Особенности воспитания координационных способностей у юных боксёров

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,94 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности воспитания координационных способностей у юных боксёров

Содержание

Введение

Глава I. Особенности развития юных боксёров

.1 Основные периоды развития координационных способностей

.2 Педагогические и физиологические механизмы развития координационных способностей

.3 Факторы, влияющие на развитие координационных способностей

.4 Виды координационных способностей

.5 Специфика проявления координационных способностей в боксе

Глава II. Методы и организации исследования

.1 Методы исследования

.1.1 Анализ научно-методической литературы

.1.2 Педагогическое наблюдение

.1.3 Педагогический эксперимент

.1.4 Педагогическое тестирование

.1.5 Методы математической статистики

.2 Организация исследования

Глава III. Анализ исследования юных боксёров на начальном этапе

.1 Анализ исследования координационных способностей в начале эксперимента

.2 Анализ исследования координационных способностей в конце эксперимента

.3 Анализ методов математической обработки

Выводы

Практические рекомендации

Список литературы

Введение

Актуальность исследования: На современном этапе развития бокса значительно увеличился объем двигательной деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственно-временной точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти характеристики специалисты связывают с понятием координационных способностей.

Наиболее успешно в соревновательной деятельности выступают боксеры, обладающие высоким уровнем сенсорно-перцептивных возможностей, что проявляется в совершенствовании таких специализированных восприятий, как «чувство ринга», «чувство соперника», «чувство удара».

Процесс обучения соотносится с приобретением знаний, умений и навыков. Конечным результатом двигательного обучения в этом виде спорта считается выработка высокоуправляемого пластичного двигательного навыка, однако для спортивной практики этого оказывается недостаточно. Значительно возросшее спортивное мастерство требует от боксеров не только высокоуправляемого навыка, но, главным образом, способности быстро (без предварительной подготовки) решать любые двигательные задачи в границах данной координации.

Есть все основания полагать, что методика подготовки юных боксеров направленная, прежде всего на тщательную отработку определенных технических навыков и тактических умений, концентрированное развитие специальных физических способностей, в месте с тем не создает нужных условий для совершенствования психофизиологических способностей, лежащих в основе формирования координационных способностей в специфической двигательной деятельности.

Общепринятые формы организации занятий по боксу хотя и включают деятельность в условиях пространственно-временной и альтернативной неопределенности, однако, эти условия, как правило, бывают однотипными и в скором времени становятся привычными для занимающихся. В вероятностных ситуациях адаптация к условиям деятельности наступает довольно быстро, поэтому эффект в тренировке координационных способностей у юных боксеров определяется не только сложностью применяемых психомоторных задач, но и их новизной и необычностью.

В этой связи, с одной стороны, необходимо разумно варьировать условия тренировки в боксе, стремясь систематически ставить занимающихся в ситуации, требующие от них проявления сообразительности, находчивости, способности к экспромтным действиям, с другой, постепенно повышать объем специализированных упражнений, а это может обеспечить только моделирование условий соревновательной деятельности в этом виде спорта.

При использовании данного подхода в основе образования новых двигательных умений юных боксеров лежит антиципация и экстраполяция, которые обеспечивают «перенос навыков». Спортсмен, обучаясь ограниченному числу вариантов специализированного двигательного навыка, приобретает способность выполнять их неограниченное число. Такая специфическая деятельность юных боксеров позволяет развивать оперативную способность - двигательный интеллект.

Процесс совершенствования координационных способностей у юных боксеров органически связан с решением задач технико-тактической подготовки, с развитием скоростных и скоростно-силовых способностей, выносливости в условиях тренировочной и соревновательной деятельности.

Многие исследователи считают, что наиболее эффективно развиваются координационные способности в условиях отсутствия утомления. Вместе с тем, соревновательная деятельность юных боксеров предусматривает выполнение специализированных двигательных действий высокой координационной сложности в самых различных функциональных состояниях (от устойчивого до тяжелых проявлений утомления) и при различных условиях внешней среды (от комфортных до исключительно сложных).

В современной теории спортивной тренировки методика развития координационных способностей остается наименее разработанной. Отсутствует четкое понимание природы координационных способностей, разноречивы данные о их структуре и возрастных особенностях проявлений, не разработаны критерии оценки уровней развития координационных способностей, не выявлены особенности технологий развития данного физического качества применительно к боксу.

Противоречивость и нерешенность многих вопросов развития координационных способностей у юных боксеров обуславливают актуальность данной работы и требуют дальнейших научных исследований.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юных боксеров.

Предмет исследования: средства, методы и организационные формы развития координационных способностей у юных боксеров.

Цель исследования: экспериментально обосновать методику развития координационных способностей у боксеров.

Гипотеза исследования. Методика развития координационных способностей у юных боксеров будет результативной, если в основу её разработки положить: Упражнения, развивающие способность к оценке и дифференцированию силовых параметров движения - броски и ловля мяча.

Упражнения, развивающие способность к точному выполнению движений - бег с определенным заданием.

Развитие координационных способностей требует строгого соблюдения принципа систематичности. Нельзя допускать перерывов между занятиями, так как это приводит к потере мышечных ощущений и их тонких дифференцировок при напряжении и расслаблении.

В соответствии с гипотезой и целью были определены следующие задачи исследования:

. Определить уровень координационных способностей у юных боксёров на начальном этапе.

. Определить уровень координационных способностей у юных боксёров в конце эксперимента.

. На основе полученных результатов разработать практические рекомендации для детей, занимающихся боксом.

