Сущность права

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,54 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сущность права

План

Введение

. Право: сущность, основные признаки и функции

. Исторические типы и концепции права

. Принципы права

. Социальная ценность права

Заключение

Список используемых нормативно - правовых актов и литературы

Введение

На любой стадии исторического развития человеческий коллектив для того, чтобы сохранить себя как устойчивую, организованную форму взаимоотношений, предполагает определенные, общеизвестные и общеобязательные для всех его членов правила и нормы поведения - нормативный порядок.

Милиция защищает права и свободы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, что соответствует основным положениям Всеобщей декларации прав человека. Кодекс профессиональной этики направлен на повышения морального и нравственного качества сотрудника органа внутренних дел.

Цель данной работы состоит в том, чтобы исследовать и проанализировать понятие, принципы, признаки и сущность права в общем смысле и применительно к деятельности в ОВД.

Для достижения цели в ходе работы были поставлены следующие задачи:

. Рассмотреть сущность, основные признаки и функции права

. Проанализировать исторические типы и концепции права

. Исследовать принципы права

. Изучить социальную ценность права

Объектом исследования являются общественные отношения, созданные и регулируемые правом.

Предметом исследования выступают теоретические и нормативно-правовые основы права.

Методологическая основа. В курсовой работе использовались как общенаучные методы и приемы, так и специальные научные методы, выработанные в правоведении. При проведении исследования особую роль сыграли комплексный, статистический, сравнительно-правовой, системно-структурный методы научного познания.

Теоретическая база сформировалась в результате изучения и использования теоретического и практического материала, литературных источников, нормативно-правовых и иных актов. В процессе написания курсовой работы мною были рассмотрены и изучены следующие источники по теории государства и права таких авторов, как: Венгеров А.Б., Макуев Р.Х., Кулапов В.Л., Алехин А.П., Козлов Ю.М., Протасов В.Н. и другие.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Право: сущность, основные признаки и функции

Слово "право" - многозначно, имеет богатое разностороннее содержание.

Во-первых, под правом понимают юридический инструмент, связанный с государством и состоящий из целой системы норм, институтов и отраслей. Это так называемое объективное право (конституция, законы, подзаконные акты, правовые обычаи, нормативные договоры). Это право больше применяется в сфере деятельности ОВД.

Во-вторых, с помощью этого термина обозначается определенная правовая возможность конкретного субъекта. В данном случае такое право называется субъективным, принадлежащим личности и зависящим от его воли и желания (право на образование, на труд, на пользование культурными ценностями, на судебную защиту и т.д.).

В-третьих, его употребляют в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.), в рамках которого речь идет о нравственных, политических, культурных и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом; поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения и т.п.).

По мнению Матузова Н.И. под правом понимается система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих консолидированную волю общества (конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоев), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Исходя из определения, можно сделать вывод о том, что право имеет ряд признаков. Матузов Н.И.выделяет следующие:

Признаки права:

) право носило волевой характер, ибо оно есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства членов общества;

) общеобязательность, в чем воплощается суверенитет государства, означающий, что выше официальной, публичной власти в обществе никого нет и быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех либо большой круг субъектов;

) нормативность права заключается в том, что оно, прежде всего, состоит из норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений;

) связь с государством состоит в том, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью. Государство для того и функционирует, чтобы гарантировать соблюдение исполнения юридических норм;

) формальная определенность права заключается в том, что нормы права имеют внешне выраженную письменную форму, должны быть четко объективированы, точно определены, воплощены вовне;

) системность права проявляется в том, что оно представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль, где юридические предписания взаимосвязаны, расположены определенным иерархическим образом, группируются по отраслям и институтам.

В теории права также существует понятие как сущность права. Кулапов В.Л. дает следующее определение и выделяет различные подходы к сущности права:

Сущность права - это главное, основное содержание, выраженное во внешнем его проявлении. Существует несколько подходов к изучению сущности права.

Классовый подход, по его мнению в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса. Здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов правящей группы.

Общесоциальный подход рассматривает право как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества. Здесь право применяется в более широких целях - как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии, политического плюрализма и т.п.

Наряду с этими основными выделяют и другие - религиозный, этнический, расовый и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответствующие интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях, судебной практике.

Иначе говоря, сущность права многопланова. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в ней в зависимости от исторических условий на первый план может выступать любое из вышеперечисленных начал.

Функции права.

С помощью понятия "функции права" можно понять социальное назначение права в обществе. Главное предназначение права состоит в создании и обеспечении правопорядка, в чем заинтересованы общество, государство, иные субъекты. Право придает действиям лиц необходимую организованность, согласованность, устойчивость, уверенность.

