госпрограммы развития культуры. Экономическое стимулирование развития сферы культуры предусматривает не только увеличение объемов бюджетного финансирования, но и создание стимулирующих условий, а это значит введение системы льгот на налогообложение на средства, которые вкладываются в развитие сферы. Беларусь не создает в этом вопросе новый прецедент, а использует опыт других стран, где бюджетное финансирование значительно меньшее, но существуют такие экономические формы стимулирования. В данном направлении предусмотрен целый ряд мероприятий. Это и привлечение спонсорских средств, стимулирование меценатов, и моральное поощрение - создание дополнительных стимулов, поскольку, по мнению замминистра культуры, без такой составляющей учреждения культуры полноценно существовать не смогут. Важным элементом должно стать развитие системы платных услуг. Однако механическое планирование, доведение плановых показателей по платным услугам для учреждений культуры от достигнутого, неверное, и не должно таким быть. Платные услуги должны стимулировать в первую очередь творческую деятельность, соответствовать сущностному назначению учреждений культуры. И если введение платных услуг обусловлено повышением качества обслуживания, качества предложения, тогда посетители будут охотно пользоваться ими.

В любом случае предложенная госпрограмма развития культуры республики на ближайшую пятилетку станет важным стимулом для инициативной деятельности учреждении культуры и важным шагом государственной поддержки. Поскольку основную сеть учреждений культуры сегодня составляют государственные учреждения, они формируют и в большей степени реализуют культурную политику, понятно, что они требуют поддержки, внимания. Особенно это касается учреждений, которые по своей сути не могут быть прибыльными или зарабатывать деньги, как, например, библиотеки. Государственная программа развития культуры на 2011-2015 годы станет основой для краткосрочного и долгосрочного планирования развития сферы культуры. Программа предусматривает также создание Национальной электронной библиотеки, электронных библиотек "Францыск Скарына - беларускі і ўсходнеславянскі першадрукар" и "Radziviliana", а также - полная компьютеризацию государственных музеев и библиотек.

Для дальнейшего развития культурно-досуговой деятельности в сельской местности в Республике Беларусь согласно Государственной программы возрождения и развития села предусматривается:

реструктуризация сети сельских учреждений культуры, разработка и внедрение рациональных схем их территориального размещения с учетом конкретной социально-демографической ситуации в сельских населенных пунктах, сельсоветах, районах;

создание в агрогородках социально-культурных комплексов, включающих основные объекты культурно-досуговой деятельности: клуб, библиотеку, детскую школу искусств или классы по специальностям искусств и др.;

формирование на базе реконструируемых учреждений культуры в населенных пунктах, где существование отдельных учреждений культуры является нецелесообразным, интегрированных учреждений, оказывающих культурно-образовательные, физкультурно-оздоровительные, социально-бытовые и другие услуги:

создание 22 районных и сельских домов ремесел, обеспечивающих сохранение, обогащение национальных и местных обычаев, обрядов и фольклора, традиций народного декоративно-прикладного искусства; открытие 6 детских школ народного творчества и народных ремесел;

определение и восстановление в регионах страны наиболее значимых сельских исторических усадеб (музеев под открытым небом). Формирование на их основе усадебно-этнографических комплексов для использования в качестве объектов культурно-досуговой деятельности, туристического показа и обслуживания, объединенных межрегиональными туристическими маршрутами. Обеспечение развития инфраструктуры сельского туризма с использованием местных традиций и обычаев;

улучшение культурного обслуживания жителей отдаленных сел, возобновление и организация работы передвижных библиотек, оснащенных необходимым культурно-информационным оборудованием;

модернизация устаревшего кинопроекционного оборудования в сельских учреждениях культуры, при необходимости обеспечение их видеопроекционными системами;

обеспечение целевого комплектования библиотечных фондов общественно-политической, художественной и детской литературой, изданиями по вопросам ведения приусадебного хозяйства, строительства индивидуальных жилых домов, подписки на общественно-политические газеты, литературно-художественные периодические издания; завершение компьютеризации крупных сельских библиотек;

ежегодное проведение республиканского фестиваля "Мастера искусств - труженикам села" с оказанием конкретной помощи в укреплении материально-технической базы сельских учреждений культуры;

шефство творческих организаций, учреждений культуры и искусства, учебных заведений над сельскими учреждениями культуры. Организация на базе крупных сельских домов (центров, дворцов) культуры 250 площадок филармонического и театрального обслуживания населения;

открытие 118 филиалов и классов детских школ искусств с различными направлениями художественного творчества детей, в том числе на базе средних общеобразовательных школ. Создание при 6 областных средних специальных учебных заведениях культуры и искусства консультационных центров для оказания методической помощи и выявления на селе художественно одаренных детей и талантливой молодежи;

первоочередное удовлетворение заявок сельских учреждений культуры при распределении выпускников соответствующих учреждений образования, установление для молодых специалистов, прибывших на работу в сельскую местность по распределению, социальных гарантий (обеспечение жильем, предоставление льгот на оплату коммунальных услуг).

