Характеристика преступлений против порядка управления

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    723,95 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Характеристика преступлений против порядка управления

План

Введение

Глава 1. Преступления против порядка управления

.1 Общая характеристика преступлений

Глава 2. Преступления, посягающие на управленческую деятельность представителей власти, сотрудников правоохранительных и контролирующих органов

.1 Посягательство на жизнь, оскорбление и применение насилия в отношении представителя власти

Глава 3. Преступления, посягающие на порядок обращения официальных документов, штампов, печатей, бланков и государственных наград

.1 Приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград. Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков

Глава 4. Преступления, посягающие на порядок осуществления споров о праве

.1 Самоуправство

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Эффективная, отвечающая современным требованиям деятельность органов власти и местного самоуправления является залогом соблюдения прав и интересов граждан, успешного решения задач, стоящих перед обществом. Государство, наделяя своих представителей большими правами по сравнению с обычными гражданами, предъявляет к ним и более высокие требования, вплоть до привлечения в случаях нарушения законов к уголовной ответственности. Но в тоже время и при выполнении должностными лицами своих служебных обязанностей они обеспечиваются усиленной охраной, в том числе и применением к лицам, препятствующим такой деятельности, суровых мер ответственности. Все это определяет важность и актуальность теоретического исследования выбранной темы.

Особенная часть уголовного права является составной частью (системой) правовых предписаний, устанавливающих признаки запрещенных форм общественно опасного (преступного) поведения и наказания в случае нарушения запретов. В отличие от имеющих общий характер и действующих в целом, иногда относительно всей совокупности уголовно-правовых норм (например, принципы уголовного права), нормы Особенной части запрещают совершение деяний, признаваемых государством преступными. Таким образом, Особенная часть может рассматриваться как часть уголовного права, как совокупность уголовно-правовых норм, устанавливающих социально-правовые признаки деяний, признанных преступными, и конкретные виды и размеры наказаний за их совершение. Единство и взаимосвязь Общей и Особенной частей уголовного права позволяют реализовать задачи охраны личности, общества, государства от преступных посягательств, а также обеспечить профилактическую функцию УК РФ.

Значение Особенной части уголовного права состоит в том, что только ее нормами определяются преступность и наказуемость деяний.

Система Особенной части уголовного права состоит из определенным образом сгруппированных норм, в основу которых традиционно положен признак родового объекта преступлений, т.е. совокупность близких (однородных) общественных отношений, охраняемых данной группой уголовно-правовых норм.

Нормы, предусматривающие ответственность за нарушение нормальной деятельности органов власти и местного самоуправления, сосредоточены в главе 32 УК РФ. Группа указанных в данной главе преступлений включает в себя некоторые составы, характеризующиеся особой актуальностью и значимостью на сегодняшний день. Среди преступлений против порядка управления есть такие, которые представляют опасность не только возможностью нарушения отношений в сфере управления, но и угрозой жизни или причинением вреда здоровью, унижением чести и достоинства субъектов управленческой деятельности. Анализ судебной и следственной практики по делам рассматриваемой категории свидетельствует о затруднениях при применении некоторых статей, входящих в главу 32 УК РФ.

Цель работы заключается в раскрытии понятия и сущности, преступлений против порядка управления, а так же рассмотрении основных вопросов, связанных с этим понятием.

Постановка указанной цели определяет необходимость решения нескольких отдельных задач исследования:

) дать характеристику преступлений против порядка управления;

) проанализировать некоторые виды преступлений против порядка управления;

) выявить некоторые проблемные аспекты видов преступлений против порядка управления.

Объектом исследования являются особенности назначения наказания за преступления против порядка управления в российском уголовном праве.

Предметом исследования выступают существующие теоретические положения, характеризующие сущность преступлений против порядка управления, их особенности, некоторые проблемные аспекты данных преступлений.

При написании курсовой работы использовались следующие методы:

. Исторический метод (так как анализируемые явления исторические, динамические, изменяющиеся вместе с обществом)

. Системный метод (так как любая система представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое, не присущее им самим качество)

. Формально-юридический метод (так как проводится исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников, формальной, определенности права как его важнейшего свойства).

