Характеристика правового регулирования валютного контроля в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,25 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Характеристика правового регулирования валютного контроля в России

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты валютного контроля в РФ

.1 Становление и развитие валютного контроля в России

.2 Валютный контроль: сущность и цели

.3 Формы и методы валютного контроля

Глава 2. Органы валютного контроля

.1 Центральный банк РФ

.2 Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

.3 Проблемы осуществления валютного контроля в связи с формированием Таможенного союза

Заключение

Библиографический список

Введение

В системе регулирования рыночной экономики важное место занимает валютная политика, инструментом реализации которой является валютное регулирование.

Валютный контроль - составная часть валютной политики государства в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере валютных и внешнеэкономических операций:

.контроль за перемещением через таможенную границу валютных ценностей;

.контроль за валютными операциями;

.контроль за выполнением резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте.

В современных экономических условиях валютный контроль служит основным инструментом регулирования внешнеторговой деятельности и контроля над ее осуществлением.

Формирование адекватной нормативной правовой базы по осуществлению валютного контроля предполагает создание условий для возможности предупреждения и пресечения таможенными органами правонарушений, совершаемых любыми лицами в ходе проведения ими как валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу России, так и перемещением валютных ценностей, а также для обеспечения возврата незаконно вывезенного из страны капитала.

Тема курсовой работы достаточно актуальна на сегодняшний день, так как в настоящее время реформа законодательства в области валютного регулирования и контроля направлена на упрощение и постепенную отмену ограничений при совершении резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями. Одновременно в целях обеспечения стабильности внутреннего финансового рынка Банком России продолжается работа по созданию нормативной базы, направленной на стабилизацию денежной сферы, которая препятствует утечке капиталов за границу.

Цель: характеристика правового регулирования валютного контроля в России.

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере осуществления валютного контроля.

Предметом исследования является механизм законодательного регулирования общественных отношений в сфере осуществления валютного контроля.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

.Рассмотреть становление и развитие валютного контроля в РФ;

.Раскрыть сущность и цели валютного контроля;

.Охарактеризовать такие органы валютного контроля как Центральный Банк РФ и федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

.Раскрыть проблемы осуществления валютного контроля в связи с формированием Таможенного союза

В работе были использованы общенаучные методы познания объективной реальности, так и специальные способы и приемы, характерные для юридических наук: диалектический, историко-правовой, методы логической дедукции и индукции, системно-структурный подход, формально-юридический методы.

правовой валютный контроль таможенный

Глава 1. Теоретические аспекты валютного контроля в РФ

.1 Становление и развитие валютного контроля в России

Система валютного регулирования и валютного контроля России прошла в своем развитии несколько этапов.

Первый этап (1917-1986) характеризовался существованием жесткой государственной валютной монополии, что означало исключительное право государства на проведение всех кредитных, расчетных и других финансовых операций, связанных с иностранными государствами, фирмами, юридическими и физическими лицами.

Непосредственное осуществление валютной монополии, включающее исключительное право на совершение сделок с золотом, серебром и металлами платиновой группы в монетах, слитках и сыром виде, а также с иностранной валютой, платежными документами в иностранной валюте было возложено на Государственный банк РСФСР, позже - на Госбанк СССР. Международные расчеты СССР, в том числе расчеты и кредитование по внешней торговле, а также ряд других валютных операций, которые до этого совершались Управлением иностранных операций Госбанка СССР, были переданы Внешторгбанку СССР.

Валютная монополия была теснейшим образом связана с монополией внешней торговли, поскольку предполагала полную централизацию валютных доходов от экспорта, а также централизованное финансирование импорта. Право выступать в роли продавца и покупателя на внешнем рынке принадлежало в течение этого периода Государственному комитету СССР по внешним и экономическим связям и Министерству внешней торговли СССР.

Государственный монополизм царил и на внутреннем валютном рынке, существовавшем тогда в зачаточной форме. Право на совершение на территории СССР операций по покупке у организаций и граждан, а также по продаже им валютных ценностей являлось исключительным правом Госбанка СССР.

