Судебная власть и правосудие в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,95 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Судебная власть и правосудие в Российской Федерации

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. История судебной власти в России

§ 1. История суда в России с древности до 1917 года

§ 2. История советского суда

Глава 2. Судебная власть в Российской Федерации на современном этапе развития

Глава 3. Правосудие в Российской Федерации

§ 1. Понятие правосудия

§ 2. Принципы правосудия в Российской Федерации

Заключение

Список источников и литературы

ВВЕДЕНИЕ

Судебная власть как социально-правовое явление современной России привлекла внимание юристов в связи с судебной реформой в 1991 году. До настоящего времени это явление находится в развитии, и становление судебной власти в России пока еще не завершено.

Определяя судебную власть как самостоятельный и независимый вид государственной власти (ст. 10 Конституции РФ), законодатель, по сути, показал три элемента (признака), составляющих существо судебной власти.

Во-первых, судебная власть является разновидностью власти, следовательно, её природа предопределена общими характеристиками власти как таковой. Структура любого властного отношения всегда включает субъект власти, объект власти и отношения господства и подчинения между ними. Судебная власть призвана влиять на поведение субъектов судопроизводства, устранять нарушение права, восстанавливать нарушенное право, применять к правонарушителям определенное законом принуждение и тем самым обеспечивать стабильность правоотношений, и одновременно преобразовывать противоправное поведение в правомерное.

Во-вторых, судебная власть является неотъемлемым атрибутом государственной власти, что предопределяет её публичный характер, неразрывную связь её характеристик с характеристиками того государства, в котором она функционирует. Принадлежность судебной власти к государственной власти обусловлена тем, что судебная власть возникла одновременно с государством. Она всегда являлась неотъемлемым атрибутом государственной власти. Государство не может выполнять свои функции без судебной власти, посредством которой оно получает возможность разрешать споры и конфликты, восстанавливать нарушенное право, защищать права и свободы человека, обеспечивать стабильность и правопорядок.

В-третьих, будучи обособленной среди других ветвей власти, судебная власть обладает собственными характеристиками. Собственная судебная сущность судебной власти обусловлена тем, что только она управомочена государством быть арбитром в правовых спорах, отнесенных законом к её компетенции, и может судить о праве и разрешать их с позиции права. Судебная власть, в отличие от законодательной или исполнительной, не осуществляется вне сферы правоотношений, она не судит с позиций целесообразности, выгоды, политики и т.п. Судебная власть востребуется лишь в ситуации правового спора, конфликта, посягательства на права личности или установленный в государстве правопорядок, при решении иного правового вопроса, отнесенного к компетенции суда. Её собственная судебная (арбитральная) сущность проявляется в применении известного и общеобязательного масштаба, содержащегося в правовых нормах, к индивидуальному акту социального поведения или социальных отношений.

Рассмотрим процесс становления и развития судебной власти в России с ранних времен и по настоящее время (остановив внимание на некоторых общепризнанных периодах в истории отечественного государства и права).

Глава 1. ИСТОРИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ

§ 1. История суда в России с древности до 1917 года

)Суд в древнейших государствах на территории России

Суд в древнейших государствах на территории России реконструируется на примерах Скифии, Боспора, Хазарии.

Скифские обычаи позволяют выявить состязательный судебный процесс и розыскной суд. Состязательный суд царя проводился для решения споров между общинниками. Проигравший в таком суде подлежал смертной казни, выигравший пользовался почетом и уважением. Споры между общинниками могли рассматриваться в суде жрецов, который проходил в области, свободной от юрисдикции государства. Там же, у жрецов, можно было получить убежище от кровников или врагов.

Суд и процесс Боспора были такими же, как и в античной Греции, т.е. состязательный судебный процесс между истцом и ответчиком. Точно известно о наличии судебных учреждений в Пантикапее, Херсонесе. Судебный процесс строился на свидетельских показаниях, в качестве доказательств применялись документы об обязательствах. Допускались поручительство и представление в суде интересов третьих лиц. Об уголовном праве и уголовном процессе известно меньше. В источниках говорится о преступлениях против государства, царя, должностных лиц, нарушении клятвы. В качестве уголовных наказаний фигурируют смертная казнь и конфискация имущества. В ряде случаев использовалась экстрадиция преступников.

Хазарский каганат отличался от предыдущих государственных объединений. О суде и процессе в этом первом феодальном и раннесредневековом государстве юга России известно немного. Известно, в частности, что внутреннее управление и суд подвластных народов сохранялись в неприкосновенности и соответствующие полномочия возлагались на знать покоренных народов. Во главе Хазарского государства стоял каган, обладавший также правом высшего суда. В Хазарии было два судебно-полицейских учреждения: высший дворец в подчинении кагана и низший дворец в подчинении царя. Некоторые из каганов уделяли достаточное внимание рассмотрению судебных дел, лично принимали судебные решения. Вторым лицом в государстве являлся царь (визирь), которому принадлежала высшая исполнительная власть, он также обладал судебной властью.

