Субъект федерации: государственно-правовой статус

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    147,01 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Субъект федерации: государственно-правовой статус

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

Высшего профессионального образования

"Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации"

(Финансовый университет)

Институт сокращенных программ

Кафедра "Теории и истории государства и права"





Курсовая работа

по дисциплине "Теория государства и права"

на тему: "Субъект федерации: государственно-правовой статус"


Выполнил: Анисинкина Н.А.

Проверил: проф. Альбов А.П.






Москва

Содержание

 

Введение

Глава 1. Особенности субъектов РФ по национальному составу и статусу

Глава 2. Признаки субъекта Российской Федерации

2.1 Наличие собственного нормативного правового акта высшей юридической силы (Конституция, Устав)

2.2 Государственная власть субъекта Федерации

2.2.1 Органы законодательной (представительной) власти

2.2.2 Органы исполнительной власти

2.2.3 Органы судебной власти

2.3 Международно-правовой статус субъекта

2.4 Разграничение между Федерацией и субъектами предметов ведения

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение


Кардинальная перестройка политико-правовых отношений в России на рубеже 1990-х гг. наметила новые направления конституционно-правового развития. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. , происходившее в условиях острой политической борьбы, противостояния федерального центра и регионов, способствовало созданию необходимых предпосылок и условий для модернизации федеративных отношений. Наделенные относительной самостоятельностью субъекты Российской Федерации обрели возможность принятия собственных конституций и уставов, обладающих верховенством в отношении регионального законодательства, но находящихся внутри единого конституционно-правового пространства, в границах прямого действия федеральной Конституции.

Под конституционно-правовым статусом субъекта федеративного государства необходимо понимать совокупность прав и обязанностей, связанных осуществлением власти на территории, урегулированных конституционным законодательством субъекта и федерации.

На сегодняшний день процедуры фактического осуществления региональных конституций и уставов отличаются многообразием, обусловленным множественностью субъектов Российской Федерацией, несовпадением характеристик их правового статуса, национальными и культурными особенностями, историческими и правовыми традициями. Наряду с этим в процедурах реализации конституционных (уставных) норм присутствуют и общие закономерности, связанные с провозглашением равноправия субъектов, прямым действием основ конституционного строя, общностью базовых принципов организации и деятельности региональных органов власти.

Конституционно-правовой статус субъекта РФ характеризуется следующими признаками:

все субъекты РФ являются неотъемлемыми составными частями РФ, не обладают правом сецессии;

все субъекты равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами власти. При этом равноправие не означает равенства субъектов в государственно-правовом отношении, так как статус субъекта напрямую зависит от этнического начала его образования, а сами субъекты выражают самоопределение народов и наций в составе федерации.

Субъекты РФ самостоятельно образуют органы государственной власти и осуществляют полномочия вне пределов ведения и полномочий РФ и полномочий РФ по предметом совместного ведения. Таким образом, территориальное верховенство субъектов обуславливает наличие учредительной власти, которое выражается в принятии конституции, устава и собственного законодательства. Субъекты РФ самостоятельно создают собственные органы государственной власти - законодательные собрания, избирают президента (в республиках) или глав администраций (губернаторов), создают свои правительства. Учреждая свои органы государственной власти, субъекты должны действовать в соответствии с принципами Конституции РФ и исходить из федеральной схемы отношений органов законодательной и исполнительной власти, так постановил Конституционный суд РФ в решении от 18.01.1996 г.

Имея суверенные права, субъекты тем не менее не обладают государственным суверенитетом, так как подчинены верховной власти федерации, а международные и внешнеэкономические взаимоотношения осуществляются в рамках федерального закона. Поэтому, несмотря на установление государственной власти, субъекты РФ обязаны действовать в соответствии с основами конституционного строя РФ.

Государственность субъектов должна отвечать критериям демократического правового федеративного государства с республиканской формой правления, опираться на принципы единства системы государственной власти на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной власти. Среди современных российских ученых, обращавшихся к вопросам конституционно-правового статуса субъекта в составе Российской Федерации, можно назвать Баглая М.В., Аваньян А.А., В. А, Безуглова, Катков Д.Б., Кудинова О. А, Никулина В. В и ряд других ученых.

В свете событий, происходящих в настоящее время в Крыму, вопрос изучения и проведения анализа проблем реализации конституций и уставов субъектов РФ является актуальным.

Объектом исследования в данной работе являются общественные отношения, связанные с государственным устройством РФ.

Предмет исследования - государственно-территориальное устройство РФ и конституционно-правовой статус субъектов РФ.

Гипотеза - субъекты Российской Федерации в равной степени обладают конституционными правами и гарантиями своего статуса.

Цель работы: изучить и проанализировать конституционно-правовой статус субъектов в составе РФ.

Задачи:

изучить понятие субъекта, его статуса в составе РФ;

изучить особенности конституционно-правового статуса в составе РФ;

подробно рассмотреть правовой статус республик, краев, областей, городов федерального значения;

исследовать правовые проблемы утраты статуса субъекта РФ.

