Ковшовый элеватор

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Транспорт, грузоперевозки
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,09 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Ковшовый элеватор

Министерство образования и науки Российской Федерации

Новосибирский Государственный Архитектурно-строительный

Университет

Кафедра строительных машин, автоматики и электротехники









Курсовая работа

По дисциплине «Транспортное оборудование»

Тема: «Ковшовый элеватор»


Выполнил:

Гончаров И.М.




Новосибирск 2010

1. Выбор типа и типоразмера ковшей, способов загрузки и разгрузки ковшей, определение конструктивно-кинематических параметров элеватора

Выбор типа элеватора, типа ковшей, способов загрузки и разгрузки ковшей осуществляется в зависимости от характеристик транспортируемого груза (в данном случае - цемент).

Тип элеватора - быстроходный, с расставленными ковшами

С центробежной разгрузкой со скоростью 0,8-4,0 м/с при транспортировании неабразивных и абразивных пылевидных, порошкообразных, зернистых и мелкокусковых грузов малой и средней плотности.

Тип ковшей - глубокие с цилиндрическим днищем (тип Г; емкость 0,2-16,8 л) используются для транспортирования сухих легкосыпучих малоабразивных, пылевидных, средне- и крупнокусковых материалов (песок, зола, земля, гранулированный шлак, мелкий каменный уголь, каменноугольная пыль, сухая комковая глина, керамзит).

Тип тягового органа - лента

применяется при транспортировании неабразивных и абразивных пылевидных, порошкообразных, зернистых и мелкокусковых грузов малой и средней плотности.

Загрузка ковшей осуществляется зачерпыванием груза из нижней части кожуха элеватора или засыпанием груза непосредственно в ковши. Практически загрузка осуществляется обоими способами при преимущественном преобладании одного из способов.

Способ загрузки - зачерпывание

Загрузку зачерпыванием применяют для таких грузов, которые не создают значительного сопротивления зачерпыванию. Используют в ленточных и цепных элеваторах с расставленными ковшами (глубокие и мелкие) при транспортировании сухих легкосыпучих пылевидных и мелкокусковых грузов и скорости движения ковшей 0,8-4,0 м/с.

Принятое значение скорости движения тягового органа элеватора должно соответствовать нормальному ряду скоростей (м/с): 0,4; 4,63; 0,8; 1,0; 1,25; 1,6; 2,0; 2,5; 3,2; 4,0.

В зависимости от скорости движения тягового органа, частоты вращения и диаметра барабана (звездочки), соотношения полюсного расстояния (расстояние от центра вращения до полюса) и радиуса барабана (звездочки) определяется способ разгрузки ковшей.

Способ разгрузки ковшей - центробежная разгрузка.

Реализуется в высокоскоростных (u > 3,2 м/с) и быстроходных (u > 0,8-1,6 м/с).

Ленточных элеваторах с расставленными глубокими и мелкими ковшами при транспортировании легкосыпучих пылевидных, зернистых и мелкокусковых материалов.

Характер разгрузки ковшей элеваторов зависит от скорости движения ковшей и диаметра приводного барабана или звездочки элеватора. Когда ковш с грузом начинает поворачиваться вокруг барабана, то на груз кроме силы тяжести G=mg действует центробежная сила C=mv2/r, где v - скорость движения центра тяжести груза в ковше, r - расстояние от этого центра тяжести до центра барабана. При движении ковша вмести с барабаном равнодействующая R сил G и C изменяется по значению и направлению, но линия её действия всегда проходит при данной скорости движения через одну и ту же точку А, называемую полюсом и расположенную на вертикали, проходящей через ось барабана, на расстоянии l от оси вращения, причем:

ковш элеватор кинематический конструирование

Отсюда l=gr2/v2=895/n2, т.е. полюсное расстояние l, м. зависит только от частоты вращения барабана n, об/мин, и с уменьшением частоты вращения увеличивается. Если полюсное расстояние l меньше или равно радиусу окружности барабана ra м, центробежная сила превышает силу тяжести и происходит выбрасывание груза (центробежная разгрузка). При полюсном расстоянии большем радиуса ra окружности, проведенной через наружные кромки ковшей, сила тяжести больше центробежной силы и происходит высыпание груза (самотечная разгрузка). При  происходит смешанная разгрузка ковшей как выбрасыванием, так и высыпанием. Масса груза, находящегося в одном ковше, G=Vρφ, где V-объем ковша; ρ-насыпная плотность груза; φ- коэффициент заполнения ковша (в зависимости от вида груза φ=0,6-0,9: меньшие значения принимают для кусковых грузов). Производительность Q, т/ч, элеватора при скорости v, м/с, и шаге установки ковшей на тяговом элементе, равном t, м, равна

