Эволюция российского таможенного тарифа

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,72 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Эволюция российского таможенного тарифа














Эволюция российского таможенного тарифа

Введение

таможенный тариф политика

Данная курсовая работа посвящена теме эволюции российского таможенного тарифа.

В условиях перехода страны к рыночной экономике возникла необходимость в создании адекватного таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как составной части системы государственного управления этой важной сферой. Включаясь в решение внутренних и внешних хозяйственно-политических задач, таможенное регулирование участвует в структурной перестройке экономики, в интеграции страны в международное разделение труда и в формировании новых международных отношений.

Целью данной работы является изучение процесса становления таможенно-тарифной политики в Российской Федерации.

Задачи работы:

1)рассмотрение истории возникновения таможенного тарифа в России;

2)ознакомление с системой таможенно-тарифного регулирования в настоящее время, в частности сравнение тарифной политики России до вступления в Таможенный Союз и изучение основных направлений таможенно-тарифной политики РФ на ближайшее время;

Объектом работы являются внешнеэкономические отношения России с другими государствами, в частности процесс их регулирования посредством таможенно-тарифной политики.

Предмет работы - учебная и методическая литература, посвященная вопросам внешней торговли и процессу таможенно-тарифного регулирования государства.

1.Эволюция российского таможенного тарифа

.1 История возникновения таможенного тарифа

В истории России, как, впрочем, и в истории других государств, таможенно-тарифное регулирование развивалось на фоне постоянной борьбы между протекционистским и фритредерским подходами к регулированию внешнеэкономической деятельности. Первый направлен на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Его основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары, в то время как второй предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлен на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны.

Если верить историкам, термин «тариф» в понимании «бесспорная оплата» - бесспорная с точки зрения формы (только наличными), времени оплаты (здесь и сейчас) и размера (именно столько, ни больше, но и не меньше) - был впервые применен во Франции в эпоху Крестовых походов или немного позже. Сам термин пришел во французский из арабского, а в Леванте тарифом называли портовый сбор с кораблей, который шел на содержание маяков и карантинов, и был он одинаков для всех. Во Франции этот термин, если верить Фернану Броделю, появился не позднее пятнадцатого века, и означал он плату за услуги, определяемую коллективным органом управления - например, ратушей города Тулузы за услуги …палача! Или венецианской Сеньорией за перевозку людей и грузов на судах, принадлежавших городу. Частные владельцы назначали за свои услуги не тариф, а таксу - то есть плату, в отношении которой можно было договариваться, если таковая не устраивала заказчика. Поскольку налог представитель услуги платил как с фактического, так и с вмененного дохода, то у таксы были определенные пределы, ниже которых сделка состояться не могла. Наконец, третья из известных истории экономики форм взаиморасчетов называлась словом «салари» - которое означало в общем понимании жалование за определенные затраты рабочего времени. Жалование зависело не только от доброй воли работодателя и наемного работника, но и от конъюнктуры рынка: самые дорогие миланские и нюренбергские мастера-оружейники фактически диктовали свои цены за счет высокого авторитета своей торговой марки, вынуждая заказчика рассчитывать свои желания в соответствии с кошельком.

По мере становления национальных государств и возникновения колониальных политик у монархов возникла насущная необходимость организации собственных экономик, причем в, прежде всего, сохранения важнейших государственных атрибутов «без которых нельзя»: государственного строя, международного суверенитета и территориальной целостности. Поскольку главным инструментом внешней политики были армия и флот, способные защищать, прежде всего, экономические возможности - то ли частного капитала, как в Европе, то ли государственного, как в России - важнейшим инструментом государственного регулирования становилась государственная граница. Тот предел, за которым утверждение собственного приоритета чаще всего осуществлялось военной силой. Но граница государственная априори становилась границей экономической: это была та черта, на которой вступали в действие экономические законы данной страны, скрепленные личным авторитетом монарха. И именно на границе начинал применяться инструмент экономической политики, именуемый тарифом. Очень долгое время это был тариф таможенный. Именно на нем отрабатывалась практика и технология тарифной деятельности практически во всех странах. Осуществляли эту деятельность, как правило, лица близкие к королю-царю-императору, то есть Двор.

Первая общественная организация в Российской империи - Вольно-экономическое общество - было учреждено через три года после прихода к власти Екатерины Второй и через девять лет после упразднения последней в России внутренней таможни: в 1765 году. Одной из первых рекомендаций Вольно-экономического общества стало введение протекционистского тарифа для защиты не столько внутреннего рынка (внешняя торговля России была незначительной), сколько одних производителей перед другими. Попытка взломать внутренний рынок за счет внедрения мощного корпоративного еврейского капитала (после раздела Польши Российской империи достались территории, на которых плотность еврейского населения была самой высокой в Европе) была осуществлена отнюдь не экономическими методами: введением черты еврейской оседлости, внутри которой был установлен свой торговый тариф и система налогообложения.