Таким образом, сформировавшаяся в рассматриваемый период система характеризовалась практически полной изолированностью внутреннего товарного денежного рынка от мировых рынков товаров, услуг и капиталов; централизацией управления валютными ресурсами государства; минимальным числом непосредственных участников внешнеэкономической деятельности; запретом на владение и обращение валютных ценностей внутри страны.

Второй этап развития системы валютного регулирования и валютного контроля начался в 1986-1987 годах с децентрализации и либерализации внешнеэкономической деятельности, когда значительное число хозяйствующих субъектов, как и внешнеторговые объединения, получили право прямого выхода на внешний рынок.

Предприятия-экспортеры стали получать в свое распоряжение иностранную валюту, зачислявшуюся в специальные валютные фонды, формировавшиеся на основе долгосрочных нормативов. В условиях начавшегося бурного развития совместного предпринимательства на территории России число участников внешнеэкономической деятельности существенно возросло.

Стремление к сохранению важной роли государства и упорядочению отношений в сфере внешней торговли проявилось в том, что в декабре 1988 - марте 1989 годов было введено лицензирование экспорта и импорта ряда товаров с одновременным квотированием стоимости объемов операций по отдельным товарным позициям.

В то же время усиливались и либеральные тенденции: с января 1991 года всем юридическим лицам - резидентам был открыт свободный доступ на внутренний валютный рынок.

В процессе валютно-финансовой интеграции страны с мировой экономикой в результате начавшейся в 1990 году широкомасштабной реформы банковской системы была отменена монополия Внешэкономбанка СССР на проведение валютных операций.

Существовавшие ранее ограничения на участие зарегистрированных на территории РСФСР юридических лиц во внешнеэкономической деятельности, в том числе и посреднической, были отменены Указом Президента РСФСР от 15.11.1991 г. № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР». В соответствии с данным Указом граждане, а также юридические лица независимо от формы собственности получили право на проведение валютных операции и на открытие валютных счетов в уполномоченных банках.

Беспрецедентное расширение круга предприятий-экспортеров и банков, осуществляющих их валютное обслуживание, постепенно привело к пониманию необходимости специального регулирования валютных отношений, создания унифицированных правил проведения валютных операций, придания одному из органов государственной власти полномочий органа валютного регулирования.

В результате, в марте 1991 года был принят Закон СССР № 1982-1 «О валютном регулировании», который и явился началом третьего этапа развития системы валютного регулирования и валютного контроля.

Закон 1991 года стал первым универсальным документом, в котором была предпринята попытка комплексно урегулировать все важнейшие стороны валютных отношений субъектов внешнеэкономической деятельности, благодаря чему были установлены основные принципы и порядок проведения валютных операций на территории СССР, разграничены полномочия государственных органов и определены функции банковской системы в области валютного регулирования и валютного контроля. Впервые в юридическую практику были введены такие понятия валютного регулирования, как «валютные ценности», «валюта СССР», «иностранная валюта», «резиденты», «нерезиденты», «валютные операции», «текущие валютные операции», «валютные операции, связанные с движением капитала».

Этим Законом намечены основные цели и направления валютного контроля, введены понятия органа валютного контроля, а также положения об отчетности по валютным операциям и ответственности за нарушение валютного законодательства.

Начало новому, четвертому этапу развития российской системы валютного регулирования и валютного контроля положило вступление России в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития в июне 1992 года. Российское государство было поставлено перед качественно новыми проблемами самостоятельного вхождения в мировое экономическое пространство на основах равноправия и соответствия жестким стандартам. Первым шагом на этом пути стало принятие 9 октября 1992 года Закона Российской Федерации № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле».

Данный этап охарактеризовался переходом от стадии установления общих принципов осуществления валютных операций к специальному регулированию их конкретных видов, а также включением в систему валютного контроля практически всех значимых видов валютных отношений (импортных, бартерных, валютно-обменных, связанных с обращением драгоценных металлов).

Введение Закона 1992 года впервые определило само понятие «валютного контроля», принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушения валютного законодательства.