координационный способность бокс тренировочный

Глава I. Особенности развития юных боксёров

.1 Основные периоды развития координационных способностей

Педагогическое воздействие и упражнения, направленные на развитие координационных способностей (КС) дает наибольший эффект, если их систематически применять в возрасте 7-9 лет.Способность к выполнению координированных движений у детей, обусловленная взаимодействием центральных механизмов управления движениями, развивается медленнее, чем отдельные двигательные качества. В возрастном периоде 6-9 лет основным механизмом регуляции произвольных движений является механизм кольцевого регулирования. Преобладают медленные движения. У детей до 6-летнего возраста проприорецепция выражена слабо, ведущая роль регуляции точности движений принадлежит зрительной сенсорной системе. Начиная с 7 лет, проприорецептивная система становится ведущей. В этот же период онтогенеза центральное программирование движений является несовершенным.[4]

В возрасте 10-12 лет усиливаются тормозные влияния коры на подкорковые структуры. Формируются близкие к взрослому типу корково-подкорковые взаимоотношения с ведущей ролью коры больших полушарий и подчиненной ролью подкорки.[5]

Период с 9 до 12 лет, характеризуется резким увеличением взаимосвязей между различными корковыми центрами, главным образом за счет роста отростков нейронов в горизонтальном направлении. Это создает морфофункциональную основу развития функций мозга, установление межсистемных взаимосвязей.[5]

В онтогенетическом развитии двигательных координаций способность ребенка к выработке новых двигательных программ достигает своего максимума в 11-12 лет. Этот возрастной период определяется многими авторами, как особенно поддающийся целенаправленной спортивной тренировке. По данным В. С. Фарфеля естественное развитие КС заканчивается в 13-15 лет.

.2 Педагогические и физиологические механизмы развития координационных способностей

Сложные процессы координации движений обеспечиваются, прежде всего, нейрофизиологическими механизмами. И. М. Сеченов в своем учении отметил ведущую роль головного мозга в двигательной деятельности, а так же дал основные понятия механизма координированности двигательных актов. Бернштейн Н. А. сформулировал новые для физиологии мозговой деятельности понятия, такие, как цель, активный поиск иерархический и замкнутый контур управления (схема рефлекторного кольца). Ученый обосновал положение о многофункциональном и иерархическом строении психомоторной деятельности человека и выделил взаимосвязанную совокупность пяти уровней построения движений со стороны различных отделов нервной системы. Относительная степень развития и совершенствования этих уровней у разных индивидов весьма различна.[24]

По мнению Н. А. Бернштейна, это является одной из причин того, что одни дети от рождения и в ходе тренировок достигают высоких результатов в развитии координационных способностей, проявляющихся, например, при выполнении циклических локомоциях, другие - при овладении спортивно-игровыми упражнениями, третьи - в метаниях на меткость и т. д.[1]

Наличие обратной связи, то есть сигнализаций, поступающих в кору головного мозга во время движения, позволяет вести контроль за его выполнением и управлять им. Таким образом, выполнение произвольного двигательного акта обеспечивается сложным процессом, происходящим в центральной нервной системе. В управлении произвольными движениями участвуют все отделы центральной нервной системы: от спинного мозга до высших корковых проекций двигательного анализатора. Сложная иерархия между низкими и высшими отделами центральной нервной системы служит одной из необходимых предпосылок двигательной координации .Возбуждение, поступающее по чувствительному нерву к той или иной нервной клетки, может иррадиировать, то есть распространяться на другие нервные клетки. Такое возбуждение выражается хаотическими и беспорядочными движениями.[13]

Для осуществления целенаправленного и точного движения необходимо, чтобы возбуждение поступало лишь на определенные нервные клетки, другие же должны быть в это время в заторможенном состоянии. Взаимодействуя друг с другом, процессы торможения и возбуждения образуют в коре головного мозга сложнейшую мозаику из возбужденных и заторможенных нейронов, мозаику не статическую, а динамическую, непрерывно изменяющуюся. Благодаря этому взаимодействию в движении включаются то одни, то другие мышечные группы. Так бывает при любом движении, и чем сложнее оказывается двигательная задача, тем более сложно происходит чередование процессов возбуждения и торможения .[15]

Сложность координирования движений обуславливает высокую напряженность функций центральной нервной системы и двигательного аппарата. Напряженность функций этих систем наибольшая, однако, было бы неправильно игнорировать те своеобразные требования, которые предъявляются к функциям кровообращения и дыхания. Деятельность вегетативных систем в процессе ациклических, сложнокоординированных движений связано с трудностями гемодинамики во время этих упражнений, проводящихся в необычных положениях тела. Не менее важно учитывать особенности функций дыхания в связи с многократными задерживаниями дыхания, натуживания в зависимости от ритма дыхательных движений выполняемого упражнения.[29]

Способность к управлению собственным телом, отдельными звеньями дыхательного аппарата посредством регуляции параметров мышечного напряжения в условиях лимитированного времени и пространства является многомерным качеством психомоторики человека. Она зависит от множества факторов генетической и негенетической природы, которые определяют становление и развитие индивидуальных нейро- и психофизиологических признаков, составляющих в совокупности координационный потенциал моторики. К этим признакам относят: соотношение индивидуально-типологических свойств нервных процессов в деятельности сенсорных и моторных функциональных образований, точность восприятия временных и пространственных параметров движения, объем и пороги восприятия, объем сенсорной моторной памяти, скорость и причастность фиксации следов в процессе обучения, скорость обработки и передачи информации во взаимодействующих корково-подкорковых центров управления движениями, степень функциональной межполушарной симметрии или асимметрии сенсомоторных функций, точность экстраполяции последствий двигательных действий, качество моторного интеллекта в решении двигательных задач и творческую способность мозга в импровизации движений ("искусство импровизации движений в связи с мыслеобразами").[27]

Нейродинамические характеристики механизмов координации в основном детерминированы генотипом и имеют ограниченную изменчивость в процессе тренировки. Адаптация функциональных характеристик этого уровня управления движениями не выходит за пределы вариативности индивидуально типологических свойств центральной нервной системы.

Психодинамические характеристики механизмов двигательной координации объединяют признаки нейрофизиологического уровня и признаки, относящиеся к высшим формам психической деятельности: восприятие, внимание, обучаемость, память, распознавание, предвидение.

В совокупности они обеспечивают согласованное восприятие метрики и координат пространства и положения собственного тела, динамическую ориентацию тела и конечностей в пространстве и времени, формирование мыслеобраза действия и плана его реализации в соответствии с его конкретной цели.[25]

К этой группе признаков можно отнести характеристики моторного интеллекта как интегральной способности быстро воспринимать, осмысливать и оперировать идеомоторными мыслеобразами, на основе которых строятся программы управления движениями, направленными на достижение конкретной цели.

Таким образом, высокий уровень координации может быть достигнут благодаря различным соотношениям унаследованных свойств физиологической конструкции и высокоразвитых психофизиологических качеств, которые поддерживаются специальной тренировкой.

