Рынок туристических услуг

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    230,29 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Рынок туристических услуг

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»







Курсовая работа

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему:

«Рынок туристических услуг»









Санкт-Петербург

Содержание

Введение

Глава 1. Исторические и теоретические аспекты туризма

.1 История развития туризма

.2 Формы, виды и разновидности туризма

Глава 2. Туризм в современной экономике

.1 Экономическая сущность и содержание туризма

.2 Туризм в Российской Федерации

Глава 3. Рынок туристических услуг и методы его совершенствования

.1 Поведение туристического рынка в условиях кризиса

.2 Факторы, вызывающие потребность в туризме и влияющие на его развитие

.3 Рекомендации по улучшению ситуации на туристическом рынке малых исторических городов России

Заключение

Список использованных источников

рынок туристический услуга

Введение

В данной работе будет рассматриваться рынок туристических услуг и влияние кризиса на данный рынок.

Во многих государствах мира туризм развивается как система, которая предоставляет все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и её народа, и даёт доход в казну. Не говоря уже о том, что “кормит” эта система очень много физических и юридических лиц, так или иначе связанных с оказанием туристических услуг. Помимо значительной статьи дохода туризм является ещё и одним из мощных факторов усиления престижа страны, роста её значения в глазах мирового сообщества и рядовых граждан.

Туристическая деятельность в развитых странах является важным источником повышения благосостояния государства. В 1995 году США от реализации туристических услуг иностранным гражданам получили 58 млрд. $, Франция и Италия - по 27 млрд. $, Испания -25 млрд. $

В России туристический бизнес развивается с преимущественной ориентацией на выезд. Подавляющее большинство действующих у нас туристических фирм предпочитают заниматься направлением своих соотечественников за рубеж, и лишь небольшая их часть работает на привлечение гостей в РФ- т.е. всё делается так, что капитал от тур. бизнеса уплывает за рубеж. Какова же картина международного рынка тур. услуг сейчас, как он в перспективе изменяется? В создавшихся условиях эти вопросы представляются актуальными, именно поэтому нами была выбрана тема данной курсовой работы.

Целью данной работы является разработка плана мероприятий для совершенствования туризма.

Следовательно, можно определить задачи данной работы:

Рассмотреть и изучить историю развития туризма.

Изучить формы, виды и разновидности туризма.

Разобрать экономическую сущность туризма.

Проанализировать туризм в Российской Федерации.

Разобрать и изучить поведение туристического рынка в условиях экономического кризиса.

Изучить факторы, вызывающие потребность в туризме и влияющие на его развитие.

Представить рекомендации по улучшению ситуации на туристическом рынке малых исторических городов России.

Глава 1. Исторические и теоретические аспекты туризма

1.1 История развития туризма

В организации путешествий первыми предпринимателями были купцы, перемещавшиеся из одного места в другое в поисках товаров и рынков сбыта. Они-то и стали организовывать поездки людей, не имевших отношения к торговле, но хотевших увидеть и познать что-то новое.

В античном мире путешествия в подавляющем большинстве случаев были связаны с выполнением государственных задач, торговлей, просветительством. Были и другие причины для путешествий: религиозные праздники, спортивные состязания, отдых, лечение и, наконец, поиски приключений.

В те далекие времена путешествия были рискованным делом. Люди передвигались из одного места в другое водным или сухопутным путем, часто преодолевали капризы стихии, подвергались другим опасностям (нападения разбойников, дорожные аварии и др.).

Для быстрого и надежного передвижения людей по суше были необходимы дороги, поэтому уже в Римской империи было развернуто их строительство, создавалась специальная инфраструктура для обслуживания путешествующих. На всех римских дорогах, в зависимости от рельефа местности и расстояния между городами, через каждые 12 или 18 римских миль имелись станции. Они были двух видов.

Первый (mutations) - привалы для смены лошадей, мулов, волов, отдыха в тавернах-ночлежках.

Другой вид - место отдыха (mansiones), где принимали путешественников, имеющих официальные документы на право путешествия. Кроме смены лошадей, мулов и волов здесь в распоряжении путешественников были постоялый двор, конюшня, тележные мастерские, услуги ветеринаров, конюхов, плотников, возчиков. Вооруженные стражники поддерживали порядок и защищали путешественников от бандитов.

Для передвигавшихся по дорогам существовали путеводители (itineraria adnotata), схематические карты с символами (picta), обозначавшими реки, озера, морские маяки, места, оборудованные для перемены лошадей, остановок для ночлега и привалов для военных отрядов. Стоили такие путеводители весьма дорого. Недавно испанские археологи нашли четыре глиняные таблички для путешественников (tesserae asturianae), на которых указаны названия городов и расстояния, их разделяющие.

Римляне часто пользовались услугами частных транспортных контор для поездок по дорогам, рекам, озерам и морю. Отдых и ночлег в пути были не очень комфортными, но недорогими, что подтверждается сохранившимся счетом, который можно увидеть в одном из неаполитанских музеев. Богатые путешественники имели на дорогах, по которым обычно передвигались, собственные места для ночлега (deversorii) или обращались к друзьям, проживавшим на виллах по пути следования, обзаводились удостоверением гостеприимства (tessera hospitalis), которое гарантировало обслуживание в дороге, в том числе медицинскую и юридическую помощь при возникновении споров, и даже организацию приличных похорон в случае смерти владельца документа в другом государстве.

Купцы, коммерсанты или другие лица, по профессиональным причинам часто выезжавшие за границу, устанавливали предварительные контакты с доверенными людьми в зарубежных странах, которые обеспечивали их прием и размещение, а также оказывали необходимую в поездке помощь. Этот институт гостеприимства (hospitium) был основан на принципах взаимности: иностранец имел право на такой же прием и поддержку на территории Римской империи. Обязанности, вытекающие из таких договоренностей, считались священными. Каждая из сторон могла разорвать договор только после публичного и официального извещения о своем намерении.

Образование молодого привилегированного римлянина не считалось завершенным до осуществления поездки в какую-либо страну (чаще всего в Грецию) для ознакомления с ее культурой и наукой, а также обучения у знаменитых в то время философов, историков и медиков. Римская знать путешествовала на крупных парусных кораблях (до 150 м длиной и водоизмещением до 1 000 т), на которых имелись все условия для комфортного путешествия. Менее обеспеченные римляне путешествовали на грузовых судах, которые направлялись для закупки товаров. Такие поездки были практически безопасными, так как император Август (63 г. до н. э. - 14 г. н.э.) создал несколько специальных постоянных эскадр военных кораблей для охраны морских путей на Средиземном море.

Мотивация путешествий в те времена была почти такой же, как и в настоящее время. Римская знать посещала различные страны с целью ознакомления с их достопримечательностями и для получения образования, оздоровления на минеральных и термальных источниках (некоторые из них сохранились до сих пор). Римлян по праву можно считать родоначальниками туристских поездок с целью отдыха и лечения.

Естественно, что такие поездки сопровождались развлечениями, охотой, посещениями храмов и религиозных мест, экскурсиями, дегустацией знаменитых вин, что популярно и сейчас. Звали в дорогу спортивные состязания, большие игры гладиаторов, устраиваемые морские сражения. Большой популярностью пользовались Олимпийские игры в Греции, охота на крупных животных в Египте, поездки в горы.

Как видим, во времена античного Рима уже существовали различные формы организации поездок обслуживания путешественников, создавалась инфраструктура, способствовавшая успешному перемещению людей из одного места в другое.

Развитие международной торговли в Средние века привело к созданию в городах специальных мест для проживания купцов и хранения товаров. В XII в. в Новгороде, который являлся крупным торговым центром, находились иноземные и русские гостиные дворы: Готский, Немецкий, Датский, Шведский, а также Псковский и Тверской. Здесь находило пристанище значительное число торговых людей. Как свидетельствуют сохранившиеся исторические документы, Немецкий гостиный двор, например, был рассчитан на размещение в нем до двухсот человек. Уже тогда в Новгороде появились правила поведения и торговли иноземных купцов, которые назывались "скра", что означает "книга законов", или "судебник". Вся жизнь гостиных дворов была строго регламентирована едиными правилами проживания, внутреннего распорядка, поведения, торговли, взаимоотношений с местным населением.

