Анализ нормативных документов по вопросам таможенно-тарифного регулирования

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,76 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ нормативных документов по вопросам таможенно-тарифного регулирования

Содержание

Введение

. Теоретические основы и сущность формирования нормативно-правовой базы по вопросам таможенного регулирования в Российской Федерации

.1 Система нормативных документов, регулирующих таможенно-тарифную деятельность в Российской Федерации

.2 Формирование нормативно-правовой базы таможенного регулирования за рубежом

. Практическое применение нормативных документов по таможенно-тарифному регулированию и их дальнейшее развитие в Российской Федерации

.1 Влияние факторов внешней и внутренней среды на формирование нормативно-правовой базы таможенного регулирования

.2 Эффективность современной нормативно-правовой базы по таможенному регулированию в Российской Федерации

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Процессы глобализации выводят внешнюю торговлю в число приоритетных направлений внешней политики государств, поэтому успехи и затруднения в развитии регионального межгосударственного сотрудничества вызывают все больший интерес. В основу большинства блоков положены такие формы сотрудничества, как зона свободной торговли или таможенный союз. Обе эти формы предполагают отмену ограничений в торговле между государствами, входящими в блок (отличие таможенного союза состоит в том, что в его рамках по отношению к третьим странам проводится также единая тарифная политика).

Роль таможенной политики любого государства, а также интегративных образований в формировании единого экономического и социально-культурного пространства во многом ведущая. Именно таможенный союз северогерманских государств, созданный в середине XIX в., позволил обеспечить их эффективную интеграцию в единое государственное образование. Создание единого европейского рынка было обусловлено созданием единого таможенного пространства, что было связано с устранением внутренних таможенных границ и созданием единого кодифицированного акта по применению таможенных процедур - Таможенного кодекса Европейского союза.

В конце XX - начале XXI вв. в России была предпринята попытка реализации либеральной модели развития, которой соответствовали и стратегии национальной таможенной политики. Однако в настоящее время приходится констатировать, что в действительности таможенная политика России носит во многом фискальный характер, что не способно решить задачи по эффективной интеграции постсоветских государств в единое экономическое пространство.

Идея о том, что для реализации задач интеграции в мировые организации эта направленность должна быть скорректирована в пользу стратегической, или ценностно-ориентированной, модели (устойчивый рост, так называемое «устойчивое развитие» - главная ценность в интеграционном процессе), разделяется многими представителями внегосударственной экономической сферы. Так, стратегическая линия на обеспечение устойчивого экономического роста рекомендована Двенадцатым экономическим форумом, состоявшимся в мае 2007 г. в Екатеринбурге.

В настоящее время Евразийское экономическое сообщество (далее - ЕврАзЭС), основанное с целью формирования таможенного союза и единого экономического пространства, является наиболее динамично развивающейся организацией, локомотивом экономической интеграции на постсоветском пространстве.

Создание единой системы таможенного регулирования на постсоветском пространстве позволит существенно повысить управляемость происходящих процессов. Отсутствие единой системы регулирования порождает ряд сложных вопросов, требующих адекватного разрешения. Без унификации таможенного законодательства интегрирующимися государствами реализация таможенной политики сталкивалась со многими проблемами.

Процесс трансформации некогда единого советского законодательства проходил неравномерно: в некоторых постсоветских странах применялись старые нормативные акты, которые в других странах уже отменены или заменены новыми. Такое положение вещей порождало затруднения в свободном перемещении товаров и транспортных средств в приграничных районах. Несогласованность нормативного материала являлось фактором роста коррупции, что являлось одним из серьезнейших рисков (наряду с угрозой международного терроризма) в обеспечении национальной безопасности России и сопредельных государств.

Важнейшим событием 2010 года стало начало функционирования Таможенного союза, которое потребовало создания нормативной правовой базы Таможенного союза, внесения изменений в законодательство и нормативные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела и обеспечения оптимальных условий для их реализации. В сжатые сроки проведена подготовка ряда международных соглашений, решений Комиссии Таможенного союза и соответствующих проектов постановлений Правительства Российской Федерации. Практически сформирована договорно-правовая база Таможенного союза.

С 1 июля 2010 года вступил в силу основополагающий документ, регулирующий таможенные правоотношения в Таможенном союзе -
Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС). 29 декабря 2010 года вступил в силу Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон о таможенном регулировании), разработанный с учетом современных тенденций развития таможенного дела.
Все вышеизложенное и определяет актуальность темы исследования.

Целью данной курсовой работы являются анализ нормативных документов по вопросам таможенно-тарифного регулирования и их применение в практике таможенных органов России.