Глава 1. Преступления против порядка управления

.1 Общая характеристика преступлений

Деятельность представителей власти является одним из важнейших факторов стабилизации общества. Любое общество не может существовать без специального аппарата управления, характеризующегося выполнением особых функций. В целях обеспечения правопорядка государство наделяет своих представителей определенными полномочиями, основанными на принципе подчинения граждан их законным распоряжениям. Четкая и слаженная деятельность аппарата государственного управления во многом зависит от уровня правового обеспечения.

Общественная опасность преступлений против порядка управления в целом состоит в том, что любое из них не только подрывает авторитет государственной власти, но и, самое главное, нарушает нормальную деятельность органов управления, препятствует их работе, приводит к дезорганизации отношений управления, создает атмосферу неуверенности и страха, вызванную опасением представителей власти за свою жизнь, а также за жизнь и здоровье близких.

Работа государственных органов управления регулируется нормами конституционного, административного, финансового, трудового, гражданского и других отраслей права. Посредством уголовного права охраняются наиболее ценные отношения, возникающие в связи с осуществлением управленческой деятельности государственного аппарата. Посягательства на нормальную деятельность органов законодательной и исполнительной власти препятствуют выполнению их функций, причиняют значительный вред порядку управления. Наиболее опасные посягательства такого рода законодатель относит к уголовно-противоправным деяниям.

К преступлениям против порядка управления относятся деяния, посягающие на нормальную деятельность органов государственного управления и сопряженные с совершением насильственных действий над должностными лицами или препятствующие их деятельности.

Преступления против порядка управления - это общественно опасные деяния, посягающие на правильную деятельность государственного аппарата и органов местного самоуправления и сопряженные с совершением насильственных действий над должностными лицами или представителями органов управления, препятствием их деятельности, неповиновением законам или иными действиями, которые могут нарушить нормальную работу государственных органов, причинить вред их авторитету, нарушить права и интересы граждан. Нормы, предусматривающие ответственность за преступления против порядка управления, включены в гл. 32 УК РФ.

Видовым объектом данной группы преступлений является нормальная управленческая деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления. Непосредственным объектом конкретных составов преступлений выступают отдельные виды управленческой деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления (например, деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности - ст. 317 УК; деятельность учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества - ст. 321 УК). В ряде составов преступлений присутствует дополнительный непосредственный объект: жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего и их близких (ст. 317 УК); здоровье, честь и достоинство представителя власти и его близких (ст. 318, 319 УК); здоровье сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей и их близких, а также осужденных к наказаниям, связанным с изоляцией от общества (ст. 321 УК), и др.

Потерпевший в некоторых составах преступлений является обязательным признаком (например, сотрудник правоохранительного органа, военнослужащий, их близкие - ст. 317 УК; представитель власти и его близкие - ст. 318, 319 УК; должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа и их близкие - ст. 320 УК).

Предмет преступлений, ответственность за которые предусмотрена в ст. 323, 324-327¹, 329 УК, представляет собой обязательный признак состава преступления. В качестве такового могут выступать: пограничные знаки, официальные документы, государственные награды, штампы, печати, бланки, идентификационные номера транспортного средства и его частей, марки акцизного сбора, специальные марки.

Объективная сторона составов преступлений выражается, как правило, в форме действия. Активное преступное поведение имеет место, например, в посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК), применении насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК), его оскорблении (ст. 319 УК). Уклонение от прохождения военной или альтернативной гражданской службы (ст. 328 УК) может осуществляться в форме как действия, так и бездействия. По законодательной конструкции составы преступлений, как правило, являются «формальными». Преступления окончены (составами) в момент осуществления соответствующих общественно опасных действий или бездействия независимо от наступления материальных общественно опасных последствий.

«Материальную» конструкцию имеют составы преступлений, предусмотренные ч. 2 ст. 320, ч. 2 ст. 323, ч. 2, 3 ст. 325 УК. Преступления окончены (составами) в момент наступления соответствующего материального общественно опасного последствия.

