Анализ действующей структуры органов местного самоуправления на примере муниципального образования

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    144,13 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ действующей структуры органов местного самоуправления на примере муниципального образования

Оглавление


Введение

Глава 1. Принципы построения структуры управления муниципального образования

.1 Правовая основа муниципального образования

.2 Место и роль административных органов в управлении муниципальным образованием

.3 Проблемы реализации реформы местного самоуправления

Глава 2. Анализ действующей структуры органов местного самоуправления на примере муниципального образования

.1 Социально-экономическое развитие муниципального образования

.2 Характеристика организационной структуры

Заключение

Список литературы

Введение

Данная курсовая работа посвящена исследованию структуры органов муниципального образования и анализу структуры органов муниципального образования.

Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что структура органов МО в значительной мере влияет на степень реализации возможности населения осуществлять свою власть.

Степень разработанности темы исследования:

-     вопросы нормативно-правового обеспечения местного самоуправления изучены в трудах В.И. Васильева, И.В. Выдрина, А.Н. Кокотова, О.Е. Кутафина, В.И. Фадеева, Е.С. Шугриной.

-     особенностей организации муниципальных образований и обеспечения муниципальной реформы в России изучены в монографиях и статьях А.Н. Бурова, Л.В. Гильченко, В.С. Вильямского и В.М. Дедяева, А.Н. Широкова, С.Н. Юрковой.

- проблемы совершенствования и развития местного самоуправления рассмотрены в работах: С.А. Авакьяна, С.С. Алексеева, А.П. Алехина, Н.С. Бондаря, В.И. Васильева, М.А. Краснова.

Объект исследования городской округ Реутов.

Предмет исследования организационная структура управления муниципальным образованием.

Цель исследования. Проанализировать структуру органов муниципального образования на примере муниципального образования Реутов.

Для анализа вопроса ставятся следующие задачи:

. Представить нормативную базу, устанавливающую правовые основы для разработки и организации структуры муниципального образования.

. Выявить способы установления структуры муниципальным образованием.

. Выявить организационные модели и классификацию органов муниципального образования.

. Проанализировать структуру муниципального образования Реутов.

 

Глава 1. Принципы построения структуры управления муниципального образования

 

.1 Правовая основа муниципального образования


Оценивать сущность и перспективы проходящей в настоящее время муниципальной реформы необходимо в свете исторического развития нашей страны. Это позволяет показать, как на практике при проведении в стране муниципальной реформы были реализованы изначальные установки, каковы ее базисное содержание, структурные элементы, стилистика исполнения.

Отправной точкой формирования современной системы организации публичной власти на местном уровне стало зафиксированное Конституцией РФ 1993г. изменение основ конституционного строя страны. Соответственно, муниципальная реформа явилась органическим элементом конституционной реформы.

Реформа была подготовлена либеральными преобразованиями 90-х гг. XX в., которые основывались на идеях тотального разгосударствления и минимизации роли государства в управлении общественными процессами на всех уровнях. На этой основе и родилась революционная для России, жившей десятилетиями в координатах единой иерархичной сверху донизу системы Советов народных депутатов, конституционная формула о том, что местное самоуправление не входит в систему государственной власти. В соответствии с ней местное самоуправление получило: 1) организационную, 2) имущественную и 3) финансовую самостоятельность.

. Организационная - органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ); самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ч. 1 ст. 130 Конституции РФ); структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ч. 1 ст. 131 Конституции РФ).

. Имущественная - осуществление прав собственника имущества: владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130 Конституции РФ); управление муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 132 Конституции РФ).

. Финансовая - самостоятельное формирование финансовых основ: органы местного самоуправления формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы (ч. 1 ст. 132 Конституции РФ).

Разгосударствление местного самоуправления мотивировалось следующими аргументами.

. Поскольку институт местного самоуправления наиболее приближен к гражданам, нет необходимости централизованного (жесткого) регулирования возникающих здесь отношений. Население лучше представляет, как организовать их в конкретном поселении или районе. Другими словами, хотя местное самоуправление не может, конечно, функционировать вне определенных государством (как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации) правовых рамок, эти рамки должны позволить раскрыть суть местного самоуправления как продукта общественных инициатив и создать ему основы деятельности, а не диктовать до мелочей, где, как и в каких формах гражданам разрешается реализовать свое право на местное самоуправление.

. Во всех развитых странах местное самоуправление служит одним из инструментов защиты местных сообществ от диктата государственной бюрократии. Его вхождение в систему государственного управления, по сути, означает отказ от данной функции.

. В условиях современной экономики местное самоуправление должно самостоятельно обеспечивать свои потребности. Его благополучие зависит от того, насколько полно оно содействует развитию предпринимательского и инвестиционного климата территории, насколько хорошо собирает налоги, организует местное хозяйство и т.п.

. Необходимость соотносить потребности в муниципальных благах с имеющимися ресурсами повышает ответственность граждан за решения, принимаемые избранными ими местными органами, усиливает реальный контроль населения за их деятельностью, что также соответствует требованиям гражданского общества.

Практика реализации этой модели законодательного регулирования привела ко многим негативным последствиям. В субъектах Федерации стали формироваться вертикали власти, нарушавшие конституционные гарантии самостоятельности местного самоуправления. Сформировавшаяся территориальная организация государственной власти ряда субъектов Федерации (например, Республики Башкортостан) препятствовала реализации права на местное самоуправление населения многих городских и сельских поселений. Таким образом, главная цель муниципальной реформы - максимально приблизить население к власти - была достигнута лишь в рамках отдельных территорий. Сложившаяся к тому времени система местного самоуправления не соответствовала интересам Федерации, возможностям регионов, ожиданиям населения. Она не соответствовала и конституционным требованиям единства прав граждан страны на организацию институтов местного самоуправления, прямого участия в их деятельности, на получение социально значимых услуг муниципальных учреждений.

В ходе реализации муниципальной реформы отчетливо выявились следующие крупные проблемы: 1) проблемы финансирования, 2) проблемы собственности, 3) проблемы компетенций.

. Проблемы финансирования. Одномоментное, механическое исключение местного самоуправления из системы государственного управления произошло без адекватного обеспечения его полномочий ресурсной базой. Начало углубляться несоответствие доходных источников местных бюджетов расходным полномочиям; возникла проблема "нефинансируемых мандатов". Как результат, муниципалитеты в своем большинстве оказались не способными решать значительное число местных проблем без финансовой поддержки со стороны Федерации и ее субъектов.

. Проблемы собственности. Нормой стала неопределенность состава объектов собственности, необходимых для осуществления функций муниципального управления. Ситуация в сфере муниципальной собственности характеризовалась, с одной стороны, ее избыточностью, а с другой - отсутствием в местных бюджетах достаточных средств для ее воспроизводства как необходимой базы оказания традиционных муниципальных услуг населению. Финансирование воспроизводства этой собственности, по сути, было переложено на бюджеты субъектов Федерации.

. Проблемы компетенций. Данная проблема включала две подпроблемы. Во-первых, имело место отсутствие четкости в разграничении компетенций органов местного самоуправления различного уровня. Во-вторых, полномочия органов местного самоуправления по ряду базовых позиций совпадали с полномочиями органов государственной власти субъектов Федерации. Это породило ряд противоречий и конфликтов в сфере управления, особенно в отношениях регионов с их административными центрами.

Все эти недостатки в осуществлении муниципальной реформы побудили внести существенные коррективы в действовавшую модель законодательного регулирования местного самоуправления, основной смысл которых заключался в том, чтобы конкретные гарантии осуществления местного самоуправления были вынесены на уровень федерального законодательства. Данная задача была решена путем принятия в 2003 г. нового Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о местном самоуправлении) фактически упразднил модель рамочного федерального регулирования организации местного самоуправления. Формула пункта "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ о том, что к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится установление общих принципов организации местного самоуправления, была истолкована федеральным законодателем весьма гибко: к числу указанных общих принципов был отнесен огромный массив норм материального и процессуального права. В частности, в Федеральном законе весьма подробно определяются территориальные основы местного самоуправления, тем самым фактически программируется состав муниципальных образований во всех субъектах Федерации.

