Таможенный тариф: содержание, виды и функции

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,17 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Таможенный тариф: содержание, виды и функции

Введение

Современное экономическое развитие характеризуется ярко выраженной тенденцией интеграции национальных экономик в межстрановые региональные и единый мирохозяйственный комплексы, стремлением к созданию обширных зон свободной торговли, к повышению роли международных соглашений по обмену товарами и услугами, по движению финансовых ресурсов. Внешние экономические связи стали объективно обусловленными и превратились в важнейший фактор экономического роста. Во многих странах именно они определяют состояние национальной экономики, и эта тенденция в перспективе усилится.

В системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) особая роль отводится таможенной службе как наиболее динамично развивающейся, своевременно и качественно обслуживающей участников ВЭД. Эта роль обусловлена ростом масштабов внешнеэкономических связей. Если раньше внешнеэкономическая деятельность, а значит и импорт товаров и услуг, была монопольной сферой деятельности государства, то сегодня ситуация изменилась: Российская Федерация пошла по пути либерализации внешней торговли, открыв свободный доступ к участию в ней предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов. Таможенная политика - это мощный рычаг, при помощи которого государство может и стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе.

Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая как, непосредственно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы), так и ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, "добровольные" ограничения экспорта и т. д.). Наиболее распространенными средствами служат таможенные тарифы, целями, использования которых являются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях).

Характер и задачи внешнеэкономического, в том числе тарифного регулирования тесно связано с общей экономической обстановкой в стране, с внутренними и внешними условиями ее развития. Россия стремится к созданию и совершенствованию открытой экономики, полномасштабному вхождению в мировое хозяйство. Это вызывает необходимость постоянного развития специфического вида государственной и профессиональной деятельности по налаживанию внешних связей и определяет особое значение таможенного регулирования экономических связей. Многогранность и сложность возникающих в такой ситуации проблем обусловливают поиск и выбор новых форм организации и содержания деятельности таможенной службы, включая усиление координации с федеральными органами государственной власти, региональными администрациями, межотраслевыми структурами, финансовыми и инвестиционными организациями, непосредственно с участниками внешнеэкономической деятельности, а также повышает требования к теоретическому осмыслению и обоснованию путей обеспечения таможенной службой государственных, общественных и личных интересов граждан, охраны от посягательств извне на здоровье населения, имущественные интересы, национальные традиции и среду обитания. В течение последних двух десятилетий в процессе либерализации международной торговли значительно снизился общий уровень таможенных пошлин и увеличилась доля беспошлинных позиций в национальных тарифах, получила широкое распространение новая универсальная внешнеторговая товарная номенклатура и практика заключения региональных соглашений с преференциальным таможенно-тарифным режимом для их участников, осуществлено преобразование основных многосторонних организаций в области регулирования торговли, сопровождавшееся предоставлением им больших функций и вызвавшее увеличение числа стран-членов. Все более широко и эффективно применяются нетарифные меры регулирования внешней торговли, однако таможенно-тарифная политика по-прежнему выступает ключевым фактором, определяющим национальный торговый режим и условия доступа иностранной продукции на внутренний рынок.

Для обеспечения таможенного регулирования на единой таможенной территории Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана был разработан единый Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС). Для Республики Казахстан и Российской Федерации ТК ТС вступил в силу с 1 июля, а для Республики Беларусь - с 6 июля. ТК ТС стал основным документом таможенного регулирования в Таможенном союзе. С 1 января 2010 года Комиссии таможенного союза переданы полномочия в области регулирования внешней торговли, такие как изменение ставок ввозных таможенных пошлин, ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза, установление тарифных льгот и тарифных квот, определение системы тарифных преференций, введение нетарифных мер регулирования. 2011 год стал вторым годом осуществления таможенно-тарифного регулирования в условиях передачи функции применения большинства инструментов внешнеторговой политики органам управления таможенного союза, и в первую очередь Комиссии таможенного союза. В связи с этим совершенствование подходов и механизмов, обеспечивающих реализацию задач таможенно-тарифной политики Российской Федерации в 2011 году в рамках установленного порядка принятия решений органами управления таможенного 16 союза, осуществились на основе учета положительного и отрицательного опыта этой работы в 2010 году, реального вклада внешнеторгового фактора в решение важнейших задач социально-экономического развития. Реализация мер таможенно-тарифной политики в условиях функционирования таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что в условиях перехода страны к рыночной экономике возникла необходимость в создании адекватного таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как составной части системы государственного управления этой важной сферой.

Объект курсовой работы - таможенные тарифы как важнейший инструмент современной таможенной политики.

Предмет - общественные отношения, возникающие при использовании таможенного тарифа.

Цель - рассмотреть и проанализировать таможенные тарифы и тенденции их развития.

На основании цели в работе поставлены следующие задачи:

проанализировать понятие и составляющие элементы таможенных тарифов;

выявить виды и функции таможенного тарифа

рассмотреть формирование таможенного тарифа в РФ;

изучить влияние таможенного тарифа на ВЭД;

проанализировать нормативно-правовые основы таможенно-тарифного регулирования;

рассмотреть основные направления деятельности таможенно-тарифной политики в 2014-2015 годах.

При написании работы были использованы учебные пособия, периодические издания, законодательная база.

