Управление государственной собственностью

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,65 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управление государственной собственностью

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Иркутский филиал РАНХиГС






Курсовая работа

по дисциплине

«Основы государственного и муниципального управления»

на тему

«Управление государственной собственностью»

по специальности

«Государственное и муниципальное управление»,







Иркутск 2014

Введение

Государство является самостоятельным субъектом права и может выступать в обществе как публичный собственник муниципальных образований. Это объясняется присущими государству правами властных управленческих полномочий, действия, которого осуществляются в интересах общества, регулируются нормативными актами субъекта Российской Федерации и имеют особый порядок реализации управленческих функций.

Качество управления государственным имуществом оказывают косвенное и непосредственное влияние на экономику страны в целом. Современное состояние управления государственной собственностью в Российской Федерации характеризуется отсутствием практического опыта по использованию всех возможностей, связанных с ее управлением, в том числе воздействием на экономику страны.

В настоящее время вопросы, связанные с окончательным составлением реестра государственного имущества и работы государственного аппарата в области управления этой собственностью, остаются открытыми, а, следовательно, требуют рассмотрения и оценки эффективности государственных действий в сфере управления.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что постоянно идет реформирование и разделение прав владения на объекты федеральной собственности.

Объектом исследования в данной работе является вся государственная собственность, принадлежащая РФ.

Предмет исследования - государственные мероприятия по оперативному управлению федеральной собственностью

Основными целями курсовой работы являются изучение состава и структуры государственной собственности и оценка качества ее управления.

Для достижения этих целей были поставлены и решены следующие взаимосвязанные задачи:

изучение соответствующей информации по характеристике теоретических основ управления государственной собственностью;

анализ управления государственной собственностью в Российской Федерации;

разработка рекомендаций по повышению эффективности управления государственной собственностью.

Глава 1. Теоретические основы управления государственной собственностью

.1 Понятие и сущность государственной собственности и государственного управления

Само по себе слово собственность представляет собой отношения, возникающие между людьми, социальными группами и государством по поводу присвоения того или иного материального блага, созданного обществом.

Государственная собственность - это одна из форм собственности, при которой материальные блага, произведенные обществом, полностью или частично находится в ведении государства.

Государственная собственность включает в себя следующие материальные блага: полезные ископаемые, сельскохозяйственные земли, водные ресурсы и лесные богатства, культурные ценности, объекты интеллектуальной собственности, денежные средства, драгоценности, здания и сооружения производственного и жилого назначения.1

Управлять государственной собственностью значит целенаправленно воздействовать на организационные процессы, связанные с производством, использованием, перераспределением и присвоением материальных благ через реализацию экономических функций.

В нашей стране, одним из примеров управления государственной собственностью, можно считать процесс приватизации, который осуществлялся с начала 1990-х годов и отражал передачу государственного имущества Российской Федерации частным лицам.2

Через государственное управление происходит процесс реализации государственных интересов и интересов общества. Наряду с такими экономическими категориями, как рынок и конкуренция, товар и деньги, капитал и ресурсы, государственное управление играет огромную роль в экономике страны.

Основными функциями, заложенными в термин государственной собственности, являются:

создание стабильного воспроизводства общественного капитала;

обеспечение гарантийных обязательств по международным и внутренним договорам, соглашениям, залоговым правам среди других государств;

функционирование дорогостоящих отраслей, производств и сфер экономической деятельности, например, космической промышленности;

поддержание оптимальных условий для развития малого и среднего бизнесов путем освобождения их от некоторых видов затрат;

сохранение и развитие социальной сферы жизни граждан, включая национальную безопасность страны;

мобилизация ресурсов при возникновении кризисных явлений в стране за счет уменьшения налогооблагаемой базы и использования государственных резервных фондов;

наделение равными правами субъектов экономической деятельности.3

В теории правового регулирования государственные структуры призваны воздействовать на правоотношения собственности в гражданском обороте страны.

