Организация досуга современной семьи

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,51 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация досуга современной семьи

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Раздел 1. Феномен досуга: история и современность

.1 Трансформация современной досуговой деятельности

.2 Первоначальное значение сферы досуга

Раздел 2. Организация семейного досуга

.1 Семейная досуговая деятельность

.2 Семейный туризм, как форма досуговой деятельности

.3 Центр семейного досуга «СемьЯ» (проект)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ

Ещё со школьной скамьи нас учат, что семья - это ячейка общества, социальный институт. У каждого человека должна быть семья, пусть маленькая, пусть не родная, но она должна быть. Все наши первые открытия и достижения происходят в семье: родители помогают нам познакомиться с миром, учат нас ходить, общаться с людьми. Семья прививает нам определённые ценностные ориентиры и жизненную позицию. В каждой семье есть свои праздники, традиции, мечты, стремления. Одним из важнейших правил дружной семьи является проведение совместного досуга. Ведь это то, что объединяет всех членов семейного круга, помогает почувствовать себя единой командой. Такое времяпрепровождение является полезным, так как родители и дети могут лучше понять друг друга, раскрыться, разрешить семейные вопросы.

Важной в этой связи представляется проблема российской семьи как ячейки социума, от уровня культуры которой во многом зависит духовное богатство и благополучие общества, его способность формировать креативную личность информационной эпохи; преодолеть социальную пассивность, демографический кризис, алкоголизм, наркоманию; утвердить в людях ценности гуманизма и толерантности; раскрыть им эстетический потенциал общения с природой, спорта, искусства, чтения, активного досуга.

Россия ХХI века твердо встала на позицию, исходящую из того, что высшей ценностью здорового общества является человек, его интересы, потребности и благополучие. В настоящее время в стране принят Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", в котором физическая культура и спорт рассматриваются как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, а также воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами. Целью данного закона является создание системных условий для реформирования важнейшего направления социальной сферы - физической культуры и массового спорта.

Значительный потенциал оптимизации семейного досуга содержит социально-культурная деятельность, в которой значительное место занимает художественное творчество, сочетающее отдых, личностное развитие и эстетическое воспитание. Востребованность в досуговом художественном творчестве позволит повысить эффективность нравственного развития ребенка, сформировать моральный климат в семье, обеспечивающий психологический комфорт, защиту и гармоничное развитие личности.

Проблемы семьи и ее нравственно-воспитательного потенциала были предметом научного анализа в течение многих веков. Духовная жизнь семьи исследовалась Аристотелем, Платоном, Эпикуром, Г.Гегелем, И.Кантом, И.Г.Фихте, Ф.Энгельсом, изучалась Н.А.Бердяевым, И.А.Ильиным, А.Ф.Лосевым, В.В.Розановым, В.С.Соловьевым, С.Л.Франком и другими русскими философами.

В настоящее время анализ проблем современной семьи представляет важное направление исследований философов, социологов, психологов, экономистов, педагогов, являясь ключом к более глубокому пониманию многих важных тенденций развития общества.

Среди работ, посвященных проблемам семьи, ее психологии, социологии, стратегии жизнедеятельности, межличностных отношений членов семей, следует отметить труды таких российских исследователей как А.И.Антонов, А.В.Артюхов, Б.В.Дубин, О.М.Здравомыслова, Г.Г.Силласте, А.Г.Харчев и другие.

Существенный вклад в разработку общих проблем социально-культурной деятельности и ее роли в формировании культуры семейного досуга внесли М.А.Ариарский, Г.М.Бирженюк, А.Ф.Воловик, В.А.Воловик, А.Д.Жарков и другие российские ученые.

Однако, при всей широте и многообразии теоретического анализа духовного мира современной семьи ряд аспектов этой проблемы остаются еще за пределами педагогики и смежных наук. И наиболее остро сегодня стоит вопрос о обосновании эффективной методики использования сферы свободного времени для формирования культуры семейных отношений.

В качестве объекта исследования выступает досуговая деятельность.

Предмет исследования - организация досуга современной семьи.

Цель курсового проекта - анализ досуговой деятельности современной семьи, разработка проекта, осуществляющего организацию семейного досуга.

Поставленная цель потребовала реализации следующих задач:

·Охарактеризовать изменения в современном досуге;

·Рассмотреть особенности досуговой деятельности в прошлом;

·Рассмотреть особенности досуга современной семьи;

·Разработать проект, позволяющий целенаправленно осуществлять организацию семейного досуга различными средствами.

Структура курсового проекта представлена введением, двумя главами, заключением и библиографическим списком. В первой главе рассматривается феномен досуга, его история и современность. Во второй главе представлена характеристика досуговой деятельности современной семьи, рассмотрена одна из форм досуга семьи - туризм, а также разработан проект позволяющий целенаправленно осуществлять организацию семейного досуга различными средствами.

Раздел 1. Феномен досуга: история и современность

.1 Трансформация современной досуговой деятельности

Социально-культурные трансформации, происходящие в современном мире под влиянием процессов глобализации и субкультурной дифференциации, повлекли за собой изменение всех сторон общественного бытия. Особой трансформации подверглась досуговая сфера жизнедеятельности человека.

Феномен глобализации и сложившееся многообразие культур усложнили структуру досуга и создали множество форм и видов досуговой активности и деятельности.

Первое изменение можно условно назвать «аксиологическим» или ценностным. Данное изменение связано с формированием ценности свободы личности. Распространение в обществе идеи свободы привело к появлению новых стилей и образов жизни в различных социальных группах. Так, в постсоветском пространстве эта тенденция определила возникновение различных молодежных субкультур, таких как, например, панки, рокеры и т.д., а изменение структуры коллективного и индивидуального труда сформировало новый набор видов экономической деятельности. В общественной жизни наряду с работниками бюджетной сферы появились и кооператоры, коммерсанты, предприниматели, олигархи и фрилансеры, или «свободные работники».

Формирование политической и экономической свободы общества и научно-технический прогресс привели к появлению нового сектора экономики - индустрии досуга, четко ориентирующейся на целевые группы общества. Для культурного пространства стали характерными многоаспектность и полистиличность.

В обществе произошли ценностные переориентации, которые сформировали новые картины мира и изменили представления о досуге. Социально-культурная дифференциация детерминировала многовариантность форм и видов досуга - способов проявления индивидом своей внутренней активности в свободное время. Это определило формирование в нем различных досуговых подпространств и слоев, основу которых стали составлять «индустрии» или различные производства культурных продуктов (кино, медиа, музыка, дизайн и т.д.).

Второе изменение связано со способом организации досуговых пространств. Данный тип изменений условно можно назвать «регулятивный», в котором можно выделить два типа социально-культурной регуляции - централизованный, реализуемый посредством государственной социально-культурной политики, и самоорганизованный, возникающий хаотично, спонтанно в общественной среде. Для последнего типа характерна синергетичность, дающая импульс к постоянному развитию и усложнению форм и видов досуговой деятельности.

При централизованном типе организация досуга осуществляется в специализированных или мультиплексных организациях культурно-досугового типа. Как правило, такой досуг регламентирован по времени и содержанию. При самоорганизованном типе досуга поведенческие шаблоны разрушаются, их сутью являются игра и свобода самовыражения. Таким образом, самоорганизованный досуг становится частью неформальной культуры, проникающей в различные слои общественного бытия.

