Социальная политика государства в области занятости безработной молодежи

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    59,08 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальная политика государства в области занятости безработной молодежи

Содержание

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы профилактики безработицы как направления социальной политики

1.1    Понятие, сущность и причины безработицы

.2      Виды безработицы

Глава II. Социальная политика государства в области занятости безработной молодежи

2.1 Нормативно-правовые основы профилактики безработицы как направления социальной политики

.2 Профилактика безработицы как направления социальной политики

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Становление современного общества характеризуется изменением старых ценностей, формированием новых общественных отношений, наличием многочисленных экономических, политических, социальных проблем, одной из которых является безработица. Она выступает как сложное, противоречивое, экономическое и социальное явление, затрагивающие все сферы общественной жизни.

Безработица несет с собой бедность значительным слоям населения, способствует духовной, моральной, нравственной деградации людей, которые лишены возможности реализовать себя, осуществлять трудовую деятельность и зарабатывать на жизнь. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе важнейших и первоочередных задач в любом цивилизованном и правовом государстве. Это получило юридическое закрепление в международном документе "Всеобщая декларация прав человека", который устанавливает, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

В условиях существующей безработицы в нашей стране наиболее уязвимой и незащищенной группой населения является молодежь. По официальным данным статистики среди зарегистрированных безработных молодежь составляет более 1/3. Каждый пятый молодой специалист-безработный ищет работу более восьми месяцев, а в некоторых субъектах РФ поиск работы может длиться годами. Кроме того молодежная безработица после экономического кризиса выросла в нашей стране. Все это противоречит интересам государства, которое ждет от молодежи активного экономического участия в подъеме производства. Руководство государства заинтересовано в привлечении именно молодого поколения во все сферы экономической жизни страны, так как молодежь является наиболее перспективной возрастной категорией для осуществления прогрессивной социальной роли.

Социальная незащищенность молодежи привело государство к осознанию необходимости исследования проблемы безработицы и ее решения, так как будущее государства в руках сегодняшней молодежи.

Актуальность выбранной нами темы обусловлена постоянным научным интересом к безработице как к объекту исследования. Исследованию безработицы, ее профилактике посвящены работы многих научных работников и практических деятелей, таких как Б.М. Генкина, С. Суханова, Г.Г. Силласте, Н.В. Зубаревича, Н. Вишневской, З. Хоткина, М. Вебера, Л.А Гордона, В.И. Добренькова и др.

Цель исследования заключается в изучении процессов и причин безработицы, в том числе и в конкретной социальной группе населения - молодежи, и ее профилактики.

Объектом исследования выступает безработица.

Предметом исследования выделяется профилактика безработицы, в том числе и среди молодежи.

Для достижения нашей цели были поставлены следующие задачи:

изучение теоретико-методологических основ безработицы;

рассмотрение классификации видов безработицы;

изучение причин возникновения безработицы;

рассмотрение нормативно-правовой базы регулирования безработицы;

разработка способов и мер профилактики безработицы.

В дипломной работе были использованы следующие методы исследования: сравнение, анализ, обобщение, изучение трудов специалистов в области права, социальной работы.

По структуре дипломная работа состоит из следующих частей: введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

В ведении данной работы рассматривается актуальность и степень разработанности выбранной темы в литературе, выдвигаются цель и задачи, стоящие перед автором работы. В первой главе "Теоретико-методологические основы профилактики безработицы как направления социальной политики" рассматриваются теоретико-методологические основы профилактики безработицы, раскрываются виды и причины безработицы.

Во второй главе "Социальная политика государства в области занятости безработной молодежи" рассматриваются нормативно-правовые основы регулирования безработицы и способы ее профилактики. В заключении подводятся итоги по дипломной работе в соответствии с целями и задачами, поставленными в начале работы.

Глава I. Теоретико-методологические основы профилактики безработицы как направления социальной политики

Российский рынок труда характеризуется высоким уровнем безработицы, которая сопровождается различными социальными, экономическими и психологическими проблемами. В Российской Федерации значительный рост безработицы пришелся на начало 90-х годов прошлого века и был вызван переходом к рыночной экономике.

Помимо безработицы российскому рынку труда характерны такие негативные моменты, как неполная занятость, неравномерность в распределении трудовых ресурсов по субъектам РФ и отраслям экономики, неформальный сектор экономики и ряд других моментов.

Вышеуказанные явления позволяют оценить способность российского рынка труда к саморегулированию как небольшую, в результате чего сохраняется необходимость в использовании элементов государственного вмешательства. Предпринимаемые в этой сфере государством меры направлены в основном на профилактику безработицы (содействие занятости населения, получению новой специальности, переквалификации безработных), а также к снижению ее последствий (материальная поддержка безработных и др.).

Безработица - это довольно сложное многоаспектное социально-экономическое явление, характерное для современного капиталистического общества, когда часть трудоспособного населения не может найти работу, в силу нехватки подходящих рабочих мест. Переход на рыночную экономику неизбежно вызывает резкий рост уровня безработицы, о чем свидетельствует опыт восточноевропейских стран, которые прошли или проходят путь становления рыночных отношений.

Безработицу предопределяют различные факторы такие, как научно-технический прогресс, структурные изменения в экономике, медленный рост экономического развития, повышение производительности труда, сокращение живого труда.

Безработица среди молодежи в России связана с общим кризисом общества, проявившимся в развале производства, прекращением финансирования многих отраслей, существенным сокращением рабочих мест. В настоящее время степень занятости молодежи во многом зависит от политики, проводимой государством в сфере образования, от кадровой политики в организациях, от степени развитости систем социального обеспечения и т.д. Профилактика безработицы является необходимым условием реализации государством эффективной социальной политики.

.1 Понятие, сущность и причины безработицы

Безработица - это актуальная социально-экономическая и политическая проблема, которая негативно влияет практически на все сферы общественной жизни страны. Из этого вытекает необходимость изучения сущности понятия "безработица", её многогранных сторон и связи с другими социально-экономическими категориями и явлениями.

