Система местного самоуправления

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,02 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система местного самоуправления

Оглавление

Введение

Глава 1. Общее положение о местном самоуправлении

.1 Понятия местного самоуправления

.2 Принципы и функции местного самоуправления

Глава 2. Система местного самоуправления

.1 Органы местного самоуправления

.2 Непосредственная демократия на местах

Глава 3. Анализ деятельности и развития органов местного самоуправления г. Улан-удэ

.1 Деятельность органов местного самоуправления

.2 Формы непосредственной демократии в Улан-Удэ

Заключение

Список использованных источников информации

Введение

Актуальностью данной темы являются социальные проблемы, сложившиеся в настоящее время в обществе: снизился уровень жизни населения, негативные тенденции в состоянии здоровья населения, рост заболеваемости социально-обусловленными болезнями, безработица, проблемы безнадзорности слабой социальной защищенности детей, женщин, пожилых людей, инвалидов и других категорий малообеспеченных слоев населения. Социальная жизнь общества в первую очередь находится под ведением органов управления. Наиболее приближенным к проблемам общества является местное самоуправление. Муниципальное управление играет важную роль в развитии социальной сферы на территории, которого оно располагается.

Институт местного самоуправления способствует обретению населением полной свободы в выборе и использовании разнообразных форм непосредственной демократии (местных сходов, собраний жителей, референдумов и т.п.) в решении вопросов местного значения, повышению уровня его политического образования, приближает граждан к процессу государственного управления. В свою очередь, самоорганизация и самостоятельность осуществления общественно значимых функций, усиление гражданской ответственности самостоятельности населения, формирование гражданина с определенной организационной культурой и правосознанием, который может не только влиять на власть, но и участвовать в управлении.

Ни государство, ни местное самоуправление не могут полностью изолироваться и самоустраниться друг от друга.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вопросы местного значения вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.

Федеральный закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения.

Общественная теория самоуправления исходит из принципов признания свободы осуществления своих полномочий местными сообществами и союзами. Согласно государственной теории самоуправления местное самоуправление - одна из форм организации местного государственного управления.

В современной России местное самоуправление относится к институтам публичной власти, а не гражданского общества, вместе с тем отрицается государственно-правовой характер местного самоуправления. Правовые основы организации местного самоуправления в нашем государстве закреплены в Конституции Российской Федерации "Российская газета", N 237, 25.12.1993., Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» "Российская газета", N 202, 08.10.2003..

Объектом исследования данной курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в сфере организации местного самоуправления.

Предмет исследования составляют правовые нормы, регулирующие исследуемые общественные отношения, закрепленные в таких правовых актах, как Конституция РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и других законах и подзаконных актах.

Целью данной курсовой работы является изучение понятия и системы местного самоуправления, необходимое для получения наиболее полного представления о данном правовом явлении.

Задачами являются:

. изучение понятия местного самоуправления;

. изучение принципов и функций местного самоуправления;

. изучение деятельности органов местного самоуправления;

. рассмотрение непосредственной демократии на местах;

. изучение местного самоуправления на современном этапе развития;

. предложение по улучшению местного самоуправления;

Степень изученности данной темы курсовой работы достаточно высокая. Вопросы организации местного самоуправления освещены в монографиях, учебных пособиях и научных статьях следующих авторов: Балыхин А.В., Выдрин И.В., Кодина Е.А.

Настоящая работа включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных источников и литературы.

самоуправление демократия муниципальный

Глава 1. Общие положения о местном самоуправлении

.1 Понятие местного самоуправления

Местное самоуправление - одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление представляет собой децентрализованную форму управления, которая характеризуется известной самостоятельностью. Одним из основных признаков данной формы народной власти является автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ

Эта система представляет собой совокупность организационных форм и институтов прямого волеизъявления, выборных и других органов местного самоуправления, посредством которых реализуются принципы и функции местного самоуправления.

Согласно статье 12 Конституции РФ в нашем государстве признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В пункте 2 статьи 3 данного основополагающего документа говорится о том, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Следовательно, местное самоуправление представляет собой одну из форм реализации народом своей власти.

Также данному институту посвящена глава 8 Конституции РФ, в которой статьями 130, 131, 132 и 133 закреплены общие положения об организации местного самоуправления в России.

Согласно вышеперечисленным статьям местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Европейская Хартия местного самоуправления "Собрание законодательства РФ", 07.09.1998, N 36, ст. 4466., ратифицированная в России в 1998 году, дает определение местного самоуправления как права и реальной способности органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

В Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дается более широкое понятие местного самоуправления, согласно которому местное самоуправление представляет собой форму осуществления народом своей власти, обеспечивающей в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Вышеперечисленные нормативные акты являются непосредственной правовой основой организации местного самоуправления в России наряду с другими законами и подзаконными актами. К другим законам относятся ФЗ от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» "Собрание законодательства РФ", 28.08.1995, N 35, ст. 3506. и Закон от 06.07.1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 18.07.1991, N 29, ст. 1010., которые применяются в части, не противоречащей положениям главы 12 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, и утрачивают силу с 1 января 2009 года.

Также существует и действует ФЗ от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» "Собрание законодательства РФ", 02.12.1996, N 49, ст. 5497., который обеспечивает защиту данных прав в случае их нарушения.

