Уголовно-правовая охрана избирательных прав граждан

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,37 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Уголовно-правовая охрана избирательных прав граждан

Содержание

Введение

Глава 1. Историческое развитие законодательства об охране избирательных прав граждан

Глава 2. Элементы состава преступления, предусмотренного ст. 141 УК РФ

.1 Детерминация преступности в избирательной сфере

Заключение

Список использованной литературы

избирательный право референдум

Введение

О значимости избирательного права для построения нормального гражданского общества писали многие исследователи отечественного уголовного права. По словам О.А.Зайцева, избирательный процесс всегда был и будет одним из видов политической борьбы, и, следовательно, любой его этап изначально является конфликтогенной средой. Конституция РФ как высший законодательный акт государства во второй главе закрепила права и свободы человека и гражданина, которые неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Конституционные права и свободы определяют статус личности в России как демократическом правовом государстве. В системе политических прав Конституция РФ закрепила право граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, гражданам РФ предоставлено право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В условиях построения Россией демократического общества особое значение в обеспечении этой концепции принадлежит нормам уголовного права, предусматривающим уголовно-правовые гарантии избирательных прав граждан. Статья 141 Уголовного кодекса Российской Федерации регулирует ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий.

Из сообщений печати, средств массовой информации мы видим, что количество претензий, связанных с нарушениями избирательного законодательства, совершением преступлений в условиях избирательного процесса, кратно увеличиваются от выборов к выборам.

Цель курсовой работы заключается в комплексном исследовании социальной обусловленности уголовно-правовой охраны избирательных прав граждан и права на участие в референдуме, а также решение теоретических и практических проблем, связанных с применением ст. 141 УК РФ; оценке достаточности правовой базы для эффективного правового воздействия на лиц, совершивших данное преступление, и на основании этого - выработке рекомендаций и предложений о совершенствовании уголовно-правовой нормы, о более эффективном применении уголовной ответственности за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий. Задачи, поставленные в процессе написании курсовой работы: -исследовать объективные и субъективные признаки состава воспрепятствования осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, права на участие в референдуме; -проанализировать судебную практику, касающуюся вопросов ответственности за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий; -обосновать предложения по совершенствованию уголовного законодательства об ответственности за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения и интересы, связанные с уголовно-правовой охраной избирательных прав граждан и работы избирательных комиссий.

Предметом исследования выступает норма уголовного права, которая

предусматривает ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий.

Эмпирическую базу работы составили материалы прокурорских проверок, связанные с нарушением избирательных прав граждан, следственная и судебная практика.

Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, уголовное, избирательное, административное законодательство России, Законы Российской Федерации «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации», «О референдуме Российской Федерации», ряд иных законов, подзаконных нормативных актов Правительства РФ, а также ведомственные акты, регулирующие отношения в сфере избирательного процесса.

При изучении данной темы использовалась литература следующих авторов: М.Д. Шаргородский, А.В.Кузнецов, Л.Л. Кругликова, И.М. Тяжкова, В.А. Виноградов, Н.М. Колосова, А.П. Груздева, П.А Кабанов, С.Д. Князев, Д.А. Шестаков, Г.М. Миньковский, A.B. Иванченко, А.И. Рарог, С.А. Тарарухин, П.С Дагель., Д.П. Котов, A.B. Наумов, И.И. Карпец и др.

Курсовая работа построена с учетом целей и задач исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Историческое развитие законодательства об охране избирательных прав граждан

В России избирательное право сравнительно молодой институт, в отличие от большинства европейских стран, где даже средневековая Англия уже имела обширный опыт построения парламентаризма. Справедливости ради нужно отметить, что зарождение избирательной системы в России началось еще с народного вече в Киеве, Новгороде и других городах. Уже в то время избирались высшие должностные лица государства: князи, посадники, тысяцкие. Осуществлялось и выборное местное самоуправление. Избирательные права предоставлялись не только знати, но и новгородскому крестьянству. Предусматривалась и судебная защита избирательных прав - споры, связанные с нарушением порядка выборов разрешались путем судебных поединков, так называемого "поля", проведение которого имело строгую регламентацию.