В научной литературе существуют различные подходы к определению рассматриваемого понятия. Например, Э. Райхлин рассматривает безработицу в широком и узком смыслах. В широком смысле, по мнению автора, безработица - это недоиспользование способных и готовых быть использованными как трудовых (рабочая сила), так и нетрудовых (физический капитал и земля) ресурсов, владельцы или обладатели которых активно ищут возможности их использования. В узком смысле - это недоиспользование лишь трудовых ресурсов, которые становятся резервной армией труда. По мнению других исследователей, безработица - это наличие в обществе людей, которые способны и желают работать, но не могут найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще. Существует мнение, что, безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (трудоспособное население) не занята в производстве товаров и услуг. Ещё одна точка зрения заключается в том, что безработица, по мнению М. Г. Гильденгерш, - это добровольная или вынужденная незанятость, возникающая вследствие постоянного нарушения равновесия на рынке труда, когда предложение труда превышает спрос на труд.

Исходя из вышесказанных определений, мы можем трактовать безработицу как многоаспектную, сложную социально-экономическую проблему, которая заключается в отсутствии рабочих мест для трудоспособной активной части населения, желающей работать, неэффективной кадровой политики, проводимой на предприятиях и т. д.

Категория "безработица" и связанные с ним иные понятия рассматриваются не только в научной литературе, но и законодателем в нормативно-правовых актах. Безработица тесно связана с понятием "занятость" и "занятый".

В соответствии с Закон <garantF1://10064333.0>ом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 года, занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (заработок).

Занятыми считаются граждане:

работающие по трудовому договору; выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени; имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ;

зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;

занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению Федеральной государственной службы занятости населения (органы службы занятости);

временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, альтернативной военной службе, исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом заработком не считаются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.

Правовой статус безработного представляет собой совокупность их прав и обязанностей. Так, безработный имеет право:

на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости для выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения;

несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости для выбора профессии и возможности получения профессионального обучения;

бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;

самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Российской Федерации;

обжалование решения, действий или бездействия органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

социальную поддержку в виде: а) выплаты пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности; б) выплаты стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению службы занятости; в) предоставления возможности участия в общественных работах; г) возмещения затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов занятости.

Безработные обязаны:

являться в органы службы занятости для перерегистрации не реже одного раза в месяц;

участвовать по истечении трехмесячного периода безработицы в оплачиваемых работах или пройти обучение по направлению органов занятости (для лиц, указанных в законе);

являться на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение 3 дней со дня направления органами службы занятости;

являться в органы службы занятости для получения направления на учебу (работу);

сообщить в орган занятости о самостоятельном трудоустройстве, поступлении на обучение по очной форме, призыве на военную службу (сборы);

выбрать один из двух предложенных органом занятости вариантов подходящей работы.

Безработица как социально-экономическое явление имеет свои причины существования. Основными причинами существования безработицы являются следующие:

1.      Увеличение времени поиска работы в условиях системы страхования по безработице. Выплата пособий по безработице относительно снижает стимулы к быстрому трудоустройству - увеличивается время на поиски подходящей работы, на переподготовку и т. д. В долгосрочной перспективе это способствует достижению большей сбалансированности структуры рабочих мест и структуры рабочей силы. В то же время увеличение пособий по безработице и срока их выплаты способствует росту численности безработных и повышению уровню безработицы. Инструментом разрешения этой проблемы являются государственные инвестиции в инфраструктуру рынка (развертывание различных систем переподготовки кадров, повышение их профессиональной и географической мобильности и т.д.)

2.      Устойчивость (жёсткость) заработной платы порождает "безработицу ожидания". Безработица ожидания возникает в результате превышения уровня реальной заработной платы над её равновесным значением. "Жёсткость" заработной платы приводит к относительной нехватке рабочих мест: работники становятся безработными потому, что при данном уровне заработной платыпредложение труда L2 превосходит спрос на труд L1 и люди просто "ожидают" возможности получить работу по фиксированной ставке оплаты.

Тенденция к увеличению уровня безработицы в долгосрочном периоде связана с:

1. увеличением доли молодёжи в составе рабочей силы;

2.      увеличением доли женщин в составе рабочей силы;

3.      более частыми структурными сдвигами в экономике и т. д.

Мы полагаем, что все существующие взгляды на причины безработицы можно сгруппировать следующим образом.

Во-первых, причиной безработицы может стать относительно избыточное население, "лишнее" по сравнению с достигнутым уровнем национального производства. Этот фактор безработицы особо сильно сказывается в развивающихся странах.

Во-вторых, безработица может временно увеличиться из-за естественных желаний людей найти работу "по душе" и с лучшими условиями труда и оплаты (фрикционная безработица).

В-третьих, безработица может быть результатом изменений в структуре экономики, в том числе - в технологии (структурная безработица). Эта безработица является временной, так как на смену старым отраслям и производствам (технологиям) приходят новые.

В-четвертых, особо сильное увеличение уровня безработицы происходит в результате циклического спада в экономике (циклическая безработица). Этот вид безработицы является наиболее опасным, так как возникает замкнутый круг: падение производства - безработица - уменьшение общего уровня доходов - снижение совокупного спроса - падение производства - безработица и т.д.

В-пятых, в некоторых случаях генератором безработицы может стать активное вмешательство государства и профсоюзов в отношения между наемным работником и работодателем, что приводит к рыночной негибкости заработной платы и заставляет предпринимателей решать проблему достижения максимальной прибыли путем сокращения занятости.

Все эти причины безработицы представляют собой скорее факторы, влияющие на размер и динамику безработицы. Основными источниками безработицы являются не рыночные пропорции и условия, складывающиеся на рынке труда т.к. рынок труда лишь отражает существующие в данный момент пропорции между спросом и предложением рабочей силы, но непосредственного участия в их формировании не принимает. Эти пропорции зависят от процессов, находящихся за пределами рынка труда. Рынок лишь обнаруживает их, проявляет безработицу, делает ее видимой для общества.