Организация управления государственной собственностью включает в себя:

политику государства, проводимую в отношении государственной собственности;

определение объектов собственности, находящихся в ведении государства, в том числе муниципальных образований исполнительной власти;

учет государственной собственности в реестрах объектов, их инвентаризация и классификация;

распределение государственной собственности среди субъектов страны;

проведение различных операций в сфере управления государственной собственностью (приватизация, управление государственными ценными бумагами, гражданско-правовые сделки и другое).

Для эффективного управления государственной собственностью необходимо проведение следующих мероприятий:

надлежащее содержание государственного имущества, то есть его учет в кадастровых реестрах, содержащих описание объектов учетов по техническим, экономическим, правовым параметрам;

принятие рациональных управленческих решений в области управления государственной собственностью при соблюдении социальных, фискальных и инвестиционных установок;

повышение инвестиционной привлекательности государственной собственности с целью привлечения дополнительного капитала;

осуществление постоянного контроля за сохранностью, рациональным и правильным использованием государственной собственности.4

Грамотная политика управления государственной собственностью позволяет:

пропорционально формировать доходы и расходы бюджета, обеспечивая тем самым выполнение государственных полномочий;

решать задачи по развитию экономики страны и государственного сектора;

повышать устойчивость бюджетной системы страны и гибкость проводимой бюджетной политики;

осуществлять инвестирование бюджетного капитала в собственность государства для реализации своих интересов.5

унитарный законодательство собственность экономика

1.2 Государственная собственность в гражданском и земельном законодательстве России

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации под государственной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам.

Государственной собственностью являются земля и другие природные ресурсы, находящиеся в ведении, пользовании и распоряжении субъектов Российской Федерации.

Средства государственного бюджета и иное государственное имущество входят в состав государственной казны Российской Федерации, республики в Российской Федерации, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного края, если оно не закреплено за государственными предприятиями и учреждениями.

Государственная собственность Российской Федерации на землю подразделяется на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами и не находится в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Таблица 1.1 Состав земель федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности

Наименование вида собственностиСостав земельных участков1.Федеральная собственность РФ1.Земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности РФ. 2.Земельные участки, созданные федеральными органами государственной власти и предоставленные в пользование: - органам государственной власти РФ; - территориальным органам государственной власти РФ; - казенным, государственным унитарным и некоммерческим организациям.2.Собственность субъектов РФ1.Земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов РФ. 2.Земельные участки, созданные органами государственной власти субъектов РФ и предоставленные в пользование: - органам государственной власти; - казенным, государственным унитарным и некоммерческим организациям.3.Муниципальная собственность РФ1.Земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями и находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; 2.Земельные участки, созданные органами местного самоуправления и предоставленные в пользование. - органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований; - казенным, муниципальным унитарным и некоммерческим организациям.

Исходя из принципа разграничения земельных участков между федеральными органами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями формируется порядок государственной регистрации права собственности на земельные участки.

.3 Государственная собственность в бюджетном и налоговом праве России

Бюджетный кодекс Российской Федерации регламентирует порядок осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства федерального, регионального и местного значения в форме капитальных вложений в основные средства муниципальных и унитарных предприятий на основании:

реализации долгосрочных целевых программ;

в соответствии с нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего органа государственной исполнительной власти субъекта Российской Федерации и местной администрации.6

Решение о распределении бюджетных средств и инвестирования их в объекты капитального строительства принимается, как правило, на уровне соответствующих органов государственной власти.

Решения по подготовке и реализации бюджетных инвестиций принимаются:

главным распорядителем средств федерального бюджета, определяемого Правительством Российской Федерации, если сметная стоимость менее 1,5 миллиардов рублей, а проект не является долгосрочной целевой программой;

высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрацией муниципального образования в отношении соответствующих объектов государственной собственности.

Утверждение инвестиционных проектов, софинансирование которых происходит за счет межбюджетных субсидий, осуществляется законом субъекта Российской Федерации или решением представительного органа самоуправления, при этом в структуре расходов указывается предполагаемая сумма затрат по каждому инвестиционному проекту. Финансирование иных проектов за счет бюджетных средств, не относящихся к государственной собственности, запрещено.