Проведение мероприятий по развитию учреждений культуры в сельской местности даст возможность расширить культурно-досуговую деятельность, приобщить население к культурно-историческому наследию, внедрить новые формы культурного обслуживания сельского населения, создать 186 сельских учреждений культуры качественно новых типов. В сфере культуры будет создано не менее 500 новых рабочих мест.

Таким образом, мы видим, что в республике достаточно динамично развивается культурная сфера, а госпрограмма развития культуры республики на ближайшую пятилетку станет важным стимулом для инициативной деятельности учреждении культуры и важным шагом государственной поддержки.

Реализация государственной программы Национальной библиотекой Республики Беларусь

обеспечивать формирование ИР и их сохранность;

усовершенствовать систему информационно-библиотечного обслуживания населения;

увеличивать темпы информатизации библиотек;

создавать условия для укрепления И развития материально-технической базы библиотек. Программа "Культура Беларуси" реализуется третий год, и в соответствии с поставленными задачами уже достигнуты определенные результаты.

Внедрение новых технологий постепенно преображает библиотеки в наиважнейшие информационные центры общества. На 01.01.2013 г. компьютеризировано 48 % публичных библиотек республики, в том числе все областные, центральные городские и районные, почти половина сельских библиотек-филиалов.

В автоматизированном режиме Национальной библиотеке Республики Беларусь (НББ) функционируют все республиканские отраслевые и областные библиотеки. Осуществлено подключение оптоволоконными каналами связи в единую корпоративную сеть НББ, республиканских отраслевых библиотек, областных библиотек и библиотек вузов. Выход в Интернет имеют более 40 % публичных библиотек, в том числе каждая пятая сельская библиотека.

НББ является центром корпоративной каталогизации, участниками которой на сегодняшний день являются НББ, ЦНБ НАН, РНТБ. Опытная эксплуатация СЭК на базе нового программного обеспечения начата во ІІ квартале 2007 г.

Одним из направлений координации в сфере создания информационных ресурсов является генерация корпоративных библиографических баз данных (БД) белорусоведческой тематики. С 2007 г. НББ приступила к созданию корпоративной БД "Беларусь: от прошлого к настоящему". Планируется, что в БД будут представлены документы, находящиеся не только в Национальной библиотеке Беларуси, но и в других библиотеках, в первую очередь, в ЦНБ НАН Беларуси, РНТБ, Президентской библиотеке и т.д.

культурная сфера государственная беларусь

НББ, выполняя миссию республиканского информационного центра, стремится формировать перечень ЭИР с исчерпывающей полнотой, ориентируясь на восполнение информационных лакун в масштабах страны. Постепенно она целенаправленно и планомерно увеличивает средства на обеспечение доступа к лучшим базам данных всемирно известных производителей. Ежегодно обеспечивается доступ более чем к 130 базам данных, что составляет примерно половину всех баз данных, приобретаемых библиотеками страны.

НББ является бесспорным лидером в республике в части создания ЭИР и обслуживания ими пользователей. Первой интеллектуальной электронной продукцией библиотеки стал электронный каталог (ЭК), который и сегодня является ее базовым информационным ресурсом, позволяющим пользователям осуществлять многоаспектный поиск документов и их заказ. В 2010 г. объем ЭК НББ был значительно увеличен (в четыре раза) в результате окончания работ по ретроконверсии карточных каталогов, осуществленных в рамках отраслевой программы "Сохранение и развитие культуры Республики Беларусь". В настоящее время ЭК НББ объемом свыше 4,4 млн записей ежегодно пополняется в среднем на 100 тыс. новых записей и практически полностью отражает весь имеющийся в библиотеке документный фонд. С 2009 г. ЭК НББ доступен в Интернете.

Для более точного и полного представления вербальных информационно-поисковых языков и формирования поисковых полей в ЭК сформирован массив авторитетных записей, на основе которого создается национальная БД таких записей. Ежегодно БД увеличивается на 3,5-4 тыс. новых записей.