Глава 1. Таможенный тариф, его содержание, виды и функции

.1Понятие, признаки и элементы таможенного тарифа

Таможенный тариф является важнейшим комплексом инструментов государственного регулирования внешней торговли. Применение тарифа представляет собой процесс таможенно-тарифного регулирования внешнеторговых операций. Таможенные тарифы и пошлины являются основным инструментом торговой политики государства, правомерность применения которого признается международными нормами. Таможенный тариф может определяться как:

инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД);

конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины. Таможенные тарифы как инструмент торговой политики используются с начала XVIII в. Несмотря на многократное снижение пошлин, проведенное после Второй мировой войны, таможенные тарифы играют существенную роль в регулировании современной внешней торговли, воздействуя на объем и структуру импорта. Одной из важных функций таможенного тарифа является защита национальных производителей от иностранной конкуренции. Сдерживание импорта осуществляется посредством сравнительно высоких ставок пошлин и прогрессивного увеличения размеров таможенных сборов в зависимости от степени обработки товаров. Таможенные тарифы изменяются в соответствии с объективными процессами развития национальных хозяйств и структурными сдвигами в международной торговле.

Таможенный тариф имеет следующие признаки:

)таможенный тариф - это комплексный инструмент государственного регулирования внешней торговли;

)инструмент экономического регулирования или экономического воздействия на параметры внешней торговли;

)таможенный тариф базируется на специальных классификациях товаров как объектов внешней торговли, как объектов тарифного регулирования. В России в качестве такого классификатора применяется ТН ВЭД;

)таможенный тариф в любой стране имеет особую нормативно - правовую базу применения;

)таможенный тариф содержит коды товаров в соответствии с их местом в ТН ВЭД. Содержит наименования товаров, подлежащих таможенному обложению;

)тарифы содержат определенное количество видов и уровней ставок таможенных пошлин.

Элементами таможенного тарифа являются: таможенные пошлины, их виды и ставки, система группировки товаров, таможенная стоимость товаров и методы ее определения, тарифные льготы и привилегии. Таможенная пошлина - это платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию. Уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается мерами государственного принуждения. Ставка таможенной пошлины - это указанный в таможенном тарифе денежный размер платежа, подлежащий взиманию таможенными органами за конкретный товар, ввозимый на таможенную территорию. Ставки таможенных пошлин определяются Правительством, являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и каких-либо других факторов. Система группировки товаров - это распределение товаров по определенным группам в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, разработанной на основе общемировой практики классификации товаров. Таможенная стоимость товара - это цена сделки, фактически уплаченная за товар на момент пересечения им таможенной границы. Тарифные льготы - это льготы, предоставляемые в форме возврата ранее уплаченной таможенной пошлины, в форме освобождения от уплаты пошлин, в форме снижения ставки таможенной пошлины либо в форме установления тарифных льгот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров. Таможенные преференции - это специальные преимущества, предоставляемые при обложении таможенными пошлинами всех или нескольких видов товаров отдельных стран и не распространяющиеся на аналогичные товары других стран.

Основными видами таможенных пошлин являются конвенциональные и автономные. Конвенциональные пошлины применяются к вещам, происходящим из стран и их союзов, пользующихся в данном государстве режимом наибольшего благоприятствования в торговле. Их размеры устанавливаются в соответствии с международными договорами и являются минимальными. Автономные таможенные пошлины, напротив, применяются к вещам, которые происходят из стран и их союзов, не пользующихся в стране режимом наибольшего благоприятствования. Они являются одним из основных инструментов защиты национальной экономики от неблагоприятного воздействия внешних экономических факторов и по размеру являются максимальными.

Особые таможенные пошлины могут быть как конвенциональными, так и автономными. Специальные пошлины носят автономный характер, отличаются повышенными размерами ставок и применяются в качестве защитной меры для отечественных производителей от иностранных конкурирующих товаров либо как ответная мера на дискриминационные действия со стороны других стран. Преференциальные таможенные пошлины отличаются пониженным размером ставок и применяются в отношении вещей, происходящих из государств, заключающих договоры о взаимном снижении размеров таможенных пошлин на определенные товары, образующих таможенный союз или зону свободной торговли. Таможенные тарифы предусматривают возможность введения дополнительных пошлин. К дополнительным пошлинам относятся: антидемпинговые, компенсационные и картельные. Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость, если такой импорт наносит экономический ущерб национальным товаропроизводителям. Компенсационные пошлины применяются в отношении тех импортных товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если данный импорт наносит ущерб национальным производителям аналогичной продукции. Величина ставок дополнительных пошлин обычно в несколько раз превышает уровень максимальных ставок и, кроме того, могут быть предусмотрены дополнительные формы юридической ответственности импортеров (штрафы и т. п.). При классификации таможенных пошлин по времени действия автономные считаются постоянно действующими, временные вводятся на определенный период времени (например, на период применения экономических санкций), сезонные используются в определенное время года сроком, как правило, не более 4 месяцев. При взимании таможенных пошлин обычно применяются три способа. Основной из них - взимание процента от стоимости товара.

Такие пошлины называются адвалорными. Другой способ предполагает, что таможенный тариф устанавливается в стоимостном выражении за определенную количественную единицу товара, чаще всего за единицу веса, объема или количества. Эти пошлины называются специфическими.

При их использовании важную роль играет выбор веса брутто или нетто. Комбинированные таможенные пошлины сочетают оба этих способа и предполагают одновременное их использование, либо на выбор, либо берется та ставка, которая позволяет получить наибольшую сумму таможенного сбора.