субъект федерация правовой статус

Глава 1. Особенности субъектов РФ по национальному составу и статусу


Согласно статье 65 Конституции РФ в состав Федерации входят 89 равноправных субъекта: 21 республика, 1-автономная область, 10-автономных округов, 57-краев, областей и города федерального значения - Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.

Стремление регионов к самостоятельности сподвигло к принятию новой Конституции.

В результате, Конституция позитивно повлияла на развитие деструктивного национализма в ряде регионов, предоставив правовую основу для удовлетворения национальных амбиций вместе с преимуществом нахождения в составе РФ.

Реформировало политическую и экономическую обстановку страны, путем предоставления самостоятельности.

Конституция не исключает вхождения в состав РФ новых субъектов. Во-первых, это может быть инициировано населением территории (что показали события в Крыму и состав РФ увеличился на один субъект-республика Крым).

Во-вторых, если новый субъект образуется на территории, входящей в состав какого-нибудь субъекта РФ. Изменение статуса должно осуществляться в порядке, установленном федеральным конституционным законом и только с согласия самого субъекта.

Субъект Федерации - это ограниченно правоспособное образование, имеющее некоторые черты государственности, входящее в единое федеративное государство. "По мнению ряда авторов, наличие термина "государство" является логико-правовой ошибкой авторов текста Конституции РФ, которую они вынуждены были допустить под давлением сильных региональных лобби, поддерживающих сепаратистские настроения. Нигде в мире субъекты федерации не считаются государствами, для них существует собственный термин - государственное образование". .

Субъекты федерации отвечают следующим критериям:

не обладают суверенитетом;

не имеют права на отделение или сецессию;

граждане любого субъекта РФ имеют равные права и обязанности на территории РФ;

закон субъекта не может противоречить закону федеральному закону;

перед лицом федеральной власти субъекты равны.

В Российской Федерации большое количество малочисленных коренных народов, предоставить статус субъекта каждому не представляется возможным, т.к. это привело бы к еще большей дробности Федерации. Однако ст. 89 Конституции осуществляется защита особых прав этих народов отдельными нормами федеральных законов. Так льготы введены законом о налогообложении, по приватизации государственных и муниципальных предприятий и пр. В защиту прав и интересов народов Севера принят ряд актов Президента, Правительства РФ, законов субъектов РФ.

Территориальное устройство может быть как симметричным, так и асимметричным. При симметричном территориальном устройстве государства политико-территориальные единицы имеют равный статус.

"Асимметрия территориального устройства государства нередко обусловлена тем, что в нем имеются компактно проживающие национальные группы, которым предоставлена национально-территориальная автономия".

Ч. 1 ст. 5 Конституции закреплено равноправие субъектов. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

В России на сегодняшний день нет единой системы взаимоотношений между местными и федеральным бюджетом. Ставки налогов субъектов дифференцированы, что обуславливает явное противоречие формальным признакам равноправия субъектов.


Если рассмотреть показатель доли налогов, отчисляемых субъектами в консолидированный бюджет РФ, то видим, что в составе группы субъектов, формирующих более половины бюджета РФ входят Татарстан, Московская и Самарская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, а так же города Москва и Санкт-Петербург.

Распределение налогов и сборов по уровням бюджетной системы выглядит следующим образом:

Некоторые из национальных регионов занимают лидирующие места в списке по показателю поступлений из федерального бюджета. Так северо-кавказские республики получают из федерального бюджета почти в 3 раза больше, чем любая область РФ.

Существует и другой вид неравенства: регионы-товаропроизводители находятся в более зависимом положении, нежели регионы, где приоритет отдан торговле и финансово-кредитным институтам.

Концентрация финансового и торгового капитала в столице привела к тому, что Москва сейчас единственный субъект федерации, благосостояние которого достигло максимального предела. Среднедушевой доход москвичей за 2012 год превысил показатель всех субъектов РФ и составил 48621,6 рублей в месяц. Для сравнения по центральному федеральному округу - 23058,0 руб., по северо-западному федеральному округу - 23403 руб., а по ненецкому автономному округу - 61936.

Среднедушевые денежные доходы населения по предварительным данным Росстата за 2013 г. увеличились по сравнению с 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации, кроме Чукотского автономного округа.

Итак, в современной России определены два вида противостояния субъектов: республики-области, Центр-Восток.

Таким образом, в современной России существует два вида противостояния субъектов Федерации: республики - области, Центр - Восток.

 

Глава 2. Признаки субъекта Российской Федерации


Формальное равенство субъектов достигается обладанием едиными признаками:

. Государство и субъекты имеют собственную территорию. Территория субъектов является составной частью Российской Федерации, при этом Федерация не вправе изменить границы ее субъектов. Границы могут быть изменены только по обоюдному согласию.

. Наличие собственного высшего закона (Конституции, Устава).

. Наличие законодательного органа.

. Субъекты имеет право принимать законы, не противоречащие Конституции и общефедеральным законам.

. Наличие исполнительной власти (высшего должностного лица) (в республиках - Президент, в областях - глава, губернатор, в городах федерального значения - мэр).

. Наличие судебных органов, деятельность которых направлена на защиту статуса субъекта Федерации.