В централизованном Русском, Московском государстве существовали представительные органы -Земские Соборы, органы местного самоуправления, однако не было определенного, официально регламентированного порядка проведения выборов, не существовало избирательных округов, четко закрепленных избирательных цензов.

На данном этапе избирательное право носило характер сословного права - привилегии. Поэтому задача государства состояла в обеспечении этой привилегии, а не защите от нарушений избирательного права. Ни о какой ответственности за нарушения избирательного права не могло быть и речи, так как степень их общественной опасности была крайне незначительна.

Следующая эпоха - "эпоха великих реформ" 60-70 - х годов XIX века и новая эпоха в развитии избирательного законодательства. Конечно, говорить о выборах на данном этапе можно лишь условно, ведь самоуправление в то время было поставлено в полную зависимость от местной администрации, исполнявшей их волю. В этих условиях, ни о каких уголовно-правовых гарантиях выборов не могло быть и речи, поскольку уголовное законодательство берет под свою защиту наиболее важные, значимые общественные отношения.

Таким образом, проанализировав институт охраны избирательных прав в нашем государстве, история показывает, что во всех актах, декретах, лозунгах приоритетной задачей государства провозглашалась предпосылка охраны избирательных прав граждан, хотя и носила больше декларативный характер. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий является разрушающим фактором в формировании правового, демократичного общества, как и на современном этапе, так и на более ранних стадиях развития нашего государства.


Глава 2. Элементы состава преступления, предусмотренного ст. 141 УК РФ

В соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными, за исключением лиц, признанных недееспособными, а также отбывающих наказания в местах лишения свободы по приговору суда. В ходе подготовки к выборам гражданам, гарантируется свободное и всестороннее обсуждение политических, деловых и личных качеств кандидатов в народные депутаты или в Президенты РФ, а также право вести агитацию за или против кандидата на собраниях, в печати, по телевидению, радио. Нарушение этих прав, гарантированных Конституцией РФ и Федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации", рассматривается как преступление. Деяние посягает на гарантированное Конституцией РФ высшее непосредственное выражение власти народа, как участие граждан в референдуме и свободных выборах.

Объективная сторона данного преступления характеризуется посягательством на избирательные права граждан путем воспрепятствования осуществлению гражданином своих конституционных прав избирать или быть избранным народным депутатом или Президентом РФ, вести предвыборную агитацию, а также путем воспрепятствования осуществлению доверенными лицами своих полномочий. Данное преступление может быть выражено в воспрепятствовании гражданину участвовать в референдуме, а также в воспрепятствовании работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума. В ч. 1 ст. 141 УК законодатель не предусматривает способа совершения данного преступления, оно может быть совершено любым способом. Объективная сторона преступления выражается в действии или бездействии, которые состоят:

а) в воспрепятствовании осуществлению гражданином своих избирательных прав: права участия в голосовании, права быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

б) в воспрепятствовании осуществлению гражданином права участвовать в референдуме;

в) в воспрепятствовании работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума.

Воспрепятствование участию в голосовании может состоять в прямом отказе или иных незаконных действиях, направленных на создание препятствий для ознакомления лица со списками избирателей, подачи заявления о включении в списки избирателей, получения открепительного удостоверения при изменении места нахождения в день выборов, явки на избирательный участок, получения бюллетеня для голосования и т.д. Подобные незаконные действия могут оказаться препятствием и для участия гражданина в референдуме.

Воспрепятствование осуществлению права быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления может состоять, например, в незаконном отказе зарегистрировать гражданина в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы или законодательного органа субъекта либо органа местного самоуправления; в создании препятствий для ведения свободной агитации самим кандидатом или его доверенными лицами; в незаконном отказе кандидату в выступлении в средствах массовой информации.

