Европейская модель гостиничного бизнеса

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    213,31 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Европейская модель гостиничного бизнеса

Курсовая работа

Европейская модель гостиничного бизнеса

Введение

гостиничный глобальный европейский

Одной из важнейших отраслей туристской индустрии является гостиничное хозяйство. Гостиничная индустрия специализируется на предоставлении одной из важнейших (наряду с перевозками) туристских услуг - услуги размещения. В ряде случаев в гостиничное дело включается и предоставление услуг питания. Тем самым современные гостиничные услуги предстают в форме комплексного пакета обслуживания туристов.

В последние десятилетия международный туризм сделал гигантский рывок, превратившись в одну из самых крупных и высокодоходных отраслей мирового хозяйства. На его долю приходится 7% общего объема инвестиций, 5% всех налоговых поступлений и треть мировой торговли услугами. Международный туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы экономики, как транспорт и связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, выступая катализатором социально-экономического развития. Он обеспечивает занятость более 250 млн человек, то есть каждого восьмого работника в мире.

По оценке экспертов ВТО - Всемирной Туристской Организации Россия к 2010 году должна была войти в первую десятку наиболее привлекательных стран для совершения туристских поездок. Однако, этого не произошло, в том числе, по причине слабого развития гостиничной инфраструктуры, которая в нашей стране существенно отстает не только от развитых стран, но и от многих развивающихся.

В настоящее время в индустрии гостеприимства доминируют транснациональные конгломераты, именуемые на русском языке «сетями» (в английской языковой картине мира принят более точный образ «цепочек» (chains), подобно которым эти империи растянулись по Земному шару). Глобализация индустрии сопровождалась развитием современных управленческих форм: приобретение лицензионных прав (франшизы), индустрии партнерства, стратегических альянсов, синдицирование, договоры на аренду (лизинг) управление по контракту и т.д.

К сожалению, в нашей стране гостиничный бизнес по многим причинам не достиг такого размаха, как за рубежом, изучение экономических и управленческих основ его еще не превратилось в хорошо разработанную отрасль экономической науки, а менеджменту и маркетингу услуг гостеприимства только в последние годы начали обучать на университетском уровне. В этих условиях актуальным представляется освоение зарубежного опыта, а также исследование отечественной практики использования мировых тенденций развития индустрии гостеприимства. По этой причине изучение и использование иностранного (мирового) опыта для России остается актуальным. Перемены в экономике и политике, происшедшие в России за последние несколько лет, поставили нас перед необходимостью заново осмысливать и определить место и роль индустрии гостеприимства в России и мире. Актуальность данного исследования подчёркивается необходимостью применения мирового опыта развития индустрии гостеприимства в России, в целях стимулирования общего развития туризма, которое сдерживается, в том числе, архаичной системой организации и управления индустрией гостеприимства.

Объект исследования - история и современные направления развития европейских гостиничных цепей как основа для оптимизации и модернизации индустрии гостеприимства современной России.

Предмет исследования - особенности современного состояния и перспективы развития европейских гостиничных цепей в разных регионах мира.

Цель работы - провести всесторонний и обстоятельный анализ развития современных европейских гостиничных цепей, выявить основные тенденции и перспективы их развития в мире и России.

Задачи исследования:

Рассмотреть понятие и сущность европейских гостиничных цепей, как ведущей современной формы организации гостиничного бизнеса в глобальном масштабе.

Изучить историю развития и формирования гостиничной индустрии.

Провести статистический и картографический анализ современного состояния международных гостиничных цепей по регионам мира.


1. Европейская модель гостиничного бизнеса

.1 Общие понятия в гостиничной индустрии

Гостиничная индустрия является частью боле крупного отраслевого объединения - индустрия гостеприимства. Она включает в себя различные сферы деятельности людей - туризм, отдых, развлечения, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, экскурсионную деятельность, организацию выставок и проведение различных научных конференций [9].

Зарубежные специалисты объединяют в этой индустрии все родственные отрасли экономики, специализирующиеся на обслуживании путешествующих людей через специализированные предприятия: отели, рестораны, туристические агентства, национальные парки, парки культуры и отдыха и т.д.

Сам термин «гостеприимство», как отмечает Г.А. Поперян, завоевал особую популярность в последние годы не только во всем мире, но и в нашей стране. Совет по тренингу в гостиничной индустрии и индустрии общественного питания (НСГГВ) предлагает следующие основные секторы в структуре индустрии:

А) предоставляющие коммерческие услуги:

размещение,

питание,

лицензионная торговля,

туризм и путешествия;

Б) предоставляющие индустриальные и общественные услуги:

индустриальные,

общественное обслуживание,

больницы и жилые дома [8].