К подзаконным актам относятся Указы Президента РФ от 02.11.2007 № 1451 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления» "Собрание законодательства РФ", 05.11.2007, N 45, ст. 5462., от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» "Собрание законодательства РФ", 05.05.2008, N 18, ст. 2003., от 15.10.1999 № 1370 «Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» "Собрание законодательства РФ", 18.10.1999, N 42, ст. 5011., а также Постановления Правительства РФ, приказы Министерства Юстиции РФ в данной сфере и другие законодательные акты.

Таким образом, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации и представляет собой форму осуществления народом своей власти, обеспечивающей самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства и другие нормативно-правовые акты.

.2 Принципы и функции местного самоуправления

Принципы местного самоуправления - это обусловленные природой местного самоуправления научно обоснованные и закрепленные в нормах права коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов по решению вопросов местного значения на территории муниципального образования.

Из международных правовых документов ярким примером акта, состоящего из норм-принципов (общих принципов местного самоуправления), является Европейская хартия местного самоуправления, принятая в Страсбурге 15 октября 1985 г. и выступающая правовой основой для муниципального законодательства стран - членов Совета Европы.

Внутригосударственным правовым актом, устанавливающим систему принципов местного самоуправления, является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131. Он подразделяет общие принципы местного самоуправления на правовые, территориальные, организационные и экономические. В рамках указанных правовых принципов:

1.Устанавливается ограничение прав субъектов РФ в регулировании вопросов, связанных с осуществлением местного самоуправления;

2.Унифицируется для всех субъектов РФ модель территориального устройства местного самоуправления;

.закрепляется дифференцированный перечень вопросов местного значения в зависимости от вида муниципального образования;

.подробно регулируется структура органов местного самоуправления;

.дифференцируются источники доходов муниципального образования и др.

В доктрине муниципального права общие принципы подразделяются на общие, которые охватывают все сферы местного самоуправления, и специальные, относящиеся к отдельным сферам местного самоуправления.

. построение и функционирование муниципальной власти;

. уяснение сущности местного самоуправления, его отличительные черты и признаки;

. выступление в качестве критерия оценки действующей системы местного самоуправления: насколько она отвечает началам и идеям, выраженным в принципах местного самоуправления;

. способствование сохранению преемственности в развитии институтов местного самоуправления.

Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», основываясь на положениях Европейской хартии о местном самоуправлении, закрепляют общие принципы местного самоуправления, присущие всей системе местного самоуправления в Российской Федерации. В рамках данных принципов осуществляется регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях, правовое регулирование местного самоуправления в субъектах РФ с учетом исторических и иных местных традиций.

Реализация принципов местного самоуправления обеспечивается не только их правовым закреплением в законодательстве, но и муниципальных уставах.

К общим принципам местного самоуправления относятся:

Верховенство Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов;

Самостоятельность решения населением вопросов местного значения;

Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;

Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

Законность в организации и деятельности местного самоуправления;

Гласность деятельности местного самоуправления;

Коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления;

Государственная гарантия и поддержка местного самоуправления.

К специальным принципам местного самоуправления относятся:

Принцип компенсации увеличения расходов или уменьшения доходов органов местного самоуправления, возникших в результате решений органов государственной власти;

Принцип получения органами местного самоуправления платы за пользование на их территории природными ресурсами и др.

Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности. Они обусловлены природой местного самоуправления, его принципами, а также целями и задачами, к достижению которых стремится местное самоуправление.

Местное самоуправление призвано обеспечить: потребности населения в различного рода услугах (в социально-культурной и иных сферах местной жизни); реализацию социально-экономического потенциала самоуправляющихся территориальных единиц; оптимальное сочетание местных и общегосударственных интересов и т.д.

Принципы лежат в основе местного самоуправления, анализ законодательства о местном самоуправлении позволяет выделить следующие основные функции местного самоуправления:

Обеспечение участия населения в решении местных дел.

Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного управления.

Обеспечение развития соответствующей территории.

Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах.

Охрана общественного порядка, обеспечение режима законности на данной территории.

Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.

Глава 2. Система органов местного самоуправления

.1 Органы местного самоуправления

Опираясь на ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Из этого можно сделать вывод о том, что органы местного самоуправления самостоятельны в рамках своих полномочий. Но, не смотря на это органы государственной власти создают ограничение для деятельности местного самоуправления. Установление контроля государственных органов реализует не только контроль, но и защит прав физических и юридических лиц.

Следовательно, самостоятельность органов местного самоуправления имеет пределы, которые устанавливает Конституция РФ и федеральное законодательство, а само местное самоуправление внедрено в общую систему управлением делами общества и государства.

Деятельность органов местного самоуправления характеризуется такими чертами, как наличие властных полномочий, обязательность принимаемых решений для всех физических, а также юридических лиц и организаций, находящихся на территории муниципального образования, в рамках которой действуют соответствующие органы местного самоуправления.

К органам местного самоуправления относятся выборные органы и другие органы (невыборные), образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. Сегодня жизнеобеспечение на местах при помощи указаний из центра, как это было раньше, стало невозможным и нерациональным. Практика показала, что максимальное удовлетворение основных потребностей граждан в решающей степени зависит от эффективного управления и планирования экономикой органами местного самоуправления на своих территориях.

Сейчас на новом этапе реформы муниципального управления, наиболее важным является завершение формирования финансово-экономической базы местного самоуправления. Так как именно наличие прочной экономической основы местного самоуправления - средства повышение уровня жизни жителей местных территорий, обеспечивает действенный механизм муниципального управления.

Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Конституция Республики Бурятия и соответствующий республиканский закон наделили органы местного самоуправления значительными полномочиями в деле управления социально-экономическим развитием в целом. Обеспечивая комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований органы местного самоуправления должны координировать и регулировать деятельность предприятий и организаций, учреждений, находящихся на муниципальной территории, независимо от их формы собственности в области землепользования, охраны окружающей среды, строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, социально-культурного, бытового и иного обслуживания населения.

Таким образом, перед органами местного самоуправления Бурятии на территории городов и сельских районов, составных частях единой системы экономики республики и страны в целом, стоят базовые практические задачи по осуществлению финансово-экономического развития.

В исследуемый период главной проблемой деятельности органов местного самоуправления в области экономического развития было достижение ими финансовой самостоятельности, провозглашаемой Конституцией Российской Федерации. Так как все бюджеты органов местного самоуправления республики, как и большинство местных бюджетов в целом по стране были дефицитны, а значит, не располагали возможностями реально осуществлять свои полномочия.

Более того, в период 1990-2000 годов федеральный центр и государственная республиканская власть, в условиях сужения налогооблагаемой базы, усиливали концентрацию средств в своих бюджетах. В результате чего, уровень обеспеченности местных бюджетов в Республике Бурятия снизился с 66 % в 1997 году до 40 % в 1999 году. Уровень дотационности по половине муниципальных образований достиг 75-80 %. Как подчеркнул заместитель главы города Северобайкальска О.Ф. Усынин, сегодня «нужна защита местных бюджетов от федерального произвола. Это задача государственной важности. Парадоксальная ситуация: у регионов большие налоговые полномочия, но они чрезмерно ограничены у местных органов. Сегодня более 50 % финансовых ресурсов остаются субъектам Российской Федерации. А 90 % социальных федеральных проектов финансируются из местных бюджетов. Практически полностью за счет этих бюджетов осуществляются программы жилищно-коммунального хозяйства, городского транспорта, рынка.

.2 Форма непосредственной демократии на местах

После принятия Конституции РФ 1993 года начался процесс реформирования власти на местах на основе принципов самоуправления. Законы "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" 1995 и 2003 гг. стали основой формирования новой отрасли права России - муниципального права.

Формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления являются:

местный референдум;

муниципальные выборы;

голосование населения по вопросам местного значения;

сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа;

правотворческая инициатива граждан (связана с реализацией права внесения на рассмотрение в органы местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов, подлежащих обязательному рассмотрению);

территориальное общественное самоуправление;

публичные слушания (проводятся для обсуждения проектов муниципальных правовых актов);

собрания граждан (проводятся для обсуждения вопросов местного значения; итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию); обращения подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами);

конференция граждан - осуществляют в определенных случаях полномочия собраний граждан;

опрос граждан (проводится на территории муниципального образования для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления);

индивидуальные и коллективные обращения граждан;

иные формы, не противоречащие Конституции РФ, федеральному или региональному законодательству.

Опосредованная форма осуществления власти на местах заключается в осуществлении местного самоуправления через органы и должностных лиц местного самоуправления. Структура органов местного самоуправления (организационная основа местного самоуправления) определяется населением самостоятельно, однако по общему правилу она включает:

представительный орган местного самоуправления;

главу муниципального образования;

местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).

Может образовываться и контрольный орган муниципального образования в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением порядка подготовки и рассмотрением местного бюджета, отчета о его исполнении (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и т.п.) и иные органы местного самоуправления. Для подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума может формироваться избирательная комиссия муниципального образования.

Представительный орган местного самоуправления (дума, собрание представителей, совет депутатов, муниципальное собрание и т.п.) может формироваться путем проведения муниципальных выборов (в поселениях) либо состоять из глав поселений и депутатов представительных органов этих поселений, входящих в состав муниципального района.

В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» СЗ РФ. 2003. №40. Ст.3822 (с изм. и доп.) глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Федеральным законом предусмотрены различные варианты избрания главы муниципального образования, исходя из которых, определяются особенности правового статуса главы муниципального образования, его права и обязанности.

Реализация правового статуса главы муниципального образования, как и любого другого субъекта муниципального права, происходит через его участие в муниципально-правовых отношениях, возникающих в процессе организации и осуществления местного самоуправления Костюкова А.Н., Копысова С.Г. Муниципально-правовые отношения. Омск: ОмГУ, 2001.

Местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Составной частью системы местного самоуправления являются органы территориального общественного самоуправления населения, которые создаются по инициативе граждан на основе их добровольного волеизъявления и характеризуются территориальным признаком организации и деятельности, представительным характером, общественной формой и самоуправленческой природой.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в муниципальных образованиях - городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах либо внутригородских территориях городов федерального значения.

. Отправным началом, мерой и целью как самого процесса государственно-правовой модернизации, так и той нормативной модели социального устройства, которую она призвана воплотить в жизнь, должны, очевидно, служить человек и его достоинство. Именно личность является главным получателем той системы благ, которую формирует государственно организованное общество. И она же во всей полноте своих индивидуальных и коллективных проявлений выступает как один из ключевых факторов технико-социального и культурно-правового прогресса. Чем менее развита личность, писал в начале прошлого века профессор М.Д. Загряцков, тем суровее и беспощаднее становится власть, тем шире возможности для злоупотреблений ею; но по мере того, как развивается личность, государственной власти приходится считаться с ее требованиями: личность не только отвоевывает себе область, в которую государство не должно вмешиваться, но добивается права на участие в образовании власти, на ее содействие в трудную минуту жизни. Следовательно, степень развитости человеческой личности, ее свободы и ответственности непосредственным образом влияет на состояние общественной свободы и нравственности, задает характер политико-правовых, социально-экономических и иных общественных отношений, определяет сам тип государственности. "Перемены к лучшему, - подчеркнул Президент РФ Д.А. Медведев в своем Послании Федеральному Собранию 2009 г., - происходят лишь там, где есть возможность для открытого обсуждения возникающих проблем, для честного соревнования идей, определяющих методы их решения, где граждане ценят общественную стабильность и уважают закон. И в то же время могут брать на себя ответственность за положение дел в своем поселке или городе, понимают, что только активная позиция приводит в движение тяжелую машину государственной бюрократии".

