Финансово-правовое регулирование взимания и уплаты таможенных платежей

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,51 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансово-правовое регулирование взимания и уплаты таможенных платежей

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖАХ

1.1 Понятие, виды и функции таможенных платежей

1.2 Условия возникновения обязательств по уплате таможенных платежей. Элементы таможенных платежей

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВЗИМАНИЯ И УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

2.1 Порядок исчисления и уплаты таможенных платежей

2.2 Возврат излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей

2.3 Ответственность за неуплату таможенных платежей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Таможенные платежи в современных условиях остаются одним из важных источников пополнения государственной казны. При этом повышение собираемости таможенных платежей находится в прямой зависимости от объемов внешнеторговой деятельности и от уровня эффективности применяемых правовых средств, гарантирующих своевременное и полное поступление таможенных платежей в казну государства.

Действующий Таможенный кодекс Таможенного союза и ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» детально регулирует порядок, условия предоставления и способы обеспечения уплаты таможенных платежей, однако, на практике реализация норм все же порождает проблемы, требующие немедленного реагирования в виде внесения соответствующих изменений и дополнений в таможенное законодательство.

Кроме того, в настоящее время в законодательстве не нашли своего закрепления такие важные для таможенного обеспечения правовые понятия, как «таможенные платежи», «обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (таможенное обеспечение)», «способ обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (способ таможенного обеспечения)». В связи с этим комплексная теоретическая разработка проблем таможенного обеспечения позволяет выявить пробелы в законодательстве, а также различные коллизии и неточности в регламентации таможенного обеспечения и создать адекватную нормативную базу в части регулирования данного механизма. Решение этих и других поставленных в работе вопросов имеет важное значение как для теории финансового, таможенного права, так и для правовой науки в целом.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся по поводу взимания и уплаты таможенных платежей.

Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие порядок исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, а также правоприменительная практика по данной проблематике.

Целью настоящего исследования является комплексная, теоретическая изучение правовых основ уплаты и взимания таможенных платежей, установление перспектив их развития и путей совершенствования нормативно-правового регулирования и правоприменения.

Достижение поставленной цели определило необходимость решения следующих задач:

1. Определить понятие, виды и функции таможенных платежей.

. Установить условия возникновения обязанности по уплате таможенных платежей и их элементы.

. Изучить форму, сроки, порядок исчисления и уплаты таможенных платежей. Рассмотреть способы обеспечения оплаты таможенных платежей

. Исследовать порядок возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей. Рассмотреть судебную практику.

. Проанализировать ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей.

Методологическую основу исследования составили общенаучный метод познания, позволяющий рассматривать отношения вытекающие из уплаты таможенных платежей как категорию, зависящую от различных условий, диалектический метод познания и метод системного анализа, а также частно-научные методы - исторический, сравнительно-правовой, статистический, технико-юридический.

Теоретическую основу исследования составили научные работы по общей теории государства и права, финансовому, таможенному, административному и гражданскому праву. Важное значение в ходе написания курсовой работы придавалось также анализу нормативных актов и материалам правоприменительной практики.

Нормативная база исследования. Нормативную базу исследования составили положения Конституции Российской Федерации, Бюджетного кодекса РФ, Таможенного кодекса Таможенного союза, ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» и другие федеральные законы, нормативные правовые акты подзаконного характера, в том числе приказы и распоряжения Федеральной таможенной службы РФ.

Эмпирическая база исследования состоит из отдельных постановлений Верховного суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, периодической печати и официальных статистических данных.

Степень научной разработанности. До настоящего времени в юридической науке не проводились комплексные теоретические исследования проблем обеспечения уплаты таможенных платежей, хотя в последние годы в различных отраслях права ученые стали уделять больше внимания исследованиям отдельных элементов и дискуссионных вопросов обеспечения исполнения обязательств. Существенное влияние на содержание работы оказали труды российских ученых Л.К. Вороновой, С.А. Котляровского, И.X. Озерова, М.И. Пискотина, К.К. Сандровского, С.Д. Цыпкина, И.И. Янжула и др.

Положения, выносимые на защиту:

1. Таможенные платежи это обязательные платежи, к которым относятся таможенная пошлина, налоги и таможенные сборы, подлежащие перечислению в бюджетную систему РФ, взимаемые таможенными органами и уплачиваемые лицами, участвующими в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, а также, совершающими действия, сопутствующие такому перемещению. Каждый из таможенных платежей имеет свою цель, функции и характеристики.

. Элементами таможенных платежей являются плательщики, объект и предмет налогообложения, тарифные льготы и преференции, база налогообложения, налоговая ставка, порядок исчисления и уплаты налога. Обязанность по уплате таможенных пошлин возникает при ввозе или вывозе товаров.

. Таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиками самостоятельно либо таможенным органом. Сумма таможенных платежей подлежащих уплате или взысканию, определяется путем применения базы для исчисления таможенных пошлин и соответствующего вида ставки таможенных пошлин. Сроки, установленные для уплаты таможенных платежей, различаются в зависимости от совершаемых с товарами операций. Неуплаченные своевременно таможенные платежи взыскиваются таможенным органом. Уплата таможенных платежей обеспечивается следующими способами: денежными средствами (деньгами), банковской гарантией, поручительством и залогом имущества.

. Излишне уплаченная или излишне взысканная сумма таможенных платежей это сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате. Таможенные пошлины и налоги могут быть по письменному заявлению возвращены лицу, их уплатившему, в случаях излишней уплаты либо в иных указанных в законе. Также данные суммы могут быть зачтены в счет будущих платежей.

. За неуплату таможенных платежей предусмотрена административная и уголовная ответственность

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения и списка использованных источников.


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖАХ

1.1Понятие, виды и функции таможенных платежей

Правовая база таможенных платежей состоит из внутреннего таможенного законодательства и международно-правовых договоров и соглашений с участием России, касающихся таможенных вопросов. В случае возникновения противоречия между нормой внутреннего законодательства и предписанием, установленным в международном договоре, будет действовать международно-правовая норма.

К основным источникам права, регулирующим отношения по уплате таможенных платежей относятся: Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ, Закон «О таможенном тарифе», ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» и другие нормативно-правовые акты. Ранее на территории РФ действовал Таможенный кодекс РФ, но данный документ утратил силу с 29 декабря 2010, в связи с принятием Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации". С 6 июля 2010 года на единой таможенной территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации применяется Таможенный кодекс Таможенного союза (в Республике Казахстан и Российской Федерации Таможенный кодекс Таможенного союза применяется с 1 июля 2010 года).

Таможенные платежи являются важной составляющей таможенного дела и таможенной политики государства. За счет таможенных платежей государство обеспечивает значительную часть своего федерального бюджета. Таможенным платежам посвящена глава 9 ТК ТС. Однако, следует отметить что в законодательстве не содержится определение понятия «таможенные платежи», и не смотря на то, что из смысла закона его можно определить, отсутствие данного определения является пробелом в таможенном законодательстве

В самом общем виде таможенные платежи - это денежные средства, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Законодатель же определил таможенные платежи, перечислив их виды. Таким образом, объединив вышесказанное мы предлагаем определить таможенные платежи как обязательные платежи, к которым относятся таможенная пошлина, налоги и таможенные сборы, подлежащие перечислению в бюджетную систему РФ, взимаемые таможенными органами и уплачиваемые лицами, участвующими в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, а также, совершающими действия, сопутствующие такому перемещению. Считаем, целесообразно закрепить данное определение в ТК ТС и в ФЗ «О таможенном регулировании в РФ».

В соответствии со ст. 70 ТК ТС к таможенным платежам относятся:

) ввозная таможенная пошлина;

) вывозная таможенная пошлина;

) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

) таможенные сборы.

Определение таможенной пошлины дает Закон РФ «О таможенном тарифе» в п. 1. ч. 1 ст. 5: таможенная пошлина - обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза и в иных случаях, определенных в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации.

Выделяют следующие основные черты таможенной пошлины:

. Таможенная пошлина - обязательный взнос в федеральный бюджет, который не нарушает при этом конституционное право на свободу предпринимательской деятельности;

. Таможенная пошлина опосредована процессом перемещения грузов через таможенную границу РФ и является средством достижения данной цели;

. Таможенная пошлина возмездная, т.е. является платой за предоставление таможенными органами возможности по перемещению грузов через таможенную границу;

. Таможенная пошлина не обладает регулярностью, так как обязанность ее уплаты возникает лишь при необходимости для субъекта вступить в таможенное правоотношение;

. Право уплаты таможенной пошлины может быть делегировано иным заинтересованным лицам;

. Уплата таможенной пошлины обеспечивается принудительной силой государства. Виды таможенных пошлин можно классифицировать по различным основаниям.

По объектам обложения выделяют:

1. Импортные <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82> (ввозные) пошлины.

. Экспортные <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82> (вывозные) пошлины.

. Транзитные пошлины. Взимаются за провоз товара по территории страны.

Страны предпочитают взимать при транзите плату за провоз грузов, а также ряд сборов (разрешительные, гербовые, статистические).

По целям взимания выделяют:

. Фискальные пошлины. Цель - поступления в бюджет, т.е. бюджетные доходы.