Как видно сектор размещения в этой классификации находится на первом месте. Средства размещения являются обязательным компонентом туристского тура и самым важным элементом туризма, так как без размещения (ночевки) теряется само понятие «турист».

По определению ВТО средства размещения - это любой объект, который регулярно или эпизодически предоставляет туристам места для ночевки.

Классификация средств размещения, рекомендованная ВТО представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Классификация средств размещения

Средства размещения туристов - любой объект, предназначенный для временного проживания туристов (гостиница, турбаза, площадка для кемпинга и др.).

Традиционно средства размещения делятся на коллективные и индивидуальные, среди коллективных средств размещения ключевую роль играют гостиницы.

Согласно ГОСТ Р 50645 - 94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» гостиница - это предприятие, предназначенное для временного проживания. Допустимое минимальное число номеров в гостиницах - не менее 10.

Международной единой системы классификации отелей нет. Существуют различные системы классификации гостиниц, которых насчитывается свыше 30. Самой распространенной в мире является звездная (от 1 до 5) или европейская (французская) система.

Кроме звезд в системах классификации гостиниц существуют:

. Буквы в Греции А.В, С, Д. Гостиницам высшего класса присваивается категория «de luxe».

. Луны, короны в Великобритании.

. Трезубцы в отелях системы Club Med.

. Короны, алмазы в США.

Месторасположение чрезвычайно важное условие для гостиниц. Цезарь Шарль Ритц говорил: «…три главные предпосылки важны для гостиницы, а именно, месторасположение, месторасположение, месторасположение».

В настоящее время, удачное расположение гостиниц по отношению к целевой группе потребителей услуг, по прежнему, определяет ее экономическое процветание.

По месторасположению, выделяют гостиницы:

• Расположенные в городе. Как правило это бизнес отели, отели-люкс, со всеми необходимыми условиями. Важна при этом близость к морю, наличие анимационных программ и т.д.

• Расположенные в горах. Небольшие гостиницы, расположенные в живописной местности. Кроме стандартного набора услуг, предлагаются услуги для летнего и зимнего отдыха.

• Расположенные аэропортах. Гостиницы предназначены для бизнесменов, транзитных пассажиров, персонала авиакомпаний.

• Расположенные в близи транспортных путей - мотели

• Расположенные в сельской местности. Такого рода средства размещения напоминают небольшие постройки в деревенском стиле. Предназначены для агротуризма [9].

Таким образом, гостиницы это ключевой элемент индустрии гостеприимства и туризма в целом. Гостиницы относятся к коллективным средствам размещения и характеризуются обязательным наличием следующих признаков: номерного фонда (не менее 7-10 номеров); предоставлением разнообразных гостиничных услуг; группировкой в категории и классы в соответствии с предоставляемыми услугами, их качеством, особенностями размещения и другими критериями. Для каждой страны характерна своя квалификация гостиниц и гостиницы, относящиеся к одной категории, но расположенные в разных странах, имеют существенные различия.

1.2 Четыре модели гостеприимства

Европейская модель представляется гостеприимством «высокого полета» и высокой репутации. Кроме того, европейский гостиничный рынок наиболее распространенный и развитый. Отличительными чертами европейского гостеприимства можно назвать:

стремление европейских отелей к сокращению вместимости номерного фонда, что усиливает индивидуализацию обслуживания клиентов;

главное достоинство отелей не в роскоши, а в изысканных и стильных интерьерах, высокой репутации и известности, высококлассном обслуживании;

наиболее дорогие отели расположены в уникальных местах и зданиях, в исторических центрах городов;

традиционность и требовательность дорогих отелей по отношению к постояльцам;

автоматизация европейских отелей не заменяет личностных отношений с постояльцем;

сильнее где бы то ни было в Европе выражена гостиничная сегрегация, которая приводит к тому, что постоялец дорогого отеля никогда не столкнется в холле с постояльцем другого социального статуса;

вместе с тем европейский гостиничный рынок отличает диверсифицированность предложения - от дешевых придорожных гостиниц до крайне дорогих элитных отелей.