Личностный подход, предполагающий человеческое измерение государственно-правовых целей, функций, процессов, институтов, явлений, можно, стало быть рассматривать как характерный признак и одну из наиболее существенных методологических основ модернизации, ориентированной на широкое вовлечение граждан в управление делами государства, стимулирование их экономического самоопределения, на обеспечение правового равенства и социальной справедливости Его последовательное применение является необходимым условием эффективности разработки и проведения государственно-правовых преобразований.

Особый интерес в свете сказанного представляет анализ личностных аспектов местного самоуправления. Будучи подверженным, самому активному воздействию государственной политики развития и приводя в исполнение ее установки на местах, местное самоуправление в то же время служит важным инструментом обеспечения политико-хозяйственного самовыражения человека, специфической публично-правовой формой реализации и защиты его прав, свобод и законных интересов (ч.2 ст.3, ст.12,18, 130 Конституции РФ). Оно позволяет присущими ему средствами формировать и в оперативном режиме совершенствовать правовые модели личного и кооперативного поведения, гармонизировать индивидуальные, групповые и коллективные, частные и публичные интересы, создавать условия для роста уровня общей и правовой культуры личности и на этой основе развивать терпимость, ответственность и солидарность в обществе.

Как первичная (низовая) форма социально-территориального взаимодействия населения для целей обеспечения основных жизненно важных потребностей, местное самоуправление по своей внутренней природе относится к типу самоорганизующихся систем и имеет достаточно высокую степень адаптивности к изменчивым условиям среды. Оно органически настроено на самовоспроизводство в различном государственно-политическом пространстве и вместе с тем обладает устойчивой способностью к самообновлению и самосовершенствованию. Связываясь прочими нитями с самыми глубинами народного правосознания, его политико-правовыми ценностями и идеалами, с одной стороны, и теми существенными условиями социальной среды, которые определяют жизнедеятельность человека в конкретном пространстве-времени

Местное самоуправление обеспечивает самые широкие институциональные возможности для нахождения оптимальной (равно соотносимой с идеалом права и требованиями реальности) управленческой воли, для закрепления этой воли в муниципальных (публично-властных) актах и учреждениях, наконец, для её последующей коррекции сообразно развитию правосознания и потребностей социальной жизни. Тем самым оно образует наиболее приближенный к населению локальный механизм модернизации российской государственности, функционирующий на началах самоорганизации, саморегулирования и самодеятельности граждан.

В национальной конституционно-правовой системе местное самоуправление существует в единстве публично-властных, корпоративно-общественных и субъективно-личностных характеристик и, будучи подчинено принципам верховенства права, конституционной законности и демократии, выступает необходимым проявлением демократического государственного режима. При этом оно задает уровень глубины проникновения демократических ценностей, норм и практик в систему социального устройства народа, обеспечивает целостность и полноту демократического правления, устойчивость и эффективность государственного управления в целом. Это обусловливается не только его внешними, структурно-уровневыми характеристиками в системе публичной власти, связанными со сравнительной близостью органов местного самоуправления к населению, но и внутренним качеством этой формы публичной власти. В ней сама демократия получает возможность реализоваться через сложившийся муниципально-самоуправленческий режим наиболее широко и многообразно, в полном спектре и гармоническом единстве прямых и опосредованных (представительных) форм: как посредством широкомасштабного индивидуального и группового участия граждан в управлении муниципальным образованием, так и через коллективное властно-волевое (учредительное, регулятивное, организующее, распорядительное, контрольное) воздействие на состояние местных дел местного сообщества в целом.

В системе местного самоуправления, действующей не только силой властного принуждения, а прежде всего силой авторитета, формирование полноценного института обязанностей имеет особое значение. Оно является необходимой предпосылкой эффективности муниципальной демократии и важнейшим фактором конституционализации личности, связывающей себя императивом соблюдения правовых норм не по чисто формальным основаниям, а через фактически сложившиеся установки муниципально-правовой культуры.

Глава 3. Анализ деятельности и развития органов местного самоуправления г. Улан-удэ

.1 Деятельность органов местного самоуправления города Улан-Удэ

Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Структуру органов местного самоуправления составляют: Улан - Удэнский городской Совет депутатов, глава муниципального образования - мэр города, Администрация города и Контрольно-счетная палата города.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации деятельности указанных органов определяются настоящим Уставом. Устав городского округа «Город Улан - Удэ»

Представительным органом местного самоуправления города является Городской Совет. 19 декабря 2007 года Улан-Удэнский городской Совет депутатов наделен полномочиями юридического лица.

Городской Совет самостоятельно определяет свою структуру. Возглавляется председателем и заместителем председателя, избираемых городским Советом из своего состава тайным голосованием.

