Инновационные проекты в ОАО 'РЖД'
Министерство
транспорта Российской Федерации
Федеральное
агентство железнодорожного транспорта
Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
Омский
государственный университет путей сообщения (ОмГУПС)
Кафедра
«Локомотивы»
Инновационные
проекты в ОАО «РЖД»
Реферат
по дисциплине
«Подвижной
состав железных дорог (локомотивы)»
Выполнила:
студентка гр. 13а
Алоян Д.В.
Проверил
Титанаков Д.А.
Омск
2014
Оглавление
Введение
Пассажирские
электропоезда и электровозы
Грузовые
электровозы и тепловозы
Маневровые
тепловозы
Вагоны
Тележки
грузовых вагонов нового поколения
Строение
пути
Контактная
сеть проекта КС-160
Средства
контроля и диагностики
Передвижной
выставочный комплекс
«Умный
вокзал»
Заключение
Библиографический
список
Введение
Инновационное развитие ОАО "РЖД"
осуществляется в соответствии с задачами, которые определены Стратегией
развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года.
Цель инновационного развития компании -
достижение эффективности результатов при постоянном росте качества
предоставляемых услуг, высоком уровне инноваций и безопасности перевозок.
В октябре 2010 года утверждена Стратегия
инновационного развития ОАО "РЖД" на период до 2015 года, в рамках
которой разработана Концепция программы инновационного развития холдинга
"РЖД".
июня 2011 года решением Cовета директоров ОАО
"РЖД" утверждена Программа инновационного развития ОАО
"РЖД" на период до 2015 года.
В 2013 году во исполнение решения протокола
итогового за 2012 год заседания правления ОАО "РЖД" проведена работа
по актуализации Программы инновационного развития ОАО "РЖД" на период
до 2015 года (далее - актуализированная Программа). В ходе актуализации
Программы уточнены показатели эффективности ее реализации, сформирован
среднесрочный план по ее реализации, в состав которого вошли мероприятия, в том
числе связанные с освоением новой техники и технологий, что предполагает
повышение производительности труда, а также создание и модернизацию
высокопроизводительных рабочих мест, в первую очередь, у производителей этой
техники.
Пассажирские электропоезда и электровозы
Скоростной электропоезд Pendolino SM6 (Аллегро)
для линии Санкт-Петербург - Хельсинки
Рис. 1. Скоростной электропоезд Pendolino SM6
(Аллегро).
В декабре 2010 года открыто скоростное сообщение
между Россией и Финляндией. Из Хельсинки до Санкт-Петербурга отправился первый
скоростной поезд "Аллегро" (рис. 1).
Уникальность этих поездов состоит в том, что они
могут использоваться на линиях и с постоянным, и с переменным током. В них
одновременно реализована как финская, так и российская технология коммуникаций
и установлены две системы управления движением. Также в конструкции поезда
использована технология наклона кузова до 8 градусов, что позволяет проходить
повороты с более высокой скоростью.
Ввод в эксплуатацию электропоездов
"Аллегро" позволил сократить время в пути между Санкт-Петербургом и
Хельсинки (415 км) с 5 часов 30 минут до 3 часов 36 минут. Таможенный и
паспортный контроль проводится в процессе движения поезда.
Конструкционная скорость поездов 220 км/ч,
вместимость 342 посадочных места. [1]
Двухсистемный пассажирский электровоз ЭП20
В 2010 году было завершено изготовление опытного
образца двухсистемного пассажирского электровоза ЭП20 (рис. 2).
Рис. 2. Двухсистемный пассажирский электровоз
ЭП20
инновационный
электропоезд пассажирский
Электровоз предназначен для вождения
пассажирских и скорых поездов, электрифицированных на постоянном токе
напряжением 3 кВ и на переменном токе напряжением 25 кВ промышленной частоты 50
Гц с максимальной разрешенной скоростью движения 160 (вплоть до 200) км/ч.
Электровоз ЭП20 обеспечит ведение поезда из 24
вагонов со скоростью 160 км/ч и поезда из 17 вагонов со скоростью 200 км/ч на
прямых участках пути. [1]
Модульная кабина электровоза ЭП20 отвечает
современным требованиям безопасности, эргономики, комфорта и эстетики.
Тщательная проработка эргономической схемы позволила создать современную форму
кабины машиниста и конструкцию рабочего места локомотивной бригады,
соответствующих мировым тенденциям.
Грузовые электровозы и тепловозы
Грузовой электровоз постоянного тока 2ЭС10
"Гранит" с асинхронными тяговыми двигателями
В ноябре 2010 года завершено изготовление
опытного образца грузового электровоза постоянного тока 2ЭС10 с асинхронными
тяговыми двигателями (рис. 3).