Азиатская модель гостеприимства противоположна европейской, что отражается в любви азиатов к роскоши, показному богатству, гигантизму. Именно в Азии находятся самый высокий (Шанхай), самый вместительный (Бангкок) и самый роскошный (Дубай) отели мира. Если в Европе категория гостиницы обратно пропорциональна ее вместимости, то в Азии наоборот. Отличительными чертами азиатских отелей класса люкс являются:

наиболее удачное месторасположение;

большая площадь номеров и общественных помещений;

большая вместимость;

роскошь и богатство интерьеров и особенно экстерьеров отелей;

невысокая (по сравнению с Европой) стоимость и доступность услуг;

возможность пользования разнообразной инфраструктурой и дополнительными услугами;

широкое распространение систем обслуживания «АН inclusive» и «Ultra all inclusive».

Восточно-европейская модель гостеприимства выделяется отдельно от европейской по причине наличия большой доли постсоветских предприятий гостиничной индустрии, а также, как в американской модели, соседством отелей, типичным как для европейской, так и для азиатской моделей. С другой стороны, современный этап развития гостиничного рынка на постсоветском пространстве Европы характеризуется строительством новых средств размещения, типичных как для Европы, так и для Азии [6].

1.3 История развития гостиничных цепей Европы

История развития гостиничных цепей неразрывно связна с историей индустрии гостеприимства. Первые гостевые предприятия - прообразы современных гостиниц, как и сама профессия по обслуживанию путешествующих людей, возникли в далеком прошлом - более чем за 2 тыс. лет до н.э. - в древневосточной цивилизации.

В Древней Греции в I тысячелетии до н.э. таверны являлись важным элементом социальной и религиозной жизни. Хотя в тавернах имелись помещения для размещения путешественников, в большей степени они предназначались для предоставления услуг питания.

Наиболее разветвленная сеть постоялых дворов была создана на территории Римской империи. Постоялые дворы, особенно на главных дорогах, строились римлянами со знанием дела и для своего времени были вполне удобными. После падения Римской империи началась новая, качественно новая эпоха развития индустрии гостеприимства.

В период раннего средневековья предоставлением услуг гостеприимства для обыкновенных людей стали заниматься религиозные заведения, да и акценты в обслуживании стали другими. В Англии, например, постоялые дворы были теперь ориентированы уже не столько на путешествующих, сколько на пьющих. Если в те годы люди и путешествовали, то обычно их путешествия были связаны либо с королевским двором, либо с церковью.

Толчок к развитию частных постоялых дворов и таверн был дан лишь в позднее Средневековье. Так, в Англии в 1530-х гг. король Генрих VIII перевел церковную собственность в светскую и странствующие уже не могли больше рассчитывать на бесплатный постой в монастырях и были вынуждены останавливаться на частных постоялых дворах.

К XVI в. относится открытие в Западной Европе первых кофеен, ставших центрами культурной и литературной жизни того времени. Их появлению способствовало распространение таких экзотических напитков, как кофе и чай.

Слово «отель» появилось в XVIII в. во Франции первоначально отелем именовали многоквартирное здание, в котором квартиры сдавались на месяц, на неделю и даже на один день.

В конце XIX - начале XX в. в крупных городах Европы и Америки появились роскошные (пятизвездочные в современной терминологии) гостиницы, рассчитанные на удовлетворение спроса со стороны новых миллионеров и старой знати, для которых путешествия стали модным времяпрепровождением. Несколько таких гостиниц было построено и в России, например «Метрополь» и «Националь» в Москве, «Европа» в Петербурге.

Индустрия гостеприимства превращается в важную отрасль. Строительством гостиниц, подготовкой кадров, вопросами ценообразования начинают заниматься гостиничные объединения, синдикаты, акционерные общества, корпорации. Наиболее заметными среди них были Лондонский синдикат владельцев гостиниц, французский Союз хозяев гостиниц и Международный союз владельцев гостиниц, объединивший владельцев 1700 гостиниц из различных стран мира.

Прототипы глобальных гостиничных объединений появились в Европе еще в конце 19 - начале 20 века. Гостиничные цепи - явление не новое в гостиничном бизнесе. Гостиницы, управляющиеся из единого центра, появились более полувека назад. Однако в начале этот феномен управления не получил широкого распространения.

С 1950-х гг. в организационной структуре управления гостиницами в мировой гостиничной индустрии утвердились различные модели организации гостиничного дела.

Европейская модель, она же исторически первая - модель Ритца, связана с именем швейцарского предпринимателя Цезаря Ритца. Многие престижные отели мира носят его имя. Например, отель «Ритц» в Париже. Основная ставка в этих гостиницах делалась на европейские традиции изысканности и аристократизма. В настоящее время эта модель переживает кризис.