После Великой Французской революции у таможенного тарифа появляется еще одно качество: именно с его помощью формировались антинаполеоновские коалиции, именно при помощи торговых и таможенных тарифов Наполеон намеревался изолировать и обескровить Англию. Павел Первый, сторонник Наполеона, в 1797 году ввел очень высокий тариф на торговлю с Англией, в 1800 году - сделал его еще более высоким. Обороты на рынке корабельного леса резко упали, англичане несли значительные убытки. Положение было исправлено лишь после убийства Павла Первого и воцарения Александра Первого: в 1801 году последовало значительное снижение торговых тарифов с Англией. Но ненадолго.

Политика континентальной блокады, осуществлявшаяся Наполеоном, в общем, сводилась к одной, но крайне эффективной мере: «разорить торговлю врага, чтобы лишить его возможности воевать». Главный противник - Англия. Ее экспортные товары - колониальные товары и хлопок - облагаются гигантским (в десятки раз большим по сравнению с первоначальным) таможенным тарифом. Обложению подлежали какао, кофе, тонкие полотна, сахар, хлопок-сырец и другие товары. В конечном счете, такая политика принесла Наполеону доход в 150 млн. франков (за счет таможенных конфискаций и борьбы с контрабандой), но в значительной степени ослабила собственную экономику Франции.

Россия была вынуждена присоединиться к континентальной блокаде в 1807 году. Три года Александру удавалось лавировать с торговыми тарифами, но в 1810 году были приняты строго запретительные тарифы. Лишь в 1815 году, после Венского конгресса, который подвел итоги Наполеоновским войнам, тарифы на торговлю с европейскими странами были значительно снижены.

К 20-30-м годам XIX века относится и первая в России «финансовая революция», известная также как реформа Канкрина. Егор Францевич Канкрин, министр финансов Александра I и Николая I, восстановил финансовую систему страны после войны с Наполеоном, ввел серебряное денежное обращение, наконец, ввел протекционистский тариф, направленный на развитие собственной промышленности внутри страны. К сожалению, наиболее экономически прибыльной промышленностью в то время было винокурение, и поощрение этой деятельности оказалось палкой о двух концах. Тем не менее, доходы от этой политики обращались в бюджет, что позволило уйти от дефицита уже через год после назначения Канкрина на эту должность, в 1824 году.

В 20-е годы XIX века Россия училась использовать торговые и таможенные тарифы для развития окраинных территорий. Речь идет о введении системы порто-франко в Одессе, что позволило настолько продвинуть развитие территории, что Одесса уже к концу 20-х годов была четвертым по величине городом Империи после Москвы, Петербурга и Варшавы. Впоследствии этот же опыт был использован во Владивостоке.

До Крымской войны вся российская внешняя торговля разделялась на два пространства: Европейская и Американская. В европейской торговле вся тарифная политика осуществлялась Министерством финансов по согласованию с различными заинтересованными ведомствами (или «придворными группировками»). Американская торговля велась Российско-Американской компанией, ставшей ко времени своего расцвета в тридцатых годах девятнадцатого века крупнейшей корпорацией мира. Российско-Американской компания не была государством, поэтому не устанавливала тарифов. Она очень гибко вела целевую политику в зависимости от спроса на главный товар - пушнину. Однако отсутствие долговременной политики развития и отстраненность государства от управления компанией привели ее к краху после почти 60 лет существования. После чего вся российско-американская торговля замерла почти на сорок лет.

После Крымской войны тарифная политика России направлена, прежде всего, на защиту собственного производителя, по сути говоря, рынка труда. Очень высокими пошлинами облагались товары идентичные тем, которые производились в самой России, тарифом пониже - те, которые не могли составить реальной конкуренции произведенным в стране. Политика потерпела крах: реально Россия ни в чем соперничать с Европой не могла.

Поэтому таможенный тариф 1868 года был выстроен по другому принципу: уменьшены пошлины по 152 статьям, уравнены пошлины по морской и сухопутной границам. Наименьшей пошлиной на ввоз облагалось сырье, наивысшей - готовых фабрикатов. Однако и эта политика не дала ожидаемого результата: уже с середины семидесятых Россия опять возвращается к протекционизму. С 1877 года таможенные пошлины начали взимать золотой валютой, что сразу увеличило их номинальную стоимость на 25%. До 1891 года все таможенные пошлины были направлены на поддержание развития собственной индустрии, таможенная политика была на особом контроле у Александра III.