Составы преступлений, отраженные в ч. 2 ст. 318, ч. 3 ст. 321, ч. 2 ст. 322, ч. 1 ст. 323, ч. 1 ст. 325, ст. 326, 330 УК, - «формально-материальные». Преступления окончены (составами) либо в момент наступления материального общественно опасного последствия (в частности, причинения вреда здоровью человека, нанесения имущественного ущерба собственнику), либо в момент наступления нематериального общественно опасного последствия (например, причинения морального вреда потерпевшему, нанесения вреда деловой репутации организации).

Распространено суждение о том, что закрепленный в ст. 317 УК состав преступления по законодательной конструкции является «усеченным». Однако некоторые сомнения на сей счет вносит охватываемая диспозицией статьи альтернативная покушению на жизнь возможность причинения потерпевшему лицу смерти. По-видимому, состав посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа сконструирован по типу «формально-материальных». Преступление окончено (составом) в момент покушения на жизнь или наступления смерти потерпевшего.

Субъект преступных посягательств, как правило, общий, т.е. физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста.

Специальные субъекты определены в ст. 320, ч. 3 ст. 321, ч. 2 ст. 322, ч. 2 ст. 322', ч. 2 ст. 326, ст. 328 УК. Ими могут быть: лицо, которому доверены сведения о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также его близких (ст. 320 УК), участник группы лиц по предварительному сговору или организованной преступной группы (ч. 3 ст. 321, ч. 2 ст. 322, ч. 2 ст. 3221, ч. 2 ст. 326 УК), призывник на военную службу или гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу.

Субъективная сторона составов преступлений характеризуется виной в форме умысла, как правило, прямого. На квалификацию деяния, как преступления могут повлиять цели, мотивы противоправного поведения лица (см. ст. 317, 320, 321, ч. 2 ст. 3221, 323, 325-3271 УК).

В зависимости от непосредственного объекта преступления против порядка управления можно классифицировать на следующие группы:

) преступления, посягающие на нормальную управленческую деятельность представителей власти, сотрудников правоохранительных и контролирующих органов, а также сотрудников мест лишения свободы или содержания под стражей (ст. 317-321 УК);

) преступления, посягающие на неприкосновенность Государственной границы РФ (ст. 322-323 УК);

) преступления, посягающие на порядок обращения официальных документов и государственных наград (ст. 324-327¹);

4) преступление, посягающее на порядок призыва на военную и альтернативную гражданскую службу (ст. 328 УК);

) преступление, посягающее на авторитет Государственного герба и Государственного флага РФ (ст. 329 УК);

) преступление, посягающее на порядок осуществления споров о праве (ст. 330 УК).

Таким образом, несмотря на то, что преступления против порядка управления довольно давно выделены в уголовном законодательстве в отдельную группу, круг составов относимых законодателем к числу соответствующих преступлений по-прежнему не неоднороден. И как мы можем видеть выше, данные составы преступлений в значительной мере различаются по своим субъективным и объективным характеристикам. Также не все характеристики составов преступлений данной группы понимаются правоприменителем однозначно.

Глава 2. Преступления, посягающие на управленческую деятельность представителей власти, сотрудников правоохранительных и контролирующих органов

.1 Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа. Оскорбление и применение насилия в отношении представителя власти

Одним из самых распространенных преступлений против порядка управления является посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, уголовная ответственность за которое предусмотрена ст. 317 УК РФ. Необычайно высокая степень общественной опасности рассматриваемого состава преступления заключается в том, что нормальная деятельность государственных органов нарушается путем посягательства непосредственно на личность - представителя власти и его близких, следовательно, одновременно поражает два значимых объекта преступления - нормальную деятельность представителей власти и их жизнь.

Деятельность правоохранительных и контролирующих органов, учитывая ее социальную ценность, а также безопасность лиц, осуществляющих ее, должны быть надежно защищены от преступных посягательств. Признавая социальную значимость управленческой деятельности своих представителей, государство стремится к тому, чтобы создать эффективные меры, обеспечивающие неприкосновенность органов власти и тем самым их представителей.

Основным непосредственным объектом посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа - являются общественные отношения по поводу законной деятельности сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Дополнительный объект - жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а также их близких.