Право как социальный институт функционирует наряду с государственным аппаратом, моралью и другими социальными регуляторами. Значение права, его роль в жизни общества во многом определяется теми функциями, которые выполняет право в процессе воздействия на общественные отношения. Малько А.В. дает следующее определение:

Функции права - это основные пути (каналы) правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений. Имеются в виду методы воздействия права на общественные отношения, которые отражают его сущность и природу, необходимость самого данного явления.

Функции права рассматривают, по мнению Малько А.В. в двух видах, а именно в зависимости от того, освещаются ли они в специально-юридических (узких) или в общесоциальных (более широких) рамках.

Общесоциальные функции права:

экономическая (право, в экономической сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства и т.п.);

политическая (право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.);

воспитательная (право, отражая определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения);

коммуникативная (право, выступает способом связи между субъектом и объектом управления, специфическим "посредником" между законодателем и обществом, между творцами правовых предписаний и физическими или юридическими лицами).

Специально-юридические функции права:

Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер, ибо право с помощью этой функции призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы - поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и т.п. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая простор для их активности, инициативы, предприимчивости.

Формами осуществления регулятивной функции выступают: определение соответствующих юридических фактов в гипотезах юридических норм; установление и изменение правового статуса субъектов права, того или иного типа правового регулирования; закрепление в законодательстве мер поощрений, льгот, привилегий, иных дозволений; фиксацию моделей правоотношений.

Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев, в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации говорит: - «Как гарант Конституции буду и впредь делать всё возможное для укрепления институтов демократии в нашей стране. При этом хотел бы подчеркнуть: укрепление демократии не означает ослабления правопорядка. Любые попытки под демократическими лозунгами раскачать ситуацию, дестабилизировать государство, расколоть общество будут пресекаться. Закон один для всех - и для правящей партии, и для оппозиционных. А свобода, как известно, предполагает ответственность».

Охранительная функция чаще используется в деятельности сотрудников ОВД. Она реализуется с помощью правовых ограничений (обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений) и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей, когда он встречает на своем пути какие-либо препятствия. Для преодоления этих препятствий используются правовые ограничения, охраняющие и защищающие интересы лиц. Эта функция права направлена на охрану основополагающих ценностей - жизни, здоровья, чести, достоинства, свободы, собственности, правопорядка, безопасности и т.д.

Формами осуществления охранительной функции права выступают: установление обязанностей, запретов, приостановлений, мер пресечения, мер принуждения; фиксация негативных санкций - наказаний и процедуры их реализации.

Право по своей сути направлено на исключение из жизни людей произвола, своеволия, бесконтрольности отдельных индивидов, их групп, государства по отношению к своим гражданам. В нынешних условиях именно от права люди ждут надежных гарантий от произвола власти, корпоративных структур, засилия преступности.

Регулятивная и охранительная функции находятся во взаимодействии и дополняют друг друга - каждая из них вносит свой вклад в упорядочение социальных связей.

Таким образом, право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих консолидированную волю общества (конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоев), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений. Право имеет присущие ему особенные признаки, которые раскрывают его сущность. Право также осуществляет различные функции, воздействует на общественные отношения в различных направлениях и с помощью разного рода юридических средств, выполняя тем самым свое предназначение.

. Исторические типы и концепции права

Типология права - это его специфическая квалификация. Типы права формируются с позиции нескольких подходов. А.В. Малько дает следующее определение типу права:

Исторический тип права - это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных правовой системе определенной общественно-экономической формации.

По его же мнению выделяют четыре исторических типа права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое.

Рабовладельческое право - это возведенная в закон воля класса рабовладельцев. Основными задачами рабовладельческого права являлись: закрепление частной собственности рабовладельцев на средства производства и рабов, а также охрана основ рабовладельческого государственного строя.

Юридическая история древнего мира знает две основные рабовладельческие государственно-правовые модели: древневосточную и античную. Первая модель была распространена на территориях государств, существовавших в IV тыс. до н.э. - 1-й пол. I тыс. н.э. на азиатском и африканском континентах (Египет, Вавилония, Индия, Китай и др.), вторая - в Древней Греции и в Древнем Риме. Основное различие между этими моделями состояло в том, что древневосточная правовая система была построена на преобладании государства над личностью, а античная, напротив, на свободе личности и ее автономии от государства. Такая свобода была возможной благодаря широкому распространению в античных государствах частной собственности. Именно частная собственность обеспечивала гражданам известную независимость от государства, в то время как в странах Древнего Востока собственность принадлежала государству и была связана с должностью: для того чтобы стать собственником, необходимо было занимать определенное место в государственной иерархии.