Таким образом, большинство вопросов организации местного самоуправления стало регулироваться на уровне данного Федерального закона и иных федеральных законов либо в уставах и иных нормативно-правовых актах органов местного самоуправления. Полномочия органов государственной власти субъектов Федерации по регулированию вопросов организации местного самоуправления значительно сузились: как правило, соответствующее законодательное регулирование со стороны субъектов Федерации возможно только в случаях, предусмотренных в Федеральном законе о местном самоуправлении. Из полномочий субъектов Федерации было исключено полномочие по принятию собственных законов о местном самоуправлении. Отметим, что в тех субъектах Федерации, где законы с таким наименованием сохранились, их содержание, как правило, ограничивается решением частных вопросов, прямо предусмотренных Федеральным законом (наделение отдельными государственными полномочиями, наименование органов местного самоуправления, правовое положение выборного должностного лица местного самоуправления и др.).

По своему содержанию Федеральный закон о местном самоуправлении направлен на преодоление недостатков первоначального постсоветского этапа развития местного самоуправления. Муниципальная реформа в связи с принятием в 2003 г. данного Федерального закона приобрела более управляемый и универсальный характер.

Но в то же время нельзя сказать, что сложилась стабильная правовая база осуществления местного самоуправления. За четыре прошедших года было принято 35 федеральных законов, которые внесли в текст Федерального закона о местном самоуправлении значительное число поправок, многие из которых были весьма существенными. Изменения коснулись территориальных основ местного самоуправления (например, были смягчены некоторые условия определения границ сельских поселений, расширена возможность объединения поселений с городскими округами; разрешено упразднение малых поселений на территориях с низкой плотностью населения и в малодоступных местностях), вопросов местного значения (существенно увеличено их количество), экономических основ (например, был расширен перечень муниципального имущества за счет имущества, предназначенного для содействия развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования) и др. Все это свидетельствует о незавершенности муниципальной реформы.

Реформа затронула практически все стороны местного самоуправления: его территориальное устройство, взаимоотношения представительных и исполнительных органов местного самоуправления, формирование основы экономического обеспечения их деятельности, взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Федерации. Ее исследование не может ограничиться только правовыми аспектами и требует как минимум комплексного экономико-правового анализа, первый опыт которого уже имеется в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

Рассмотрим тенденции правового регулирования применительно к территориальной организации местного самоуправления, определению компетенции органов местного самоуправления и непосредственному участию населения в решении вопросов местного значения.

Подход к территориальной организации местного самоуправления является принципиально новым. Федеральный закон о местном самоуправлении обусловил создание различных типов муниципальных образований: городских, сельских поселений, городских округов и муниципальных районов. Территории всех поселений, за исключением городских округов, включаются в границы муниципальных районов (тем самым фактически создается двухуровневая организация местного самоуправления). Городскими округами стали относительно крупные города и поселки с развитой инфраструктурой.

Установление и изменение границ муниципальных образований, как и прежде, относится к компетенции субъектов Федерации. Вместе с тем субъекты Федерации связаны требованиями, предусмотренными Федеральным законом о местном самоуправлении. При этом главный критерий, на основе которого должны определяться границы территорий сельских и городских поселений, - это численность их населения, а также пешеходная и транспортная доступность центра муниципальных образований для жителей, соответственно, сельских поселений и муниципальных районов.

Реализация указанных новелл Федерального закона привела к тому, что местное самоуправление получило развитие не только в городских центрах и поселках, как это по преимуществу было до сих пор, но и на всех сельских территориях.

В то же время новация Федерального закона, состоявшая в отказе от создания внутригородских муниципальных образований, представляется небесспорной. Ее реализация привела к определенному отдалению населения крупных городов от муниципальной власти.

При осуществлении предусмотренной Федеральным законом схемы территориального устройства местного самоуправления выявилась проблема недостаточной определенности таких понятий, как "сельский населенный пункт" и "городской населенный пункт". На практике в разных регионах они определяются различным образом, что препятствует полноценной реализации интересов населения сельских и городских населенных пунктов. В отсутствии общефедеральных ориентиров законы субъектов Федерации могут произвольно менять параметры населенных пунктов (например, они могут беспрепятственно преобразовать рабочий поселок в село, малый город превратить в сельский поселок или сделать из сельской местности городскую и наделить ее статусом городского округа). И, как показывает анализ регионального законодательства, в ряде субъектов Федерации имеется практика не вполне обоснованного преобразования малых населенных пунктов.

Обнаружились существенные различия в подходах разных регионов к формированию вновь образованных поселений, наделению городских поселений статусом городского округа и т.д. Так, одни регионы создавали муниципальные образования поселенческого типа на базе бывших сельсоветов, другие же активно проводили политику объединения сельских населенных пунктов в стремлении сделать более оптимальным количество сельских поселений.

В ряде регионов городские округа были созданы в пределах сельских районов, а муниципальные районы - на городских территориях, что, очевидно, искажало подходы к реформированию территориальной структуры местного самоуправления, установленные федеральным законодательством.

Таким образом, с учетом выявившейся практики реализации Федерального закона оправданно расширение сферы правового регулирования территориального устройства местного самоуправления. Полагаем, что в данном случае оптимальным будет установление в Федеральном законе рамочных требований к определенным категориям населенных пунктов, которые должны получить свою дальнейшую конкретизацию в законах субъектов Российской Федерации.

Вопросы местного значения. Собственные полномочия органов местного самоуправления. Федеральный закон определил по-новому вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления с тем, чтобы местная власть имела возможность активно влиять на решение вопросов, связанных с условиями жизни населения, и в то же время оказывать гражданам широкий спектр услуг.

В соответствии с Федеральным законом о местном самоуправлении муниципальное образование каждого вида - поселение, муниципальный район, городской округ - решает свой круг вопросов местного значения. Если прежде предметы ведения муниципальных образований различных уровней должны были разграничиваться законами субъектов Федерации (чего на практике в соответствии с законами субъектов Федерации, как правило, не было), то теперь их исчерпывающие перечни закреплены Федеральным законом.

В определении круга вопросов местного значения Федеральный закон исходит из принципа субсидиарности - в ведение муниципальных образований разных уровней включены те вопросы, которые на данном уровне могут решаться наиболее эффективно, с оптимальным результатом. Реализация этого принципа, в частности, предопределяет меньший объем предметов ведения поселений по сравнению с муниципальными районами и городскими округами. Более того, с учетом реальных условий и возможностей решение некоторых вопросов, входивших ранее в круг вопросов местного значения, передано органам государственной власти субъектов Федерации (это, в частности, касается обеспечения социальной поддержки и содействия занятости населения).

Перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяются законами этих субъектов Федерации, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. Установленные федеральными законами источники доходов местных бюджетов, не отнесенные законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга к источникам доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований, зачисляются в бюджеты данных городов.

За время, прошедшее после принятия Федерального закона, перечень вопросов местного значения, как уже отмечалось, был скорректирован.

К вопросам местного значения, в частности, были добавлены такие вопросы, как:

организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий (Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ);

содействие в развитии сельскохозяйственного производства, расширение рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ).

Возникают обоснованные сомнения в том, что эти вопросы имеют местное значение. Функциональное назначение местного самоуправления заключается в особом способе децентрализации управленческих дел, близких к условиям жизни людей, причем главным образом малых групп и конкретных граждан. Это требует безусловного учета местных условий и возможностей, а также демократических процедур, обеспечивающих непосредственное осуществление гражданами права участвовать в управлении публичными делами и на этой основе способствующих повышению эффективности управления.