Q=3,6(G / t)v = 3,6 * ((0,6 * 1,8) / 0,32) * 2,62 = 31,83 т/ч

Рисунок 1

Типоразмер ковша устанавливается по таблице П.2. в зависимости от линейной емкости ковшей, л/м:

iл=Vk/tk ≥ Qчас/kв3,6uρψ

iл=Vk/tk ≥ 3,77/u

Vk - емкость ковша, л;

tk- шаг установки ковшей, м; производительность элеватора, т/час;

ρ - средняя плотность транспортируемого груза, т/м3;

kв - коэффициент использования по времени;

ψ - средний коэффициент заполнения ковшей (для принятых ковшей по табл. П.2 ψ=1,0).

При определении линейной емкости ковшей iл коэффициент их заполнения не учитывается, т.к. в таблице П.2 характеристики ковшей приведены с фактической (а не полной геометрической) емкостью с уровнем насыпного груза по линии x-x.

Исходя из нормального ряда скоростей движения тягового органа (лента) определяем скорость u для диапазона скоростей быстроходных элеваторов u=1,6-3,2 м/с (центробежная разгрузка).

iл=Vk/tk ≥ 3,77/2,5

iл=Vk/tk ≥ 1,508

подбираем ближайшее большее значение линейной емкости ковшей iл по таблице П.2.

iл=Vk/tk =1.875

Таблица 1. Основные параметры ковшей

Обозначение

Эскиз

Внутренние размеры ковша

Объем ковша по оси х-х

Шаг ковшей tk мм

Vk/tk л/м



b

l

h

r




Г

 

160

105

110

35

0,60

320

1.875

Линейная сила тяжести ковша, Н/м:

qk=1,5gVk/tk

qk=1,5*9,81*1.875=27,6 Н/м

где Vk объем ковша, л; g=9,81 м/с2;


Таблица 2

Тип элеватора, способы Загрузки и разгрузки ковшей

ковш

Скорость м/с


тип

Vk, л

tk мм

qk Н/м


Быстроходный Загрузка - зачерпывание Разгрузка - центробежная

Г

0,6

320

27,6

2,5


. Выбор типоразмера тягового органа

Для рядовых ленточных элеваторов в качестве тягового органа используются резинотканевые ленты

Ширина ленты, мм:

Вл ≈ b + (20…150) мм,

Где b - ширина ковша, мм.

Окончательно ширина ленты принимается в соответствии с нормальным размерным рядом.

Ширина ковша b=160мм.

В соответствии с нормальным размерным рядом ближайший больший размер ширины ленты, мм:

Вл ≈ b +40 мм ≈ 20 0мм

Диаметр приводного барабана D (мм) при использовании резинотканевых лент:

D=125*i=125*3=375

I - число прокладок резинотканевой ленты; предварительно рекомендуется принимать i=3-5

Окончательное значение - ближайшее наибольшее - 400 мм.

Длина барабана, мм

Lб = Вл + 50мм=200 + 50=250мм

Линейная сила тяжести ленты (для резинотканевых лент):

при Вл=250 мм, qт=18 Н/м

Таблица 3. Характеристика тягового органа

Параметр

Величина

Тип ленты Марка ленты Ширина ленты Вл мм Число прокладок i Прочность ткани, Н/мм ширины Линейная сила тяжести qт Н/м Диаметр барабана D, мм Длина барабана Lб мм

резинотканевая БКНЛ - 65 200 3 65 18 400 250


Частота вращения барабана, об/мин:

n = 60u/( π D) = 60*2,5/ (3,14* 0,4) = 119,43

где u - скорость тягового органа, м/с;

D - диаметр барабана, м.

полюсное расстояние, м:

Lp =895,5/ n2=0,063

Соотношение между полюсным расстоянием и радиусом барабана:

Б=2 Lp/ D=0,315

Соотношение Б определяет быстроходность элеватора и способ разгрузки ковшей: Б=0,315

Б ≤ 1следовательно, элеватор высокоскоростной с центробежной разгрузкой, как и было принято ранее.

. Тяговый расчёт

Тяговый расчет элеватора выполняется путем последовательного суммирования сопротивлений на отдельных участках контура трассы с учетом сопротивления зачерпыванию груза в нижней части кожуха элеватора.