.3 Факторы, влияющие на развитие координационных способностей

Психодинамические характеристики высших функций мозга более подвержены воздействию факторов среды, воспитания, обучения, тренировки, которые стимулируют образование ассоциативных внутри и межполушарных взаимодействий и усложнение условно рефлекторных связей и реакций, благодаря которым совершенствуется координационная способность.[23]

Обеспечение более высокого уровня развития специальных и общих координационных способностей зависит, не от одной, пусть даже и высоко развитой функции, а от относительно высокого уровня развития всех или многих функций в их сочетании.

Дело в том, что в силу механизма компенсаций недостаточное развитие одних функций (например, перцептивных или интеллектуальных), значимых в структуре определенных координационных способностей, может компенсироваться более мощными проявлениями других (например, сенсомоторных). Поэтому об уровне развития координационных возможностей индивида можно судить не только по результатам соответствующих двигательных тестов, но и по высокому суммарному уровню развития показателей психофизиологических функций, причем не отдельно взятых, а всех вместе. В свою очередь, высокий уровень состояния общих и специальных координационных способностей позволяет предполагать относительно высокий уровень развития психофизиологических функций, связанных с появлением этих способностей.[21]

Проведенные исследования Ляха В. И. показали, что координационные способности, проявляемые в различных двигательных действиях, примерно в 80-95% случаев не связаны с показателями физического развития. Показатели длины и массы тела в большей степени влияют на результаты координационных способностей в циклических и ациклических локомоциях, акробатических упражнениях, метаниях на дальность и почти не оказывают влияния на координационные способности, относящиеся к метательным движениям с установкой на меткость и к спортивно-игровым двигательным действиям.[19]

Уровень координационных (скоростных, силовых, выносливости, гибкости) способностей в большей мере влияет на появление координационных способностей. Процент достоверных корреляций между данными двумя группами способностей составил 32,9 и 40,3; 30,0 и 27,4; 31,3 и 11,5% у лиц женского и мужского пола 7-10, 11-14 и 15-17 лет соответственно. Установлены наиболее тесные связи координационных способностей со скоростными и скоростно-силовыми способностями по сравнению со способностями к выносливости и гибкости.

Результаты лонгитудиальных (длительных) наблюдений за изменением показателей разных координационных способностей позволяют судить о ярких индивидуальных различиях в развитии этих способностей, особенно у детей дошкольного, младшего школьного возраста и свидетельствует о значительной обусловленности координационных способностей наследственными факторами.[18]

Анализ немногочисленных исследований родословной показал, что координационные способности испытывают влияние генетических факторов. Коэффициенты парной корреляции между родителями и детьми в развитии отдельных координационных способностей оказались не ниже 0,50. Однако исследований, в которых сравнивались бы показатели развития различных координационных способностей родителей и детей, братьев и сестер пока еще очень мало. Поэтому делать окончательные выводы преждевременно.

Значительное большее количество работ выполнено основным методом генетических исследований - "близнецовым". Он позволил выявить меру влияния наследственности на индивидуальную изменчивость признаков, характеризующих различные координационные способности школьников, исследователи получили весьма не совпадающие результаты о роли наследуемости разных координационных способностей и признаков, характеризующих даже одну и ту же координационную способность. Генетические факторы значительно влияют на точность реакции на движущийся объект, способность к реагированию и согласованию, вестибулярную устойчивость. В среднем вероятность наследуемости разных признаков координационных способностей равна около 55%. По мнению Ляха В. И., причины несовпадения результатов разных авторов объясняются тем, что ученые изучали весьма не сложные по своим смысловым и исполнительским компонентам показатели координации. К тому же исследования выполнены с участием близнецов разного возраста, большей частью подросткового, что не могло не сказаться на величине коэффициентов наследуемости. Выявлено, что на темпы развития координационных способностей близнецов 7-10 лет можно влиять средствами тренировки в большей мере, чем на абсолютные их показатели .[16]

.4 Виды координационных способностей

В физиологии спорта, а также в теории физического воспитания и спортивно тренировки основными физическими (двигательными) качествами показывают: силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость. Однако в последние годы существующего основного термина ловкость, оказавшегося очень многозначным, нечетким и "житейским", ввели в теорию и практику термин координационные способности, стали говорить о системе таких способностей и необходимости дифференцированного подхода к их развитию.[13]

В настоящее время специалисты насчитывают от 2-3 общих до 5-7 (по другим данным до 11-20 и более) специальных и специфически проявляемых координационных способностей, таких как координация деятельности больших мышечных групп всего тела; общее равновесие; равновесие со зрительным контролем и без него; равновесие на предмете; уравновешивание предметов; быстрота перестройки двигательной деятельности и т.д. Среди координационных называют также способность к пространственной ориентации, мелкую моторику, способность к дифференцированию, воспроизведению, отмериванию и оценке пространственных, силовых и временных параметров движений, ритм, вестибулярную устойчивость, способность произвольно расслабить мышцы.[9]

Координационные способности - это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия.[7]

Под координационной способностью Матвеев Л. П. подразумевал "способность перестраивать координацию движений при необходимости изменить параметры освоенного действия или переключении на иное действие в соответствии с требованиями меняющихся условий" [7]

Теоретические и экспериментальные исследования позволяют выделить специальные, специфические и общие координационные способности. Специальные относятся к однородным по психофизиологическим механизмам группам двигательных действий, систематизированных по возрастающей сложности. В этой связи различают специальные координационные способности: во всевозможных циклических и ациклических двигательных действиях; в нелокомоторных движениях тела в пространстве; в движениях манипулирования в пространстве отдельными частями тела; в движениях перемещения вещей в пространстве; в баллистических (метательных) двигательных действиях с установкой на дальность и силу метания; в метательных движениях на меткость; в движениях прицеливания; в подражательных и копирующих движениях; в атакующих и защитных двигательных действиях единоборств; в нападающих и защитных технических и технико-тактических действиях подвижных и спортивных игр.[5]

К наиболее важным из специфических, или частных, координационных способностей относятся: способность к ориентированию в пространстве, равновесие, ритм, способности к восприятию, дифференцированию, временных и силовых параметров движений, способности к реагированию, быстроте перестроения двигательном деятельности, способности к согласованию движений, произвольное мышечное напряжение и статокинетическую устойчивость.

