Уголовно-правовой анализ состава бандитизма

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,68 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Уголовно-правовой анализ состава бандитизма

ВВЕДЕНИЕ

Высокий уровень преступности в нашей стране является одним из основных факторов, препятствующих осуществлению позитивных социально-экономических реформ. В настоящее время повышение эффективности противодействия преступности представляет собой важную общегосударственную задачу, от решения которой в значительной степени зависит выход России на качественно новый уровень построения демократического правового государства.

Защита законных интересов личности, общества в целом, государства от внутренних угроз означает создание системы таких правовых норм, которые смогут обеспечить нормальное существование личности, общества, и безопасные условия для трудовой деятельности и отдыха граждан, нормальное функционирование общественных и государственных учреждений и организаций.

Среди преступлений, посягающих на общественную безопасность, особую группу составляют преступления, которые связанны с деятельностью организованных преступных групп, к которым в полной мере можно отнести банды. Так, бандитизм представляет собой создание устойчивой вооруженной группы (банды) в целях нападения на граждан или организации, руководство такой группой, а также участие в устойчивой вооруженной банде или в совершаемых ею нападениях. Данные преступления причиняют или могут причинить существенный вред личным, общественным, и государственным интересам, здоровью, телесной неприкосновенности и достоинству граждан. Бандитизм относится к категории особо тяжких преступлений.

Характерные особенности банды - это устойчивость и вооруженность, которые установлены уголовным законодательством. Об устойчивости свидетельствуют стабильность ее состава и структуры, преступная деятельность банды осуществляется преимущественно однотипными средствами и методами. Вооруженность характеризуется наличием оружия хотя бы у одного члена банды, как разъясняет нам Уголовный кодекс.

Бандитизм представляет собой корыстно-насильственное преступление. Его основными целями являются завладение чужим имуществом, ценностями, деньгами путем насилия или реальной угрозы его немедленного применения, впрочем, данное обстоятельство не разъясняется законодательно. Однако бандитские нападения могут преследовать и цели неимущественного характера, связанные с интересами членов банды.

Криминальная активность бандитов порождает у граждан личную незащищенность, чувство неуверенности в своей безопасности, страха, тем самым усложняет работу государственных органов и институтов гражданского общества. Увеличение количества банд и ее членов, повышение качественного уровня их технической оснащенности и вооружения и факт того, что бандитизм на сегодняшний день является основой организованной преступности, представляет серьезную опасность для общества. И поэтому проблема противодействия созданию бандитских формирований и бандитизма является актуальной и требует тщательного изучения, объяснения и решения. Поэтому можно сделать вывод об актуальности и практической значимости данной работы.

Необходимо отметить, что изучение данной темы с точки зрения современного российского законодательства имеет большое теоретическое и практическое значение в процессе расследования и судебного рассмотрения уголовных дел такого типа, так как эффективная борьба с бандитизмом определяется комплексным подходом к изучению таких преступлений и выработкой адекватных мер реагирования на него. Выработанные меры обеспечивают обоснованность, точность и эффективность применения уголовного закона, своевременность выявления лиц, совершивших преступление и привлечение их к уголовной ответственности.

Объектом исследования является бандитизм, как одно из самых опасных преступлений. К предмету исследования можно отнести понятие, признаки состава преступления, отличительные признаки бандитизма, меры борьбы с этим явлением

Целью данного исследования является изучение понятия, определение основных признаков, состава бандитизма, отличительных особенностей от других видов преступлений с применением оружия и изучение мер борьбы с данным преступлением против общественной безопасности.

Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:

- исследовать понятие и сущность бандитизма, основные вопросы исторического развития уголовной ответственности за данное преступление;

проанализировать уголовно-правовую характеристику нормативно-правовых актов и иных источников по классификации бандитизма, его составу, признакам и целям;

изучение проблем связанных с разграничением бандитизма и уголовной ответственности за другие преступления;

рассмотреть основные меры борьбы с бандитизмом;

сделать выводы по проделанной работе.

Теоретическую основу исследования составили научные выводы и достижения представителей науки уголовного права. Общетеоретической и методологической основой исследования выступили труды современных ученых, в том числе работы таких авторов как: Апальков Р.А., Багаутдинов Ф.Н., Беляев М.В., Бычков В.В., Гамзиков А.Г., Геворкян М.В., Гояева З.АИльин И.С., Шиян В.И., Ермакова Т.Н., Игнатов А.Н., Красиков Ю.А., Ижаева Ш.М., Савельев Р.В., Каширин Е.Н., Попова О., Пронькина Е.А., Рарог А.И., Шутемова Т.В., Устинова Т.Д., Комиссаров В.С.

При изучении данной темы были использованы общенаучные методы исследования - метод анализа и синтеза, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой.

ГЛАВА 1. БАНДИТИЗМ КАК ОБЩЕСТВЕННО-ОПАСНОЕ ДЕЯНИЕ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

.1 Понятие бандитизма в современном уголовном праве

Бандитизм - одно из наиболее опасных преступлений, ответственность за которое известна российскому уголовному законодательству с 1922 г. УК РСФСР не раскрывал понятия банды, указывая только на признак вооруженности.

В постановлениях Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 1997 г. и от 17 января 1997 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм» дано более подробное разъяснение: «Под бандой следует понимать организованную устойчивую вооруженную группу из двух или более лиц, заранее объединившихся для совершения нападений на граждан или организации. Банда может быть создана и для совершения одного, но требующего тщательной подготовки нападения. Банда признается вооруженной при наличии оружия хотя бы у одного из ее членов и осведомленности об этом других членов банды».

Таким образом, можно выделить следующие признаки банды:

Множественность ее участников - наличие двух и более лиц, наличие лидера, организованность, наличие цели, устойчивость, наличие внутригрупповых норм поведения, вооруженность банд.

Множественность участников определяется понятием бандитизма, которое дается в УК РФ. Особенностью современных банд является большое число участников, от 20 до 100 и более членов. Это обуславливается такими факторами как: создание в бандах новых структурных подразделений, участие бандитских групп в противостоянии между друг другом.

Наличие лидера является основным признаком банды. Лидером является ее организатор и руководитель. Особенностью современных бандитских группировок является наличие не одного лидера, а «руководящего ядра», то есть управлением группой занимается группой лиц, имеющих равное положение.

Наличие общей преступной цели как признак бандитизма указывается в УК РФ. В соответствии со статьей 209 УК РФ вооруженная банда создается с целью нападения на организации и граждан. Нападение является определяющим признаком состава данного преступления. Под нападение следует понимать прямое применение насилия или угрозы его применения, а так же создание обстановки, при которой свобода воли потерпевшего ограничивается и ему навязывается вариант действий, удовлетворяющий желания преступника, путем нарушения своих интересов.

Организованность заключается в сознании принадлежности к банде составляющих ее лиц. Осознавая свою принадлежность, субъект сопоставляет себя с групповыми интересами данной банды. Принятие правил и императивов преступной группы это важнейший фактор ее организованности.

Наличие внутригрупповых норм поведения. Главной характеристикой данного признака является взаимодействие членов группы по определенным правилам. Для банд характерно распределение ролей ее участников при совершении преступлений. Имея развитую структуру, банда может использовать сложные способы совершения преступлений, тем самым затруднив их раскрытие. Также важнейшим компонентом внутригрупповых норм поведения является жесткая дисциплина, при нарушении которой лицо подвергается своего рода преследованию.

Устойчивость как признак банды так же указывается в УК РФ. Устойчивость банды предполагает организацию группы лиц для совершения большого количества преступлений, она указывает на постоянные преступные связи между преступниками, определяется систематичность совершения преступлений.

Вооруженность устанавливает наличие оружия в банде, а так же осознания самими участниками банды возможности применения оружия. Этот признак является основополагающим и конкретизирующим.

Субъектом бандитизма могут быть любые физические, вменяемые лица, достигшие на момент совершения преступления возраста 16 лет (ч. 1 или 2 ст. 209 УК РФ), а так же должностные лица или представители власти, входящие в состав банды и использующие свое служебное положение для обеспечения преступных актов либо безопасности участников банды.

Если лица, которые участвовали в вооруженных нападениях банды, являются несовершеннолетними в возрасте от 14 до 16 лет, виновные в тех или иных насильственных действиях или хищениях имущества, то уголовная ответственность этих лиц должна наступать по соответствующим статьям.

С субъективной стороны состав бандитизма предполагает вину в форме прямого умысла. Прямым умыслом при организации вооруженной банды является сознание данного лица, что оно организует вооруженную банду для совершения нападений на государственные, общественные учреждения или предприятия либо на отдельных лиц его и желание организовать такую банду.

Содержанием прямого умысла при участии в нападениях, совершаемых вооруженной бандой, будет осознание факта его участия в нападениях, совершаемых вооруженной бандой, и желание участвовать в них. Если преступник, участвуя в нападении, организованном вооруженной бандой, не сознавал, что нападение осуществляется вооруженной бандой, то ответственность в этом случае должна наступать за то преступление, которое фактически было совершено им.