Третье изменение связано с форматом досуга. Досуговое время стало неоднородным, протекающим в трех параллельных плоскостях - реальной, виртуальной и идеальной. Безусловно, в досуговом пространстве эти плоскости зачастую смешиваются, но вместе с тем они находятся как бы в обособленном состоянии от общественного бытия, как игра по концепции Й. Хейзинги. Одним из первых формальных признаков игры является «пространственная выхваченность этой деятельности из обыденной жизни. Некое замкнутое пространство, материальное или идеальное», которое «обособляется, отгораживается от повседневного окружения». По этому принципу автор сравнивает игру с неким «сакральным действием», священным культовым действием. Это, в свою очередь, определяет досуг как сакральное игровое действие, осуществляемое в мире реального бытия.

1.2 Первоначальное значение сферы досуга

Категория «досуг» в своем первоначальном значении восходит к древнегреческой культуре. Досуг был важной составляющей жизни индивидов, занимал одно из центральных мест в системе социальных институтов, восхвалялся Сократом и являлся, по его мнению, «драгоценным состоянием», неотъемлемым свойством жизни древнегреческого общества.

На протяжении долгого исторического времени древними философами решался вопрос о том, каким должно быть идеальное государство, обеспечивающее полноценную жизнь человека и осуществляющее в нем скрытую (латентную) божественную природу. По мысли Платона, составляющими идеального государства являются досуг и искусство. Древнегреческие молодые юноши, у которых не было необходимости в труде, по его описаниям, «большую часть своего досуга проводили в занятиях наукой, математикой и философией». Благодаря развитию в себе высших человеческих качеств - разумности и мудрости - они находили в досуге счастье. По мысли Платона, все «войны происходят ради стяжания богатств, а стяжать их нас заставляет тело, которому мы по рабски служим. Вот по всем этим причинам - по вине тела - у нас и нет досуга для философии».

Досуг, таким образом, в античном мире характеризовал счастье, крепкую государственность, порядок и гармонию во взаимодействии индивида с внешним миром.

Аристотель усматривал в модели идеального государства необходимую цикличность. Жизнь, по его мнению, «распадается на занятия и досуг, на войну и мир, а вся деятельность человека направлена частью на необходимое и полезное, частью на прекрасное». Поэтому в идеальном государстве нужно, чтобы «граждане имели возможность заниматься делами и вести войну, но, что еще предпочтительнее, наслаждаться миром и пользоваться досугом, совершать все необходимое и полезное, а еще более того - прекрасное». Бертран Рассел в своем исследовании указывает на то, что при формировании такого мироустройства законодатель должен был обеспечивать возможность правового регулирования досуга жителей государства.

Решая вопрос об идеальном государстве, Аристотель, также как и Платон, отвечает на вопрос о значимости досуга в жизни человека. В правильно устроенном обществе, по его мнению, цели свободного человека и государства должны совпадать или достигать согласия и вступать в гармонический консонанс друг с другом. Досуг необходим для созерцания и мудрствования, которые в свою очередь дают счастье, а значит, и нужны для счастья. «Высшее счастье заключается в применении разума, так как разум более чем что-либо другое, есть человек. Человек не может целиком отдаться созерцанию, но, поскольку он таков, он причастен к жизни богов» «Деятельность божества, будучи самою блаженною, есть созерцательная деятельность». Таким образом, применение разума в досуговое время сближает человека с миром божественного, так как в это время осуществляется деятельность его души, потому что «назначение человека - это не что иное, как деятельность его души».

По мнению Аристотеля, такая деятельность должна «совершаться на протяжении всей человеческой жизни, ибо ни за день, ни даже за краткое время никто не делается блаженным и счастливым». Таким образом, мир и досуг являются необходимыми условиями прекрасного и блаженного существования в правильно устроенном городе.

Современный исследователь античного времени Е.Д. Елизаров характеризует досуг эллинов как «длительный и напряженный труд исполненной благородством души». В данном контексте досуг является для свободно рожденных естественным времяпрепровождением. При этом Аристотель считает «художественный и эстетический досуг наивысшей добродетелью или, по крайней мере, путем к ней».

Свободное время было необходимой составной частью жизни древних греков. Умение им распоряжаться с целью достижения мудрости оценивалось достаточно высоко. Это обусловило и этимологическое значение греческого слова «досуг».

По данным исследования Э.Д. Фролова, «этимология греческого слова прозрачна: scolhv происходит от корня sce/o (cp. формы аориста scei'n и e[scon от глагола e[cein - держать(ся), иметь(ся)), значение - собственно задержка, приостановка (занятий), откуда - отдых (от чего-либо), свободное время, «досуг».

Исследуя семантическую характеристику слова «схолэ», Э.Д. Фролов выделяет два аспекта, характеризующих древнегреческое содержание категории «досуг».

В первоначальном значении главным значение схолэ был досуг (у Пиндара, Эсхила, Геродота), а второстепенным - «свобода» или «отдохновение (от чего-либо)» (у Софокла» и «ничегонеделание», «безделье»).

В последующем содержание слова «схолэ» транс-формировалось в ряд значений, отражающих его содержание. На основании литературных свидетельств позднеклассического и эллинистического времени Э.Д. Фролов выделяет четыре ряда значений:

«...а) вид свободных занятий, которым можно предаваться именно на досуге (так уже у Эврипида);

б) в особенности ученые, философские занятия, спекулятивные, ведущиеся на отвлеченные темы беседы и рассуждения (у Платона);

в) лекции, читаемые философами, и школы как организованные группы учеников и учителей (Аристотель, Плутарх);

г) трактат, составленный наставником, или конспект, написанный учеником (Плутарх)».

Этимологическое содержание понятия «схолэ» в его первоначальном значении как досуг являлось жизненно важным основополагающим условием, способствующим постижению мудрости и развитию разума, и рас-

сматривалось как вид гуманитарных занятий, которым можно предаваться в свободное от работы время. В часы досуга протекали ученые лекции, философские беседы, формировались и функционировали школы как организованные группы учеников и учителей. Кроме этого, организовывались занятия на теоретические, преимущественно гуманитарные темы, обращавшие внимание учеников на проблемы бытия человека и функционирования общества, часто обсуждались философские вопросы об идеальном государстве.

Как правило, такой досуг был характерен для «свободно рожденных», или элиты. Рабы и ремесленники не могли иметь досуг, в связи с тем, что должны были вести трудовую деятельность.

Анализируя содержание категории «досуг», Э.Д. Фролов выдвигает ряд важных положений, составляющих целостную концепцию схолэ и подчеркивающих ее высокий гуманизм по отношению к человеку.

Досуг был мерой оценки не только человеческого в человеке, но и сверхчеловеческого - божественного. Критерием для оценки являлись мудрость, интеллектуальное развитие, достигаемое в досуговое время. Свобода мысли, творческого воображения, созидающая человека в человеке и приближающая его к подобию бога, являлась ценностью и в этом смысловом значении была родственна понятию «игра».

Игра согласно концепции нидерландского историка культуры Й. Хейзинги являет собой более древнее состояние мира, чем культура. Она является первородной по отношению к человеку, более того, присущая животным, стала фактором превращения неразумного примата в человека.