Полномочия председателя городского Совета:

представляет городской Совет в отношениях с населением города, органами и должностными лицами местного самоуправления города, органами территориального общественного самоуправления, организациями, органами государственной власти;

созывает заседания городского Совета;

осуществляет руководство подготовкой заседаний городского Совета;

председательствует на заседаниях городского Совета;

издает постановления, распоряжения и приказы по вопросам организации деятельности городского Совета;

назначает и освобождает от должности работников аппарата городского Совета, обладает правом их приема на работу и увольнения;

осуществляет общее руководство работой аппарата городского Совета;

от имени городского Совета подписывает заявления в суды, выдает доверенности и др.

Основной организационно - правовой формой работы городского Совета являются сессии (очередные, внеочередные), проводимые не реже одного раза в три месяца. Внеочередные сессии проводятся по инициативе мэра города, председателя городского Совета или не менее одной трети установленной численности депутатов городского Совета. Сессия городского Совета правомочна, если на ней присутствует более 50 процентов от числа избранных депутатов, проводятся гласно и носят открытый характер.

Депутаты городского Совета избираются на срок полномочий городского Совета. Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы городского Совета нового созыва.

Депутат представляет в городском Совете интересы населения своего избирательного округа и города Улан-Удэ, отчитывается перед избирателями о своей депутатской деятельности не реже одного раза в год, ведет прием граждан, рассматривает поступившие к нему заявления, жалобы и предложения, в рамках своих полномочий способствует их своевременному разрешению.

Полномочия городского Совета могут быть прекращены:

в случае принятия городским Советом решения о самороспуске.

в случае вступления в силу решения суда о неправомочности данного состава депутатов городского Совета.

в случае преобразования городского округа "город Улан-Удэ", в соответствии с федеральным законом, а также в случае упразднения муниципального образования и др.

Досрочное прекращение полномочий городского Совета влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.

Администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Улан-Удэ, обладает правами юридического лица.

Администрация возглавляется и формируется мэром города в соответствии с федеральными законами и Уставом городского округа. Мэр города является высшим должностным лицом города, обладающим собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Осуществляет свои полномочия на постоянной основе, избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.

Полномочия мэра города начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются со дня вступления в должность вновь избранного мэра города. Мэр города не позднее 30 дней с момента официального объявления об избрании на должность принимает присягу. Полномочия:

) представляет город Улан-Удэ в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени города Улан-Удэ;

) подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, решения, принятые городским Советом;

) издает в пределах своих полномочий постановления и распоряжения;

) вправе требовать созыва внеочередного заседания городского Совета;

) обладает правом внесения в городской Совет проектов решений;

) представляет на рассмотрение и утверждение городскому Совету проект местного бюджета и отчет об его исполнении;

) представляет на рассмотрение городскому Совету проекты решений об установлении, изменении или отмене местных налогов и сборов, а также решений, предусматривающих расходы, покрываемые за счет местного бюджета;

) формирует Администрацию города и руководит ее деятельностью в соответствии с Уставом городского округа «город Улан-Удэ» и Положением об Администрации города и др.

Структура Администрации города и Положение об Администрации города утверждаются городским Советом по представлению мэра города. В структуру Администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы Администрации. Территориальные (районные) администрации возглавляются руководителями. Руководители структурных подразделений Администрации города в пределах своих полномочий могут заключать договоры, соглашения.

В качестве совещательных органов в Администрации города, в ее структурных подразделениях могут создаваться коллегии или консультативные общественные советы.

К полномочиям Администрации города относятся:

) решение вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом, решениями городского Совета, постановлениями и распоряжениями мэра города;

) исполнение отдельных государственных полномочий, переданных Администрации города федеральными законами и законами Республики Бурятия;

) разработка и организация реализации концепций, планов и программ развития города, утверждаемых городским Советом;

) разработка проекта местного бюджета;

) исполнение местного бюджета;

) контроль за использованием территорий и инфраструктуры города;

) управление муниципальной собственностью в соответствии с действующим законодательством и решениями городского Совета и др.

Контрольно-счетная палата города Улан-Удэ является постоянно действующим органом муниципального финансового контроля, образуемым Улан-Удэнским городским Советом депутатов и подотчетным ему, осуществляет свою деятельность самостоятельно, обладает правами юридического лица.

Контрольно-счетная палата формируется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Состоит из председателя, заместителя председателя, аудиторов и аппарата Контрольно - счетной палаты.

Структура и численность Контрольно - счетной палаты утверждается городским Советом по представлению председателя Контрольно-счетной палаты. Председатель Контрольно-счетной палаты, заместитель председателя, аудиторы назначаются на должность сроком на 5 лет решением городского Совета.

Штатная численность Контрольно-счетной палаты города Улан-Удэ в количестве 12 человек: председатель, заместитель председателя, 4 аудитора и в аппарате 6 человек.

Одной из важнейших мер, обеспечивающих устойчивое социально - экономическое развитие города является изменение системы управления или способов принятия управленческих решений.

Недостаток финансовых средств на решение вопросов местного значения, опять же ставит вопрос об оптимизации муниципального устройства. Проблема оптимизации муниципального управления постоянно обсуждается и рассматривается на всех уровнях.

Местное самоуправление в Улан-Удэ развивалось и развивается как целостное явление в соответствии с общероссийскими тенденциями. Уровень и интенсивность этого развития определяются рядом географических, экономических факторов. Сочетание разумных интересов общества и каждого гражданина, налаживание контакта между властью и горожанами позволяет городу Улан-Удэ избегать заметных социальных стрессов, обострения политической и общественной ситуации, межэтнических, национальных отношений. В этом заключается главная задача городских властей.