Важнейшим элементом состава данного преступления является его объект. Важно выделить, что объектом преступления является общественная, а также и государственная безопасность, так как организованная преступность является реальной угрозой именно для государства, поскольку нарушает мероприятия по организации и функционированию самых различных структур.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 209 УК РФ, выражается в создании устойчивой вооруженной группы (банды), руководстве такой группой, участии в банде, а также участии в совершаемых бандой нападениях. Эти формы проявления бандитизма относительно самостоятельны, и преступление считается оконченным с момента совершения любого из названных действий.

Объективная сторона, предусмотренная ч.2 ст.209 УК РФ предполагает определенные сложности, так как она является наиболее распространенной и представляет особый вид соучастия, не закрепленный в Общей части УК РФ.

В ней предусматривается ответственность за участие в банде или совершаемых ею нападениях. Если действия по организации преступления по общему правилу являются наиболее опасными видами соучастия в преступлении, что находит подтверждение в санкциях ч. 1 и 2 ст. 209 УК РФ (как и других статей, содержащих сходные по характеру составы, например ст. 208, 210 УК РФ), то участие в банде или в совершаемых ею нападениях выступает основной формой совершения данного преступления.

Для ответственности за бандитизм достаточно одного участия в банде, т.е. факта вступления в нее и выполнения определенных действий, обязательно в интересах банды, даже если вступивший в нее непосредственно не участвовал в нападениях. Под участием в банде, в частности, понимается: финансирование, снабжение оружием, подыскание объектов нападения, обеспечение транспортом, предоставление помещения для встреч членам банды, укрывательство имущества, добытого преступным путем, привлечение новых членов и т.п.

В соответствии с ч. 2 ст. 209 УК РФ не требуется, чтобы все члены банды принимали непосредственное участие в нападениях. Особенностью является то, что действия таких лиц квалифицируются как участие в банде, а не как пособничество, т.е. по ст. 209 УК РФ, поскольку формы соучастия предполагают распределение ролей, которое в банде осуществляется в уголовно-правовых рамках соисполнительства, и поэтому не требуют ссылки на ст. 33 УК РФ.

Нужно отметить особенность момента, с которого лицо можно считать участником банды. Одним из основных принципов, на которых основывается уголовное право, является ответственность за преступные деяния, поэтому ответственность за участие должна наступать, только если лицо, вступившее в банду, совершит какие-то действия в интересах банды, которые могут выразиться в совершении им нападения, а так же обеспечении оружием, транспортом, подыскании объектов для нападения, финансировании и т.д. Поэтому нельзя признавать достаточно верной позицию специалистов, которые считают оконченным это преступление уже с момента вступления в банду, «даже если оно (членство) не было связано с участием в нападениях или оказанием содействия» только на основании того, что сам факт вступления в банду предоставит им возможность использовать ее участника в соответствии с целями и планами банды.

В то же время совершение нападения членами банды не всеми учеными признается в качестве формы участия в банде. В частности, по мнению отдельных авторов, участие в той или иной роли в организуемых бандой вооруженных налетах как для членов банды, так и для лиц, не являющихся участниками банды, образует самостоятельную форму бандитизма - участие в совершаемых бандой нападениях.

Другие специалисты, наоборот, считают, что участием в банде охватывается не только членство, но и непосредственное участие членов банды в совершаемых нападениях, а такая форма бандитизма, как участие в организуемых бандой нападениях, предполагает непосредственное участие в совершаемых бандой нападениях только лица, "не являющегося "постоянным" участником банды".

Суды по данному вопросу также не выработали однозначной позиции. Так, Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 17 января 1997 г. №1 "О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм" указывает, что участие в банде это, во-первых, участие в совершаемых бандой нападениях и, во-вторых, совершение членами банды иных действий, дополнительно рекомендуя квалифицировать как бандитизм участие в совершаемом нападении лиц, не являющихся членами банды: "В соответствии с ч. 2 ст. 209 УК РФ как бандитизм должно квалифицироваться участие в совершенном нападении и таких лиц, которые, не являясь членами банды, сознают, что принимают участие в преступлении, совершаемом бандой".

Таким образом, систематическое толкование текста ч. 2 ст. 209 УК РФ и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ позволяет прийти к выводу, что правильная квалификация бандитизма в настоящее время должна основываться на том, что:

во-первых, под участием в банде следует понимать само членство в банде;

во-вторых, участвовать в совершаемых бандой нападениях могут как члены банды, так и другие лица;

в-третьих, лица, которые самостоятельно принимали участие нападениях, которые совершались этой бандой и при этом не состоящие в членстве банды, несут ответственность по ч. 2 ст. 209 УК РФ и по статьям Особенной части УК об ответственности за конкретно совершенные преступления.

Некоторые ученые в последнее время предлагают не разделять лиц, «образующих банду, на членов банды и других лиц, принимавших участие в совершаемых бандой преступлениях, но членами банды не являющихся». По их мнению, «любое участие лица в совершаемых бандой преступлениях дает основания для признания этого лица членом банды со всеми вытекающими правовыми последствиями». Однако в данной ситуации следует придерживаться общего, выработанного теорией и практикой правила о том, что участие не членов банды в совершаемых ею нападениях предполагает разовый, эпизодический, характер. И лишь систематическое участие в бандитских нападениях превращает таких лиц в участников банды.

При этом Постановлением от 17 января 1997 г. №1 «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм» Пленум Верховного Суда РФ вносит разъяснение, что «ст. 209 УК РФ... не предусматривает ответственность за совершение членами банды в процессе нападения преступных действий, образующих самостоятельные составы преступлений, в связи с чем следует руководствоваться положениями ст. 17 УК РФ, согласно которым при совокупности преступлений лицо несет ответственность за каждое преступление по соответствующей статье или части статьи УК РФ».

На основе изученного вопроса можно сделать вывод, что возникает сомнение в целесообразности выделения такой формы бандитизма, как участие в совершаемых бандой нападениях, так как участие в нападениях в разъяснении Пленума Верховного суда не охватывает совершения конкретного преступления и требует квалификации по совокупности, при участии лица, не являющегося членом банды, общественная опасность его действий заключается лишь в единичном случае соприкосновении к деятельности банды, то есть при этом лицо должно осознавать, что оно участвует в деятельности банды. Нужно отметить, что общественная опасность лиц, являющихся членами банды, а также лиц, которые не являются членами банды, лишь эпизодически принимающих участие в отдельных бандитских нападениях, кардинально отличается. Деятельность последних практически не соответствует содержанию данной преступной деятельности, общественная опасность которой заключается в постоянной, реальной угрозе совершения насильственных преступлений.

Внесение изменений в уголовное законодательство позволит устранить имеющиеся противоречия и повысить эффективность уголовно-правовой борьбы с бандитизмом.

1.2 Истории развития уголовной ответственности за бандитизм

Любое явление легче понять в развитии. Поэтому значительное число исследователей обращались к истории ее зарождения и развития. Исторический подход нужно использовать и при изучении бандитизма как преступления, которое характеризуется повышенной общественной опасностью.

Понятие «бандитизма» соотносится с «разбоем», упоминающийся в законодательстве Древней Руси. В сборнике норм уголовного и процессуального права «Русская правда» (10-12 вв.) разбой определялся как особо тяжелое преступление, устанавливались норма за это деяние. О разбое упоминается и в Уставной книге учрежденного в 16 веке Разбойного приказа, содержавшего материалы производства и законодательных актов по разбойным делам.

Позднее для обозначения групповых преступлений введены такие понятия как "шайка", "злонамеренная шайка", "сообщество" - ст.82 Уложения устанавливала ответственность за участие "в шайке, составившейся для учинения нескольких тяжких преступлений". Теоретики, в частности А.С. Жиряев, Н.С. Таганцев, выделяют такие признаки шайки того времени, как:

а) постоянный характер сообщества;

б) стремление его членов заниматься преступной деятельностью как ремеслом;

в) неопределенность преступлений, которые намеревались совершить члены шайки.

Русские юристы указывают на особенную важность преступных деяний шаек, на опасность факта ее образования, и на то, что членами могут быть как лицо, ее сформировавшие, так и те, кто самостоятельно и добровольно вступил в нее. Проведя данный анализ формулировок ,можно сделать вывод, что характерные черты и признаки шайки стали основой определения понятия банды и бандитизма в современном понимании.

Впервые о бандитизме в советском государстве говорилось как о преступлении в Декрете СНК РСФСР от 20 июля 1918 г. «О суде». Декретом ВЦИК от 20 июня 1919г. «Об изъятиях из общей подсудности в местностях, объявленных на военном положении» бандитизм определяется как «участие в шайке, составившейся для убийств, разбоя и грабежей, пособничество и укрывательство такой шайки».