Также среди причин безработицы можно выделить:

·  потенциальная безработица (причина выход на инвалидность);

·        временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, за инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без сохранения содержания);

·        подавление безработицы (досрочные проводы на пенсию мужчин в 58, женщин в 53);

·        частичная принудительная безработица (сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков);

·    безработица в связи с высвобождением женщин из производства с вредными и опасными условиями труда;

·        безработица структурная (переориентация, закрытие, банкротство);

·        безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или прекратившей обучение по собственному желанию;

·        вынужденная безработица (вследствие отсутствия ресурсов, сырья, энергии, комплектующих, приведшего к остановке деятельности предприятия);

·        безработица вследствие демобилизации, увольнения в запас и системной реорганизации (перестройки) в армии;

·        безработица в закрытых городах в связи с конверсией и городах заводах вследствие остановки предприятий;

·        безработица субъективная вследствие отсутствия желания или неспособности переквалифицироваться и получить другую профессию;

·        безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации;

·        безработица в результате вынужденной миграции (беженцы, вынужденные переселенцы);

·        безработица возвращающихся из мест лишения свободы;

·        безработица вследствие стихийных бедствий и форс-мажорных ситуаций (аварии, землетрясения, наводнения, разрушение заводов, фабрик и иных предприятий и учреждений в результате взрывов или военных действий).

Таким образом, мы можем сказать, что безработица является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики, причины её возникновения очень разнообразны.

1.2    Виды безработицы

Основными видами безработицы являются:

Естественная или допустимая - уровень безработицы составляет 5-7 процентов от всего трудоспособного населения. Естественную безработицу образует сочетание фрикционной и структурной безработицы. В литературе часто встречается мнение о неприемлемости использования термина "естественный" по отношению к безработице, вызванной структурными сдвигами. В литературе широко используется термин NAIRU, который фиксирует внимание на том, что этот устойчивый уровень безработицы стабилизирует инфляцию.

Фрикционная или текущая - этот вид безработицы характеризует состояние, отражающее текучесть рабочей силы, связанную со сменой работы, местожительства, временная не занятость женщины, связанная с рождением ребёнка и т. д. Фрикционная безработица связана с временными поисками и ожиданием работы. Среди совокупной рабочей силы какая-то ее часть постоянно находится в движении, меняя постоянно рабочие места. Это безработица характерна для лиц, которые заняты поиском места работы, соответствующего их квалификации и индивидуальным предпочтениям. И подобный поиск требует определенного времени. Как правило, фрикционная безработица имеет преимущественно добровольный и кратковременный характер: у этой категории безработных имеются практические навыки к работе, которые можно продать на рынке труда.

Структурная безработица, как правило, является результатом дисбаланса спроса и предложения на рынке труда. Структурная безработица связана с технологическим прогрессом в производстве, изменяющим структуру спроса на рабочую силу. Это безработица среди лиц, профессии которых оказались "устаревшими" или стали менее необходимыми вследствие научно-экономического прогресса. Структурная безработица характеризуется вынужденным и долговременным характером, так как у этой категории безработных нет навыков работы, актуальных в действующее время для общества и получение рабочих мест для них связано с профессиональной переподготовкой, нередко сопровождающейся сменой места жительства.

Региональная безработица возникает в результате влияния исторических, демографических и экономических процессов, часто в связи с неравномерностью развития отдельных регионов. Примером для данного вида безработицы могут служить республики Северо-Кавказского региона, уровень безработицы в этих субъектах гораздо выше, чем в Краснодарском крае, Ростовской и Московской области и т.д. Эти республики в социально-экономическом плане развиты слабо, жители данного региона часто вынуждены искать работу в более северной части нашей страны. Практика показывает, что человеку, который имеет только среднее общее образование, гораздо легче устроиться на работу в Краснодарском крае или в Волгограде, чем в Чеченской Республике.

Циклическая безработица появляется при спаде производства. Циклическая безработица - это отклонение фактического уровня безработицы от естественного. В период циклического спада циклическая безработица дополняет фрикционную и структурную, а в периоды циклического подъёма циклическая безработица отсутствует.

Массовая - состояние, когда большое количество трудоспособного населения остается без работы. Как правило, массовая безработица появляется в периоды экономических, политических кризисов в обществе.

Застойная безработица наиболее характерна для экономики переходного общества. Данный вид безработицы переходной экономики усугубляется тем, что традиции прошлого во многом приводят к надеждам значительной части работников на возможность решения своих проблем в будущем за счет поддержки государства, но не за счет собственной активности.

Следующий вид это скрытая безработица - характерна для отечественной экономики. Суть её заключается в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращённый режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день - иногда называют частичной безработицей) либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми. Этот тип безработицы характерен для низко производительного сельского хозяйства и различных управленческих структур с нерационально раздутым штатом сотрудников.

К последнему виду отнесем институциональную - возникает она, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна. Допустим, неполна информация о вакантных рабочих местах. Уровень безработицы был бы ниже при налаженной работе системы информации. В этом же направлении действует завышенное пособие по безработице или заниженные налоги на доходы. В этом случае возрастает продолжительность безработицы, так как гасятся стимулы для энергичных поисков работы.

В разных регионах нашей страны цифры численности безработных не одинаковы. Официальные данные занижены по сравнению с данными профсоюзов и других общественных организаций. В случае естественной безработицы общество несет определенные потери: возрастает объем пособий по безработице, функционируют центры занятости, растет масштаб общественных работ, расширяются программы социальной защиты и так далее. Однако массовая, хроническая безработица, превосходящая нормативную в 2-4 раза и более, может явиться детонатором социального взрыва, особенно опасно такая безработица в современных условиях.

Глава II. Социальная политика государства в области занятости безработной молодежи

В современных условиях государство ограничивает свои обязательства оказанием содействия в реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Более конкретно соответствующие направления политики государства сформулированы в Законе <garantF1://10064333.0> РФ от 19.04.1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации".

Государственная политика в области содействия занятости определена ст. 5 <garantF1://10064333.5> Закона и направлена на:

развитие трудовых ресурсов;

обеспечение равных возможностей всем гражданам России в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан;

осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

предупреждение массовой и сокращении длительной (более одного года) безработицы;

поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

координация деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;

международное сотрудничество в решении проблем занятости.