Под способностью к ориентированию понимают возможности индивида точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движения в нужном направлении.[5]

Способность к дифференцированию параметров движений обуславливает высокую точность и экономичность пространственных, силовых и временных параметров движения.[5]

Способность к реагированию позволяет быстро и точно выполнить целое, кратковременное движение на известный или неизвестный заранее сигнал всем телом или его частью (рукой, ногой).[5]

Способность к перестраиванию двигательных действий - это быстрота преобразования выработанных форм движений или переключения от одних двигательных действий к другим соответственно меняющимся условиям.

Способность к согласованию - соединение (соподчинение) отдельных движений и действий в целостные двигательные комбинации.[28]

Способность к равновесию - сохранение устойчивости позы в тех либо иных статических положениях тела (в стойках), по ходу выполнения движений (в ходьбе, во время выполнения упражнений, в борьбе с партнером).[28]

Способность к ритму - способность точно воспроизводить заданный ритм двигательного действия или адекватно варьировать его в связи с изменившимися условиями.[28]

Вестибулярная (статокинетическая) устойчивость - способность точно и стабильно выполнять двигательные действия в условиях вестибулярных раздражений (кувырков, бросков, поворотов).

Произвольное расслабление мышц - способность к оптимальному согласованию расслабления и сокращения определенных мышц в нужный момент .

Результатом развития специальных и специфических координационных способностей, своего рода их обобщением, стало понятие "общие координационные способности". Это понятие сформировано в итоге многочисленных научных исследований и практических наблюдений. Есть дети, которые имеют одинаково высокие или одинаково низкие показатели координации, проявляемой в различных двигательных действиях. Можно наблюдать детей, которые хорошо выполняют задания на ориентирование, равновесие, ритм и т.п., подтверждая реальность существования фактора "общая координационная готовность", или, что весьма тождественно, - "общие координационные способности". Общая координационная готовность в большей мере проявляется среди детей младшего и среднего школьного возраста. Среди юношей и девушек старшего возраста доля данного общего фактора в структуре координационных способностей уменьшается. Но значительно чаще встречаются случаи, когда ученик имеет высокие координационные возможности применительно к локомоциям (циклическим и ациклическим), а низкие к метательным движениям на меткость или к спортивным играм вследствие неодинакового уровня развития разных специальных координационных способностей. То же можно сказать и про проявления специфических координационных способностей: ребенок может иметь неплохой результат в тестах на статическое равновесие, но отмечаться при этом низким результатом на ориентацию в пространстве и средним - на быстроту реагирования в сложных условиях и т.д.[26]

Итак, под общими координационными способностями понимаются потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению различными по происхождению и смыслу двигательными действиями. Специальные координационные способности - это возможности школьника, определяющие его готовность к оптимальному управлению сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями. Под специфическими координационными способностями понимаются возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению отдельными специфическими заданиями на координацию - на равновесие, ритм, ориентирование в пространстве, реагирование, перестроение двигательной деятельности, согласование, дифференцирование параметров движений, сохранение статокинетической устойчивости и др.[24]

Необходимо различить элементарные и сложные координационные способности. Элементарные проявляются в ходьбе, беге, а более сложные - в единоборствах, гимнастике и спортивных играх. В процессе управления и регуляции сложных в координационном отношении двигательных действий школьник может координировать свою двигательную деятельность по одному критерию. Показателем оценки координационных способностей в общеразвивающих координационных учреждениях без предметов является почти всегда правильность выполнения этих движений. Ведущим признаком оценки координационных способностей, относящихся к группе баллистических движений с установкой на точность, будет меткость попадания.[22]

Однако названные качественные и количественные критерии координационных способностей изолировано друг от друга встречаются крайне редко. Несравненно более распространены так называемые комплексные критерии. В этом случае школьник координирует свою двигательную деятельность одновременно по двум или нескольким критериям: скорости и экономичности; точности, своевременности и скорости; точности и быстроте и находчивости и т. п. В качестве таких комплексных критериев оценки координационных способностей выступают показатели действий или совокупности этих действий, где есть спрос к координационным способностям человека. Все это надо учитывать как при выборе и разработке соответствующих методов для оценки координационных способностей, так и при анализе конкретных показателей, полученных в результате исследований.[20]

Способность точно воспроизводить пространственные параметры движений довольно проста, сложнее - способность быстро перестраивать двигательные действия в условиях внезапного изменения обстановки.

.5 Специфика проявления координационных способностей в боксе

Основу специфического содержания спортивной тренировки в боксе составляет физическая подготовка спортсмена. Это процесс воспитания физических способностей, необходимых в специальной боксерской деятельности. Физическая подготовка юного боксера неразрывно связана с повышением общего уровня функциональных возможностей организма, разносторонним физическим развитием, укреплением здоровья.[40]

Физическую подготовку боксеров подразделяют на общую и специальную. Общая физическая подготовка юных спортсменов-боксеров направлена на разностороннее развитие физических способностей. Она повышает уровень функциональных возможностей организма путем воспитания общей работоспособности, стимулирует развитие выносливости, силовых и скоростно-силовых качеств, координационных способностей и др. Общая физическая подготовка боксера комплексно развивает физические способности в сочетании с вариативными двигательными навыками и действиями. Наряду с упражнениями скоростно-силового характера, здесь широко используются упражнения, развивающие выносливость в работе переменной интенсивности со значительными силовыми напряжениями, а также упражнения, разносторонне совершенствующие ловкость и быстроту двигательной реакции.[38]

Под влиянием общей физической подготовки улучшается здоровье юного боксера, организм его становится совершеннее. Спортсмен лучше воспринимает тренировочные нагрузки, быстрее к ним приспосабливается и достигает высокого уровня развития двигательных качеств, наиболее успешно овладевает техническими навыками. Общая физическая подготовка имеет важное значение для воспитания моральных и волевых качеств, поскольку выполнение многих упражнений связано с преодолением различного вида трудностей, для создания психологической устойчивости и длительного поддержания спортивной формы.[36]