Начиная с 1998 года можно говорить о вхождении России в пятый этап развития системы валютного регулирования и валютного контроля, который начался с ужесточения административных мер валютного контроля за репатриацией валютной выручки от экспорта и обоснованностью импортных платежей. Однако принятые в августе - сентябре 1998 года в связи с общеэкономическим, бюджетным и банковским кризисом меры Банка России по усилению экспортного и импортного валютного контроля оказались чрезвычайно жесткими, и под угрозой полного разрушения действующей системы внешней торговли они были вскоре отменены.

Начиная с 2001 года сложились предпосылки для формирования новой, либеральной тенденции в развитии системы валютного регулирования и валютного контроля, поскольку лишь такой подход позволяет создать необходимые условия для эффективной реализации экономического потенциала государства.

Унаследованная с советских времен громоздкая бюрократическая система валютного регулирования и валютного контроля не могла отвечать потребностям рыночной экономики. Либеральная концепция минимизации вмешательства государства в экономику в результате реформ валютного регулирования и валютного контроля стала основой для радикальной перестройки сложившегося в Российской Федерации порядка проведения валютных операций.

Апогеем реформирования валютной системы России стало принятие Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», в соответствии с которым отменены многие валютные ограничения и установлено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением предусмотренных в самом Законе случаев.

Постепенное, поэтапное изменение системы валютного регулирования и валютного контроля являет собой один из наиболее удачных примеров проведения реформ в России.

Результатом преобразования системы валютного регулирования и валютного контроля стал переход от неправовых, разрешительных принципов к совершенно объективным и правовым, действующим во всем цивилизованном мире механизмам регулирования валютных операций.

Современная система российского валютного законодательства максимально упрощена, она не требует от субъектов внешнеэкономической деятельности серьезных трудовых, финансовых и временных затрат на изучение нормативной базы в области валютного контроля, наделяя их при этом широким кругом прав при осуществлении валютных операций, открытии и ведении счетов.

.2 Валютный контроль: сущность и цели

Реализация валютной политики государства, валютное регулирование, обеспечение режима, установленного для проведения валютных операций, невозможны без осуществления контроля за применением валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля, исполнением субъектами валютных правоотношений возложенных на них обязанностей. В теории права соответствующий вид контроля получил название валютный контроль.

В самом общем виде валютный контроль можно охарактеризовать как деятельность государства в лице органов и агентов валютного контроля, направленную на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении конкретных валютных операций. Более развернутое определение валютного контроля сформулировано А.С. Селивановским как «особый вид деятельности государства и некоторых негосударственных организаций, уполномоченных и обязанных выполнять на территории РФ контрольные функции при осуществлении операций, связанных с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, ввозом и пересылкой в РФ, вывозом и пересылкой из РФ валютных ценностей, а также операций нерезидентов в валюте Российской Федерации».

Исходя из изложенного, в качестве главных целей валютного контроля и валютных ограничений можно выделить следующие:

) обеспечение соблюдения валютного законодательства РФ, а также актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при осуществлении валютных операций;

) обеспечение экономической безопасности;

) стимулирование развития внешнеэкономических связей;

) формирование валютных резервов стран;

) выполнение международных обязательств стран.

Основными направлениями валютного контроля являются:

определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Таким образом, валютному контролю подлежат все валютные операции независимо от того, осуществляются они свободно либо применительно к ним установлены валютные ограничения. Это объясняется тем, что даже свободное совершение валютных операций, «как правило, связано с выполнением ряда формальностей, представляющих собой меры пассивного контроля (например, предоставление статистических данных, составление паспорта сделки и т.п.). Такие меры позволяют организовать наблюдение органов валютного контроля за проведением любых валютных операций, накапливать информацию о движении валютных потоков и при необходимости корректировать валютную политику государства».

Следовательно, валютные операции являются предметом валютного контроля. Объектом валютного контроля выступают резиденты и нерезиденты при проведении валютных операций.

Резидентами являются:

физические лица, постоянно проживающие в России, в том числе временно находящиеся за границей

юридические лица, созданные в соответствии с Российскими законами, с местонахождением на территории России;

дипломатические и иные официальные представительства России за ее пределами и другие.