Различие между двумя правовыми системами рабовладельческого права носило не абсолютный, а относительный характер.

Феодальное право представляло собой возведенную в закон волю господствовавшего в средние века класса феодалов. Его основная задача заключалась в юридическом оформлении и урегулировании права собственности феодалов на землю и другие средства производства, обеспечении их политического и экономического господства в средневековом обществе. Феодальное право характеризовалось следующими чертами:

) основное место в феодальном праве занимали нормы, регулировавшие поземельные отношения, поскольку именно земля представляла собой главное богатство в средневековье;

) феодальное право - это право сильного. Оно открыто признавало насилие в качестве источника права.

) феодальному праву был присущ партикуляризм, т. е. отсутствие единой системы права в масштабе всей страны. Право носило раздробленный характер, на местах преобладали акты отдельных феодалов и местные обычаи;

) как и право древнего мира, феодальное право сохраняло тесную связь с религией;

) феодальное право не знало деления на отрасли права. Составными его частями были манориальное право, городское право, торговое право, каноническое право и королевское право.

По мере развития в феодальном обществе товарно-денежных отношений феодальное право заимствовало ряд институтов и норм римского права. Этот процесс получил название рецепции римского права. Начавшийся в период средневековья, он продолжился и в новое время - эпоху становления буржуазных отношений.

Буржуазное право сформировалось в период XVII-XIX вв. и представляло собой возведенную в закон волю класса буржуазии. В юридической науке сегодня это право еще называют современным правом, поскольку оно в своих основных чертах действует и по сей день. Для буржуазного права характерны:

) светский характер - это право, которое не связано с религией;

) высокая юридическая техника и создание разветвленной отраслевой системы права;

) разделение права на частное и публичное;

) признание закона основным источником права. Основной задачей буржазного права являются охрана капиталистической собственности на землю и сохранение основных средств производства в руках буржуазии.

Согласно марксистской теории социалистическое право представляет собой на первом этапе - этапе становления и развития социалистического государства - возведенную в закон волю пролетариата, крестьян и трудовой интеллигенции, а на втором этапе - этапе развитого социализма - возведенную в закон волю всего народа. Оно не является вечным: возникнув вместе с государством как классовый институт, социалистическое право отомрет вместе с ним. В реальной действительности социалистическое право носило декларативный характер и было подчинено государству.

Также по сравнению с историческими типами права существует ряд концепций правопонимания. Венгеров А.Б. дает следующую классификацию:

Естественно-правовая. Истоки естественно-правовых взглядов - в Древней Греции и Древнем Риме. Ещё в глубокой древности наметилось различие права (естественного) и закона. Сократ и Платон пытались выявить нравственные, справедливые начала в праве, заложенные самой природой человека. Логически завершенную форму эта концепция получила в XVII- XVIII веках в трудах Гоббса, Локка, Радищева и др. В ней разделяются такие понятия как право и закон. Как теория концепция естественного права первоначально являлась оружием буржуазии против феодально-абсолютистских порядков. Её основателем признаётся Гуго Гроций.

По данной концепции источник права человека находится не в законодательстве, а в самой природе человека. Естественное право не является какой-либо особой системой юридических норм: оно представляет собой некий набор социально-правовых притязаний общества, обращенных к государству и основанных на идеи существования у человека естественных, неотчуждаемых прав, обусловленных человеческой природой, таких как право на жизнь, свободу, равенство, на справедливое отношение к человеку. Естественно-правовая концепция соединяет право и мораль. По мнению представителей этой концепции, основу права составляют такие нравственные ценности как справедливость, свобода, равенство и т. п. Право есть совокупность постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, свободу.

Анализ содержания данной концепции позволяет выделить следующие её характеристики:

Øразличие права и закона;

Øутверждение о существовании естественных, неотчуждаемых и неизменных прав человека, обусловленных самой его природой;

Øидея «естественного права с изменяющимся содержанием», с учетом происходящих реальных процессов развития прав человека вместе с развитием общества.

Достоинства и недостатки данной теории по мнению Венгерова А.Б:

Одним из достоинств является то, что она обосновывает необходимость приведения законов в соответствие с нравственными ценностями.

Слабая сторона естественно-правовой концепции в том, что она отрицает роль государства в правотворческом процессе.

. Нормативистская. Правовое учение нормативизма сложилось на основе методологии, выработанной в юридическом позитивизме. Эта концепция логически завершенную форму получила в XX веке. Ее автором считают Г. Кельзена. Концепция основана на представлении о том, что право - это совокупность норм, внешне выраженных в законах и нормативных актах.

