Система и виды административных наказаний

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,65 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система и виды административных наказаний

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Понятие и цели административных наказаний

.1 Понятие административных наказаний

.2 Цели административных наказаний

. Система и виды административных наказаний

.1 Система административных наказаний

.2. Виды административных наказаний

Заключение

Список использованных источников и литературы

ВВЕДЕНИЕ

Большое влияние на осуществление правопорядка и обеспечение общественной дисциплины оказывает административное наказание в современном обществе. Оно применяется с целью воспитания лиц и предупреждения совершения преступлений.

Административные наказания в Российской Федерации налагаются на граждан, должностных и юридических лиц в соответствии с Кодексом России об административных правонарушениях и административными законами субъектов Российской Федерации.

Содержание административного наказания устанавливается его целями, и согласно КоАП, используется в целях предотвращения совершения административных правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание выражает негативную оценку государством правонарушения, поэтому функцией наказания является предупреждение совершения новых правонарушений.

Актуальность темы заключается в том, что для более эффективной борьбы с административными правонарушениями нужны знания и исследования применяемых административных наказаний, изучения того, как они влияют на дальнейшее поведение людей. Актуальность темы также выражается в необходимости обеспечения реализации провозглашенных основных прав и свобод гражданина, которые закреплены в Конституции РФ. Поддержание принципа законности и установление мер административной ответственности и наказания административным законодательством, регулирующее производство дел по административным правонарушениям, является фактором проблемы административного наказания.

В настоящее время совершается множество административных правонарушений, и административные наказания являются одним из видов административно-принудительных мер. Из этого следует вывод, что тема данной курсовой работы является актуальной.

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении понятия, цели, системы и видов административного наказания.

Объектом изучения данной темы является система административных наказаний, цели их применения и различные виды административных наказаний.

Предметом изучения являются различные нормативно-правовые акты, прежде всего Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также практика судебных органов.

В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:

рассмотреть понятие и цели административного наказания;

изучить систему административного наказания;

охарактеризовать виды административного наказания.

Методология исследования административных наказаний включает в себя такие методы как анализ, сравнение, конкретизация, исторический и формально-юридический методы.

Анализируя правовую литературу, можно прийти к выводу, что для многих авторов данная тема является актуальной, многие из них посвятили административным наказаниям не малую часть своих работ. К таким авторам относятся Бахрах Д.Н., Виговский Е.В., Конин Н.М., Максимов И.В., Осипов А.А. и другие. Также в качестве теоретической базы были использованы нормативно-правовые акты, такие как Кодекс об административных правонарушениях, Конституция РФ и другие.

Структура и объем курсовой работы обусловлены ее целями, задачами, объектом и предметом исследования. Работа содержит введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы.

1. ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

1.1 Понятие административного наказания

Административные наказания являются одним из видов административно-принудительных мер. Статья 3.1 КоАП устанавливает, что административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и другими лицами (общая превенция).

Характер управленческих отношений, регулируемых и охраняемых нормами административного права, специфика посягательств на эти отношения определяют содержание административных наказаний. В то же время особенность правонарушений в сфере государственного управления состоит в том, что ими причиняется, не всегда, нематериальный вред (ущерб), восполнить или загладить который часто невозможно. Вот почему содержание административно-правовых санкций, охраняющих общественные отношения в сфере реализации исполнительной власти, носит показательный характер, т.е. они содержат обязанность виновного понести наказание, претерпеть определенные лишения, существенно затрагивающие личность, ущемляющие ее права и блага.

Ограничение и лишение субъективных прав или благ лица, к которому применяются административные наказания, так же составляют содержание административных наказаний. Так, применение административного ареста влечет краткосрочное лишение свободы, штраф и конфискация связаны с материальными потерями.

Разумеется, административным, как и уголовным, наказаниям присущ карательный характер. Однако суть и тех, и других санкций состоит в принудительном воздействии на правонарушителей со стороны компетентных органов государства.

Добровольное исполнение правонарушителем наложенного на него наказания (например, уплата штрафа в установленный срок) не меняет принудительной сущности этой меры, так как государство всегда оставляет за собой право принудить виновного претерпеть правоограничения, вытекающие из применения к нему соответствующего наказания (например, при неуплате штрафа он принудительно взыскивается из заработной платы, стипендии или пенсии нарушителя, либо взыскание обращается на его имущество).