При исследовании темы настоящей работы были поставлены следующие задачи:

исследовать систему нормативных документов, регулирующие таможенно-тарифную деятельность в Российской Федерации;

рассмотреть формирование нормативно-правовой базы таможенного регулирования за рубежом;

исследовать влияние факторов внешней и внутренней среды на формирование нормативно-правовой базы таможенного регулирования;

охарактеризовать эффективность современной нормативно-правовой базы по таможенному регулированию в Российской Федерации.

таможенный тарифный регулирование документ

1. Теоретические основы и сущность формирования нормативно-правовой базы по вопросам таможенного регулирования в Российской Федерации

.1 Система нормативных документов, регулирующих таможенно-тарифную деятельность в Российской Федерации

Договором от 6 октября 2007 г. «О создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза» заложены основы образования Таможенного союза трех договаривающихся государств: России, Республики Беларусь и Республики Казахстан. В соответствии с данным Договором решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 17 принят Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, устанавливающий единые правила таможенного регулирования договаривающихся государств.

Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС) вступил в силу с 1 июля 2010 г. Одновременно в результате выполнения всех запланированных мероприятий отменено таможенное оформление в отношении товаров, происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное обращение на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

На пути создания единого таможенного пространства уже принят и вступил в силу с 1 января 2010 г. ряд важнейших документов по таможенному регулированию на территории договаривающихся государств: единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, Единый таможенный тариф Таможенного союза, перечни стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза и др.

В соответствии с Договором о ТК ТС государства в срок до 1 июля 2010 г. должны обеспечить приведение национального законодательства в соответствие с ТК ТС. В связи с этим проводится активная работа по разработке проекта федерального закона о таможенном регулировании в Российской Федерации, который заменит Таможенный кодекс России (далее - ТК РФ).

ТК ТС содержит значительное количество изменений и нововведений. Помимо изменений в понятийном аппарате, Кодекс предусматривает принципиально новое регулирование ряда правоотношений в сфере таможенного дела. Для привычных таможенных процессов изменяется их правовая природа и смысловое наполнение, что потребует перестройки организации деятельности таможенных органов Российской Федерации.

Содержание таможенного законодательства Таможенного союза раскрывается в ст. 3 ТК ТС и включает три вида документов. Первый из которых, это ТК ТС. Таможенным регулированием в Кодексе охватывается широкий спектр таможенных правоотношений: отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой территории под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами. ТК ТС включает 8 разделов, 50 глав и 373 статьи. Объем и содержание Кодекса свидетельствуют, что он станет основным документом по таможенному регулированию Таможенного союза непосредственного исполнения, содержащим нормы прямого действия.

Таможенное законодательство Таможенного союза включает международные договоры государств - членов Таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в Таможенном союзе. Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» было определено вступление в силу с 1 января 2010 г. перечня соглашений и протоколов, определяющих единые подходы таможенного регулирования.

Следующим видом документов таможенного законодательства Таможенного союза являются решения Комиссии Таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения, принимаемые в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств - членов Таможенного союза. Данная комиссия учреждена участниками Таможенного союза Договором трех договаривающихся государств - участников Таможенного союза «О Комиссии Таможенного союза» от 6 октября 2007 г. Комиссия обладает статусом единого постоянно действующего регулирующего органа Таможенного союза, созданного для обеспечения условий функционирования и развития Таможенного союза с полномочиями по принятию решений, имеющих обязательный для сторон характер.

Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 17 утвержден План мероприятий по введению в действие ТК ТС, которым определяется перечень международных соглашений и решений Комиссии Таможенного союза, которые необходимо разработать и принять для реализации положений ТК ТС.

В рамках работы по подготовке нормативной правовой базы
Таможенного союза ФТС России принимала активное участие в разработке международных соглашений и решений Комиссии Таможенного союза, касающихся организации таможенного контроля с использованием системы управления рисками: Решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 258 «О порядке проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля»; Решение Комиссии Таможенного союза «О формах таможенных документов» от 20 мая 2010 г. № 260; Соглашение «О взаимной административной помощи таможенных органов государств - членов Таможенного союза» от 21 мая 2010 года; Соглашение «Об освобождении от применения таможенными органами государств - членов таможенного союза определенных форм таможенного контроля» 18 июня 2010 года.
.2 Формирование нормативно-правовой базы таможенного регулирования за рубежом