Государственная политика в сфере занятости является частью социальной политики государства. Она имеет целью минимизацию сроков поиска работы и оптимизацию процесса такого поиска, а средства, обеспечивающие достижения данной цели, составляют содержание политики занятости. Политика занятости может иметь пассивный и активный характер. Содержанием пассивной политики является система мероприятий по вовлечению в сферу занятости лиц, потерявших работу и желающих трудоустроиться. При проведении активной политики государство прежде всего создает систему мер по предотвращению незанятости.

К сожалению, государственная политика на российском рынке труда характеризуется в основном преобладанием пассивных мер, таких как сдерживание массовой открытой безработицы, регистрация безработных, выплата пособий по безработице, дополняясь разработкой программ трудоустройства безработных. Активная и превентивная политика в области стимулирования занятости и самозанятости населения носит пока явно подчиненный характер.

2.1    Нормативно-правовые основы профилактики безработицы как направления социальной политики

безработица социальный политика занятость

Меры, направленные на профилактику безработицы, закреплены в нормативно-правовых актах, принятыми на основании и в развитие норм трудового права.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим занятость населения, является Конституция Российской Федерации, согласно которой "каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, <consultantplus://offline/ref=1D9B203AA16667E3E622A909B76ED0E08339CBF558BAAB7A20AFB003cC60L> а также право на защиту от безработицы". Тем самым на государство возлагается обязанность проведения такой социальной политики на рынке труда, которая позволила бы реализовать это абсолютное субъективное право личности. На сегодняшний день, можно одназночно сказать, что данная норма носит декларативный характер, и большинство безработных не могут реализовать предоставленное Конституцией право на труд и защиту от безработицы.

Трудовой кодекс Российской Федерации также в статье 2 <consultantplus://offline/ref=817DBC0B5B7821E31E174655C4166038673D9C58608322E50C28BD7309C67592B6F49600FBC965BEyAC1M>, исходя, из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией <consultantplus://offline/ref=817DBC0B5B7821E31E174655C4166038643593596BD675E75D7DB3y7C6M> РФ, закрепляет защиту от безработицы и оказание содействия в трудоустройстве.

Более детальная регламентация отношений в сфере занятости закреплена в Закон <garantF1://10064333.0>е РФ от 19.04.1991 г. с последующими изменениями и дополнениями "О занятости населения в Российской Федерации". Данный закон определяет направления государственной политики в сфере обеспечения занятости, права и обязанности субъектов, действующих на рынке труда, права граждан в области занятости и предоставляемые им гарантии в этой сфере, организацию деятельности государственных органов занятости населения, правовые основы участия работодателей в обеспечении занятости и другие важные положения.

Прежний КЗоТ РФ содержал отдельную гл. III-а <garantF1://10001000.1019> "Занятость и трудоустройство". Новый Трудовой <garantF1://12025268.0> кодекс РФ, вступивший в действие с 1 февраля 2002 г., подобной главы и раздела не имеет. Между тем указанный Закон <garantF1://10064333.0> продолжает действовать, тем более что проблемы занятости и безработицы в России не решены. Представляется, что число безработных не уменьшится в связи с расширением новым Трудовым кодексом числа оснований для увольнения работников по инициативе администрации.

Также на региональном уровне принимаются нормативно-правовые акты, направленные на профилактику безработицы и повышения уровня занятости населения. Так, в Чеченской Республике в прошлом году было принято Постановление от 31.01.2012 N 22 "Об утверждении программы содействия занятости населения Чеченской республики на 2012 год" (вместе с "Перечнем программных мероприятий по проведению общественных работ") и ряд других нормативно-правовых актов.

Нужно отметить, что, несмотря на имеющую нормативно-правовую базу, современные реалии требуют с учетом процессов, происходящих в сфере занятости, подготовки и принятия на федеральном уровне нормативно-правовых документов по целому ряду назревших вопросов. Например, нам кажется целесообразным, ведение государственного заказа на подготовку специалистов в вузах, об узаконивании контрактной формы закрепления специалистов, подготовленных в рамках целевых программ (с соответствующими обязательствами сторон по срокам закрепления и объемам возмещения затрат). Представляется целесообразным поощрять (посредством льготного налогообложения, кредитования) предприятия, создающие рабочие места для молодежи, разрабатывать и ввести образовательные стандарты, учитывающие требования международных норм и т. д.

2.2 Профилактика безработицы как направления социальной политики

В соответствии с Рекомендацией МОТ № 195 "О развитии людских ресурсов: образование, подготовка кадров и непрерывное обучение" перед государствами - членами МОТ стоит задача "разрабатывать национальные квалификационные основы, способствующие непрерывному обучению работников, оказывать предприятиям и службам занятости помощь в приведении в соответствие спроса и предложения специалистов нужной квалификации, ориентировать граждан в их выборе форм профессиональной подготовки и направлений профессионального роста, а так же содействовать признанию полученного ранее образования и приобретенных ранее навыков, компетентности и опыта". Службе занятости в решении этих вопросов принадлежит центральная роль.

В целях проведения единой государственной политики занятости, оказания бесплатных услуг в трудоустройстве, профессиональной подготовке и переподготовке, обеспечения социальной защиты временно незанятых граждан Совет Министров РСФСР постановлением от 19.01.1991 г. создал Государственную службу занятости, призванную обеспечить координацию в решении вопросов занятости населения на всей территории России. В настоящее время Федеральная служба по труду и занятости действует на основании Положения <garantF1://12035990.1000>, утвержденного постановлением <garantF1://12035990.0> Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 324 и находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Министерство здравоохранения и социального развития, по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ, создает территориальные органы по вопросам занятости - управления Федеральной государственной службы занятости населения, которые являются юридическими лицами, получателями и распределителями бюджетных средств, осуществляют организационно-методическое руководство деятельностью государственных учреждений службы занятости населения - центров занятости, действующих на территории соответствующего субъекта РФ, контролируют их деятельность, а также направляют и распределяют между ними финансовые средства и наделяют необходимым имуществом.

Управления совместно с органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления осуществляют разработку и обеспечивают реализацию государственной политики занятости населения с учетом экономических и социальных особенностей субъекта РФ.