Являясь правовым следствием правонарушения, административное наказание причиняет нарушителю менее тяжкие отрицательные последствия, чем уголовное наказание. Вместе с тем признак меньшей суровости может быть принят лишь с оговоркой, поскольку содержание целого ряда административных наказаний (лишение специальных прав, административный арест, крупные штрафы, конфискация) вовсе не подтверждают мягкость этих мер.

Вид и объем ограничений, составляющих содержание административных наказаний, определяются полномочными органами государства, их должностными лицами с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины и имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. При этом индивидуализации ответственности способствует то обстоятельство, что административно-правовые санкции, как правило, являются относительно-определенными.

Согласно действующему законодательству административные наказания характеризуются той особенностью, что их назначает широкий круг государственных органов и должностных лиц.

При этом административные наказания применяются как в единоличном, так и в коллегиальном порядке: должностными лицами органов исполнительной власти - единолично; комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, административными комиссиями, созданными при соответствующих органах местного самоуправления, - коллегиально; судами (судьями) - коллегиально и единолично.

С рассмотренной особенностью административного наказания тесно связан и другой признак этой санкции. Она применяется в процессе специальной деятельности соответствующих юрисдикционных органов и их должностных лиц по разбирательству и разрешению дела об административном правонарушении. Причем осуществляется это разбирательство в ряде случаев в относительно простом порядке, что обусловливается самой сущностью административного правонарушения.

Очевидно, что одно и то же должностное лицо согласно закону и констатирует факт нарушения, и принимает решение о назначении наказания, и даже тут же приводит его в исполнение (например, взимая штраф на месте).

Но, несмотря на относительную простоту, порядок производства по делам об административных правонарушениях призван обеспечить достижение истины по каждому делу, законное и справедливое его решение.

Применительно к административному наказанию этот порядок его назначения является административно-процессуальным, в рамках которого административные наказания могут быть назначены полномочным органом виновному в совершении административного правонарушения лицу (физическому или юридическому), не находящемуся в его непосредственном подчинении.

Применение административного наказания влечет для лица состояние административной наказанности. КоАП устанавливает, что состояние административной наказанности продолжается в течение года со дня окончания исполнения наказания и аннулируется по его истечении автоматически, т.е. без специального решения или санкционирования какого-либо государственного органа или должностного лица. Лицо после истечения этого срока считается не подвергавшимся административному наказанию.

Глава 4 КоАП посвящена основным правилам назначения административных наказаний. Кроме общих правил назначения административных наказаний, регламентируются обстоятельства, смягчающие - к таковым относятся: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение (п.1 ст.4.2 КоАП), добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение (п.2 ст.4.2 КоАП), совершение административного правонарушения несовершеннолетними (п.9 ст.4.2 КоАП) и отягчающие ответственность за административные правонарушения: вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения (п.3 ст.4.3 КоАП), совершение административного правонарушения группой лиц (п.4 ст.4.3 КоАП), совершение административного правонарушения в состоянии опьянения (п.6 ст.4.3 КоАП) и другие; исчисление сроков административного наказания и сроков давности привлечения к административной ответственности; порядок возмещения причиненного административным правонарушением имущественного ущерба и морального вреда.

Общие правила наложения административных наказаний конкретизируют принципы равенства перед законом, презумпции невиновности, законности, индивидуализации ответственности с учетом характера правонарушения и личности нарушителя (ст.4.1 КоАП).

Правила назначения административных наказаний предусматривают обязательность для правонарушителя возместить причиненный или имущественный ущерб и моральный вред.

Споры о возмещении имущественного ущерба и морального вреда, причинённого административным правонарушителем, разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства ( ст.4.7 КоАП).

Таким образом, административное наказание не имеет своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

1.2 Цели административного наказания

В качестве цели административного наказания статья 3.1 КоАП РФ выделяет предупреждение совершения новых правонарушений, как самим нарушителем, так и другими лицами.