ФТС России осуществляет активное взаимодействие с таможенными службами Республики Беларусь и Республики Казахстан в условиях функционирования Таможенного союза. Таможенные службы трех государств начали работать в новых условиях и решать практические задачи по переносу согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу Таможенного союза. Регулярно проводятся трехсторонние встречи руководителями таможенных служб государств - членов Таможенного союза в целях решения проблемных вопросов, связанных с функционированием единой таможенной территории и практической реализацией механизмов
Таможенного союза. В рамках таких встреч сняты разногласия по спорным положениям проектов соглашений и решений Комиссии Таможенного союза. Достигнуты положительные результаты в решении вопросов информационного обмена с таможенной службой Республики Казахстан и правовой базы для обеспечения присутствия должностных лиц российских таможенных органов в пунктах пропуска Республики Казахстан на границе Таможенного союза.
В рамках двустороннего сотрудничества с Республикой Беларусь подписаны:

Соглашение о временном ввозе и вывозе транспортных средств (между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь);

Соглашение о порядке обмена информацией об экспорте нефти с территории Республики Беларусь в третьи страны (между Федеральной таможенной службой и Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь).

На состоявшемся в 2010 году 51-м заседании СРТС СНГ с таможенными службами Украины и Молдавии подписаны технические условия обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенные границы.

Кроме того, в рамках Протокола между таможенными службами
государств - членов Шанхайской организации сотрудничества на 51-м заседании СРТС СНГ подписаны:
технические условия информационного взаимодействия между таможенными службами Российской Федерации и Республики Таджикистан в области контроля за перемещением энергоресурсов;

технические условия обмена информацией с таможенными службами Киргизии и Казахстана.

Развивалось взаимодействие по информационному обмену и с таможенной службой Армении. В рамках 52-го заседания СРТС СНГ подписан Меморандум об активизации сотрудничества между Федеральной таможенной службой и Комитетом государственных доходов при Правительстве Республики Армения.

Продолжалось углубление взаимоотношений с таможенными службами Абхазии и Южной Осетии. Подписаны межгосударственные соглашения с этими республиками о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах, в подготовке данных соглашений ФТС России приняла непосредственное участие. В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации в 2010 году представители ФТС России направлены для работы в составе посольств Российской Федерации в Абхазии и Южной Осетии.

В апреле 2010 года в ходе официального визита в Москву
Президента Республики Узбекистан руководителями таможенных служб России и Узбекистана подписан Протокол между Федеральной таможенной службой и Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан об организации эксперимента по предварительному информированию.
Планомерно и динамично развивается сотрудничество с таможенными службами государств дальнего зарубежья.

Одним из приоритетных направлений являлось укрепление взаимодействия с таможенными службами государств АТЭС, прежде всего с Китаем, а также с другими государствами азиатского региона - Индией, Монголией, Вьетнамом, Республикой Корея, Таиландом.

В ноябре 2010 года в ходе встречи глав правительств
Российской Федерации и Китайской Народной Республики в Санкт-Петербурге подписан Меморандум между Главным таможенным управлением Китайской Народной Республики и Федеральной таможенной службой об укреплении сотрудничества по защите прав интеллектуальной собственности. Проведены заседания российско-китайской Подкомиссии по таможенному сотрудничеству и достигнуты договоренности о развитии широкомасштабного сотрудничества по всем основным направлениям таможенного дела.
В рамках визита Президента Российской Федерации в Республику Корея подписан Протокол между Федеральной таможенной службой и Таможенной службой Республики Корея об организации обмена информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых между Российской Федерацией и Республикой Корея.

Подписано Межправительственное соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах с Вьетнамом.

В 2010 году ФТС России посетили делегации таможенных служб Вьетнама, Монголии, Таиланда, Республики Корея, в ходе пребывания которых обсуждались вопросы развития сотрудничества.

В ходе этих встреч подписаны:

Меморандум между Федеральной таможенной службой и
Главным таможенным управлением Монголии об обмене статистическими данными о взаимной торговле;
Меморандум между Федеральной таможенной службой и
Таможенной службой Республики Корея о сотрудничестве и взаимной помощи в борьбе с незаконным перемещением наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
Налажен механизм сотрудничества между Российской таможенной академией и таможенными академиями Китая и Индии в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации таможенных кадров. Достигнуты договоренности об обучении на базе Российской таможенной академии, начиная с 2011 года, представителей Вьетнама и Монголии.

Особое внимание уделялось развитию таможенного сотрудничества со странами Латинской Америки, в 2010 году ФТС России подписаны:

Межправительственное соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах с Венесуэлой;

Межведомственный меморандум с таможенной службой Эквадора об обмене статистическими данными о взаимной торговле;

Меморандум о сотрудничестве, обмене информацией и взаимопомощи в рамках генеральной системы преференций с Министерством развития, промышленности и внешней торговли Бразилии;

Протокол об организации обмена информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых между Российской Федерацией и
Аргентинской Республикой;
Меморандум об оперативном обмене данными, характеризующими таможенную стоимость товаров, перемещаемых между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой.