Рис. 3. Электровоз 2ЭС10
Электровоз 2ЭС10 "Гранит" с
асинхронными тяговыми электродвигателями создан ООО "Уральские
Локомотивы" совместно с концерном Siemens AG. Порядка 60 % инженерных
решений, используемых в его конструкции, впервые применяются в российском
машиностроении. Производительность 2ЭС10 более чем в 3 раза превышает показатель
используемых сегодня локомотивов 1,5ВЛ11, значительно лучше и показатели
энергоэффективности: удельный расход электроэнергии ниже до 30%, а удельная
рекуперация выше в 2,2 раза. [1]
Новое поколение грузовых электровозов станет
одним из основных факторов повышения эффективности перевозочного процесса:
появляется возможность организовать сквозное движение тяжеловесных составов по
участкам со сложным профилем без переформирования поездов или применения
локомотивов-толкачей. В 2012 году с использованием "Гранита" был проведен
поезд весом 9 000 т с Западно-Сибирской дороги до порта Усть-Луга через
Уральский хребет на расстояние 4 000 км.
В 2012 году поставлено 30 локомотивов.
Грузовой магистральный тепловоз 2ТЭ25А «Витязь»
В 2012 году ЗАО "Трансмашхолдинг" были
изготовлены и сертифицированы опытные образы грузового магистрального
двухсекционного тепловоза 2ТЭ25А "Витязь" (рис. 4) с дизелями
производства германской компании Tognum (торговая марка MTU) серии 4 000
мощностью 2 700 кВт (в секции). [1]
Рис. 4. Тепловоз 2ТЭ25А «Витязь»
Тепловозы проходят эксплуатационные испытания в
локомотивном депо Брянск-Льговский.
Маневровые тепловозы
Маневровый гибридный тепловоз ТЭМ9Н
Инновационный проект по разработке первого
отечественного маневрового локомотива с гибридным приводом реализован
инжиниринговой компанией ООО "Центр инновационного развития СТМ"
машиностроительного холдинга ОАО "Синара - Транспортные машины".
Грант на его разработку был предоставлен НКО "Фонд развития центра
разработки и коммерциализации новых технологий" (Фонд
"Сколково"). ОАО "РЖД" - главный научно-технический партнер
и заказчик нового локомотива (рис. 5).
Рис. 5. Тепловоз ТЭМ9Н
Опытный образец маневрово-вывозного тепловоза
ТЭМ9Н, выпущенный Людиновским заводом, оснащен интеллектуальной гибридной
силовой установкой эквивалентной мощностью 882 кВт, которая сочетает
экологичный дизельный двигатель внутреннего сгорания (630 кВт) и накопитель
энергии из литий-ионных аккумуляторов и суперконденсаторов (252 кВт). [1]
Тепловоз может использоваться для маневровой
работы, в том числе и в закрытых помещениях, с заглушенным дизелем. Новый
тепловоз соответствует современным зарубежным стандартам экологии и
энергоэффективности.
Тележка с изменяемой шириной колеи для
пассажирских вагонов
В 2010 году ОАО "ВНИИЖТ" провело
комплекс предварительных испытаний поезда Talgo (рис. 6), оснащенного системой
автоматического перехода с одной колеи на другую, включающих в себя:
стационарные и ходовые тормозные испытания;
ходовые динамические и ходовые прочностные
испытания;
испытания по воздействию на путь и стрелочные
переводы;
испытания на переводном устройстве с колеи 1435
мм на колею 1520 мм и обратно. [1]
Рис. 6. Поезд Talgo
Была проведена опытная поездка на участке Москва
- Брест, в результате которой удалось сократить время хода на 2,5 часа по
сравнению со скорым поездом.
Тележки грузовых вагонов нового поколения
В 2010 году при участии ОАО "РЖД" в
рамках реализации проекта ТВСЗ освоена процедура постановки на производство
тележек Barber S-2-R с нагрузкой от оси колесной пары на рельсы 23,5 тонны,
модель 18-9810 (рис. 7).
Рис. 7. Модель 18-9810
В 2010 году при участии ОАО "РЖД"
компания "Амстед Рейл" адаптировала для условий эксплуатации на
российских железных дорогах с колеей 1520 мм грузовую тележку модели 18-9836
Motion Control (Моушн Контрол) с нагрузкой на ось 25 тонн (рис. 8). [1]
Рис. 8. Модель 18-9836
Строение пути
Безбалластный путь
В 2010 году на II пути перегона Саблино - Тосно
линии Санкт-Петербург - Москва уложен 1 км опытного участка безбалластного пути
(рис. 9).
Рис. 9. Безбалластный путь.
В конструкциях безбалластного пути элемент
верхнего строения пути - балласт - заменен несущей плитой из бетона, равномерно
распределяющей нагрузку. На плиту укладываются рельсы с применением упругих
элементов. Основным преимуществом безбалластного пути является значительное
сокращение объема работ по текущему содержанию. [1]
Контактная сеть проекта КС-160
В 2010 году проведено обновление 408,56 км
контактной сети по проектам КС-160, проведено обновление 62,33 км линий
автоблокировки, проведена реконструкция или техническое перевооружение
оборудования на 23 тяговых подстанциях (рис. 10).