На примерах древнейших государств можно наблюдать различный уровень организации судебной власти и развития процесса. В отличие от боспорского суда, имевшего много общего с метрополией, у скифов и хазар суд был архаичным, соответствующим родоплеменному устройству общества, характерному для первобытного общества и ранней государственности.

)Суд и процесс в Древнерусском государстве

В VII - IX веках у восточнославянских племен наблюдался активизирующийся процесс формирования государственности, а следовательно, и государственного права.

В Древнерусском государстве высшей судебной властью обладал князь, ограничений компетенций этого суда не было. Суд проходил в «княжьем дворе» - не только резиденции князя, но и месте, где заседали судьи и тиуны (помощники наместников). Правом суда обладали и наместники князя - «посадники». Некоторым из них жаловалось право суда без доклада князю по наиболее опасным преступлениям (убийство, грабеж). В древней Руси не было разграничения гражданского и уголовного процесса. В суде имели место не только свидетельские показания, но и клятва («рота»), поединок («поле») и моральная ответственность перед «миром».

)Суд и процесс в Новгороде и Пскове

Новгородская судная грамота говорила о судоустройстве государства, устанавливала компетенции судов архиепископа, посадника и тысяцкого (князя). Структурно суд делился на управы. Свою управу имел, например, тысяцкий. Суд созывался в Новгороде три раза в неделю, также организовывались выездные заседания по новгородским городам. Дела в суде должны были решаться в определенный срок и регулярно докладываться архиепископу.

В противном случае судьи штрафовались. К суду в Новгороде имели отношение наместник, тысяцкий, судьи, приказчики, присяжные заседатели, рассказчики и стряпчие, дьяки, докладчики и приставы. Если суд был церковный или княжеский, то соответственно присутствовали архиепископ и князь.

Псковская судная грамота была основным источником права в этой феодальной республике. В правосудии активное участие принимало вече и братчина (суд общины). Князь не имел права судить единолично. В Пскове суд носил состязательный характер. Существовал и институт досудебной подготовки дела - свод. В процессе суда допускалось представительство сторон, которое осуществлялось через пособников.

В качестве пособника не могли выступать должностные или заинтересованные лица. Решение суда считалось окончательным и обжалованию не подлежало. Неявка в суд означала проигрыш неявившейся стороны.

Выигравшей стороне выдавалась грамота, на основании которой исполнялось решение суда. Псковский суд применял следующие виды наказаний: смертная казнь и денежный штраф в пользу государства. Взимались судебные пошлины.

)Суд и процесс в Русском государстве по Судебникам 1497 и 1550 годов

Судебник 1497 года указывает два вида суда: высший и низший. Высший суд состоял из трех инстанций:

суд высшей инстанции возглавлялся председателем боярской думы в присутствии бояр и высших судей; решения этого суда были окончательными и обжалованию не подлежали;

боярский суд, который должен был докладывать дело великому князю; за князем было окончательное решение;

суд по особым делам под председательством боярина; решения этого суда могли обжаловаться в судах высших инстанций.

Низший суд в регионах (уездах и волостях), разделенных на судебные округа, проводился под председательством наместников. Этот суд был состязательным, в нем принимали участие представители местных общин. Решение этого суда было предварительным, его можно было обжаловать в суде высшей инстанции.

Судебник 1550 года отменял суд великого князя и заменял его судом бояр и окольничьих. В Судебнике было две формы суда: состязательный и инквизиционный (по уголовным делам). Система наказаний строилась исходя из устрашения в назидание остальным преступникам. В качестве фактических доказательств при расследовании могли присутствовать не только устные, но и письменные доказательства. Итогом развития права по великокняжескому и царскому Судебникам было учреждение единообразной для всей страны судебной системы, не отделенной от государственной администрации.

)Суд в России при Петре I

Укрепление судебных органов было взаимосвязано с социально-экономическими причинами, внутриполитической борьбой и Северной войной. Высшую судебную власть при такой форме правления, как абсолютная монархия, осуществлял царь, который вовсе не должен был как-либо мотивировать свое решение. Но Петр I рассматривал лишь те дела, в которых ему виделись наиболее опасные преступления против самодержавия и государства.

Следующей после царя судебной инстанцией являлся Сенат. Решения Сената считались окончательными и обжалованию не подлежали. Сенат рассматривал дела, передаваемые по инстанции нижестоящими судебными учреждениями, однако Сенат мог являться и судом первой инстанции по наиболее важным политическим делам и должностным преступлениям. В подчинении Сената находились коллегии, которые также обладали судебными функциями.