Из этих посылок исходил федеральный законодатель, определяя в качестве вопросов местного значения "вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования". Понятие "жизнеобеспечение" имеет весьма широкое содержание. Возможность применить его к функциональному назначению местного самоуправления дает термин "непосредственное". Непосредственное - значит прямое, без посредников, ближайшее. Вопросы непосредственного жизнеобеспечения, как правило, связаны с оказанием или организацией оказания социальных услуг данному гражданину или группе граждан, проживающим в соответствующем муниципальном образовании.

Именно к таким вопросам местного значения относилась большая часть тех вопросов, которые были включены в перечень первоначальной редакции Федерального закона о местном самоуправлении: электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом, народное образование, здравоохранение, дороги, транспортные услуги, первичные меры пожарной безопасности, создание условий для обеспечения населения услугами связи, общественного питания, торговли, бытового обслуживания, библиотеки, охрана местных объектов культурного наследия, физкультура, спорт, работа с молодежью и др. В зарубежных государствах к вопросам местного значения в основном относятся планирование и благоустройство территорий, дорожное строительство и выдача разрешений на строительство, общественный транспорт, водоснабжение, школьное образование, переработка бытовых отходов и т.д.

Вместе с тем отметим некоторую условность такого обобщения, поскольку одни и те же вопросы в разных странах могут решаться не только на разных уровнях управления - государственном, региональном, местном, но и частными организациями. Соответственно, в этих сферах роль не только муниципальных, но и государственных органов существенно падает.

Как и в России, в большей части государств наблюдаются процессы расширения предметов ведения местного самоуправления за счет передачи отдельных полномочий от центральных либо региональных властей. И, как в нашей стране, многие из таких полномочий в должной мере необходимыми финансовыми ресурсами не обеспечиваются.

Следует признать, что установленные Федеральным законом о местном самоуправлении некоторые вопросы местного значения поселений и муниципальных районов имеют тождественное или очень близкое значение. Это приводит к дублированию осуществления полномочий на двух уровнях осуществления местного самоуправления. При этом дальнейшее разграничение указанных полномочий какими-либо иными нормативными правовыми актами уже невозможно, поскольку считается, что разграничение проведено в рамках указанного Федерального закона.

Следует также обратить внимание на выявившуюся в последнее время тенденцию, когда решение ряда проблем, напрямую связанных с вопросами местного значения, осуществляется непосредственно на федеральном уровне. Так, явно недостаточна роль органов местного самоуправления в осуществлении национальных проектов, связанных с улучшением дел в области здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства и т.д. Полагаем, что сложившаяся схема реализации национальных проектов, когда органы местного самоуправления главным образом лишь участвуют в формировании заявок на выделение соответствующих средств, не позволяет в полной мере реализовать потенциал местной власти в решении вопросов, которые имеют непосредственное значение для местных сообществ.

Государственные полномочия. Федеральный закон разграничивает собственные полномочия органов местного самоуправления и государственные полномочия, которые могут передаваться органам местного самоуправления. Полномочия органов местного самоуправления, устанавливаемые федеральными законами и законами субъектов Федерации по вопросам, не отнесенным Федеральным законом к вопросам местного значения, являются государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления со всеми вытекающими отсюда последствиями. Этим правилом ставится заслон практике навязывания органам местного самоуправления "нефинансируемых мандатов".

Возможность наделения государственными полномочиями предусмотрена, как правило, для муниципальных районов и городских округов. Федеральный закон определил порядок наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями, обязательный как для федеральных, так и для региональных органов государственной власти. При этом было установлено, что несоблюдение порядка наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями, признанное в судебном порядке, является основанием для отказа от их исполнения. Случаи использования данной нормы единичны.

В ряде отраслевых федеральных законов прямо указывается на возможность передачи тех или иных полномочий органам местного самоуправления. Например, в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области охраны атмосферного воздуха. Согласно Лесному кодексу РФ муниципалитеты могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. На основании Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учета на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты, передаются органам местного самоуправления поселений и городских округов и др. Справедливости ради надо отметить, что некоторые из указанных полномочий связаны с обеспечением условий жизни населения. Но большинство этому критерию не соответствуют. Что касается конституционного понятия "отдельные государственные полномочия", то законодатель, пользуясь недостаточно формализованным смыслом этого понятия, расширяет их число так, что они, в сущности, перестают быть отдельными.

В настоящее время в отдельных отраслевых законах не проведено четкое разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления. Это негативным образом сказывается на развитии местного самоуправления, а в отдельных случаях - приводит к ограничению прав муниципальных образований. В качестве конкретного примера можно назвать полномочия по вопросам регистрационного учета граждан Российской Федерации. Закрепление этих полномочий за местными администрациями Законом РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" на сегодняшний день не согласуется с нормами Федерального закона о местном самоуправлении в части определения компетенции муниципальных образований и полномочий органов местного самоуправления. Их реализация влечет необоснованное с точки зрения требований, содержащихся в Федеральном законе о местном самоуправлении и Бюджетном кодексе РФ, расходование средств из местного бюджета. Таким образом, требуется четкое определение правовой природы данного полномочия в качестве государственного и внесение соответствующих корректив в федеральное законодательство.

Таким образом, по отношению к отраслевому законотворчеству не в полной мере обеспечена реализация механизма передачи осуществления отдельных государственных полномочий, предусмотренного Конституцией РФ и Федеральным законом о местном самоуправлении.

Добровольное исполнение отдельных государственных полномочий. Федеральный закон о местном самоуправлении изначально установил четкую процедуру финансового обеспечения передаваемых для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий. Однако поправки в Федеральный закон, внесенные в него в привели к тому, что соответствующие гарантии в значительной степени утратили свою императивность и сделали неясными некоторые важные вопросы обеспечения деятельности местных органов. Теперь органам местного самоуправления предоставлено право "исполнять отдельные государственные полномочия по своему усмотрению". В частности, органы местного самоуправления имеют право на создание музеев, участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству, совершение нотариальных действий в случае отсутствия нотариуса и др. Причем в данном случае и речи не идет о дополнительном финансовом обеспечении этих "добровольных государственных мандатов".

Такая новация, на наш взгляд, не согласуется с концепцией Федерального закона о местном самоуправлении. В результате размываются принципы разграничения ответственности между уровнями власти, разрешается финансирование деятельности, не являющейся обязательной для органов местного самоуправления. Кроме того, при столь масштабном осуществлении на муниципальном уровне государственных полномочий повышается вероятность принятия органами местного самоуправления решений, не соответствующих природе и характеру местного самоуправления как специфичного уровня публичной власти, а являющихся прерогативой исключительно государственной власти. Необходимо также учитывать, что, исходя из конституционных положений, полномочия органов местного самоуправления - это либо полномочия по вопросам местного значения, либо наделяемые законом отдельные государственные полномочия; каких-либо дополнительных полномочий Конституция РФ не предусматривает. Закрепление возможности участия органов местного самоуправления в осуществлении отдельных государственных полномочий, таким образом, не может быть оправдано ссылкой на конституционные нормы.

Федеральный закон расширяет возможности непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения. Предусмотрены новые институты прямой демократии, такие, как публичные слушания, опрос граждан, конференция граждан. При этом законодательное регулирование как этих новых институтов, так и ранее предусмотренных (местного референдума, отзыва выборных лиц местного самоуправления и др.) создает реальные гарантии их использования населением. Они, в частности, выражаются в том, что устанавливается обязательность использования отдельных форм прямой демократии (голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, публичных слушаний), подробно регламентируются соответствующие процедуры. Порядок использования большинства форм прямой демократии регламентируется на уровне федеральных законов и уставов, иных нормативных правовых актов муниципальных образований. Таким образом, учет "местных условий" осуществляется на уровне муниципальных образований, а не субъектов Федерации, как это было раньше.

Несмотря на мощный нормативный импульс, заданный Федеральным законом о местном самоуправлении, потенциал форм прямой демократии в целом используется пока недостаточно.