таможенный пошлина тариф конвенциональный

1.2Виды и функции таможенных тарифов

Таможенные тарифы классифицируются по различным признакам: характеру происхождения, направлениям, количеству ставок для одного товара, методу исчисления, времени действия. Прежде всего, тарифы делятся на простые и сложные. Простой тариф предусматривает для каждого товара одну ставку таможенных пошлин, которая применяется вне зависимости от страны происхождения товара. Данный тариф не предусматривает достаточной маневренности в таможенной политике, и поэтому он не соответствует современным условиям конкурентной борьбы на мировом рынке. Сложный тариф предполагает определение по каждому товару двух и более ставок таможенных пошлин. Сложный таможенный тариф наиболее часто используется во внешнеторговой политике государств, так как позволяет оказывать давление на одни страны, облагая их товары более высокими пошлинами, или предоставлять льготы другим государствам, развивая более тесное экономическое сотрудничество.

Автономный - таможенный тариф, который вводится, изменяется и отменяется государством в автономном режиме, т.е. без согласования с другими государствами или союзами других государств. Особенности:

)решение об отводе и вводе принимается государством самостоятельно в соответствии с теми полномочиями, которыми государство обладает как носитель таможенного суверенитета;

)правовая база такого тарифа - исключительно национальные нормативно-правовые документы;

)государство в этом случае присоединяется к международным соглашениям по вопросам предоставления тарифных преференций и другим проблемам тарифного регулирования;

)решение о введении каких-либо ставок или видов пошлин принимают уполномоченные органы государства без каких-либо консультаций с уполномоченными органами стран-внешнеторговых партнеров;

)такой тариф часто являлся способом реализации внешнеторговой политики - протекционизма в области внешней торговли;

)этот тариф часто применялся в условиях недостаточной открытости национальной экономики отдельных стран, которые характеризовались реализацией курса на эк. замкнутость или закрытость.

Конвенционный - таможенный тариф в рамках которого решение по использованию тарифных инструментов принимается (полностью или частично) на основе соглашений с другими странами или союзами других государств. Конвенционный - систематизированный перечень ставок таможенных пошлин, которые вводятся, изменяются или отменяются на основе соглашений с другими странами-внешнеторговыми партнерами. В этом тарифе определенную долю занимают ставки таможенных пошлин, которые согласованы с другими государствами-внешнеторговыми партнерами. В отдельных случаях согласованные ставки могут быть установлены на более низком уровне, чем ставки пошлин с третьими странами. Одним из примеров введения и использования конвенционного тарифа является единый таможенный тариф государств, входящих в таможенный союз или стран экономического союза.

Интегрированный тариф - таможенный тариф, который кроме информации собственно тарифного характера содержит сведения о применении других инструментов государственного регулирования экспорта или импорта конкретные товары на национальную или единую таможенную территорию. Этот тариф содержит:

.обычно известную информацию собственно тарифного характера (код товара, наименование, единицы измерения, одна или несколько ставок ввозных или вывозных пошлин);

.может содержать ставки сезонных пошлин (только на товары сезонного характера); ставки особых пошлин, если на данный товар введены антидемпинговые, компенсационные или специальные пошлины;

.может быть указано наличие или отсутствие тарифной квоты, введенной группой государств для какого-либо товара (группы товаров) на определенный период времени.

Запретительный таможенный тариф - тариф, который применяется рядом государств в целях ограничения или даже полного экономического запрета ввоза или вывоза товара на таможенную территорию страны. Обычно применяется для жесткого ограничения масштаба ввоза импорта иностранного товара на территорию страны. Отсутствует формальный запрет или количественные ограничения на ввоз или вывоз товаров. Инструментом ограничения ввоза (вывоза) товаров является исключительно только таможенная пошлина соответствующего вида и ставки. Этот тариф обычно является автономным, поэтому выбор видов и ставок пошлин, а также их изменение Правительство выполняет без каких-либо консультаций с государствами-контрагентами. Полный запрет импорта отдельных товаров государство осуществляет с помощью системы жестких защитных тарифных мер. При этом их защитный эффект усиливается за счет одновременного использования косвенных налогов, база для формирования которых включает в качестве элемента применяемые таможенные пошлины. Этот тариф государство может применять в сочетании с мерами нетарифного регулирования, включая меры количественного ограничения ввоза (вывоза) товара (контингентирование, квотирование). Это высокая средненоминальная и средневзвешенная ставка таможенных пошлин. Использование этого тарифа уменьшает ценовую конкурентоспособность иностранного товара за счет увеличения величины косвенных налогов, которыми облагается импортный товар, а также торговых наценок в оптовой и розничной торговле. В результате применения этого тарифа резко уменьшается ценовая конкурентоспособность импортного товара на внутреннем рынке или экспорта товара на любых секторах мирового рынка.

По виду внешнеторговых операций различают: импортный и экспортный тариф. Импортный тариф - который применяется для регулирования объема и структуры ввоза иностранных товаров на коммерческих условиях. В России эти товары ввозятся на условиях режима выпуска для внутреннего потребления. Экспортный тариф - который государство применяет для регулирования объема и структуры вывоза отечественных товаров в коммерческом режиме. По количеству ставок различают: одноколонный, двухколонный, многоколонный. Одноколонный - таможенный тариф, который государство для тарифного регулирования внешней торговли применяет только одну ставку пошлины для регулирования ввоза (вывоза) товаров. Двухколонный (двойной тариф) - таможенный тариф, в рамках которого государство предусматривает использование 2-х различных ставок таможенных пошлин. Этот тариф обычно относят к типу сложных таможенных тарифов. Многоколонный тариф. К многоколонным обычно относят тарифы, которые содержат более 2 ставок таможенных пошлин. Этот тариф может содержать ставки таможенных пошлин и другие инструменты тарифного регулирования, которые являются автономными, а другие - конвенционными или договорными. Этот тариф содержит как минимум 3 уровня ставок таможенных пошлин. 1уровень - базовые ставки таможенного тарифа. Применяются в торговле с другими государствами или союзами государств, с которыми подписаны соглашения о взаимном предоставлении РНБ. 2уровень - генеральные ставки (максимальные). Самые высокие по величине. Устанавливаются через введение коэффициента корректировки базовых ставок пошлин. 3уровень - преференциальные ставки (более низкие чем базовая ставка). Обычно преференциальные ставки применяются в соответствии с общей системой преференций.