. Протекционистские пошлины. Цели - торгово-политические. Например, защита внутреннего рынка, стимулирование внутренних производителей.

В зависимости от способа исчисления (или взимания) ставок таможенные пошлины подразделяют на:

. Адвалорные (от лат <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA>. ad valorem - от стоимости) - определяются в процентах от таможенной стоимости <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C> товаров. Например, 5% от таможенной стоимости. Более выгодны для обложения более дорогих товаров и менее выгодно для однородных грузов.

. Специфические - устанавливаются в виде конкретной денежной суммы за единицу (веса, объёма, штуки и др.) товара. Более выгодны для обложения более массовых и грузов дешевле, где цена пошлины подсчитывается на основе объёма, т.е. веса, объёма и прочее. Например, сырьевые товары.

. Комбинированные (или смешанные) - при исчислении используются оба вида ставок, при этом обычно уплате подлежит бо́льшая из исчисленных сумм. Например, 10% от таможенной стоимости, но не менее 0,5 евро за килограмм. Более гибкое, однако, менее используемое. Пример: автомобили, где обложение идёт как на стоимость автомобиля, так и на объём двигателя.

По характеру происхождения выделяют:

. Автономные пошлины - пошлины, установленные страной (государственной властью) вне двухсторонних или многосторонних договоров. Часто бывают достаточно высокими. Поэтому они и являются предметами обсуждения (снижение автономных пошлин, но взамен снизятся пошлины для этой страны), в результате чего возникают конвенционные пошлины.

По стране происхождения выделяют:

. Максимальные (генеральные или общие) - устанавливаются для всех стран.

. Минимальные - устанавливаются в соответствии с режимом наибольшего благоприятствования <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B6%D0%B8%D0%BC_%D0%BD%D0%B0%D0%B8%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5>

. Преференциальные - особые льготные ставки пошлин. Предоставляются отдельным странам или группам стран. Часто используется относительно развивающихся стран и часто ниже минимальных ставок, а иногда вообще нулевые.

В зависимости от периода действия могут устанавливаться сезонные таможенные пошлины - в отношении товаров, объёмы ввоза, производства и реализации которых резко колеблются в течение года. Они, как правило, значительно ниже указанных в тарифе и действуют в течение определённого времени.Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

) фискальную, т.е. функцию пополнения доходной части государственного бюджета (относится как к импортным, так и к экспортным пошлинам);

) протекционистскую (защитную), призванную защищать местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции (характерна для импортных пошлин);

) балансировочную, вводимую для предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых (присуща экспортным пошлинам).

Следующий вид таможенных платежей - налог на добавленную стоимость (НДС). Это один из основных налогов в Российской Федерации. В соответствии с главой 21 НК РФ он представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства. НДС определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Экспортируемые товары, как собственного производства, так и приобретенные, экспортируемые работы и услуги, а также услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых товаров и по транзиту иностранных грузов через территорию Российской Федерации и обороты по реализации товаров магазинами беспошлинной торговли от налога на добавленную стоимость освобождаются. НДС облагаются товары, ввозимые на таможенную территорию РФ.

НДС на импортируемые товары выполняет две функции:

функцию по регулированию внешнеэкономической деятельности с целью создания равных условий для конкуренции отечественных и импортных товаров на внутреннем рынке;

фискальную функцию, связанную с пополнением доходной части федерального бюджета.

Акциз это косвенный <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3> общегосударственный налог <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8_%D0%B8_%D1%81%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%8B>, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления внутри страны, в отличие от таможенных платежей <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D1%88%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%8B>, несущих ту же функцию, но на товары, доставляемые из-за границы. Включается в цену товаров <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80> или тариф <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%84> за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C>. При реализации подакцизных товаров в розницу сумма акциза не выделяется.

Акциз взимается как с отечественных, так и с импортируемых товаров. Номенклатура отечественных и импортируемых подакцизных товаров одинакова и определяется в законодательном порядке.

К подакцизным относятся следующие виды товаров: спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного, спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов, алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов), пиво, табачная продукция, автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.), автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин. Акциз подлежит уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Экономическая сущность акцизов и роль данного вида косвенных налогов проявляется в виде следующих функций акцизов:

фискальной функции, которая состоит в бесперебойном обеспечении государственных органов необходимыми финансовыми средствами для осуществления его деятельности;

регулирующей, проявляющейся в возможном ограничении производства и потребления подакцизных товаров. Суть указанной функции состоит в том, что подакцизные товары не являются товарами первой необходимости, и отказ от них не повлечёт ущерба собственным нуждам потребителей.

С фискальной функцией акцизов связаны стимулирующая и перераспределительная функция.