Потерпевшими от преступления могут быть сотрудники правоохранительного органа, военнослужащие, близкие сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего. К сотрудникам правоохранительных органов относятся:

а) сотрудники милиции общественной безопасности и криминальной милиции;

б) сотрудники ФСБ России, деятельность которых связана с предупреждением, выявлением, пресечением и раскрытием преступлений, посягающих на безопасность государства;

в) сотрудники Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

г) сотрудники таможенных органов;

д) сотрудники Федеральной службы охраны РФ.

Близкие сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего - это близкие родственники (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, дедушка, бабушка, внуки, родные братья, сестры), иные лица, состоящие в близких отношениях с работником правоохранительного органа или военнослужащим.

Следует сказать, что в отличие от объекта посягательства в юридической литературе высказываются разноречивые суждения об объективной стороне преступления, предусмотренного ст. 317 УК РФ. Это не случайно. Так, объективная сторона преступлений против жизни сотрудников правоохранительных органов представлена законодателем в виде формулировки "посягательство на жизнь".

Под посягательством на жизнь понимается убийство или покушение на убийство. Следовательно, преступление окончено с момента покушения на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких. Поэтому применение ст. 30 УК в этом случае не требуется.

Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом. Это преступление не может быть совершено с косвенным умыслом, т.к. его обязательным признаком являются цель воспрепятствования законной деятельности сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо мотив мести за такую деятельность.

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего в целях противодействия их незаконной деятельности может быть квалифицировано по другим статьям УК или признано правомерным, совершенным в состоянии необходимой обороны.

Субъект преступления - физическое, вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. В возрасте с четырнадцати до шестнадцати лет ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего.

Важное значение для квалификации преступления имеет установление цели - воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности и мотива - мести за такую деятельность.

Применение насилия в отношении представителя власти - это предусмотренное ст. 318 УК противоправное умышленное общественно опасное действие, отражающее физическое либо психическое воздействие на представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. Общественная опасность преступления заключается в насилии над представителем власти или близким ему человеком, в подрыве этим установленного законом порядка управления.Статья 318 УК состоит из двух частей, отражающих основной (ч. 1) и квалифицированный (ч. 2) составы преступления и выражающих деяния, относящиеся к категории преступлений соответственно средней тяжести и тяжких. В присоединенном к статье примечании раскрывается понятие «представитель власти».

Основные объекты преступного посягательства - установленный законом порядок управления, деятельность органов власти и управления. Дополнительный объект - физическая неприкосновенность представителя власти или близкого ему человека. Факультативные объекты - жизнь, здоровье указанных лиц.

Представитель власти - должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а равно иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Объективная сторона составов преступления выражается в форме действия, заключающегося в применении насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо в угрозе применения такого насилия в отношении представителя власти или близкого ему человека (ч. 1), а в некоторых случаях - в применении насилия, опасного для жизни или здоровья указанных лиц (ч. 2).

Насилие, не опасное для жизни или здоровья, включает в себя ограничение свободы потерпевшего (связывание, заключение в наручники, выкручивание рук и т.п.), нанесение ему царапин, ран, ссадин, кровоподтеков, в том числе в виде побоев, но не повлекших вреда его здоровью. Угроза применения насилия предполагает психическое воздействие на потерпевшего в виде устных, письменных или конклюдентных обращений к нему. Эти обращения должны отражать реальное желание виновного применить насилие, включая возможность причинения вреда здоровью потерпевшего (любой тяжести) и лишения его жизни. Причем угроза должна быть подкреплена фактическими обстоятельствами.

Субъект преступного посягательства - общий, т.е. физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста.

Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме умысла, причем прямого. Правоприменителю, как правило, достаточно установить, что виновное лицо осознает общественную опасность применения насилия или предъявления угрозы его применения в адрес потерпевшего и тем не менее желает осуществить данное поведение.

Квалифицирующий признак закреплен в ч. 2 ст. 318 УК: применение насилия, опасного для жизни или здоровья представителя власти либо близкого ему человека. Под применением такого насилия понимается активное поведение виновного, связанное с физическим воздействием на потерпевшего, которое может привести к причинению вреда здоровью любой тяжести или к смерти потерпевшего. Причинение в результате данного насилия легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью не требует дополнительной квалификации содеянного по статье, предусматривающей ответственность за преступление против личности. Наступление же смерти потерпевшего влечет дополнительную квалификацию деяния по статье, предусматривающей ответственность за преступление против личности.