. формальные признаки: город - центр субъекта, столица - в республиках, административный центр - в области). Наличие символики (герб, флаг, гимн).

2.1 Наличие собственного нормативного правового акта высшей юридической силы (Конституция, Устав)


Принятие конституции субъектом РФ не является свидетельством полного суверенитета, само по себе вхождение в состав федерации влечет за собой отказ от суверенных прав в области финансов, обороны и т.п.

Поэтому субъекты Федерации не рассматриваются как суверенные государства, и не рассматривается вопрос выхода из Федерации, а конституции этого не закрепляют (за исключением Конституции республики Ичкерии).

Конституционная система федеративного государства утверждает полный суверенитет федерации и ограниченный суверенитет субъекта. Но, система органов государственной власти, судебная система и система органов местного самоуправления устанавливается субъектом самостоятельно, без участия Федерации.

Считается, что в прежних тоталитарных федерациях Конституции субъектов Федерации повторяли положения федеративных конституций и не имели особого значения для народа. Однако в современной России Конституции и Уставы закрепляют права и свободы граждан в том же объеме, что и Конституция РФ, но это имело бы реальный результат, если бы устанавливало дополнительные гарантии конституционных прав или их расширение, но это встречается реже, чаще же устанавливаются непредусмотренные законодательством и международными обязательствами России ограничения. Например, ограничение избирательных прав граждан (Калмыкия) свободы передвижения и выбора места жительства (Саха-Якутия, Ставропольский край, Ростовская область), ограниченный перечень объектов, которые могут перейти в собственность физических лиц.

В соответствии со ст.55 Конституции РФ только федеральные законы регулируют права и свободы граждан, но Уставы некоторых субъектов предусматривают ограничения прав и свобод, ограничивают равноправие в зависимости от национальности, места жительства и др. обстоятельств. Права и свободы увязаны с гражданством или особым статусом гражданина, уставы ограничивают передвижение и выбор места жительства, устанавливают возрастной ценз для глав администраций, ценз "оседлости" для избирательного права, иммиграционные квоты и т.д., и это несмотря на то, что регулирование прав и свобод относится к исключительному ведению Российской Федерации.

Конституция по-разному определяет статус республик. Конституция Республики Северная Осетия-Алания трактует, что республика является "государством, добровольно входящим в состав Российской Федерации", Конституция Республики Башкортостан, Бурятии, Дагестана, Калмыкии, Коми, Ингушетии, Саха (Якутия) - являются "субъектом Российской Федерации". Республика Тыва, в соответствии с Конституцией входит в состав Российской Федерации на основе федеративного договора, но провозглашается право на выход из состава РФ по итогам всенародного референдума. Республика Крым и город федерального значения Севастополь приняты в состав Российской Федерации на основании договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов" (Подписан в г. Москве 18.03.2014), Республика Татарстан позиционирует себя как суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с Российской Федерацией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения. В некоторых Конституциях обозначены положения о ратификации федеральных законов (Ингушетия, Саха), возможность приостановления действия Конституции РФ и федеральных законов на территории республики (Башкортостан).

Уставы субъектов РФ закрепляют равноправие, но в отличии от республик не закрепляют государственный суверенитет или статус государства. В некоторых встречается формулировка, закрепляющая статус самостоятельного государственного образования (Ставропольский край) или государственно-территориального образования в составе Российской Федерации (Оренбургская область).

В Уставах городов Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя отражен статус субъекта РФ и в отличии от других субъектов РФ, законодательные и исполнительные органы этих городов являются одновременно и органами государственной власти субъекта и органами городского (местного) самоуправления.

2.2 Государственная власть субъекта Федерации


Федеративный характер государства предполагает осуществление государственной власти как федеральными органами, так и органами субъектов федерации. Ветви власти в субъекте РФ закреплены как в Конституции Российской Федерации, так и в конституциях (уставах) субъекта РФ.

Общефедеральные основы: в ч.2 ст.11 Конституции РФ установлено, что государственную власть в субъекте РФ осуществляют образуемые им органы власти.

Законодатель не указывает субъекту РФ, как должны именоваться образуемые им органы государственной власти, но ч.1 ст.11 дается перечисление федеральных органов власти, что предполагает наличие той же схемы основных органов власти в субъекте РФ, т.е. включать органы, аналогичные Президенту, Федеральному Собранию и Правительству.

Ст.10 связана со ст.11 Конституции, в части закрепления принципов разделения властей в Российской Федерации. Следовательно, государственная власть в субъекте должны строиться на разделении законодательной, исполнительной и судебной властей, и на основе самостоятельности этих органов. Для установления единства системы органов государственной власти субъектов РФ и органов государственной власти всей Федерации, необходимо наличие конституционного строя, соответствие республиканской формы правления, соблюдение принципов правового, социального и светского государства. Таким образом, ни один субъект РФ не вправе создавать систему государственной власти на основе религиозных догматов, монархической власти.

Конституции и уставы закрепляют конституционный строй, систему органов государственной власти - президент республики (глава государства, глава республики) или губернатор (глава администрации), законодательный (представительный) орган, правительство (кабинет, администрация), судебные органы.

