Анализ Долгосрочной целевой программы Пензенской области 'Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере' на 2010-2015 годы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,45 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ Долгосрочной целевой программы Пензенской области 'Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере' на 2010-2015 годы

Содержание

Введение

1. Теоретико-методологические основы разработки социальных программ

1.1 Понятие и цели социальных программ

1.2 Принципы и классификации социальных программ

1.3 Методики и этапы разработки социальных программ

2. Анализ долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере" на 2010-2015 годы

2.1 Цели и задачи Программы

2.2 Правовые основы и финансовое обеспечение реализации Программы

2.3 Основные мероприятия Программы, ожидаемые социально-экономические результаты реализации

Заключение

Список использованных источников информации

Приложения

Введение

Сегодня в России существует огромное количество социальных проблем, возникших вследствие сложного процесса социально-исторического развития нашего государства, и ныне требующих безотлагательных решений. Это различного рода проблемы в области охраны труда, в области образования, здравоохранения; специфические проблемы различных категорий населения, слоев, классов; проблемы демографического характера и т.д. Все это крайне неблагоприятно сказывается на состоянии общества в целом, каждого его отдельного члена, а значит и на уровне развития государства в мировом масштабе, на его положении в мире.

Поэтому, необходимо обеспечить социальную стабильность общества и создать, на сколько это возможно, одинаковые "стартовые условия" для всех граждан страны. Прежде всего, это задача государства, которая должна осуществляться различными усилиями в рамках социальной политики.

Социальная политика Российской Федерации реализуется на трех уровнях (федеральный, региональный и местный) посредством различных механизмов, наиболее известными и эффективными из которых являются разработка и реализация специальных социальных программ по решению специфических проблем общественного развития, а также специальной законодательной базы в данной сфере.

Кроме того, осуществляемая в стране реформа местного самоуправления предполагает запуск механизмов, призванных обеспечить динамичное социально-экономическое развитие местных сообществ, реальное улучшение качества жизни их населения. Такое развитие детерминировано факторами разной природы (экономическими, социальными, организационными и др.). Возможности использования потенциала этих факторов дифференцированы по субъектам, представляющим органы власти и управления федерального, регионального и местного уровней, как уже говорилось выше. Отсюда, заметно актуализирована потребность в интеграции их деятельности. Принципиальное значение приобретает также смещение акцентов бюджетного процесса от "управления бюджетными ресурсами (затратами)" на "управление результатами". В этих условиях закономерно возрастает роль программно-целевого управления, способного решать сложные комплексные проблемы и имеющего достаточно протяженную во времени зарубежную и отечественную практику применения. Данные проблемы и задачи решаются путем создания и реализации различных социальных программ, и именно поэтому их роль в современном обществе достаточна важна.

В данной курсовой работе будет рассмотрена и проанализирована одна из таких социальных программ - это Долгосрочная целевая программа Пензенской области "Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере" на 2010-2015 годы (далее Программа). Данный выбор основан на актуальности проблемы, на решение которой и нацелена данная социальная программа. Во-первых, необходимо отметить, что невысокие доходы работников бюджетной сферы, молодых семей, молодых специалистов, работающих в сельской местности, многодетных семей, проживающих на территории Пензенской области, не позволяют им самостоятельно решить свою жилищную проблему. При этом благосостояние указанных категорий граждан имеет большое значение для социально-экономического развития Пензенской области. Важно удержать ценных специалистов по месту их работы, создав им достойные условия для проживания. Государственная поддержка молодых семей будет способствовать стимулированию рождаемости, улучшению демографической ситуации [3].

Таким образом, обозначенная выше проблема и диктует актуальность анализа выбранной нами Программы.

Также, для того, чтобы создать качественную, структурированную и эффективную социальную программу необходимо знать как теоретические основы программной разработки социальных проектов, их правовое обеспечение, финансовые аспекты, критерии и многое другое. Все это подтверждает актуальность выбранной темы.

Научная проблема данной курсовой работы заключается, во-первых, в отсутствии обобщённых стандартов, структурированной основы и требований к созданию различных социальных программ. Кроме того, при анализе различных источников информации по данной теме, мы почти не обнаружили четких понятных рекомендаций по разработке и реализации социальных программ в целом. Все они написаны достаточно сложным, формализованным языком, и человеку, не имеющему специальных знаний довольно трудно в этом разобраться. Именно поэтому мы проанализируем конкретную социальную Программу на примере Пензенской области, рассмотрим её правовые и финансовые основы, а также выделим основные направления Программы подведем её итоги.

Новизна данной курсовой работы будет заключаться в структурировании различных рекомендаций и методик по созданию и реализации социальных программ. Также мы попробуем проанализировать социальную программу на примере Пензенской области.

По данной проблеме существует не так много литературы, так как на современном этапе данная область еще только начинает развиваться и приобретать теоретические и правовые основы. Очень многие авторы уделяют внимание такому вопросу, как теоретическая разработка социальных программ (работы Волгина Н.А., Дмитриева О., Ткаченко В.В.). Также многие ученые посвящают свои работы анализу целей, структуры и классификации социальных проектов (Василенко В., Комарова Е.И., Ратнер Н.М., Нестеренко О.Н., Юрпалов С.Ю.). Также о правовых основах, этапах реализации и финансовых аспектах социальных программ в своих работах рассматривают такие авторы как: Дорофеев С.В., Иванов В.Н., Патрушев В.И.

Цель данной курсовой работы - изучить теоретические и правовые аспекты создания и реализации социальных программ, произвести анализ социальной Программы на примере Пензенской области.

Поставленная цель реализуется решением следующих задач:

·Изучение понятия и целей социальны программ;

·Обзор принципов и классификаций социальных программ;

·Ознакомление с методиками разработки социальных программ;

·Исследование этапов разработки социальных программ;

·Анализ правового и финансового обеспечения социальной Программы на примере Пензенской области;

·Анализ основных мероприятий и ожидаемых результатов социальной Программы на примере Пензенской области.

Таким образом, объектом данной курсовой работы является непосредственно социальная Программа, а предметом - механизмы её разработки и реализации, правовые и финансовые основы Программы.

При написании данной курсовой работы были использованы методы анализа и синтеза информации, а также метод обобщения.

