Система мер тарифного регулирования внешнеторговой деятельности Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,39 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система мер тарифного регулирования внешнеторговой деятельности Республики Беларусь

ВВЕДЕНИЕ

В условиях развития рыночных отношений существенно расширились возможности внешнеэкономической деятельности. И таможенный тариф является одним из экономических регуляторов внешнеторговой деятельности государства.

Несмотря на некоторые расхождения по истории происхождения тарифа, очевидно, что его история исчисляется несколькими сотнями лет, и данное понятие всегда отождествлялось с группой платежей за товар в международной торговле.

Б.Н. Габричидзе отмечает, что "таможенно-тарифное регулирование является первоосновой финансово-экономической деятельности таможенных органов и, стало быть, в решающей степени предпосылкой и непосредственной правовой базой взимания таможенных платежей". Он назвал таможенный тариф одним из основных инструментов поддержания экономической безопасности и в то же время рычагом воздействия на хозяйственную структуру.

Актуальность темы исследования обусловлена растущей степенью интеграции белорусской экономики в мировые финансово-хозяйственные отношения. Взятый курс на вступление во Всемирную торговую организацию и необходимость защиты финансово-экономической системы страны заставляют разрабатывать новые методы при использовании такого инструмента государственного регулирования как таможенный тариф. В современной мировой экономике таможенный тариф выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой - как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенный тариф имеют все страны мира. При этом в течение последних десятилетий в соответствии с требованиями развития мирового хозяйства наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин, что позволяет говорить о переходе к анализу экономической природы такого налога как таможенная пошлина и соответственно такого инструмента экономического регулирования международной торговли как таможенный тариф.

Широкое распространение получила практика заключения региональных соглашений с преференциальным таможенно-тарифным режимом для их участников и применение нетарифных мер регулирования внешней торговли. Однако тарифное регулирование по-прежнему выступает ключевым фактором, определяющим национальный торговый режим и условия доступа иностранной продукции на внутренний рынок.

Объектом исследования является система мер тарифного регулирования внешнеторговой деятельности Республики Беларусь.

Предмет исследования - отечественный таможенный тариф.

Цель работы - выявить основные закономерности развития таможенного тарифа на территории Республики Беларусь.

Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:

Обозначение времени возникновения таможенного дела и первых таможенных пошлин на территории современной Беларуси;

Выявление предпосылок возникновения таможенного тарифа;

Изучение документов, отражающих принцип взимания таможенных пошлин и регулирующих таможенное дело в целом;

Рассмотрение первых отечественных таможенных тарифов и выявление причин их постоянного пересмотра;

Изучение особенностей развития таможенного тарифа в СССР;

Анализ современного отечественного таможенного тарифа и ТН ВЭД.

На основе поставленных задач организована и структура работы, которая включает:

введение, в котором даётся определение "таможенного тарифа", обосновывается актуальность вопроса, определяются цель, задачи, объект и предмет работы, приведена источниковая база;

три главы, в которых прослеживается становление отечественного таможенного тарифа, начиная от взимания денежных сборов и пошлин с продаваемых или обмениваемых предметов в торговых пунктах и на перекрестках древних торговых путей до современного Таможенного тарифа и ТН ВЭД;

заключение, в котором подводятся итоги, обобщаются и формулируются выводы работы;

список использованной литературы, который включает 35 источников;

приложение.

Источниковой базой послужили труды ученых в области таможенного дела, финансов, государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и международных отношений; нормативно-правовые акты; программные документы; материалы периодических изданий; электронные ресурсы.

Использованные источники помогли раскрыть тему курсовой работы и достичь поставленной цели.

ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА

1.1 Первые таможенные пошлины на территории белорусских земель. Их виды, принципы взимания

В Беларуси история таможенного дела имеет более чем 1000-летний период существования. Точных свидетельств о времени возникновения таможенного обложения и особой организации сбора торговых пошлин на территории нашей страны нет. Первые сведения о различного рода налогах и сборах уходят в раннее средневековье.

На фоне появления первых государственных формирований в VI-VIII вв., в результате быстрого развития внутренней и внешней торговли, князья стали контролировать специальными отрядами в виде передовых постов проходившие на их территории торговые пути и взимать дань с проезжавших купцов. [7; 13]

Слово «мыт» или «мыто» употреблялось уже в договоре 991 г. древнерусского князя Олега с Византией.

Наиболее вероятно, что понятие и система взимания таможенных пошлин была занесена на наши земли восточными купцами и порождена торговыми связями с Византией.

О первой древнебелорусской таможне возможно говорить лишь не ранее конца ІХ века, т.е. начала появления городов в наиболее экономически активных регионах. Тогда появляется и сбор дани с торговых людей.

С XII в. на границах княжеств, и даже внутри них, на важнейших участках торговых путей стали создаваться многочисленные таможенные учреждения - мытницы для сбора «мыта» в казну местного князя.

Среди древних пошлин можно выделить ваговое мыто (пошлина за вес товара), бирчее мыто (размер его определялся с помощью палочки, на которой надрезами велся учет товара на возу).

Полоцк заключал с немецким купцами договоры, устанавливающие право беспошлинного ввоза своих товаров.

В рассматриваемый период феодальной раздробленности, каждый удельный князь в пределах своих владений изобретал и развивал собственную систему таможенных пошлин, подчиненную исключительно целям своего личного обогащения. Поэтому виды и размеры мыта были самыми различными.

В этот период в основном существовало два типа мыта - водяное (пошлина с лодок) и сухое (пошлина с возов). В Пространной Русской Правде была регламентирована целая система торговых и таможенных мыт:

обычное - за право провести товар на территорию;

перевоз - плата за переправу товара через реку;

мостовое - за проезд через мост;

камерное - плата за хранение товара на церковных складах;

гостинное - за право вести тороговлю;

вагое - за пользование вагами (весами).

Существовали и иные разновидности мыта: посаженное - в зависимости от величыны воза в саженях, головщина - личный налог с каждого человека на возу или судне; замыт - с цены товара, а не с воза, пятно - за клеймение лошадей при покупке-продаже; свальное - за снятие товара с воза при взвешивании на мытнице; подъемное - за поднимание товара на весы; побережное - за причаливание к берегу; подужное - за количество телег в обозе; узольцовое - сбор за обвязку товара с приложением таможенных печатей. Если купец попытается уклониться от уплаты мыта, то при его задержании взимался двойной штраф с каждого воза - промыт, а лично с купца - заповедь.

Часто эгоистический интерес феодала тормозил торговлю, замедлял развитие таможенного дела, превращая его порой в примитивный сбор денег с проезжих. Однако в период феодальной раздробленности, наблюдался и некоторый интерес к внешней торговле, к товарам, которых не было в местном производстве.

В торговых договорах того времени часто отмечаются и таможенные льготы. Так, Полоцк, Витебск и Смоленск, хоть и имели взаимные торговые связи, боролись между собой за торговые пути на Западной Двине, предлагая различные выгоды для купцов. [3; 13]

Со второй половины XIII в. торговля в древней Беларуси стала вестись уже от имени ВКЛ. В 1253 г. Великий князь литовский Миндовг освободил иностранных купцов от пошлин. В условиях централизации государства система взимания различного вида мыта получила новый импульс к своему развитию. Теперь усилия зарождавшейся таможенной службы были направлены на пополнение единой великокняжеской государственной казны.