Наряду с ЭК НББ создает различные тематические БД, содержащие перспективную, текущую и ретроспективную информацию. В настоящее время библиотека формирует 15 тематических БД, среди которых: "Беларус: ад мінулага да сучаснага", "Библиотеки Республики Беларусь и зарубежных стран", "Ученые Беларуси" и др. Общий объем ЭИР собственной генерации НББ на 1.10.2012 г. составляет около 9 млн записей.

Стратегически корпоративное использование ИР должно быть направлено на обеспечение пользователям следующих возможностей:

доступа к информации о фондах и коллекциях библиотек республики;

доступности документов независимо от места их хранения;

доступа к библиографическим, реферативным, полнотекстовым, фактографическим и другим БД, генерируемым библиотеками и информационными учреждениями страны.

Национальной библиотекой утвержден перспективный план развития, в котором предусмотрен ряд мероприятий, ориентированных на организацию широкого доступа и многоаспектного использования совокупного информационного ресурса.

В первую очередь, это представление на интернет-портале библиотеки сводного электронного каталога, что обеспечит не только сокращение временных затрат пользователей на поиск необходимых документов, но и возможность выбора места обращения к документу при наличии нескольких хранителей.

На расширение возможностей пользователей по доступу к документам независимо от места их хранения направлен еще один проект НББ - создание корпоративной службы электронной доставки документов (ЭДД). Данный сервис будет представлять собой программно-технологический комплекс, основанный на преобразовании потока запросов в форме вторичной информации в полнотекстовую. Служба объединит НББ, республиканские отраслевые и областные библиотеки.

Координация информационно-технологического развития осуществляется посредством взаимодействия в области:

приобретения и использования технических средств и оборудования;

приобретения и разработки программных средств;

обеспечения доступа к национальным и глобальным компьютерным сетям.

Сегодня НББ формирует собственную электронную библиотеку - основу будущей Национальной электронной библиотеки. На протяжении 2006-2011 гг. НББ был реализован ряд проектов, целью которых являлось создание тематических электронных коллекций белорусоведческого содержания. Наиболее значительные из них реализованы при поддержке Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО в Республике Беларусь.

На международном межведомственном уровне были осуществлены проекты по виртуальной реконструкции библиотек Радзивиллов, Сапег, Хрептовичей. В 2010 г. начат международный проект "Франциск Скорина - белорусский и восточнославянский первопечатник первой трети 16 в.", приуроченный к 500-летию издания первой печатной книги (2017 г.). Проекты по созданию электронных коллекций Radziviliana и "Франциск Скорина - белорусский и восточнославянский первопечатник" нашли отражение в государственной программе "Культура Беларуси" на 2011-2015 гг. со сроками реализации до 2015 г.

НББ принимает непосредственное участие в разработке и реализации государственных и отраслевых программ, в первую очередь, государственных программ "Социально-экономическое развитие Республики Беларусь", "Возрождение и развитие", "Информатизация Республики Беларусь", "Электронная Беларусь", "Память Беларуси", отраслевой программы "Сохранение и развитие культуры в Республике Беларусь".

С целью содействия формированию государственной библиотечной политики, определения векторов целевой государственной поддержки приоритетных направлений развития библиотек Республики Беларусь, разработки прогноза развития отрасли НББ регулярно проводит научные исследования, в которых принимают участие республиканские, областные библиотеки, городские и районные ЦБС, библиотеки предприятий и организаций.

Одним из важнейших направлений остается работа по совместной разработке и реализации международных проектов, таких как "Сокровища славянской культуры", "Электронная библиотека - школьникам", "Белорусское литературное наследие", "Radziviliana", "Несвиж: культурный центр Европы и национальный памятник".

Создание полноценной национальной электронной библиотеки требует наличия полной и достоверной информации о национальных электронных документах. К сожалению, проблема отсутствия полного библиографического учета и регистрации таких документов пока не решена. В 2010 г. на межведомственном уровне была согласована Программа развития национальной библиографии. Это один из крупнейших корпоративных проектов последнего десятилетия. В заданиях государственной программы "Культура Беларуси" на 2011-2015 гг. предусмотрено создание сводного электронного информационного ресурса национальной библиографии Беларуси и динамической модели национальной библиографии Беларуси (последняя уже создана и задепонирована). Поэтому можно полагать, что к концу 2015 г. вопрос об организации полного библиографического учета национального документа будет решен.

Основываясь на сформированных электронных ИР и внедрении современных информационных технологий, в начале нового тысячелетия библиотеки сконцентрировали свои усилия на качественно новом уровне удовлетворения информационных и социокультурных потребностей населения. Важными общенациональными задачами стали формирование в Беларуси единого информационно-правового пространства и накопление ИР правовой тематики.