В губерниях были провинциальные и городские суды. Кроме того, существовали суды для горожан, церковный сословный суд, а право суда над своими крестьянами по незначительным преступлениям имели помещики. Также разграничивалась компетенция гражданских и воинских судов.

Судебный процесс правления Петра I развивался в двух направлениях. Ориентируясь на Европу, царь стремился заимствовать более прогрессивные, цивилизованные начала судоустройства. Но на практике получалось развитие не состязательного суда, а широкое применение на суде признания, добытого с помощью пыток обвиняемого, что сближало суд эпохи Петра I с мрачной средневековой инквизицией.

)Суд во второй половине XVIII - первой половине XIX веков

Суд при Екатерине II продолжал оставаться сословным. Во главе этой системы находилась сама императрица, которая была против разделения властей даже при сохранении неограниченной монархии. Высшими инстанциями были Сенат и Синод. Помимо судебной власти Сенат осуществлял также функции прокурорского надзора через губернских прокуроров. Синод ведал духовными вопросами и делами, относившимися к церковно-гражданскому праву.

Адмиралтейская и Военная коллегии ведали соответственно военно-морскими и военными судами. Для гражданского населения в соответствии с сословным делением общества учреждались различные в своих полномочиях суды. Во главе этой системы находились генерал-губернаторы и губернаторы с губернским правлением, палатами гражданского и уголовного судов. Нижестоящими инстанциями были верхний земский суд с гражданским и уголовным департаментами, верхняя и нижняя расправа, волостная расправа, дворянская опека. Данные суды учреждались для сословий по месту жительства в губерниях России, отдельно для дворян и крестьян.

)Суд и процесс в России после судебной реформы 1864 года

Судом высшей инстанции оставался Правительствующий сенат, в нем образовывались департаменты гражданских и уголовных дел, создавались местные и общие (коронные) суды. Важными нововведениями являлись институты судебных следователей и адвокатуры. В 1864 году был введен нотариат.

Наряду с новой судебной системой в России сохранились сословные суды для духовенства, военных, крестьян. Существовал Верховный уголовный суд, который рассматривал дела в отношении высших штатских должностных лиц, генералитета, придворной аристократии.

В России в ходе реформ были приняты процессуальные кодексы, велись работы по созданию гражданского кодекса. Система исполнения наказаний стала либеральнее. Суд стал гласным, провозглашался принцип несменяемости судий, подчинения их закону, принцип состязательности стал господствующим.

)Суд и процесс в России в период до 1917 года

В 1881 году император Александр III подписал манифест «О незыблемости самодержавия» с курсом контрреформ, направленных на ужесточение внутренней политики. Контрреформы проводились сразу по нескольким направлениям. Были осуществлены судебная, земская, городская контрреформа, ужесточалась цензура, ограничивались права национальных меньшинств.

Судебная контрреформа преследовала две взаимосвязанные цели: ограничить гласность, демократичность суда и усилить административное вмешательство в судопроизводство. Серьезный удар был нанесен по институту мировых судей (мировой суд упразднялся повсеместно, кроме Москвы, Петербурга и Одессы). Вместо мировых судов в губерниях страны учреждались земские участки.

Ужесточалась карательная политика самодержавия. Увеличивался штат Отдельного корпуса жандармов, учреждались новые жандармские структуры, так называемые охранные отделения. Была создана новая структура - секретная полиция.

Однако чрезвычайные меры не оградили страну от революционных потрясений. С 1917 года царское, а затем и Временное правительство было вынуждено применить еще более жесткие меры для подавления беспорядков с помощью армии, а на фронте восстановили смертную казнь, ужесточилось уголовное и внесудебное преследование.

Тем не менее, Россия погружалась в хаос революции и Гражданской войны, перечеркнувших позитивный опыт становления судебной власти страны с предыдущий период её истории.

§ 2. История советского суда

)История советского суда в 1917 - 1920-е годы

Во время Октябрьской революции 1917 года и последующей Гражданской войны рухнула вся система российской государственности, начался слом всей существующей структуры судебных органов. В революционном хаосе правосудие подменялось вседозволенностью людей, обладавших властью и оружием, а право - политикой и революционной необходимостью.

В 1917 году судебные функции возлагались на Народный комиссариат внутренних дел (НКВД). По его постановлению была создана рабоче-крестьянская милиция. Также была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК), которая получила неограниченные полномочия: от ареста и следствия до вынесения приговора и его исполнения.

В 1922 году ВЧК была упразднена, вместо неё был создан единый общественный орган - Объединенное Государственное политическое управление (ОГПУ). При ОГПУ создается Главное управление милиции, а также судебная коллегия. Для рассмотрения особо опасных для советской власти политических преступлений в период становления советской судебной системы создавались революционные трибуналы.

С созданием новой судебной системы были упразднены прежние органы юстиции: окружные суды, судебные палаты, Правительствующий сенат, прокуратура, институты судебных следователей, присяжных поверенных и частных адвокатов.