Если смотреть глубже, от момента создания мира, то по описаниям древних религиозных трактатов и античной мифологии, можно увидеть, как боги, играя, создавали Вселенную, планету, животных и человека по образу и подобию своему: словом, делами. Мир бытия, а затем и культура изначально разыгрывались богами. Поэтому можно заключить, что игровое начало присуще и человеку.

Хейзинга в своем исследовании определяет игру как «...добровольное действие или занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием иного бытия, нежели «обыденная жизнь».

Таким образом, в понятии игры для нас становятся важными два момента: добровольное действие, или свобода, а также напряженность, сопоставимая с радостью.

Выход в свободное пространство досуга приводит к выходу за рамки повседневности, обыденности. В настоящее время это, возможно, лишь та единственная часть социального времени, позволяющая индивиду встать над бытовым, обыденным уровнем и приблизиться к осознанию в себе и вокруг себя божественной или сверхъестественной природы, дающей ему жизнь или ее отнимающей. Исходя из этого, полагаем, что игра позволяет нам соприкоснуться с подлинным бытием.

Напряжение, возникающее во время досуга, связывает человека с миром сверхъестественных сил и выводит его в «магическое измерение» среди обыденной жизни. Если нет риска, если все ясно и известно о том, что впереди, то нет и игры. Игра происходит только в том случае, если есть риск, приводящий либо к позитивному, либо к негативному исходу. Это, в свою очередь, формирует азарт, интерес к игре.

Социально-культурные трансформации, происходившие на рубеже веков, а также продолжающиеся и в настоящее время, привели к тому, что феномен игры, по концепции Й. Хейзинги, выродился в суррогатные виды деятельности.

Опираясь в своих рассуждениях на древнегреческую культурную традицию, мы можем утверждать, что сущностью досуга является игра как свободное действие, сопровождающее человека осознанием «иного бытия».

В настоящее время мы можем наблюдать многослойность досугового пространства, пронизывающее общественное бытие. В нем присутствуют как высшая, так и высокая сферы досуга, однако праздная над ними превалирует. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования, проводимые учеными в области социально-гуманитарных наук.

Увеличение количества свободного времени в структуре социального бытия и развитие научно-технического процесса задали новый вектор развития досуга в XX в. Праздная сфера досуга наполнилась массовой культурой, при которой досуг стал ассоциироваться с ничегонеделанием, развлечением, расслаблением, наслаждением.

Феномен массовой культуры рассматривается как следствие кризиса европейской культуры XX в., о котором стали говорить впервые Н. Данилевский, О. Шпенглер, И. Хейзинга, П. Сорокин. Научно-технический прогресс подтолкнул к развитию индустрию досуга, при котором высокое элитарное искусство стало ориентироваться на общественные массы и потеряло высокие гуманитарные смыслы, ориентируясь лишь на широкий спрос. Так стали распространяться медиа- и киноиндустрия, мода, музыкальная индустрия, формироваться новые культурные бизнесы - туризм, шоу-бизнес, издательский бизнес, стали развиваться новые виды деятельности, как, например, спорт. Французский социолог Дюмазедье отметил в своих исследованиях тенденцию формирования цивилизации досуга, а Э. Тоффлер стал говорить о будущем обществе, которое испытывает при соприкосновении с новой действительностью постоянный «культурошок». Отказ от сложной культуры, наблюдаемый повсеместно, примитивизирует общество и усыпляет его потребности в самоактуализации, не смотря на тот факт, что использование новейших информационных технологий и многочисленные исследования наномира выводят цивилизацию на новый виток развития. Однако перспективы развития современного человечества туманны и рискованны.

Парадоксальность сложившейся ситуации заключается в том, что в формирующихся демократических государствах, главным принципом функционирования которых является свобода, люди стали избегать так называемой свободы. По мнению Э. Фромма, свободы стало не больше, а меньше. И человек, не замечая этого, сам ее избегает.

В современном обществе основным критерием оценивания степени свободы стала представленность в культурном пространстве множественности культурных форм и видов деятельности, основу которых составляют категории доступности, простоты в обращении, комфорта, удовольствия. Преобладание массовой культуры, спорта и других видов досуга, не предполагающих свободы творчества и мышления, а также удовлетворения личности в развитии разума, лишено существенного признака досуга, а значит, лишено божественной высшей природы. Здесь возникает вопрос, поставленный Ф. Ницше в своем философском трактате «Так говорил Заратустра», о природе сверхчеловека. Человек, являясь мостом между неразумным приматом и сверхчеловеком, может ли войти в состояние своей сверхприроды?

Кризис культуры сформировал недостижимый образ идеального государства. Формирование городов-мегаполисов столкнуло современное человечество с проблемами, имеющими глобальный характер, что приводит к экстремальным сдвигам в экосреде, к нарушению сложившихся структур общественного бытия и в целом - к нарушению его гомеостаза в реальной и духовной сферах, к последней относится досуг. Скученность в городах-мегаполисах, приводящая к одному из восьми смертных грехов современного человечества, по мнению австрийского ученого-этолога К. Лоренца, - к изнеженности человека, определяет в геометрической прогрессии рост агрессии в массах, возрастание потребности в противопоставлении себя обществу, прежде всего в среде молодежи в силу психолого-педагогических особенностей ее возраста. Этим можно объяснить возникновение множества молодежных субкультур различной направленности, в которых досуг представлен различными игровыми «действами», позволяющими им выходить из круга повседневности, противопоставляя свою локальную культуру глобальной культуре общества. Часто такой выход находится на грани экстремального поведения, т.е. связанного с высокой степенью риска для собственной жизни и своего здоровья, а значит, обеспечивающего свободу и радость от преодоления напряжения.

В заключение вышесказанного можно отметить, что изменения представлений о досуге связаны с динамикой развития общества и изменениями представлений об игре и свободе личности, высшего ее предназначения. Досуг, являясь структурообразующим элементом общественного бытия, должен находиться в центре внимания государственного управления.

Раздел 2. Организация семейного досуга

.1 Семейная досуговая деятельность

досуг семейный туризм творчество

Организация досуга - одна из значимых функций семьи, главной целью которой является восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей семьи.

Современная семья испытывает острую потребность в многообразии и вариативности досуговой деятельности и социально-психологических отношений, тяготеет к нестандартным досуговым занятиям.

Каждая семья, естественно, отдает предпочтение совместным досуговым занятиям с детьми. Но необходимо отметить, что главной является ориентация непосредственно на детские, а не на общесемейные формы и виды досуга. При этом в большей степени в таком досуге участвуют матери, а общесемейный досуг развит слабо.

В современной ситуации место работы и дом в большинстве случаев разделены. Зачастую дети оторваны от семейных забот, от трудовых и нравственных традиций семьи, что приводит к потере духовной близости между детьми и родителями, нарушению главной линии коммуникации внутри семьи - «старшее поколение - родители - дети». У детей, как правило, отсутствует образец активного труда родителей, пример для действенного подражания, но при этом в изобилии присутствуют примеры пассивного потребления. Учитывая же психологические особенности, например, детей дошкольного возраста, у которых подражание является основным методом приобретения и накопления действенного опыта, можно с уверенностью говорить о формировании потребительского поведения у целых поколений. Уже по этой причине современному человеку нужно больше свободного (досугового) времени, чем, скажем, крестьянину XVIII века, у которого дом и работа еще совпадали, и он мог воспитывать своих детей в совместной работе. При этом особенно важно, чтобы свободное время было грамотно организованно, наполнено активным и радостным взаимодействием между членами семьи.