При этом Декрет не раскрывал признаков бандитизма и считал бандой любую преступную группу независимо от того, вооружены ли были ее члены или нет.

Уголовная ответственность за бандитизм в советском законодательстве впервые была введена Уголовным кодексом РСФСР 1922 года. В нем законодатель рассматривал бандитизм как деяние против государства, относит его при этом к государственным преступлениям. В статье 76 УК РСФСР определяется понятие бандитизма как «организация и участие в бандах и организуемых бандами разбойных нападениях и ограблениях, налетах на советские и частные учреждения и отдельных граждан, остановки поездов и разрушение железнодорожных путей, безразлично, сопровождались ли эти нападения убийствами и ограблениями или не сопровождались».

Указанной статьей наказание за бандитизм предусматривалось в виде расстрела с конфискацией всего имущества. Снижение наказания допускалось на срок не ниже 3 лет лишения свободы со строгой изоляцией и конфискацией имущества только при наличии смягчающих обстоятельств.

Пособничество банде и укрывательство ее членов и банды в целом, а также сокрытие добытого и следов преступной деятельности наказывалось наравне с бандитизмом. Снижение наказания допускалось на срок не ниже 2 лет лишения свободы со строгой изоляцией и конфискацией имущества.

Из приведенного определения бандитизма, данного УК РСФСР 1922 года, видно, что законодатель того времени придавал политический характер данному преступлению, не только тем, что отнес его к государственным, но и самим определением бандитизма.

Уголовный кодекс 1926 г. оставил норму о бандитизме без изменений (ст. 59-3 УК).

В 1927 г. было принято положение, которое устанавливало уголовную ответственность за бандитизм в несколько измененном виде. Ст. 59-3 УК 1926 г. приобрела следующий вид: «бандитизм, т.е. организация вооруженных банд и участие в них и в организуемых ими нападениях на советские и частные учреждения или отдельных граждан, остановка поездов и разрушение железнодорожных путей и иных средств сообщений и связи».

Новый всплеск бандитизма произошел в 40-50-е года с началом Великой Отечественной войны, в связи с бандитскими проявлениями организованных групп из числа лиц, которые уклонились от мобилизации и трудовой повинности в условиях войны. Нужно отметить, что дезертиры, занимавшиеся бандитизмом, предавались суду как изменники Родины, таким образом бандитизму придавалась характер деяния против государства Главной составляющей бандитизма в 40-50-е года являлась антисоветская деятельность националистических банд. Бандитизм в этой форме получил массовый характер в Прибалтике, Западной Украине, республиках Северного Кавказа.

В начале 90-х годов в процессе распада СССР, политических, экономических и социальных коренных изменений в постсоветской России происходит нарастание преступности. При этом наблюдается беспрецедентный рост фактов бандитизма. Бандитизм приобретает не только масштабность, но и новые формы. Наиболее распространенными становится рэкет, захват заложников, заказные убийства. Бандиты действуют практически открыто, нагло и жестоко.

Ученые характеризуют сложившуюся ситуацию в обществе в 90-х годах как трансформацию банд в организованные преступные группировки, противостояния их между друг другом, укреплением межрегиональных связей, проявлением бандитского террора.

Перемены, происходившие в первой половине 90-х годов в общественной жизни потребовали изменения статьи об ответственности за бандитизм. В УК РСФСР диспозиция статьи о бандитизме охватывала ответственность и за организацию вооруженных банд с целью нападения на предприятия, учреждения, организации или отдельных лиц, и за участие в таких бандах и в совершаемых ими нападениях. В статье 209 УК РФ создание банды или руководство ею предусмотрено как самостоятельный состав преступления и отделено законодателем от участия в банде или в совершаемых ею нападениях. Так же УК РФ устанавливает, что и те и другие действия, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, выделены в квалифицированный состав. Также изменилась и само понятие бандитизма. Согласно статье 209 УК РФ бандитизм это «создание устойчивой организованной группы из двух и более лиц, предварительно объединившихся для совершения нападений на граждан или организации».

Исследовав историческое развитие бандитизма в России, можно сформулировать следующие выводы:

. Шайки и банды как формы преступной деятельности в дореволюционной России определили понятие бандитизма в современном понимании.

. Преступные деяния банд и шаек характеризовались корыстно-насильственной направленностью.

. Октябрьская революция 1917 года обусловила новый этап развития бандитизма, придав данному преступному явлению главным образом политический характер.

. В связи с изменениями в укладе экономики страны, политическими потрясениями происходит рост бандитизма.


ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ СОСТАВА БАНДИТИЗМА

.1 Объект и объективная сторона бандитизма

Бандитизм, являясь многообъектным преступлением, имеет два объекта: основной и дополнительный. В качестве основного объекта выступают - основы общественной безопасности, в форме дополнительных объектов бандитизма могут выступать - жизнь, здоровье, половая неприкосновенность, половая свобода человека, личная свобода, отношения собственности любой формы, нормальная деятельность предприятий, учреждений, организаций. Деятельность банд представляют серьезную угрозу для общественной безопасности и общественного порядка.

Бандитизм представляет собой классический образец составного тяжкого преступления, который образуется из менее значимых, но полностью самостоятельных преступлений. Так, объективная сторона бандитизма выражается в совершении следующих преступных деяний:

) создание устойчивой вооруженной группы (банды) в целях нападения на граждан или организации (согл. ч. 1 ст. 209 УК РФ);

) руководство такой группой - бандой (ч. 1 ст. 209 УК РФ);

) непосредственное участие в банде (ч. 2 ст. 209 УК РФ);

) участие в совершаемых бандой нападениях (ч. 2 ст. 209 УК РФ);

) создание банды в целях нападения на граждан или организации, руководство, непосредственное участие в ней, в совершаемых ею нападениях с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 209 УК РФ).

Для наличия состава бандитизма достаточно совершение хотя бы одного из этих деяний. Вооруженная банда - один из видов преступного сообщества. Как отмечалось ранее, понятие вооруженной банды предполагает наличие четырех обязательных признаков.

Первый признак является число лиц, которые образуют банду. Множественность участников определяется понятием бандитизма, которое дается в УК РФ. Она предполагает наличие в банде двух и более членов.

Второй основной признак банды относится к цели объединения между собой лиц, входящих в банду. Наличие общей преступной цели как признак бандитизма указывается в УК РФ. В соответствии со статьей 209 УК РФ вооруженная банда создается с целью нападения на организации и граждан. Нет состава данного преступления, если группа лиц объединилась для совершения каких-либо иных общественно опасных деяний.

Третьим признаком банды является характер объединения между лицами, входящими в банду, то есть ее организованность. Таким образом банду можно рассматривать как организованную группу. В соответствии с ч. 3 ст. 35 УК РФ «преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений». Переход к более опасной форме соучастия произойдет, если организованная группа станет «сплоченной» и будет создана для совершения тяжких и особо тяжких преступлений (ч. 4 ст. 35 УК РФ). В специальной литературе довольно часто в качестве составляющей банды называется сплоченность - социально-психологическая характеристика преступной группы, отражающая общность участников в реализации преступных целей; монолитность, стойкая спаянность, единение вокруг решения конкретных задач в сфере преступной деятельности. Критериями сплоченности являются "круговая порука", конспирация, общая касса ("общак"), наличие специальных технических средств и т.д. При этом отмечается, что все признаки устойчивости присущи и сплоченности, но устойчивость отражает внешнюю сторону преступной деятельности банды, тогда как сплоченность характеризует ее внутреннее состояние.

Четвертый необходимый признак банды, который устанавливается самим уголовным законом - вооруженность, то есть наличие оружия. Так, вооруженной банда считается тогда, когда оружие имеется хотя бы у одного из лиц, входящих в банду. Однако необходимо, чтобы другие члены банды были осведомлены об имеющемся оружии и его назначении. Преступное сообщество, не обладающее оружием, не представляет собой вооруженной банды. Для того чтобы считать банду вооруженной, не имеет значения, было ли использовано имевшееся у нее оружие при нападении. При этом не имеет значения и характер оружия: оно может быть и огнестрельным, и холодным.

К огнестрельному оружию относятся винтовки, карабины, пистолеты, револьверы, охотничьи ружья, мелкокалиберные ружья и т.п., а также предметы, специально изготовленные или приспособленные для поражения живой цели, например самодельные пистолеты и обрезы. Под холодным оружием понимаются предметы, специально предназначенные или приспособленные для нанесения телесных повреждений (кинжалы, финские ножи, штыки, сабли, кортики, кастеты, стилеты и т.п.). Важен, но достаточно сложен вопрос о понятии применения оружия. Под применением оружия понимается непосредственное его использование по своему целевому назначению. Например, из огнестрельного или газового оружия был произведен выстрел на поражение какой-либо цели. Производство выстрела, в результате которого произошел промах или осечка, также следует считать применением оружия.