Сотрудничество с таможенными службами европейских государств осуществлялось в рамках проектов сотрудничества Россия - ЕС и на двусторонней основе.

Продолжалась реализация пилотного проекта по автоматизированному обмену информацией между таможенными службами государств - членов ЕС и российскими таможенными органами. В проекте участвуют 13 стран - членов Европейского союза.

В 2010 году состоялось 9-е заседание Подкомитета Россия - ЕС по таможенному и трансграничному сотрудничеству, проводились заседания Рабочей группы по таможенным и пограничным вопросам, на которых рассматривались стратегические направления сотрудничества России и ЕС в таможенной сфере. По итогам проведенных мероприятий были достигнуты договоренности по возможному расширению состава данных, представляемых в рамках пилотного проекта, по дальнейшей реализации проекта «Механизм общих пространств» (контроль и оценка практического эффекта Общей стратегии в отношении приграничных вопросов Россия - ЕС), а также предложено новое направление сотрудничества - взаимодействие в области принудительного взыскания в российский бюджет задолженности по уплате таможенных платежей с европейских граждан.

В течение 2010 года наиболее интенсивные контакты осуществлялись с таможенными службами Германии, Финляндии, Литвы, Латвии.

Одной из «площадок», использовавшихся для диалога с европейскими партнерами, стала Конференция руководителей таможенных служб
государств - членов ВТО, состоявшаяся в г. Охрид (Македония) в мае 2010 года, на которой делегация ФТС России представила позицию России по обсуждаемым вопросам, в том числе по взаимодействию таможни и бизнеса, защите прав интеллектуальной собственности, СУР, созданию глобальной таможенной сети.
Представители ФТС России участвовали в работе ВТО, Подкомитета
Россия - ЕС по таможенному и трансграничному сотрудничеству, в мероприятиях по линии Форума Азиатско-Тихоокеантского сотрудничества, Шанхайской организации сотрудничества в рамках Специальной рабочей группы по таможенному сотрудничеству. Подписан с ВТО Меморандум о сотрудничестве в сфере обучения, образования, модернизации и исследований в области таможенного дела.
Проведена большая работа по расширению сети представителей
ФТС России за рубежом. Приступили к работе в составе посольств
Российской Федерации представители ФТС России в Латвийской Республике, Республике Корея, Республике Индии, Республике Абхазия, Республике Южная Осетия, Японии.

2. Практическое применение нормативных документов по таможенно-тарифному регулированию и их дальнейшее развитие в Российской Федерации

.1 Влияние факторов внешней и внутренней среды на формирование нормативно-правовой базы таможенного регулирования

С 1 июля 2010 годы вступило в силу новое таможенное законодательство. Россия, Беларусь и Казахстан организовали Таможенный союз. Его формирование предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

В целях реализации Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (поручение Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № ИШ-П2-6211) в соответствии со скорректированным планом подготовки нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации ФТС России осуществляла подготовку 17 нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.

По 15 проектам нормативных правовых актов Президента
Российской Федерации и Правительства Российской Федерации ФТС России выступала в качестве соисполнителя.
В 2010 году приняты следующие федеральные законы, разработанные
ФТС России:
Федеральный закон от 2 июня 2010 г. № 114-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза»;

Федеральный закон от 2 июня 2010 г. № 113-ФЗ «О ратификации Протокола о внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года»;

Федеральный закон от 3 ноября 2010 г. № 279-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года»;

Федеральным законом от 3 ноября 2010 г. № 282-ФЗ ратифицировано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области осуществления совместного контроля на российско-казахстанской государственной границе.

ФТС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти приняла активное участие в доработке проекта федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» при его рассмотрении палатами Парламента Российской Федерации (Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ).

В соответствии с отдельными поручениями ФТС России разработаны следующие законопроекты, по которым в настоящее время проводится процедура межведомственного согласования:

«О внесении изменений в статью 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»;

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в целях реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июля 2010 г. № 15-П).

В инициативном ФТС России порядке разработаны следующие законопроекты, по которым в настоящее время проводится процедура межведомственного согласования:

«О внесении изменений в статью 16 Федерального закона
от 27 июля 2010 г. № 205-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»;

«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях» (в части уточнения отдельных положений Кодекса).