По нашему мнению, основным принципом организации семейного досуга является ориентация на всех членов семьи, учет возрастных, психофизиологических особенностей, а также интересов и ценностей каждого поколения.

По мнению Т. Г. Киселевой, особая ценность семейных досуговых форм состоит в том, что в них активно включены и интенсивно задействованы различные механизмы общения: семья - дети, семья - семья, дети - дети, дети - подростки - взрослые. Одновременность этих контактов придает семейному досугу эмоциональную привлекательность, душевность, теплоту. Внутрисемейные досуговые отношения уже сами по себе несут реабилитирующую функцию, активно воздействуют на создание благоприятного психологического климата в семье. Ориентация на организацию совместной общественно-полезной и досуговой деятельности взрослых и детей положительно скажется на укреплении и сплочении семьи.

Встает вопрос рационального использования свободного времени для воспитания детей и организации досуга современной семьи. Большое значение имеет устранение стихийности в организации семейного досуга, а также повышения его культуры, ориентации на активные формы использования свободного времени.

В связи с этим М. И. Болотова говорит о том, что семейная досуговая деятельность - это социокультурный и педагогический феномен, находящийся в имманентной связи с обучением и воспитанием личности, имеющий ярко выраженные физиологические, психологические, социальные аспекты. Как вид развивающей деятельности, семейный досуг представляет возможности для активного отдыха, потребления духовных ценностей и личностного развития всех членов семейного коллектива при учете индивидуальных интересов и потребностей.

Формы семейного досуга, как и сами семьи, различаются по количеству детей; составу; структуре; типу лидерства в семье; семейным укладам; однородности социального состава; семейному стажу; качеству отношений и атмосферы в семье; особым условиям семейной жизни.

Свои интересы и потребности семья может удовлетворить дома или в учреждениях культурно - досугового типа. По данному критерию семейный досуг можно разделить на домашний досуг и досуг с семьей вне дома.

Семейный домашний досуг - это:

·любительские занятия (цветоводство, коллекционирование, уход за домашними животными, совместные занятия творчеством, художественным или техническим: рисование, поэзия, музицирование, пение, вышивание, любительская видеосъёмка, фотосъёмка и т. п.);

·совместное обращение к аудиовизуальной информации (просмотр телевизора, обращение к Интернету и другим средствам СМИ);

·домашние спектакли (организация театрализаций и театральной деятельности как фрагментарной (переодевание, гримировка, розыгрыши), так и полномасштабной (организация домашнего театра - живого или кукольного - постановка композиций, игровых программ, малоформатных спектаклей и т. п.);

·семейное чтение;

·игры (с детьми, настольные и т. д.);

·праздники (организация домашних детских праздников с включением игровых программ и конкурсов; семейных и клановых праздников с привлечением широкого круга родственников и свойственников).

Семейный внедомашний досуг:

·рекреативный семейный отдых вне дома (дача, семейный туризм);

·оздоровительный и спортивный семейный отдых (эстафеты, массовые забеги, пляжные турниры, посещение бани, фитнесс - клуба и т. д.);

·совместное посещение театров, музеев, кино - театров, концертов и других культурно - зрелищных мероприятий;

·хождение в гости;

·организация любительских семейных общностей и семейных коллективов художественной самодеятельности;

·участие в массовых праздниках и зрелищных мероприятиях;

·организация семейных праздников и ритуально - обрядовых действ (свадьба, похороны, поминки и т. п.) с привлечением предприятий культурно - досуговой сферы.

Главные характеристики досуга:

·продолжительность

·место проведения

·форма проведения

·нравственно-эстетический уровень

Красильникова Ю.Д в своей книге говорила так: «Досуг - действенное средство воспитания, связано с тем, что в нем обогащение личности, ее духовности, происходит без особых дидактических усилий.

Недостатки в организации досуга не только снижают уровень семейного воспитания, но отражаются на содержании самих брачно - семейных отношений. Они ослабляют сопротивляемость семьи таким разрушительным фактором как алкоголь, скука, взаимное психологическое пресыщение, отчуждение».

2.2 Семейный туризм, как форма досуговой деятельности

Одной из форм внедомашнего досуга является туризм. Туризм представляет собой особую форму деятельности тесно связанную с использованием свободного времени.

По мнению Г. Е. Зборовского, у двух рассматриваемых социальных феноменов в качестве основы этой связи выступает свободный выбор деятельности, лишенный жесткого давления каких-либо обстоятельств, элементов непреложности и обязательности. «Другая, не менее значимая характеристика туристской деятельности заключается в том, что основным фактором ее мотивации является культура, понимаемая и как производство потребление, самая разнообразная деятельность, образ жизни общества и человека в нем, и как духовные, интеллектуальные, художественные, религиозные, моральные, связанные с искусством аспекты социального и личностного бытия. Следовательно, туризм является, с одной стороны, звеном, соединяющим свободное время и культуру, с другой стороны, он выполняет эту интеграционную функцию, замыкая их непосредственно на себя».

Туризм явление многообразное. Разработано множество классификаций видов туризма. В рамках данной статьи мы рассмотрим организацию семейного туризма.

Под семейным туризмом мы понимаем - временные путешествия семьи (с детьми или без), или группы состоящей из нескольких семей в местность, отличную от места постоянного жительства, совершаемые в свободное время. Главной чертой семейного туризма, как и любой формы семейного досуга, является взаимодействие всех членов семьи.

Именно оно позволяет определить является данное путешествие семейным или нет. Если родители на курорте предпочитают сдать детей аниматорам или няням, а сами хотят отправиться на экскурсию или пляж, то к семейному туризму, по нашему мнению, это не имеет никакого отношения. Можно охарактеризовать это как семейный отдых.

Семейный туризм решает следующие задачи:

·способствует сплоченности семьи и установлению эмоционального контакта, взаимопониманию, сотрудничества между родителями и детьми, коррекции детско-родительских отношений, реализации семейных ценностей;

·реализует потребность в отдыхе и физической активности. Особенно это касается спортивных видов семейного туризма;

·ориентирует на здоровый, активный образ жизни и освоение здоровьесберегающих технологий;

·способствует активной социализации детей, многие виды семейного туризма являются командными, совместная работа, сотрудничество, взаимодействие в команде создают естественные условия для приобретения социального опыта у детей.

Подчеркивая социальную значимость различных видов туризма, Г. В. Талалаева выделяет ряд важнейших функций: укрепление стабильности общества, консолидации семейных отношений, формирование картины мира и мировоззрения подрастающего поколения, обеспечение преемственности поколений по образу жизни и сценариям группового поведения. По мнению автора, социальные виды туризма (к которым относится семейный туризм) характеризуются не только высоким накалом межличностного общения, но способствуют развитию коммуникации между поколениями на бытовом уровне. Кроме того, являются скоростным каналом передачи информации потомству о надлежащих и наиболее эффективных способах социальной адаптации и стратегиях толерантного поведения, позволяют одновременно и синхронно формировать полезный жизненный опыт у двух - трех и более поколений людей.