Тарный таможенный тариф. Объект ввоза - ввозимая тара; вывозимая тара за пределы таможенной территории страны. Тариф может применяться только при условии перемещения товара через таможенную границу. Тариф может применяться по отношению только к порожней таре (т.е. пустая). Тариф применяется в том случае, если тара не облагается пошлинами вместе с товаром. Возвратная тара - которая должна возвращаться экспортеру. К таре могут относиться следующие объекты: грузовые контейнеры; ж/д вагоны и платформы; грузовые автомобили; морские суда; транспортные самолеты. Правительством страны может приниматься решение 1) о полной отмене тарной пошлины; 2) об увеличении такой пошлины; 3) о ее снижении, в том числе на заранее указанный период времени.

Транзитный таможенный тариф - совокупность таможенных пошлин для обложения товара и транспортных средств, перемещаемых чрез таможенную территорию одной страны в процессе их движения. Тариф включает следующие элементы: перечень товаров, перемещаемых через таможенную территорию страны в режиме транзита; ставки таможенных пошлин, которые применяет государство для обложения ввозимых транзитных товаров; виды транзитных таможенных пошлин; совокупность условий применения транзитных пошлин и транзитного тарифа. Транзитный тариф применяется только по отношению к иностранным товарам и транспортным средствам, пересекающим таможенную территорию страны в рамках таможенного режима международного транзит. Эти товары оформляются с помощью специальных транзитных документов, подтверждающих факт невозврата этих товаров на таможенную территорию страны.

Функции таможенного тарифа:

фискальная - обеспечивает необходимое пополнение доходной части бюджета;

защитная - предохраняет отечественное производство (отдельные национальные отрасли экономики) от чрезмерного уровня иностранной конкуренции, которым может быть нанесен существенный ущерб;

регулирующая - оказывает определенное влияние на формирование структуры производства, на механизм ценообразования, поощряет развитие одних отраслей и сдерживает развитие других;

торгово-политическая (которая может рассматриваться также как элемент регулирующей функции) - является инструментом косвенного воздействия на экономическую политику других государств, играет определенную роль в достижении баланса экономических интересов между странами.

Таким образом, таможенный тариф является основным инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком. Основные экономические задачи таможенного тарифа сформулированы в законе Российской Федерации "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993 г., которым предусматриваются следующие меры: - рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию; - поддержание рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации; - создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации; - защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. Многоплановость и специфика влияния таможенного тарифа на развитие внешнеторговых отношений и экономики страны в целом требуют взвешенного подхода к определению уровня ставок пошлин, так как необходимо учитывать всю совокупность возможных экономических, а также социальных последствий. Формирование таможенного тарифа в РФ и его место в регулировании внешнеэкономической деятельности подробно раскрывается в главе 2.

Глава 2. Таможенный тариф РФ

.1 Формирование таможенного тарифа в РФ

История таможенных тарифов в России начинается с XVIII века. В конце царствования Петра I был разработан и введен в действие первый в России таможенный тариф. Замысел монарха состоял в том, чтобы таможенное обложение соответствовало степени развития российского производства. Поэтому тарифом 1724 г. предусматривались разнообразные пошлины, размер которых колебался от 3 до 75% стоимости товара.

После Октябрьской революции новая власть также придавала значение регулированию таможенных тарифов. 19 декабря 1928 г. был принят Таможенный кодекс Союза ССР, в соответствии с которым главной задачей таможен стал "фактический контроль за выполнением постановлений о государственной монополии внешней торговли". Обеспечение фискальных интересов (т.е. взимание пошлин и таможенных сборов) рассматривалось законодателем как дополнительная, второстепенная функция.

Уже с конца 20-х годов и особенно в начале 30-х годов происходит полный отказ от экономических методов управления, утверждаются командно-административные начала регулирования общественных отношений. Этот процесс затронул и таможенную сферу. Вследствие резкого сокращения оборота международного пассажирского сообщения, уменьшения числа участников внешнеторговых связей таможенное дело в целом и таможенный контроль в частности перестали играть важную роль в регулировании экспортно-импортных операций. Такая ситуация сохранялась вплоть до конца 80-х годов. Экономическая реформа, начатая в 1986 г., открыла новый этап в развитии отечественной таможенной системы. Таможенное дело стало ориентироваться на свободный рынок. Существенные изменения в механизме таможенного регулирования приходятся на 1989 г., когда, вслед за отменой государственной монополией внешней торговли и расширением числа участников экспортно-импортных операций, было введено обязательное декларирование товаров и иного имущества, перемещаемого через границу. Именно тогда на таможню в качестве основной возлагается задача взимания таможенных пошлин, налогов, акцизных сборов, а также поручается ведение таможенной статистики.