Во исполнение отдельных поручений ФТС России подготовлены и внесены в Правительство Российской Федерации проекты заключений и официальных отзывов Правительства Российской Федерации по законопроектам:

проект заключения Правительства Российской Федерации на проект федерального закона № 258270-5 «О внесении дополнения в
статью 14 Таможенного кодекса Российской Федерации» (в части освобождения от таможенного оформления и таможенного контроля российских судов, осуществляющих рыболовство в исключительной экономической зоне Российской Федерации и континентальном шельфе Российской Федерации);
проект официального отзыва Правительства Российской Федерации на проект федерального закона № 161094-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением специальной акцизной марки для ввозимых транспортных средств»;

проект официального отзыва Правительства Российской Федерации на проект федерального закона № 326388-5 «О внесении изменений в
статью 11 Закона Российской Федерации «О государственной границе
Российской Федерации» и статью 32 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в части уточнения полномочий таможенных органов по осуществлению контроля за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию своей гражданской ответственности);
проект официального отзыва Правительства Российской Федерации на проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части их приведения в соответствие с законодательством Таможенного союза» (об унификации российского законодательства с законодательством Таможенного союза).
В соответствии с Планом мероприятий по введению в действие Таможенного кодекса Таможенного союза, утвержденного Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 17, ФТС России совместно с МИДом России разработаны 16 законопроектов о ратификации международных договоров, из которых:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 202-ФЗ ратифицировано Соглашение о взаимной административной помощи таможенных органов государств - членов таможенного союза;

Федеральным законом от 4 октября 2010 г. № 267-ФЗ ратифицировано Соглашение об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории Таможенного союза;

Федеральным законом от 4 октября 2010 г. № 268-ФЗ ратифицировано Соглашение об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин;

Федеральным законом от 3 ноября 2010 г. № 283-ФЗ ратифицировано Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров;

Федеральным законом от 15 ноября 2010 г. № 302-ФЗ ратифицировано Соглашение о требованиях к обмену информацией между таможенными органами и иными государственными органами государств - членов Таможенного союза;

Федеральным законом от 15 ноября 2010 г. № 303-ФЗ ратифицировано Соглашение о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза;

Федеральным законом от 15 ноября 2010 г. № 304-ФЗ ратифицировано Соглашение о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза;

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 396-ФЗ ратифицировано Соглашение об освобождении от применения таможенными органами государств - членов Таможенного союза определенных форм таможенного контроля;

Проект федерального закона «О ратификации Соглашения об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях», одобрен 2 февраля 2011 года на пленарном заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

Проект федерального закона «О ратификации Соглашения о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств - членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях» одобрен 2 февраля 2011 года на пленарном заседании
Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Внесен на рассмотрение в Государственную Думу Правительством Российской Федерации законопроект «О ратификации Соглашения об особенностях использования транспортных средств международной перевозки, осуществляющих перевозку пассажиров, а также прицепов, полуприцепов, контейнеров и железнодорожного подвижного состава, осуществляющих перевозку грузов и (или) багажа для внутренней перевозки по таможенной территории Таможенного союза».

Находятся на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации три законопроекта:

«О ратификации Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском»;

«О ратификации Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза»;

«О ратификации Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза».

Изданы следующие разработанные ФТС России акты Правительства Российской Федерации:

постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2010 г. № 17 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;

постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 г. № 75 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства
Российской Федерации по вопросам таможенного дела» (в части реализации Федерального закона от 26 июня 2008 г. № 103-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области таможенного дела»);
постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 г. № 76 «Об акцизных марках для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции»;

постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2010 г. № 375 «О внесении изменений в Положение о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования» (в части совершенствования перемещения товаров и транспортных средств жителями Калининградской области);

постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. № 521 «Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для убытия с территории Российской Федерации отдельных видов товаров» (в части определения мест убытия для леса и лесоматериалов);

постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2010 г. № 628 «Об освобождении от взимания таможенных сборов за таможенное оформление профессионального оборудования, временно ввезенного на территорию Российской Федерации в целях освещения мероприятий в связи с празднованием 65-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов и вывезенного с территории Российской Федерации обратно»;

постановление Правительства Российской Федерации
от 10 сентября 2010 г. № 705 «Об утверждении правил освобождения от уплаты таможенной пошлины товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации для их использования в целях проведения XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи»;
постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. № 1002 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Российской Федерации»;

постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1043 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 908»;

постановление Правительства Российской Федерации
от 20 декабря 2010 г. № 1067 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. № 863»;
постановление Правительства Российской Федерации
от 31 декабря 2010 г. № 1211 «Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для убытия из Российской Федерации за пределы единой таможенной территории Таможенного союза отдельных категорий товаров автомобильным видом транспорта»;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 марта 2010 г. № 364-р о переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения под размещение подразделений Смоленской таможни;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 1301-р о переводе земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для размещения учебно-тренировочного комплекса Сибирского тылового таможенного поста;

распоряжение Правительства Российской Федерации
от 24 сентября 2010 г. № 1601-р о переводе земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для строительства кинологического центра Сибирского таможенного управления.

