Группы объектов
|
Назначение и
правовой режим
|
Объекты
муниципальной собственности
|
Первая
|
Реализации
качественных функций собственника и непосредственно управляемые им самим
|
Средства
местных бюджетов и внебюджетных фондов, а также муниципальная казна
|
Вторая
|
Обслуживание
социально-экономических потребностей населения
|
Унитарные
муниципальные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения
|
Третья
|
Выполнение социальных
целей обслуживания населения
|
Казенные
предприятия и учреждения на праве оперативного управления (образования,
здравоохранения, культуры)
|
Муниципальная казна - муниципальное имущество, закрепленное
во владение, пользование и распоряжение за органами местного самоуправления.
Муниципальные унитарные предприятия - это создаваемые
органами местного самоуправления коммерческие организации, которые не
наделяются правом собственности на закрепленное за ними собственником
имущество. Т.е., это имущество не может быть распределено по вкладам, долям,
паям, в том числе между работниками предприятия. Они могут действовать на праве
хозяйственного ведения или оперативного управления (рисунок 4).
Рисунок 4 - Виды муниципальных унитарных предприятий
Субъекты муниципальной собственности - муниципальные
образования, - в отношениях собственности, регулируемых гражданским
законодательством, могут выступать на равных началах с иными
участниками-гражданами и юридическими лицами-субъектами. Субъекты муниципальной
собственности используют различные способы управления (рисунок 5).
Рисунок 5 - Способы управления муниципальной собственностью
Основные права органов местного самоуправления по управлению
муниципальной собственностью могут быть определены следующим образом:
передавать объекты муниципальной собственности во временное
или постоянное пользование физическим и юридическим лицам;
отчуждать в установленном порядке;
совершать с имуществом, находящимся в муниципальной
собственности, иные сделки;
определять в договорах и соглашениях условия использования
приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.
У местного самоуправления в условиях рыночной экономики
возникает необходимость в приобретении и приумножении объектов муниципальной
собственности. Для этого могут использоваться различные способы от обычной
производственной деятельности муниципальных предприятий до различного рода
гражданско-правовых сделок с имуществом, получения доходов от налоговых
источников, ценных бумаг и т.п.
Правовое обеспечение управления муниципальной собственностью
представляет собой совокупность правовых средств и методов регулирования. В
рамках правового регулирования в современной практике развития муниципального
хозяйства можно выделить два основных вида управления муниципальной
собственностью (рисунок 6).
Рисунок 6 - Правовое регулирование управления муниципальной
собственностью
Режим управления муниципальной собственностью зависит от
характера самих объектов собственности. Так, средства местного бюджета в виде
финансовых ресурсов, хранящихся на счетах муниципального образования в
учреждениях банка, имеют строго целевое назначение и распределяются в порядке,
установленном представительным органом местного самоуправления. Особым режимом
управления и использования обладают принадлежащие муниципальным образованиям
акции и другие ценные бумаги, удостоверяющие право требования доли в уставных
капиталах немуниципальных предприятий. Указанные ценные бумаги позволяют
муниципальным органам управлять не принадлежащим им на праве собственности
имуществом немуниципальных предприятий и получать за владение ими дивиденды и
другие отчисления от прибыли этих предприятий.
Учет муниципальной собственности осуществляется согласно
положению о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной
собственностью, в соответствии с действующим законодательством РФ. Оно
определяет порядок учета муниципальной собственности, приобретения и
прекращения права собственности в отношении объектов муниципальной
собственности, а также передачи их в аренду, безвозмездное пользование и
доверительное управление и признание муниципальных жилых помещений непригодными
для постоянного проживания и перехода их в нежилые.
Далее рассмотрим особенности основных методов управления
муниципальной собственностью.
2.2 Основные
методы управления муниципальным имуществом
Органы местного самоуправления могут осуществлять с объектами
муниципальной собственности операции купли-продажи, обмена, дарения, аренды.
Выбор способа использования осуществляется исходя из целей и задач развития
муниципального образования. Общая схема принятия решений по управлению
муниципальной собственностью представлена в Приложении 2.
Купля-продажа. Неэффективная муниципальная
собственность может быть приватизирована. Приватизация муниципального имущества
осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с
ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации
муниципального имущества в РФ". По условиям приватизации объекты
муниципальной собственности разбиваются на категории:
объекты, приватизация которых запрещается;
объекты, приватизация которых может осуществляться по
индивидуальному решению представительного органа муниципального образования;
объекты, приватизация которых осуществляется администрацией
по программам, ежегодно утверждаемым представительным органом.
Представительный орган муниципального образования утверждает
перечни объектов муниципальной собственности, подлежащих и запрещенных для
приватизации. Способы приватизации собственности муниципальное образование
выбирает самостоятельно. Чаще всего это аукцион или коммерческий конкурс.
Аукцион проводится в форме открытых торгов, в которых выигрывает назвавший максимальную
цену. Победителем коммерческого конкурса объявляется предложивший не только
наиболее высокую цену, но и лучшие условия. При равенстве предложений
победителем признается участник, чья заявка была подана раньше. Для
муниципального образования коммерческий конкурс имеет преимущества, так как оно
может выдвигать такие условия приватизации, как сохранение профиля предприятия
в течение определенного времени, сохранение рабочих мест и т.п.