Какие организационно-правовые меры по развитию местного самоуправления необходимо предпринять на современном этапе развития муниципальной реформы для устранения отмеченных недостатков и более полной реализации принципов местного самоуправления? Назовем наиболее важные.

. Необходимо создание системы общефедерального мониторинга реализации муниципальной реформы. Данные этого мониторинга должны быть полными, достоверными и общедоступными. Полагаем, что данную работу мог бы координировать Совет при Президенте РФ по вопросам местного самоуправления. Среди актуальных задач мониторинга следует назвать тщательное изучение практики применения форм прямой демократии на местном уровне, которые используются недостаточно или смысл применения которых искажен.

. Требуется дальнейшая конкретизация территориальной основы местного самоуправления в целях рационализации разграничения полномочий между различными видами муниципальных образований.

. Следует упорядочить практику наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, существенно ограничить их перечень, особенно передаваемых органами государственной власти субъектов Федерации.

Необходимо дополнительно тщательно изучить целесообразность введения так называемых добровольных государственных мандатов.

Остается также ряд проблем, требующих дальнейших научных исследований.

. В условиях динамичного развития России сохраняют остроту вопросы соотношения централизации и децентрализации в управлении государством. Их решение на основе научных критериев позволит обоснованно распределять ресурсы и разграничивать полномочия государственных и муниципальных органов.

. Требуется подготовка научной методики мониторинга реализации Федерального закона о местном самоуправлении. В частности, необходимо выделение институтов и отдельных норм Федерального закона, применение которых представляет наибольшие сложности, с последующим соотнесением тех целей, которые были заложены законодателем в данные нормы и институты, с их практической реализацией (в правовом, статистическом, социологическом, финансово-экономическом аспектах). Методика мониторинга реализации Федерального закона о местном самоуправлении не может быть полной без контекста развития отраслевого законодательства.

. Необходимо комплексное исследование федеративных аспектов муниципальной реформы, в том числе создание концепции развития законодательства субъектов Федерации о местном самоуправлении с учетом необходимости определения оптимального состава региональных нормативных правовых актов и отсутствия в настоящее время предмета для издания общих актов регионального уровня о местном самоуправлении.

Следует продолжить поиск возможных форм учета в федеральном законодательстве о местном самоуправления специфических условий и интересов субъектов Федерации.

Обоснованные нами правовые средства последовательного проведения муниципальной реформы наглядно свидетельствуют: право служит не только фактором упорядочения существующих явлений, но и может стать мощным способом ускоренного создания в ближайшей и отдаленной перспективе новой демократической местной власти. Но для решения задач подобного уровня, масштаба и сложности требуется подключение дополнительного исследовательского потенциала других отраслей знания, и в этом смысле комплексный экономико-правовой анализ проблем местного самоуправления как новый методологический подход может в будущем способствовать разработке теории реформ в Российской Федерации.

 

.2 Место и роль административных органов в управлении муниципальным образованием


Основная масса организационных вопросов для осуществления деятельности муниципальных образований определяется законодательством субъекта Российской Федерации и уставами самих муниципальных образований.

Из положений действующего законодательства следует, что муниципальные образования могут создаваться в границах городов, поселков, сельских поселений (село, деревня, станица, хутор и т.п.), частей поселений (район в городе, микрорайон в городе), групп поселений с общей территорией (сельсовет, волость, район, округ и т.п.) (рис.1).

Рис. 1 Принцип территориальной организации местного самоуправления

Рис. 2 Структура муниципального образования "Муниципальный район"

Структура муниципального образования "Муниципальный район" представлена на рис.2. В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Глава муниципального района и Совет депутатов района избираются всенародным голосованием. Глава муниципального района также может быть избран из числа депутатов района. Глава администрации района принимается на работу по контракту по результатам проведенного конкурса на занимаемую должность. Главе администрации района подчинены все заместители и отделы, комитеты администрации района.

Совет депутатов муниципального района организует деятельность депутатов непосредственно через работу комиссий: по экономике и бюджету, по социальной политике, по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и т.д. По способу образования органы местного самоуправления могут быть разделены на выборные и другие. В отношении выборных органов не требуется дополнительных разъяснений. Другие же органы создаются по мере необходимости (способ делегирования полномочий).

По назначению органы местного самоуправления подразделяются на органы общего и специализированного назначения (органы с широкой и узкой специализацией). Под органами общего назначения понимаются те, деятельность которых распространяется на все сферы местного самоуправления, а под органами специального назначения - "отраслевые" органы, то есть занимающиеся узким направлением деятельности местного самоуправления (например, органы управления образованием, здравоохранением, муниципальной собственностью).

Деление по предметам ведения связано с тем, что органы местного самоуправления решают не только вопросы местного значения, отнесенные к ведению муниципальных образований, но и исполняют отдельные государственные полномочия, возложенные на них органами государственной власти. Выделение органов, исполняющих отдельные государственные полномочия существенно и потому, что материально-финансовое обеспечение их деятельности должно гарантироваться государством, что предполагает закрепление за местным бюджетом необходимых источников доходов, передачу материальных и финансовых ресурсов.

По способу принятия решений классификация вводится в зависимости от характера решений, они могут приниматься в коллегиальном порядке или единолично.

Органы местного самоуправления осуществляют два типа функций, объективно присущих этому субъекту: представлять его интересы (проектная функция) и реализовывать эти интересы (программная функция).

Представление интересов заключается в их выявлении и в конечном итоге разработке проекта развития муниципального образования и принятии в форме правовых актов необходимых решений, создающих правовую базу для реализации проекта.

Реализация интересов обеспечивается путем разработки и исполнения программы деятельности органов местного самоуправления, направленной на осуществление проекта. Этим двум типам функций соответствуют два типа органов - представительные и исполнительные.

Местное самоуправление - это не только форма управления на местном уровне, но и важнейший институт демократического общества, позволяющий не просто эффективно управлять местным хозяйством, а осуществлять это управление в интересах населения.

Если сравнивать структуру управления муниципального образования с соответствующей структурой акционерного общества, то жители муниципального образования являются его совладельцами, периодически участвующими в принятии решений, представительный орган местного самоуправления - правлением, определяющим основные направления деятельности дирекции и осуществляющим контроль за ее деятельностью, руководитель местной администрации - менеджером (управляющим, генеральным директором), нанятым (избранным) населением непосредственно или его представителями.

 

.3 Проблемы реализации реформы местного самоуправления


Административная реформа идет в России уже давно, однако по ключевым направлениям и методам она не сопоставима с реформой местного самоуправления. В итоге к позитивным результатам реализации Федерального закона № 131-ФЗ можно отнести формирование развернутой правовой базы, создание стройной системы муниципальных образований, четкое распределение полномочиймежду различными участками преобразований местного самоуправления, рост заинтересованности муниципальных образований в максимальном использовании собственных ресурсов.

Однако муниципальная реформа не была реализована в полной мере и не привела к тем результатам, которые потенциально были в ней заложены. В законе изначально имелось достаточно много частных проблем и противоречий, сдерживающих эффективное решение вопросов местного значения. С момента принятия Федерального закона № 131-ФЗ по настоящее время в него были внесены изменения более чем 60 федеральными законами. Тем не менее, проблемы остались.