Либерализация или протекционизм - извечный вопрос внешнеторговой политики любого государства, был, практически однозначно, решен с принятием 15 ноября 1991 года указа Президента РСФСР № 213 "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР". Этим указом официально было положено начало формированию в России системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, заложены основы реформирования данной области хозяйственных отношений, предоставлена практически для всех предприятий возможность беспрепятственного осуществления внешнеторговых операций и установлены общие рамки государственного вмешательства во внешнюю торговлю. В результате, по-существу, были изменены сами принципы работы этой сферы деятельности государства.

С конца 1993 - начала 1994 года, когда со всей очевидностью стали проявляться ошибки, допущенные в результате чрезмерной либерализации внешнеэкономической деятельности, акцент стал смещаться в сторону разработки и внедрения в практику системы контроля за ее осуществлением. Государство начало активнее регулировать внешнеторговую деятельность, посредством разработки соответствующей нормативной правовой базы, которая призвана заложить качественно новые основы для взаимодействия отечественной экономики в целом и отдельных ее отраслей с внешним рынком. Последовала целая череда различных по уровню нормативных правовых актов.

Федеральный закон № 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" был принят 13 октября 1995 года. В дальнейшем были приняты Таможенный кодекс РФ, внесены изменения в Закон "О таможенном тарифе".

И, наконец, 1 июля 2010 года вступает в силу Таможенный кодекс Таможенного союза, что знаменует создание единого таможенного пространства России, Беларуси и Казахстана. Таможенный кодекс таможенного союза полностью базируется на нормах Международной конвенции об упрощении таможенных процедур (Киотской конвенции). В настоящем кодексе таможенный тариф принимает следующую интерпретацию: Единый таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС)


.2 Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности

В рыночной экономике государство осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных органов по регулированию ВЭД осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной, исходя из ее масштабов, положения в современном мире, внешней и внутренней политики государства.

Классическим инструментом регулирования внешней торговли является таможенный тариф, который по характеру своего действия относится к экономическим регуляторам внешней торговли.

Обычно таможенный тариф применяется на национальном уровне, но в тех случаях, когда ряд стран объединяются в торгово-экономическую группировку и создают свой таможенный союз, таможенный тариф становится общим инструментом внешнеторгового регулирования, единым для всех стран-участниц в их торговых отношениях с третьими странами. Примером таможенного союза, объединившего все участвующие страны в единую таможенную территорию с единым таможенным тарифом, является Европейское экономическое общество

Порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ установлен Законом РФ "О таможенном тарифе". Вышеназванным законом определены основные цели таможенного тарифа РФ: 1.рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ; 2.поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ; 3.защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции; 4.обеспечение условий для эффективных интеграции РФ в мировую экономику.

В России возрастает роль тарифного регулирования ВЭД, развивается и совершенствуется импортный тариф. Объясняется это тем, что при переходе от централизованно - планируемой экономики к рыночному хозяйству таможенный тариф в наилучшей степени может выполнить роль механизма приспособления экономики России к мировому рынку. В отличие от количественных ограничений, представляющих собой меры административно-технического характера, таможенный тариф не прерывает связь между мировым рынком и национальной экономикой, т.к. является по сути единственным гибким экономическим регулятором ввоза конкретных товаров.

Министерство экономического развития и торговли РФ активно участвует в процессе разработки предложений по внесению изменений и дополнений в таможенный тариф Российской Федерации. Данная работа осуществляется в рамках Комиссии Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно - тарифной политике. В настоящее время в рамках названной комиссии проводится работа по уточнению списка товаров, происходящих из развивающихся стран и в отношении которых будут предоставляться тарифные преференции. С учетом складывающейся экономической ситуации в России предполагается значительно сократить список данных товаров.

Другим важным обстоятельством, к сожалению, до сих пор не получившим должной реализации, является необходимость рассмотрения таможенного тарифа как неотъемлемой части единой налоговой системы, это означает, что необходимо рассматривать таможенные платежи в тесной взаимосвязи с внутренними налогами, обеспечивая оптимизацию уровня структуры налогов в целом.

Учитывая, что практически не разработаны научные модели построения оптимальных, сбалансированных таможенных тарифов, решать эти задачи приходится во многом эмпирическим путем, отслеживая реакцию "потребителей" на изменение тарифов и вырабатывая "корректирующие" воздействия. И в этой ситуации роль Министерства экономического развития и торговли и таможенных органов трудно переоценить. Таможенное и налоговое ведомства должны найти золотую середину: может быть, в каких-то случаях лучше не добрать на таможне, но взять эти деньги на внутренних налогах или, если какая-то отрасль не работоспособна совсем, максимально форсировать объем ввоза данного товара. Но при этом нельзя забывать, что есть товары стратегического значения - продовольствие, лекарства и т.д. Еще одна проблема: таможенные органы должны увязывать свою позицию с МВФ, который требует максимальной либерализации внешней торговли. МВФ настаивает, чтобы мы отказались от комбинированных ставок, считая это определенным ограничением.

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод о том, что Россия проделала долгий путь к созданию Единого таможенного тарифа. Вся эта работа, в большей степени, была направлена на защиту отечественного производства. И, наконец, создание единого таможенного пространства России, Беларуси и Казахстана, позволяет создать систематизированный свод ставок таможенных пошлин. Так же следует отметить, что в современных условиях при определении уровня таможенно - тарифного обложения в целом и разработке предложений по установлению конкретных размеров ставок таможенных платежей приоритетными основными задачами, решение которых должно обеспечиваться с помощью тарифа, являются следующие:

.обеспечение формирования доходной части федерального бюджета за счет таможенных платежей.

.защита отечественного рынка и создание возможностей для развития национального производства.

.создание необходимых предпосылок, стимулирующих развитие конкуренции.