Как следует из действующего закона (ст. 209 УК РФ), сам факт организации вооруженной банды в целях нападения на граждан или организации уже образует оконченный состав бандитизма, хотя бы эта банда и не совершила ни единого нападения. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ 1997 года дается понятие такого явления как нападение. Это действия, направленные на достижение преступного результата путем применения насилия над потерпевшим либо создания реальной угрозы его немедленного применения. Из этого можно сделать следующие выводы: сутью нападения при бандитизме является насилие или угроза его немедленного применения; насилие связано с применением или угрозой применения оружия, а также с угрозой для жизни или здоровья граждан. При этом в постановлении Пленума Верховного Суда РФ разъясняется то, что можно рассматривать как нападение и случаи, когда банда уничтожает какое-то ценное имущество, а физические лица при этом не пострадали. В указанных случаях все действия банды такого рода, повлекшие ущерб, хотя люди и не пострадали, также следует рассматривать как нападение, совершенное вооруженной бандой, и квалифицировать такие действия при наличии других необходимых признаков, как бандитизм.

Совершения нападения можно разделить по форме воздействия на потерпевшего: применение самого насилия, создание реальной угрозы его немедленного применения.

Также не устанавливаются законодательством, но на практике получили распространение и ряд иных признаков банд. К ним можно отнести наличие лидера либо руководящего круга лиц, которым подчиняются остальные члены банды, именно ими обычно осуществляется организация самой банды, выбор объекта преступной деятельности, именно им обычно прилагается большая доля наживы, вследствие такой деятельности. В бандах существует строгая иерархия, которая строится на принципе жесткой дисциплины, в случае нарушения которой следуют своего рода «санкции» к данным нарушителям.

2.2 Субъект и субъективная сторона бандитизма

Субъектом бандитизма является физическое вменяемое лицо, которому до совершения преступления исполнилось 16 лет (ст. 19, 20 УК РФ).

В случае участия в вооруженных нападениях банды несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет, виновные в тех или иных насильственных действиях, то уголовная ответственность этих лиц должна наступать по соответствующим статьям.

Вменяемость - это психическое состояние определенного лица, заключающееся в его способности по состоянию психического здоровья, по уровню социально-психологического развития и социализации, а также в силу своего возраста осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, руководить ими во время совершения данного преступления (бандитизма) и нести в связи с этим уголовную ответственность.

Согласно ст. 21 Уголовного кодекса РФ, не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения бандитизма находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий), руководить ими вследствие хронического психического заболевания, временного психического расстройства, слабоумия, иного болезненного состояния.

С субъективной стороны состав бандитизма предполагает вину в форме прямого умысла, а также наличие специальной цели.

Возникновение и формирование прямого умысла - это сложный психологический процесс, который включает в себя:

возникновение у группы людей определенной потребности в совершении бандитизма,

осознание группой потребности в совершении бандитизма,

возникновение в их сознании определенных мотивов и соответствующего желания (хотения) в виде постановки определенной цели,

борьба этих мотивов совершения бандитизма,

принятие окончательного решения по вопросу создания банды,

реализация этого решения в совершении бандитизма.

Мотив совершения бандитизма всегда предшествует возникновению умысла, иначе решения совершить преступление для достижения специальной цели. Затем мотив может привести к постановке цели действия и выбору средств и способов ее достижения.

В данном случае в содержание прямого умысла при организации вооруженной банды входит осознание лица, что оно организует вооруженную банду для совершения нападений на государственные, общественные или частные учреждения или предприятия либо на отдельных лиц - граждан, и желание организовать такую банду. Прямой умысел при участии в вооруженной банде предполагает осознание лицом факта своей принадлежности к данной вооруженной банде и желание состоять ее членом. Содержанием прямого умысла при участии в нападениях, совершаемых вооруженной бандой, состоит в осознании факта своего участия в нападениях, совершаемых вооруженной бандой, и желание участвовать в них. Но в том случае, если виновный, участвуя в нападении, организованном бандой, не сознавал, что нападение осуществляется вооруженной бандой, то ответственность должна наступать только за то преступление, которое фактически было совершено им (например, за разбой, убийство из корысти и др.).

Уголовная ответственность за совершение бандитизма наступает с 16 лет. Однако, как указывает А. Кладков, новый УК не решил вопрос, как квалифицировать действия исполнителя преступления, если в группе только он один отвечал признакам субъекта преступления, а остальные члены такими признаками не обладали (были невменяемы или не достигли указанного в законе возраста), отмечая, что "только по трем видам преступлений - грабеж, разбой и изнасилование - даны разъяснения Пленума Верховного Суда РФ признавать их в подобных случаях совершенных группой, несмотря на то, что к уголовной ответственности привлекается только один человек"

Эту же ситуацию, когда "банду" составляют два человека: взрослый и подросток до 16 лет, Л. Андреева и Г. Овчинникова предлагают рассматривать с позиции определения банды как сознательного объединения преступников с осознанием общественной опасности самой их организованности и сплоченности, т.е. исключить состав бандитизма ввиду отсутствия субъективной стороны и квалифицировать действия этих лиц лишь как групповые конкретные преступления. Но в предлагаемом варианте решения не дана оценка выполнению взрослым субъектом всех действий, направленных на создание банды, поэтому банда не считается окончательно созданной в связи с возрастом участников.

При этом М. Вощинский предлагает исключить из диспозиции статьи 209 УК РФ слова "и в совершаемых ею нападениях" и признак цели, чтобы толковать этот состав как устанавливающий ответственность за создание банды, руководство ею или участие в ней, что позволит, по его мнению, исключить двойную ответственность при совершении тяжких преступлений путем нападения. Но это исключение приведет к тому, что бандитизм не будет считаться преступной деятельностью банды и соответственно из уголовно-наказуемых деяний. Первая и вторая части ст. 209 УК РФ являются основными составами бандитизма, в третьей части ст. 209 УК РФ устанавливается квалифицированный состав, которым вводится и специальный субъект, - совершение бандитизма во всех его формах лицом с использованием своего служебного положения. Данное положение введено впервые, что было вызвано высокой степенью коррумпированности чиновников, тем более, что речь идет не о должностном лице, а о лице, использующем свое служебное положение. Примерный перечень действий такого лица изложен в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №I от 17 января 1997 года, который включает в себя "использование лицом своих властных или иных служебных полномочий, форменной одежды и атрибутики, служебных удостоверений или оружия, а равно сведений, которыми оно располагает в связи со своим служебным положением, при подготовке или совершении бандой нападения либо при финансировании ее преступной деятельности, вооружении, материальном оснащении, подборе новых членов банды и т.п."

Использование служебного положения позволяет лицу и банде замаскировать свои преступные действия, что приводит к их длительной деятельности и невозможности выявления данного преступления.

В связи с вышеизложенным можно прийти к выводу, что неполнота современного законодательства дает возможность по-разному трактовать его положения. Возникает множество различных мнений и ошибочных выводов среди специалистов, что приводит к спорам и неправильному толкованию действующего законодательства. В настоящем следует поставить перед собой задачу привести в соответствие законодательство, в том числе и о бандитизме, более четко указав на его основные признаки, элементы, исключив двойственность их толкования. Законом должны быть наиболее четко установлены состав, признаки и цели бандитизма для того, чтобы лица совершившие преступление получили наказание в предусмотренное УК РФ за бандитизм и не смогли переквалифицировать свои действия под преступления, имеющие наименьшее наказание.

2.3 Отграничение бандитизма от смежных составов преступлений

Бандитизм следует отличать от организации вооруженного формирования или участия в нем (ст. 208 УК РФ), организации преступного сообщества (ст. 210 УК РФ), разбоя (ст. 162 УК РФ), посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ), вооруженного мятежа (ст. 279 УК РФ), диверсии (ст. 281 УК РФ) в силу их некоторой схожести.

Вопрос об объеме преступных деяний, охватываемых составом бандитизма, требует дополнительных разъяснений Пленума Верховного Суда РФ с учетом положений УК РФ.

Бандитизм следует отграничивать от создания преступного сообщества для совершения тяжких или особо тяжких преступлений. Преступное сообщество характеризуется более высокой степенью организованности и сплоченности по сравнению с организованной группой, каковой является банда, определяемая в соответствии с ч.3 ст.35 УК РФ как устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения нападений на организации и граждан. уголовный правовой преступление бандитизм

Одной из основных характеристик преступного сообщества является прямо указанные в ч.4 ст.35 УК РФ - сплоченность. Под сплоченностью следует понимать такую тесную связь между всеми участниками, при которой наиболее тщательным образом распределены все связи и обязанности не только между всеми членами, но и отдельными группами, составляющими такое сообщество. Сообщество имеет структурные подразделения, в качестве которых выступают конкретные организованные группы, руководители которых подчиняются общему руководителю сообщества в целом. Поскольку преступное сообщество предполагает объединение нескольких организованных групп, то естественно, общее количество его участников намного превосходит количество организованной группы. Банда - это всегда вооруженная устойчивая группа, в то время как преступное сообщество может не иметь ни одной единицы оружия, так как может создаваться для совершения таких преступлений, которые не требуют для их совершения применения оружия, например, при совершении экономических преступлений.