Цель административного наказания выступает одновременно и обоснованием установки тех результатов, достижение которых желательно путем применения административного наказания. В принципе цели административного наказания следует рассматривать как конечный результат, которого стремится добиться государство, порицая виновного за совершение административного правонарушения.

В ранее действовавшем КоАП РСФСР определялось, что применение административных взысканий имело следующие основные цели:

) воспитание лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения советских законов, уважения к правилам социалистического общежития;

) предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. КоАП РФ сохраняет преемственность в вопросах превенции и в ч. 1 ст. 3.1 закрепляет цели административных наказаний, за исключением отдельных понятий с "идеологической нагрузкой" (советский закон, социалистическое общежитие). К тому же в отличие от ранее действовавшего КоАП воспитание лица, совершившего правонарушение, целью наказания не провозглашается, хотя предполагаем, что результатом действия закона будут некие изменения позитивного порядка.

В ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ цели административного наказания только перечислены, при этом их содержание не раскрывается. В указанной норме говорится о "предупреждении совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами". КоАП РФ содержит, таким образом, положения, придающие административному наказанию предупредительную и профилактическую направленность. Последнее относится и к тем лицам, к которым наказание не применялось.

Частная превенция (специальное предупреждение) заключается в таком воздействии административного наказания на правонарушителя, когда он в будущем не будет, побуждаем к совершению новых правонарушений, хотя бы из-за страха перед самим наказанием. Отсюда очевидно, что специальная превенция представляет собой предупреждение нового правонарушения со стороны лица, уже привлеченного либо привлекавшегося к административной ответственности. Поэтому частное предупреждение желает показать правонарушителю, что за его противоправное поведение он в обязательном и незамедлительном порядке будет наказан.

Цель специального предупреждения не сводится лишь к исправлению правонарушителя. Предупредить возможность совершения виновным новых правонарушений в ряде случаев возможно и другими способами.

Например, запрещая по суду дисквалифицированному лицу занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, наблюдательный совет; осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Вместе с тем каждое административное наказание воздействует не только на правонарушителя, но и на других лиц, оно в известной степени способно тем самым осуществлять цель как специального, так и общего предупреждения.

Общая превенция (общее предупреждение) представляет собой предупреждение правонарушений со стороны других лиц, склонных к совершению правонарушений (неустойчивых, незаконопослушных граждан), которых от совершения правонарушений удерживает реальное административное наказание конкретного правонарушителя. Устрашение административным наказанием сохраняется в угрозе лишения человека каких-либо благ: свободы, определенного образа жизни, к которому он привык; отрыва от работы; материальных потерь и т.д.

Угроза применения административного наказания обращена к сознанию и воле людей, поэтому она может в какой-то мере служить сдерживающим началом для тех, кто намеревается совершить правонарушение в силу своих аморальных качеств, установок, взглядов и т.д.

Наказание, так или иначе, во все исторические эпохи использовалось в качестве средства устрашения лиц, которые в силу тех или иных обстоятельств способны совершить правонарушение.

Но также исторически доказано, что общепредупредительное воздействие наказания обусловливается не столько его жестокостью, сколько его неотвратимостью. Неотвратимость административного наказания всех совершивших правонарушения независимо от их положения - это важный фактор, имеющий общее предупредительное воздействие.

Общепредупредительное воздействие административного наказания нельзя сводить только к устрашающему воздействию на неустойчивых лиц. Немаловажным фактором в предупреждении правонарушений является воспитание всех членов общества в направлении выработки у них позитивной морали, убеждений и взглядов, наконец, нравственности. Важно также знать и то, что механизм влияния административного наказания на различных лиц неодинаковый, многое зависит от уровня общественного правосознания, морального и культурного уровня населения, полноты реализации принципа неотвратимости административного наказания и т.д.

Таким образом, целями административного наказания являются: предупреждение совершения новых правонарушений как правонарушителями (частная превенция), так и другими лицами (общая превенция). Не вызывает также сомнений и то, что указанные в законе цели административного наказания являются взаимосвязанными и взаимообусловленными.

. СИСТЕМА И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

2.1 Система административных наказаний

«Система» - греческое слово, означающее «целое, составленное из частей; соединение» и отражающее тот простой опыт, что «вещи не являются аморфными, не расчлененными».