По мнению Кельзена, право представляет собой стройную иерархическую (ступенчатую) пирамиду во главе с «основной нормой». Каждая низшая норма черпает свою законную силу в норме более значительной юридической силы. Верхней ступенькой являются конституционные нормы, нормы правительственного акта, далее идут нормы инструкций министерств и ведомств, а в основании находятся индивидуальные акты.

Достоинство нормативизма, по мнению Венгерова, заключается в том, что такой подход позволяет создавать и совершенствовать систему законодательства, обеспечивает определенный режим законности, единообразное применение норм.

Недостаток нормативизма, как выделяет Венгеров, состоит - в игнорировании естественных и нравственных начал в праве, абсолютизации государственного влияния на правовую систему.

. Социологическая. Данный подход к праву, концептуально сформировался во второй половине XIX в. Именно с этого периода социология выделилась в самостоятельную отрасль знаний. Становление данной теории, по мнению того же Венгерова, происходит по двум направлениям: с одной стороны, путём формирования правовых концепций в рамках общей социологии, а с другой стороны путём распространения социологических методов познания в юриспруденции.

К родоначальникам социологической юриспруденции относят Р. Иеринга, Е. Эрлиха, С. Муромцева. Представители социологической школы противопоставили позитивному праву как «книжному» праву право «живое», «право в действии». Уподобляя писаный закон пустому сосуду, они говорили о том, что его нужно ещё заполнить. Что, собственно и призваны делать судьи и администраторы.

В последние десятилетия получил распространение взгляд на право как на деятельность физических должностных и юридических лиц, реализующих в той или иной форме свои правомочия.

Следует отметить, что российская правовая доктрина в настоящее время по многим аспектам ориентирована от нормативного подхода к социологическим методам познания правовой системы. Сторонники данного направления не без оснований заявляют, чтобы познать право и издать полезный и эффективный закон, необходимо изучать законодательство в действии. В свою очередь, совершенствование правовых норм не представляется возможным без социально-реализованного бытия писанных норм. право закон юридический нормативный

Недостатком, слабой стороной социологической концепции, по мнению В.Н. Протасова выступает то, что возникает реальная опасность размывания понятия права, утраты правом своих границ и, как следствие -появляется больше возможностей для нарушения закона со стороны судебных и административных органов.

. Историческая. Эта теория завершенную форму получила в конце XVIII- начале XIX веков в трудах Савиньи, Пухта.

Представители этой концепции считали, что право - это историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно.

По данной концепции право - это, прежде всего, правовые обычаи, а законы производны от обычного права, которое основательно проверено временем. Процесс образования и развития права является стихийным, спонтанным, независимым от законодательной деятельности государства.

Законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению, а должен учитывать в законотворческом процессе культурно-исторические и национальные особенности права.

Протасов В.Н. выделяет следующие достоинства и недостатки данной теории:

Достоинство данной концепции права в том, что в ней подчеркнута необходимость учета в правотворческом процессе национальных, исторических и культурных особенностей права. Данное направление способствовало становлению исторического метода в юридической науке.

Недостаток в том, что завышена роль правовых обычаев.

. Психологическая. Эта теория была создана в начале XX в. российским учёным Л.И. Петражицким. В числе последователей этой теории можно назвать А. Росса, Г. Гурвича и др.

По данной концепции психика человека - это фактор, который определяет развитие общества. Понятие и сущность права определяется не через деятельность законодателя, а через правовые эмоции, переживания людей. Подытоживая сказанное, следует отметить, что в рамках дашой теории права отдельные учёные наряду с нормами и правовыми отношениями включают в право правовое сознание.

Право подразделяется на:

позитивное (установленное государством);

интуитивное (результат внутреннего, интуитивного самоопределения индивида).

Интуитивные переживания (интуитивное право) выступают регулятором поведения человека и потому рассматриваются как реальное, действительное право.

К сильным моментам данной теории следует отнести положение о том, что нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологического мира индивида. Не менее убедительным является и утверждение того, что право не может регулировать поведение иначе, как через интеллектуально-психологическую сферу человека.

В качестве вывода можно отметить, что каждая из рассмотренных концепций, по мнению ученых, имеет свои достоинства и недостатки. Различные подходы к правопониманию, разные определения права имеют определенную ценность в научных целях. Каждая из концепций имеет свои основания, выражая ту или иную реальную сторону права, и поэтому они имеют право на одновременное существование.