Софинансирование объектов капитального строительства предполагает вложение средств в объекты местных государственных образований, то есть перемещение денежных средств с одного уровня бюджета в другой. Предоставление таких субсидий осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации и решениями Президента страны, а также бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации.7

Налоговый кодекс также предусматривает отдельные моменты, касающиеся управления государственной собственностью, например, когда государственное имущество находятся в аренде у различных субъектов экономики. В этом случае заключается трехсторонний договор между собственником имущества в лице органа государственной власти и управления или органа местного самоуправления (арендодателя), балансодержателем имущества (унитарным предприятием) и арендатором.

Независимо от режима налогообложения (упрощенная система налогообложения, единый сельскохозяйственный налог, единый налог на вмененный доход) предприниматель, который арендует государственное имущество, обязан уплачивать в бюджет государства налог на добавленную стоимость продукции. Уплата налога осуществляется даже в том случае, если арендная плата предпринимателя осуществляется в натуральной форме, то есть в виде выполнения работ, оказания услуг. Арендодатель - балансосодержатель, получивший денежные средства на оплату НДС, самостоятельно переводит их в бюджет государства.

При покупке государственной или муниципальной собственности субъект экономики будет облагаться налогом при соблюдении следующих условий:

если продавцом собственности выступает орган государственной власти или орган местного самоуправления;

если имущество составляет казну Российской Федерации либо соответствующего субъекта Российской Федерации; к нему относят государственные и муниципальные учреждения, закрепленные за федеральными, региональными и муниципальными субъектами Российской Федерации и, находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении этих органов власти.

субъект экономики является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

На практике, если субъект экономики покупает или арендует земельный участок государственных (муниципальных) органов, он также является налоговым агентом, но удержание и перечисление налога на добавленную стоимость в бюджет не производится. Данная ситуация связана с тем, что арендная плата за пользование земельным участком данным налогом не облагается, а операции по реализации земельных участков не признаются объектом обложения этого налога, однако, в счет-фактуре отражается эта операция и ставится отметка «Без налога НДС»8.

Глава 2. Методология управления государственной собственностью в Российской Федерации

.1 Методы управления государственной собственностью

Управление государственной собственностью осуществляется с помощью системы методов, основанных, наряду с прямым директивным воздействием, на использовании мотивации на основе материальных интересов, экономических рычагов.

В методах управления непосредственно заключается государственновластный, административный характер государственного управления. Один из важнейших общих признаков методов государственного управления заключается в том, что они всегда непосредственно выражают принадлежащее государству, его исполнительному аппарату полномочия юридически-властного характера.

Традиционно в административно-правовой науке выделяются две группы методов государственного управления, различающихся по механизму воздействия на сознание, волю, деятельность участников общественных отношений: методы прямого воздействия и методы косвенного (опосредованного) воздействия.

Прямые методы управления содержат в себе способы, приемы, действия непосредственного и обязательного определения поведения и деятельности исполнителей со стороны соответствующих субъектов управления. Их признаками являются:

-прямое влияние субъекта на волю исполнителей путем установления их обязанностей, норм поведения и издания конкретных команд;

-односторонний выбор способов решения стоящей задачи, варианта поведения, однозначное разрешение ситуации, надлежащее обязательному исполнению;

-безусловная обязательность распоряжений и указаний, невыполнение которых может повлечь собой различные виды юридической ответственности.

Косвенные методы воздействуют на деятельность управляемых субъектов путем создания стимулов, убеждений действовать определенным образом (различного рода рекомендации, установление налоговых льгот, принятие планов- прогнозов развития, финансовая политика и т.д.). Примером косвенного метода, применяемого в управлении государственной собственностью, может служить закрепление за соответствующими государственными органами, представляющими государство в экономических отношениях, права на сохранение за собой определенного процента доходов, получаемых от сделок, совершаемых с участием данного органа.

Пассивные методы управления, согласно этой классификации, направлены на оптимизацию структуры государственного имущества путем изменения форм собственности. К методам пассивного управления, например, движимым имуществом автор относит приватизацию, передачу в залог имущества и акций хозяйствующих субъектов, покупку и продажу акций, выступление региона в качестве стратегического инвестора.