Горячкин пришел в дом Д., где из хулиганских побуждений с целью убийства нанес ему удары ножом в грудь и шею. На крики о помощи вышел находившийся в доме работник милиции - Х., который с целью пресечения преступных действий Горячкина, исполняя свои служебные обязанности по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, потребовал прекратить насильственные действия.

В ответ на законные требования Х. Горячкин, зная, что тот является работником милиции, нанес ему удар ножом со значительной силой в живот, пытался нанести еще удары, однако потерпевший оказал активное сопротивление.

Своими действиями Горячкин причинил потерпевшим тяжкий вред здоровью.

Действия Горячкина квалифицированы судом первой инстанции по ч.3 ст. 30, п. «и» ч.2 ст. 105 и ст. 317 УК РФ.

Суд кассационной инстанции приговор оставил без изменения.

В надзорной жалобе осужденный Горячкин, в частности, просил изменить судебные решения в части осуждения его по ст. 317 УК РФ. Свои доводы осужденный обосновал тем, что в приговоре не приведено данных, свидетельствующих о том, что потерпевший Х., находясь в квартире потерпевшего Д., выполнял служебные обязанности, связанные с охраной общественного порядка.

Президиум Верховного Суда РФ в этой части данную надзорную жалобу осужденного оставил без удовлетворения по следующим основаниям.

Диспозиция ст. 317 УК РФ предусматривает ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность.

При этом обязательными признаками субъективной стороны данного преступления являются цель преступления (воспрепятствование законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности - стремление прекратить, изменить такую деятельность в настоящее время или в будущем) либо мотив (месть за такую деятельность - за уже выполненные действия).

Судом установлено, что Х., исполняя свои служебные обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности потребовал от Горячкина прекратить насильственные действия. В ответ на законные требования Х. Горячкин, зная, что тот является работником милиции, с целью убийства нанес ему удар ножом.

При таких обстоятельствах суд правильно квалифицировал действия Горячкина в отношении работника милиции по ст. 317 УК РФ как посягательство на жизнь работника милиции в целях воспрепятствования его законной деятельности по охране общественного порядка.

Таблица 1 Различия между применением насилия в отношении представителя власти и посягательством на жизнь сотрудника правоохранительного органа


Глава 3. Преступления, посягающие на порядок обращения официальных документов, штампов, печатей, бланков и государственных наград

.1 Приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград. Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков

Анализируемая группа преступлений является уголовно-правовой формой реагирования на случаи, когда документы, государственные награды или иные сопутствующие им предметы становятся предметом разного рода сделок, совершаемых в нарушение законодательства.

Объект преступления - установленный правовыми актами и обычаями делового оборота порядок выдачи и приобретения документов, государственных наград, а также порядок обращения с сопутствующими им предметами.

Приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград (ст. 324 УК РФ). Данная статья предусматривает ответственность за незаконные действия с официальными документами, предоставляющими права или освобождающими от обязанностей, а также с государственными наградами Российской Федерации, РСФСР или СССР. Общественная опасность этого преступления состоит в том, что оно нарушает порядок управления в сфере ведения официальной документации либо в сфере награждения государственными наградами, а также может привести к нарушениям прав граждан.