2.2.1 Органы законодательной (представительной) власти

Законодательные (представительные) органы в субъекте РФ представляют народное представительство и выполняют законодательные функции (утверждение уставов, принятие законов, нормативно-правовых актов, утверждение бюджета.

Наиболее распространенные наименования представительных органов республик - Государственный Совет, Государственное Собрание, Народное Собрание, Законодательное Собрание, Парламент. Некоторые республики используют национальную терминологию - Народный Хурал в Бурятии и Калмыкии, Верховный Хурал - Парламент в Тыве, Народное Собрание - Парламент в Ингушетии, Курултай - Парламент в Башкортостане)

Конституции закрепляют их как высшие законодательные и представительные органы государственной власти, а решения органов государственной власти наделяют высшей юридической силой, несмотря на провозглашение конституционным строем верховенства Конституции РФ на всей территории страны.

Представительный орган в республике избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Срок полномочий Парламента, как правило, составляет 4-5 лет. Депутатом может быть избран гражданин республики, достигший 21 года, имеющий право участвовать в выборах, проживающий на территории данного государства определенное количество лет.

В республиках представительные органы в основном являются однопалатными. Двухпалатные существуют в Башкортостане (палата Представителей и Законодательная Палата), в Карелии - Палата Республики и Палата Представителей, в Кабардино-Балкарии - Совет Республики и Совет Представителей, в республике Саха (Якутия) - Палата Республики и Палата Представителей. Разделение полномочий между двумя палатами происходит по принципу "Сенат - нижняя палата", причем верхняя палата (Сенат) работает на непостоянной основе, а нижняя на постоянной.

Республики самостоятельно утверждают структуру парламента. Так в Татарстане в структуре Верхнего Совета учреждено постоянно действующее Законодательное Собрание, осуществляющее законодательные и контрольные функции. В республике Тыва Верховный Хурал выполняет обычные парламентские функции, а Великий Хурал обладает исключительным правом вносить изменения и дополнения в Конституцию Республики.

Численность парламентов определяется конституцией и законами республик на основе норм представительства. Парламент Ингушетии состоит из 27 депутатов, парламент Татарстана из 250 депутатов, Башкортостана - из 196 депутатов, Марий Эл - из 52 депутатов.

Работают парламенты в соответствии с регламентом на основе проведения сессий, не реже двух раз в год. На первом заседании избирается членами председатель, его заместители или другие лица (постоянный секретарь палаты - республика Саха (Якутия). В некоторых республиках избирается президиум парламента, который включает председателя, его заместителя, председателей комитетов парламента.

Из числа депутатов формируются постоянные комитеты, рассматривающие законопроекты, осуществляющие контроль за исполнением законов, бюджета и других решений парламента. В Дагестане, например, учреждена счетная палата, осуществляющая контроль за исполнением бюджета.

В конституциях республик подробно закреплена процедура законотворческого процесса. Право законодательной инициативы принадлежит депутатам, главе государства, Правительству, прокурору, высшим судебным органам и Конституционному суду республики, а также органам местного самоуправления. Также этим правом обладают Советы профсоюзов (Мордовия, Карачаево-Черкессия, Татарстан), партии, Общественные объединения (Кабардино-Балкария), общественные организации (Карелия), съезд (Коми).

Законы проходят несколько стадий обсуждения, на комитетах, комиссиях, принимаются парламентом простым большинством голосов, затем проект направляется главе республики (президенту) на подписание, а далее на опубликование. Глава республики обладает правом отлагательного вето, которое может быть преодолено 2/3 голосов членов парламента.

В течение срока своих полномочий депутат обладает неприкосновенностью: он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, не может быть подвергнут личному досмотру. Лишение депутата неприкосновенности возможно с согласия членов парламента.

Компетенция парламента разнообразна и широка. В некоторых республиках парламенты наделены полномочиями не соответствующими Конституции РФ. Например, в Ингушетии и Республике Саха (Якутия) парламент вправе ратифицировать федеральные законы по вопросам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъекта РФ. В Башкортостане, Тыве, республике Саха (Якутия) действие Конституции РФ приостанавливается на территории республик в силу полномочий, определенных Конституциями республик.

Представительная система краев, областей и других субъектов принципиально не отличается от республиканских. Функции законодательных органов государственной власти, взаимоотношения с главой администрации, исполнительной властью, порядок работы также аналогичны республиканским.

Наименования законодательных органов различны: Государственная Дума, Областная Дума, Собрание депутатов, Совет депутатов, Законодательное собрание и т.п.

Большинство законодательных органов субъектов однопалатны. Но есть и двухпалатные системы - Свердловская область, выбор в одну палату проводится на основе пропорционального представительства, а в другую на основе мажоритарной системы относительного большинства. Выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, на срок 4 года.

Вопросы, рассматриваемые законодательными (представительными) органами субъекта Федерации можно разделить на три группы:

.        Вопросы организации и обеспечения государственной власти и местного самоуправления.

2.      Вопросы обеспечения экономического и социального развития.