Курсовая работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к её оформлению, и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников информации и приложений.

1. Теоретико-методологические основы разработки социальных программ

.1 Понятие и цели социальных программ

Основным средством реализации социального управления является социальная инженерия, включающая в себя диагностику социального объекта, прогнозирование и социальное проектирование и программирование. Прогнозирование получило в России государственный статус с 1998 года, а проектирование и программирование используется на основе программно-целевого метода с советских времен. В современный период в России программы, технологически разработанные на базе программно-целевого метода выполняют роль своеобразной скорой помощи для решения острых социальных проблем. В этом контексте для консервативного "лечения" наиболее оптимальной и приемлемой является технология создания проблемно-ориентированной системы. В науке и практике социального проектирования наиболее апробированным является проблемно-целевой метод (проблемно-целевой ромб по учебнику Бесстужева-Лады).

Таким образом, в широком смысле, программа преставляет собой разрабатываемый и реализуемый комплекс задач и мероприятий, имеющих определенное содержание, и направленный на достижение конечной цели [24]. Разрабатываемые программы и проекты позволяют с соотнести целеполагание, точнее определить их иерархию с учетом имеющихся ресурсов, выделить приоритетные из них и направить их реализацию на достижение главной, или генеральной, цели [5, 40].

Социальные программы - один из видов программ (см. приложение А) [Приложение А]. Каждый признак отражает ту или иную сторону программы - содержательную, уровневую, временную.

Для того чтобы более полно и точно рассмотреть понятие программы, необходимо уточнить, то данное понятие отождествлять с термином "проект" будет не верно. Понятие программа близко к понятию проект. Поэтому нередко программно-целевое управление называют управлением по проекту. Однако синонимичное употребление этих терминов обоснованно тогда, когда речь идет о крупном проекте, имеющем, как правило, национальное значение. В этих случаях складывается целая отрасль научного знания - система управления проектами, в рамках которой изучаются основы управления проектированием, создание модели управления проектом, фазы его разработки и реализации, ресурсного и кадрового обеспечения и т.п. [5, 40-41].

Таким образом, программы можно рассматривать как разновидность проектов. Различные социальные мероприятия могут не иметь между собой никаких связей и выполняются изолированно, но при их наличии мероприятия по разработке и реализации одного или нескольких социальных проектов объединяются в одну социальную программу.

В процессе управления возникают ситуации, когда то или иное направление деятельности необходимо выделить особо. Тогда данное направление приобретает форму целевой программы, которая "вписывается" в существующую оргструктуру управления, иногда для ее реализации создается специальная структура, или происходит и то и другое. Целевая программа и система управления, обеспечивающая ее реализацию, называется программно-целевым управлением (ПЦУ). Если у программы нет или слабо работает обеспечивающая структура, то она "зависает", т.е. ее выполнение проблематично. Это - одна из распространенных "программных болезней".

Большим преимуществом программ вообще, и социальных в частности, является специальное выделение "программных ресурсов" и их концентрация на достижении подцелей, задач, мероприятий и, в конечном счете, цели программы (см.приложение Б) [Приложение Б]. Программно-целевое управление по-своему подтверждает важность определения приоритетов в практической деятельности на любом уровне [17].

Итак, суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что социальная программа представляет собой желаемое будущее состояние объекта социальной сферы, которое может осуществиться при наличии определенных ресурсов в период его реализации. Соответственно, программная деятельность требует четкой организации процесса на основе взаимосвязи науки и практики. Программированию присущи общие исходные установки и специфические черты - познавательные, преобразовательные и прагматико-критические. В процессе работы необходимо соблюдать следующие требования:

·создание проекта на научной основе;

·формирование объекта по образу и подобию выдвинутых программных задач (объектная организованность);

·характеристика объекта в рамках общепринятых социальных норм;

·создание моделей, поддающихся построению в течение определенного промежутка времени;

·применение технологических стратегий в зависимости от конкретной ситуации.

Для социальных программ характерны следующие элементы:

·главная цель программы;

·кто, каким путем и в какие сроки будет ее реализовывать;

·какие ресурсы требуются для реализации программы и каковы источники их поступлений;

·кто, где, когда и как именно будет использовать результаты реализованной комплексной программы.

Общими чертами социальных программ являются:

.направленность на цель, на конечный результат, подчинение всех мероприятий и действий, осуществляемых в рамках программы, конечной цели, конечному результату;

.наличие в программе системы качественных показателей, поскольку далеко не все запрограммированные социальные цели и конечные результаты могут быть выражены количественно, поддаются стоимостной оценке;

.объединение в определенных организационных рамках под общим руководством и управлением всех организаций, исполнителей, независимо от их ведомственной и территориальной принадлежности от самого начала до окончания работ;

.четкое распределение прав, обязанностей и ответственности между всеми организациями, исполнителями, ориентация исполнителей и особенно руководителей всех уровней на результат конечный и результаты промежуточные, являющиеся средством, этапом, звеном в достижении конечной цели;

.строгая и четкая координация и увязка функций организаций, звеньев как различных уровней (по вертикали), так и одного уровня (по горизонтали);

.гибкая система управления, отвечающая особенностям программы, максимально приближенная к исполнителям [15].

Социальная программа обеспечивает согласованную деятельность разработчиков на всех этапах создания программы. Организационная программа имеет следующую структуру:

·формулирование целей и задач проектной деятельности непосредственно для проектировщика;

·характеристика объектов программирования;

·план действий, планируемых для достижения цели;

·перечень средств действий и ожидаемых последствий.

В практике программирования часто используется имитационная модель, позволяющая воспроизвести социальный объект на основе специально организованной социальной действительности, т.е. проводится эксперимент. Таким образом, ход создания социальной программы зависит от соблюдения научных принципов, требований к программе, выбранной стратегии и организационной программы, в которой излагаются цели, задачи, концепция проекта [21].

Таким образом, социальная программа представляет собой желаемое будущее состояние объекта социальной сферы, которое может осуществиться при наличии определенных ресурсов в период его реализации. Соответственно, программная деятельность требует четкой организации процесса на основе взаимосвязи науки и практики. Программированию присущи общие исходные установки и специфические черты - познавательные, преобразовательные и прагматико-критические. Также любая социальная программа должна соответствовать определенным требованиям и приоритетам, иметь свои цели и задачи.