Классифицировать семейный туризм сложно, он многогранен, разнообразен, так же как разнообразны семьи. По уровню организации среди различных видов семейного туризма можно выделить две большие группы:

. Семейные туры, разработанные туроператорами - этот вид предполагает минимальную творческую активность семьи при выборе маршрута. В туристическом бизнесе ориентация на семью является приоритетной, априори считается, что семейные туристы приносят хороший доход, это способствует выстраиванию особой детской индустрии развлечений и потребления. К сожалению, на практике оказывается, что далеко не всегда речь идет именно о взаимодействии членов семьи. Тем не менее, туроператоры стараются максимально подбирать тур, ориентируясь на основные особенности семейной аудитории, особенно уделяя внимание вопросам комфортного проживания, питания, организации детских развлечений, удобства транспортного сообщения, предоставления дополнительных услуг (например, детский стульчик, коляска, детская кроватка, радионяня и т. п.), разработке экскурсионных маршрутов, интересных и доступных детям.

. Самостоятельные путешествия. В этом случае семья самостоятельно планирует маршрут, определят способ передвижения (поезд, самолет, автобус, автомобиль, пеший поход, велотуризм, водный туризм). Кроме того, самостоятельная организация предполагает и большее взаимодействие между членами семьи на всех этапах подготовки и проведения, так как приходиться совместно отвечать на массу вопросов.

Итак, обозначим первостепенные вопросы:

. Цель путешествия (Для чего? Зачем?). Это главный вопрос, ответы на который и определят всю дальнейшую деятельность. Взрослый должен постараться ответить честно не просто на вопрос «зачем?», но на вопросы «зачем это надо моему ребенку?», и «зачем это надо лично мне и моей семье?». Главный помощник в поисках цели - здравый смысл. Если ребенку 2 года, то совершенно не логично целью обозначать знакомство с достопримечательностями. И как бы ни хотелось маме объездить все красоты архитектуры, но такое направление отдыха придется отложить.

Замечательные слова высказал Д. В. Шмайгер в своей книге «Хочу увидеть Землю!», которая за почти 30 лет не потеряла своей актуальности, и каждая строчка которой пронизана любовью к своему делу и к детям: «Если вы решили взять ребенка (в продолжительное путешествие или в поход выходного дня - все равно) только потому, что его некуда деть, - одумайтесь! Вы испортите поход себе, отравите отдых себе и ребенку и, может быть, навсегда отвратите его от туризма. Если вам не удалось отправить свое чадо в сад или в лагерь, если вы не смогли найти на отпускной период бабушку, тетю, нянечку - ну, что ж... посидите с ребенком дома или на даче. А в походы супруги пусть ходят поочередно.

Если же вам надоело общаться с малышом урывками, разрываясь между ним, работой и заедающим бытом; если вам грустно оттого, что воспитанием вашего наследника занимаются нянечки, учителя, соседи, улица - все, кто угодно, кроме вас самих; если вы вдруг почувствовали, что просто по-отцовски (по-матерински) любите свое чадо и готовы ради него поступиться некоторыми своими претензиями, - значит, вы созрели для семейного похода».

. Количество свободного времени, которое можно посвятить туризму? Количество свободного времени будет определять конечную точку путешествия, время на дорогу, выбор транспорта. Не стоит отказываться от путешествия, если есть всего один свободный день - можно устроить поход выходного дня. Располагая свободной неделей, стоит либо отказаться от поезда, который в точку назначения едет трое суток, и выбрать самолет. Либо выбрать другой пункт назначения.

. Финансовый вопрос. Сколько денег семья готова потратить на туристское путешествие? Этот вопрос также будет определять и способ передвижения, и выбор средства размещения (пятизвездочный отель, гостиница, кемпинг, палатка и т. п.), характер питания.

. Семейный состав. Сколько членов семьи отправляются в поездку, какой возрастной состав, будут ли путешествовать бабушки и дедушки? Сколько детей и каков их возраст? Каково состояние их здоровья? Ответы на эти вопросы также будут влиять на выбор конечной точки путешествия. Педиатры и физиологи не рекомендуют вывозить детей до трех лет из той климатической зоны, в которой они родились. В случае смены климата необходимо учитывать время на акклиматизацию. Д. В. Шмайгер рекомендует «приблизительно до года вывозить детей только на дачу, а с года до двух - трех лет (предлагаемые возрастные границы, конечно, достаточно условны - ведь разные дети обладают разным здоровьем и физическим развитием) осторожно приучать их к грамотному общению с природой и прививать им кое - какие туристские навыки. В этот период обязательно вывозите детей за город не в дачные, а в «дикие» условия, но во время ходьбы несите ребенка в основном на себе в рюкзаке или на плечах. И не забудьте, что переходы должны быть короткими: дети быстро устают от езды на родителях (впрочем, они быстро устают от любой езды, в том числе и в поезде, так что поездки не должны быть дальними). Почаще останавливайтесь на подходящих полянах, где малыш сможет безопасно порезвиться».

. Другие участники туристского путешествия. Надо определиться отправляется ли семья в путешествие одна или подбирает себе попутчиков и

единомышленников.

Практика показывает, например, что в пешие походы с детьми целесообразнее идти группой из нескольких дружеских семей (примерно 3-4 семьи) общей численностью 8-12 человек, которые хорошо знают друг друга. В этом случае дети находят себе компанию для общения, а взрослым легче организовать присмотр за детьми и совместные игры и занятия. Безусловно, семья может отправиться в поход и в «одиночестве», в таком случае (в зависимости от возраста детей) оптимальным выбором будет поход выходного дня.

. Маршрут и транспорт. После ответа на все предыдущие вопросы можно приступить к выбору конечной точки путешествия, маршрута и вида транспорта.

Помощь в разработке маршрута окажут всевозможные путеводители, карты, а также картографические интернет - сервисы и навигационные системы. Например, большой популярность пользуются приложения для навигаторов компании «RoadTour» (#"justify">2.3 Центр семейного досуга «СемьЯ» (проект)

Приметой времени явилось возрастание значимости в глазах населения семейного досуга. Туристические походы, совершаемые всеми членами семьи, посещение учреждений культуры, совместные занятия какими-либо видами деятельности получали все большее распространение. Семейный досуг позволял скрепить семью едиными занятиями, единым делом. Семейный досуг также играл огромное значение с точки зрения педагогики, так как он в первую очередь ориентирован на поддержание семьи, скрепление связей между членами семьи и воспитание детей с устоявшимися устоями внутри семьи.

Поэтому актуальность создания настоящего проекта заключается в том, чтобы разработать семейный центр, целью которого будет организация различных форм семейного досуга.

Целью нашего проекта является повышение семейно - досуговой компетенции людей через создание семейного центра.

Задачи центра:

·просвещение семей о возможностях проведения семейного досуга, как дома, так и вне его;

·разработка досуговых программ;

·организация досуговой деятельности детей и родителей;

·обучение специалистов по организации семейного досуга.

Контингент: семьи (дети и родители).

Гипотеза: Повышение семейно - досуговой компетенции людей через создание семейного центра будет эффективным при следующих условиях:

·изучение семейного опыта организаций семейного досуга;

·создание детско-родительского объединения;

·создание системы обучения (просвещение в области семейного досуга);

·развитие умений по организации досуга;

·осуществление разнообразных направлений работ;

·проведение методической работы с персоналом;

·мониторинг, качество работы центра.