Нерезидентами считаются:

физические лица, постоянно проживающие за границей, в том числе временно находящиеся в России;

юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств с местонахождением за пределами России;

находящиеся в России иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации и другие.

Субъекты валютного контроля - это «те государственные органы, а в ряде случаев - негосударственные организации и учреждения, которые наделены полномочиями проводить мероприятия по проверке соблюдения валютного законодательства».

.3 Формы и методы валютного контроля

Понятие формы валютного контроля как «способа объединения соответствующих органов и учреждений для целей валютного контроля» в юридический оборот ввел И.В. Хаменушко. Он разработал следующие критерии выделения таких форм:

наличие учреждений (органов), в сферу компетенции которых входят общие для них направления валютного контроля;

выполнение указанными учреждениями (органами) своих задач по валютному контролю во взаимодействии друг с другом, осуществляемом на постоянной основе;

распределение функций между взаимодействующими органами в рамках единых направлений валютного контроля;

использование специфических методов валютного контроля.

Таким образом, под формой валютного контроля следует понимать специфический способ взаимодействия Правительства РФ, органов и агентов валютного контроля в процессе осуществления контрольных мероприятий в отношении резидентов и нерезидентов на предмет соблюдения ими валютного законодательства РФ, а также актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при осуществлении валютных операций.

Метод валютного контроля - это специфический прием и способ его осуществления. Методы валютного контроля можно подразделить на основные, специализированные и дополнительные.

Основные методы валютного контроля - наблюдение (постоянное ознакомление с деятельностью подконтрольного объекта без использования сложных приемов получения и оценки информации) и проверка (углубленное изучение деятельности подконтрольного объекта).

Специализированные методы валютного контроля - обследование (касается конкретного вопроса и затрагивает широкий круг подконтрольных объектов) и ревизия (всестороннее изучение финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного объекта путем сопоставления документальных и фактических данных).

Дополнительные методы валютного контроля - запрос информации (получение информации у подконтрольного объекта по определенному перечню вопросов) и анализ (обработка документальной информации с использованием специальных аналитических приемов).

Выделяют три основные организационно-правовые формы валютного контроля:

правительственная форма валютного контроля - осуществляется Правительством РФ по двум направлениям:

а) координация деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Банком России;

б) обеспечение взаимодействия не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Банком России.

Основной метод правительственного валютного контроля - наблюдение, результатом которого может стать издание подзаконного нормативного правового акта;

Общая форма валютного контроля - осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ - Федеральной службой финансово-бюджетного надзора. Отличие общего валютного контроля от специального состоит в том, что он распространяется на всех участников валютных отношений и в этом смысле носит общий, Универсальный характер; при этом для указанной Федеральной службы валютный контроль выступает основным видом деятельности. Как организационно-правовая форма общий валютный контроль представляет собой способ взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, деятельность которых направлена на осуществление контроля за законностью валютных операций всех видов. Основной метод общего валютного контроля - проведение проверок.

Специальная форма валютного контроля - осуществляется органами и агентами валютного контроля, для которых соответствующее направление контрольной деятельности не является основным. Специальным он является потому, что контроль осуществляется в более узких, специализированных сферах общественных отношений (банковская, таможенная, налоговая система, рынок ценных бумаг). Соответственно, в рамках данной формы можно выделить:

а) банковский валютный контроль - осуществляется Банком России и уполномоченными банками, подотчетными Банку России. Особенность правового положения уполномоченных банков в данных отношениях состоит в том, что они имеют двойственный правовой статус: одновременно являются и субъектами, и объектами валютного контроля. Субъектом валютного контроля, т.е. лицом, его осуществляющим, уполномоченный банк выступает по валютным операциям своих клиентов. По собственным валютным операциям уполномоченный банк является объектом валютного контроля со стороны Банка России. В последнем случае Банк России проверяет выполнение уполномоченным банком:

требований валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов Банка России как органа валютного контроля;

обязанностей уполномоченного банка как агента валютного контроля;

требований валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля клиентами уполномоченного банка при проведении валютных операций через данный банк.