Отдельным видом таможенных платежей являются таможенные сборы. Таможенными сборами признаются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий.

К таможенным сборам относятся:

) таможенные сборы за совершение действий, связанных с выпуском товаров;

) таможенные сборы за таможенное сопровождение;

) таможенные сборы за хранение.

Таможенные сборы за таможенное оформление. Процедура, связанная с таможенным оформлением, рассматривается в качестве услуги, предоставляемой таможенными органами участникам внешнеэкономической деятельности. Таможенные сборы за таможенное оформление и представляют собой плату за эту услугу. Таможенные сборы взимаются за таможенное оформление товаров, включая транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ в качестве товара, и товары не для коммерческих целей, перемещаемые в несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях и грузом. Средства, образуемые за счет таможенных сборов за таможенное оформление, являются федеральной собственностью и входят в состав федерального бюджета Российской Федерации.

Таможенные сборы за хранение товаров. Таможенные сборы взимаются за хранение товаров и транспортных средств на таможенных складах и складах временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы Российской Федерации. Помещение товаров на СВХ подразумевает уплату вознаграждения за хранение и возмещение убытков, понесенных в связи с оказанием этих услуг. Временное хранение товара - это таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин и налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой экономической деятельности.

Таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров. Таможенное сопровождение товаров осуществляется с учетом правил доставки товаров под таможенным контролем. Под доставкой товаров, транспортных средств и документов на них под таможенным контролем понимается перевозка товаров, транспортных средств и документов на них от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов, иных налогов, взимание которых возложено на таможенные органы, а также без применения мер экономической политики.

Таможенный орган принимает решение об осуществлении таможенного сопровождения товаров в случае если перевозка товаров, находящихся под таможенным контролем, не может быть осуществлена таможенным перевозчиком; когда пограничным таможенным органом принято решение о производстве досмотра товаров на приграничных складах временного хранения.

Функции таможенных сборов являются аналогичными с функциями таможенных пошлин и акцизов.

Обобщив вышеизложенную информацию, делаем вывод, что таможенные платежи это обязательные платежи, к которым относятся таможенная пошлина, налоги и таможенные сборы, подлежащие перечислению в бюджетную систему РФ, взимаемые таможенными органами и уплачиваемые лицами, участвующими в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, а также, совершающими действия, сопутствующие такому перемещению. Основными функциями таможенных платежей являются: фискальная, протекционистская и балансировочная. Каждый из таможенных платежей имеет свою цель, функции и характеристику.

1.2 Условия возникновения обязательств по уплате таможенных платежей. Элементы таможенных платежей

В ТК ТС определен момент возникновения обязанности по уплате таможенных платежей, а также время прекращения такой обязанности.

При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных платежей возникает:

) при ввозе товаров - с момента пересечения таможенной границы;

) при вывозе товаров - с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ.

Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются:

) при помещении товаров под таможенные процедуры, не предусматривающие такую уплату, при соблюдении условий соответствующей таможенной процедуры;

) при ввозе товаров, за исключением товаров для личного пользования, в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется выпуск таких товаров, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;

3) при перемещении товаров для личного пользования в случаях, установленных международными договорами государств - членов таможенного союза <#"justify">3. Обязанность по уплате таможенных пошлин возникает при ввозе или вывозе товаров.

4. К элементам таможенных платежей относятся плательщики, объект и предмет налогообложения, тарифные льготы и преференции, база налогообложения, налоговая ставка, порядок исчисления и уплаты налога.

правовой обязательство таможенный платеж

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВЗИМАНИЯ И УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

2.1 Порядок исчисления и уплаты таможенных платежей

Таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиками самостоятельно. При взыскании таможенных платежей исчисление подлежащих уплате сумм таможенных платежей производится таможенным органом государства - члена таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги. Исчисление сумм подлежащих уплате, осуществляется в валюте государства - члена таможенного союза, таможенному органу которого подана таможенная декларация. Сумма таможенных платежей подлежащих уплате или взысканию, определяется путем применения базы для исчисления таможенных пошлин и соответствующего вида ставки таможенных пошлин. Сумма налогов, подлежащих уплате или взысканию, определяется в соответствии с законодательством <#"justify">Залог имущества. Залог - это форма обеспечения выполнения обязательств, при которой залогодержатель вправе реализовать заложенное имущество, если обеспеченное залогом обязательство не будет выполнено. Залог имущества оформляется договором о залоге имущества между таможенным органом и плательщиком таможенных пошлин, налогов.

Банковская гарантия - один из способов обеспечения исполнения обязательств, при котором банк <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%BD%D0%BA>, иное кредитное учреждение или страховая организация <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F> (гарант) выдает по просьбе должника (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80> (бенефициару) денежную сумму при предоставлении им требования об её уплате.