Банда всегда организуется для совершения нападений, целью которых является совершение общественно опасных деяний, преследующих цель завладения чужим имуществом или даже совершения в связи с этим убийств, или общественно опасные последствия бандитских нападений вписываются в понятие тяжкого или особо тяжкого преступления

Различия имеются и в субъективной стороне. Преступное сообщество заранее создается именно с целью совершения убийств, разбоев и т.п. тяжких и особо тяжких преступлений, то при организации банды умысел её участников может быть и не направлен на совершение убийств или представляющих собой внешне разбойных нападений. Члены банды, являющейся вооруженной группой, могут не планировать использования оружия, и только конкретные обстоятельства совершения каждого конкретного нападения заставляют их это сделать. В момент подготовки бандитского нападения умысел виновных, направленный на завладение в результате совершенного нападения имуществом, может и не включать в себя совершение убийства. В этих случаях умысел внезапно возникший и не конкретизированный. При этом члены преступного сообщества заранее планируют в деталях предстоящие преступления. Их психическое отношение к желаемым последствиям выступает в форме заранее обдуманного и определенного умысла.

Преступное сообщество может объединять в себе не только отдельные организованные группы, но и организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп. Бандитское образование состоит всегда из рядовых членов и руководителя (организаторов). Структура банды, как целевого объединения преступников для совместной деятельности, может быть представлена в виде нескольких подгрупп участников, различающихся по степени влияния на данную деятельность, определение её целей и задач, а также персонального состава соучастников, формирование и использование общих имущественных фондов (Приложение 1).

В правоприменительной практике неизбежно возникает вопрос о возможной квалификации преступлений, предусмотренных ст. ст. 209 и 210 УК, по совокупности. Думается, совокупность возможна только реальная, когда, например, вооруженная организованная преступная группа вначале создается для совершения нападений, но затем трансформируется в более совершенное формирование, имеющее сложную структуру (преступное сообщество), при этом расширяя сферу своей преступной деятельности.

Отличие бандитизма от разбоя, совершенного группой лиц по предварительному сговору с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия (ч. 2 ст. 162), заключается в следующем:

банда - это сплоченная устойчивая группа, а при разбое группа лиц может договориться о совершении одного нападения на граждан или учреждение;

бандитизм требует наличия оружия у членов банды, а при разбое необходимо применение оружия, а не только его наличие;

при разбое могут быть использованы в качестве оружия предметы, собственно оружием не являющиеся, а для состава бандитизма необходимо наличие оружия в собственном смысле слова, т. е. предметов, специально предназначенных для поражения живой цели;

состав бандитизма является оконченным с момента создания банды, тогда как разбой окончен с момента нападения с целью хищения чужого имущества, совершенного с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия.

В ст. 162 УК РФ предусматривается два таких квалифицирующих признака, как разбой, совершенный с применением оружия (п. "г" ч. 2), и разбой, совершенный организованной группой (п. "а" ч. 3). При совпадении указанных квалифицирующих признаков при совершении разбоя неизбежно в следственной и судебной практике возникает конкуренция норм, дающих основание квалифицировать совершенное преступление как разбой, совершенный вооруженной организованной группой, или как бандитизм, поскольку ч. 1 ст. 209 УК определяет банду как устойчивую вооруженную группу. Не регулирует и не конкретизирует данный вопрос и постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г. "О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм".

Анализируя сложившуюся ситуацию, следует прийти к выводу, что разграничить банду, вооруженную организованную группу, а также группу совершающие разбойные нападения, очень сложно.

Большинство критериев преступлений схожих с бандитизмом являются по своему содержанию взаимопересекающимися и, следовательно, не вносят достаточной ясности в различие понятий. В законодательно необходимо внести изменения, которые более поставят более четкие границы между бандитизмом, созданием преступного сообщества и разбоем.

Так же следует отличать бандитизм от организации незаконного вооруженного формирования (ст. 208 УК РФ).

В настоящее время существует ряд законов, которые подробным образом регламентируют полномочия, направления деятельности, силы и средства соответствующих вооруженных формирований. Так, в соответствии со ст. 10 Федерального закона РФ "Об обороне" вооруженные силы Российской Федерации являются государственной военной организацией, составляющей основу обороны Российской Федерации, а органы федеральной службы безопасности являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства. В п. 9 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" прямо сформулирован запрет на создание иных военизированных организаций: "Создание и существование формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику либо в которых предусматривается прохождение военной службы, положение которых не урегулировано федеральными законами, запрещаются и преследуются по закону".

По смыслу закона (ст. 35 УК) группа лиц предполагает участие в преступлении двух или более исполнителей без предварительного сговора. Таким образом, в количественной характеристике данное преступление не отличается от бандитизма и организации преступного сообщества (преступной организации), что несомненно создает для следственных органов спорные ситуации при разграничении указанных преступлений друг от друга. Каких-либо однозначных количественных характеристик незаконного формирования выделить невозможно, таким образом, решение в каждой конкретной ситуации должно приниматься с учетом всех обстоятельств дела.

В практике следственных и судебных органов возникает немало вопросов, связанных с отграничением деяния, установленного ст. 208 УК РФ "Организации незаконного вооруженного формирования или участие в нем" от смежных составов преступлений.

Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем является преступлением, посягающим на общественную безопасность субъекта Российской Федерации. В законе не определяются количественные критерии группировки для признания ее формированием. Именно устойчивая совместная деятельность участников вооруженной группы служит основанием для признания ее бандой. Для организации незаконного вооруженного формирования устойчивость не является основным признаком.

Данные составы преступлений можно различать по характеру вооруженности. В соответствии с названным постановлением Пленума Верховного Суда РФ "банда признается вооруженной при наличии оружия хотя бы у одного из ее членов и осведомленности об этом других членов банды". В незаконном вооруженном формировании признак вооруженности присущ всему формированию. При отсутствии оружия у формирования последнее теряет свое предназначение.

Важным признаком банды, отличающим ее от преступления "организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем", является цель ее создания - нападение на граждан или организации. Организация незаконного вооруженного формирования имеет политические, социально-бытовые националистические цели.

Поскольку бандитизм и организация преступного сообщества (преступной организации) обладают более высокой степенью общественной опасности, постольку в случаях перерастания организации незаконного вооруженного формирования достаточно будет квалификации только по ст. 209 или 210 УК.

Данные обстоятельства дают возможность сделать вывод о целесообразности теоретического анализа состава бандитизма, четкого уяснения его объективных и субъективных признаков, актуальности разработки теоретических основ отграничения состава преступления, предусмотренного ст. 209 УК РФ, от смежных составов преступлений.


ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С СОВРЕМЕННЫМ БАНДИТИЗМОМ

.1 Профилактика бандитизма

Опираясь на исторический опыт России, а также зарубежный опыт, необходимо создать цельную систему предупреждения преступности, адекватную нынешним криминальным реалиям России.

Предупреждение бандитизма осуществляется на основе криминологического прогноза. Это оценка будущего состояния бандитизма и иных криминологических значимых последствий тех или иных управленческих решений. На основе оценок криминологической ситуации, прогноза и рекомендаций специалистов по дальнейшей борьбе с бандитизмом государство, как основной субъект организации этой борьбы, определяет ее стратегию.

Профилактика бандитизма требует проведение работы с людьми девиантного поведения, решение вопросов занятости населения, бездомности и безнадзорности.

В целях профилактики необходимо формирование добровольных объединений граждан по обеспечению правопорядка, создание центров по профилактике такой деятельности, введение определенных форм по поощрению граждан, внесших вклад в осуществление профилактики преступности.

В создаваемой системе профилактики следует выделить предупредительные меры по борьбе с бандитизмом: специальный контроль за лицами, которые в силу своего поведения и личностных характеристик способны вступить в банду, выявление лиц, которые хотят вступить в члены бандформирований, а также их изучение и оказание на них воспитательного воздействия, проведение мероприятий по предотвращению и пресечению организованных преступлений, выявлению организованных групп, также следует отнести к профилактическим мерам уменьшение вредного влияния средств массовой информации, переподготовка кадров силовых структур для борьбы с бандитизмом.

Расследование и раскрытие преступлений, привлечение виновных к уголовное ответственности являются основными обязанностями органов предварительного следствия. Закон возлагает на них и специальные обязанности по предупреждению криминала. Законодательство устанавливает обязанности органа дознания и предварительного следствия при производстве судебного разбирательства по уголовному делу выявлять причины и условия, способствовавшие преступлению. Установив их, должны приниматься специальные меры по их устранению с тем, чтобы тем самым предупредить совершение подобных или иных преступлений.