Новые принципы тарифной политики были закреплены в Государственном тарифе 1891 года, предоставленном Министерством финансов. Этот тариф соединял, систематизировал все положительно себя зарекомендовавшие изменения предшествующих лет и был нацелен на поддержание тех отраслей промышленности, которым существовавшей поддержки было недостаточно: в первую очередь торговому мореплаванию, сельскому хозяйству и металлургии. Так, пошлины на ввозимые сельскохозяйственные машины были снижены до минимальных, - и через два года Россия стала самым крупным импортером немецких косилок и паровых молотилок.

К 90-м годам относится радикальное изменение российской тарифной политики, выразившееся в принятии двойного конвекционного тарифа. До 1890 года таможенный тариф России носил вполне автономный характер: однородные иностранные товары, привозимые в Россию, облагались одинаковыми пошлинами, независимо от страны-производителя. В то же время таможенная борьба западноевропейских государств привела к системе двойного конвекционного тарифа: договаривающиеся стороны делали взаимные уступки в пошлинах на товары, в получении или сбыте которых они были заинтересованы. Такие договоры были заключены между Германией, Австро-Венгрией, Италией, Швейцарией и Бельгией и вступили в действие с февраля 1892 года. В среднем пошлины были повышены на 30% и с 20 июля 1893 года был установлен двойной таможенный тариф: общий для стран, благоприятствующих нам, и повышенный - для прочих. Первый торговый договор на конвекционных началах был заключен с Францией. Основным его положением было обоюдное пользование правом благоприятствующей нации во всем, что касается ввоза, вывоза, транзита и прочее. Кроме того, обе стороны обязались не допускать в пользу фабрикатов третьего государства никаких льгот, которые не были бы распространены на произведения договаривающейся стороны. На основании этого договора Франция понизила пошлины на керосин на 50%, открыв тем самым французский рынок для русских нефтепродуктов. Впоследствии такие же договора были заключены с Германией, Австро-Венгрией, Болгарией, Данией, Португалией, Сербией, Японией, Тунисом. Но! Не с США, Англией и Турцией.

Первым русским теоретиком тарифной политики был Сергей Юльевич Витте, математик по образованию, начинавший карьеру билетным кассиром, а закончивший ее Председателем Совета Министров Российской империи. Именно он написал в 80-е годы книгу «Принципы железнодорожных тарифов», которая выдержала четыре издания только при жизни автора и была переведена на 6 языков. Смысл принципов в следующем:

·Тарифы должны регулировать интересы частного производителя и государственной казны с учетом интересов каждого, причем на длительный срок. Как минимум, на срок окупаемости вложенного капитала.

·Тарифы должны быть явными. То есть их нельзя скрывать ни от конкурентов, ни от государственного фиска.

·Тарифы должны обеспечивать поступления в бюджет, поэтому не могут быть изменяемы произвольно и в угоду конъюнктуре рынка.

·Тарифы не могут решить всех проблем защиты собственного рынка и привлечения капиталов извне. Они должны быть частью продуманной и долговременной государственной политики «покровительствования собственной экономике».

·Тариф должен соотноситься с платежеспособностью населения. Вполне возможно начинать с низкого тарифа, повышая его по мере обогащения народа.

·Государственный тариф должен иметь силу закона.

Все эти принципы С.Витте пришлось применить на практике во время российско-германской «таможенной войны из-за 10 копеек с пуда». В течение года 1893-94 Германия пыталась изменить русские тарифы на хлебную торговлю и совсем снять тарифы на поставки сельхозмашин. Ни того, ни другого Витте сделать не дал, и в 1894 году был подписан взаимовыгодный договор между Россией и Германией.

Сама по себе история тарифа - это история государственного управления экономической системой во всей ее полноте: и в отношении частного бизнеса, и в отношении государственного сектора экономики, и в отношении транснациональных корпораций, первыми из которых были крупнейшие торговые компании - как, например, английская Ост-Индская. Тариф был самым гибким инструментом этой деятельности, позволявшим доводить управление до высокого искусства, в некоторой степени - даже до изощренности. Но вместе с тем его природа оставалась прежней, такой, какой была со времен Крестовых походов. И в наиболее точном переводе с арабского «тариф» - это то, с чем не спорят.

1.2 Сравнительный анализ таможенно-тарифного регулирования в России до вступления в Таможенный союз

Анализируя российскую систему таможенно-тарифного регулирования до вступления в Таможенный союз, можно сделать вывод, что в целом она соответствовала международным требованиям, однако имела ряд особенностей.

Во-первых, обращено внимание на сравнительно высокий, в том числе на фоне других стран СНГ, уровень тарифной защиты внутреннего рынка: средневзвешенная ставка ввозных пошлин составляла в 2008 г. 11,17%. Причем в отличие от большинства стран мира указанная величина в России в текущем десятилетии имела тенденцию к росту.