Рис. 10. КС-160
Модернизация контактной сети по проекту КС-160
позволяет увеличить скорость движения подвижного состава до 180 км/ч. [1]
Средства контроля и диагностики
Диагностика за состоянием нагрева буксового узла
в пути
Все железные дороги ОАО "РЖД" оснащены
аппаратурой теплового контроля буксовых узлов подвижного состава (КТСМ).
Автоматизированы функции слежения за динамикой нагрева букс на всем маршруте
следования вагона, что особенно важно в условиях увеличения гарантийных
участков (АСК ПС). Значительное повышение эффективности системы КТСМ получено в
результате перехода на метод абсолютного измерения температуры буксового узла в
комплексе технических средств КТСМ-02 (рис. 11). [1]
Рис. 11. КТСМ
Переход на метод абсолютного измерения
температуры буксового узла в градусах Цельсия стал возможен за счет применения
уникальных разработок. Реализация данного метода обеспечила снижение на 48%
количества остановок поездов по показаниям модернизированных устройств КТСМ-01,
КТСМ-01Д с переходом на КТСМ-02, а в целом по сети для всех типов КТСМ на 23%.
Подтверждаемость показаний составила 96%.
Передвижной выставочный комплекс
августа 2011 г. ОАО "РЖД" запустило
уникальный поезд - передвижной выставочно-лекционный комплекс (ПВЛК), где
ведущие российские и зарубежные компании смогут представить свои инновационные
проекты (рис. 12). [1]
Рис. 12. ПВЛК
Передвижной выставочно-лекционный комплекс
включает в себя 3 служебно-бытовых и 8 выставочных вагонов:
"Развитие скоростного и высокоскоростного
движения в России"
"Подвижной состав российских железных
дорог"
"Инфраструктура железных дорог"
"Нанотехнологии. Госкорпорация
"РОСНАНО"
"Энергосбережение, энергоэффективность и
экологическая безопасность"
"Конференции и лекции"
"Молодежная и кадровая политика.
Тренажерные комплексы ОАО "РЖД"
"Современные ядерные технологии.
Госкорпорация "РОСАТОМ".
«Умный вокзал»
Проект "Умный вокзал" - это вокзальный
комплекс, эффективность функционирования которого обеспечивается за счет
максимального использования интеллектуальных технологий во всех элементах его
технологического процесса (рис. 13). [1]
Рис. 13. «Умный вокзал»
Объектом внедрения технологий "умного
вокзала" является весь вокзальный комплекс, включающий в себя здание
вокзала и примыкающую к нему инфраструктуру, как при строительстве, так и при
реконструкции существующих вокзалов.
"Умный вокзал" объединяет различные
инновационные системы, технические средства и технологии:
автоматизированные системы управления процессами
жизнедеятельности вокзального комплекса, направленные на снижение энергозатрат,
использование альтернативных источников энергии, внедрение устройств для
создания благоприятного климата внутри здания вокзала, внедрение новейших информационно-справочных
устройств и др.,
автоматизированные системы обеспечения
транспортной безопасности и снижения рисков чрезвычайных ситуаций (новейшие
системы контроля технической безопасности, новейшие системы пожаротушения,
автоматическая система мониторинга и состояния здания и др.),
технологии "зеленого здания" (системы
обеззараживания воздуха внутри вокзала, системы экологического мониторинга,
устройства для сбора дождевой воды, озеленение привокзальной территории и
отдельных залов вокзала). инновационный
электропоезд пассажирский вагон
Данные системы должны быть адаптированы к
местным условиям, прежде всего, к географическому положению вокзала,
климатическим особенностям района, возможности использования различных видов
альтернативных возобновляемых источников энергии.
Заключение
В заключение можно выделить стратегические
направления инновационного развития ОАО "РЖД":
Совершенствование системы управления
перевозочным процессом и транспортной логистики;
Обновление инфраструктуры
<http://rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=666&layer_id=3290&id=3589>;
Обновление подвижного состава
<http://rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=666&layer_id=3290&id=3589>;
Совершенствование системы управления
и обеспечения безопасности движения поездов, снижение рисков чрезвычайных
ситуаций;
Повышение надежности работы и
увеличение эксплуатационного ресурса технических средств
<http://rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=666&layer_id=3290&id=3589>;
Корпоративной системы управления
качеством, охраны окружающей среды, системы технического регулирования;
Развитие высокоскоростного движения;
Повышение экономической
эффективности деятельности компании;
Повышение энергетической
эффективности деятельности компании;
Разработка и внедрение новых
технологий по охране окружающей среды;
Совершенствование системы
технического регулирования;
Внедрение инновационных спутниковых
и геоинформационных технологий.
Rzd.ru
Белая
книга ОАО «РЖД»
Стандарт
предприятия “Работы студенческие учебные и выпускные квалификационные (Общие
требования и правила оформления текстовых документов)” - СТП ОмГУПС - 1.2-05;
Омск: “Типография ОмГУПСа”, 2005.