Соответствующие статьи оговаривали порядок: "ни один самостоятельный купец не должен иметь более двух подручных, спящих при нем; если у него их больше, то пусть сам смотрит, где их пристроить". Оплата услуг за проживание была фиксированной, в зависимости от сроков пребывания. Запрещено было тревожить постояльцев ночью, устанавливалось определенное время принятия пищи для всех постояльцев. Те, кто не являлся в назначенное время к столу без уважительных причин, платили денежный штраф. Гостиные дворы охранялись днем и ночью всеми купцами без исключения (даже живущими вне территории двора), за уклонение от дежурства устанавливался штраф. За услуги переводчика должны были платить не меньше 8 гривен серебра. Руководил гостиным двором и следил за порядком староста, который представлял гостиный двор в отношениях с местными властями.

В первой половине XIX в. предпринимательскую деятельность в туризме связывают с именем Томаса Кука. Об истории создания и развития "конторы Кука" в Англии опубликовано много работ. Он был новатором в искусстве вовлечения людей в путешествия, правильно оценив возможности строящихся железных дорог и экономических решений английского правительства (в 1840-х гг. профсоюзы добились ежегодных отпусков для рабочих и низших слоев среднего класса), заключил контракт с управлением железных дорог на регулярную поставку пассажиров, получив взамен право на скидки на железнодорожные билеты.

Т. Кук стал организовывать путешествия для посещения выставок, знакомства с достопримечательностями других стран.

Томаса Кука называли "Наполеоном экскурсий". Его туристская фирма в 1860 г. открыла свои филиалы в Италии (Неаполь и Палермо) и туристические агентства в Брюсселе, Кельне, Париже, Вене, Каире. В местах, посещаемых туристами, существовала четкая система предоставления услуг через частных лиц. Сотрудничество с ними осуществлялось по правилам рыночной конкуренции: при сдаче в наем помещений, распространении путеводителей, рекламных материалов и печатных изданий; продаже сувениров, лекарств; предоставлении услуг переводчиков и проводников.

Т. Кук активно использовал расширившиеся возможности морского и речного транспорта - организовал перевозку туристов из Англии в США и в обратном направлении. С 1869 г. агентство Кука занималось организацией туристских круизов по Нилу. Туристский бизнес, организованный Т. Куком в Египте, был выгоден не только ему, но и принес значительные доходы Египту, способствовал развитию экономики страны.

Во второй половине XIX в. в Европе туристским бизнесом занимались также агентства Bennet (Норвегия, с 1850 г.), Stangen (Германия, с 1863 г.), Lubin (Франция, с 1874 г.), Lissone (Голландия, с 1876 г.). Однако компания "Томас Кук и сын" далеко опережала все другие фирмы. Своими успехами она обязана новым идеям и методам туристского обслуживания, инициативам, сопряженным с риском, но приносящим пользу клиентам. К новациям можно отнести продажу стандартного пакета услуг, включающих билет на проезд по железной дороге (водным путям), введение дорожных чеков и др. С 1878 г. в компании создается специальный департамент, который занимается продвижением и массовой продажей "чеков Кука" путешественникам.

Другим примером инновационной деятельности является работа туристской фирмы, уже более 100 лет работающей на рынке Италии и ныне известной как Chiari Sommariva s.p.a. Свою деятельность фирма начинала с открытия в 1878 г. в центре Милана туристского агентства, которое осуществляло поездки в дилижансе на местные озера и путешествия по ним. В 1899 г. владельцем фирмы стал Д. Соммарива, разработавший конкретный план организации туристского бизнеса.

Наряду с групповыми поездками агентство стало организовывать путешествия для индивидуальных туристов. Д. Соммарива придумал и внедрил гостиничный талон (coupons d'hotel), который выдавался клиенту после оплаты поездки и гарантировал размещение в гостинице и предоставление завтрака. Стали практиковаться поездки "forfait" по заранее установленной и оплаченной цене за все заказанные услуги.

В России еще в 1777 г. Вениамин Генш в приложениях к газете "Московские ведомости" представил "План предпринимаемого путешествия в чужие края" - первое приглашение россиянам совершить групповую поездку в страны Западной Европы. План предусматривал организацию поездки группы молодых дворян в один из немецких, итальянских или французских университетов, а затем путешествие в Швейцарию, Италию и Францию для ознакомления с искусством этих стран и фабричным делом. Условия путешествия оговаривались специальным контрактом.

В апреле 1885 г. была издана книга под названием "Первое в России предприятие для общественных путешествий во все страны света Леопольда Липсона". Она начиналась с утверждения: "Путешествие обществами в сущности не составляет ничего нового, так как все вообще постоянные средства сообщения, как-то: почта, железные дороги, общественные кареты, существуют благодаря общественной предприимчивости. Нижеозначенная контора, однако же, учреждает нечто новое специально для России". Причиной, побудившей Липсона организовать это предприятие, были достаточно известные "выгоды, представляемые различными заграничными конторами для общественных путешествий", которые не использовались в России. К сожалению, сведений о деятельности конторы Л. Липсона в архивах пока не найдено.

Предпринимательской деятельностью в России занималось и Общество велосипедистов-туристов (ОВТ), основанное в 1895 г. Оно заключало договора с владельцами гостиниц, которые давали возможность членам общества останавливаться в них на льготных условиях. К 1900 г. на территории России было учреждено 14 комитетов ОВТ, открылись представительства в 135 городах как в России, так и за границей (Брюссель, Вена, Женева, Лондон, Милан, Мюнхен, Париж и др.). Были заключены 12 договоров с заграничными туристскими обществами Австрии, Бельгии, Германии, Италии, США. В 1901 г. на базе ОВТ было создано единое Российское общество туристов (РОТ).

-1917 гг. - период предпринимательства в сфере туризма в России. Он характеризовался созданием мелких и средних коммерческих предприятий. Началось формирование инфраструктуры туристского бизнеса - гостиницы, кафе, специализированные магазины, экскурсионные бюро. Туризм был элитным, имел в основном экскурсионно-познавательный и рекреационный характер. В Крыму и на Кавказе сформировались курорты, где сосредоточились рекреационные виды туризма. К 1913 г. в России работало 60 санаториев на 3 тыс. мест. Популярностью пользовались круизные поездки. В 1913 г. в них участвовало около 10 млн человек. Анализ предпринимательской деятельности в области туризма показывает, что ее развитие непосредственно связано с технологическими укладами. Туризм стал развиваться после появления железной дороги в Англии, затем появились пароходы, которые стимулировали практику морских путешествий. Развитие автомобильной промышленности способствовало перемещению людей на автомобилях с познавательными целями. Затем появились самолеты, сначала небольшие, а затем вмещающие несколько сот пассажиров. Предприимчивые люди стали организовывать специальные рейсы для перевозки только туристов - чартерные рейсы. Сейчас человечество накануне организации космических туристских экспедиций.

Итак, мы достаточно подробно рассмотрели исторический аспект туризма, и выяснили, что данный вид услуг всегда пользовался спросом, а за последнее столетие вообще наступил новый пик туризма в связи с развитием транспорта.

.2 Формы, виды и разновидности туризма

Экономическая эффективность функционирования туризма во многом определяется классификацией его форм.

Каждая форма туризма характеризуется своеобразием потребностей туристов и предполагает соответствующий набор услуг, удовлетворяющих эти потребности.

В производственно-обслуживающем процессе туризма выделяют:

форму туризма;

вид туризма;

разновидности туризма.

Под формой туризма понимается, то пересекает ли турист государственную границу своей страны, т.е. в основе деления туризма на формы лежит страновый признак.[7]

По этому признаку выделяют две формы туризма:

внутренний,

международный.

Внутренний туризм - это отечественный туризм внутри своей страны, путешествия в пределах Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в РФ.[10]

Международный туризм - это туризм в другую страну, т.е. иностранный туризм. В свою очередь он разделяется на выездной и въездной. Выездной туризм - это путешествия лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну. Въездной туризм - это путешествия в пределах Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации. Международный туризм развивается под влиянием множества факторов, которые можно свести в три группы: демографические, экономические, социальные.