Во-вторых, указано на существенную долю импорта, охваченного международными тарифными пиками (на долю позиций со ставками свыше 15% в 2006 г. приходилось 18,4% их общего числа) и неадвалорными пошлинами (26% его стоимости в 2007 г.).

В-третьих, констатируется сравнительно низкая степень дифференциации (разброса ставок) импортного тарифа, что затрудняет реализацию структурных задач тарифной политики и не в полной мере соответствует потребностям динамично развивающейся российской экономики. Отмеченное, вкупе с большим числом тарифных пиков и неадвалорных ставок, говорит о преимущественно фискальной направленности национального таможенного тарифа.

В-четвертых, в качестве характерной черты российской таможенно-тарифной политики называется сохранение экспортных пошлин на широкий круг товаров. Несмотря на трехкратное сокращение числа облагаемых пошлинами товаров в 2005-2007 гг. (отменены на многие виды продукции с высокой добавленной стоимостью), к концу 2007 г. вывозные пошлины действовали в отношении 397 товарных позиций (на уровне 10 знаков ТН ВЭД). Экспортные пошлины служат для нашей страны инструментом изъятия природной ренты (нефть и газ), ограничивают вывоз ряда товаров (аграрные товары, лес круглый, лом и отходы металлов), пополняют доходы бюджета (полимеры, металлы, рыба и морепродукты).

В целом для России фискальная функция таможенных пошлин играет огромную роль. В 2007 г. объем поступлений от взимания таможенных пошлин (ввозных и вывозных) составил почти 30% общей суммы доходов федерального бюджета. Этот показатель не имеет аналогов в зарубежной практике, за исключением 4-5 беднейших или карликовых африканских государств.

Отличительной чертой таможенно-тарифного регулирования в РФ является частое изменение ввозных и вывозных таможенных пошлин. В 2007 г., например, были изменены ставки импортных пошлин по 1570 тарифным позициям. С одной стороны, изменения позволяют учитывать сдвиги в структуре товарных потоков, решать задачи развития национальной экономики, но с другой - создают неопределенность и риски для отечественных и зарубежных предпринимателей.

Несмотря на положительные сдвиги последних лет, система таможенного контроля в РФ нуждается в существенном улучшении. Сохраняется проблема «серого», или недостоверно декларируемого импорта (искажение номенклатуры товаров, занижение таможенной стоимости), что особенно характерно при ввозе товаров народного потребления. Из-за незаконного ввоза потери несет федеральный бюджет, ухудшается внутренняя конкурентная среда, поскольку недобросовестные импортеры получают неоправданные ценовые преимущества, стимулируется коррупция, увеличиваются расходы потребителей.

Вступление России в Таможенный союз-это большой шаг к решению многих таможенно-тарифных проблем в России. Происходит принятие важных соглашений, в первую очередь к ним относятся соглашения, подписанные 25 января 2008 г.: «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе», «О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран», «О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам» и др. Некоторые положения, регулирующие указанные вопросы, содержатся также в Протоколе «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе», подписанном 11 декабря 2009 г.

Таможенный союз является особой формой международного сотрудничества. Его основные цели - формирование единого экономического пространства стран-участниц, упрощение и унификация таможенных процедур и др. Однако их достижение требует длительной совместной работы органов государственной власти, международных организаций, некоммерческих организаций и представителей бизнеса. Формирование таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана рассчитано на длительный период - до 2016 г. В течение этого срока будут поэтапно проводиться мероприятия, направленные на достижение целей Таможенного союза, в частности, запланировано принятие ряда соглашений по вопросам взаимодействия органов государственной власти, валютного регулирования, регулирования взаимоотношений коммерческих субъектов и др. Отмена таможенного контроля на границе с Белоруссией произошла 1 июля 2010 г., а на границе с Казахстаном - 1 июля 2011 г.

Если товар экспортируется за пределы таможенной территории Таможенного союза, к нему применяются ставки вывозных пошлин страны, в которой он был произведен. Взимание пошлин по соответствующим ставкам обеспечивается таможенными органами страны, с территории которой осуществляется фактический вывоз товаров (ст. 3 Соглашения «О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран»).

Таким образом, осуществление таможенного контроля, взимание таможенных платежей, обеспечение соблюдения таможенного законодательства должно будет полностью осуществляться на внешней границе Таможенного союза.

Особый интерес вызывает налоговое регулирование коммерческих операций между налогоплательщиками стран-участниц.

В Таможенном союзе устанавливается единое таможенно-правовое регулирование и дифференцирование мер таможенно-тарифного регулирования. Реализация указанных мер возлагается на таможенные органы. В отношении налогового регулирования предусмотрена возможность каждой из стран устанавливать собственные ставки косвенных налогов, однако соблюдение налогового законодательства обеспечивается налоговыми и иными органами государственной власти стран - участниц Таможенного союза. В связи со сказанным, видимо, в будущем будет совершенствоваться союзное и национальное законодательство, регулирующее взаимодействие органов государственной власти стран-участниц, а также гармонизация их национального законодательства (в первую очередь налогового).

