Общие тенденции развития международных перевозок в условиях глобализации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Транспорт, грузоперевозки
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    574,22 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Общие тенденции развития международных перевозок в условиях глобализации

Оглавление

Введение

. Общие тенденции развития международных перевозок в условиях глобализации

. Влияние процессов глобализации на отдельные виды транспорта

.1 Наземный транспорт

.2 Воздушный транспорт

.3 Трубопроводный транспорт

.4 Водный транспорт

Заключение

Список использованных источников

 


Введение


В современных условиях развития международных экономических отношений, транспортная система оказывает влияния на все сферы деятельности современного общества. Страны осознают необходимость взаимодействия друг с другом через различные формы международных отношений. Продолжающийся процесс глобализации требует развития и совершенствования процесса международных перевозок, для беспрепятственного сотрудничества стран с различных континентов.

Цель работы заключается в том, чтобы проследить основные тенденции влияния процессов глобализации на процесс международных перевозок.

Основные задачи:

.        Проанализировать основные тенденции изменения перевозочного процесса под влиянием процесса глобализации.

.        Сделать выводы о значении процесса глобализации для Российской транспортной системы.

.        Рассмотреть основные тенденции развития отдельных видов транспорта в условиях глобализации мировой экономики.

.        Сделать выводы по проделанной работе.

1. Общие тенденции развития международных перевозок в условиях глобализации


На сегодняшний день, складываются тенденции усиления развития связей между различными странами. Интернационализация и глобализация мировой экономики проявляются в различных формах. В отдельную форму выделяют торговлю товарами и услугами. Именно глобализация международной торговли и транснационализация различных корпораций предполагают постоянное, беспрепятственное и оперативное перемещение товаров и услуг между границами стран. Таким образом, развитие международного сообщения становится необходимым условием для осуществления международного обмена. Глобализация на транспорте характеризуется следующими процессами:

·        Практическое воплощение интернационализации транспортной инфраструктуры;

·        Интеграция средств транспорта;

·        Универсализация технологии и способов обмена, происходящих в результате формирования единой транспортной методологии и документации. транспорт глобализация экономика интернационализация

К движущим силам глобализации международных перевозок относят:

·        Общие тенденции к экономическому росту, сложившиеся в последние годы;

·        Перспективы развития мировых рынков;

·        Процессы регионализации и глобализации конкуренции;

·        Экспансия технологий;

·        Дерегулирование транспорта и др.

Глобализация мировой транспортной системы имеет ряд особенностей:

.        Быстрое увеличение объемов международных перевозок.

.        Высокий уровень концентрации транспортной деятельности на отдельных направлениях.

.        Формирование национальных, международных и трансконтинентальных транспортных коридоров на основных направлениях грузопотоков между странами и континентами.

.        Контейнеризация перевозок и широкомасштабное развитие территориального хозяйства.

.        Отделение транспортно-экспедиционной деятельности от перевозочной; развитие рынка провайдеров логистических услуг.

.        Применение логистических методов организации и управления транспортных потоков.

.        Развитие мультимодальных и интермодальных перевозок груза.

На сегодняшний день основными экспортерами и одновременно импортерами транспортных услуг являются страны ЕС и США (рис.1). Что обусловлено большими объемами экспорта и импорта товарами между странами.

Рисунок 1 - Основные потребители и производители транспортных услуг.

В течение последних лет возрастали объемы, как экспорта, так и импорта (рис.2), что также обусловлено усилением интеграции между странами. Транспорт выполняет важнейшую роль в процессе обмена товарами и услугами между различными странами. Развитие промышленности, международного разделения труда, тенденции к экономическому росту ведут к развитию транспортно-логистических технологий, а также к расширению рынка международных перевозок. Так, в 2005 году, объем мирового экспорта составлял 900 миллионов долларов, то уже к 2013 году, мировой экспорт составил 1,143 миллиард долларов. В случае с импортом, объем международных перевозок в период с 2005 года по 2013 увеличился почти на 500 миллионов долларов и составил 1,171 миллиард. Интересно отметить, что в период кризиса 2008 года, наблюдается тенденция спада, как экспорта, так и импорта транспортных услуг.

Рисунок 2 - Объем мирового экспорта и импорта 2005-2013 гг. (млн.долл.).