.получение торгово-политических уступок от стран - торговых партнеров Российской Федерации.

.обеспечение решения социально значимых задач, создание возможностей для смягчения кризисных ситуаций и социальной напряженности.

Глава 3. Система таможенно-тарифного регулирования

.1 Нормативно-правовые основы таможенно-тарифного регулирования

Особое место в нормативной базе таможенно-тарифного регулирования отводится его принципам, в которых в концентрированном виде выражено содержание таможенного права, важнейшие основы таможенно-тарифного регулирования. Комплексный характер таможенного законодательства находит свое выражение в системе принципов правового регулирования таможенно- тарифной политики. Часть этих принципов представляют собой административно-правовые принципы регулирования внешнеторговой деятельности и перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. К числу таких принципов российским таможенным законодательством отнесены следующие:

принцип охраны государственной и общественной безопасности при перемещении товаров через таможенную границу;

принцип защиты экономических интересов Российского государства;

принцип дифференциации в правовом регулировании таможенных процедур.

Все законодательство, касающееся организации и функционирования таможенного союза условно можно разделить на 8 блоков. Базовые документы, определяющие суть и этапы создания ТС, его цели, задачи(7 международных договоров). Акты, определяющие меры таможенно-тарифного регулирования во взаимной торговле стран-членов ТС и в отношении третьих стран(9 международных договоров и 6 решений комиссии ТС). Акты, определяющие меры нетарифного регулирования во взаимной торговле стран-членов ТС и в отношении третьих стран(5 международных договоров и 6 решений комиссии ТС). Акты, касающиеся таможенного регулирования на таможенной территории ТС(18 международных договоров и 21 решение комиссии ТС). Акты, определяющие единый порядок надзора(контроля) за безопасностью товаров(продукции) во взаимной торговле с третьими странами(12 международных договоров и 3 решения комиссии ТС). Акты, регулирующие вопросы взимания налогов во внутренней торговли государств- членов ТС(5 международных договоров). Акты, определяющие ведение статистики и внутренней торговли государств-членов ТС(5 международных договоров). Акты, определяющие ведение статистики внешней и внутренней торговли государств-членов ТС(3 международных договора). Акты, касающиеся органов ТС, в частности комиссии ТС(2 международных договора и 3 решения комиссии ТС).

Нормативную базу таможенного союза составляют:

1. Международные договоры государств-членов таможенного союза трех уровней (межгосударственные, межправительственные и межведомственные);

. Решения Комиссии таможенного союза (носящие нормативный характер и непосредственно принимаемые в государствах-членах таможенного союза).

Порядок применения актов таможенного законодательства таможенного союза:

1. Международные договоры и соглашения таможенного союза - применяются непосредственно и после ратификации имеют силу закона;

. Решения Комиссии таможенного союза - применяются непосредственно и могут иметь силу различных актов;

. Национальное законодательство - применяется по вопросам, отнесённым к его компетенции или урегулированным актам органов таможенного союза.

Базовые документы, определяющие суть и этапы создания ТС, его цели, задачи:

1.Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года вступил в силу 23.12.1999г. в РБ, РК и 02.07.2001г. в РФ;

2.Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года (с изм. От 25.01.06 и от 06.10.07) вступил в силу 30.05.03, 28.08.06 и 21.11.08 (изм.);

.Соглашение об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20 мая 2010 года вступило в силу 01.09.2010;

.Протокол о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединение к ним от 06 октября 2007 года вступил в силу 11.12.2008г.

Акты, определяющие единые меры таможенно-тарифного регулирования:

1.Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года вступило в силу 01.01.2010;

2.Соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25 января 2008 года вступило в силу 01.07.2010;

.Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза от 25 января 2008 года вступило в силу 01.07.2010;

.Соглашение о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12 декабря 2008 года - вступило в силу 01.01.2010.

Основными международными актами, регулирующими эти правоотношения являются вступившие в силу с 1 января 2010 года:

·Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года;

·Протокол от условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа от 12 декабря 2008 года;

·Протокол о единой системе тарифных преференций таможенного союза от 12 декабря 2008 года;

·Протокол о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 года;

Далее Решениями Межгоссовета от 27 ноября 2009 года № 18 и 19 утверждены:

·Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС);

·Единый таможенный тариф таможенного союза;

Перечни необходимые для применения тарифных преференций - это:

·Перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций таможенного союза;

·Перечень наименее развитых стран - пользователей системы тарифных преференций таможенного союза;

·Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции.

Акты, определяющие единые меры нетарифного регулирования:

1.Соглашение о едином порядке экспортного контроля государств-членов Евразийского экономического сообщества от 28 октября 2003 года - вступило в силу 21.12.2007;

2.Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 года и Решение Комиссии ТС № 132 "О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации", которыми определены:

·единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз;

·положения о применении ограничений;

·правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами;

·порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами на единой таможенной территории в отношении третьих стран.

3.Соглашения о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 09 июня 2009 года вступило в силу 01.01.2010;

4.Соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 09 июня 2009 года.

Акты, касающиеся таможенного регулирования на единой таможенной территории:

1.Договор о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года вступил в силу для РФ и РК 01.07.2010, для РБ - 06.07.2010;

2.Соглашение о взаимной административной помощи таможенных органов государств-членов таможенного союза от 21 мая 2010 года;

.Соглашение о требованиях к обмену информацией между таможенными органами и иными государственными органами государств-членов таможенного союза от 21 мая 2010 года;

.Соглашения об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории таможенного союза о 21 мая 2010;

.Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010;

.Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010;

.Протокол об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории таможенного союза от 05 июля 2010;

.Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском от 18 июня 2010;

.Решение КТС от 18 июня 2010 № 323 "О перечне товаров, в отношении которых не могут применяться специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору" - вступило в силу 01.07.2010;

.Решение КТС от 20 мая 2010 года № 257 "Об Инструкции по заполнению таможенной декларации и формах таможенной декларации" - вступило в силу 01.01.2011.