Единство данной системы обусловлено тем, что все административные наказания предназначены для борьбы с одними и теми же видами правонарушений - административными проступками - и имеют, в конечном счете, одни и те же цели. Данная система содержит перечень наказаний, установленных законодательными актами РФ.

Система позволяет обеспечить возможность дифференцированного применения к правонарушителям административных наказаний. Она не только содержит перечень административных наказаний, но определяет их соотношения между собой как отдельных частей единой системы. Законодательством РФ могут быть установлены и иные, кроме указанных, административные наказания.

Закон подразделяет административные наказания на основные и дополнительные. Под основными наказаниями понимаются наказания, которые применяться самостоятельно. Под дополнительными наказаниями понимаются наказания, которые применяются вместе с основными. Административные наказания, которые бы явились лишь дополнительными, действующим административным правом не предусмотрены. Возмездное изъятие, конфискация предмета и административное выдворение может применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных наказаний, остальные - только в качестве основных.

Из данного определения вытекают все основные и характерные признаки:

общий и выражает логику системообразующих связей элементов любой системы. Виды административных наказаний как элементы системы административных наказаний объединены и тем самым находятся в объективно соединенном состоянии по определенным признакам, например, единый порядок наложения, одни и те же цели применения.

структурно-иерархическое единство. Система административных наказаний является двухуровневой, т.е. относительно простой системой, причем виды таких наказаний образуют второй уровень системы. Система образует собой единство в результате структурно-иерархической упорядоченности ее элементов - видов административных наказаний, определяющей функциональные зависимости и взаимодействие.

Представляется более правильным упорядочить виды административных наказаний (при сохранении принципа построения - от менее сурового наказания к более суровому) следующим образом: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; дисквалификация; административное приостановление деятельности; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; административный арест. Подобный подход к построению системы административных наказаний имеет немаловажное значение, поскольку ориентирует правоприменителя на первоочередное применение менее сурового административного наказания, если таковое допускается санкцией соответствующей статьей Особенной части КоАП РФ.

относительная самостоятельность. Система административных наказаний проявляет свойство относительной самостоятельной категории, обусловливающей сравнительную автономность своего функционирования, степень которой определяет уровень данной системы. В то же время сама по себе система административных наказаний не имеет прямого действия, и при рассмотрении конкретного дела и применении административного наказания административно-юрисдикционный орган руководствуется санкциями статей Особенной части КоАП РФ, избирая вид административного наказания, содержащийся в этой санкции.

относительная устойчивость. Система административных наказаний - относительно устойчивая правовая категория, в пределах которой допустимы изменения свойств ее элементов - видов административных наказаний и их связей. Отсюда следует также, что данная система носит не открытый характер, что не всегда тождественно, однако, выводу об исчерпывающем характере перечня административных наказаний.

Из рассмотренных выше признаков можно сделать вывод о том, что в правовом (узком) понимании система административных наказаний представляется как относительно самостоятельная и устойчивая в структуре административного принуждения упорядоченная по критерию сравнительной суровости совокупность видов административных наказаний, взаимодействие и взаимосвязь которых обусловлены единством функционального назначения административного наказания в административно-наказательной политике государства.

2.2 Виды административных наказаний

Статья 3.2 КоАП устанавливает следующие виды административных наказаний:

) предупреждение;

) административный штраф;

) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

) административный арест;

) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

) дисквалификация;

) административное приостановление деятельности;

) обязательные работы.

В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 - 4, 9 части 1 настоящей статьи.

Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 - 10 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом.

Предупреждение и административный штраф могут вводиться и применяться на основании законов субъектов РФ об административной ответственности.

Предупреждение применяется в отношении физических и юридических лиц, совершивших незначительные нарушения установленных правил, когда они не носят резко выраженного антиобщественного характера.

Предупреждение может налагаться, если оно предусмотрено соответствующей статьей КоАП или нормативного акта субъекта РФ, устанавливающего административную ответственность.

Применение предупреждения к правонарушителю влечет для него наступление определенных отрицательных последствий, обычно морального характера. Вместе с тем КоАП связывает с фактом повторного или неоднократного применения к нарушителю предупреждения привлечение его к более строгой ответственности.