Денежные средства (деньги) в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (денежный залог) вносятся на счет Федерального казначейства. Денежный залог может быть внесен физическими лицами, перемещающими через таможенную границу товары для личного пользования, также в кассу таможенного органа.

Поручительство. Поручительство - это гражданско-правовой договор, в соответствии с которым одна сторона (поручитель) обязывается перед кредитором другого лица (должника) отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части. Поручительство оформляется договором поручительства между таможенным органом и поручителем.

При написании параграфа мы изучили порядок исчисления и уплаты таможенных платежей, а также сроки и форму их уплаты и выявили способы обеспечения уплаты таможенных платежей.

.2 Возврат излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей

Под излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов подразумевается сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате.

При обнаружении факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов таможенный орган обязан не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта сообщить плательщику о сумме излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей. Возврат по желанию плательщика (правопреемника) может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате других таможенных платежей, пеней, процентов или штрафов. Таможенный орган обязан проинформировать плательщика (правопреемника) о произведенном зачете в течение трех дней со дня его осуществления. Вместе с тем плательщик (его правопреемник) может самостоятельно выявить переплату.

Общий срок рассмотрения заявления и принятия решения о возврате (зачете) сумм излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов не может превышать одного месяца со дня подачи заявления и представления всех необходимых документов. В случае нарушения указанного срока на сумму излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата по ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период нарушения срока возврата. Если уплата или взыскание таможенных пошлин, налогов производились в иностранной валюте, проценты начисляются на сумму, пересчитанную по курсу ЦБ РФ в российские рубли на день, когда произошла их излишняя уплата или излишнее взыскание.

Возврат излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов <#"justify">.3 Ответственность за неуплату таможенных платежей

За неуплату таможенных платежей предусмотрена административная и уголовная ответственность.

В соответствии с главой 16 ст. 16.22 КоАП нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Ответственность перед таможенными органами за уплату таможенных платежей в отношении товаров и транспортных средств, хранящихся на складе временного хранения, несет владелец склада. Если договором владельца склада временного хранения с лицом, помещающим товары и транспортные средства на склад, предусмотрено, что ответственность за уплату таможенных платежей несет это лицо, то владелец такого склада несет солидарную ответственность с указанным лицом за уплату таможенных платежей. Если владельцем склада временного хранения является таможенный орган, ответственность за уплату таможенных платежей несет лицо, поместившее товары и транспортные средства на склад временного хранения, а при отсутствии такого лица - лицо, являющееся собственником или владельцем товаров и транспортных средств.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в неуплате таможенных платежей в установленные сроки.

Статья 16.22 КоАП РФ может применяться только в случае, когда деяние, выразившееся в неуплате таможенных платежей, представляет собой самостоятельное правонарушение. В случае если неуплата таможенных платежей сопряжена с недекларированием товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации или с их недостоверным декларированием, деяние лица полностью охватывается составом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 или 2 ст.16.2 <#"justify">ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование системы таможенных платежей позволяет отметить, что почти каждый шаг субъекта внешнеэкономической деятельности регламентирован путем применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, а именно: связан с уплатой тех или иных таможенных платежей, соблюдением запретов и ограничений, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Как мы видим, таможенные платежи играют существенную роль в регулировании внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, мы подробно рассмотрели правовую природу таможенных платежей, выяснили, что скрывается за этими терминами и каков порядок уплаты таможенных платежей.

Но следует отметить, что в законодательстве не содержится определение понятия «таможенные платежи», и несмотря на то, что из смысла закона его можно определить, отсутствие данного определения является пробелом в таможенном законодательстве.

В курсовой работе было сформулировано данное понятие и предлагаем изложить его следующим образом: «таможенные платежи это обязательные платежи, к которым относятся таможенная пошлина, налоги и таможенные сборы, подлежащие перечислению в бюджетную систему РФ, взимаемые таможенными органами и уплачиваемые лицами, участвующими в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, а также, совершающими действия, сопутствующие такому перемещению». Считаем, целесообразно закрепить данное определение в ТК ТС и в ФЗ «О таможенном регулировании в РФ».

Таможенная пошлина - обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза и в иных случаях, определенных в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства. Акциз это косвенный общегосударственный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товары, доставляемые из-за границы. Таможенными сборами признаются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий. Каждый из таможенных платежей имеет свою цель, функции и характеристику.