Князь Витовт упразднил областные княжения. В распоряжение Великого князя поступили и таможенные сборы. Таким образом, с начала XV в. мытные сборы становятся государственным делом. Однако лишь в XVI в. верховная власть окончательно закрепила за собой монопольное право сбора мыта. [13; 16]

При Великом князе Александре для улучшения сбора мыта были проведены реформы, результатом которых стало создание таможенных округов, получивших название "мыто". В то время их было одиннадцать.

Пошлины собирались согласно изданным господарём уставам мытным (тарифам). Уставы были общие либо только по отдельным группам.

Таможенные порядки того времени отличались сложностью и большим количеством формальностей. Так, если купеческий товар был нов и не включён в устав, а в каморе затруднялись его оценить, то на него выдавали квит с печатью и направляли в головную камору или в столицу Вильно для точного определения и оплаты.

Существовали также определённые особенности при оплате пошлин для той или иной страны.

Те купцы, которые имели довольно редкое великокняжеское освобождение от мыта, предъявляли копию безмытного листа (беспошлинный провоз), и если в каморе имелось извещение из великокняжеской канцелярии о данном листе, то товар пропускали. Шляхта, которая составляла 8-10% населения, была освобождена от уплаты мыта. Фактически единственным условием провоза шляхетского товара была присяга именем Господа Бога о «честных» товарах, а на мытницах находились особые справцы, перед которыми она приносилась. Эти многочисленные таможенные привилегии были чрезвычайно разорительны для Скарба, но Великий князь ничего не мог поделать. [11]

Таким образом, первые сведения о применении таможенных пошлин на белорусских землях относятся к раннему Средневековью во время формирования первых государств и развития внешней торговли, когда появилась возможность иметь дополнительный доход от взимания дани с проезжавших купцов. Сбор мыта не был систематизирован, и его размеры были самыми различными. Регламентировалась система пошлин без обозначения их ставок.

Лишь после образования на белорусских землях Великого княжества Литовского в условиях централизации власти мытные сборы стали государственным делом, средством пополнения великокняжеской казны. Пошлины собирались согласно изданным князем мытным уставам (тарифам). В то время мытные уставы носили исключительно фискальный характер.

1.2 Предпосылки возникновения таможенного тарифа. Статут ВКЛ 1588 г. Экономические реформы Речи Посполитой 1760-х гг.

Большое значение для развития и совершенствования таможенного дела в Великом княжестве имели Статуты, в которых отражался уровень развития юридической мысли Беларуси XVI в. Представляет интерес наличие в Статутах норм, регламентирующих таможенные отношения в Княжестве.

Статут 1529 г. имеет только одну «таможенную» 21-ю статью, Разд.1. о запрете на установку новых мыт. «Тэж приказуем, абы жадин чоловек в панстве нашом Великом князьстве Литовском не смел новых мыт вымышляти Ани вставляти ни на дорогах, ани на местех, ани на мостех, и на греблех, и на водах, ани на торгох в именях своих, кром которые были з стародавна вставлены, а мели бы на то листы продков наших великих князей або наши…». [28]

Подобная ситуация с таможенными нормами и в Статуте 1566 г. Но Статут 1588 г., принятый в Кракове во время правления Сигизмунда Августа ІІІ и составленный канцлером Львом Сапегой, - подлинная энциклопедия таможенного права Великого княжества Литовского. Таможенное дело рассматривается в нем основательно. Устанавливались порядок и правила взимания пошлин, рассматривались вопросы о привилегиях шляхты на беспошлинный провоз товаров, регулировалась процессуальная сторона споров, связанных со взиманием пошлины.

В первом разделе Статута под названием «О персоне нашой господарской», который содержит статьи 29 «О мытах новых, и о вольности засаженья местечок, и о будованью мостов або гробель в именьях шляхетских», 30 «О небрании мыта от шляхты и подвод их», в которой устанавливается привилегия шляхты на беспошлинный провоз товара по дорогам и водным путям, на торгах и на мостах, если этот товар собственный, не приобретённый. За купленный товар необходимо было платить пошлину или мостовое. Если товар шляхтича везли слуги, то они либо платили «мостовую» пошлину, либо давали присягу. Если на одной таможне дана присяга, то на других должны были пропускать беспошлинно по квитанции, выданной на первой таможне. Подводы без присяги пропускались по листам с печатями своих панов. В статье 31 «О прочищенью рек портовых» указывается о праве сбора «портового» мыта. То есть в первом разделе Статута оговариваются вопросы о взимании пошлин с торговых людей. Пошлина собирались казной ВКЛ с купцов и других торговцев за ввоз товара, за торговлю на местном рынке, за провоз товара по территории княжества.

Кроме того, в Статуте существовало большое количество норм, непосредственно не касавшихся таможенного дела, но существенно влияющих на его развитие и на определения размеров пошлин. Например, в разделе 3 имелась статья 36, где устанавливались стандартные меры веса, объёма, длины и регулировались трактирные цены на привозные напитки и пищевые продукты по всему ВКЛ по образцам, принятым в столичной Вильне. Торговля в то время отягощалась многочисленными денежными поборами, в том числе на внутренних таможнях. Например, на пути из «внутреннего» Могилёва в пограничный Брест купец, который направлялся в Люблин, три раза платил мыто и, кроме того, разные платежи типа «мостового», «гребельного» (за проезд через гать), «брукового» (за проезд через город) и т. д. [12; 15; 29]

Важное в истории таможенной службы Беларуси событие произошло в 1696 году, когда в Речи Посполитой было принято постановление о запрете в ВКЛ писать государственные документы на белорусском языке, что привело к замене старой терминологии на польскую. Теперь мыто называлось «цло».

В Речи Посполитой в рассматриваемый период существовала следующая система пошлин.

Пошлина старая - antiguum. Точная дата введения этой пошлины не установлена. Предположительно с 1413 г. Просуществовала до 1775 г. Пошлина касалась только отечественных товаров. Ставки пошлины были в основном количественные, редко стоимостные. А с 1676 г. Только от стоимости - 2%. С 1524 г. данной пошлиной облагалось 68 видов товаров.

Пошлина новая пограничная - novum finitum. Вероятная дата введения пошлины - 1507 г. Так же, как и старая пошлина касалась только отечественных товаров. До 1676 г. Ставки пошлины от количества, после - от стоимости (2%). С 1601 г. новой пограничной пошлиной облагалось 12 видов товаров.

Пошлина новоподвышенная и сплав водный. Данная пошлина была введена в 1589 г. Товары облагались новоподвышенной пошлиной при вывозе. Ставки вначале от количества, затем от стоимости, с 1708 г. - 1%. Данной пошлиной облагалось 26 видов товаров. Половина доходов шла в королевскую казну.

Купеческая донатива. Пошлина введена в 1628 г. Данной пошлиной облагались все товары как при ввозе, так и при вывозе. Вначале ставки количественные, а с 1683 г. - стоимостные (1%).

Аукция или auction subsidiorum. Пошлина была введена в 1629 г. Данной пошлиной облагались все товары как при ввозе, так и при вывозе. Чаще всего ставки были от количества, иногда от стоимости. Эта пошлина была предметом аренды.

Пошлина Речи Посполитой новая соляная была введена в 1661 г. Пошлина распространялась только на ввозимые соль и сельдь. Данной пошлиной облагалась также и торгующая шляхта.