Первый этап. Предпроектный

Пилотажное социологическое исследование «Семейный досуг». На первом этапе подготовки проекта нами была разработана анкета: «Семейный досуг», респондентами стали студенты ПИУ имени П.А. Столыпина и другие люди, имеющие семьи. Данная анкета необходима, чтобы выявить потребности у людей в проведении досуга с семьей, чтобы в дальнейшем опираться на них, при проектировании центра семейного досуга «СемьЯ».

Анкета «Семейный досуг»

Уважаемые респонденты, просим вас ответить на пару вопросов по теме «Семейный досуг»

.Возраст

.Пол

.Нравится ли вам проводить время со своей семьей?

.Сколько времени вы тратите на досуг с семьей в неделю?

.Как вы проводите досуг с семьей?

.Что бы вы хотели добавить к досугу своей семьи?

.Что мешает проведению досуга с семьей?

.Каким вы видите досуг в вашей будущей семье?

.Что является для вас главным в общении с семьей?

.Укажите состав вашего семейного досуга?

Благодарим вас за участие!

В нашем анкетирование приняло участие 50 человек. Из них 30 мужчин 60% и 20 женщин 40%.

Результаты социологического исследования:

По первому вопросу - «Нравится ли вам проводить время со своей семьей?» 98% респондентов ответило что им нравится проводить время с семьей, и только 2% что нет. По данным ответам мы видим, что респонденты стремятся и хотят проводить время со своей семьей.

На второй вопрос «Сколько времени вы тратите на досуг с семьей в неделю?» 50% ответило ,что 2 дня, 28% ответило, что тратят на досуг с семьей 1 день, 12% ответило что тратят на это 2 часа, 8% ответило, что тратят все выходные - 3 дня. Результаты показывают что большинство респондентов проводят два дня на досуг с семьей.

На третий вопрос «Как вы проводите досуг с семьей?» мы получили следующие ответы: 52% респондентов ответили, что в их досуг семьей входит только просмотр TV, 16% выбрало туризм, 16% - прогулки, 6% - кино, 6% - спортивные мероприятия, 2% - театр, 2% - просто ходят в гости к родственникам и друзьям. Ответы говорят о том, что в нынешнее время семейный досуг почти полностью состоит из просмотра TV, на втором месте туризм и прогулки и уже в самом низу ступени досуга находятся театр, кино, спортивные мероприятия.

На 4 вопрос «Что бы вы хотели добавить к досугу своей семьи?» 28% - туризм, 24% хотели бы добавить больше семейных мероприятий в свою семью, 20% респондентов ответило, что ни чего бы, ни хотели добавить к досугу своей семьи, 16% - театр, 10% - кино. 4% - прогулку. Мы убедились, что респондентам не хватает таких досуговых семейных мероприятий как туризм, спортивные мероприятия. Некоторые заявили, что не хотели бы ничего менять.

На пятый вопрос «Что мешает проведению досуга с семьей?» все 100% единогласно ответили что учеба или работа т.к они занимают большое количество их времени.

На шестой вопрос, «Каким вы видите досуг в вашей будущей семье?» были получены следующие ответы: 4% студентов ответило, что это будет просмотр TV, 44%ответили что хотели бы чтоб в их будущей семье присутствовал туризм, 18% - спортивные мероприятия, 12% - кино, 6% прогулки семьей, 4% - театр, 12% - ходить в гости. На данный вопрос студенты отдали свое предпочтение туризму, спортивным мероприятиям , кино и ходить в гости.

На седьмой вопрос «Что является для вас главным в общении с семьей?» 62% респондентов ответило, что это взаимопонимание, 24% - доверие, 14% - любовь. Самым главным респонденты считают взаимопонимание.

И на наш последний вопрос «Укажите состав вашего семейного досуга?» 20% ответили, что в нем принимают участие друзья, 36%ответили что принимает участие только семья, 4% - соседи, 40% - все (родные, близкие, знакомые.)

Проведя это анкетирование, мы выявили, как положительные, так и отрицательные качества. К положительным относится то, что респонденты все таки стремятся к досугу с семьей, стараются разнообразить свой семейный досуг, с удовольствием стремятся к общению с близкими, желают поводить больше времени со своей семьей. Плюс выражается еще и в том, что они действительно хотят добиться в семейном досуге чего-то большего, нового, они относятся к этому очень серьезно, поскольку считают, что без этого семья может разрушиться.

К проблемам относится то, что у респондентов практически не хватает времени на досуг с семьей. Из-за работы родителей и учебы детей, теряется связь между ними. В современном обществе так же заметно то, что многие семьи просто уже и забыли, что такое семейный досуг и что в него входит. Очевидно, что в современном обществе не хватает семьям взаимопонимания, доверия, общения и интереса к взаимной деятельности, которая и включает в себя досуг.

Активное приближение родителей к жизни детей вовсе не трудное дело и доставляет даже удовольствие. Каждый родитель вырабатывает такое устройство семейного быта, которое наиболее соответствует особенностям его семьи. Огромную роль в семейном воспитании играет эмоциональный фон в семье, отношения между родителями, их умением поддержать любовь и теплоту к друг другу и детям. Только в здоровой семье где царит любовь и взаимопонимание могут вырасти полноценно развитые дети, со здоровой психикой и позитивным отношением к жизни, поэтому мы разработали проект по созданию центра Семейного досуга.

Второй этап. Подготовительный

Для привлечения посетителей в будущий семейный центр необходимо также провести рекламную компанию. По нашему мнению, лучше всего будет, если поместить статьи о семейном центре в СМИ, связав с тем, какие проблемы решает данный центр и о роли семьи в обществе. Также необходимо создание красивого сайта для семейного центра. Проведение пиар - акции - важная составляющая рекламной компании; ее необходимо будет провести накануне открытия семейного центра.

Пиар - акция будет включать:

·создание и распространение информационных листовок;

·распространители в футболках;

·шары - сувениры;

·вывески на автобусах;

·размещение плакатов на остановках.

Третий этап. Реализация проекта семейного центра «СемьЯ»

Прежде всего, необходимо арендовать или построить здание для центра семейного досуга «СемьЯ». Данный центр будет коммерческой организацией. Посещение занятий в центре будет проходить на платной основе. Членами данного центра будут только семьи, полные и неполные. Важным критерием членства будет посещение центра только семьей.

Центр семейного досуга «СемьЯ» - будет уникальным комплексом досуговых и развивающих программ для всей семьи.

Это будет школой танцев для тех, кто мечтает научиться двигаться в такт любимым мелодиям и ритмам, завораживая и очаровывая всех вокруг!

Это будет детский центр раннего развития, помогающий распознать и развить способности вашего ребенка уже в самом раннем возрасте. Подготовка к школе, творческие занятия, английский для малышей, развитие речи, консультации логопеда и психолога, а также музыка, детский игровой фитнес и хореография - это базовые направления работы, которые будут проводиться в Бэби школе «СемьЯ».

«СемьЯ» - будет также музыкальной студией. Если семья мечтает научиться петь или играть на музыкальном инструменте, наши педагоги с удовольствием помогут раскрыть их талант. Уроки вокала или обучение игре на гитаре (синтезаторе) детей и родителей в центре семейного досуга «СемьЯ». Кроме того, результаты трудов семей могут быть записаны в специальной студии.