Воспрепятствование работе избирательных комиссий может состоять в создании препятствий для работы членов избирательной комиссии на избирательном участке или избирательной комиссии на более высоком уровне. Препятствия могут состоять в лишении членов избирательной комиссии в возможности работать в ее составе, в лишении наблюдателей в возможности присутствовать при голосовании или подсчете голосов, в нарушениях общественного порядка и т.п.

Преступления, предусмотренные ст. 141 УК, считаются оконченными с момента совершения указанных в ней действий независимо от того, наступили ли последствия, на достижение которых они были направлены.

Субъектом преступления, предусмотренного ч.1 и п. «а» и «в» ч.2 ст.141 УК, может быть физическое лицо, достигшее 16 лет, а преступления, предусмотренного п. «б» ч.2 этой статьи,- лицо, занимающее определенное служебное положение.

С субъективной стороны ч. 1 ст. 141 УК предполагает лишь прямой умысел. Виновный осознает, что препятствует осуществлению гражданином своих избирательных прав либо права вести предвыборную агитацию, либо осознает, что он препятствует осуществлению полномочий доверенных лиц кандидатов в народные депутаты или кандидатов в Президенты РФ и желает помешать осуществлению указанных прав или полномочий. Цели и мотивы совершения этого преступления могут быть разнообразными.

В ч. 2 ст. 141 УК к числу квалифицирующих признаков относятся подкуп, обман, применение насилия или угроза его применения, использование служебного положения, совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Подкуп означает предоставление или обещание имущественных выгод за отказ гражданина, например, участвовать в выборах, отказ быть доверенным лицом, работать в избирательной комиссии, это и подкуп голосов в пользу кандидата и т. д. Т.е подкуп-это предоставление любых имущественных благ кандидату в депутаты, например за снятие своей кандидатуры, а также гражданину за неучастие в выборах или референдуме. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся способы совершения подкупа избирателей в период выборов. С.Г. Соловьев выделяет три вида технологий передачи денег избирателя. Их кратко можно охарактеризовать следующим образом:

непосредственное вручение денег избирателям в обмен на обещание голосовать за конкретного кандидата;

технология "карусель", предполагающая вручение избирателю (перед тем, как он зайдет на свой избирательный участок) нужным образом заполненного бюллетеня, в обмен на вынесенный им чистый бюллетень за вознаграждение;

заключение мнимых и притворных возмездных договоров с избирателями.

Косвенным подтверждением подкупа путем заключения фиктивных договоров могут быть:

значительный тираж бланков договоров (1000 и более экземпляров), подтверждающий масштабный характер осуществлявшегося подкупа избирателей (сам по себе факт заключения подобных соглашений не исключает возможности выплаты денежных средств этим лицам под условием голосования на выборах за конкретного кандидата);

показания "агитаторов", из которых следует, что они не инструктировались о правилах ведения агитационной работы, о недопустимости предлагать деньги за обещание проголосовать;

финансовые отчеты о расходовании денежных средств, в которых отсутствуют сведения об оплате договоров через избирательный фонд и т.п.

При квалификации в качестве подкупа массовых мероприятий (концертов, праздников и т.п.), сопряженных с агитацией в пользу кандидата, необходимо выяснять:

) из каких средств они оплачены;

) вел ли кандидат предвыборную агитацию непосредственно до, во время или после мероприятий.

Если эти обстоятельства не будут выяснены, нет оснований утверждать о противоправности действий кандидата. Например, решением Оренбургского областного суда было отказано в удовлетворении заявления об отмене регистрации кандидата И.Н. Морозова в связи с тем, что не были представлены доказательства, подтверждающие оплату кандидатом концертов, которые были организованы ООО "Земля". Между И.Н. Морозовым и ООО "Земля" был заключен договор, позволяющий кандидату проводить агитацию в ходе культурно-массовых мероприятий, организуемых указанным обществом, за что с избирательного счета кандидата были перечислены на счет ООО "Земля" соответствующие средства. При этом, как установил суд, никто из допрошенных свидетелей не подтвердил, что условием предоставления билета на концерт является голосование за кандидата И.Н. Морозова. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2012 г. решение областного суда оставлено без изменения.