Вместе с тем постепенно создавалась новая судебная система, первоначально сформулированная в трех декретах о советском суде. Декретом о суде №1 окончательно ликвидирована система общего и военного суда. Взамен были учреждены выборные народные суды. Декрет о суде №2 учреждал окружные суды для решения гражданских и уголовных дел. Вводился кассационный порядок обжалования решений и приговора суда. Декрет о суде №3 внес изменения в подсудность народных судов. В их ведении остались уголовные дела, за исключением дел о наиболее тяжких преступлениях (убийство, разбой, бандитизм, изнасилование, взяточничество, спекуляция, фальшивомонетничество). Кассационной инстанцией определялся учреждаемый по декрету Кассационный народный суд в городе Москве.

Таким образом, первыми итогами становления советской судебной системы стали революционные трибуналы и системы общих (народных) судов. Революционные трибуналы рассматривали политические дела и приравненные к ним наиболее тяжкие преступления экономического характера, военного суда, а народные суды заменили собой систему досоветского общего суда и института мировых судей.

В 1922 - 1924 годах была осуществлена судебная реформа. В РСФСР создавалась единая, своеобразная судебная система, не признававшая как независимую судебную власть, так и систему разделения властей. Советская судебная система состояла из четырех звеньев:

народный суд в составе постоянного народного судьи;

губернский суд;

Верховный суд РСФСР и его коллегии.

Наряду с единой системой народных судов в РСФСР создавались специальные суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, трудовые сессии народных судов, земельные комиссии, арбитражные комиссии. Становление судебной системы сопровождалось появлением советских кодексов.

2)История советского суда в 1930 - 1941 годы

Образование СССР, изменение административно-территориального устройства вносили новшества в систему судоустройства. Произошла реорганизация органов юстиции. Упразднялись окружные суды и прокуратуры органов, определялась структура органов юстиции по территориальному признаку.

В 1938 году Верховный совет СССР принял Закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик. Закон определял, что правосудие в СССР осуществляется Верховным Судом СССР, Верховными Судами союзных или автономных республик, краев, областей, окружными или специальными судами, народными судами в соответствии с компетенциями, отнесенными Законом к их ведению. Верховный Суд СССР являлся высшим судебным органом, избирался на пятилетний срок. На него возлагался надзор за судебной деятельностью всех судебных органов на территории СССР.

Однако положения Закона о судоустройстве систематически нарушались, выходила масса подзаконных актов, прямо ему противоречащих. К 1941 году в основных чертах сложилась советская система правосудия, её основной чертой была репрессивная сущность.

)Суд и процесс в СССР в годы Великой Отечественной войны

С началом войны произошли значительные изменения в судоустройстве и процессуальном праве. Кардинальность данных изменений была обусловлена чрезвычайными условиями, с которыми столкнулась страна. Учреждались военные трибуналы в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий. В период войны действовали военные трибуналы Красной армии и ВМФ, войск НКВД, железнодорожного и водного транспорта. Суды общей юрисдикции на прифронтовых территориях преобразовывались в военные трибуналы, так же как и в городах в период нахождения на осадном положении. Военные трибуналы получали широкие полномочия. В их компетенции находились преступления, совершенные не только военнослужащими, но и гражданским населением в прифронтовых районах, если в составе преступлений фигурировали нарушение общественного порядка, хищения, уклонение от воинской службы, повинностей и др. По Положению о военных трибуналах в них устанавливался ускоренный и упрощенный порядок рассмотрения дел с ограничением процессуальных гарантий подсудимого.

Дела о преступлениях лиц, обвиняемых в предательстве, рассматривались военно-полевыми судами оперативно (в течение 48 часов с момента поступления в суд), в упрощенном порядке, публично, и приводились в исполнение по истечении 72 часов.

Во второй период войны (1944 - 1945 годы) начинается постепенное восстановление советского суда.

)Советский суд послевоенного времени 1945 - 1953 годы

Советский народ и государство, судебная система с окончанием войны возвращались к мирной жизни. В регионах страны и на транспорте отменялось военное положение, вновь вводилось довоенное законодательство. Военные трибуналы постепенно прекращали свою деятельность, восстанавливалась их подсудность в соответствии с законами мирного времени, на транспорте трибуналы преобразовывались в линейные и окружные суды.

В 1946 году для повышения роли советского правосудия Верховный Совет СССР принял Закон о присвоении Прокурору СССР наименование Генерального Прокурора СССР. Так же было ЦК ВКП(б) принял решение о юридическом образовании в СССР - качественное юридическое образование и постоянное повышение квалификации юристов должны были способствовать укреплению советской законности и повысить позитивный имидж советской юстиции.