.2 Эффективность современной нормативно-правовой базы по таможенному регулированию в Российской Федерации

Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» вступил в силу с 29 декабря 2010 г. (кроме отдельных положений с иными сроками вступления в силу).

Поскольку основным документом, регулирующим таможенные отношения России, Белоруссии, Казахстана, стал Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС), Федеральный закон предназначен для уточнения применения ТК ТС в России и урегулирует порядка 300 отсылочных норм, содержащихся в ТК ТС.

В этой связи с вступлением Федерального закона в силу утрачивает силу Таможенный кодекс Российской Федерации.

Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» регламентирует, в частности:

основные принципы ввоза товаров в РФ, вывоза товаров из РФ, перевозки товаров по территории РФ под таможенным контролем;

порядок декларирования товаров и применения иных таможенных процедур;

правила определения страны происхождения товара и классификации товаров по ТН ВЭД ТС;

основания корректировки таможенной стоимости без проведения дополнительной проверки;

порядок проведения таможенного контроля (система управления рисками, таможенный осмотр и досмотр, таможенные проверки и т.п.);

порядок приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в реестр (так называемая процедура ex officio);

порядок уплаты, возврата и принудительного взыскания таможенных платежей;

порядок обжалования решений, действий и бездействия таможенных органов и их сотрудников.

Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» также устанавливаются требования к уполномоченным экономическим операторам, таможенным перевозчикам, представителям, владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и другим участникам.

При этом компании, применяющие специальные упрощенные процедуры по ТК РФ (временное хранение на собственном складе, предварительное декларирование и пр.), вправе пользоваться такими льготами и после 29 декабря 2010 г. Для этого необходимо было до 31 декабря 2010 г. письменно информировать ФТС России о своем согласии получить статус уполномоченного экономического оператора.

Новым стало законодательное закрепление электронного декларирования товаров. При этом электронная форма становится основной, с 2014 г. таможенная декларация на бумажном носителе может быть подана только в ограниченных случаях.

Также Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» упростил ввоз и вывоз сложного многокомпонентного оборудования: по единому коду ТН ВЭД ТС, различными товарными партиями, в течение 1 года с возможностью продления до 3 лет, с подачей одной итоговой декларации.

Впервые законодательно установлена возможность однократного представления правоустанавливающих документов декларанта товаров до и во время подачи таможенной декларации и законодательно ограничен их перечень (схоже с процедурой регистрации участника ВЭД в таможенном органе, ранее ничем не регулировавшейся).

По заявлению декларанта товары могут быть выпущены при отсутствии лицензий, сертификатов и подобных документов, но с ограничениями по их использованию. Также установлены четкие основания для отказа в удовлетворении такого заявления.

Упрощен ввоз научных и коммерческих образцов товаров для демонстрации на выставках, тестирования и подобных целей.

Сокращен срок и перечень документов, необходимых для экспорта товаров за пределы Таможенного союза.

Негативным моментом является то, что Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» усложняет свободное перемещение товаров внутри Таможенного союза, предоставляя российским таможенным органам право требовать подтверждения происхождения и выпуска товаров. С таким требованием участник ВЭД может столкнуться как на границе РФ, так и внутри страны.

Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» содержит также бланкетные нормы и делегирует регулирование отдельных таможенных отношений Правительству РФ и ФТС России, которые должны принять соответствующие акты. Предполагается также, что для полноценного функционирования Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» будут отменены противоречащие ему подзаконные акты.

Заключение

Подводя итоги проведенного исследования необходимо отметить следующее.

С вступлением в силу ТК ТС, Федерального закона от 27 ноября 2010 г.
№ 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и решений Комиссии Таможенного союза создана правовая основа общих правил таможенного декларирования товаров на таможенной территории Таможенного союза.
ФТС России принимала непосредственное участие в подготовке актов таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и иных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела.

В результате проделанной работы создана четкая правовая база для применения упрощенного порядка декларирования для сложного высокотехнологического оборудования, которое в силу объективных причин не может быть ввезено одномоментно или в течение срока установленного на подачу таможенной декларации (статья 194 ТК ТС и статья 215 Федерального закона).