Общеразвивающие упражнения боксера можно разделить на упражнения косвенного и прямого влияния. Косвенные упражнения содействуют развитию общей гибкости, общей ловкости, общей силы, общей быстроты, то есть помогают юному боксеру стать более подготовленным для специальной тренировки.[34]

Физические упражнения прямого влияния должны быть сходны по координации и характеру с движениями и действиями, используемыми в боксе.[34]

Специальная физическая подготовка боксера направлена на развитие физических способностей, отвечающих, в данном случае, специфике данного ударного единоборства. Это упражнение в координации движений при ударах и защитах, в передвижении, игровые упражнения, бой с тенью, упражнения на специальных снарядах (мешке, грушах, мяче на резинках, на лапах и пр.) и специальные упражнения с партнером.[32]

Специальную физическую подготовку подразделяют на две части: предварительную, направленную на построение специального фундамента, основная цель которой - возможно более широкое развитие двигательных качеств, применительно к требованиям бокса, и основную. Чем прочнее первая ступень, тем крепче и выше может быть вторая, что, в свою очередь, позволит достичь большего развития двигательных качеств. Надо помнить, что уровень ступеней должен поддерживаться постоянным, пока на новом этапе не потребуется дальнейшее его повышение и укрепление. Следовательно, в круглогодичной тренировке спортсменов-боксеров виды физической подготовки должны сочетаться между собой таким образом, чтобы при включении специальной физической подготовки оставалась (в меньшей степени) и общая физическая подготовка. При переходе же к высшей ступени специальной физической подготовки должны поддерживаться на достигнутом уровне общая физическая подготовленность и специальный фундамент.[30]

Физические качества связаны между собой и влияют на развитие друг друга. Развитие координации в боксе нужно рассматривать не только с точки зрения рациональности и правильности движений или действий в целом, но и быстроты выполнения, для чего нужен соответствующей силы импульс, достаточная сила мышечного сокращения, то есть определенная мощность вовлеченной в действие группы мышц. Систематическими тренировками добиваются быстрого исполнения действий, максимально сокращая паузы между ними, что определяет темп боя и скоростную выносливость.

Если в циклических видах спорта главным может являться какое-то одно физическое качество (например, у бегуна-марафонца или у велосипедиста - высокая выносливость), то у юных боксеров все физические качества должны быть достаточно развитыми, при том в гармоничном соотношении.[39]

Хотелось бы отметить, что среди специально-подготовительных упражнений в боксе почти нет таких, которые имели бы только одно назначение: каждое упражнение имеет главную направленность, но вместе с тем способствует развитию ряда других качеств. Например, упражнения в ударах по мешку развивают скорость и силу удара, длительное же и частое нанесение ударов способствует развитию специальной выносливости; перебрасывание набивного мяча в определенном темпе вырабатывает не только координацию и точность, но и мышечное чувство, выносливость и т. д. [37]

На тренировках и соревнованиях спортсмен должен уметь мобилизовать функциональные возможности своего организма в соответствии с характером, интенсивностью и длительностью упражнений. Под влиянием занятий боксом развиваются и совершенствуются не только двигательные качества (сила, выносливость, быстрота, ловкость, гибкость, способность устойчивого равновесия), но и вегетативные функции - кровообращение, дыхание, пищеварение и др. Для спортсменов особенно важны такие качества, как мышечная сила, быстрота, выносливость

Мышечная сила характеризуется степенью развиваемого мышечного напряжения. Величина силы зависит от физиологического поперечника мышцы и количества вовлеченных в работу мышечных волокон. В результате применения силовых упражнений у спортсменов-боксеров происходит утолщение мышечных волокон, улучшается их капилляризация, вследствие чего мышца увеличивается в поперечнике за счет гипертрофии волокон, а также за счет их расщепления[35]

С биохимической точки зрения мышечная сила зависит от количества и свойства сократительных белков: миозина, актина, актомиозина и миостромина. С увеличением силы мышц увеличивается и содержание в них гликогена.[10]

На уровень проявляемой боксером силы оказывают влияние также биомеханические особенности организма: длина плеч рычагов, возможность выполнения движения за счет использования наиболее крупных мышц и т.д. Кроме того, на величину проявляемой силы существенно влияет способность спортсмена к высокой мышечной координации в соответствии со структурой выполняемого движения, то есть высокая степень владения техникой движения.[8]

Одним из важных качеств для спортсменов-боксеров является быстрота. Под быстротой следует понимать способность выполнения движения (удара) в максимально короткое время. Максимально быстрые одиночные движения отличаются по своим физиологическим характеристикам от более медленных, так как при предельной скорости выполнения затруднено осуществление сенсорных коррекций. Поэтому у спортсмена ухудшается точность ударов, выполняемых с максимальной быстротой.[6]

Уровень быстроты движений зависит от функциональных особенностей центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата, от их функционального состояния, от силы, быстроты сокращения мышц, их эластичности, от координации движений, технического мастерства спортсмена, а также от ряда других причин .[18]

Важным качеством, определяющим в известной мере спортивное совершенство, служит общая и специальная выносливость. Под выносливостью следует понимать способность к длительному выполнению специфической деятельности без снижения ее эффективности в условиях наступающего утомления. Воспитание выносливости спортсмена путем сознательной целенаправленной тренировки ведет к значительным изменениям в его организме. Важнейшими из них, определяющими развитие выносливости, являются процессы, протекающие в нервной системе. Сущность их заключается в том, что с помощью условных рефлексов все более совершенствуются функции нервных центров, управляющих движением, а также согласующиеся с ними функции кровообращения, дыхания, обмена веществ и выделения.[18]

Физиологические сдвиги при занятиях боксом должны рассматриваться с двух сторон: функциональные сдвиги, которые наблюдаются в организме спортсмена непосредственно под влиянием нагрузки - тренировки и боя, и сдвиги, которые происходят под влиянием продолжительной систематической тренировки.[33]

Тренировочные и соревновательные нагрузки вызывают значительные изменения в сердечнососудистой системе боксеров. Так, в условиях боя частота сердечных сокращений (ЧСС), последовательно возрастая, достигает в среднем 202±7,0 уд./мин. Такие высокие показатели ЧСС обусловлены физической работой, выполняемой к тому же в условиях максимального возбуждения нервной системы. Однако и на тренировках специфическая нагрузка вызывает значительную мобилизацию вегетативных функций в соответствии с конкретными условиями мышечной деятельности. Наибольшей выраженности она достигает после поединка и спаррингов. Систолическое артериальное давление повышается на 20-55 мм рт. ст. при одновременном падении диастолического. Нередко после спаррингов и боев регистрируется феномен "бесконечного тона".