Основными мировыми поставщиками транспортных услуг являются страны ЕС и Северной Америки (рис.3). В Азии основными импортерами и экспортерами, на сегодняшний день являются Сингапур, Корея, Китай, Япония (рис. 4).

Рисунок 3 - Объем экспорта и импорта в 2013 году стран ЕС и Северной Америки (млн. долл.).

Рисунок 4 - Объем экспорта и импорта стран Азии за 2013 год (млн.долл.).

Среди стран СНГ, Российская Федерация занимает лидирующие позиции по объему предоставления и потребления транспортных услуг, что обусловлено более высокими темпами экономического роста, в сравнении с другими странами СНГ, а также наличием более развитой промышленности и инфраструктуры.

Рисунок 5 - Объем экспорта/ импорта в 2013 году (млн.долл.).

Развитие транспортной системы определяется размерами и структурой перевозок грузов и пассажиров (рис.6). Основные транспортные грузо- и пассажиропотоки подразделяют на межконтинентальные и внутриконтинентальные. При этом межконтинентальные перевозки массовых (наливных, газообразных, насыпных) грузов осуществляют почти исключительно морским транспортом. Примерами их могут служить охарактеризованные выше транспортные "мосты", связанные с перевозками нефти, сжиженного природного газа, угля, железных руд, бокситов и др. На морской транспорт приходится также основная часть межконтинентальных перевозок генеральных (штучных) грузов, например автомобилей, машин. Во внутриконтинентальных перевозках и грузов, и пассажиров главную роль играют автомобильный и железнодорожный транспорт, а в перевозках нефти и природного газа - трубопроводный.

Рисунок 6 - Структура мирового грузо- пассажирооборота.

Перспективы развития мирового транспорта в начале XXI в. зависят прежде всего от темпов роста мировой экономики и мировой торговли, а также от геополитической ситуации в мире и его регионах. Согласно некоторым прогнозам, в 2000-2015 гг. можно ожидать относительно умеренного роста перевозок.

Мировая транспортная система не является внутренне однородной. Даже при самом генерализованном подходе ее можно подразделить на две подсистемы - экономически развитых и развивающихся стран, различающиеся очень сильно.

Транспортная подсистема экономически развитых стран отличается особенно большими размерами. На нее приходится около 80 % общей длины транспортной сети, более 70 % мирового грузооборота по массе и примерно 80 % по стоимости, а доля ее в мировом пассажирообороте еще больше. В экономически развитых странах сосредоточено более 4/5 мирового парка автомобилей, в них находятся почти 2/3 всех портов мира, выполняющих 3/4 мирового грузооборота. В структуре грузооборота этих стран на автомобильный транспорт падает 40 %, на железнодорожный - 25, а на остальные виды транспорта - 35 %.

Для этой подсистемы характерны также: большая густота транспортной сети, в первую очередь характеризующая обеспеченность ею, высокий технический уровень транспортной сети и транспортных средств, широкое распространение смешанных перевозок с участием разных видов транспорта. В последнее время на первый план все более выходят требования к качеству транспортного обслуживания, к повышению эффективности, регулярности, ритмичности пассажирских и грузовых перевозок, к увеличению их скорости, комфортности, к обеспечению безопасности. Все большую часть пассажирских и грузовых перевозок в этих странах осуществляют по принципу "точно в срок", что отражает возросшие требования клиентуры.

Транспортная подсистема развивающихся стран имеет во многом другие параметры и качественные характеристики. Она располагает немногим более 20 % общей мировой длины транспортной сети, обеспечивает (по стоимости) 20 % мирового грузооборота. В этих странах сосредоточено 10 % мирового парка легковых и 20 % грузовых автомобилей и автобусов. Густота транспортной сети в большинстве стран невелика, а технический уровень транспорта (например, паровая тяга и узкая колея на железных дорогах) более низкий. Подвижность населения в этих странах также во много раз меньше, чем в развитых.

Наряду с таким подразделением мировой транспортной системы, в ней принято выделять и несколько региональных транспортных систем, каждая из которых имеет свои особенности. Эти особенности отражают уровень развития производительных сил, отраслевую и территориальную структуру хозяйства, плотность и характер размещения населения, уровень географического разделения труда и степень сформированности экономических районов, участие стран в международных экономических связях, а также особенности исторического развития, природных условий и транспортной политики отдельных государств региона.