.        Вопросы обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Члены законодательных органов краев избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, на срок 2 года в соответствии с Указом Президента России от 27 октября 1993 г. Численный состав не может превышать 50 депутатов (представителей). Из состава избирается председатель, который руководит работой и внутренним распорядком, избирается заместитель председателя, который исполняет обязанности председателя в случае его отсутствия и невозможности осуществления своих обязанностей.

Также формируются комитеты (комиссии), где избирается председатель и заместители. Изданные законодательные акты обязательны для исполнения всеми гражданами, должностными лицами, организациями, предприятиями, учреждениями, находящимися на территории субъекта Российской Федерации.

2.2.2 Органы исполнительной власти

Ведущее место в системе органов государственной власти субъекта РФ занимает исполнительная власть. Конституционный принцип равноправия субъектов Федерации не исключает разнообразия форм организации государственной власти. Конституция РФ рассматривает республики как государства, поэтому утверждает пост главы государства, или главы республики. Пост президента учрежден в Адыгее, Башкортостане, Бурятии, Калмыкии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Марий Эл, Саха (Якутия), Северной Осетии - Алании, Татарстане, Чувашии. В Коми - Глава Республики, в Карелии и Хакасии - избираемый населением Председатель Правительства. В Удмуртии форма правления напоминает парламентскую республику.

Председатель Государственного Совета - законодательного и представительного органа - высшее должностное лицо республики. Похожее положение в Дагестане, там Народное Собрание (Парламент) созывает Конституционное Собрание, которое формирует Государственный Совет, а Председатель Государственного Совета является Главой государства.

Конституционный статус главы государства в некоторых государствах, подобно Президенту РФ, выводится за пределы трех властей или рассматривается как участник осуществления каждой из них. Только некоторые республики объявляют главу государства главой исполнительной власти, объявляется высшим должностным лицом, гарантом конституции республики и государственного суверенитета, прав и свобод граждан, представляет республику во взаимоотношениях с Российской Федерацией.

Глава обладает правом подписывать и обнародовать законы республики, обладает правом законодательной инициативы. В некоторых республиках президенты наделены полномочиями руководства внешней политикой, назначения представителей в иностранные государства и международные организации.

В соответствии с конституциями срок полномочий главы государства составляет 4-6 лет. Глава государства избирается на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. Главой может стать гражданин данной страны, в возрасте не моложе 35 лет, а иногда не старше 60-65 лет. Запрещается избрание одного и того же лица на пост главы государства более чем на два срока подряд (в Дагестане не может быть избран гражданин одной и той же национальности на два срока подряд Председателем Государственного Собрания). В ряде республик (Калмыкия, Тыва, Кабардино-Балкария) одновременно с Президентом избирается вице-президент.

Положения в ряде конституций о цензе "оседлости" противоречат федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которым установлено, что ограничение пассивного избирательного права, связанное с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории (ценз оседлости) федеральным законом или законом субъекта федерации не допускается.

Глава государства неприкосновенен. Конституциями республик предусмотрен порядок отрешения от должности Президентом. Этот порядок аналогичен порядку, закрепленному Конституцией РФ.

Например, в Кабардино-Балкарии Президент может быть отрешен от должности на основании референдума.

В организации исполнительной власти можно выделить несколько разновидностей:

. Правительство является органом исполнительной власти, подотчетно Президенту республики (главе государства), ответственно и перед парламентом (Татарстан, Башкортостан, Чувашия).

. Глава государства возглавляет исполнительную власть и является председателем правительства (Коми, Бурятия). В этой группе республик прослеживается слияние функций главы государства и главы правительства у одного лица.

. Формирование правительства и организация исполнительной власти осуществляется коллегиальными органами (Дагестан, Удмуртия).

Края, области и другие субъекты самостоятельно (как и республики) формируют систему органов исполнительной власти на своей территории. Функции исполнительной власти осуществляет администрация, возглавляемая главой администрации (губернатором).

Глава администрации (губернатор) избирается на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании населением. Положения о возрасте, об оседлости при выборах главы администрации также противоречат федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Глава администрации и глава законодательного (представительного) органа субъекта Федерации входят в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. В связи с этим в Постановлении от 18.01.96 по делу о проверке конституционности ряда положений Устава Алтайского края Конституционный Суд РФ отметил, что

Раздельное представительство в Совете Федерации становится бессмысленным, если оба представителя - председатель законодательного собрания и глава администрации - избраны одним и тем же органом.

Необходимо отметить, что в ряде областей (Ленинградской, Курганской), Ставропольском крае, городе Москве термин "администрация" заменен на термин "правительство", что подтверждает стремление субъектов федерации к уравнению государственно-правовых форм с республиканскими.

2.2.3 Органы судебной власти

Федеральные суды, конституционные (уставные) суды, мировые судьи субъектов РФ составляют единую судебную систему Российской Федерации, в соответствии с федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации".

К федеральным судам относят верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ.