. Принципы права

Дмитрий Медведев принял участие в расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел. На заседании подведены итоги работы органов внутренних дел в 2009 году.

Основной темой заседания стало реформирование органов внутренних дел. Президент сообщил о подписании указа и внесении на рассмотрение в Госдуму ряда законопроектов, направленных на совершенствование деятельности ведомства.

В числе предлагаемых мер - усиление ответственности сотрудников МВД. Одним из законопроектов предусматривается внести в УК изменения, которыми устанавливается, что совершение преступления сотрудником органа внутренних дел является обстоятельством, отягчающим наказание, а также установить уголовную ответственность сотрудников МВД за неисполнение приказа начальника, отданного в установленном порядке и не противоречащего закону.

В теории права существует понятие принципы права, которое выражает его сущность и социальное назначение. Фомичев А.Ю. дает следующее определение:

Принципы права - это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Они воплощают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.

Принципы - это своего рода отправные пункты, показывающие вектор правового регулирования. Они являются более фундаментальными и обобщенными правилами поведения, нежели юридические нормы; обладают значительной устойчивостью и стабильностью.

Так, по мнению Лазарева В.В., в зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы. К общеправовым относят такие принципы, как:

) справедливость, которая означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовым положением; это соразмерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и поощрением, между преступлением и наказанием и т.п.;

) юридическое равенство граждан перед законом и судом, провозглашающее равный правовой статус всех субъектов и нашедший свое воплощение в ст. 19 Конституции РФ, которая устанавливает: "1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации";

) гуманизм, означающий, что Конституция и законы должны закреплять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство. Об этом, в частности, сказано в ст. 21 Конституции РФ: "1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным и иным опытам";

) демократизм, предполагающий, что в правовых нормах должны быть закреплены механизмы и институты представительного и непосредственного народовластия, с помощью которых граждане могут участвовать в управлении государственными и общественными делами, защищать свои права и свободы;

) единство прав и обязанностей, которое выражается в органической связи и взаимообусловленности прав и обязанностей участников правоотношений - субъектов права, и означает, что нет и не может быть прав без обязанностей или обязанностей без прав; то или иное право может быть реальным только тогда, когда установлена соответствующая ему юридическая обязанность;

) федерализм, присущий только тем правовым системам, которые существуют в федеративных государствах. Он означает, что в данном обществе действуют две системы законодательства - общефедеральная и региональная;

) законность - система требований общества и государства, состоящая в точной реализации норм права всеми и повсеместно. Этот принцип нашел свое отражение в ч. ч. 1 и 2 ст. 15 Конституции РФ: "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. 2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы";

) сочетание убеждения и принуждения - универсальные методы социального управления, которые свойственны различным регуляторам, особенно праву. К основным формам убеждения относятся: правовоспитательная работа, обсуждение законопроектов, обоснование в преамбулах нормативных актов целей и задач их принятия. Особенности принуждения: а) более жесткий метод воздействия права на субъектов; б) оно является второстепенным, применяемым после убеждения методом; в) осуществляется в особой процессуальной форме, установленной в праве; г) выступает не как самоцель, а как средство исправления и перевоспитания, т.е. включает в себя черты убеждения правонарушителей и других членов общества в необходимости выполнения правовых предписаний.

Названные принципы являются общеправовыми, ибо действуют во всех без исключения отраслях права.

Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства и т.д.

Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся:

в гражданском праве - принцип равенства сторон в имущественных отношениях;

в уголовном праве - презумпция невиновности;

в трудовом праве - принцип свободы труда;

в земельном праве - принцип целевого характера использования земли и т.п.

Таким образом, опираясь на мнение Лазарева, можно сделать вывод о том, что принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, так как они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права).

4. Социальная ценность права

Право в обществе в условиях цивилизации с аксиологической точки зрения - это не только необходимость, средство социального регулирования, но и социальная ценность, социальное благо.

Исходным для понимания права в этом качестве являются его особенности как институционного образования. Благодаря своей институционности право обладает рядом свойств - общеобязательной нормативностью, формальной определенностью, высокой обеспеченностью и другими.

Для предстоящего анализа необходимо хотя бы в самой общей форме обозначить несколько исходных моментов, характеризующих результативные качества права, - тот первичный эффект, к которому может привести надлежащее, корректное и целеустремленное использование свойств права как нормативного институционного образования.

Во-первых, это возможность (способность) обеспечить всеобщий устойчивый порядок в общественных отношениях. Решающую роль в данной плоскости играет нормативность права, отличающаяся общеобязательностью, всеобщностью. Это позволяет добиться такого состояния жизни общества, когда, регламентированный юридическими нормами, порядок одинаково действует во всей стране, притом постоянно, неизменно, непрерывно во времени.