.2 Принципы и классификации социальных программ

·принцип научного обоснования;

·принцип целесообразности и целеобусловленности;

·принцип социально воспроизводственной ценности;

·принцип комплексности;

·принцип реалистичности и реализуемости.

При разработке социальной программы необходимо также придерживаться следующих приоритетов:

·приоритетность личностного начала над групповым;

·ориентация процессов управления в программировании на повышение качества жизни населения;

·детальное определение основных видов социальных услуг предусмотренных программой;

·активное использование местного самоуправления в выработке и реализации социальных программ на локальном уровне;

·необходимость непрерывного повышения квалификации участников процесса социального программирования.

Большое многообразие социальных программ вызывает необходимость их классификации по разным основаниям (признакам). Далее приведены различные классификации [9, 423-424].

.По классу:

·монопрограммы - это простые программы, содержащие одну цель и одно направление деятельности;

·мультипрограммы - это комплексные программы, содержащие несколько целей и направлений деятельности;

·мегапрограммы - это целевые программы, содержащие большое количество взаимосвязанных простых и комплексных программ объединенных общей целью, ресурсами и временем выполнения. Мультипрограммы содержат в себе монопрограммы. Мегапрограммы содержат в себе моно - и мультипрограммы.

.По типу:

·социальные - программы, предназначенные для решения социально значимых задач;

·экономические - программы, применяемые в сфере экономического регулирования;

·организационные - программы, реализуемые в сфере управления персоналом и в менеджменте организаций;

·технические - программы, используемые в области внедрения результатов научно-технического прогресса;

·смешанные - программы, содержащие элементы вышеперечисленных видов.

.По виду:

·образовательные - программы, применяемые в обучении новым знаниям, умениям и навыкам;

·исследовательские - программы, реализуемые при проведении социальных и эмпирических исследований;

·инновационные - программы, используемые при внедрении инноваций, обеспечивающих развитие различных систем;

·инвестиционные - программы, применяемые при создании или реновации основных фондов;

·комбинированные - программы, содержащие элементы вышеперечисленных видов.

.По длительности:

·краткосрочные - разрабатываются на срок до 3-х лет;

·среднесрочные - разрабатываются на срок от 3-х до 5-ти лет;

·долгосрочные - разрабатываются на срок свыше 5-ти лет.

.По сложности:

·простые - монопрограммы;

·средние - мультипрограммы;

·сложные - мегапрограммы.

.По масштабу:

·мелкие - направлены на решение простых задач;

·средние - направлены на решение задач средней сложности;

·крупные - направлены на решение сложных задач.

.По уровню:

·международные - реализуются на международном уровне;

·федеральные - реализуются на уровне страны в целом;

·региональные - реализуются на уровне региональных субъектов;

·муниципальные - реализуются на уровне муниципальных образований;

·локальные - реализуются на уровне предприятий, учреждений, организаций.

Приведенная выше классификация достаточно условна, поскольку в реальной практике цель и задачи социальных программ довольно сложны и многообразны.

Возвращаясь к вопросу о различии терминов проект и программа, следует отметить, что различные толкования понятий социальных программ и социальных проектов могут плюрализировать вывод данной темы, поэтому можно выделить три основных варианта взаимоотношения социальных программ и социальных проектов.

Социальная программа может быть представлена как совокупность проектов объединенных общей целью, выделенными ресурсами, время на ее выполнение технологией, способом организации деятельности и т.д. Таким образом, программу можно рассматривать как совокупность социальных проектов, однако данная точка зрения в науке не является единственно верной. Ряд исследователей выделяет не только инструментальные, но и качественные, смысловые различия между этими понятиями.

Употребление понятия проект, как правило, связывается с разработкой и внедрением чего-либо принципиально нового. Понятие программа чаще употребляется в связи с необходимостью совершенствования оптимизации либо повышение качества каких-либо направлений деятельности или видов социальной практики.

Программа состоит из двух частей: 1 часть - разработка какого-либо вида деятельности, направления, формы, технологий или комплекса мероприятий. 2 часть - реализация разработанного в рамках соответствующего программе проекта.

Поводя итог, отметим, что классификация социальных программ достаточно условна, поскольку в реальной практике цель и задачи социальных программ довольно сложны и многообразны [12, 235].

1.3 Методики и этапы разработки социальных программ

Для выработки идеи или концепции программы используются самые различные методики. Это напрямую зависит от целей программы, от механизмов разработки и много другого. Проект программы обычно подготавливается специальной группой разработчиков, после чего дорабатывается с использованием двух методик: всеобщее обсуждение и "мозговой штурм".

Рассматривая методику всеобщего обсуждения, можно говорить о том, что данная модель проводиться в форме опросов и может носить массовый или экспертный характер. Если опрос массовый в нем может участвовать население соответствующей территории, на которой будет реализовываться программа. Если опрос экспертный в нем принимают участие сотрудники учреждения или организации, которая разрабатывает и/или реализует программу [15].

Опрос - это метод сбора первичной информации об объективных и (или) субъективных фактах со слов опрашиваемого. В социальных исследованиях обычно применяют выборочные опросы для изучения общественного мнения, потребительского спроса населения и др. Здесь общественное мнение - это состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей; выражает позицию одобрения или осуждения по тем или иным общественным проблемам, регулирует поведение индивидов, социальных групп и институтов, насаждает определенные нормы общественных отношений; действует как в рамках общества в целом, так и в рамках различных социальных групп. Активность и значение общественного мнения определяются характером социальной структуры общества, уровнем развития экономической культуры, демократических институтов и свобод. Общественное мнение находит выражение в выборах органов власти, средствах массовой коммуникации, опросах населения и др.

Выборочное мнение - это статистическое изучение части совокупности (выборки), организованной таким образом, чтобы обеспечивалось ее соответствие свойствам совокупности генеральной. Выборочным путем получают часть сведений при переписях населения.

Основные средства опроса - анкетирование и интервьюирование.