«СемьЯ» - будет также школой актерского мастерства (театральная студия), которая будет создана для тех, кто хочет исполнить свою мечту и приблизиться к профессии актера хотя бы на время. На занятиях семьи смогут раскрыть свои актерские способности. Уроки актерского мастерства для детей и взрослых направлены на выявление их творческого потенциала.

«СемьЯ» - будет еще и фотошколой. В нее будут приглашаться дети и взрослые на увлекательные уроки фотографии! Мастер-классы от профессионального фотографа, тематические семинары и практикумы по искусству фотографии. Основной задачей фотокурсов будет - научить членов семьи эффективно использовать свою фотокамеру, как творческий инструмент. Кроме технического владения фотоаппаратом, семьи получат знания о композиции и эстетике фотографии, практические навыки предметной и портретной съёмки.

«СемьЯ» - это семейный отдых для взрослых и детей! Именно здесь семьи смогут полноценно отдохнуть, увлечься новыми идеями, раскрыть свой творческий потенциал и завести новых друзей!

Школа танцев

В танцевальной студии будет широко представлена детская хореография - Бэби дэнс (танцы для малышей от 3 до 4 лет), Арт дэнс (постановочная хореография для детей от 5 до 8 лет), Hip - hop (современные клубные танцы для подростков от 8 - 10 лет и старше).

Мамам и бабушкам рекомендуем обратить внимание на чарующие восточные танцы, танец живота, belly dance. Не менее популярны и танцы в латиноамериканском стиле: самба, румба, ча-ча-ча, сальса и др.

В школе танцев будут представлены 2 вида обучения танцам: групповое и индивидуальное. Каждая форма обучения будет иметь свои преимущества. Занимаясь в танцевальных группах, члены семьи будут приобретать друзей, которые уже увлечены данным видом искусства. Здесь они всегда найдут единомышленников и новых друзей! Состав танцевальных групп до 10-12 человек, что позволяет тренеру уделить внимание каждому ученику танцевальной школы-студии и обеспечить индивидуальный подход на групповом занятии!

Если семьям удобнее заниматься танцами по индивидуальному графику, у них будет такая возможность. В этом случае занятия будут строиться, исходя из личных пожеланий членов семьи.

Бэби школа. Развивающие занятия для детей

Каждый малыш практически с первых дней жизни проявляет те или иные способности: то он энергично двигается в такт музыке, поражая воображение родителей, то напевает песенку, придумывая стихи и мотив на ходу, то удивляет всех эмоциональным порывом, рассказывая нечто интересное и захватывающее внимание всей публики. Занятия в Бэби школе «СемьЯ» помогут распознать и развить способности ребенка уже в самом раннем возрасте. Мы предлагаем в проекте развивающие занятия для детей на основе комплексного подхода, который осуществляется за счет упражнений, направленных как на физическое развитие, так и на раскрытие интеллектуально-творческого потенциала. Занятия будут построены таким образом, что двигательная активность сочеталась с упражнениями, активизирующими познавательный интерес и мыслительные процессы.

Занятия будут проходить в форме игры, так как это ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте. Занятия будут проводить педагоги и психологи, имеющие опыт работы с детьми различных возрастных категорий, владеющие особыми методиками обучения и на практике сочетающие самые новые достижения педагогической науки с классическими наработками.

Вокально-музыкальная студия

Игра на инструменте - синтезатор, гитара - обучение. Если взрослые и ребенок давно мечтают окунуться в мир музыки, преподаватель научит их свободно играть на синтезаторе или гитаре. В ходе обучения игре на инструменте будет изучаться нотная грамота, развиваться слух, чувство ритма, фантазия и творческое мышление. В программу обучения игре на музыкальных инструментах будет входить знакомство с самыми популярными классическими и современными музыкальными произведениями.

Уроки игры на синтезаторе и гитаре в нашей студии будут рассчитаны на детей от 7 лет и взрослых с различным уровнем подготовки. Занятия по обучению игре на музыкальных инструментах будут проводить опытные преподаватели. Уроки игры на синтезаторе и гитаре будут проводиться в индивидуальном порядке в удобное время. В процессе обучения игры на инструменте взрослые и дети смогут воспользоваться услугами Студии звукозаписи, записать музыкальное произведение в их исполнении на профессиональном оборудовании отличного качества.

Школа актерского мастерства

Задачей курса актерского мастерства будет - не сделать новичка профессиональным актером (актеров в институте учат годами), а научить быть свободным, раскованным, искренним в разных обстоятельствах. Упражнения во время занятий в актерской школе будут похожи на игру, но игру, направленную на определенный результат. В быту мы не замечаем, как выполняем обычные действия: едим, пьем, смеемся и грустим, работаем и отдыхаем. Но на съемочной площадке или на сцене человек зажимается, самоконтроль убивает в нем естественность. На занятиях учащиеся будут учиться вниманию, мгновенной реакции на изменившиеся обстоятельства, умению фантазировать.

Обучение детей в театральной студии «СемьЯ» будет включать в себя:

·уроки актерского мастерства;

·уроки сценической речи;

·уроки сценического движения;

·хореографию и пластику тела;

·уроки вокала и работу над голосом;

·постановку сценок, театральных зарисовок, этюдов и мини-пьес.

Регулярные занятия в школе актерского мастерства будут способствать формированию и развитию коммуникативных навыков и творческих способностей. Наша школа откроет ребенку дверь в мир творческих путешествий, а возможно определит его будущую профессию!

Тренинг актерского мастерства для взрослых. Центр семейного досуга будет проводить тренинги актерского мастерства и для взрослых!

Задачи курса:

·развитие речи, голоса (дыхание, дикция, интонация).

·снятие эмоциональных зажимов, раскрепощение.

·развитие пластики, мимики.

·работа с выражением эмоций.

·уделение внимания базовым функциям: памяти, вниманию, мышлению, воображению.

·импровизация, развитие уверенности в общении, публичное выступление.

Школа актерского мастерства будет предлагать 2 вида обучения актерскому мастерству: групповое и индивидуальное. Каждая форма обучения будет иметь свои преимущества. Занимаясь в группах, взрослые и дети будут приобретать друзей, которые уже увлечены данным видом искусства. Здесь они всегда найдут единомышленников и новых друзей! Состав групп по 5-8 человек, что позволяет педагогу уделить внимание каждому ученику курса актерского мастерства и обеспечить индивидуальный подход на групповом занятии!

Если членам семей удобнее заниматься изучением актерского мастерства по индивидуальному графику, который они всегда смогут получать индивидуальные занятия по актерскому мастерству!

Консультация психолога

Специалисты нашего центра будут работать по следующим направлениям:

·Личностное улучшение качества жизни, самопознание и желание разобраться в себе; преодоление трудностей в общении, неуверенность в себе, заниженная самооценка; неразделенная любовь, эмоциональная зависимость в отношениях; одиночество, депрессия, стресс, тревога, панические приступы, навязчивые страхи; обостренное чувство вины.

·Детская и подростковая психология: вопросы воспитания и особенности развития ребенка; эмоциональные проблемы: непослушание, капризы, страхи, тревожность, стеснительность, застенчивость; трудности в школе, неуспеваемость; проблемы в общении со сверстниками и учителями; отсутствие контакта и доверия между детьми и родителями.