Таким образом, как организационно-правовая форма валютного контроля банковский валютный контроль опосредует контроль государства за совершением банковских валютных операций резидентов и нерезидентов на территории РФ или операций резидентов за ее пределами с использованием организационной структуры банковской системы России.

Основной метод валютного контроля, используемый Банком России, - проведение проверок, уполномоченными банками - наблюдение.

Ревизия - изучение любых сторон финансово-хозяйственной деятельности на основе проверки документальных и фактических данных.

Контрольные действия субъектов валютного контроля в зависимости от источников используемых данных можно разделить на две группы:

документальный контроль (формальная и арифметическая проверка финансовых документов; юридическая оценка отраженных документах финансово-хозяйственных операций; логическая проверка возможности проведения документально оформленных финансово- хозяйственных операций);

фактический контроль - все те контрольные действия, которые направлены на изучение фактического состояния проверяемых объектов по данным осмотра их в натуре: инвентаризация, экспертная оценка, визуальное наблюдение.

Основной метод валютного контроля, используемый Банком России, - проведение проверок, уполномоченными банками - наблюдение;

б) таможенный валютный контроль - осуществляется таможенными органами за порядком проведения валютных операций, которые связаны с перемещением валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг через таможенную границу РФ (ввоз, вывоз) и совершением трансграничных платежей. Основной метод таможенного валютного контроля - наблюдение. Также используются специальные формы таможенного контроля: проверка документов и сведений, таможенный осмотр и досмотр, личный досмотр и т.д.

в) налоговый валютный контроль - осуществляется налоговыми органами в переделах их компетенции. Основной метод налогового валютного контроля - проведение проверок;

г) валютный контроль на рынке ценных бумаг - осуществляется не являющимися уполномоченными банками профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в том числе держателями реестра (регистраторами), подотчетными федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг - Федеральной службе по финансовым рынкам. Предметом валютного контроля на рынке ценных бумаг является соблюдение требований валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования при совершении резидентами валютных операций с внешними ценными бумагами и нерезидентами - валютных операций с внутренними и внешними ценными бумагами. Основной метод валютного контроля на рынке ценных бумаг - наблюдение.

По способу организации контрольных мероприятий валютный контроль можно классифицировать на дистанционный (документальный) и контактный. Дистанционный контроль используется в повседневной деятельности органов и агентов валютного контроля для проверки представляемой резидентами и нерезидентами документации и отчетности по проводимым валютным операциям. Он является основным способом организации мероприятий валютного контроля. Контактный контроль имеет место при проведении выездных проверок непосредственно на подконтрольном объекте.

Глава 2. Органы валютного контроля

.1 Центральный банк РФ

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

Банк России организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В этой связи он может в пределах своей компетенции:

.проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

.проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

.запрашивать и получать документы и информацию, которая связана с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. При этом обязательный срок для предоставления документов по запросу Банка России в качестве органа валютного контроля не может составлять не менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Если выше перечисленными полномочиями могут наделяться, в целом как органы, так и агенты валютного контроля, то ряд полномочий в соответствии с п.2 ст.23 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» представляет собой исключительные полномочия Банка России в качестве органа валютного контроля. Это касается, во-первых, права выдавать предписания об установлении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, а во-вторых, права применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Существуют полномочия Центрального банка РФ по изданию актов, применяемых в сфере валютного контроля. Органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции, только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством РФ и актами органов валютного регулирования. Особенностью актов Банка России, принимаемых им в качестве органа валютного контроля, является то, что они могут быть как нормативными, так и ненормативными. Примером нормативного акта служит Инструкция Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».

Банк России может также выносить предписания об устранении правонарушений, совершаемых кредитными организациями и валютными биржами, являющиеся примерами ненормативных актов Банка России, применяемых им при осуществлении своих функций по валютному контролю.

Заслуживает поддержки подход к классификации полномочий Банка России при осуществлении валютного контроля, предложенный А.Ю. Лисицыным. Он выделяет три группы полномочий, позволяющих России выполнять функции органа валютного контроля:

полномочия по организации взаимодействия субъектов, наделенных властными полномочиями в сфере осуществления валютного контроля;

полномочия Банка России как органа валютного контроля;

полномочия по определению содержания валютного контроля, осуществляемого уполномоченными банками в качестве агентов валютного контроля,

установление порядка представления уполномоченным банкам

резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.