Квитовая пошлина для Речи Посполитой была введена предположительно в 1683 г. Ставка от квоты: три гроша. Только за предъявление таможенной квитанции, подтверждающей оплату пошлины на первой коморе. [16]

С 60-х гг. XVIII в. в Речи Посполитой начали интенсивно проводиться экономические реформы. В 1764 г. произошла ликвидация множества частных мытных камор и прикаморков, а все мыта сведены в единый таможенный налог «Цло генеральное», обязательный для шляхты и духовенства: 8% от стоимости товара для «купцов крайовых» и 12% для «купцов чужеземных». Пошлина Генеральная распространялась как на ввозимые, так и на вывозимые товары. Пошлиной облагались в основном все товары, с некоторыми мелкими изменениями, зависящими от ассортимента товаров и освобождений от уплаты пошлин. Одновременно были отменены внутренние пошлины. Такой поворот таможенной политики уничтожал главное препятствие в развитии торговли. Однако давление соседней Пруссии заставило отказаться от «Цла генерального» уже в 1766 г. Но после первого раздела Речи Посполитой 1772 г., в 1775 г. оно было восстановлено и действовало до 1795 г. В 1775 году пошлина генеральная заменила все существовавшие до того времени пошлины. 16 мая 1764 г. постановлением коронационного сейма по образцу подобной комиссии в Польской короне для улучшения руководства финансами и увеличения государственных доходов, в Гродно в 1765 г. была создана Комиссия скарбовая ВКЛ или Экономический Совет Скарба ВКЛ. В её компетенции было руководство таможенным делом и сбор таможенных пошлин. [ 12; 13; 16]

Позднее, после образования Речи Посполитой и её ослабления в связи с как внешними, так и внутренними обстоятельствами возникла необходимость реформ. Началась трансформация и таможенного дела, в том числе изменялась система пошлин: все старые пошлины заменялись единой-«Цлом генеральным», которая была обязательна для всех категорий населения и составляла 8-12%. Экономические реформы 1760-х гг. изменили организацию таможенного дела Речи Посполитой, её тарифную политику.

ГЛАВА 2. ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

2.1 Становление таможенного тарифа в XVII-XIX вв.

У восточных соседей - в Российской империи - также развивалась торговля, стояла задача контроля за ввозом и вывозом товаров. В связи с этим устанавливались определённые правила уплаты таможенных пошлин.

Ещё до разделов Речи Посполитой, в ходе которых большая часть белорусских земель отошла России, в Российской империи произошли важные события в сфере тарифного регулирования. Так, в 1653 году был принят Таможенный устав, вскоре заменённый первым российским таможенным тарифом - Новоторговым уставом 1667 г., который унифицировал торговые пошлины, ограничивал торговые права иностранцев. Привозные товары, продававшиеся на вес, оплачивались пошлиной в 4%, а прочие - в 5% с продажной цены. Все статьи устава, посвященные внешней торговле, проникнуты протекционизмом. В то время как создавались благоприятные условия для торговли внутри страны русским торговым людям.

Новоторговый устав состоял из введения, 94 статей основной части, посвящённых внутренней торговле, и из 7 статей приложения - «Устава о торговле» (для иностранцев). Во введении изложены принципы торгово-экономической политики. В Уставе провозглашались забота о пополнении государственной казны, поддержка отечественного купечества и т.д. Подробно рассматривались вопросы о сроках и порядке уплаты пошлин, их размерах и т.д. [6; 21; 25]

В царствование Петра I таможенная политика имела протекционистский характер. Петр считал необходимым возбуждать промышленность государственными средствами: он допускал беспошлинный ввоз сырых материалов из-за границы, ограничивал вывоз необходимых для производства отечественных материалов, затруднял высокими таможенными пошлинами ввоз изделий, производившихся в достаточном количестве. Вывозом изделий Петр мало интересовался: он редко освобождал товары от вывозных пошлин и никогда не устанавливал вывозных премий. Таможенные пошлины на привозные товары в первые годы царствования Петра I не были высоки; в конце же, ввиду того, что русские мануфактуры плохо работали, вследствие конкуренции иностранных изделий, Петр издал в 1724 г. тариф, которым оклады таможенных пошлин были поставлены в зависимость от отношения суммы внутреннего производства к сумме привоза. На те продукты, которых производилось в России достаточно, была назначена пошлина в 75% со стоимости. Такими, например, считались парусина, шелковые материи, железо. Пошлина в 50% была наложена на голландское полотно, бархат, тонкие байки; пошлина в 25% -- на выделанные кожи, полушелковые ткани, чулки, писчебумажный товар. Пошлины с большинства товаров имели фискальный характер и составляли не более 10% с цены. Уже с 1726 года началось уменьшение пошлин по некоторым статьям тарифа 1724 г., а в 1731 г. - издан был новый тариф, отличавшийся умеренностью ставок: товары, "которые в России работаются" и которые Петр облагал 75%, были обложены 20%, другие - 10% и менее. Тарифы 1764 и 1782 гг. имели умеренно-покровительственный характер; изданный в 1793 г., под влиянием недружелюбных чувств императрицы Екатерины II к революционному правительству Франции, был запретительным для многих товаров, особенно - предметов роскоши. [2, с.24-25; 5, с.47-51]

В 1765 г. была учреждена первая общественная организация в Российской империи - Вольно-экономическое общество. Одной из первых рекомендаций организации стало введение протекционистского тарифа для защиты не столько внутреннего рынка, сколько одних производителей перед другими. [22]

Так, в 1782 г. Екатерина II подписала новый таможенный тариф в духе свободной торговли.

Павел Первый, вошедший на престол после смерти Екатерины II, принципиально отменил тариф своей предшественницы. И будучи сторонником Наполеона, в 1797 году ввел очень высокий тариф на торговлю с Англией, в 1800 году - сделал его еще более высоким. Положение было исправлено лишь после убийства Павла Первого и воцарения Александра Первого: в 1801 году последовало значительное снижение торговых тарифов с Англией. Но ненадолго. В 1807 г. он заключил временный союз с Наполеоном и присоединился к континентальной блокаде Англии, что вызвало неодобрение многих помещиков и купцов. Поэтому император был вынужден в 1810 г. несколько отойти от ее условий, чем привел в ярость Наполеона. В 1811 г. Россия утвердила предельно запретительный таможенный тариф на французские товары. Наполеон в ответ тоже повысил пошлины, что резко увеличило поток контрабандных товаров в Россию. Лишь в 1815 году, после Венского конгресса, который подвел итоги Наполеоновским войнам, тарифы на торговлю с европейскими странами были значительно снижены.

В 1819 г. в условиях роста международного влияния России, был принят один из самых умеренных таможенных российских тарифов, снявший все запреты на импорт и экспорт товаров, но он убил русскую промышленность, еще не готовую к конкуренции с Европой. В 1822 г. утвержден уже фискально-запретительный таможенный тариф, и начался период жесткой протекционистской таможенной политики, запретивший ввоз 300 и вывоз 21 товарных позиций.

К 20-30-м годам XIX века относится и первая в России «финансовая революция», известная также как реформа Канкрина. Егор Францевич Канкрин, министр финансов Александра I и Николая I, восстановил финансовую систему страны после войны с Наполеоном, ввел протекционистский тариф, направленный на развитие собственной промышленности внутри страны.

В конце 30-х - начале 40-х гг. XIX в., в условиях начала промышленного переворота, тариф 1822 г. неоднократно пересматривался. За период с 1824 по 1841 гг. в него семь раз вносились изменения, общую направленность которых можно выразить формулой: от фискально-запретительной к фискально-протекционистской таможенной политике.