Обман как способ воспрепятствования осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий может иметь две разновидности. Активный обман состоит в преднамеренном введении в заблуждение гражданина посредством сообщения ложных сведений (например, о месте избирательного участка), представлении подложных документов или иных действий, создающих у гражданина ошибочное представление о кандидате в народные депутаты или в Президенты РФ и т. п. Пассивный обман может быть выражен в умолчании о юридически значимых фактических обстоятельствах, сообщить которые виновный был обязан, например, как член избирательной комиссии или комиссии по проведению референдума.

Насилие как квалифицирующий признак данного преступления может быть в виде причинения побоев, причинения легкого и средней тяжести вреда здоровью, в виде незаконного лишения свободы (ч.1 и ч. 2 ст. 127 УК). Угроза применения насилия- это запугивание потерпевшего применением к нему физического насилия. Она должна быть реальной.

Использование служебного положения в воспрепятствовании осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий в любой форме является также квалифицирующим признаком данного преступления. Виновный, используя свое служебное положение, может воспрепятствовать агитационной работе, регистрации кандидата и т. п.

В п. "в" ч. 2 ст. 141 воспрепятствование организованной группой или группой по предварительному сговору отнесено также к квалифицирующему признаку данного вида преступления, так как эти разновидности соучастия могут в значительной мере повлиять на ход избирательной кампании, на проведение референдума, что может исказить их результаты.

.1 Детерминация преступности в избирательной сфере

Одна из центральных задач данной работы изучение причин совершения преступлений, предусмотренных статьей 141 УК РФ. И тут напрашивается такой вывод, что причины и условия совершения преступлений в избирательной сфере коренятся в объективных явлениях и процессах жизнедеятельности людей и в субъективной сфере - групповом и общественном сознании. Преступления, совершенные в условиях избирательного процесса, как и преступность в целом, зависят, прежде всего, от характера и условий социальной жизни на данном этапе развития общества и чутко реагируют на всевозможные изменения и различия этих условий. Для нашей страны, имеющей огромную историю, институт охраны избирательного права является необходимым для развития правового общества. В отличие от многих европейских стран, наша страна пошла по своему уникальному этапу формирования данного института. И в целях защиты прав граждан нашей страны в УК РФ 1996 года была введена данная норма.

Для России в течение последнего десятилетия характерна политическая нестабильность, когда страна не раз оказывалась на грани социального краха, поскольку политика преобразования РСФСР в Российскую Федерацию сопровождалась определенными трудностями - экономическими, политическими, социальными. Говоря о причинах исследуемого явления, прежде всего, необходимо сказать о нестабильности и несовершенстве законодательства. Хотя на протяжении десятилетия в ходе федеральных, региональных, и муниципальных избирательных кампаний была продемонстрирована работоспособность принятых избирательных систем (мажоритарной и смешанной), тем не менее, потребность внесения весьма существенных изменений и дополнений в законодательство было подтверждено правоприменительной практикой, особенно в той части, которая касается разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Федерации, определения компетенции субъектов РФ в принятии избирательного законодательства.

Подводя вывод по данному вопросу и говоря о причинах данного преступления, я считаю, что основной является то, что многие граждане не осознают всю ответственность и тяжесть преступления, предусмотренную ст. 141 УК РФ, верят в избежание наказания, т. е безнаказанность, также одной из главных причин является коррумпированность нашего общества, с чем несомненно необходимо бороться.

Заключение

Политические события последних лет показывают, что общество заинтересовано в формировании выборных органов государства из числа наиболее достойных кандидатов путем цивилизованных и демократических выборов, вся процедура проведения которых будет законной и контролируемой. Опыт крупных избирательных кампаний (как позитивный, так и негативный), связанных с выборами Президента РФ, с выборами в Государственную Думу, способствует формированию избирательного законодательства, прежде всего на федеральном уровне, и развитию его в позитивном направлении.