Это, во-первых, отсутствие достаточных собственных финансово-экономических ресурсов, необходимых для нормального решения вопросов местного значения. Недофинансирование муниципальных бюджетов - одна из наиболее острых проблем, причинами которой являются низкий уровень развития ряда муниципальных образований, неудачно выстроенные налоговые и бюджетные потоки, а также неоправданные ограничения в возможности формирования доходной части бюджета за счет собственной деятельности. Принцип самодостаточности муниципальных образований, заложенный в Федеральном законе № 131-ФЗ, в данном случае не реализуется в полной мере. В последние годы на республиканском и федеральном уровнях идет постоянная работа над увеличением доходной части местных бюджетов. По словам председателя Всероссийского совета местного самоуправления В. Тимченко, "сегодня консолидированный бюджет муниципальных образований обозначен цифрой 3 трлн. рублей в целом по РФ. Потребности, которые реально сегодня нужны, - это порядка 5 трлн рублей. То есть не хватает примерно 2 трлн. рублей". И это при том, что в 2012 г. на муниципальный уровень были переданы новые доходные источники: налог в виде стоимости патента от упрощенной системы налогообложения, повышенные отчисления от сельскохозяйственного налога, штрафы за нарушение правовых актов органов МСУ, акцизы от ГСМ, дополнительные объекты обложения земельным налогом, отчисления от аренды и продажи земель, государственная собственность на которые не разграничена. В настоящее время готовятся поправки в законодательство, в соответствии с которыми в местные бюджеты будут перечисляться доходы от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, от налога с личного легкового транспорта физических лиц, а также с дополнительных объектов обложения местными, земельным и имущественным налогами. Прогнозируется, что в результате этих нововведений муниципальная казна пополнится еще на 190 млрд. рублей.

К другой группе относятся организационные проблемы в сфере местного самоуправления. Это прежде всего искусственное разделение государственного и муниципального уровней управления, обусловленное статьей 12 Конституции Российской Федерации. В культурно-историческом плане Россия была не готова к введению этой нормы, характерной для англосаксонской модели местного самоуправления. В результате государство все равно де-факто осуществляет административное управление территориями, а государственный контроль становится даже более жестким, но де-юре ответственность за решение муниципальных проблем переносится на органы местного самоуправления.

Попытки упорядочить эту ситуацию посредством заявлений общего характера или создания межведомственных комиссий вряд ли приведут к желаемому результату.

Принципиальное решение данной проблемы возможно либо путем формирования муниципальных образований более высокого уровня, чем районы, то есть на уровне субъекта РФ, либо через встраивание местного самоуправления в вертикаль государственной власти. Первое имело место в дореволюционной России, второе - Советском Союзе. Но есть другой вариант, соответствующий принципам континентальной модели местного самоуправления, и он выглядит более предпочтительным.

Еще одна организационная проблема - это отсутствие субординации между муниципальным районом и входящими в его состав поселениями. Современные муниципальные образования строят свои отношения друг с другом только на договорной, координационной основе, что не позволяет создать дееспособную монолитную муниципальную систему на базе устойчивых вертикальных (субординационных) связей даже в районах. Районы (а до этого уезды или волости) всегда формировались как единая социально-экономическая система. Зачем нужна модель управления из совершенно чуждой нам социальной системы, если она не обеспечивает эффективной координации и без того скудных ресурсов района и вынуждает руководителей муниципальных образований на практике нарушать закон?

Возможность заключения соглашений по передаче тех или иных полномочий от района к поселению, или наоборот, ситуацию по существу не меняет.

Обе группы проблем сегодня крайне актуальны, они очевидны, находятся на поверхности. Для главы администрации они проявляются в том, что, с одной стороны, нет достаточных средств в муниципальном бюджете, но при этом, с другой стороны, увеличивается объем отчетности, идут постоянные проверки, налагаются штрафы, часто приходится участвовать в административно-судебном производстве - и все это не помогает, а скорее мешает решению вопросов местного значения.

И все же, данные нерешенные вопросы, при всей их значимости и остроте, вторичны по отношению к главной проблеме местного самоуправления. Речь идет о том, что главная цель реформы - формирование у муниципальных образований заинтересованности в максимальном развитии и использовании своих ресурсов, так и не была достигнута. Если муниципальным образованиям в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ реально предоставили свободу и наделили ответственностью, то какая-то часть из них в социально-экономическом отношении обязательно вырвется вперед.

Они смогут правильно распорядиться имеющимися возможностями: наличие экономического потенциала, удачное территориальное расположение, эффективное руководство, работящее и сплоченное население, благоприятная внешняя конъюнктура и т. д.

Вывод: Организационные основы местного самоуправления включают в себя: структуру органов местного самоуправления; порядок, формы и принципы их деятельности; организацию муниципальной службы. Организация муниципальной службы должна основываться на основных принципах муниципального самоуправления.

Эффективность функционирования системы муниципального управления муниципальным образованием и исполнение функций и обязанностей, возложенных на органы управления, зависит от правового регулирования.

 

Глава 2. Анализ действующей структуры органов местного самоуправления на примере муниципального образования

 

.1 Социально-экономическое развитие муниципального образования


Город Реутов - муниципальное образование, входящее в Московскую область. Реутов начинает свою историю с середины XIX века, когда хутор Реутов стал фабричным поселком при широко известной не только в России, но и за рубежом, хлопкопрядильной фабрике. Поселок рос вместе с Реутовской мануфактурой. С 1929 года поселок Реутово - районный центр, в 1940 году он получает статус города, а с 1970 года - город областного подчинения. Город Реутов можно назвать городом спутником Москвы, т.к. от Москвы он отделен только Московской кольцевой автодорогой (МКАД). Жители Реутова из своих окон могут видеть Останкинскую башню, наблюдать праздничные салюты столицы. Территория города, составляющая 900 гектаров, ограничена Нижегородским и Носовихинским шоссе - дорогами федерального значения. Поэтому город может расти только вверх. По переписи населения 2010 года в городе проживает 87314 человек, средний возраст жителей - 40 лет. Город является муниципальным образованием в составе Московской области. В 2004 году получил статус городского округа. Органы местного самоуправления представлены Администрацией города, городским Советом.

Градообразующими предприятиями являются: ЗАО "Реутовская мануфактура" - наследница хлопкопрядильной фабрики, построенной в 1843 году и ОАО "ВПК "НПО Машиностроения", созданное академиком В.Н. Челомеем в 1955 году на месте Реутовского механического завода.

К 2003 году в г. Реутове зарегистрировано более 1500 организаций различной организационно-правовой формы, из которых более 100 осуществляют свою деятельность в научно-технической сфере. В городе создан ряд структур поддержки инновационной деятельности: Реутовская Торгово-промышленная палата, общество с ограниченной ответственностью "Социально-деловой центр "Инициатива".

Указом Президента России № 1530 от 29.12.2003г городу Реутову присвоен статус Наукоград Российской Федерации. По итогам 2003 года Реутов стал победителем Всероссийского конкурса "Золотой рубль", получил звание "Лучший средний город " в Центральном федеральном округе. По итогам работы в 2004 году он вошел в тройку призеров.

Город располагает развитой социальной инфраструктурой. На одного жителя приходится 20 кв. м жилья. Выполняется программа по сносу ветхого жилья. Ежегодно вводится не менее 100 тысяч кв. м. жилья.

В городе полностью решена проблема предоставления мест в детских дошкольных учреждениях.

Рис. 3 Средняя заработная плата по городу Реутов в 2009-2013 годах

Развитие наукограда невозможно без всестороннего развития городской системы образования. Администрация города из года в год проводит работу по укреплению материально-технической базы учреждений образования.

Общая сумма расходов на образование в 2013 году составила 1 137 187,5 тыс. рублей.

В городе большое значение придается интеллектуальному развитию молодого поколения. Школы активно сотрудничают с московскими вузами. Здесь работают пять отделений государственных вузов, среди них - аэрокосмический факультет Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана, функционирующий на базе ФГУП "НПО машиностроения". Разработанные на этом предприятии программно-целевые технологии подготовки студентов и специалистов техническими университетами - Московским авиационным институтом и Московским государственным техническим университетом имени Н.Э. Баумана - отмечены премией Президента Российской Федерации.

Система образования включает в себя 30 общеобразовательных учреждений, среди которых 20 учреждений дошкольного образования. В школах работает 830 педагогов, обучается около 7 тысяч детей. 75% выпускников школ продолжают обучение в ВУЗах, средних учебных заведениях города и Москвы. В городе работают филиалы многих ВУЗ(ов) Москвы. Среди них: академия МАМАРМЕН, Юридическая академия, Российский Государственный социальный институт и другие.