Выявление причин и условий совершения преступных посягательств, играя само по себе предупредительную роль, в то же время служит основой для других превентивных мер следователя. К их числу можно отнести следующие:

) обнаружение и раскрытие совершенных преступлений. Таким путем не только пресекается преступная деятельность конкретных лиц, что имеет важное предупредительное значение, но и обеспечивается неотвратимость наказания, превентивная роль которого несомненна;

) устранение выявленных причин и условий, способствовавших преступлениям конкретного вида, рода или совершенных определенным способом, при определенных обстоятельствах и т.п.;

) меры воспитывающего и предостерегающего характера;

) общепрофилактические меры, в том числе использование возможностей средств массовой информации, трудовых коллективов, родовых и национальных традиций и т.п.

Профилактика бандитизма относится к динамичным системам. Для того, чтобы достигать своей цели, она должна быть гибкой и постоянно совершенствоваться в зависимости от уровня структуры, динамики и других характеристик преступности. На нее активно воздействуют происходящие в обществе процессы, особенно состояние экономических и политических отношений, рост или снижение конфликтности, степени социальной напряженности.

Криминологическое предупреждение бандитизма представляет собой наиболее действенный способ борьбы с преступностью, так как:

-обеспечивает выявление и устранение ее корней, истоков;

-позволяет, используя разнообразные средства, прерывать замышляемую преступную деятельность;

-препятствует наступлению вредных последствий;

-решает задачи борьбы с преступностью наиболее гуманными способами с наименьшими издержками, без включения на полную силу сложного механизма уголовной юстиции, без применения такой формы государственного принуждения, как уголовное наказание.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что важнейшими мерой по борьбе с бандитизмом является его профилактика. Она позволяет устранять преступление на начальном этапе, то есть этапа формирования.

3.2 Борьба с современным бандитизмом

Мировой опыт зарубежных стран показывает, что в борьбе с организованной преступностью использовались четыре основных стратегии:

. Нанесение урона, что предполагает аресты лиц, входящих в организованные преступные группы. Особенного урона данная стратегия организованной преступности не причиняет, но приводит к некоторому увеличению расходов со стороны преступных групп.

. Разоблачение, что предполагает бессистемные сенсационные разоблачения честолюбивыми прокурорами.

. Беспокоящие действия, которые предполагают применение в отношении членов преступных организаций методов сомнительной законности и подрывают авторитет органов правосудия.

. Позиция, предполагающая игнорирование организованной преступности, отрицание факта ее существования.

В России применяются две первых стратегии. Последняя же позиция в отношении организованной преступности невозможна, так как это явление в силу его масштабности невозможно скрыть.

Российская действительность имеет свой новый способ борьбы с организованной и профессиональной преступностью - компромисс с ними, что характерно для общества с внедрением криминала во все сферы жизни.

Борьба с преступностью определяется набором средств и способов комплексного воздействия на нее как на социальное явление, мерами воздействия на криминально-криминогенный феномен, на причины и условия, которые порождают преступления.

Можно выявить понятие «борьбы с бандитизмом». Это системно-структурная деятельность, целью которой является предупреждение, выявление, снижение общественной опасности преступления, устранение причин данного деяния.

В системе борьбы с бандитизмом можно выделить структуру взаимосвязанных основных частей:

субъект, который самостоятельно ведет борьбу с данным преступным явлением. К ним относятся правоохранительные органы, институты гражданского общества, граждане. Данные субъекты для увеличения производительности своей деятельности должны взаимодействовать между собой.

Авторы отечественной криминологии выделяют общие и специальные меры по борьбе с бандитизмом. Под общими понимаются меры, которые принимаются органами и организациями, которые в своих полномочиях имеют данную деятельность лишь как одно направление среди ряда других.

Общесоциальные меры должны быть направлены на сужение, локализацию, ликвидацию или нейтрализацию причин возникновения организованной преступности в обществе. Эти меры должны, прежде всего, решить две группы задач, а именно:

сузить социальную базу развития организованной преступности;

сузить экономическую базу организованной преступности.

Первая предполагает создание нормальных условий жизнедеятельности и социальной адаптации лиц, которые представляют интерес для криминальных структур. Сужение экономической базы организованной преступности означает освобождение социально-экономической политики от криминальных издержек, то есть от возникновения или усиления причин преступности. Поддержка государством здорового нравственного и физического образа жизни населения, что снизит потребляемые товары и услуги, которые производятся и оказываются организованной преступностью.

Специальные меры - это меры специальных органов, деятельность которых направлена лишь на осуществление именно таких действий по укреплению правопорядка. Бандитизм объектом своей преступной деятельности имеет общественную безопасность. Поэтому меры по борьбе с бандитизмом должны приниматься главным образом на общесоциальном уровне. Противостоять бандитизму государство должно путем решения споров в политической, экономической, социальной, нравственно-духовной и иных сферах, на чем правомерно акцентируется внимание в криминологической литературе.

Все специальные средства борьбы с бандитизмом можно разделить на:

меры уголовной политики;

меры безопасности;

меры криминологической политики;

оперативно-розыскные меры.

Меры уголовной политики вытекают из опыта реализации уголовного наказания и иных мер уголовно-правового воздействия. Уголовная политика основана на нормах уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства. Среди уголовно-правовых средств борьбы с групповой преступностью важнейшее место принадлежит институтам организованной группы и преступного сообщества (ч.3, ч.4 ст.35 УК РФ).

Институт мер безопасности в нашем законодательстве фактически существует, но лишь в зачаточном состоянии. Меры безопасности, по мнению Н.В. Щедрина, - это принудительные ограничения поведения физических лиц, которые применяются при наличии указанных в законе фактических оснований и имеют цель посредством причинения меньшего вреда предотвратить наступление большего.

Криминологические меры предполагают ряд мероприятий, которые не связаны с реализацией мер уголовно-правового воздействия, однако воздействующие на определенные устойчивые преступные группы и их членов.

Главное направление криминологической политики - создание препятствий к легализации конкретных преступных групп. Это направление упрощает задачу борьбы с бандами, так как вытеснит их с "правового поля", где они всегда смогут сохранить основу для своего воспроизводства в случае неудачи в чисто криминальной сфере деятельности. Так же важным направлением криминологической политики является создание криминологической безопасности тех институтов, которые уже стали или могут стать объектом интереса устойчивых преступных групп.

Оперативно-розыскная политика реализуется посредством оперативно-розыскных мероприятий, которые установлены в ст.6 Закона РФ от 12 августа 1995 года "Об оперативно-розыскной деятельности".

Задача этих мероприятий состоит в получении необходимой информации о деятельности преступных групп и оказании на них воздействия. Информация должна получаться, прежде всего, об основных количественно-качественных показателях преступных групп.

Цель этой информации - использование ее для полного или частичного разложения преступных групп, переориентации отдельных их участников на позитивную деятельность. Если это невозможно, необходимо максимально сократить сферу легализации деятельности преступных групп.

Подразделения по борьбе с организованной преступностью должны выявлять и пресекать деятельность организованных групп и преступных сообществ, имеющих межрегиональные и международные связи, устанавливать наличие у них коррумпированных связей, бороться с квалифицированным вымогательством.

объект, на который направлена деятельность субъектов,

способы и средства борьбы с бандитизмом.

Разыскивая пути решения проблемы бандитизма в нашей стране, первоначально государство должно поставить перед собой ряд задач, через решение которых и возможно найти решение данной проблемы.

Можно поставить следующие задачи:

создание государством на федеральном уровне служб и ведомств, координирующих политику по борьбе с бандитизмом.

разработка идей по предотвращению бандитизма на региональном и местном уровнях

привлечение общества к действиям по осуществлению политики по борьбе с организованной преступностью, и с бандитизмом в частности.

изучение вопроса преследования за принадлежность лиц к бандам.

осуществление защиты свидетелей и иных лиц, поддерживающих меры по борьбе с организованной преступностью.

создание централизованных структур, имеющих полномочия по борьбе с организованной преступностью и бандитизмом в частности.

поддержка государством мер по борьбе с бандитизмом, производимая уполномоченными органами в национальном масштабе.

Борьба с бандитизмом - сложный вопрос, который должен решаться на всех уровнях власти. Данная проблема проникла практически во все сферы жизни. Поэтому борьба должна вестись с нескольких «фронтов».

Хочется выделить следующие меры по борьбе с бандитизмом.

Меры по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики. Должно создаваться специальное законодательство, регулирующее вопросы по борьбе с бандитизмом, устраняющее пробелы в области правового регулирования деятельности банд и иных организованных преступных сообществ, а также должно развиваться законодательство по борьбе с коррупцией, которая в свою очередь не редко связана с бандитизмом.

Данные меры должны благоприятно сказаться на уровне бандитизма в России, уменьшая тем самым его рост.

Серьезной проблемой в следственно-судебной практике является неопределенность определений понятий уголовно-правовых признаков банд: устойчивость, сплоченность, нападение, как это уже было отмечено ранее.