·Семейная психология: конфликты и отсутствие взаимопонимания в семье; измена, ревность, развод, расставание; дети в ситуации развода родителей; конфликты с детьми и родителями; сложности взаимоотношений с родственниками.

Направления работы центра семейного досуга «СемьЯ»

Школа танцевДетская хореография <#"justify">Критерии оценки эффективности проекта: проект нацелен на долгосрочный эффект.

Прогнозируемый результат: реализовав данный проект, мы сможем добиться следующих результатов:

·удовлетворенность семейным досугом семей повысится на 50 - 60%;

·в семьях повысится качество проведения семейного досуга;

·повышение спроса на обучение в центре семейного досуга.

Это приведет к решению поставленных нами проблем, полученных после социального исследования (проблема семейного досуга, удовлетворенность предоставляемыми услугами, реализация предоставленных услуг).

Со временем центр семейного досуга сможет стать самой востребованной и нуждающейся услугой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный социум создаёт напряжённую ситуацию для семьи по ряду причин: усиливается расслоение семей по уровню доходов, развивается депопуляция, растёт число разводов, разрушается традиционная структура семьи; изменяются старые, общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения между родителями и детьми.
Тем не менее, на фоне культурного разногласия семья неизменно выполняет важнейшие функции по передаче глубинных культурных традиций народа, придает устойчивость и позитивную направленность процессу культурного развития и воспитания подрастающего поколения.
Одной из сфер жизнедеятельности, где наиболее плодотворно могут решаться задачи эстетического развития, сохранения здоровья населения, является досуг. Именно здесь может быть обеспечена активизация социальных механизмов и пробуждение личностной инициативы индивида на основе выбора благоприятствующего образа жизни и разнообразных форм досуга. В качестве одной из важнейших проблем современной семьи выступает организация её свободного времени, которая включает в себя семейный досуг.

Само понятие «досуг» часто толкуется и понимается как отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая деятельность, свобода, рекреация и т.д.

Семья в России как социальный институт по-прежнему находится в эпицентре экономических, социальных и иных проблем, обусловленных обрушившимся на страну экономическим и финансовым кризисом. Собственно проблемы семьи, которые рассматриваются как актуальные проблемы будущего страны, имеют устойчивую тенденцию к обострению.
Общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно-здоровой семье. Важно таким образом поставить практическую работу, чтобы она всемерно способствовали укреплению семьи, ее устоев. Необходимо, прежде всего, создать условия для совместного проведения досуга, культурных мероприятий, семейного отдыха.
В процессе исследования данного вопроса мы провели анкетирование с помощью разработанной нами анкеты «Семейный досуг» среди студентов ПИУ имени П.А. Столыпина и взрослых людей, имеющих семьи для определения предпочтений в организации семейного досуга. В анкетирование приняло участие 50 человек. Из них 30 мужчин 60% и 20 женщин 40%. Проведя это анкетирование, мы выявили, как положительные, так и отрицательные качества.

К положительным относится то, что респонденты все таки стремятся к досугу с семьей, стараются разнообразить свой семейный досуг, с удовольствием стремятся к общению с близкими, желают поводить больше времени со своей семьей. Плюс выражается еще и в том, что они действительно хотят добиться в семейном досуге чего-то большего, нового, они относятся к этому очень серьезно, поскольку считают, что без этого семья может разрушиться.

К проблемам относится то, что у респондентов практически не хватает времени на досуг с семьей. Из-за работы родителей и учебы детей, теряется связь между ними. В современном обществе так же заметно то, что многие семьи просто уже и забыли, что такое семейный досуг и что в него входит. Очевидно, что в современном обществе не хватает семьям взаимопонимания, доверия, общения и интереса к взаимной деятельности, которая и включает в себя досуг.

Активное приближение родителей к жизни детей вовсе не трудное дело и доставляет даже удовольствие. Каждый родитель вырабатывает такое устройство семейного быта, которое наиболее соответствует особенностям его семьи. Огромную роль в семейном воспитании играет эмоциональный фон в семье, отношения между родителями, их умением поддержать любовь и теплоту друг другу и детям. Только в здоровой семье, где царит любовь, и взаимопонимание могут вырасти полноценно развитые дети, со здоровой психикой и позитивным отношением к жизни. Для эффективной организации семейного досуга нами была предложена разработка следующего проекта - центр семейного досуга «СемьЯ».

Задачами данного центра будут:

·просвещение семей о возможностях проведения семейного досуга, как дома, так и вне его;

·разработка досуговых программ;

·организация досуговой деятельности детей и родителей;

·обучение специалистов по организации семейного досуга.

Центр семейного досуга «СемьЯ» - будет уникальным комплексом досуговых и развивающих программ для всей семьи самой разной направленности. «СемьЯ» - будет семейным отдыхом для взрослых и детей! Именно здесь семьи смогут полноценно отдохнуть, увлечься новыми идеями, раскрыть свой творческий потенциал и завести новых друзей!

Библиографический список

1.Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. / Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А.И. Доватура. М, 1983. 830 с.

.Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. М, 1983. Т. 4.

.Беляков О. И . Инновационные методы и направления в работе с геопространственной информацией //География и экология в школе XXI века № 8. М, 2008. С. 55-60.

.Талалаева Г . В. Разработка инновационных технологий в сфере социального менеджмента // Успехи современного естествознания № 12. М, 2007. С. 511-512.

.Болотова М. И . Организация семейного досуга в образовательной среде учреждения дополнительного образования детей. М, 2005. 52 с.

.Волощенко Г.Г. Досуг как явление культуры: генезис и развитие, Омск, 2006. 249 с.

.Елизаров Е.Д. Античный город. М, 2003. 88 с.

.Зборовский Г . Е . Социология досуга и культуры. М, 2006. С. 237.

.Киселева Т. Г . Социально-культурная деятельность. М, 2004. 539 с.

.Лоренц К. Оборотная сторона зеркала / Пер. с нем. А.И. Федорова, Г.Ф. Швейника; Под ред. А.В. Гладкого; Сост. А.В. Гладкой, А.И. Федоров; Послесл. А.И. Федорова. М, 1998. 393 с.

.Лосев А.Ф. История античной эстетики (Аристотель и поздняя классика). М, 1975. Т. 4.

.Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Пер. с нем. М, 2009. 314 с.

.Рассел Б. История западной философии / Подгот. текста и науч. ред. В.В. Целищева. Новосибирск, 1997. 815 с.

.Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. М, 2002. 557 с.

.Фролов Э.Д. Парадоксы истории - парадоксы Античности: очерки. - СПб, 2004.

.Фромм Э. Бегство от свободы / Пер. с англ. Г.Ф. Швейника, Г.А. Новичковой. - М, 2007. 272 с.

.Хейзинга Й. Homo Ludens: статьи по истории культуры / Пер., сост. и вступ. ст. Д.В. Сильвестрова; Коммент. Д.Э. Харитоновича. М, 1997.

.Шмайгер Д . В. Хочу увидеть Землю. М, 1982. 112 с.

.Платон. Диалоги. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Platon/dial1.php

20.URL: <http://roadtour.co.uk/> [электронный ресурс].

21.URL: <http://www.consultant.ru/law/doc/prj1/> [электронный ресурс].

Похожие работы на - Организация досуга современной семьи

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!