К судам субъектов РФ относят конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Создание конституционных судов в таких республиках как Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карелия, Коми, Саха (Якутия), Тыва стало новым в системе судебных органов субъектов РФ. В Татарстане и Северной Осетии - Алании действуют Комитеты конституционного надзора, в Адыгее - Конституционная палата.

Конституционные суды являются высшим судебным органом власти в республиках по защите конституционного строя.

В их полномочия входит проверка конституционности законов и нормативно-правовых актов республик, решают вопросы о конституционности политических партий, они дают заключение о действиях главы государства, решают споры о компетенции, дают толкование республиканских конституций, рассматривают жалобы граждан о нарушении конституционных прав и пр.

Компетенция конституционных судов республик схожа с компетенцией Конституционного Суда РФ. Отличием полномочий Комитетов конституционного надзора от судов является не вынесение окончательного решения о неконституционности законов, решение по этому вопросу принимает парламент.

В состав конституционного суда и комитета входит 3-7 человек, их назначают или избирают законодательные органы республик. В краях, областях и других субъектах РФ суды, проверяющие законы на соответствие уставу субъекта, называют уставными.

Ряд ученых высказывают мнение о том, основания для признания определенного международно-правого статуса субъекта РФ все таки имеются.

В ст.72 п. "о" Конституции РФ к вопросам совместного ведения отнесена "координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации", т.е. Конституция не конкретизирует формы международной деятельности субъекта РФ, относя соответствующую регламентацию к компетенции самих субъектов в пределах их самостоятельности.

Субъекты РФ самостоятельно выступают в международных отношениях, заключают соглашения с субъектами зарубежных стран и административно-территориальными единицами, обмениваются представительствами, закрепляют соответствующие положения в законодательстве.

Ч.2 ст.74 Конституции Башкортостана сказано "Республика Башкортостан вступает в отношения с другими государствами, заключает международные договоры и обменивается дипломатическими, торговыми и иными представительствами, участвует в деятельности международных организаций". Сходные положения изложены в Конституции Республики Татарстан (ст.62), Республики Бурятии (ч.2 ст.13), Республики Дагестан (ст.66).

В конституциях республик, уставах краев, областей закреплена норма самостоятельного участия в международных и внешнеэкономических отношениях (связях), права заключения договоров и отнесение к компетенции органов республик, краев, областей таких действий, как подписание, ратификация и денонсация международных договоров. Например, Устав Воронежской области признает, что организационно-правовыми формами международных связей области являются общепринятые в международной практике формы, за исключением договоров (соглашений) межгосударственного уровня. Поэтому, принимая участие в международных и внешнеэкономических отношениях самостоятельно или с другим субъектом РФ, Воронежская область открывает на территории иностранного государства представительства для представления интересов области, которые функционирую в рамках действующего законодательства страны пребывания.

В соответствии с ч.1 ст.12 Устава Новосибирской области "Новосибирская область вправе выступать самостоятельным участником международных и внешнеэкономических связей, заключать международные и внешнеэкономические договоры (соглашения), если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам", а в соответствии с ч 2 ст.12 "международные договоры подлежат ратификации областным Советом депутатов. Ратификация международных договоров (соглашений) области осуществляется в форме закона области".

Положения республиканских конституций не противоречат Конституции РФ, позиция Российской Федерации выражена в подписании договоров о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ "каждая республика устанавливает отношения с иностранными государствами, заключает международные договоры, не противоречащие федеральной и республиканской конституциям, участвуют в деятельности международных организаций".

Это доказывает, что международная правоспособность субъектов РФ в составе РФ зафиксирована на местном уровне и признана на уровне федерации. Под международными отношениями субъектов РФ понимаются отношения (договоры) с иностранными государствами и с однопорядковыми политико-территориальными единицами унитарных государств (областями Казахстана, с воеводствами Польши, провинциями и автономными областями КНР, префектурами Японии и т.п.). Для субъектов федерации не приемлемы отношения с другими государствами как, например, провинции Квебек в Канаде с Францией, более характерны отношения субъектов РФ с субъектами зарубежных государств и административно-территориальными единицами унитарных государств.

Имеет место и членство субъектов РФ в международных организациях. Уставы некоторых международных организаций (ЮНЕСКО) позволяют членство в их организации, однако членство в этих организациях субъектов РФ пока не оформлено на законодательном уровне.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что хотя субъекты РФ не обладают в полной мере элементами правосубъектности тенденция развития в субъекте международного право присутствует, что безусловно требует отражения в законодательных актах федерации.

2.4 Разграничение между Федерацией и субъектами предметов ведения


Федерация не может обладать безграничными полномочиями по управлению страной, поэтому она должна делиться полномочиями с субъектами, поэтому проблема определения компетенции федеральных органов власти является наиболее сложной в любом федеративном государстве.

Субъекты РФ заинтересованы в наличии сильной федеральной власти, наделенной полномочиями для защиты и обеспечения общих интересов, но в то же время субъекты не заинтересованы в потере или ослаблении самостоятельности в принятии решений, касающихся жизни своего населения.

И это противоречие заставляет власти проводить разграничение компетенций государственных органов федерации и ее субъектов.