Таким образом, в действующем российском законодательстве имеется достаточный правовой механизм защиты избирательных прав граждан и материально-правовая база для привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении этих избирательных прав и иных избирательных отношений. Заставить заработать этот механизм в четком режиме - главная задача на период будущих избирательных кампаний.

На основе курсовой работы можно сделать следующие выводы:

. Неуклонный рост преступных нарушений законодательства о выборах создал предпосылки для сбора и анализа информации, отражающей различные формы проявления воспрепятствования осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий. Их предварительный анализ позволил сделать вывод, что преступность в избирательной сфере - динамическое, прогрессирующее явление, проявляющееся в многообразных формах девиантного поведения на всех этапах избирательного процесса. Дальнейшая детализация этих данных объективно необходима для подготовки научно - обоснованной программы организационных и правовых мер контроля над преступными нарушениями избирательных прав.

. Преступность в избирательной сфере не только региональная или национальная проблема. Она приобрела по причине масштабности российского государства межрегиональный характер, а из-за международных политических связей, нередко приобретаемых криминальный оттенок, и международное значение.

. Показатели, характеризующие личность преступника, препятствующего осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, свидетельствуют о том, что он значительно отличается от среднестатистического преступника и представляет собой довольно парадоксальную с точки зрения криминологии фигуру, когда образованные и занимающие достаточно высокое положение в обществе, семейные, имеющие детей лица попадают в категорию асоциальных личностей. Для государства это очень тревожный симптом, который связан с проводимой им политикой, и без пересмотра которой не будет возможности бороться с преступлениями, нарушающими уголовное законодательство.

. Особенности личности изучаемой категории преступников и среды, в которой они пребывают, показывают, что криминализация каждой ступени избирательного процесса, связь организованных преступных групп с кандидатами в депутаты, с должностными лицами, членами избирательных комиссий, правоохранительными органами диктует необходимость осуществления наряду с общесоциальными и организационно - правовых мер, направленных на совершенствование уголовного законодательства, реформирование правоохранительных органов, которые смогли бы обеспечить беспрепятственную реализацию гражданами РФ закрепленного Конституцией права избирать и быть избранными.

. Учет личностных объективных и субъективных качеств необходим для выработки стратегии и тактики контроля в сфере избирательного процесса, программирования профилактических мер, а также для пресечения правонарушений и преступных нарушений избирательного законодательства в рамках предоставленной им компетенции.

. Применительно к криминологической характеристике преступности в сфере избирательного процесса, при определении состояния, структуры и динамики, а так же для успешного контроля за данным явлением и эффективной деятельности по профилактике важное значение имеют сведения об административных правонарушениях. Анализ преступности должен сочетаться с анализом не преступных нарушений избирательного законодательства. Только на этой основе можно более адекватно отслеживать тенденции преступности, изучать ее связи с различными социальными явлениями и процессами, прогнозировать криминологическую обстановку, что позволит выработать стратегию и способы борьбы с нарушениями избирательных прав. Тем более что в настоящее время (как уже указывалось в работе) возникла тенденция привлечения именно к административной ответственности за нарушение избирательных прав, а не к уголовной. Поскольку преступления в избирательной сфере тесно связаны с правонарушениями административного характера, и в связи, с несовершенством законодательства, правоприменитель иногда не в состоянии отграничить административно - наказуемое деяние от уголовно - наказуемого.

. Анализ специальной литературы, материалы эмпирического исследования позволили сделать вывод, что обстоятельствами, способствующими совершению преступлений в избирательной сфере, являются явления и процессы объективного и субъективного характера, которые наиболее существенно опосредованно или непосредственно воздействуют на сознание и поведение людей, инициируя у них решимость совершить преступление, предусмотренное ст. 141 УК РФ. При предупреждении преступлений в сфере избирательного процесса необходимо учитывать следующие обстоятельства:

экономического характера;

организационно-управленческого характера;

правового характера.