.Соглашение о порядке перемещения товаров по линиям электропередачи и трубопроводным транспортом;

.Соглашение об особенностях применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (1975г.).

И еще более 20 решений Комиссии Таможенного союза, принятых в соответствии с ТК ТС и иными международными договорами государств-членов таможенного союза.

3.2 Основные направления деятельности и факторы формирования таможенно-тарифной политики в 2014-2015 годах

В 2014-2016 годах реализация таможенно-тарифной политики будет тесно увязана с решением приоритетных задач в сфере модернизации и диверсификации экономики, повышения конкурентоспособности и эффективности отечественных производств, что необходимо для успешной работы на глобальном рынке. Таможенно-тарифное регулирование будет осуществляться под влиянием совокупности факторов институционального характера, обеспечивающих дальнейшей рост открытости национальной экономики и развитие внутренней конкурентной среды. Наиболее значимыми среди таких факторов являются: - повышение транспарентности и предсказуемости таможенно-тарифной политики при общей тенденции к снижению уровня тарифной защиты в процессе выполнения обязательств по ВТО; - следование принципам единой торговой политики государств

участников Таможенного союза во взаимоотношениях с иностранными государствами и их объединениями на площадке ВТО, а также других международных экономических организаций, - разработка промышленной и аграрной политики, согласованной с мерами таможенно-тарифного регулирования импорта и экспорта, в целях поддержания отраслевых приоритетов в рамках Единого экономического пространства. Меры таможенно-тарифной политики должны быть нацелены на решение задач модернизации и повышения конкурентоспособности российских отраслей промышленности и сельскохозяйственного производства, которые в перспективе могли бы сформировать экспортный потенциал экономики (нанотехнологии, ядерная энергетика, машиностроение и микро- и оптоэлектроника, биотехнологии, медицинская техника и фармацевтика и прочие), а также служить целям обеспечения продовольственной безопасности страны. Определенные подходы к реализации политики будут обусловлены происходящими в мировой экономике процессами. Несмотря на имеющиеся глобальные и локальные риски, мировое экономическое развитие в среднесрочной перспективе оценивается как умеренно благоприятное.

Определяющее влияние на уровень ставок ввозных таможенных пошлин будет оказывать выполнение обязательств России в ВТО. До 2016 года средний уровень пошлин снизится с 8,5 до 6% по промышленным товарам и с 11,2 до 8,7 - по продовольственным. Несмотря на общее снижение тарифной защиты, изменение уровня для различных категорий товаров будет осуществляться в разные сроки, что создаст предпосылки для постепенной адаптации отраслей российской экономики к новым условиям. Одной из важнейших задач таможенной политики на предстоящий период является повышение эффективности таможенного администрирования. Сохраняет актуальность задача совершенствования правоприменительной практики, решение которой осложняется необходимостью одновременно проводить унификацию регулирования с государствами - членами Таможенного союза. Для решения данной задачи распоряжением Правительства утвержден план мероприятий (дорожная карта) "Совершенствование таможенного администрирования", выполнение которого позволит, в частности, сократить сроки и количество документов, требуемых для совершения таможенных операций, а также перейти на межведомственное электронное взаимодействие и ускорить выдачу разрешительных документов. Важное направление таможенно-тарифной политики Таможенного союза на среднесрочную перспективу - более активное позиционирование Таможенного союза в международной торговой системе для получения преимуществ от расширения торговли и улучшения доступа на внешние рынки. Расширение зоны преференциальной торговли путём заключения соглашений о свободной торговле становится ключевой задачей торговой политики Таможенного союза. Соглашения о свободной торговле должны заключаться прежде всего для достижения значимого экономического эффекта для отечественных компаний и страны в целом через расширение доступа на зарубежные рынки, привлечение передовых технологий.

Можно подвести итог о том, что в течение 2010 года осуществлялась непрерывная работа по разработке таможенного законодательства Таможенного союза, включая Таможенный кодекс Таможенного союза, международные соглашения и решения КТС. 1 января 2010 года были введены единые меры таможенно-тарифного, нетарифного регулирования. 1 июля вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза - основополагающий документ, регулирующий таможенные правоотношения в Таможенной союзе. 29 декабря 2010 года вступил в силу Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Таможенный союз начал работать в условиях, когда подготовка нормативной базы ещё полностью не завершилась. И сейчас продолжаются процессы по внесению оперативных изменений в решения, требующие корректировки, а также доработка соглашений Комиссии ТС, которые по тем или иным причинам не были приняты в срок. То есть, происходит совершенствование и налаживание нормальной системы администрирования, уменьшения отсылочных норм, унификация с международным порядком таможенного оформления в связи с присоединением стран к Киотской конвенции. Так же хочется отметить, что выявление основных направлений деятельности таможенно-тарифной политики на 2014-2015 год говорит о непрерывной работе государственных органов РФ в области таможенного тарифа и таможенного дела в целом.