В статьях Федерального закона, регулирующих вопросы периодического и временного периодического таможенного декларирования товаров, в полной мере учтена правоприменительная практика.

Созданная ТК ТС и Федеральным законом правовая основа для внедрения технологии удаленного выпуска товаров, наряду с предварительным информированием и электронным декларированием должна вывести таможенное администрирование на качественно новый уровень.

Законодательно установлена возможность внесения изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров
(статья 191 ТК ТС). Случаи и порядок внесения изменений в декларацию на товары после их выпуска определены Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 255. Утвержден порядок действий должностных лиц таможенных органов при внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров (приказ ФТС России от 21.04.2010 № 825).
Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257 утверждена форма декларации на товары и Инструкция о порядке ее заполнения, которые вступили в силу с 1 января 2011 года.

Одновременно вступили в силу классификаторы, используемые для заполнения таможенных деклараций, а также структуры и форматы электронных копий таможенных деклараций (Решения Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 378 и от 14 октября 2010 г. № 421).

В рамках подготовки актов таможенного законодательства
Таможенного союза ФТС России принимает участие в разработке проекта Соглашения о порядке перемещения товаров по линиям электропередачи и трубопроводным транспортом.
В 2010 году ФТС России принимала активное участие в подготовке нормативной правовой базы Таможенного союза, разработке следующих международных соглашений и решений Комиссии Таможенного союза, касающихся совершенствования таможенных процедур при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза физическими лицами:

Соглашение «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» от 18 июня 2010 года;

Решение Комиссии Таможенного союза «Об инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем» от 18 июня 2010 г. № 311;

Решение Комиссии Таможенного союза «О требованиях, применяемых к обустройству системы двойного коридора в местах прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза и убытия с этой территории» от 20 мая 2010 г. № 259;

Решение Комиссии Таможенного союза «О формах таможенных документов» форма акта таможенного досмотра (осмотра) товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза физическими лицами для личного пользования в сопровождаемом багаже» от 20 мая 2010 г. № 260.

Указанные нормативные правовые акты, разработанные с учетом практики применения таможенного законодательства Российской Федерации, а также международных обязательств Российской Федерации и международных стандартов таможенного администрирования, позволили реализовать упрощенный комплекс процедур и условий, соблюдение которых физическим лицом позволяет перемещать товары для личного пользования, а именно:

внедрение единой формы пассажирской таможенной декларации, не зависящей от категорий перемещаемых товаров для личного пользования;

возможность заполнения пассажирской таможенной декларации не только от руки, но и с применением печатающих устройств электронной вычислительной техники;

установление норм беспошлинного ввоза товаров для личного пользования для сопровождаемого и несопровождаемого багажа;

предоставление права не декларировать транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории государств - членов Таможенного союза, временно вывозимые с таможенной территории Таможенного союза и обратно ввозимые на эту территорию;

предоставление физическим лицам, переселяющимся на постоянное место жительства в государства - члены Таможенного союза, права ввозить с полным освобождением от уплаты таможенных платежей автомобили и прицепы (вне зависимости от страны их происхождения);

расширение перечня лиц, которым предоставлено право ввозить товары для личного пользования без уплаты таможенных пошлин, налогов вне зависимости от их стоимости и веса;

упрощение порядка перемещения через таможенную границу Таможенного союза товаров трансфертных пассажиров.

Список использованной литературы

Межгосударственный Совет. Евразийское экономическое сообщество. О Договоре о Таможенном кодексе Таможенного союза: решение от 27 ноября 2009 г. № 17 (вместе с «Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза» от 27 ноября 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 50. - Ст. 6610.

Межгосударственный Совет. Евразийское экономическое сообщество Таможенный кодекс Таможенного союза: решение от 27 ноября 2009 г. № 17 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 50. - Ст. 6615.

Межгосударственный Совет. Евразийское экономическое сообщество. Единый таможенный тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ): решение от 27 ноября 2009 г. № 18 // Российская газета. - 2009. - № 227/1.

Межгосударственный Совет. Евразийское экономическое сообщество. О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: решение от 27 ноября 2009 г. № 18// Таможенные ведомости. - 2010. - № 2.

Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

Российская Федерация. Законы Таможенный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 22. - Ст. 2066.

Российская Федерация. Законы. О безопасности: закон от 05 мая 1992 г. № 2446-1 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - № 15. - Ст. 769.

Российская федерация. Законы. Об оперативно-розыскной деятельности: федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 33. - Ст. 3349.

Российская Федерация. Законы. О службе в таможенных органах Российской Федерации: федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 30. - Ст. 3586.