На наш взгляд, диспозиция статьи 209 УК РФ является излишне обобщенной, и поэтому борьба с бандитизмом крайне проблематичная деятельность.

О недостатках в правоприменительной практике указывают также то, что к уголовной ответственности привлекается не все участники банды

Поэтому можно сделать вывод о том, что законодательными органами должно сокращаться число оценочных признаков и более полном определении основных уголовно-правовых понятий

Меры по противодействию незаконного оборота оружия. Эта важнейшая деятельность государства, для ведения которой первоначально должны быть поставлены следующие цели: изъятие оружия из незаконного оборота и его уничтожение; невозможность поступления оружия в преступный оборот, невозможность незаконного удовлетворения спроса на оружие.

Первоначальной и основной деятельностью должна быть деятельность, по перекрытию каналов поступления оружия в преступный оборот. Эта деятельность должна осуществляться по следующим направлениям:

контроль государства за предметами вооружения.

отслеживание и предотвращение фактов кустарного производства оружия.

уничтожения изымаемого незаконного оружия.

Государство, для обеспечения должного контроля за оборотом оружия,

должно создавать реестры и базы данных на оружия, находящееся в розыске, на изъятое оружие, а так же и на лиц, у которых оно было изъято.

Наличие данных баз данных, на наш взгляд, благотворно повлияет на ситуацию незаконного оружия. Будет осуществлен более полный контроль за перемещением оружия с момента его производства до момента утилизации, а так же за лицами, промышляющими незаконным оборотом оружия, а так же поможет установлению канала попадания данного оружия в незаконный оборот и его перекрытию.

В целях повышения борьбы с незаконным оборотом оружия законодательные органы должны внести изменения в уголовное законодательство в сторону ужесточения.

Меры по выявлению и наказанию лидеров бандитских групп также является важной деятельностью в борьбе с бандитизмом.

Рассматривая данный вопрос, нужно упомянуть, что удельный вес лидеров в структуре организованных преступных групп составляет около 19%.

Бандитские формирования с потерей лидера, в связи с привлечением их к уголовной ответственности, лишаются организатора по подготовке и осуществлению преступлений, теряют связи между членами организации, не в состоянии склонять новых членов к участию в бандитской группировке. Тем самым можно сделать вывод, что без лидера бандитские формирования теряют свою эффективность. Поэтому, правоохранительные органы должны делать упор на осуществлении мер по выявлению лидеров преступных организаций и привлечению их к уголовной ответственности, тем самым ставя под вопрос деятельность и всей банды в целом.

Меры по улучшению деятельности органов по борьбе с бандитизмом.

Устанавливая перед собой данную задачу, прежде всего, нужно обратиться к истории и уже проверенным временем опытом борьбы с бандитизмом.

Борьба с бандитизмом велась наступательно. Специальные органы привлекали к негласному сотрудничеству лиц, причастных к преступной деятельности, внедряли в банду оперативных сотрудников, создавали ложные банд, тем самым выходя на сотрудничество с другими бандформированиями в целях получения информации о ней для ее ликвидации. И сейчас данные мероприятия вполне актуальны и их нужно взять на вооружение. Нужно построить отлаженную систему, посредством овладения тактикой разведки преступной среды и точного нанесения «ударов» по бандам.

Требует улучшения система оперативно-розыскной деятельности силовых структур. Нужно создавать систему оперативно-розыскной информации о вскрытых и латентных процессах в преступной среде.

Нужно выявить ряд задач для более эффективного воздействия на организованные преступные формирования. К ним можно отнести: нетрадиционное использование приемов, методов и средств оперативно-розыскной деятельности, использование специальной техники документирования деятельности банд, использование силового воздействия в оперативно-розыскной деятельности.

Подводя итог вышеизложенному, нужно акцентировать внимание на следующем: чтобы меры борьбы с бандитизмом оставались нереализованными, нужно менять всю политику государства по борьбе с бандитизмом. Должна быть сформирована новая стратегия борьбы с данной проблемой, основной чертой которой должна являться ее наступательный характер, то есть нанесение «ударов» по бандформированиям, по их лидерам, пресечение планируемых ими преступлений, а так же их профилактика.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бандитизм - одна из наиболее опасных форм проявления организованной преступности, которая характеризуется, во-первых, существованием вооруженных устойчивых и сплоченных групп, носящих характер преступной организации, и, во-вторых, насильственным способом совершения преступления. Опасно данное преступление для общества тем, что преступники вооружены и в любой момент готовы применить насилие, причем последствия нападений могут быть весьма тяжелыми.

В процессе изучения темы были исследованы теоретические и практические аспекты данной проблемы на современном этапе, в том числе решены следующие задачи: исследовано понятие бандитизма; охарактеризованы формы совершения бандитизма; рассмотрено отграничение бандитизма от схожих составов, изучены пути борьбы с данным преступлением. В результате после решения данных задач, можно сделать определенные выводы по данной проблеме.

Уголовное законодательство в течение длительного времени развивалось в соответствии с политической обстановкой в государстве, так как прежде всего от политической обстановки зависела криминогенная обстановка. Можно проследить закономерность, что при изменении политической обстановки, резко возрастает уровень преступности.

Итак, бандитизм представляет собой создание устойчивой вооруженной группы (банды) в целях нападения на граждан или организации, руководство такой группой, а также участие в вооруженной банде или в совершаемых ею нападениях, в том числе используя служебное положение. Данное положение дано в современном уголовном законодательстве.

Бандитизм имеет два объекта: основной и дополнительный; основными объектами являются основы общественной безопасности, а в качестве дополнительных объектов выступают жизнь, здоровье, личная свобода, а также нормальная деятельность организаций.

Субъектом бандитизма выступает лицо, достигшее шестнадцати лет.

Для состава данного преступления характерно наличие банды или ее непосредственной деятельности. Банда имеет определенные особенности: наличие двух или более лиц, устойчивость, вооруженность и специальная цель ее создания - совершение нападений.

При всем при этом, в Уголовном кодексе РФ еще много пробелов, а так же достаточно много понятий дающих возможность двоякого толкования, касающегося данного вопроса. В связи с этим законодательным органам необходимо более понятно сформулировать понятие бандитизма, признаки и учесть возможные стороны соприкосновения с другими видами преступлений. Центральным вопросом установления уголовной ответственности за бандитизм является точное определение понятия банды.

Анализируя нормы уголовного закона, можно сделать вывод том, что банда по своей сути является организованной группой, признаки которой закреплены в ч. 3 ст. 35 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), располагающей такими дополнительными признаками, как вооруженность и специальная цель. Но большое число специалистов считает, что по своим основным криминологическим характеристикам банда ближе к преступному сообществу, нежели к организованной группе.

Сложности в квалификации состава бандитизма возникают по причине неточности правовых норм, что приводит к тому, что преступники, участвовавшие в банде, могут уйти от ответственности по ст. 209 УК РФ и отвечают по статьям за преступления, по которым предусмотрены более мягкие меры наказания.

Законодательство должно в срочном порядке реагировать на изменения проявлений бандитизма. Необходимо создать ряд нормативных правовых актов, регулирующих данный вопрос. Следует принять Федеральные законы РФ «О борьбе с бандитизмом», «О профилактике преступлений».

Борьба с бандитизмом это деятельность, направленная на предупреждение и снижение его общественной опасности, а также устранение его причин.

Современное состояние бандитизма требует усовершенствование государственных органов по борьбе с этим явлением, согласованности всем уровней власти на всей территории страны. Одной из главных проблем является создание единой централизованной системы мер, основной задачей которых является ликвидация бандитизма. Необходимо разработать на национальном уровне единую стратегию борьбы с бандитизмом, а также программу ее реализации.

Также большое значение имеет реформирование деятельности силовых структур по борьбе с бандитизмом, путем совершенствования методов их работы.

Также первостепенной задачей государства должно стать создание социально-правовой профилактики организованных преступлений, в том числе и бандитизма, а также иных видов предупреждения данного явления в нашем обществе. Эта система мер должна строиться с учетом новых условий в государстве, на базе демократических ценностей, которые являются основополагающими в нашей стране. Таким образом, предупреждение преступлений и стремление к обеспечению неотвратимости наказания должны являться обязательными составляющими приоритетных направлений в координационной работе.

На сегодняшний момент требуется постоянная координация законотворческой и правоприменительной деятельности с учетом существующих реалий, состояния преступности, ее общественной опасности. Причины формирования банд, их численный рост за последнее время следует искать в самом обществе, в связи с тем, что в процессе своего формирования как личность человек проходит через множество социальных институтов, которые соответственно и создают практическую модель его поведение в обществе. Правоохранительные органы, в конечном счете, сталкиваются уже с последствиями ошибок в работе этих институтов.