Во-вторых, это возможность или способность достигнуть определенности, точности в самом содержании общественных отношений.

В-третьих, это возможность достигнуть гарантированного результата. Рассматриваемая особенность права выражается в позитивных юридических обязанностях и в высокой степени их обеспеченности, опирающейся на государственное принуждение. В принципе эти качества позволяют рассчитывать на то, что в итоге интенсивного использования правовых средств наступит запрограммированный ожидаемый эффект. Связь с прямым государственным воздействием придает этой стороне ценности права противоречивый характер и имеет определенные негативные последствия.

Да и вообще, лишь некоторые исходные точки отсчета для более широкой и многогранной характеристики того, что можно ожидать от права, от эффективного использования его потенций при всей сложности, разнозначимости юридического воздействия на жизнь общества.

Дополнительно нужно отметить, что ценность права не исчерпывается возможностями или способностями, заложенными в его свойствах. Не менее существенно то, что право во второй своей ипостаси представляет собой глубинный элемент общественной жизни, не только призванный реализовать ряд основополагающих требований цивилизованного общества, но и вбирающий в себя ценности цивилизации и культуры. Более того, он сам становится такой в высшей степени значимой ценностью, что решающим образом зависит от стадии «восхождения» права, характера и глубины его гуманитарного содержания. Это и связано как раз с характеристикой права в качестве социального феномена, обладающего инструментальной и собственной ценностью.

Если не рассматривать право как регулятора общественных отношений, то его миссия в обществе сводится в основном к инструментальной ценности.

В силу самого хода исторического развития право сложилось во взаимодействии с государством как нормативное институционное образование, имеющее набор весьма эффективных свойств, прежде всего общеобязательную нормативность, формальную определенность, высокую государственную обеспеченность. Иными словами, возник довольно мощный регулятивный феномен, обладающий значительной социальной энергией. Возник и обрел относительную самостоятельность, оторвался от непосредственных причин, его породивших, стал существовать как таковой.

А это означает, что оказалось возможным использование права с его свойствами как орудия, инструмента, средства для решения разнообразных задач; использование различными субъектами социальной жизни - и государством, и церковью, и общественными объединениями, и гражданами.

На первом месте стоит здесь государство: Как уже отмечалась, право нельзя рассматривать в качестве продукта государственной власти, хотя формирование свойств права и его применение происходило с государственным участием. Но именно, то обстоятельство, что такое участие довольно значительно и что зависимость права от государства - непреложный факт, и вызывает у последнего постоянное стремление поставить этот мощный регулятивный инструмент себе на службу. Эта тенденция, как показывает исторический опыт, прекращает свое императивное действие лишь в гражданском обществе, когда конструктивными элементами права становятся институты, независимые от власти (права человека и др.). И хотя при этом право неизбежно в той или иной степени приобретает классово-этатические черты и не может развернуть в полной мере все свои потенции, оно, особенно в обстановке авторитарных политических режимов, действительно является в основном инструментом, притом инструментом государства, выражающим (и в чем-то облагораживающим) волю властвующих, т.е., в сущности, правом власти.

При определенных исторических условиях право может оказаться в руках церкви, политических партий, иных негосударственных объединений (разумеется, при известном содействии государства), и тогда оно становится инструментом указанных образований.

Но особенно существенно, пожалуй, то, что в обстановке действительной демократии право может стать инструментом и в руках граждан, отдельного человека (в основном через институты правосудия, иные формы обеспечения прав человека). Именно тогда право достигает наиболее высокой по современным стандартам ступени развития - становится правом развитого гражданского общества.

Иной аспект проявления инструментального характера ценности права состоит в том, что оно является опосредующим звеном при реализации других ценностей - товарно-рыночных институтов, управления, демократии, морали, культуры, средством их воплощения в жизнь.

В этой ценности право и выступает как высокоэффективный и целесообразный социальный регулятор. В обществе в условиях цивилизации нет другой такой системы социальных норм, которая смогла бы обеспечить (причем на началах, сочетающих нормативное и индивидуальное опосредование поведения людей) целесообразное регулирование экономических, государственно-политических, организационных и ряда, иных отношений, реализуя при этом демократические, духовные, нравственные ценности. Право обладает такими свойствами, благодаря которым возможно ввести в социальную жизнь всеобщую, стабильную, строго определенную по содержанию, гарантированную государством систему типовых масштабов поведения, функционирующую постоянно и непрерывно во времени. И потому в цивилизованном обществе именно право является одним из главных инструментов, способных обеспечить организованность общественной жизни, начала общественной дисциплины, нормальное функционирование всего общественного организма, действенность социального управления.