В городе создана эффективная система социальной защиты населения. В Реутове получателями различных мер социальной поддержки являются около 20 тысяч граждан, или более четверти населения города.

В 2004 году построено новое здание хирургического корпуса городской больницы. В настоящее время идет его оснащение современным медицинским оборудованием.

Большой популярностью у жителей пользуются многочисленные спортивные объекты и секции: стадион с 2-мя футбольными полями, бассейн, спортивный многофункциональный зал при МУ "Спорт-Центр", 14 спортивных залов, более 40 оснащенных спортивных площадок в дворах. В ближайшее время начнется строительство Дворца спорта.

Сеть учреждений культуры включает: детский музыкальный театр, 2 музыкальные школы, детскую художественную школу, городскую картинную галерею, историко-краеведческий музей, муниципальный драматический театр, 6 библиотек.

В Реутове создана благоприятная обстановка для развития предпринимательства. В помощь предпринимателям работают Отдел экономического развития Администрации Реутова, Комитет по управлению имуществом, Реутовская торгово-промышленная палата, Центр "Бизнес-развитие", Социально-деловой центр "Инициатива" и другие структуры.

К 2009 году объемы товаров и услуг возросли за три предшествующих года в 3,2 раза. Доля продукции малого и среднего бизнеса достигла 30 процентов, а научно-производственного комплекса - почти 40 процентов. При этом основные фонды научно-производственного комплекса составили 59,6 процента от общего объема основных фондов всех хозяйствующих субъектов (за исключением объектов жилищно-коммунальной и социальной сферы), расположенных на территории города.

Опыт инновационной и коммерческой деятельности, кооперационные связи и авторитет на мировых и региональных рынках создают благоприятные предпосылки для включения г. Реутова в национальную инновационную систему. Одновременно город можно использовать как полигон для отработки новых методов государственной поддержки отдельных территорий при создании эффективной инновационной инфраструктуры, которая обеспечит организацию новых высокотехнологичных производств, коммерциализацию научно-технических разработок.

Все закупки для муниципальных нужд осуществлялись в соответствии с Федеральным Законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Строительная деятельность

В январе-июне 2010 года собственными силами предприятий и организаций выполнено работ и услуг по виду деятельности "Строительство" более 1434 млн. руб. Из общего объема крупными и средними организациями выполнено работ и услуг более 331 миллиона рублей.

Розничная торговля

Оборот розничной торговли в январе-июне 2010 года составил более 3250 миллионов рублей, что в товарной массе на 0,7 больше, чем за январь-июнь 2009 года.

В январе-июне 2010 года оборот розничной торговли на 99,1 процента формировался торгующими организациями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети.

В январе-июне 2010 года населению города оказано платных услуг более 1142 миллионов рублей, что составило 137,4 процента к соответствующему периоду прошлого года.

Таблица №1 Объем платных услуг населению по секторам


Январь-Июнь 2010 года


Тысяч рублей

В % к соотв. периоду прошлого года

Объем платных услуг населению

1142086

137,4

в том числе оказано услуг: Крупными и средними организациями с численностью работников свыше 15 человек и организациями, не являющимися субъектами малого предпринимательства, средняя численность работников которых не превышает 15 человек

703220

88,1

Субъектами малого предпринимательства

438866

131,2


Финансовые результаты деятельности организаций

За январь-июнь 2010 года сальдовый финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций (без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и бюджетных организаций) в действующих ценах составил более 843 миллионов рублей (из числа отчитывающихся крупных предприятий и организаций получили прибыль 35 организаций, в размере более 890 миллионов рублей и 10 организаций имели убыток на сумму более 46 миллионов рублей).

Состояние платежей и расчетов в организациях

На конец июня 2010 года кредиторская задолженность организаций составила более 18490 миллионов рублей, из нее просроченная- более 166 миллионов рублей, или 0,9 процента от общей суммы задолженности.

Дебиторская задолженность по городу на конец июня 2010 года составила более 12928 миллионов рублей, из неепросроченная -более 135 миллионов рублей, или 1,04 процента от общего объема дебиторской задолженности.

Превышение кредиторской задолженности над дебиторской задолженностью на конец июня 2010 года составила более- 5562 миллионов рублей.

Уровень жизни населения

Среднемесячная начисленная заработная плата по полному кругу организаций в январе-июне 2010 года составила 28864 рубля и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 7,6 процента.

Средняя начисленная заработная плата работников крупных и средних организаций в июне 2010 года составила 30286 рублей, по сравнению с июнем 2009 года уменьшилась на 1,3 процента.

Рынок труда

Занятость. Средняя численность списочного персонала работников в январе-июне 2010 года составила (без индивидуальных предпринимателей) 21826 человек. На долю крупных, средних организаций и организаций с численностью до 15 человек приходится 81,2 процента работающих.

Демография

За январь-июнь 2010 года в город прибыло 878 человек, в том числе: из ближнего зарубежья -116 человек, из дальнего зарубежья - 1 человек.

Выбыло за январь-июнь всего 551 человек.

Миграционный прирост составил + 327 человека.

За январь-июнь 2010 года количество умерших превысило родившихся на 71 человека или в 1,2 раза.

Естественная убыль составила - (-71).

Миграционный прирост перекрывает естественную убыль населения города.

За отчетный период зарегистрировано:

Браков - 290

разводов - 230

усыновление -3

установление отцовства - 52

перемена ФИО - 32

 

.2 Характеристика организационной структуры

муниципальный самоуправление бюджет административный

г. Реутов - муниципальное образование, город областного подчинения.

В структуру местного самоуправления города входят:

Рис. 4 Структура местного самоуправления

1) Глава города Реутова - выборный глава муниципального образования, возглавляющий Администрацию города;

) представительный орган - Реутовский городской Совет депутатов;

) исполнительно - распорядительный орган - Администрация города;

) исполнительный орган - Комитет по управлению имуществом города Реутова.

Представительный орган - Реутовский городской Совет депутатов и исполнительно - распорядительный орган - Администрация города являются юридическими лицами.

Глава города в системе местного самоуправления

1. Глава города является выборным должностным лицом, возглавляющим Администрацию города.

. Глава города является Главой Администрации города и руководит Администрацией города на принципах единоначалия.

. Глава города в своей деятельности подотчетен населению города и Реутовскому городскому Совету депутатов.

. Главой города вправе избираться гражданин Российской Федерации, достигший 21 года.

. Полномочия Главы города начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного Главы города.

. Денежное содержание Главы города устанавливается решением Реутовского городского Совета депутатов в соответствии с Законом Московской области "О системе оплаты труда лиц, занимающих муниципальные должности и замещающих должности муниципальной службы в Московской области".

Полномочия главы города

Глава города:

вносит в Реутовский городской Совет депутатов проекты городского бюджета и отчеты о его исполнении, проекты программ и планов социально - экономического развития города, проекты нормативных правовых актов, требующих утверждения городского Совета депутатов;

представляет Реутовскому городскому Совету депутатов ежегодный отчет о деятельности Администрации города;

подписывает решения Реутовского городского Совета депутатов, носящие нормативный правовой характер, и осуществляет контроль за их исполнением;

организует разработку и исполнение городского бюджета, программ и планов социально - экономического развития города;

осуществляет права управления муниципальной собственностью;

осуществляет функции по опеке и попечительству;

заключает договоры и соглашения с государственными органами, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе зарубежными;

согласовывает с Реутовским городским Советом депутатов назначение и освобождение от должности первого заместителя Главы Администрации и заместителей по направлениям;

ведет прием населения, организует рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан, принятых по ним решений;

осуществляет иные полномочия местного самоуправления, государственные полномочия, переданные ему в установленном законом порядке, в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом.

По вопросам своей компетенции глава города издает постановления и распоряжения, которые вступают в силу с момента их подписания, если иное не установлено в самом постановлении (распоряжении).