Характерные изменения в деятельности сердечно-сосудистой системы отмечаются и в покое. По мере роста тренированности у них ЧСС урежается до 42 уд./мин (наименьшее урежение ЧСС - 36 уд./мин). Артериальное давление также снижается до 100/50 мм рт. ст.; при этом ударный объем сердца увеличивается, а минутный объем остается таким же или даже снижается, что следует рассматривать как экономичность работы, адекватной функции покоя .[37]

Систематические занятия боксом приводят к значительному увеличению функциональных возможностей систем, связанных с доставкой и утилизацией кислорода в организме. Глубина и частота дыхания зависит от многих причин: тренированности, напряженности и интенсивности боя, характера маневра, действий противника и т. п. Спортсмены высокой квалификации, обладающие сильным, хорошо "поставленным" ударом всегда наносят его на резком выдохе с моментальной задержкой на конечной стадии. Серия ударов, проводимая с возрастающей силой и последующим акцентированным ударом, осуществляется на полном выдохе. Вместе с тем нанесение несильных серийных ударов возможно как на вдохе, так и на выдохе. Нередко спортсмены наносят удары и на задержке дыхания. Так, в отдельные моменты ближнего боя для активного противодействия ударам противника по туловищу они напрягают мышцы живота и, произвольно задерживая дыхание, сами наносят удары.[39]

Повышение требования к дыханию способствуют развитию дыхательных мышц. Жизненная емкость легких у спортсменов-боксеров довольно большая - в среднем 4500 мл. При исследованиях, проводимых на боксерах высокой квалификации, были отмечены высокие показатели МПК (максимальное потребление кислорода), наибольшая величина МПК - 76,9 мл/мин/кг; в среднем данные - 67,05 мл/мин/кг .[39]

Многообразие форм двигательной деятельности, используемых спортсменом во время боя в разной последовательности, требует высокой подвижности нервных процессов. Скорость координированного двигательного акта в специальных упражнениях определяет результат производимого движения - точность и силу ударов и защит. Высокая степень подвижности нервных процессов в корковых и других центрах обуславливает быструю смену возбуждения и торможения, создавая благоприятные условия для сокращения и расслабления в мышцах, ускоряя ответные реакции при воздействии различных раздражителей. Уменьшение скрытого периода реакции происходит параллельно улучшению координации движений .[19]

Важным фактором успешных действий является скорость переработки информации. Быстротекущая информация по каналам связи поступает в мозг. Здесь она перерабатывается, и подается команда в исполнительные органы. Спортсмены высокого класса отличаются более совершенной деятельностью мозга. Скорость переработки информации у них повышается, прежде всего, за счет интеллектуальных функций, в которые входят элементы оценки, выбора, обобщение действий и др. Защитные действия являются следствием предвидения возможных нападающих действий противника.[14]

Внутренняя структура мышц претерпевает биохимические, морфологические и функциональные изменения, способствующие развитию силы и быстроты сокращений. Ведущими группами мышц у спортсменов являются сгибатели предплечья, разгибатели плеча, сгибатели и разгибатели бедра, разгибатели голени, сгибатели стопы.[31]

Среди различных видов восприятий для бокса наиболее существенны восприятия пространственно-временных характеристик движений (собственных и противника), специализированные восприятия (чувство дистанции, чувство времени, чувство темпа), мышечно-двигательные восприятия при непосредственном контакте с противником. Чувство дистанции, времени, ориентирование, чувство положения тела, свободы движений, чувство удара, внимание, боевое мышление, быстрота реакции должны быть тесно взаимосвязаны между собой и влиять друг на друга .[31]

Чувство дистанции - умение точно определять расстояние до противника. В боксе чувство дистанции проявляется в двух формах - при атаке и при защите. На разных дистанциях это чувство не одинаково. В бою на средней и ближней дистанциях для оценки расстояния до противника основное значение приобретают мышечно-двигательные восприятия. На дальних дистанциях это чувство зависит от уровня развития зрительного восприятия, быстроты реакции. Хорошее чувство дистанции позволяет успешнее защищаться и атаковать, оно развивается в процессе тренировки.

Выбор момента атаки требует от атакующего чувства дистанции, которое связано с чувством времени. Чувство времени определяется особенностями протекания физиологических и психических процессов в организме. Уравновешенность процессов возбуждения и торможения создает предпосылки для удержания от несвоевременного движения. Благодаря развитому чувству времени, спортсмен в состоянии оценить длительность боя, перерыва, отдельных временных интервалов боевых действий и рационально расходовать силы.[33]

Глава II. Методы и организации исследования

.1 Методы исследования

В процессе работы использовались следующие методы исследования:

. Анализ научно-методической литературы.

. Педагогическое наблюдение.

. Педагогический эксперимент.

. Педагогическое тестирование.

. Методы математической статистики.

Рассмотрим каждый из данных методов более подробно.

.1.1 Анализ научно-методической литературы

Анализ научно-методической литературы и документальных материалов (учебных программ, планов, журналов) позволил обобщить данные передовой практики и теории по изучаемой нами проблеме. Проанализировали учебные планы и программы по физическому воспитанию и тренировки в боксе в количестве 41. При помощи данного анализа более глубоко раскрыты особенности координационных способностей у юных боксеров.

.1.2 Педагогическое наблюдение

Педагогическое наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, с помощью которого исследователь вооружается конкретным фактическим материалом или данными (Ю.Д. Железняк, П.К. Петров, 2001).

Изучение внешних проявлений педагогических фактов (дисциплинированности, работоспособности, интереса к занятиям спортом или физической культурой, условий тренировочного процесса) позволило дополнить сведения по изучаемой проблеме.

.1.3 Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент представляет собой целенаправленное преобразование педагогического процесса в точно учитываемых условиях (Ю.Д. Железняк, П.К. Петров, 2001). По цели исследования мы проводили констатирующий и формирующий эксперимент. По условиям проведения эксперимент был естественный, а по направленности - абсолютный и сравнительный.