Агенты валютного контроля - уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.

Уполномоченные банки - кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка РФ филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте. Органы и агента валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Обязательный срок для предоставления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

.2 Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

Деятельность Росфиннадзора в части валютного контроля ориентирована на совершенствование методов осуществления валютного контроля, дальнейшее развитие взаимоотношений с Банком России и агентами валютного контроля и выработку новых, отвечающих тенденциям развития экономики, подходов к осуществлению проверочных мероприятий.

В 2011 году Росфиннадзор и его территориальные органы провели 30060 проверочных мероприятия, из которых 34 процента (10159) составляют оперативные контрольные мероприятия. То есть проверки, которые проводились по сообщениям (информации) о нарушениях актов валютного законодательства РФ, поступившим от Банка России, агентов валютного контроля, правоохранительных органов, юридических и физических лиц. Плановых же проверок было проведено 965 (3 % от общего числа проверочных мероприятий, проведенных за 2011 год). По результатам плановых и оперативных мероприятий было возбуждено 23024 дела об административных правонарушениях и вынесено 32122 постановление о назначении наказания.

Важно отметить, что 18936 проверочных мероприятий было проведено Росфиннадзором по протоколам ФТС России, ФНС России и постановлениям прокуратуры РФ (63 % от общего числа проверочных мероприятий, проведенных за 2011 год).

Эффективной реализации Росфиннадзором функций по валютному контролю способствует налаженное взаимодействие с Банком России, таможенными и налоговыми органами. Так, одной из форм взаимодействия Росфиннадзора с агентами валютного контроля является реализация полученных от агентов валютного контроля (ФТС России, ФНС России) протоколов об административных правонарушениях.

Основными причинами нарушения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования являются, во-первых, низкий уровень внутреннего контроля у участников ВЭД по соблюдению требований валютного законодательства и актов органов валютного регулирования. Во-вторых, Банк России установил новые более короткие сроки представления подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций, и резиденты не успели перестроиться под более жесткие требования. По предложению Росфиннадзора, Банк России готовит соответствующие изменения своих инструкций. В-третьих, обстоятельства, связанные с личностью правонарушителя, а именно недостаточная квалификация и низкий образовательный уровень, игнорирование и пренебрежительное отношение к закону.

В ряде случаев причины совершения правонарушений связаны с несовершенством самого валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования. Отдельной проблемой являются «фирмы-однодневки» - заведомо неплатежеспособные юридические лица. Такие «призраки», как правило, отсутствуют по месту государственной регистрации, не обладают имуществом, не ведут финансово-хозяйственную деятельность, их учредителями и директорами являются номинальные лица. Зачастую их деятельность сводится к тому, чтобы принести в банк для обоснования перевода денег за границу несколько фиктивных таможенных деклараций. Понятно, что это только один из незаконных видов деятельности, для которых создаются такие юридические лица. Важно, что сегодня есть уже не только понимание необходимости комплексного решения проблемы совместными усилиями целого ряда государственных органов, но и проработан ряд принципиальных мер по противодействию этому явлению. Росфиннадзор активно участвует в этой работе.

Предупреждение нарушений в валютной сфере является одним из приоритетных направлений деятельности Росфиннадзора как органа валютного контроля. Это относится и к деятельности агентов валютного контроля, поскольку комплекс упреждающих мер воздействия способствует минимизации правонарушений в валютной сфере.