Каждый из них имеет свои функции, цели и характеристики. Например, таможенные пошлины и налоги - это безвозмездные, индивидуальные, в большинстве случаев обязательные платежи. Таможенные сборы - это всегда обязательный и возмездный платеж. Без уплаты таможенных сборов таможенный орган не начнет производство таможенных процедур.

Элементами таможенных платежей являются плательщики, объект и предмет налогообложения, тарифные льготы и преференции, база налогообложения, налоговая ставка, порядок исчисления и уплаты налога.

Таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиками самостоятельно. При взыскании таможенных платежей исчисление подлежащих уплате сумм таможенных платежей производится таможенным органом государства - члена таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги. Исчисление сумм подлежащих уплате, осуществляется в валюте государства - члена таможенного союза, таможенному органу которого подана таможенная декларация. Сумма таможенных платежей подлежащих уплате или взысканию, определяется путем применения базы для исчисления таможенных пошлин и соответствующего вида ставки таможенных пошлин. Сумма налогов, подлежащих уплате или взысканию, определяется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров или их физическая характеристика в натуральном выражении. Для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом. Для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом таможенного союза.

Сроки, установленные для уплаты таможенных платежей, различаются в зависимости от совершаемых с товарами операций. При ввозе товаров таможенные платежи подлежат уплате не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ. При вывозе товаров таможенные пошлины уплачиваются не позднее дня подачи таможенной декларации. Изменение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов производится в форме отсрочки или рассрочки или обеспечением уплаты таможенных платежей.

Неуплаченные своевременно таможенные платежи взыскиваются таможенным органом не зависимо от привлечения плательщика к ответственности за нарушение таможенных правил.

Законодатель предусматривает разные способы исчисления сумм, подлежащих уплате: это и стоимостные доли, выраженные в процентах, это и определенные суммы за единицу товара, также это фиксированные суммы, определенные, например, для таможенных сборов, которые прямо указываются в законе.

Таможенные пошлины и налоги могут быть по письменному заявлению возвращены лицу, их уплатившему, в случаях излишней уплаты. Также данные суммы могут быть зачтены в счет будущих платежей.

Закон предоставляет участникам ВЭД возможность получить по заявлению лица рассрочку или отсрочку при уплате таможенных платежей, при этом, жестко регламентируя основания для получения такой рассрочки или отсрочки, но так же жестко указывая причины, по которым таможенный орган вправе не удовлетворить заявление о предоставлении рассрочки или отсрочки.

Немаловажно также то, что уплатить таможенные платежи может не только лицо, ответственное за их уплату, но и другое лицо, которому это может быть поручено лицом, исполняющим обязанность по уплате.

Законодательство предусматривает перечни товаров, которые подлежат обложению таможенными пошлинами и налогами, и которые обложению не подлежат.

Важно также обилие видов таможенных пошлин, как, например, сезонные пошлины, предварительные, особые виды пошлин. Это помогает более эффективно регулировать перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Законом установлены способы обеспечения уплаты таможенных платежей. К ним относятся обеспечение платежей денежными средствами (деньгами), банковской гарантией, поручительством, залогом имущества. Их применение также детально урегулировано.

Как уже было сказано, таможенные платежи выполняют очень важные функции: это и пополнение федерального бюджета Российской Федерации, это и поддержка протекционистской политики, это и регулирование потока импортных товаров, и поддержание цен на внутреннем рынке.

В целом, ясно, что таможенные платежи - необходимость, позволяющая Российской Федерации выполнять также свои, государственные функции: фискальные, правоохранительные, по подержанию суверенитета, а также по интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международного сотрудничества.

Нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, влечет за собой административную, либо уголовную ответственность.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты

1. Конституция РФ 1993 (с изм. и доп. по сост. на 04.08.2014)// СЗ РФ. 2014. №31. Ст. 4398.

. Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза" (Подписан в г. Минске 27.11.2009) // СЗ РФ. 13.12.2010 г. №50. Ст. 6615.

. Таможенный кодекс Таможенного союза (Приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года №17)// СЗ РФ, 13.12.2010, №50, ст. 6615.

. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 08.03.2015)//СЗ РФ, 07.08.2000, №32, ст. 3340.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 195-ФЗ (ред. от 08.03.2015) // "Российская газета", №256, 31.12.2001.

6. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. с посл. изм. // СЗ РФ. 1994. №32. Ст.3301. 2011. №50. Ст.7347.

7. Федеральный закон от 27.11.2010 №311-ФЗ (ред. от 29.12.2014) О таможенном регулировании в Российской Федерации // СЗ РФ, 29.11.2010, №48, ст. 6252.

. Закон РФ от 21.05.1993 №5003-1 (ред. от 24.11.2014) О таможенном тарифе // Российская газета, №107, 05.06.1993.

. Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 №718 (ред. от 10.02.2015) «О Таможенном тарифе Российской Федерации и Товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности» // СЗ РФ, 11.12.2006, №50, ст. 5341.

. Постановление Правительства РФ от 10.03.2009 №220 "О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. №863"// СЗ РФ, 16.03.2009, №11, ст. 1317.

. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 15 января 2010 г. №КА-А40/14747-09 по делу №А40-48948/09-122-244 // Система ГАРАНТ

. Постановление ФАС Московского округа от 29.12.2009 №КА-А40/14435-09 по делу №А40-50343/09-17-374//СПС: Консультант

. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.01.2010 по делу №А33-3774/2009 // СПС

. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.07.2009 по делу №А74-2986/08// Система ГАРАНТ

. Определение ВАС РФ от 17.02.2010 №ВАС-12145/09 по делу №А74-2986/2008//СПС: Консультант

Специальная литература

1. Азаров Ю.Ф. Таможенное право. Учебное пособие / Азаров Ю.Ф., Аристер Н.И., Безлепкин Б.И., Брыка И.И., и др.; Под ред.: Драганов В.Г., Рассолов М.М.; Отв. ред.: Эриашвили Н.Д. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 639 c.

. Асеева Е.Н. Таможенное дело. Учебное пособие. Кн. 1 / Асеева Е.Н., Попова Л.Х., Таранов П.В. - Ростов-на-Дону: РИНХ, 2012. - 241 c.

. Борисов К.Г. Международное таможенное право. Учебное пособие / Борисов К.Г. - М.: Изд-во РУДН, 2010. - 224 c.

. Бухтияров А.В. Российское таможенное право. Учеб ник для вузов / Бухтияров А.В., Габричидзе Б.Н., Зобов В.Е., Лисов А.Ф., и др.; Отв. ред.: Габричидзе Б.Н. - М.: Норма, Инфра-М, 2011. - 520 c.

. Варфоломеева Ю.А. Толковый словарь таможенного права / Варфоломеева Ю.А., Емельянов А.С., Козырин А.Н., Тарло Е.Г., и др.; Под ред.: Козырин А.Н. - М.: Городец, 2009. - 640 c.

. Габричидзе Б.Н. Таможенное право. Учебник / Габричидзе Б.Н., Зобов В.Е., Лисов А.Ф., Максимцев В.А.; Отв. ред.: Габричидзе Б.Н. - М.: БЕК, 2010. - 480 c.

. Гильмутдинова Н.С. Таможенные преступления. Уклонение от уплаты таможенных платежей / Гильмутдинова Н.С., Ларичев В.Д. - М.: Экзамен, 2013. - 608 c.

. Денисова И.Г.Финансовое право. Учебник / Артемов Н.М., Горбунова О.Н., Денисова И.Г., Жданов А.А., и др.; Под ред.: Горбунов О.Н. - М.: Юристъ, 2013. - 399 c.

. Иванов П.В. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей / Иванов П.В., Лавринов В.В. - М.: Юрлитинформ, 2012. - 240 c.

Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть: Учебное пособие / Козырин А.Н. - М.: Спарк, 2010. - 134 c.

. Тимошенко И.В. Таможенное право России / Тимошенко И.В.; Под общ. ред.: Россинский Б.В. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 512 c.

. Трошкина Т.Н. Правовое регулирование таможенных платежей. Учебное пособие / Трошкина Т.Н., Шахмаметьев А.А. - М.: Новая правовая культура, 2012. - 496 c.

. Халипов С.В. Таможенное право. Учебник / Халипов С.В. - М.: Зерцало-М, 2014. - 240 c.

Периодическая печать

1. Алферьев Т.П. Таможенная пошлина как бюджетный доход // Право и государство: теория и практика. - М.: Право и государство пресс, 2014, №3 (111). - С. 70-74

. Атрощенкова И.С. Таможенные платежи как источник формирования доходов современного государства // Юридическая наука. - Рязань, 2011, №3. - С. 75-77

. Белецкий Э.Н., Кислякова Н.А. Таможенные платежи через призму таможенного и налогового законодательств // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2006. - С.-Пб.: РИО СПб филиала РТА, 2013, №2 (26). - С. 301-306

. Белозерова Е.С. О возврате неправомерно взысканных таможенных платежей // Арбитражная практика. - М.: Изд. Дом "Арбитражная практика", 2007, №7. - С. 29-34

. Гарибян А.Ю., Изотова М.В. Правовая природа таможенной пошлины // Материалы XLVIII Международной научной студентческой конференции "Студент и научно-технический прогресс", 10-14 апреля 2010 г.: Государство и право. - Новосибирск: СибАГС, 2014. - С. 60-61