Предупреждение является административным наказанием и может повлечь наступление определенных правовых последствий только тогда, когда оно вынесено в письменной форме или зафиксировано иным установленным способом в решении должностного лица, привлекающего нарушителя к административной ответственности (например, путем компостерной просечки талона к удостоверению на право управления маломерным судном).

От предупреждения как меры административного наказания нужно отличать устные замечания, которые представляют собой средства убеждения и, естественно, не являются административными наказаниями.

Административный штраф - денежное наказание, назначаемое нарушителям административно-правовых норм юрисдикционными органами или их полномочными представителями в пределах, предусмотренных законодательством. Он выражается в получении с нарушителя в доход государства определенной суммы денежных средств.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Содержание этого вида административного наказания состоит в:

а) принудительном изъятии орудия или предмета административного правонарушения у правонарушителя;

б) последующей его реализации;

в) передаче вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.

Возмездное изъятие предмета может применяться в качестве, как основного, так и дополнительного административного наказания.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Эта мера административного наказания состоит в принудительном безвозмездном обращении не изъятых из оборота вещей в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ. При этом конфисковано может быть лишь имущество, находящееся в личной собственности правонарушителя.

От конфискации как вида административного наказания за совершенное административное правонарушение, приводящего к лишению собственника права на определенное имущество, отличается изъятие (арест) материальных объектов собственности из незаконного владения виновного лица как мера пресечения или процессуальная мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемая, в том числе для обеспечения возможной последующей конфискации. Такое изъятие (арест) имущества, осуществляемое органами исполнительной власти, в определенной степени ограничивает право собственника пользоваться и распоряжаться им, но не порождает перехода права собственности к государству. Поэтому оно производится без судебного решения, что не препятствует обжалованию такого изъятия (ареста) в суде.

Лишение специального права, ранее предоставленного данному гражданину, применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП. Срок лишения такого права не может быть менее одного месяца и более двух лет.

Лишение специального права применяется чаще всего в отношении водителей транспортных средств.

Административное наказание в виде лишения специальных прав связано со значительными правоограничениями, так как влечет запрет на занятие определенной деятельностью в течение срока, определенного в постановлении о применении данного наказания: для водителя-профессионала запрет на определенный срок работать по специальности, а для водителя-любителя - в течение установленного срока управлять принадлежащим ему транспортным средством (автомобилем, мотоциклом, маломерным судном и др.).

Административный арест, т.е. содержание нарушителя в условиях изоляции от общества, устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции - до тридцати суток. Административный арест назначается только судьей.

Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений. Он не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.

Административный арест является самым суровым административным наказанием и применяется за правонарушения, граничащие по своей общественной опасности с преступлениями, либо за злостное совершение административных правонарушений. Арест заключается в лишении виновного свободы на период, установленный постановлением по делу о совершенном правонарушении. Условия отбывания этого наказания весьма строгие. Лица, подвергнутые административному аресту, содержатся в специальных приемниках или изоляторах временного содержания органов внутренних дел.

Пример 1. Р. совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст.12.26. КоАП РФ (отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения). Наказание за данное правонарушение - от 1 г.6 мес. до 2 лет лишения права управления транспортными средствами. По ходатайству адвоката Артёмовой И.Н. были допрошены в судебном заседании свидетели, а также были предоставлены другие доказательства невиновности Р. в совершении правонарушения. Производство по административному делу было прекращено.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства заключается в принудительном и контролируемом их перемещении через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством, - в контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из Российской Федерации.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации (далее - принудительное выдворение за пределы Российской Федерации), а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим - иностранным гражданам.

При назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.

В целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении для помещения иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации.

Пример 2. Кировский районный суд Ставропольского края в составе судьи Гавриленко О.В., при секретаре Польщиковой Н.В., с участием представителя ОМВД России по Кировскому району Г.Р., лица привлекаемого к административной ответственности Ж.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кировского районного суда Ставропольского края дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ <https://rospravosudie.com/law/Статья_18.8_КоАП_РФ> в отношении Ж.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданки Республики Узбекистан,

у с т а н о в и л: ДД.ММ.ГГГГ в Кировский районный суд из Отдела МВД России по Кировскому району поступил материал об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ <https://rospravosudie.com/law/Статья_18.8_КоАП_РФ> в отношении Ж.М.,

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что Ж.М., являясь гражданкой Республики Узбекистан, нарушила установленный режим пребывания (проживания) в РФ, выразившийся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечению определенного срока пребывания, так как согласно миграционной карты 4608 № 4576527, срок пребывания на территории РФ иностранного гражданина Ж.М. истек ДД.ММ.ГГГГ года.