Применение активных методов управления предполагает, что регион, оставаясь собственником, осуществляет эффективный менеджмент принадлежащего ему объекта имущества (пакетом акций) с целью «повышения уровня доходов от владения пакетами акций, а также обеспечения эффективной деятельности и инвестиционной привлекательности предприятий региона».

Как и любой вид государственного управления, управление государственной собственностью должно быть основано на сочетании прямых и косвенных, активных и пассивных методах.

2.2 Сущность управления государственными унитарными предприятиями

Унитарное предприятие представляет собой коммерческую организацию, собственником которой является государство, чье имущество характеризуется неделимостью вкладов и не распределяется между его сотрудниками.

Целью государственного управления таким предприятием является получение наибольшей эффективности от его деятельности. Для этого уполномоченный орган государственного управления определяет перечень, объем и структуру деятельности предприятия и согласовывает их руководством данной организации.

Перечень видов деятельности унитарного предприятия обязательно должен содержать достаточное количество показателей оценки эффективного ведения дел, чтобы при анализе полученной информации можно было объективно оценивать ситуации, складывающиеся на нем.

Управление на таком предприятии базируется на выработке и реализации стратегий развития организации и порядке ведения дел в интересах государства. Первый пункт управления определяется органом федеральной власти, а второй осуществляется руководителем предприятия. Стимулом для использования качественных методов управления для руководителя предприятия могут служить:

премирование, полученное из сумм чистой прибыли в результате перераспределения финансовых потоков;

делегирование конкретных полномочий органам государственной власти.

Эффективность деятельности унитарного предприятия можно оценить при помощи ресурсного показателя - общей рентабельности предприятия. Рентабельность предприятия - это комплексный показатель экономической эффективности от использования таких ресурсов, как материальных, трудовых, финансовых, а также природных богатств страны.

Отправным пунктом для расчета эффективности деятельности предприятии является проведение анализа возможностей, которые представляет собой всестороннее изучение основных параметров его функционирования.

Таблица 1.2 - Этапы проведения комплексно анализа деятельности предприятия в целях повышения эффективности его функционирования

Наименование этапаСодержание действий1.Анализ продукцииИзучение основных характеристик видов продукции, структуры спроса на производимые товары.2.Анализ внутренней структурыВыявление внутренних резервов предприятия, которые позволят обеспечить должный уровень эффективности за счет выпуска необходимого количества товарной продукции. Для проведения такого анализа необходимо собрать следующую информацию: - определить местонахождение предприятия; - изучить степень известности организации; - оценить степень производственного потенциала, технологического оборудования и временных затрат на изготовление отдельных видов продукции; - провести анализ качества выпускаемой продукции; - ознакомиться с деятельностью персонала, функциями выполняемыми ими; - рассчитать реальный уровень расходов по производству и выпуску отдельных видов продукции.3.Анализ внешней средыСбор и обработка информации о поставщиках предприятия (сырья, ресурсов, материалов), потребителях продукции. Данный анализ позволяет повысить эффективность производства за счет грамотной политики снабжения.

Решение о внедрении тех или иных проектов по производству и совершенствованию продукции основывается на следующих показателях, определяющих эффективность деятельности предприятия:

чистый дисконтированный доход - разница между всеми оттоками и притоками денежных средств, приведенными к текущему моменту времени;

индекс доходности - соотношение настоящей стоимости денежных потоков к первоначальным затратам на проект;

внутренняя норма доходности - это уровень дисконта, при котором чистая прибыль организации от реализации проекта равна нулю;

срок окупаемости проектов - период времени, в течение которого предприятие возвращает свои первоначальные капиталовложения и начинает получать прибыль.

Повысить эффективность деятельности унитарного предприятия можно за счет разграничения задач, подлежащих реализации, на первоочередные и второстепенные задачи.

Первоочередные задачи включают в себя регулирование товарных и финансовых потоков по количеству и времени, возложение которых осуществляется на службу диспетчеров предприятия.