К демографическим факторам относятся: рост населения мира, процесс урбанизации, приводящий к концентрации населения и формированию подвижного стереотипа жизни. Жители крупных городов остро чувствуют необходимость в смене обстановки для восстановления затрат физических и духовных сил. Возрастает интерес друг к другу народов различных стран, имеющих общий родственный язык, что связано прежде всего с отсутствием языкового барьера, общностью истории и культуры.[3]

Экономические факторы связаны с развитием мировой экономики, где наблюдается устойчивая тенденция увеличения производства услуг по сравнению с производством товаров и, как следствие этого, увеличение доли потребления услуг (в том числе услуг туризма) в общем потреблении населения. К экономическим факторам относятся ускорение научно-технического прогресса в отрасли туризма, увеличение доходов населения. Развитие материально-технической базы иностранного туризма, создание новых форм приема и обслуживания туристов способствуют интенсификации туристских передвижений, вовлечению в рекреационную сферу новых мест.

Социальные факторы - это факторы, связанные с условиями жизни и деятельности человека. Прямое воздействие на развитие международного туризма оказывает увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска, а также тенденция деления отпуска на две части, что позволяет в течение года совершать два путешествия (летом и зимой). Развитию туризма способствует также и понижение возраста выхода на пенсию, что с учетом увеличения продолжительности жизни привело к появлению туристов так называемого третьего возраста.[5]

Вид туризма связан со спецификой отражения финансовых результатов в бюджете страны или ее региона. По данному признаку в формах туризма выделяют два вида туризма: активный и пассивный.

Приезд иностранных туристов в страну или отечественных туристов в данный регион страны является активным туризмом. Активный туризм служит фактором ввоза денег (валюты) в данную страну или региона.

Путешествие граждан одной страны в другие государства или выезд туристов из данного региона страны является пассивным туризмом. Пассивный туризм является фактором вывоза денег (валюты) из данной страны или региона.

Формы туризма по наиболее характерным признакам делятся на отдельные разновидности. К этим признакам относятся: главная цель путешествия, характер организации путешествия, интенсивность туристского потока, продолжительность тура (путешествия), возрастной признак, используемый транспорт, форма сотрудничества.[1]

В зависимости от главной цели путешествия выделяют следующие разновидности туризма: рекреационный, познавательный, научный, деловой.

Рекреационный туризм - это туризм с целью отдыха, оздоровления и лечения. При этом следует иметь в виду, что пребывание граждан в специальных санаториях (как при наличии больничного листа, так и при его отсутствии) не относится к туризму, так как в данном случае санаторий - это разновидность больницы. Передвижение людей в выходные дни в целях отдыха, развлечения, занятия спортом называется туризмом «конца недели».[2]

Познавательный, или культурный, туризм - это путешествие в целях ознакомления с историко-культурными достопримечательностями и уникальными природными объектами по определенной программе.

В научном туризме преобладает посещение конгрессов, симпозиумов и т.п., причем обычно с последующими экскурсионными поездками.

Деловой туризм (поездки бизнесменов с деловыми целями) представляет собой наиболее динамичный и доходный вид туризма.

По характеру организации путешествия выделяют индивидуальный, групповой, организованный и самодеятельный (неорганизованный), стационарный и передвижной туризм.

Путешествие одного человека по собственному плану, включающему определение районов посещения, продолжительность остановок, условий ночлега и т.п., называется индивидуальным, а путешествие группы людей (в том числе и семьи) на тех же условиях или по плану туристского хозяйствующего субъекта называется групповым туризмом.[9]

Путешествие одного туриста или группы туристов по точному маршруту и регламенту, установленному туристским хозяйствующим субъектом, называется организованным туризмом. Данные туристы и туристский хозяйствующий субъект связаны между собой взаимными требованиями и обязательствами.[6]

Организованные туристы обеспечиваются комплексом туристских услуг по заранее приобретенной путевке на определенный срок (отдыхающие на турбазах, в санаториях, домах отдыха, по курсовкам). К организованным туристам также относятся те, кто на определенный срок приобрел лишь часть туристских услуг (например, курсовку только на питание).

Путешествие отдельного туриста или группы туристов, не связанных никакими взаимными обязательствами с туристским хозяйствующим субъектом, называется самодеятельным (неорганизованным) туризмом. Самодеятельный туризм - это путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно.

Стационарный туризм связан с постоянным местом размещения туриста на весь период действия туристской путевки. Передвижной туризм - это туризм, связанный с путешествием (круизы, туры).[4]

Социальный туризм - это путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды.

По интенсивности туристских путевок различают постоянный и сезонный туризм. Круглогодичное и относительно равномерное посещение туристских регионов называется постоянным туризмом.[11] Это характерно прежде всего для наиболее известных центров цивилизации, культуры, оздоровления: известных городов мира, курортов, мест, располагающих уникальными минеральными водами и грязями.

Ещё один из видов туризма это сезонный - регионы принимают туристов преимущественно в определенное время года.[8] Туристские регионы, посещаемые только в определенное время года (например, летом или зимой), характеризуются как односезонные туристские регионы. Регионы, посещаемые в любое время года (и летом, и зимой), называются двухсезонными. Сезоны в зависимости от степени интенсивности посещения туристами делятся на пиковый (т.е. наиболее загруженный), тихий (со средней степенью загрузки) и мертвый (незагруженный, почти не посещаемый туристами) сезоны.

По продолжительности пребывания туристов в путешествии выделяют кратковременный и продолжительный туризм. Кратковременный туризм - это туризм, когда продолжительность путешествия не превышает трех суток.

Продолжительный туризм - это туризм, при котором срок путешествия более трех суток. В зависимости от сроков пребывания в путешествии существенным образом изменяются потребности туризма.

Сокращение времени путешествия на определенном (постоянном) маршруте ведет к увеличению в расходах туриста доли транспортной составляющей (т.е. его затрат на транспорт). В зависимости от возраста туристов выделяют детский, молодежный, зрелый туризм.

Исходя из используемых транспортных средств для передвижения туристов различают туризм с использованием личного транспорта туриста и общественного транспорта, т.е. транспорта, принадлежащего или арендованного туристским хозяйствующим субъектом. К этим разновидностям туризма относятся автотуризм, караванный круиз, морской и речной круизы и т.п.

По форме сотрудничества можно выделить безвалютный и валютный обмен туристскими группами. Безвалютный обмен представляет собой взаимные поездки туристских групп на основе равенства предоставляемых услуг в течение определенного количества дней. Сотрудничество с партнерскими туристскими хозяйствующими субъектами на валютной основе предполагает оплату предоставляемых услуг платежами в валюте, оговоренной партнерами: как правило, в двухсторонних соглашениях определяется валютная стоимость одного комплексного дня обслуживания.

Классификацию форм туризма можно представить следующей схемой (рис. 1).

Рис. 1. Классификация форм туризма

В послевоенные годы в практике международного туризма быстрыми темпами стали развиваться парадорес и таймшер.

Пapaдорес (англ. parade - выставлять на показ) представляет собой использование старинных замков и дворцов под туристские гостиницы и для экскурсионных целей, чтобы сохранить национальное архитектурное наследие страны.

Таймшер (англ. timeshare - разделение времени) - совместное владение недвижимостью в туристском бизнесе с возможностью пользоваться ею на протяжении определенного времени, пропорционально денежному взносу. Время пользования измеряется в неделях, которые сгруппированы в три цвета (красный - самый дорогой, белый и голубой) и отражают динамику спроса по сезонам.

Владелец, точнее совладелец, кондоминиума (т.е. совместного владения) может отдыхать в приобретенных аппартаментах в «свои» недели или обменять место отдыха на аналогичное в рамках «цвета».

В 1971 г. создана глобальная система RCI (Recort Condominiums International), т.е. это система приобретения долговременной аренды (на 25-30 лет) и обмена коттеджей на знаменитых курортах практически во всем мире (2400 отелей и курортов).

Итак, подводя итоги всему выше сказанному, мы смело можем заявить, что в полной мере рассмотрели основные понятия, связанные с туристическими услугами, и понаблюдали применение этих понятий на примере самых ранних попыток туризма. Этих знаний нам хватит для того, чтобы перейти к анализу влияния туризма на современную экономику.

Глава 2. Туризм в современной экономике

2.1 Экономическая сущность и содержание туризма

Туризм (фр. tourisme tour - прогулка, поездка) возник как продукт развития цивилизации. Туризм - это прежде всего удовольствие, удовлетворение любознательности.