Анкетирование - это техническое средство конкретного социального исследования, составление, распространение, изучение анкет (опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет, или для получения ответов на вопросы, составленные по определенной программе). Перепись - это специально организованный периодический или одновременный процесс сбора статистической информации. Проводятся одновременно на всей территории по единой программе и методологии. Могут быть сплошными, выборочными или сочетать принципы обоих методов. Различают переписи: населения (получение демографических, экономических, социальных сведений о жителях страны или отдельной территории), промышленности (обследование предприятий), сельскохозяйственную (установление данных об элементах сельскохозяйственного производства), торговую и др.

Интервьюирование - это способ проведения социологических опросов как целенаправленной беседы интервьюера и опрашиваемого. Интервью делятся на 2 вида: свободные и стандартизованные (формализованные).

Достоинства данной методики: возможность появления новых идей; чувство сопричастности к разработке программы и ответственности за ее выполнение; оперативность сбора информации.

Недостатки данной методики: трудность обобщения и анализа результатов массовых опросов; значительные затраты времени, ресурсов и потенциала; субъективизм оценок респондентов [15].

Рассматривая методику мозгового штурма (брейнсторминг), необходимо отметить, что данный подход сложнее предыдущего. Хотя процесс всеобщего обсуждения (сотрудниками учреждения, клиентами социальной службы, населением соответствующей территории) требует много времени, учет всех его результатов довольно затруднен, а поголовное участие в нем соответствующего контингента, как правило, недостижимо. Достоинствами этого метода являются возможность появления интересных идей в дополнение к программе развития и новое качество ее принятия. Все участвующие в обсуждении данного документа ощущают свою сопричастность к программе и свою ответственность за ее выполнение.

"Мозговой штурм" - более интенсивная методика, дающая, как правило, более весомые результаты. Формируется группа специалистов, имеющих определенное образование, практический опыт и соответствующие личные качества. Нежелательно, чтобы их количество превышало 10 человек - считается, что в противном случае группа не сможет эффективно работать в одном помещении и над одной проблемой; если количество участников мозгового штурма намного превышает эту цифру, лучше разделить их на несколько групп. Ведущий должен быть знаком как с целями социального проекта, так и с этой методикой.

Можно ознакомить участников с предварительными материалами заблаговременно, но, если текст документа не слишком велик, лучше это сделать непосредственно перед началом обсуждения - иначе результаты обдумывания подвергнутся излишней самоцензуре и многие ценные мысли могут быть отброшены. Разумеется, разного рода отвлечения от этой работы (телефонные, переговоры, перемещения из комнаты в комнату и т.д.), а также всякие внешние временные ограничения недопустимы. Все участники "мозгового штурма", не соблюдая субординации (по очереди, по алфавиту или используя иной метод, исключающий давление одних индивидов на других), излагают свои предложения и свое суждение о программе.

На этом этапе не предусматривается никаких оценок, применения критериев максимальной практичности, экономической целесообразности и даже исполнимости. Все предложения фиксируются в письменном виде. На втором этапе все предложения рассматриваются с точки зрения их желательности и реалистичности (пока без аргументации). Такое обсуждение позволяет отбросить абсолютно бесперспективные идеи и ранжировать внесенные предложения в порядке возрастания (убывания) их желательности. Наконец, на третьем этапе работы происходит обсуждение каждого предложения с развернутой аргументацией "за" и "против", исходящей как от автора предложения, так и от любого участника обсуждения.

Поскольку участники "мозгового штурма" уже устали, испытываемые ими чувства раздражения, агрессивности, нетерпимости и т.п. могут проявиться в ходе активной дискуссии. Ведущий должен знать, что именно на этом этапе чаще всего в "мозговом штурме" случается кризис, который бесполезно пытаться нивелировать. По окончании всеобщего обсуждения, когда все аргументы исчерпаны, логично устроить перерыв, во время которого все участники, так или иначе, отрегулируют свои отрицательные эмоции. После перерыва, как правило, наблюдается всплеск результативности деятельности: предложения достаточно быстро одобряются или отвергаются, иногда они могут быть развиты, иногда фрагменты отвергнутых идей в сочетании с каким-нибудь приемлемым предложением получают признание. Результаты обсуждения в письменном виде передаются разработчикам программы. Функция "мозгового штурма" этим ограничивается. Разумеется, некоторые предложения его участников будут впоследствии переформулированы после анализа их юридической базы, ресурсных потребностей и т.д. Возможно также отвержение даже весьма привлекательных предложений, их откладывание до лучших времен.

Методика реализуется на нескольких этапах:

. Формируется группа специалистов имеющих определенное образование, практический опыт и соответствующие личные качества. Среди них выбирается ведущий, но он находится в равном по отношению к другим участникам положении. Его задача координировать весь процесс.

. На этом этапе участники рассаживаются полу кругом так, чтобы исключались преимущественные позиции какого-либо из них и начинают продуцировать идеи. Координатор фиксирует все идеи без исключения.

. Подведение итогов. На этом этапе вырабатывается общая концепция [13].

Таким образом, говоря о методиках разработки социальных программ, можно сделать вывод о том, что при создании программы используются 2 основные методики - всеобщего обсуждения и мозгового штурма. Каждая из этих методик имеет свои недостатки и преимущества, а выбор той или иной методики всегда зависит от целей, масштабов, технологий разработки программы и многого другого.

Разработка любой программы всегда ведется поэтапно. Для того, чтобы программа получилась эффективной необходимо прорабатывать каждый из её этапов, осуществлять подробный анализ всех проводимых мероприятий.

На первом этапе, как правило, осуществляется целевая разработка, или структуризация исходной цели, построение "древа целей". В результате обрисовывается комплекс функционально выраженных подцелей программы с оценками относительной важности каждой подцели и количественно выраженными целевыми нормативами, разрабатываются варианты комплексов объективно выраженных целей, при этом цели оформляются в виде функционально или объективно выраженных потребностей, которые удовлетворяются в случае достижения основной цели. В целом проектирование и создание социальных программ предполагает:

1.определение цели;

2.определение возможных альтернатив;

.выделение ресурсов, необходимых для достижения цели;

.проектирование и создание системы управления и организации комплекса;

.создание механизма функционирования и управления комплексом [20, 32].