Были коррективы и с политической подоплекой. Так, 20 ноября 1831 г., после подавления польского восстания, вышел Указ, который ввел новые повышенные таможенные тарифы на товары ввозимые с польской территории. Существовала даже категория не допущенных в течение 3-х лет к ввозу товаров: вино хлебное, спирт, ликеры, карты игральные, сахар, бумага, мягкая рухлядь (меха, кроме овчины), польские серебряные монеты. Новые пошлины должны были взиматься и с польских товаров, купленных до начала мятежа 1830-1831 гг. [13]

В 1844 г. пост министра финансов занимает Ф. П. Вронченко. С этого момента набирает силу либерализация таможенного тарифа.

В 1848 г. начались работы по пересмотру таможенного тарифа. И в 1850 г. полностью переработанный тариф был подписан императором. Наступил умеренно-протекционистский этап российской таможенной политики.

После Крымской войны тарифная политика России направлена, прежде всего, на защиту собственного производителя. Очень высокими пошлинами облагались товары идентичные тем, которые производились в самой России, тарифом пониже - те, которые не могли составить реальной конкуренции произведенным в стране. Политика потерпела крах: Россия ни в чем соперничать с Европой не могла.

Таможенные тарифы 1850 г. и последующие 1857 и 1868 гг. отличались либеральным и умеренно-протекционистским характером и способствовали свободе торговли. Россия уже была прочно связана с мировым рынком.

В таможенном тарифе 1868 года были уменьшены пошлины по 152 статьям, уравнены пошлины по морской и сухопутной границам. Наименьшей пошлиной на ввоз облагалось сырье, наивысшей - готовых фабрикатов. Однако, уже с середины семидесятых Россия опять возвращается к протекционизму.

С 1876 г. в империи была введена уплата таможенной пошлины золотом, что вызвало общий рост таможенного обложения на 50%. Произошло усиление фискально-протекционистской направленности таможенной политики.

До 1890 года таможенный тариф России носил вполне автономный характер. Первый торговый договор на конвекционных началах был заключен с Францией. Основным его положением было обоюдное пользование правом благоприятствующей нации во всем, что касается ввоза, вывоза, транзита и прочее. Кроме того, обе стороны обязались не допускать в пользу фабрикатов третьего государства никаких льгот, которые не были бы распространены на произведения договаривающейся стороны. [4]

Таким образом, в XVII в. тариф выполняет не только фискальную, но и регулирующую функцию. Так, первый российский таможенный тариф 1667 г. защищал интересы русских торговых людей от конкуренции иностранных купцов и в то же время увеличивал размер поступлений в казну от сбора пошлин с иноземных купцов.

Новоторговый устав - крупнейший законодательный акт: он определил нормы внутренней и внешней торговли. Новоторговый устав 1667 г. Поддерживал национальную экономику за счёт упрощения ведения внутренней торговли и протекционистских мер по отношению к ввозимым товарам.

Таможенный тариф 1724 г., составленный при Петре I на основании данных о положении промышленности и их анализе, положил основу развития российской промышленности. Так, благодаря введению высокой ставки таможенной пошлины на железо (75%) Россия вышла на 1 место в мире по производству металла.

На протяжении XIX века Российская империя не имела единообразной тарифной политики.

С 1801 по 1822 г. тариф формировался, прежде всего, под влиянием внешнеполитических обстоятельств.

С 1822 по 1845 г. определяющим фактором при разработке тарифа был фиск.

С 1845 по 1876 г. наблюдалась либерализация таможенного тарифа, переход к умеренно-протекционистской тарифной политике.

С 1876 по 1894 г. происходит возврат к жесткому протекционизму.

Попытки либерализации тарифа часто приводили к падению национальной экономики в связи с неготовностью отечественных товаров конкурировать с иностранными. И данное обстоятельство вынуждало российское правительство вновь обращаться к протекционизму.

В рассматриваемый период ставки тарифа стали зависеть и от степени обработки материала.

До 1890 г. Российский таможенный тариф носил автономный характер.

.2 "Толковый тариф" Д. И. Менделеева

В 1890 г. в Министерство финансов поступает распоряжение императора "О необходимости генерального пересмотра таможенного тарифа, ввиду последних успехов российской промышленности и более равномерного ограждения ее отраслей". [18, с.98]

Приведение таможенного тарифа империи в упорядоченное состояние в этот период времени принято связывать с личностью Д.И. Менделеева.

Менделеев был привлечен к разработке таможенного тарифа министром финансов И.А. Вышнеградским не позднее сентября 1889 г. и, будучи наиболее ярким выразителем протекционистских воззрений, имел весьма значительное влияние в деле выработки пошлинных ставок. Доказывая историческую необходимость индустриализации в России, он указывал на таможенный тариф как на одну из мер поддержки отечественной промышленности. В острых дискуссиях Менделееву удалось отстоять главные принципы своего проекта, они и легли в основу общего таможенного тарифа Российской империи по европейской торговле.[14, с.70]

Разработанный при его участии протекционистский таможенный тариф был утвержден в 1891 г. Большая часть понижений и сохранений ставок в новом тарифе была совершена в разделе готовой продукции. Большое количество повышений размеров пошлин по разделу жизненных припасов. Этот тариф не облагал пошлинами товары, которые вообще не ввозились в Россию: хлеб, домашний скот, дрова, мел, камень для мощения улиц и др. Все остальные товары подлежало обложению пошлинами. Так, на рельсы они повысились в 4,5 раз, на чугун - в 10 раз. В целом размеры пошлин увеличились до 30% стоимости иностранного товара.

После введения тарифа 1891 г. таможенный доход Российской империи продолжил свой рост, и за десятилетие (с 1891 по 1901 гг.) увеличился со 122 до 219 млн рублей. [20]

В 1892 году Витте занял пост министра финансов, а Д. И. Менделеев опубликовал объемистый трактат «Толковый тариф, или Исследование о развитии промышленности России в связи с ее таможенным тарифом». Оба были убеждены в необходимости перевода отсталой аграрной страны на «торгово-мануфактурно-земледельческую» стадию при активном вмешательстве государства в процессы «национальной ассоциации производительных сил».

«Толковый тариф, или исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 года» - главное произведение Менделеева по этой проблематике, представляющее собой подробные комментарии к таможенному тарифу с экономическим обоснованием принятых в нем ставок обложения по отдельным видам товаров, описанием состояния основных отраслей и выяснением перспектив их развития. Широкий круг использованных источников, обширность представленного материала, тщательность его обработки и систематизации сделали «Толковый тариф» своеобразной экономической энциклопедией пореформенной России.

Обосновывая свою концепцию, ученый обращался к мировому и отечественному историческому опыту внешней торговли и таможенной политики, широко использовал собственные наблюдения и знания, полученные при изучении разных отраслей русской промышленности.

Менделеев видел сущность протекционизма не в высоте пошлин на ввозимые товары и, тем более, не в запрете ввоза, а в создании экономических условий для развития промышленности. Ученый пришел к выводу, что правильным «толковым» тарифом следует считать только такой, в котором каждый вид и род товаров обсужден в отдельности, а не в какой-либо теоретической абстракции - фритредеров или протекционистов. Первостепенное значение он придавал обоснованию принципов таможенного протекционизма. При разработке тарифа, по его мнению, следует исходить из того, что, во-первых, «таможенный тариф всегда будет делом времени, условий и обстоятельств страны, к которой прилагается»; во-вторых, «от тарифа можно ждать вполне благоприятных плодов лишь тогда, когда он установлен прочно, когда к нему есть возможность приноровиться и когда его система отличается целостностью»; в-третьих, тариф должен «ясно указывать всем и каждому его истинные цели и те начала, которые определяют размеры его таможенных окладов».