)Советский суд в 1953 - 1991 годы

Либерализация общественной жизни осуществлялась путем совершенствования законодательства. В 1958 году были приняты Основы уголовного законодательства, на базе которых формировались кодексы союзных республик. В актах упразднялось понятие «враг народа», повышается возраст уголовной ответственности, судебные заседания становятся открытыми.

Согласно Положению о Верховном Суде СССР от 1957 года этот суд мог проверять любое дело, предварительно рассмотренное Верховным Судом союзной республики. Коллегии и Пленум Верховного Суда СССР вправе были рассматривать протесты на решения, приговоры, определения и постановления Верховных Судов союзных республик лишь в случае противоречия их союзному законодательству или нарушения ими интересов других союзных республик. При рассмотрении гражданских и уголовных дел коллегии применяли в т.ч. законы той союзной республики, где возникал спор о гражданском праве или где было совершено преступление.

В 1958 году были приняты Основы законодательства о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик. Основы определяли, что только суд осуществляет правосудие в СССР. Важнейшим направлением в деятельности органов суда были предупреждение правонарушений, ликвидация преступности и причин, её порождающих. Предусматривалось упразднение участковой системы народных судов, её замена единым народным судом района или города. Срок полномочий судей был увеличен до пяти лет. Была установлена подотчетность народных судей перед избирателями, а вышестоящих судов - перед соответствующими Советами. Предусматривалось образование Пленумов в составе верховных судов союзных республик и возможность образования Президиумов этих судов.

В 1977 году была принята новая Конституция СССР. Она, в том числе, определяла судебную систему СССР. В соответствии со ст. 151 правосудие в СССР осуществлялось только судом. В СССР действовал Верховный Суд СССР, Верховные Суды союзных республик, Верховные Суды автономных республик, краевые, областные, городские суды, суды автономных областей, суды автономных округов, районные (городские) народные суды, а также военные трибуналы в Вооруженных Силах. Верховный Суд СССР наделялся полномочиями высшего судебного органа СССР и компетенцией осуществления надзора за судебной деятельностью судов СССР, а также судов союзных республик в пределах, установленных законом. Организация и порядок деятельности Верховного Суда СССР определялся Законом о Верховном Суде СССР.

Основополагающие принципы деятельности суда, арбитража, прокуратуры, адвокатуры в новых условиях получили закрепление в принятых в 1979 году Законах о Верховном Суде СССР, о прокуратуре СССР, о государственном арбитраже в СССР, об адвокатуре в СССР.

В 1980 году в соответствии с Конституцией СССР были внесены изменения в Основы Законодательства о судоустройстве СССР и союзных республик. Советскую судебную систему составляли общественные суды и суды союзных республик. Общественные суды - это Верховный Суд Союза ССР и военные трибуналы. Верховный Суд СССР - высший судебный орган в системе органов правосудия. Он действовал в составе: Пленума, судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по уголовным делам и военной коллегии.

Основным звеном судебной системы являлся районный (городской) народный суд. Он непосредственно и постоянно связан с населением. Им рассматривалось подавляющее большинство гражданских и уголовных дел. Народный суд всегда являлся только судом первой инстанции, ибо полномочен был разрешать дела впервые, действовал в составе народного судьи и двух народных заседателей. Все вышестоящие суды могли быть судами первой инстанции по делам, отнесенным к их компетенции, но они являлись и судами второй, кассационной, инстанции, когда проверяли законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения или приговора, не вступившего в законную силу.

Неофициальным судом в СССР были товарищеские суды. Несмотря на свой неофициальный статус, они имели большое позитивное воспитательное значение. Товарищеские суды избирались, как правило, коллективами больших предприятий и учреждений и действовали на общественных началах.

Большое число законодательных изменений происходило в годы перестройки. В период с 1987 по 1991 годы было принято более 100 законов, указов, постановлений. Однако с распадом СССР в 1991 году судебная система и право бывших советских республик стали развиваться самостоятельно, всё больше отдаляясь друг от друга. Формирование же суда современной России открывает новый период в тематике истории отечественного государства и права.

Глава 2. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

суд правосудие советский российский

В 1991 году Россия приступила к осуществлению судебной реформы, начавшейся и не оконченной в СССР в 1989 году. Концепция судебной реформы появилась в 1991 году, большую роль в разработке и реализации реформы и её законов с 1990 года сыграло Министерство юстиции. В 1993 году Верховный Совет РСФСР рассмотрел шаги в осуществлении реформы и одобрил её концепцию.

Конституция РФ 1993 года и Федеральный конституционный закон о судебной системе Российской Федерации 23 октября 1996 года создали правовую базу для дальнейшего развития судебной реформы.

Конституция 1993 года в главе 7 (ст. 118-129) определяет судебную власть РФ. Статья 118 гласит, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

В соответствии со ст. 119 судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации (в настоящее время рассматривается предложение о введение имущественного ценза для судей, по аналогии с Уставом 1864 года).