Основными задачами Управления являются:

разработка территориальной программы содействия занятости населения и организация работы по ее реализации центрами занятости населения;

организация работы государственных учреждений службы занятости населения в субъекте РФ;

организация работы по обеспечению государственных гарантий и компенсаций безработным гражданам.

Под социальной поддержкой безработных следует понимать систему мер, принимаемых государством с целью предоставить безработным гражданам помощь в преодолении трудной жизненной ситуации, вызванной отсутствием работы.

По своему характеру эти меры могут быть двух видов:

)направленные на предоставление работы;

)направленные на предоставление средств, необходимых для существования безработного и находящихся на его иждивении нетрудоспособных членов его семьи.

К мерам первого вида относятся помимо содействия в трудоустройстве, организация общественных работ, обучение безработных граждан, а также содействие безработному в организации собственного дела.

Второй вид мер составляют выплата пособия по безработице и стипендии в период обучения по направлению учреждений службы занятости, предоставление средств для отдыха и лечения детей безработных граждан, компенсации расходов в связи с переездом по направлению учреждений службы занятости, материальная поддержка безработным.

Дефицит внимания общества в сочетании с недостаточной социальной незащищенностью превращает молодежь в дестабилизирующую общественную силу.

При проблеме безработицы молодежи основной задачей социальной работы является выработка у нее способности самостоятельно решать свои проблемы, адаптироваться к новым социально-экономическим условиям, получать навыки самостоятельной жизни и участвовать в самоуправлении.

Социальная работа с молодежью в нашей стране является частью государственной политики и осуществляется в ее рамках.

Под государственной политикой понимается деятельность государства, направленная на создание правовых, социально-экономических и организационных условий и гарантий для социального становления, то есть самореализации личности молодого человека и развития молодежного движения, объединений и инициатив, наиболее полной реализации творческого потенциала молодежи в интересах всего общества.

Объектом государственной политики являются молодые люди от 14 до 30 лет, молодые семьи и молодежные объединения.

Субъектами этой политики считаются государственные органы и их должностные лица, а также сами молодые люди.

Основными целями государственной молодежной политики являются:

1)      содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;

2)      недопущение дискриминации молодых граждан по возрастному цензу;

)        создание условий для полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества;

)        расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижения личного успеха;

)        реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и самой молодежи.

Реализация государственной политики осуществляется на следующих принципах:

§  принцип участия: привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики;

§  принцип социальной компенсации: обеспечение социальной и правовой защищенности молодых граждан;

§  принцип гарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг;

§  принцип приоритета: оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий государственной политикой.

Одним из важнейших направлений государственной политики является обеспечение трудовой занятости молодежи. В условиях формирования рыночных отношений государственная политика в области занятости должна быть нацелена на оптимизацию рынка труда, содействие мобильности рабочей силы, создание новых рабочих мест, подготовку и переподготовку кадров. Основываясь на Закон РФ от 19 апреля 1991 года №1032- I "О занятости населения в Российской Федерации", на данный момент эта работа ведется по трем основным направлениям: создание единой системы трудоустройства подростков и молодежи, организация летней трудовой занятости несовершеннолетних и создание условий для участия молодежи в малом предпринимательстве.

Государство, в соответствии с законами, должно помогать осуществлять трудовую и предпринимательскую инициативы граждан, содействовать развитию их способностей к производительному и творческому труду, способствовать соблюдению добровольности труда, свободному волеизъявлению в выборе занятости, обеспечивать социальную защиту в сфере занятости. Особое внимание государство призвано уделять молодым людям, которые по тем или иным причинам полностью или частично не соответствуют требованиям рынка труда. Законом РФ предусматривается создание дополнительных рабочих мест, особый режим труда (неполная рабочая неделя, укороченный рабочий день, надомная работа).

В соответствии с указанным выше законом, мы можем сделать такое умозаключение: законодатель преследует, прежде всего, свои интересы, а не интересы граждан, так как к числу занятых относятся граждане, работающие по найму или имеющие иную оплачиваемую работу, временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой производства, предприниматели, фермеры, лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, проходящие службу в Вооруженных силах, трудоспособные граждане, обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально-технических и других учебных заведениях. С одной стороны нам трудно считать занятым того, кто не работает по причине временного отсутствия, в связи с нетрудоспособностью, приостановкой производства, с другой стороны это имеет позитивное значение для более адресной разработки политики, определения приоритета социальных программ, источников их финансирования на федеральном и местных уровнях.

На макроуровне одобрена Указом Президента России от 15 сентября 1994 года № 1922 федеральная программа "Молодежь России" (в последующем она приобретает статус президентской). Одной из цели государственной политики является расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижения личностного успеха. Основным направлением осуществления этой политики считается обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи; содействие предпринимательской деятельности молодежи. Для достижения цели предусматривается решение задачи - содействие условий для самостоятельной эффективной деятельности молодежи в сфере образования, занятости и предпринимательства, международных обменов.

Направлениями занятости молодежи являются:

§  развитие сети центров содействия трудовой занятости молодежи;

§  проведение мероприятий по профориентации, обучению, трудоустройству и занятости молодежи;

§  информационно-методическое обеспечение молодежи в области трудовой занятости;

§  совершенствование системы трудоустройства выпускников общеобразовательных учреждений и молодых специалистов;

§  поддержка деятельности студенческих и трудовых отрядов;

§  проведение мероприятий по поддержке предпринимательства.

В целях обеспечения с учетом экономических и социальных особенностей того или иного региона открыты службы занятости.

Можно выделить четыре важнейшие задачи службы занятости населения: облегчение адекватного трудоустройства; предоставление социальной защиты; развития человеческих ресурсов через профессиональное обучение; предоставление информации о рынке труда.