На определенном этапе развития экономики, когда потребность в путешествиях резко возросла, появились и производители услуг для таких путешествий. Это привело к формированию товара особого вида - туризма.

Итак, сначала туризм возник как товар, который можно купить и продать на потребительском рынке. Туризм как товар реализуется в форме услуг (материальных и нематериальных).

Возникновение туризма как товара потребовало формирования соответствующей материально-технической базы, наличия квалифицированных кадров по обслуживанию туристов и целенаправленного управления туристскими хозяйствующими субъектами. Все это обусловило необходимость организационного обособления туризма в самостоятельную отрасль народного хозяйства.

Производители услуг, предназначенных для обслуживания туристов (путешествующих людей), объединились в отрасль «туризм». Туризм не является товаром первой жизненной необходимости, поэтому он становится насущной потребностью человека только при определенном уровне его дохода и определенном уровне богатства общества.

Точное определение туризма должно базироваться на следующих экономических характеристиках:

туризм есть результат передвижения людей по различным туристским маршрутам;

туризм всегда включает два элемента: путешествие в пункт назначения и остановку там;

путешествие означает выезд из страны (или региона), где турист постоянно проживает;

туризм - это временное движение туриста по туристскому маршруту, т.е. турист возвращается через какое-то время к месту его постоянного проживания;

туризм - это путешествие, не включающее деятельность по извлечению прибыли.

Современное определение туризма, принятое ООН, заключается в том, что туризм - это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства.

Законом РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» закреплено следующее определение туризма: «Туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познаваемых, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания».

Туризм характеризуется временным перемещением населения из одного региона (район, город, страна) в другой, если оно не связано с переменой места жительства и работы. Туризм - это удовольствие, связанное с путешествием в целях отдыха, лечения, участия в культурных, научных или деловых встречах.

Международный туризм сегодня представляет собой динамично развивающуюся сферу внешнеэкономической деятельности, которая во многих странах мира превратилась в бурно растущую отрасль большого бизнеса. На долю туристского бизнеса приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% суммарных капитальных вложений, 11% мировых потребительских расходов и 5% всех налоговых поступлений. В 1995 г. каждое 16-е рабочее место в мире приходилось на туризм. Доля международного туризма составляет около 7% мирового экспорта. По этим показателям можно сделать вывод, что в сумме поступивших доходов от экспорта туризм занимает третье место после доходов от экспорта нефти и нефтепродуктов и после доходов от экспорта автомобилей. По прогнозам Всемирной туристской организации удельный вес туризма в создании мирового валового национального продукта достигнет к 2000 г. 11-12%.

Туристский бизнес привлекает предпринимателей наименьшими стартовыми инвестициями, быстрым сроком их окупаемости, постоянно растущим спросом на услуги туризма, высоким уровнем рентабельности произведенных затрат.

.2 Туризм в Российской Федерации

Туризм в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристической деятельности» и рядом других нормативных документов по вопросам лицензирования туристической деятельности и сертификации туристических услуг. Закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристического рынка в России, и порядок рационального использования туристических ресурсов, т.е. природных, исторических, социально-культурных и иных объектов, которые способны удовлетворять духовные потребности туристов и содействовать восстановлению и развитию их физических сил.

Все важнейшие понятия системы туризма, которые употребляются в его российской правовой базе, соответствуют общепринятым международным терминам. Закон выделяет туризм выездной (импорт туристических услуг) и туризм въездной (экспорт туристических услуг), которые в сумме составляют международный туризм в России. Кроме того, выделяют внутренний туризм (путешествия лиц, постоянно проживающих в РФ, по территории страны), а в его составе - туризм социальный и самодеятельный. Закон рассматривает туризм как одну из приоритетных отраслей экономики страны.

В СССР международный туризм был жестко монополизирован в рамках немногих организаций в соответствии с государственной монополией на внешнеэкономическую деятельность. Въездной (иностранный) туризм был сосредоточен в государственной организации «Интурист», а выездной - в Центральном совете по туризму и экскурсиям при Всесоюзном центральном совете профсоюзов и Бюро международного молодежного туризма «Спутник» при ЦК ВЛКСМ, которые формально находились в собственности общественных организаций.

Быстрый рост международных поездок граждан произошел во второй половине 80-х гг. В этот период основной поток международного обмена осуществлялся между СССР и странами Центральной и Восточной Европы. Максимального объема международный туризм в России в условиях СССР достиг в 1989 г. (въезд туристов 2,3 млн. человек, выезд - 2,2 млн). Международный туризм в РФ в 90-е гг. стал более динамичным, чем в последние годы существования СССР в целом.(Таблица 2.1)

Таблица 2.1

Год

Въездной туризм

Выездной туризм

1993

1543

1577

1994

915

2522

1995

1787

2555

1996

1716

3422

1997

2290

4084

1998

1904

3251

1999

1924

2580

2000

 2215

 4252


Но даже в лучшие годы поток российских туристов не составлял и 1% мирового. Рассмотрим же, какие страны являются лидерами на рынке туристических услуг.(Таблица 2.2)

Таблица 2.2

Ведущие страны мира по доходам от иностранного туризма в 1996 г.

  Страна

Доход


в млрд. дол. США

в % от мирового итога

 1. США

64,4

15,2

 2. Испания

28,4

6,7

 3. Франция

28,2

6,7

 4. Италия

27,3

6,5

 5. Великобритания

20,4

4,8

 6. Австрия

15,1

3,6

 7. Германия

13,2

3,1

 8. Гонконг

11,2

2,7

 9. Китай

10,5

2,5

10. Швейцария

 9,9

2,3


Международный туризм России на современном этапе можно охарактеризовать, исходя из слов В. Стржалковского: «В последние годы туризм во всем мире развивается очень успешно и динамично. Не отстает в этом плане и Российская Федерация. Все больше наших граждан имеют возможность путешествовать как внутри страны, так и за границей. Внутренний туризм в России в последние годы развивается достаточно интенсивно: строятся новые отели, открываются новые объекты развлечений, модернизируются аэропорты, совершенствуются услуги железной дороги, ремонтируются и создаются новые автомобильные дороги - все это непосредственным образом сказывается на увеличении количества туристов и на улучшении качества их отдыха».

На сегодняшний день существует ряд программ по поддержке туризма. Это федеральные целевые программы "Юг России", "Дальний Восток и Забайкалье"; в некоторые региональные программы включены туристические объекты. Всего существует 42 федеральные программы.

По словам главы Федерального агентства по туризму существует ряд проблем: растут цены на услуги, и услуги не только гостиниц, но и питания. Туры в Российскую Федерацию для иностранцев становятся все дороже и дороже, и это не позволяет существенно увеличить количество иностранных туристов в РФ.

Наиболее привлекательные регионы для иностранцев

Санкт-Петербург

Москва

Востребованы и интересны Байкал, Камчатка, путешествия по железной дороге "Транссиб" и речные круизы Москва - Санкт-Петербург. Очень популярным стал приграничный туризм: это Калининградская область, Ленинградская область (Финляндия) и Дальний Восток (граница с Китаем). В ближайшей в перспективе восстановится интерес иностранных туристов, в первую очередь туристов из бывших стран Варшавского договора и Скандинавии, к Краснодарскому краю и к Кавказским Минеральным Водам.

Глава Ростуризма, не отрицая, что на рынке остаются недобросовестные операторы, отметил, что ситуация исправляется: "Еще несколько лет назад мы, к сожалению, были бессильны против плохой, некачественной, непрофессиональной работы туроператоров. Поправки в закон об основах туристической деятельности, которые проходили очень непросто, ввели финансовую ответственность, финансовые гарантии туроператора".

Федеральное агентство по туризму ставит перед собой несколько основных задач на ближайший год: это содействие развитию инфраструктуры туризма в РФ, что осуществляется в основном через федеральные целевые программы. Следующая задача - это продвижение российского туризма и возможности отдыха, как за рубежом, так и внутри страны. Еще одна задача - совершенствование подготовки кадров. В этом году, помимо принятия поправок в закон "Об основах туристической деятельности", приняты правила классификации лыжных трасс, пляжей. Также проводится классификация гостиниц. По словам главы Ростуризма, туризм в Российской Федерации развивается и имеет определенные успехи, хотя есть и проблемы.