Программно-целевое управление содержит стадии:

·познавательную, информационную - изучение ситуации, настоящего и, возможно, будущего состояния системы, выявление проблем, ресурсов и перспектив (это предцелевая стадия);

·целевую - формулирование главной цели, ее расчленение на подцели, строительство "древа целей";

·практически-стратегическую - выработка стратегии реализации цели, разработка и описание мероприятий, средств и путей осуществления стратегии, достижения цели;

·организационную - создание системы как совокупности организаций, необходимых для достижения цели, реализация программы, формирование органа управления системой организаций, участвующих в программе;

·реализационно-практическую - осуществление программы системой соответствующих организаций;

·результирующую - подведение итогов.

Реализационно-практическая стадия обязательно содержит перечень мер, которые следует принять для реализации поставленной цели. Причем исключительно важно скоординировать и субординировать эти мероприятия. Одна группа мероприятий проводится параллельно, другая последовательно, когда выполнение одних мероприятий служит исходным условием для проведения других. Третья группа полностью или частично проводится вне программы. В одном случае в программу включается результат этих мероприятий, а в другом - сами мероприятия на их заключительной стадии.

Весьма ответственной и трудной задачей является сравнение альтернатив и выбор наилучшего варианта. В решении этой задачи при условии полной или частичной сравнимости альтернатив различают два подхода. Первый - сравнение по конечным результатам. Этот подход внешне весьма заманчив, но практически трудно реализуем. Второй - сравнение на базе ресурсов. Тот подход достаточно рационален и часто используется на практике.

Для того чтобы избежать ошибок при выборе альтернатив в условиях большой неопределенности, иногда идут параллельными путями к достижению одной цели. Правда, это дорогостоящее дело. Однако бывают программы, предусматривающие достижение целей настолько важных для общества (скажем, оборонные программы), что общество вынуждено идти на дополнительные затраты, при реализации социальных программ в этом нет необходимости.

Поиск альтернатив, их оценка и выбор - область управления, где всего меньше возможна формализация. Это область творческой работы человека, и прежде всего человека-руководителя. В то же время нельзя недооценивать формальные методы и средства [22, 105-106].

Таким образом, кратко можно обозначить следующие этапы разработки социальных.

На первом этапе формируется перечень важнейших проблем, из которых выбираются проблемы, требующие первоочередного решения.

На втором этапе выдается задание на разработку программы для решения определенной проблемы. В нем отражаются цели программы, лимиты ресурсов, участники и сроки реализации программы. На этом этапе конкретизируются параметры, характеризующие цели программы и определяются задачи ее реализации по отдельным периодам. Генеральная цель разукрупняется на подцели.

На третьем этапе разрабатываются задания и мероприятия, необходимые для успешной реализации программы. Состав основных заданий программы устанавливается исходя из построенной иерархии целей. По каждому заданию разрабатываются стадии его выполнения.

Четвертый этап предполагает расчет основных показателей ресурсного обеспечения программы. Определяются затраты материальных, трудовых, финансовых ресурсов, необходимых для ее реализации, формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей. На этом этапе производится расчет эффективности реализации программы.

Пятый этап является заключительным. Он связан с формированием программных документов, согласованием и, при необходимости, с утверждением программы [24].

Таким образом, для того, чтобы создать полноценную и структурированную социальную программу, необходимо проработать все её этапы, система которых может отличаться в зависимости от целей социальных программ, и областей жизнедеятельности общества, в которых они разрабатываются.

2. Анализ долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере" на 2010-2015 годы

.1 Цели и задачи Программы

Данная Программа направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", который предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении или строительстве жилья [3].

Проблематика данной Программы, в первую очередь основана на том, что невысокие доходы работников бюджетной сферы, молодых семей, молодых специалистов, работающих в сельской местности, проживающих на территории Пензенской области, не позволяют им самостоятельно решить свою жилищную проблему. При этом благосостояние указанных категорий граждан имеет большое значение для социально-экономического развития Пензенской области. Важно удержать ценных специалистов по месту их работы, создав им достойные условия для проживания. Государственная поддержка молодых семей будет способствовать стимулированию рождаемости, улучшению демографической ситуации.

Как правило, работники бюджетной сферы и молодые люди не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита (займа), они не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита (займа).

Поддержка этих категорий граждан при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для части населения Пензенской области. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы. Более того, расширение финансовых возможностей указанных категорий жителей Пензенской области позволит создать условия для развития строительной отрасли региона.

Острота указанных проблем определяет целесообразность использования программно-целевого метода для их решения, поскольку они не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов. В течение 5 лет их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие Пензенской области.

Таким образом, исходя из вышеописанной социальной проблемы, основной целью Программы является оказание помощи в решении жилищной проблемы гражданам, признанным участниками подпрограмм, входящих в Программу.

Основными задачами Программы являются:

·государственная поддержка указанных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области и признанных участниками Программы, путем предоставления им социальных выплат или кредитов (займов) на приобретение или строительство жилья;

·создание условий для привлечения участниками Программы собственных средств, дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, на приобретение или строительство жилья [3].

Перечень подпрограмм данной Программы:

·подпрограмма "Обеспечение жильем молодых и основных мероприятий семей" на 2010-2015 годы;

·подпрограмма "Дом для специалистов в сельской местности" на 2010-2015 годы;

·подпрограмма "Государственная поддержка в улучшении жилищных условий работников бюджетной сферы Пензенской области" на 2010-2015 годы;

·подпрограмма "Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере" на 2010-2015 годы.

Исполнителями данной Программы, подпрограмм и основных мероприятий являются Правительство Пензенской области, Департамент градостроительства Пензенской области (далее уполномоченный орган), ОАО "Агентство ипотечного кредитования Пензенской области", Министерство государственного имущества Пензенской области.

Ожидаемые конечные результаты Программы:

·улучшение жилищных условий работников бюджетной сферы, специалистов реализации агропромышленного комплекса, молодых семей и других категорий населения, предусмотренных настоящей Программой;

·увеличение объема выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов и займов гражданам;

·укрепление семейных отношений, увеличение рождаемости и снижение социальной напряженности;

·увеличение объема жилищного строительства

Система организации контроля за исполнением Программы - Правительство Пензенской области, Министерство финансов Пензенской области; уполномоченный орган [3].