Постановления и распоряжения главы города, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Глава местного самоуправления в муниципальном образовании "город Реутов Московской области" Александр Николаевич Ходырев. С апреля 1996 года - Глава города Реутова. В декабре 1999 года избран повторно. В марте 2004 года переизбран вновь.

Реутовский городской Совет депутатов избран: 10 октября 2010 года.

В соответствии с законом 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в муниципальном образовании "Городской округ Реутов" образовано 20 одномандатных избирательных округов, по которым избрано 20 депутатов Реутовского городского Совета депутатов.

Рис. 5 Структура Совета

Советом депутатов было принято решение сохранить, с небольшими изменениями, преемственность структуры Совета предыдущего созыва.

Общую организацию работы Реутовского городского Совета депутатов обеспечивает Председатель Реутовского городского Совета депутатов, работающий на профессиональной основе и занимающий муниципальную должность на основании решения представительного органа местного самоуправления.

В связи с увеличением почти в два раза состава Реутовского городского Совета депутатов и соответствующим ростом объема организационной работы Советом депутатов было принято решение о введении должности Заместителя председателя Реутовского городского Совета депутатов на непостоянной основе. Для руководства работой Реутовского городского Совета депутатов были проведены персональные назначения:

. Руководитель Администрации Ковалев Николай Николаевич

Направления работы:

Все вопросы, относящиеся к сфере ответственности Администрации города Реутова

2. Первый заместитель Руководителя Администрации Юров Сергей Геннадиевич

Направления работы:

Информационные технологии, средства массовой информации, реклама

3. Заместитель Руководителя Администрации Покамин Владимир Михайлович

Направления работы:

Вопросы строительства, благоустройства, землеустройства, ремонт объектов социальной и производственной инфраструктуры.

4. Заместитель Руководителя Администрации Турапин Николай Дмитриевич

Направления работы:

Вопросы обеспечения безопасных условий проживания населения, работы городской призывной комиссии, комиссии по безопасности дорожного движения.

5. Заместитель Руководителя Администрации Репина Ольга Борисовна

Направления работы:

Вопросы образования, здравоохранения, культуры, молодежной политики, спорта

6. Заместитель Руководителя Администрации Каторов Станислав Анатольевич

Направления работы:

Вопросы экономики, муниципального имущества, муниципального заказа

7. Заместитель Руководителя Администрации Копцик Юрий Анатольевич

Направления работы:

Вопросы жилищно-коммунального хозяйства и потребительского рынка

8. Заместитель Руководителя Администрации - начальник управления делами Викулова Светлана Константиновна

Направления работы:

Организационное обеспечение деятельности органов местного самоуправления, организация работы органов местного самоуправления с населением

Реутовский городской совет депутатов

1. Реутовский городской Совет депутатов является представительным органом местного самоуправления города.

. В общий состав Реутовского городского Совета депутатов входят 20 депутатов, избираемых по 20 одномандатным избирательным округам.

. Депутатом Реутовского городского Совета депутатов вправе избираться гражданин Российской Федерации, достигший 21 года.

. Полномочия приобретаются Реутовским городским Советом депутатов в день первого правомочного заседания и прекращаются в день первого правомочного заседания Реутовского городского Совета депутатов нового созыва.

. Руководит работой Реутовского городского Совета депутатов председатель Реутовского городского Совета депутатов, избираемый из состава Реутовского городского Совета депутатов.

. Порядок деятельности Реутовского городского Совета депутатов, основные правила его работы устанавливаются Регламентом Реутовского городского Совета депутатов, который принимается большинством голосов от общего состава Реутовского городского Совета депутатов.

. Правовое, организационно - методическое, информационное и материально - техническое обеспечение деятельности Реутовского городского Совета депутатов осуществляется аппаратом Реутовского городского Совета депутатов.

Полномочия Реутовского городского Совета депутатов

1. К исключительным полномочиям Реутовского городского Совета депутатов относятся:

.1. Принятие общеобязательных на территории города правил по предметам ведения города Реутова, предусмотренных Уставом города Реутова.

.2. Утверждение городского бюджета и отчета о его исполнении.

.3. Утверждение планов и программ социально - экономического развития города, изменений и дополнений к ним, отчетов об их выполнении.

.4. Установление местных налогов и сборов.

.5. Установление порядка пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью.

.6. Контроль за деятельностью Администрации города, иных органов и должностных лиц местного самоуправления в пределах своей компетенции, предусмотренной настоящим Уставом.

.7. Определение условий и порядка приватизации муниципальной собственности.

. Реутовский городской Совет депутатов также:

.1. Принимает Устав города Реутова и вносит в него изменения.

.2. Принимает решение о проведении местного референдума.

.3. Принимает решения о назначении даты выборов органов и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.

.4. Решает вопросы административно - территориального устройства в соответствии с законодательством, вносит представления в вышестоящие органы государственной власти и управления об установлении и изменении границ города, границ и правового режима пригородной зоны, утверждает генеральный план развития города и правила его застройки, утверждает положение об органах архитектуры города.

.5. Назначает аппарат Реутовского городского Совета депутатов, его руководителя, определяет штатное расписание аппарата.

.6. Определяет в соответствии с законодательством условия приобретения, создания, преобразования объектов муниципальной собственности, утверждает перечень объектов муниципальной собственности, приобретение, создание и преобразование которых требуют согласия Реутовского городского Совета депутатов.

.7. Принимает решение о порядке регулирования цен и тарифов на продукцию (услуги) муниципальных унитарных предприятий и учреждений.

.8. Устанавливает в соответствии с законодательством порядок и условия создания или преобразования предприятий или иных объектов рыночной инфраструктуры, размещения их на территории города.

.9. Создает органы по управлению муниципальным имуществом.

.10. Принимает решение в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации и Московской области о поддержке развития научно - производственного комплекса, научной, научно - технической, инновационной деятельности, производства наукоемкой продукции, принимает решение о целесообразности развития муниципального образования как наукограда.

.11. Образует внебюджетные и валютные фонды города, определяет их статус и целевое назначение, утверждает фонды для кредитования целевых программ и мероприятий для решения территориальных задач, в том числе фонды социальной защиты и дотационные, утверждает отчеты об их использовании и исполнении.

.12. Устанавливает порядок составления и рассмотрения проекта городского бюджета, утверждения и исполнения городского бюджета, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении городского бюджета.

.13. Определяет порядок направления в городской бюджет доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов городского бюджета; принимает решения об установлении или отмене местного налога и сбора, о внесении изменений в порядок его уплаты и предоставлении льготы по их уплате.

.14. Определяет порядок и условия предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из городского бюджета; определяет порядок осуществления муниципальных заимствований.

.15. Устанавливает порядок использования нежилых помещений, предоставления льгот, утверждает методику расчета арендной платы, а также базовую ставку арендной платы для нежилых помещений и распоряжения ими.

.16. Устанавливает в соответствии с законодательством порядок организации, содержания и развития муниципальных учреждений образования, утверждает городские программы развития образования; принимает решение о создании и ликвидации муниципальных органов управления образованием и опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяет их структуру и полномочия, утверждает назначение и увольнение по согласованию с областным органом управления образованием руководителей муниципальных органов управления образованием.

.18. Утверждает на должность по представлению Главы города руководителей муниципальных органов: охраны общественного порядка, здравоохранения, народного образования, ПТО городского хозяйства, МП "Реутовская теплосеть", Комитета по управлению имуществом и Фонда имущества - в соответствии с действующим законодательством.

.19. Устанавливает порядок организации и содержания муниципального органа охраны общественного порядка.

.20. Определяет в соответствии с земельным законодательством порядок предоставления и изъятия земельных участков.

.21. Запрещает на основании заключения Государственной санитарно - эпидемиологической службы РФ и Министерства Российской Федерации по экологии и природопользованию проведение на территории города мероприятий, которые могут вызвать неблагоприятные экологические изменения, изменения демографической ситуации и другие негативные последствия.