.2 Формы непосредственной демократии в Улан-Удэ

Формы прямого волеизъявления способствуют непосредственному осуществлению власти населением муниципального образования и являются важным элементом системы местного самоуправления. Формы прямого волеизъявления граждан могут быть двух видов:

формы прямого волеизъявления обязательного характера - это формы, которые позволяют выявить обязательную для исполнения волю населения муниципального образования: местный референдум, муниципальные выборы, собрания (сходы);

формы прямого волеизъявления рекомендательного характера - это формы, которые способствуют выявлению общественного мнения населения по поводу осуществления местного самоуправления и позволяют органам и должностным лицам местного самоуправления принять (или не принять) решение с учетом мнения и интересов большинства населения. Такими формами являются территориальное общественное самоуправление, народная правотворческая инициатива, обращения граждан в органы местного самоуправления, конференции жителей по вопросам местного значения, опросы общественного мнения, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и т.д.

Высшим непосредственным выражением воли населения является местный референдум.

Местный референдум - это голосование граждан по наиболее важным вопросам местного самоуправления. Конституция, закрепляя референдум в качестве одной из форм осуществления местного самоуправления (ст. 130), признает за каждым гражданином Российской Федерации право участвовать в референдуме (ст. 32).

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее в этой главе - Закон о местном самоуправлении 2003 г.) устанавливает следующие принципы проведения местного референдума: 1) участие в референдуме является всеобщим и равным; 2) голосование осуществляется непосредственно и добровольно; 3) контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

В соответствии Законом о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 22) решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования.

Субъектами РФ приняты законы или положения о местном референдуме, в которых закрепляются требования к их проведению. Например, согласно Закону Саратовской области «О референдумах в Саратовской области» на местный референдум в обязательном порядке выносятся определенные вопросы: о создании или разделении органов местного самоуправления на территории муниципальных образований, об изменении границ муниципальных образований и т. п. На местный референдум Саратовской области не могут выноситься вопросы: 1) о принятии и изменении бюджета муниципальных образований; 2) о введении, изменении, отмене налогов и сборов; 3) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности жизнедеятельности населения; 4) о продлении полномочий глав муниципальных образований, глав администраций и представительных органов муниципальных образований.

В уставах муниципальных образований приобретают конкретное определение следующие вопросы: порядок сбора подписей жителей данного муниципального образования под требованием о проведении местного референдума; необходимое количество такого рода подписей; порядок создания, права и обязанности соответствующих инициативных групп населения; сроки назначения местного референдума и т.д.

Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 22) решения, принятые на местном референдуме, не нуждаются в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления и являются обязательными для исполнения всеми органами, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися на территории муниципального образования, а также гражданами. Принятые на местном референдуме решения и итоги голосования подлежат официальному опубликованию.

Муниципальные выборы, так же как и местный референдум, являются высшим непосредственным выражением воли населения муниципального образования. Их значение определяется, прежде всего, тем, что посредством выборов образуются представительные органы местной власти и получают свои полномочия главы местной администрации. В ходе избирательной кампании граждане своими предложениями направляют деятельность органов местного самоуправления, критически оценивают их работу. Каждая избирательная кампания стимулирует развитие социальной активности граждан, способствует выявлению их насущных потребностей и интересов, создает необходимые предпосылки для их удовлетворения.

Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. муниципальные выборы осуществляются на основе общих принципов избирательного права России: всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. В Федеральном законе от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяется процесс организации выборов органов местного самоуправления и выделяются следующие стадии: 1) назначение выборов; 2) образование избирательных округов и участков, формирование избирательных комиссий, составление списка избирателей; 3) выдвижение и регистрация кандидатов для избрания в органы местного самоуправления; 4) проведение предвыборной агитации; 5) голосование; 6) определение результатов выборов.

Более подробную регламентацию указанные стадии и другие вопросы муниципальных выборов получают в законах субъектов РФ, например, в Законе Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области».

Жители муниципальных образований имеют возможность отзыва избранных ранее депутатов и должностных лиц местного самоуправления, не оправдавших доверие избирателей. Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 24), голосование жителей по отзыву депутата и выборного должностного лица местного самоуправления возможно при двух условиях: 1) в судебном порядке должны быть доказаны конкретные противоправные решения или действия (бездействия) депутата (причем депутату должна быть предоставлена возможность дать избирателям объяснения по поводу выдвигаемых обвинений); 2) за отзыв депутата должно проголосовать не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании.

Сходы граждан - это традиционная для России форма управления местными делами. Сходы обеспечивают гражданам возможность сочетания коллективного обсуждения вопросов и принятия решений с личной активностью и инициативой, выражающихся в их вопросах, выступлениях, участии в голосовании и т. п. Сходы также служат формой привлечения граждан к осуществлению самых разнообразных управленческих функций. Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г., в небольших городских и сельских поселениях - с числом избирателей менее 100 человек - сходы берут на себя роль и функции представительного органа, который в таких случаях не образуется. Порядок созыва и проведения сходов определяется на уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления. Решения, принятые на сходе граждан, являются обязательными для исполнения.

Территориальное общественное самоуправление, согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 27), является формой самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования. Следует отметить, что территориальное общественное самоуправление - добровольная форма самоорганизации граждан, т. е. оно может быть и не востребовано жителями.