Наиболее высокого уровня достигла региональная транспортная система Северной Америки. На нее приходится около 1/3 общей длины всех мировых путей сообщения, а по протяженности автомобильных дорог, газопроводов эта доля еще больше. Северная Америка занимает первое место и по грузообороту большинства видов транспорта. В структуре ее внутреннего грузооборота 26 % приходится на автомобильный транспорт, 28 - на железнодорожный, 18 - на водный (речной и каботажный морской) и 28 % - на трубопроводный. Но особенно показательна структура внутреннего пассажирооборота, который на 81 % обеспечивается легковым автотранспортом, на 16 - воздушным и только на 2 - автобусным и на 1 % - железнодорожным. Хотя при этом очень большие размеры территории и США и Канады приводят к тому, что густота транспортной сети в них сравнительно невелика. Например, для железных дорог она составляет в США - 30, а в Канаде 5 км на 1000 км2 территории.

Региональная транспортная система зарубежной Европы по многим показателям, прежде всего по дальности перевозок, уступает системе Северной Америки, но зато намного превосходит ее по густоте сети и частоте движения. Как и в Северной Америке, здесь достигнут высокий уровень автомобилизации, большое развитие получили трубопроводный транспорт, воздушные перевозки, тогда как роль железнодорожного и внутреннего водного транспорта уменьшилась. Во внутреннем грузообороте Западной Европы на долю автомобильного транспорта приходится 67 %, железнодорожного - 19, водного - 8 и трубопроводного - 6 %. В пассажирообороте также заметно преобладает легковой автомобильный транспорт (54 %), за которым следуют железнодорожный (21), автобусный (17) и воздушный (8 %). А вот по густоте транспортной сети Западная Европа занимает первое место в мире: в Германии, во Франции, в Великобритании, странах Бенилюкса, Швеции, Дании она колеблется от 50 до 100 км на 1000 км2 территории.

Транспортные различия в зарубежной Азии настолько велики, что в ее пределах правильнее было бы выделить несколько региональных транспортных систем: например, высокоразвитую систему Японии, систему Китая, систему Индии и Пакистана, систему стран Юго-Западной Азии. То же относится и к Африке, где немалые различия существуют между Северной Африкой и Африкой к югу от Сахары, к Латинской Америке. В Австралии сложилась своя региональная транспортная система. Однако густота транспортной сети во всех этих региональных системах значительно меньше, чем в Европе и Северной Америке. Лишь в некоторых странах она находится в пределах от 1 до 5 км, а в большинстве не достигает и 1 км на 1000 км2 территории.

В 2013году, "мировая общественность" признала ошибочность называть транспортное экспедирование "логистическим операторством". Логистика транспорта как неотъемлемая составная часть логистики товародвижения ориентирована на планирование, организацию и управление товароматериальными и сопутствующими потоками и является практическим инструментом бизнеса комплексного координирующего порядка, который ориентирует всех участников транспортно-распределительного процесса на увязку во времени и в пространстве всех материальных и сопутствующих потоков, последовательно проходящих через стадии хранения, транспортировки, перевалки, складирования, грузопереработки и доставки готовой продукции непосредственным потребителям.

В условиях рыночной конкуренции и глобализации мировой экономики в качестве приоритетной сформировалась концепция интегрированной логистики, основанная на консолидации участников системы грузо- и товародвижения для обеспечения непрерывности и бесперебойности движения товаров, снижения совокупных издержек во всей логистической цепи от производителя к потребителю при удовлетворении запросов клиентуры в качестве товаров и услуг и максимизации общего синергетического эффекта.

Глобализация мировой экономики и расширение международного сотрудничества, развитие транспортных сообщений, системы информационного и коммуникационного обеспечения способствовали формированию крупных транснациональных корпораций, при этом важнейшим фактором экономического роста становится интеграция, осуществляемая как на отраслевом и региональном, так и на межотраслевом, межрегиональном и международном уровнях.