С целью обеспечения населения республики достоверной и актуальной правовой информацией в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 01.12.1998 г. №565 "О совершенствовании государственной системы правовой информации Республики Беларусь" было начато создание публичных центров правовой информации (ПЦПИ) на базе библиотек Министерства культуры Республики Беларусь. Созданная в течение десятилетия разветвленная сеть ПЦПИ дает основание говорить о многофункциональной сбалансированной системе информационно-правового обеспечения широкого круга населения, которая действует на базе общедоступных библиотек. На 1.01.2013 г. количество ПЦПИ составило 495 единиц, в том числе 167 функционирует при сельских библиотеках, 30 - при детских библиотеках.

Таким образом, в республике создана необходимая программно - техническая база для корпоративного взаимодействия библиотек республики.

Объединение в одном здании информационной, социокультурной и социополитической функций позволило создать уникальное учреждение - Национальную библиотеку Беларуси, - деятельность которой направлена на формирование интеллектуального потенциала нашего общества на базе корпоративного использования имеющихся в республике информационных ресурсов, создание необходимых условий для интеграции Беларуси в единое мировое информационно-культурное пространство.

Заключение


На этапе 2011-2020 гг. в отрасли культуры предстоит: провести структурные преобразования организационно-хозяйственного механизма отрасли; разработать эффективный механизм финансирования культуры, новые формы ее экономической поддержки; продолжить работу по совершенствованию культурных процессов в республике, созданию цивилизованного рынка культурных услуг; активно включиться в экономику страны и мировой культурный процесс.

В качестве основных факторов, положительно влияющих на развитие культуры в Республике Беларусь можно выделить следующее:

обогащение духовной жизни граждан республики, их нравственной, профессиональной, художественной культуры на основе дальнейшего развития образования, культуры, науки, искусства, литературы, утверждения принципов нравственности и морали всех социальных групп страны:

реализация мероприятий, направленных на повышение результативности и эффективности расходов республиканского бюджета Республики Беларусь, в том числе пересмотр приоритетов в расходовании бюджетных средств и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

Основные факторы, отрицательно влияющие на развитие культуры:

рост конкуренции со стороны теле-, видео-, интернет-продуктов.

Основные проблемы развития:

старение материально-технической базы учреждений культуры и искусства;

низкий уровень информатизации;

нехватка специалистов в области культурного менеджмента и социокультурного проектирования.

Таким образом, в условиях приоритетной поддержки развития туристской индустрии со стороны государства выполнение Национальной программы развития туризма в Республике Беларусь обеспечит более эффективное использование человеческих, информационных, материальных и прочих ресурсов, ориентированное на рынок труда и требования социально-экономического развития страны. [14, с.83].

Для организации культурно-просветительской деятельности, и обеспечения отдыха населения в 2011 году в республике действовало 3,6 тыс. учреждений клубного типа. Большая часть из них (клубы, дома культуры и т.д.) находится в сельских населенных пунктах [15].

Приоритетной формой клубной работы являются студии, любительские коллективы художественного творчества. В 2011 году в них занималось 205,7 тыс. человек. В республике работает 2 цирка. В 2011 году цирками проведено 408 представлений, которые посетило 602 тыс. зрителей.

В республике работает 5 зоопарков, которые в 2011 году посетили свыше 655 тысяч человек.

Таким образом, мы видим, что современная культурная жизнь Беларуси динамична и разнообразна. В стране проходит множество художественных выставок, музыкальных, театральных и кинематографических фестивалей. Все дошедшие до наших дней шедевры белорусского искусства находятся под защитой государства. Они хранятся в коллекциях крупнейших белорусских музеев, собраниях библиотек. Классика белорусской музыки и драматургии демонстрируется на театральных подмостках и в концертных залах.

В республике достаточно динамично развивается культурная сфера, а госпрограмма развития культуры на ближайшую пятилетку станет важным стимулом для инициативной деятельности учреждении культуры и важным шагом государственной поддержки.

Госпрограмма развития культуры республики на ближайшую пятилетку станет важным стимулом для инициативной деятельности учреждении культуры и важным шагом государственной поддержки. Поскольку основную сеть учреждений культуры сегодня составляют государственные учреждения, они формируют и в большей степени реализуют культурную политику, понятно, что они требуют поддержки, внимания. Особенно это касается учреждений, которые по своей сути не могут быть прибыльными или зарабатывать деньги, как, например, библиотеки. Цель развития библиотечной отрасли республики до 2015 г. определена в государственной программе "Культура Беларуси" на 2011-2015 гг. как "обеспечение свободного и равного доступа к информационным ресурсам (ИР) и библиотечным фондам для разных групп населения".