На сегодняшний день Россия является членом Всемирной туристской организации (ЮНВТО) - специализированного учреждения Организации Объединенных Наций с 1975 года. В ноябре 2006 года в Москве состоялось 5-е заседание Совместного комитета сотрудничества Россия - АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии). В рамках реализации Комплексной Программы действий по сотрудничеству между Российской Федерацией на 2005-2015 гг. Федеральное агентство по туризму совместно с Российским государственным университетом туризма и сервиса разработало Программу «Обучение туроператоров из стран АСЕАН и России» с использованием передовых дистанционных технологий. Целью данной Программы является увеличение туристского обмена со странами АСЕАН и повышение качества обслуживания туристов.

Межправительственный форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) образован в ноябре 1989 г. В 1998 г. В него вступила Россия. В целом АТЭС рассматривается Россией как эффективный механизм взаимодействия по решению острейших региональных и общемировых проблем. Участие России в АТЭС используется для активного вовлечения потенциалов Сибири и Дальнего Востока в действующие в рамках Форума механизмы экономической интеграции.

ШОС - международная региональная организация. Ее деятельность началась с двустороннего формата отношений между Россией и Китаем в 1996 г. В настоящее время в Ростуризме разработана Программа мероприятий по развитию сотрудничества в сфере туризма, связанных с председательством России в ШОС в 2008-2009 годах.

Итак, как мы заметили, хоть Российская Федерация в силу разных обстоятельств не является лидером на рынке туризма, у нас есть те рекреационно-ландшафтные условия, которые могут заинтересовать неплохой процент иностранных туристов.

Глава 3. Рынок туристических услуг и методы его совершенствования

3.1 Поведение туристического рынка в условиях кризиса

В среднесрочной перспективе ожидается значительное снижение объема делового и корпоративного туризма, который пострадает от мирового экономического спада в большей степени, чем путешествия с целью отдыха и оздоровления.

Главными итогами прошлого года для рынка делового туризма стали ощутимое сокращение спроса, обострение конкуренции агентств и снижение рентабельности. Тем не менее в нынешнем году участники рынка настроены решительно: самые осторожные немного превысить прошлогодние объёмы, оптимисты - увеличить показатели как минимум втрое.

Низкие показатели доходности стали болью абсолютно для всех компаний, занимающихся деловым туризмом. По саамы скромным подсчётам, уровень рентабельности снизился по меньшей мере в два раза по сравнению с докризисным, что было связано с сокращением расходов компаниями- заказчиками с одной стороны и обострившейся конкурентной борьбой между агентствами - с другой.

Объём заказов в прошлом году, по разным оценкам, сократился на 20 - 40 %. При этом сегмент, связанный с обслуживанием командировок, по мнению части экспертов, чувствовал себя гораздо лучше, чем MICE *. Спрос на business travel в кризисное время упал примерно на 30 %, ВТО время как в MICE - сегменте снижение по итогам года составило 50-70 %. Другие же специалисты уверены, что оба сегмента делового туризма пострадали в равной степени, так как это «неразрывно связанные между собой куски бизнеса», и проседание того или иного сегмента в случае каждой конкретной компании зависит от её клиентского портфеля. Показатели агентств, обслуживающих компании наиболее пострадавших от кризиса отраслей, естественным образом отличались с более сбалансированными портфелями.

Все эксперты отмечают неравномерное «проседание» MICE -сегмента: так, спрос на корпоративные торжества сократился гораздо существенней, чем на организацию встреч, конференций, участие в выставках. Интенсив поездки в прошлом году могли себе позволить только очень крупные компании, в основном филиалы международных корпораций. Остальные если и задумывались о поощрении и мотивации сотрудников, то предпочитали делать это более бюджетными способами. Тем более что в непростых рыночных условиях поощрение сотрудников отходит на второй план перед более насущными проблемами.

Особенно трудной выдалась первая половина 2009 года, отмеченная большим количеством аннуляций. В некоторых компаниях их количество составляло треть от общего объёма заявок. Очевидно, что в условиях нестабильной макроэкономической ситуации и неясных перспектив часть заказчиков предпочитала переносить деловые поездки и выездные мероприятия на неопределённый срок. Остальные скорректировали свою travel policy (внутренние корпоративные стандарты по процедурам заказа услуг для осуществления деловых поездок) таким образом, чтобы выезжать с деловыми целями только в случае крайней необходимости.

А что касается клиентов, они так никогда придирчиво не относились к результатам тендеров, тщательно и занудно сравнивая ценовые предложения. В этой борьбе за каждую копейку, агентствам пришлось максимально снижать размер своей комиссии. Переговоры, касающиеся соотношения «цена-качество» стали более жесткими, что привело лишь к большому взаимопониманию между агентствами, клиентами и поставщиками.

Туго затянув пояса, заказчики стали заметно более рачительными и стремились, чтобы каждый рубль, затраченный на организацию командировки и тем более выездного мероприятия, приносил максимально возможную прибыль. С целью сокращения транспортных расходов часть клиентов предпочитали пересесть на поезда. Заказчики отказались от кейтерина, услуг таксистов, участники выставок сокращали площади и стенды, при этом выбирая только самые значительные отраслевые выставочные площадки. Возросла популярность услуг по оптимизации и контролю бюджета на организацию деловых поездок.

Что касается выбора направления для проведения для проведения выездных мероприятий, часть экспертов отметили оживление интереса к внутрироссийским направлениям, особенно к Подмосковью. До кризиса 70-80% клиентов выезжали за рубеж, то в прошлом году эти же 80% переориентировались на Россию и в меньшей степени на СНГ.

Мировая рецессия и степень её влияния на различные отрасли экономики привели к рокировке среди индустрий-заказчиков на рынке делового туризма. Так, по наблюдению экпертов, больше всего бюджеты на организацию business travel и MICE сократили инвестиционные банкиры, IT, риелторы, автомобилестроители, и промышленники. Более стойким к влиянию кризиса оказались рынок косметики и вооружения, а так же инновационная индустрия. Но безусловным лидером осталась фарминдустрия. Им кризис пошёл только впрок: количество заказов росло.

Несмотря на сложную конъюнктуру 2009 год рынок делового туризма перенёс без особых потерь. Практически все компании остались на рынке и довольно быстро адаптировались к непростым экономическим условиям. При этом кризис преподнёс отрасли урок: с началом кризиса большинству агентств стало значительно сложнее получать прежде столь доступные овердрафты.

Оживление на рынке делового туризма, по словам экспертов, стало заметно с конца прошлого года. Заказов становиться больше, особенно в сегменте business travel.

Конец 2009 года по объёмам продаж примерно совпал с концом 2007 года. Что же касается спроса на MICE - услуги, заметно просевшего в прошлом году, то и здесь отмечается положительная динамика, хотя темпы роста и отстают от business travel. Тем не менее часть компаний, специализирующихся на MICE, итогами первых двух месяцев весьма довольны.

Между тем на рентабельности увеличение спроса пока никак не отразилось. Учитывая, что повышать размер комиссии, рискуя потерять часть потенциальной клиентуры, в ближайшее время вряд ли кто-нибудь решиться. Уровень рентабельности будет низким ещё очень долго.

Что касается прогнозов на текущий год, большая часть экспертов смотрят в будущее с оптимизмом. Разняться только оценки потенциала рынка. Некоторые эксперты уверены, что деловой туризм покажет как минимум двукратный рост: те деловые мероприятия, которые были «заморожены», всё равно придётся провести.

В том, что по объёмам 2010 год оставит далеко позади год ушедший уверенны эксперты из BTAА (Ассоциация Агентств Делового Туризма): «Business travel продолжит расти, прирост в сегменте MICE может достичь 15 - 20 %. Что касается докризисных показателей, то, по оценкам экспертов, business travel уже его достиг, а восстановление MICE будет зависеть от ряда обстоятельств, в том числе мировых цен на нефть, ситуации с возвратом потребительских кредитов, готовности и способности российской власти прийти, в случае необходимости, на помощь бизнесу»

.2 Факторы, вызывающие потребность в туризме и влияющие на его развитие

Факторы, вызывающие потребность в туризме, могут быть сведены к трем основным группам: познавательные, региональные, экономические.