В заключении отметим, что, на наш взгляд, конкретными действиями для решения этой проблемы являются:

§  проведение мониторинга для составления прогнозов по объемам и структуре подготовки кадров в системе профессионального образования всех уровней. В разработке прогнозов должны быть задействованы представители работодателей. Результаты должны стать ориентирами для формирования государственного задания на подготовку квалифицированных кадров, а также использовать при профориентации молодежи;

§  обеспечение повышения фундаментальности высшего образования и переход к более широким специальностям базового профессионального образования;

§  присоединение к международной квалификации специальностей;

§  реализация перехода на двухуровневую систему высшего образования - бакалавриат и магистратуру, подготовка (специализация) молодых специалистов-бакалавров под конкретные требования работодателя должна проводится в условиях внутрифирменного обучения за счет работодателя;

§  разработка и утверждение стандартов профессионального образования, развитие "корпоративных учебных заведений всех уровней;

§  развитие университетских комплексов, обеспечивающих подготовку специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, включение средних профессиональных учебных заведений в такие комплексы повысит уровень и качество среднего профессионального образования;

§  проведение апробации и внедрение механизмов целевого бюджетного финансирования подготовки кадров в системе высшего и среднего профессионального образования, направленного на удовлетворение потребностей, стратегически и социально значимых секторов, среди таких механизмов следует рассмотреть возможности использования возрастных субсидий, образовательных кредитов, конкретной подготовки и тому подобное;

§  совершенствование преемственности школ с образовательными учреждениями;

§  введение на предприятиях ставок специалистов по работе с молодежью;

§  проведение масштабной целенаправленной профориентационной работы с учащимися образовательных школ;

§  развитие целенаправленной просветительско-информационной компании для увеличения желающих заняться общественными работами;

§  межведомственная координация деятельности в данном направлении;

§  подключение федерального и регионального бюджета для финансирования этой деятельности.

Все выше обозначенное позволяет сделать следующий вывод.

Молодежь является как объектом, так и субъектом государственной политики. На макро и мезоуровнях существует и является основой работы по профилактике безработицы среди молодежи президентские программы, которые имеют продолжение в городских программах. Специфика такой работы огромна. Открываются и работают молодежные биржи, специалисты которых оказывают профессиональную помощь в трудоустройстве и психической поддержке. Для более широкого вовлечения молодых людей в трудовую деятельность необходимы встречные действия, как со стороны самой молодежи, так и со стороны властных структур.

Повышение активности молодежи в решении собственной проблемы, а также в решении будущего страны на государственном, профсоюзном уровнях возможно положительно решить лишь в случае изменений субъективной позиции самой молодежи.

Активно-деятельностное поведение молодых людей ведет к самозанятости, вторичной занятости, развитию предпринимательской деятельности.

Социальными гарантиями называются те материальные условия, которые государство, общество может обеспечить гражданину при потере им работы и безработице.

Уровень этих социальных гарантий зависит от возможностей страны на данном этапе развития.

Закон РФ "О занятости в Российской Федерации" предусмотрел следующие права и гарантии, определяющие правовой статус безработного:

гарантии и компенсации работникам, высвобождаемым из организации, предоставляемые согласно ст. 180, 181 ТК;

выплату пособий зарегистрированным безработным в установленном порядке;

выплату стипендий в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации по направлению органов службы занятости;

возможность участия в оплачиваемых общественных работах, организуемых местными органами самоуправления;

компенсацию затрат по переезду в другую местность на новую работу по предложению органа службы занятости;

выплату в период безработицы пособия по временной нетрудоспособности в размере причитающегося пособия по безработице;

оказание материальной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а также гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением срока его выплаты.

Закон о занятости не относит материальную помощь безработным к гарантиям социальной поддержки, а именно в ст. 28 "Гарантии социальной поддержки безработных" о ней ничего не говорится. Наверняка это обусловлено тем, что оказание материальной и иной помощи безработным осуществляется по усмотрению службы занятости, это не обязательная выплата.


Пособие по безработице - гарантированная государством материальная поддержка безработных в форме периодических выплат. Выплата пособия по безработице осуществляется за счет средств федерального бюджета. Пособие по безработице имеют право получать граждане, зарегистрированные органом службы занятости как безработные, уволенные по любым основаниям, и впервые ищущие работу. Решение о выплате пособия принимается одновременно с решением органа службы занятости о признании гражданина безработным, т. е. на третьем этапе регистрации.

Размер пособия по безработице и порядок его выплаты установлены ст. 30--35 Закона о занятости. Размер пособия устанавливается в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца по последнему месту работы, если гражданин уволен в течение 12 предшествующих безработице месяцев и имел в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного или неполного рабочего времени с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей). В других случаях (в том числе гражданам, впервые ищущим работу или возобновляющим трудовую деятельность после более годичного ее перерыва) пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к величине прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. Начисление пособия в первом случае и в случае увольнения из Вооруженных Сил, внутренних, железнодорожных войск, органов Федеральной службы безопасности и органов внутренних дел производится с момента регистрации в качестве безработного в следующих размерах: в первые три месяца безработицы -- 75% среднего месячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы); в следующие четыре месяца безработицы -- 60%; в дальнейшем -- 45% указанного заработка. Во всех случаях размер пособия должен быть не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Федерации, и не ниже 30% величины указанного прожиточного минимума. При непредставлении работы более 18 месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия в размере 30% величины прожиточного минимума.

Пособие выплачивается безработному до его трудоустройства, но не более 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных законом. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать и более длительные сроки выплаты пособий по безработице или предусматривать продление сроков выплаты при определенных условиях в рамках утвержденных целевых программ за счет средств соответствующих бюджетов. Срок выплаты продлевается сверх 12 месяцев гражданам со стажем, дающим право на пенсию по старости, на две недели за каждый год работы, превышающий требуемый стаж. В этих случаях общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев (два года) в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Безработным гражданам, имеющим достаточный трудовой стаж для полной пенсии по старости (включая льготные условия), не имевшим в течение пяти лет до того перерыва в работе более 12 месяцев, по предложению органа службы занятости пенсия с их согласия оформляется досрочно, но не более чем за два года до установленного возраста выхода на пенсию.

Таким образом, безработный предпенсионного возраста с большим трудовым стажем может получать два года пособие по безработице, а затем досрочно на два года раньше пенсионного возраста получать пенсию по старости. Это большая социальная гарантия безработным предпенсионного возраста.