Судьи (ст. 120) независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

Судьи несменяемы (ст. 121), их полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. В соответствии со ст. 122 судьи неприкосновенны, они не могут быть привлечены к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

Конституция допускает только открытое очное разбирательство дел во всех судах, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета, что дает возможность полного и независимого осуществления правосудия.

Статья 125 определяет состав и статус Конституционного суда. Конституционный Суд состоит из 19 судей. Закон определяет, что Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции:

федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры:

о компетенции между федеральными органами государственной власти;

между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

Рассмотрение в Конституционном суде осуществляется по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Статья 126 определяет, что Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Статья 128 гласит, что судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

Статья 129 характеризует Прокуратуру РФ как единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

декабря 1996 года Президент РФ Б.Н. Ельцин подписал Федеральный конституционный закон о судебной системе Российской Федерации (принят Государственной Думой 23 октября 1996 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 1996 года), который был введен в действие с 1 января 1997 года.

Закон состоит из пяти глав, тридцати семи статей.

Общие положения первой главы (ст. 1-10) характеризуют судебную власть, судебную систему, суды, дают иные универсальные установления.

Вторая глава (ст. 11-16) определяет основы статуса судей РФ, говорит, что судьями являются лица, в соответствии с Конституцией и настоящим Федеральным конституционным законом исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

В третьей главе «Суды» (ст. 17-28) определяется порядок создания и упразднения судов, оговаривается осуществление их полномочий.

В четвертой главе (ст. 29-34) изложены заключительные положения закона, в ней учреждаются органы судейского сообщества. Высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей Российской Федерации и Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации.

Финансирование судов осуществляется на основе федерального бюджета отдельной строкой.

Следующим шагом стало осуществление судебной реформы в ходе Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы. В ходе реализации реформы в РФ была сформирована новая судебная система, которая, несмотря на многочисленные трудности объективного и субъективного характера, начала функционировать.

-19 декабря 2012 года в Москве состоялся VIII Всероссийский съезд судей. В результате проведенной работы съезд принял Постановление «О состоянии судебной системы Российской Федерации и основных направлениях ее развития». В нем в частности отмечается, что осуществление мер по повышению качества правосудия, совершенствованию судопроизводства и его постоянной адаптации к потребностям государства и общества является неотъемлемой частью последовательно проводимого демократического процесса в России. В Постановлении говорится о путях обеспечения разумных сроков рассмотрения дел в судах, о статусе судей в Российской Федерации, об организационном обеспечении судебной деятельности, о деятельности органов судейского сообщества.

Основываясь на положениях Конституции Российской Федерации, законодательства о судебной системе и статусе судей Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, развивая и конкретизируя их в целях обеспечения права каждого на справедливое и своевременное рассмотрение дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, а также в целях установления стандартов поведения судей как основы общественного доверия к судебной власти и качеству правосудия, осознавая ответственность перед обществом за надлежащее отправление правосудия, делегаты съезда приняли новый Кодекс судейской этики. Он заменил прежний Кодекс, утвержденный VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 года.

Таким образом, 1990-е годы можно назвать решающим этапом в принятии законов о судебной реформе, а 2000-е годы можно назвать вехой в ее реализации, начальным шагом к совершенствованию судебной системы России.

ГЛАВА 3. ПРАВОСУДИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

§ 1. Понятие правосудия

При рассмотрении понятия судебной власти невозможно обойтись без употребления такого понятия, как правосудие. Соотношение понятий судебная власть и правосудие в настоящее время является дискуссионным. В советском законодательстве под правосудием понималось лишь рассмотрение и разрешение гражданских и уголовных дел судом. Оно не охватывало даже рассмотрение судом материалов об административных нарушениях. Существенное расширение сферы действия судебной власти и появление таких видов судопроизводства как конституционное, арбитражное, административное, формирование и расширение сферы судебного контроля потребовало пересмотреть содержание понятия «правосудие».

В ст. 4 Закона о судах общей юрисдикции указывается, что они осуществляют правосудие, «разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства». Из этого можно сделать вывод, что термин правосудие теперь охватывает все споры и дела, с которыми обращаются в суд. Он обозначает то, что делает суд по этим спорам и делам: суд их рассматривает и разрешает в процессуальном порядке. Иными словами, правосудие обозначает теперь содержание судебной власти, а судопроизводство - ту процессуальную форму, в которой она осуществляется.

§ 2. Принципы правосудия в Российской Федерации

Принципы правосудия - это основополагающие и руководящие правовые положения, в своей совокупности объективно определяющие наиболее общую характеристику правосудия в государстве в данный исторический период, раскрывающие социальное назначение правосудия и показывающие уровень его демократичности. Неуклонное соблюдение каждого из принципов обеспечивает нормальное осуществление судебной власти и выполнение ею своих функций и социально-правового назначения. Содержание отдельных принципов раскрывается в Конституции РФ и в иных законодательных актах. Остановимся на некоторых из них.