Зачастую правонарушения связаны не только с незнанием действующего законодательства, но и с отсутствием у многих юридических лиц четко организованного механизма внутреннего контроля за осуществлением внешнеэкономической деятельности. В связи с этим Росфиннадзор и его территориальные органы активно проводят разъяснительную работу с участниками ВЭД. В целях формирования у последних необходимых знаний для создания механизмов, позволяющих обеспечить надлежащий внутренний контроль за соблюдением требований валютного законодательства, Росфиннадзор проводит в субъектах Федерации совещания по вопросам и проблемам, связанным с валютным контролем. Также организуются семинары, круглые столы и брифинги с участием представителей бизнес - сообщества по вопросам, возникающим в области применения отдельных норм валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Особую роль при предупреждении нарушений в валютной сфере играют уполномоченные банки, поскольку они являются агентами валютного контроля и могут оказывать своим клиентам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, консультационные услуги. К тому же уполномоченные банки владеют информацией о внешнеэкономических операциях участников внешнеэкономической деятельности и расчетах по ним и могут анализировать и предупреждать нарушения, выявлять типичные ошибки в действиях клиентов банков. В связи с этим огромное значение приобретает взаимодействие Росфиннадзора с уполномоченными банками, основной целью которых и является проведение мероприятий предупредительного характера в виде информирования клиентов о составе и сроках представления документов, необходимых для учета валютных операций, а также напоминания клиентам об истечении сроков представления таких документов. Кроме того, уполномоченные банки могут разъяснять своим клиентам вопросы применения валютного законодательства, информировать об изменениях. Так, ряд банков на постоянной основе проводит консультации по вопросам применения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, регулярно информирует клиентов об изменениях валютного законодательства, о разъяснениях Банка России, Росфиннадзора, таможенных и налоговых органов и т. д. Некоторые банки проводят обучение своих клиентов, размещают на сайтах и стендах информацию о сроках представления документов и т. д.

2.3 Проблемы осуществления валютного контроля в связи с формированием Таможенного союза

Россия, Казахстан и Белоруссия с 1 января 2010 года создали единую таможенную территорию Таможенного союза.

С 1 июля 2011 года отменено таможенное оформление товаров, происходящих с территории государств - участников Таможенного союза и выпущенных для свободного обращения на единой таможенной территории стран - участников Таможенного союза.

При осуществлении взаимной торговли и перемещении товаров между Российской Федерацией, Республикой Беларусь или Республикой Казахстан резидентом заполняется Статистическая форма учета перемещения товаров, которая подается им в таможенные органы не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведена отгрузка (получение) товаров.

Однако, в соответствии с Правилами ведения статистики взаимной торговли, заполненная Статистическая форма не является сопроводительным документом при перевозке товаров на всем пути их следования по территории Российской Федерации. Передача заявителем заполненной Статистической формы перевозчику не требуется. С позиции практики становится невозможно осуществлять контроль за наличием Статистической формы на перевозимый товар.

Возникает вопрос о возможности использования данной формы в качестве подтверждающего документа при осуществлении контроля за валютными операциями резидентов.

Так, согласно Инструкции Банка России от 01.06.2004 № 138-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением», резидент представляет в банк документы в срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие ввоз или вывоз товаров без подачи таможенной декларации.

В Инструкции Банка России не определен конкретный перечень таких документов.

В связи с этим, Статистическая форма может использоваться резидентом в качестве одного из документов, подтверждающих перемещение товаров по территориям стран - членов Таможенного союза только при условии включения данной Статистической формы в Инструкцию Банка России.

Существует и другая проблема: Статистическая форма, заполняемая резидентом при перемещении товаров в рамках Таможенного союза, содержит сведения о резиденте, номере и дате договора, стоимости товара. Однако в ней отсутствуют сведения о Паспорте сделке, что значительно затрудняет процесс осуществления валютного контроля.

Для исключения «серых схем», используемых недобросовестными резидентами при осуществлении взаимной торговли в рамках Таможенного союза, а также их ухода от валютного контроля, необходимо включение в Статистическую форму графы «Номер Паспорта сделки», а также обязательное представление данной формы в уполномоченные банки для ведения досье по Паспорту сделки и в налоговые органы для возмещения НДС.

В настоящее время остро ощущается отсутствие автоматизированного информационного взаимодействия органов и агентов валютного контроля, основанного на использовании современных телекоммуникационных технологий, позволяющих владеть информацией об участниках взаимной торговли, о фактах перемещения товаров и осуществления валютных операций, проводимых резидентами с нерезидентам во взаимной торговле.