Законом предусматривается увеличение размера пособия по безработице для следующих категорий безработных граждан:

К первой категории относятся граждане, у которых на содержании находятся другие лица. При этом размер пособия по безработице увеличивается на 10 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не менее чем 50 рублей на каждого из указанных лиц. При этом максимальный размер доплат не может превышать 30 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В случае, если оба родителя являются безработными, увеличение размера пособия на лиц, находящихся на их содержании, производится каждому из родителей.

К числу лиц, находящихся на содержании безработного, могут относиться дети, отец, мать, супруг, братья, сестры, внуки, не имеющие трудоспособных родителей, дед и бабушка при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать. При этом перечисленных выше членов семьи можно считать находящимися на иждивении гражданина, если они находятся на его полном содержании или получают от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.11 Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие для ВУЗов. - М. 2001 С. 81-83

Дети считаются находящимися на иждивении обоих родителей независимо от того, какую оплату труда получает каждый из них. Это значит, что надбавка на ребенка назначается к пособию любого из родителей, признанного безработным, даже если его заработок был меньше, чем у того супруга, что продолжает работать.

Ко второй категории относятся граждане, Проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях. В указанных случаях размер пособия устанавливается с учетом действующего в данной местности районного коэффициента. При этом гражданам, уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей), средняя заработная плата для начисления пособия по безработице рассчитывается с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в таких районах и местностях.

И, наконец, третья категория граждан, к которой относятся граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, к пособию по безработице выплачивается дополнительное пособие:

постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом при условии постоянного проживания на территории зоны до 1 января 1991 года - в размере 10 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 50 рублей;

постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение - в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 100 рублей;

постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы - в размере 40 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не менее 200 рублей.

С пособий по безработице производятся все виды удержаний (алименты, возмещение причиненного ущерба, обратное взыскание с работника денежных сумм, полученных на основании судебного решения) в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.

Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, завершившим профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости, но не трудоустроенных по окончании обучения, в соответствии с п. 2 ст. 34 Закона о занятости, пособие по безработице выплачивается в следующих размерах:

гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей) в первые три месяца безработицы - в размере 75 процентов отих среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов, в дальнейшем - в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, и не ниже 20 процентов величины указанного прожиточного минимума. При этом размер пособия по безработице не должен быть ниже 100 рублей;

гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, но не имевшим в этот период 26 календарных недель оплачиваемой работы, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), не имеющим профессии (специальности), а также стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва - в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 100 рублей.

Основным условием выплаты пособия по безработице является признание гражданина безработным. Решение о назначении пособия по безработице принимается органами службы занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным в порядке, определенном статьей 3 Закона о занятости. 11 Власов В.И., Крапивин О.М. Комментарий к законодательству о занятости и трудоустройстве населения. М. 2007 С. 49-55

Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице начисляется с первого дня признания их безработными.

Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных Законом о занятости. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать и более продолжительные сроки выплаты пособий или предусматривать условия продления их выплаты за счет средств соответствующих бюджетов.

Для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, продолжительность выплаты пособия по безработице в каждом периоде безработицы не может превышать 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев. При этом максимальная продолжительность выплаты пособия для этих категорий граждан не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

В случае непредоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия по безработице в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 100 рублей, если иное не предусмотрено Законом о занятости.

Продолжительность выплаты пособия по безработице гражданину за счет средств федерального бюджета не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Установленная Законом о занятости продолжительность периода выплаты пособия по безработице может быть продлена для граждан, общий трудовой стаж которых в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации дает им право на пенсию по старости (по возрасту), включая пенсии на льготных условиях, но которые не достигли пенсионного возраста. В этом случае установленный период выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий требуемый стаж. Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Социальное страхование - система отношений по распределению и перераспределению национального дохода, заключающихся в формировании специальных страховых фондов для содержания лиц, не участвующих в общественном труде. Фонды социального страхования формируются из государственных дотаций и страховых взносов, уплачиваемых работодателями и работающими гражданами.
Социальное страхование - система денежных пособий: по безработице, по нетрудоспособности, по беременности и родам, пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, - других категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

К основным принципам обязательного социального страхования относятся:

устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;

государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

обеспечение надзора и общественного контроля;

автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

В заключении отметим, что, на наш взгляд, конкретными действиями для решения этой проблемы являются: проведение мониторинга для составления прогнозов по объемам и структуре подготовки кадров в системе профессионального образования всех уровней. В разработке прогнозов должны быть задействованы представители работодателей. Результаты должны стать ориентирами для формирования государственного задания на подготовку квалифицированных кадров, а также использовать при профориентации молодежи; обеспечение повышения фундаментальности высшего образования и переход к более широким специальностям базового профессионального образования; присоединение к международной квалификации специальностей; реализация перехода на двухуровневую систему высшего образования - бакалавриат и магистратуру, подготовка (специализация) молодых специалистов-бакалавров под конкретные требования работодателя должна проводится в условиях внутрифирменного обучения за счет работодателя; разработка и утверждение стандартов профессионального образования, развитие "корпоративных учебных заведений всех уровней; развитие университетских комплексов, обеспечивающих подготовку специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, включение средних профессиональных учебных заведений в такие комплексы повысит уровень и качество среднего профессионального образования; проведение апробации и внедрение механизмов целевого бюджетного финансирования подготовки кадров в системе высшего и среднего профессионального образования, направленного на удовлетворение потребностей, стратегически и социально значимых секторов, среди таких механизмов следует рассмотреть возможности использования возрастных субсидий, образовательных кредитов, конкретной подготовки и тому подобное; совершенствование преемственности школ с образовательными учреждениями; введение на предприятиях ставок специалистов по работе с молодежью; проведение масштабной целенаправленной профориентационной работы с учащимися образовательных школ; развитие целенаправленной просветительско-информационной компании для увеличения желающих заняться общественными работами; межведомственная координация деятельности в данном направлении; подключение федерального и регионального бюджета для финансирования этой деятельности. Все выше обозначенное позволяет сделать следующий вывод. Молодежь является как объектом, так и субъектом государственной молодежной политики. На макро и мезоуровнях существует и является основой работы по профилактике безработицы среди молодежи президентские программы, которые имеют продолжение в городских программах. Специфика такой работы огромна. Открываются и работают молодежные биржи, специалисты которых оказывают профессиональную помощь в трудоустройстве и психической поддержке. Для более широкого вовлечения молодых людей в трудовую деятельность необходимы встречные действия, как со стороны самой молодежи, так и со стороны властных структур. Повышение активности молодежи в решении собственной проблемы, а также в решении будущего страны на государственном, профсоюзном уровнях, возможно, положительно решит лишь в случае изменений субъективной позиции самой молодежи.