Муниципалитет может приобретать в собственность необходимое
ему имущество. Продавцами являются физические и юридические лица, а также
органы государственной власти. Государственную регистрацию прав собственности
осуществляют специальные учреждения юстиции.
Купля-продажа объектов муниципальной собственности
осуществляется юридическим и физическим лицам, подающим в Комитет по управлению
муниципальным имуществом письменную заявку, которая регистрируется Комитетом по
управлению муниципальным имуществом при наличии всех требуемых документов.
Мена. Находящиеся в муниципальной собственности
здания, сооружения, строения, жилые и нежилые помещения и другое недвижимое
имущество может быть передано в любую другую собственность в обмен на другое
имущество. Каждая из сторон в данном случае обязуется передать в собственность
другой стороны имущество в обмен на другое. К договору мены применяются
соответственно правила о купле-продаже, если это не противоречит правилу и
существу мены.
Дарение. Любое физическое или юридическое лицо может
безвозмездно передать в муниципальную собственность движимое или недвижимое
имущество. По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает
или обязуется передать в муниципальную собственность другой стороне
(одаряемому) здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения и другое
недвижимое или движимое имущество. Дарителем (одаряемым) со стороны
муниципалитета или мэрии выступает комитет по управлению муниципальным
имуществом. Договор дарения также подлежит государственной регистрации прав
собственности.
Аренда. В аренду могут быть переданы здания, строения,
сооружения, жилые и нежилые помещения; оборудование, транспортные средства и
другое имущество, не теряющее своих натуральных свойств в процессе
использования.
Арендодателем имущества, находящего в муниципальной
собственности, является Комитет по управлению муниципальным имуществом.
Организации и граждане, желающие взять в аренду муниципальное имущество, подают
заявку в Комитет. Заявка должна быть рассмотрена в течение определенного
времени со дня ее регистрации. При поступлении заявок проводятся коммерческие
торги, которые выигрывает, кто предоставляет наилучшие условия.
Администрация может выставить обязательные условия аренды
(например, инвестиции в арендуемый объект, осуществление текущего и
капитального ремонта помещений, содержание их в надлежащем состоянии и т.п.).
Если все они согласованы, заключается договор аренды между Комитетом и
арендатором. Передача имущества в аренду арендодателем и принятие его
арендатором осуществляется по передаточному акту, который готовится арендодателем,
подписывается сторонами и является неотъемлемой частью договора аренды. Срок
аренды определяет Комитет с учетом интересов муниципального образования.
Арендная плата за арендуемое имущество устанавливается в
денежной форме и является средством местного бюджета. Установленная в договоре
аренды плата за пользование зданием (нежилым помещением) включает плату за
пользование земельным участком, на котором оно расположено. Размер арендной
платы за один кв. метр общей площади нежилого помещения устанавливается на
основе базовой ставки годовой арендной платы, утверждаемой постановлением мэра
города. В отдельных случаях на передачу муниципального имущества в аренду может
проводиться некоммерческий конкурс, когда от арендатора требуют выполнения
определенных условий. Целевым назначением, без проведения конкурса,
муниципальное имущество может передаваться в аренду в исключительных случаях -
конкретному арендатору под определенный вид деятельности.
Траст. Трастовые отношения собственности
(доверительная собственность), как и при хозяйственном ведении, основываются на
разграничении прав владения, пользования и распоряжения, распространяемых на
несколько субъектов - физических или юридических лиц. Траст учреждается на
определенный срок на основе договора между собственником - учредителем траста и
доверительным собственником. Основными критериями выбора того или иного метода
управления муниципальной собственностью является социально-экономическая
значимость объектов для решения вопросов местного значения и экономическая эффективность
различных методов с точки зрения собственника.
Сложившаяся практика оценки эффективности использования
муниципальной собственности основывается на анализе состояния и тенденций
изменения ее вклада в формирование базы неналоговых доходов местного бюджета.
Выделяют следующие задачи обеспечения эффективного управления муниципальной
собственностью:
структурную и количественную оптимизацию организаций и
предприятий муниципальной формы собственности;
обеспечение полного и своевременного учета муниципальной
собственности и всех проводимых с ней операций;
создание единой системы контроля сохранности муниципальной
собственности и использования ее по назначению;
выработку критериев оптимальных решений по распоряжению
муниципальной собственностью;
повышение инвестиционной привлекательности муниципальной
собственности.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют
цели, задачи, методы управления имуществом, находящимся в муниципальной
собственности.
2.3 Основные
направления и проблемы приватизации муниципальной собственности
Центральная задача управления муниципальной собственностью -
организовать взаимодействие органов местного самоуправления и
предпринимательских структур, всех субъектов хозяйствования в достижении
конечных целей.
Это с достаточной очевидностью показывает процесс
приватизации.