. Грачев О.В. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей как фактор обеспечения интеграционных процессов России // Международное публичное и частное право. - М.: Юрист, 2014, №4 (55). - С. 32-33

. Денисова А.Ю. Особенности правового регулирования таможенных сборов в Таможенном союзе ЕврАзЭС // Законы России: опыт, анализ, практика. - М.: Изд. Дом "Буквовед", 2014, №4. - С. 48-52

. Денисова А.Ю. Правовые основы регулирования таможенных сборов в таможенном союзе ЕврАзЭС // Современный юрист. - М., 2013, №2 (3). - С. 77-87

. Емельянов А.С. Принудительное взыскание таможенных платежей // Закон. - М.: Известия, 2013, №9. - С. 43-47

. Енадарова М.Г. Правовое регулирование льгот по уплате таможенных платежей в Таможенном союзе ЕврАзЭС // Законы России: опыт, анализ, практика. - М.: Изд. Дом "Буквовед", 2014, №4. - С. 42-47

. Землянская Н.И. Проблемы установления таможенных платежей // Актуальные проблемы нормотворчества: Сборник статей (по материалам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 10-летию Института законотворчества ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", Саратов, 6 октября 2009 г.). - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО "Саратов. гос. академия права", 2011. - С. 148-151

. Землянская Н.И. Таможенные сборы в системе таможенных платежей // Современная юридическая наука и правоприменение (III Саратовские правовые чтения): Сборник тезисов докладов (по материалам Всероссийской научно-практической конференции, г. Саратов, 3-4 июня 2010 г.). - Саратов: ГОУ ВПО "Саратов. гос. академия права", 2010. - С. 310

. Кондратюк А. Возврат излишне уплаченных таможенных платежей // Право и жизнь. Независимый правовой журнал. - М.: Манускрипт, 2011, №41. - С. 228-244

. Кулаков А.А. Таможенные платежи как источник пополнения государственного бюджета // Сборник материалов научного студенческого кружка при кафедре административного и таможенного права. - М.: Изд-во Российская тамож. акад., 2013, Вып. 1. - С. 85-91

. Малиновская В. Взыскание таможенных платежей и пени за просрочку их уплаты // Закон. - М.: Известия, 2012, №9. - С. 35-37

. Набирушкина И.С. Авансовые платежи как способ исполнения обязанности по уплате таможенных платежей // Право. Законодательство. Личность. - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", 2013, №1 (16). - С. 86-88

. Правовой режим взыскания таможенных платежей с юридических лиц (законодательная модель и правоприменительная практика). Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Сахариленко А.В. - С.-Пб., 2012. - 31 c.

. Свинухов В.Г., Сенотрусова С.В. Правовое регулирование уплаты таможенных платежей в условиях Таможенного союза // Право и экономика. - М.: Юстицинформ, 2012, №2. - С. 55-59

. Свинухов В.Г., Сенотрусова С.В. Правовое регулирование уплаты таможенных сборов // Право и экономика. - М.: Юстицинформ, 2011, №10. - С. 59-63

. Таранов А.В. К вопросу о принудительном взыскании таможенных платежей с физических лиц // Финансовое право. - М.: Юрист, 2014, №8. - С. 36-39

. Техника законодательной регламентации уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей: Монография / Соловьев О.Г. - М.: Юрлитинформ, 2011. - 216 c.

. Трошкина Т.Н. Порядок исчисления таможенных пошлин и налогов по таможенному законодательству Таможенного союза ЕврАзЭС // Финансовое право. - М.: Юрист, 2013, №5. - С. 29-33

. Трошкина Т.Н. Порядок уплаты сбора за таможенное оформление // Закон. - М.: Известия, 2014, №7. - С. 33-36

. Харисов И.Ф. Проблемы соотношения административной и уголовной ответственности за неуплату таможенных платежей // Научные чтения - 2010: Сборник статей международной научно-практической конференции (Казань, 21 апреля 2010 г.). - Казань: Печать-Сервис XXI век, 2012. - С. 350-355

. Черленяк Р.Н. Проблемы определения правовой природы таможенной пошлины // Юрист. - М.: Юрист, 2012, №22. - С. 40-43

. Шаруева Н.В. Возврат излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей // Арбитражная практика. - М.: ЗАО "Актион ", 2009, №8. С. 41-44

. Шлыков В.С. К вопросу о таможенных платежах, взимаемых при перемещении через таможенную границу // Таможенное дело. - М.: Юрист, 2013, №1.

. Шлыков В.С. Способы обеспечения уплаты таможенных платежей // Внешнеторговое право. - М.: Юрист, 2013, №1. - С. 19-24


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!