Глобализация и интеграция способствуют развитию новых технологий, используемых для доставки грузов. Примером может служить новая технология отправления и доставки грузов - "парцеллизация" и "депарцеллизация". К парцелльным операциям относятся перевозки товарных и нетоварных грузов мелкими партиями, но с их консолидацией отправок специализированными фирмами в контейнеры, как в стандартные, так и в авиационные, с централизованной транспортировкой наиболее эффективными средствами транспорта с точки зрения оптимизации сроков перевозок и деконсолидации грузов при доставке получателям. Технологии перевозок таких грузов стали базироваться на использовании новейших технических устройств, таких как автоматические сортировочные машины, системы электронного обмена информацией и т.д. Конкуренция заставляет транспортные компании непрерывно совершенствовать технологические процессы. Не прекращается процесс конструирования и внедрения в практику специализированных контейнеров для доставки скоропортящихся и химических товаров, массовых, насыпных и жидких грузов.

Для российской транспортной системы глобализация рынка транспортных услуг будет означать:

либерализацию всех сфер транспортной деятельности, отказ от дискриминационного регулирования, рост конкуренции (исключая ее недоброкачественные виды), в конечном счете, приводящие к снижению величины транспортных издержек в цене товаров мировой торговли и, следовательно, снижающие ограничения на развитие экономических связей;

унификацию и универсализацию транспортных средств, технологий, технических требований, что будет означать приведение условий функционирования национального транспортного рынка в соответствие с общемировой практикой;

рост транспарентности российского рынка транспортных услуг и в первую очередь повышение степени информационной открытости (включая финансовую информацию).

 


2. Влияние процессов глобализации на отдельные виды транспорта

 

2.1 Наземный транспорт


Железнодорожный транспорт. Железные дороги являются наиболее рентабельным видом транспорта для перевозок вагонных партий грузов навалом - каменного угля, руды, песка, сельскохозяйственной и лесной продукции - на дальние расстояния. Недавно железные дороги начали увеличивать число услуг с учетом специфики клиентов. Было создано новое оборудование для более эффективной грузообработки отдельных категорий товаров, платформы для перевозки автомобильных прицепов (рельсовый контейнер), стали предоставляться услуги в пути, такие как переадресование уже отгруженных товаров в другой пункт назначения прямо на маршруте и обработка товаров в ходе перевозки.

Развитие железнодорожного транспорта, в ходе процесса глобализации, характеризуется строительством траснсконтинентальных и межконтинентальных железнодорожных магистралей, а также появление скоростных магистралей. Высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ) - выделенная (специлизированная) вновь построенная высокоскоростная железнодорожная линия, на которой по всей ее длине или на отдельных участках обращаются пассажирские поезда со скоростями свыше 200 км/ч. По этому показателю Китай обладает наибольшей в мире сетью скоростных и высокоскоростных железных дорог, превышающей таковые в Японии и Европе вместе взятые. По состоянию на декабрь 2013 г. общая протяженность таких дорог в КНР составила более 14400 км, включая участки (длиной 7268 км) с максимальной скоростью движения поездов 350 км/ч (рис. 7).

Рисунок 7 - Схема высокоскоростных железных дорог Китая.

Высокоскоростное железнодорожное сообщение России началось в 2009 году и имеет предысторию в виде ограниченно организованного в СССР скоростного сообщения. Первоначально высокоскоростное железнодорожное сообщение было запущено с использованием реконструированных имевшихся железнодорожных путей, а затем было начато создание национальной системы высокоскоростного движения (НСВД) на базе вновь сооружаемых высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСЖМ).

Рисунок 8 - Высокоскоростные железные дороги Москва - Адлер и Москва - Казань.

Автомобильный транспорт. Общая длина дорожной сети мира превысила 23 млн км, при этом почти треть ее сосредоточена в Сев. Америке и четверть - в Зап. Европе.

В настоящее время большую роль в перевозках грузов и пассажиров играют трансконтинентальные магистрали. Наиболее известны шоссейные дороги, протянувшиеся, например, через пустыню Сахара в Африке, через всю территорию США - от Атлантического до Тихого океана, а также между Канадой и США и далее через страны Латинской Америки. Это Панамериканское шоссе, проходящее через Северную и Южную Америку, соединено с Трансамазонской магистралью.

В США и ФРГ на долю автотранспорта приходится 25 %, а в Великобритании - до 80 % перевозок грузов внутри страны. В России в грузообороте и пассажирообороте доминирует ж/д транспорт (до 50 %), но в последние годы роль автомобилей растет. Мировой автопарк насчитывает 142 млн грузовых машин и 462 млн легковых машин и автобусов. Этот вид транспорта очень чутко реагирует на все изменения спроса, который, в свою очередь, зависит от состояния экономики, социального положения населения и т.д. В целом в последние годы потребности в автоперевозках возрастают. Соответственно увеличивается не только автопарк, но и объем перевезенных грузов, протяженность автодорог.