Приватизация - это отчуждение (переход) имущества, в основном
недвижимого, из муниципальной собственности в частную собственность граждан или
юридических лиц в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством.
Причины приватизации муниципальной собственности в России
показаны на рисунке 7.
Рисунок 7 - Причины приватизации муниципальной собственности
Как управленческая деятельность, приватизация структурно
состоит из двух элементов: объектов и субъектов приватизации. Объектами
приватизации являются муниципальные предприятия в целом, их структурные
подразделения, выделяемые в самостоятельные коммерческие организации; здания,
сооружения; оборудование, другие материальные и нематериальные активы ликвидированных
предприятий и их подразделений; доли (акции) муниципальных образований в
капитале хозяйственных обществ; принадлежащие приватизируемым предприятиям доли
(акции) в капитале иных хозяйственных обществ, а также ассоциации. К субъектам
относятся: государство, субъекты РФ, муниципальные образования, предприятия и
организации независимо от формы собственности, а также граждане.
Существует несколько видов приватизации муниципальной
собственности:
) безвозмездная передача акций акционерных обществ открытого
типа, созданных в процессе приватизации, работникам указанных предприятий и
приравненным к ним лицам в соответствии с установленными льготами;
) продажа акций акционерных обществ открытого типа, созданных
в процессе приватизации (работникам предприятий и приравненным к ним лицам по
закрытой подписке в соответствии с установленными льготами, по инвестиционному
конкурсу, коммерческому конкурсу, на аукционе, на специализированном аукционе
по продаже акций);
) продажа предприятий, не являющихся акционерными обществами
(на аукционах, по коммерческому и инвестиционному конкурсам);
) выкуп арендованного имущества, продажа предприятий
товариществам в соответствии с установленными льготами.
Выбор модели приватизации в рамках существующего
законодательства - дело каждого города или городской администрации. Доходы от
приватизации муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный
бюджет.
Приватизация рассматривается как самый эффективный способ
продуктивного использования недостаточно задействованных и простаивающих
мощностей, наиболее действенных инструментов создания рыночной среды и
формирования нового слоя частных собственников. Она определяет не только
направленность современных способов управления муниципальной собственностью, но
и возможность обеспечения экономического роста, более полного удовлетворения
жизненных интересов населения, а также налаживания эффективного управления
муниципальной собственностью, от которого во многом зависит состояние
муниципальной экономики.
Заключение
Таким образом, муниципальная собственность - имущество,
принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также
другим муниципальным образованиям. Все объекты муниципальной собственности
разделены на движимое и недвижимое имущество. В ее состав входят: средства
местного бюджета; муниципальные внебюджетные фонды; имущество органов местного
самоуправления; муниципальные земли и др. природные ресурсы, находящиеся в
муниципальной собственности; муниципальные предприятия и организации;
муниципальные банки и др. финансово-кредитные организации; муниципальный
жилищный фонд, нежилые помещения; муниципальные учреждения образования,
здравоохранения, культуры и спорта; другое движимое и недвижимое имущество.
Муниципальное имущество делится на две части:
) имущество, находящееся в муниципальной собственности и
закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение,
пользование и распоряжение;
) средства местного бюджета и иное муниципальное имущество,
не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, которые
составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского
поселения. Имущество, находящееся в муниципальной собственности подлежит
регистрации в реестре, который ведет Комитет по управлению имуществом.
Органы местного самоуправления могут осуществлять с объектами
муниципальной собственности, находящиеся в муниципальной собственности,
операции купли-продажи, обмена, дарение, аренду. Жилые помещения могут
предоставляться во временное пользование, сдаваться в безвозмездное пользование
на определенный срок, подвергаться доверительному управлению.
Эффективный способ управления муниципальной собственностью
является приватизация. Доходы от приватизации муниципальной собственности
поступают в полном объеме в местный бюджет. Выбор способа использования
осуществляется исходя из целей и задач развития муниципального образования.
Список
используемой литературы
1. Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации:
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 07.05.2013, с изм. от
27.06.2013) // Собрание законодательства РФ от 06.10.2003. - № 40. - Ст.3822.
2. О
приватизации государственного и муниципального имущества: Федеральный закон от
21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Собрание законодательства РФ от
28.01.2002. - № 4. - Ст.251.
. Воронин
А.Г. Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики / А.Г.
Воронин. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 176 с.
. Девятов
С.А. Управление муниципальным хозяйством. Учебное пособие / С.А. Девятов. -
Тюмень: ГОУ ВПО ТГУ, 2009. - 295 с.
. Коробко
В.И. Экономика городского хозяйства / В.И. Коробко. - М.: Академия, 2008. - 160
с.
. Савенков
Б.В. Теории современного города и городской политики. Курс лекций (для заочного
отделения) / Б.В. Савенков. - Челябинск: ЧГУ, 2008. - 102 с.
. Система
муниципального управления: учебник / Под ред.В.Б. Зотова. - СПб.: Питер, 2008.
- 512 с.
Приложение 1
Состав движимого и недвижимого муниципального имущества
Приложение 2
Схема принятия решения по управлению муниципальной
недвижимостью