Существующие проблемы могут привести к теневому бизнесу, утечке капитала за рубеж и позволить недобросовестным резидентам уклониться от валютного контроля, осуществляя торговлю с нерезидентами государств - членов Таможенного союза без оформления Паспорта сделки с применением наличных расчетов, а также без государственной регистрации.

Для повышения эффективности валютного контроля в рамках Таможенного союза необходимо совершенствование законодательной базы, внедрение интегрированных информационных систем внешней и взаимной торговли, позволяющих создать единый комплекс программных средств, используемых органами и агентами валютного контроля. Все это позволит создать условия по выработке новых подходов в модернизации системы валютного контроля в РФ.

Заключение

В заключении следует отметить, что в современных условиях, когда страны вынуждены приспосабливаться к сложным экономическим ситуациям, в период активного международного экономического сотрудничества особое значение приобретает система валютного контроля.

Валютный контроль обеспечивает соблюдение валютного законодательства. Валютный контроль - это гарантия уверенности в безопасности, надежности совершенных операций.

Контроль в валютной сфере направлен на защиту экономики этих стран от уменьшения валютных резервов, обеспечение национальной безопасности, борьбу с незаконными финансовыми операциями.

В России действует трехуровневая система валютного контроля: Правительство Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля в соответствии с валютным законодательством.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк РФ и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Форма валютного контроля - способ объединения соответствующих органов и учреждений для целей валютного контроля.

Под методами валютного контроля понимается совокупность приемов и способов, посредством которых валютный контроль осуществляется.

Значение валютного контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Библиографический список

1.Айзенберг И.П. «Валютная политика СССР».- М.: Соцэкгиз, 1982.

.Гафарова Г.Р. Некоторые особенности осуществления валютного контроля в РФ // Финансовое право.2010. № 7.

.Гончаров Е.А. Валютный контроль в РФ: направления, формы и методы // Государство и право: теория и практика: Сборник научных трудов (Материалы научно-практической конференции: «Проблемы юридической науки и образования в современной России» 5 ноября 2009 года. Часть 2. Вып. 6. 2009.

.Жданов А.А. Финансовое право РФ: Учеб. пособие, 2-е изд. М., 2009.

.Кечкина Е.А., Романюк О.А. Проблемы государственно-правового регулирования таможенных органов и иных агентов валютного контроля // VI Державинские чтения в Республике Мордовия: материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Саранск, 28-29 апреля 2012 г. В 2 т. Т. 1. 2012.

.Кузовенко Т.Л. Проблемы осуществления валютного контроля в связи с формированием Таможенного союза // Современные проблемы науки и образования. 2012. №6.

.Круглов В.В. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений/М.: ИНФРА-М, 2010.

.Лисицин А.Ю. Понятия «акта органов валютного регулирования» и «акта органов валютного контроля» по Законодательству РФ // Финансовое право. 2010. №2.

.Мамашева М.О. О некоторых вопросах валютного регулирования и валютного контроля в рамках таможенного союза // Шестые Всероссийские Державинские чтения (Москва, 10 декабря 2010 года): сборник статей: в 7 кн. Кн. 3: Проблемы административного, финансового и налогового права. 2011.

.Наговицын А.Г. Валютное регулирование. Валютный контроль. М.: Афина, 2009.

.Новикова И.П. Финансово-правовой статус органов валютного регулирования и валютного контроля // Государство и право. 2010. № 10.

.Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь, 5-е изд., М.: 2010.

.Селивановский А.С. Новое валютное законодательство: суть понятий // Закон. 2009. № 4

.Сивцов А.С. Правовые основы валютного контроля // Современные проблемы юридической науки: Материалы VI Международной научно-практической конференции молодых исследователей (Юридический факультет Южно-Уральского государственного университета, 5-6 мая 2010 г.). 2010.

.Терещенко Е.А. Правовое регулирование валютного контроля // Материалы XLIX Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс», 16-20 апреля 2011 г.: Государство и право. 2011.

.Юровский Л.Н. Денежная политика Советской власти (1917-27 года). - М, 1920.

Похожие работы на - Характеристика правового регулирования валютного контроля в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!