Ученый подчеркивает, что государство обязано возбуждать, содействовать и охранять промышленность и торговлю своей страны всеми возможными способами.

Менделеев так сформулировал свое экономическое кредо: «...протекционизм как проявление государственности, составляющей эволюционную форму общей жизни человечества, непременно будет жить и владеть умами людей, понимающих великое значение самобытного внутреннего экономического, а через него и всякого иного развития отдельных стран».

Новшеством исследования Менделеева становится концепция "тарифа разумного", согласно которой помимо первичного протекционизма, желающего создать самообеспечивающеюся экономику в своей стране и не допустить к себе импортных товаров, которые могут производится внутри страны, а также охранительного протекционизма, существует рациональный протекционизм, которые налагает соразмерно высокие таможенные пошлины на те товары, производство которых имеет шансы получить своё внутреннее развитие. Такой протекционизм составляет временную меру.

Менделеев считал основной задачей протекционизма не запретительные пошлины, а создание экономических условий для развития отечественной промышленности. [8; 14]

В июне 1897 г. в письме Николаю II он писал: «Когда тариф чрезмерно высок, как бывало при введение меркантильных и запретительных пошлин у нас и всюду, иностранный ввоз естественно падает, а уменьшение числа иностранных образцов лишает страну возможности правильно совершенствовать свои произведения. Тариф 1891 г. внимательно соображен в этих отношениях, рассчитан на рост как внутреннего производства, так и внешнего ввоза.» В этом же письме он называл таможенный тариф 1891 г. «знаменем самостоятельности и немечтательного прогресса России». Значение тарифа, по его мнению, несмотря на малость срока, к этому моменту уже сказалось на экономике России и способствовало развитию науки и народного образования. Он писал: «Без промышленного развития - народ мало нуждается в просвещении, ему некуда его прилагать, и расходы, для него необходимые, не выдержать стране». Менделеев полагал, что «промышленность и истинная наука друг без друга не живут, друг от друга получают силу, и этот союз родит блага, без него не веданные, обеспеченность, самобытность и спокойную уверенность в предстоящем». [23]

В 1897 г. вышла статья Менделеева «Оправдание протекционизма». В этой работе он подчеркивал, что «государство обязано возбуждать, содействовать и охранять промышленность и торговлю своей страны всеми возможными способами». [8]

На фоне изменения в европейской торговой политике, заключавшегося в предоставлении европейскими государствами друг другу прав наибольшего благоприятсвования и сложных торговых отношений между Россией и Германией, приведших к таможенной войне 1893-94 гг. идея жесткого протекционистского тарифа теряла свою актуальность. Начиная с 1892 г. Российская империя заключает торговые соглашения, регламентирующие тарифную политику с рядом европейских государств, теряя при этом тарифную автономию.

Говорить о протекционизме стало считаться дурным тоном. Россия была озадачена вопросом о вступлении в сменившую ГАТТ Всемирную торговую организацию.

В 1903 г. был издан последний в дореволюционной истории жесткопротекционный таможенный тариф, подготовленный также с участием Д. И. Менделеева. [13]

Таким образом, в конце XIX в. назревает необходимость очередного пересмотра таможенного тарифа в связи с некоторыми успехами русской промышленности.

Большую роль в составлении нового тарифа сыграл Д. И. Менделеев, который был приверженцем протекционизма. Так, в 1891 г. был принят новый протекционистский таможенный тариф. А в своём трактате «Толковый тариф, или Исследование о развитии промышленности России в связи с ее таможенным тарифом» Д. И. Менделеев подробно прокомментировал, экономически обосновал принятые в новом тарифе ставки по отдельным видам товаров, описал состояние основных отраслей промышленности и перспективы их развития.

Д. И. Менделеев вывел концепцию «тарифа разумного» - наложение соразмерно высоких пошлин на те товары, производство которых имеет шансы получить своё внутреннее развитие. Также он говорил о протекционистском таможенном тарифе как о временной мере, вызванной теми условиями и обстоятельствами, которые сложились в стране.

Таможенный тариф 1891 г. Позволил России увеличить свой таможенный доход почти в 2 раза за десятилетие.

Однако, начиная с 1892 г. в связи с изменившейся торговой политикой европейских государств и проблем, возникших в связи с применением таможенного тарифа 1891 г. (в частности, полугодовая российско-германская таможенная война), Российская империя постепенно меняет свою тарифную политику, заключая торговые соглашения. Таможенный тариф приобретает конвенционный характер.

ГЛАВА 3. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ В XX-XXI ВВ.

3.1 Таможенно-тарифная политика СССР

В первые месяцы Советской власти таможенным пошлинам отводилась весьма скромная роль. Объяснялось это тем, что НКВТ в эти годы не продавал, а распределял товары. До 1922 г. советские таможенные учреждения руководствовались дореволюционным тарифом 1903 г.

С переходом к НЭПу, с расширением внешней торговли, предоставлением права самостоятельного выхода на мировой рынок хозяйственным и государственным организациям возникла необходимость в восстановлении таможенно-тарифного дела.

В 1922 г. был издан Декрет ЦИК РСФСР „О таможенном тарифе и европейской торговле". В этом документе было определено: пошлину брать в золотой валюте, в иностранной золотой монете по довоенному паритету, в бумажных иностранных деньгах с пересчетом в долларах США по установленному курсу.

Возникла острая необходимость в налаживании таможенного механизма регулирования внешней торговли, использовании возможностей тарифной политики в интересах защиты экономических интересов государства. Таможенная политика СССР начала строиться на основе промышленного протекционизма.

Это диктовалось разрухой в стране, вызванной войнами, а также экономической блокадой империалистических государств. Но чрезмерный протекционизм задерживал развитие рынка. В основу тарифа были положены фискальные цели. Подчас на товары, которые не производили в стране и были крайне необходимы для восстановления народного хозяйства, устанавливались повышенные пошлины. Это было связано с тем, что тариф был создан наспех. В последующем были внесены дополнения, которые позволили более рационально регулировать внешнюю торговлю в тесной связи с потребностями промышленности и сельского хозяйства. Стабилизировался и таможенный доход. Значительно были повышены пошлины на предметы роскоши и понижены на все виды металлов и металлические изделия, на писчебумажные товары.

В 1922 г. учреждается первый таможенный тариф РСФСР, в марте по привозной торговле, а в октябре по отпускной. Таможенный тариф 1922 г. просуществовал до начала 1924 г. Советское государство, вводя тариф, проводило активную таможенную политику с целью увязки внутренних цен с мировыми. [13]

Беспошлинный вывоз товаров допускался в тех случаях, если их вывоз не отражался на производстве важнейших отраслей отечественной промышленности.

Устанавливались высокие пошлины на главные предметы ввоза и поощрения вывоза сырья, жизненных припасов и изделий. [1]

Протекционизм страны также преследовал и стратегические задачи предоставления режима наибольшего благоприятствования советским товарам на мировом рынке и укрепления международно-политических интересов страны.

марта 1922 г. вышел Декрет ЦИКа «О внешней торговле», где было указано, что все товары подлежат обложению таможенной пошлиной, которая устанавливается СНК и не может изменяться. Изменения возможны только при заключении торговых договоров с отдельными странами.