Представитель ОМВД России по Кировскому району в судебном заседании пояснил, что Ж.М., гражданка Республики Узбекистан нарушила установленный режим пребывания (проживания) в РФ, выразившийся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечению определенного срока пребывания.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, Ж.М. в судебном заседании не отрицала факт нарушения пребывания (проживания) в РФ.

Суд, выслушав ФИО ОУФМС РФ по Ставропольскому краю в Кировском районе, лицо, привлекаемое к административной ответственности, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что в действиях Ж.М. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ <https://rospravosudie.com/law/Статья_18.8_КоАП_РФ> и необходимости привлечения её к административной ответственности по этой статье.

Данный вывод суда основан на совокупности фактических обстоятельств дела, установленных в судебном заседании.

Из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 18 час. 55 мин., в <данные изъяты>, что является нарушением п. 2 ст. 5 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» № 115-ФЗ от 25.07.2002 года.

Из объяснения Ж.М. следует, что она не продлила срок миграционной карты, так как сильно болела.

Из исследованного в судебном заседании паспорта Ж.М. следует, что она является гражданкой Республики............., прибыла на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ года. Паспорт действителен в зарубежных странах до ДД.ММ.ГГГГ года.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что Ж.М., являясь гражданкой Республики ............, нарушила режим пребывания (проживания) в Российской Федерации, в нарушение п. 2 ст. 5 ФЗ РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» № 115-ФЗ от 25.07.2002 года, ст. 25.10. ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» № 114-ФЗ от 15.08.1998 года с ДД.ММ.ГГГГ уклоняется от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, что предусматривает административную ответственность по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ <https://rospravosudie.com/law/Статья_18.8_КоАП_РФ>, то есть в уклонении иностранного гражданина от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.

Санкция ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ <https://rospravosudie.com/law/Статья_18.8_КоАП_РФ> предусматривает помимо основного наказания в виде штрафа, в качестве дополнительного наказания - выдворение за пределы Российской Федерации. Обстоятельством смягчающим административную ответственность, предусмотренным ст. 4.2 КоАП РФ <https://rospravosudie.com/law/Статья_4.2_КоАП_РФ>, судом признано раскаяние лица, совершившего административное правонарушение.

Совокупность установленных в судебном заседании обстоятельств позволяет суду сделать вывод о необходимости применения в отношении Ж.М. помимо основного наказания в виде штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ <https://rospravosudie.com/law/Статья_18.8_КоАП_РФ>, также и дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, поскольку судом принято во внимание, что Ж.М. нарушила установленный режим пребывания (проживания) в РФ, выразившийся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечению определенного срока пребывания.

В соответствии со ст. 3.10 КоАП РФ <https://rospravosudie.com/law/Статья_3.10_КоАП_РФ> при назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезда из Российской Федерации. Административное наказание в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае осуществления административного выдворения за пределы Российской Федерации за счет средств такого иностранного гражданина или лица без гражданства.

Определяя порядок исполнения постановления суда в части дополнительного наказания, суд считает необходимым определить форму выдворения в виде контролируемого выезда.

На основании изложенного и руководствуясь ч. 1.1 ст. 18.8, ст.ст. 29.7, 29.9, 29.10, 29.11, 30.1 КоАП РФ, суд

Постановил: Признать Ж.М., ДД.ММ.ГГГГ, гражданку Республики, виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ <https://rospravosudie.com/law/Статья_18.8_КоАП_РФ> и назначить ей наказание в виде штрафа в размере ........... в доход государства с зачислением на следующие реквизиты: - <данные изъяты>. Исполнение постановления в части административного выдворения возложить на Кировский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю.

Постановление может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кировский районный суд в течение 10 суток.