К группе познавательных факторов относится интерес к историческим, культурным, хозяйственным и природно-климатическим достопримечательностям.

К историко-культурным достопримечательностям следует отнести исторические и археологические памятники, музеи, художественные галереи, театры и другие объекты.

Особые интерес вызывают также обычаи, одежда, кухня и другие проявления народного творчества, характеризуемые как этнографические достопримечательности.

К природно-климатическим достопримечательностям следует отнести благоприятные климатические условия (умеренная температура воздуха, обилие безветренных, сухих, солнечных дней и т.п.), красоты пейзажей (леса, моря, озера, горы, пещеры). Географические и климатические условия благоприятствуют развитию летнего и зимнего спорта. Особую привлекательность имеют районы, которые способствуют лечению и оздоровлению туристов.

К хозяйственным достопримечательностям следует относить своеобразие форм ведения хозяйства.

К группе региональных факторов относятся события в данном регионе, которые могут стать причиной посещения региона туристами, например театральные и музыкальные фестивали, кинофестивали, спортивные соревнования разного рода (олимпиады, игры доброй воли, спартакиады, всесоюзные состязания и т.п.), ярмарки, карнавалы, выставки и т.п.

В группу экономических факторов включаются социально-экономические условия путешествия. К ним относятся сфера услуг, транспортная система, сфера розничной торговли и предприятий питания, в том числе магазины для иностранных туристов, реализующих товары по низким ценам.

Туризм бывает внутренний и международный. Участник международного туризма называется иностранным туристом.

Термин «иностранный турист» (в международных договорах - просто «турист») прошел длительную эволюцию, которая к настоящему времени еще не закончена.

Начало ей положили рекомендации Комитета экспертов Лиги наций 1937 г., по которым принято «считать туристом всякого, кто находится не менее 24 часов в стране, в которой он не живет»*. Данное определение иностранного туриста является очень расплывчатым, которое можно применять к любым иностранцам, находящимся в другой стране более 24 часов (эмигрант, транзитный пассажир, преступник, наемник, беженец) и поэтому оно неправильно.

ООН неоднократно рассматривала определение иностранного туриста.

По определению, сформулированному Римской конференцией ООН по международному туризму и путешествиям в 1963 г., туристами считаются также студенты и учащиеся, находящиеся за границей.

Были установлены следующие основные группы туристов:

граждане, которые едут для развлечения, по семейным причинам, на лечение и по другим соображениям;

граждане, которые едут на заседания, съезды (научные, административные, спортивные и др.);

граждане, которые едут по служебным делам;

граждане, предпринимающие поездку по морю, хотя и на срок меньше 24 часов.

Туристами не считаются:

граждане, приезжающие в страну по договору или без договора искать работу; граждане, оставшиеся в стране на постоянное местожительство;

жители пограничных районов, живущие по одну сторону границы, а работающие по другую ее сторону.

Такое определение международного туриста было признано Международным союзом официальных туристских организаций (МСОТО).

Однако многие государства на международном уровне не выработали четкого и единообразного толкования термина «турист» и тем самым не определили предмет международных договоров и соглашений об их сотрудничестве в области международного туризма.

Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» дает следующее понятие туриста: «Турист- гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки».

Туризм как товар реализуется в форме услуг.

Услуга туризма, как и услуга вообще, есть действие определенной потребительской стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет, как правило, в момент своего проявления ту или иную человеческую потребность. При этом услуга может быть оказана либо вещью, т.е. при помощи вещи (товара), либо в процессе функционирования самого живого труда.

Указанные два способа производства услуг обусловливают и два вида самих услуг. Первый вид услуг - это такие услуги, которые опосредствуются вещью, имеют дело с потребительскими товарами. Оказание услуг подобного рода по своему содержанию ничем не отличается от процесса труда в материальном производстве, тождественно ему, поскольку здесь налицо все пять элементов процесса труда: средства труда, предметы труда, сам труд (т.е. целенаправленная деятельность человека), технология и организация. Это дает основание называть услуги первого вида материальными (производственными). Примером этого вида услуг являются услуги по производству продуктов питания для туриста.

Второй вид услуг - это услуги, действие которых направлено непосредственно на человека или окружающие его условия. Услуги этого вида не связаны с материальными продуктами. Создание этих услуг совпадает с их потреблением. Данные услуги являются нематериальными (непроизводительными). К ним относятся услуги по реализации туристских путевок, по обслуживанию туристов в гостиницах и на предприятиях питания, по организации концертных выступлений и т.п. Как и любой товар, нематериальная услуга представляет собой единство потребительской стоимости и стоимости.

В качестве потребительской стоимости труд удовлетворяет конкретную потребность людей. Потребление такой услуги означает особую потребительскую стоимость, которую доставляет этот труд, подобно всякому другому товару. Данная потребительская стоимость этого труда называется услугой, так как труд оказывает услугу не в качестве вещи, а в качестве деятельности.

Нематериальные услуги имеют и стоимость, эквивалентную затратам общественного труда, необходимым для их производства.

При обмене услуг на услуги, как и при всяком обмене товара на товар, эквивалент дается за эквивалент. Обладая стоимостью, нематериальные услуги, естественно, должны иметь и меновую стоимость. Для производителей этих услуг они являются товарами. Поэтому они имеют потребительную стоимость, а значит, и издержки производства и меновую стоимость.

В процессе производства нематериальных услуг затрачивается как конкретный, так и абстрактный труд, которым создается как их потребительская стоимость, так и стоимость.

Вся деятельность туристского хозяйствующего субъекта связана с предоставлением туристам различных услуг. Туристы выступают потребителями услуг, производимых хозяйствующими субъектами.

Туристские хозяйствующие субъекты выполняют три функции:

) производство услуг туризма;

) реализация этих услуг;

) организация потребления данных услуг.

В процессе реализации и организации потребления услуг происходит обслуживание туристов, так как деятельность по продаже и организации потребления - это процесс обслуживания. Наличие этих трех функций позволяет объединить все туристские хозяйствующие субъекты в единую отрасль - туризм.

До настоящего времени в действующей классификации отраслей народного хозяйства отрасль туризм не имеет четкого производственного и социально-экономического статуса. Это является результатом несоответствия в современный период отраслевого принципа построения классификационной схемы общественного производства условиям функционирования рыночной экономики.

Развертывание научно-технической революции ведет к тому, что старое понятие «отрасли» как таковой постепенно размывается. Для рыночной экономики характерно не столько развитие обособленных отраслей, сколько функционирование диверсифицированных межотраслевых комплексов.

При растущей диверсификации общественного производства критерием отрасли становится ее функциональная роль в удовлетворении общественных потребностей. Поэтому в составе отраслей социальной сферы, удовлетворяющих потребности населения в средствах потребления (товары и услуги вместе взятые), и выделяется комплекс отраслей социально-бытовой инфраструктуры, куда входит и туризм. Критериями отрасли уже становится не предметность продукта, а его назначение. Поэтому туризм, где производятся как предметы потребления (пища, сувениры и т.д.), так и услуги (размещение в гостинице, обслуживание и т.п.), имеет в этом смысл единый функциональный критерий.

Место туризма в составе отраслей народнохозяйственного комплекса нужно оценивать со следующих позиций.

Туризм - это диверсифицированный межотраслевой комплекс социально-бытовой инфраструктуры. Особенность туризма определяет двойственность назначения туризма в экономике страны.

Туризм создает новую материальную ценность и реализует ее в форме услуг, а также выполняет и реализует нематериальные услуги по обслуживанию туристов, поэтому имеет производственные и непроизводственные функции.Хозяйственный процесс, протекающий в отрасли туризма, является производственно-обслуживающим процессом.

Во-первых, что так называемый синдром «11 сентября». Эксперты уверенны, что он все еще оказывает влияние на мировой туристский рынок, но иногда его влияние преувеличивается. Фактор террористической угрозы, уже прочно занял свое место в современном мире, По мнению специалистов ВТО в 2002 г. его влияние на туризм было локальным и ограниченным во времени.