В отличие от других государств, СССР не добивался превращения таможенных пошлин в источники поступления финансов в бюджет. За исключением отдельных периодов, когда доля таможенных пошлин в доходах госбюджета была высокой (30-35%), общий уровень таможенных поступлений был невысок, всего 3,8-4,6 %. Невысоким он оставался и в последующие годы.

февраля 1927 г. был утвержден очередной привозной тариф. Он состоял из двух разделов: «А» - товары, разрешенные к привозу; «Б» - товары, запрещенные к привозу. Однако после того, как в стране в 1929-1930-х гг. была установлена планово-распределительная система, значение таможенных пошлин стало падать.

Во второй половине 1940-х и в 1950-е годы советское тарифное законодательство совершенствуется. Свод таможенных тарифов в послевоенный период состоял из следующих разделов: общий таможенный тариф по привозной торговле; общий таможенный тариф по вывозной торговле; привозной тариф для стран Востока; тариф для товаров афганского происхождения; дифференцированный таможенный тариф для товаров, привозимых через Мурманский порт.

Существовали и конвенционные ставки на некоторые товары, специально оговоренные в торговых соглашениях с иностранными государствами.

Новый Таможенный тариф был утвержден 28 июля 1961 года. В нем учитывались изменения, произошедшие в послевоенный период в практике мировой торговли, а также новые взаимоотношения между странами-участниками СЭВ, напряженные отношения между «социалистическим и капиталистическим лагерями». В этой связи минимальные ставки пошлин применялись к товарам, происходящим или ввозимым из стран, которые применяют к советским товарам, ввозимым в эти страны, режим, наиболее благоприятствующий нации в отношении таможенного обложения, а максимальные ставки пошлин - к товарам, происходящим или ввозимым из стран, которые этого режима к советским товарам не применяют. Вывозной же тариф вообще отсутствовал.

Исходя из ставок пошлин, предусмотренных тарифом, и с учетом уровня розничных цен на соответствующие товары в СССР, предоставлялось право устанавливать ставки таможенных пошлин на предметы, поступающие в международных почтовых отправлениях, а также на предметы, поступающие в багаже и ручной клади, когда эти предметы подлежат обложению пошлиной. Таможенным тарифом предусматривались ставки таможенных пошлин по привозной торговле. Беспошлинный ввоз распространялся на 26 из 36 наименований химических продуктов, удобрений, каучука. На основе Постановления Правительства СССР 1961 г., согласно списку товаров, запрещенных к ввозу и вывозу из СССР, запрещались к ввозу: оружие всякого рода образцов и боеприпасы к нему; наркотики; вредные для СССР в политическом и экономическом отношении произведения печати, и др. Отдельные предметы, представляющие культурную ценность, могли быть вывезены по особым разрешениям Министерства культуры СССР с уплатой таможенной пошлины в размере 100% с оценки, указанной в разрешении на вывоз.

Позднее, Постановлением Правительства СССР № 394 от 27 апреля 1981 г. от таможенной пошлины освобождались товары, ввозимые и происходящие из развивающихся стран; товары иностранного происхождения, пропускаемые транзитом через территорию СССР; ввозимое в СССР имущество советских учреждений за границей, которое не может быть использовано ими за рубежом и др.

В 1989 подписано постановления Совмина СССР «О списке товаров, запрещенных к ввозу в СССР, вывозу из СССР и транзиту через территорию СССР».

Вместе с тем советская таможенная практика показала, что таможенный тариф еще не являлся инструментом таможенного регулирования ВЭД. Понятие «таможенная пошлина» подменялось термином «таможенные доходы». Импортер перечислял в бюджет не пошлину, а разницу стоимости товара на внешнем и внутреннем рынках. Поэтому ежедневная практика таможенного дела постоянно требовала пересмотра многих положений с учетом изменений, происходящих в экономике и внешнеэкономических связях.

В 1991 г. был принят Закон СССР О таможенном тарифе.

Таким образом, наряду с образованием рынка и нового внешнеторгового хозяйства складывался и механизм его таможенного регулирования. Период становления не обошелся без издержек. Новая экономическая политика, новые подходы к внешней торговле оказали влияние на таможенно-тарифную политику и ее проявление в Советском государстве. В СССР таможенная политика перестала воздействовать на развитие торговли с отдельными странами, так как таможенные пошлины на импортируемые товары стали покрываться из госбюджета и не оказывали существенного влияния на внутреннее ценообразование и экономическую эффективность внешнеторговых сделок.

Таможенная политика СССР в первые годы была направлена на защиту экономических интересов страны, решение задач регулирования внешнеэкономической деятельности и фиск. Для таможенной политики страны в этот период были характерны тесная связь с государственными планами восстановления народного хозяйства и их реализация в условиях монополии внешней торговли, что наложило определенный отпечаток на ее взаимосвязь с другими государственными структурами.

Таможенная политика в период нэпа была направлена на осуществление функций регулирования внешней торговли и успешно справлялась с задачами защиты национальной экономики.

На формирование таможенной политики СССР оказали влияние внутренняя и внешняя политика Советского государства. Это было закреплено в законодательных и нормативных актах: Таможенном кодексе 1929 г. и Таможенном тарифе 1930 г. и многочисленных дополнениях, которыми регулировалась таможенная служба в 30-е и 40-е годы.

После второй мировой войны таможенная политика была направлена на укреплением и развитие внешнеторговых связей со странами народной демократии. Это диктовалось внутренней потребностью стран социалистического содружества и необходимостью дальнейшего укрепления оборонной мощи этих стран.

К середине 50-х годов сложились основные направления внешней торговли СССР, наметились вехи международного разделения труда в рамках стран - членов Совета экономического взаимодействия и Варшавского договора, что нашло отражение в таможенном законодательстве 60-х - 70-х гг. XX в.

С конца 1980-х гг. разрешительный порядок ввоза и вывоза товаров постепенно терял ту роль, которую он играл в условиях централизованной экономики Советского Союза, когда основой пропуска через таможенную границу тех или иных товаров были разрешения на ввоз и вывоз, выдаваемые МВТ СССР или его учреждениями за границей, а роль таможенных пошлин была незначительной.

3.2 Таможенный тариф Республики Беларусь и Единый таможенный тариф Таможенного союза

В 1992 г. с учетом позитивного опыта Таможенного кодекса ЕС началась разработка первого белорусского Таможенного кодекса и Закона О таможенном тарифе. Это были чрезвычайно необходимые правовые акты, так как до их появления ввоз и вывоз товаров регулировался лишь Законом от 10 января 1992 г. «О налоге на экспорт и импорт».

Таможенное законодательство Беларуси сразу начало развиваться в русле гармонизации и унификации с международными нормами и стандартами при непосредственном участии самой республики в международном сотрудничестве в этой области, ставшей в 1993 г. членом Совета Таможенного Сотрудничества.

Закон Республики Беларусь О таможенном тарифе вступил в силу 3 февраля 1993 г. Изменения и дополнения были внесены в закон в 1997, 2000, 2003, 2004, 2006, 2007 и 2008 гг.

В соответствии со статьей 2 данного закона, таможенный тариф Республики Беларусь - свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Беларусь, систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь.

Статьей 341 определены товары, освобождаемые от обложения таможенной пошлиной при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь. К таковым относится, например, оборудование и приборы для научных целей. [26]

Основными целями таможенного тарифа являются:

рационализация товарной структуры ввоза товаров в Республике Беларусь;

поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Республики Беларусь;

создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Республике Беларусь;

защита экономики Республики Беларусь от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

обеспечение условий для эффективной интеграции Республики Беларусь в мировую экономику.