Административное наказание в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае осуществления административного выдворения за пределы Российской Федерации за счет средств таких иностранного гражданина или лица без гражданства либо за счет средств пригласившего их органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в статье 16 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Таким образом, административное выдворение как меру административного наказания за совершенное правонарушение необходимо отличать от административного выдворения (отправки, передачи) иностранных граждан и лиц без гражданства как меру административного пресечения. Эта мера применяется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих статуса лиц, законно проживающих или пребывающих на территории РФ и пересекших Государственную границу с территории иностранного государства без установленных для въезда в РФ документов.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к лицам, занимающимся частной практикой, к лицам, являющимся работниками многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), работниками иных организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, или работниками государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, либо к тренерам, специалистам по спортивной медицине или иным специалистам в области физической культуры и спорта, занимающим должности, предусмотренные перечнем, утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Административное приостановление деятельности назначается судьей. За административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 9.1 настоящего Кодекса (в части грубого нарушения требований промышленной безопасности), административное приостановление деятельности назначается должностными лицами, указанными в пунктах 1 и 4 части 2 статьи 23.31 настоящего Кодекса. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток. Срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Судья, орган, должностное лицо, назначившие административное наказание в виде административного приостановления деятельности, на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращают исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, указанные в части 1 настоящей статьи, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

Пример 3. Так, мировым судьей судебного участка Шебалинского района Т.В. Поленниковой рассмотрено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.21 КоАП РФ в отношении Кудрявцева В.Ф. В ходе рассмотрения дела установлено, что 19 декабря 2010 года в 18 час. 20 мин. Кудрявцев В.Ф. в с. Черга Шебалинского района около магазина «Успех» находился в состоянии алкогольного опьянения, передвигался с нарушенной координацией движения, на поставленные вопросы отвечал невнятно, имел неопрятный внешний вид оскорбляющий человеческое достоинство и общественную нравственность.

В судебном заседании правонарушитель Кудрявцев В.Ф. вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ признал в полном объеме, раскаялся в содеянном.

Мировой судья при назначении административного наказания в виде административного ареста учел характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, наличие смягчающих обстоятельств - раскаяние в содеянном, признание своей вины, наличие на иждивении двоих малолетних детей. Кудрявцев В.Ф. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ, ему было назначено наказание в виде административного ареста сроком на 3 суток (дело № 5-908м/10).

Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей. Обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день. Обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Таким образом, административные наказания применяются по отношению к различного рода правонарушениям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

административный наказание моральный имущественный

Согласно статьи 3.1 Кодекса об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Применение административного наказания влечет для лица состояние административной наказанности. Это обстоятельство приобретает особое значение при решении вопроса о назначении административного наказания при повторном, неоднократном, злостном, систематическом совершении административного правонарушения в этот период.

Согласно ст. 3.2 КоАП административные наказания делятся на основные и дополнительные. К основным относятся: предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация; административное приостановление деятельности, обязательные работы.

Согласно ст. 3.3 КоАП как к основным, так и к дополнительным административным наказаниям относятся: конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Предупреждение - выносится в письменной форме и выражается в официальном порицании физического или юридического лица (устное предупреждение не является наказанием и является только рекомендацией).

Административный штраф - денежное взыскание в определённых размерах в пользу государства.

Конфискация орудия совершения или предмета правонарушения - принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или собственность субъекта РФ, не изъятых из оборота вещей. Назначается судьей.

Лишение специального права - лишение лица ранее предоставленного ему специального права (охоты, управления транспортным средством).

Административный арест - содержание нарушителя в условиях изоляции от общества (применяется в исключительных случаях, назначается судьей).

Административное выдворение за пределы РФ лиц без гражданства и иностранных граждан.

Дисквалификация - лишение права занимать определенные должности в органах юридических лиц.

Административное приостановление деятельности - временное прекращение деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, устанавливается на срок до 90 суток.

Изложенная система административных наказаний включает в себя различные по характеру и правовым последствиям санкции, что позволяет учесть при назначении наказания как отягчающие и смягчающие обстоятельства совершенного проступка, так и личность нарушителя.