Наибольший ущерб индустрии туризма, по-видимому, принес теракт на тунисском курорте Джерба, отразившийся на динамике туристских прибытий всей Северной Африки, поскольку он был совершен в преддверии высокого сезона. Взрывы в Момбасе, произошедшие поздней осенью, оказали на туристскую индустрию Африки гораздо меньшее влияние. Не вызвали серьезного кризиса в туризме и теракты в Индонезии, хотя трагедия на Бали обернулась для страны падением туристского потока на 2,2%. Все эти факты свидетельствуют о том, что экономическая ситуация в мире оказывает на международный туризм намного большее влияние, чем террористическая угроза.

Во-вторых, финансовый кризис. В результате чего резко снизился спрос на туристские услуги, что составило в общей сложности на 30%, Причиной такому снижению спроса стало боязнь людей в условиях кризиса тратить деньги на поездки.

Несмотря на то, что за последние несколько лет туризм в нашей стране стал динамично развивающейся отраслью, оказывающей все более заметное влияние на экономику и социальную сферу (от промышленного производства до сельского хозяйства, включая транспортные коммуникации, гостиничное хозяйство, общественное питание), в условиях кризиса, необходимо активнее развивать внутренние и региональные факторы. В результате чего, особое значение приобретает развитие внутреннего туризма. Это направление является приоритетным для государственного регулирования, что отражено в Законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации.

В первую очередь от кризиса пострадала основная прослойка активно путешествующих - средней класс, ведь именно он всегда составлял основную часть путешествующих. Массовый туризм так же не мало пострадает от кризиса. Уже цены на дальние направления выросли на 10-40% по сравнению с 2008 годом. И все из-за удорожания стоимости перелета. Например, если в прошлом году в Таиланд, можно было улететь за $500, то сейчас место в эконом классе стоит не менее $1100. В среднем на дальних направлениях дешевые туры подорожали в 2 раза и более, в дорогих сегментах удорожание составило 15-20%.

Негативные последствия финансового кризиса для туристской отрасли некоторые эксперты сравнивают с дефолтом в 1998 году. В то время тоже снизился турпоток, но тогда количество туристов уменьшилось незначительно. Ведь была девальвация, цена путевок уменьшилась, сейчас же этого не произойдет. Путевки, авиа - и железнодорожные билеты останутся дорогими, так как объективных причин для снижения цен нет, а вот денег у предприятий и граждан станет меньше. Основу стоимости авиабилетов составляют затраты на авиатопливо, а цены хоть немного и упали в последнее время, но остались по-прежнему достаточно высокими. Отдых на Байкале будет таким же дорогим для москвичей, как, к примеру, поездка в Турцию или Египет. Это объясняется просто. Себестоимость турпутевки, которую составляет завышенная плата за аренду земли, затраты на содержание и благоустройство турбаз, транспортные расходы - по-прежнему останется высокой, это не зависит от туроператоров.

Кризис коснулся в основном экзотических стран, дальнемагистральных направлений (Юго-Восточной Азии, Карибского региона) и фешенебельных курортов. При этом туристский рынок вошел в кризис раньше других отраслей. Уже с июня 2008 г. началась стагнация, а на некоторых направлениях наблюдалось снижение турпотока. В такой ситуации большинство туроператоров оказались не в состоянии оплатить чартеры и блоки мест в отелях, поскольку в условиях финансового кризиса банки отказывают в кредитах тем сферам экономики, которые являются низкодоходными и рисковыми. В связи с эти цены на размещение и авиаперелет растут, а число чартеров сокращается. Падение спроса на организованный отдых и увеличение затрат туроператоров уже привело к банкротству нескольких крупных туристских компаний.

В-третьих, международные отношения. Они оказывают огромное влияние на туризм. Примером тому служит Таиланд, в двух крупнейших аэропортах которого, блокированных местной оппозицией в последних числах ноября, застряли десятки тысячи иностранных туристов. Это стало настоящей головной болью и для российских туроператоров. Проблему разрешил Конституционный суд этой страны, 2 декабря освободив от должности действовавшего премьера. После чего удовлетворенные решением КС оппозиционеры освободили аэропорты. Первый рейс в международном аэропорту Бангкока был принят 3 декабря, о чем информагентство ИТАР-ТАСС сообщило в числе первополосных новостей. В самые "горячие" дни политического продажа туров на таиландском направлении практически прекратилась, сейчас их реализация возобновляется.

Свыше 60% всех прибытий иностранных туристов и 70 75% совершаемых в мире поездок приходится на промышленно развитые страны.

В 2002 г. увеличилась на 3,2% средняя продолжительность путе шествий и составила 9,4 ночи (10,4 дня). На 10,6% вырос уровень рас ходов при путешествиях по Европе, что связано с инфляционными процессами и переходом ряда стран на евро, который повлек за собой повышение цен на туристские услуги. По целям поездок лидируют пляжные туры, связанные с пребыванием у воды (круизы, озерный туризм), лечебные туры и событийный туризм.

Долгосрочные перспективы развития туризма представляются специалистам оптимистическими. Согласно прогнозу Всемирной туристской организации к 2010 г. в мире ежегодно будут путешествовать около 1 млрд человек, к 2020 г. до 1,5 млрд человек, а доходы от туризма могут составить примерно 2 трлн дол. США.

Для 83% стран мира туризм в настоящее время является одним из пяти основных источников дохода, а для 38% стран туризм это главный источник дохода. Туризм занимает первое место в мире среди всех остальных секторов экономики по количеству рабочих мест. Если в 1998 г. в сфере туризма было занято 115 млн человек, то прогнозируется, что к 2020 г. в мире будет создано 550 млн рабочих мест.

В настоящее время туризм в различных странах развит очень не равномерно. Преимущественно туристы выезжают из высокоразвитых стран, являющихся, по терминологии Всемирной туристской организации, странами поставщиками туристов. В эту группу входят государства, где процент населения, выезжающего в заграничные поездки, выше 10. Количество таких стран невелико (12 17), однако их список постоянно пополняется. До недавнего времени в их число, помимо высокоразвитых стран Западной и Северной Европы, Северной Америки и Японии, входили государства Восточной Европы, района Персидского залива. Сегодня их место активно занимают новые индустриальные страны, развивающиеся государства, достигшие высокой степени развития, Республика Корея, Сингапур и др.

Странами поставщиками туристов формируется основной поток туристов в развивающиеся государства. Выездной туризм в развивающихся странах представлен слабо.

3.3 Рекомендации по улучшению ситуации на туристическом рынке малых исторических городов России

Нам хотелось бы представить вашему вниманию наши идеи о том, как улучшить положение России на мировом рынке туристических услуг. Ведь в нашей стране есть огромное количество уникальных исторических памятников, о которых мало кто знает за рубежом, но при правильном их позиционировании с помощью этих памятников можно существенно поднять положение России на туристическом рынке.

Как показали предыдущие исследования, туристический потенциал малых исторических городов необычайно велик. Однако отсутствие информации и о большинстве из них (тех, что не входят в Ассоциацию малых исторических городов России), слабо развитая туристическая инфраструктура, сводит на нет всю их историческую ценность. Поэтому в настоящем пункте мы постараемся дать объективные рекомендации по улучшению ситуации на туристическом рынке малых исторических городов России.

Анализ российского и зарубежного законодательства в сфере туризма позволяет выявить положения, которые в российских нормативных актах, регулирующих туристскую деятельность, ранее не рассматривались, а именно: создание системы гарантий выполнения туристской программы, разработка квалификационных требований для профессиональных туристских кадров и включение их в нормативы лицензирования туристских фирм, разработка положения об ответственности за недостоверность рекламы туристских услуг.

Важной задачей государственного регулирования является упорядочение отношений собственности в сфере туристских услуг. Следует отметить приоритетность частной формы собственности в развитии регионального туризма . Именно малое и среднее предпринимательство ориентировано на оптимизированное использование имеющихся ресурсов, высокую степень ответственности госвласти за эксплуатацию туристских возможностей территории.

Государственные предприятия, как правило, оказываются менее прибыльны, чем частные, имеют более низкую эффективность, обладают слабой восприимчивостью к инновациям и неоправданно большим управленческим аппаратом. Т.е. необходимо налаживать систему, где роль государства сводится к развитию социальной и институциональной инфраструктуры туризма.