Народная правотворческая инициатива достаточно актуальная форма прямого волеизъявления граждан, позволяющая выявить общественное мнение населения по поводу осуществления местного самоуправления. Граждане своими предложениями и проектами по вопросам местного значения могут помочь представительным органам в разработке местных нормативных актов.

Закон о местном самоуправлении 2003 г. определяет и гарантирует реализацию населением муниципального образования своего права на народную правотворческую инициативу. Эти гарантии связываются, во-первых, с обязанностью органов местного самоуправления по рассмотрению на открытых заседаниях с участием представителей населения правовых актов по вопросам местного значения, внесенных населением, и, во-вторых, с официальным опубликованием результатов их рассмотрения.

Для осуществления правотворческой инициативы Закон о местном самоуправлении 2003 г. устанавливает минимальную численность инициативной группы граждан: не более 3% от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. Волеизъявление граждан на принятие правового акта в порядке правотворческой инициативы не является обязательным для органов местного самоуправления. Мотивированный отказ органов местного самоуправления в принятии (издании) правового акта, проект которого вносился населением в порядке народной правотворческой инициативы, не влечет за собой никаких юридических последствий.

Обращения граждан в органы местного самоуправления как одна из форм прямого волеизъявления населения муниципального образования дает им возможность участвовать в определении задач и направлений деятельности органов местного самоуправления, в выработке проектов их решений, в контроле за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления. Обращения граждан - важное средство проявления общественно-политической активности, заинтересованности жителей в общественных делах. Кроме того, это способ укрепления связей муниципального аппарата с населением и источник информации, необходимый для решения текущих вопросов общественной жизни.

Граждане имеют право обращаться в органы местного самоуправления как лично, так и направлять в них индивидуальные и коллективные обращения. Гарантии реализации населением муниципального образования своего права на обращение в органы местного самоуправления закрепляет Закон о местном самоуправлении 2003 г. Это обязанность органов местного самоуправления рассмотреть обращения граждан в течение месяца и административная ответственность, которая может быть установлена за нарушение сроков и порядка ответа на обращения граждан.

Опросы общественного мнения одна из форм прямого волеизъявления населения, позволяющая выявить общественное мнение по поводу осуществления местного самоуправления. Результаты опросов общественного мнения подвергаются анализу, социологическим исследованиям, а затем доводятся до населения через местные СМИ. Органы и должностные лица местного самоуправления заинтересованы в постоянном проведении мониторингов и публикации их результатов. Они позволяют узнать позицию, занимаемую населением муниципального образования по отношению к местной власти, и оперативно среагировать на нее; помогают выявить проблемы населения и принять решение с учетом мнения и интересов большинства; дают возможность разъяснить свои взгляды и позиции; а также получить и сообщить дополнительную информацию.

Митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и другие массовые выступления являются одной из важных, хотя и противоречиво сказывающихся на социально-экономической жизни граждан формой прямой демократии. Эти акции в определенной степени выражают настроение жителей, поэтому игнорирование подобных форм волеизъявления граждан может привести к смене власти, к срыву принятия и выполнения эффективных программ развития и к дестабилизации жизнедеятельности всего муниципального образования.

Данные формы также играют важную роль в привлечении внимания органов местного самоуправления к актуальным проблемам социально-экономического развития территории и другим вопросам, требующим срочного разрешения. В этой связи Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» к проведению массовых выступлений предъявляет ряд требований: они не могут проводиться в запрещенных местах, должны проходить мирно и безоружно, без призывов к смене власти, не должны преследовать запрещенные законом цели и должны проводиться без участия детей.

Наряду с предусмотренными федеральным законодательством формами непосредственной демократии граждане также вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих действующему законодательству.

В Республике Бурятия распространение получили все формы реализации местного самоуправления, провозглашенные Конституцией и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Их можно поделить на следующие группы:

. Формы непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления (местный референдум, выборы, собрания (сходы) граждан, право граждан на правотворческую инициативу, право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления);

. Территориальное общественное самоуправление;

. Органы муниципальной власти и управления.

Первые две формы мы рассмотрим в данном параграфе, а организационной структуре представительных и исполнительных органов местного самоуправления посвятим следующий параграф.

Многие формы участия населения в решении местных вопросов, являющиеся неотъемлемыми способами реализации современного местного самоуправления имеют глубокие исторические корни. В частности в советское время в Бурятии действовало множество органов территориального общественного самоуправления, а также органов общественной самодеятельности. Общественные формирования тоже осуществляют непосредственное народовластие и представляют собой разновидность территориального общественного самоуправления. В 1978 году насчитывалось 10603 общественных формирования, они объединяли свыше 93 тысяч человек. Наиболее распространенными были: домовые, уличные, квартальные, сельские и поселковые комитеты; советы при учреждениях здравоохранения; комитеты культуры и бытового обслуживания населения; советы по делам соцобеспечения; родительские комитеты; женские советы; советы ветеранов; советы молодых специалистов; народные университеты; добровольные народные дружины; товарищеские суды и другие. Также широкое распространение имели правотворческая инициатива граждан, обращения их в местные Советы, сходы граждан. Так, на сельских сходах обсуждались отчеты о работе местных Советов, их органов и депутатов, выдвигались кандидаты в депутаты, избирались народные заседатели товарищеских судов, решались другие вопросы.

Однако многие способы реализации института местного самоуправления зародились только в ходе реформы местной власти, начавшейся в начале 90-х годов.