2.Система таможенно-тарифного регулирования ТС на современном этапе

.1 Основы таможенно-тарифного регулирования на современном этапе

Таможенно-тарифное регулирование представляет собой метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин и имеющий целью, в частности, защиту внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирование прогрессивных структурных изменений в экономике (п. 24 ст. 2, 19 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»). Исследователи отмечают то, что необходимость четкой правовой регламентации таможенно-тарифного механизма обусловлена двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, таможенное регулирование прямо или опосредованно вторгается в сферу предпринимательства, частно-экономических интересов, заставляя корректировать те или иные направления внешнеторговой деятельности хозяйствующих субъектов. Во-вторых, требует нормирования «внешняя» направленность таможенно-тарифной политики, создающая для государства обязательства международно-правового характера.

В международно-правовой доктрине встречается не совсем верное суждение относительно понимания методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности: тарифного (экономического) и нетарифного (административного). Следует отметить, что при всей близости понятий экономических и тарифных мер, они не являются полностью совпадающими.

Так, к числу экономических мер регулирования внешнеторговой деятельности, помимо таможенно-тарифных инструментов, следует отнести и другие виды обязательных платежей (пограничные налоги и сборы, компенсационные и антидемпинговые пошлины), а также экономические инструменты стимулирования экспорта (различные субсидии, предоставление налоговых и других льгот экспортерам, страхование и кредитование экспорта). О том, что данные понятия не являются тождественными, свидетельствует и анализ российского законодательства в данной области. Так, в ст. 4 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» закреплен принцип приоритета экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности. В статье 13 того же Закона говорится о таможенно-тарифном регулировании внешней торговли.

Тарифное регулирование является одним из основных рычагов государственного регулирования внешней экономической деятельности. Законодательной основой таможенно-тарифного регулирования является Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс Таможенного союза, Законы «О валютном регулировании и валютном контроле», «О таможенном тарифе», «О техническом регулировании», «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и др. В частности, ранее данные отношения регулировались Таможенным кодексом РФ, который утратил силу с 29 декабря 2010 г. Данные документы определяют принципы построения системы таможенно-тарифного регулирования, порядок перемещения товаров через границу и взимание таможенных платежей.

Таможенный тариф (custom tariff) в зависимости от контекста может определяться как:

-инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

-свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;

-конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащая уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

По своей природе таможенные пошлины выполняют три основные функции:

-фискальную (относится и к импортным, и к экспортным пошлинам) в связи с тем, что они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

-протекционистскую (относится к импортным пошлинам), так как с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

-балансировочную (относится к экспортным пошлинам), поскольку они устанавливаются с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Согласно ст. 19 ФЗ № 164-ФЗ от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», в целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины.

Таможенно-тарифное регулирование осуществляется путем контроля перемещения грузов через границу и взимания таможенных платежей. К числу основных видов таможенных платежей относятся таможенные пошлины, сборы за таможенное оформление и сборы за хранение товаров. Традиционно различают два типа таможенных тарифов: простой и сложный.

Простой тариф - это такой тариф, при котором для каждого товара устанавливается ставка таможенной пошлины, применимая вне зависимости от страны происхождения товара. Сложный тариф характеризуется тем, что каждому товару соответствует две и более ставок таможенных пошлин. Сложные тарифы в свою очередь делятся на автономные, конвенционные, автономно-конвенционные и преференциальные ставки. Автономные ставки вводятся на основе односторонних решений органов государственной власти и применяются в отношении товаров, происходящих из стран, с которыми не заключены торговые договоры и соглашения. Конвенционные ставки определяются на базе двухстороннего или многостороннего соглашения и применяются в отношении товаров из стран, заключивших торговые договоры (например, ГАТТ или соглашения о таможенном союзе). Автономно-конвенционные ставки объединяют две вышеуказанные ставки, посредством чего в рамках договоров может указываться возможность отступления от предусмотренной в нем ставки на конкретные товары при определенных условиях. Преференциальные ставки предусматривают самые низкие ставки, которые устанавливаются в соответствии с многосторонними соглашениями и применяются в торговле с развивающимися странами. Цель таких пошлин - поддержать экономическое развитие страны за счет расширения их экспорта.

По характеру таможенные пошлины можно подразделить на антидемпинговые, компенсационные, сезонные и карательные.

Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб или угрожает нанесением материального ущерба отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров. Компенсационные пошлины устанавливаются в отношении тех импортных товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб или угрожает нанесением материального ущерба отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров. Сезонные пошлины - пошлины, применяемые для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера. Срок действия таких пошлин не превышает нескольких месяцев в году.

По объекту взимания таможенных пошлин традиционно проводят деление на экспортные (вывозные), импортные (ввозные) и транзитные. Экспортные (вывозные) пошлины вводятся на экспортные товары при их вывозе за пределы таможенной территории государства. Целью их введения прежде всего выступает стремление сократить экспорт национальной продукции, а также пополнение государственного бюджета. Импортные (ввозные) - это такие пошлины, которые устанавливаются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Они применяются для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции, а также выполняют фискальную функцию. Реже всего применяются транзитные пошлины, используемые как средство торговой войны. Они вводятся на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны.

В международно-правовом обороте существует также классификация таможенных пошлин в зависимости от способа их взимания на адвалорные, специальные и комбинированные. Адвалорные пошлины - это пошлины, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20 % таможенной стоимости). Применение данного вида взыскания характеризуется субъективной оценкой, что в свою очередь может привести к злоупотреблению. Прежде всего, использование субъективной оценки связано с наличием разнообразных факторов, которые влияют на колебание цены (обменный курс, процентная ставка и др.). В связи с этим установление адвалорных пошлин видится не совсем целесообразным. Адвалорные пошлины применяются обычно при обложении товаров, имеющих различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Так, по адвалорным ставкам облагаются сырье, продовольствие. Специальные пошлины - это обязательный взнос, который начисляется в твердо установленной форме за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1 г). Они вводятся обычно на стандартизированные товары и имеют преимущество в простоте применения и исключении возможности для злоупотреблений. По специфическим ставкам чаще всего облагаются готовые изделия. Своеобразной чертой данного вида сборов является зависимость уровня таможенной защиты с помощью специфических пошлин от колебания цен на товары. Поэтому при возрастании импортных цен уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Однако во время падения импортных цен данный вид тарифа увеличивает уровень защиты национальных производителей. Комбинированные -это специфическая форма взимания пошлины, которая сочетает оба названных вида таможенного обложения (например, 20 % таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1 г).

По размеру взимания таможенные ставки можно подразделить на номинальные, эффективные (реальные), льготные, минимальные, промежуточные, максимальные. Номинальные тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они дают общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свой импорт или экспорт. Эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров. Особое значение следует уделить максимальным тарифным ставкам, от которых государства постепенно отходят, но они еще имеют место быть, что, тем самым, не дает нормально функционировать рыночной экономике. Максимальные ставки, в свою очередь, могут быть: покровительственные - их уровень превышает уровень максимальных пошлин по степени обработки товара. Цель установления данного вида тарифов связана с проведением в стране политики протекционизма.

Запретительные обычно на 30 % выше покровительственных. Наступательные - на 30-40 % выше по отношению к запретительным). Их цель - полное исключение импорта этой страны.

Таким образом, можно выделить два наиболее значимых преимущества использования таможенно-тарифных методов для экономики государства. Во-первых, они позволяют государству ограничить поступление иностранных товаров на внутренний рынок косвенным способом (путем использования таможенной пошлины, системы тарифных льгот, таможенной номенклатуры); во-вторых, они помогают обеспечить государственный бюджет посредством фискальных пошлин налоговыми поступлениями. Наряду с высоким фискальным значением таможенной пошлины, она является эффективным инструментом протекционистской политики. Но в связи с последними событиями на международной арене, подписанием 16 декабря в Женеве протокола о присоединении России к глобальному торговому клубу, политика Российского государства резко изменится. Спустя 220 дней с этого момента Россия должна ратифицировать протокол, а также документы, где прописываются правила доступа на российский рынок товаров и услуг. Н через 30 дней страна, таким образом, станет членом Всемирной торговой организации (далее - ВТО).

В связи с вступлением в ВТО изменятся тарифные ставки. Прежде всего, выиграет потребитель. За счет снижения импортных тарифов многие товары должны стать дешевле, а их ассортимент - расшириться. Россия, в рамках присоединения к ВТО, согласилась на ограничение экспортных пошлин по более чем 700 товарным позициям, говорится в пресс-релизе ВТО. Средний тариф на товары после вступления в силу всех соглашений снизится до 7,8 % по сравнению с 10 % в 2011 г. Об этом говорится в протоколе о присоединении России к ВТО. При этом на сельскохозяйственные товары пошлины снизились с 13,2 % до 10,8 %, на товары обрабатывающей промышленности - с 9,5 % до 7,3 %. В частности, средняя ставка российских пошлин на молочную продукцию снижена до 14,9 % (с текущего уровня в 19,8 %), злаки - до 10,0 % (с 15,1 %), масличные культуры и растительные масла - до 7,1 % (с 9,0 %). На химическую продукцию пошлины снизят с 6,5 % до 5,2 %, на автомобили - с 15,5 % до 12,0 %, на электрооборудование - с 8,4 % до 6,2 %, на бумагу и древесину - с 13,4 % до 8,0 %. Импортная пошлина на сахар-сырец будет снижена до 223 долл. за тонну (с текущих 243 долл./т). Россия также обнулит импортные пошлины на хлопок и продукцию сектора информационных технологий6.