Непосредственным объектом является установленный порядок обращения официальных документов и государственных наград. Предметом преступления выступают: а) официальные документы, предоставляющие права или освобождающие от обязанностей; б) государственные награды РФ, РСФСР, СССР. Документ - это материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенной для передачи во времени и пространстве. По субъекту, от которого исходят документы, они подразделяются на официальные и неофициальные. Официальным называется документ, созданный юридическим или физическим лицом, оформленный и удостоверенный в установленном порядке. Неофициальный документ создается лицом вне сферы его служебной деятельности или выполнения общественных обязанностей. В случае заверения (удостоверения) какого-либо не- официального документа (доверенности, заявления, договора, завещания и др.) должностным лицом, нотариусом, иным компетентным органом он должен признаваться официальным, поскольку уже исходит от компетентного лица и приобретает юридическую силу. Официальные документы бывают распорядительными и осведомительными. К распорядительным официальным документам относятся те, которые предоставляют права или освобождают от обязанностей (например, удостоверение участника Великой Отечественной войны, лицензия на право занятия какой-либо деятельностью, свидетельство о государственной аккредитации образовательного учреждения), а к осведомительным - те, которые только удостоверяют юридические факты (например, свидетельство о регистрации брака). Государственные награды являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдающиеся заслуги перед государством. К государственным наградам РФ относятся звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия, почетные звания РФ. Государственные награды РСФСР и СССР - это звание Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда, ордена, медали, почетные звания РСФСР и СССР. Государственные награды являются именными и неотчуждаемыми.

Объективная сторона преступления выражается в незаконном приобретении или сбыте указанных предметов. Незаконными эти действия будут в случае, если они совершаются без установленных законом оснований и без соответствующей процедуры. Например, государственные награды и документы к ним умершего награжденного или награжденного посмертно могут быть переданы государственным музеям с согласия наследников по решению Комиссии по государственным наградам при Президенте РФ при наличии ходатайства музея, поддержанного соответствующим органом государственной власти субъекта РФ, или по ходатайству федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится музей (Указ Президента РФ от 2 марта 1994 г. № 442 «Об утверждении Положения о государственных наградах Российской Федерации»1).

Приобретение - это возмездное или безвозмездное получение официальных документов, государственных наград любым способом (например, покупка, получение в дар, обмен и др.). Похищение официальные документов образует состав преступления, предусмотренный ст. 325 УК. Похищение государственных наград должно квалифицироваться по анализируемой статье. Под сбытом следует понимать как возмездную, так и безвозмездную передачу указанных предметов другому лицу (например, продажа, дарение, обмен и др.). Преступление считается оконченным с момента совершения одного из перечисленных действий.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

Субъект - лицо, достигшее возраста 16 лет.

Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов,

государственных наград, штампов, печатей, бланков, а равно использование заведомо подложного документа - это предусмотренное ст. 327 УК противоправное умышленное общественно опасное действие, посягающее на установленный законом порядок обращения документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков.

Общественная опасность преступления заключается в подрыве установленного законом порядка обращения документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков.

В общем массиве регистрируемой преступности и наказуемости в России подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков, а равно использование заведомо подложного документа занимает незначительное место.

Статья 327 УК состоит из трех частей, отражающих основные альтернативные (ч. 1, 3) и квалифицированный (ч. 2) составы преступления и выражающих умышленные деяния, относящиеся к категории преступлений соответственно небольшой (ч. 1, 3) и средней (ч. 2) тяжести.

Основной объект преступного посягательства - установленный законом порядок обращения документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков.

Предметы посягательства - удостоверение или иной официальный документ, предоставляющий права или освобождающий от обязанности; государственная награда РФ (РСФСР, СССР); штамп; печать; бланк.

Объективная сторона составов преступления выражается в форме действия, заключающегося в подделке или сбыте поддельного официального документа, изготовлении или сбыте поддельной государственной награды, штампа, печати, бланка (ч. 1, 2 ст. 327 УК), использовании заведомо подложного документа (ч. 3 ст. 327 УК).

Подделка означает полное или частичное изготовление или изменение официального документа (изготовление фальшивого документа либо внесение в подлинный документ заведомо искаженных сведений или удаление из него каких-либо подлинных сведений, замена их другой информацией и т.д.).

Сбыт предполагает отчуждение предмета преступного посягательства от виновного лица любым способом: продажей, передачей в дар или во временное пользование другому лицу и т.п.

Изготовление означает создание хотя бы одной (или одного) поддельной государственной награды, штампа, печати, бланка, содержащих поддельные сведения.

Использование - предъявление заведомо подложного документа компетентным по службе лицам с целью получения какого-либо права или освобождения от какой-либо обязанности.