Проблема предупреждения бандитизма должна стоять на первом плане во всех случаях определения приоритетного направления, так как это обуславливается двумя основными задачами наказания за преступления - предупреждения новых деяний, которые могут быть совершены данным лицом, то есть рецидив, и удержание других лиц от подобных действий.

Законодателям необходимо более четко указать признаки и понятие такого преступления как бандитизм и предусмотреть наиболее справедливое наказание за совершение данного преступления, а также сформировать действенную систему мер борьбы с бандитизмом.


СПИСОК БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты, их комментарии

1.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (в ред. от 14.02.2008). // Собрание законодательства РФ. 1996. №25. Ст. 2954.

2.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 2001 №177-ФЗ (в ред. от 06.12.2007) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. №52. (ч.1) Ст. 4921.

.Федеральный закон от 30 марта 1998 г. "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней" // Рос. Газ. - 1998. - 7 апр.

.Федеральный закон «Об оружии» от 13.12.1996 г. №150-ФЗ (в ред. от 24.07.2007) // Российская газета. №24. 1996

.Федеральный закон «Об обороне» от 31.05.1996 61-ФЗ (в ред. от 26.06.2007). // Российская газета. №106. 1996.

Судебная практика

6.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г. №1 «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм». // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. №3.

7.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. «О ходе выполнения судами постановлений Пленума Верховного Суда РФ» от 14 апреля 1988 г. «О практике назначения судами РФ наказания в виде лишения свободы». //Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. №1.

Учебная литература

8. Альтшуль Ю.В., Гусев Л.Н. Суд и правосудие в СССР. Комментированный нормативный материал: Учебное пособие. Вып. 1. - Казань, 2004.

9.Велиев С.А. Принципы назначения наказания. - СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004.

10.Галиакбаров Р.Р. Борьба с групповыми преступлениями. Вопросы квалификации.- М., 2003.

11.Жиряев А.С. О стечении нескольких преступников при одном и том же преступлении. Дерп.., 1850.

.Корецкий Д.А., Пособина Т.А. Современный бандитизм: криминологическая характеристика и меры предупреждения. - СПб., 2004.

.Криминология: Учебник для юридических вузов / Под ред. проф. В.Н. Бурлакова, проф., акад. В.П. Сальникова. СПб., 1998.

.Криминология: Учебник/ Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. М., 1995.

.Криминология: Учебник для юридических вузов / Под общ. ред. докт. юрид. наук,проф. А.И. Долговой. М., 1999.

.Криминология и профилактика преступлений: Учебное пособие / Под ред. докт. юрид. наук, проф., акад. В.П. Сальникова. М., 2002.

.Курс уголовного права. Особенная часть / ред. Г.Н. Борзенков. - М.: Издательство БЕК, 2006.

.Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. - М.: Юридическая литература, 1990.

.Овчинский В.С. Международные стандарты работы с полицейской оперативной информацией в условиях глобализации преступности // Состояние, проблемы применения и совершенствования законодательства о борьбе с организованной преступностью и коррупцией: Материалы Всероссийской конференции 7-8 июня 2000 года. 2001. Вып. 1.

.Павлинов А. Чем незаконное вооруженное формирование отличается от банды. - СПб.: Юрайт-Издат. 2006.

.Прохоров Л.А., Прохорова М.Л. Уголовное право: учебник/ Л.А. Прохоров - М: Юристъ, 2006.

.Рарог А., Грачева Ю. Законодательные конструкции и квалификация преступлений. // Уголовное право. 2003. №2.

.Российское законодательство X-XX веков. В 9 т. М., 1984 Т.1

.Российское законодательство X-XX веков. М., 1985. Т. 3

.Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. - М.: Инфра-М, 2005.

.Сыч К.А. Уголовное наказание: Теоретико-методологические проблемы. М.: Инфра-М, 2003.

.Уголовный кодекс РСФСР редакции 1926 года. Комментарий. - М. 1988.

.Уголовное право: Часть Общая. Часть Особенная. Учебник/ Под общ. ред. Проф. Р.Л. Гауфмана, проф. Л.М. Колодкина и проф. С.В. Максимова. - М.: Юриспруденция, 1999.

.Уголовное право России: Учебник для вузов: В 2 т. / Под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова. Т. 1: Общая часть - М.: Норма. 2006.

.Уголовное право Российской Федерации. Общая и Особенная часть: Учебник. / Под ред. Р.А. Базарова, В.П. Ревина - М.: Юридическая литература. 2003.

Научная, монографическая литература

32.Боровиков В. Преступления против общественной безопасности: вопросы ответственности и совершенствования законодательства. //Уголовное право, 2006, №4.

33.Банда и состав бандитизма в уголовном праве России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Хадзегов А.В.. - Ростов-на-Дону, 2004.

34.Бражник Ф., Толкаченко А. Бандитизм и его отграничение от смежных составов. // Уголовное право. 2000. №2.

.Быков В.М. Банда - особый вид организованной вооруженной группы. // Российская юстиция, №6, 2005.

.Вощинский М. Шайка, банда, группа. Научимся ли их различать? // Юридический вестник, №23(151), 1996.

.Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Ответственность за организацию преступного сообщества. // Законность. 2005. №2.

.Каширин Е.Н. Проблемы правоприменительной практики по делам о бандитизме, пути их решения // Следователь. Федеральное издание. №1 (129), 2009.

.Кладков А., Квалификация преступлений, совершенных в соучастии // Законность, №8, 1998

.Колотова Н.В. Российское государство и право на рубеже тысячелетий // Государство и право. 2000. №7.

.Комиссаров В.С. Вооруженность как признак бандитизма. // Законы России: опыт, анализ, практика. 2006. №11.

42.Кубов Р.Х. Совершенствование практики применения норм УК РФ об организационных формах преступной деятельности. // Российский следователь, 2006, №4.

43.Мондохонов А. Понятие и признаки организованной группы. // Законность. 2004. №10.

44.Наумов, А.В. Российское уголовное право: курс лекций для студентов / А.В. Наумов. - М., 2007.

.Панченко П., Кашенин В. Цели нападения при бандитизме. // Уголовное право. №3. 2007.

.Попова О. Квалификация бандитизма. // Российская юстиция. 2003. №1.

.Торкунов М.А. Проблемы уголовной ответственности за совершение особо тяжких преступлений по Уголовному кодексу Российской Федерации. //Право в Вооруженных Силах, 2005, №8.

.Устинова Т.Д. Уголовная ответственность за бандитизм. - М.: Издательство Интел-Синтез. 2004. С. 192

.Шутемова Т.В. К вопросу о понятии "бандитизм" // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики. - Тольятти: ВУиТ, 2008.

50.Якушев Д.В. Уголовно-правовая борьба с бандитизмом. Диссертация канд. юрид. наук. - М.: Спарк. 2002. С. 173.

Приложение 1

Банда

УровеньУчастникиКомпетенцияIЛидер - организатор (группа функциональных лидеров)Право решение любого вопроса, представительство интересов группы в отношениях с другими организованными группами и сообществамиIIАктивные члены (локальные лидеры)Участие в решении вопросов стратегического планирования по поручению лидера (в его отсутствие), решение тактических вопросов, формирования и распределения общих имуществ. фондов, вопросы членстваIIIРядовые членыИнституализированное участие в решении некоторых тактических вопросов, прежде всего, подбора кандидатов и принятия в члены группыIVЛица, оказывающие содействие банде при решении различных вопросов (наводчики, укрыватели, сбытчики, снабженцы, коррумпированные чиновники и др.)Эпизодическое участие (с санкции лидера или активных членов) в решении отдельных тактических вопросов, в планировании и совершении отдельных преступлений.

Приложение 2

Преступное сообществоБандитизмОбъективная сторона1. Сплоченная организованная группа.1. Организованная группа2. Может не иметь оружия2. Всегда вооруженная группа3. Объединение нескольких организованных групп3. Объединение группы лиц4. Круг общественно опасных последствий шире4. Круг общественно опасных последствий более ограниченныйСубъективная сторона1. Цель - заранее создается с целью совершения убийств, разбоев и т.п. тяжких и особо тяжких преступлений1. Цель - нападение, может быть и не сопряжено с убийством2. Умысел - прямой, заранее обдуманный и определенный2. Умысел - прямой (завладение имуществом), но может быть внезапно возникший и не конкретизированный.3. Объединяет в себе не только организованные группы, но и организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп3. Состоит всегда из рядовых членов и руководителя (организаторов).

Приложение 3

Отличие бандитизма от разбоя

Бандитизмналичие банды - сплоченной устойчивой группы; наличие оружия у членов банды; наличие оружия специально предназначенного для поражения живой цели; оконченность состава преступления с момента создания бандыРазбойпреступный сговор группы лиц; не только наличие, но и применение оружия; использование в качестве оружия предметов, собственно оружием не являющихся; оконченность состава преступления с момента нападения с целью хищения чужого имущества, совершенного с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой

Похожие работы на - Уголовно-правовой анализ состава бандитизма

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!