В мировой практике существует следующая формула решения проблемы:

. исключительная компетенция федеральных органов власти

. совместная компетенция органов власти федерации и ее субъектов

. исключительная компетенция субъектов федерации.

Эта формула применяется в США, Германии, Австрии и др. федерациях. В Конституции Российской Федерации в ст.71 отражен перечень вопросов ведения федерации, а в ст.72 - перечень вопросов, находящихся в совместной ведении федерации и субъектов федерации, ст.73 закреплена компетенция субъектов федерации.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерации и субъектов федерации возможно только на основе Конституции, Федеративного договора и иных договоров, касающихся этих вопросов. Положения ч.3 ст.11 Конституции РФ призваны воспрепятствовать решению проблемы разграничения в неправовых формах или путем произвольного принятия законов субъектами РФ. Отнесение Конституцией ряда вопросов к ведению федерации означает установление исключительной компетенции федеральных органов (Президента РФ, Правительства РФ, Федерального Собрания). Исключительной компетенцией этих органов является издание правовых актов по перечисленным вопросам, осуществление нормативного регулирования и текущего управления. В вопросы, находящиеся в ведении федерации не вправе вмешиваться органы государственной власти субъектов федерации.

Предметы ведения и полномочия государственных органов Российской Федерации условно можно разделить на группы:

. Вопросы государственного строительства.

Ø  Принятие и изменение Конституции РФ, федеральных законов, контроль за их соблюдением;

Ø  Федеративное устройство и территория РФ;

Ø  Регулирование и защита прав и свобод граждан РФ, защита прав граждан национальных меньшинств;

Ø  Установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их организации и деятельности, формирование федеральных органов государственной власти;

Ø  Федеральных органов государственной власти;

Ø  Федеральная государственная служба.

2. Вопросы регулирования экономики и социального развития:

Ø  Федеральная государственная собственность и управление ею;

Ø  Установление основ федеральной политик и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ;

Ø  Установление правовых основ единого рынка, финансовое, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

Ø  Федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития;

Ø  Федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт, пути сообщения, информация, связь, исследование космоса;

3. Вопросы внешней политики и внешнеэкономическая деятельность:

Ø  Внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ, вопросы войны и мира;

Ø  Внешнеэкономические отношения РФ.

4. Вопросы обороны и охраны границы.

Ø  Оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

Ø  Определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.

5. Вопросы, связанные с учреждением правоохранительных органов и создание правовой системы:

Ø  Судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, амнистия и помилование, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности;

Ø  Федеральное коллизионное право.

6. Вопросы метеорологии, статистической отчетности и др., метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая схема и исчисление времени, геодезия и картография, наименование географических объектов, официальный статистический и бухгалтерский учет.

. Государственные награды и почетные звания РФ.

Из перечня вопросов, относящихся к компетенции РФ можно сделать вывод в отношении прерогатив Федерации:

. только на федеральном уровне можно менять Конституцию, принимать законы о гражданстве и др.

. на территории субъектов могут располагаться объекты федеральной собственности;

. только на федеральном уровне решаются вопросы ядерной энергетики, путей сообщения и деятельность в космосе;

. только федеральные органы власти вправе осуществлять внешнюю политику, объявлять войну и заключать мир;

. вооруженные силы едины для всей страны, ни один субъект не вправе создавать собственные вооруженные формирования;

. судоустройство и прокуратура являются едиными для всей страны, только на федеральном уровне можно объявлять о помиловании и амнистии и др.

К вопросам совместного ведения федерации и субъектов федерации относят вопросы в равной степени значимые как для федерации так и для субъекта. Следовательно, могут издаваться федеральные законы и законы субъектов Федерации, указы Президента РФ и акты Президентов и глав администраций субъектов Федерации. Вопросы совместного ведения не требуют жесткой централизации, они направлены на регулирование в определенной части со стороны федеральных органов. Предметы ведения и полномочия субъектов Федерации закреплены ст.72 Конституции РФ, их также можно разделить на несколько групп:

. Вопросы государственного строительства и защиты прав и свобод граждан территории.

Ø  Обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов Конституции РФ и федеральным законам.

Ø  Защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон;

Ø  Защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общин;

Ø  Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

2. Вопросы регулирования экономики и социального развития:

Ø  Вопросы владения, пользования и распоряжения земельными ресурсами, недрами, водными и природными ресурсами;

Ø  Разграничение государственной собственности;

Ø  Природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников культуры и истории.

Ø  Общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физкультуры и спорта;

Ø  Координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение;

Ø  Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

Ø  Установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ.

3. Вопросы деятельности правоохранительных органов и правовой системы:

Ø  Административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

Ø  Кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат.

4. Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.