Но следует отметить, окончательный «уровень связывания» импортных пошлин будет устанавливаться постепенно: на первом этапе сокращение ставок коснется одной трети всех тарифных позиций, через 3 года вступят в действие новые тарифы еще по четверти позиций. Самый продолжительный имплементационный период установлен для мяса птицы (8 лет), легковых автомобилей, вертолетов и гражданских самолетов (7 лет). Возникают опасения, что государство под видом заботы о потребителе, развития внешнеторговой деятельности делает это в ущерб национальным производителям.

Аналитик ИФК «Метрополь» Татьяна Елизарова отмечает, что вступление РФ в ВТО окажет негативное влияние на российских производителей мяса, в большей степени на производителей свинины. Так, импортные пошлины на свинину снизятся с 15 % до 0 % в рамках квоты и с 40 % до 5 % вне квоты.

Управляющий партнер компании ADJ Consulting Андрей Зотов также считает, что России нужно сохранять таможенные барьеры на таможенном рынке, так как за счет этого развивается производство внутри страны. По его мнению, «агония «АвтоВАЗа» затянется» из-за того, что в стране появятся автомобили лучшего качества.

Правовое регулирование внешнеторговой деятельности отражает общую направленность экономической политики либо на максимальное привлечение иностранного капитала, либо на реализацию протекционистских идей, что отражается в национальном законодательстве, международных договорах. В свою очередь, таможенно-тарифное регулирование как особый метод внешнеторговой деятельности государства в связи с вступлением в ВТО было подвергнуто серьезным изменениям. Политика Российского государства на данном этапе развития направлена на гуманизацию внешнеторгового регулирования. А это обязательно повлечет не только уменьшение, но и отмену определенных импортных пошлин, в связи, с чем встает вопрос о целесообразности расставления приоритетов между национальным потребителем, а также поддержанием международного сотрудничества, и национальным производителем и всей национальной экономикой в целом.

.2 Основные направления таможенно-тарифной политики России на 2011-2013 года

В 2014-2016 годах реализация таможенно-тарифной политики будет тесно увязана с решением приоритетных задач в сфере модернизации и диверсификации экономики, повышения конкурентоспособности и эффективности отечественных производств, что необходимо для успешной работы на глобальном рынке.

Таможенно-тарифное регулирование будет осуществляться под влиянием совокупности факторов институционального характера, обеспечивающих дальнейшей рост открытости национальной экономики и развитие внутренней конкурентной среды. Наиболее значимыми среди таких факторов являются:

повышение транспарентности и предсказуемости таможенно-тарифной политики при общей тенденции к снижению уровня тарифной защиты в процессе выполнения обязательств по ВТО;

следование принципам единой торговой политики государств-участников Таможенного союза во взаимоотношениях с иностранными государствами и их объединениями на площадке ВТО, а также других международных экономических организаций;

разработка промышленной и аграрной политики, согласованной с мерами таможенно-тарифного регулирования импорта и экспорта, в целях поддержания отраслевых приоритетов в рамках Единого экономического пространства.

Меры таможенно-тарифной политики должны быть нацелены на решение задач модернизации и повышения конкурентоспособности российских отраслей промышленности и сельскохозяйственного производства, которые в перспективе могли бы сформировать экспортный потенциал экономики (нанотехнологии, ядерная энергетика, машиностроение и микро- и оптоэлектроника электроника, биотехнологии, медицинская техника и фармацевтика и прочие), а также служить целям обеспечения 18 продовольственной безопасности страны.

Определенные подходы к реализации политики будут обусловлены происходящими в мировой экономике процессами. Несмотря на имеющиеся глобальные и локальные риски, мировое экономическое развитие в среднесрочной перспективе оценивается как умеренно благоприятное. С 2014

года ожидается некоторое улучшение экономической динамики в США и странах - членах ЕС. Главными локомотивами мировой экономики останутся Китай со среднегодовым темпом прироста ВВП в размере 7,5% в 2014-2016 гг. и Индия - 6,7%.

По сравнению с 2012 годом в 2013 году, и особенно начиная с 2014 года, ожидается оживление международной торговли. По оценкам Международного валютного фонда (МВФ), в физическом выражении ее увеличение составит 5,5% в 2014 году, при этом быстрее всего будут расти импорт и экспорт развивающихся стран: почти на 8% и 7% соответственно в 2014 году.