Грузовой автотранспорт постоянно увеличивает свою долю в перевозках, т.к. этот вид перевозок чрезвычайно гибок в отношении маршрутов и графиков движения. Грузовики в состоянии перевозить товар "от двери до двери", избавляя отправителя от необходимости лишних перегрузок. Грузовики - рентабельный вид транспорта для перевозки на небольшие расстояния дорогостоящих товаров. Во многих случаях автотранспортные тарифы конкурентно сопоставимы с тарифами железных дорог, но при этом грузовики обычно обеспечивают более высокую оперативность оказываемых услуг.

В 39 основных странах Европы и Северной Америки, на которые приходится более ¾ всего парка грузовых автомашин, сейчас перевозится ежегодно около 21 млрд т грузов. Основную массу составляют национальные перевозки, хотя постепенно автотранспорт все более расширяет свое участие и в международном сообщении (например в Европе) как самостоятельно, так и в тесной кооперации с другими видами транспорта в рамках интермодальных перевозок.

Простая конкуренция между автомобильным транспортом и железнодорожным, когда все большее количество контейнеризованных грузов переключалось с железных дорог на автомашины, уступает место сотрудничеству. Последнее позволило создать интермодальное сообщение и дало импульс для нового технического прогресса на транспорте. Одновременно возрастала протяженность дорог. В настоящее время общая протяженность дорог с асфальтовым покрытием в основных странах достигла 13 млн км. Наибольшей сетью автодорог обладают США, Канада, Франция и Россия, хотя качество покрытия дорог разное.

В России участие автомобильного транспорта как в общих перевозках, так и в загрансообщении в последние годы быстро расширялось. В целом в России зарегистрировано более 30 млн транспортных средств, но по имеющимся оценкам сейчас не хватает как минимум еще 15 млн автомашин. Между тем потребности РФ в международных автоперевозках в последние годы быстро возрастают. В настоящее время их объемы примерно в 10 раз превышают уровень 1990 г. Выход был найден в использовании услуг зарубежных транспортных фирм. Сейчас они осуществляют до 75 % всех перевозок российских экспортно-импортных грузов. Совокупный размер доходов всех автотранспортных фирм оценивается в 5 млрд долл., но из этой суммы на долю российских перевозчиков приходится всего около 0,9 млрд.

Наравне с автопарком серьезнейшей проблемой в РФ является нехватка автодорог и их состояние. Протяженность автомобильных дорог в России несколько превышает 900 тыс. км. Одна треть из них имеет гравийное, щебеночное, шлаковое или булыжное покрытие, 10% - грунтовые дороги. Плотность автодорог общего пользования составляет 25 км на тысячу кв. км территории, в то время как аналогичный показатель для Западной Европы - 1000 км, а для США - 800 км. Свыше половины дорог федерального значения не справляются с растущим грузопотоком. Потребность российской экономики в новых дорогах оценивается в 2 млн км. В 1999 г. Всемирный банк предоставил РФ заем в 400 млн долл. на реконструкцию шоссейных дорог Дальнего Востока и Сибири. Положительного результата для ряда магистралей можно ожидать и от мероприятий по созданию упоминавшихся транспортных коридоров.

 

2.2 Воздушный транспорт


Воздушный транспорт играет очень важную роль в международных пассажирских перевозках, обеспечивает связи с труднодоступными районами. В наиболее развитых странах сложилась густая сеть авиалиний. Крупнейший воздушный парк (самолетный) сконцентрирован в США, значителен в Канаде, Франции, Австралии, ФРГ. В международных воздушных сообщениях участвуют свыше 1 тыс. аэропортов (только в Европе их около 400). Крупнейшие аэропорты мира: в США - Чикаго, Даллас, Лос-Анджелес, Атланта, Нью-Йорк (Кеннеди), Сан-Франциско; Великобритании - Лондон (Хитроу); Японии - Токио, а также в ФРГ - Франкфурт-на-Майне, Франции - Париж и др.