Аренда (лизинг) стала популярной в 1950-1960-е годы. В гостиничной индустрии этот метод используется и в настоящее время, хотя реже чем прежде. Лизинговое соглашение позволяет и арендатору, и корпорации выйти на рынок или расширить на нем присутствие. При таком подходе отель арендуется за оговоренный процент обычно от 20 до 50% с валовых поступлений от продаж.

Во время инвестиционного бума 1980 х гг. гостиничные цепи (hotel chain) укрупнялись благодаря строительству новых и приобретению уже существующих отелей. Параллельно начался процесс объединения самих гостиничных цепей друг с другом с помощью слияний и поглощений. Эти процессы в совокупности послужили толчком к интенсивной глобализации гостиничной отрасли. В результате на современном рынке гостиничных услуг помимо крупных компаний, объединивших многочисленные бренды, работают как отдельные международные гостиничные цепи, так и самостоятельные отели, не вошедшие в состав глобальных корпораций.

В 1980 е гг., когда наблюдался относительно высокий уровень инфляции, мировой капитал начал инвестировать в недвижимость в целом и в отельную отрасль в частности для защиты капитала от обесценивания. В 1990 е гг. вся гостиничная отрасль испытывала постепенный, но устойчивый переход от независимых и самостоятельных отелей к гостиничным цепям.

В 1980-90 е гг. одновременно с объединением отелей в рамках отдельных цепей происходил процесс объединения самих гостиничных цепей друг с другом с помощью слияний и поглощений.

Например, в 1980 г. французская гостиничная цепь Novotel слилась с другой французской цепью отелей класса люкс Sofitel. В 1983 г. объединенную компанию после приобретения ею некоторых новых бизнесов, в том числе ресторанов быстрого обслуживания, назвали группой Accor. В 1990_х гг. группа присоединила к себе две крупные американские гостиничные цепи - Motel 6 и Red Roof Inn [6].

На мировой арене начало снижаться доминирование американских компаний. Именитым американским брэндам - InterContinental Hyatt, Holiday Inn, Hilton, Sheraton, Marriott - достойную конкуренцию начали оказывать европейские цепи, такие как Accor, Forte, Lе Meridien, Sol Melia и др.

На рисунке 2 проведен картографический анализ современного распространения гостиничных цепей по странам мира.

Рисунок 2 - Число крупных национальных гостиничных цепей по странам мира

Наибольшее число крупных национальных гостиничных цепей отмечается в США - 88. Эта страна стала центром распространения данной формы организации гостиничного бизнеса и является лидером мировой экономики, поэтому ее лидерство не удивительно. Второй страной по числу национальных гостиничных цепей является Япония - 12, эта страна длительное время оставалась второй по мощности экономикой мира и во многом перенимала американских экономический опыт, в том числе, в гостиничном хозяйстве. От 5 до 9 крупных национальных гостиничных цепей имеют такие страны как: Великобритания, Франция, Испания, Канада. Все эти страны относятся к группе крупных развитых стран и выступают одними из лидеров мировой экономики, поэтому, хорошее развитие гостиничного хозяйства в этих странах объясняется общим высоким уровнем развития экономики. Большая группа стран имеют по 2-4 крупные национальные гостиничные цепи, это как развитые станы, так и развивающиеся, чья экономика ориентирована на туризм, поэтому имеется большой спрос на услуги гостиничных цепей [6].

Таким образом, европейское Средиземноморье можно считать родиной индустрии гостеприимства. Гостиничные цепи возникли в процессе длительной эволюции гостиничных предприятий. Прообраз гостиничных цепей в Европе можно найти в конце 19 века, когда сформировался класс состоятельных владельцев гостинец, которые начали процесс расширения в другие регионы, однако, этот процесс протекал медленно и активизировался только с середины 20 века. В этот период была разработана европейская модель формирования гостиничных цепей, где ставка делалась на изысканность и аристократизм, а основной коммерческой формой организации цепей стали аренда, лизинг. Бурное развитие европейских гостиничных цепей началось в 80-90-х года 20 века, когда гостиничное хозяйство стало привлекательным объектом для инвестирования.

2. Состояние европейских гостиничных цепей

.1 Современное состояние Европейских гостиничных цепей

В настоящее время, ведущее место в мировом гостиничном хозяйстве занимает Европейский континент. На его долю приходится в среднем около 70% туристского потока, соответственно и гостиничный фонд составляет значительно преобладающую долю (около 45%) мирового гостиничного фонда. Правда, здесь не учитывается тот факт, что в европейских странах на гостиничной базе принимается около половины иностранных посетителей, остальные туристы принимаются на альтернативной (дополнительной) базе, что менее характерно для стран других континентов. Гостиничный фонд в странах Европы, не уступая своего лидирующего положения на протяжении всей истории, возрастает ежегодно в среднем на 2-2,5% и по темпам роста уступает другим континентам [10].