Ожидается также рост на 4,5% экспорта развитых государств. Это будет означать увеличение конкурентного давления на российских производителей для внутреннего рынка и экспортеров в условиях реализации стимулирующих стратегий развития экспорта странами-партнерами.

В силу вялого спроса, в ряде случаев избыточного предложения и высокого уровня запасов в среднесрочной перспективе существенного роста мировых цен на крупнейшие позиции российского экспорта и импорта не ожидается.

Маловероятно и сильное падение цен, поскольку прогнозируется высокий спрос со стороны развивающихся рынков. Вместе с тем возможны временные скачки цен на рынках стратегического промышленного сырья и продовольствия под влиянием военно-политических, финансовых (для биржевых товаров) и климатических факторов.

В структуре экспорта в рассматриваемый период увеличатся доли продовольствия, машин и оборудования, химической продукции, металлов и изделий из них, доля минеральных продуктов к 2016 году несколько снизится.

В импорте сохранится тенденция постепенного снижения доли продовольствия, текстиля, металлов, и химической продукции при увеличении доли машин, оборудования и транспортных средств.

Заключение

По итогам выполненной работы можно сделать следующие выводы.

Во-первых, история тарифа - это история государственного управления экономической системой во всей ее полноте: и в отношении частного бизнеса, и в отношении государственного сектора экономики, и в отношении транснациональных корпораций, первыми из которых были крупнейшие торговые компании - как, например, английская Ост-Индская. Тариф был самым гибким инструментом этой деятельности, позволявшим доводить управление до высокого искусства, в некоторой степени - даже до изощренности. Но вместе с тем его природа оставалась прежней, такой, какой была со времен Крестовых походов. Во-вторых, несмотря на положительные сдвиги последних лет, система таможенного контроля в РФ нуждается в существенном улучшении. Сохраняется проблема «серого», или недостоверно декларируемого импорта (искажение номенклатуры товаров, занижение таможенной стоимости), что особенно характерно при ввозе товаров народного потребления. Из-за незаконного ввоза потери несет федеральный бюджет, ухудшается внутренняя конкурентная среда, поскольку недобросовестные импортеры получают неоправданные ценовые преимущества, стимулируется коррупция, увеличиваются расходы потребителей. Вступление России в Таможенный союз-это большой шаг к решению многих таможенно-тарифных проблем в России. За истекшее десятилетие Россия сделала важные шаги по созданию системы таможенно-тарифного регулирования, отвечающей международным нормам и правилам. Но сегодня перед страной стоят сложные задачи по переходу на инновационную модель развития, диверсификации экономики и экспорта, укреплению национальной конкурентоспособности. Реализация этого экономического курса требует адекватных мер и в области государственного таможенно-тарифного регулирования, что повышает актуальность темы данного исследования.

Список использованных источников

1)Горчак М.О., Свинухов В.Г. Совершенствование механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ // Российский внешнеэкономический вестник. - 2009. - № 5.

)Ильин А.Е. Особенности таможенно-тарифного регулирования в развитых и развивающихся странах // Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы, №2, 2008.

)Ильин А.Е. Современная система таможенно-тарифного регулирования в России // Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы, №1, 2008.

)Киреев А.П. Международная экономика : в 2 ч. : учеб. пособие для вузов. Ч. I. : Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. М. : Междунар. отношения, 1997.

)Киреев А.П. Указ. соч.

)Киреев А.П. Указ. соч.

)Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России. - 3-е изд., доп./Под общ. ред. А.Е. Жерихова. - М.: РУСИНА- ПРЕСС, 2004

)Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России. - 3-е изд., доп./Под общ. ред. А.Е. Жерихова. - М.: РУСИНА- ПРЕСС, 2004

)Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России. - 3-е изд., доп./Под общ. ред. А.Е. Жерихова. - М.: РУСИНА- ПРЕСС, 2004

)Кукол Е. Что нам даст вступление в ВТО? // Рос. газ.; Неделя № 5671 (295). №6 - http://www.rg.ru/2011/12/29/wto.html

)Лодыженский К.Н. История русского таможенного тарифа. - Спб.: Социум, 2005.

)Михайлушкин АН., Шимко П.Д. Международная экономика - М.: Высшая школа, 2012 // СПС «Консультант Плюс»

)Тихомирова Н. Россия вступит в ВТО по всем фронтам. - http://www.flrs1news.m/news/society/rossiya-vs1:upit-v-vto-po-vsem-fron1am

)Трошкина Т.Н. Таможенно-тарифные инструменты в системе государственно-правового регулирования внешнеторговой деятельности // СПС «Консультант Плюс».

Похожие работы на - Эволюция российского таможенного тарифа

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!