Естественный педагогический эксперимент проводился для изучения координации у боксеров. Проведение естественного эксперимента не помешала тренировочному процессу, так как определение ловкости непосредственно проводилось на тренировках. Для установления эффективности предлагаемого нами содержания тренировочных нагрузок мы проводили сравнительный эксперимент.

Тестирование проводилось два раза в год: в начале эксперимента (сентябрь 2013) и в конце эксперимента (апрель 2014) для определения координационных способностей у боксеров были проведены тесты предложенные ниже:

Программа тестирования включала в себя следующее:

Проба Ромберга (оценивается статическая координация). Бывает простая и усложненная проба Ромберга. Простая проба, когда обследуемый стоит со сдвинутыми стопами, руки вперед, пальцы раздвинуты, глаза закрыты.

Усложненная проба более информативна. Обследуемый, сняв обувь, принимает исходное положение стойки на одной ноге, другая нога согнута коленом вперед и касается подошвенной поверхностью коленного сустава опорной ноги, руки вперед, пальцы раздвинуты, глаза закрыты.

При оценке пробы Ромберга обращается внимание на степень устойчивости (стоит неподвижно, покачивается), дрожание век и пальцев (тремор) и, главное, длительность сохранения равновесия. Сохранение устойчивой позы более 15 с без тремора оценивается - хорошо; небольшой тремор век и пальцев при удержании позы в течение 15 судовлетворительно; поза удерживается менее 15 с неудовлетворительно.

Пальценосовая проба (оценивается динамическая координация). Обследуемый, находится в исходном положении стоя, руки в стороны, глаза закрыты. Необходимо, не открывая глаза, быстро коснуться, указательным

пальцем сначала одной, затем другой руки кончика своего носа. Промах и дрожание руки говорит о нарушении динамической координации. В течение 30 секунд оценивается максимальное количество касаний пальца носа.

Статическое равновесие (тест выявляет и тренирует координационные возможности детей). Ребенок встает в стойку - носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги - и пытается при этом сохранить равновесие. Ребенок выполняет задание с закрытыми глазами. Время удержания равновесия фиксируется секундомером. Из двух попыток фиксируется лучший результат.

Подбрасывание и ловля мяча (тест на ловкость и координацию). Ребенок принимает исходное положение (ноги на ширине плеч) и двумя руками в течение одной минуты подбрасывает вверх мяч диаметром 15-20 см как можно большее количество раз. Ребенку предлагается сделать 2 попытки. Фиксируется лучший результат.

.1.5 Методы математической статистики

Методы математической статистики использовались для проверки достоверности статистической гипотезы (достоверность различия результатов тестирования в начале и конце исследования).

Анализ полученного материала производили методом сравнения двух выборочных средних связанных выборок с помощью вычисления t-расчетного и его сравнения с критическим значением t-критерия Стьюдента.

Нами были оформлены таблицы и графики для более наглядного представления всей проделанной работы.

.2 Организация исследования

Вся реализация и проведение исследования проходила в СДЮСШОР №1 г.Ноябрьска непосредственно на тренировках, а так же на учебно-тренировочных сборах под руководством тренера Бедненко Виктора Григорьевича. Наша работа длилась на протяжении 9 месяцев с сентября 2013 года по май 2014 в три этапа.

На первом этапе (сентябрь2013 -декабрь 2013г.) изучалась и обобщалась научно-методичская литература по исследуемой проблеме. Проводились педагогические наблюдения за тренировкой юных спортсменов боксеров в СДЮСШОР №1 г.Ноябрьска.

На втором этапе (январь 2014 -февраль 2014г.) мы наблюдали за всем тренировочным процессом, а именно за тем как выбранные спортсмены подходили к тренировочному процессу. Нами были протестированы 7 спортсменов.

На третьем заключительном этапе, проходил, в апреле 2014 года мы подводили итоги нашей работы, которая состояла в составлении итоговой таблицы работы над боксерами. В последнем этапе были проанализированы не только возможности и данные спортсменов, но и их мотивация и стремление к достижению высших результатов.


Глава III. Анализ исследования коодинационных способностей у боксеров различного уровня квалификации

.1 Анализ исследования координационных способностей в начале эксперимента

Таблица1

Исследование координационных способностей на тренировки юных спортсменов боксеров в СДЮСШОР №1 г.Ноябрьска в начале эксперимента(октябрь 2013,n=7)

№ п/пФИОПроба Ромберга (с)Проба пальценосоваяСтатистическое равновесии (с)Подбрасывание и ловля мячапромахипопадания1А.Ф.1572515302П.К.1382416313Р.В.1472215294Ж.П.1492720305О.Н.1662719286П.А.1592221297Э.С.1510242030Норма16-2028-3519-2531-37

Из таблицы видно, что уровень развития координационных способностей отклоняется от нормы.

По пробе Ромберга, только у одного тестируемого показатели в пределах нормы.

Отклонения по пробе пальценосовая присутствует у всех испытуемых.

У четырёх из семи испытуемых статистическое равновесие в пределах нормы.

Подбрасывание и ловля мяча у одного испытуемого в норме, в то время как у шести испытуемых присутствует отклонения.

3.2 Анализ исследования координационных способностей в конце эксперимента

Таблица 2

Исследование координационных способностей на тренировках юных спортсменов боксеров в СДЮСШОР №1 г.Ноябрьска в конце эксперимента(апрель 2014,n=7)

№ п/пФИОПроба Ромберга (с)Проба пальценосоваяСтатистическое равновесие (с)Подбрасывание и ловля мячапромахиПопадан-ия1С.Ф.2143628302К.К.1933822363В.В.2143521404И.П.1943624385М.Н.1753728296Д.А.2334230397С.А.254412938

Из таблицы видно, что уровень развития координационных способностей улучшился, но отклонения от нормы также прослеживаются.

По пробе Ромберга, только у двоих тестируемых показатели в пределах нормы.

Отклонения по пробе пальценосовая присутствует у всех испытуемых.

У трёх из семи испытуемых статистическое равновесие в пределах нормы.

Подбрасывание и ловля мяча у одного испытуемого в норме, в то время как у шести испытуемых присутствует отклонения.