Список используемой литературы


1. Абдзіраловіч, І. Адвечным шляхам: Дасьледзіны беларускага сьветапогляду/ І. Абдзіраловіч. - Мн.: Навука і тэхніка, 1993. - 43 с.

. Алпеева, Т.М. Введение в культурологию: Учеб. пособие/ Т.М. Алпеева - Мн.: Веды, 1997. - 162 с.

. Андрейченко, В. Целебная сила духовности // Бел. думка. - 2009. № 4. С.3.

. Антонович, И.И. После современности: Очерки цивилизации модернизма и постмодернизма/ И.И. Антонович - Мн., 1997. - 24 с.

. Беларуская энцыклапедыя. У 18 т. Мн.: Бел. энцыклапедыя, 1996.

. Бурлина, Е. Город. Страна. Планета: Модели гуманизма в художественной культуре. - Самара: Дом печати, 1995. - 96 с.

. Госпрограмма развития культуры на 2011-2015 годы принята в Беларуси [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.belta. by.html - Дата доступа: 11.02.2013.

. Гуревич, П.С. Культурология: учебник для студентов высших учебных заведений / П.С. Гуревич; ред.А.Г. Гридчина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики. 2003. - 280 с.

. Дискин, И.Е. Культура. Стратегия социально-экономического развития/ И.Е. Дискин - М.: Экономика, 1990. - с.107.

. Ерасов, Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие/ Б.С. Ерасов. - М: Аспект пресс, 1997. - с.233.

. Ерасов, Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов вузов/ Б.С. Ерасов. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 110 с.

. Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия/ И.Н. Ерошенков. - М.: НГИК, 1994. - с.32.

. Жарков, А.Д. Организация культпросвет работы: Учебное пособие. / А.Д. Жарков - М.: Просвещение, 2012. - с.233.

. Жывапiс Беларусi ХII-ХVIII стагоддзяў: фрэска, абраз, партрэт: Альбом. - Мн., Беларусь, 1980

15. Изучаем Беларусь: Культура и искусство [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://http://belstat.gov. by/homep/ru/indicators/statistics_ <http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/statistics_>

for_schoolers/07. pdf - Дата доступа: 11.02.2013.

16. Качановский, В.В. Культура и искусство: Учеб. пособие: Изучаем Беларусь/ В.В. Качановский - Мн., 2012. - с.54.

. Качановский, В.В. История культуры Западной Европы: учеб. пособие/ Качановский В.В. - Мн.: "Экоперспектива", 1998. - 189 с.

. Культурология: Учебное пособие/ Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. - М.: Центр, 2001. - 304 с.

/rus/rb/culture/ - Дата доступа: 11.02.2013.

. Лапiна, С.В. Культура Беларусi ў сусветнай прасторы i гiстарычным часе/ С.В. Лапiна. - Мiнск, 2000. - 162 с

. Лыч, Л. М, Гiсторыя культуры Беларусi/ Л. М Лыч. - Мн.: НКФ "Экаперспектыва", 1996. - 210 с.

. Лыч, Л.М. Гісторыя культуры Беларусі/ Л.М. Лыч, У.І. Навіцкі. - 2-е выд., дап. - Мн.: "Экаперспектыва", 1997. - 487 с.

. Молодёжная культура и организация досуга молодёжи. Под ред. Лапиной С.В. Минск, 2000. - 194 с.

Очерки истории, науки и культуры Беларуси IХ-ХХ вв. / П.Т. Петриков, Д.В. Карев, А.А. Гусак и др. - Мн.: Навука i тэхнiка, 1996. - 116 с.

. О фонде Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства: Указ Президента РБ от 15 апреля 1998 г. № 211 // Собрание Декр., Указов Президента и Постановлений Правительства РБ. - 1998. № 11. Ст.292.

. О культуре в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 18 мая 2004 г. № 282-З. - Минск: Дикта, 2004. - 59 с.

. Развитие культуры в Беларуси [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://http://zn. by/razvitie-kultury-v-belarusi-budet-osnovano-na-innovatsionnykh-podkhodakh.html - Дата доступа: 11.02.2013.

. Учебно-методический комплекс "Культурология" под ред. С.В. Лапиной. Минск, 2001. Ч.1 Учебное пособие "Культурология". Ч.2

. Шимов, В.Н. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: учеб. пособие / В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович и др. - Минск.: БГЭУ, 2011. - 844 с.

Похожие работы на - Направления развития культурной сферы в Республике Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!