По законодательной конструкции составы преступления являются «формальными». Преступление окончено (составами) в момент осуществления хотя бы одного из указанных действий независимо от наступления материального общественно опасного последствия.

Субъект преступного посягательства - общий, т.е. физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста.

Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме умысла, причем прямого. Цель - использование поддельного удостоверения или иного официального документа, поддельной государственной награды, штампа, печати, бланка - обязательна для квалификации деяния по ч. 1 ст. 327 УК, а цель - скрыть другое преступление или облегчить его совершение - по ч. 2 ст. 327 УК.

Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей бланков (ст. 327 УК) отличается от служебного подлога (ст. 292 УК) по основному объекту, предмету и субъекту преступного посягательства, квалифицирующему значению цели осуществления преступного намерения.

Глава 4. Преступления, посягающие на порядок осуществления споров о праве

.1 Самоуправство

В настоящих условиях самоуправные действия занимают одну из самых распространенных форм криминального решения имущественных споров.

Деяния лиц, совершающих самоуправные действия в различных сферах имущественного оборота, служат благоприятной почвой для развития организованной преступности и тем самым дестабилизации общественной безопасности, поэтому борьба с данной преступной деятельностью является делом чрезвычайной важности.

Одной из основных проблем борьбы с данными преступлениями является то, что состав самоуправства в уголовном праве России малоизучен. Данная проблематика остается практически неразработанной темой в современной теории уголовного права и, как следствие, сложной и противоречивой, что зачастую приводит к весьма вольному применению этой нормы на практике.

Согласно ст. 330 УК РФ самоуправство - это самовольное совершение лицом, вопреки установленному законом или иным нормативным актом порядку, каких-либо действий, правомерность которых оспаривается гражданином или организацией и которыми причинен существенный вред.

Из смысла статьи следует, что обязательным признаком самоуправства является оспаривание гражданином или организацией правомерности действий лица, направленных на самовольное изъятие у собственника имущества с целью погашения долга, принуждения должника к возврату такого долга, а также в других целях.

Безусловно, на практике возникают определенные трудности в применении норм ст. 330 УК ("Самоуправство") и норм ст. 14 ГК РФ ("Самозащита гражданских прав"). Различия между этими правовыми институтами можно показать в следующей таблице:

Таблица 2

Самоуправство (ст. 330 УК)

Самозащита гражданских прав (ст. 14 ГК РФ)

1. Субъектом самоуправства могут быть лишь вменяемые физические лица, достигшие 16 лет (ст. 20, 21 УК).

1. Субъектом самозащиты могут быть как граждане, так и юридические лица (ст. 21-30, 48-50 ГК РФ).

2. Самоуправство налицо как при осуществлении лицом своего действительного, так и предполагаемого права.

2. Самозащита допускается только в ответ на нарушение действительных прав потерпевшего.

3. Ни о какой "соразмерности" самоуправных действий говорить нельзя.

3. Способы самозащиты должны быть соразмерными нарушению прав лица.

4. Даже при наличии реального нарушения прав и интересов лица самовольные действия по пресечению нарушения недопустимы.

4. Способы самозащиты не могут выходить за пределы пресечения нарушения, однако действовать в этих пределах - можно.

5. При самоуправстве виновный своими действиями пытается самовольно осуществить права не только в области гражданского права, но и в других сферах.

5. Самозащита - это действия лица по защите только в сфере гражданских правоотношений.

Объективная сторона преступления выражается в самовольном вопреки установленному порядку совершении каких-либо действий, правомерность которых оспаривается физическими или юридическими лицами, если такими действиями причинен существенный вред. Примерами самоуправных действий могут быть незаконное вселение без ордера в сдаваемую квартиру, офис и т.п. Самоуправство - это всегда активные действия. Они совершаются вопреки установленному порядку. Такой порядок устанавливается не только Законом, но и иным нормативным правовым актом. Под действие данной статьи подпадают такие действия, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином. Самоуправное бездействие может выражаться в невыполнении решения суда и т.п.

Состав преступления - материальный, для оконченного преступления требуется установить существенность морального и материального вреда, а также причинную связь между деянием и наступившим вредом.