Белорусским законом о таможенном тарифе предусмотрено применение трех видов экспортных пошлин: адвалорных, специфических и комбинированных. Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Совмин РБ может устанавли-вать сезонные пошлины. Срок их действия не может превышать шести месяцев в году.

В целях защиты экономических интересов, к ввозимым товарам могут временно применятся особые виды таможенных пошлин:

специальные пошлины на ввозимые товары в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров, или как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы Республики Беларусь, со стороны других государств или их союзов;

антидемпинговые пошлины на ввозимые товары по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране ввоза, если такой ввоз наносит, или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров, либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Республике Беларусь;

компенсационные пошлины на ввозимые товары, при производстве или ввозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров.

Практика применения экспортных пошлин Беларуси имеет свою специфику. Ими облагаются сравнительно небольшое количество экспортных товаров, включая некоторые виды топлива, минерального сырья, черных и цветных металлов, химикаты, кожевенное сырье, авиатехника, отдельные виды вооружения и продовольствия.

Система импортных пошлин включает три уровня: сырье, материалы и комплектующие изделия, полуфабрикаты и готовые изделия. Импортными пошлинами облагается почти весь поток продуктов питания в Беларусь, ставки которых достаточно высоки, особенно по продуктам высокой степени переработки (до 20%), а также товарам массового потребления (одежда, меховые и кожаные изделия до 30%). По промышленному сырью, машинам и оборудованию пошлины равны 5-10%. Размер ставок имеет определенную дифференциацию в зависимости от социальной значимости товаров, степени их переработки или видов технологического оборудования. Самые низкие импортные пошлины приходятся на сырье - 0,5% их таможенной стоимости, на полуфабрикаты - от 5 до 10% и на готовую продукцию установлены максимальные ставки в 30%. Отдельные виды импортных товаров полностью освобождаются от таможенного обложения - лекарственные препараты, медицинское оборудование и мебель, детское питание и машины для инвалидов. [31]

С 1996 г. режим внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь формируется под воздействием Таможенного союза пяти стран - Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана и созданного на его основе в 2000 г. ЕврАзЭС.

Одной из основных его задач является проведение согласованной внешнеторговой и таможенной политики, в том числе ведение единой таможенно-тарифной политики, что стало возможным уже в феврале 2000 г., когда было подписано Соглашение об Общем таможенном тарифе государств-членов ЕврАзЭС. Важнейшей частью Соглашения стал Базовый перечень, основанный на согласованных ставках таможенных пошлин Беларуси, Казахстана и России. Общий объём унифицированных ставок ввозных таможенных пошлин составил 60% Товарной номенклатуры ВЭД СНГ. [17]

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация в соответствии с Договором от 6 октября 2007 года формируют таможенный союз.

Формирование таможенного союза предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

В 2008 г. подписаны соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании, о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран, о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам; составлен Базовый перечень Единого таможенного тарифа, подписано положение об условиях изменения ставок ввозных таможенных пошлин, включенных в Базовый перечень Единого таможенного тарифа (в период формирования Единого таможенного тарифа). таможенный тариф пошлина регулирование

В 2009 г. изданы решения Межгоссовета ЕврАзЭС: №9 «Об этапах и сроках формирования единой таможенной территории таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» и №10 «О формировании Единого таможенного тарифа таможенного союза и присоединении таможенного союза к Всемирной торговой организации».

С вступлением Беларуси в Таможенный союз уровень тарифной защиты значительно вырос. Среднеарифметическая эффективная тарифная ставка в адвалорном эквиваленте по всем товарам возросла более чем в 1,5 раза, средневзвешенная эффективная тарифная ставка в АВЭ - почти в 3 раза. [30]

В 2009 году Высший орган таможенного союза, Комиссия таможенного союза и правительства Сторон проводят комплекс мероприятий по завершению формирования договорно-правовой базы таможенного союза, включая Единый таможенный тариф, который вступил в силу в ноябре 2009 г. Данная редакция утратила силу в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 г. № 850. Этим решением Комиссия ТС утвердила новую редакцию Единого таможенного тарифа, вступившую в силу с 1 января 2012 г. [24]

После принятия единого таможенного тарифа количество специфических и комбинированных тарифов увеличилось примерно на треть (за счет уменьшения количества адвалорных тарифов), что обычно рассматривается как шаг на пути к большей защите от более дешевого импорта, поскольку в случае специфических тарифов существует тенденция к переключению с недорого импорта на более дорогой импорт. Данный факт также говорит о том, что, в целом, администрирование усложняется и удорожается, становится менее прозрачным. [19]редневзвешенная ставка импортных пошлин в Таможенном союзе снизилась с 9,64% в 2011 году до 9,5% в 2012 году. В прогнозе социально-экономического развития России на 2012-2014 годы говорится о дальнейшем снижении ставок: до 9,15% в 2014 году. [27]

Экспортный тариф распространяет своё действие в первую очередь на энергоресурсы, а также кожевенное сырьё, некоторые виды древесины ценных пород и изделия из них. [17]

ЕТТ ТС имеет структуру, аналогичную структуре Таможенного тарифа Республики Беларусь.

Тариф Республики Беларуси, как и Единый таможенный тариф являют собой образцы договорного, или конвенционного, тарифа. [10, с.15]

Особое значение имеет фискальная функция, поскольку таможенные пошлины в Беларуси, как и в Таможенном союзе в целом, составляют одну из важнейших статей доходной части бюджета.

Фискальная функция таможенного тарифа является наиболее актуальной для Беларуси, и если в развитых странах доходы от таможенных платежей составляют небольшую долю поступлений в государственный бюджет (например, в США - не более 1,5%), то в белорусском бюджете - до 40-45% его доходной части. В соответствии с требованиями развития мирового хозяйства и ВТО назрела необходимость снижения средней ставки таможенного тарифа, поэтому необходимы поиски новых подходов к исследованию таможенно-тарифных отношений, переориентации таможенного тарифа с выполнения фискальной функции на регулирующую, а в определенной степени и протекционистскую, поскольку она играет роль защиты национального производителя.

Таможенный тариф тесно связан товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, так как именно на основе ТН ВЭД составляется таможенный тариф. Этим обусловлена необходимость цифровых кодов ТН ВЭД. Основополагающей характеристикой ТН ВЭД является "строгое соблюдение правила однозначного отнесения товаров к классификационным группировкам". То есть таможенный тариф устанавливает соотношение между товарной номенклатурой и ставками таможенной пошлины.

Таким образом, в связи с обретением Беларусью независимости происходит выработка таможенного тарифа Республики Беларусь.

В становлении современного таможенно-тарифного регулирования ВЭД Республики Беларусь можно выделить несколько этапов.

С 1991 г. до мая 1994 г. в республике проходила выработка самостоятельной политики в области ВЭД.

С мая 1994 г. начался второй этап, когда в республике стали действовать ставки экспортных и импортных таможенных пошлин.

Третий этап связан с усилением сотрудничества Республики Беларусь с Российской Федерацией, образованием Союзного государства и началом унификации таможенных пошлин по отношению к третьим странам.

Следующий этап - подписание соглашения об общем таможенном тарифе государств-членов ЕврАзЭС 2000 г., составление Базового перечня ЕТТ ТС в 2008 и, наконец, вступление в силу Единого таможенного тарифа ТС с 1 января 2010 г. И его новая редакция, действующая с 1 января 2012 г.