.22. Определяет в соответствии с законодательством правила пользования природными ресурсами, выносит решения о приостановлении строительства или эксплуатации объектов в случае нарушения экологических, санитарных, строительных норм на подведомственной Реутовскому городскому Совету территории.

.23. Устанавливает в соответствии с законодательством правила торговли и обслуживания населения на территории города.

.24. Устанавливает порядок организации и содержания муниципальной информационно - аналитической службы.

.25. Учреждает собственные средства массовой информации и утверждает их руководителей.

.26. Принимает решения о передаче отдельных полномочий, а также объектов и финансовых ресурсов образованным на территории города органам территориального общественного самоуправления.

.27. Определяет за счет собственных средств дополнительные льготы и преимущества для граждан, проживающих на подведомственной ему территории.

Деятельность Реутовского городского совета депутатов

1. Основной формой деятельности Реутовского городского Совета депутатов являются заседания, которые созываются не реже 1 раза в месяц. Внеочередные заседания созываются по инициативе Главы города либо по требованию не менее 1/3 от общего состава Реутовского городского Совета депутатов.

. Заседания Реутовского городского Совета депутатов проводятся открыто и гласно. В случаях, предусмотренных Регламентом Реутовского городского Совета депутатов и действующим законодательством, Совет вправе проводить закрытые заседания.

. Заседание Реутовского городского Совета депутатов считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 от общего состава Реутовского городского Совета депутатов.

Правовые акты Реутовского городского Совета депутатов

1. Реутовский городской Совет депутатов принимает в пределах своих полномочий нормативные правовые и иные акты.

. Нормативно - правовые акты принимаются Реутовским городским Советом депутатов в форме решений. Решения, принятые Реутовским городским Советом депутатов, подписываются Главой города в течение 10 дней со дня их принятия.

. Решения Реутовского городского Совета депутатов, акты, принятые в форме заявлений и обращений Реутовского городского Совета депутатов, подписываются депутатами, принимавшими участие в голосовании.

. Решения Реутовского городского Совета депутатов вступают в силу с момента их подписания, если иное не установлено самим решением.

. Решения Реутовского городского Совета депутатов, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Администрация

В соответствии с Уставом муниципального образования Глава Реутова возглавляет Администрацию города на основе единоначалия.

. Исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления города является Администрация города Реутова.

. Штаты и численность Администрации города Реутова определяются Главой города в пределах финансирования, предусмотренного бюджетом города.

. Все структурные подразделения, органы Администрации города Реутова находятся в подчинении Главы города, их руководители подотчетны ему и ответственны перед ним.

Администрация города по поручению Главы города:

. Осуществляет подготовку проектов решений Реутовского городского Совета депутатов, постановлений и распоряжений Главы города.

. Разрабатывает программы и планы социально - экономического развития города, представляемые Главой города на рассмотрение и утверждение Реутовского городского Совета депутатов, и организует их выполнение.

. Исполняет решения, принятые Реутовским городским Советом депутатов, в пределах его компетенции.

. Исполняет постановления и распоряжения главы города.

. Координирует и направляет деятельность городского жилищно - коммунального хозяйства, муниципальных предприятий и учреждений транспорта, связи, образования, здравоохранения, культуры, спорта, молодежи, охраны окружающей среды, социальной защиты населения.

. Разрабатывает городской бюджет и обеспечивает его исполнение.

. Обеспечивает проведение в городе единой экономической политики.

. Организует разработку и осуществление генерального плана, проектов планировки и застройки, планов землеустройства на территории города.

. Выступает заказчиком на строительство муниципальных объектов социальной и производственной инфраструктуры на территории города.

. Управляет и распоряжается муниципальной собственностью в соответствии с порядком, принятым Реутовским городским Советом депутатов.

. Осуществляет координацию деятельности предприятий торговли и бытового обслуживания населения и организует защиту прав потребителей.

. Осуществляет меры по охране прав и свобод граждан, собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью на территории города.

. Осуществляет иные исполнительно - распорядительные функции и полномочия, предусмотренные настоящим Уставом.

Структура администрации

1. В Администрацию города входят:

Глава города - Глава Администрации;

первый заместитель Главы Администрации;

заместители Главы Администрации по направлениям;

главный бухгалтер;

управляющий делами;

структурные подразделения Администрации города.

. Структурные подразделения Администрации города действуют на основании положений о них, утверждаемых Главой города.

. Структурные подразделения Администрации города осуществляют свою деятельность в соответствии с законами Российской Федерации и Московской области, указами Президента Российской Федерации, нормативно - правовыми актами Правительства Российской Федерации, органов государственной власти Московской области, Главы города Реутова и Реутовского городского Совета депутатов, принятых в пределах их компетенции.

. Должностные инструкции первого заместителя Главы Администрации, заместителей по направлениям, управляющего делами, руководителей структурных подразделений, главного бухгалтера утверждаются Главой города.

Должностные инструкции для сотрудников структурных подразделений Администрации города утверждаются руководителями соответствующих подразделений.

. Функции структурных подразделений Администрации города не могут выходить за пределы функций и полномочий Администрации города, установленных действующим законодательством и настоящим Уставом.

Вывод: Во второй главе изучается обстановка в муниципальном образовании, уровень социально - экономического развития. Видно, что город развивается хорошо, все основные показатели имеют положительную тенденцию. Развито ЖКХ, поддержка малого бизнеса и создана для его процветания благоприятная обстановка.

Проведено изучение структуры управления муниципальным образованием, основу которой составляет: Государственный совет Депутатов, Администрация при этом совете и комитет.

 

Заключение


При исследовании теоретических основ муниципального самоуправления выявлено следующее.

К основным принципам муниципального самоуправления можно отнести: единоначалие и коллегиальность, законность, гласность, государственная гарантия, участие населения в процессе управления муниципальным образованием, комплексность, удовлетворение потребностей населения, сочетание отраслевого и территориального управления.

Принципы муниципального управления возникают из отношений управления и требований к процессу организации самоуправления. Принципы муниципального управления отражают требования объективных закономерностей и тенденций развития местной власти, а также являются основой формирования муниципальных образований, предопределяют структуру и функции муниципальной власти, выступают в качестве критериев оценки действующей системы муниципального управления.

Организационные основы местного самоуправления включают в себя: структуру органов местного самоуправления; порядок, формы и принципы их деятельности; организацию муниципальной службы. Организация муниципальной службы должна основываться на основных принципах муниципального самоуправления. Эффективность функционирования системы муниципального управления муниципальным образованием и исполнение функций и обязанностей, возложенных на органы управления, зависит от правового регулирования.

В настоящее время правовое регулирование деятельности муниципального управления осуществляется на основе принципа сочетания централизации и децентрализации, то есть, на предоставлении самостоятельности органам власти муниципального образования с одновременным возложением на них определенных обязанностей.Список литературы

1.     Конституция РФ от 1993 г.

2.   Федеральный закон - №131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации

3.   Устав города Реутов

4.   Интернет. Официальный сайт города Реутов http://www.reutov.net

.     Виртуальный выставочный центр Реутов http://www.vvc-reutov.ru

.     Программа развития города Реутов на 2009-2014 гг.

.     "Реут" - еженедельная газета города Реутова Московской области - наукограда Российской Федерации

.     Ветров Г.Ю. Планирование экономического развития на уровне города. - М.: Фонд "Институт экономики города", 2008 г.

.     Васильев А.А. Муниципальное управление: конспект лекций. - Н.Н.; ИП Гладкова О.В.

.     Муниципальное управление. Учебное пособие/ Отв. Ред. Иванов В.Н. - М., Муниципальный мир, 2002.

.     Система муниципального управления: Учебник для вузов / Под ред. Зотова В.Б. -М., 2006

Похожие работы на - Анализ действующей структуры органов местного самоуправления на примере муниципального образования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!