Из представленного перечня вопросов видно, что определенная часть отраслей права (административное, трудовое) регулируется Федерацией и субъектами совместно, а часть отраслей (Гражданское, уголовное - только Федерацией. Федерация совместно с субъектами регулирует социальную сферу жизни населения. В отношении создания системы органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления за Федерацией закреплены только общие принципы. К предметам исключительного ведения субъекта Федерации в основном относят:

. Установление системы органов государственной власти субъекта, порядок организации деятельности;

. законодательство субъекта;

. административно-территориальное устройство субъекта;

. защите государственно-правового статуса субъекта;

. государственная собственность субъекта и управление ею;

. государственная служба в части, не отнесенной к ведению РФ;

. правовое регулирование организации местного самоуправления на основе общих принципов, установленных федеральным законом;

. областной бюджет, областные налоги, сборы, отчисления во внебюджетные фонды;

. экономическое и социальное развитие субъекта, совершенствование ее политической системы;

. международные и внешнеэкономические связи субъекта;

. программы жизнеобеспечения населения субъекта;

Государственные награды, областные премии и почетные звания субъекта.

Заключение


Рассматривая вопрос о правовом статусе субъектов в составе Российской Федерации, можно сказать, что субъекты в соответствии со своими конституциями, уставами располагают собственным правовым пространством. Поэтому проблема заключается в том, как оптимально совместить правовое поле субъекта федерации с общим правовым пространством Федерации, при этом разумно распределив полномочия.

Современное состояние федерализма создает противоречие. В новых условиях национально-территориальные и территориальные субъекты Федерации с одной стороны равноправны в отношениях с федеральным центром и между собой, а с другой стороны - есть различие в политическом и государственно-правовом статусе. В этом случае развитие федерализма будет зависеть от эффективности разрешения появляющихся противоречий между равноправием республик и других субъектов Федерации.

Реализацию принципа равноправия субъектов федерации необходимо осуществлять при уважении прав республик на политический статус, который проявляется в наличии атрибутов (гимн, флаг, герб, конституция) и наличие второго языка наряду с общегосударственным.

Асимметрия в построении и статусе субъектов не служит показателем недоработки в системе государственного устройства, но при равных прочих условиях конституционные возможности выравнивания государственного уровня субъектов не должны быть упущены в ходе эволюционного процесса развития.

Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия при участии Федерации, утверждаются такие изменения Советом Федерации. Субъекты самостоятельно устанавливают деление своей территории, создают административно-территориальные единицы, издают законы о местном самоуправлении и организуют его деятельность.

Субъекты обладают собственной разветвленной правовой системой, которая позволяет им полностью регулировать вопросы собственного ведения, вопросы совместного с Федерацией ведения, если они не урегулированы ею.

В основе правовой системы республик находятся их конституции, др. субъектов - их уставы. В большинстве республик приняты и реализуются законы, акты президентов, правительств, губернаторов и т.п., но правовая система субъекта является частью федеральной системы и не может ей противоречить.

Субъекты Федерации имеют собственную сферу вопросов ведения. За пределами исключительной компетенции РФ и в сфере совместной компетенции, в той части, где не приняты федеральные законы, они вправе самостоятельно регулировать соответствующие отношения. В сфере совместной компетенции действует норма федерального права, но в сфере исполнительной компетенции субъектов верховенство имеет закон субъекта РФ.

Конституционно-правовой статус субъекта РФ предполагает две группы правообязанностей: статутные и реализуемые во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Итак, конституционно-правовая ответственность субъекта РФ выглядит как мера принуждения за виновно совершенное правонарушение в рамках федеративных отношений. На основании этого можно казать, что решить возникающие проблемы возможно путем совершенствования законодательной базы, определяющей основы разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ.

Необходимо четко определить границы участия РФ и субъектов РФ по предметам совместного ведения, конкретизировать полномочия РФ и субъектов РФ в вопросах совместного ведения.

Без совершенствования конституционно-правого статуса субъектов РФ и устранения существующих противоречий и недоработок конституционных норм дальнейшее развитие федерализма будет весьма затруднительным.

Список использованных источников и литературы


1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ)

. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2013)"О Конституционном Суде Российской Федерации"

. Федеральный закон от 04.01.1999 №4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ" // Собрание законодательства РФ, №2,11.01.1999, ст.231

. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 18.10.1999, №42 ст.5005, "Российская газета".

. Федеральный закон от 12.06.2002 №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ 17.06.2002, ст.2253

6. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. (Учебник) Мишин А.А. (2009, 560с.)  <http://dejurelib.com/index.php/konst-pr-mn/37-biblioteka-konstitutsionnoe-pravo/504-konstitutsionnoe-gosudarstvennoe-pravo-zarubezhnykh-stran-uchebnik-mishin-aa-2009-560s>

. Ливеровский А.А. О статусе субъекта РФ // Правоведение. 2000. № 2.

. Усс А.В., Безруков А.В., Кондрашев А.А. Проблемы образования субъектов РФ и изменения их конституционно-правового статуса в контексте перспектив российского федерализма // Журнал российского права. №7. с. 20

. Чиркин В.Е. О сущности субъекта федерации: традиции и реалии // Государство и право. 2003. № 7.

. Кисельников А. К вопросу о региональной политике правительства. - Сов. Сибирь. - С.2.2004.

. <http://www.consultant.ru/>

. <http://www.bibliofond.ru/>

. <http://law.edu.ru/>

. http://www.gks.ru/

Похожие работы на - Субъект федерации: государственно-правовой статус

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!