Линейная сила тяжести груза, Н/м:

gгр=g*Qчас/(3,6 u)= 9,81*22/3,6*2,5=23,98 Н/м

где Qчас - производительность элеватора, т/ч; g=9,81 м/с2;

u - принятая скорость движения тягового органа, м/с.

Минимальное усилие тягового органа будет в нижней точке холостой ветви элеватора, соответствующей предварительному натяжению ленты - S0. Все усилия в точках контура трассы при тяговом расчете выражаются через величину S0.

Усилие в точке «1», Н: S1 = S0

Сопротивление зачерпыванию груза, Н:

Wзач=kз* gгр* Азач

Wзач=1*23,98*1,2=28,78

Где kз - коэффициент, учитывающий процент объема груза, попадающий в ковши зачерпыванием: для элеваторов с расставленными ковшами - kз= 1,0

gгр - линейная сила тяжести груза, Н;

Азач - удельная работа, затрачиваемая на зачерпывание груза, Н*м/Н; для пылевидных и порошкообразных грузов - 1,2…1,5 Н*м/Н.

Усилие в точке «2», Н:

S2=ξ* S1+ Wзач+ Wгр

S2=1,07 S1+28,78=1,07 S0+28,78

Для элеваторов с расставленными ковшами Wгр≈ 0

ξ - коэффициент сопротивления при огибании тяговым органом барабана; ξ=1,06…1,08.

Усилие в точке «3», Н:

Для ленточных элеваторов:

S3= S2+ W2/3 = S0 +( qт+ qk + qгр) Нв3= S0+( 18+ 27,6 + 23,98)*15= S0+1043,7

Где W2/3 - сопротивление на участке «2-3», Н;

qт, qk, qгр - линейные силы тяжести, соответственно, тягового органа, ковшей и груза, Н/м;

Усилие в точке 4 при отсчете против движения тягового органа, Н:

S4= S1+ W1/4= S1+( qт+ qk) Нв4= S0+( qт+ qk) Нв= S0+( 18+ 27,6) 15= S0+684

Для ленточных элеваторов величина S0 определяется из выражения, Н:

S3 ≤ S4 * еµα0+1043,7 ≤ (S0+684) * еµα

0+1043,7 ≤ 1,87 S0 +1279

-0,87 S0 ≤ 235,3

S0≥ -270,5

|S0|≥ 270,5

Где α - угол обхвата лентой приводного барабана, рад; α = π(1800);

µ - коэффициент трения между лентой и приводным барабаном; µ = 0,20

Полученное из выражений численное значение увеличиваем для обеспечения запаса по сцеплению на 40%. После установления численного значения определяем численные значения усилий во всех точках расчетного контура и строим диаграмму натяжения тягового органа элеватора.

S0 + 0,4 S0 = 270,5 + 0,4 * 270,5 = 378,54 = S0+684 = 1062,53= S0+1043,7 = 1422,22= 1,07 S0+28,78 = 1,07 * 378,5 + 28,78 = 433,781 = S0 = 378,5

4. Диаграмма натяжения тягового органа

Рисунок 2

После выполнения тягового расчета и построения диаграммы натяжения производится проверка тягового органа на прочность:

Кзап = i * Bл * Pтк / S3 ≥ 10

Кзап = 3 * 200 * 65 / 1422,2 ≥ 10

Кзап = 27,42 ≥ 10

Где i - число прокладок ленты;

Bл - ширина ленты, мм;

Pтк - прочность ленты на разрыв, Н/ мм.

Окружное усилие на ведущем элементе для ленточных элеваторов:

F0 = ξ*(S3 - S4)

F0 =1,07 * (1422,2 - 1062,5) = 384,9 = 0,38 кН

Мощность, затрачиваемая на перемещение тягового органа с грузом, Вт:

NT = F0*u

NT = 384,9 * 2,5 = 962,25

. Кинематический расчет привода

Тип привода, его компоновка и исполнение отдельных узлов определяются назначением элеватора, типом тягового органа, высотой подъема и возможностью размещения приводного оборудования. Расположение привода - в верхней части элеватора.

Для большинства элеваторов используются редукторные приводы с отдельно устанавливаемыми электродвигателем и передаточным механизмом. Для привода элеватора применяют асинхронные электродвигатели переменного тока серий 4А, АО с синхронной частотой вращения вала 750, 1000, 1500 об/мин. В качестве передаточного механизма используют двухступенчатые цилиндрические или коническо-цилиндрические редукторы. при высоких скоростях тягового органа могут быть использованы одноступенчатые цилиндрические или конические редукторы, при малых скоростях - червячные или планетарные редукторы.