Применяя те или иные методы управления в отношении государственных унитарных предприятий, можно отметить, что эффективное управление позволяет достичь прозрачности деятельности предприятия, обеспечить рост собираемых налогов за счет отчислений от прибыли, снизить социальную напряженность среди трудового коллектива предприятия.

Глава 3. Управление государственной собственностью в современной России

В 2000-е гг. в России в сфере динамики процессов разгосударствления характеризовались параллельным сосуществованием двух разнонаправленных тенденций.

С одной стороны, продолжался (с разной степенью интенсивности) процесс приватизации. Российским правительством ежегодно утверждались обширные прогнозные планы (программы) приватизации федерального имущества, включающие сотни ФГУП и пакетов акций (долей) в хозяйственных обществах самой различной отраслевой принадлежности. Тем не менее после 2005 г. темпы приватизации явно пошли на спад, что наглядно продемонстрировали итоги 2006-2008 гг.

Хотя за последние годы количество акционерных обществ с госучастием и ФГУП сократилось почти на 40%, это тренд, характерный преимущественно для федерального уровня. С учетом регионального и местного уровней изменение числа унитарных предприятий было разнонаправленным. Даже сокращение числа госпредприятий на федеральном уровне связано во многом с формированием «интегрированных структур» и госкорпораций. При этом приватизация и акционирование унитарных предприятий из года в год отстают от плана.

Возобновление позитивной динамики началось только в 2010 году на фоне преодоления кризисных явлений в экономике. Об этом свидетельствуют не только количественные показатели по объектам, но и бюджетные доходы. По данным Минэкономразвития России, сумма средств от продажи приватизируемого федерального имущества в 2010 г. составила 22,67 млрд руб. , что не только многократно превысило величину поступлений в федеральный бюджет от приватизации государственной собственности в 2008 г. (7,19 млрд руб.) и 2009 г. (1,93 млрд руб.), но и обеспечило перевыполнение планового задания, чего не наблюдалось несколько лет подряд.

С другой стороны, произошло серьезное смещение акцентов в роли, которую государство играет в сфере отношений собственности по сравнению с периодом 1990-х гг., - в сторону усиления его влияния. В 2000-2003 гг. усилия государства были направлены преимущественно на оптимизацию своего имущественного присутствия в экономике, сохранившегося после реализации программ чековой (1992-1994 гг.) и денежной (1995-1999 гг.) приватизации.

В последующие 5 лет (2004-2008 гг.) масштабы присутствия государства явно расширились - посредством активизации компаний с долей государства в капитале.

Госкомпании встали на путь расширения масштабов своего бизнеса и его диверсификации, участвуя в слияниях и поглощениях. В 2006-2007 гг. вновь активизировалась политика укрупнения разрозненных активов, остающихся в собственности государства, в интегрированные структуры (в предыдущие два года она была в тени многочисленных поглощений, осуществленных компаниями с участием государства). Новым аспектом имущественной политики государства стало появление государственных корпораций. Среди создаваемых интегрированных структур появились охватывающие целые отрасли (авиационная и атомная промышленность, судостроение), включая выпуск гражданской продукции.

За 2004-2007 гг. доля государства в капитализации фондового рынка выросла с 24% до 40%, а в 2009, возможно, достигла 50% (оценки «Тройки Диалог», «Эксперт-400»). Доля госсектора в ВВП, по оценке ЕБРР, за 1997-2009 гг. выросла с 30% до 35%, хотя и представляется заниженной с учетом несовершенства имеющейся статистической базы.

Расширение участия государства в экономике нашло свое отражение и в программных документах. Принятую в 2008 году Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. отличает четкая констатация органичности государственного сектора для сегодняшней российской экономики и признание роли государственного предпринимательства. Однако, в части вопросов управления госсобственностью (если иметь в виду отдельные категории объектов) эти документы содержат в основном те же подходы, что и предшествующие правительственные программы 2000-х гг. Важным отличием можно считать то, что состав государственного имущества должен соответствовать не только полномочиям и функциям государства, но и структурным изменениям в соответствующих секторах экономики.