Вместе с тем важно подчеркнуть, что право имеет и собственную ценность, которая в демократическом обществе приобретает доминирующее значение.

Самым общим образом собственную ценность права можно определить как выражение и олицетворение правом социальной свободы и активности людей на основе упорядоченных отношений и в соответствии со справедливостью, необходимостью согласования воли и интересов различных слоев населения, социальных групп. Иными словами, право в идеале (по определению) - это ценность, которая не присуща никакому другому социально-политическому явлению, ценность упорядоченной социальной свободы, справедливости, консенсуса. В этом своем качестве право может предоставлять людям, их коллективам в виде субъективных прав простор для свободы, для активности в поведении, и в то же время оно направлено на то, чтобы исключить произвол и своеволие, противостоять им, сообразовать поведение с нравственностью, со справедливостью. Если же исходить из идей естественного и частного права, фундаментальных прав человека, основополагающих демократических правовых принципов, то позитивное право вообще становится таким выражением свободы, которое противостоит политической власти, ее произволу.

Именно в собственной ценности права выражается его собственное глубинное правовое содержание.

Даже тогда, когда право «работает» не на полную определяемую историческими условиями «мощность», и, более того, даже при авторитарных политических режимах, когда оно приобретает этатический характер, выступает в качестве права сильного или права власти, когда его содержание по основным своим характеристикам часто не соответствует нуждам прогресса, оно все же представляет собой социально ценное, хотя и крайне ограниченное, явление по сравнению с тем, что ему противостоит, - с произволом, со своеволием, с субъективизмом индивидуумов и групп.

Ведь социальная свобода и активность людей могут иметь различный характер. Не связанные правом, вне права они без преград могут перерасти в произвол. В праве же социальная свобода и активность в той или иной мере отражают единство свободы и упорядоченности общественных отношений, ответственности, заложены в субъективных правах, существуют в очерченных законом рамках, в сочетании с юридическими обязанностями, в соединении с гарантиями, юридическими процедурами. Таким путем они сдерживаются до той грани, за которой свобода и активность могут обернуться неконтролируемым действованием, произволом, ничем не ограниченной вольницей, хаосом.

Положение о том, что право обладает собственной ценностью, имеет важное научное и практическое значение: сама постановка вопроса, таким образом, предупреждает против недооценки права, против сведения его роли к функции только «инструмента». Это положение, в частности, ориентирует на то, чтобы в условиях прогрессивного социально-политического строя, все более утверждающегося гражданского общества и другие социально-политические институты (прежде всего государство, его органы), в свою очередь, «настраивались» на правовые начала, на олицетворяемую правом упорядоченную социальную свободу.

Именно с позиций инструментального подхода оказывается возможным говорить не только о ценности права вообще, но и о правовых ценностях. Это значит, что ценность права выражается как в общих характеристиках, раскрывающих его значение, место в жизни общества, так и в том, что существуют отдельные правовые ценности.

Правовые ценности - это конкретные социально-правовые явления, правовые средства и механизмы. К ним относятся:

  • фундаментальные прирожденные права человека, основополагающие демократические правовые принципы;
  • особые правовые средства и юридические механизмы (все то, что называется юридическим инструментарием), обеспечивающие ценность права, гарантированность прав, институты, выражающие оптимальное соотношение нормативного и индивидуального регулирования, и т. д.

Особый пласт правовых ценностей относится к частному праву. Цивильные институты собственности, сделок, разнообразных договорных обязательств - все эти и аналогичные институты обеспечивают высокий правовой статус автономной личности, приоритетную юридическую значимость индивидуальной воли.

Все более и более раскрываются ныне правовые ценности прецедентного права, выражающие оптимальное приспособление правовых принципов к жизненным ситуациям.

Таким образом, право является уникальной социальной ценностью, поскольку оно воплощает цельный сплав фундаментальных устоев цивилизованной организации жизни общества, их нормативных требований, причем таких, которые, казалось бы, отличаются известной несовместимостью или, во всяком случае, разнородностью, отдаленностью друг от друга.

Заключение

Таким образом, на основании исследования мнений ряда ученых, под правом в объективном смысле понимается система юридических норм, выраженных (объективированных) в соответствующих нормативных актах государства (конституциях, законах, указах, кодексах), не зависящих от каждого отдельного индивида; а под правом в субъективном смысле понимается система наличных прав и свобод субъектов, их конкретные правомочия, вытекающие из указанных выше актов или принадлежащие им от рождения и зависящие в известных пределах от их воли и сознания, особенно в процессе использования.