Заключение

Основным источником российского таможенного права является Таможенный кодекс Российской Федерации. Он определяет правовые и организационные основы таможенного дела и направлен на защиту национального суверенитета Российской Федерации, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдения ими обязанностей в области таможенного дела. В механизме таможенно-тарифного регулирования важнейшая роль отводится Закону "О таможенном тарифе". В нем устанавливается порядок формирования и применения таможенного тарифа как инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу России. Правовые основы тарифного регулирования содержатся в Федеральном законе от 8 декабря 2003 года N 164 - ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Этот закон развивает положения базового Закона о таможенном тарифе. В нем установлены основы государственного регулирования ВЭД, определены формы и методы контроля со стороны государства в данной сфере.

Таможенный тариф, является одним из инструментов государственного регулирования ВЭД. По сути, варьирование ставок таможенных пошлин в тарифе, напрямую зависит как от внутренней, так и от внешней политики государства. Таможенный тариф любой страны представляет собой законодательный акт, содержащий систематизированный перечень товаров, подлежащих таможенному контролю (товарная номенклатура таможенного тарифа) с указанием ставок таможенных пошлин, которыми эти товары облагаются. Современный таможенный тариф - это сложное торгово-политическое средство. Эффективность таможенного тарифа зависит от вида применяемых таможенных пошлин, системы товарной классификации, методологии определения цены товара для целей взимания таможенных пошлин, метода определения страны происхождения импортного товара. Развитие таможенных тарифов происходит в двух направлениях. С одной стороны растет товарная дифференциация таможенных тарифов. Товарная номенклатура современных таможенных тарифов насчитывает 9-11 тысяч товарных позиций. С другой стороны по каждой товарной позиции устанавливается две или большее число ставок пошлин в зависимости от страны происхождения товара. По этому признаку различают простые и сложные таможенные тарифы: простые (одноколонные) таможенные тарифы, предусматривающие одну ставку пошлины для каждого товара вне зависимости от страны происхождения; и сложные таможенные тарифы, устанавливающие по каждому товару две или большее число ставок пошлин.

В современных условиях многие элементы таможенного тарифа (товарная номенклатура, высота применяемых ставок пошлин, структура тарифа по высоте применяемых ставок пошлин и ряд других элементов) регламентируются международными договоренностями, действующими в рамках Всемирной торговой организации и Всемирной таможенной организации. Таможенно-тарифное регулирование является наиболее важным и трудоемким процессом, который включает в себя несколько взаимосвязанных операций:

определение страны происхождения товара;

определение таможенной стоимости товара;

определение таможенных платежей.

Ускорение интеграционных процессов и глобализация экономических связей сопровождаются качественными изменениями функций и роли таможенного дела в реализации внутренней и внешней политики, проявляющимися в создании межгосударственных зон свободной торговли и таможенных союзов. Принятие решений по таможенно-тарифному регулированию внешнеэкономической деятельности имеет первостепенное значение в экономической деятельности таможенной системы.

Таким образом, многоплановость и специфика влияния таможенного тарифа на развитие внешнеторговых отношений и экономики в целом требуют от правительств взвешенного подхода к определению уровня пошлин, учитывающего всю совокупность возможных последствий.

Библиографический список

1.Таможенный кодекс Таможенного союза(приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года N 17) (часть первая): офиц. текст// Собр. законодательства РФ.-2010.-№50.-Ст. 6615.

.Габричидзе, Б.Н. Российское таможенное право/ Б.Н. Габричидзе. - М.: Норма, 2008.-139-149с.

.Глазьев, С. Этапы интеграции//Таможенное регулирование. Таможенный контроль.-2010.-№7.-С.4-5.

.Горшкова, Т.Г. Формирование государственной таможенно-тарифной стратегии в условиях глобализации/ Т.Г. Горшкова. -СПб.: СПбГУЭФ, 2010.-85-101.

.Киреев, А.П. Международная экономика/ А.П. Киреев.-М.: Международные отношения, 2012.-94-100с.

.Козырин, А.Н. Таможенные режимы/ А.Н. Козырин.-М.: Статут, 2009.-35-50с.

.Козырин, А.Н. Правовое регулирование таможенно-тарифного механизма// Право.-2012.-№4.-С.52-53.

.Косаренко, Н.Н. Таможенное право России/ Н.Н. Косаренко.-М.: Флинта, 2010.-272с.

.Некрасов, В.А. Диверсификация таможенно-тарифной политики России/ В.А. Некрасов// ЭКО.-2011.-№3.-С.158.

.Павлова, Е.Е. Таможенно-тарифное регулирование в России/ Е.Е. Павлова.-СПб., 2011.-10-23с.

.Пансков, В.Г. Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности/ В.Г. Пансков.-М.: ИНФРА, 2011.-83с.

.Петров, Ю.М. Практика таможенного регулирования/ Ю.М. Петров.-М., 2011.-448с.

.Подлесных, Т.Н. Таможенно-тарифное регулирование// Право и политика.-2012.-№8.-С.1521.

.Свинухов, В.Г. Таможенное право/ В.Г. Свинухов.-М., 2009.-195с.

.Сорокина, М.Н. Эволюция дореволюционного российского законодательства о таможенном тарифе// Таможенное дело.-2012.-№2.-С.77.

.Халипов, С.В. Таможенное право/ С.В. Халипов.-М., 2009.-55-58с.

.Химичева, Н.И. Таможенное право России/ Н.И. Химичева.-М.: Юрист, 2010.-427с.

.Черниховский, А.Г. Таможенное право/ А.Г. Черниховский.-М.: Данилов и К, 2011.-280-285с.

19.Government.ru-офиц. сайт правительства России

Похожие работы на - Таможенный тариф: содержание, виды и функции

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!