Глобальный кризис конца первого десятилетия XXI века наглядно продемонстрировал, что государства, имеющие мощные рычаги воздействия на экономику, оказались, по сути, единственным действенным барьером развертывания финансово-экономического коллапса. Среди этих стран была и Россия. Однако эффект масштабной государственной интервенции в экономику, позитивный в кризисной фазе, становится преимущественно негативным, когда экономика вступает в фазу стабильного долгосрочного экономического роста. Что хорошо для ситуации кризиса, плохо для инновационной составляющей модели роста.

Кризис 2008-2009 гг. формально не привел к масштабному прямому росту госсектора (если иметь в виду появление в казне новых хозяйствующих субъектов), поскольку избранные государством приоритеты антикризисной политики были ориентированы на минимизацию прямого расширения госучастия в капитале проблемных частных компаний и банков. Однако доля государства в экономике России возросла как в результате действий компаний смешанного сектора на рынке корпоративного контроля, так и вследствие косвенных антикризисных мер государства.

Однако кризис вновь высветил проблемы определения границ госсектора в российской экономике и его управляемости, а также стимулировал обсуждение возможности запуска новой «большой приватизации». Именно с опытом кризиса 2008-2009 гг. связана сегодня базовая развилка в выборе стратегии:

абсолютизация уроков кризиса и инерционное продолжение политики усиления государства (или развитие не декларированной официально модели государственного капитализма, формировавшейся в 2000-е гг.), или

политика разгосударствления, предполагающая поиск прагматичного баланса между сохранением рычагов госвлияния (прямое вмешательство, жесткий контроль) и полным уходом государства из тех или иных секторов экономики.

Соответствующий принципиальный выбор руководством России уже сделан: политика разгосударствления должна стать одним из значимых компонентов обновленной «Стратегии 2020». Об этом свидетельствует намеченная программа приватизации на 2011-2015 гг., другие стратегические решения в отношении государственного сектора.

В 2010 году внесен комплекс изменений в закон о приватизации (среднесрочное планирование, возможность принятия индивидуальных решений на уровне Правительства Российской Федерации по отдельным предприятиям, передача функций продавца юридическим лицам, продажи в электронной форме, развитие схемы «голландский» аукцион, снижение залога для участия в качестве покупателя, расширение требований к прозрачности процедур приватизации). Был сокращен более чем вдвое перечень стратегических предприятий, определены ориентировочные сроки и индивидуальные схемы приватизации 10 крупнейших компаний и банков, существенно активизировался процесс подготовки и осуществления приватизации. Внесены изменения в законодательство о государственных корпорациях, ужесточающие режим их функционирования.

В 2012 г. сохраняется довольно высокая динамика действий в сфере государственной приватизационной политики. Можно отметить как новые политические декларации (об ускорении приватизационного процесса), так и прикладные новации в сфере электронных торгов, разработки стратегий ФГУП, вывода высших государственных чиновников из состава советов директоров, расширения методов трансформации унитарных предприятий, расширение перечня подлежащих приватизации крупнейших компаний и банков.

Таким образом, формирование и реализация «новой» приватизационной политики в 2009-2012 гг., безусловно, были среди приоритетов государства.

Действующее законодательство, включая масштабные поправки 2010 года и новации 2011-2012 годов, в целом не требует радикальных новаций. Принятые в 2000-е гг. нормативно-правовые акты в сфере управления государственной собственностью, расширение возможностей Правительства Российской Федерации одновременно с ужесточением требований к прозрачности приватизационных процедур создадут необходимые формальные условия для запуска новой приватизационной программы. Первые позитивные (после кризиса) тенденции в ускорении приватизационного процесса уже отмечены в 2010 году.

Тем не менее, это не означает, что уже определены механизмы реализации, адекватные имеющимся объективным условиям и не оставляющие выбора в пользу тех или иных операционных возможностей.