Российская Федерация. Законы. О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы): федеральный закон от 30 июня 2002 г. № 78-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 27. - Ст. 2620.

Российская Федерация. Законы. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 31. - Ст. 3215.

Российская Федерация. Законы. О противодействии коррупции: федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 52 (часть 1). - Ст. 6228.

Российская Федерация. Законы. О таможенном регулировании в Российской Федерации: федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 48. - Ст. 6252.

Российская Федерация. Законы. О ратификации Договора о Таможенном кодексе таможенного союза: федеральный закон от 02 июня 2010 г. № 114-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 23. - Ст. 2796.

Российская Федерация. Президент. Об отнесении таможенных органов Российской Федерации к государственным военизированным организациям: указ от 22 декабря 1993 г. № 2253 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 1993. - № 52. - Ст. 5065.

Российская Федерация. Президент. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: указ от 09 марта 2004 г. № 314 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 11. - Ст. 945.

Российская Федерация. Президент. О мерах по противодействию коррупции: указ от 19 мая 2008 г. № 815 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 21. - Ст. 2429.

Российская Федерация. Правительство. О Концепции развития таможенных органов Российской Федерации: распоряжение от 14 декабря 2005 г. № 2225-р // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 2. - Ст. 260.

Российская Федерация. Правительство. О Федеральной таможенной службе: постановление от 26 июля 2006 г. № 459 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 32. - Ст. 3569.

Российская Федерация. Федеральная таможенная служба. Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне: приказ от 12 января 2005 г. № 7 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2005. - № 14; Российская Федерация. Федеральная таможенная служба. Об утверждении Общего положения о таможенном посте: приказ от 13 августа 2007 г. № 965 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2007. - № 41.

Российская Федерация. Федеральная таможенная служба. О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание: приказ от 15 марта 2005 г. № 198 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2005. - № 14.

Российская Федерация. Федеральная таможенная служба. Об утверждении Концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации: приказ от 10 марта 2006 г. № 192 // Таможенный вестник. - 2006. - № 7.

Российская Федерация. Федеральная таможенная служба. Об утверждении Положения об Управлении собственной безопасности: приказ от 30 октября 2006 г. № 1067 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Система ГАРАНТ. Платформа F 1.

Российская Федерация. Федеральная таможенная служба. Об утверждении Типовых положений о службе и о подразделениях службы силового обеспечения таможни и подразделении таможенной охраны и оперативно-дежурной службы таможенного поста: приказ от 28 ноября 2006 г. № 1237 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: Система ГАРАНТ. Платформа F 1.

Российская Федерация. Федеральная таможенная служба. О перечне должностей федеральной государственной службы в таможенных органах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей: приказ от 31 августа 2009 г. № 1599 // Российская газета. - 2009. - № 188.

Бакаева, О.Ю. Таможенное дело: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. - М.: Юристъ, 2010. - 812 с.

Борисов К.Г. Международное таможенное право / К.Г. Борисов. - М.: Норма, 2011. - 944 с.

Габричидзе, Б.Н. Курс таможенного права Российской Федерации: Учебник для вузов / Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский. - М.: Норма, 2011. - 514 с.

Габричидзе, Б.Н. Таможенная служба в Российской Федерации / Б.Н. Габричидзе, В.Е. Зобов. - М.: Статут, 2010. - 614 с.

Комментарий к Таможенному Кодексу Таможенного Союза (постатейный) / под ред. Ю.Ф. Азарова, Г.В. Баландиной. - М.: Норма, 2011. - 814 с.

Комментарий к Таможенному Кодексу Таможенного Союза (постатейный) / под ред. А.Н. Козырина. - М.: Проспект, 2011. - 654 с.

Краткий таможенный словарь / под ред. Н.М. Блинова. - М.: Статут, 2011. - 544 с.

Круглов, А. Роль таможенной службы в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации / А. Круглов // Внешняя торговля. - 2010. - № 12. - С. 12 - 14.

Основы таможенного дела: учеб. / под ред. В.Г. Драганова. - М.: Экономика, 2010. - 314 с.

Российское таможенное дело: учебник / отв. ред. Б.Н. Габричидзе. - М.: Бек, 2011. - 546 с.

Сведения о деятельности ФТС в России / Основные показатели характеризующие деятельность ФТС России / Таможенная служба Российской Федерации в 2010 году // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">Халипов, С.В. Таможенное дело: учебник. 7-е изд., перераб. и доп. / С.В. Халипов. - М., Зерцало-М, 2011. - 686 с.

Похожие работы на - Анализ нормативных документов по вопросам таможенно-тарифного регулирования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!