2.2 Правовые основы и финансовое обеспечение реализации Программы

В первую очередь следует отметить, что правовое обеспечение социальных программ непосредственно связано с понятием социального заказа. Переходя непосредственно к содержанию понятия социального заказа, необходимо вспомнить, что он, прежде всего, является некоей формой, отражающей потребности государства в целом и его территориальных частей в тех или иных социально значимых мероприятиях [25].

По сути, это перечисление позволяет определить принципы, которыми должны будут руководствоваться органы власти и управления различных уровней при формировании, обсуждении и утверждении целевых социальных программ. На основе утвержденных социальных программ государственные заказчики формируют пакеты государственных и местных социальных заказов. Социальные программы разрабатываются с учетом условий и порядка формирования бюджетов соответствующих уровней. При их разработке необходимо обеспечивать согласованность и комплексность решения межгосударственных, федеральных, региональных и местных проблем. Разработка межгосударственных (в которых участвует Российская Федерация) и федеральных социальных программ осуществляется органами государственного управления Российской Федерации, определяемыми Правительством Российской Федерации; региональных целевых социальных программ - органами управления субъектов Российской Федерации, местных целевых социальных программ - органами местного самоуправления.

Порядок разработки и реализации межгосударственных и федеральных целевых социальных программ, а также перечень других федеральных государственных нужд устанавливаются Правительством Российской Федерации; региональных целевых социальных программ и перечень других региональных государственных нужд - органами управления субъектов Российской Федерации; местных целевых социальных программ и перечень местных государственных нужд - органами местного управления.

Конкретно, региональные целевые социальные программы и перечень других региональных государственных нужд утверждаются органами власти субъектов Российской Федерации по представлению органов управления указанных субъектов и финансируются за счет соответствующих бюджетов, а также внебюджетных источников, привлекаемых для этих целей.

Рассматривая правовые основы выбранной нами Программы основанием для разработки Программы является распоряжение Правительства Пензенской области от 12.08.2009 №250-рП "О разработке долгосрочных целевых программ" (с последующими изменениями) [4].

Еще одним нормативно-правовым актом, обеспечивающим реализацию Программы является Постановление Правительства Пензенской области от 10 декабря 2009 г. №953-пП "Об утверждении долгосрочной целевой программы Пензенской области "Социальная поддержка отдельных категорий граждан пензенской области в жилищной сфере" на 2010-2015 годы" [3].

Вопрос финансирование всегда важен при разработке и реализации любой программы. Далее будет рассмотрен финансовые основы выбранной нами Программы.

Если рассматривать в целом механизм финансирования социальных программ, их государственные заказчики и государственные заказчики-координаторы утверждаются постановлением Правительства Российской Федерации.

После утверждения целевой программы государственный заказчик в установленном порядке заключает с исполнителями программы государственные контракты на финансирование мероприятий социальной программы на основе соглашений (договоров) о намерениях и с учетом объемов финансирования за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год [11].

Утвержденные социальные программы реализуются за счет средств федерального бюджета, привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В рамках выбранной нами Программы общий объем финансирования составит 9340,46 млн. руб., в том числе:

·за счет средств федерального бюджета - на 2010 год - 36,7 млн. руб., на 2011-2015 годы показатели финансирования будут предусмотрены после продления федеральной подпрограммы;

·за счет средств бюджета Пензенской области - 2487,4 млн. рублей;

·за счет средств бюджетов муниципальных образований - не менее 214,42 млн. рублей;

·за счет собственных и заемных средств участников Программы - 6603,94 млн. рублей [3].

Для каждой подпрограммы осуществляется отдельное финансирование, с четким целевым распределение средств на конкретные проводимые мероприятия в рамках каждой подпрограммы.

2.3 Основные мероприятия Программы, ожидаемые социально-экономические результаты реализации

Как уже говорилось выше, Программа реализуется через подпрограммы, осуществляемые в её рамках. И таким образом основными мероприятиями подпрограмм Программы являются:

1)Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" на 2010-2015 годы (далее Подпрограмма) предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам Подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальной выплаты. В связи с этим органам местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области рекомендуется принять участие в реализации положений Подпрограммы на принципах софинансирования ее мероприятий из местных бюджетов.

Условием получения социальной выплаты является наличие у молодой семьи дополнительных средств - собственных средств или средств ипотечного жилищного кредита или займа, необходимых для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Социальная выплата может быть использована молодой семьей, которая является членом жилищного накопительного кооператива и для которой кооперативом приобретено жилое помещение, для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после чего данное жилое помещение переходит в собственность молодой семьи [3].

2)Подпрограмма "Дом для специалистов в сельской местности" на 2010-2015 годы направлена на закрепление специалистов и их семей в сельской местности, привлечение в сельскую местность специалистов (и их семей) из числа граждан-участников долгосрочной целевой Программы "Содействие добровольному переселению в Пензенскую область соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации на 2009-2012 годы", а также специалистов (и их семей) из числа граждан, переселившихся после 1 января 2010 года из городов Пензенской области и из других субъектов Российской Федерации, создание достойных условий для проживания и работы в сельской местности граждан, а также стимулирование рождаемости на селе. Подпрограммой предусматривается предоставление гражданам, признанным участниками Подпрограммы, займов для приобретения комплектов строительных материалов для строительства жилых домов и социальных выплат.

Займы предоставляются Агентством на долгосрочной и возвратной основе под залог недвижимого имущества, принадлежащего участникам Подпрограммы. Займы предоставляются на основании договоров займа, в соответствии с которыми граждане, признанные участниками Подпрограммы, (и члены их семей - при необходимости) являются солидарными Заемщиками и Залогодателями недвижимого имущества [3].

3)Подпрограмма "Государственная поддержка в улучшении жилищных условий работников бюджетной сферы Пензенской области" на 2010-2015 годы нацелена на оказание государственной поддержки работникам бюджетной сферы Пензенской области путем предоставления единовременных выплат из бюджета Пензенской области.