. Предупреждение преступлений должно осуществляться на различных уровнях и по нескольким направлениям. На общегосударственном уровне необходима государственная идеология, которая бы обеспечила снижение политического противостояния, вернула бы гражданское доверие к происходящим в стране политическим процессам, вытеснила из сознания россиян правовой нигилизм. Комплекс предупредительных мер следует направить на противодействие коррупции в государственном аппарате и органах муниципального самоуправления. Необходимо также и обеспечение экономической стабильности в государстве.

. Следует решить вопрос о совершенствовании уголовно-правовой нормы, регламентирующей ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав граждан и работе избирательных комиссий, обеспечить четкое отграничение уголовной и административной ответственности за нарушения избирательных прав.

. Основными субъектами контроля за соблюдением избирательного законодательства являются избирательные комиссии различных уровней. В целях дальнейшего совершенствования деятельности этих органов следует шире использовать новейшие информационные технологии, обмен опытом между избирательными комиссиями различных уровней, между избирательными комиссиями и правоохранительными органами, шире использовать опыт зарубежных государств.

. В настоящее время в стране сложилась критическая ситуация, связанная с нарушением законодательства о выборах, которая обусловлена не только экономическими, моральными и техническими причинами, но и взаимосвязанными с ними процессами криминализации политической сферы государства. В этой сложной криминогенной ситуации повышается социальная значимость взаимодействия правоохранительных органов и избирательных комиссий всех уровней в предупреждении и пресечении нарушений избирательного законодательства.

Цели и задачи, поставленные в курсовой работе выполнены. Раскрыты основные положения, сущность статьи 141 УК РФ, рассмотрена практика данным уголовным делам, изучены элементы состава данного преступления.


Список использованных источников и литературы

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // «Российская газета», № 237, 25.12.1993

Всеобщая декларация прав человека. Принята на 3-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. - 10.12.1998.

Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. Вступил в силу для СССР 23 марта 1976 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1994. - № 12.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 21.07.2011) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст.2954; 2011. - № 30 (ч.1). - Ст.4601.

Федеральный закон от 08.12.2012 № 162-ФЗ (ред. от 07.04.2010) «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Российская газета. - 16.12.2012.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.01.1999 № 1 (ред. от 03.12.2009) «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2013. - № 24; 2013. - № 24.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2012 № 29 (ред. от 23.12.2010) «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2012. - № 2; 2011. - № 2.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2011. - № 5.

Литературные источники

Веденеев Ю.А. Избирательные правоотношения // Государство и права. 2010. № 5.;

Груздеева А.П. Понятие и некоторые формы проявления преступлений, совершаемых в условиях избирательного процесса (криминологический анализ) // Следователь. 2010. № 12.;

Зайцев О.А. Криминализация: оптимальные модели // Уголовное право в борьбе с преступностью. М., 2011. С. 17

Корабельников С. Уголовная ответственность за нарушение избирательного права // Российская юстиция. 2012. № 17

Крылова Н.Е., Серебренникова А.В. Уголовное право зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии): Учебное пособие. Изд.3-е, переработ., и доп. - М.: Зерцало, 2012. - 412 с.

Курс уголовного права. Особенная часть. Т.1. Учебник для вузов / Под ред. Г.Н. Борзенкова и В.С. Комиссарова. - М.: Зерцало-М, 2012. - 456 с.

Соловьев С.Г. Некоторые вопросы уголовной ответственности за нарушения избирательных прав граждан// Вестник Центральной избирательной комиссии РФ. 2010. № 7

Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Под ред.Ф.Р. Сундурова, И.А. Тарханова.3-е изд., перераб. и доп. - М.: Статут, 2009. - 511 с.

Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник / Под ред.А.И. Рарога. - М.: Эксмо, 2011. - 484 с.

Уголовное право России / Под ред.В.Н. Кудрявцева, В.В. Лунеева, А.В. Наумова. - М.: Юристъ, 2012. - 567 с.

Яни П. Причинение вреда деянием // Российская юстиция. - 2007. - № 1. - С.32-37.

Похожие работы на - Уголовно-правовая охрана избирательных прав граждан

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!