Среди наиболее часто доставляемых по воздуху грузов - скоропортящиеся продукты (свежая рыба, живые цветы) и негромоздкие изделия высокой стоимости (приборы, ювелирные изделия). Фирмы убеждаются, что использование авиационного транспорта позволяет снизить требуемый уровень товарных запасов, уменьшить число складов, сократить издержки на упаковку. На сегодняшний день лидерами по воздушным перевозкам являются: США, Великобритания, Япония, Россия и Франция. Доля регионов мира в авиа пассажироперевозках:

Рисунок 9 - Доля регионов мира по пассажироперевозкам воздушным транспортом.

 

2.3 Трубопроводный транспорт


Трубопроводы - специфическое средство транспортировки нефти, каменного угля и химических продуктов от мест их происхождения к рынкам. Транспортировка нефтепродуктов по нефтепроводам обходится дешевле, чем по железной дороге, но несколько дороже, чем по воде. Большинство трубопроводов используются владельцами для транспортировки их собственных продуктов.

Мировая сеть нефтепроводов в настоящее время имеет протяженность более 400 тыс. км, сеть (магистральных газопроводов еще больше- 900 тыс. км. В настоящее время по этой сети прокачивается более 2 млрд т нефти и нефтепродуктов в год. Наиболее крупными владельцами нефтепроводов являются США и Россия. На США приходится свыше 320 тыс. км нефтепроводов с общим ежегодным объемом поставляемого топлива 1 млрд т. Сеть российских газопроводов, общей протяженностью 140 тыс. км, играет важную роль не только для внешней торговли России, но и для снабжения Европы российским газом (около 200 млрд куб. м ежегодно).

В России эксплуатируется созданная еще в советский период сеть, состоящая из более чем 60 тыс. км магистральных трубопроводов. Эта трубопроводная сеть дает возможность наравне с внутренними поставками осуществлять экспорт нефти в страны Центральной и Западной Европы транзитом через территорию Белоруссии и Украины. Два других направления - через порты Балтики и Черного моря - также обеспечивают экспортные грузопотоки российского нефтяного топлива. Россия старается дифференцировать пути поставок нефти за рубеж, чтобы уменьшить свою зависимость от транзита, в частности через страны Прибалтики. Для этой цели проектируется строительство Балтийской трубопроводной системы - 2400 км и постройка нефтегазового порта в Приморске. На юге России продолжается строительство нефтепровода из Северного Казахстана к порту Новороссийск. Развитие международных перевозок по средствам трубопроводного транспорта, неотделимо от процессов развития нефтяной и газовой промышленностей. В связи с увеличением добычи нефти и газа, планируется расширение трубопроводных путей сообщения по всему миру. В соответствии с данными журнала ‘Pipeline & gas’, на сегодняшний день планируется увеличить мировую трубопроводную сеть на 116,837 миль (188,037 км.). Ниже в таблице приведены данные о запланированном расширении трубопроводной сети в семи основных региональных группах:

Таблица 1 - Перспективы расширения мировой трубопроводной сети.

Регион

Протяженность трубопровода, тыс. км. (2013 год)

Северная Америка

67,2

Центральная и Южная Америка

19.7

Африка

12,8

Азиатско-Тихоокеанский регион

54,4

Восточная Европа и страны СНГ

16,5

Центральная Европа

12,5

Западная Европа

4,5


2.4 Водный транспорт


Из всех видов мирового транспорта самым дешевым является морской. Он обеспечивает более 75 % перевозок между странами (общий объем грузов - около 3,6 млрд т в год), реализуя возможности международного географического разделения труда при усиливающейся интернационализации мировой экономики. Приоритетность морских перевозок вызвана прежде всего тем, что стоимость перевозки водным транспортом громоздких нескоропортящихся товаров невысокой стоимости типа песка, каменного угля, зерна, нефти, металлических руд очень мала. Но с другой стороны, водный транспорт самый тихоходный и нередко подвержен влиянию погоды.

Рост мирового торгового флота явно обгонял динамику спроса, особенно с учетом возраставших технических возможностей новых, более современных судов. В этой ситуации сколько-нибудь существенное сокращение спроса на фрахтовом рынке может вызвать не только падение ставок, но и цепную кризисную реакцию, которая приведет к глубоким и болезненным последствиям на морском транспорте и других связанных с ним отраслях.