В связи с этим органам местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области рекомендуется принять участие в реализации положений Подпрограммы на принципах софинансирования ее мероприятий из местных бюджетов, а также принять в соответствии с действующим законодательством программы (подпрограммы) по поддержке работников учреждений, финансируемых полностью или частично за счет средств бюджетов муниципальных образований, муниципальных служащих

Единовременная выплата предоставляется на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений) или строительство жилого помещения в многоквартирном жилом доме и может быть использована в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство жилого помещения в многоквартирном жилом доме, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам [3].

)Подпрограмма "Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере" на 2010-2015 годы нацелена на оказание социальной поддержки молодым семьям путем предоставления социальных выплат в размере, установленном Подпрограммой, из бюджета Пензенской области для оплаты по договору купли-продажи, направленному на приобретение у одного или нескольких юридических лиц жилого помещения (жилых помещений), введенных в эксплуатацию после 01 января 2008 года (в том числе для оплаты первоначального взноса при получении жилищного (в том числе ипотечного) кредита (займа) на приобретение у одного или нескольких юридических лиц жилого помещения (жилых помещений), введенных в эксплуатацию после 01 января 2008 года), для оплаты по договору участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома, либо для оплаты по договору подряда на строительство (завершение строительства) одного или нескольких жилых помещений, в том числе индивидуального жилого дома [3].

5)Подпрограмма "Социальная поддержка многодетных семей по улучшению жилищных условий" на 2011-2012 годы нацелена на предоставление мер социальной поддержки в размере 10 тыс. рублей на каждого проживающего в семье несовершеннолетнего ребенка на проведение капитального ремонта и (или) реконструкцию жилого помещения, приобретение на вторичном рынке и (или) строительство жилого помещения многодетным семьям, имеющим трех и более несовершеннолетних детей и проживающим на территории Пензенской области [3].

Любая социальная программа преследует определенные цели и ставит перед собой задачи, эффективность выполнение которых и будет основным показателем осуществления социальной Программы. Поскольку мы рассматриваем Программу, сроками реализации которой являются 2010-2015 годы, мы можем говорить только об ожидаемых социально-экономических результатах от реализации Программы. Обобщив все подпрограммы, которые реализуются в рамках данной Программы, можно выделить следующие ожидаемые результаты:

·улучшение жилищных условий молодых семей;

·привлечение средств населения и иных финансовых ресурсов для решения жилищной проблемы молодых семей;

·стимулирование развития производственно-строительного сектора экономики Пензенской области за счет увеличения спроса на жилые помещения;

·закрепление на селе не менее 70 специалистов и их семей ежегодно;

·создание условий для развития личных подсобных хозяйств, производящих продукцию для реализации на рынке и снабжения бюджетной сферы;

·ежегодный ввод до несколько тысяч кв. м. современного жилья;

·сохранение и создание новых рабочих мест в строительной отрасли;

·применение новых низкозатратных проектов сельского жилищного строительства;

·развитие производства строительных материалов и конструкций, применение которых обеспечит снижение стоимости строительства при создании должного комфорта в возводимых домах;

·улучшение жилищных условий и привлечение (закрепление) в бюджетной сфере работников, занимающих должности, определенные Подпрограммой;

·привлечение средств населения и иных финансовых ресурсов для решения жилищной проблемы работников бюджетной сферы;

·стимулирование развития производственно-строительного сектора экономики Пензенской области за счет увеличения спроса на жилые помещения;

·улучшение жилищных условий молодых семей, в среднем 1000 молодых семей ежегодно;

·поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы;

·увеличение объемов жилищного кредитования;

·стимулирование индивидуального жилищного строительства;

·наработка и закрепление механизмов жилищного субсидирования;

·привлечение внебюджетных средств и собственных накоплений молодых семей в жилищную сферу;

·предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям;

·увеличение удельного веса многодетных семей, улучшивших свои жилищные условия, от общего числа многодетных семей, состоящих на учете в органах социальной защиты населения для улучшения жилищных условий.

социальный программа правовой финансовый

Заключение

Как показал опыт разработки и реализации программ необходимость в них возникает тогда, когда появляется достаточно большое количество экономических и социальных проблем, которые де могут быть решены в результате стихийного взаимодействия отдельных производителей по законам рынка. Именно такая ситуация сложилась в сегодняшних условиях России.

Актуальность разработки и реализации социальных программ трудно переоценить, ведь это довольно важно для общества. Решение различных социальных проблем стабилизирует его, помогает полноценно функционировать.

Социальная программа представляет собой желаемое будущее состояние объекта социальной сферы, которое может осуществиться при наличии определенных ресурсов в период его реализации. Соответственно, программная деятельность требует четкой организации процесса на основе взаимосвязи науки и практики. Программированию присущи общие исходные установки и специфические черты - познавательные, преобразовательные и прагматико-критические. Также любая социальная программа должна соответствовать определенным требованиям и приоритетам, иметь свои цели и задачи.

Социальные программы имеют различные классификации, но они достаточно условны, поскольку в реальной практике цель и задачи социальных программ довольно сложны и многообразны.

Говоря о методиках разработки социальных программ, можно сделать вывод о том, что при создании программы используются 2 основные методики - всеобщего обсуждения и мозгового штурма. Каждая из этих методик имеет свои недостатки и преимущества, а выбор той или иной методики всегда зависит от целей, масштабов, технологий разработки программы и многого другого.

Результаты всех методик и методов разработки социальной программы и построения данных для подобных разработок, используются в совокупности, что позволяет не только увидеть целостную картину социальных проблем, но и применить определенный комплекс действий для разрешения или хотя бы предотвратить негативную динамику ее развития. Результаты всех процедур используются в совокупности, что позволяет не только увидеть интегрированную картину социальной ситуации подведомственной территории и ее наиболее острые проблемы, но и применить определенный комплекс действий, чтобы разрешить эти проблемы либо хотя бы предотвратить негативную динамику их развития. Непосредственным руководством к действию являются планы деятельности, составляемые на месяц, квартал, год. Мероприятия включаются в планы исходя из двух оснований: алгоритмизация программы, т.е. ее поэтапное деление с указанием взаимообусловливающих связей (что за чем должно следовать, что чем обусловлено), и наличие ресурсов, т.е. наличие (или отсутствие) тех или иных экономических, материальных, организационных и кадровых возможностей.