Необходимо, чтобы государство, создало стимулирующие условия для частного бизнеса, что позволит без существенных финансовых затрат добивается двоякой цели: роста экономики и доходной части бюджета, с одной стороны, и развития регионального туризма и его инфраструктуры - с другой. Хотя, в целом, эта тенденция уже была нами замечена как осуществляемая на государственном уровне.

Многими исследователями особо важным для регионального туризма признается его программно-целевое развитие. При этом отмечается приоритетность государственной налоговой, кредитной и финансовой поддержки туристского предпринимательства, связанной с вложением значительных государственных средств (кредитные льготы, субсидии, освобождение от налогов, пошлин и т.д.). Сегодня, согласно Крутику А.Б., вполне можно сделать вывод о нецелесообразности применения таких убыточных форм поддержки в современных российских условиях.

Согласно В.Ю.Островской, ведущая роль должна принадлежать более эффективным экономическим формам государственной поддержки, в частности налоговым кредитам, налоговому и таможенному льготированию, организации целевых инвестиционных фондов, государственным гарантиям по кредитам и лизинговым операциям, а также льготному арендному использованию государственной собственности .

Структурные перемены в современной отечественной экономике позволяет говорить о необходимости кардинальной структурной перестройки регионального туризма в малых исторических городах, в первую очередь, путем изменения приоритетов - перехода от исключительной ориентации на элитарный туризм к развитию массовых видов туризма.

Исследование туристской индустрии и рынка туруслуг и предпочтений потребителей позволило выявить приоритеты в развитии регионального туризма по видам и формам реализации туристских услуг.

Основные предложения по развитию регионального туризма со стороны государства ориентированы, прежде всего, на:

. Развитие социальных программ в туризме в малых исторических городах, развитие учебных туров (специализированный туризм), культурно-массовых программ (событийный туризм);

2. Стимулирование развития инфраструктуры туризма и туристских услуг в малых исторических городах;

. Поддержку материально-технической базы туризма в малых исторических городах;

. Реставрацию и ремонт культурно-исторических памятников в малых исторических городах;

. Развитие туристской бизнес-среды (сотрудничество с научными организациями, стимулирование туристского бизнеса в малых городах и районах) в малых исторических городах;

. Организацию информационной поддержки туристских объектов

регионального значения в малых исторических городах;

. Развитие объединений и ассоциаций предпринимателей в туризме и его инфраструктуре в малых исторических городах.

Рассмотрим самые значительные проблемы, мешающие развитию туризма и предложим методы решения на основе наших знаний и мирового опыта решения подобных проблем:

Исчезновение памятников культуры. Решение проблемы - разработка единой специальной программы по сохранению памятников истории вне зависимости от значительности памятника (как показывает опыт, бывают случаи, когда на первый взгляд, малозначительный памятник оказывается ключом к более древней истории)

Слабое развитие туристической инфраструктуры. В первую очередь, вложения, возможно, частичные вложения заинтересованных фирм с гарантией со стороны государства о возвращении средств в виде прибыли, полученной от туризма фирмам-вкладчикам.

Старый автопарк. Решением будет понижение налоговых ставок на импортируемые для туристических целей автобусы, либо льготная система налогообложения на эту категорию иномарок.

Маленький поток иностранных туристов в малые исторические города России. Решением станет снижение стоимости визы в страну для иностранцев и решение ряда указанных проблем: стимулирование фирм, занимающихся этим сегментом туристического рынка, создание справочников по малым историческим городам России на иностранных языках, реклама на зарубежном рынке туристического продукта в малых исторических городах страны.

Слабая эффективность государственных программ по развитию туризма в малых исторических городах страны. Чтобы решить эту проблему нужно установить централизованный контроль за туристическим рынком страны, выработку новых политически-экономических программ по поддержанию туристического рынка. Необходимо учесть большой географический разброс малых исторических городов. Для чего необходимо усовершенствовать туристическую сеть по стране. Конечно, начало этому уже положено. Существуют интернет-магазины перепродаж туристических путевок по России. Однако они ограничены предложениями первичных фирм. Существует так же Ассоциация Малых Исторических Городов России, однако, туда вступает слишком мало регионов. Необходимо повысить привлекательность вступления в эту Ассоциацию. Этому, на наш взгляд, может послужить просвещение руководящих органов регионов и малых исторических городов в том числе.

Информационная неосвещенность турпродукта в малых исторических городах России. Проблему решит создание специализированной рекламы, печать брошюр и буклетов для иностранных гостей и для туристов, создание специализированных сайтов по малым историческим городам России (в настоящий момент, имеется всего один сайт, освещающий туристический потенциал страны в малых исторических городах страны).

Качество сервиса. Качество сервиса на наш взгляд, должно стимулироваться прежде всего в каждом отдельно взятом учреждении. Необходимо устраивать проверки качества обслуживания, то есть необходимо наладить государственный контроль качества так, чтобы это носило еще и педагогический характер. Бизнесмены в этой сфере должны осознавать прямую зависимость прибыли от качества сервиса.

Дороговизна турпродукта в малых исторических городах России. Только государственное комплексное вмешательство, исключение ряда проблем, составляющих высокую стоимость, в том числе, возможность покупки льготных билетов на поезда для туристического путешествия в удаленные регионы нашей Родины, способно разрешить эту проблему.

Таким образом, если все эти проблемы будут решаться, то наша страна сможет не просто заработать большое количество денег на туристических услугах, но и показать всему миру разнообразие наших историко-культурных богатств.

Заключение

Подводя итоги нашей работы, хочется сказать о том, что с каждым годом, по мере того, как будут развиваться транспортные услуги, у миллионов людей будет рождаться желание посетить города, в которых он никогда не бывал. Увы, в нашей стране огромное количество городов, в которых есть уникальные памятники истории, о которых в других странах в силу разных причин почти ничего не известно, это несправедливо и с культурной, и с экономической точки зрения. Поэтому если компании, занимающиеся оказанием туристических услуг в России, начнут организовывать экскурсии не только по Золотому Кольцу или в Эрмитаж, но и начнут предлагать потребителям посетить и менее известные, но не менее прекрасные памятники культуры, это существенно повысит наши позиции на мировом рынке туризма, конечно, решение такой проблемы невозможно без поддержки государства, поэтому хочется верить, что оно поможет на первых порах туристическим компаниям в продвижении малых исторических городов России, которые на поверку могут оказаться не менее завораживающими, чем французские музеи или турецкие курорты.

Список использованных источников

Балабанов И.Т. Валютные операции. - М.: Финансы и Статистика, 1993.

Въездной туризм [Электронный ресурс] // РосБизнесКонсалтинг: [сайт]. - URL: http://www.rbc.ru/reviews/tourism/25072002/tourism_3_1.shtml (23.12.2011)

Герчиков И. Маркетинг и международное коммерческое дело. - М.: Внешторгиздат, 1990.

Жукова М.А. Менеджмент в туристском бизнесе [Электронный ресурс] // Все о туризме: [сайт]. - URL: http://tourlib.net/books_tourism/jukova13.htm (23.12.2011)

Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. - М.: Прогресс, 1992.

Мировая экономика в январе-июне 2005 года [Электронный ресурс] // Бюджетная система Российской Федерации : [сайт]. - URL: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikCBR/2005/vestnikcbr20050831/vestnikcbr20050831090.htm (23.12.2011)

Новиков В. Инновации в туризме [Электронный ресурс] // Бизнес-класс: [сайт]. - URL: http://www.classs.ru/library/node/3422 (23.12.2011)

Обзор российского рынка туристических услуг [Электронный ресурс] // Информационный портал межрегионального делового сотрудничества : [сайт]. - URL: http://www.marketcenter.ru/content/doc-2-9665.html (23.12.2011)

Ополченов И.И. Маркетинг в туризме. Обеспечение рыночной позиции. - М.: Феникс, 2003.

Свиридов Д. Общие принципы маркетингового анализа рынка туристских услуг [Электронный ресурс] // Энциклопедия маркетинга : [сайт]. - URL: http://www.marketing.spb.ru/read/article/a53.htm (23.12.2011)

Ситуация на рынке туристических услуг [Электронный ресурс] // Рекомендации по выбору ведущих компаний Санкт-Петербурга : [сайт]. - URL: http://www.rekomendazia.ru/putesh.htm (23.12.2011)

Похожие работы на - Рынок туристических услуг

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!