.3 Анализ методов математической статистики

Для того, чтобы оценить эффективность методики развития координационных способностей у юных спортсменов боксеров СДЮСШОР г. Ноябрьска мы провели контрольное тестирование по определению координационных способностей юных спортсменов бокс г Ноябрьска (см. табл.3).

Таблица 3

Исследование координационных способностей на тренировках юных спортсменов боксеров в СДЮСШОР №1 г.Ноябрьска =7

ТестыДоПослеt расчетt таблPПроба Ромберга11,2±4,311,6±4,30,12,31 3,36 5,04>0,05Проба пальценосовая (промахи)7,8±3,47,6±3,90,1>0,05Проба пальценосовая(попадания)47,8±3045,2±29,60,1>0,05Статистическое равновесие158±30159±29,20>0,05Подбрасывание и ловля мяча171,6±17,2176,2±8,20,1>0,05

Из таблицы видно, что все данные показали недостоверность результатов. Мы можем предположить, что методика воспитания кс у юных спортсменов боксеров СДЮСШОР №1 г.Ноябрьска не эффективна.

Выводы

. В процессе работы мы исследовали юных боксёров в начале эксперимента с целью определения уровня координационных способностей.

. Мы проанализировали исходный уровень координационных способностей у юных боксёров и определили, что дети на начальном этапе тренировочного процесса имеют отклонения от норм. По результатам тестирования все данные показали недостоверный результаты, что свидетельствует о не эффективности предложенной методики.

. На основе полученных результатов были разработаны практические рекомендации для начинающих боксёров.

Практические рекомендации

. Разработать методику различных видов координационных способностей, которые должно происходить в тесной связи с развитием других двигательных способностей.

. В методику рекомендуется включить упражнения, развивающие способность к оценке и дифференцированию силовых параметров движения броски и ловля мяча. Упражнения, развивающие способность к точному выполнению движений бег с определенным заданием.

. Учесть интервал между повторениями отдельных упражнений должны быть достаточными для восстановления работоспособности.

Список литературы

1.Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. - М.: Физкультура и спорт, 2004. - 288 с.

.Бернштейн Н. А. Физиология движений и активности. - М.: Наука, 2004. - 495 с.

.Бутенко Б. И. Специализированная подготовка спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 69 с.

.Вавилов Ю. А. Физиологические основы двигательной деятельности. - М.: Наука, 2006. - 367 с.

.Гандельсман А. Б., Смирнов К. М. Физиологические основы методики спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - С. 153-155.

.Дегтярев И. П. Единоборства: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 287 с.

.Карпеев А. Г. Направления и принципы изучения двигательных координаций основных видов движений // Теория и практика физической культуры. - 2003, № 9. - С. 5.

.Любимирский Л. Е., Мейскона Г. Б., Лях В. И. Физическая культура: Учебник для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2009. - С. 44-50.

.Лях В. И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования // Теория и практика физической культуры. - 2008, № 11.

.Лях В. И. Координационные способности школьников // Физическая культура в школе. - 2005, № 4. - С. 6-13.

.Лях В. И. Координационные способности школьников // Физическая культура в школе. - 2006, № 5. - С. 3-10.

.Лях В. И. Координационные способности школьников // Физическая культура в школе. - 2007, № 2. - С. 7-14.

.Лях В. И. Координационные способности школьников. - Мн.: Полымя

.Лях В. И. Развивая координационные способности // Физическая культура в школе. - 2004, № 4. - С. 26.

.Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 543 с.

.Назаров В. П. Координация движений у детей школьного возраста. - М.: Физкультура и спорт, 2004. - 34 с.

.Никифоров Ю. Б. Эффективность тренировки спортсменов. - М.: Просвещение, 2005. - 156 с.

.Платонов В. Н. Общая теория спорта. - Киев: Олимпийская литература

.Солодов А. С., Сологуб Е. Б. Физиология человека: Общая. Спортивная. Возрастная. - М.: Терра-спорт. Олимпия пресс, 2007. - С. 406

.Физиология человека: Учебник для ВУЗов физической культуры и факультетов физического воспитания педагогических ВУЗов / Под общ. ред. В. И. Тхоревского. - М.: Физкультура, образование и наука, 2009. - 492 с.

.Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 480

.Хрипкова А. Г. Возрастная физиология и школьная медицина. - М.: Просвещение, 2006. - 328 с.

.Хрипкова А. Г. Возрастная физиология: Учебное пособие для студентов небиологических специальностей педагогических институтов. - М.: Просвещение, 2005. - 287 с.

. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: Учебное пособие для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - С. 140-155.

. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 167 с.

. Коробейников Н.К., Михеев И.Г., Николенко А.Е. Физическое воспитание: Учебное пособие для учащихся ср. спец. учебных заведений. - М.: Высшая школа, 2008. - С. 74-75.

. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.; Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.

. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - Физкультура и спорт, 2006. - С. 56-78.

. Задачи по психологии спорта: Пособие для студентов ГЦОЛИФКа/ Под ред. О.А. Черниковой, Л.Н. Далининой, В.В. Медведева, Ю.Я. Рыжонкина. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 174 с.

. Захаров Е.Е., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки: Методические основы развития физических качеств. - М.: Лептос, 2004. - 368.

. Управление движением. / Под ред. А.А. Митькина. - М.: Наука, 2008. - 68 с.

. Управление физкультурным движением / Учебник для институтов физической культуры. Под об. ред. В.В. Ивонина и К.А. Кулинковича. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 287 с.

. Физическая культура: Практическое пособие. - М.: Высшая школа, 2009. - 383 с.

. «Физическая культура в школе». - 2006. - №1. - С. 5 -11.

. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - С. 55-65, 90, 244-249.

. Филиппович В.И. Двигательная ловкость // Легкая атлетика. 2003. - №7. - С. 12-16.

. Холодов Ж. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры. - М.: Академия, 2007. - 144 с.

. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 424 с.

. Художественная гимнастика. // Спорт в школе. - 2006. - №27.- С.6-11.

. Художественная гимнастика. Учебник для институтов физ. культуры. / Под ред. Лисицкой Т.С. - М.: Физкультура и спорт, 2004. - 342 с.

Похожие работы на - Особенности воспитания координационных способностей у юных боксёров

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!