Таможенная политика Беларуси прошла пятнадцатилетний путь становления и развития и на сегодняшний день является достаточно гармоничной политикой, проводимой на основе принципов здорового протекционизма и фритрейда.

Можно сказать, что современная таможенная политика Беларуси строится с учетом ее намерения вступить во Всемирную торговую организацию и стать полноправным участником мирового товарооборота. Беларусь ведет переговоры по присоединению к ВТО. Однако для присоединения к системе ГАТТ/ВТО необходимо привести внутреннее законодательство Беларуси в соответствие с мировыми стандартами.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, первые сведения о применении тарифных мер внешней торговли на территории белорусских земель уходят во времена формирования первых государственных образований. В то время сбор пошлин не был систематизирован. Это было сделано только после образования ВКЛ, о чём говорят изданные первые тарифы - «уставы мытные», которые имели исключительно фискальную функцию.

В дальнейшем таможенный тариф стал защищать интересы отечественной экономики, выполняя и регулятивную функцию. В Российской империи Новоторговый устав, принятый в 1667 г., оценен историками как первый русский таможенный тариф. А с 1724 г. он стал систематически пересматриваемым инструментом регулирования внешней торговли. С 1724 г. по середину XIX в. было произведено 15 полных пересмотров тарифа и 45 частичных. За каждым из них стояла та или иная политика правителей, соответствующие экономические воззрения государственных деятелей.

На протяжении XIX века Российская империя не имела единообразной тарифной политики. Постоянная смена протекционизма более либеральными тарифами было следствием то внешнеполитических обстоятельств, то последствиями опустошительных войн, то некоторым улучшением состояния русской промышленности.

В советский период 20-х годов ХХ в. таможенные тарифы отражали стремление использовать пошлины как источник дохода, а не как метод защиты отечественной промышленности. Но уже в1922 г. было признано необходимым выработать новые тарифы, преследующие более широкие экономические цели. В течение XX в. таможенный тариф претерпевал ряд изменений, в определенной степени совершенствовался и в настоящее время стал одним из основных документов, активно используемых всеми субъектами таможенных правоотношений.

На сегодняшний день Республика Беларусь проводит свою таможенно-тарифную политику в рамках интеграционного объединения с Республикой Казахстан и Российской Федерацией, преследуя цель скорейшего вступления во Всемирную торговую организацию, а значит, постепенно снижая ставки таможенных пошлин и унифицируя их со странами - членами Таможенного союза.

Дальнейшее совершенствование таможенного тарифа требует от государственных структур взвешенного подхода к определению уровня пошлин, учитывающего всю совокупность возможных последствий.

Таким образом, история таможенного тарифа - это история государственного управления внешнеэкономической деятельностью.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Блинов, Н.М. Таможенная политика России X-XX вв./ Н. М. Блинов - М.: Русина, 1997. - 272 с.

.Габричидзе, Б.Н. Российское таможенное право: учеб. пособие/ Б.Н. Габричидзе. - Москва: Норма-Инфра, 2001. - 448 с.

.Иванов, В.А. Очерки по истории таможенного дела и внешней торговли Беларуси X-XX вв. / В. А. Иванов. - Витебск: Беларусь, 2003. - 275 с.

.Кисловский, Ю.Г. История таможенного дела России / Ю. Г. Кисловский. - М: РУСИНА-ПРЕСС, 2004. - 592 с.

.Лодыженский, К.Н. История русского таможенного тарифа / К. Н. Лодыженский. - М.: Социум, 2005. - 400 с.

.Марков, Л. Н. Очерки по истории таможенной службы/Л. Н. Марков. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1987. -160 с.

.Менделеев, Д. И. К познанию России / Д. И. Менделеев. - М.: Айрис-пресс, 2002. - 573 с.

.Менделеев, Д. И. Толковый тариф, или Исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 года/ Д. И. Менделеев. - Спб: Тип. В. Демакова, 1892.

.Носков И.Ю. Отдельные вопросы налогообложения экспортно-импортных операций // Финансовые и бухгалтерские консультации. - 1997. - №11. - с. 15- 25.

.Основы таможенного дела: Учебник / В. А. Гошин, А. Н. Сиротский, Н. А. Дубинский и др.; под ред. А. Н. Сиротского, В. А. Гошина. - Мн.: БГУ, 2003. -475 с.

.Острога, В. А. Таможенная историческая энциклопедия / В. А. Острога // Таможня и ВЭД. - 2005. - № 2. - с. 41-42.

.Острога, В. А. Таможенное дело в Великом княжестве Литовском (2-я половина XIII XVI вв.) / В. А. Острога // Таможня и ВЭД. - 2004. - №2. - с. 40-42.

.Острога, В.А. История таможенного дела и таможенного права Беларуси: учеб. пособие / В.А. Острога. - Минск: ООО «БИП-С Плюс», 2005. - 193 с.

.Савченко, М.М. Инвентаризация крестьянских повинностей при Николае I (1825-1855): планы и реальность / М. М. Савченко // Экономическая история. Обозрение. - 2005. - №10

.Саяпин, В. Ю. Пять веков Гродненской таможенной службы / В. Ю. Саяпин.- Гродно: Гродненская типография, 2003. - 400 с.

.Саяпин, В. Ю. Таможенная служба. Мыто и мытники / В. Ю. Саяпин. - Гродно: Гродненская типография, 2005. - 616 с.

.Соболев, М.Н. Таможенная политика России во второй половине XIX века / М. Н. Соболев. - Сибирское т-во печатного дела, 1911. - 850 с.

.Цеханович, Т. Ф. Анализ уровня тарифной защиты Беларуси до и после вступления в Таможенный союз с Республикой Казахстан и Российской Федерацией / Т. Ф. Цеханович // Экспертиза. - 2012. - №1. - с. 39-42.

.Шванебах, П. Х. Наше податное дело / П. Х. Шванебах. - Спб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1903. - 203 с.

.Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс] - М.: Советская энциклопедия, 1978. - Режим доступа: #"justify">.Большой энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И. А. Ефрона [Электронный ресурс] - М.: Русское слово, 1996. - Режим доступа: #"justify">.Два письма Николаю II Д. И. Менделеева [Электронный ресурс] / Электронная библиотека.- Режим доступа: #"justify">.Договорно-правовая база ТС [Электронный ресурс] / Официальный сайт Комиссии Таможенного союза. - Режим доступа: #"justify">.Новоторговый устав. [Электронный ресурс] / Большой юридический словарь. - Режим доступа: #"justify">.О таможенном тарифе: Закон Респ. Беларусь, 3 февр., 1993 г., № 2151-XІІ: в ред. Закона Респ. Беларусь от 13.11.2008 г. // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">.Прогноз социально-экономического развития РФ на 2011-2013 [Электронный ресурс] / Министерство экономического развития РФ. - Режим доступа: #"justify">.Статут Великого княжества Литовского 1529 г. // Электронная библиотека [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">.Статут Великого княжества Литовского 1588 г. // Электронная библиотека БГУ - [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">.Таможенный союз: практика, проблемы и пути их решений [Электронный ресурс] / Казахстанский информационный портал. − Режим доступа: #"justify">.Таможенный тариф Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Сайт по таможенному законодательству и ВЭД.- Режим доступа: http://tamagent.biz/INFO/Tarif-2008/TamTarif_2008_index.htm. - Дата доступа: 04.04.2012.

Похожие работы на - Система мер тарифного регулирования внешнеторговой деятельности Республики Беларусь

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!