Для того, чтобы создать полноценную и структурированную социальную программу, необходимо проработать все её этапы, система которых может отличаться в зависимости от целей социальных программ, и областей жизнедеятельности общества, в которых они разрабатываются.

В конце, необходимо отметить, что механизм финансирования социальных целевых программ достаточно сложен, и проходит жесткий контроль, для наиболее эффективного использования направленных на данные программы средств. Финансированием социальных программ занимаются Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации с участием государственного заказчика, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство образования и науки Российской Федерации. Координирует финансирование Правительство Российской Федерации.

Также, в процессе подготовки данной курсовой работы нами была проанализирована конкретная социальная Программа на примере Пензенской области. Нами были рассмотрены её цели и задачи, выявлены правовые и финансовые основания, а также рассмотрены основные мероприятия Программы и её ожидаемые результаты реализации. Исходя из проблематики данной Программы, можно сделать вывод о том, что проблема обеспечения жильем граждан является сегодня наиболее острой и актуальной и требует немедленного решения.

Список использованных источников информации

1.Гражданский кодекс Российской Федерации // СПС "Гарант", 2012

2.Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. №594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" // СПС "Гарант", 2012

.Постановление Правительства Пензенской области от 10 декабря 2009 г. №953-пП "Об утверждении долгосрочной целевой программы Пензенской области "Социальная поддержка отдельных категорий граждан пензенской области в жилищной сфере" на 2010-2015 годы" // СПС "Гарант", 2012

.Распоряжение Правительства Пензенской области от 12.08.2009 №250-рП "О разработке долгосрочных целевых программ" // СПС "Гарант", 2012

.Алехин Э.В. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие. - Пенза: ПГУ, 2007. - 170 с.

.Булавко В. Собственность и справедливость в социальной политике государства // Проблемы теории и практики управления. - 2001. - №3. - С. 41-49

.Булеев И.П. Финансовые механизмы управления социальными программами // Экономика промышленности. - 2005. - №5. - С. 29-33

.Василенко Е. Бизнес-ориентированный подход к управлению социальными программами: российский опыт // Власть. - 2007. - №8. - С. 18-19

.Волгина Н.А. Социальная политика: Учебник. - М.: Экзамен, 2003. - 736 с.

.Дмитриева О. Социально-экономическая политика правительства: "не соответствует экономической логике и противоречит здравому смыслу" // #"justify">.Дорофеев С.В. Управление социальными программами муниципальных образований на базе создания региональных финансово-промышленных групп // #"justify">.Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии: Курс лекций. - М.: Изд-во МГСУ "Союз", 2009. - 432с.

.Камалтынов Ю.З, Салагаев А.Л. Реализация целевых социальных программ в республике Татарстан: оценка и основные направления развития // Вестник Казанского технологического университета. - 2005. - №2. - С. 240-245

.Комарова Е.И., Войтенко А.И. Менеджмент социальной работы: Учеб. пособие для студентов ВУЗов. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 288 с.

.Комплексные целевые программы и проекты - организационная форма целеполагания // #"justify">.Кудашов Е.А. Программа жилищного строительства: механизм реализации и социальные результаты // Жилищное строительство. - 2007. - №9. - С. 2-4

.Методологические основы социального проектирования // #"justify">.Направления деятельности Фонда: социальный маркетинг, разработка социальных программ, реализация социальных проектов // #"justify">.Нормативно-правовое обеспечение разработки и реализации целевых программ // #"justify">.Ткаченко В.В. Учебно-методический комплекс по дисциплине "Технология разработки социальных программ". - Благовещенск: Амурский гос. университет, 2007. - 64 с.

.Целевые комплексные программы и этапы их разработки // #"justify">.Ратнер Н.М., Нестеренко О.Н., Юрпалов С.Ю. Целевые федеральные программы. - Екатеринбург: УрГЭУ, 2007. - 156 с.

.Соболева И. Социальная политика как фактор устойчивого развития // Проблемы теории и практики управления. - 2003. - №3. - С. 67-73

.Социальная программа // #"justify">.Формирование социальных программ и их правовое обеспечение // #"justify">.Холостова Е.И. Технологии социальной работы: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с.

.Чернавский К.П. Стратегия развития ФЦП на период до 2010 года // Российский экономический журнал. - 2009. - №4. - С. 15-16

Приложения

Приложение А

Классификация программ

Признаки классификацииВиды программСодержание программы· экономические; · социальные; · социально-экономические; · научно-технические; · производственные · маркетинговые; · организационно-управленческие; · разведывательные (информационные); · комплексныеУровень разработки и применения· президентские; · федеральные; · региональные (республиканские, краевые, областные, окружные); · местные, городские; · программы предприятий, учреждений; · личностные (программы саморазвития)Время, на которое рассчитана реализация программы· долгосрочные (свыше 5 лет); · среднесрочные(3-5 лет); · краткосрочные (1-3 года); · текущие или оперативные (до 1 года)

Приложение Б

Классификация целей

Признаки классификацииВиды целей1. Содержание· социальные; · экономические; · организационные; · технические; · научно-технические; · политические; · комплексные2. Приоритетность· главные (основные, ключевые, основополагающие); · второстепенные (неглавные, побочные, вспомогательные)3. Время реализации· стратегические; · тактические; · оперативные; · текущие4. Форма фиксации· документированные (официальные); · недокументированные (неофициальные)5. Потребность· желательные; · нежелательные; · надуманные6. Степень обоснованности· обоснованные; · недостаточно обоснованные; · необоснованные7. Реальность/ нереальность выполнения· реальные (реалистичные); · осуществимые; · нереальные (неосуществимые)8. Уровни управления· народно-хозяйственные; · отраслевые; · региональные предприятия, организации, учреждения, их структурные единицы9. Политический оттенок· декларируемые (провозглашаемые); · фактические (реально реализуемые, выполняемые)10.Объем· общие; · частные; · локальные11. Время действия· конечные; · промежуточные12. Степень выполнения· выполненные полностью; · выполненные частично

Похожие работы на - Анализ Долгосрочной целевой программы Пензенской области 'Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере' на 2010-2015 годы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!