При малой расчетной мощности (до 10 кВт) применяются мотор-редукторы горизонтального исполнения с опорными лапами или фланцевые. Для ленточных элеваторов может быть использован мотор-барабан, являющийся встроенным типом мотор-редуктора.

Вал приводного барабана размещается в самоустанавливающихся подшипниках качения. Для соединения приводного вала и тихоходного вала редуктора используют зубчатые муфты (МЗ), для соединения вала электродвигателя и быстроходного вала редуктора - упругие втулочно-пальцевые муфты (МУВП), гидравлические муфты.

Общий к.п.д. привода элеватора:

ηпр = ηред * ηмх * ηподш = 0,8

 

где ηредηм ηподш - к.п.д. редуктора, муфты и подшипников; х - число муфт.

Требуемая мощность электродвигателя, кВт:

Nтр = Nт (103* ηпр ) = 962,25*(103 * 0,8) = 1,2 кВт

Условие выбора электродвигателя:

Nдв ≥ Nтр

Где Nдв - мощность электродвигателя (номинальная), кВт.

Принимаем асинхронный двигатель «4А90А» с номинальной мощностью 1,5 кВт и частотой вращения 1000 об/мин

Передаточное отношение привода:

uпр = nдв / n

uпр = 1000 / 119,43 = 8,4

где n - частота вращения приводного вала барабана или звездочки, об/мин;

nдв - частота вращения вала принятого типоразмера электродвигателя, об/мин.

Типоразмер редуктора принимается по значению расчетного передаточного отношения привода (uпр) с учетом передаваемой (подводимой) мощности (Nп) при соответствующей синхронной частоте вращения быстроходного вала (двигателя) для непрерывного режима работы (ПВ 100%):

Редуктор - Ц2У-100

Номинальный вращающий момент - 250 Нм

Номинальная радиальная нагрузка на выходном валу - 4000 Н

Масса - 35кг

uред ≈ uпр = 8,0

Nп ≥ Nдв

Где uред - передаточное чесло принятого типоразмера редуктора.

Фактическая скорость движения тягового органа, м/с:

Uфакт = π * Nдв* D/ (60 * uред) = 3,14 * 1000 * 0,4 / (60 * 8,0) = 2,62

Выбор типоразмера муфты осуществляется по величине расчетного вращающего момента передаваемого муфтой, с учетом диаметров соединяемых валов.

Мhi ≥ Мp

Dраст = (di; dj)

Где Мhi - номинальный передаваемый вращающий момент выбранного типоразмера муфты, кН*м ;

Dраст - границы расточки под вал у выбранного типоразмера муфты, мм

Расчетный вращающий момент на соединяемых валах, кНм:

Мpi = 30 kз * Nдв * ηi / (π * ni)

Мpi = 30 * 1,2 * 1,5 * 0,8 / ( 3,14 * ) = 0,0138 = 13,8 Нм

Где kз - коэффициент запаса, 1,2 … 1,3;

ni - частота вращения соединяемых валов, об/ мин; Nдв - кВт;

ηi - общий к.п.д. деталей и узлов, расположенных между электродвигателем и устанавливаемой муфтой.

Масса муфты - 25 кг.


Для предотвращения самопроизвольного обратного движения тягового органа при остановке элеватора привод должен быть снабжен остановом или тормозом.

В большинстве элеваторов применяют бесшумные храповые или роликовые остановы, устанавливаемые на приводном валу или размещаемые в упругой муфте между электродвигателем и редуктором. В качестве тормозного устройства может быть использована гидромуфта.

Выбор типоразмера тормоза осуществляется по величине тормозного момента (Мт) с учетом размера тормозного шкива (Dтм) упругой втулочно-пальцевой (или иной) муфты:

Мнт ≥ Мт

Где Мнт - номинальный тормозной момент (кНм) выбранного типоразмера тормоза.

Мт = 30 * kт * Nдв / (π * nдв)

Мт = 30 * 1,5 1,5 / (3,14 * 1000) = 0,0215

Где kт - коэффициент запаса торможения; kт = 1,5;

Nдв - мощность двигателя;

nдв - частота вращения вала электродвигателя.