Так «местный референдум» как часть местного самоуправления впервые в Российской Федерации законодательно был закреплен Законом СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» в апреле 1990 года. Позже он нашел отражение в Законе Российской Федерации 1991 года «О местном самоуправлении в Российской Федерации», затем в 1993 году в Конституции Российской Федерации и в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 года.

Заключение

Тема данной курсовой работы является довольно интересной и актуальной. Она позволяет полнее раскрыть суть местного самоуправления как явления.

По ходу изучения данной темы был сформулирован ряд задач, которые помогли подойти к предмету курсовой работы. В ней были рассмотрены общие аспекты местного самоуправления, что позволило углубиться в изучаемое понятие, рассмотреть его особенности. Были выявлены разные подходы к понятию.

Также было проанализировано законодательство в области местного самоуправления. На основе этого анализа удалось раскрыть организацию и иные аспекты власти на местах, характерные в целом для России.

Кроме аспектов местного самоуправления, характерных для Российской Федерации в целом, изучалось устройство и деятельность местной власти. Была рассмотрена деятельность местного самоуправления в городе Улан-Удэ, при этом выявлены первостепенные проблемы самоуправления.

Также был проанализирован Устав муниципального образования «Город Улан-Удэ», на основе него было изучено устройство и функционирование местной публичной власти города. Кроме этого в курсовой работе изучается ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством, населением, а также юридическими и физическими лицами.

Таким образом, задачи курсовой работы в ходе ее написаны были решены. Значит, была достигнута цель работы, то есть была рассмотрена деятельность и организация местной власти, была выяснена сущность понятия «местное самоуправление», выявлена его взаимосвязь со всей структурой государственного устройства и государственного управления на примере города Улан- Удэ.

Список использованных источников информации

1. Айдаев Г.А. Финансово-экономические основы местного самоуправления (на примере г. Улан-Удэ) // Законодательное регулирование. - С.45-46.

. Баженова О.И. К проблеме преобразования муниципальных образований в рамках современной концепции пространственного развития экономики / Баженова О.И. // Гос. власть и местное самоупр. - 2013. - № 3. - С. 31-35.

. Балыхин А.Г. Соотношение принципов политической системы государства и принципов местного самоуправления / Балыхин А.Г. // Гос. власть и местное самоупр. - 2013. - № 1. - С. 12-16.

. Волков В. Проблемы обеспечения комплексного и устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований и направления совершенствования законодательства по их решению / В. Волков // Муницип. власть. - 2012. - № 6. - С. 22-27.

. Выдрин И.В. Муниципальное право России: учебник / И.В. Выдрин. - 4-е изд., перераб. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2012. - 255 с.

. Итоги ежегодного мониторинга развития местного самоуправления в РФ за 2011 год // Вопр. местного самоупр. - 2013. - № 1. - С. 4-6.

. Кодина Е.А. Развитие законодательства о местном самоуправлении. Анализ актуальных правовых вопросов / Е.А. Кодина // Местное самоуправление: организация, экономика и учет. - 2013. - № 2. - С. 13-22.

. Курманов Э.Р. Проблемы территориальной организации местного самоуправления в свете некоторых решений Конституционного Суда Российской Федерации / Курманов Э.Р. // Конституц. и муницип. право. - 2012. - № 12. - С. 54-58.

. Лукьянова Н.И. Проблемы правового регулирования территориальной организации местного самоуправления / Н.И. Лукьянова // Практика муницип. упр. - 2013. - № 2. - С. 13-22.

. Муниципальное право: учеб. для бакалавров / отв. ред. В.И. Фадеев. - М.: Проспект, 2013. - 336 с.

. Слюняев И.Н. Итоги и перспективы реформирования местного самоуправления / И.Н. Слюняев // Практика муницип. упр. - 2013. - № 2. - С. 6-12.

. Фасеев И.Ф. Трансформации модели местного самоуправления в Российской Федерации [80-е гг. XX в. - 2012 г.] / И. Ф. Фасеев // Муницип. право. - 2012. - № 4. - С. 58-75.

. Шайхразиев В.Г. О понятии функций местного самоуправления / Шайхразиев В.Г. // Гос. власть и местное самоупр. - 2012. - № 12. - С. 3-

. Широков А. Местное самоуправление в новом политическом цикле: проблемы и перспективы развития / А. Широков // Муницип. власть. - 2012. - № 6. - С. 32-39.

. Шугрина Е.С. Особенности организации местного самоуправления на отдельных территориях / Е.С. Шугрина // Муницип. право. - 2012. - № 4. - С. 7-14.

. Шугрина Е.С. Соотношение понятий "муниципальное образование", "административно-территориальная единица", "населенный пункт" / Е.С. Шугрина // Городское упр. - 2013. - № 1. - С. 30-43.

. Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов / М.В. Баглай. - М.: Норма, 2007.

. Авакьян С.А. Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления. Конституционные и законодательные основы местного самоуправления/ Под ред. А.В. Иванченко. - М. 2004. - С. 236

. Лаптева Л.Е. Формирование местного сообщества. Местное самоуправление: проблемы и пути их решения. - СПб.: 2000.

. Местное самоуправление в системе публичной власти: Российский и мировой опыт: Сб. науч. тр./ Редкол.: С.Ю. Наумов и др.; Поволж. акад. гос. службы. - Саратов, 2004. -201 с.

. Пешин Н.Л. Муниципальная финансовая система Российской Федерации: Научно-практическое пособие. - М.: Формула права, 2000.

Похожие работы на - Система местного самоуправления

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!