)Законность

Принцип законности вытекает из содержания ст. 15 Конституции РФ. Он является общеправовым принципом и означает, что государство, все его органы и должностные лица, органы местного самоуправления, общественные организации, а также граждане, юридические лица, т.е. все субъекты общественных отношений должны соблюдать и не нарушать законодательство, действующее в государстве в данный момент.

Применительно к правосудию принцип законности обращен, прежде всего, к суду и всем участникам судопроизводства. Принцип законности правосудия означает, во-первых, что правосудие вправе осуществлять только суд, созданный на основании закона. Без соблюдения этого требования судебное разбирательство признается несправедливым (ч.1 ст.6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод). Во-вторых, судопроизводство должно осуществляться в точном соответствии с предписаниями соответствующего процессуального закона. Суд обязан сам соблюдать все процессуальные нормы, а также обеспечивать участникам процесса возможность реализовать свои процессуальные права и требовать от них выполнения их процессуальных обязанностей.

)Охрана прав и свобод человека при осуществлении правосудия

Во-вторых, государство закрепляет в Конституции РФ и законодательных актах наиболее значимые из прав и свобод человека, конкретизируя их защиту применительно к различным общественным отношениям.

В-третьих, государство берет на себя обязательства воздерживаться от какого-либо незаконного или необоснованного вмешательства в реализацию человеком его прав и свобод, а также обязательства по обеспечению реализации естественных прав и свобод человека.

)Осуществление правосудия только судом

Появление этого принципа связано с распространением в 20-х, 40-х, 50-х годах XX века в России практики применения особыми, специально создаваемыми органами уголовного наказания к ни в чем не повинным гражданам.

Данный принцип закреплен в ч. 1 ст. 118 Конституции РФ и конкретизирован в ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации». Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с данными законами. Эти суды осуществляют судебную власть посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных указанным федеральным конституционным законом, не допускается.

)Независимость судей и подчинение их только

Конституции РФ и федеральному закону

В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей. Никакие государственные органы, общественные организации и должностные лица не могут каким-либо образом влиять на судей, а равно на привлекаемых к участию в рассмотрении дел присяжных и арбитражных заседателей при осуществлении правосудия.

Согласно ст. 120 Конституции РФ судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Независимость судей, признанных носителями судебной власти, является гарантией самостоятельности самой судебной власти.

)Участие граждан в отправлении правосудия

Конституция РФ, гарантируя гражданам Российской Федерации право участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32), непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок такого участия. Конкретные формы участия граждан РФ в отправлении правосудия, требования, которым эти граждане должны соответствовать, и их особый правовой статус в период исполнения обязанностей заседателей устанавливаются федеральным законодательством на основании принципов, закрепленных в ст. 32 Конституции РФ и ст. 8 закона «О судебной системе Российской Федерации».

)Равенство всех перед законом и судом

Согласно ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Содержание принципа проявляется в том, что государство гарантирует равенство прав и свобод гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

)Право на судебную защиту

Право на судебную защиту закреплено в Конституции РФ и относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и гражданина. Равным образом оно распространяется и на организации, как объединения граждан.

Право на судебную защиту включает три обязательных элемента:

возможность для каждого, чьи права, свободы или законные интересы нарушены либо оспорены, обратиться в суд;

справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона, и постановление законного и обоснованного решения;

исполнение судебного решения.

Лишь соблюдение всех этих трех элементов позволяет в полной мере реализовать право каждого на судебную защиту.

)Обеспечение доступа к правосудию

Этот принцип закрепляет не столько право человека на обращение в суд, сколько обязанность государства юридически и фактически обеспечить возможность использования права на судебную защиту в реальном процессе.

Обеспечение доступа к правосудию означает, что государство признает право лиц, потерпевших от преступления или злоупотребления властью, на доступ к правосудию и обеспечивает это право путем создания необходимых судебных органов, определения простого и доступного процессуального порядка обращения, а также создания юридических и фактических возможностей для отстаивания своих прав и свобод.

)Право на получение квалифицированной юридической помощи при осуществлении правосудия

Право на получение квалифицированной юридической помощи - это гарантированная Конституцией РФ и обеспечиваемая государством возможность каждого получать необходимую помощь от лиц, обладающих специальными познаниями и навыками в области права, для эффективной защиты своих прав, свобод и законных интересов.