Заключение

Проблема безработицы является самой важной проблемой молодежи, одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Безработица имеет исключительно негативные социальные последствия: жизненная неустроенность, ухудшение отношений в семье, разводы, всплеск нервно-психических заболеваний, социальный пессимизм, преждевременная смертность и другие.

Молодежь должна рассматривать себя как объект и как субъект социальной работы. Необходимо принять комплексную программу в масштабах страны, республики, в рамках городской программы, имеющую достаточную силу для применения санкций и являющуюся основанием для налоговых льгот для трудоустройства и самозанятости молодежи.

Молодежь - социально-демографическая группа, ограниченная возрастными границами (от 14 до 30 лет), со своим специфическим образом жизни, стилем поведения, культурными нормами и ценностями, находящаяся в состоянии перехода от преимущественного свойства быть объектом общественного воздействия к преимущественному свойству быть субъектом социально-преобразующей деятельности.

В то же время решающее значение имеет поведение самих молодых людей, в зависимости от оценки молодежи ролью работы в своей жизни.

По сформированности данных типов поведения определяется готовность молодежи к участию в новых социально-экономических отношениях.

В нынешних условиях молодежь сильно ориентирована на материальные ценности.

С ростом малого и среднего предпринимательства, что создает благоприятные возможности для привлечения трудоспособных, наблюдаются и негативные тенденции - теневая экономика, преступный мир, "легкие" деньги.

Наименьшее количество молодых безработных с высшим профессиональным образованием. Конкурентоспособность и востребованность на рынке труда неразрывно связаны с качеством полученного первичного профессионального образования, а также соответствием профиля профессиональной подготовки структуре спроса на рабочую силу.

Безработица имеет исключительно негативные социальные последствия: жизненная неустроенность, ухудшение отношений в семье, разводы, всплеск нервно-психических заболеваний, социальный пессимизм, преждевременная смертность и другие.

Решение острой проблемы профилактики безработицы возможно лишь при реализации последовательной государственной политики.

Социальная работа с молодежью является частью государственной политики, которая представлена основными направлениями: содействие в трудоустройстве, оказание помощи в профессиональной подготовке, а также стимулирование образования гибкого рынка труда. Разработаны и действуют федеральные, республиканские, городские программы, являющиеся механизмом реализации государственной политики. В данных программах разработаны мероприятия по трудоустройству, временной и вторичной занятости в летний период. С учетом этих целей открыты службы занятости, молодежные биржи.

У большинства молодежи постепенно происходит смена модели социально-экономического поведения от пассивно-выжидательной на активно-деятельностную. Молодежь должна рассматривать себя как объект и как субъект социальной работы.

Экономические меры и меры, предусматривающие совершенствования работы службы занятости населения, молодежной биржи труда, реорганизацию системы образования, направленные на профилактику безработицы должны затрагивать широкий комплекс проблем экономического и социального характера и быть ориентированы на совместные действия органов законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровней.

Изучив опыт работы по профилактике безработицы среди молодежи в разных регионах страны, можно взять на вооружение различные приемы реализации этого направления. Выяснилось, что у государственной политики есть свои недостатки, которые мешают создавать благоприятные условия для реализации трудовых инициатив молодежи, обеспечивать ее занятость.

Проведенный социологический опрос старшеклассников школ города Сибай с целью выяснения профессиональных намерений учащихся 9-11 классов, помог определить профессиональное самоопределение выпускников. Это исследование доказало, что профилактическую работу необходимо проводить еще в школе, то есть вести профориентационную работу среди школьников для дальнейшего их правильного выбора профессионального пути.

Для решения конкретных проблем в сфере организации профилактической работы, содействия трудоустройства подростков и учащейся молодежи разработан проект программы "Рабочая молодежь - будущее нашего города", который поможет усовершенствовать социальную работу среди молодежи, поднимет престиж рабочих профессий и ориентирует молодых людей нашего города на составлении основного ресурса и потенциала развития центра Зауралья.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.

Список использованных источников и литературы

I. Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. (Принята всенародным голосованием 12.12.1993). М., 2010;

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.04.2012) // Справочно-правовая система "Консультант+";

3. Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации" ФЗ-№ 1032-1 от 19.04.1991 // Справочно-правовая система "Консультант+";

4. Постановление от 31.01.2012 N 22 "Об утверждении Программы содействия занятости населения Чеченской республики на 2012 год" (вместе с "Перечнем программных мероприятий по проведению общественных работ) // Справочно-правовая система "Консультант+";

5. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 324 (ред. от 02.04.2012) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости" // Справочно-правовая система "Гарант";

II.      Литература

6. Авдеева Е.А. Безработица и её сущность / Е.А. Авдеева // Современные проблемы экономической теории: Сб. ст. Всерос.науч.-практич. конф., Ч. II, Воронеж: ВГУ, 2000;

. Буянова М. О. Трудовое право России. М., 2009;

8.Бреев Б. Д. Безработица в современной России. М., 2005;

9.Джиоев С. Х. Содействие трудовой занятости. М., 2006;

. Испулова С. Н. Служба занятости населения: профориентационная работа: Учеб. пособие. М., 2005;

11. Серегина Л. В. Финансовые гарантии прав ищущих работу и безработных граждан. // Журнал российского права, N 5, 2009, С. 14-17.

. Титова Г. Гарантии в сфере занятости населения. // "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 27, 2009, С. 9-11;

Похожие работы на - Социальная политика государства в области занятости безработной молодежи

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!