Заключение

Проблема управления государственной собственностью является одной из самых насущных в условиях переходной экономики. Эта проблема особенно актуальна в сложившейся ситуации, когда мы переживаем кризис бюджета и дефицит финансовых ресурсов. В этой связи повышение эффективности управления объектами государственной собственности может стать одним из способов снижения дефицита бюджета и повышения платежеспособности страны.

Государственная форма собственности характеризуется тем, что субъектами - распорядителями ее являются органы государственной власти, а объектами собственности могут быть земля, природные ресурсы, основные средства, здания и сооружения, материальные ресурсы, финансы, информация, культурные и духовные ценности.

Основными задачами реформы управления государственной собственностью являются обеспечение формирования предпосылок научно-технического прогресса, структурного развития объектов государственной собственности и повышения их конкурентного потенциала. Реализация этих задач направлена на достижение тактических и стратегических целей развития экономики страны и повышение благосостояния нашего народа.

Реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы управления государственной собственностью, представляющей собой совокупность государственных органов законодательной и исполнительной власти, территориальных органов управления, их функций, связей и отношений, а также объектов государственной собственности. В систему обязательно включаются средства связи и вычислительные средства, обеспечивающие эффективное решение информационных и аналитических задач в интересах принятия рациональных управленческих решений.

Характерными особенностями системы управления государственной собственностью является территориальная распределенность объектов и существенные нормативно-правовые ограничения на выбор управленческих решений.

система управления государственной собственностью - единая система, имеющая общее целевое предназначение;

управление государственной собственностью осуществляется в соответствии с местом, занимаемым ею в экономике страны и с учетом возможностей государства по ее содержанию, управлению и развитию;

цели управления государственной собственностью соответствуют целям развития национальной экономики;

управление государственной собственностью - многоэтапный, непрерывный итерационный процесс;

выделение государственных ресурсов на содержание и развитие объектов государственной собственности обусловлено их вкладом в достижение целей экономики страны;

управление государственной собственностью осуществляется исходя из долгосрочных целей развития.

Список использованной литературы

1.Бюджетный кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс] : федер. закон от 31.07.1998 №145-ФЗ ред. от 28.07.2012. - Режим доступа : Консультант плюс.

.Гражданский кодекс Российской Федерации. В 4 ч. Ч. 1 [Электронный ресурс] : федер. закон от 30.11.1994 №51-ФЗ ред. от 06.12.2011. - Режим доступа : Консультант плюс.

.Земельный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 25.10.2001 №136-ФЗ ред. от 28.07.2012. - Режим доступа : Консультант плюс.

.Налоговый кодекс Российской Федерации. В 2 ч. Ч. 1 [Электронный ресурс] : федер. закон от 31.07.1998 №146-ФЗ ред. от 29.06.2012. - Режим доступа : Консультант плюс.

.Налоговый кодекс Российской Федерации. В 2 ч. Ч. 2 [Электронный ресурс] : федер. закон от 05.08.2000 №117-ФЗ ред. от 28.07.2012. - Режим доступа : Консультант плюс.

.О внесении изменений в земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 17.04.2006 № 53-ФЗ - Режим доступа Консультант Плюс.

.О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.12.1998 № 192-ФЗ ред. 03.12.2008 Режим доступа : Консультант Плюс.

.О приватизации государственного и муниципального имущества [Электронный ресурс] : федер. закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ ред. 06.12.2011 Режим доступа : Консультант Плюс.

.О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации [Электронный ресурс] : закон от 04.07.1991 № 1541-1 ред. 11.06.2008 - Режим доступа : Консультант Плюс.

.О рынке ценных бумаг [Электронный ресурс] : федер. закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ ред. 28.07.2012 - Режим доступа : Консультант Плюс.

.О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) [Электронный ресурс] : федер. закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ ред. 19.10.2011 - Режим доступа : Консультант Плюс.

.Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений [Электронный ресурс] : федер. закон от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ ред. от 12.12.2011. - Режим доступа : Консультант плюс.

.Об иностранных инвестициях в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ ред. от 06.12.2011. - Режим доступа : Консультант плюс.

.Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков [Электронный ресурс] : федер. закон от 18.07.2009 № 181-ФЗ ред. 28.07.2012 - Режим доступа : Консультант Плюс.

.Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ ред. 02.07.2010 - Режим доступа : Консультант Плюс.

.Об особенностях эмиссии и обращении государственных и муниципальных ценных бумаг [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.07.1998 № 136-ФЗ ред. 14.06.2012 - Режим доступа : Консультант Плюс.

.Ануприенко, В. Ю. Управление государственной собственностью в системе региональной экономики: учебник / В. Ю. Ануприенко. - М.: Экономика, 2007. - 256 с.

.Белов, В. А. Государственное регулирование рынка ценных бумаг : учебник / В. А. Белов. - М.: Высшая школа, 2005. - 352 с.

.Винницкий, А. В. Государственная собственность в административном праве: учебник / А. В. Винницкий. - М.: Статут, 2010. - 432 с.

.Волостнов, Н. С. Государственное предприятие в рыночной экономике: учебник / Н. С. Волостнов. - М.: Экономика, 2004. - 304 с.

.Галанов, В. А., Гришина, О. А., Шибаев, С. Р. Управление государственной собственностью на акции: учебник / В. А. Галанов, О. А. Гришина, О. А. Шибаев ; под ред. Владимира Галанова. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 352 с.

.Глазунова, Н. И. Система государственного управления: учебник / Н. И. Глазунова. - М.: ЮНИТИ*ДАНА, 2003. - 551 с.

.Государственные унитарные предприятия: Сборник документов : учебник. - 2000. - 96 с.

.Давыдов, Г. Е. Организация производства на предприятиях деревообрабатывающей промышленности : учебник / Г. Е. Давыдов. - М.: Московский государственный институт леса, 2009. - 304 с.

.Дойников, И. В. Управление государственной собственностью: учебник И. В. Дойников. - М.: МОДЭК, 2012. - 184 с.

.Ендовицкий В. А. Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности : учебник / В. А. Ендовицкий. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 400 с.

.Живица, В. И. Новая модель хозяйствования для государственных предприятий: учебник / В. И. Живица. - М.: Право и экономика, 2010. -232 с.

.Кошкин, В. И., Беляев, С. Г., Дорогов, Н. И. и др. Управление государственной собственностью: учебник / В. И. Кошкин, С. Г. Беляев, Н. И. Дорогов и др. ; под ред. Виталия Кошкина. - М.: Эксмос, 200. - 664с.

.Мацкуляк, И. Экономика государственных и муниципальных предприятий : учебник / И. Мацкуляк. - М.: РАГС, 2010. - 488 с.

.Мысляева, И. Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник / И. Н. Мысляева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 360 с.

.Николаев, М. А. Инвестиционная деятельность : учебник / М. А. Николаев. - М.: Финансы и статистика, Инфра-М, 2009. - 336 с.

.Половинкин, П. Д., Савченко, А. В. Основы управления государственной собственностью в России: учебник / П. Д. Половинкин, А. В. Савченко. - М.: Инфра-М, 2000. - 192 с.

.Поляк, Г. Б. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие / под ред. Г. Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 319 с.

.Прокудин, А. А. Государственное регулирование деятельности инвестиционных фондов : учебник / А. А. Прокудин. - 2009. - 160 с.

.Рейни, Х. Дж. Анализ и управление в государственных организациях : учебник / Х. Дж. Рейни. - 2-е изд. - 2004. - 402 с.

.Синягов, А., Яковлев, В., Чичерова, Е. и др. Экономика муниципальных и государственных предприятий : учебник / А. Синягов, В. Яковлев, Е. Чичерова и др. - М.: РАГС, 2009. - 138 с.

.Талапина, Э. В. Управление государственной собственностью: учебник / Э. В. Талапина. - М.: «Юридический центр пресс», 2002. - 452 с.

.Тихомиров, Н. Ю. Уставы унитарных предприятий (по новому Федеральному закону «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях») : учебник / Н. Ю. Тихомиров. - М.: Издание Тихомирова Н. Ю., 2003. - 64 с.

Похожие работы на - Управление государственной собственностью

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!