)Состязательность и равноправие сторон

В соответствии с этим принципом, суд обязан с равным вниманием относиться к аргументам обвинения и защиты, исследовать каждое из представляемых ими доказательств. Состязательность в судебном процессе состоит в том, что сторона обвинения обязана доказать суду свои претензии, а защита вправе опровергать их и обосновывать невиновность, недоказанность вины или меньшую степень виновности подсудимого. При этом бремя доказывания лежит только на обвинителе, сторона защиты не должна доказывать невиновность, потому что невиновность презюмируется.

)Презумпция невиновности

Этот принцип закреплен в ст. 49 Конституции РФ, ч. 1 которой гласит: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда». Этот принцип - один из основополагающих, своего рода критерий правового государства.

Можно выделить три составляющие этого принципа:

он относится только к обвиняемому (в широком смысле этого термина, включая и другие его процессуальные статусы - подозреваемый, подсудимый);

согласно этому принципу обвиняемый, пока он находится в этом качестве, считается невиновным (именно считается, а не является);

обвиняемый признается невиновным до вынесения судом обвинительного приговора и вступления его в законную силу.

) Язык судопроизводства

Россия - многонациональное государство и для неё принцип национального языка судопроизводства имеет особое значение. Этот принцип прямо вытекает из ст. 68 Конституции РФ. На всей территории России государственным языком признается русский язык. Наряду с ним республики вправе устанавливать свои национальные языки, которые могут употребляться в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных учреждениях на территории республики наряду с государственным языком.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе был рассмотрен вопрос судебной власти в России, охватывая периоды наиболее значимых исторических эпох и по настоящее время. Было прослежено становление судебной системы, её постепенное изменение, совершенствование и формирование нынешней судебной власти демократического и правового государства, каким является Российская Федерация. Также было рассмотрено понятие правосудия, как выражение содержания судебной власти, и определены основные принципы правосудия в Российской Федерации.

Следует отметить, что при проведении судебной реформы весьма пригодилось обращение к отечественному и зарубежному опыту осуществления правосудия. Это позволило за относительно короткий исторический промежуток времени выработать новые подходы в развитии судебной системы, в совершенствовании правосудия и реализовать их на практике. При этом Верховный Суд Российской Федерации выступил как инициатор проведения в стране судебной реформы и стал проводником большинства намеченных в ней прогрессивных преобразований. Главным историческим достижением организаторской и законотворческой деятельности Верховного Суда Российской Федерации и органов судейского сообщества явилось утверждение на конституционном уровне судебной власти в Российской Федерации.

В процессе судебной реформы успешно решены вопросы модернизации и совершенствования судебной системы, расширения доступа к правосудию, обеспечения гласности и информационной открытости деятельности суда. Сегодня судебная власть в России обладает всеми необходимыми атрибутами государственной власти. Законодательно закреплены основополагающие юридические, материальные и организационные гарантии самостоятельности судов, независимости, неприкосновенности и несменяемости, демократический порядок назначения судьи на занимаемую должность, освобождения от должности, прекращения его полномочий. Установлены всеобщая обязательность вступивших в законную силу судебных постановлений и недопустимость какого-либо вмешательства в деятельность суда по осуществлению правосудия.

Особенностью нового, современного, времени стало выдвижение на первый план интересов человека и гражданина, принятие мер по защите его прав и свобод, расширение доступа к правосудию. Именно судебная власть призвана обеспечить их защиту от любых правонарушающих действий и решений, от кого бы они ни исходили, в том числе и от должностных лиц, обладающих властными полномочиями, и от государства в целом. Тем самым через судебную власть в обществе утверждаются идеи справедливости и гуманизма, воспитывается и формируется новая, более высокая правовая культура населения. Государственная власть, весь государственный аппарат могут нормально функционировать только при условии, когда самостоятельная, независимая судебная власть вправе и в состоянии оценить любое решение и поведение властных институтов и должностных лиц с точки зрения его соответствия либо несоответствия закону.

Судебная реформа в Российской Федерации реализована по многим основополагающим направлениям. Однако и в будущем обязательно будут внедряться новые, инновационные подходы в осуществлении судебной деятельности, которые позволят вывести российское правосудие на более высокий уровень, отвечающий самым современным мировым стандартам.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ и от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ). URL: <#"justify">Научная, учебная и специальная литература

. История суда России: учебное пособие. - М.: Проспект, 2013. - 160с.

. Судоустройство и правоохранительные органы: учебник для бакалавров / Л.А. Воскобитова, С.В. Матвеев, Т.М. Махова и др.; отв. ред. Ю.К. Орлов. - М.: Проспект, 2014. - 400 с.

Интернет-ресурсы

6. Официальный Интернет-сайт Верховного Суда Российской Федерации. URL: <http://www.vsrf.ru> (дата обращения: 15.05.2014).

. Официальный Интернет-сайт Конституционного Суда Российской Федерации.URL: <http://www.ksrf.ru> (дата обращения: 15.05.2014).

Похожие работы на - Судебная власть и правосудие в Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!