Странами-лидерами мирового торгового флота (по тоннажу судов) являются Либерия, Панама, Япония, Греция, США, Кипр, Китай. Суда под "дешевыми" флагами (Либерии, Панамы, Сингапура, Кипра и др.) обеспечивают в 3 раза более низкую себестоимость перевозок, значительные налоговые и другие льготы их владельцам.

Первое место в морских грузовых перевозках занимают нефть и нефтепродукты. Особенно крупные грузопотоки формируются в Персидском заливе, а направлены они в Зап. Европу, Японию и США. По-прежнему значительны перевозки угля, занимающего первое место среди массовых сухих грузов. Крупнейшими экспортерами угля являются Австралия, США, ЮАР. Следует отметить также транспортировку железной руды (главные потоки из Бразилия и Австралии). Крупнейший в мире рудовывозящий порт (Тубаран в Бразилии) имеет грузооборот 70 млн т в год. В мировых перевозках руды возрастают сверхдальние грузопотоки, такие, как Бразилия-Япония, Австралия-Зап. Европа, Австралия-Япония. Большой объем в мировых перевозках морским транспортом занимает транспортировка зерновых культур. Крупнейшими экспортерами являются США (лидер в мировом экспорте зерновых), Канада, Австралия, Аргентина. Более половины объема перевозок зерновых направляется ныне в развивающиеся страны.

К крупнейшим мировым портам (по показателю грузооборота) относятся: Роттердам (Нидерланды), Сингапур, Шанхай (Китай), Нагоя, Токио-Иокогама (Япония), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия, Сан-Франциско (США), Антверпен (Бельгия), Гавр, Марсель (Франция), Лондон и др.

Для многих стран мира, кроме морского, имеет значение и речной транспорт, который использует судоходные реки, каналы и внутренние водоемы. Крупнейшие судоходные каналы и водные речные пути мира - Береговой канал (США), Великий канал (Китай), Волго-Камский водный путь (Россия), водный путь Рейн - Майн - Дунай в Европе. Речной транспорт обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных государств, но иногда осуществляет и международные перевозки (например, по рекам Рейн, Дунай в Европе и др.).

Самый большой речной и озерный флот- в США. Среди ведущих стран мира по объему грузооборота внутреннего водного транспорта следует отметить также Китай, Россию, ФРГ и Канаду.

С 2013 года крупные судовладельческие компании представляют собой конгломерат транспортных предприятий, владеющих наряду с линейными также танкерными и балкерным флотом, портовыми и терминальными комплексами. Процесс глобализации усиливает конкуренцию в судоходстве.

Заключение


По результатам проделанной работы можно сделать выводы о том, что процесс глобализации мировой экономики значительно отразился на развитии транспорта.

.        Основная доля международных перевозок приходится на развитые страны, которые, в сравнении с остальными, имеют хорошо развитую промышленную структуру.

.        В отношении развивающихся экономик, транспортная система более развита в странах с богатыми запасами природных ресурсов, которые страна экспортирует различными средствами транспорта.

.        Основная часть грузоперевозок приходится на железнодорожный транспорт, при этом пассажирские перевозки осуществляются в основном, автомобильным транспортом.

.        Самым дешевым является морской транспорт.

.        Наметилась тенденция к конгломерации крупных транспортных компаний.

На сегодняшний день прослеживается тенденция к увеличению объема международных перевозок, что, в свою очередь, является причиной появления новых технологий, развития логистических систем и т.д.

Список использованных источников


1.      Гудин Ю.Г., редактор: Моисеева Л.В. Международные транспортные операции (Учеб. пособие).

.        Интеграционные преобразования транспортного комплекса в условиях глобализации экономики. - Экономические отношения, 2011.

.        Меринова А.А. Лекции для студентов СГУПСа, Нск, 2014.

.        Прокофьева Т.А., Лопаткин О.М. Логистика транспортно-распределительных систем: Региональный аспект. - М.: РКонсульт, 2003.

.        Федеральная служба государственной статистики. Транспорт России 2013 год.

6.      Trends in the Transport Sector 2012 - International transport forum, 2013.

7.      http://pipelineandgasjournal.com/ Pipeline & Gas Worldwide Construction Report 2013

8.      http://www.worldbank.org/ Worldwide Transport Statistic 2013.

Похожие работы на - Общие тенденции развития международных перевозок в условиях глобализации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!