Выбираем электромагнитный колодочный тормоз ТКТ - 200. Диаметр тормозного шкива 200мм. Максимальный тормозной момент 40 Нм.

. Выбор натяжного устройства

Различают натяжные устройства дискретного (винтовые, пружинно-винтовые) и автоматического (грузовые, гидравлические) действия. Натяжное устройство размещается на валу натяжного барабана в опорной части элеватора и крепится к боковым стенкам «башмака». Для ленточных элеваторов натяжной барабан выполняется с решётчатым ободом для устранения налипания на него груза.

Выбор типа и типоразмера натяжного устройства определяется высотой подъема груза и типом тягового органа и привода.

Натяжное усилие для рабочего состояния. Н:

SH = (S3 + S4) / η

SH = (1422,2+ 1062,5) / 0,8 = 3106

Где S3, S4 - усилие в набегающей и сбегающей ветвях элеватора, Н:

η - к.п.д. механической передачи (канатной, винтовой).

Ход натяжного устройства, мм:

AH = 1000 * e * HB

AH = 1000 *0,0010 * 15 = 15

Где HB - высота подъема груза,

е - коэффициент пропорциональности; при HB ≤ 50 м - е = 0,0010 … 0,0015

Осевое усилие на винт винтового натяжного устройства, Н:

σВ = SH / zВ

σВ = 3106 / 2 = 1553

Где zВ - число параллельно работающих винтов (2).

. Конструирование корпуса элеватора и рамы привода

Корпус элеватора является силовым каркасом, воспринимающим статические и динамические нагрузки.

Кожух элеватора выполняется секционным с высотой секций 2-2,5 м. секции изготавливаются из листовой стали толщиной 2-4 мм с окантовкой металлическим уголком в продольном направлении и по торцевым сечениям. Соединение секций - болтовое с использованием упругих (эластичных) прокладок для герметизации стыков. Для направления движения ходовой части элеватора в средних секциях кожуха устанавливают направляющие устройства.

Для обслуживания и ремонта в боковых стенках верхней («головка») и нижней («башмак») частей элеватора должны быть предусмотрены люки с герметичными дверцами.

Размеры загрузочного устройства, располагаемого в «башмаке» элеватора, мм:

вылет l3 = 1*DH = 320 * 1= 320

высота h3 = l3 * tg α = 320

ширина верхней части bB = l0 = 408

ширина нижней части bH = bK = 160

где α - угол наклона днища загрузочного устройства к горизонту, зависящий от характера транспортируемого груза: для сухих хорошо сыпучих грузов α = 450;

DH - диаметр натяжного барабана, мм;

bK - ширина ковша, мм;

l0 - расстояние между опорами натяжного барабана, мм.

Габаритные размеры элеватора, мм:

длина L = D + 2*l + 180 = 400 + 2 * 105 + 180 = 790

ширина B = LБ + 200 = 250 + 200 = 450

высота H = HB + D + 200 = 15000 + 400 + 200 =15600

где D - диаметр барабана, мм;

l - вылет ковша, мм;

LБ - длина барабана, мм;

HB - высота подъема груза, мм.

Рама привода изготовляется сварной из профильного проката (уголок, тавр) и листового железа. Конструкция рамы должна обеспечивать правильное положение узлов привода в течение всего срока эксплуатации и удовлетворять требованиям прочности, жёсткости и вибро -устойчивости.

. Определение технической характеристики элеватора

Таблица 3. Техническая характеристика элеватора

Производительность м3

17,68

Высота подъема, м

15

Тип тягового органа

Ленточный

Ёмкость ковшей, л

0,6

Шаг установки ковшей, мм

320

Скорость движения тягового органа, м/с

2,62

Установленная мощность электродвигателя, кВт

1,5

Частота вращения вала электродвигателя, об\мин

1000

Тип редуктора

Ц2У-100

8

Длина элеватора

790

Ширина элеватора

400

Высота элеватора

15600

Масса, кг



Список литературы

1.      А.А. Надеин, Г.С. Мурзин, Э.А. Абраменков. Методические указания к курсовому проектированию. НГАСУ. - Новосибирск, 2000.

.        Александров А.А. Подъемно-транспортные машины. - М.: Высшая школа, 1095. - 520 с.

.        Кузьмин А.В. Марон Ф.Л. Справочник по расчетам механизмов ПТМ. - Минск. Высшая школа. 1983.

.        Додонов Б.П., Лифанов В.А. Грузоподъёмные и транспортные устройства. - М.: Машиностроение, 1990. - 248 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!