В условиях реформирования российской государственности исключительно важное значение приобретает обеспечение законности при выборе вида и размера административного наказания как способа защиты прав граждан. Соблюдение требований закона является гарантией обеспечения четкого функционирования системы правовых гарантий по защите интересов личности.

Несмотря на то, что «Административные наказания» - далеко не новая тема в российском административном праве, она не теряет свою актуальность. Поскольку административное право является наиболее подвижной отраслью российского права и постоянные изменения, вносимые в КоАП, нередко затрагивают и административные наказания. Все это связано с тем, что именно с административным правом, а не с каким-либо иным мы ежедневно сталкиваемся - и оно должно незамедлительно реагировать на все происходящие в обществе изменения. Поэтому необходимо непрерывное изучение такого стержневого административно-правового института как наказания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1Нормативно-правовые акты

.1 Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с изменениями, внесенными Указами Президента РФ от 09.01.1996 № 20, от 10.02.1996 № 173, от 09.06.2001 № 679, от 25.07.2003 № 841, Федеральными конституционными законами от 25.03.2004 № 1-ФКЗ, от 14.10.2005 № 6-ФКЗ, от 12.07.2006 № 2-ФКЗ, от 30.12.2006 № 6-ФКЗ, от 21.07.2007 № 5-ФКЗ, Законами РФ о поправке Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)// Конституция Российской Федерации. - 2012- №4.

.2 "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 08.06.2012, с изм. от 14.06.2012),(с изм. и доп., вступающими в силу с 02.07.2012), [Электронный ресурс]: Доступ из справ. - правовой системы «Консультант Плюс».

Учебная, учебно-методическая и научная литература

.1 Бахрах Д. Н. Административное право России : учебник / Д. Н. Бахрах. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Эксмо, 2010. - 607 с

.2 Дихтиевский, П.В. Административно-правовое принуждение в механизме обеспечения личной безопасности./ П.В. Дихтиевский. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2012. 450 с.

.3 Конин Н.М. Административное право России: учебник / Н.М.Конин.- Издательство: Велби, 2013. 448с.

.4 Максимов И.В. Административное наказание: учебник / И.В.Максимов.- М: Норма, 2012. 464с.

2.5 Манохин, В.М. Российское административное право. / В.М. Манохин, Ю.С. Адушкин. - М.: Юристъ, 2012. 426 с.

.6 Хаманева Н.Ю. Административное право России: курс лекций / Н.Ю.Хаманева. - М: ТК Велби, издательство Проспект, 2012. 704 с.

3 Материалы периодической печати

3.1 Виговский, Е.В. Отдельные виды наказаний за административные правонарушения // Административное право. 2012. №7. С.12-43.

.2 Дугенец, А.С. Вопросы уплаты административного штрафа // Юрист. 2012. № 10. С.11-65.

.3 Дугенец, А.С. Оптимизация системы административных наказаний // Административное право и административный процесс. 2013. №3. С.9-32.

.4 Кузнецов, А.П., Макарейко, Н.В. Соотношение дисквалификации и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью // Юрист. 2013. № 2. С.14-38.

.5 Максимов, И.В. Система административных наказаний: понятия и признаки // Государство и право. 2011. №4. С.11-56.

.6 Максимов, И.В. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, как мера административного наказания // Административное право и административный процесс. 2013. №3. С.8-22.

.7 Осипов, А.А. Правила назначения административного наказания // Административное право. 2012. №1. С.2-12.

.8 Ходеев, Ф.П. Штраф как способ предупреждения взяточничества // Государство и право. 2013. №1. С.6-30.

Судебная практика

4.1 Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ (нарушение иностранным гражданином режима пребывания в Российской Федерации) // Гарант: справ. правовая система. - Электрон. данные. - М.: Гарант-Сервис, 1990. - Режим доступа: #"justify">.2 Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.26. КоАП РФ (отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения) // Гарант: справ. правовая система. - Электрон. данные. - М.: Гарант-Сервис, 1990. - Режим доступа: #"justify">.3 Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.21 КоАП РФ // Гарант: справ. правовая система. - Электрон. данные. - М.: Гарант-Сервис, 1990. - Режим доступа: http://www.garant.ru/

Похожие работы на - Система и виды административных наказаний

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!