Тенденция объединения отдельных отелей в цепочки возникла здесь сравнительно недавно, поэтому около 70% гостиниц региона являются независимыми предприятиями. Принимая во внимание высокие цены на размещение, именно Европа - самый привлекательный рынок большинства гостиничных компаний. Причем, приходя на этот рынок, международные корпорации не строят новые отели, а стараются скупить уже имеющиеся гостиницы и небольшие местные цепочки или взять их под свое управление. Так, в Ассог приобрела 20% польской цепочки Orbis и не собирается останавливаться на достигнутом, a Hilton купила шведскую Scandic (150 отелей). Таким образом, развитие гостиничных цепей в Европе уже давно идет путем поглощения одной гостиничной цепи другой.

Характеристика крупнейших гостиничных цепей Европы (среди 150 крупнейших в мире) приведена в рис. 3-5.

В первую «десятку» входят три европейские гостиничные цепи - InterContinental Hotels Group, Accor, Hilton Group plc., при этом число отелей и номеров в цепях сильно отличается. Если у первых двух европейских цепей эти показатели превышают соответственно 400 тыс. и 3500, то у всех последующих эти показатели ниже в 5 - 10 раз. Так, если цепь InterContinental Hotels Group имеет в 2014 году 3541 гостиниц, то идущая на третьем место Hilton Group plc. только 401 гостиницы. Основная масса европейских гостиничных цепей занимает в мировом рейтинге мест во 2-3 десятке.

Рисунок 3 - Крупнейшие европейские гостиничные цепи по количеству отелей входящих в группу, 2014 г. [6]

Стоит отметить, что существующие европейские сети не очень крупные, только 14 из них насчитывают в своем портфеле более 100 отелей. А одна из самых больших европейских гостиничных сетей - Accor - включает 3894 гостиниц. Примечательно, что во Франции больше всего брэндовых отелей среди европейских государств (и это безусловно заслуга Ассог), в то время как в Италии - их число минимально (для этих стран характерны небольшие частные гостиницы и пансионаты). В целом в Европе представлено большинство мировых гостиничных цепей, причем в ряде стран (Франция, Германия, Испания, Великобритания), число гостинец некоторых брендов может превышать 100 штук.

Рисунок 4 - Крупнейшие европейские гостиничные цепи по количеству номеров входящих в группу, 2014 г. [6]

Наибольшее количество номеров среди европейских гостиничных цепей имеет британская InterContinental Hotels Group - 536318 штук и французская Accor - 453403. Эти две гостиничные цепи являются абсолютными лидерами по количеству номеров среди всех европейских цепей, и превосходят ближайших конкурентов в 4-5 раз. Средняя величина номеров в европейских гостиничных цепях 2- 3 десятка. В числе лидеров по количеству номеров гостиничные цепи Великобритании, Франции и Испании.

По странам характеристика количества национальных гостиничных цепей проведена на рис. 5.



Рисунок 5 - Количество национальных гостиничных цепей (2014) [6]

Таким образом, наибольшее число национальных гостиничных цепей имеет Испания (9 брэндов), у Великобритании (8), Германия - 7 и Франция - 3. Финляндия и Норвегия имеют по две крупные национальные гостиницы цепи, и ряд стран по одной - Италия, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Польша, Португалия, мальта и др.

Географическое распределение крупнейших гостиничных брэндов по европейским странам приведено на рис. 6. Видно, что мировые гостиничные цепи охватили почти все страны Европы, за редким исключением. Наибольшая плотность объектов мировых гостиничных цепей отмечена для наиболее развитых стран Европы, где можно получить большие прибыли (Великобритания, Франция, Германия, Нидерланды, Бельгия, Швейцария), а так же для европейской курортной зоны - Средиземноморье (Испания, Португалия, Греция, Болгария). Минимальное количество гостиничных цепей сосредоточено в политически и экономически не стабильных странах, где существуют большие риски - Белоруссия, Молдова, Албания, Македония, Босния и Герцеговина. Крупнейшие гостиничные цепи представлены во всех основных странах региона, что обусловлено большим спросом на услуги индустрии гостеприимства в Европе.

Рисунок 6 -

Похожие работы на - Европейская модель гостиничного бизнеса

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!