Из этого важного замечания следует, что право в субъективном смысле охватывает собой не только систему прав (дозволений, полномочий, притязаний), вытекающих из норм объективного права, но также и систему юридических обязанностей, т.е. совокупность конкретных долженствований, необходимостей, императивов, предусмотренных законами государства. Все это составляет единое целое.

Понятия права в объективном и субъективном смысле совершенно необходимы в юридической науке и практике, они призваны выполнять важные операционные, аналитические, познавательные, прикладные и социально-регулятивные функции. Перед нами - базовые, основополагающие категории правоведения.

Как уже отмечалось, право - сложное и многозначное явление, затрагивающее интересы всех без исключения участников общественных отношений, индивидуальных и коллективных. В современных условиях России очень важно всемерно повышать роль законов, других нормативно-правовых актов в создании юридических гарантий прав человека, свободы личности, ее защищенности, поскольку именно это остается пока одной из наиболее острых и нерешенных проблем общества. В Конституции РФ записано: "Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина - обязанность государства" (ст.2). Но государство может осуществить данную задачу не иначе как с помощью и посредством законодательства (позитивного права).

Принципы права - это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой - представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.

Принципы права определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя. Это и отмечает и Президент Медведев Д.А.: - в своем послании «они являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой. Благодаря принципам, правовая система адаптируется к важнейшим интересам и потребностям человека и общества, становится совместимой с ними».

Список используемых нормативно-правовых актов и литературы

Нормативно-правовые акты

. Всеобщая декларация прав человека // Российская газета. 1995. 5 апреля.

. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" (с изменениями и дополнениями) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 22 апреля 1991 г., N 16

. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // "Российская газета", N 7, 21.01.2009

. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.11.2009 г. // "Российская газета", N 214, 13.11.2009

. Приказ МВД РФ от 28 декабря 2008 г. № 1138 Об утверждении кодекса профессиональной этики сотрудников ОВД

. Бондарев А.А. Теория государства и права: Учебное пособие / А.А. Бондарев. - Орел: Орловский юридический институт МВД России, 2009. - 185 с.

. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов, изд. 6-е. М.: Омега-Л, 2009. - 608 с.

. Клевцов С.В. История органов внутренних дел : альбом схем / С.В. Клевцов, А.Ю. Фомичев. - Орел: ОрЮИ МВД России, 2007. - 77 с.

. Кулапов В.Л., Малько А.В. Теория государства и права М.: Норма, 2009. - 384 с.

. Макуев Р.Х. Теория государства и права. Учебник. Орёл-Москва. 2005.

. Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях М.: Проспект, 2009. - 144 с.

. Малько А.В., Нырков В.В., Шундиков К.В. Теория государства и права. Элементарный курс Изд. 3-е, стереотип. М.: КноРус, 2009. - 240 с.

. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Юристъ, 2007. - 300 с.

. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права М.: Дело АНХ, 2009. - 528 с.

. Общая теория государства и права. Академический курс: В 2-х т. / Отв. ред. М.Н.Марченко. М. 2004.

. Основы государства и права под ред. А.В. Малько изд. 2-е, стереотип. М.: КноРус, 2009. - 336 с.

. Теория государства и права: Курс лекций под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006. - 768 с.

. Теория государства и права под ред. В.В. Лазарева изд. 3-е, перераб. и доп., М.: Форум, Инфра-М, 2008. - 624 с.

. Теория государства и права: Учебник /под ред. В.Я. Кикотя, В.В. Лазарева. М., 2008. С. 459.

. Теория государства и права: вопросы и ответы: Учебное пособие / А.В. Булыжкин., Орел: Орловский юридический институт МВД России, 2008. -173с.

. Фомичев А.Ю. Теория государства и права. Словарь-справочник.- Орел: Орловский юридический институт МВД России, 2005.- 48 с.

. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. - 528 с.

. Гапонов О.И., Бондарев А.А., Булыжкин А. В. Теория государства и права. Конспект лекций. - Орел. ОрЮИ МВД РФ, 2003. С - 107.

. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. М. 2003.

. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. - М.: Новый Юрист, 1999. - 240 с.

. Теория государства и права: Учебник для студентов и аспирантов юридических вузов /Под ред. Г.Н. Манова. М. 2003.

. Теория права и государства. Ч. I-II /Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. Екатеринбург, 2000.

. Якушев А.В. Теория государства и права: пособие для подготовки к экзаменам. М. 2000.

Похожие работы на - Сущность права

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!