Субъект преступления - физическое, вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым или косвенным умыслом. Виновный осознает, что совершает самоуправное деяние вопреки установленному порядку, и желает причинить соответствующий вред (прямой умысел), сознательно допускает его наступление либо безразлично относится к его наступлению (косвенный умысел).

Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 330 УК РФ) предполагает применение насилия или угрозы его применения при совершении самоуправных действий. Насилие в данном составе не конкретизировано, поэтому может быть причинение различного вреда по своему характеру и интенсивности. Насилие против личности наказуемо более строго, чем самоуправство, и квалифицируются данные преступления по совокупности.

Некоторые самоуправные действия представляют собой самостоятельные уголовные преступления, например, предусмотренные ст. 137, 162, 163, 166, 260 УК. Рассмотрим различия между некоторыми из этих преступлений с преступлением, предусмотренным ст. 330 УК

Сходства и различия между вымогательством, грабежом, сопряженным с насилием, разбоем и самоуправством

Таблица 3

насилие власть подделка самоуправный

Заключение

Особенная часть уголовного права - это совокупность норм, расположенных в определенном порядке, устанавливающих исчерпывающий круг деяний, признаваемых преступлениями, и конкретные наказания, назначаемые за их совершение, а также раскрывающих содержание отдельных уголовно-правовых предписаний либо предусматривающих специальные виды освобождения от уголовной ответственности.

Одним из видов таких преступлений являются преступления против порядка управления, закрепленные в главе 32 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Порядок управления - это общественные отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления и гражданами. Все что посягает на эти отношения, является объектом уголовно-правовой охраны.

В данной работе были рассмотрены некоторые виды преступлений против порядка управления, которые можно классифицируются на четыре группы по непосредственному объекту.

Первая группа преступлений характеризуется различными формами противодействия субъектам управленческой деятельности по осуществлению их функций: посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ), применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ), оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ).

Вторая группа преступлений посягает на режим Государственной границы Российской Федерации и символы государственности: незаконное пересечение Государственной границ Российской Федерации (ст. 322 УК РФ), противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации (ст. 323 УК РФ).

Третья группа преступлений посягает на установленный порядок ведения официальных документов и документальное оформление фактов имеющих юридическое значение: приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград (ст. 324 УК РФ), подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст. 327 УК РФ).

Четвертая группа преступлений связана с посягательствами на установленный порядок реализации прав и обязанностей граждан: самоуправство (ст. 330 УК РФ).

Успешному осуществлению задач, связанных с предотвращением преступлений против порядка управления будет способствовать реализация основных принципов уголовного права: законности, справедливости, обоснованности, гуманизма, неотвратимости.

Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 04.10.2010).

. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред. от 27.07.2010).

. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (принят ГД ФС РФ 18.12.1996) (ред. от 01.07.2010).

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (отв. ред. В.М. Лебедев). - 9-е изд., перераб. и доп. - "Издательство Юрайт", 2010 г.

Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации для предпринимателей. - Система ГАРАНТ, 2010 г.

5. Иногамова-Хегай Л.В., Рарог А.И.: Российское уголовное право. В 2-х томах.; изд. Проспект, 2010 г.

. Сверчков В.В Уголовное право. Особенная часть Краткий курс лекций. - М.: Юрайт-издат, 2009, 5-е изд.

. Ревин В.П. Уголовное право России. Учебник. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2009 г.

. Бриллиантов А.В. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный); М.: Проспект, 2010.

. Кочои С.М. Уголовное право. Общая и Особенная части: краткий курс. М.: КОНТРАКТ, Волтерс Клувер, 2010.

Понятие оспариваемости действий в правовой норме о самоуправстве (Т. Михеева, "Право и экономика", N 3, март 2010 г.)

. Щербаков А. "Уголовное право", Статья: Самоуправство, 2008, N 1.

. Нудель С.Л. Проблемы уголовной ответственности за изготовление, сбыт поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия либо их использование // Адвокат. 2009. N 12. С. 26 - 32.

. Трошкин Е., Токмаков С. Уголовная ответственность за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля // Уголовное право. 2009. N 5. С. 87 - 91.

Похожие работы на - Характеристика преступлений против порядка управления

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!